<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

РФ). СК содержит также нормы о праве, подлежащем применению (российского или
иностранного государства) к семейным отношениям с участием иностранных граждан
и лиц без гражданства (коллизионные нормы), которые в соответствии со ст.71
(п."п" ч.1) относятся к исключительной компетенции РФ.
3. В части 2 п.2 комментируемой статьи определено соотношение федерального
законодательства и законодательства субъектов РФ. Вопросы, отнесенные к ведению
субъектов РФ, указаны в ст.13, 32, 58, 121, 123, 151 СК. Законодательство
субъектов РФ может разрешать также вопросы, непосредственно СК не урегулированные,
но при этом входящие в круг семейных отношений, указанных в ст.2 СК (см. комментарий
к ней). Регулирование этих вопросов не должно также противоречить основным
началам семейного законодательства, закрепленным в ст.1 СК (см. комментарий
к ней).
4. Понятие "семейное законодательство" включает в себя только законодательные
акты: СК, другие федеральные законы и законы субъектов РФ (п.2 ст.3 СК). Наряду
с ними вопросы, относящиеся к кругу отношений, регулируемых семейным законодательством
(ст.2 СК), могут быть решены актами Президента РФ и Правительства РФ, а на
уровне субъектов РФ - нормативными правовыми актами органов исполнительной
власти субъектов РФ, принимаемыми во исполнение и в соответствии с законами
субъектов РФ.
СК дает основание сделать вывод, что указы Президента РФ, не противоречащие
СК или другим федеральным законам, могут быть приняты по любому вопросу, который
входит в компетенцию Президента РФ (ст.80-90 Конституции РФ).
В соответствии со ст.115 Конституции РФ Правительством РФ могут издаваться
нормативные правовые акты на основании и во исполнение СК, других федеральных
законов и нормативных указов Президента РФ. Ведомственные нормативные акты
по вопросам семейного права могут издаваться только по прямому поручению Правительства
РФ, содержащемуся в принятом им постановлении на основании и во исполнение
СК (других федеральных законов) и указов Президента РФ. Постановление Правительства
РФ, противоречащее СК, другим федеральным законам и указам Президента РФ,
может быть отменено Президентом РФ (ст.115 Конституции РФ).
5. СК относит к компетенции Правительства РФ следующие вопросы:
определение видов заработка и (или) иного дохода родителей, из которых
производится удержание алиментов (ст.82 СК). Их перечень утвержден постановлением
Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 "О перечне видов заработной платы
и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних
детей" (СЗ РФ, 1996, N 31, ст.3743);
установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся
без попечения родителей (ст.122 СК). Такой порядок в настоящее время установлен
постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 919 "Об организации
централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей" (СЗ РФ,
1996, N 33, ст.3995);
определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить
ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную
семью (ст.127 СК). Такой перечень определен постановлением Правительства РФ
от 1 мая 1996 г. N 542 (СЗ РФ, 1996, N 19, ст.2304);
установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых
ежемесячно на содержание детей опекуну или попечителю (ст.149 СК). Выплата
указанных средств на содержание подопечных детей производится на основании
постановления Правительства РФ "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей" от 20 июня 1992 г. N 409 и Положения
о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством),
утвержденного приказом Минобразования РФ от 16 февраля 1993 г. N 50 (БНА РФ,
1993, N 6);
утверждение Положения о приемной семье (ст.151 СК). В настоящее время
действуют постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829, которым
утверждено Положение о приемной семье (СЗ РФ, 1996, N 31, ст.3721);
установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых
ежемесячно на содержание детей приемной семьей (ст.155 СК). Уровень их материального
обеспечения установлен в Положении о приемной семье, утвержденном постановлением
Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье".

