стр. 1
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Комментарий к Таможенному кодексу РФ (по главам)

Комментарии ТК подготовлены коллективом кафедры административного и финансового права МГИМО под руководством заведующего этой кафедрой доктора юридических наук А.Н.Козырина.

Авторский коллектив

Козырин А.Н. - разделы 1, 2 (совместно с Шахмаметьевым А.А.), 3-7, 11-13,
Малиновская В.М. - разделы 10, 14 (совместно с Малиновским А.А.),
Малиновский А.А. - разделы 9, 14 (совместно с Малиновской В.М.),
Шахмаметьев А.А. - разделы 2 (совместно с Козыриным А.Н.), 8 (совместно с Ялбулгановым А.А.),
Ялбулганов А.А. - раздел 8 (совместно с Шахмаметьевым А.А.).

Таможенный кодекс комментируется по состоянию на 1 января 1996 г.


Комментарий к Таможенному кодексу РФ
(по главам)

Введение
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Таможенное дело в Российской Федерации (ст. 1-6)
Глава 2. Организация таможенного дела (ст. 7-18)
Раздел II. Перемещение через таможенную границу Российс-
кой Федерации товаров и транспортных средств.
Таможенные режимы
Глава 3. Основные принципы перемещения товаров (ст. 19-29)
и транспортных средств
Глава 4. Выпуск товаров для свободного обраще- (ст. 30-31)
ния
Глава 5. Реимпорт товаров (ст. 32-34)
Глава 6. Транзит товаров (ст. 35-40)
Глава 7. Таможенный склад (ст. 41-51)
Глава 8. Магазин беспошлинной торговли (ст. 52-57)
Глава 9. Переработка товаров на таможенной тер- (ст. 58-64)
ритории
Глава 10. Переработка товаров под таможенным ко- (ст. 65-67)
нтролем
Глава 11. Временный ввоз (вывоз) (ст. 68-74)
Глава 12. Свободная таможенная зона. Свободный (ст. 75-86)
склад
Глава 13. Переработка товаров вне таможенной те- (ст. 87-96)
рритории
Глава 14. Экспорт товаров (ст. 97-99)
Глава 15. Реэкспорт товаров (ст. 100-101)
Глава 16. Уничтожение товаров (ст. 102-104)
Глава 17. Отказ от товара в пользу государства (ст. 105-106)
Глава 18. Перемещение через таможенную границу (ст. 107-109)
Российской Федерации транспортных
средств и отдельных товаров
Раздел III. Таможенные платежи
Глава 19. Основные положения (ст. 110-116)
Глава 20. Исчисление и уплата таможенных пла- (ст. 117-125)
тежей
Раздел IV. Таможенное оформление
Глава 21. Общие положения (ст. 126-136)
Глава 22. Предварительные операции (ст. 137-144)
Глава 23. Временное хранение (ст. 145-156)
Глава 24. Таможенный брокер (ст. 157-163)
Глава 25. Таможенный перевозчик (ст. 164-167)
Глава 26. Декларирование (ст. 168-179)
Раздел V. Таможенный контроль
Глава 27. Общие положения (ст. 180-190)
Глава 28. Дополнительные положения, относящиеся (ст. 191-197)
к таможенному контролю за товарами и
транспортными средствами, перемещаемы-
ми через таможенную границу Российской
Федерации
Раздел VI. Валютный контроль
Глава 29. Валютный контроль таможенными органами (ст. 198-201)
Раздел VII. Таможенные льготы отдельным категориям
иностранных лиц
Глава 30. Таможенные льготы представителям ино- (ст. 202-207)
странных государств и их работникам
Глава 31. Таможенные льготы иностранным лицам (ст. 208-211)
Раздел VIII. Ведение таможенной статистики и товарной
номенклатуры внешнеэкономической деятель-
ности
Глава 32. Ведение таможенной статистики (ст. 212-215)
Глава 33. Ведение товарной номенклатуры внешне- (ст. 216-218)
экономической деятельности
Раздел IX. Контрабанда и иные преступления в сфере
таможенного дела. Дознание и оперативно-
розыскная деятельность таможенных органов
Российской Федерации
Глава 34. Контрабанда и иные преступления в сфе- (ст. 219-221)
ре таможенного дела
