<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

8) обеспечивают правильность применения финансовых санкций, предусмотренных
законодательством Российской Федерации и республик в ее составе, за нарушение
обязательств перед бюджетом, административных штрафов за эти нарушения, допущенные
должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами, и своевременность
взыскания средств по ним;
9) производят осмотр, фиксацию содержания и изъятия у предприятий, учреждений
и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли
(дохода) или иных объектов от налогообложения.
10) осуществляют работу по учету, оценке и реализации конфискованного,
бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству,
и кладов;
11) получают от предприятий, учреждений, организаций, финансовых органов
и банков документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет
(по каждому плательщику и виду платежа) сумм налогов и других платежей, подлежащих
уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых санкций
и административных штрафов;
12) приостанавливают операции предприятий, учреждений, организаций и
граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях
в случаях непредставления (или отказа представить) государственным налоговым
инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов,
деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов
и иных обязательных платежей в бюджет;
13) составляют, анализируют и представляют вышестоящим государственным
налоговым органам установленную отчетность, а районным и городским финансовым
органам - ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и других
платежей в бюджет;
14) осуществляют работу по подбору и расстановке кадров и проводят мероприятия
по повышению их квалификации;
15) ведут в установленном порядке делопроизводство, учет поступающей
корреспонденции и бланков документов строгой отчетности;
16) рассматривают заявления, предложения, жалобы граждан, предприятий,
учреждений и организаций по вопросам налогообложения и жалобы на действия
должностных лиц государственных налоговых инспекций;
17) привлекают в соответствии с действующим законодательством к дисциплинарной
ответственности должностных лиц государственных налоговых инспекций за нарушения,
допущенные ими в работе, если за эти нарушения не предусмотрена административная
или уголовная ответственность.

Комментарий к статье 33

Пункт 1 ст.1 НК РФ устанавливает, что законодательство Российской Федерации
о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии
с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах.
Согласно ст.4 комментируемого Кодекса органы исполнительной власти всех
уровней вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с
налогообложением и сборами только в случаях, предусмотренных законодательством
о налогах и сборах.
В связи с этим судам при рассмотрении споров следует исходить из того,
что с 1 января 1999 г. в силу указанных выше норм приказы, инструкции и методические
указания по применению законодательства о налогах и сборах издаются Государственной
налоговой службой РФ для налоговых органов в целях единообразного применения
ими налогового законодательства и не имеют нормативного значения для налогоплательщиков,
налоговых агентов и других обязанных лиц.
При этом изданные до 1 января 1999 г. инструкции Государственной налоговой
службы РФ по применению конкретных законов об отдельных видах налогов применяются
при разрешении споров в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса
РФ, до отмены в установленном порядке соответствующих законов, но с учетом
положений ст.4 НК РФ, согласно которой нормативные правовые акты органов исполнительной
власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Изменения и дополнения, внесенные в данные инструкции после 31 декабря
1998 г. в установленном порядке с соблюдением требований ст.4 НК РФ, учитываются
арбитражными судами при применении соответствующих инструкций.
В силу ст.11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного
и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом
кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях
законодательства, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
При уяснении для целей налогообложения истинного значения института,
понятия или термина, заимствованного из гражданского, семейного или другой
отрасли законодательства, налоговые и судебные органы при рассмотрении спора
не применяют положения соответствующей отрасли законодательства только в том
случае, когда в законодательстве о налогах и сборах содержится специальное
определение данного института, понятия или термина для целей налогообложения.
Так, при применении положений части первой Кодекса, касающихся индивидуальных
предпринимателей, необходимо руководствоваться определением данного понятия,
изложенным в ст.11 НК РФ, а не нормами ГК РФ.

