<< Пред. стр.

стр. 22
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

от воли сторон. В соответствии с п.3 ст.159 ГК сделки, совершаемые во исполнение
договора, заключенного в письменной форме, могут по соглашению сторон совершаться
устно. Однако в случае спора устная форма сделки может вызвать определенные
затруднения в процессе доказывания наличия и содержания заключенного соглашения.
В связи с этим представляется более целесообразным заключение соглашения в
письменной форме.
Родители и заменяющие их лица не вправе отказаться от получения алиментов
на несовершеннолетних детей. Заключение соглашения об освобождении от уплаты
задолженности означает фактический отказ от получения алиментов, в связи с
чем заключение такого соглашения не допускается.
2. Для освобождения лица, обязанного уплачивать алименты, от уплаты задолженности
необходима совокупность двух обстоятельств: образование задолженности по причинам,
признанным судом уважительными, и невозможность погасить образовавшуюся задолженность
в связи с затруднительным материальным и семейным положением. Наличие лишь
одного из указанных обстоятельств не дает основание для освобождения от уплаты
задолженности.

Комментарий к статье 115 кодекса

1. Стороны, заключившие соглашение об уплате алиментов, вправе самостоятельно
установить меры ответственности, применяемые в случае ненадлежащего исполнения
соглашения. Если меры ответственности за ненадлежащее исполнение отсутствуют
в соглашении, то к лицу, не исполняющему соглашение, применяются меры, предусмотренные
п.2 ст.115 СК.
2. Ответственность за несвоевременное исполнение алиментного обязательства
призвана стимулировать должника своевременно уплачивать алименты и компенсировать
получателю алиментов потери, связанные с задержкой их уплаты. Применение мер
ответственности за несвоевременную уплату алиментов регулируется нормами главы
25 ГК. Основанием взыскания убытков и неустойки является виновное поведение
плательщика алиментов. При образовании задолженности не по его вине данные
меры не применяются. Неустойка, предусмотренная ч.1 п.2 ст.115 СК, является
зачетной. Понесенные получателем алиментов убытки взыскиваются в части, не
покрытой неустойкой. Возмещению подлежит только реально понесенный получателем
алиментов ущерб, который может выразиться в потерях от продажи имущества ниже
его рыночной стоимости, уплате процентов по кредиту и т.д. Упущенная выгода
не возмещается, так как алиментные платежи предназначаются для текущего содержания
лица, их получающего, а не для извлечения дохода.

Комментарий к статье 116 кодекса

1. Алиментные платежи предназначены для удовлетворения потребностей получающего
их лица. В связи с этим алименты не могут быть зачтены никакими иными встречными
требованиями (о возмещении вреда, выплате компенсации при разделе имущества
и т.д.). Однако возможен зачет одного алиментного требования другим. Например,
если у обоих родителей остаются несовершеннолетние дети, которым они обязаны
уплачивать алименты, производится зачет этих требований (см. п.3 ст.83 СК
и комментарий к нему).
2. Выплаченные суммы алиментов расходуются получателем алиментов на свое
содержание. В связи с этим обратное взыскание алиментов, выплаченных без достаточного
основания, ставит получателя алиментов в крайне неблагоприятное материальное
положение, а иногда и просто не представляется возможным. В связи с этим обратное
взыскание алиментов, полученных без достаточного основания, не допускается.
В порядке исключения возможно лишь обратное взыскание алиментов, полученных
в результате умышленных виновных действий самого получателя: представления
поддельных или подложных документов, сообщения ложных сведений, а также принуждения
плательщика алиментов к заключению соглашения об их уплате с помощью обмана,
угроз или насилия.
Основанием для обратного взыскания алиментов служит решение суда об отмене
судебного решения о взыскании алиментов в связи с сообщением получателем ложных
сведений или представлением им подложных документов; решение суда о признании
соглашения об уплате алиментов недействительным как заключенного под влиянием
насилия, обмана или угроз; приговор суда по уголовному делу, устанавливающий
факт подделки решения суда, соглашения об уплате алиментов или исполнительного
листа, по которым выплачивались алименты.
3. Если умышленные виновные действия, повлекшие обратное взыскание алиментов,
совершаются законным представителем несовершеннолетнего или недееспособного
совершеннолетнего получателя алиментов, обратное взыскание не производится,
поскольку в противном случае произошло бы существенное нарушение прав недееспособных.
Однако лицо, уплатившее алименты в результате виновных действий законного
представителя, вправе предъявить к нему иск о взыскании всех выплаченных сумм.

