<< Пред. стр.

стр. 18
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

года N 71, залог выступает в качестве средства обеспечения уплаты таможенных
платежей в следующих случаях:
а) при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты указанных платежей;
б) при использовании таможенных режимов транзита, переработки под таможенным
контролем, временного ввоза (вывоза), переработки вне таможенной территории
(при освобождении от таможенных пошлин и возврате налогов - ч. 2 ст. 93 ТК)
и реэкспорта (при неприменении ввозных таможенных пошлин и налогов - ч. 1
ст. 101 ТК), если соблюдение таможенного законодательства не может быть обеспечено
иными мерами.
Отношения залога в таможенной сфере возникают между таможенным органом,
выступающим в роли залогодержателя, и лицом, которому предмет залога принадлежит
на праве собственности или хозяйственного ведения<38>, - залогодателем и оформляются
договором о залоге, заключаемом в письменной форме.
Содержание данного договора составляют сведения о месте его заключения,
залогодателе и залогодержателе, предмете залога (наименование, индивидуальные
признаки, количество и стоимость товаров и транспортных средств, передаваемых
в залог, их местонахождение), правах и обязанностях сторон, сроках исполнения
и последствиях неисполнения обеспеченного залогом обязательства. В договоре
о залоге товаров и транспортных средств, помещенных под таможенные режимы
переработки, указываются также виды товаров и транспортных средств, которыми
может быть заменен предмет залога. Во всех остальных случаях замена предмета
залога оформляется дополнением к основному договору.
В ряде случаев договор о залоге должен быть нотариально удостоверен.
Например, нотариальная форма залога обязательна, если его предметом являются
гражданские воздушные, морские и речные суда, подвижной состав железных дорог.
Залог транспортных средств подлежит государственной регистрации, которую
обеспечивает залогодатель за свой счет. В этом случае договор о залоге считается
заключенным с момента его регистрации. Таможенный орган ведет реестр заключенных
договоров о залоге.
Что касается предмета залога, обеспечивающего уплату таможенных платежей,
то он определяется в ТК в самом общем виде как товары и транспортные средства.
Более развернутая характеристика предмета залога содержится в Положении об
использовании залога таможенными органами, в соответствии с которым товары
и транспортные средства могут служить предметом залога, если их свободная
(рыночная) цена не ниже причитающихся к уплате сумм:
-таможенной пошлины, НДС, акциза, иных налогов, взимание которых возложено
на таможенные органы;
-таможенных сборов за таможенное оформление;
- максимальных сумм таможенных сборов за хранение и/или таможенное сопровождение
товаров (если такое хранение и/или сопровождение имело или имеет место);
- процентов с указанных сумм по ставкам, устанавливаемым Банком России
по предоставляемым этим банком кредитам;
- 15 процентов стоимости товаров и транспортных средств на покрытие возможных
издержек по содержанию предмета залога и расходов по его обращению в собственность
государства в случае неисполнения обязательств перед таможенными органами
и в связи с последующей реализацией.
Таможенные органы не принимают в качестве предмета залога электрическую,
тепловую и иные виды энергии; товары и транспортные средства, запрещенные
к ввозу в РФ и вывозу из РФ; скоропортящиеся товары; товары и транспортные
средства, возможности реализации которых таможенными органами ограниченны,
и некоторые другие виды товаров и транспортных средств.
Принятие в качестве предмета залога гражданских воздушных, морских и
речных судов, подвижного состава железных дорог допускается в исключительных
случаях, когда отсутствуют иные возможности обеспечения выполнения обязательств
перед таможенными органами, и только по согласованию с ГТК.
Перемещаемые через российскую таможенную границу товары и транспортные
средства, подлежащие сертификации или контролю других государственных органов,
могут стать предметом залога при условии наличия сертификата или прохождения
ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного
контроля.
Заложенные товары и транспортные средства обычно остаются у залогодателя.
Однако при наличии обстоятельств, которые, по мнению должностных лиц таможенного
органа, производящих таможенное оформление, не дают достаточной гарантии уплаты
таможенных платежей, таможенный орган может принять решение об оставлении
предмета залога у себя (закладе). Заклад допускается только в отношении товаров
и транспортных средств, перемещаемых через российскую таможенную границу.
Предмет заклада помещается на склад временного хранения, учредителем которого
является таможенный орган, либо на склад таможенного органа. Он может также
