<< Пред. стр.

стр. 38
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

веществ.
Согласно ст. 228 ТК метод контролируемой поставки может использоваться
и в отношении предметов, являющихся орудием или средством совершения преступления
(например, огнестрельное оружие), либо предметов, добытых преступным путем
(иконы, антиквариат), либо предметов, противоправные деяния с которыми являются
контрабандой, то есть предметов, перечисленных в ст. 78 УК. В данном случае
метод контролируемой поставки используется в качестве оперативно-розыскного
мероприятия, позволяющего обнаружить и задержать лиц, совершивших противоправные
деяния.
Решение об использовании данного метода принимается ГТК, после чего немедленно
уведомляется Генеральный прокурор РФ.
Денежные средства, конфискованные судами РФ и иностранных государств
по делам о преступлениях, при раскрытии и пресечении которых использовался
метод контролируемой поставки, а также вырученные от реализации конфискованного
при этом имущества, распределяются между государствами, таможенные органы
которых участвовали в использовании данного метода в соответствии с договоренностью
между ГТК и компетентными ведомствами иностранных государств (ст. 229 ТК).

Раздел X Нарушения таможенных правил и
ответственность за эти нарушения. Производство
по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение

Комментируемый раздел ТК посвящен отдельному институту таможенного права
- ответственности за нарушение таможенных правил. Главы 38 и 39 состоят из
материальных норм, совокупность которых представляет собой Общую и Особенную
части института ответственности за нарушение таможенных правил. Главы 40-51
содержат и материальные, и процессуальные нормы, регламентирующие порядок
применения взысканий за нарушения таможенных правил. Эта группа норм составляет
Процессуальную часть института ответственности за нарушение таможенных правил.

Глава 38. Общие положения (ст. 230-248)

Настоящая глава содержит нормы, регламентирующие общие вопросы ответственности
за нарушение таможенных правил, к числу которых относятся: понятие нарушения
таможенных правил; категории лиц, подлежащих ответственности; условия привлечения
к ответственности; основания освобождения от ответственности; виды взысканий,
налагаемых за нарушения таможенных правил; общие правила и сроки наложения
взысканий; юридические гарантии законности при применении мер воздействия
за нарушения таможенных правил.

Понятие нарушения таможенных правил

Законодательное определение нарушения таможенных правил впервые дано
настоящим ТК. Согласно ст. 230 нарушением таможенных правил признается противоправное
действие либо бездействие лица, посягающее на установленный ТК, Законом РФ
"О таможенном тарифе", другими актами законодательства по таможенному делу
и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением
которых возложен на таможенные органы, порядок перемещения (включая применение
таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров
и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения
таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования
ими, за которое ТК предусмотрена ответственность.

