<< Пред. стр.

стр. 27
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

в п.1 ст.149 СК учреждений, представляют в числе прочих документов пенсионную
книжку ребенка, получающего пенсию, копию решения суда о взыскании алиментов,
ценные бумаги (при получении их на ребенка родителями или лицом, их заменяющим).
Причитающиеся воспитаннику пенсия по случаю потери кормильца и социальные
пенсии, установленные для детей, потерявших кормильцев, подлежат перечислению
на личный счет ребенка: в размере 50% - на детей, потерявших обоих родителей,
и на детей умершей одинокой матери; 25% - на детей, утративших одного из родителей.
В таком же размере выплачиваются и социальные пенсии (ст.73 Закона РСФСР "О
государственных пенсиях в РСФСР" с последующими изменениями и дополнениями.
Порядок использования алиментов определен ст.84 СК (см. комментарий к ней).
Если до устройства ребенка в дом ребенка, дом-интернат и другие учреждения
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пенсии и пособия
своевременно не были назначены или когда смерть родителей (одного из них)
произошла в период пребывания ребенка в детском учреждении, администрация
этого учреждения представляет в отдел социальной защиты населения (по месту
нахождения детского учреждения) заявление о назначении пенсии, пособия воспитаннику
и имеющиеся в ее распоряжении соответствующие документы. При необходимости
отдел социальной защиты населения запрашивает все недостающие документы для
назначения пособия, пенсии. В случае отсутствия документов, подтверждающих
трудовой стаж родителей, ребенку назначается и выплачивается социальная пенсия,
установленная на детей, потерявших родителей (Инструктивное письмо Министерства
образования РФ и Министерства социальной защиты населения РФ от 15 июля 1992
г. - "Вестник образования", 1993, N 8, с.88). То же самое можно сказать об
алиментах. Если они почему-либо не взысканы, администрации детского учреждения
предстоит это сделать (см. комментарий к ст.80 СК). Все вещи, которые воспитанник
учреждения приобретает на свои собственные средства, являются его собственностью,
о чем следует сделать пометку в личном деле несовершеннолетнего.
На детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в одном из
перечисленных учреждений, распространяются правила относительно права собственности
на жилое помещение, пользование жилым помещением, на получение жилого помещения
(см. п.3 ст.60, п.3 ст.147, п.1 ст.148 СК и комментарий к ним).
Проблемы, связанные с трудоустройством воспитанника детского учреждения,
возникают при его выпуске (см. п.3 ст.147 СК и комментарий к нему).

