<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

лишен права или ограничен в праве на ввоз в Россию и вывоз из страны товаров
и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных в ТК и иных
законодательных актах. Должностные лица таможенных органов не могут произвольно,
не опираясь на закон, лишить человека права на ввоз в Российскую Федерацию
и вывоз из нее товаров и транспортных средств.
Законодательный акт может предусматривать определенные ограничения в
отношении реализации права на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств.
Как правило, такие ограничения направлены на защиту публичного порядка и нравственных
устоев общества.
Осуществление гражданином права на ввоз и вывоз товаров и транспортных
средств не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции
РФ).
Статья 20 ТК устанавливает правовые основы запрещения ввоза в Российскую
Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров и транспортных средств.
В ТК приводится перечень оснований для запрещения ввоза или вывоза конкретного
товара или транспортного средства:
1) соображения государственной безопасности;
2) защита общественного порядка;
3) защита нравственности населения;
4) защита жизни и здоровья человека;
5) охрана окружающей природной среды;
6) защита животных и растений;
7) защита художественного, исторического и археологического достояния
народов Российской Федерации и зарубежных стран;
8) защита права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной
собственности;
9) защита интересов российских потребителей ввозимых товаров.
Перечень оснований для запрещения ввоза в Россию и вывоза из нее товаров
и транспортных средств является открытым: он может быть дополнен и другими
основаниями исходя из иных интересов Российской Федерации, обозначенных в
российских законодательных актах и международных договорах Российской Федерации.
До настоящего времени продолжает действовать "Список предметов, запрещенных
к ввозу в СССР и к вывозу из СССР", составляющий приложение N 4 к приказу
ГУГТК при Совете Министров СССР N 108 от 26 мая 1988 года.
К предметам, запрещенным к ввозу, отнесены:
1) оружие всякого рода военных образцов и боеприпасы к нему;
2) наркотические и психотропные вещества, а также приспособления для
курения опия и гашиша;
3) произведения печати, клише, негативы, заснятые пленки, фотографические
снимки, киноленты, видеокассеты и видеодиски с записью кинофильмов и других
видеопрограмм, рукописи, грампластинки и другие звукозаписи, рисунки и иная
печатная и изобразительная продукция, содержащие сведения, могущие причинить
вред политическим, экономическим интересам страны, государственной безопасности,
общественному порядку, охране здоровья, нравственности населения;
4) предметы, ввоз которых запрещен в соответствии с действующим законодательством.
Положения "общего" списка могут быть уточнены путем принятия соответствующих
ведомственных актов. Так, например, во исполнение указа Президента РФ от 23
марта 1995 года N 310 "О мерах по обеспечению согласованных действий органов
государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического
экстремизма в Российской Федерации" был издан приказ ГТК от 10 ноября 1995
года N 677 "О мерах по пресечению перемещения через таможенную границу Российской
Федерации запрещенных печатных и аудиовизуальных материалов". В нем к запрещенным
материалам отнесены печатная продукция, кино-, фото-, аудио- и видеоматериалы,
направленные на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной
и религиозной розни.
При необходимости ввоз наркотических веществ в Российскую Федерацию может
осуществляться по особым разрешениям специального органа по контролю наркотиков
при Минздравмедпроме РФ.
К предметам, запрещенным к вывозу, относятся:
1) оружие всякого рода военных образцов, боеприпасы к нему и воинское
снаряжение;
2) наркотические и психотропные вещества;
3) аннулированные ценные бумаги;
4) произведения искусства и предметы старины и иные предметы, представляющие
значительную художественную, историческую, научную или иную культурную ценность;
5) киноленты, кассеты и диски с записью кинофильмов и других видеопрограмм,
содержащие сведения, могущие причинить вред интересам государства, а также
правам советских граждан;
6) рога сайгаков, маралов, пятнистых оленей и изюбрей, а также шкуры
пятнистого оленя;
7) предметы, вывоз которых запрещен в соответствии с действующим законодательством.
В некоторых случаях перечисленные предметы могут быть вывезены из России
по специальным разрешениям, выданным патентными органами (Министерством обороны,
Минздравмедпромом, Министерством культуры и др.).
Под особый режим перемещения через российскую таможенную границу попадают
отдельные виды продукции и отходов производства, свободная реализация которых
запрещена в соответствии с указом Президента РФ от 22 февраля 1992 года N
179.
