<< Пред. стр.

стр. 23
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

того, что товар принят к перевозке. Транспортными документами являются: при
морских перевозках - коносамент [bill of lading (англ.); connaissement (франц.);
Konnossement (нем.)], штурманская расписка, доковая расписка; при железнодорожных
перевозках - железнодорожная накладная и ее дубликат; при авиаперевозках -
авианакладная; при автодорожных перевозках - автодорожная накладная.
В качестве краткой декларации перечисленные документы могут использоваться
и в том случае, если они составлены на иностранных языках, которыми владеют
должностные лица таможенных органов.
Статья 144 ТК предусматривает, что всю ответственность за товары и транспортные
средства перед российскими таможенными органами, включая уплату таможенных
платежей, до их помещения под определенный таможенный режим несет перевозчик,
за исключением случаев, прямо указанных в таможенном законодательстве (например,
ч. 2 ст. 139 ТК).

Глава 23. Временное хранение (ст. 145-156)

Понятие временного хранения внешнеторговых грузов - одна из новелл современного
российского таможенного законодательства. ТК и принятое на его основе Положение
о временном хранении (о складах временного хранения)<52> определяют временное
хранение в качестве важного этапа процедуры таможенного оформления товаров
и транспортных средств.
Следует отличать склад временного хранения от таможенного склада. Последний
представляет разновидность таможенного режима, при котором ввезенные товары
хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов
и без применения к товарам мер экономической политики (лицензирование, квотирование
и др.) за время хранения.
Помещение на склад временного хранения предшествует подаче декларации
и выбору таможенного режима. Склад временного хранения - это место, где под
таможенным контролем находятся грузы со времени представления таможенному
органу до момента их выпуска после избрания соответствующего таможенного режима
(свободное обращение, транзит, временный ввоз и т.д.). Таким образом, возможна
ситуация, когда товар со склада временного хранения направляется на таможенный
склад, где продолжает храниться под режимом таможенного складирования.
Временное хранение не является обязательным этапом процедуры таможенного
оформления. Его можно избежать, если таможенное оформление внешнеторгового
груза совершается в течение трех часов после его представления таможенному
органу, то есть уведомления перевозчиком или уполномоченным им лицом о прибытии
товаров к месту таможенного оформления.
Во всех остальных случаях груз автоматически приобретает статус находящегося
на временном хранении и в течение суток после уведомления таможенного органа
помещается на склад. Если уведомление не было произведено, указанный срок
исчисляется с момента истечения срока подачи уведомления (не позднее 30 минут
после прибытия или не позднее получаса после начала работы таможенных служащих
в случае прибытия товаров в нерабочее время). Важной гарантией соблюдения
сроков принятия на временное хранение служит положение о том, что помещение
на склад не может быть поставлено в зависимость от необходимости предварительного
осуществления ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов
государственного контроля.
Временное хранение предполагает ведение учета поступающих грузов. В этих
целях перевозчик не позднее чем через два дня после уведомления о прибытии
должен подать транспортные, товаросопроводительные и иные коммерческие документы,
позволяющие идентифицировать товары и транспортные средства. Если за это время
указанные документы не могут быть представлены, подается краткая декларация
(см. комментарий к ст. 143).
Временное хранение осуществляется только через помещение грузов на специальные
склады временного хранения, которые и определяются в качестве места прибытия
и доставки груза на таможенную территорию Российской Федерации. Для того чтобы
эта норма таможенного законодательства заработала, необходимо создать соответствующую
материально-техническую базу. В этих целях устанавливается обязательный порядок
открытия складов временного хранения в международных аэропортах, морских портах,
на грузовых дворах и станционных площадках железных дорог, через которые перемещаются
внешнеторговые грузы, а также в пунктах пропуска через границу, где осуществляется
международное автомобильное сообщение.
Склады временного хранения могут учреждаться как таможенными органами,
так и различными предприятиями, учреждениями и организациями. ГТК имеет право
определять перечень товаров, которые могут храниться только на складах, владельцами
которых являются таможенные органы.
Склад временного хранения, учреждаемый таможней, является структурным
подразделением таможенного органа, в зоне деятельности которого находятся