Комментарий к статье 150 кодекса

1. Как опекун, так и попечитель имеют одинаковые права и обязанности
по воспитанию своих подопечных. Они по существу совпадают с правами и обязанностями
родителей в отношении своих детей (см. комментарий к ст.63 СК). Пункт 1 ст.150
СК не говорит только о заботе о психическом здоровье подопечного, что не имеет
какого-либо подтекста, ибо эта забота сама собой разумеется.
2. Права и обязанности опекуна (попечителя) ограничены по времени. Они
прекращаются с достижением подопечным совершеннолетия, а также в случаях,
когда несовершеннолетний вступает в брак (п.2 ст.21 ГК) или объявляется его
эмансипация (п.1 ст.27 ГК). Основанием для прекращения прав и обязанностей
опекуна (попечителя) служит также его освобождение или отстранение в случаях,
предусмотренных ст.39 ГК (см. п.3 ст.145 СК и комментарий к нему). И наконец,
опекун (попечитель) перестает быть обладателем этих прав, если опека (попечительство)
установлена на определенный период времени, обозначенный в решении (постановлении)
органа опеки и попечительства (например, до 1 января 19... года, на один год
с момента.., на период длительной командировки родителя с ... по ... и т.д.).
Прекращение прав и обязанностей опекуна (попечителя) касается как личной,
так и имущественной сфер жизни ребенка, находившегося под опекой (попечительством).
3. Опекун (попечитель), так же как и родитель, вправе самостоятельно
определять способы воспитания своего подопечного. Однако при этом ему следует
учитывать, во-первых, мнение ребенка, во-вторых, рекомендации органов опеки
и попечительства. Правило относительно учета мнения ребенка касается по смыслу
п.1 ст.150 СК детей любого возраста, способных самостоятельно его выразить.
Подобного рода предписание больше носит рекомендательный характер и имеет
педагогическое содержание, ориентирующее на установление в опекунской семье
благоприятной атмосферы воспитания. Поскольку опека (попечительство) является
контролируемой формой семейного воспитания, в необходимых случаях опекун (попечитель),
во-первых, может обратиться за советом в органы опеки и попечительства, во-вторых,
этот орган вправе корректировать действия и поступки опекуна (попечителя)
как воспитателя. Опекун (попечитель) имеет также права на различного рода
льготы, помогающие ему осуществлять воспитание подопечного. Так, согласно
ч.1 ст.163.1 КЗоТ в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в статью 163.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации" от 15 февраля
1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 8, ст.599) опекуну, попечителю для ухода за детьми-инвалидами
и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются четыре
дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Оплата каждого дополнительного
выходного дня производится в размере дневного заработка за счет средств Фонда
социального страхования РФ.
Само собой разумеется, что опекуны (попечители) при осуществлении своих
прав, исполнении обязанностей по отношению к подопечному не вправе нарушать
требования СК, предъявляемые к родителям (см. п.1 ст.65 СК и комментарий к
нему). Но если родители, нарушающие права своих детей, могут быть лишены родительских
прав, ограничены в своих родительских правах, то опекун (попечитель) может
быть отстранен (см. п.3 ст.145 СК и комментарий к нему). Кроме того, подопечный
может быть отобран у него на основании п.1 ст.77 СК (см. комментарий к ней)
с последующим прекращением опеки и попечительства.
4. Опекун (попечитель) так же как и родитель, с учетом мнения ребенка
имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения подопечного
до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение
несовершеннолетним основного общего образования (см. п.1 ст.63 СК и комментарий
к нему).
5. При осуществлении опекуном (попечителем) своих прав и обязанностей
как по воспитанию подопечного, так и по обеспечению его образования может
возникнуть проблема, связанная с участием в решении всех этих вопросов родителя,
не лишенного родительских прав.
Поскольку опекун (попечитель) управомочен государством в установленном
законом порядке защищать права, интересы недееспособных или не полностью дееспособных
граждан, в том числе несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей
(п.1 ст.31 ГК), то от его воли зависит, привлекать или нет родителя к решению
вопросов, связанных с воспитанием и образованием подопечного ребенка. Он является
в подобного рода ситуации единственным законным представителем ребенка и выступает
в этом качестве в отношениях с любыми физическими, юридическими лицами, в
частности, с учебными, медицинскими учреждениями, учреждениями социальной
защиты населения, в суде.
6. Опекун несет ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним
подопечным, не достигшим четырнадцати лет, в соответствии со ст.1073 ГК. Причем
обязанность возместить вред, причиненный малолетним (не достигшим 14-ти лет),
не прекращается с достижением им совершеннолетия или получением им имущества,
достаточного для возмещения вреда (п.4 ст.1073 ГК). За подопечных в возрасте
от четырнадцати до восемнадцати лет опекун (попечитель) несет ответственность
по правилам, предусмотренным ст.1074 ГК.
7. Пункт 2 ст.150 СК предусматривает защиту прав опекуна (попечителя),
которые он приобрел в установленном законом порядке. Эта защита заключается
в предоставлении опекуну (попечителю) возможности требовать по суду возврата
подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных к тому
оснований (без решения суда о передаче ребенка на воспитание, решения об усыновлении,
о передаче под опеку (попечительство), в приемную семью и т.п.), в т.ч. от
близких родственников ребенка: родителей, дедушки, бабушки, братьев и сестер.
Представляется, что требовать возврата подопечного от родителей опекун (попечитель)
вправе в случаях, если они признаны недееспособными, лишены родительских прав
или ограничены в родительских правах, а также признаны ограниченно дееспособными
вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Пункт 2 ст.150 СК использует термин "от любых лиц". Следовательно, опекун
(попечитель) может требовать возврата подопечного и из детского учреждения
интернатного типа, где почему-либо без согласия на то опекуна (попечителя)
оказался несовершеннолетний.
При рассмотрении иска опекуна (попечителя) о возврате ему подопечного
соблюдаются все требования, предъявляемые СК к делам подобного рода, поскольку
речь идет о споре, связанном с воспитанием ребенка (учитывается мнение ребенка,
все обстоятельства, определяющие педагогическую сторону спора, заключение
органа опеки и попечительства как обязательного участника судебного процесса