В этот список входят:
-драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них;
-драгоценные камни и изделия из них;
-стратегические материалы;
-вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие
изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, порох, все
виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование
для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных
организаций и нормативно-техническая продукция на их производство и эксплуатацию;
-ракетно-космические комплексы, системы связи и управления военного назначения
и нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию;
-боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно-техническая
документация на их производство и использование;
-уран, другие делящиеся материалы и изделия из них;
-рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием
радиоактивных веществ и изотопов;
-результаты научно-исследовательских и проектных работ, а также фундаментальных
поисковых исследований по созданию вооружения и военной техники;
-шифровальная техника и нормативно-техническая документация на ее производство
и использование;
-яды и наркотические вещества;
-спирт этиловый;
-отходы радиоактивных материалов;
-отходы взрывчатых веществ;
-отходы, содержащие драгоценные и редкоземельные металлы и драгоценные
камни;
-лекарственные средства, за исключением лекарственных трав;
-лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (патенты и
эндокринное сырье) (в редакции распоряжения Президента РФ от 30 октября 1992
года N 743-рп).
В Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности" (ст. 19) установлен общий порядок наложения запрета на осуществление
экспортных и/или импортных операций, исходя из национальных интересов, в понятие
которых включаются:
1) соблюдение общественной морали и правопорядка;
2) охрана жизни и здоровья людей, охрана животного и растительного мира
и окружающей среды в целом;
4) защита культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи
прав собственности на них;
5) необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов,
если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего
внутреннего производства и потребления;
6) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;
7) защита внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса
Российской Федерации;
8) выполнение международных обязательств Российской Федерации.
В том же законе устанавливается запрет на ввоз на российскую территорию
товаров, которые:
1) не соответствуют техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным,
фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Российской
Федерации;
2) не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях,
предусмотренных в Законе РФ "О сертификации продукции и услуг" и иных российских
нормативных актах;
3) запрещены к использованию как опасные потребительские товары;
4) имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности" перечисленные товары должны быть вывезены обратно
или уничтожены на основании акта, составленного независимыми экспертами Торгово-промышленной
палаты Российской Федерации.
Запрет экспорта и/или импорта, устанавливаемый исходя из национальных
интересов, оформляется принятием соответствующего федерального закона, который
вступает в силу не ранее 30 дней со дня его официального опубликования.
Товары, ввоз и/или вывоз которых запрещен, подлежат соответственно незамедлительному
вывозу за пределы территории Российской Федерации либо возврату на российскую
территорию, если не предусмотрена конфискация таких товаров. Расходы по вывозу
или возврату товаров возлагаются на лицо, перемещающее товары, либо на перевозчика.
При невозможности вывоза или возврата товары передаются на хранение на склады
временного хранения, владельцами которых являются российские таможенные органы.
Предельный срок хранения таких товаров на складах временного хранения составляет
трое суток.
В статье 21 ТК предусматривается, что наряду с полным запретом в отношении
ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров и транспортных
средств могут быть предприняты различные ограничения: ограничения в торговле
отдельными товарами (товарные ограничения), с отдельными странами или группами
стран (географические ограничения), ограничения, действующие в течение определенного
срока (ограничения по времени).
Ограничения могут устанавливаться в актах российского, а также в источниках
международного права международных договорах, решениях международных организаций
(о режиме международных санкций и т.д.). О существовании последних (и содержащихся
в них ограничений на ввоз и вывоз) ГТК доводит до сведения территориальных
таможенных органов путем рассылки писем-разъяснений и указаний.
Что же касается актов российского законодательства, устанавливающих ограничения,
то они подлежат официальному опубликованию не менее чем за десять дней до
их введения в действие, за исключением законов, в отношении которых предусмотрен
иной порядок вступления в силу.
ТК перечисляет важнейшие основания для принятия решения об ограничении
на ввоз и вывоз: соображения экономической политики; выполнение международных
обязательств Российской Федерации; защита экономической основы суверенитета
России; защита внутреннего потребительского рынка ответная мера на дискриминационные
или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств
и их союзов и др.
Президент РФ в целях обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации вправе вводить признанные международным правом экономические санкции,
регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок
экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов,
вводя соответствующие запреты и ограничения. Правительство РФ принимает временные
меры по защите внутреннего рынка Российской Федерации, вводит количественные
ограничения экспорта и импорта в соответствии с федеральными законами. Непосредственную
реализацию задач государственной внешнеторговой политики по защите экономических
интересов Российской Федерации, ее субъектов, российских лиц, а также разработку
и проведение мер, связанных с регулированием внешнеторговой деятельности,
обеспечивает Министерство внешних экономических связей РФ (МВЭС) (ст. 12 Федерального
закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").