Глава 35. Таможенные органы Российской Федерации (ст. 222-223)
как органы дознания
Глава 36. Оперативно-розыскная деятельность та- (ст. 224-226)
моженных органов Российской Федерации
Глава 37. Контролируемые поставки (ст. 227-229)
Раздел X. Нарушения таможенных правил и ответствен-
ность за их нарушения. Производство по де-
лам о нарушениях таможенных правил и их
рассмотрение
Глава 38. Общие положения (ст. 230-248)
Глава 39. Виды нарушений таможенных правил и от- (ст. 249-288)
ветственность за эти нарушения
Глава 40. Общие условия производства по делам о (ст. 289-305)
нарушениях таможенных правил и их рас-
смотрения
Глава 41. Лица, участвующие в производстве по (ст. 306-315)
делу о нарушении таможенных правил и в
его рассмотрении, их права и обязанно-
сти
Глава 42. Обстоятельства, исключающие возмож- (ст. 316-319)
ность участия в производстве по делу о
нарушении таможенных правил или в его
рассмотрении. Отводы
Глава 43. Доказательства по делу о нарушении та- (ст. 320-329)
моженных правил
Глава 44. Меры по обеспечению производства по (ст. 330-331)
делу о нарушении таможенных правил
Глава 45. Порядок производства конкретных про- (ст. 332-352)
цессуальных действий
Глава 46. Издержки по делу о нарушении таможен- (ст. 353-355)
ных правил
Глава 47. Направление дела о нарушении таможен- (ст. 356-357)
ных правил на рассмотрение
Глава 48. Рассмотрение дела о нарушении таможен- (ст. 358-369)
ных правил
Глава 49. Обжалование постановления таможенного (ст. 370-377)
органа Российской Федерации по делу о
нарушении таможенных правил
Глава 50. Исполнение постановления таможенного (ст. 378-382)
органа Российской Федерации о наложе-
нии взыскания за нарушение таможенных
правил
Глава 51. Упрощенная форма применения взыскания (ст. 383-386)
за нарушение таможенных правил
Раздел XI. Информирование и консультирование. Предва-
рительные решения
Глава 52. Обеспечение заинтересованных лиц инфо- (ст. 387-392)
рмацией и консультирование по таможе-
нным вопросам
Глава 53. Предварительное решение (ст. 393-396)
Раздел XII. Распоряжение товарами и транспортными сре-
дствами и использование полученных средств
Глава 54. Распоряжение товарами и транспортными (ст. 397-400)
средствами
Глава 55. Использование средств, полученных в (ст. 401-403)
соответствии с настоящим Кодексом
Раздел XIII. Обжалование и рассмотрение решений, дейст-
вий или бездействия таможенных органов
Российской Федерации и их должностных лиц
Глава 56. Общие положения об обжаловании (ст. 404-406)
Глава 57. Первоначальное обжалование (ст. 407-415)
Глава 58. Вторичное обжалование (ст. 416-417)
Глава 59. Рассмотрение решений, действий или (ст. 418-419)
бездействия таможенных органов Россий-
ской Федерации и их должностных лиц в
связи с протестом прокурора, а также в
порядке контроля
Раздел XIV. Должностные лица таможенных органов Росси-
йской Федерации
Глава 60. Правовой статус должностных лиц тамо- (ст. 420-422)
женных органов Российской Федерации
Глава 61. Применение физической силы, специаль- (ст. 423-427)
ных средств и огнестрельного оружия
Глава 62. Оплата труда, материально-бытовое обе- (ст. 428-436)
спечение и социальная защита должност-
ных лиц таможенных органов Российской
Федерации
Глава 63. Административные правонарушения, пося- (ст. 437-454)
гающие на нормальную деятельность та-
моженных органов Российской Федерации,
ответственность за такие правонаруше-
ния, производство по делам о них и
рассмотрение этих дел
Глава 64. Ответственность таможенных органов (ст. 455-456)
Российской Федерации и их должностных
лиц