и др.). Рассмотрение иска о возврате ребенка осуществляется по правилам гражданско-процессуального
законодательства. Суд может отказать в иске, если придет к выводу, что удовлетворение
иска не отвечает интересам ребенка. Для правильного их определения важно знать,
почему подопечный оказался в другой семье (убежал, был увезен силой и т.п.).
Не исключено, что при рассмотрении такого иска суд придет к выводу, что ни
опекун (попечитель), ни лицо, удерживающее ребенка, не в состоянии обеспечить
его надлежащее воспитание. Тогда ребенок передается на попечение органов опеки
и попечительства, после чего опека (попечительство) прекращается путем вынесения
соответствующего решения (постановления) органа опеки и попечительства, основанного
на решении суда.
8. Утрата ребенком попечения родителей, чем бы она ни вызывалась, и последующее
его устройство под опеку (попечительство) сочетается с сохранением привязанности
ребенка к своим родителям, желанием видеться с ними. Искусственным образом
погасить это чувство негуманно по отношению в первую очередь к ребенку, чья
привязанность к родителям может сопровождать его всю жизнь. Такие чувства
говорят прежде всего о лучших свойствах человеческой натуры, которые нуждаются
в бережном к ним отношении. С другой стороны, далеко не все родители, бросившие
своих детей, не способны со временем измениться к лучшему. Поэтому со всех
точек зрения оправдано поддержание всяческого контакта подопечного со своими
близкими. Тем более, что каждый ребенок имеет право на общение с родителями
и другими родственниками (см. ст.55 СК и комментарий к ней), а родители и
другие родственники ребенка имеют право на общение с ним (см. ст.66, 67, 75
СК и комментарий к ним). Поэтому опекун (попечитель), непосредственно выполняющий
функции по защите прав, интересов своего подопечного, не должен (не вправе)
препятствовать общению подопечного как с родителями ребенка (даже если они
лишены родительских прав), так и с его родственниками безотносительно к степени
их родства. Однако и здесь следует учитывать желание ребенка, которое может
быть выражено прямо или косвенно в зависимости от его возраста. Никакое отступление
от правила о неукоснительном соблюдении интересов подопечного в подобного
рода ситуации недопустимо. Исключение составляют случаи, когда такое общение
не в интересах подопечного. Немотивированный отказ может послужить основанием
для прекращения опеки (попечительства). Все вопросы, связанные с обеспечением
опекуном (попечителем) общения с перечисленными лицами, решаются органами
опеки и попечительства.
9. Правила, касающиеся исполнения опекунами (попечителями), в т.ч. над
несовершеннолетними, своих обязанностей, содержатся в ст.36 ГК. Каждая из
этих обязанностей рассматривается в контексте той или иной статьи СК, устанавливающей
права и обязанности опекунов (попечителей) как воспитателей ребенка. При охране
имущественных прав подопечных опекун (попечитель) руководствуется ст.38 ГК
о доверительном управлении имуществом подопечного, осуществляемом в порядке,
установленном ст.1026 ГК. При этом опекун или попечитель сохраняет свои полномочия
в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное
управление. При распоряжении имуществом подопечного опекун (попечитель) руководствуется
ст.37 ГК (см. п.3 ст.60 СК и комментарий к нему). Когда же опекуну (попечителю)
приходится вступать в различного рода гражданские правоотношения, затрагивающие
интересы подопечного, надлежит руководствоваться как правилами ГК (ст.31-33),
так и требованиями СК.
10. Опекун (попечитель) не получает вознаграждения за выполнение принятых
на себя обязательств. Его опекунская деятельность не оплачивается, носит безвозмездный
характер независимо от уровня материальной обеспеченности лица, выполняющего
обязанности опекуна (попечителя). Однако он получает на содержание подопечного
ежемесячные денежные средства в размере, установленном в данном регионе для
содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся
в детском интернатном учреждении на полном государственном попечении. Согласно
Положению "О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой
(попечительством)", утвержденному по поручению Правительства РФ приказом Министерства
образования РФ от 16 февраля 1993 г. ("Вестник образования", 1993, N 5, с.50),
эти средства выплачиваются детям, находящимся под опекой (попечительством),
родители которых умерли или не в состоянии лично осуществлять их воспитание
в связи:
- с лишением их родительских прав или отобранием детей без лишения родительских
прав;
- с признанием в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными,
ограниченно дееспособными и объявлением их умершими;
- с длительной болезнью, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей;
- с отбыванием наказания в местах заключения и нахождения под стражей
в период следствия;
- с розыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты
алиментов, неустановлением сведений об их местонахождении.
Согласно п.3 данного Положения не назначаются и не выплачиваются денежные
средства на тех подопечных, родители которых:
- могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно
передают их под опеку (попечительство) другим лицам;
- находятся в длительных служебных командировках;
- проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и
воспитания.
Не назначаются и не выплачиваются эти средства также на подопечных, которые
находятся в образовательных учреждениях на полном государственном обеспечении
или содержатся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для подростков,
нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения.
Вопрос о назначении денежных средств на подопечного рассматривается,
как правило, одновременно с установлением опеки и попечительства. Денежные
средства на детей, находящихся под опекой (попечительством), назначаются и
выплачиваются опекунам (попечителям) до достижения подопечным шестнадцатилетнего
(учащимся образовательных учреждений - до восемнадцатилетнего) возраста.
Основанием для прекращения их выплаты является:
- освобождение опекуна (попечителя) от выполнения его обязанностей при
устройстве подопечного в дом ребенка, детский дом, дом-интернат, школу-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновлении его
и др. Прекращение выплаты денежных средств на ребенка производится по распоряжению
органов опеки и попечительства. При переезде опекуна (попечителя), получающего
денежные средства на содержание подопечного, на новое место жительства выплата
этих средств продолжается. Документы по назначению и выплате средств на содержание
детей, находящихся под опекой (попечительством), хранятся в личном деле подопечного.