МВЭС является органом государственной власти, выдающим лицензии на осуществление
импортных и экспортных операций, в отношении которых установлены количественные
ограничения или введен разрешительный порядок.
Количественные ограничения экспорта вводятся Правительством РФ в исключительных
случаях (для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выполнения
международных обязательств России с учетом состояния на внутреннем товарном
рынке и др.), поскольку в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности" экспорт из Российской Федерации
и импорт в Российскую Федерацию осуществляются без количественных ограничений.
Постановления Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта
и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за три
месяца до введения этих ограничений в действие.
Количественные ограничения могут применяться и как защитная мера в отношении
импорта товара, когда какой-либо товар импортируется в настолько больших количествах
или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза
причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих
товаров на территории Российской Федерации (ст. 18 Федерального закона "О
государственном регулировании внешнеторговой деятельности"). В целях защиты
национальных интересов России при осуществлении экспорта и импорта вооружений,
военной техники и товаров двойного назначения действует система экспортного
контроля. Номенклатура попадающих под экспортный контроль товаров и услуг
определяется перечнями и списками, устанавливаемыми указами Президента РФ
по представлению Правительства РФ. Такие указы Президента РФ вступают в силу
не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования.

Следует обратить особое внимание на то, что Федеральный закон "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности" "подправил" ст. 21 (ч. 4) ТК. В
соответствии с этой нормой ТК "расходы, возникшие у лица, перемещающего товары,
либо у перевозчика в связи с введением указанных ограничений, государственными
органами Российской Федерации не возмещаются". Однако в ст. 21 Федерального
закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" предусматривается,
что российские лица имеют право на возмещение в судебном порядке убытков,
связанных с участием Российской Федерации в международных экономических санкциях,
за счет федерального бюджета.
Перемещение товаров и транспортных средств через российскую таможенную
границу производится в соответствии с заявленными таможенными режимами. Понятие
"таможенный режим" служит для обозначения специальной системы мероприятий
и совокупности методов (приемов), обеспечивающих комплексное применение инструментов
таможенного регулирования, с помощью которого осуществляется государственное
воздействие на развитие внешнеэкономических отношений.
В узкоспециальном значении, используемом в российском таможенном законодательстве,
это понятие обозначает "совокупность положений, определяющих статус товаров
и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации,
для таможенных целей" (ст. 18 ТК).
Таможенный режим становится одной из основных категорий российского таможенного
законодательства. С ее помощью определяется: а) конкретный порядок перемещения
товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели
перемещения); б) условия его нахождения и допустимое использование на (вне)
таможенной территории; в) права и обязанности бенефициара таможенного режима<12>;
г) в некоторых случаях также требования к данному товару, правовому статусу
лица, перемещающего его через таможенную границу.
Статья 23 ТК содержит общий перечень видов таможенных режимов:
1) выпуск для свободного обращения;
2) реимпорт;
3) транзит;
4) таможенный склад;
5) магазин;
6) переработка на таможенной территории;
7) переработка под таможенным контролем;
8) временный ввоз (вывоз);
9) свободная таможенная зона;
10) свободный склад;
11) переработка вне таможенной территории;
12) экспорт;
13) реэкспорт;
14) уничтожение товаров;
15) отказ в пользу государства.
В зависимости от роли и места таможенных режимов в общем процессе хозяйственной
деятельности их можно условно разделить на две группы. Для первой характерен
общий, без каких-либо изъятий и ограничений порядок применения таможенных
средств и методов регулирования. С экономической точки зрения таможенные режимы
этой группы выступают как относительно самостоятельные и завершенные коммерческие
операции (выпуск для свободного обращения, экспорт, реимпорт, реэкспорт).
Вторую группу составляют так называемые экономические таможенные режимы,
отличающиеся более гибким использованием таможенно-правовых инструментов регулирования
и выступающие своего рода результатом их адаптации к разнообразным потребностям
участников внешнеэкономической деятельности. Таможенные режимы второй группы,
предоставляя определенные экономические выгоды, допускают использование товара
только в строго определенных целях. Разрешение на применение таких таможенных
режимов выдается только при наличии экономического обоснования проведения
предполагаемых операций. Таким образом, предоставление экономических таможенных
режимов носит целевой и индивидуализированный характер.
