<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

обязательства об обратном вывозе (ввозе) и обеспечением уплаты таможенных
платежей. Так, временный ввоз (вывоз) товаров, декларируемых таможенным брокером,
возможен только при предоставлении обязательства об обратном вывозе (ввозе)
лицом, перемещающим эти товары. При временном ввозе сроком до шести месяцев
на российскую территорию транспортных средств, зарегистрированных в других
странах и используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, бенефициар
режима принимает на себя обязательство об обратном вывозе путем заполнения
и подписания в установленном порядке формы удостоверения ввоза транспортного
средства, утвержденной приказом ГТК от 30 сентября 1994 года N 507. В качестве
обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении временно ввозимых (вывозимых)
товаров могут использоваться, исходя из общих положений таможенного законодательства
(ст. 122 ТК ), залог товаров и транспортных средств, гарантия банка или иного
кредитного учреждения, внесение на депозит причитающихся сумм.
В отношении таможенного режима временного ввоза (вывоза) действует общий
запрет, установленный на перемещение определенных товаров через российскую
таможенную границу (по соображениям публичного порядка, обеспечения экологической
безопасности и т.д.). Помимо этого, в указании ГТК от 25 апреля 1994 года
N 01-12/328 установлены четыре категории товаров, запрещенных к помещению
под режим временного ввоза (вывоза):
- расходуемые материалы и образцы;
- пищевые продукты, напитки, табачные изделия;
- квотируемые товары;
- промышленные отходы.
Среди товаров, не попадающих под запрет и, следовательно, разрешенных
к временному ввозу (вывозу), можно условно выделить две группы (в зависимости
от объема предоставляемых льгот и порядка помещения под таможенный режим).
Если временный ввоз (вывоз) товара не может вызвать какие-либо негативные
последствия и исключена возможность его использования в не разрешенных таможенным
органом целях, то в отношении его применяются, как правило, минимальные требования
и полное освобождение от уплаты таможенных налоговых платежей. В иных случаях
условия предоставления режима становятся более обременительными, прежде всего
потому, что временный ввоз (вывоз) допускается с частичным освобождением от
уплаты указанных платежей.
Помимо отмеченных выше условий, предоставление режима может обусловливаться
дополнительными требованиями, непосредственно предъявляемыми к лицу, которое
временно ввозит (вывозит) товары. С учетом категории товара, целей его ввоза
(вывоза) и др. возможность получения разрешения на временный ввоз (вывоз)
часто зависит от того, кому оно может выдаваться - собственнику временно ввозимого
(вывозимого) товара или иному лицу. Существенной характеристикой комментируемого
таможенного режима являются ограничения прав бенефициара режима по распоряжению
временно ввезенными (вывезенными) товарами (запрет на их передачу, отчуждение,
использование не в целях, предусмотренных разрешением на режим, и др.).
Нахождение товара под режимом временного ввоза (вывоза). Товар, помещенный
под таможенный режим временного ввоза (вывоза), должен быть использован таким
образом, чтобы при завершении режима он находился, как уже отмечалось, в неизменном
состоянии, за исключением изменений из-за естественного износа или убыли.
Такое требование ограничивает возможности пользования временно ввезенными
(вывезенными) товарами. В частности, исключается проведение каких-либо операций
по их переработке или обработке.
Во время нахождения под режимом временного ввоза (вывоза) товары остаются
в распоряжении бенефициара режима. Лицо, временно ввезшее (вывезшее) товары,
должно соблюдать предусмотренные регламентацией таможенного режима требования,
в связи с чем на него возлагаются дополнительные обязанности, которые, вместе
с предоставляемыми ему правами, определяют его статус как бенефициара режима.
Пользование временно ввезенными (вывезенными) товарами допускается только
в целях и на условиях, которые предусмотрены разрешением на их временный ввоз
(вывоз). На бенефициара, как правило, возлагается обязанность не использовать
такие товары для извлечения прибыли. Данное ограничение затрагивает практически
всю номенклатуру товаров, разрешенных таможенным законодательством к временному
беспошлинному ввозу (вывозу).