храниться на таможенном складе, учрежденном таможенным органом. При невозможности
помещения на указанные склады заложенное имущество оставляется у залогодателя
под замком, пломбой и печатью таможенного органа. Это называется твердым залогом.
Таможенный орган не осуществляет страхования предмета заклада, не пользуется
им, не извлекает из него доходы и иные имущественные выгоды в интересах залогодателя.
Обязанность страховать заложенные товары и транспортные средства в размере
их полной стоимости на случаи утраты, недостачи или повреждения заложенного
имущества вследствие аварии, действия непреодолимой силы, совершения государственными
органами действий или принятия ими актов, прекращающих хозяйственную деятельность
залогодателя, препятствующих ей или неблагоприятно влияющих на нее (реквизиция,
конфискация предмета залога), а также ликвидации, признания несостоятельным,
либо объявления о своей несостоятельности всегда возлагается на залогодателя
и осуществляется за его счет, независимо от того, остается предмет залога
у залогодателя или передается таможенным органам.
При залоге с оставлением предмета залога у залогодателя последний обязан
принимать меры, необходимые для сохранения предмета залога и не вправе распоряжаться
им без согласия таможенного органа. Кроме того, в этом случае не допускаются
продажа, иное отчуждение, аренда и другие виды передачи во владение или пользование
третьему лицу предмета залога. Единственное исключение из данного правила
- передача во владение или пользование предмета залога, помещенного под таможенные
режимы переработки, когда за залогодателем сохраняется право владения, пользования
и распоряжения заложенным имуществом.
Нарушение залогодателем, у которого остается предмет залога, обязанности
страхования или сохранения заложенных товаров и транспортных средств влечет
за собой появление у таможенных органов права обратить взыскание на предмет
залога до наступления срока исполнения обеспеченного залогом обязательства.
Аналогичное право предоставляется им и вследствие возникновения реальной угрозы
утраты, недостачи или повреждения предмета заклада не по вине таможенного
органа, если последний требует замены предмета заклада, а залогодатель отказывается
выполнить это требование.
Обращение взыскания на предмет залога производится по решению суда, арбитражного,
третейского суда или на основании исполнительной надписи нотариуса.
Только по решению суда взыскание на предмет залога может быть обращено
в случаях, когда:
1) для заключения договора о залоге требовалось согласие или разрешение
другого лица или органа;
2) предметом залога является имущество, имеющее значительную историческую,
художественную или иную культурную ценность для общества;
3) залогодатель отсутствует и установить место его нахождения невозможно
(п. 3 ст. 349 ГК).
Предмет залога, на который обращается взыскание, подлежит реализации
на таможенных аукционах, товарных биржах либо через торговые предприятия и
организации, в том числе создаваемые ГТК. Реализация производится по свободным
(рыночным) ценам (ст. 398 ТК). Если сумма, вырученная от реализации предмета
залога, на который обращается взыскание, превышает размер обеспеченных этим
залогом обязательств перед таможенными органами, разница возвращается залогодателю.
А если наоборот, то недостающая сумма взыскивается с декларанта или иного
лица, ответственного за уплату таможенных платежей (ст. 399 ТК).
Формы типовых договоров о залоге содержатся в приложении N 2 к Положению
об использовании залога таможенными органами Российской Федерации.
Под гарантией третьего лица законодатель понимает гарантию банка и иного
кредитного учреждения.
Определение банковской гарантии содержится в гражданском законодательстве.
Статья 368 ГК предусматривает, что "в силу банковской гарантии банк, иное
кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого
лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару)
в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму
по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате".
Применительно к комментируемой статье ТК принципалом является плательщик
таможенных платежей, бенефициаром - таможенный орган. Круг гарантов ограничивается
банками и иными кредитными учреждениями.
ГТК ведет реестр гарантов в соответствии с Правилами ведения реестра
банков и иных кредитных учреждений, которые могут выступать в качестве гаранта
перед таможенными органами, утвержденными приказом ГТК от 19 сентября 1995
г. N 580.
Реестр банков периодически (не реже одного раза в шесть месяцев) публикуется
в печати. В соответствии с п. 5 приказа ГТК от 19 сентября 1995 года N 580
таможенные органы с 1 января 1996 года принимают банковские гарантии только
от банков и иных кредитных учреждений, включенных ГТК в реестр банков. Ниже
публикуется такой Реестр по состоянию на 1 января 1996 года<39>:


Реестр банков, которые имеют право гарантировать уплату
таможенных платежей перед таможенными органами

+----+------------------------------------------------------------------+
| | Наименование банка, допустимая сумма гарантийного |
| N | обязательства которого равна: |
|п/п +-----------------------+-----------------------+------------------+
| |5 млн. долл. США | 1 млн. долл. США |200 тыс. долл. США|
| |I категория | II категория |III категория |
+----+-----------------------+-----------------------+------------------+
| 1 | 2 | 3 | 4 |
+----+-----------------------+-----------------------+------------------+
| 1 |КБ "Глобэкс", | МКБ "Ресурс-банк", г. |АБ "Капитал", |
| |г. Москва | Москва |г. Нижневартовск |
| | | Включен временно | |
| | | до 01.04.96 г. | |
+----+-----------------------+-----------------------+------------------+
| 2 |КИБ "Альфа-банк", | КБ "ГУТА-банк" |АБ "Инкомбанк" |
| |г. Москва | г. Москва |г. Москва |
| |Включен временно | Включен временно | |
| |до 01.04.96 г. | до 01.04.96 г. | |
+----+-----------------------+-----------------------+------------------+
| 3 |"ОНЭКСИМбанк", | ИБ "Восток-Запад", |АКБ "Металлинвест-|
| |г. Москва | г. Москва |банк", г. Москва |
| | | |Включен временно |
| | | |до 01.04.96 г. |
+----+-----------------------+-----------------------+------------------+
| 4 |АКБ "Международная | РАИК "Промстройбанк" |Банк "Империал", |
| |финансовая компания", | г. Москва |г. Москва |
| |г. Москва | | |
+----+-----------------------+-----------------------+------------------+
| 5 |КБ "Российский кредит",| АКБ "Токобанк", |"Самараагробанк", |
| |г. Москва | г. Москва |г. Самара |
| | | Включен временно | |
| | | до 01.04.96 г. | |
+----+-----------------------+-----------------------+------------------+
| 6 | | Московский экспортно- |Ханты-Мансийский |
| | | импортный банк |банк возрождения |
| | | |и развития |
| | | |народов Севера, |
| | | |г. Ханты-Мансийск |
| | | |Включен временно |
| | | |до 01.04.96 г. |
+----+-----------------------+-----------------------+------------------+
| 7 | | Первый |АК Дальневосточный|
| | | профессиональный банк,|банк, |
| | | г. Москва |г. Владивосток |
| | | Включен временно |Включен временно |
| | | до 01.04.96 г. |до 01.04.96 г. |
+----+-----------------------+-----------------------+------------------+
| 8 | | Банк "Кредит Свисс |АКБ "Дальрыббанк" |
| | | (Москва) АО" |г. Владивосток |
| | | Включен временно |Включен временно |
| | | до 01.04.96 г. |до 01.04.96 г. |
+----+-----------------------+-----------------------+------------------+
| 9 | | КБ "Мост-банк", |"Волго-Окский |
| | | г. Москва |Внешторгбанк", |
| | | |г. Нижний Новгород|
| | | |Включен временно |
| | | |до 01.04.96 г. |
+----+-----------------------+-----------------------+------------------+
| 10 | | КБ "Балтийский банк", |МАКБ "Сигма", |
| | | г. Санкт-Петербург |г. Москва |
| | | Включен временно | |
| | | до 01.04.96 г. | |
+----+-----------------------+-----------------------+------------------+
| 11 | | МКБ "Кристалбанк", |АКБ "Сигма", |
| | | г. Москва |г. Москва |
+----+-----------------------+-----------------------+------------------+
| 12 | | МКБ "Межкомбанк", | |
| | | г. Москва | |
+----+-----------------------+-----------------------+------------------+