Правовой механизм использования таможенных режимов объективно предполагает
наделение таможенной администрации значительными полномочиями. Это выражается
в первую очередь в принятии таможенным органом (его должностным лицом) решения
о возможности помещения конкретного товара под определенный таможенный режим,
т.е. предоставлении в каждой конкретной ситуации разрешения на использование
данного режима либо отказе в таковом, исходя из экономической оценки допустимости
и целесообразности данной операции с учетом общей концепции государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности.
Экономические таможенные режимы предоставляют их бенефициарам заранее
определенные экономические выгоды и преимущества в форме полного или частичного
освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов (либо возврата ранее уплаченных
таможенных платежей), неприменения мер экономической политики (количественных
ограничений, лицензирования и других средств нетарифного регулирования внешнеэкономической
деятельности).
Из установленных в ТК видов таможенных режимов к группе экономических
можно отнести следующие: транзит, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли,
переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем,
временный ввоз (вывоз), свободная таможенная зона, свободный склад, переработка
вне таможенной территории. Перечисленные таможенные режимы имеют своей целью
решение определенных экономических задач и прямо или косвенно связаны с коммерческой
деятельностью.
С известной долей условности экономические таможенные режимы можно разделить
на три группы: режимы, непосредственно отвечающие интересам торговли (таможенный
склад, магазин беспошлинной торговли), промышленности (режимы переработки)
и международных перевозок (транзит).
В зависимости от предназначения, цели использования товаров, помещаемых
под экономические таможенные режимы, различают:
а) режимы складирования (таможенный склад, свободный склад) - товары
сохраняются в неизменном состоянии в ожидании иного предназначения без какого-либо
использования, кроме осуществления некоторых операций, позволяющих обеспечить
хранение товара (например, переупаковка, сортировка и т.д.);
б) режимы переработки (переработка на (вне) таможенной территории, переработка
под таможенным контролем) товары могут потребляться при соблюдении заранее
установленных условий и требований и только в определенных операциях по их
обработке и переработке с целью полного либо частичного изменения состояния
этих товаров;
в) режимы, предусматривающие пользование товарами (режим временного ввоза/вывоза)
- товары ограниченной номенклатуры могут использоваться по своему назначению,
при этом пользование временно ввезенными (вывезенными) товарами исключает
любые операции по их переработке и обработке и не должно приводить к изменению
состояния товаров, кроме естественной убыли.
Предлагаемые варианты классификации таможенных режимов имеют практическое
значение прежде всего для уяснения их роли в механизме таможенного регулирования
и более детального изучения различных аспектов их правовой регламентации:
выбор и изменение таможенного режима (ст. 25), особенности таможенного оформления
и таможенного контроля (ст. 26), место и время пересечения товарами и транспортными
средствами таможенной границы (ст. 27), пользование и распоряжение товарами
и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу.
Законодательство, касающееся порядка применения таможенных режимов, отличается
рядом особенностей. В качестве одной из них следует назвать наличие многочисленных
пробелов, не позволяющих "заработать" в полной мере отдельным таможенным режимам.
Комплексным правовым регулированием охвачены режимы реимпорта, таможенного
склада, уничтожения товаров, магазина беспошлинной торговли, отказа в пользу
государства. Использование перечисленных таможенных режимов на практике регламентируется
специальными положениями, утвержденными приказами ГТК. Положение о конкретном
таможенном режиме разрабатывается на основе соответствующих статей ТК и охватывает,
как правило, все основные вопросы, возникающие на практике в связи с помещением
товаров и транспортных средств под данный таможенный режим. Но даже при этом
сохраняются отдельные сферы отношений между таможней и декларантом, не урегулированные
правом. В этих случаях должностные лица таможни действуют на основе дискреционных
полномочий, то есть по собственному усмотрению. Подобная ситуация не есть
исключительно российская практика. Во многих странах допускается наделение
таможенников разумным объемом дискреционных полномочий, компенсируя это соответствующим
правом декларанта обжаловать решение таможенного органа в суде или по каналам
административной юстиции.
Большинство установленных Кодексом таможенных режимов до сих пор ждет
принятия конкретного комплексного подзаконного акта. Пока они урегулированы
фрагментарно через указания, разъяснения, письма ГТК.
Очевидно, что отсутствие систематизированного законодательства препятствует
укреплению режима законности в таможенной сфере. Отставание в правовом регулировании
таможенного механизма негативно воздействует на российские внешнеэкономические
отношения.