Введение

Таможенное законодательство, отвечающее требованиям рыночной экономики,
начало формироваться недавно. Вниманию читателей предлагается комментарий
принятого в 1993 году Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК). Как отмечается
в его преамбуле, Кодекс "определяет правовые, экономические и организационные
основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета
и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей российской
экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих
субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области
таможенного дела".
Вряд ли стоит много говорить о необходимости и своевременности издания
комментариев ТК. Любой из нас - предприниматель, осуществляющий внешнеторговую
деятельность, или гражданин, совершающий частную поездку и пересекающий российскую
границу, - сталкивается с многочисленными вопросами, ответы на которые следует
искать в таможенном законодательстве.
Практическая значимость комментариев ТК объясняется рядом обстоятельств.
Во-первых, в Кодексе содержится большое число отсылочных норм. Поэтому уяснить,
как на практике функционирует российская таможенная система, опираясь только
на ТК, в ряде случаев оказывается невозможным. Для этого необходимо изучить
принятые на основе Кодекса многочисленные подзаконные акты. В настоящих комментариях
анализируется комплекс нормативных актов, принятых в развитие норм, содержащихся
в ТК.
Во-вторых, за время, прошедшее с момента принятия ТК, произошли значительные
изменения в действующем конституционном, административном, финансовом и уголовном
законодательстве. В комментарии дано актуализированное толкование ряда норм
ТК в соответствии с теми переменами, которые произошли в названных отраслях
права.
ТК - объемный нормативный акт, состоящий из 14 разделов и включающий
456 статей. Наряду с материально-правовыми, процессуальными и процедурными
вопросами в Кодексе регламентируются различные аспекты деятельности таможенных
органов, непосредственно не относящихся к таможенному праву (особенности прохождения
государственной службы, социальной защиты, пенсионного обеспечения таможенных
служащих). Предлагаемые комментарии ТК ориентированы преимущественно на лиц,
заинтересованных в изучении таможенного законодательства в связи с осуществлением
предпринимательской деятельности. Поэтому предписания ТК организационно-технического
характера прокомментированы в самых общих чертах. В тоже время вопросы, напрямую
затрагивающие сферу внешнеэкономической деятельности, рассмотрены по возможности
более подробно и обстоятельно.
Предлагаемые Вашему вниманию комментарии ТК - это доктринальное толкование
норм таможенного законодательства. Надеемся, придет время и будут изданы официальные
комментарии ТК. В сравнении с официальным, доктринальное толкование законодательства
имеет одно несомненное преимущество - оно позволяет свободнее говорить о слабых
местах, неточностях и неясностях комментируемого правового акта.
Структурно-композиционные особенности ТК объясняют то обстоятельство,
что в одних случаях комментируются отдельные главы Кодекса, а в других случаях
комментарий осуществляется постатейно. Это позволило избежать многочисленных
повторов и перенести акцент на проблемы, непосредственно связанные с таможенно-правовым
регулированием внешнеэкономической деятельности.
Раздел I Общие положения

В разделе I ТК даются основные понятия таможенного регулирования (таможенное
дело и таможенная политика, таможенная территория и таможенная граница), определяется
механизм государственного управления таможенным делом, а также закрепляется
система источников права, регулирующих отношения, возникающие в таможенной
сфере.


