<< Пред. стр.

стр. 27
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ул. XXII Партсъезда, д. 2
-------------------------------------------------------------------------

Московское таможенное управление
-------------------------------------------------------------------------
24 Лизинговая авиаком- г. Москва, аэропорт Автомобильный 1
пания "Московские Шереметьево, корп. 5
воздушные линии"
-------------------------------------------------------------------------

Шереметьевская таможня
-------------------------------------------------------------------------
25 ТОО "АЭРОС" г. Москва, аэропорт Автомобильный
Шереметьево, АГК
-------------------------------------------------------------------------
26 АОЗТ "СВТ-АВИА" г. Москва, аэропорт Автомобильный
"Шереметьево", АГК
-------------------------------------------------------------------------


Реестр зональных таможенных перевозчиков
-------------------------------------------------------------------------
N Название Адрес Вид Количе-
п/п предприятия транспорта ство
-------------------------------------------------------------------------

Северо-Западное таможенное управление
-------------------------------------------------------------------------
1 АООТ "Мурманское г. Мурманск, ул. Ком- Автомобильный
морское интерна, д. 15
пароходство"
-------------------------------------------------------------------------
2 ТОО "Агентство г. Санкт-Петербург, Автомобильный
Антарес" Измайловский пр., д. 10,
к. 109
-------------------------------------------------------------------------

Дальневосточное таможенное управление
-------------------------------------------------------------------------
3 Автоколонна N 153 г. Артем, ул. Куйбышева, Автомобильный 5
д. 9а
-------------------------------------------------------------------------
4 АООТ "Агро" г. Артем, ул. Западная, Автомобильный 7
д. 8
-------------------------------------------------------------------------
5 ПКФ "ФОМЗ" Приморский край, Автомобильный 10
с. В.-Надеждинское,
ул. Трактовская, д. 40а
-------------------------------------------------------------------------
6 АООТ "Надеждинск- Приморский край, Автомобильный 14
автотранс" с. В.-Надеждинское,
ул. Березовая, д. 1
-------------------------------------------------------------------------

Поволжское таможенное управление
-------------------------------------------------------------------------
7 АООТ Автомобильный
"Автокомбинат N 1"
-------------------------------------------------------------------------
8 АООТ "Мордовстрой- г. Саранск, ул. Строи- Автомобильный 7
транс" тельная, д. 11
-------------------------------------------------------------------------

Западно-Сибирское таможенное управление
-------------------------------------------------------------------------
9 АООТ Толмачевоагро- г. Новосибирск, ул. Толма- Автомобильный 1
промтехснаб чевская, д. 35
-------------------------------------------------------------------------

Восточно-Сибирское таможенное управление
-------------------------------------------------------------------------
10 Акционерная Автомобильный
компания "Минерал-
Инвест-Интертр анс"
-------------------------------------------------------------------------
11 Автоколонна "Агро- пос. Агинский, Автомобильный
проминтер" ул. Ленина, д. 60
-------------------------------------------------------------------------

Уральское таможенное управление
-------------------------------------------------------------------------
12 ТОО РИА "Регион- г. Оренбург, ул. Плеха- Автомобильный
Риард" нова, д. 17
-------------------------------------------------------------------------
13 АОЗТ "Автобаза N 4" г. Челябинск, ул. Енисей- Автомобильный 25
ская, д. 1
-------------------------------------------------------------------------
14 УТТ N 7 АООТ г. Нижневартовск, ул. Ин- Автомобильный 1
"Нижневартовск- дустрияльная, д. 9
нефтегаз"
-------------------------------------------------------------------------
15 УТТ N 1 АООТ г. Нижневартовск, ул. Ин- Автомобильный 2
"Нижневартовск- дустриальная, д. 9
нефтегаз"
-------------------------------------------------------------------------
16 ПКФ г. Курган, пр. Автомобильный 36
"Курганмежтранс" Машиностроителей, д. 31а
-------------------------------------------------------------------------
17 АООТ "Курганская г. Курган, ул. Бурова - Автомобильный 24
автоколонна N 1229" Петрова, д. 113
-------------------------------------------------------------------------
18 ЧИП "Амрос-Орск" г. г. Орск, п. Ленина, д. 42 Автомобильный 3
-------------------------------------------------------------------------