Комментарий к статье 4 кодекса

1. В регулировании применения гражданского законодательства к семейным
отношениям с принятием СК и ГК произошли существенные изменения. Ранее действовавшее
законодательство допускало регулирование семейных отношений нормами гражданского
права только в случае прямого указания закона. В ст.2 ГК 1964 г. было указано,
что семейные отношения регулируются только семейным законодательством. Субсидиарное
применение гражданского законодательства к семейным отношениям хотя и не было
предусмотрено законом, но в определенных случаях допускалось, поскольку семейное
законодательство не содержало целого ряда необходимых понятий и институтов,
которые приходилось заимствовать из гражданского законодательства. Субсидиарное
применение гражданского законодательства происходило при регулировании исполнения
семейно-правовых обязательств, определении валюты платежа, места, способов,
момента исполнения, просрочки должника и кредитора и так далее.
Возможность субсидиарного применения гражданского законодательства к
семейным отношениям впервые получила законодательное закрепление в Основах
ГЗ. В п.3 ст.1 Основ содержалось указание на то, что к семейным отношениям
гражданское законодательство применяется в случаях, когда эти отношения не
регулируются семейным законодательством.
2. Новый СК допускает практически неограниченное применение гражданского
законодательства к семейным отношениям. Основанием для такого применения является
отсутствие норм семейного законодательства, регулирующих отношениям между
членами семьи, и наличие норм гражданского законодательства, регулирующих
данные отношения. Кроме того, необходимо, чтобы применение норм гражданского
законодательства не противоречило существу семейных отношений. Такое ограничение
связано с тем, что семейные отношения в ряде случаев обладают по сравнению
с гражданскими определенной спецификой. Например, семейные отношения, как
правило, безвозмездны и существуют вне сферы рыночных отношений, поэтому применение
к ним норм гражданского права, регулирующих возмездные отношения, может вступить
в противоречие с существом семейных отношений. Так, при применении мер ответственности
за несвоевременную уплату алиментов лицу, получающему алименты, возмещаются
убытки, понесенные им в результате несвоевременного исполнения. Семейное законодательство
не содержит понятия убытков. Следовательно, возникает необходимость обращения
к п.2 ст.15 ГК. Однако применение правила гражданского законодательства о
полном возмещении вреда, включая упущенную выгоду, противоречит природе и
существу алиментного обязательства. Алиментные платежи предназначены для обеспечения
их получателя средствами к существованию, а не для извлечения прибыли, следовательно,
доходы, не полученные лицом, имеющим право на алименты, в результате просрочки
их уплаты (упущенная выгода) не подлежат возмещению.
3. Важное теоретическое и практическое значение имеет решение вопроса
о том, на каком основании происходит применение гражданского законодательства
к семейным отношениям. В п.1 ст.2 ГК указано, что гражданское законодательство
регулирует "другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные
отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности
их участников". Семейные отношения обладают всеми указанными признаками: их
участники юридически равны, обладают автономной волей, и их имущество обособлено
от имущества других членов семьи. Следовательно, можно сделать вывод, что
семейные отношения являются разновидностью отношений, регулируемых гражданским
правом, обладающей, однако, рядом специфических особенностей. Таким образом,
нормы гражданского законодательства соотносятся с нормами семейного законодательства
как общие и специальные, и применение гражданско-правовых норм к семейным
отношениям подчиняется следующему правилу: при наличии специальных норм семейного
законодательства семейные отношения регулируются ими, если же их нет, применяются
общие гражданско-правовые нормы. Этот вывод подтверждается соотношением целого
ряда норм семейного и гражданского законодательства. Так, ст.256 ГК устанавливает
общие правила, касающиеся брачного договора, а гл.8 СК содержит специальные
правила, касающиеся его содержания, порядка заключения, расторжения и признания
недействительным. Статья 101 СК указывает, что к заключению, изменению и признанию
недействительным соглашения об уплате алиментов применяются общие нормы гражданского
законодательства, а п.4 ст.101 и ст.102 СК определяют специальные условия
для изменения и признания недействительными соглашений об уплате алиментов,
связанные с его спецификой.