помещения, предназначенные для склада. Начальник таможни утверждает регламент
использования склада, в котором определяются основные характеристики его функционирования
- режим работы, сроки хранения, размеры таможенных сборов и др. Размеры сборов,
взимаемых за хранение грузов на принадлежащих таможне складах, определяются
ГТК исходя из средней стоимости оказанных услуг и составляют:
- за хранение товаров - эквивалент 0,04 ЭКЮ за килограмм в сутки;
- за хранение транспортных средств - эквивалент 3 ЭКЮ за единицу (самолет,
морское судно, вагон, автомобиль и т.д.) в сутки.
Региональные таможенные управления могут устанавливать дифференцированные
размеры сборов за хранение (но не выше предусмотренных Положением о временном
хранении) для конкретных складов исходя из их местонахождения, сложившейся
конъюнктуры цен на складские услуги, заполняемости складских площадей и иных
экономических факторов. Такие дифференцированные размеры сборов не используются
в расчетах, связанных с ликвидацией таможенных складов и складов временного
хранения (приказ ГТК от 18 декабря 1995 года N 751).
Кроме таможни, учредителем склада временного хранения может стать лицо,
обладающее: а) статусом юридического лица, созданного в соответствии с российским
законодательством, с местонахождением в России; б) лицензией таможни на учреждение
склада временного хранения.
Для получения такой лицензии в таможню, в зоне деятельности которой расположены
складские помещения, их владельцем подается соответствующее заявление. Срок
его рассмотрения не может превышать двух месяцев. За это время таможня проверяет
изложенные в заявлении сведения, а также обустройство и оборудование складских
помещений. При отказе в выдаче лицензий заявитель уведомляется письменно с
указанием причин. Среди причин, позволяющих таможне отказать в выдаче лицензии,
наряду с несоответствием помещений инженерно-техническим требованиям, обеспечивающим
сохранность товаров и полномасштабное осуществление таможенного контроля,
названы и иные случаи, представляющие "достаточные основания для отказа" (п.
2.7 Положения о временном хранении). Существование подобных "каучуковых" формулировок
предоставляет таможне чрезвычайно широкие дискреционные полномочия в вопросе
выдачи лицензий.
В случае удовлетворения заявления владелец помещений уплачивает сбор
в размере 800-кратного установленного размера минимальной месячной оплаты
труда и получает разрешение на открытие склада временного хранения сроком
на три года. Лицензия может быть отозвана досрочно за нарушение требований
таможенного законодательства на основании приказа начальника таможни либо
постановления о наложении взыскания по делу о нарушении таможенных правил.
На владельца склада налагаются определенные обязательства по обустройству
и оборудованию помещений и площадок. Технические требования, предъявляемые
к складским помещениям, должны исключить возможность поступления товаров и
транспортных средств и их изъятие со склада минуя таможенный контроль. Таможне
предоставляется право устанавливать конкретные требования к конструкции, обустройству
и месту расположения склада временного хранения, в том числе и требования
оборудования двойными запорными устройствами, одно из которых находилось бы
в ведении таможенного органа. Владелец склада обязан обеспечить невозможность
проникновения на склад посторонних лиц. Он составляет список работников, имеющих
право доступа на склад, и направляет его в таможенный орган, выдавший разрешение
на учреждение склада временного хранения. После утверждения таможней этот
список становится важным документом при регулировании взаимоотношений между
должностными лицами таможни и владельцем склада в вопросах организации таможенного
контроля. При этом все расходы по охране склада и обеспечению пропускного
режима совершаются за счет владельца склада.
Нарушение режима склада временного хранения (непринятие мер по обеспечению
выпуска или получения в распоряжение в соответствии с таможенным режимом товаров
и транспортных средств, срок нахождения которых на складе временного хранения)
влечет конфискацию товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными
объектами правонарушения (ст. 266 ТК).
Законодательство предусматривает возможность учреждения склада временного
хранения открытого и закрытого типа. Услугами открытого склада могут пользоваться
любые лица. На закрытом складе хранятся товары и транспортные средства только
определенных лиц. Если склад временного хранения учреждается таможней, он
может быть только открытого типа. Все другие учредители могут получить разрешение
на закрытый склад, если представят обоснование нецелесообразности создания
склада открытого типа, сопровождая его списком лиц, которые могут использовать
данный склад, или перечнем товаров, которые могут быть на него помещены.
