<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

9) в отношении товаров, перевозимых транзитом через территорию Российской
Федерации в Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Молдавию,
Таджикистан, Туркмению, Узбекистан и из этих стран;
10) в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим транзита, когда
таможенный орган отправления совпадает с таможенным органом назначения (для
воздушных и водных перевозок).
Кроме того, в соответствии с указанием ГТК от 19 января 1995 года N 01-12/52
сборы за таможенное оформление не взимаются с иммигрантов и вынужденных переселенцев
при условии, что перемещаемые ими товары и транспортные средства не предназначены
для коммерческих целей.
В соответствии со ст. 115 за хранение товаров и транспортных средств
на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются
российские таможенные органы, взимаются специальные сборы за хранение. Их
размеры устанавливаются ГТК исходя из средней стоимости оказанных услуг. На
основании утвержденного приказом ГТК от 7 октября 1993 года N 388 Положения
о временном хранении таможенные сборы за хранение товаров на складе временного
хранения, учрежденном таможенным органом, взимаются в следующих размерах:
а) за хранение товаров - сумма, эквивалентная 0,04 ЭКЮ за килограмм в
сутки;
б) за хранение транспортных средств - сумма, эквивалентная 3 ЭКЮ за единицу
(морское, речное или воздушное судно, вагон, автомобиль и т.п.) в сутки.
При этом при расчетах неполные сутки считаются за полные, вес округляется
до целых величин.
Региональные таможенные управления могут устанавливать дифференцированные
размеры сборов за хранение, не превышающие предусмотренных Положением о временном
хранении, для конкретных складов исходя из местонахождения, сложившейся конъюнктуры
цен на складские услуги, заполняемости складских площадей и иных экономических
факторов. Такие дифференцированные размеры сборов не используются в расчетах,
связанных с ликвидацией таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли,
свободных складов и складов временного хранения (приказ ГТК от 18 декабря
1995 года N 751).
Порядок расчета таможенного сбора за хранение товаров на таможенном складе
установлен Правилами учреждения таможенных складов таможенными органами Российской
Федерации и использования таких складов (утверждены приказом ГТК от 22 февраля
1994 года N 72). Таможенные сборы за хранение уплачиваются в размере суммы,
эквивалентной 0,02 ЭКЮ за 1 кг брутто в сутки, а за хранение в специально
приспособленных помещениях (особый температурный режим и т.п.) - 0,03 ЭКЮ.
Как и в случае со складом временного хранения, могут устанавливаться
дифференцированные размеры таможенных сборов за хранение, не превышающие предусмотренных
Правилами учреждения таможенных складов (приказ ГТК от 22 февраля 1994 года
N 72), для конкретных таможенных складов исходя из их местонахождения, сложившейся
конъюнктуры цен на складские услуги, заполняемости складских помещений и т.д.
Решение об установлении дифференцированных размеров сборов принимается
таможенным органом, учредившим таможенный склад (приказ ГТК от 18 декабря
1995 года N 751).

Статья 116 регулирует порядок взимания сборов за таможенное сопровождение
товаров. Размеры этих сборов устанавливаются ГТК по согласованию с Министерством
финансов. В настоящее время действуют нормативы, установленные в приложении
к приказу ГТК от 27 декабря 1994 года N 698 "О таможенном сопровождении товаров".
Величина таможенного сбора за таможенное сопровождение товаров в регионе деятельности
одной таможни, а также в пределах городов Москвы, Санкт-Петербурга и Московской
области составляет 10 минимальных размеров месячной оплаты труда. Вдвое больше
(20 размеров минимальной месячной оплаты труда) уплачивается в качестве сбора
за таможенное сопровождение товаров за пределы региона деятельности одной
таможни, а также за пределы городов Москвы, Санкт-Петербурга и Московской
области.

Глава 20. Исчисление и уплата таможенных платежей (ст. 117-125)

В статье 117 установлено, что основой для исчисления таможенных платежей
является таможенная стоимость, если иное не предусмотрено законом. Порядок
определения таможенной стоимости закреплен в Законе РФ "О таможенном тарифе".
Особенностью исчисления НДС является то, что объект налогообложения (таможенная
стоимость) увеличивается на размер таможенной пошлины, а по подакцизным товарам
- и на сумму акциза.

