<< Пред. стр.

стр. 39
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

варианта определения размера штрафов.
1. Пропорционально минимальному месячному размеру оплаты труда. Согласно
ст. 243 ТК под таким размером понимается минимальная месячная оплата труда,
исчисляемая на день совершения правонарушения, а если такой день установить
невозможно (при длящемся правонарушении, например предусмотренном ст. 267)
- на день обнаружения правонарушения. Этот вариант определения размера штрафов
используется законодателем при конструировании санкций, например, таких статей,
как ст. 253, 258, 260, 262, 263 .
2. В процентном отношении к стоимости товаров и транспортных средств,
являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил. Под стоимостью
таких товаров и транспортных средств понимается их свободная (рыночная) цена
на день обнаружения правонарушения. Этот способ определения размера штрафа
законодатель использует чаще всего (см., например, санкции ст. 259, 271, 273,
275, 276, 279 и другие).
3. Кратно к сумме неуплаченных платежей. Этот вариант определения размера
штрафа законодатель использует при конструировании санкций ст. 281-285 .
Штраф является основным видом взыскания. Он не может применяться в качестве
замены других взысканий. Большинство санкций деликтных таможенно-правовых
норм предусматривает сочетание штрафа с дополнительными взысканиями (например,
с конфискацией товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными
объектами нарушения таможенных правил, или с взысканием стоимости таких товаров
и транспортных средств).
О наложении штрафа таможенный орган, рассматривающий дело о нарушении
таможенных правил, выносит постановление (см. комментарий к гл. 48). В случаях,
предусмотренных ст. 383, 384 ТК, штраф налагается и взимается на месте обнаружения
правонарушения без составления протокола о нарушении таможенных правил (об
этом - см. комментарий к гл. 51). В таких случаях взимание штрафа оформляется
актом о наложении взыскания в виде штрафа. Если нарушитель оспаривает наложение
штрафа, составляется протокол о нарушении таможенных правил и производство
по делу ведется не в упрощенной форме, а в обычном порядке.
Об исполнении постановления о наложении штрафа - см. комментарий к гл.
50.
Отзыв лицензии или квалификационного аттестата - новый для законодательства
об административных правонарушениях вид взыскания.
Таможенные органы вправе выдавать лицензии на учреждение таможенного
склада, магазина беспошлинной торговли, свободного склада, склада временного
хранения, на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, таможенного
перевозчика, а также квалификационные аттестаты специалистов по таможенному
оформлению. Лицензия и квалификационный аттестат могут быть отозваны начальником
(заместителем) таможенного органа, их выдавшим, или вышестоящим таможенным
органом в качестве меры взыскания.
Такое взыскание состоит в лишении нарушителя права заниматься определенной
деятельностью, предусмотренной лицензией или квалификационным аттестатом,
до истечения срока их действия. Согласно ст. 244 ТК отзыв лицензии или квалификационного
аттестата может применяться к владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной
торговли, свободных складов, складов временного хранения, а также к таможенным
брокерам, таможенным перевозчикам или специалистам по таможенному оформлению
за нарушение ими таможенных правил, если эти правонарушения совершены в связи
с осуществлением указанными лицами деятельности, предусмотренной лицензией
или квалификационным аттестатом. Отзыв лицензии или квалификационного аттестата
является дополнительным взысканием, то есть не может применяться самостоятельно,
а налагается только в сочетании с основным взысканием (в частности, со штрафом)
и применяется, как правило, по усмотрению таможенного органа, рассматривающего
дело о нарушении таможенных правил. Санкциями ч. 2 ст. 286 и ч. 2 ст. 287
ТК отзыв лицензии или квалификационного аттестата предусмотрен в качестве
обязательного дополнительного взыскания, которое таможенный орган, рассматривающий
дело, обязан назначить наряду с основным взысканием.
Отзыв лицензии или квалификационного аттестата, применяемый в качестве
меры взыскания, оформляется в форме постановления о наложении взыскания по
делу о нарушении таможенных правил. Отзыв действует с даты обращения постановления
по делу к исполнению. Об исполнении постановления таможенного органа в части
отзыва лицензии или квалификационного аттестата - см. комментарий к гл. 50.
Конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными
объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально
изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную
границу РФ с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами правонарушения,
а также транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными
объектами нарушения таможенных правил, состоит в принудительном безвозмездном
обращении этих предметов в собственность государства.
Такую конфискацию, являющуюся мерой административной ответственности,
следует отличать от уголовно-правовой конфискации. Первая применяется за нарушение
таможенных правил (административно-наказуемое таможенное правонарушение),
а не преступление. В отличие от уголовно-правовой конфискации, которая состоит
в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства личного
имущества осужденного, конфискация, предусмотренная п. 4, 6 ст. 242 ТК, производится
только в отношении предметов, непосредственно связанных с правонарушением,
то есть предметов, являющихся непосредственным объектом нарушения таможенных
правил, либо орудием или средством совершения такого правонарушения. Кроме
того, такие предметы подлежат конфискации независимо от того, являются ли
они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также
независимо от того, установлено это лицо или нет.
За преступления конфискация может быть назначена только судом, а за нарушение
таможенных правил конфискацию могут применять таможенные органы, правомочные
рассматривать дела о таких правонарушениях. Свое решение о конфискации товаров
и транспортных средств таможенный орган выносит в форме постановления по делу
о нарушении таможенных правил. По-видимому, такой порядок конфискации будет
пересмотрен с учетом требования Конституции Российской Федерации (ст. 35)
о возможности принудительного изъятия собственности гражданина только по решению
суда.
Конфискация, предусмотренная в п. 4, 6 ст. 242 ТК, в отличие от уголовно-правовой
конфискации, может быть применена к нарушителю таможенных правил независимо
от истечения сроков давности привлечения к ответственности и независимо от
того, является она основным или дополнительным взысканием.
Статья 242 ТК предусматривает два вида конфискации:
- конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными
объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально
изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную
границу РФ с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения
таможенных правил (п. 4);
- конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся
непосредственными объектами нарушения таможенных правил (п. 6).
Логическое толкование санкций таможенно-правовых норм дает основание
прийти к выводу о том, что конфискация первого вида может применяться в качестве
как основного, так и дополнительного взыскания, а конфискация второго вида
- только в качестве дополнительного взыскания (см., например, санкцию ст.
276 ТК).
Конфискацию, применяемую в качестве меры ответственности за нарушение
таможенных правил, следует отличать от иной меры принуждения - изъятия товаров
и транспортных средств, - предусмотренной ст. 337 ТК. Изъятие товаров и транспортных
средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил,
товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными
для перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием предметов, являющихся
непосредственными объектами нарушения таможенных правил, транспортных средств,
на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения
таможенных правил, документов, средств идентификации и иных предметов, обладающих
признаками вещественных доказательств, является мерой процессуального обеспечения
по делу о нарушении таможенных правил. Изъятие таких предметов производится
в целях пресечения нарушений, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения
дел и исполнения постановлений по делам. Изъятые товары, транспортные средства
и иные предметы хранятся до истечения сроков обжалования постановления по
делу, а затем, в зависимости от исхода дела, в установленном порядке конфискуются
или возвращаются владельцу либо уничтожаются. О мерах, принимаемых в отношении
изъятых по делу о нарушении таможенных правил товаров, транспортных средств
и иных предметов, - см. комментарий к гл. 48.
Об исполнении постановления таможенного органа в части конфискации -
см. комментарий к гл. 50.
Взыскание стоимости товаров и транспортных средств - новый для законодательства
об административной ответственности вид административного взыскания.
Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными
объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально
изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную
границу РФ с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения
таможенных правил, состоит в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей
свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения
правонарушения, и ее обращении в собственность государства (ст. 245 ТК).
По своей юридической природе взыскание стоимости товаров и транспортных
средств сходно с таким взысканием, как штраф, а именно, со штрафом, исчисляемым
исходя из стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными
объектами нарушения таможенных правил. Так, законодатель устанавливает единый
порядок исполнения постановления в части наложения штрафа и взыскания стоимости
товаров и транспортных средств (ст. 379 ТК).
Взыскание стоимости товаров и транспортных средств может применяться
как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.