Комментарий к статье 34

В соответствии со ст.10 ТК РФ таможенные органы Российской Федерации
выполняют следующие основные функции:
1) участвуют в разработке таможенной политики Российской Федерации и
реализуют эту политику;
2) обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением
которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; принимают меры
по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций
при осуществлении таможенного дела;
3) обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность
Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета Российской
Федерации;
4) защищают экономические интересы Российской Федерации;
5) применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических
отношений;
6) взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
7) участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров,
перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, реализуют эти
меры;
8) обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров
и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
9) ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового
законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу
Российской Федерации, пресекают незаконный оборот через таможенную границу
Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного,
исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и
зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных
и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других
товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом
и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в
деятельность международной гражданской авиации;
10) осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление,
создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу
Российской Федерации;
11) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную
статистику Российской Федерации;
12) ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
13) содействуют развитию внешнеэкономических связей республик в составе
Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций
и граждан;
14) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности,
общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека,
защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов
российских потребителей ввозимых товаров;
15) осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно
важных для интересов Российской Федерации материалов;
16) осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;
17) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации
в части, касающейся таможенного дела; участвуют в разработке международных
договоров Российской Федерации, затрагивающих таможенное дело; осуществляют
сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств,
международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
18) проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области
таможенного дела, осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации
специалистов в этой области для государственных органов предприятий, учреждений
и организаций;
19) обеспечивают в установленном порядке Федеральное Собрание РФ, Президента
РФ, Правительство РФ, иные государственные органы, предприятия, учреждения,
организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
20) реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую
и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия труда для
работников этих органов.
Государственный таможенный комитет РФ издает в пределах своей компетенции
нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными
органами Российской Федерации и иными государственными органами Российской
Федерации, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности
и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами. Указанные нормативные
акты подлежат регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормативные акты Государственного таможенного комитета РФ общего характера
вступают в силу по истечении тридцати дней после их опубликования этим комитетом,
за исключением случаев, когда эти акты устанавливают более льготные правила,
чем те, которые действуют, или если акты законодательства Российской Федерации
обязывают Государственный таможенный комитет РФ ввести нормативные акты по
таможенному делу в действие в более короткие сроки.

Комментарий к статье 34.1.

Согласно Инструкции "О порядке уплаты страховых взносов работодателями
и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации" контроль за своевременной
и полной уплатой взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФР) осуществляют отделения
ПФР с участием государственных налоговых органов и Ревизионной комиссии ПФР
в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в органе ПФР и Методическими
указаниями по проведению документальных проверок правильности расчетов работодателей
с ПФР. Проверке подлежат документы с момента предыдущей проверки. В случае,
если проверка не проводилась, проверяются документы за текущий год, включая
завершенный, по данным бухгалтерского учета и за предшествующий календарный
год. Обязательной проверке подлежат документы и за более ранние периоды в
случае обнаружения злоупотреблений, расходования ПФР и сокрытия сумм оплаты
труда. В других случаях нарушения порядка уплаты взносов проверка проводится
по решению руководства отделения ПФР.
В соответствии с Инструкцией "О порядке начисления, уплаты страховых
взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования"
контроль за своевременностью и полнотой начисления и уплаты страховых взносов
в Фонд социального страхования РФ осуществляется Фондом совместно с Министерством
по налогам и сборам РФ, а за рациональным расходованием этих средств в организациях
- Фондом с участием профессиональных союзов. Контроль страхователей осуществляется
органами контрольно-ревизионной службы Фонда социального страхования РФ в
соответствии с Методическими указаниями по проведению документальных проверок
страхователей. Контроль финансово-хозяйственной деятельности региональных
и центральных отраслевых отделений Фонда осуществляется путем проведения периодических
ревизий и проверок контрольно-ревизионной службой Фонда.

Комментарий к статье 35

Акт налоговой проверки, как косвенное доказательство событий налоговых
правонарушений, должен содержать указания на прямые доказательства - первичные
документы финансово-хозяйственной деятельности. Обстоятельства, изложенные
в актах проверок, подлежат доказыванию органом налоговой полиции на общих
основаниях согласно норме абз.2 ст.6 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий
и решений, нарушающих права и свободы граждан". По смыслу ст.55 ГПК РСФСР
обстоятельства, указанные в актах, не могут быть признаны общеизвестными,
если они не доказаны. В связи с непредставлением налоговой полицией каких-либо
доказательств обоснованности выводов актов необходимо учитывать факт наличия
разногласий между налоговыми агентами государства (организациями - источниками
доходов) и налоговыми органами. Согласно ст.8, 9, 11 и 20 Закона РФ "О подоходном
налоге с физических лиц" и ст.24 НК РФ налоговые агенты наряду с налоговыми
органами являются органами, уполномоченными государством применять налоговое
законодательство.
Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного
лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему
должностному лицу этого органа.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу)
подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик или иное обязанное
лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок
по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно
вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым
органом. Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу
или должностному лицу.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему
должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на
основании письменного заявления.
Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы
по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Глава 6. Органы налоговой полиции