Комментарий к статье 117 кодекса

1. Индексация алиментов предусмотрена с целью защиты алиментных платежей
от инфляции и предотвращения необходимости многократного обращения с иском
об изменении размера алиментов, выплачиваемых в твердой денежной сумме.
Индексация алиментов производится администрацией предприятия, учреждения
или организации, производящей взыскание алиментов самостоятельно. Отказ администрации
предприятий, учреждений или организаций, удерживающих алименты, от производства
индексации не допускается. В случае возникновения спора, связанного с индексацией
размера алиментов, индексация производится судебным исполнителем. Решение
администрации предприятий, учреждений или организаций или судебного исполнителя
об индексации алиментных платежей может быть обжаловано в суд.
2. Для облегчения проведения индексации размер алиментов, взыскиваемых
в твердой денежной сумме, устанавливается в решении суда не в том или ином
количестве рублей, например, в размере 100 тыс.руб. в месяц, а в сумме, выражаемой
через определенное число минимальных размеров оплаты труда, например, в размере
1/2, 1/3, 1/4 минимальных размеров оплаты труда или 1, 2 или 3 минимальных
размеров оплаты труда и т.д. Таким образом, в исполнительном листе, направляемом
предприятиям, учреждениям или организациям, удерживающим алименты, размер
алиментов выражается через минимальный размер оплаты труда. При изменении
минимального размера оплаты труда автоматически увеличивается и размер подлежащих
взысканию алиментов. Например, в исполнительном листе указано, что алименты
присуждены в размере 1/2 минимального размера оплаты труда. В момент получения
исполнительного листа минимальный размер оплаты труда составлял 100 тыс.руб.,
следовательно, взысканию подлежало 50 тыс.руб. (1/2 от 100 тыс.руб.). Затем
минимальный размер оплаты труда был повышен до 150 тыс.руб., вследствие чего
размер подлежащих удержанию алиментов автоматически возрос до 75 тыс.руб.
(1/2 от 150 тыс.руб.).
3. Повышение минимального размера оплаты труда производится только в
отношении работников бюджетной сферы. Тем не менее индексация алиментов, выплачиваемых
в твердой денежной сумме, при повышении минимального размера оплаты труда
производится независимо от того, работает лицо, уплачивающие алименты, в бюджетной
или в иной сфере. Если индексация алиментов произведена, а заработная плата
лица, уплачивающего алименты, не повысилась, это лицо вправе предъявить иск
об уменьшении размера алиментов в соответствии со ст.119 СК (см. комментарий
к ней). Такой порядок установлен для защиты интересов нетрудоспособного нуждающегося
получателя алиментов. Таким образом, он избавлен от необходимости периодического
предъявления иска об увеличении размера алиментов, а бремя предъявления иска
о снижении размера алиментов возложено на лицо, уплачивающее алименты, которое,
как правило, является трудоспособным и материально обеспеченным.