Порядок включения банка и иного кредитного учреждения в реестр банков.
Вопрос о включении банка и иного кредитного учреждения в реестр банков рассматривается
ГТК на основании заявления. В случае если банк и иное кредитное учреждение,
подающие заявление на включение в реестр банков, имеют филиалы и желают, чтобы
гарантии от филиалов принимались таможенными органами, то в заявлении должны
быть перечислены данные филиалы с указанием адресов, финансовых реквизитов,
фамилий и инициалов руководителей и главных бухгалтеров.
Одновременно с подачей заявления в ГТК представляются следующие документы:
а) копии учредительных документов банка (иного кредитного учреждения);
б) баланс банка (иного кредитного учреждения) за последний отчетный год
и на последнюю отчетную дату, заверенный печатью и подписями руководителя
и главного бухгалтера (баланс за последний отчетный год должен быть также
заверен аудитором);
в) копия генеральной лицензии Банка России на осуществление банковских
операций в иностранной валюте;
г) нотариально заверенные образцы подписей лиц, имеющих право подписи
на банковских гарантиях и оттиск печати банка (иного кредитного учреждения);
д) копия заключения последней аудиторской проверки;
е) справка о выполнении экономических нормативов деятельности коммерческого
банка (иного кредитного учреждения) за последний отчетный год и на последнюю
отчетную дату;
ж) оборотная ведомость за последний отчетный год и на последнюю отчетную
дату, заверенная печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера.
Заявления о включении в реестр банков рассматриваются в ГТК в течение
30 календарных дней со дня подачи. При необходимости ГТК может запросить у
государственных органов, банков, иных организаций дополнительные документы
в подтверждение представленных сведений. В этом случае срок рассмотрения заявления
исчисляется с даты поступления таких документов, однако общий срок рассмотрения
заявления не должен превышать двух месяцев.
Решение о включении банка и иного кредитного учреждения в реестр банков
принимается исходя из следующих критериев:
1. Банк и иное кредитное учреждение должны иметь генеральную лицензию
на проведение банковских операций в иностранной валюте, выданную Банком России.
2. Банк (иное кредитное учреждение) не имеет задолженности перед таможенными
органами.
3. Оплаченный уставный капитал составляет не менее минимального размера
уставного капитала, установленного Банком России для коммерческих банков.
4. За последний отчетный год и на последнюю отчетную дату банком и иным
кредитным учреждением выполняются экономические нормативы деятельности коммерческих
банков.
5. Финансово-экономическое состояние банка достаточно надежно для наделения
правом представлять банковские гарантии таможенным органам.
По результатам рассмотрения представленных документов и на основании
соответствия показателей работы банка указанным критериям ГТК проводит анализ
надежности и финансово-экономического состояния банка и иного кредитного учреждения,
на основе которого принимается решение о возможности включения их в реестр
банков.
ГТК отказывает во включении в реестр, если заявленные сведения являются
неполными или недостоверными, заявитель не отвечает перечисленным требованиям,
а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Повторное заявление о включении в реестр банков может быть рассмотрено
ГТК по истечении шести месяцев со дня принятия решения об отказе при условии
ликвидации причин, послуживших основанием для отказа.
За включение банка и иного кредитного учреждения в реестр взимается сбор,
равный 500-кратному установленному законом размеру минимальной месячной оплаты
труда. Указанный сбор может уплачиваться по желанию плательщика либо в российских
рублях, либо в иностранных валютах, курсы которых котируются Банком России.
Пересчет иностранной валюты производится по курсу Банка России на дату уплаты.
Включение в реестр осуществляется с первого числа месяца, следующего
за месяцем, в котором произведена уплата сбора. ГТК выдает банку разрешение
на право гарантировать уплату таможенных платежей. При этом он также устанавливает
максимально допустимую сумму одного гарантийного обязательства, свыше которой
гарантийные обязательства данного банка или иного кредитного учреждения принимаются
таможенными органами только при наличии письменного разрешения ГТК.
Максимально допустимая сумма одного гарантийного обязательства является
эквивалентной:
а) 5 млн. долларов США - если оплаченный уставный капитал банка (иного
кредитного учреждения) составляет более 6-кратного минимального размера уставного
капитала для коммерческих банков, установленного Банком России;
б) 1 млн. долларов США - если оплаченный уставный капитал составляет
менее 6-кратного и более 3-кратного минимального размера, установленного Банком
России;
в) 200 тыс. долларов США - если оплаченный уставный капитал составляет
менее 3-кратного минимального размера, установленного Банком России.
ГТК устанавливает также максимально допустимую сумму совокупности всех
банковских гарантий, одновременно выданных банком и иным кредитным учреждением
(в том числе его филиалами), то есть гарантий, срок исполнения которых на
данный момент не истек. Эта сумма эквивалентна:
а) 25 млн. долларов США - если оплаченный уставный капитал банка (иного
кредитного учреждения) составляет более 6-кратного минимального размера уставного
капитала для коммерческих банков, установленного Банком России;
б) 5 млн. долларов США - если оплаченный уставный капитал составляет
менее 6-кратного и более 3-кратного минимального размера, установленного Банком
России;
в) 1 млн. долларов США - если оплаченный уставный капитал составляет
менее 3-кратного минимального размера, установленного Банком России.
Право быть включенными в реестр предоставляется банку (иному кредитному
учреждению) сроком на три года.

