<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

С = Ст х Кэкю х Вт, где

С - сумма денежных средств, необходимая для обеспечения уплаты таможенных
платежей (сумма обеспечения);
Ст - ставка для расчета суммы обеспечения, установленнаяв ЭКЮ<40>;

Кэкю - курс ЭКЮ;
Вт - количество товара в соответствующих единицах измерения.

Платежное поручение представляется плательщиком на каждую партию товаров
отдельно.


Раздел IV Таможенное оформление

Глава 21. Общие положения (ст. 126-136)

Статья 126 определяет нормативную базу производства таможенного оформления.
Таможенное оформление - это процедура помещения товаров и транспортных
средств под определенный таможенный режим и завершения действия данного режима
в соответствии с требованиями и положениями ТК.
Таможенное оформление может быть также определено как совокупность операций,
производимых должностными лицами таможни в целях обеспечения таможенного контроля
за перемещением через российскую таможенную границу товаров и транспортных
средств и применения средств государственного регулирования такого перемещения.
Порядок таможенного оформления определяется как нормами ТК, так и иными
актами российского законодательства. Понятие "законодательство" употребляется
в данном случае в широком смысле и включает в себя не только законы, но и
многочисленные подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти,
и прежде всего Государственным таможенным комитетом (см., например, приказ
ГТК от 15 августа 1994 года N 408 "О перемещении товаров физическими лицами
через таможенную границу Российской Федерации", утвердивший Общие правила
перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской
Федерации, указание ГТК от 6 декабря 1994 года N 01-12/1470 "Об особенностях
таможенного оформления товаров, вывозимых российскими экспедициями" и др.).
Информация о действующих источниках таможенного законодательства (название
акта, его предмет и издание, в котором этот акт опубликован) должна предоставляться
всем заинтересованным лицам бесплатно (ст.389 ТК). Краткие справки об основных
положениях таможенного законодательства, в том числе и по вопросам таможенного
оформления, предоставляются для общедоступного ознакомления в местах нахождения
таможенных органов.
Наряду с законодательными положениями правовое регулирование таможенного
оформления может осуществляться посредством конвенционных норм.
Примером может служить Таможенная конвенция о международной перевозке
грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП), регулирующая порядок и условия
таможенного оформления грузов, перевозимых на автотранспортных средствах или
в погруженных на них контейнерах в международном сообщении с применением книжки
МДП.
Место и время производства таможенного оформления (ст. 127)
ТК устанавливает, что по общему правилу таможенное оформление производится
в специально определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного
органа, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное
подразделение. Таможенное оформление должно производиться во время работы
таможенного органа. Место и время таможенного оформления применительно к таможням
устанавливаются ГТК, а в отношении таможенных постов - региональными таможенными
управлениями<41>.
ТК допускает возможность производства таможенного оформления в иных местах
и вне времени работы таможенного органа. Заинтересованное лицо должно получить
согласие на это у таможенного органа, производящего таможенное оформление.
Все расходы, связанные с изменением места и времени таможенного оформления,
оплачиваются за счет заинтересованного лица.
В соответствии со ст. 114 ТК за таможенное оформление товаров и транспортных
средств вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов
таможенные сборы взимаются в двойном размере. Во всех случаях, когда нормативным
