<< Пред. стр.

стр. 48
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

для ГТК ввести их в более короткие сроки. Первая публикация текста таких нормативных
актов осуществляется не позднее тридцати дней до вступления акта в силу. Третий
случай, как и второй, связан с ч. 2 ст. 11 ТК. Первая публикация нормативных
актов, устанавливающих более льготные правила, или актов, которые вводятся
в действие в более короткие сроки по предписанию российских законодательных
актов, должна осуществляться не позднее тридцати дней с момента их вступления
в силу.
Требование обязательного опубликования нормативных актов по таможенному
делу помогает таможенным органам справиться с потоком многочисленных запросов
о причинах принятого решения, действия или бездействия. Если основанием принятого
решения, совершенного действия (бездействия) является опубликованный правовой
акт, то ответ на запрос может сводиться к ссылке на этот акт (указывается
название акта, его предмет и издание, в котором акт опубликован).

Информация о действующих правовых актах (ст. 389)
Предоставление информации о действующих правовых актах возлагается на
любой таможенный орган, в который обратилось заинтересованное лицо. Таможенный
орган может не предоставить запрашиваемую информацию, переадресовав заинтересованное
лицо к другому органу, только в двух случаях:
1) когда у данного таможенного органа отсутствует информация о запрашиваемом
правовом акте;
2) когда запрашивается информация о правовом акте, изданном нижестоящим
таможенным органом.
ТК четко определяет понятие "информация о действующих правовых актах".
В него входят название акта, его предмет и издание, в котором этот акт опубликован
(ч. 1 ст. 389). Если же лицо желает получить об опубликованных правовых актах
информацию в объеме, превышающем установленное в ст. 389 понятие "информация
о действующих правовых актах", то в этом случае речь должна идти о консультировании
по вопросам таможенного дела (ст. 391). Консультированием будет считаться
и предоставление информации об опубликованных актах, утративших силу, в том
числе о факте прекращения их применения, а также информация о неопубликованных
правовых актах, не затрагивающая непосредственно права, свободы и законные
интересы заинтересованного лица.
Круг лиц, которым может предоставляться информация о действующих правовых
актах, не ограничивается, за исключением следующих трех случаев:
1) информация об актах, не подлежащих опубликованию (информация с различными
ограничительными грифами), предоставляется в случаях, объеме и порядке, исключающих
разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом
тайну;
2) информация об актах, затрагивающих непосредственно права, свободы
и интересы конкретного, поименованного в тексте лица, предоставляется, как
правило, только этому лицу;
3) информация об актах, регулирующих отношения в системе таможенных органов,
устанавливающих правовой статус должностных лиц таможенных органов, предоставляется
только в случае и в части, непосредственно затрагивающих права, свободы и
законные интересы лица.
Информация о действующих опубликованных актах предоставляется бесплатно,
если только запрос заинтересованного лица не предполагает его консультирования.
Информация о неопубликованных правовых актах, затрагивающих непосредственно
права, свободы и законные интересы обращающегося с запросом лица, в объеме,
имеющие прямое отношение к таким правам, свободам и интересам, также предоставляется
бесплатно (кроме случаев, когда запрос предполагает консультирование заинтересованного
лица).
Часть 2 ст. 389 возлагает на таможенные органы обязанность предоставить
для ознакомления "краткие справки" об основных положениях таможенного законодательства.
Такая информация предоставляется для общедоступного бесплатного ознакомления
в местах нахождения таможенных органов с использованием устных объявлений,
информационных стендов и различных технических средств, применяемых для регистрирования
информации.