Список таможенных режимов, предусмотренных ТК (их, как уже отмечалось,
в этом документе 15), пополняется новыми, учреждаемыми постановлениями Правительства
РФ в соответствии со ст. 24 ТК. Постановления намечают лишь общие контуры,
в деталях же механизм правового регулирования процедуры использования нового
режима определяется ГТК с обязательным участием заинтересованных ведомств
(Минфин, МВЭС, Минэкономика и др.). Следует обратить внимание, что новые таможенные
режимы применимы только к отношениям, возникающим после введения в действие
соответствующих положений ТК.
Так, постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года установлен
таможенный режим вывоза товаров для представительств Российской Федерации
за рубежом. Товары, обеспечивающие нормальное функционирование дипломатических
торговых представительств и консульских учреждений РФ, при помещении под этот
режим вывозятся с российской таможенной территории без взимания таможенных
пошлин, а также без применения к товарам мер экономической политики.
В ноябре 1994 года к общему списку таможенных режимов Правительство РФ
добавило еще один режим вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики
СССР. Под его действие могут попасть отдельные товары, предназначенные для
обеспечения деятельности расположенных на территории бывших советских республик
лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество
которых относится к федеральной или государственной собственности субъектов
Российской Федерации. Кроме того, предметом таможенного регулирования при
использовании данного режима могут стать инструменты, материалы и другие товары,
необходимые для проведения на территории этих государств на коммерческой основе
российскими предприятиями и учреждениями научно-исследовательских работ в
интересах России. Заявленные к данному режиму товары вывозятся с российской
таможенной территории беспошлинно, к ним не могут применяться меры экономической
политики, и их отчуждение возможно только с разрешения российских таможенных
органов.

Глава 4. Выпуск товаров для свободного обращения (ст. 30-31)

Таможенный режим выпуска товаров для свободного обращения. Содержание
режима. Условия помещения товаров под режим. Регламентация таможенного режима
выпуска товаров для свободного обращения установлена в двух статьях ТК (ст.
30-31). Помимо положений ТК, правовые нормы, касающиеся режима выпуска товаров
для свободного обращения, содержатся в иных законодательных актах Российской
Федерации (прежде всего в Законе РФ "О таможенном тарифе", Федеральном законе
"О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"), указах Президента
РФ и постановлениях Правительства РФ, нормативных актах ГТК. Содержание режима
раскрывается в ст. 30 ТК. Согласно положениям этой статьи выпуск товаров для
свободного обращения - это таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную
территорию Российской Федерации товары остаются на этой территории без обязательства
об их вывозе. Следует отметить, что иностранные товары, выпущенные в свободное
обращение на таможенной территории России, рассматриваются как российские
товары (ч. 2 ст. 18 ТК).
Условиями помещения товаров под режим выпуска для свободного обращения
являются:
- уплата в отношении помещаемых под режим товаров таможенных пошлин,
налогов и внесение иных таможенных платежей;
- соблюдение мер экономической политики и других ограничений.
Режим выпуска для свободного обращения, как и иные виды таможенных режимов,
предполагает предварительное заявление заинтересованного лица об использовании
данного режима.
Данная процедура осуществляется путем декларирования товаров с заявлением
цели их перемещения (выпуск для свободного обращения), проведения таможенным
органом таможенного оформления товаров и предоставления разрешения на их выпуск
в свободное обращение либо отказе в этом.
За таможенное оформление товаров (кроме товаров не для коммерческих целей),
помещаемых под режим выпуска для свободного обращения, взимаются таможенные
сборы в размере 0,15 процента стоимости товаров (0,1 процента в рублях и 0,05
процента в иностранной валюте)<13>.
Размер указанных таможенных сборов, а также порядок их уплаты, валюта
платежа могут изменяться по различным правовым основаниям (в силу закона,
по решениям Правительства РФ, на основе правовых актов ГТК ) в зависимости
от категории лиц, перемещающих товары, предназначения, цели помещаемых под
режим товаров (см. комментарий к ст. 114).
Лаконично сформулированные в ст. 31 ТК условия помещения товаров под
режим выпуска для свободного обращения (уплата таможенных налогов и иных платежей,
соблюдение количественных ограничений и административных требований) на практике
образуют сложный механизм использования целой системы инструментов регулирования
ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации в указанном режиме.
Применение этих инструментов основано на правилах, установленных нормами не
только таможенного, но и других отраслей законодательства. Применение некоторых
средств регулирования ввоза товаров в Российскую Федерацию было предусмотрено

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>