По общему правилу временно ввезенные (вывезенные) товары не могут быть
предметом уступки, отчуждения (в любой форме), кроме как по специальному разрешению
таможенного органа. Передача таких товаров бенефициаром другим лицам допускается
в случаях, непосредственно установленных законодательством. Так, в соответствии
с Общими правилами перемещения через таможенную границу Российской Федерации
транспортных средств физическими лицами, утвержденными приказом ГТК от 15
августа 1994 года N 416, лицу, временно ввезшему транспортное средство, разрешено
передавать его в пользование или владение члену своей семьи (см. комментарий
к ст. 107 ТК).
Товары могут находиться под режимом временного ввоза (вывоза) только
в течение установленных сроков их временного пребывания на (вне) таможенной
территории. Продление сроков должно рассматриваться как исключительная мера.
По истечении этих сроков лицо, временно ввезшее (вывезшее) товары, обязано
выполнить установленные процедуры по завершении таможенного режима. Продление
сроков временного ввоза (вывоза), заявленных в ГТД, осуществляется на основании
письменного заявления декларанта. Как указано в письме ГТК от 28 февраля 1995
года N 01-13/2863, не допускается повторное оформление ГТД на товары, ранее
помещенные под таможенный режим временного ввоза (вывоза). Принятие решения
о продлении первоначальных сроков временного нахождения товаров на (вне) таможенной
территории России осуществляется уполномоченным должностным лицом таможенного
органа в письменной форме на указанном заявлении декларанта. В случае принятия
положительного решения соответствующие данные вносятся в ГТД.

Завершение действия режима. Таможенный режим временного ввоза (вывоза)
завершается по истечении установленных сроков и при обратном вывозе (ввозе)
находившихся под этим режимом товаров либо до момента истечения сроков - при
заявлении таких товаров под иной таможенный режим. При надлежащем выполнении
процедур, обозначающих завершение действия режима, лицо, которое временно
ввезло (вывезло) товары, освобождается от обязательств, возложенных на него
как на бенефициара режима. В противном случае оно несет ответственность за
нарушение установленных правил предоставления и пользования таможенным режимом.
Если к моменту истечения установленных сроков временно ввезенные (вывезенные)
товары не возвращены обратно, они подлежат помещению на склады временного
хранения, принадлежащие таможенным органам (ст. 73). Невозвращенные товары,
равно как и товары, находящиеся под режимом временного ввоза (вывоза), в рамках
установленных сроков по заявлению уполномоченного лица (бенефициара) могут
быть помещены под иной таможенный режим. Таким режимом может стать:
а) при временном ввозе - выпуск для свободного обращения, реимпорт, транзит,
таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, переработка на таможенной
территории, свободная таможенная зона, свободный склад, реэкспорт, уничтожение,
отказ в пользу государства;
б) при временном вывозе - экспорт, переработка вне таможенной территории.
В случае применения частичного освобождения временно ввезенных (вывезенных)
товаров от таможенных пошлин и налогов уплаченные суммы периодических таможенных
платежей при обратном вывозе (ввозе) не возвращаются. Следует отметить, что
в этом случае временный ввоз (вывоз) товаров будет считаться завершенным,
а товары - выпущенными в свободное обращение или вывезенными в соответствии
с режимом экспорта, если общая сумма уплаченных периодических платежей станет
равной той сумме, которая подлежала бы уплате на момент ввоза (вывоза) данных
товаров в соответствии с названными режимами. Если же временно ввезенные (вывезенные)
товары заявляются к выпуску для свободного обращения и экспорту, то в этом
случае:
- применяются ставки таможенных пошлин и иных налогов, действующие на
день принятия ГТД с заявлением указанных режимов (то же относится и к курсу
иностранных валют);
- используется таможенная стоимость, определенная на момент временного
ввоза (вывоза);
- за использованную отсрочку (рассрочку) уплаты таможенных пошлин и налогов
взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым Банком России по предоставляемым
им кредитам.
Таможенное оформление при завершении режима проводит, как правило, таможенный
орган, выдавший разрешение на временный ввоз (вывоз) товаров. При этом взимаются
установленные законодательством сборы за таможенное оформление временно ввозимых
(вывозимых) товаров.