актом ГТК допускается производство таможенного оформления за пределами региона
деятельности таможенного органа, в котором находится отправитель или получатель
товаров (их структурное подразделение), сборы за таможенное оформление уплачиваются
в однократном размере. Так, например, в соответствии с указанием ГТК от 9
июня 1995 года N 01-12/764 таможенное оформление товаров, ввозимых на таможенную
территорию Российской Федерации и предназначенных для получателей, расположенных
на территории Чеченской Республики, производится Минераловодской и Махачкалинской
таможнями, а также Моздокским таможенным постом Северо-Осетинской таможни
в установленных этими таможенными органами местах. При этом таможенные сборы
за таможенное оформление указанных товаров взимаются в однократном размере.
ГТК вправе устанавливать порядок, при котором таможенное оформление отдельных
категорий (видов) товаров и транспортных средств может производиться только
определенными таможенными органами (ч. 3 ст. 127 ТК).
Образование таможенного союза с участием России, Белоруссии и Казахстана
привело к созданию пунктов таможенного оформления для проведения совместного
контроля за доставкой товаров. Так, в соответствии с письмом ГТК от 7 июня
1995 года N 02-17/7982 "О пунктах таможенного оформления на внешних границах
Республики Беларусь" ввоз товаров транзитом через Белоруссию в Российскую
Федерацию может осуществляться только через пункты, указанные в приложении
к этому письму<42>.
Таможенное оформление товаров с предоставлением льгот по уплате таможенных
платежей может быть произведено только в таможенных органах, в адрес которых
поступили соответствующие указания ГТК. В случаях предоставления льгот по
уплате таможенных платежей таможенное оформление не допускается на основании
откреплений таможенных органов и в случае предъявления участниками внешнеэкономической
деятельности копий указаний ГТК (письмо ГТК от 6 марта 1995 года N 10897).
Определение места и времени таможенного оформления зависит от целого
ряда факторов:
1) характера и свойств перемещаемого товара (например, особенности таможенного
оформления подакцизных товаров, некоторых видов сырья и т.д.);
2) вида транспорта, на котором перевозятся товары;
3) таможенного режима, под действие которого попадают ввозимые товары;
4) страны происхождения ввозимого товара (например, особенности таможенного
оформления товаров, происходящих из стран СНГ);
5) места нахождения отправителя или получателя товаров (например, особенности
таможенного оформления товаров, перемещаемых автотранспортом в г. Москве).
Рассмотрим отдельные, наиболее важные особенности в определении места
таможенного оформления.
В отношении товаров, происходящих из стран СНГ и ввозимых из этих государств
в Россию в соответствии с режимом выпуска для свободного обращения, таможенное
оформление производится в соответствии со специальной инструкцией, утвержденной
приказом ГТК от 22 марта 1995 года N 174. В этом случае таможенное оформление
осуществляется таможенными органами, расположенными в местах ввоза на российскую
таможенную территорию (в пунктах пропуска). В пунктах пропуска таможенное
оформление начинается незамедлительно после прибытия товаров в такие пункты
и их представления таможенному органу. При невозможности оформления в пунктах
пропуска товары могут быть направлены в таможенные органы назначения в соответствии
с правилами доставки товаров под таможенным контролем. Если товары подлежат
контролю иных государственных органов (экологический, ветеринарный и др. контроль),
они должны доставляться в таможенные органы назначения с таможенным сопровождением,
таможенным перевозчиком или государственными железными дорогами.
Таможенное оформление товаров, ввозимых в Российскую Федерацию морским
и воздушным транспортом (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий,