Московское таможенное управление
-------------------------------------------------------------------------
19 ТОО "Рисавтоспорт" Московская обл., г. Автомобильный
Балашиха, пос. Николо-
Архангельский
-------------------------------------------------------------------------


Глава 26. Декларирование (ст. 168-179)

Декларирование товаров и транспортных средств (ст. 168)

Под декларированием в таможенном законодательстве понимается заявление
таможне по установленной форме (письменной, устной или иной) точных сведений
о товарах и транспортных средствах, необходимых для производства таможенного
оформления и проведения таможенного контроля. Как правило, декларирование
производится в следующих основных случаях:
а) при перемещении товаров и транспортных средств через российскую таможенную
границу;
б) при изменении таможенного режима в соответствии со ст. 25 ТК (например,
в случае, когда товар, хранившийся на таможенном складе, продается покупателю,
режим таможенного склада меняется на режим выпуска для свободного обращения);
в) в других случаях, определяемых актами российского законодательства
(например, товары, помещенные под таможенный режим магазина беспошлинной торговли,
подлежат повторному таможенному оформлению, предполагающему подачу новой таможенной
декларации, при аннулировании, отзыве, лицензии на учреждение магазина беспошлинной
торговли, а также в других случаях ликвидации такого магазина)<61>.
Результаты декларирования товаров и транспортных средств могут быть использованы
должностными лицами таможенного органа в различных целях: правоохранительных
(для борьбы с контрабандой и иными нарушениями таможенных правил), налоговых
(в качестве налоговой декларации), для административного регулирования внешнеэкономической
деятельности (в целях осуществления квотирования, лицензирования и т.д.),
организации иных видов государственного контроля на таможенной границе (ветеринарного,
фитосанитарного, экологического, радиоактивного и т.д.), ведения внешнеторговой
(таможенной) статистики и т.д.
Первостепенное значение декларирование имеет для механизма таможенно-тарифного
регулирования. В первичных таможенно-тарифных отношениях, возникающих непосредственно
в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу,
момент возникновения обязательств по уплате таможенных пошлин и налогов связывается
с принятием таможенной декларации должностным лицом таможенного органа. Характеризуя
принцип таможенного декларирования, следует особо отметить, что таможенное
законодательство связывает возникновение обязательства таможенных пошлин и
налогов с подачей не всякого документа, содержащего информацию о товарах и
транспортных средствах, проходящих таможенное оформление и таможенный контроль,
а только таможенной декларации, в которой, как правило<62>, содержатся окончательные
данные о внешнеторговой поставке, за достоверность которых декларант несет
предусмотренную законодательством ответственность. Так, подача уведомления
о пересечении таможенной границы (ст. 139 ТК) не может привести к появлению
налогового обязательства, поскольку у товарораспределителя сохраняется право
отозвать такое уведомление (заявление) с вытекающими из этого последствиями
(отказ от таможенного досмотра и вывоз товаров за пределы таможенной территории).
Это право остается у него вплоть до момента принятия таможенной декларации
должностным лицом таможенного органа.
Принцип таможенного декларирования означает, что все основные данные,
необходимые для расчета величины таможенных платежей и выполнения таможенных
формальностей, должны быть представлены самим лицом, перемещающим товар (собственником
товара, его покупателем, владельцем и т.д.), или таможенным брокером.
Очевидно, что такой порядок получения информации для таможенных целей
не исключает поступления неверных или неточных сведений, сознательно искажаемых
декларантом. Однако преимущества использования принципа декларирования в таможенном
деле "перевешивают" в сравнении с его недостатками.
Использование декларирования выгодно таможенным органам, поскольку позволяет
ограничиться выборочным контролем за перемещаемыми через таможенную границу
товарами и транспортными средствами. При отсутствии таможенных деклараций
должностные лица таможенных органов должны были бы пересчитывать, взвешивать,
измерять все товары, подлежащие экспортно-импортному налогообложению или подпадающие
под действие различных административных запретов и ограничений. Это в конечном
итоге привело бы к значительной задержке товаров на таможне и оказывало бы
тормозящее, негативное воздействие на развитие внешнеторгового обмена.
Альтернативой таможенному декларированию мог бы служить административный
способ определения размера таможенных пошлин, качественных и количественных
характеристик товаров и транспортных средств. При использовании этого способа
таможенные органы лишаются возможности сравнивать данные, заявленные декларантом,
с результатами досмотра, произведенного должностными лицами таможенного органа,
что ведет к снижению эффективности таможенного контроля. Кроме того, отсутствие
таможенной декларации привело бы к значительному росту числа судебных и административных
разбирательств прежде всего в связи с определением налогооблагаемой базы.
При отсутствии письменной декларации, способной служить доказательством в
суде, разрешение подобных споров становится крайне затруднительным или вовсе
невозможным. Поэтому в тех немногих странах, где применялся или продолжает
применяться административный способ определения размера таможенных платежей,
законодательство, как правило, лишает лицо, перемещающее товары и транспортные
средства, права обжаловать решение таможенного органа в судебном порядке.

