<< Пред. стр.

стр. 28
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

оставшимся без родительского попечения, семейного воспитания.
Как правило, не допускается при направлении детей в приемную семью разъединение
родных братьев и сестер. Исключения из этого правила могут быть сделаны только
в интересах детей (привязанность брата или сестры к одному из приемных родителей,
отсутствие личных симпатий или неприязнь между будущими приемными родителями
и детьми, разные условия проживания и воспитания).
2. Мнение ребенка в отношении передачи его конкретным приемным родителям
также должно учитываться органами опеки и попечительства, причем важное значение
имеет выяснение мотивов отказа ребенка быть переданным на воспитание именно
в эту семью. После достижения десятилетнего возраста при передаче ребенка
обязательно требуется его согласие, выраженное добровольно, без принуждения
и закрепленное соответствующим образом.
3. Ребенок, переданный в приемную семью (приемный ребенок), сохраняет
ряд прав, которыми он обладал ранее или которые он должен получить на законном
основании. К их числу относятся права, упомянутые в комментируемой статье,
а также те, которые могут быть введены нормативными актами субъектов Федерации.
Порядок начисления причитающихся таким детям средств, получения их и пользования
ими аналогичен порядку, установленному для воспитанников детских домов и интернатов
для детей, находящихся под опекой и попечительством.
При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства или
администрация воспитательного, лечебно-профилактического учреждения, учреждения
социальной защиты населения или других аналогичных учреждений передают приемным
родителям документы на ребенка, подтверждающие его права (опись имущества,
принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность,
документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовершеннолетним,
копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право
на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию, документ о наличии
счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении и др. - см. Положение
о приемной семье).
На приемных детей распространяется действие ст.55-57 СК (см. комментарий
к ним) о праве на общение с родителями, о праве на защиту, на выражение собственного
мнения. Им также принадлежат все права, установленные СК, другими законодательными
актами Российской Федерации и ее субъектов.
Контакты кровных родителей и других родственников с ребенком допускаются
с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком,
его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами
опеки и попечительства (см. Положение о приемной семье).

Комментарий к статье 155 кодекса

1. Общий принцип содержания ребенка в приемной семье - приравнивание
его к детям - воспитанникам домов ребенка, детских домов и детям, оставшимся
без попечения родителей, находящимся в интернатных учреждениях.
Размер ежемесячных выплат на каждого ребенка предусмотрен в Положении
о приемной семье и может корректироваться органами местного самоуправления
(см. Положение о приемной семье).
2. Образование приемной семьи и труд в ней приемных родителей является
добровольной и нелегкой нагрузкой, лишь в определенной части компенсируемой
государством. Ежемесячная оплата труда приемных родителей является одним из
условий договора о передаче ребенка в приемную семью, размер которой в соответствии
со ст.152 СК устанавливается законами субъектов РФ в зависимости от количества
взятых на воспитание детей. При этом содержание в приемной семье ребенка,
не достигшего трехлетнего возраста, или больного ребенка, ребенка с отклонениями
в развитии, ребенка-инвалида компенсируется дополнительной оплатой труда приемных
родителей.
В Положении о приемной семье предусмотрен и ряд льгот, предоставляемых
приемной семье. Так, приемная семья пользуется преимущественным правом на
получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные
лагеря, а также в дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения
приемных родителей с детьми. Дополнительные льготы в зависимости от количества
взятых на воспитание детей могут быть установлены законами субъектов РФ (ст.152
СК).
В постановлении Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной
семье" в целях развития и поддержки приемных семей в сельской местности органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предоставлять
дополнительные льготы и оказывать помощь приемной семье, создающей крестьянское
(фермерское) хозяйство (см. указанное постановление).
3. Созданию нормальных условий жизни приемной семьи в первую очередь
должны содействовать органы местной власти, являющиеся органами опеки и попечительства,
которые в соответствии со ст.31 ГК защищают права и интересы недееспособных
лиц. Помощь органов опеки и попечительства приемной семье может быть выражена
в виде дополнительной материальной поддержки семей, оказавшихся в трудном
положении, в получении путевок в дома отдыха и летние лагеря, в санатории,
в заботе о качестве воспитания и обучения приемных детей, поддержке и развитии
их талантов и способностей.
Особо важен постоянный контроль (не предполагающий вмешательство в жизнь
семьи) за выполнением возложенных на родителей обязанностей. Органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации для подбора, обучения лиц, желающих
стать приемными родителями, взять ребенка на воспитание, а также для осуществления
контроля за выполнением возложенных на них обязанностей могут создавать специальные
отделы по устройству детей на воспитание в приемную семью.