Глава 21. Приемная семья

Комментарий к статье 151 кодекса

1. Понятие приемной семьи в современном значении впервые появилось в
СК. Ранее в нормативных актах применялась формула "детский дом семейного типа",
по сути обозначавшая ту же приемную семью.
Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей,
оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане),
желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей,
именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание
в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной семьей.
Приемная семья существенно отличается от других форм принятия детей на
воспитание. От усыновления - договорным и временным характером отношений;
от опеки и попечительства - возрастными границами подопечных и способом оформления
отношений; от отношений с лицами, взявшими детей на фактическое воспитание
и содержание - также оформлением, невозможностью требований по взаимному содержанию.
2. В основе отношений в приемной семье лежит договор о передаче ребенка
(детей) на воспитание в семью, заключенный между органами опеки и попечительства
и приемными родителями.
Содержание договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную
семью определяется правилами, изложенными в постановлении Правительства РФ
от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье" и в утвержденном этим постановлением
Положении о приемной семье.
Общим основанием для образования приемной семьи и заключения договора
о передаче ребенка (детей) на воспитание в эту семью является заявление лица,
желающего взять ребенка (детей) на воспитание, с просьбой о передаче ему на
воспитание конкретного ребенка (детей), отобранного им по согласованию с органом
опеки и попечительства, в этот орган по месту жительства или нахождения ребенка
(детей).
В отличие от ранее действовавшего законодательства приемной семьей признается
семья, которая взяла на воспитание хотя бы одного ребенка (ранее - 5 и более
детей), однако общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных,
не должно превышать, как правило, 8 человек (см. Положение о приемной семье).
3. В комментируемой статье весьма важным является указание на то, что
принятие детей на воспитание и образование приемной семьи возможно лишь отдельными
гражданами, а не существующими еще сегодня детскими домами семейного типа,
близкими по структуре к учреждениям. Определяется и срочный характер приемной
семьи, образуемой на срок, предусмотренный договором, но до достижения детьми
совершеннолетия. Естественно, что отношения, возникшие между приемными родителями
и детьми, будут продолжаться и в дальнейшем, однако они не будут носить правового
характера и не породят прав и обязанностей, предусмотренных для приемной семьи.
Положение о приемной семье включает в себя важные правила образования
и существования приемной семьи, определяет в деталях порядок направления в
нее детей, правовое положение как родителей, так и детей, условия подбора
родителей и выбора детей (см. ст.153 и 154 СК и комментарий к ним), их права
и обязанности, включает в себя нормы о материальном обеспечении приемных семей
и целый ряд других положений.

