<< Пред. стр.

стр. 26
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

состояться не может.
В отличие от усыновления (см. ст.132 СК и комментарий к ней) при передаче
на опеку (попечительство) желание или, наоборот, нежелание несовершеннолетнего
иметь своим опекуном (попечителем) заявителя правового значения не имеет независимо
от его возраста. Но здесь тоже важно иметь представление о подлинных корнях
существующей неприязни к возможному опекуну (попечителю) и постараться их
преодолеть, так как ребенок даже подросткового возраста обычно стремится к
независимости и плохо себе представляет, как он будет жить без лица, управомоченного
защищать его права и интересы.
2. Содержащийся в п.3 ст.35 ГК, п.2 ст.146 СК перечень обстоятельств,
делающих нежелательной данную опеку (попечительство), имеет емкое содержание,
а потому может уточняться и дополняться в рамках требований, закрепленных
гражданским и семейным законодательством (см. комментарий к п.3 ст.146 СК).
Вместе с тем на практике нередко возникает необходимость в оценке отношения
членов семьи будущего опекуна (попечителя) к предстоящим в их семье переменам,
связанным с появлением в ней несовершеннолетнего подопечного. Эффективность
опеки (попечительства), несомненно, во многом зависит от микроклимата в семье,
где живет или будет жить ребенок, отношения к нему супруга (супруги) опекуна
или попечителя, его детей. Поэтому, чтобы хорошо представлять, каково будет
ребенку с лицом, заменяющим родителей, желательно знать, как к нему относятся
другие взрослые члены приемной семьи. Их согласие (несогласие) на опеку (попечительство)
правового значения не имеет, но подлежит оценке наравне со всеми другими связанными
с воспитанием подопечного факторами.
3. Ориентация на подбор опекуна (попечителя), способного обеспечить в
первую очередь надлежащее семейное воспитание подопечного, позволила в качестве
самостоятельного выделить п.3 ст.146 СК, который детализирует, кто еще не
может быть опекуном (попечителем). Соответствующий перечень не выходит по
существу за рамки требований п.2 ст.35 ГК. Само собой разумеется, что не могут
стать опекунами (попечителями) лица, страдающие хроническим алкоголизмом или
наркоманией, поскольку сам по себе хронический алкоголизм либо наркомания
представляет опасность для жизни, здоровья и воспитания ребенка (см. комментарий
к ст.69 СК). То же самое можно сказать о лицах, чьи родительские права ограничены
судом (см. п.1, 2 ст.73 СК и комментарий к ним). Отстранение от выполнения
обязанностей опекуна (попечителя) относится к редким событиям. Но вовсе избежать
ошибки в выборе опекуна (попечителя) невозможно, особенно если учесть, что
опекун (попечитель) назначается в ситуации, когда медлить с устройством ребенка
нельзя. Поэтому здесь случаются ошибки, влекущие за собою ухудшение положения
ребенка, оставшегося без попечения родителей, из-за злоупотребления опекуном
(попечителем) своими правами и обязанностями. И доверить ему судьбу другого
ребенка - недопустимый риск.
Перечисленные в п.1 ст.141 СК основания к отмене усыновления имеют непосредственное
отношение к нарушению прав усыновленного ребенка лицом, заменившим родителя
(см. комментарий к ст.141 СК). Причем речь идет о таких его действиях и поступках,
которые представляют опасность для жизни, здоровья, воспитания несовершеннолетнего
(уклонение от принятых на себя обязанностей родителя, злоупотребление приобретенными
родительскими правами, жестокое обращение с усыновленным ребенком, хронический
алкоголизм и наркомания). Ни одно из перечисленных обстоятельств, даже если
оно касается прошлого и другого ребенка, не позволяет доверить такому претенденту
на опеку (попечительство) судьбу любого несовершеннолетнего.
Пункт 1 ст.127 СК не разрешает быть усыновителем лицу, которое по состоянию
здоровья не может осуществлять родительские права (см. комментарий к п.1 ст.127
СК). Само собой разумеется, что это лицо не вправе стать и опекуном (попечителем),
поскольку подобного рода миссию выполняют лишь те, кто способен осуществлять
надлежащее семейное воспитание ребенка.