Раздел VII. Применение семейного законодательства к семейным
отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства

1. Иностранными гражданами, о которых идет речь в разделе VII СК, признаются
в России лица, не являющиеся российскими гражданами и имеющие доказательства
своей принадлежности к гражданству иностранного государства. К таким доказательствам
относятся национальные паспорта или заменяющие их документы. Под категорию
иностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством иностранного
государства (понятие "подданство" сохранилось в некоторых странах с монархической
формой правления, хотя по содержанию оно фактически равнозначно понятию "гражданство").
Статья 62 Конституции РФ допускает двойное гражданство российского гражданина
в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской
Федерации. Ситуация двойного гражданства возникает обычно из-за применения
государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства.
Ребенок может приобрести двойное гражданство, например, при различном гражданстве
родителей или в результате усыновления иностранным гражданином, женщина -
при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна
следовать гражданству своего мужа. Согласно ст.3 Закона "О гражданстве Российской
Федерации" (ВВС РФ, 1992, N 6, ст.243) российскому гражданину может быть разрешено
по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, но
только такого, с которым имеется соответствующий международный договор. Этот
договор должен прямо предусматривать право граждан договаривающихся государств
иметь одновременно гражданство обоих этих государств.
Признание в соответствии с Конституцией РФ двойного гражданства лишь
в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому
за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность
к гражданству другого государства (ч.1 ст.3 упомянутого закона о гражданстве
в редакции Закона от 17 июня 1993 г.), продолжает действовать. Поэтому российский
гражданин, имеющий доказательства принадлежности к гражданству иностранного
государства, будет при отсутствии соответствующего международного договора
рассматриваться в России только как российский гражданин.
Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь гражданами Российской
Федерации, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного
государства. Исходя из ст.15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей
право каждого на гражданство, Россия стремится к устранению и предотвращению
безгражданства проживающих на ее территории лиц. Согласно ст.7 Закона о гражданстве
российское государство поощряет приобретение гражданства Российской Федерации
лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами
и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных
федеральным законом или международным договором РФ (п.3 ст.62 Конституции
РФ). Конституция, таким образом, приравнивает иностранных граждан и лиц без
гражданства к российским гражданам, т.е. устанавливает для этих лиц национальный
режим. Это относится и к правам и обязанностям в семейных отношениях. Правило
о национальном режиме соответствует общепризнанным нормам международного права.
Национальный режим иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляли
в России и до принятия Конституции РФ. Он закреплен в ст.17 Закона о правовом
положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г. (ВВС СССР, 1981, N
26, ст.836). Применительно к семейным отношениям этот вопрос решался в ст.160
КоБС. В отношении лиц без гражданства ч.2 ст.160 КоБС содержала, однако, ограничение:
национальный режим предоставлялся лишь тем лицам без гражданства, которые
постоянно проживали в РСФСР (хотя на практике и временно находящиеся в России
лица приравнивались в принципе к российским гражданам).
Отсутствие в разделе VII СК посвященной национальному режиму статьи,
аналогичной ст.160 КоБС, никак не означает изменения принципиального подхода
к данному вопросу: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются
в России национальным режимом в семейных отношениях на основании п.3 ст.62
Конституции РФ. Отсутствие же в разделе VII СК содержавшегося в ч.2 ст.160
КоБС ограничения означает, что лицам без гражданства национальный режим предоставляется
теперь независимо от места их жительства, т.е. национальным режимом пользуются
и те, кто постоянно проживает за границей, а в России находится лишь временно.
Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства независимо
от места их жительства вправе, как и российские граждане, вступать на территории
России в брак, расторгать его, иметь права и обязанности супругов, родительские
права и т.д.
Вместе с тем, надо иметь в виду, что п.3 ст.62 Конституции РФ (как и
ранее действовавшее законодательство) допускает возможность изъятий из национального
режима. Отклонения от национального режима (в сторону ограничения прав или,
наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть
согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным
договором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан
в каких-либо других актах неправомерно.
В качестве федерального закона СК предусматривает некоторые ограничения
прав иностранных граждан по сравнению с правами российских граждан. Так, есть
особенности в порядке усыновления детей иностранными гражданами и лицами без
гражданства (см. п.3 ст.124 СК и комментарий к нему).
3. Содержание раздела VII СК несколько шире его названия: в нем рассматриваются
не только семейные отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства,
но и семейные отношения с участием только российских граждан, если эти отношения
связаны с территорией иностранного государства. Например, в п.1 ст.158 СК
определяются условия признания браков между российскими гражданами, заключенных
на территории иностранных государств.
4. В нормах раздела VII СК решается вопрос о том, право какого государства
подлежит применению к тем или иным семейным отношениям, связанным как с российской,