Лицо, временно ввезшее (вывезшее) товары с нарушением условий и порядка
использования рассматриваемого режима, может быть привлечено, в зависимости
от характера нарушения и его квалификации, к административно-правовой либо
уголовно-правовой ответственности. Первый вид ответственности предусматривается
за определенные ТК административные правонарушения, допущенные при использовании
режима временного ввоза (вывоза). С принятием Федерального закона от 1 июля
1994 года "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный
кодекс РСФСР" стало возможным применение мер уголовно-правовой ответственности
за нарушения порядка применения таможенных режимов, в том числе и режима временного
ввоза (вывоза)<19>.
Уничтожение временно ввезенных (вывезенных) товаров, их безвозвратная
утрата, недостача вследствие износа либо действия непреодолимой силы и иные
подобные обстоятельства делают невозможным завершение режима в общем порядке
с соблюдением установленных условий. Лицо, временно ввезшее (вывезшее) товары,
в данном случае освобождается от ответственности при условии, что такие обстоятельства
имели характер чрезвычайных и непредотвратимых в данной ситуации событий (стихийные
бедствия, военные действия и др.). В этом случае бенефициар режима предоставляет
таможенному органу, который выдал разрешение на временный ввоз (вывоз), все
необходимые и надлежащим образом оформленные доказательства факта наступления
форс-мажорных обстоятельств (подтверждения консульских учреждений России,
свидетельства Торгово-промышленной палаты и т.д.). В этих целях могут совершаться
нотариальные действия по обеспечению доказательств наступления форс-мажорных
обстоятельств (допрос свидетеля, направление на экспертизу и др.).

Международно-правовая регламентация временного ввоза (вывоза) товаров.
Важное место в правовом регулировании временного ввоза (вывоза) товаров занимают
в настоящее время нормы международных договоров и соглашений, в которых содержится
комплексная регламентация различных вопросов применения комментируемого режима.
Основной формой международно-правового регулирования временного ввоза, используемого
в России, являются двусторонние договоры и соглашения с другими государствами
о торгово-экономических отношениях, научно-техническом сотрудничестве, воздушном
сообщении и др. В этих соглашениях затрагиваются лишь отдельные вопросы использования
режима временного ввоза (вывоза) товаров. Например, в соответствии с Торговым
соглашением с Республикой Заир 1976 года стороны на взаимной основе разрешают
временный ввоз и вывоз образцов и рекламных материалов, предметов и товаров,
используемых на ярмарках и выставках, тары, ввезенной с целью наполнения,
и т.п.<20>
С принятием этих соглашений страны-участницы получили возможность применять
унифицированные правила и нормы для регламентации режима временного ввоза
(вывоза) в отношении новых операций, порожденных международной торговой практикой,
развитием гуманитарных контактов и т.д. Российская Федерация по правопреемству
международных обязательств бывшего Союза ССР участвует в трех таможенных соглашениях
о временном ввозе, подписанных в 1954 году: Конвенции о таможенных льготах
для туристов<21>, Дополнительном протоколе к Конвенции о таможенных льготах
для туристов, касающихся ввоза ознакомительных документов и материалов по
туризму<22>, Таможенной конвенции о временном ввозе частных дорожных перевозочных
средств<23>.
Особое место занимают конвенции, которые были приняты под эгидой Совета
таможенного сотрудничества. Среди них: Международная конвенция об упрощении
и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 года), Таможенная
конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров (Конвенция АТА 1961 года)
и Стамбульская конвенция о временном ввозе (1990 года).
Вопросам упрощения и унификации правил применения режима временного ввоза
в Киотской конвенции специально посвящено приложение Е.5. В этом приложении
отмечается экономическое значение рассматриваемого таможенного режима, его
роль в развитии научных, культурных, гуманитарных связей, а также содержатся
правовые предписания, обеспечивающие единообразное применение режима временного
ввоза (вывоза) в странах-участницах.
При разработке Конвенции АТА ставилась задача создать условия, позволяющие
облегчить ввоз товаров, разрешенных национальным законодательством к временному
беспошлинному ввозу. Для решения этой задачи в Конвенции предложен правовой
механизм использования международного таможенного документа о временном ввозе
товаров - карнета АТА, - который может использоваться вместо национальных
таможенных документов и одновременно выполнять роль гарантийного обязательства
уплаты импортных пошлин и налогов. Для эффективного функционирования этого
механизма была создана международная система гарантий, во главе которой находится
Международное информационное бюро торговых палат. Торговые палаты стран -
участниц Конвенции выдают карнеты АТА и выступают гарантами их надлежащего
использования, внося в национальные таможенные органы обеспечение, необходимое
для временного беспошлинного ввоза товаров.