Комментарий к статье 5 кодекса

1. Комментируемая статья определяет порядок восполнения пробелов законодательства
в тех случаях, когда семейные отношения непосредственно не урегулированы нормами
семейного, гражданского права или соглашением сторон.
Ранее, до принятия СК, аналогия закона и аналогия права предусматривалась
только гражданским процессуальным законодательством. В ст.10 ГПК предусмотрено,
что в случае отсутствия закона, регулирующего спорное отношение, суд применяет
закон, регулирующий сходное отношение. Это называется аналогией закона. Если
же сходного закона нет, суд исходит из общих начал и смысла соответствующего
законодательства. Это называется аналогией права.
2. Прежде чем применять аналогию закона при регулировании семейных отношений,
нужно удостовериться, что спорное отношение между членами семьи непосредственно
не урегулировано нормами права и его нельзя разрешить путем толкования соответствующих
статей СК и ГК. В случае отсутствия такой возможности применяются нормы семейного
или гражданского права, регулирующие сходные отношения. Приоритета перед гражданским
правом нормы семейного права не имеют. При выборе применяемых норм следует
руководствоваться тем, какие из них регулируют отношения, наиболее близкие
по своему характеру к тем, которые нужно определить.
Например, в ст.96 СК установлено право фактических воспитателей ребенка,
длительное время осуществлявших содержание и воспитание несовершеннолетнего,
в случае нуждаемости и нетрудоспособности, при наличии определенных условий,
получать содержание от бывших воспитанников. В СК не определены правовые взаимоотношения
между фактическим воспитателем и несовершеннолетним. В случае спора нужно
полагать, что права и обязанности фактических воспитателей сходны с правами
родителей по воспитанию и образованию детей (ст.63-65 СК), т.е. применять
эти положения по аналогии закона.
Применение норм семейного или гражданского права по аналогии недопустимо,
если их применение к спорному отношению противоречит существу регулируемых
семейных отношений (см. комментарий к ст.4 СК).
3. При отсутствии сходных норм в семейном или гражданском праве конкретный
семейно-правовой спор разрешается путем применения к нему общих начал и принципов
семейного или гражданского права (аналогии права). Эти принципы сформулированы
в ст.1 СК (см. комментарий к ней) и в ст.1 ГК.
На практике необходимость в применении аналогии закона и, тем более,
аналогии права возникает редко.