подлежащих маркировке) в соответствии с режимом выпуска для свободного обращения,
производится в таможенных органах, расположенных в местах ввоза на российскую
таможенную территорию - в морских портах и аэропортах. Если товары, перемещаемые
через российскую таможенную границу морским или воздушным транспортом, заявляются
под иной, чем выпуск для свободного обращения, таможенный режим, их оформление
производится в таможенных органах, расположенных в местах ввоза, лишь в случаях,
когда лицо, перемещающее товары, имеет место нахождения в регионе деятельности
таможни, в котором находятся указанные места ввоза (приказ ГТК от 9 июня 1995
года N 373).
Особый порядок таможенного оформления товаров, перемещаемых автотранспортом
в г. Москве, предусмотрен в указании ГТК от 28 декабря 1994 года N 01-12/1628.
В связи с необходимостью разгрузки улиц и магистралей Москвы от большегрузного
транспорта ГТК установил, что таможенное оформление товаров, отправители или
получатели которых находятся в г. Москве и Московской области, допускается
на складском терминале фирмы "Техноторгсервис" (г. Одинцово Московской области)
без предварительного получения разрешения таможен, в регионе деятельности
которых расположены отправители и получатели.
Место таможенного оформления может оговариваться в положениях об отдельных
таможенных режимах. Так, в соответствии с п. 4.1 Положения о таможенном режиме
реимпорта товаров (утверждено приказом ГТК от 9 декабря 1993 года N 525) таможенное
оформление реимпортируемых товаров осуществляется в таможенном органе, в регионе
деятельности которого находится их получатель или его структурное подразделение.
Таможенное оформление товаров и транспортных средств, помещаемых под таможенный
режим отказа в пользу государства, осуществляется в таможенном органе, в регионе
деятельности которого находятся эти товары и транспортные средства, если специальными
нормативными актами ГТК не установлено иное (п. 3.1 Положения о таможенном
режиме отказа в пользу государства, утвержденного приказом ГТК от 30 декабря
1993 года N 559).
Сырьевые товары (железные и марганцевые руды, каменный уголь и др.) при
продаже их на российской таможенной территории лицам для целей дальнейшей
переработки на данной территории оформляются таможенным органом, в регионе
деятельности которого находится продавец таких товаров (п. 1 указания ГТК
от 29 декабря 1994 года N 01-12/1645 "Об особенностях таможенного оформления
товаров, полученных в результате переработки сырья, закупленного иностранными
лицами на таможенной территории Российской Федерации за иностранную валюту,
и вывозимых в соответствии с таможенным режимом экспорта предприятиями черной
металлургии"). Таможенное оформление товаров, вывозимых вагонами-ресторанами,
производится в таможенном органе, расположенном в местах формирования составов
поездов международного сообщения (указание ГТК от 10 октября 1994 года N 01-12/1128
"О таможенном оформлении товаров, вывозимых вагонами-ресторанами", указание
ГТК от 30 ноября 1995 года N 01-12/1428).
Особенности таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную
границу трубопроводным транспортом (магистральными нефтепроводами, нефтепродуктоводами
и газопроводами) и по линиям электропередач, установлены в соответствующей
инструкции, утвержденной приказом ГТК от 30 октября 1995 года N 652. Таможенное
оформление указанных товаров производится в определенных для этого местах
в регионе деятельности таможни, в котором находится организация, заключившая
с иностранным лицом договор на поставку товаров. Энергетическая таможня производит
таможенное оформление товаров организаций с юридическим адресом в г. Москве.
Конкретное место таможенного оформления устанавливает начальник соответствующей
таможни.
В случае, если перемещение товаров производится с использованием более
одного вида транспорта (трубопроводный-железнодорожный, трубопроводный-автомобильный