Комментарий к статье 147 кодекса

1. Отсутствие возможности устроить ребенка, оставшегося без попечения
родителей, в семью делает необходимой его передачу на полное государственное
попечение в одно из детских учреждений: дом ребенка; детский дом смешанного
типа для детей раннего (с 1,5 до 3-х лет), дошкольного и школьного возраста;
школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении;
специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальную (коррекционную)
школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с отклонениями в развитии; дом инвалидов и др. Опекуны (попечители) таким
детям не назначаются. Согласно п.4 ст.35 ГК их опекунами и попечителями являются
соответствующие учреждения. Развивая это положение ГК, п.1 ст.147 СК возлагает
обязанности опекунов (попечителей) в таких случаях на администрацию учреждения,
воспитанником которого является ребенок, т.е. на главного врача, директора
и т.п., а не на лечащего врача, воспитателя-педагога и т.п. Поэтому руководитель
любого из названных учреждений выполняет не только свои функциональные обязанности,
но и обязанности опекуна (попечителя) своего воспитанника. При этом не имеет
значения, есть ли у ребенка родители или родственники. Сам по себе факт передачи
несовершеннолетнего на полное государственное попечение означает, что всю
заботу о воспитаннике, защиту его прав и интересов берет на себя государство
в лице соответствующего учреждения. Свои отношения с родителями ребенка, его
родственниками руководитель учреждения строит в соответствии с правилами педагогического
свойства, а также с требованиями СК (ст.55, 67, 75 и др.). Защита имущественных,
жилищных прав воспитанника осуществляется ими по правилам, предусмотренным
ст.26, 28, 37, 38 ГК, a также ст.60, 149 СК (см. комментарий к ним). Однако
надо признать, что роль администрации детского интернатного учреждения как
опекуна (попечителя) воспитанника нуждается в более тщательной регламентации
Уставом (Положением) соответствующего учреждения.
2. После передачи ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью
опекуна (попечителя) органы опеки и попечительства обязаны оказывать ему всяческую
помощь как в воспитании, так и в организации его лечения, отдыха, в решении
разного рода проблем, возникающих в опекунской семье. Решаются эти проблемы
по-разному, в том числе путем устройства подопечного для оздоровления, обучения
в одно из интернатных учреждений на время. Это тем более важно, что довольно
часто опекунами (попечителями) назначаются близкие ребенку лица пенсионного
возраста, которым подчас трудно одним осуществлять свои обязанности. При временном
устройстве подопечного в одно из детских интернатных учреждений медицинского,
педагогического и др. профиля права и обязанности опекуна (попечителя) сохраняются.
Он по-прежнему защищает права и интересы подопечного, принимает участие в
его воспитании, а в выходные, каникулярные дни делает это лично. Если почему-либо
всякий личный контакт между подопечным и его опекуном (попечителем) прекратился
без уважительных к тому причин, органам опеки и попечительства по ходатайству
администрации детского учреждения следует прекратить опеку (попечительство)
и принять меры по дальнейшему устройству ребенка.
3. Пункт 1 ст.121 СК, возлагая на органы опеки и попечительства функции
по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, их устройству
предусматривает осуществление последующего контроля за условиями их содержания,
воспитания, образования. Развивая это положение п.2 ст.147 СК предусматривает,
что органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания,
воспитания и образования детей, находящихся в воспитательных учреждениях,
лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения. Тем самым
создается дополнительная и очень важная предпосылка для защиты прав, интересов
особой категории детей, оставшихся без семьи. Четких правил осуществления
такого контроля, порядка его проведения пока не существует. Его следует предусмотреть
в Уставах соответствующих муниципальных образований (см. п.2 ст.121 СК и комментарий
к нему).
4. Особое место принадлежит защите прав выпускников детских учреждений,
перечисленных п.1 ст.147 СК. Находясь на пороге самостоятельной жизни, они
как никто другой нуждаются в поддержке и помощи со стороны государства. В
противном случае могут сойти на нет все многолетние и дорогостоящие усилия,
направленные на их развитие и воспитание.
К выпускникам перечисленных в СК учреждений следует отнести тех, кто
завершил курс обучения, оздоровления, социальной реабилитации и получил удостоверяющий
этот факт документ. До этого момента содержащиеся в интернатном учреждении
дети пользуются правами, перечисленными ст.149 СК (см. комментарий к ней).
После выхода за стены интернатского учреждения выпускник любого возраста становится
обладателем целого ряда прав. В их числе права, призванные обеспечить:
- социальную адаптацию, возможность повышения профессионального уровня,
образования;
- источник существования;
- трудоустройство;
- жилье.