Установленный Конвенцией АТА механизм использования международных таможенных
документов отмечается гибкостью, что в свою очередь способствует расширению
состава ее участников и практической реализации положений Конвенции. Обязательное
применение карнета АТА установлено лишь в случае, если страна - участница
Конвенции АТА является также участницей Таможенной конвенции о временном ввозе
профессионального оборудования (1961 года) и/или Таможенной конвенции, касающейся
льгот, предоставляемых при ввозе товаров, экспонируемых или используемых на
выставках, ярмарках, конгрессах или других подобных мероприятиях (1961 года).
Участники Конвенции АТА могут в одностороннем порядке распространить ее положения
на случаи, когда товары временно ввозятся по другим международным соглашениям
о временном ввозе или по условиям, определенным национальным законодательством.
Важным шагом в процессе упрощения и гармонизации национальных правил,
касающихся применения таможенного режима временного ввоза товаров, явилась
разработка Стамбульской конвенции о временном ввозе, предложенная к подписанию
в 1990 году. В интересах развития международной торговли и других форм международного
обмена эта Конвенция объединила в одном документе ранее принятые разрозненные
международные соглашения о временном ввозе.
В целях использования накопленного международного опыта таможенного регулирования
в работе по совершенствованию таможенного законодательства Россия присоединилась
к получившим широкое распространение международным таможенным конвенциям.
Событием, имеющим важное значение для дальнейшего развития таможенного права,
является принятие Правительством РФ постановления от 2 ноября 1995 года N
1084 "О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете
АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 года и Конвенции о временном
ввозе от 26 июня 1990 года с принятием ряда приложений". В соответствии с
этим Постановлением Россия присоединилась к следующим приложениям Стамбульской
конвенции 1990 года:
- Приложению А. "О документах временного ввоза (карнеты АТА и карнеты
CPD)";
- Приложению В.1. "О товарах для демонстрации или использования на выставках,
ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях";
- Приложению В.2. "О профессиональном оборудовании";
- Приложению В.3. "О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других
товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией";
- Приложению В.5. "О товарах, ввезенных для образовательных, научных
или культурных целей".

Глава 12. Свободная таможенная зона.
Свободный склад (ст.75-86)

В соответствии со ст. 75 ТК содержание таможенных режимов свободной таможенной
зоны и свободного склада сводится к тому, что иностранные товары размещаются
и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах)
без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным
товарам мер экономической политики (квотирования, лицензирования), а российские
товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии
с таможенным режимом экспорта.
Под таможенные режимы свободной таможенной зоны и свободного склада могут
быть помещены товары, не запрещенные к ввозу на российскую таможенную территорию
и вывозу с нее. Правительство РФ и ГТК в пределах своей компетенции вправе
ограничивать или запрещать ввоз отдельных категорий товаров в свободные таможенные
зоны либо помещение их на свободные склады (ч. 4 ст. 79 ТК).
В отношении мер таможенно-тарифного регулирования свободная таможенная
зона и свободный склад представляют собой беспошлинную торговую и складскую
территорию, где товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться
и покупаться без оплаты таможенных пошлин и налогов, то есть с точки зрения
налогового режима она рассматривается как находящаяся за пределами таможенной
границы. Подобная экстерриториальность, как это следует из ст. 75 ТК, касается
не только налогового режима (таможенно-тарифного регулирования), но и административного
режима внешнеторговых отношений (нетарифного регулирования - квотирования,
лицензирования). В отличие от режима таможенного склада, при котором товары
могут храниться на складе до трех лет (ст. 43 ТК), таможенные режимы свободной
таможенной зоны и свободного склада предполагают хранение товаров без ограничения
сроков (ст. 80 ТК).
Выведение свободных таможенных зон и свободных складов за пределы таможенной
территории закреплено в ч. 3 ст. 3 ТК: "На территории Российской Федерации
могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории
свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся
вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых
настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по
таможенному делу". Один из примеров подобных исключений в Федеральном законе
"Об особой экономической зоне в Калининградской области". В соответствии со
ст. 1 этого закона особая экономическая зона в Калининградской области рассматривается
как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны. И в этой же
статье устанавливается, что особая экономическая зона является частью государственной
и таможенной территории Российской Федерации.