и т.п.), экспортер обязан представить в таможенный орган, в регионе деятельности
которого осуществляется перевалка товара с одного вида транспорта на другой,
заверенную ксерокопию таможенной декларации, оформленной в установленном порядке
таможенным органом по месту нахождения экспортера. Ксерокопия заверяется печатью
и подписью начальника этого таможенного органа или его заместителя и используется
для таможенного контроля.
Если перемещение товаров производится с использованием более чем двух
видов транспорта, таможенное оформление производится в таможенном органе,
в регионе деятельности которого осуществляется перевалка на последний вид
транспорта.
Если же фактический вывоз (ввоз) товаров осуществляется с использованием
морского (речного) транспорта, таможенное оформление производится тем таможенным
органом, в регионе деятельности которого осуществляется загрузка морского
(речного) судна, непосредственно пересекающего таможенную границу Российской
Федерации.
Приказом от 27 мая 1994 года N 153 "Об организации таможенного оформления
алкогольных напитков и табачных изделий в пограничных таможнях" предусмотрено
учреждение складов временного хранения на автомобильных пунктах пропуска,
надлежащим образом оборудованных, или в непосредственной близости от этих
пунктов пропуска, в приграничных областных центрах или других городах, в морских
портах. Эти склады предназначены для таможенного оформления алкогольных и
табачных изделий, ввозимых на российскую таможенную территорию без обеспечения
таможенных платежей. Перечень органов, имеющих право производить таможенное
оформление подобных товаров, содержится в следующих актах ГТК:
1) приказе ГТК от 13 января 1995 года N 18 "Об утверждении Перечня складов
временного хранения и таможенных складов (терминалов), предназначенных для
таможенного оформления и хранения подакцизных товаров";
2) приказе ГТК от 13 января 1995 года N 19 "Об утверждении перечня пунктов
пропуска и таможенных постов, через которые допускается ввоз подакцизных товаров,
подлежащих маркировке".
В 1994 году в системе таможенных органов появились акцизные таможенные
посты, главным направлением деятельности которых стало обеспечение выполнения
правил ввоза и реализации на российской таможенной территории подакцизных
товаров, подлежащих обязательной маркировке.
Легковые автомобили, перевозимые грузовым автомобильным транспортом,
в том числе с применением книжки МДП, и следующие в адрес физических лиц,
подлежат таможенному оформлению на приграничных складах временного хранения,
учрежденных в соответствии с приказом ГТК от 12 мая 1994 года N 193 (письмо
ГТК от 22 сентября 1994 года N 01-13/10896 "Об оформлении легковых автомобилей,
следующих в адрес физических лиц").
Произвольное расширительное толкование ст. 127 ТК отдельными должностными
лицами таможенных органов, в регионе деятельности которых расположены отправители
или получатели товаров, разрешений на производство таможенного оформления
от таможенных органов по месту расположения российского контрактодержателя.
Все это создает серьезные трудности экспортерам и импортерам, особенно крупным
специализированным организациям, товары которых оформляются одновременно в
десятках таможенных органов, приводит к увеличению сроков производства таможенного
оформления. В распространенном в связи с подобными фактами письме ГТК от 12
октября 1995 года N 01-13/14450 "О местах таможенного оформления и документах,
используемых в таможенных целях" обращается внимание на то, что таможенное
оформление в соответствии со ст. 127 ТК производится таможенными органами,
в регионе деятельности которых находятся отправители или получатели товаров.
При этом никаких дополнительных разрешений от контрактодержателя или таможенного
органа, в регионе деятельности которого он находится, не требуется.