5. Поддержка детей, находящихся в особо трудных условиях, в число которых
входят и выпускники детских интернатных учреждений, является одной из основных
целей и задач государственной социальной политики по улучшению положения детей
в Российской Федерации до 2000 года. В Основных направлениях этой политики,
утвержденных Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г., специально выделяется
поддержка детей-сирот (СЗ РФ, 1995, N 38, ст.3669). Особый смысл имеет эта
поддержка, когда оставшийся без родительского попечения воспитанник интернатского
учреждения начинает свою самостоятельную жизнь. Не оставляет без внимания
несовершеннолетних, принадлежащих к наиболее социально уязвимым группам детей
и молодежи, Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений" от 28 июня 1995 г., где говорится об осуществлении
деятельности, направленной на их интеграцию в обществе, профессиональную подготовку,
повышение уровня образования, культуры (СЗ РФ, 1995, N 27, ст.2503). С другой
стороны, ст.16 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения
в Российской Федерации" от 7 декабря 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 50, ст.4872)
рассматривает как основание для бесплатного социального обслуживания в государственной
системе социальных служб трудную жизненную ситуацию, под которой понимается
ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (...сиротство,
малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства...,
одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно (ст.34).
Все это грозит оставшемуся без семьи, жилья, средств к существованию выпускнику
детского интернатного учреждения. Поэтому он, его жизнь должны более активно
включаться в сферу внимания социального обслуживания с тем, чтобы ему легче
было адаптироваться в окружающей его действительности.
6. Расширяет возможности повышения профессионального уровня, образования
выпускника детского интернатного учреждения и постановление Правительства
РФ "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей" от 20 июня 1992 г. N 409 (Семейное законодательство.
Сб. нормативных актов и документов. М., 1995 г. С.331-333). Согласно п.4 этого
постановления выпускникам учебно-воспитательных учреждений всех типов из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в
профессиональные, средние, специальные и высшие учебные заведения выдают комплект
новой одежды, обуви, а также единовременное денежное пособие в сумме двух
минимальных размеров оплаты труда. Примерный перечень подлежащей выдаче выпускнику
одежды содержится в письме Министерства образования РФ "Об обеспечении детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой и обувью при поступлении
их в начальные, средние, высшие профессиональные образовательные учреждения"
от 11 октября 1993 г. ("Вестник образования", 1994, N 2, с.53). Кроме того,
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся
во всех типах профессиональных, средних специальных и высших учебных заведений
независимо от их ведомственной подчиненности зачисляются на полное государственное
обеспечение, им выплачивается стипендия не ниже 80% минимальной гарантированной
стипендии, установленной для студентов и учащихся высших, средних специальных
и всех типов профессиональных учебных заведений, а также ежегодное пособие
в размере месячной стипендии до окончания ими обучения (п.5 этого постановления).
7. К источникам существования выпускника детского учреждения интернатного
типа, не достигшего 18-ти лет, относится пенсия по случаю потери кормильца.
Если выпускник учится, то он сохраняет право на получение этой пенсии до окончания
профессионального обучения в очных учебных заведениях, но не более чем до
23-х лет (ст.51 Закона "О государственных пенсиях в РСФСР"). Поскольку причитающаяся
воспитаннику пенсия по случаю потери кормильца, социальная пенсия, выплачиваемая
на детей, потерявших кормильцев, перечисляется на личный счет несовершеннолетнего
в Сберегательном банке, по выходе из детского учреждения накапливается сумма,
которая также составляет источник его существования. То же самое можно сказать
о причитающихся воспитаннику алиментах. Согласно п.2 ст.84 СК эти учреждения
вправе помещать получаемые на воспитанника алименты в банк. При выпуске сумма
полученных на воспитанника алиментов и 50% дохода от их обращения зачисляется
на счет, открытый на имя ребенка в отделении Сбербанка РФ.
Несомненно, призваны помочь выпускнику, не имеющему ни материальной,
ни моральной поддержки, правила ст.35 Типового положения "Об образовательном
учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденные
постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 (СЗ РФ, 1995, N 28,
ст.2693), согласно которым выпускники учреждения, обучающиеся в учреждении
начального, среднего и высшего профессионального образования и приезжающие
в учреждение в выходные и праздничные дни или на каникулярное время, могут
по решению администрации учреждения зачисляться на бесплатное питание и проживание.
Администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешать временно
(до одного года) бесплатно проживать и питаться в учреждении своим выпускникам
до их трудоустройства или начала дальнейшего обучения. Причем никаких возрастных
ограничений на этот счет указанное Типовое положение не делает.