Комментарий к статье 152 кодекса

1. Примерная форма и содержание договора о передаче ребенка (детей) на
воспитание в приемную семью установлена Положением о приемной семье. В комментируемой
статье указаны лишь основные позиции, определяющие жизнедеятельность приемной
семьи в наиболее общем виде. Обеспечиваемые государством условия содержания
детей, их воспитания и образования в приемной семье должны быть максимально
приближены к аналогичным условиям в обычной родительской семье, а по обеспечению
детей - к детским интернатным учреждениям, отвечать существующим стандартам
воспитания и образования, предусмотренным в федеральном и региональном законодательстве.
2. Примерный договор о передаче детей и условиях их содержания включает
основные положения, типичные для любой приемной семьи, дополнения и изменения
могут быть произведены по соглашению сторон. При нарушении условий договора
каждая из сторон вправе обратиться в суд.
В соответствии с договором приемные родители обязуются воспитывать приемного
ребенка (детей) на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь.
Они должны создавать достаточные условия для получения ребенком образования,
заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном
развитии. Они же осуществляют защиту прав и законных интересов ребенка. В
договоре должна содержаться обязанность родителей обеспечивать уход за ребенком
(детьми) и лечение, систематическое посещение врачей-специалистов в соответствии
с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка.
В области образования приемные родители должны обеспечивать посещение
приемным ребенком (детьми) школы, следить за его успеваемостью, поддерживать
связь с учителями и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности
посещения ребенком школы по состоянию здоровья обеспечивать получение образования
в установленных законом доступных для ребенка формах.
Договор об образовании приемной семьи обязывает приемных родителей осуществлять
защиту личных и имущественных прав детей, нести ответственность за их жизнь
и здоровье, создавать семейную обстановку. За выполнением этих обязанностей
ведут контроль органы опеки и попечительства.
При возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания,
воспитания и образования детей приемные родители обязаны известить об этом
органы опеки и попечительства.
Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью должен предусматривать
срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания
и образования детей, права и обязанности приемных родителей, обязанности по
отношению к приемной семье органов опеки и попечительства, а также основания
и последствия прекращения такого договора.
Договор о передаче ребенка определяет также размер оплаты труда родителей
в приемной семье, льготы и преимущества, предоставляемые ей, виды помощи со
стороны местной власти, оказание психологического и педагогического содействия.
Особенно важно решить все вопросы жилищного характера, касающиеся как проживания
приемной семьи, так и обеспечения жильем детей, выходящих из этой семьи. Форма
и размеры оплаты приемных родителей (их труда) и объем льгот определяются
в договоре в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации
в зависимости от числа принятых на воспитание детей (при этом число собственных
детей во внимание не принимается), условий проживания, возраста детей (повышенная
оплата полагается родителям, взявшим на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов,
детей с отклонениями в развитии, больных детей).
3. Поскольку создание приемной семьи предполагает длительный характер
взаимоотношений между приемными родителями и детьми, в законе предусмотрены
условия и порядок возможного досрочного расторжения договора, если пребывание
ребенка в семье перестало отвечать его интересам (по причинам как субъективного,
так и объективного характера) или в случае возвращения ребенка (детей) родителям
или его усыновления (в т.ч. и приемными родителями). Перечень причин, по которым
договор может быть расторгнут досрочно, не является закрытым. При расторжении
договора по инициативе органов опеки и попечительства кроме указанных в статье
неблагоприятных условий содержания, воспитания и образования ребенка могут
учитываться и иные обстоятельства. Оценку такого рода условиям должны давать
в своем заключении компетентные специалисты органов опеки и попечительства.
Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные
и финансовые вопросы решаются по соглашению сторон, а при возникновении спора
- судом.