В виде основного взыскания оно предусмотрено только ст. 276 ТК за перемещение
товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного
контроля. В соответствии с санкцией данной нормы взыскание стоимости товаров
и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения,
предусмотрено альтернативно с другими основными взысканиями - с конфискацией
этих предметов и штрафом. Чаще всего взыскание стоимости товаров и транспортных
средств предусматривается в качестве дополнительного взыскания, применение
которого может быть как обязательным (например, ст. 274, 277 ТК), так и необязательным
(например, ст. 273, 280 ТК).
Применение такого взыскания к нарушителю оформляется таможенным органом
в форме постановления о наложении взыскания по делу о нарушении таможенных
правил. Так же как и административно-правовая конфискация, взыскание стоимости
товаров и транспортных средств налагается независимо от истечения срока давности
привлечения к ответственности и независимо от того, является оно основным
или дополнительным взысканием.
Об исполнении постановления таможенного органа в части взыскания стоимости
товаров и транспортных средств - см. комментарий к гл. 50.
Наложение взыскания за нарушение таможенных правил
Комментируемая глава закрепляет также общие правила (принципы) наложения
взысканий, предусмотренных ст. 242 ТК.
1. Принцип законности применительно к наложению взыскания за нарушение
таможенных правил проявляется в следующем.
Во-первых, взыскание может быть наложено в том случае, когда в деянии
лица установлен состав нарушения таможенных правил, то есть в его противоправном
деянии выявлены все предусмотренные таможенно-правовой нормой признаки нарушения
таможенных правил. При отсутствии состава нарушения таможенных правил производство
по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению
(п. 2 ст. 291 ТК).
Во-вторых, таможенный орган, рассматривающий дело о нарушении таможенных
правил, может наложить на правонарушителя только то взыскание, которое предусмотрено
соответствующей статьей ТК или КоАП, и только в пределах санкции этой статьи.
В отличие от законодательства об административных правонарушениях ТК предоставляет
органу, рассматривающему дело о нарушении таможенных правил, право назначить
более мягкую меру воздействия, чем предусмотрено законом. Согласно ст. 239
ТК должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело о нарушении таможенных
правил, учитывая смягчающие ответственность обстоятельства, а также личность
виновного (совершение правонарушения впервые и другие обстоятельства, указанные
в ст. 236 ТК), может наложить на нарушителя взыскание ниже низшего предела,
предусмотренного ТК за данное правонарушение, либо может не назначать дополнительное
взыскание, которое в соответствии со статьей ТК, устанавливающей ответственность
за это нарушение, является обязательным. При этом ТК называет необходимое
условие применения ст. 239: указание мотивов смягчения меры ответственности.
Действие данной статьи распространяется в отношении не только физических лиц,
привлекаемых к ответственности за совершение нарушений таможенных правил,
но и в отношении юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей,
совершивших такие правонарушения.
В-третьих, взыскание за нарушение таможенных правил налагает орган (должностное
лицо), правомочный рассматривать дело о таком правонарушении.
В статье 358 ТК указаны таможенные органы, правомочные рассматривать
дело о нарушении таможенных правил. Круг должностных лиц таможенных органов,
уполномоченных рассматривать дела о нарушениях таможенных правил, определен
в ст. 359 ТК.
В-четвертых, за нарушение таможенных правил взыскание может быть наложено,
если не истекли сроки давности привлечения к ответственности, предусмотренные
ст. 247 ТК. По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 247, срок давности
привлечения к административной ответственности физических лиц (в том числе
и должностных лиц) не может превышать двух месяцев, а срок давности привлечения
к административной ответственности юридических лиц, а также индивидуальных
предпринимателей - шести месяцев. Исчисление этих сроков начинается со дня
обнаружения нарушения таможенных правил. В случаях отказа в возбуждении или
прекращения уголовного дела, но при наличии признаков нарушения таможенных
правил давностный срок исчисляется с момента получения таможенным органом
постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела. При
исчислении сроков давности принимаются в расчет те сутки, которыми начинается
течение срока. Давностный срок истекает в 12 часов ночи последних суток установленного
срока.