Решению проблемы трудоустройства выпускников детских учреждений интернатного
типа призвана способствовать ст.181 КЗоТ в редакции Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"
от 24 ноября 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 48, ст.4564), где сказано: "Работодатель
обязан принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений, начального
и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18-ти лет, особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот,
выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, и других),
направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства,
в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления. Отказ в приеме на работу в счет
установленной квоты лицам, указанным в ч.1 настоящей статьи, запрещается и
может быть обжалован ими в суд. За отказ в приеме на работу лиц, указанных
в ч.1 настоящей статьи, работодатель несет ответственность в порядке, определяемом
законодательством Российской Федерации".
8. Нормальное существование выпускника интернатного учреждения невозможно
без получения им жилья. Оно предоставляется ему либо в соответствии с п.2
ст.37 ЖК либо согласно п.3 ст.60 того же Кодекса (см. комментарий к п.1 ст.149
СК). Но чтобы использовать действующие правила, необходимо, во-первых, при
оформлении поступления ребенка в детское учреждение интернатного типа не оставить
без внимания документы, относящиеся к праву несовершеннолетнего на жилье (его
часть), во-вторых, субъектам Российской Федерации необходимо ежегодно выделять
жилую площадь для обеспечения выпускников детских домов и школ-интернатов,
не имеющих жилья. В постановлении правительства Москвы "Об обеспечении жильем
выпускников сиротских учреждений города" от 6 апреля 1993 г. ("Вестник образования",
1994, N 8) на этот счет сказано: "Предоставить выпускникам сиротских учреждений
жилую площадь распоряжением префекта, не позднее 1 июня текущего года в соответствии
с действующими нормативами на основании документа, подтверждающего право воспитанника
на жилую площадь, ранее занимаемую им или его родителями, или временной прописки
в сиротском учреждении детей, от которых родители отказались или подкинули".
9. Согласно ст.28 Типового положения "Об образовательном учреждении для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", воспитаннику при
выпуске выдают не только свидетельство о рождении (паспорт), документ об образовании,
но и документы, подтверждающие право на имущество, денежные средства, жилую
площадь, ранее занимаемую им или его родителями, пенсионную книжку, исполнительный
лист на взыскание алиментов, ценные бумаги, если таковые имелись, и др.
10. Защита прав выпускников детских учреждений, перечисленных в п.1 ст.147
СК, возлагается на органы опеки и попечительства, поскольку попечительство
над воспитанником со стороны администрации учреждения прекращается по его
выходе из стен этого учреждения. Если выпускник не достиг совершеннолетия
и ему назначен попечитель в установленном законом порядке, защиту прав и интересов
ребенка осуществляет этот попечитель. Органы опеки и попечительства оказывают
ему необходимую помощь. Когда выпускнику исполнилось 18 лет, органы опеки
и попечительства делают все необходимое, чтобы помочь ему защищать свои права
и интересы. Если выпускнику нет 18 лет, а попечителя для него найти не удается,
на органы опеки и попечительства возлагаются целиком и полностью функции попечителя
такого несовершеннолетнего. Вся работа по охране прав выпускника-подростка
может быть поручена органами опеки и попечительства администрации детского
учреждения в лице его руководителя. В любом случае подобного рода поручение
должно быть адресным.
Надо полагать, что органы опеки и попечительства осуществляют не только
контроль за условиями содержания, воспитания, образования детей - воспитанников
детских учреждений, но и проверяют, как защищаются права их выпускников, следят
за тем, чтобы в личном деле воспитанника были все документы, позволяющие защитить
его интересы после выпуска.

Комментарий к статье 148 кодекса

1. Специально выделяя права детей, находящихся под опекой (попечительством),
СК подчеркивает, что оставшийся без попечения родителей ребенок, с одной стороны,
ничем не отличается от любого несовершеннолетнего, с другой, - находится в
особом положении. Каждый подопечный имеет прежде всего право на воспитание
в семье, но теперь это семья опекуна (попечителя). И только в исключительных
случаях, когда опекун (попечитель) не может по уважительным причинам сам осуществлять
воспитание, он вправе прибегнуть к временной помощи детского учреждения (см.
п.1 ст.147 СК и комментарий к нему). Отсюда проистекает право несовершеннолетнего
на заботу со стороны опекуна (попечителя), заменяющего родителей. По всем
своим параметрам эта забота совпадает с родительской, идет ли речь о правах
и обязанностях, предусмотренных СК, или имеется в виду соблюдение правил нравственного
порядка.