Это определение закрепляет юридические признаки нарушения таможенных
правил.
1. Необходимым признаком каждого правонарушения является противоправное
деяние. Подобно другим правонарушениям нарушение таможенных правил может выражаться
в действии - активном поведении нарушителя (например, приобретение товаров
и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию РФ запрещенными
способами: помимо таможенного контроля, либо с обманным использованием документов
или средств идентификации, либо недекларированных или недостоверно декларированных),
или в бездействии - пассивном поведении, заключающемся в несовершении лицом
таких действий, которые оно должно было и могло совершить (например, недекларирование
товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ).
2. Как и любое правонарушение, нарушение таможенных правил - это общественно
вредное (антиобщественное) деяние. Общественная вредность правонарушения выражается
в причинении либо создании угрозы причинения ущерба объектам, охраняемым законом.
Давая социальную характеристику нарушениям таможенных правил, законодатель
определил их как деяния, которые посягают на установленный таможенным законодательством
РФ порядок в сфере таможенного дела: порядок перемещения, таможенного контроля
и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через
таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления
таможенных льгот и пользования ими.
Нарушения таможенных правил по своей природе и характеру являются аналогами
административных правонарушений, и поэтому законодатель не назвал их, в отличие
от преступлений, общественно опасными деяниями. Однако среди нарушений таможенных
правил есть и такие, которые граничат с преступлениями в сфере таможенного
дела. Например, неуплата в установленные сроки таможенных платежей на сумму,
не превышающую 200 минимальных размеров оплаты труда, признается нарушением
таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 284 ТК; а
неуплата в установленные сроки таможенных платежей в крупных и особо крупных
размерах, то есть на сумму, превышающую 200 минимальных размеров оплаты труда,
признается преступлением и наказывается в соответствии со ст. 162.6 УК. Разграничительные
признаки нарушений таможенных правил и смежных с ними преступлений (в данном
случае - это размер ущерба, причиненного правонарушением) установлены уголовным
законодательством. Поэтому законодатель включил в ТК формулировку следующего
содержания: "За нарушение таможенных правил наступает ответственность, если
эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с
законодательством Российской Федерации уголовной ответственности" (ч. 10 ст.
231).
3. Обязательным признаком нарушения таможенных правил, как и других правонарушений,
является его противоправность. Противоправность представляет собой юридическое
выражение общественной вредности (антисоциальности) правонарушения. Административная
противоправность нарушения таможенных правил означает закрепленность существенных
(конструктивных) признаков такого правонарушения в ТК или законодательстве
об административных правонарушениях. Совокупность этих признаков образует
состав нарушения таможенных правил.
4. Назвав нарушение таможенных правил деянием, за которое ТК предусмотрена
ответственность, законодатель указал еще на один обязательный признак этого
правонарушения - его наказуемость. Наказуемость означает установленную законом
возможность применения за совершение правонарушения мер юридической ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 231 ТК лица, совершившие нарушение таможенных правил, несут
ответственность в соответствии с ТК, а в части, не урегулированной им, - в
соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях. Наказуемость
нарушения таможенных правил следует понимать как предусмотренную санкцией
таможенно-правовой нормы возможность применения взыскания за нарушение таможенных
правил. Однако не обязательно, что во всех случаях установленная ТК мера ответственности
должна применяться к нарушителю таможенных правил. Так, ТК допускает возможность
наложения на нарушителя взыскания ниже низшего предела, предусмотренного настоящим
Кодексом за данное правонарушение (ст. 239), либо возможность полного освобождения
нарушителя от ответственности при малозначительности совершенного им деяния
(ст. 240).
5. Кроме того, нарушение таможенных правил, совершенное физическим лицом,