Глава 1. Таможенное дело в Российской Федерации (ст.1-6)

Под таможенным делом в ТК понимается сама таможенная политика, а также
средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу
РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного
оформления, таможенный контроль и др. (ст. 1).
В федеративных государствах таможенное дело составляет, как правило,
компетенцию федеральной власти. Конституция РФ относит таможенное регулирование
к ведению федеральных органов (п. "ж" ст. 71)). Этот важнейший принцип таможенного
права напрямую связан со ст.8 Конституции РФ, закрепляющей единство экономического
пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на
территории Российской Федерации.
Одной из основных гарантий свободного перемещения товаров, услуг и финансовых
средств является отсутствие внутренних таможенных границ. Конституция РФ (ч.
1 ст. 74) закрепляет: "На территории Российской Федерации не допускается установление
таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного
перемещения товаров, услуг и финансовых средств". Таким образом, Основной
закон гарантирует основы конституционного строя (в данном случае - единство
экономического пространства) через установление конкретных ограничений в деятельности
федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления, правовой статус которых содержит
полномочия по установлению таможенных границ, пошлин и сборов (пп. "ж", "з"
ст. 71, п. "и" ч. 1 ст. 72, ст. 73 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).
Обложение пошлинами и сборами товаров при перемещении между различными
территориями России активно использовалось субъектами вплоть до принятия ныне
действующей Конституции РФ в целях защиты местного товарного рынка. Статья
74 Конституции сделала невозможным принятие подобных решений органов государственной
власти субъектов РФ в будущем.
Отнесение таможенного дела к ведению федеральных органов государственной
власти гарантируется также и особенностями законодательного процесса в отношении
федеральных законов по вопросам таможенного регулирования. В соответствии
с п. "в" ст. 106 Конституции РФ такие нормативные акты подлежат обязательному
рассмотрению в Совете Федерации.
ТК определяет общее направление развития таможенного дела - гармонизация
и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой (ч. 3 ст.
2).
Очевидная "внешняя" направленность таможенного дела нашла свое отражение
в ст. 4 ТК, допускающей в интересах развития и укрепления международной экономической
интеграции создание таможенных союзов России с другими государствами, зон
свободной торговли, а также заключение международных договоров и соглашений
по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.
Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность
государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий
экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима
перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Совокупность институтов, участвующих в формировании и осуществлении таможенной
политики, а также набор форм и методов ее осуществления, порядок использования
компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования
образуют понятие механизма таможенной политики.
Основные начала таможенной политики тесно связаны с принципами государственного
регулирования внешнеторговой деятельности, к которым в соответствии с Федеральным
законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (ст.
4) относятся:
1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики
Российской Федерации;
2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
и контроля за ее осуществлением;
3) единство политики экспортного контроля;
4) единство таможенной территории Российской Федерации;
5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой
деятельности;
6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;
7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой
деятельности;
8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов
во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике
Российской Федерации в целом.
Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности,
под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень
социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития
Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов
по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Таможенная политика опирается на деятельность таможенной службы, являющейся
институционной предпосылкой ее реализации. В то же время нельзя отождествлять
таможенное регулирование только с деятельностью таможенных органов. Формирование
и реализация таможенной политики - сложный процесс, протекающий в недрах государственного
механизма с участием всех трех ветвей государственной власти - законодательной,
исполнительной и судебной, а также заинтересованных предпринимательских кругов.
Статья 2 ТК закрепляет, что в Российской Федерации осуществляется единая
таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики
России. Ее цели определяются Федеральным Собранием, Правительством РФ и Президентом
РФ в соответствии с ТК и другими источниками таможенного права и сводятся
к обеспечению наиболее эффективного использования инструментов таможенного
контроля и регулирования товарообмена на российской таможенной территории,
участию в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка,
стимулированию развития национальной экономики, содействию реализации основных
задач экономической политики России.
Таможенная политика - часть внешнеэкономической деятельности государства.
Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней
торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве,
организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных
таможенных зон и т.д.
Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой
политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической
стратегии правительства.
Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее
благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего
рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного
обложения на импортируемые товары.
В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает
минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение
ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.
Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются
таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура
таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения
и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования
(нетарифное, или административное, регулирование).
Таможенное право. Реализация таможенной политики должна осуществляться
в соответствии с таможенно-правовыми нормами. Необходимость четкой правовой
регламентации таможенной политики обусловлена прежде всего тем, что инструменты
ее осуществления прямо или косвенно вторгаются в сферу частного бизнеса, императивно
регулируя те или иные направления предпринимательской деятельности. Кроме
того, "внешняя" направленность таможенной политики, создающая для государства
обязательства международно-правового характера, также нуждается в нормировании.
Таможенно-правовые нормы - это устанавливаемые государством правила поведения,
с помощью которых регулируются общественные отношения в связи и по поводу
перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Совокупность
таможенно-правовых норм и составляет таможенное право как комплексную отрасль
российского законодательства.
Для того чтобы то или иное таможенное правило стало юридической нормой,
оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Под источниками (формами)
таможенного права следует понимать внешние формы выражения правотворческой
деятельности государства, в результате которой устанавливаются нормы таможенного
права.
Источником таможенного права может быть не любой правовой акт, а только
тот, который содержит общие правила в таможенном деле. Таким образом, источник
таможенного права должен носить нормативный характер. Поэтому различные приказы
руководителей таможенных органов о назначении на должность, перечислении средств,
объявлении дисциплинарного взыскания, отмене незаконного акта нижестоящего
органа и др. не являются источниками таможенного права, так как не содержат
общих правил, то есть юридических норм. Такие акты по конкретным вопросам
называются индивидуальными. Индивидуальные правовые акты выступают в качестве
юридических фактов - порождают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения
в таможенной сфере. Индивидуальный характер правовых актов может проявляться
в конкретности предписаний, определенности субъектов, регулировании конкретных
отношений, однократности реализации (применения, исполнения) и др.
В таможенно-правовых актах могут содержаться одновременно и нормативные
предписания, и предписания оперативно-исполнительного или правоохранительного
характера. Исполнителю подобных актов приходится всякий раз определять, какое
предписание носит нормативный, а какое - индивидуальный характер.
Источники таможенного права составляют единую целостную систему, элементы
(составные части) которой находятся в отношениях субординации и иерархической
подчиненности в соответствии с логикой правового регулирования таможенного
дела.
Основными принципами построения системы источников таможенного права
являются конституционность и законность. Конституционность в данном случае
предполагает строгое соответствие всех источников права основным принципам
таможенного регулирования, закрепленным в Конституции РФ. Законность означает
обязательное соответствие подзаконных актов предписаниям законов, на основании
и в развитие которых принимались данные подзаконные акты. В случае нарушения
этого требования подзаконные акты в установленном законом порядке признаются
ничтожными, то есть никогда не действовавшими.
К основным элементам системы источников таможенного права России относятся:
а) внутреннее таможенное законодательство;
б) международно-правовые договоры и соглашения с участием России, касающиеся
таможенных вопросов.
Следует отметить, что большое влияние на правовое регулирование таможенных
отношений оказывают судебная практика и обобщаемая практика административной
юстиции, накопленная при разрешении таможенных споров.
Анализ судебной практики по таможенным вопросам публикуется в юридических
журналах.
Практикуется рассылка информационных писем судебных органов: Информационное
письмо ВАС РФ от 9 июля 1993 года N С-13/ОСЗ-214 "О применении Закона РФ О
вывозе и ввозе культурных ценностей", Информационное письмо ВАС РФ от 25 августа
1993 года N С-13/ОСЗ-269 "В связи с принятием Закона РФ О таможенном тарифе".
Правовой обычай в практике регулирования таможенных отношений в Российской
Федерации применяется ограниченно. В то же время его использование не запрещено.
По общему правилу обычное право действует тогда, когда нет соответствующих
указаний закона, то есть имеются пробелы законодательства. В некоторых случаях
нормативный акт сам апеллирует к обычаям, сложившимся в данной сфере общественных
отношений, санкционируя тем самым применение обычных норм.
В таможенной сфере обычные нормы чаще всего используются в двух случаях
- при таможенном оформлении грузов, перевозимых морем, и при определении таможенной
стоимости товара. В первом случае используются обычаи морских портов, с помощью
которых регулируются такие вопросы, как очередность пропуска судов на таможенный
досмотр, процедура уплаты некоторых видов портовых сборов, взимание которых

стр. 1
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>