Комментарий к статье 6 кодекса

1. Под международным договором Российской Федерации следует понимать
международное соглашение, заключенное Россией с иностранным государством (или
государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое
международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном
документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо
от его конкретного наименования. Международные договоры образуют правовую
основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира
и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями
и принципами Устава ООН. Им принадлежит важная роль в защите основных прав
и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств. В соответствии
с п.4 ст.15 Конституции РФ международные договоры наряду с общепризнанными
принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой
системы и составляют существенный элемент стабильности международного правопорядка
и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.
Россия выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм исходя
из принципа добросовестного выполнения международных обязательств.
Порядок заключения, прекращения и приостановления действия международных
договоров России, а также порядок их регистрации и официального опубликования
регулируются Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации"
от 15 июля 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 29, ст.2757).
2. Международные договоры РФ подлежат добросовестному выполнению в соответствии
с условиями самих договоров, нормами международного права, Конституцией РФ,
названным Законом от 15 июля 1995 г., иными актами законодательства РФ. Международный
договор подлежит выполнению с момента вступления его в силу для РФ. Договоры
вступают в силу для России в соответствии с правилами названного Закона от
15 июля 1995 г. в порядке и сроки, предусмотренные в самом договоре или согласованные
между договаривающимися сторонами. Официальные сообщения Министерства иностранных
дел РФ о вступлении в силу международных договоров, заключенных от имени РФ
и от имени Правительства РФ, опубликовываются по представлению МИД РФ в Собрании
законодательства РФ; они публикуются и в Бюллетене международных договоров.
Положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие
издания внутригосударственных актов для их применения, действуют в России
непосредственно. Для осуществления иных положений договоров принимаются соответствующие
правовые акты (см. п.3 ст.5 Закона от 15 июля 1995 г.). Согласие РФ на обязательность
для нее международного договора может выражаться путем: подписания договора,
обмена документами, образующими договор, ратификации утверждения либо принятия
договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения
согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.
3. В ст.6 СК в соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ (и аналогичным
правилом п.2 ст.5 Закона от 15 июля 1995 г.) определено соотношение действия
норм международного договора РФ и норм российского семейного законодательства,
под которым следует понимать СК и иные акты, содержащие нормы семейного права
(см. ст.3 СК и комментарий к ней). Если международным договором РФ установлены
иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются
правила договора. Учитывая это, суд при рассмотрении дела не вправе применять
нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим для
России в силу международным договором, решение о согласии на обязательность
которого для России было принято в форме федерального закона, установлены
иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила
международного договора РФ (см. п.5 постановления Пленума Верховного Суда
РФ N 8 от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции
Российской Федерации при осуществлении правосудия" - БВС РФ, 1996, N 1, с.3).
Пленум Верховного Суда РФ обращает в этом постановлении внимание судов и на
то, что в случаях, когда международный договор РФ действует в России не непосредственно,
наряду с договором следует применять и соответствующий внутригосударственный
правовой акт, принятый для осуществления положений соответствующего международного
договора.
4. Среди международных актов с участием России, затрагивающих сферу семейных
отношений, следует назвать Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря
1948 г., Декларацию прав ребенка от 20 ноября 1959 г., Международный пакт
об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских
и политических правах от 19 декабря 1966 г. (см.: Международная защита прав
и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. С.14-53), Конвенцию ООН о
правах ребенка.
Наиболее широко применяются в практике судов и других учреждений договоры
о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенные
Россией (ранее СССР) с восточно-европейскими и некоторыми другими странами
(например, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Кубой, Монголией, Польшей, Румынией,
Чехией и Словакией), которые содержат правила о законодательстве, подлежащем
применению к тем или иным семейным отношениям (заключению и прекращению брака,
личным и имущественным отношениям супругов, отношениям родителей и детей,
усыновлению и т.д.). Значительную роль в отношениях стран СНГ играет Конвенция
от 22 января 1993 г. "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам" (СЗ РФ, 1995, N 17, ст.1472), правила которой
в области семейного права близки правилам указанных двусторонних договоров
(тексты договоров о правовой помощи и Конвенции стран СНГ 1993 г. см. также:
Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой
помощи. М., 1996).
Ряд положений этих договоров и Конвенции стран СНГ от 22 января 1993
г. отличается от соответствующих положений российского семейного законодательства;
в случае расхождения в регулировании подлежат применению правила соответствующего
международного договора.
Например, ст.28 договора с Румынией от 3 апреля 1958 г. об оказании правовой
помощи по гражданским, семейным и уголовным делам подчиняет правоотношения
между ребенком, родившимся от лиц, не состоящих в зарегистрированном браке,
и его матерью, с одной стороны, и отцом - с другой, законодательству государства,
гражданином которого является ребенок, тогда как ст.163 СК предписывает применение
к отношениям родителей и детей, безотносительно к тому, состоят ли родители
в браке, законодательства государства, на территории которого стороны имеют
совместное место жительства. При проживании румынской гражданки с ее родившимся
вне брака ребенком - румынским гражданином в Москве иск о взыскании на ребенка
алиментов с его отца, проживающего тоже в Москве, должен рассматриваться в
соответствии с румынским законодательством, как это вытекает из договора,
а не с российским, как это следует из ст.163 СК (см. ст.163 СК и комментарий
к ней, а также комментарий к другим статьям раздела VII СК).