- это виновное деяние. В соответствии с ч. 5 ст. 231 ТК физические лица и
должностные лица несут ответственность за нарушение таможенных правил, если
они совершили противоправное действие или бездействие умышленно или по неосторожности.
Понятие умышленной вины определено в ст. 11 КоАП: административное правонарушение
признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный
характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия
и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. В ст.
12 КоАП раскрывается содержание неосторожной вины. Неосторожность - это такая
форма вины, при которой лицо, совершившее проступок, предвидело возможность
наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно
рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления
таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Вина в форме умысла и неосторожности является обязательным признаком
нарушения таможенных правил, совершенного физическим лицом. Поэтому законодатель
включил виновность физического лица или должностного лица, привлекаемого к
ответственности за нарушение таможенных правил, в круг обстоятельств, составляющих
предмет доказывания по делу, предусмотренных ст. 320 ТК (см. комментарий к
гл. 43), а также в круг обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении
дела, установленных ст. 364 ТК (см. комментарий к гл. 48). Отсутствие вины,
то есть мотивированной психической позиции физического лица, обладающего свободой
выбора между правомерным и неправомерным вариантами поведения, исключает возможность
применения к такому лицу ответственности за совершенное им противоправное
деяние.
Так, невменяемый не может нести ответственность за свои поступки прежде
всего потому, что в них не участвовали его сознание или воля. В соответствии
с п. 4 ст. 291 ТК при установлении невменяемости физического лица, совершившего
нарушение таможенных правил, производство по делу не может быть начато, а
начатое производство подлежит прекращению.
Ответственность лиц, совершивших нарушение таможенных правил
Статья 231 ТК устанавливает круг лиц, подлежащих ответственности за нарушение
таможенных правил, а также условия привлечения к ответственности этих лиц.
Субъектом нарушения таможенных правил считается лицо, способное нести
ответственность за совершенное им противоправное действие или бездействие,
посягающее на охраняемые таможенным законодательством объекты. Субъектами
нарушений таможенных правил могут быть физические лица, предприятия, учреждения
и организации, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью
без образования юридического лица, обладающие административной деликтоспособностью,
то есть способностью нести административную ответственность.
1. Физические лица несут ответственность за нарушение таможенных правил,
если достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста и вменяемы
(ч. 3 и ч. 5 ст. 231 ТК). При этом физическое лицо считается достигшим 16-летнего
возраста с ноля часов, следующих за днем рождения суток. Под вменяемостью
понимается способность человека осознавать значение своих действий и руководить
ими.
Возраст и вменяемость являются наиболее общими признаками, необходимыми
для признания физического лица субъектом правонарушения. Поэтому лицо, отвечающее
этим требованиям, в теории административного права называют термином "общий
субъект". Лицо, отвечающее специальным признакам субъекта, предусмотренным
соответствующей административно-правовой нормой, принято называть "специальным
субъектом".
Должностные лица являются специальными субъектами ответственности за
нарушения таможенных правил. Ни ТК, ни законодательство об административной
ответственности не содержат определения понятия должностного лица. В административном
праве под должностными лицами понимаются служащие, которые имеют право в пределах
своей компетенции совершать действия, влекущие за собой юридические последствия.
Объем властных полномочий у должностных лиц различный, он зависит от занимаемой
должности и определяется должностными инструкциями, положениями и уставами
о соответствующих органах. Наиболее широкими властными полномочиями (распорядительного
характера) наделены руководящие работники (руководители предприятий, учреждений
и организаций и их заместители). Руководители принимают решения по различным
вопросам деятельности органа, который они возглавляют: кадровым вопросам,