Взаимоотношения между владельцем склада и лицами, помещающими товары
на склад, регулируются на основе заключаемого договора. Текст этого договора
не может противоречить действующим нормативным актам, а по вопросам сроков
временного хранения, режима работы склада, организации учета хранимых грузов
он должен исходить из соответствующих положений утвержденной таможней процедуры
использования склада.
В договоре определяются объект и срок хранения. На складах временного
хранения могут храниться только грузы, предназначенные для перемещения через
таможенную границу. Это ограничение не распространяется на склады, учреждаемые
таможней.
Товары и транспортные средства, помещаемые на склад временного хранения,
регистрируются в книге учета, которая должна вестись даже при использовании
на складе автоматизированных систем учета. Этот документ используется как
форма отчетности при различных проверках, проводимых таможенными органами.
Являясь реальной сделкой, договор хранения вступает в силу с момента
помещения товара или транспортного средства на склад. Для удостоверения самого
факта и времени помещения на склад используется таможенный документ учета
(на складах временного хранения, организуемых таможней, этот документ не используется).
В качестве таможенного документа учета обычно используются грузовая таможенная
декларация, краткая декларация либо транспортные и товаросопроводительные
документы, на которых уполномоченное должностное лицо таможенного органа проставляет
два оттиска штампа. На первом оттиске перевозчик удостоверяет передачу, а
владелец склада - принятие груза на хранение. На втором оттиске владельцем
удостоверяется факт передачи, а получателем - принятие товаров или транспортных
средств. Принятие и передача груза заверяется путем проставления личной номерной
печати должностного лица таможенного органа.
Срок хранения товаров и транспортных средств, помещаемых на склад временного
хранения, не должен превышать двух месяцев (ст. 155). Для скоропортящихся
товаров, живых животных, растений, а также товаров, запрещенных к ввозу в
Россию или вывозу из страны, предельное время хранения сокращается до трех
суток.
Правовой статус владельца склада временного хранения устанавливается
законодательством (Положение о временном хранении, Гражданский кодекс) и может
уточняться в тексте договора. Права владельца склада условно могут быть разделены
на две группы:
1) права на обращение с товарами, помещенными на склад;
2) права на оплату услуг по временному хранению в соответствии с установленными
ставками, а при отсутствии таковых - по соглашению сторон.
Права первой группы - осмотр и измерение товаров, перемещение в пределах
склада, исправление поврежденной упаковки и т.д. - могут быть реализованы
только с разрешения таможенного органа.
Что касается прав второй группы, то следует обратить внимание на участившиеся
случаи установления владельцами складов временного хранения разнообразных
"поборов". Реагируя на многочисленные жалобы участников внешнеэкономической
деятельности и должностных лиц таможенных органов, Московское таможенное управление
обязало принять меры к исключению взимания платы за въезд (выезд) на территорию
и разгрузочные площадки, прилегающие к складам временного хранения и используемые
таможенными органами для проведения таможенного контроля. В соответствии с
указанием Московского таможенного управления от 13 марта 1995 года N 11 при
выдаче новых лицензий необходимо следить за тем, чтобы это требование было
учтено в Процедуре использования склада временного хранения.
Основные обязанности владельца склада устанавливаются гражданским законодательством:
принимать все необходимые меры для сохранения имущества, не пользоваться переданным
ему на хранение имуществом, если иное не предусмотрено договором. Таможенное
право налагает на него дополнительные обязательства по обеспечению нормальных
условий для проведения таможенного контроля на складе (ст. 152 ТК).
Одним из наиболее важных вопросов, связанных с процедурой временного
хранения, является ответственность за уплату таможенных платежей. Ее, по общему
правилу, несет владелец склада. В целях установления платежеспособности владельца
склада таможенный орган вправе потребовать предоставления банковской гарантии
на сумму не менее 20 процентов максимальной стоимости товаров, которые могут
быть помещены на складе.
Договор о временном хранении может предусмотреть, что ответственность
за уплату таможенных платежей несет лицо, помещающее товар на склад. Но и
в этом случае таможенное законодательство предусматривает солидарную ответственность
владельца склада. Если владельцем склада является таможенный орган, ответственность
за уплату таможенных платежей возлагается на лицо, поместившее товары на склад,
либо на собственника или владельца груза.