Предоставление текстов опубликованных правовых актов (ст. 390)
Таможенные органы предоставляют правовые акты, изданные ими, и акты,
изданные любыми вышестоящими органами. Тексты правовых актов предоставляются
ими в виде:
а) отдельного акта или выписки из текста акта, конкретно запрашиваемого
лицом;
б) подборки правовых актов, регулирующих отношения в рамках отдельного
института таможенного законодательства;
в) подборки правовых актов, изданных за определенный промежуток времени;
г) подборки правовых актов, которые будут издаваться в течение определенного
промежутка времени;
д) подборки всех правовых актов, действующих или действовавших на определенную
дату.
Тексты правовых актов предоставляются на бумажных и/или иных носителях
в зависимости от выбора заинтересованного лица и с учетом технических возможностей
таможенного органа.
Следует обратить особое внимание на то, что таможенные органы могут предоставить
выписки из текстов правовых актов, не подлежащих опубликованию (так называемых
"грифованных" актов). Тексты или выписки из текстов правовых актов с грифами
"Особой важности", "Совершенно секретно" и "Секретно" не могут предоставляться
по частным запросам ни при каких обстоятельствах. А вот выписки из текстов
с грифами "Для служебного пользования" и "Не для печати" могут предоставляться,
но только тем лицам, чьи права, свободы и законные интересы затрагиваются
такими актами. Для получения выписки из "грифованного" правового акта заинтересованное
лицо должно направить в ГТК мотивированный письменный запрос. ГТК предоставляет
такие выписки в том порядке и объеме, которые исключают возможность разглашения
сведений, составляющих охраняемую законом тайну.
Таможенные органы предоставляют тексты правовых актов за плату, размер
которой подлежит обязательному согласованию с Министерством финансов РФ. Бесплатно
предоставляются выписки из неопубликованных правовых актов, определяющих обязанности
заинтересованного лица, а также некоторых других видов правовых документов,
устанавливаемых ГТК.
Плата за предоставление текстов правовых актов вносится на счет таможенного
органа в банке или в кассу таможенного органа предварительно или одновременно
с подачей заявки. В случае абонементного обслуживания порядок и сроки внесения
платы определяются договором.
Размер платы зависит от следующих факторов:
а) количества страниц в тексте правового акта;
б) вида правового акта;
в) способа передачи текста правового акта заинтересованному лицу;
г) носителя информации;
д) запрашиваемого срока предоставления текста правового акта.

Количество страниц в тексте правового акта. Размер платы рассчитывается
постранично. Под "страницей" понимается лист бумаги формата А4 (210x298 мм)
с машинописным текстом, напечатанным через 1,5 интервала.

Вид правового акта. Размер платы зависит от того, какой вид правового
акта запрашивается. Базовые ставки устанавливаются за предоставление текстов
опубликованных правовых актов, изданных таможенными органами<123>.

За предоставление текстов неопубликованных правовых актов, изданных таможенными
органами, базовые ставки увеличиваются вдвое. За предоставление текстов актов
российского законодательства и международных договоров Российской Федерации
базовые ставки, наоборот, уменьшаются в два раза.

Способ передачи текста (выписки) согласовывается таможенным органом с
заинтересованным лицом. В случае, если расходы по передаче текста несет таможенный
орган, такие расходы возмещаются отдельно. Не оплачивается стоимость пересылки
почтой или факсимильной связью.

Носитель информации. Стоимость бумажных носителей информации отдельно
не оплачивается. Стоимость иных носителей информации оплачивается отдельно
исходя из затрат таможенного органа на их приобретение. Допускается использование
носителей информации, предоставляемых заинтересованным лицом.

Запрашиваемый срок предоставления правовых актов. Срочность запроса оказывает
прямо пропорциональное воздействие на размер платы. Так, за предоставление
одной страницы опубликованного приказа ГТК в течение одного рабочего дня уплачивается
сумма, эквивалентная 2 долл. США, а если запрашиваемый срок составляет один
месяц, то плата снижается в 10 раз (0,2 долл. США).

Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим
в компетенцию таможенных органов Российской Федерации (ст. 391)
Работники таможенных органов консультируют всех заинтересованных лиц
по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных
органов. В соответствии с п. 2 приказа ГТК от 15 мая 1995 года N 318 консультирование
в таможенных органах осуществляется уполномоченными сотрудниками юридических
служб, включая Правовое управление ГТК. Возложение обязанности оказания консультаций
производится с согласия сотрудника и оформляется правовым актом таможенного
органа.
Начальник таможенного органа, исходя из укомплектованности юридической
службы, стажа работы ее сотрудников и некоторых других обстоятельств, может
привлекать для оказания консультаций сотрудников других подразделений таможенного
органа.
Таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения и учебные
заведения (Российская таможенная академия и ее филиалы) имеют право оказывать
консультации по таможенным вопросам в пределах своей компетенции.
Консультирование должно проводиться в местах нахождения таможенных органов
и учреждений системы ГТК и во время их работы.
При этом таможенным органом предоставляется право устанавливать определенные
дни и часы консультирования. При необходимости консультации могут проводиться
и после окончания работы таможенного органа.
Консультирование проводится в форме ответа на вопросы, поставленные заинтересованным
лицом или его представителем. Письменный ответ дается только при подаче вопроса
в письменной форме. Устный ответ может быть дан на вопрос, поставленный как
в устной, так и письменной форме (по выбору заинтересованного лица).
Для получения устной консультации заинтересованное лицо подает заявку,
в которой указывает: количество и краткое содержание вопросов, форму консультации
(письменная или устная), сроки получения консультации, объем консультации,
сведения о платежном документе, подтверждающем оплату услуг по консультированию,
а также дополнительные сведения по усмотрению заявителя.
Устные консультации предоставляются в порядке очередности в границах
времени, установленного для консультирования. Срочные устные консультации
предоставляются вне очередности, как правило, в течение дня обращения за консультацией.
Для получения письменной консультации заинтересованное лицо к заявке
должно приложить перечень письменных вопросов. В самой заявке указывается,
помимо прочей информации, способ передачи текста письменного ответа (на руки,
почтой, факсимильной связью, курьером или иным способом).
Консультирование в письменной форме предполагает передачу письменного
ответа в течение тридцати дней со дня получения заявки и вопросов. Срочные
письменные консультации предоставляются в течение одного, трех, семи, четырнадцати
либо двадцати одного дня (по выбору заинтересованного лица).
По просьбе заинтересованного лица устные и письменные консультации могут
предоставляться по договору об абонементном обслуживании в приоритетном порядке.
Образец такого договора приведен в приложении N6 к Положению об информировании
и консультировании по таможенным вопросам.
При даче консультации должностное лицо таможенного органа не имеет права:
а) давать консультации по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных
органов;
б) вносить изменения и дополнения в предоставленные заинтересованными
лицами документы. В связи с этим консультации по заполнению таможенной декларации
и иных документов оказываются только в устной форме, без проверки информации,
предоставленной заинтересованным лицом;
в) проверять от имени таможенного органа таможенные декларации и иные
документы, используемые в таможенных целях, составлять такие декларации и
документы от своего имени;
г) совершать на документах заинтересованных лиц распорядительные надписи,
давать указания таможенным органам и т.п.;
д) давать сведения, не подлежащие разглашению;
е) давать консультации по вопросам, связанным с привлечением лиц к уголовной
и административной ответственности, а также по вопросам обжалования лицом
решений, действий или бездействий таможенных органов и их должностных лиц;
ж) давать консультации по вопросам рассматриваемого судебного дела, в
которой одной из сторон является таможенный орган или его должностное лицо.
Таким образом, консультации таможенных органов, как правило, не касаются
правоохранительной стороны деятельности таможни. В случаях, описанных в пунктах
(е) и (ж), заинтересованному лицу следует обращаться в юридическую контору,
адвокатское бюро или организацию, имеющую лицензию на предоставление юридических
услуг.
Сведения, предоставленные должностными лицами таможенных органов при
консультировании, не являются основанием для принятия какого-либо решения
или совершения какого-либо действия должностным лицом таможенного органа,
производящим таможенное оформление, осуществляющим таможенный контроль и т.д.
Таким образом, сведения и информация, полученные в порядке консультирования,
обращены только к заинтересованному лицу и предназначены только для него.
В ч. 2 ст. 391 устанавливается, что за консультации взимается плата,
размер которой подлежит обязательному согласованию с Министерством финансов
РФ. Должностное лицо таможенного органа дает разовую устную или письменную
консультацию только после внесения платы за нее на банковский счет таможенного
органа или в кассу таможенного органа. В случае, когда консультирование проводится
по договору об абонементном обслуживании, порядок и срок внесения платы за
консультирование определяется в договоре.
Плата за консультирование не взимается при оказании консультации об обязанностях
лица, определенных не опубликованным в специальных нормативных актах ГТК.
В остальных случаях плата взимается в размере, зависящем от:
1) формы консультации (письменная или устная);
2) объема консультации (продолжительности устной консультации, количества
страниц в письменном ответе);
3) срока оказания консультации (обычная или срочная устная консультация;
письменный ответ в течение одного, трех, семи, четырнадцати, двадцати одного
дня или не позднее тридцати дней);
4) времени оказания устной консультации (во время работы таможенного
органа или по завершении его работы);
5) способа передачи текста письменного ответа заинтересованному лицу.
Так, за письменную консультацию, предоставляемую в течение одного рабочего
дня, взимается плата, эквивалентная 30 долл. США за одну страницу. Если же
письменный ответ готовился две недели, то размер платы уменьшается почти в
два раза - 16 долл. США. Устная консультация оплачивается по тарифу - эквивалент
7 долл. США за каждые полчаса консультирования; если заинтересованное лицо
нуждается в срочной устной консультации, то тариф увеличивается вдвое (14
долл.США).
Размеры платы за консультирование приведены в приложении N 1 к Положению
об информировании и консультировании.