Течение давностного срока прерывается, если до его истечения лицо совершит
новое нарушение таможенных правил. Исчисление срока в этом случае начинается
с момента обнаружения нового нарушения таможенных правил.
Установленные ч. 1 ст. 247 ТК давностные сроки не распространяются на
случаи применения взысканий, предусмотренных п. 4-6 ст. 242 ТК ,- конфискации
любого вида и взыскания стоимости товаров и транспортных средств. Согласно
ч. 2 ст. 247 ТК такие взыскания налагаются независимо от времени совершения
или обнаружения нарушения таможенных правил и независимо от того, являются
они основными или дополнительными взысканиями.
2. Другой принцип привлечения к ответственности - принцип индивидуализации
- выражается в том, что при наложении взыскания учитываются характер правонарушения,
личность нарушителя и степень его вины (для физических лиц), имущественное
положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Статья 236 ТК признает смягчающими пять видов обстоятельств, которые
при наложении взыскания должен учитывать таможенный орган, рассматривающий
дело о нарушении таможенных правил:
1) активное способствование разрешению дела;
2) добровольное устранение вредных последствий правонарушения;
3) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных
обстоятельств;
4) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо
в силу материальной, служебной или иной зависимости;
5) совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной
или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.
Перечень смягчающих обстоятельств, данный в этой статье ТК, - примерный.
Должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело о нарушении таможенных
правил, может признать смягчающими ответственность и иные обстоятельства,
не указанные в ст. 236 ТК. Причем смягчающими могут быть только те обстоятельства,
которые не включены в состав нарушения таможенных правил. Если они входят
в качестве квалифицирующих признаков состава правонарушения, то они не могут
рассматриваться смягчающими ответственность обстоятельствами.
Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, дан в ст. 237 ТК.
В соответствии с этой статьей такими обстоятельствами признаются:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование должностного
лица таможенного органа прекратить его;
2) повторное в течение года совершение нарушения таможенных правил;
3) совершение нарушения таможенных правил лицом, ранее совершившим контрабанду
или иное преступление в сфере таможенного дела;
4) вовлечение несовершеннолетнего в совершение нарушения таможенных правил;
5) совершение нарушения таможенных правил группой лиц;
6) совершение нарушения таможенных правил в условиях стихийного бедствия
или при других чрезвычайных обстоятельствах;
7) совершение нарушения таможенных правил в состоянии опьянения.
Обстоятельства, приведенные в ст. 237, являются основанием для усиления
ответственности за нарушение таможенных правил. Они признаются отягчающими,
если не включены в качестве квалифицирующих признаков состава правонарушения.
Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность за нарушение таможенных
правил, является исчерпывающим, то есть должностное лицо таможенного органа,
рассматривающее дело, не вправе признать отягчающим обстоятельство, не названное
в данной статье. Кроме того, ТК предоставляет право должностному лицу таможенного
органа, рассматривающему дело о нарушении таможенных правил, не признать состояние
опьянения нарушителя отягчающим обстоятельством в зависимости от характера
правонарушения.
Индивидуализация взыскания предполагает смягчение или усиление его на
основе оценки всех обстоятельств дела. Должностное лицо таможенного органа,
рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, избирая вид и размер взыскания,
указанные в санкции применяемой нормы, руководствуется следующими правилами:
1. За одно нарушение таможенных правил может быть наложено основное либо
основное и дополнительное взыскание.
2. При совершении одним лицом двух или более нарушений таможенных правил
взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности без поглощения
менее строгой меры воздействия более строгой мерой (ст. 238 ТК). Это правило
применяется при наличии общих условий: а) каждое из правонарушений квалифицируется
по отдельной статье ТК (гл. 39) или иного акта законодательства об административных
правонарушениях (Особенной части КоАП); б) каждое из правонарушений сохраняет
свою юридическую значимость на момент рассмотрения дела о них, то есть отсутствуют
обстоятельства, перечисленные в п. 7, 8, 9, 10, 11 ст. 291 ТК.
3. Должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело, определяет
вид и размер взыскания в пределах, установленных санкцией таможенно-правовой
нормы. Выйти за пределы санкции применяемой статьи должностное лицо таможенного
органа может лишь при назначении более мягкой меры воздействия, чем предусмотрено
ТК (ст. 239 ТК).