Глава 24. Таможенный брокер (ст. 157-163)

С переходом к рыночной экономике в России наметилась тенденция к расширению
сфер деятельности физических и юридических лиц, занимающихся профессиональным
посредничеством. В области таможенного дела посреднические функции осуществляются
таможенным брокером. Согласно ст. 157 ТК таможенным брокером (посредником)
может быть созданное в соответствии с российским законодательством предприятие,
обладающее правами юридического лица и получившее лицензию ГТК на осуществление
деятельности в качестве таможенного брокера.
Правовой статус таможенного брокера регламентируется ТК<53>.
Взаимоотношения таможенного брокера с представляемым лицом строятся на
основе нотариально удостоверенного договора. Договор об оказании брокерских
услуг в таможенной сфере является разновидностью консенсуальной сделки, поскольку
для ее совершения достаточно соглашения сторон. Рассматриваемый договор -
двусторонний, так как его участники наделены взаимными правами и обязанностями,
и носит возмездный характер.
Поскольку договор, оформляющий взаимоотношения таможенного брокера с
представляемым лицом, обязательно должен быть удостоверен нотариусом, то в
случае обращения за удостоверением договора к частнопрактикующему нотариусу
последний не может устанавливать тариф, превышающий размер государственной
пошлины, взыскиваемой государственным нотариусом за совершение того же самого
нотариального действия. Как известно, за совершение нотариальных действий
нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную
пошлину по ставкам, установленным законодательством. Нотариусу, занимающемуся
частной практикой, за совершение нотариальных действий уплачивается по тарифу,
явившемуся результатом договоренности сторон. Статья 22 Основ законодательства
РФ о нотариате устанавливает: "За выполнение действий ... когда для них законодательными
актами Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма,
нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим
размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного
действия в государственной нотариальной конторе".
По договору на брокерское обслуживание, таможенный брокер вправе от собственного
имени совершать любые операции по таможенному оформлению и выполнять другие
посреднические функции в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого
лица, а при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления на
него возлагаются обязанности и применяются меры ответственности, как если
бы он самостоятельно перемещал товары через российскую таможенную границу
(ч. 1 и 2 ст. 159 ТК).
Принимая во внимание, что таможенный брокер при выполнении поручения
представляемого лица действует от своего имени, а не от имени этого лица,
то есть в данном случае речь идет о косвенном представительстве, можно выделить
три вида правоотношений, складывающихся на основе договора об оказании брокерских
услуг:
1) между таможенным брокером и представляемым лицом;
2) между таможенным брокером и третьими лицами;
3) между представляемым лицом и третьими лицами (при определенных условиях,
например в случае приостановления действия брокерской лицензии).
Часть 3 ст.159 ТК предусматривает, что права, обязанности и ответственность
таможенного брокера по отношению к таможенным органам не ограничиваются договором
с представляемым лицом.
Деятельность таможенного брокера подлежит лицензированию. Предприятие,
желающее получить брокерскую лицензию, должно отвечать требованиям, закрепленным
в ч. 1 ст. 158 ТК:
1) иметь в штате специалиста по таможенному оформлению, получившего квалификационный
аттестат;
2) заключить договор страхования своей деятельности<54>;
3) иметь необходимое материально-техническое оснащение;
4) обладать возможностью ведения учета и отчетности, точно и полно отражающих
операции с товарами, подлежащими таможенному контролю.
Порядок выдачи лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного
брокера и срок ее действия определяются ГТК. Им же принимается решение об