Комментарий к статье 153 кодекса

1. Совершеннолетие, способность воспитывать и содержать детей, создать
для них благоприятную семейную обстановку - главные требования, предъявляемые
к приемным родителям.
В комментируемой статье приводится перечень ограничений, установленных
для лиц, желающих стать приемными родителями. Он сходен с перечнем ограничений
для усыновителей (см. ст.127 СК и комментарий к ней), однако в него не включены
супруги, один из которых не может быть родителем, поскольку не имеется запрета
на создание приемной семьи лицами, не являющимися супругами, например, братьями
и сестрами. Перечень заболеваний, препятствующих статусу приемных родителей,
установлен постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542.
2. Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства
из числа проживающих в данной местности лиц, выразивших такое желание, способных
взять ребенка на воспитание и не подпадающих под ограничения, предусмотренные
в данной статье. Отбор производится из кандидатов, обладающих приемлемыми
личными качествами, социальной устойчивостью, оптимальным состоянием здоровья,
имеющих нормальные взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно
с ними. Предпочтение отдается семьям или одиноким лицам, имеющим опыт воспитания
детей или же родственникам этих детей (естественно, не кровным родителям).
По желанию приемных родителей возможна передача в семью детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, с ослабленным здоровьем, больных
детей, детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.
3. Лица, желающие взять ребенка на воспитание и образовать приемную семью,
подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление
с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению
должны быть приложены документы, обосновывающие их просьбу. Перечень этих
документов определен в Положении о приемной семье.
На основании заявления и акта обследования условий жизни лица, желающего
взять ребенка на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства
в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами
готовит заключение о возможности стать данному лицу приемным родителем. При
этом должны быть приняты во внимание его личные качества, состояние здоровья,
способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения
с другими членами семьи, проживающими вместе с ним.
В случае, если гражданин выражает желание взять на воспитание ребенка
с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, в заключении должно быть указано
о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий.
4. При заключении договора о передаче ребенка в приемную семью приемные
родители получают удостоверение установленного образца, дающее им право пользоваться
льготами и привилегиями, предусмотренными для приемных семей. Следует иметь
в виду, что устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения
между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных
правоотношений, вытекающих из семейного и гражданского законодательства.
5. Родители, создающие приемную семью, имеют право (по направлению органов
опеки и попечительства) на подбор детей из домов ребенка, детских домов, образовательных
и других учреждений по согласованию с администрацией этих учреждений. Они
вправе знакомиться с личным делом ребенка и с состоянием его здоровья с тем,
чтобы выбор ребенка носил вполне осознанный характер и не привел в дальнейшем
к разрушению приемной семьи, к отказу от ребенка. Администрация детских учреждений
в этих случаях несет ответственность за достоверность представляемых сведений
о ребенке в установленном законом порядке.
6. Наделение приемных родителей правами и обязанностями опекунов (попечителей)
по отношению к принятым на воспитание детям означает распространение на них
полномочий и ответственности, предусмотренных гл.20 СК (см. комментарий к
ней).

Комментарий к статье 154 кодекса

1. Основное условие передачи ребенка в приемную семью - отсутствие родительского
попечения по самым различным причинам, если имеются сведения, что это отсутствие
носит постоянный характер или свидетельствует о явном отказе от ребенка. При
этом не имеет значения, находится ли ребенок вообще без надзора, или же у
посторонних лиц, или же в каком-либо воспитательном, лечебном или ином детском
учреждении. В приемную семью передаются дети следующих категорий:
- дети-сироты; дети, родители которых неизвестны;
- дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских
правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими,
осуждены;
- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять
их содержание и воспитание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей,
находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях
социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях.
Круг детей, подлежащих направлению в приемные семьи, может быть расширен
нормативными актами субъектов Российской Федерации в целях обеспечения детям,

<< Пред. стр.

стр. 27
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>