2. Личное воспитание несовершеннолетнего опекуном (попечителем) предполагает
существование непосредственного и постоянного контакта между воспитанником
и воспитателем, даже если место их проживания зарегистрировано по разным адресам.
Поэтому по общему правилу они должны жить вместе (п.2 ст.36 ГК). Исключение
ГК делает только для подростков, достигших шестнадцати лет, на что требуется
согласие органов опеки и попечительства при условии, если раздельное проживание
не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
Чаще всего живут отдельно дети, чье поведение, поступки свидетельствуют об
умении распоряжаться своей самостоятельностью. Это обычно работающие или обучающиеся
в средних, высших учебных заведениях несовершеннолетние. Но даже тогда, когда
нет оснований для беспокойства, попечитель обязан регулярно посещать своего
подопечного. Что же касается детей более раннего возраста, то правило о совместном
проживании опекуна и подопечного применительно к ним исключений не имеет:
они всегда должны жить вместе. Однако в любом случае, живет ли опекун (попечитель)
на площади своего подопечного или, наоборот, последний на площади своего опекуна
(попечителя), ни один из них не приобретает права на жилую площадь другого
(ч.3 ст.54, п.5 ст.60 ЖК).
3. Эффективность опеки (попечительства) зависит от множества обстоятельств.
В самом общем виде их можно обозначить как условия содержания, воспитания,
образования, всестороннего развития.
Об обязанностях опекуна (попечителя) по содержанию своего подопечного
СК не говорит. Но поскольку ребенок, находящийся под опекой (попечительством),
имеет право на обеспечение условий для своего содержания, надо полагать, что,
во-первых, эти условия ему гарантирует государство, во-вторых, опекун (попечитель),
распоряжаясь предназначенными для несовершеннолетнего средствами, создает
условия для его содержания.
К источникам средств существования подопечного, предоставляемых ему государством,
относятся денежные средства на содержание опекаемых детей (см. п.5 ст.150
и комментарий к нему), а в случаях, когда они не выплачиваются - пособия,
причитающиеся гражданам, имеющим детей (см. комментарий к п.2 ст.60 СК).
Согласно ст.3 Соглашения стран СНГ "О гарантиях прав граждан в области
выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов"
от 9 сентября 1994 г. "гарантированная государственная социальная помощь гражданам,
имеющим детей, осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством
Стороны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей (лицом,
его заменяющим). Причем каждая из Сторон на своей территории не будет устанавливать
каких-либо ограничений по признаку гражданства на получение гарантированной
государственной социальной помощи лицами, имеющими детей (ст.2 Соглашения)
(Охрана прав несовершеннолетних. Сборник нормативно-правовых документов. М.,
1995, с.72).
Материальную базу для подопечного составляют и получаемые им алименты,
которые в соответствии с п.1 ст.84 СК выплачиваются его опекуну (попечителю).
Если алименты на ребенка не выплачиваются, опекун (попечитель) должен принять
меры к их получению с родителей ребенка. Отказ от получения алиментов на несовершеннолетних
детей не допускается (см. комментарий к ст.80 СК).
Поскольку ребенок имеет право на собственные доходы (см. п.3 ст.60 СК),
эти доходы в свою очередь служат созданию условий его содержания. Порядок
распоряжения причитающимися подопечному средствами определяется ст.26 и 28
ГК (см. комментарий к п.1, 2, 3 ст.60 СК).
Облегчают условия содержания подопечного и различного рода льготы, в
числе которых бесплатный проезд в общественном городском (пригородном) транспорте
(кроме такси) на основании единого билета (п.1 Приложения к Положению "О порядке
выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)"
(Вестник образования. 1993 г. N 5, с.50).
4. Как бы ни складывалась судьба ребенка, оставшегося без попечения родителей,
находящийся на опеке (попечительстве) несовершеннолетний должен получить основное
общее образование, то есть окончить 9 классов. Обеспечивая это право подопечного,
опекун (попечитель) действует в рамках требований, сформулированных в п.2
ст.63 СК, п.1 ст.150 СК (см. комментарий к этим статьям).
5. С правом подопечного на обеспечение условий воспитания, образования,
содержания напрямую связана предоставляемая ему возможность всесторонне развиваться.
И способствует реализации этого права оказание подопечному со стороны органов
опеки и попечительства различной помощи в получении им дополнительного образования,
приобщении к миру творчества, искусству, расширению знаний благодаря международному
туризму и т.п.