вопросам поощрения и привлечения подчиненных к дисциплинарной ответственности,
распоряжения имуществом и другим вопросам. К должностным лицам относятся также
служащие, которые не имеют таких полномочий, но руководят деятельностью подчиненных
им работников (руководители структурных подразделений, главные специалисты).
Однако не все служащие, являющиеся должностными лицами, могут выступать
субъектами нарушений таможенных правил. Ответственность за нарушения таможенных
правил будут нести только те должностные лица, в служебные обязанности которых
в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения правил,
установленных законодательством в сфере таможенного дела (ч. 4 ст. 231 ТК).
ТК устанавливает не только условия ответственности физического лица за
нарушение таможенных правил, но и обстоятельства, исключающие его ответственность.
Согласно таможенно-правовым предписаниям такими обстоятельствами являются
невменяемость (ст. 235), крайняя необходимость и необходимая оборона (п. 5
ст. 291).
Понятие невменяемости раскрывается в ст. 235 ТК: "Не несет ответственности
физическое лицо, которое во время совершения нарушения таможенных правил находилось
в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать значение своих действий
или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного
расстройства психики, слабоумия или иного болезненного расстройства". В соответствии
с данной статьей состояние невменяемости определяется двумя критериями: юридическим
и медицинским.
Юридический критерий состоит в отсутствии у лица способности осознавать
значение своих действий или руководить ими.
Второй критерий - медицинский - представляет собой обобщенный перечень
психических заболеваний. Для признания лица невменяемым необходимо установить
оба критерия. Заключение о психических заболеваниях у лица дает врач-психиатр.
Поэтому если у должностного лица таможенного органа при производстве по делу
о нарушении таможенных правил или при его рассмотрении возникает сомнение
по поводу вменяемости физического лица, привлекаемого к ответственности за
нарушение таможенных правил, обязательно должна назначаться психиатрическая
экспертиза. Факт о невменяемости физического лица, привлекаемого к ответственности
за нарушение таможенных правил, фиксируется соответствующим должностным лицом
таможенного органа на основании медицинского заключения (справки): при составлении
протокола о нарушении таможенных правил - должностным лицом таможенного органа,
непосредственно обнаружившим нарушение, а в других случаях - должностным лицом
таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится
дело о нарушении таможенных правил.
По общему правилу не подлежит административной ответственности физическое
лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное КоАП или другими законодательными
актами, устанавливающими административную ответственность за административные
правонарушения, но действовавшее в состоянии крайней необходимости либо в
состоянии необходимой обороны. ТК предусмотрено, что, если действие физического
лица, подпадающее под признаки нарушения таможенных правил, было совершено
в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны, производство по
делу о нарушении таможенных правил не может быть начато, а начатое производство
подлежит прекращению (п. 5 ст. 291).
Крайняя необходимость заключается в причинении вреда правоохраняемым
интересам для предотвращения неотвратимого в этих условиях иными средствами
большего вреда, угрожающего этим же интересам (ст. 18 КоАП).
Под необходимой обороной понимается правомерная защита интересов личности,
общества и государства от противоправного посягательства путем причинения
вреда посягающему (ст. 19 КоАП).
Статьей 232 ТК предусмотрено, что военнослужащие и иные лица, на которых
распространяется действие дисциплинарных уставов, несут ответственность за
нарушение таможенных правил на общих основаниях (ч. 1). Это правило относится
к военнослужащим Вооруженных Сил РФ, Пограничных войск РФ, внутренних войск
МВД РФ, Железнодорожных войск РФ, Войск гражданской обороны РФ, лиц рядового
и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников федеральных
органов государственной безопасности и иных военнослужащих, на которых распространяется
действие общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ в соответствии с указом Президента