Механизм расчета таможенной пошлины. В зависимости от применяемой ставки
налогообложения используют несколько формул для расчета таможенной пошлины.

Формула 1. Используется в отношении товаров, облагаемых ввозной таможенной
пошлиной по ставкам в ЭКЮ за единицу товара. В этом случае основой для исчисления
является соответствующее количество товара.

Кэ
Пи = Вт 5 х Си 5 х ------
Кв

где Пи - размер ввозной таможенной пошлины;
Вт - количество товара;
Си - ставка ввозной таможенной пошлины в ЭКЮ за единицу товара;
Кэ - курс ЭКЮ, установленный Банком России на дату принятия таможенной
декларации;
Кв - курс валюты, в которой указана таможенная стоимость товара, установленный
Банком России на дату принятия таможенной декларации.

Формула 2. Используется в отношении товаров, облагаемых ввозной таможенной
пошлиной по ставкам в процентах к таможенной стоимости товара.

Пи = Ст х Си,

где Пи - размер ввозной таможенной пошлины;
Ст - таможенная стоимость товара;
Си - ставка ввозной таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной
стоимости товара.

Формула 3. Используется в отношении товаров, облагаемых ввозной таможенной
пошлиной по комбинированным ставкам. В этом случае применяются формула 1 и
формула 2: сначала исчисляется размер ввозной пошлины по ставке в ЭКЮ за единицу
товара, затем исчисляется размер ввозной пошлины по адвалорной ставке. Для
определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая
величина.

Кэ
Вт х Си х ------, Cт х Си,
Кв

где обозначения те же, что в формулах 1 и 2.

Формула 4. Используется при исчислении вывозной таможенной пошлины по
ставкам в ЭКЮ за единицу товара.
Кэ
Пэ = Вт х Сэ х ------,
Кв
где Пэ - размер вывозной таможенной пошлины;
Сэ - ставка вывозной таможенной пошлины в ЭКЮ за единицу товара;
Кэ - курс ЭКЮ, установленный Банком России на дату принятия таможенной
декларации;
Кв - курс валюты, в которой указана таможенная стоимость товара, установленный
Банком России на дату принятия таможенной декларации.
Формула 5. Используется для исчисления вывозной таможенной пошлины в
отношении товаров, облагаемых пошлиной по ставкам в процентах к таможенной
стоимости товара.

Пэ = Ст х Сэ,

где Пэ - размер вывозной таможенной пошлины;
Ст - таможенная стоимость товара;
Сэ - ставка вывозной таможенной пошлины, установленная в процентах к
таможенной стоимости.

Механизм расчета акциза, уплачиваемого таможенным органам

Формула 6. Используется для исчисления акциза в отношении товаров, облагаемых
акцизами по ставкам в ЭКЮ за единицу товара.

Кэ
А = Вт х Са х ------,
Кв

где А - размер акциза;
Вт - количество товара;
Са - ставка акциза в ЭКЮ за единицу товара;
Кэ - курс ЭКЮ, установленный Банком России на дату принятия таможенной
декларации;
Кв - курс валюты, в которой указана таможенная стоимость товара, установленный
Банком России на дату принятия таможенной декларации.

Формула 7. Используется для исчисления акциза по ставкам в процентах
к таможенной стоимости товара.

А = Ст х Са,

где А - размер акциза;
Ст- таможенная стоимость товара;
Са - ставка акциза в процентах к таможенной стоимости.

Формула 8. Используется для исчисления акциза по комбинированным ставкам.
Размер акциза рассчитывается в три этапа. На первом этапе рассчитывается размер
акциза по ставке в ЭКЮ за единицу товара. Затем исчисляется размер акциза
по ставке в процентах к таможенной стоимости. На третьем этапе устанавливается
большая из двух величина. Она и будет являться акцизом, подлежащим уплате.
Кэ
Вт х Са х ------, < Ст х Са,
Кв
где обозначения те же, что и в формулах 6 и 7.

Формула 9. Используется для исчисления НДС в отношении товаров, облагаемых
ввозными таможенными пошлинами и акцизами.

Н = (Ст + Пи + А) х Сн,

где Н - размер НДС;
Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;
Пи - размер ввозной таможенной пошлины;
Сн - ставка НДС в процентах.