Форма декларирования (ст. 169)
Форма и порядок декларирования определяются ГТК. Основными формами декларирования
являются письменная и устная. Законодательство допускает возможность применения
иных форм декларирования - путем электронной передачи данных, совершения конклюдентных
действий<63>.
В современной таможенной практике декларирование через совершение конклюдентных
действий практикуется в международных аэропортах, где организована система
"зеленых коридоров". Пассажир, не составляя письменной декларации, самим фактом
выбора "зеленого коридора" заявляет таможне об отсутствии налогооблагаемых
и запрещенных к ввозу (вывозу) товаров.
Как правило, устное декларирование допускается при таможенном оформлении
ручной клади и личного багажа пассажиров. Законодательство может даже предписать
запрет письменного декларирования: "Не применять с 13 декабря 1995 года декларирование
в письменной форме с представлением таможенной декларации формы Т-6 при таможенном
оформлении товаров, происходящих с территории Республики Казахстан, российских
и белорусских товаров, перемещаемых через таможенную границу между Российской
Федерацией и Республикой Казахстан гражданами, постоянно проживающими в Республике
Казахстан, Республике Белоруссия, и Российской Федерации" (приказ ГТК от 28
ноября 1995 года N 715 "О перемещении товаров физическими лицами через таможенную
границу России и Казахстана").
В некоторых случаях выбор формы декларирования (письменной или устной)
зависит от лица, пересекающего таможенную границу (пассажира). Предоставление
декларанту права выбора формы декларирования, как правило, преследует цель
защищать его права и законные интересы. Например, желая удостоверить факт
ввоза (вывоза) российской и иностранной валюты и некоторых других товаров,
пассажир может заполнить таможенную декларацию, а должностное лицо таможенного
органа обязано ее принять, даже если таможенно-пограничный режим на конкретном
участке границы предполагает декларирование в устной форме.
Для декларирования личного багажа пассажиров используется форма таможенной
декларации Т-6, в которой указываются:
а) фамилия, имя, отчество и гражданство декларанта;
б) страна, из которой пассажир прибыл (страна, в которую пассажир следует);
в) цель поездки (деловая, личная, туризм и т.д.);
г) количество багажных мест (включая ручную кладь), предъявляемых для
таможенного контроля;
д) количество багажных мест, следующих отдельно от пассажира;
е) отдельные товары, составляющие багаж пассажира (оружие и боеприпасы,
наркотики и приспособления для их употребления, предметы старины и искусства,
валюта и валютные ценности);
ж) товары, находящиеся в багаже пассажира и принадлежащие другим лицам.
В декларации Т-6 указывается дата заполнения и ставится подпись владельца