Комментарий к статье 36

Федеральные органы налоговой полиции в соответствии с поставленными перед
ними задачами обязаны предотвращать и раскрывать правонарушения, связанные
с нарушением закона о налогообложении прибыли и других актов налогового законодательства.
Для этого они обязаны:
1) проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные
мероприятия и дознание с целью выявления и пресечения налоговых преступлений,
осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых
в их совершении, а также принимать меры к возмещению нанесенного государству
ущерба;
2) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам о
налоговых преступлениях и нарушениях;
3) принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о
налоговых преступлениях и нарушениях и осуществлять в установленном законом
порядке их проверку;
4) обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций,
защиту их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и собственную
безопасность;
5) исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления
судей, письменные поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных
и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве
отдельных процессуальных действий;
6) оказывать содействие налоговым органам, органам прокуратуры, предварительного
следствия, государственной безопасности, внутренних дел и другим государственным
органам в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и нарушений
в области налогового законодательства;
7) проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых
органах и федеральных органах налоговой полиции;
8) осуществлять сбор и анализ информации об исполнении налогового законодательства,
прогнозирование тенденций развития негативных процессов, связанных с налогообложением
юридических и физических лиц, а также информировать высшие органы государственной
власти и управления Российской Федерации о характерных процессах в обществе,
связанных с сокрытием доходов (прибыли) от налогообложения.
Федеральным органам налоговой полиции для выполнения возложенных на них
задач предоставляется право:
1) проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные
мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия
доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание по которым
отнесено законом к ведению федеральных органов налоговой полиции, а также
обеспечения собственной безопасности;
2) пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными
законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного
контроля;
3) осуществлять в необходимых случаях проверки налогоплательщиков (в
том числе контрольные) после проверок, проведенных должностными лицами органов
Государственной налоговой службы РФ, в полном объеме с составлением актов
по результатам этих проверок. Утверждение актов проверок и применение соответствующих
санкций осуществляются начальником органа налоговой полиции или его заместителем;
4) приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и
кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления документов,
связанных с исчислением и уплатой налогов. Решение о приостановлении операций
по указанным счетам принимает начальник органа налоговой полиции или его заместитель;
5) беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые
и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые
налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их. О
всех случаях проникновения в жилые помещения, используемые для индивидуальной
и предпринимательской деятельности, против воли проживающих в них граждан
орган налоговой полиции уведомляет прокурора в течение 24 часов с момента
проникновения;
6) требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений
и организаций независимо от форм собственности, физических лиц устранения
нарушений законодательства о налогах и контролировать его выполнение;
7) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность,
если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления
или административного правонарушения;
8) вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан Российской
Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся
к компетенции федеральных органов налоговой полиции;
9) получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий,
учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц
информацию, необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой
полиции обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный
порядок получения такой информации. Полученная федеральными органами налоговой
полиции информация используется исключительно в служебных целях и разглашению
не подлежит;
10) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи
и транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям
или общественным объединениям (кроме средств связи и транспортных средств
дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных
государств, международных организаций), для предотвращения налоговых преступлений,
преследования и задержания лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых
в их совершении. Федеральные органы налоговой полиции по требованию владельцев
средств связи и транспортных средств возмещают убытки и расходы, понесенные
владельцами в этих случаях;
11) составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах
полномочий, предоставленных законодательством федеральным органам налоговой
полиции, осуществлять административное задержание и применять другие меры,
предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
12) налагать административный арест на имущество юридических и физических
лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях
невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других
обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых
налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет;
13) производить неотложные следственные действия в случаях и порядке,
предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;
14) осуществлять при наличии достаточных оснований внедрение своих аний
внедрение своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений
и организаций независимо от форм собственности в случаях, когда получение
иными способами необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения
доходов (прибыли) невозможно. Внедрение оперативных сотрудников санкционирует
директор Департамента налоговой полиции или его первый заместитель;
15) осуществлять учет лиц, предметов и фактов в пределах полномочий федеральных
органов налоговой полиции;
16) вносить в соответствии с законом в государственные органы, должностным
лицам предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности,
в общественные объединения обязательные, для рассмотрения представления и
предложения об устранении обстоятельств, способствовавших совершению налоговых
преступлений и нарушений;
17) хранить, носить и применять табельное огнестрельное оружие, специальные
средства (кроме водометов, бронемашин и служебных собак), применять физическую
силу в порядке, предусмотренном Законом РСФСР "О милиции";
18) использовать безвозмездно возможности средств массовой информации
для установления обстоятельств совершения налоговых преступлений и нарушений,
лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывающихся от дознания, следствия
и суда;
19) привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству для выявления фактов,
форм и методов совершения преступления и нарушений в области налогового законодательства;
20) выплачивать лицу, представившему информацию о налоговом преступлении
или нарушении, вознаграждение в размере до 10% от сокрытых сумм налогов, сборов
и других обязательных платежей, поступивших в соответствующий бюджет.
К требованиям о возврате из бюджета денежных средств, списанных налоговыми
органами, применяется общий срок исковой давности, установленный гражданским
законодательством.
Высший Арбитражный Суд РФ в "Обзоре практики разрешения споров, возникающих
в сфере налоговых отношений и затрагивающих общие вопросы применения налогового
законодательства" от 31 мая 1994 г. N С1-7 ОП-373 разъяснил, что отношения
между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками, складывающиеся в связи
с осуществлением налоговыми органами налогового контроля за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет
налогов, гражданско-правовыми не являются.