так и с иностранной правовой системой (коллизионные нормы). Связь с иностранной
правовой системой может заключаться в том, что супруги имеют разное гражданство,
ребенок - российский гражданин усыновляется иностранным гражданином, супруги
проживают в иностранном государстве и т.п.
В разделе V КоБС коллизионные нормы отсылали, как правило, к российскому
законодательству и охватывали лишь некоторые семейные отношения, оставляя
пробелы в регулировании.
Раздел VII СК, во-первых, восполняет пробелы, формулируя отсутствовавшие
в КоБС коллизионные нормы о недействительности брака, личных неимущественных
и имущественных отношениях супругов, правах и обязанностях родителей и детей,
алиментных обязательствах совершеннолетних детей и других членов семьи и др.
Расширение коллизионного регулирования семейных отношений обусловлено
значительным изменением положения России в мировом сообществе, развитием контактов
российских граждан с иностранными гражданами, увеличением числа браков с иностранными
гражданами, учащением случаев разного гражданства членов семьи. Расширение
регулирования соответствует и мировым тенденциям. Так, во многих иностранных
государствах в последние годы законодательство в данной сфере обновлено и
детализировано. Коллизионные нормы семейного права включены в новые законы
о международном частном праве (Австрия, Венгрия, Турция, Швейцария и т.д.)
или в кодексы - семейные или гражданские.
В разделе VII СК, во-вторых, существенно изменен подход к определению
подлежащего применению права: практически во всех коллизионных нормах предусмотрены
отсылки, допускающие применение не только российского, но и иностранного права
в зависимости от гражданства участника семейного отношения или от места его
жительства (в России или за границей). В некоторых случаях допускается выбор
подлежащего применению права самими сторонами (см. п.2 ст.161 СК и комментарий
к нему).
Жесткое применение к любым семейным отношениям российского законодательства
вошло в противоречие с интересами самих участников отношений, в частности,
российских граждан за границей. Так, неприменение иностранного права вело
к тому, что в тех иностранных государствах, где определяющим признается закон
гражданства супруга, соответствующие акты российских учреждений (например,
заключение брака) могли оказаться непризнанными и нереализованными, браки
- "хромающими", т.е. признаваемыми в одной, но не признаваемыми в другой стране.
Был учтен и опыт иностранных государств, в законодательстве которых коллизионные
вопросы семейного права чаще всего решаются исходя из применения закона страны
гражданства или постоянного места жительства лица.
В разделе VII СК учтена договорная практика России. Так, в договорах
России и СССР (Россия выступает как государство-продолжатель) с восточноевропейскими
и некоторыми другими странами о правовой помощи по гражданским, семейным и
уголовным делам (см. Сборник международных договоров Российской Федерации
по оказанию правовой помощи. М., 1996) право, подлежащее применению к семейным
отношениям, определяется не только на основании законодательства страны, суд
которой рассматривает дело, но и исходя из гражданства или места жительства
супругов, детей и т.д. Аналогичная позиция отражена и в Конвенции стран СНГ
от 22 января 1993 г. "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам" (СЗ РФ, 1995, N 17, ст.1472).
5. Хотя в целом круг регулирования в разделе VII СК по сравнению с разделом
V КоБС расширен, однако в нем отсутствуют нормы, относящиеся к опеке и попечительству
(ст.166 КоБС) и к регистрации актов гражданского состояния (ст.167, 168 КоБС).
Это связано с принятием нового ГК.
Так, опека и попечительство урегулированы в ст.31-41 ГК. Соответственно
и коллизионные вопросы опеки и попечительства будут рассматриваться в последнем
разделе ГК. До принятия последней части ГК пробел должен, очевидно, восполняться
практикой на базе нормы ст.166 КоБС.
Вопросы регистрации актов гражданского состояния получили разрешение
в ст.47 ГК, предусматривающей принятие закона об актах гражданского состояния;
впредь до принятия данного закона сохраняет свое действие в части, не противоречащей
СК, раздел IV КоБС (см. ст.168 СК и комментарий к ней). Хотя в ст.168 СК не
предусмотрено сохранение действия ст.167 и 168 КоБС, практика до принятия
нового законодательства должна, очевидно, строиться на базе норм указанных
статей КоБС. Действуют также ст.42-44 и ст.55-56 Консульского устава СССР
от 25 июня 1976 г. (ВВС СССР, 1976, N 27, ст.404), сохраняющего свое действие
на территории России.
Таким образом, документы, представляемые в суды и иные учреждения в связи
с рассмотрением семейных дел, если они выданы за границей, признаются в России
действительными при наличии консульской легализации, если только иное не установлено
международным договором. Легализация - это установление и засвидетельствование
подлинности подписей на документах и соответствия их законам страны пребывания
консула.
Освобождение от легализации предусмотрено в двусторонних договорах России
о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, в Конвенции
стран СНГ от 22 января 1993 г., в Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г.,
касающейся освобождения иностранных официальных документов от легализации,
ратифицированной Россией в 1991 г. (в этой Конвенции, в которой участвует
более 40 стран, предусмотрено, что удостоверение иностранных официальных документов
осуществляется в особом упрощенном порядке - проставляется специальный штамп
- апостиль, который не требует дальнейшего заверения и признается официальными
учреждениями всех стран-участниц).
6. При применении норм раздела VII СК должно учитываться правило ст.6
СК: если международным договором России установлены иные правила, чем те,
которые предусмотрены соответствующими статьями данного раздела, применяются
правила международного договора (см. ст.6 СК и комментарий к ней).