Глава 2. Осуществление и защита семейных прав

Комментарий к статье 7 кодекса

1. В отличие от ранее действовавшего семейного законодательства СК предоставляет
самим гражданам возможность решать, будут ли они осуществлять и защищать свои
семейные права и совершать для этого необходимые действия, т.е. распоряжаться
принадлежащими им семейными правами по своему усмотрению. Только в особых
случаях, когда в защите семейных прав заинтересовано все общество, инициатива
осуществления и защиты права члена семьи принадлежит прокурору или органу
опеки и попечительства.
Многие нормы СК сформулированы в качестве диспозитивных, т.е. таких,
которые могут быть изменены соглашением сторон. Они установлены законом на
тот случай, если стороны правоотношения сами не захотят определить свои права
и обязанности иным образом. Диспозитивные положения особенно часто встречаются
при регулировании имущественных отношений членов семьи, которые, действуя
в установленных законом границах, вправе определить свои взаимоотношения исходя
из конкретных интересов.
2. Основанием возникновения семейных прав и обязанностей являются юридические
факты, т.е. действия и события, с которыми закон или иные правовые акты связывают
правовые последствия или которые, хотя прямо не предусмотрены в правовых актах,
порождают семейные права и обязанности в силу общих начал и принципов семейного
права (см. ст.5 СК и комментарий к ней). Однако особенностью правового регулирования
нового СК является то, что многие предоставленные права используются по усмотрению
самих управомоченных членов семьи. На практике часто встречаются случаи, когда
нетрудоспособный родитель, имеющий право на получение алиментов от своих совершеннолетних
детей (ст.87 СК), не осуществляет это право. Причины для этого могут быть
разные. Встречаются случаи, когда супруги не осуществляют предусмотренное
законом право на раздел их совместной собственности - имущества, нажитого
во время брака (ст.38 СК) и в иных ситуациях не предпринимают предусмотренных
законом действий для осуществления и защиты своих прав.
3. Распоряжение гражданами принадлежащими им правами, вытекающими из
семейных отношений, по своему усмотрению часто ограничено законом. Такие ограничения
вызваны публичными (общественными) интересами, необходимостью защитить права
детей и обусловлены, как правило, следующими причинами:
а) особенностью семейных правоотношений является то, что многие права
членов семьи одновременно выступают в качестве их семейных обязанностей. Это
относится в основном к личным правоотношениям родителей и детей. Например,
право родителей на воспитание детей является основной обязанностью родителей,
имеющей к тому же конституционный характер (ст.38 Конституции РФ). Поэтому
осуществление или неосуществление этого права не может быть передано на усмотрение
родителей. Законом (ст.84 СК) установлены пределы для определения по соглашению
родителей размера алиментов, причитающихся для содержания несовершеннолетних
детей. Во многих других случаях СК указывает на необходимость соблюдения членами
семьи основных принципов семейного законодательства (ст.1 СК), норм нравственности
и морали, что соответствует природе семейных отношений. Из этого следует,
что реализация семейных прав зависит не только от усмотрения управомоченных
лиц, но и от предписаний закона;
б) отказ от осуществления установленного законом права возможен, как
правило, только в отношении конкретных, уже существующих субъективных прав
и не распространяется на будущие права. По общему правилу гражданского законодательства
"полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности
или другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности,
ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом"
(ст.22 ГК). Из этого следует, что отказ от получения алиментов, например,
распространяется только на те платежи, которые уже могут быть получены, но
не прекращает право на получение содержания в будущем;
в) усмотрение сторон при осуществлении каждого права не беспредельно,
а ограничено правами других лиц. Из этого следует, что осуществление семейных
прав не должно нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи
и иных граждан. В случаях же нарушения их осуществление не будет пользоваться
защитой закона. Например, на практике встречаются случаи, когда мать ребенка,
с которой он проживает после расторжения брака родителей, ограничивает права
отца на общение с ребенком, чем нарушает права и законные интересы как ребенка,
так и его отца. Другой пример: в соответствии со ст.46 СК супруги, заключившие
брачный договор, должны сообщить об этом своим кредиторам, интересы которых
могут пострадать от соглашения супругов.
Права и законные интересы других лиц могут быть нарушены сознательно
с основной целью причинить им вред. Такое злоупотребление правом в мировой
практике получило название "шикана" и, конечно, не пользуется правовой защитой.
Подобные действия встречаются в семейных отношениях, например, при запрещении
ребенку общаться с бабушкой, дедушкой, если у них с родителями ребенка не
сложились или разладились отношения. Закон в таких случаях защищает права
и интересы как ребенка, так и его родственников (ст.55 СК).
Нарушение прав и свобод других лиц, их законных интересов может иметь
место без цели злоупотребления правом. Например, методы воспитания ребенка,
применяемые родителями, или оставление детей безнадзорными могут причинять
беспокойство соседям. В таких случаях закон защищает интересы лица, права
которого нарушены, и отказывает в защите лицу, злоупотребляющему правом или
осуществляющему право в противоречии с его назначением.