Ответственность за недостоверную информацию (ст. 392)
Таможенные органы и таможенные учреждения (таможенные лаборатории, научно-исследовательские
и учебные заведения системы ГТК) в соответствии с действующим законодательством
несут ответственность за достоверность информации, предоставляемой в порядке
консультирования по таможенным вопросам, через опубликование правовых актов,
сообщение о действующих правовых актах по таможенному делу и т.д.
Следует заметить, что вне зависимости от оказанной консультации и полученной
при консультировании информации всю ответственность перед таможенными органами
за достоверность сведений, указываемых в таможенной декларации и иных документах,
необходимых для таможенных целей, несет декларант (п. 6.12 Положения об информировании
и консультировании по таможенным вопросам).
Таможенные органы не несут ответственности за убытки, причиненные вследствие
искажения текста правового акта, опубликованного без их ведома и контроля.
Не несут они ответственности и за убытки, причиненные вследствие неквалифицированных
консультаций, оказанных лицами, которые не уполномочены руководителями таможенных
органов на консультирование.

Глава 53. Предварительное решение (ст. 393-396)

Принятие предварительного решения (ст. 393)
При планировании эффективности внешнеторговой сделки коммерсант стремится
заручиться достоверной информацией по целому ряду вопросов тарифного регулирования,
таможенного контроля и таможенного оформления. Ему нужно заранее знать точный
размер таможенной стоимости конкретного товара или конкретной хозяйственной
операции, размер таможенных платежей, которые ему предстоит уплатить, а также
получить информацию по другим вопросам применения тех или иных актов таможенного
законодательства. Надежность подобной информации определяется прежде всего
ее источником. Очевидно, оптимальным вариантом является получение требуемой
информации непосредственно от таможенного органа, который может принять предварительное
решение по конкретному вопросу, с которым обращается заинтересованное лицо.
Заинтересованность в получении предварительного решения таможенного органа
может возникнуть у участника внешнеэкономической деятельности по целому ряду
причин. Так, например, покупая товар, коммерсант желает удостовериться в подлинности
сертификата происхождения товара, от которого зависит предоставление права
на таможенно-тарифные льготы и преференции, или уточнить возможность определения
таможенной стоимости приобретаемого товара по конкретному способу установления
таможенной стоимости в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" и т.д.
В ситуациях, подобных описанным, заинтересованное лицо имеет право обратиться
в ГТК, региональные таможенные управления и таможни (в соответствии с их компетенцией)
с запросом о принятии предварительного решения в отношении конкретной поставки
внешнеторговых грузов. За принятие такого решения взимается плата, размер
которой устанавливается ГТК по согласованию с Министерством финансов РФ. К
компетенции ГТК отнесено также принятие подзаконных актов, регламентирующих
порядок принятия отдельных видов предварительных решений. Так, например, приказом
ГТК от 7 августа 1995 года N 484 были утверждены Порядок классификации таможенными
органами отдельных товаров в соответствии с ТН ВЭД, в котором идет речь о
принятии предварительного решения о классификации товара (классификационного