Как это следует из определения комментируемых режимов, периметры свободных
таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Российской
Федерации. Это положение нашло свое закрепление в ч. 4 ст. 3 ТК. Периметры
свободных таможенных зон и свободных складов представляют собой внутренние
таможенные границы (о внутренних и внешних таможенных границах - см. в комментарии
гл. I ТК). По своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная
граница приравнена к внешней: территория свободной зоны рассматривается как
пограничная, въезд туда осуществляется строго по пропускам через специальные
контрольно-пропускные пункты. Охрана внутренней границы осуществляется таможенниками
совместно с администрацией свободной таможенной зоны или свободного склада.
Привлекательность таможенного режима свободной таможенной зоны проявляется
в связи с созданием в России разнообразных свободных экономических зон. Считается,
что создание структуры свободной экономической зоны целесообразно начинать
с учреждения свободных таможенных зон. В сравнении с другими разновидностями
свободных зон беспошлинные зоны просты организационно, компактны, требуют
сравнительно небольших начальных затрат. С практической точки зрения это означает
сокращение сроков разработки нормативных материалов и проведения необходимых
согласований, меньшие трудности с поиском источников финансирования, подбором
и обучением персонала, планировкой и оснащением самой зоны. Деятельность свободных
таможенных зон позволит накопить опыт в администрировании свободными экономическими
зонами и, кроме того, предоставит иностранным предпринимателям возможность
присмотреться к новым инвестиционным проектам, имея в виду понятную осмотрительность
зарубежных партнеров в отношении новых капиталовложений в российскую экономику<24>.
Опыт ряда восточноевропейских стран показывает, что практически все созданные
там свободные зоны, включая те, которые были провозглашены зонами совместного
предпринимательства, комплексными зонами и т.д., на начальном этапе фактически
функционируют пока только как беспошлинные.
Практически для любой свободной зоны важно иметь выгодное географическое
положение. В отношении свободных таможенных зон географический фактор имеет
определяющее значение. Как правило, свободные таможенные зоны специализируются
на экспорте услуг, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности.
Создание свободных таможенных зон может содействовать скорейшему вовлечению
во внешнеэкономическую деятельность производителей на местах. Для финансирования
создания свободной таможенной зоны местные предприниматели могут специально
в этих целях создавать акционерные общества. Так, в октябре 1994 года 47 юридическими
лицами, среди которых банки и крупные предприятия Ростова и Ростовской области,
было учреждено акционерное общество "Свободная таможенная зона Ростов". Созданное
АО осуществляет эмиссию акций на 10 млрд. рублей. Полученные от распространения
акций средства должны пойти на проектирование зоны и строительство грузового
речного порта<25>.
Как уже отмечалось, таможенный режим свободной таможенной зоны действует
в особой экономической зоне Калининградской области. Действие этого режима
в конкретном случае отличается целым рядом особенностей, определенных в ст.
7 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области".
Важнейшими особенностями являются следующие:
1. Товары, произведенные в особой экономической зоне (ОЭЗ) и вывозимые
в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей, взимаемых
при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам
не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному
регулированию внешнеторговой деятельности). Порядок определения происхождения
товара из ОЭЗ устанавливается Администрацией ОЭЗ совместно с ГТК. Товар считается
произведенным в ОЭЗ, если величина добавленной стоимости его обработки (переработки)
составляет не менее 30 процентов, а для товаров, относящихся к электронике
и сложной бытовой технике, - не менее 15 процентов и его обработка (переработка)
влечет за собой изменение кода товара по таможенной классификации. Порядок
определения происхождения товаров из ОЭЗ, относящихся к сложной бытовой технике,
устанавливается ГТК по предложению Администрации ОЭЗ.
2. Товары, ввозимые из других стран в ОЭЗ, освобождаются от ввозных таможенных
пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме
таможенных сборов). К отдельным видам товаров и услуг могут применяться меры
экономической политики (меры по количественному государственному регулированию
внешнеторговой деятельности).
3. Товары, произведенные в ОЭЗ (что подтверждается сертификатом о происхождении
товара) и ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации
(а также на территорию Таможенного союза), освобождаются от ввозных таможенных
пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме
таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической
политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой
деятельности).