Комментарий к статье 156 кодекса

1. При заключении браков на территории России независимо от гражданства
будущих супругов форма заключения брака определяется согласно п.1 ст.156 СК
российским законодательством. Это значит, что брак должен заключаться в органах
записи актов гражданского состояния (см. ст.1 и 10 СК и комментарий к ним).
Браки, совершенные в России по религиозным обрядам, а также по обрядам на
основе обычаев, не порождают правовых последствий.
Российским законодательством определяется и порядок заключения браков
на территории России, причем и в случае, если один из будущих супругов - иностранный
гражданин или даже оба будущих супруга - иностранные граждане. Брак совершается
в личном присутствии лиц, вступающих в брак, как правило, по истечении месяца
со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.
Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном
для государственной регистрации актов гражданского состояния. Отказ в регистрации
брака может быть обжалован в суд (см. ст.11 СК и комментарий к ней).
Правило п.1 ст.156 СК соответствует существующей практике и действовавшему
ранее законодательству (ст.161 КоБС). И в иностранных государствах форма и
порядок заключения брака по общему правилу подчиняются законодательству места
вступления в брак (Болгария, Венгрия, Польша, Португалия, Чехия, Швейцария
и т.д.). Наряду с этим общим правилом действуют иногда и другие дополнительные
коллизионные нормы. Например, в Австрии форма брака подчинена австрийскому
законодательству, если брак заключается в Австрии, и закону гражданства каждого
из будущих супругов, если брак заключается за пределами страны. В последнем
случае достаточно также соблюдения предписаний (относительно формы) законодательства
места заключения брака (§16 австрийского закона о международном частном праве,
1978 г.). В договорах России о правовой помощи форма заключения брака подчиняется
обычно законодательству государства, на территории которого он заключается.
В целом это регулирование совпадает с правилом п.1 ст.156 СК; в последнем,
однако, вопрос о форме и порядке заключения брака решается только применительно
к случаю, когда супруги вступают в брак в России (так называемая односторонняя
коллизионная норма).
2. Согласно п.2 ст.156 СК условия заключения браков с иностранными гражданами
на территории России определяются, в отличие от ранее действовавшего законодательства
(ст.161 КоБС), для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства,
гражданином которого лицо является. Так, при заключении брака российской гражданки
с гражданином Бельгии в отношении последнего должны быть соблюдены требования
бельгийского законодательства о брачном возрасте, необходимости согласия на
вступление в брак, препятствиях к браку, а в отношении российской гражданки
- требования ст.12-15 СК.
Поскольку семейное законодательство отнесено пп."к" п.1 ст.72 Конституции
РФ к совместному ведению Федерации и субъектов Федерации, а ст.13 СК допускает
регулирование некоторых условий вступления в брак и законодательством субъектов
Российской Федерации (см. ст.13 СК и комментарий к ней), возможны особенности
в регулировании условий заключения брака в субъектах Федерации. При отсылке
коллизионной нормы п.2 ст.156 СК к российскому законодательству такие особенности
должны быть учтены.
Если в России заключается брак двух иностранных граждан, к каждому из
них должно применяться законодательство государства, гражданином которого
лицо является.
Факт принадлежности лица к гражданству того или иного государства определяется
согласно п.2 ст.156 СК на момент заключения брака. Тем самым исключаются возможные
споры по поводу подлежащего применению законодательства в случае изменения
супругами гражданства.
Наряду с применением законодательства страны гражданства вступающего