4. При малозначительности совершенного нарушения таможенных правил должностное
лицо таможенного органа, рассматривающее дело, может освободить правонарушителя
от ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 240 ТК). Устное замечание
не является административным взысканием и не влечет для нарушителя никаких
юридических последствий. Должностное лицо таможенного органа, рассматривающее
дело, вправе освободить нарушителя от ответственности только в случае малозначительности
совершенного им деяния.
Однако ТК не содержит перечня малозначительных таможенных правонарушений
и не указывает их признаков. Под малозначительным таможенным правонарушением
следует понимать такое правонарушение, которое не представляет большой общественной
вредности и не наносит существенного ущерба объектам, охраняемым таможенным
законодательством.
Согласно ст. 240 ТК право освобождения от ответственности за нарушение
таможенных правил предоставлено должностному лицу, правомочному рассматривать
дело о таком правонарушении. Круг этих лиц определен в ст. 359 ТК.
5. Если нарушение таможенных правил совершено в соучастии, при назначении
взыскания должны быть учтены степень и характер участия каждого из соучастников
в совершении правонарушения.
В соответствии со ст. 246 ТК соучастием в совершении нарушений таможенных
правил признается умышленное совместное участие в этом правонарушении двух
или более физических лиц. Соучастниками нарушения таможенных правил наряду
с исполнителями признаются организаторы, подстрекатели и пособники.
Исполнителем признается лицо, непосредственно участвовавшее в его совершении
совместно с другими лицами, а также совершившее правонарушение посредством
использования других лиц, в силу закона не подлежащих ответственности за нарушение
таможенных правил (например, лиц, не достигших 16-летнего возраста).
Организатором признается лицо, организовавшее совершение нарушения таможенных
правил или руководившее его совершением.
Подстрекателем признается лицо, склонившее к совершению нарушения таможенных
правил. Подстрекательство заключается в склонении к совершению правонарушения
не только исполнителя, но и других соучастников.
Пособником признается лицо, содействовавшее совершению нарушения таможенных
правил советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствий,
а также лицо, заранее обещавшее скрыть следы правонарушения либо предметы,
являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил. Пособник
может содействовать как исполнителю, так и другим соучастникам.
Каждый соучастник несет ответственность за то правонарушение, в совершении
которого он совместно с другими лицами принимал участие. Действия организатора,
подстрекателя и пособника квалифицируются по статье гл. 39 ТК, предусматривающей
ответственность за нарушение таможенных правил, объективная сторона которого
выполнена непосредственно исполнителем, со ссылкой на ст. 246 . Действия исполнителя
квалифицируются только по соответствующей статье ТК (гл. 39).
На практике имеют место случаи соучастия в нарушении таможенных правил,
совершенного лишь исполнителями (так называемое соисполнительство). В подобных
случаях все соучастники (соисполнители) отвечают лишь по соответствующей статье
ТК (глава 39) без ссылки на ст. 246 .
Наложение взыскания за нарушение таможенных правил облекается в правовую
форму, оформляется актом, порождающим юридические последствия, - постановлением
по делу о нарушении таможенных правил, а в случае использования упрощенной
формы применения взыскания в виде предупреждения или штрафа - актом о наложении
взыскания.
Наложение взыскания влечет особое правовое состояние нарушителясостояние
административной наказанности, - то есть считается подвергнутым и подвергавшимся
административному взысканию. В этом состоянии он находится с момента вынесения
постановления (или акта) о наложении взыскания до истечения срока давности
погашения наложенного взыскания.
Признание лица подвергнутым административному взысканию в случае совершения
им нового нарушения таможенных правил до истечения установленного давностного
срока для погашения взыскания может рассматриваться как обстоятельство, отягчающее
ответственность (п. 2 ст. 237 ТК).