РФ от 14 декабря 1993 года "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных
Сил Российской Федерации"<120>.
Согласно ст. 233 ТК иностранцы и лица без гражданства несут ответственность
за нарушение таможенных правил на общих основаниях с российскими гражданами.
Иностранным гражданином признается лицо, обладающее гражданством иностранного
государства и не имеющее российского гражданства, а лицом без гражданства
- лицо, не принадлежащее к российскому гражданству и не имеющее доказательств
принадлежности к гражданству другого государства.
Исключение делается для иностранных граждан, которые, согласно законам
и международным договорам РФ, пользуются иммунитетом от административной юрисдикции
РФ. Вопрос об их ответственности за нарушение таможенных правил решается дипломатическим
путем. Иммунитетом от административной юрисдикции РФ пользуются главы дипломатических
представительств, члены дипломатического персонала дипломатических представительств,
главы консульских представительств, консульские должностные лица и служащие,
а также члены их семей, если они не являются российскими гражданами.
2. ТК признает субъектом нарушения таможенных правил юридических лиц
(предприятия, учреждения и организации) и индивидуальных предпринимателей
(лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица). В отличие от физических лиц, которые несут ответственность за нарушение
таможенных правил при условии их виновности в содеянном, юридические лица
несут ответственность за нарушение таможенных правил независимо от вины. Индивидуальный
предприниматель несет ответственность за нарушение таможенных правил, как
и юридические лица, - независимо от вины, при условии, если он нарушил таможенные
правила в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Вместе с тем ТК предусматривает в качестве единственного обстоятельства,
исключающего ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
за нарушение таможенных правил, действие непреодолимой силы (п. 6 ст. 231).
Под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных
условиях событие. К таким событиям могут быть отнесены стихийные бедствия,
такие, как наводнения, землетрясения, пожары, общественные явления, например
военные действия, и другие, не зависящие от воли людей, обстоятельства.
В соответствии с ч. 7 ст. 231 ТК привлечение к ответственности юридических
лиц, а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица, не освобождает от ответственности их должностных лиц и
иных работников за совершение или нарушения таможенных правил. Должностные
лица или иные сотрудники предприятия, не являющиеся должностными лицами (например,
водители транспортных средств), несут ответственность за нарушение таможенных
правил, если они совершили нарушение таможенных правил при исполнении служебных
обязанностей умышленно или по неосторожности.
ТК предусматривает, что привлечение к уголовной ответственности за контрабанду
и за совершение иных преступлений в сфере таможенного дела должностных лиц
и иных работников предприятия (учреждения, организации) не освобождает данное
предприятие (учреждение, организацию) от ответственности за нарушение таможенных
правил (ч. 8 ст. 231). Так, привлечение работников юридического лица к уголовной
ответственности по ст. 162.6 УК "Уклонение от уплаты таможенных платежей"
не освобождает это юридическое лицо, в интересах которого было совершено преступление,
от административной ответственности в зависимости от обстоятельств правонарушения
по одной из статей гл. 39 разд. Х ТК: ст. 282, 283 или 284.
Кроме того, применение мер взыскания за нарушение таможенных правил (например,
штрафа в размере суммы неуплаченных платежей) не освобождает лиц, привлекаемых
к ответственности, от обязанностей, предусмотренных ТК, например обязанности
уплаты таможенных платежей. Это правило закреплено ч. 9 ст. 231 ТК.
Согласно ч. 2 ст. 232 ТК воинские части и другие воинские формирования
РФ, органы внутренних дел, органы внешней разведки, федеральные органы государственной
безопасности несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих
основаниях и в порядке, предусмотренном ТК.
В соответствии со ст. 233 ТК иностранные юридические лица несут ответственность
за нарушение таможенных правил на общих основаниях с российскими юридическими
лицами.
Иностранным юридическим лицом является образование, учрежденное как юридическое
лицо по законам иностранного государства.