Комментарий к статье 118 кодекса

1. В соответствии с ранее регулирующим эти отношения Законом СССР "О
порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР" лица, выезжающие на постоянное
жительство в иностранное государство, должны были представить письменное заявление
своих родителей, а также законных представителей несовершеннолетних детей
о том, что они не имеют к ним претензий по предоставлению содержания. Таким
образом, происходило нарушение прав получателей алиментов и действующего законодательства,
поскольку такое заявление фактически означало отказ от прав на алименты, что
противоречит закону и не соответствует интересам получателей алиментов.
СК предусматривает возможность заключения соглашения об уплате алиментов
с лицом, выезжающим на постоянное жительство в иностранное государство, в
котором стороны вправе предусмотреть любой способ предоставления содержания
лицам, имеющим право на получение алиментов. В частности, алименты могут периодически
переводиться лицом, находящимся в иностранном государстве, их получателю;
единовременно выплачиваться в твердой денежной сумме в момент выезда. Возможно
также предоставление в счет алиментов определенного имущества.
2. При недостижении соглашения суд вправе по иску заинтересованного лица
определить размер алиментов в твердой денежной сумме, подлежащей единовременной
выплате. Определяя сумму алиментов, а также стоимость имущества, которое может
быть передано в счет уплаты алиментов, суд учитывает материальное и семейное
положение сторон и другие заслуживающие внимания обстоятельства. При этом
сумма алиментов должна быть достаточной, если это позволяет материальное положение
плательщика, для обеспечения получателя алиментов средствами к существованию
в размере прожиточного минимума. Следует учитывать размер ежемесячного дохода,
который может быть получен при помещении единовременно выплаченной суммы в
банк или иное кредитное учреждение, а также возможность получения дохода от
предоставленного в счет алиментов имущества (например, от сдачи внаем квартиры
или дома). Однако недостаточность средств у лица, обязанного уплачивать алименты,
не может служить препятствием к его переезду в другое государство на постоянное
место жительства. Необходимо иметь в виду, что при недостаточности средств
у плательщика алиментов с него невозможно взыскать алименты в размере, позволяющем
обеспечить получателя алиментов в размере прожиточного минимума, даже если
плательщик алиментов проживает в одном с ним государстве. В данной ситуации
суд определяет размер твердой денежной суммы, подлежащей уплате получателю
алиментов, исходя из материального положения лица, уплачивавшего алименты.
В тех случаях, когда лицо, обязанное выплачивать алименты, выезжает в
государство, заключившее с Россией договор о правовой помощи по гражданским
и семейным делам или являющееся участником международной конвенции, в которой
участвует Россия и которая предусматривает взаимное признание и исполнение
судебных решений о взыскании алиментов, никаких дополнительных мер при выезде
плательщика алиментов не требуется. Лицо, имеющее право на алименты, вправе
взыскать их в судебном порядке на территории Российской Федерации и получить
исполнение по вынесенному судебному решению в порядке, предусмотренном договором
о правовой помощи или международной конвенцией.

Комментарий к статье 119 кодекса

1. Под изменением материального положения сторон понимается как улучшение,
так и ухудшение имущественного положения получателя или плательщика алиментов.
Улучшение материального положения получателя алиментов (кроме несовершеннолетних
детей, получающих алименты со своих родителей, и жен, получающих алименты
от своих супругов или бывших супругов в период беременности и до достижения
ребенком возраста трех лет), в результате которого получатель алиментов перестает
быть нуждающимся в материальной помощи (см. комментарий к ст.85 СК), является
основанием для прекращения алиментного обязательства.
Ухудшение материального положения плательщика алиментов может служить
основанием для прекращения алиментного обязательства только в тех случаях,
если плательщик обязан уплачивать алименты лишь при наличии необходимых средств
для их выплаты. Если плательщик обязан содержать лицо, имеющее право на алименты,
независимо от наличия достаточных средств (ст.83, 85, 96 СК и комментарий
к ним), ухудшение материального положения плательщика может повлечь за собой
лишь уменьшение размера алиментов.
Под изменением семейного положения понимается появление в семье плательщика
или получателя алиментов лиц, которым они по закону обязаны предоставлять
содержание и которые фактически находятся на их иждивении. В отношении плательщика
алиментов учитывается также изменение состава лиц, которые обязаны по закону
предоставлять ему содержание. Появление в составе семьи получателя алиментов
лиц, которые являются по отношению к нему алиментнообязанными лицами первой
очереди (родителей, супругов или совершеннолетних детей), может привести к
прекращению алиментной обязанности алиментнообязанных лиц второй очереди.
Появление в составе семьи получателя алиментов иных лиц, обязанных предоставлять
ему содержание, может быть учтено по требованию плательщика алиментов как
обстоятельство, повлекшее снижение выплачиваемых им алиментов.
2. Основанием алиментного обязательства является личная семейная связь
между получателем и плательщиком алиментов, поэтому в случае недостойного
поведения совершеннолетнего получателя алиментов взыскание алиментов утрачивает
свое моральное основание. Отказ во взыскании алиментов является мерой ответственности
и применяется только в случае виновного поведения получателя алиментов. Под
умышленным преступлением понимается любое преступление, предусмотренное нормами
УК и совершенное как с прямым, так и с косвенным умыслом. Недостойное поведение
выражается в совершении административных или иных правонарушений, а также
в нарушении общепринятых норм морали.