аннулировании и отзыве указанной лицензии. Аннулирование и отзыв различаются,
во-первых, по причинам, повлекшим принятие соответствующего решения. Так,
решение об аннулировании лицензии принимаются, "если она не могла быть выдана
заявителю на основании установленного порядка либо если она была выдана на
основе неполных или недостоверных сведений, имевших существенное значение
для принятия решения о ее выдаче" (ч. 3 ст. 158 ТК).
Отзыв брокерской лицензии может быть осуществлен в случае:
а) неоднократного невыполнения обязанностей таможенного брокера;
б) неоднократного совершения правонарушений, предусмотренных ТК;
в) причинения неправомерного существенного ущерба представляемому лицу,
в том числе путем незаконного использования сведений, составляющих коммерческую
тайну или конфиденциальную информацию;
г) признания таможенного брокера несостоятельным либо объявления им о
своей несостоятельности;
д) использования услуг специалиста, не имеющего либо лишенного квалификационного
аттестата, специалиста, квалификационный аттестат которого аннулирован, отозван
или признан недействительным, или специалиста, действие квалификационного
аттестата которого приостановлено.
Если решение об аннулировании действует с даты выдачи лицензии, то отзыв
вступает в силу с даты принятия решения об отзыве.
Аннулирование и отзыв прекращают действие лицензии. Однако они не лишают
ее владельца права на получение новой лицензии. Законодатель предусматривает,
что повторное заявление о выдаче лицензии на осуществление деятельности в
качестве таможенного брокера может быть рассмотрено ГТК по истечении двух
лет со дня вынесения решения о ее аннулировании или отзыве при условии устранения
причин, послуживших основанием для принятия такого решения.
Кроме того, региональное таможенное управление вправе приостановить действие
лицензии на срок до трех месяцев при наличии достаточных оснований полагать,
что таможенный брокер злоупотребляет своими правами.
Решение об аннулировании, отзыве или приостановлении действия брокерской
лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном ТК<55>.
Согласно разъяснению ГТК от 3 ноября 1994 года N 01-13/12463 "О работе
декларантов на основе договора и подготовке специалистов по таможенному оформлению"<56>
до выхода в свет Положения о таможенном брокере в качестве посредника, осуществляющего
операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, от собственного
имени могут выступать российские организации, признанные таможней в качестве
декларанта, работающего на основе договора (декларанта-посредника), в соответствии
с порядком, установленным в разделе 7 приказа ГУГТК СССР от 18 августа 1989
года N 137. Признание должно быть подтверждено соответствующим свидетельством.
Декларанты могут заверять сведения, указанные в ГТД, официальной печатью
данной организации-декларанта. Образцы печатей, применяемых для таможенных
целей, представляются в таможенные органы заблаговременно.
В случае необходимости допускается регистрация таможнями новых организаций
в качестве декларантов, работающих на основе договора, с выдачей временных
свидетельств в соответствии с вышеуказанным порядком. При принятии решений
о выдаче временных свидетельств учитывается наличие в этих организациях специалистов,
которые могут совершать операции по таможенному оформлению товаров и транспортных
средств.
ГТК ведет государственный реестр таможенных брокеров и обеспечивает его
периодическую публикацию (ст. 160 ТК).
Ниже (на с. 215-225) приводится реестр декларантов-посредников, зарегистрированных
в Московском таможенном управлении.
Действия по таможенному оформлению от имени таможенного брокера может
совершать специалист по таможенному оформлению, у которого имеется квалификационный
аттестат ГТК.
В настоящее время подготовку специалистов по таможенному оформлению для
последующей работы у таможенных брокеров осуществляют организации, перечисленные
в письмах ГТК от 18 марта 1994 года N 01-13/2801 и от 23 сентября 1994 года
N 01-13/10943.