багажа.
Особая форма предусмотрена для декларации транспортных средств, перемещаемых
через таможенную границу физическими лицами (утверждена приказом ГТК от 15
августа 1994 года N 416). В такой декларации должна содержаться следующая
информация:
а) фамилия, имя, отчество декларанта, а также сведения о документе, удостоверяющем
его личность;
б) характеристики, идентифицирующие транспортное средство (марка автомобиля,
объем и номер двигателя, номер шасси, регистрационный номер и т.д.);
в) цели ввоза (вывоза) автомобиля: коммерческие, некоммерческие цели,
ремонт и т.д.;
г) основания для предоставления льгот по таможенным платежам;
д) таможенная стоимость автомобиля;
е) вид и сумма подлежащих уплате таможенных платежей;
ж) прилагаемые документы (счета и чеки для расчета таможенной стоимости
и т.д.).
В качестве таможенной декларации рассматривается заявление физического
лица, перемещающего товары, не предназначенные для производственной или иной
коммерческой деятельности. Форма такого заявления-декларации утверждена приказом
ГТК от 15 августа 1994 года N 408. В заявлении указываются:
а) фамилия, имя, отчество лица, перемещающего товары, его местожительство,
а также сведения о документе, удостоверяющем личность;
б) товаросопроводительный документ, по которому ввозятся (вывозятся)
товары;
в) наименование, количество и стоимость перемещаемых через таможенную
границу товаров;
г) предназначение товаров (для производственной, коммерческой деятельности;
для личного использования и потребления).
Форма и порядок подачи таможенной декларации на почтовые отправления
определяются нормами международного права. В Федеральном законе РФ "О почтовой
связи" установлено (ст. 32): "Отношения в области предоставления услуг международной
почтовой связи регулируются международными договорами Российской Федерации,
в том числе в рамках Всемирного почтового союза". Форма декларирования международных
почтовых отправлений описывается в ст. 116 Исполнительного регламента Всемирной
почтовой конвенции. Таможенные декларации С2/СРЗ прочно прикрепляются к почтовому
отправлению снаружи посредством крестообразно перевязанной бечевки или, по
просьбе Администрации почтовой службы страны назначения, вкладываются внутрь
самого отправления. Таможенная декларация С2/СРЗ содержит следующую информацию:
1) наименование и адрес отправителя; 2) исходящий номер отправителя (в случае
необходимости); 3) наименование и полный адрес получателя; 4) сведения о том,
является предмет декларирования подарком или образчиком товара; 5) страна
отправки товара; 6) страна назначения; 7) общий вес брутто; 8) количество
отправлений; 9) подробное наименование вложения; 10) тарифный номер; 11) вес
нетто; 12) объявленная ценность.