Обязанности банков и иных кредитных учреждений, включенных в реестр банков.
На банк и иное кредитное учреждение, включенные в реестр банков, возлагаются
следующие обязанности:
-в случае неуплаты необходимых денежных средств либо невыполнения требований
таможенного законодательства лицом, надлежащее исполнение обязательств которым
перед таможенными органами обеспечивает банковская гарантия, банк (иное кредитное
учреждение) обязан уплатить необходимую сумму за счет собственных средств
в течение 10 дней с даты получения соответствующего требования таможенных
органов;
-выдавать банковские гарантии одновременно на общую сумму, не превышающую
максимально допустимую сумму совокупности всех банковских гарантий, установленную
ГТК;
-незамедлительно представлять в ГТК информацию об изменении реквизитов
банка и иного кредитного учреждения, а также об отзыве лицензии Банка России;
-ежеквартально в срок до первого числа второго месяца следующего квартала
представлять в ГТК квартальный баланс банка (иного кредитного учреждения),
оборотную ведомость за квартал, справку о выполнении экономических нормативов
деятельности коммерческого банка и иного кредитного учреждения;
-ежегодно в срок до 1 мая представлять в ГТК годовой баланс банка (иного
кредитного учреждения), заверенный аудиторской фирмой или аудитором;
-содействовать уплате клиентами всех видов таможенных платежей в срок;
-в случае нарушения обязательств по своей гарантии банк и иное кредитное
учреждение обязаны заплатить пеню за каждый день просрочки в размере, установленном
российским законодательством для задолженности по уплате таможенных платежей;
-своевременно исполнять решения таможенных органов России о бесспорном
взыскании таможенных платежей и о приостановлении операций по счетам плательщика.
Решение об исключении банка (иного кредитного учреждения) из реестра
банков принимается ГТК в следующих случаях:
а) при ликвидации, реорганизации банка и иного кредитного учреждения,
а также в случае отзыва Банком России генеральной лицензии на проведение валютных
операций;
б) при невыполнении вышеперечисленных обязательств;
в) при несоответствии финансово-экономического состояния и показателей
работы банка (иного кредитного учреждения) предъявляемым требованиям;
г) по истечении срока, на который банк и иное кредитное учреждение были
включены в реестр, и при непредставлении документов для повторного включения.
Исключение не прекращает действия банковских гарантий, принятых таможенными
органами, и не освобождает банк (иное кредитное учреждение) от ответственности
по исполнению им обязательств, предусмотренных этими гарантиями.
Банк или иное кредитное учреждение, исключенные из реестра за несоблюдение
условий банковских гарантий и невыполнение вышеназванных обязанностей, могут
быть повторно включены в него через один год при условии устранения причин,
послуживших основанием для исключения.
Часто банковская гарантия используется для обеспечения уплаты таможенных
платежей в отношении подакцизных товаров, доставляемых во внутренний таможенный
орган автомобильным транспортом или перемещаемых данным видом транспорта по
территории России в соответствии с таможенным режимом транзита, а также при
помещении подакцизных товаров под таможенный режим реэкспорта. Во всех перечисленных
случаях порядок применения банковской гарантии регламентируется приказом ГТК
от 21 апреля 1994 года N 153 "О применении гарантийных обязательств банков
и иных кредитных учреждений в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей
в отношении подакцизных товаров". Этот нормативный акт содержит положения,
посвященные размеру гарантийных обязательств, месту и времени их предъявления.
В нем, в частности, устанавливается, что гарантия кредитного учреждения, являющаяся
обеспечительным средством в отношении доставляемых товаров, подается одновременно
с временной декларацией во внутренний таможенный орган, в регионе деятельности
которого находится получатель товара либо его структурное подразделение и
производится таможенное оформление.
При перемещении товаров в соответствии с таможенным режимом транзита
гарантийное обязательство подается в таможенный орган отправления одновременно
с фактическим предъявлением товара этому таможенному органу, а при помещении
объекта обеспечения под таможенный режим реэкспорта гарантия предъявляется
органу, производящему таможенное оформление, одновременно с подачей грузовой
таможенной декларации.
Сумма гарантийного обязательства не может быть меньше суммы необходимого
обеспечения. Денежные средства, получаемые таможенными органами в результате
выполнения гарантийных обязательств, перечисляются на счета ГТК .