Реестр декларантов-посредников
(данные по состоянию на 16 апреля 1995 г.)
-------------------------------------------------------------------------
N Наименование Адрес Телефон
п/п организации
-------------------------------------------------------------------------

г. Москва
-------------------------------------------------------------------------
Восточный округ
-------------------------------------------------------------------------
1 "Авто-40", АОЗТ Кетчерская ул., д. 13 375-30-10
-------------------------------------------------------------------------
2 "Имком", АОЗТ Электродная ул., д. 10 306-85-25
------------------------------------------------------------------------
3 "Виоразо", АО Владимирская 1-я ул., д. 22 2
-------------------------------------------------------------------------
4 "Восточный терминал", Энтузиастов шоссе, д. 56 305-59-27
АОЗТ
-------------------------------------------------------------------------
5 "Интерстатус", АОЗТ Суздальская ул. д. 16, корп. 2 702-16-11
-------------------------------------------------------------------------
6 "Карго Хаус" АОЗТ Перова поля 3-й пр-д, д. 4 368-20-92
-------------------------------------------------------------------------
7 "Москва", ТОО Журавлева пл., д. 2 8 964-05-93
-------------------------------------------------------------------------
8 "Националь НПХ", ТОО Зеленый пр-т, д. 44 5, офис 334 301-22-09
-------------------------------------------------------------------------
9 "ОПУС", АОЗТ Выставочный комплекс
"Сокольники" пав. N 11
-------------------------------------------------------------------------
10 "Седьмой континент", АОЗТ Выставочный комплекс
"Сокольники" пав. N 11
-------------------------------------------------------------------------
11 "Структура", АО Плющева ул., д. 7 171-76-88
-------------------------------------------------------------------------
12 "(Терминал", АОЗТ Измайловское шоссе д. 71 166-11-86
-------------------------------------------------------------------------
13 "Транссервис ЛТД", АО Уткина ул., д. 42 273-11-81
-------------------------------------------------------------------------
14 "ТСТ)", АОЗТ Иртышский 1-й пр-д, д. 10 167-95-00
-------------------------------------------------------------------------
15 "Шанс", АОЗТ Халтуринская ул., д. 2, стр. 4 162-53-04
-------------------------------------------------------------------------
16 "Штерн МХ Терминал", Электродная ул., д. 11
АОЗТ
-------------------------------------------------------------------------
17 "Экспресс-Дельта" АОЗТ Шумкина ул., д. 18 269-25-44
-------------------------------------------------------------------------

Западный округ
-------------------------------------------------------------------------

18 "Авто-1", ТОО Киевского вокзала пл., д. 2 240-75-89
-------------------------------------------------------------------------
19 СП "АЭРОПРИМА", АОЗТ Пудовкина ул., д. 6, корп. 2 147-10-51
-------------------------------------------------------------------------
20 "ВИБА" АО Поклонная ул., д. 10, стр. 1 249-75-87
-------------------------------------------------------------------------
21 "ВиГ" АОЗТ Проектируемый пр-д, д. 1
-------------------------------------------------------------------------
22 "Дайнемикс Сервис", АО Лобачевского ул., д. 66-а
-------------------------------------------------------------------------
23 "Деста", СП Большая Очаковская ул., д. 15-а 430-68-80
-------------------------------------------------------------------------
24 "Дикси" ТОО Производственная ул., д. 11 934-68-00
-------------------------------------------------------------------------
25 Фирма "ДТТ" ТОО Боровскии пр-д, д. 6, кв. 36 119-38-20
-------------------------------------------------------------------------
26 "Илтон ЛТД", ТОО Сетуньский 1-й пр-д, д. 10-а 240-96-26
-------------------------------------------------------------------------
27 "Коммерческая фирма Маршала Жукова пр-т, д. 2 191-05-68
"Веста-О" АОЗТ
-------------------------------------------------------------------------
28 "Консул-1", АО Рублевское шоссе, д. 14 415-73-52
-------------------------------------------------------------------------
29 "Конус", ПКФ Крылатские холмы ул., д. 1, 412-08-39
кв. 130
-------------------------------------------------------------------------
30 "ЛИЭСТА", АОЗТ Рябиновая ул., д. 61 446-24-70
-------------------------------------------------------------------------
31 "Новые рубежи", АОЗТ Озерная ул., д. 46 437-33-10
-------------------------------------------------------------------------
32 "Объединение "Очаково", Проектируемый пр-д 1980, стр. 4
АООТ

<< Пред. стр.

стр. 23
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>