в брак лица п.2 ст.156 СК предписывает применительно к условиям заключения
брака иностранных граждан соблюдение требований и российского законодательства,
а именно ст.14 СК в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака.
Что касается других условий заключения брака, предусмотренных СК, например,
правила о брачном возрасте (ст.13 СК), то соблюдения их в данном случае закон
не требует. Поэтому возможно заключение браков и с лицами моложе 18 лет, если
это правомерно по законодательству иностранного государства, гражданином которого
является супруг. Например, при заключении в России брака между российским
гражданином и болгарской гражданкой условия заключения брака для российского
гражданина будут определяться по ст.12-15 СК, а для болгарской гражданки -
по Семейному кодексу Болгарии, в том числе по нормам этого кодекса о брачном
возрасте и о препятствиях к заключению брака. Но, кроме этого, необходимо
констатировать отсутствие для болгарской гражданки препятствий к браку, предусмотренных
ст.14 СК.
Перечень обстоятельств, препятствующих браку, в законах разных стран
различен, требования иностранного законодательства могут оказаться как более,
так и менее строгими, чем в России. Так, если в России согласно ст.14 СК запрещены
браки только между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, то в
Болгарии - и между двоюродными братьями и сестрами. В то же время ст.14 СК
не допускает заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит
в другом браке, а в ряде стран до сих пор признается полигамия. Если будущий
супруг, желающий заключить брак в России, уже состоит в браке, то даже если
подлежащий применению закон его страны допускает вступление во второй брак,
в России в заключении брака ему на основании ст.14 СК должно быть отказано.
Коллизионные нормы об условиях заключения брака содержат некоторые договоры
России (ранее - СССР) о правовой помощи и Конвенция стран СНГ от 22 января
1993 г. Ими предписано применять либо законодательство государства, на территории
которого заключается брак (договоры с Польшей, Финляндией), либо законодательство
стран гражданства будущего супруга с соблюдением при этом требований законодательства
государства, на территории которого заключается брак, в отношении препятствий
к заключению брака (ст.26 договора с Азербайджаном, ст.21 договора с Кубой,
ст.26 договора с Эстонией и т.д.; так же решен вопрос в ст.26 Конвенции стран
СНГ).
В случае расхождения в регулировании условий заключения брака в п.2 ст.156
СК и в соответствующем международном договоре применяться должны правила договора
(см. ст.6 СК и комментарий к ней). Например, при заключении в Москве брака
между финским гражданином и российской гражданкой условия заключения брака
для финского гражданина будут определяться в соответствии с п.2 ст.22 договора
с Финляндией о правовой помощи, т.е. по российскому законодательству (см.
гл.3 СК и комментарий к ней), а не по законодательству страны гражданства
будущего супруга, как это предписано п.2 ст.156 СК.
3. Пункт 3 ст.156 СК решает спорный вопрос о том, право какого государства
должно применяться к условиям заключения брака лица, имеющего несколько гражданств.
Установлено, что если одно из гражданств - российское, применению подлежит
законодательство РФ. Ссылки российского гражданина на имеющееся у него, кроме
того, гражданство иностранного государства, подтвержденное соответствующими
документами, в этом случае не должны приниматься во внимание и не должны влечь
за собой применение иностранного законодательства.
При наличии двух (нескольких) гражданств, ни одно из которых не является
российским, возможные затруднения при определении подлежащего применению законодательства
преодолеваются указанием в п.3 ст.156 СК на решение вопроса по выбору обладателя