Комментарий к статье 8 кодекса

1. Комментируемая статья предусматривает различные формы защиты семейных
прав, среди которых в соответствии со ст.46 Конституции РФ основная роль принадлежит
судебной защите. Ведь согласно ст.14 Международного пакта о гражданских и
политических правах "каждый имеет право... при определении его прав и обязанностей
в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство
дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании
закона".
Рассмотрение семейных споров осуществляется судами общей юрисдикции в
соответствии с установленной законом подсудностью. Под подсудностью понимаются
полномочия суда на рассмотрение и разрешение определенных категорий дел. Дела
рассматриваются в соответствии с положениями ГПК единоличным судьей или коллегией
в составе судьи и двух народных заседателей. Федеральный закон "О внесении
изменений и дополнений в ГПК РСФСР" от 30 ноября 1995 г. внес в ГПК ряд изменений
и дополнений, направленных на усиление прав граждан и упрощение судопроизводства,
с целью своевременного и правильного разрешения спора (СЗ РФ. 1995. N 49.
Ст.4696). Они, в частности, предусматривают действия суда по оценке доказательств,
выдачу постановления судьи в виде судебного приказа, имеющего силу исполнительного
документа, условия и порядок вынесения судом заочного решения. В настоящее
время другие положения ГПК тоже нуждаются в пересмотре и приведении их в соответствие
с современными условиями общественной жизни, в том числе и отдельными положениями
Конституции. Такая работа ведется.
Действующее гражданско-процессуальное законодательство предоставляет
льготы гражданам при защите их семейных прав. В ГПК установлено: освобождение
от уплаты судебных расходов истцов по искам о взыскании алиментов (ст.80);
сокращенные сроки рассмотрения таких дел (ст.99); подсудность дел о взыскании
алиментов и об установлении отцовства по выбору истца (ст.118), т.е. такие
иски могут быть предъявлены по выбору истца как по месту его жительства, так
и по месту жительства ответчика; немедленное исполнение решений о присуждении
алиментов (ст.210) и другие льготы.
2. В случаях, предусмотренных СК, защита семейных прав осуществляется
в административном порядке путем обращения к государственному органу управления
или определенному должностному лицу. Такой порядок установлен, в частности,
для случаев защиты детей, когда дети лишены родительского попечения. Органы
исполнительной власти субъектов РФ и федеральные органы должны организовать
учет детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывать содействие в устройстве
детей в семьи (ст.122 СК). Должностные лица учреждений (образовательных, лечебных
и др.) обязаны сообщать о детях, оставшихся без попечения родителей, органам
опеки и попечительства (ст.122, 123 СК). Определенные обязанности по защите
личных прав граждан возложены на органы записи актов гражданского состояния
при регистрации брака, других актов гражданского состояния. Защита имущественных
прав лиц, получающих алименты, возложена на администрацию по месту работы
лиц, обязанных выплачивать алименты (ст.109, 111, 117 СК). И в других предусмотренных
законом случаях органы государственного управления и местного самоуправления
должны принимать конкретные меры к защите семейных прав.
Очень большая роль в защите прав членов семьи принадлежит органам опеки
и попечительства. Таковыми являются органы местного самоуправления. Их правовое
положение подробно регулируется ст.31-41 ГК. Многие вопросы организации и
деятельности этих органов определяются уставами муниципальных образований
в соответствии с законами субъектов РФ (см. ст.121 СК и комментарий к ней).
В СК содержится много ссылок на обязанности органов опеки и попечительства
по защите семейных прав и интересов несовершеннолетних лиц, оставшихся без
попечения родителей, а также в случаях, когда родители уклоняются от их воспитания
и защиты их интересов (см., например, ст.56, 57 СК). На органы опеки и попечительства
возложено разрешение споров и разногласий между родителями по воспитанию детей
и другим вопросам, а также споров между родителями и детьми, опекуном ребенка
и его несовершеннолетними родителями и иными лицами. Они могут предъявлять
иски в суд о лишении родителей родительских прав (ст.70 СК), о взыскании алиментов
на содержание несовершеннолетних детей с их родителей (ст.80 СК), об отмене
усыновления (ст.142 СК) и в других случаях, не нуждаясь для этого в специальных
полномочиях. Они выступают в защиту прав и интересов детей, в том числе в
суде, при разрешении споров, связанных с воспитанием детей (см. ст.78 СК и
комментарий к ней).
3. Конституция РФ (ст.46) гарантирует гражданам, чьи права нарушены неправомерными
действиями или бездействием соответствующих органов государственной власти,
органов местного самоуправления и должностных лиц, возможность обжаловать
в суд такие действия и решения. Пленум ВС РФ принял 21 декабря 1993 г. постановление
N 10 "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права
и свободы граждан" (БВС РФ. 1994, N 3). Обжалованию подлежат любые действия,

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>