Комментарий к статье 120 кодекса

1. Прекращение алиментного обязательства в результате приобретения несовершеннолетним
полной гражданской дееспособности происходит в случае эмансипации несовершеннолетнего
на основании ст.27 ГК или вступления несовершеннолетнего в брак в результате
снижения ему брачного возраста (п.2 ст.21 ГК.).
2. При вступлении нуждающегося нетрудоспособного супруга, получающего
алименты от бывшего супруга, в фактические брачные отношения (см. комментарий
к п.2 ст.89 СК) и отказе от регистрации нового брака с целью сохранения права
на получение алиментов от бывшего супруга суд вправе применить ч.4 п.2 ст.120
СК в порядке аналогии закона.
3. Прекращение алиментного обязательства при наличии обстоятельств, предусмотренных
в ч.1-2 и 4-5 п.2 ст.120 СК происходит автоматически. Прекращение алиментного
обязательства на основании ч.3 п.2 ст.120 СК производится в судебном порядке
по иску лица, уплачивающего алименты.

Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 18. Выявление и устройство детей,
оставшихся без попечения родителей

Комментарий к статье 121 кодекса

1. Дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда
относились к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны
государства. В наше время официальное признание получил термин "дети, оставшиеся
без попечения родителей". Об их праве на особую защиту, государственную помощь
специально говорится в п.1 ст.20 Конвенции о правах ребенка.
Утрата детьми попечения родителей может вызываться разными причинами.
Их перечень нельзя исчерпывающим образом установить в законе. Пункт 1 ст.121
СК определяет лишь основные из них. Начинаются они с очевидных событий и завершаются
теми, существование которых еще нужно доказать. С другой стороны, приходится
иметь дело с причинами как объективного, так и субъективного характера. К
первым относится: смерть родителей; их тяжелая болезнь, делающая невозможной
заботу о ребенке, защиту его прав; признание родителей недееспособными; ограничение
или лишение родителей родительских прав.
Остальные из перечисленных в п.1 ст.121 СК причин утраты родительского
попечения - следствие либо невозможности защищать ребенка, заботиться о нем
из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском
учреждении и т.п.), либо нежелания выполнять свой родительский долг. Правда,
такое нежелание в свою очередь может объясняться как немотивированным уклонением
от выполнения родительских обязанностей, так и стечением обстоятельств (новая
семья, проживание в другой местности и т.п.).
Одной из форм проявления безразличия к ребенку со стороны родителей является
отказ взять его из учреждения, где он находится. Если это больница или другое
медицинское учреждение, то в результате такого отказа после излечения несовершеннолетний
попадает в категорию детей, утративших родительское попечение. То же самое
можно сказать о ситуациях, когда ребенок находится в воспитательном учреждении,
учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении,
куда он был помещен родителями на время. Нежелание взять ребенка домой в соответствии
с п.1 ст.121 СК может рассматриваться как основание для последующего его устройства
в качестве утратившего попечение родителей. При этом не имеет значения, какими
соображениями руководствуется родитель, что мешает ему взять к себе своего
ребенка. Основанием же для лишения родительских прав является отказ забрать
ребенка без уважительных к тому причин (см. ст.69 СК и комментарий к ней).
Не исключается возникновение какой-то другой жизненной ситуации, способной
повлечь за собой прекращение попечения о ребенке со стороны его родителей.
Отсутствие в п.1 ст.121 СК ограничений в определении причин и признаков такой
ситуации превращает данное положение закона в гибкий инструмент помощи детям,
попавшим в бедственное положение. Но если ребенок растет в семье родителей-беженцев,
временных переселенцев, то он, по общему правилу, делит с ними все трудности.
Поэтому его нельзя причислить к детям, оставшимся без попечения родителей:
они заботятся о ребенке по мере своих возможностей. Другое дело, если такой
заботы почему-либо нет. Тогда имеют место все признаки утраты родительского
попечения, отягощенные положением ребенка-беженца, временного переселенца.
Утрату родительского попечения следует относить к фактам, имеющим юридическое
значение. При наличии обстоятельств, перечисленных в ч.1 п.2 ст.121 СК, возникает
обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов
детей, которая одновременно является правом этих органов, как уполномоченных
государством на ее осуществление. Поэтому важно знать, когда именно этот факт
возник, каким образом подтвердить его существование.
Смерть родителей удостоверяется свидетельством о смерти. Началом утраты
родительского попечения в этом случае будет день, когда она наступила. При
лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, признании родителей
недееспособными утрата родительского попечения наступает с момента вступления
решения суда в законную силу. То же самое можно сказать, когда родитель лишается
свободы. В таких случаях за точку отсчета нужно брать дату взятия под стражу.
При болезни родителей дело обстоит несколько сложнее. Если она связана с помещением