Комментарий к статье 37

Согласно абз.3 п.5 постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря
1996 г. и п.6 ст.108 НК РФ решение вопроса о субъекте налогового правонарушения,
его вине, а также о самом наличии события правонарушения являются необходимыми
основаниями применения налоговой ответственности. В соответствии с указанными
нормами, а также со ст.6 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан" обязанность доказывания этих обстоятельств
возлагается на налоговые органы.
В соответствии со ст.9, 11, ст.20 (п.3) Закона РФ "О подоходном налоге
с физических лиц" предприятия, учреждения и организации, являющиеся источником
доходов своих работников (как по основному месту работы, так и совместителей),
обязаны вести учет их налогооблагаемых доходов, исчислять, удерживать и перечислять
в бюджет налог с этих доходов. Согласно абз.3 п.2 ст.18 Закона РФ "О подоходном
налоге с физических лиц" работники имеют право требовать, а предприятия обязаны
выдавать им справки о суммах начисленного за календарный год дохода и суммах
удержанного с этого дохода подоходного налога. Причем в соответствии с пп."б"
п.1 ст.20 этого Закона работник обязан подтверждать такими справками достоверность
данных деклараций о совокупном годовом доходе, представляемых им в налоговый
орган по месту жительства.
В соответствии с п.7 ст.3 и п.6 ст.108 НК РФ все неустранимые сомнения,
противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах, а также
неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налоговых
правонарушений толкуются в пользу налогоплательщика. Более того, абз.7 пп."а"
и пп."б" п.3.3.2 "Регламента оформления и реализации результатов документальных
проверок", утвержденного Федеральной службой налоговой полиции РФ и Государственной
налоговой службой РФ 19 ноября 1997 г., установлено, что "каждый установленный
в ходе проверки факт нарушения налогового законодательства должен быть проверен
всесторонне, до полного выяснения его существа", а также что в акт проверки
запрещено включать "субъективные предположения проверяющих, не основанные
на достаточных доказательствах".
В порядке ст.56 ГПК РСФСР можно отметить, что часто выборочная методика
проверки, неполные доказательства, противоречия выводов материалам дела и
нормам налогового законодательства не доказывают наличие налоговых правонарушений
и могут свидетельствовать о ненадлежащем исполнении сотрудниками Федеральной
службы налоговой полиции РФ своих служебных обязанностей и о нарушении тем
самым прав и законных интересов налогоплательщиков. Административная имущественная
ответственность по НК РФ имеет ряд существенных особенностей, которые заключаются
в том, что:
1) государственный орган теряет право самостоятельного применения мер
ответственности к правонарушителю (только через суд);
2) в качестве субъекта по сути административной ответственности выступает
юридическое лицо.
Административная ответственность юридических лиц появилась в российском
налоговом законодательстве с выходом в свет Закона РФ от 21 марта 1991 г.
"О Государственной налоговой службе Российской Федерации". Однако этот Закон,
а также последующий Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
не определяли закрепленные в них меры ответственности именно как меры административной
ответственности. Пока теория права не дает однозначного ответа на вопрос о
возможности, необходимости и целесообразности применения мер административной
ответственности к юридическим лицам.

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате
налогов и сборов

Глава 7. Объекты налогообложения

Комментарий к статье 38

Часть первая комментируемой статьи Налогового кодекса Российской Федерации
дает более точное определение объекта налогообложения по сравнению с предыдущим
налоговым законодательством, в частности, по сравнению с Законом "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации". Статья 5 указанного Закона давала

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 27)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>