При недоставке (невывозе при реэкспорте) в установленные сроки товаров,
доставка (реэкспорт) которых была обеспечена банковской гарантией, гарант
должен уплатить бенефициару сумму, на которую выдана гарантия. В противном
случае таможенный орган, принявший данное гарантийное обязательство, производит
бесспорное списание причитающихся по нему денежных сумм, а также взыскивает
штрафы и пени за каждый день просрочки уплаты, начиная с даты истечения срока
доставки товаров и включая день выставления инкассового поручения на бесспорное
списание.
Согласно указанию ГТК от 7 июня 1994 года N 01-12/501 "Об обеспечении
уплаты таможенных платежей при транзите товаров между таможенными органами,
находящимися в Калининградской области, и таможенными органами, находящимися
в других регионах Российской Федерации, через территорию иностранных государств"
допускается применение банковской гарантии в качестве обеспечения уплаты вывозной
таможенной пошлины при помещении российских товаров под таможенный режим транзита.

Внесение причитающихся сумм на депозит таможенного органа осуществляется
в соответствии с нормами ТК и принятыми в их развитие подзаконными актами.
Так, приказом ГТК от 22 декабря 1993 года N 549 были утверждены Временные
правила обеспечения уплаты таможенных платежей в виде внесения причитающихся
сумм на депозит таможенного органа, применяемые к подакцизным товарам, доставляемым
во внутренний таможенный орган автомобильным транспортом, в том числе в случае
их перевалки с железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта
на автомобильный, а также перемещаемым автомобильным транспортом по территории
России в соответствии с таможенным режимом транзита.
Денежные средства, предназначенные для обеспечения уплаты таможенных
платежей в отношении товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию,
вносятся на депозит внутреннего таможенного органа не позднее десяти календарных
дней до предполагаемого дня фактического пересечения товарами российской таможенной
границы. Что касается транзитных товаров, то обеспечительные суммы должны
поступить на депозит таможенного органа отправления до момента фактического
пересечения этими товарами российской таможенной границы.
Если у таможенного органа имеется валютный счет, то по выбору плательщика
денежные средства, необходимые для обеспечения уплаты таможенных платежей,
могут уплачиваться в российских рублях или иностранной валюте, курс которой
котируется Банком России.
Размер денежных сумм, причитающихся к уплате, рассчитывается по формуле
15.

Формула 15

<< Пред. стр.

стр. 18
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>