Статья 241 ТК устанавливает годичный срок погашения взыскания, исчисляемый
со дня окончания исполнения взыскания. Этот давностный срок определен для
всех видов взысканий, предусмотренных ст. 242 ТК. В случае наложения взыскания
в виде предупреждения начало исчисления этого срока совпадает с днем наложения
взыскания. Если нарушитель подвергнут основному и дополнительному взысканию
(например, за перемещение товаров и транспортных средств через таможенную
границу РФ помимо таможенного контроля при отсутствии признаков контрабанды
применены штраф и конфискация этих предметов), годичный срок исчисляется со
дня окончания исполнения того взыскания, которое по времени было исполнено
последним.
Совершение нового нарушения таможенных правил прерывает течение давностного
срока погашения взыскания. Причем течение указанного срока прерывается при
условии, если нарушителю за новое правонарушение было назначено какое-либо
взыскание, предусмотренное ст. 242 ТК. В таких случаях фактический срок давности
погашения взыскания до совершения нового правонарушения аннулируется. Давностный
срок начинает течь с момента окончания исполнения взыскания, назначенного
за вновь совершенное нарушение таможенных правил.
Лицо, подвергнутое взысканию за нарушение таможенных правил, после истечения
срока давности погашения взыскания считается не подвергавшимся административному
взысканию. Поэтому с момента погашения взыскания совершение нового нарушения
таможенных правил не может рассматриваться как отягчающее ответственность
обстоятельство.

Обеспечение законности при применении мер воздействия
за нарушения таможенных правил

Статья 248 ТК закрепляет важнейшие требования принципа законности применительно
к деятельности таможенных органов и их должностных лиц по борьбе с нарушениями
таможенных правил. Эти требования включают в себя, во-первых, наличие законных
оснований для применения мер воздействия за нарушения таможенных правил и,
во-вторых, возможность их осуществления только в порядке, установленном законом.
Основания для привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил
возникают в тех случаях, когда у таможенных органов имеются данные, свидетельствующие
о совершении лицом противоправных действий, перечень которых содержится в
гл. 39 ТК или ином акте законодательства об административных правонарушениях
(Особенной части КоАП). Перечень источников, из которых таможенные органы
могут получить эти необходимые данные, приведен в ч. 1 ст. 293 ТК. Основанием
привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил является наличие
в противоправном деянии лица всех признаков состава нарушения таможенных правил.
При наличии основания, необходимого и достаточного для привлечения к ответственности
за нарушение таможенных правил, применение мер воздействия, предусмотренных
ст. 242 ТК, допустимо только с соблюдением определенной процедуры.
В статье 248 ТК принцип соблюдения законности конкретизируется применительно
к различным сторонам деятельности таможенных органов по борьбе с нарушениями
таможенных правил: процессу применения взысканий за нарушения таможенных правил
(ч. 2), порядку применения таможенными органами мер воздействия за нарушения
таможенных правил (ч. 3) и к юридическим гарантиям обеспечения законности
при применении таможенными органами мер воздействия за нарушения таможенных
правил (ч. 4).
В соответствии с ч. 2 ст. 248 ТК производство по делам о нарушениях таможенных
правил и их рассмотрение, а также исполнение постановлений таможенных органов
о наложении взысканий должны осуществляться строго на основании закона.
Согласно п. 3 ст. 374 ТК такое нарушение принципа законности считается
существенным нарушением процессуальных требований ТК и может служить основанием
для обжалования (опротестования) постановления таможенного органа по делу
о нарушении таможенных правил.
В интересах укрепления законности установлено, что меры воздействия за
нарушения таможенных правил применяются таможенными органами и их должностными
лицами в пределах их компетенции и в точном соответствии с законодательством
РФ. Статья 290 ТК определяет круг должностных лиц таможенных органов, которые
наделены правом вести производство по делу о нарушении таможенных правил,
а следовательно, применять к лицам, привлекаемым к ответственности за такие
правонарушения, соответствующие меры воздействия. Статья 359 ТК устанавливает
круг должностных лиц таможенных органов, правомочных рассматривать дело о
нарушении таможенных правил и, следовательно, правомочных привлекать к ответственности
за такие правонарушения.
Юридические гарантии соблюдения требований законности при применении
мер воздействия за нарушения таможенных правил включают в себя прежде всего
систематический контроль со стороны вышестоящих таможенных органов и их должностных

<< Пред. стр.

стр. 39
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>