Основным документом, используемым для декларирования товаров и транспортных
средств в торговом обороте, является грузовая таможенная декларация (ГТД),
введенная в практику таможенного оформления с 1 апреля 1989 года. Прообразом
ГТД стал единый административный документ (ЕАД), используемый в странах ЕС
и ЕАСТ.
ГТД - основной документ, в котором заявляются точные сведения о товарах,
их таможенном режиме и другие сведения, необходимые для решения задач, возложенных
на таможенные органы. ГТД является многоцелевым документом. Содержащиеся в
декларации сведения являются исходными данными для формирования таможенной
статистики. ГТД выполняет функцию налоговой декларации. Кроме того, она может
использоваться в качестве доказательства по делам о контрабанде и нарушении
таможенных правил. Выполняет ГТД и контрольно-полицейскую функцию: четвертый
лист ГТД, наряду с другими документами, служит основанием для пропуска товаров
через российскую таможенную границу, а принадлежащий декларанту третий лист
ГТД используется для целей таможенного контроля после выпуска товаров, а также
для контроля, осуществляемого другими правоохранительными и контролирующими
органами (налоговой полицией, органами МВД, налоговой инспекцией и др.).
В приказе ГТК от 25 апреля 1994 года N 162 определен круг товаров, декларирование
которых осуществляется путем представления в таможенный орган ГТД. К ней относятся:
а) товары, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную
100 ЭКЮ;
б) товары, в отношении которых взимаются таможенные пошлины и налоги;
в) товары, к которым применяются меры экономической политики.
Порядок заполнения ГТД зависит от декларируемого таможенного режима,
вида декларируемого товара (гуманитарная помощь, иностранная валюта и ценные
бумаги и т.д.).
Порядок заполнения ГТД для товаров, перемещаемых через таможенную границу
в соответствии с таможенными режимами экспорта и выпуска для свободного обращения,
определен в Инструкции, утвержденной приказом ГТК от 25 апреля 1994 года N
162. Эта Инструкция определяет правила заявления сведений в ГТД для товаров,
перемещаемых как в рамках договоров купли-продажи или мены, так и по иным
видам международных документов.
В ней снимаются существенные различия в порядке заполнения таможенной
декларации юридическими и физическими лицами при перемещении товаров и транспортных
средств в коммерческих целях.
При избрании таможенных режимов экспорта и выпуска для свободного обращения
таможенное оформление предполагает заявление наиболее полной информации, а
значит, и заполнение наибольшего числа граф ГТД. Поэтому Инструкция, утвержденная
приказом ГТК от 25 апреля 1994 года N 162, считается базовой для декларирования
товаров, помещаемых под иные таможенные режимы.
С 1 августа 1994 года вступил в действие приказ ГТК от 5 июля 1994 года
N 343 "О внесении изменений и дополнений в действующие нормативные акты ГТК
по вопросам декларирования". В нем установлены особенности заполнения ГТК
при помещении товаров под следующие таможенные режимы: таможенного склада,
реимпорта, отказа в пользу государства, временного ввоза (вывоза), магазина
беспошлинной торговли, реэкспорта, переработки вне таможенной территории,
переработки под таможенным контролем, транзита. Товары, помещаемые под таможенный
режим уничтожения, декларируются в соответствии с приказом ГТК от 18 мая 1994
года N 203. Вообще если правила заполнения каких-либо граф ГТД в том или ином
таможенном режиме отличаются от порядка заполнения, установленного Инструкцией
о порядке заполнения ГТД (приказ ГТК от 25 апреля 1994 года N 162), то каждая
такая особенность должна оговариваться в положении о конкретном таможенном
режиме.
Бланки ГТД форм ТД1 и ТД2 распространяются только ГТК или уполномоченными
им органами. Заполненные декларантами иные бланки ГТД не рассматриваются таможенными
органами в качестве таможенной декларации. Продажа бланков деклараций юридическим
и физическим лицам, их хранение и учет осуществляются таможенными органами
согласно приказу ГТК от 14 июня 1994 года N 265.
ГТД заполняется на русском языке на печатающем устройстве компьютера
или на пишущей машинке. Неразборчиво заполненные бланки ГТД не рассматриваются
таможенными органами в качестве таможенной декларации. От руки в ГТД можно
заполнять только графы стоимостных показателей (фактурной и таможенной стоимостей)
Инструкция о порядке заполнения ГТД (п.1.6) исключает появление подчисток
и помарок в декларации. Исправления должны совершаться путем зачеркивания
ошибочных данных и подпечатывания или подписывания от руки надлежащих сведений.
Каждое такое исправление заверяется подписью уполномоченного лица и печатью
декларанта.