на длительное лечение, то утрата родительского попечения возникает, когда
родителя помещают в медицинское учреждение. Когда тяжело больной родитель
находится дома, момент наступления утраты родительского попечения устанавливается
в каждом конкретном случае в зависимости от характера болезни, ее начала.
Аналогично решается вопрос в случае, если родители страдают хроническим алкоголизмом
или наркоманией.
Наибольшую трудность в установлении момента утраты родительского попечения
представляют случаи, когда возникает проблема в определении степени заботы
родителей о своем ребенке, которая может быть большей и меньшей. Для утраты
родительского попечения характерно отсутствие всякой заботы о насущных потребностях
ребенка и (или) его воспитании. Именно тогда возникает опасность для жизни,
здоровья, воспитания несовершеннолетнего либо угроза ее наступления. Когда
же эта забота сводится к минимуму, возникает ситуация, свидетельствующая о
появлении грозного симптома - неблагополучия в семье, что требует применения
мер профилактического характера.
Классификация причин утраты родительского попечения на объективные и
субъективные не отличается определенностью, если речь идет о здравствующих
родителях. Здесь надо различать два случая: родители не хотят заботиться о
своих детях или они не могут этого сделать (живут в другом городе, имеют другую
семью и т.п.). В первом случае кроме мер, связанных с устройством ребенка,
требуется применение к родителям мер ответственности. Во втором случае причины
утраты родительского попечения чаще всего оцениваются как уважительные.
Оценивая причины утраты родительского попечения, следует иметь в виду,
что далеко не всегда отсутствие заботы о ребенке со стороны каждого из родителей
объясняется одними и теми же обстоятельствами. Обычно имеет место совокупность
разного рода причин, относящихся к каждому родителю: мать в больнице - отец
в местах лишения свободы, отец лишен родительских прав - мать, бросив ребенка,
уехала в неизвестном направлении и т.п. Если мать не состоит в браке с отцом
ребенка, то приходится анализировать причины только ее поведения, отношения
к воспитанию ребенка.
В тех случаях, когда точную дату утраты родительского попечения установить
невозможно, она определяется в зависимости от конкретной ситуации представителем
органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. После проверки
поступившей в эти органы информации составляется акт обследования с выводами
о наличии или отсутствии факта утраты родительского попечения. Дату составления
этого акта следует считать моментом начала этой утраты.
2. Защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без
родительского попечения, возлагается на органы опеки и попечительства (см.
ст.31 ГК, п.1 ст.121 СК).
СК возлагает на эти органы обязанности: по выявлению детей, оставшихся
без попечения родителей, их учету (см. ст.122 СК и комментарий к ней); по
устройству таких детей (см. ст.123 СК и комментарий к ней); по осуществлению
последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования
(см. ст.145, 147, 155 СК и комментарий к ним).
3. Указанные в п.2 ст.121 СК функции являются исключительной компетенцией
органов опеки и попечительства, уполномоченных государством на их осуществление.
Поэтому деятельность других органов и учреждений, в частности, учреждений,
в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитательных,
лечебных, социальной защиты населения), общественных объединений а также граждан
(физических лиц) по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения
родителей, законом не допускается (см. ч.3 п.1 ст.121 СК), что, однако, не
исключает их активного содействия органам опеки и попечительства в своевременном
выявлении таких детей (см. п.1 ст.122 СК и комментарий к нему).
4. Органы местного самоуправления (районная, городская, районная в городе,
поселковая и сельская администрация), осуществляя возложенные на них государственные
полномочия по опеке и попечительству (ст.132 Конституции РФ, п.4 ст.6, ст.56
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления
в РФ" от 28 августа 1995 г. - СЗ РФ, 1995, N 35, ст.3506; ст.53, 64, 75 Закона
РФ "О местном самоуправлении в РСФСР" от 6 июля 1993 г. - ВВС РСФСР, 1991,
N 29, ст.1010; ВВС РФ, 1992, N 46, ст.2618; 1993, N 21, ст.748), являются
теми самыми органами опеки и попечительства. Это особая их функция, выходящая
за рамки осуществления ими полномочий по решению вопросов местного значения
(ст.6 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ"),
которая в сфере семейно-правовых отношений определяется непосредственно в
СК (см. ст.28, 48, 54, 56, 58, 59, 62, 64-67, 71, 74, 75, 77-79, 121-123 СК
и комментарий к ним). Полномочия органов местного самоуправления по установлению
опеки и попечительства для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью
дееспособных граждан (в том числе несовершеннолетних) определены также в ГК
(ст.31-41 ГК).
Организация работы органов местного самоуправления по осуществлению переданных
в их ведение полномочий по опеке и попечительству определяется уставами муниципальных
образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (ст.8
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления
в РФ").