иностранных гражданств. Не требуется устанавливать, с каким государством лицо
более тесно связано, - выбор законодательства принадлежит исключительно самому
вступающему в брак лицу. При этом оно не должно обосновывать свой выбор, однако
выбор ограничен законодательством тех государств, гражданином которых лицо
является.
Принципы применения к условиям заключения брака законодательства той
или иной страны при наличии двойного (множественного) гражданства, предусмотренные
в п.3 ст.156 СК, могут быть, очевидно, распространены и на другие случаи применения
законодательства страны гражданства лица, упомянутые в последующих статьях
раздела VII СК.
4. Отсутствие у лица гражданства ставит вопрос о законодательстве, подлежащем
применению к условиям заключения браков таких лиц: отсылка п.2 ст.156 СК к
законам страны гражданства в данном случае не действует.
Пункт 4 ст.156 СК исходит из того, что лица без гражданства наиболее
тесно связаны с государством, где они постоянно проживают. Такой подход соответствует
и международной практике. Условия заключения в России браков лиц без гражданства
подчинены поэтому законодательству государства, в котором они имеют постоянное
место жительства. Если лицо без гражданства постоянно проживает в России,
условия вступления его в брак будут определяться по российскому законодательству,
если же оно находится здесь временно - по законодательству государства, где
оно имеет постоянное место жительства.
5. Хотя п.3 и п.4 ст.156 СК не указывают, как п.2 данной статьи, на необходимость
соблюдения кроме иностранного законодательства требований ст.14 СК в отношении
обстоятельств, препятствующих заключению брака, по смыслу ст.156 СК правило
п.2 этой статьи носит общий характер и поэтому должно применяться и при заключении
брака лицом, имеющим несколько иностранных гражданств, и при вступлении в
брак лица без гражданства, имеющего постоянное место жительства за границей.
Конвенция стран СНГ от 22 января 1993 г., которая предоставляет правовую
защиту не только гражданам стран-участниц, но и лицам, проживающим на ее территории
(ст.1), решает вопрос и о праве, подлежащем применению при вступлении в брак
лиц без гражданства. Условия заключения брака таких лиц определяются законодательством
договаривающейся стороны, на территории которой они имеют постоянное место
жительства; кроме того, должны быть соблюдены требования законодательства
государства, на территории которого заключается брак (ст.26).
Как видно, в регулировании условий заключения брака лиц без гражданства
Конвенцией и п.4 ст.156 СК нет расхождений.

Комментарий к статье 157 кодекса

1. Пункт 1 ст.157 СК, как и действовавшая ранее ст.162 КоБС, предусматривает
заключение браков между российскими гражданами, проживающими за пределами
территории России, в дипломатических представительствах или консульских учреждениях
РФ. Регистрируются браки в соответствии с российским законодательством (ст.42
Консульского устава СССР). Следовательно, при определении формы и условий
заключения брака применяются нормы гл.3 СК (см. комментарий к ней), а также
предусмотренные ст.13 СК нормы законов субъектов Российской Федерации о брачном
возрасте, если они имеются (см. п.2 ст.156 СК и комментарий к нему).
2. Пункт 2 ст.157 СК, как и ст.161 КоБС, допускает заключение на территории
России браков между иностранными гражданами в дипломатических представительствах
и консульских учреждениях иностранных государств. Такие браки признаются в
России действительными при соблюдении двух условий: 1) если имеется взаимность;
2) если супруги в момент заключения брака являлись гражданами иностранного
государства, назначившего посла или консула.
Взаимность считается соблюденной, если в государстве, которое назначило

<< Пред. стр.

стр. 28
(общее количество: 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>