6. Уважение человеческого достоинства подопечного ребенка как его право
СК выделяет особо. Делается это с целью помочь осиротевшему ребенку не почувствовать
своей ущербности. Пункт 1 ст.148 СК и в этой части имеет глубокий педагогический
подтекст.
7. Особое значение для подопечного имеет его право на жилое помещение.
Его он может получить в дар, по наследству либо в результате приватизации,
а также купить на собственные средства. Передача на опеку (попечительство)
несовершеннолетнего не прекращает права собственности ребенка на принадлежащее
ему имущество, в частности на жилое помещение. Поэтому и в этих случаях действуют
правила, предусмотренные ст.288-290, 292, 293 ГК. Однако поскольку подопечный
не может самостоятельно распоряжаться такой собственностью, как жилое помещение,
это делает его опекун (попечитель) в соответствии с требованиями ст.37 ГК
(см. п.3 ст.60 СК и комментарий к нему).
Что касается пользования подопечным жилым помещением, когда оно есть,
на этот счет действуют правила, предусмотренные ст.671-688 ГК. Когда же у
подопечного жилого помещения нет, он имеет право на его получение вне очереди
согласно п.3 ст.37 ЖК.
8. Право каждого ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей
(лиц, их заменяющих) предусматривается п.2 ст.56 СК. Статья 148 СК повторяет
это правило применительно к опекунам (попечителям). Термин "злоупотребление"
понимается широко: использование антипедагогических приемов воспитания, трата
причитающихся ребенку средств на собственные нужды и т.п. Когда же злоупотребление
опекуном (попечителем) своими обязанностями способно причинить или причинило
подопечному значительный вред (его воспитанию, развитию, содержанию и др.),
органы опеки и попечительства вправе прекратить опеку (попечительство) путем
отстранения опекуна (попечителя) в соответствии с п.3 ст.39 ГК (см. п.3 ст.145
СК и комментарий к нему).
9. Любой подопечный имеет все те права, которыми СК наделяет каждого
ребенка: на общение с родителями и другими родственниками, на защиту, на выражение
своего мнения (см. ст.55-57 СК и комментарий к ним).
10. Статья 148 СК посвящается правам подопечных в семье. Однако следует
иметь в виду, что они, как и все дети в возрасте от четырнадцати до восемнадцати
лет, самостоятельно несут ответственность за причиненный ими вред на общих
основаниях (ст.1074 ГК). На лиц, находившихся под опекой (попечительством),
не возлагается обязанность платить алименты на содержание бывших опекунов
(попечителей) - п.3 ст.96 СК.

Комментарий к статье 149 кодекса

1. Права детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных
учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения,
впервые рассматриваются особо. Это объясняется тем, что речь идет о несовершеннолетних,
которых почему-либо не удалось устроить в приемную семью, а потому они попали
на полное государственное попечение. Надо полагать, что положения ст.149 СК
не распространяются на детей, временно находящихся в перечисленных учреждениях,
когда есть родители, заменяющие их лица, которые осуществляют все права и
обязанности, предусмотренные СК. Любой воспитанник детского интернатного учреждения
имеет все те права, обладателем которых является каждый несовершеннолетний
(см. п.1 ст.54, п.1 ст.148 СК и комментарий к ним). Более того, он, не находясь
в семье, имеет право иметь ее. Это право осуществляется, во-первых, путем
передачи его на опеку (попечительство), усыновление, в приемную семью (см.
п.2-4 ст.122 СК и комментарий к ним); во-вторых, посредством комплектования
детских учреждений для осиротевших детей, организационно приближенных к семейным
условиям воспитания.
2. Специально правам воспитанников - детей, оставшихся без попечения
родителей, посвящена ст.30 Типового положения об образовательном учреждении
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она предусматривает
право детей на:
- бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными
образовательными стандартами;
- защиту своих прав и интересов;
- уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;
- удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;
- защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления
личности;
- развитие своих творческих способностей и интересов;
- получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся
проблем в развитии.
Реализация этих прав способствует осуществлению зафиксированных в п.1
ст.149 СК положений относительно содержания, воспитания, образования, развития
несовершеннолетнего. Тем более, что одна из основных задач указанных учреждений
- создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих
умственному, эмоциональному и физическому развитию личности ребенка (ст.2
Типового положения).
3. На каждого несовершеннолетнего, направляемого в одно из указанных

<< Пред. стр.

стр. 26
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>