Комментарий к статье 122 кодекса

1. Комментируемая статья устанавливает порядок выявления детей, оставшихся
без попечения родителей, а также порядок их учета на местном (органами опеки
и попечительства), региональном (органами исполнительной власти субъектов
РФ) и федеральном (федеральным органом исполнительной власти, определяемым
Правительством РФ) уровне. Порядок организации учета таких детей определен
в настоящее время постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 919
"Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей".
2. Необходимой предпосылкой принятия органами опеки и попечительства
мер по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей,
является их своевременное выявление. Выявление таких детей является непосредственной
функциональной обязанностью должностных лиц органов опеки и попечительства,
управомоченных на осуществление деятельности по охране прав детей. Вместе
с тем в целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении
таких детей закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать
о всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения.
Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны: близкие родственники
ребенка, жилищные органы, органы загса (если при регистрации смерти или объявлении
лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при
вынесении соответствующих решений (о лишении родительских прав, о признании
гражданина недееспособным и др.), органы внутренних дел (при взятии под стражу
или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних
детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности
связаны с детьми и семьей, руководители дошкольных учреждений, школ, детских
поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких
детях, иные учреждения и граждане.
Предусмотренная ч.1 п.2 ст.122 СК обязанность не обеспечена прямыми юридическими
санкциями, и ее следует рассматривать как закрепление должного поведения в
интересах защиты прав и интересов детей и общества.
Как правило, органы опеки и попечительства поддерживают постоянный контакт
с теми, кто может располагать информацией о неблагополучном положении в семье,
о безнадзорных детях. В ряде случаев сами родители, временно не имеющие возможности
воспитывать своих детей (болезнь, отъезд в длительную командировку и др.)
могут обратиться в органы опеки и попечительства.
3. Часть 2 п.1 ст.122 СК устанавливает правило, согласно которому органы
опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без
попечения родителей, обязаны незамедлительно (в течение трех дней) провести
первичное обследование. Цель такого обследования - проверка достоверности
полученной информации (ознакомление с ребенком, с условиями, в которых он
находится), а при установлении факта утраты ребенком родительского попечения
- выявление его родственников, которые могут обеспечить временный (до устройства
- ст.123 СК) присмотр за ребенком. В зависимости от обстоятельств ребенок
незамедлительно должен быть определен в воспитательное, лечебное учреждение,
учреждение социальной защиты населения.
При первичном обследовании составляются два документа: акт обследования
и основанное на нем заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения
о форме возможного устройства ребенка). Одновременно при необходимости должны
быть приняты меры по охране его имущества (составлена его опись и т.д.).
Данные о ребенке заносятся в журнал первичного учета установленной формы
(см. Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения
родителей) и принимаются меры по его устройству.
4. В отличие от п.1 ст.122 СК п.2 данной статьи устанавливает правовую
обязанность руководителей учреждений (независимо от их ведомственной принадлежности
и организационно-правовой формы), в которых находятся дети, сообщить в орган
опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения о каждом ребенке,
оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание
в семью. При несообщении таких сведений, нарушении установленных законом сроков
их представления (не позднее 7 дней со дня, когда им стало об этом известно,
т.е. появились установленные законом основания для передачи ребенка в семью),
предоставлении заведомо недостоверных сведений, а также при совершении иных

<< Пред. стр.

стр. 22
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>