Действие законодательства об ответственности за
нарушение таможенных правил

В статье 234 ТК установлены следующие правила действия законодательства
об ответственности за нарушение таможенных правил во времени:
- лицо, совершившее нарушение таможенных правил, несет ответственность
на основании законодательства, действующего во время совершения правонарушения;
- акты, смягчающие или отменяющие ответственность за нарушение таможенных
правил, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения,
совершенные до издания этих актов;
- акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за нарушение
таможенных правил, обратной силы не имеют.
Под законодательством об ответственности за нарушение таможенных правил
в данном случае следует понимать правовые нормы законодательных актов, предусматривающие
ответственность за совершение нарушений таможенных правил, а также правовые
нормы, регламентирующие общие положения ответственности за нарушение таможенных
правил.
Действующим считается закон, вступивший в установленном порядке в силу
и не утративший ее. В настоящее время порядок вступления в силу законов РФ
установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 года "О порядке опубликования
и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов,
актов палат Федерального Собрания"<121>.
По общему правилу законодательный акт вступает в силу по истечении 10
дней после опубликования, если иное не установлено самим актом. Федеральные
конституционные законы и федеральные законы должны быть опубликованы в течение
7 дней со дня подписания Президентом РФ. Законы РФ подлежат обязательному
опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской
Федерации. Неопубликованные законы не применяются (ст. 15 Конституции Российской
Федерации).
Согласно постановлению Верховного Совета РФ "О введении в действие Таможенного
кодекса Российской Федерации" нормы ТК об ответственности за нарушение таможенных
правил вступили в силу с момента опубликования ТК (п. 1).
По общему правилу вступивший в силу закон действует до его отмены специальным
законом или замены его новым законом. С этого момента старый закон считается
утратившим силу и применению не подлежит. Актом, смягчающим ответственность
за нарушение таможенных правил, является законодательный акт, снизивший размер
взыскания или исключивший дополнительное взыскание либо исключивший из санкций
правовой нормы более строгое взыскание. Актом, отменяющим ответственность
за нарушение таможенных правил, считается законодательный акт, объявляющий
об исключении конкретного нарушения таможенных правил из главы 39 ТК или Особенной
части КоАП .
Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за нарушение таможенных
правил, применяются на любой стадии правоприменительного процесса по делу
о нарушении таможенных правил (ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации).
Актом, устанавливающим ответственность за нарушение таможенных правил,
является законодательный акт, в соответствии с которым нарушением таможенных
правил признается деяние, ранее не рассматриваемое в качестве такового, и,
следовательно, предусматривается взыскание за его совершение. Актом, усиливающим
ответственность за нарушение таможенных правил, считается законодательный
акт, который увеличивает размер взыскания, предусмотренного санкцией правовой
нормы, или включает дополнительное взыскание в качестве обязательного взыскания
либо устанавливает альтернативную санкцию, дающую возможность наложить более
строгое взыскание, чем по ранее действовавшему акту.
В части 4 ст. 234 ТК сформулировано общее правило действия во времени
законодательства, устанавливающего порядок правоприменения по делам о нарушениях
таможенных правил. Согласно этому правилу производство по делам о нарушениях
таможенных правил и их рассмотрение ведутся на основании законодательства,
действующего во время производства по делу и его рассмотрения. Следовательно,
закон, отменяющий или ограничивающий прямо или косвенно права лиц, участвующих
в производстве по делу о нарушении таможенных правил и в его рассмотрении,
обратной силы не имеет. Такой закон не распространяется на производство, начатое
до его вступления в силу.
Виды взысканий, налагаемых за нарушения таможенных правил
В статье 242 ТК дается перечень видов взысканий, налагаемых на нарушителей
таможенных правил. Все эти взыскания являются мерами административной ответственности,
применяемыми за совершение нарушений таможенных правил. К ним относятся:
а) предупреждение (п. 1 ст. 242);
б) штраф (п. 2 ст. 242);
в) отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенным
органом РФ на осуществление определенных видов деятельности, предусмотренных
ТК (п. 3 ст. 242);
г) конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными
объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально
изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную
границу РФ с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения
таможенных правил (п. 4 ст. 242);
д) взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными
объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально
изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную
границу РФ с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения
таможенных правил (п. 5 ст. 242);
е) конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары,
являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил (п. 6 ст.
242).
Все указанные меры ответственности за нарушение таможенных правил, за
исключением предупреждения, являются взысканиями имущественного характера.
По расположению в перечне видов взысканий, налагаемых за нарушения таможенных
правил, нельзя сделать вывод об оценке законодателем строгости каждого из
видов взысканий в отличие от уголовного законодательства, где в ст. 21 УК
все наказания расположены в определенной последовательности - от более строгих
к менее строгим.
Предупреждение - самостоятельный вид взыскания, налагаемого за совершение
незначительных нарушений таможенных правил. Поскольку предупреждение является
взысканием воспитательного характера, оно применяется преимущественно к физическим
лицам, впервые или по неосторожности совершившим нарушение таможенных правил.
Взыскание в виде предупреждения выносится только в письменной форме. О наложении
данного взыскания таможенный орган, рассматривающий дело о нарушении таможенных
правил, выносит постановление (о требованиях, предъявляемых к такому документу,
- см. комментарий к гл. 48).
В соответствии со ст. 385 ТК взыскание в виде предупреждения может быть
оформлено на месте обнаружения правонарушения в упрощенном порядке (без составления
протокола о нарушении таможенных правил) в виде акта о наложении такого взыскания
(о требованиях, предъявляемых к такому акту, - см. комментарий к гл. 51).
Предупреждение может применяться только в качестве основного взыскания,
то есть самостоятельно, без сочетания с другим основным взысканием. Санкциями
таможенно-правовых норм не предусмотрено сочетание предупреждения с каким-либо
дополнительным взысканием. Чаще всего предупреждение предусматривается в санкциях
альтернативно со штрафом. В таком случае таможенный орган может применить
только одно из этих взысканий.
Штраф - взыскание имущественного характера, которое выражается в получении
с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.
Штраф предусмотрен таможенным законодательством в качестве взыскания
за подавляющее большинство нарушений таможенных правил.
В настоящее время санкциями таможенно-правовых норм предусмотрены три

<< Пред. стр.

стр. 38
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>