Комплект ГТД состоит из четырех сброшюрованных листов формы ТД1 (основной
лист) и в случаях, когда в партию входят товары нескольких наименований, -
формы ТД2 (добавочные листы).
Основной лист ГТД (ТД1) используется для указания сведений о товарах
одного наименования (один и тот же девятизначный код по ТН ВЭД), если товары
помещены под один и тот же таможенный режим.
При декларировании товаров нескольких наименований используются добавочные
листы (форма ТД2), являющиеся неотъемлемой частью ГТД. Единовременно к основному
листу может быть приложено не более 33 добавочных листов, каждый из которых
дает возможность декларировать товары еще трех наименований. Для отдельных
видов товаров, в отношении которых не взимаются таможенные пошлины и налоги,
к которым не применяются меры экономической политики, вместо добавочных листов
допускается использовать опись товаров в виде спецификаций, упаковочных листов
или списков товаров. Так, в соответствии с указанием ГТК от 6 декабря 1994
года N 01-12/1470 "Об особенностях таможенного оформления товаров, вывозимых
российскими экспедициями" для таможенного оформления представляется перечень
товаров, в котором, исходя из реальных потребностей и задач экспедиции, указываются
наименование, количество товаров и их код по ТН ВЭД. Такой перечень заверяется
руководителем организации, которой поручено проведение экспедиции, и становится
неотъемлемой частью ГТД, заполняемой при вывозе товаров.
Таким образом, в одной ГТД возможно заявление сведений о ста наименованиях
товаров: 1 наименование в ТД1 и 99 наименований (33 5 3) в ТД2.
В Инструкции (п.1.13) определен порядок распределения листов ГТД:
-первый лист остается в таможенном органе и хранится в специальном архиве;
-второй лист остается в отделе таможенной статистики;
-третий лист возвращается декларанту;
-четвертый лист:
а) при ввозе товаров - прилагается к товаросопроводительным документам
и направляется вместе с товарами в таможенный орган, в регионе деятельности
которого расположен пункт пропуска на границе;
б) при вывозе товаров - остается в отделе таможенной стоимости таможенного
органа, осуществляющего таможенное оформление.
ГТД заполняется на каждую партию товаров, если в отношении таких товаров
установлен один и тот же таможенный режим. Если партия включает товары, в
отношении которых установлены различные таможенные режимы, то заполняется
такое количество ГТД, которое соответствует количеству этих режимов. Декларируются
как одна партия товары, переправляемые одним отправителем в адрес одного получателя
по одному внешнеторговому договору, вывозимые через один и тот же пункт пропуска,
одним видом транспорта, одновременно предъявляемые к таможенному оформлению,
независимо от количества транспортных средств и перевозочных документов. Это
же правило действует и применительно к ввозу товаров.
При декларировании комплектных объектов представляется общая ГТД на весь
комплектный объект. При этом на каждую партию товаров, поставляемых для сооружения
конкретного комплектного объекта, представляются отдельные декларации, заполненные
в обычном порядке.
Как одну партию можно декларировать товары, перемещаемые через таможенную
границу трубопроводным транспортом и поставляемые по одному договору (контракту)
в течение месяца (при поставках электроэнергии - в течение квартала), независимо
от объема поставки<64>.
ГТД - основная, но не единственная форма декларирования в торговом обороте.
Товары, таможенная стоимость которых менее суммы, эквивалентной 100 ЭКЮ
включительно, и в отношении которых не взимаются таможенные пошлины и налоги,
а также к которым не применяются меры экономической политики, декларируются
путем представления в таможенный орган письменного заявления, составленного
в произвольной форме. В этом случае в качестве таможенной декларации могут
использоваться товаросопроводительные коммерческие и иные документы. По решению
начальника таможенного органа в таких целях могут использоваться документы,
составленные на иностранных языках, при условии, что в таких документах содержатся
основные сведения о перемещаемых товарах.
Транспортные средства декларируются путем представления в таможенный
орган транспортных документов, если нормативными актами ГТК не установлено
иное.

Место декларирования (ст. 170)
В таможенном законодательстве место декларирования определяется отдельно
для товаров и транспортных средств.
Место декларирования товаров определяется по месту производства таможенного
оформления: "Товары декларируются таможенному органу Российской Федерации,
в котором производится таможенное оформление товаров" (ч. 1 ст. 170). В свою

<< Пред. стр.

стр. 27
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>