Формула 10. Используется для исчисления НДС в отношении товаров, облагаемых
ввозными таможенными пошлинами и не облагаемых акцизами.

Н = (Ст + Пи) х Сн,

где Н - размер НДС;
Ст - таможенная стоимость товара;
Пи - размер ввозной таможенной пошлины;
Сн - ставка НДС.

Формула 11. Используется для исчисления НДС в отношении товаров, не облагаемых
ввозными таможенными пошлинами и акцизами.

Н = Ст х Сн,

где Н - размер НДС;
Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;
Сн - ставка НДС.

Формула 12. Используется для исчисления НДС в отношении товаров, не облагаемых
ввозными таможенными пошлинами, но подлежащих обложению акцизами.

Н = (Ст + А) х Сн,

где Н - размер НДС;
Ст - таможенная стоимость товара;
А - размер акциза;
Сн - ставка НДС в процентах.

При исчислении таможенных платежей в иностранной валюте полученные суммы
округляются до второго знака после запятой. Если же расчет ведется в российских
рублях, суммы округляются до целых чисел. Следует отметить, что при уплате
наличными деньгами в кассу таможенного органа таможенного платежа, величина
которого, исчисленная в иностранной валюте, составляет дробную величину меньше
единицы, округление размера платежа производится в большую сторону (п. 5.14)
Временной инструкции "О взимании таможенных платежей").

Статья 118 посвящена плательщикам таможенных платежей. Ими может быть
любое заинтересованное лицо, если иное не предусмотрено ТК. Как правило, таможенные
платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иными лицами в соответствии
с действующим таможенным законодательством.
В случае неуплаты таможенных платежей в установленные сроки и установленном
порядке суммы причитающихся платежей взыскиваются таможенными органами с лиц,
ответственных за их уплату.
Один из важнейших вопросов таможенно-правового регулирования - ответственность
за уплату таможенных платежей. До помещения товаров, ввезенных на российскую
таможенную территорию, на склад временного хранения или под определенный таможенный
режим ответственность за уплату таможенных платежей, как правило, несет перевозчик.
Ответственность за уплату таможенных платежей в отношении товаров, хранящихся
на складе временного хранения, несет владелец такого склада. Если владельцем
склада является таможенный орган, ответственность за уплату таможенных платежей
несет лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад, а при отсутствии
такого лица - лицо, являющееся собственником или владельцем товаров и транспортных
средств.
На этапе таможенного оформления ответственность возлагается на декларанта.
При этом, если лицо, перемещающее товары и транспортные средства, не является
декларантом, такое лицо несет солидарную ответственность с декларантом за
уплату таможенных платежей.
Ответственность за уплату сборов за выдачу лицензий таможенными органами
и возобновление действия лицензий, а также сборов за выдачу квалификационного
аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата
несет лицо, которому выдается лицензия или аттестат. Ответственность за уплату
таможенных сборов за хранение товаров несет лицо, поместившее товары на хранение,
а за уплату таможенных сборов за таможенное сопровождение - перевозчик.