4. Товары, ввозимые из других стран в ОЭЗ и затем ввозимые на остальную
часть российской таможенной территории, а также на территорию Таможенного
союза (исключая товары, переработанные в ОЭЗ и считающиеся произведенными
в ОЭЗ), облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при
таможенном оформлении товаров. К указанным товарам могут применяться меры
экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию
внешнеторговой деятельности).
5. С товаров, ввозимых из других стран в ОЭЗ и затем вывозимых в зарубежные
страны (как с переработкой, так и без переработки товаров), таможенные пошлины
и другие платежи при таможенном оформлении не взимаются, количественные ограничения
на ввоз и вывоз указанных товаров не применяются.
Администрация ОЭЗ наделяется правом по согласованию с Правительством
РФ устанавливать дополнительные ограничения режима свободной таможенной зоны
в Калининградской области и исключения из этого режима, направленные на защиту
местных производителей товаров (работ, услуг).
Одинаковое содержание таможенных режимов свободной таможенной зоны и
свободного склада (ст. 75 ТК) объясняет сходство правового регулирования этих
режимов по большинству вопросов: сроки нахождения товаров в свободных таможенных
зонах и на свободных складах (ст. 80), операции, производимые с товарами в
свободных таможенных зонах и на свободных складах (ст. 79), порядок учета
таких товаров (ст. 82), взимание таможенных пошлин, налогов и применение мер
экономической политики (ст. 83), ответственность за уплату таможенных платежей
(ст. 85). Специфические черты комментируемых режимов проявляются в первую
очередь в вопросах учреждения и ликвидации свободной таможенной зоны и свободного
склада.
Основным источником права, регулирующим применение таможенных режимов
свободной таможенной зоны и свободного склада, является ТК (ст. 75-86). Специальное
положение об этих таможенных режимах до сих пор не принято.

Порядок создания свободной таможенной зоны (ст. 76)
Заинтересованное лицо (группа лиц) на первоначальном этапе готовит обращение
о создании свободной таможенной зоны, в котором должны содержаться технико-экономическое
обоснование необходимости создания такой зоны, планы и программы ее развития.
Порядок рассмотрения такого обращения определяется совместно ГТК и Российским
агентством международного сотрудничества и развития. Получив соответствующее
обращение, эти органы готовят совместное представление в Правительство РФ,
которое должно быть согласовано со следующими инстанциями:
1) Министерством экономики РФ;
2) Министерством финансов РФ;
3) Банком России;
4) соответствующими субъектами Российской Федерации в лице компетентных
государственных органов.
На основании совместного представления ГТК и Российского агентства международного
сотрудничества и развития, согласованного со всеми перечисленными инстанциями,
принимается решение Правительства РФ о создании свободной таможенной зоны.

Порядок учреждения свободного склада (ст. 77, 78)
Владельцами свободных складов могут быть только российские лица. Свободный
склад учреждается на основании лицензии ГТК, выдаваемой в соответствии с порядком,
определенным ГТК по согласованию с Российским агентством международного сотрудничества
и развития.
За выдачу лицензии уплачивается сбор в размере, установленном законодательством.
Лицензия на учреждение свободного склада может быть аннулирована или отозвана,
либо ее действие может быть приостановлено. Аннулирование лицензии предусматривается
в том случае, если она не могла быть выдана заявителю на основании установленного
порядка либо если она была выдана на основе неполных или недостоверных сведений,
имевших существенное значение для принятия решения о ее выдаче. Действие лицензии
может быть приостановлено на срок до 3 месяцев при наличии достаточных оснований
полагать, что владелец склада злоупотребляет своими правами. Отзыв лицензии
допускается в следующих случаях:
1) если лицензия более не соответствует экономической политике Российской
Федерации;
2) если владелец свободного склада не соблюдает требований, предъявляемых
к нему таможенным законодательством.
В первом случае непосредственно обозначенное в законодательстве присутствие
политического фактора предоставляет таможенным органам широкие дискреционные
полномочия при регулировании данного вопроса.
При регламентировании второго случая особое значение приобретают сами
требования, предъявляемые к владельцам свободного склада. В соответствии со
ст. 78 ТК владелец склада обязан:

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>