Присутствие полномочных лиц и их представителей при таможенном оформлении
(ст. 128)
Лицо, перемещающее товары через российскую таможенную границу, перевозчик,
владелец склада и иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и
транспортных средств, а также их представители имеют право присутствовать
при таможенном оформлении.
Если таможенный орган требует такого присутствия, данное право трансформируется
в обязанность. Содержание такой обязанности является более широким, нежели
содержание соответствующего права, поскольку не только предполагает присутствие
лица при производстве таможенного оформления, но и оказание им содействия
должностным лицам таможенных органов на этом этапе. Это содействие может выражаться
в совершении с товарами и транспортными средствами необходимых грузовых и
иных операций, перечисленных в ст. 134 ТК; взятии проб и образцов товаров
и т.д.

Язык, на котором производится таможенное оформление (ст. 129)
Таможенное оформление по общему правилу производится на русском языке.
В ряде случаев допускается использование документов, составленных на иностранных
языках, которыми владеют должностные лица таможенных органов (см., например,
ст. 143, 174 ТК). Обязательное условие такого допущения - наличие соответствующего
разрешения таможенного органа, производящего оформление.
При комментировании данной статьи особое внимание следует обратить на
условия применения иностранных документов на территории Российской Федерации.
Эти вопросы неоднократно разъяснялись ГТК (письмо ГТК от 19 января 1995 года
N 01-13/843, письмо ГТК от 17 мая 1995 года N 01-13/6885).
Документы, выданные и имеющие юридическую силу на территории одного государства,
могут быть использованы на территории другого государства только после их
надлежащего удостоверения, если иное не предусмотрено международно-правовыми
договорами и соглашениями. Так, например, Конвенцией о правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года<43>
предусмотрено, что документы, которые на территории одной из договаривающихся
сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то
уполномоченным органом в пределах их компетенции и по установленной форме
и скреплены официальной печатью, не требуют на территории другой договаривающейся
стороны какого-либо удостоверения (легализации). В отношении таких документов
может быть потребован только их нотариально удостоверенный перевод.
На практике чаще всего применяются два способа удостоверения иностранных
документов:
1) консульская легализация;
2) проставление апостиля.
Консульская легализация представляет собой засвидетельствование подлинности
подписи должностного лица, его статуса, а в ряде случаев и печати уполномоченного
государственного органа на документах и актах в целях использования их в другом
государстве. Юридическое значение процедуры консульской легализации состоит
в подтверждении соответствия легализуемых документов законодательству страны
их происхождения. Легализовать документ можно на территории государства, где
эти документы выданы, или на территории Российской Федерации.
Легализация документа на территории страны его происхождения проходит
два этапа. На первом этапе документ сначала заверяется в Министерстве иностранных
дел или ином уполномоченном органе государства, на территории которого выдан
документ. На втором этапе документ легализуется в консульском учреждении Российской
Федерации в данном государстве.
Легализация документа в России также проходит два этапа. Первый - заверение
иностранного документа в дипломатическом представительстве или консульском
учреждении того государства, на территории которого был выдан документ; второй
- легализация документа в Департаменте консульской службы МИД России.
Заметим, что консульская легализация не исключает необходимости представления
нотариально заверенного перевода документа на русский язык. Использование
консульской легализации ограничивается тем обстоятельством, что после ее совершения
документ оказывается действительным только для того государства, консульская
служба которого его легализовала.
Процедура признания иностранных документов через проставление апостиля
определена в Гаагской конвенции об отмене требования легализации иностранных
официальных документов, открытой для подписания в 1961 году и вступившей в
силу в 1965 году<44>.
Для Российской Федерации она вступила в силу 31 мая 1992 года. Участниками
Гаагской конвенции на март 1992 года являются 39 государств, среди которых
- Россия, США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция, Турция, Испания, Италия,
Греция, Израиль, Бельгия, Австрия и др.
В соответствии со ст. 1 Гаагской конвенции отмена требования легализации
иностранных документов распространяется на официальные документы, которые
были выданы на территории одного из договаривающихся государств и должны быть
представлены на территории другого договаривающегося государства. Под официальными
документами понимаются:
1) документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся
юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря
суда или судебного исполнителя;
2) административные документы;
3) нотариальные акты;
4) официальные надписи, которые сделаны на документах, подписанных лицами
в их частном качестве, таких, как официальные удостоверения, подтверждающие
регистрацию документа или факта, имевшего место на определенную дату, официальное
и нотариальное заверение подписей.
Действие Гаагской конвенции не распространяется на документы, выданные
дипломатическими или консульскими агентами, а также административные документы,
имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции. Таким образом,
доверенности на совершение сделок (перемещение товаров через границу), договоры
(контракты) о поставке товаров и т.д. удостоверяются путем консульской легализации,
что позволяет осуществлять более строгий контроль за деятельностью коммерческих
предприятий.
Рассмотрим несколько примеров использования Гаагской конвенции в таможенной
практике.
Судно, перевозящее из Канады в Россию партию пшеницы, в пути было застигнуто
морской стихией. Капитан судна, сделав остановку в одном из морских портов
ФРГ, принес морской протест германскому нотариусу<45>.
Акт о морском протесте, выданный нотариусом в ФРГ, в случае его предоставления
российским таможенникам в качестве документа, подтверждающего факт наступления
форс-мажорных обстоятельств, может быть удостоверен путем проставления апостиля,
поскольку и Россия и ФРГ являются участниками Гаагской конвенции.
Различные доверенности, сертификаты и прочие официальные документы, используемые,
например, при таможенном оформлении международных транзитных перевозок, грузов,
подлежащих контролю иных (помимо таможни) государственных органов, также могут
быть удостоверены путем проставления апостиля.
С помощью апостиля может быть легализован нотариально удостоверенный
за границей перевод на русский язык некоторых документов, используемых при
таможенном оформлении и контроле.
Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом
с документом, и может быть составлен на языке, выдающего его органа. Заголовок
"Аpostille (ConventioNde la Haye du 5 octobre 1961)" должен быть дан на французском
языке. Апостиль должен иметь форму квадрата со сторонами как минимум 9 см
длиной:

Аpostille
(Convention de la Haye du 5 octobre 1961)

1. Страна__________________________________________

Настоящий официальный документ

2. Подписан________________________________________
(фамилия)
3. Выступающим в качестве___________________________
(должность)
4. Скреплен печатью, штампом________________________
(официальное название
__________________________________________________
учреждения)

<M>Удостоверено<D>

5. в городе_______________6. ________________________
(дата цифрами)
7._________________________________________________
(фамилия, должность лица, название удостоверяющего органа)
8. За N____________
9.Местопечати
10.Подпись_______________

Таможенное оформление и контроль других государственных органов (ст.
130)
Таможенное оформление перемещаемых через российскую таможенную границу
товаров и транспортных средств, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному,
экологическому и другим видам государственного контроля, может осуществляться
и быть завершено только после представления в таможенный орган разрешения
на такое перемещение, выданного компетентным государственным органом.
Организация таможенного оформления и таможенного контроля должна соответствовать
правовым нормам, закрепленным в законах РФ "О защите прав потребителей", "О
сертификате продукции и услуг", "О ветеринарии", "Об оружии", "О вывозе и
ввозе культурных ценностей" и др.
Статья 5 Закона "О защите прав потребителей" устанавливает: "Потребитель
имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования,
при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья,
окружающей среды, а также не причиняли вреда его имуществу. В стандартах устанавливаются
обязательные требования, которые должны обеспечивать безопасность жизни, здоровья
потребителя, окружающей среды, а также предотвращающие причинение вреда имуществу
потребителя". Таможня защищает права российского потребителя, осуществляя
специфическую функцию контроля за наличием у товарных партий, перемещаемых
через российскую таможенную границу, необходимых документов (сертификатов),
подтверждающих безопасность и качество импортных товаров.
В соответствии с Законом "О защите прав потребителей" товары, в отношении
которых в законодательных актах или стандартах определены требования, обеспечивающие
безопасность жизни и здоровья потребителей, подлежат обязательной сертификации
в установленном порядке. В ч. 5 ст. 5 рассматриваемого Закона предусмотрено
следующее: "Реализация товаров (в том числе импортных), выполнение работ и
оказание услуг без сертификата, подтверждающего соответствие товаров (работ,
услуг) указанным в пункте 1 настоящей статьи требованиям, запрещается. Основанием
для разрешения ввоза товаров на территорию Российской Федерации является представленный
в таможенные органы сертификат, выданный или признанный уполномоченным на
то органом".
Во исполнение законов "О защите прав потребителей" и "О сертификации
продукции и услуг" были изданы приказ ГТК от 12 декабря 1992 года N 612 "Об
организации таможенного контроля товаров, для которых требуется подтверждение
их безопасности" и приказ ГТК от 23 мая 1994 года N 217, которым был утвержден
порядок ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной
сертификации.
Документом, подтверждающим безопасность товара и его соответствие установленным
требованиям, является сертификат, выданный по правилам системы сертификации
и составленный на русском языке. Сертификат выдается в одном экземпляре. Он
может являться также свидетельством о признании зарубежного сертификата и
заменяет его на российской территории.
Как правило, необходимость соответствия товаров, подлежащих ввозу на
российскую территорию, требованиям безопасности и подтверждения этого соответствия
путем сертификации оговаривается во внешнеторговых контрактах и соглашениях.
Перечень товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию и подлежащих
обязательной сертификации, определяется Госстандартом РФ по согласованию с

<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>