Статья 119 касается сроков уплаты таможенных платежей. Таможенная пошлина,
налоги и сбор за таможенное оформление уплачиваются до или одновременно с
принятием таможенной декларации. В том случае, если декларант просрочил с
подачей таможенной декларации (то есть нарушил норму, установленную в ст.
171 ТК), сроки уплаты таможенных платежей будут исчисляться со дня истечения
срока подачи таможенной декларации. При перемещении через российскую таможенную
границу товаров, не предназначенных для коммерческих целей, таможенные платежи
уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации.
Особые правила существуют в отношении сроков уплаты некоторых видов сборов.
Так, таможенные сборы за хранение товаров на таможенном складе уплачиваются
до или при выдаче складского свидетельства. Уплата таможенных сборов за таможенное
сопровождение товаров производится после принятия таможенным органом решения
об осуществлении таможенного сопровождения товаров, но до его фактического
начала. Сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия
лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному
оформлению и возобновление действия аттестата уплачиваются до момента выдачи
либо возобновления лицензии и квалификационного аттестата таможенными органами.
Порядок уплаты таможенных платежей установлен в ст. 120. Таможенные платежи
по общему правилу уплачиваются таможенному органу. В зависимости от конкретной
ситуации получателем таможенных платежей могут быть таможенный орган, производящий
таможенное оформление, владелец таможенного склада, таможенная лаборатория,
научно-исследовательские учреждения и учебные заведения системы ГТК и т.д.
В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные
платежи уплачиваются государственному предприятию связи, которое затем перечисляет
указанные платежи на счета таможенных органов.
Таможенные платежи могут уплачиваться как в безналичном порядке, так
и наличными деньгами в кассу таможенного органа в пределах сумм, установленных
российским законодательством. При безналичных расчетах в связи с уплатой таможенных
платежей должно неукоснительно соблюдаться действующее банковское законодательство.
Все банковские переводы, поступающие на счета таможенного органа, должны быть
оформлены в виде платежных поручений или других установленных форм платежных
поручений.
Подтверждением факта уплаты таможенных платежей при безналичных расчетах
служат, во-первых, экземпляр платежного документа с отметкой банка об исполнении
и, во-вторых, выписка банка из лицевого счета организации с отражением произведенного
платежа. Эти документы хранятся в архиве таможенного органа вместе с первым
экземпляром ГТД.
На основании письменного обращения плательщика может быть выдано разрешение
на уплату таможенных платежей на счета ГТК. Специального письменного разрешения
ГТК не требуется при переводе таможенных платежей в валюте на валютный счет
ГТК при отсутствии у таможенного органа собственного валютного счета. При
этом следует учитывать, что при перечислении таможенных платежей в иностранной
валюте на валютные счета таможенных органов комиссия за перевод денежных средств
взимается банком за счет плательщика.
При непоступлении таможенных платежей на счет таможенного органа за двухнедельный
срок со дня принятия банком к исполнению платежного поручения таможенный орган
вправе предпринять предусмотренные законом меры к взысканию причитающихся
сумм (см. комментарий к ст. 124).
Если таможенные платежи уплачиваются наличными деньгами в кассу таможенного
органа, копия приходного кассового ордера, подтверждающего произведенный платеж,
передается в архив таможенного органа, где хранится вместе с первым экземпляром
таможенной декларации.
Особый порядок уплаты таможенных платежей предусмотрен для подакцизных
товаров, подлежащих маркировке. Часть таможенных платежей уплачивается при
покупке акцизных марок. При этом неоплаченная сумма таможенных платежей обеспечивается
залогом, гарантией банка или внесением причитающихся сумм на депозит. При
таможенном оформлении уплачивается оставшаяся часть таможенных платежей в
общеустановленном порядке.

Статья 121 регулирует предоставление отсрочки и рассрочки уплаты таможенных
платежей. Прежде всего устанавливается исключительный характер решения об
отсрочке и рассрочке платежей. Такое решение применяется таможенным органом,
производящим таможенное оформление, по письменному заявлению плательщика,
которое предоставляется в таможенный орган одновременно с грузовой таможенной
декларацией.
Отсрочка или рассрочка предоставляется только в отношении таможенных
пошлин и налогов, взимаемых таможенными органами. Что же касается других видов
таможенных платежей (таможенные сборы и др.), то их уплата не может быть отсрочена
или произведена в рассрочку.
Не предоставляется отсрочка и рассрочка уплаты таможенных платежей физическим
лицам. В отношении юридических лиц этого права лишаются лица, предпринимавшие
попытку уклониться от уплаты таможенных платежей.
Срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, не может превышать
двух месяцев со дня принятия таможенной декларации, если иное не предусмотрено
российским законодательством.
В случае предоставления рассрочки уплаты таможенных платежей плательщик
совместно с отделом таможенных платежей таможенного органа, предоставившего
рассрочку, составляет график уплаты таможенных платежей (периодические платежи)
и их размер при каждом погашении.
За использование отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей взимаются
проценты по ставкам, устанавливаемым Банком России по предоставляемым этим
банком кредитам. ГТК доводит до сведения таможенных органов информацию о ставках
по кредитам, предоставляемым Банком России. Проценты за отсрочку уплачиваются
одновременно с уплатой таможенных платежей, на которые предоставлялась отсрочка.
Проценты за рассрочку уплачиваются одновременно с уплатой периодических платежей.
Плательщик, получивший отсрочку или рассрочку, обязан не позднее последнего
дня предоставленной отсрочки или рассрочки погасить свою задолженность и уплатить
причитающиеся проценты. Датой перечисления денежных средств считается дата
отметки банка на платежном документе о проведении банковской операции. Копия
такого платежного документа с отметкой банка о проведении банковской операции
и надлежащим образом заверенная выписка представляются не позднее трех календарных
дней, следующих за днем истечения отсрочки или рассрочки уплаты таможенных
платежей. Если эти документы в течение трех дней предоставлены не будут, днем
уплаты станет дата фактического поступления денежных средств на счет таможенного
органа, что может повлечь за собой наложение финансовых санкций и взыскание
задолженности в порядке, предусмотренном ст. 124 ТК. В соответствии с Временной
инструкцией "О взимании таможенных платежей" (п. 11.14) задолженностью также
считается непоступление денежных средств по представленному платежному документу
на счет таможенного органа в течение 14 календарных дней с даты отметки банка
о проведении банковской операции.
За время задолженности, возникшей в результате неуплаты или просрочки
уплаты таможенных платежей, таможенными органами взыскивается пеня в размере
0,3 процента суммы недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты
или взыскания в бесспорном порядке. В этом случае сумма недоимки будет включать
как неуплаченные таможенные платежи, так и проценты за предоставленную по
ним отсрочку или рассрочку уплаты.
Размер процентов за предоставленную отсрочку или рассрочку уплаты таможенных
платежей определяется по формулам 13 и 14.

Формула 13
С х О х СТ
Пот = ------------, где
365 х 100


Пот - проценты за предоставление отсрочки уплаты таможенных платежей,
исчисленных в российских рублях;
С - общая сумма таможенных платежей, по уплате которой была предоставлена
отсрочка, пересчитанная в российскую валюту по курсу Банка России, действующему
на день принятия таможенной декларации;
О - фактическое количество дней, на которое предоставлена отсрочка уплаты
таможенных платежей;
СТ - ставка, установленная Банком России по предоставляемым этим банком
рублевым кредитам, на день принятия таможенной декларации;
365 - количество дней в календарном году.

Формула 14

С х Орс х СТ
Прс = -------------- , где
365 х 100

Прс - проценты за предоставление рассрочки уплаты таможенных платежей,
исчисленных в российских рублях;
С - сумма таможенных платежей, по уплате которых была предоставлена рассрочка,
пересчитанная в российские рубли по курсу Банка России, действующему на день
принятия таможенной декларации;
Орс - фактическое количество дней, на которые предоставлена рассрочка
уплаты таможенных платежей;
СТ - ставка, установленная Банком России по предоставляемым этим банком
рублевым кредитам, на день принятия таможенной декларации.

Примечание к формуле 14. При частичной уплате в соответствии с графиком
периодических платежей сумм таможенных платежей, на уплату которых предоставлялась
рассрочка, для расчета процентов за рассрочку уплаты по последующим выплатам
общая сумма таможенных платежей, исчисленная по грузовой таможенной декларации,
уменьшается на сумму погашенной задолженности.

Обеспечение уплаты таможенных платежей (ст. 122). Способы обеспечения
уплаты таможенных платежей представляют собой специальные меры имущественного
характера, стимулирующие надлежащую (то есть в предусмотренные законом сроки
и в определенном законом порядке) уплату таможенных пошлин, НДС, акцизов и
иных таможенных платежей путем установления дополнительных гарантий удовлетворения
требований государства. К числу таких мер относятся залог товаров и транспортных
средств, гарантия третьего лица и внесение на депозит причитающихся сумм.
Заметим, что в отличие от действующего гражданского законодательства, в соответствии
с которым "исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом,
удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком
и другими способами, предусмотренными законом или договором" (п. 1 ст. 329
ГК), перечень способов обеспечения уплаты таможенных платежей, приведенный
в ТК, является исчерпывающим (закрытым).
Залог - один из способов обеспечения уплаты таможенных платежей. По своей
юридической природе залог является гражданско-правовой категорией и определяется
как правоотношение, в силу которого кредитор (залогодержатель) вправе при
неисполнении должником (залогодателем) обеспеченного залогом обязательства
получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно
перед другими кредиторами. Согласно Положению об использовании залога таможенными
органами Российской Федерации, утвержденному приказом ГТК от 22 февраля 1994

<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>