решения), и Порядок подтверждения таможенным органом страны происхождения
товара.
Принятое предварительное решение может оформляться таможенными органами
по-разному. В одном случае оно представляет собой самостоятельный правовой
акт, исполняемый, как правило, на официальном бланке таможенного органа (например,
классификационное решение). В другом случае, например при признании сертификата
происхождения товара в предварительном порядке, таможенный орган извещает
о принятом решении, делая в графе "Для служебных отметок" сертификата по форме
"А" или "СТ-1" запись: "Сертификат признан действительным". Такая запись заверяется
подписью и личной печатью должностного лица соответствующего таможенного органа.
Предварительное решение оформляется, как правило, в двух экземплярах.
Первый направляется или выдается заявителю, а второй хранится в таможенном
органе, его выдавшем. Если таможенному оформлению подлежит несколько партий
товара, в отношении которых принято предварительное решение, то допускается
использование копий решения, заверенных лицом, его получившим. Предварительное
решение подается таможенному органу, производящему таможенное оформление,
одновременно с ГТД и другими документами, необходимыми для таможенных целей.

Запрос о принятии предварительного решения (ст. 394)
Заинтересованное в принятии предварительного решения лицо направляет
запрос в компетентный таможенный орган. Компетенция таможенных органов в связи
с принятием предварительных решений устанавливается в подзаконных актах ГТК.
Так, например, получить в предварительном порядке подтверждение сертификата
происхождения для видеозаписывающей и видеовоспроизводящей аппаратуры, произведенной
в странах СНГ, можно только в Таможенно-тарифном управлении ГТК. Запрос о
подтверждении происхождения сигарет, одежды из натуральной кожи, произведенных
в наименее развитых странах, направляется в региональное таможенное управление,
в районе деятельности которого находится таможенный орган, который будет осуществлять
таможенное оформление данных товаров. Запрос о подтверждении происхождения
чая и кофе компетентна рассматривать таможня, в районе деятельности которой
будет осуществляться таможенное оформление товаров.
Другой пример распределения полномочий между таможенными органами касается
принятия в предварительном порядке классификационного решения. Решение о классификации,
например, автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей, может
быть принято только Таможенно-тарифным управлением ГТК; медицинской мебели
- региональным таможенным управлением, а механических швейных машин - таможней,
в районе деятельности которой будет осуществляться таможенное оформление.
Запрос должен содержать все сведения, необходимые для принятия предварительного
решения. К нему обычно прилагаются пробы и образцы товаров, их подробное описание,
рисунки, чертежи и т.п. В запросе с максимальной точностью указываются все
сведения, которые могут оказать существенное влияние на принимаемое предварительное
решение. В некоторых случаях одновременно с запросом в таможенный орган отправляются
(передаются) необходимые коммерческие, таможенные и иные документы. Например,
к запросу о подтверждении страны происхождения обязательно прилагается оригинал
надлежащим образом оформленного бланка сертификата происхождения товаров.
Запрос на принятие предварительного решения рассматривается в течение
установленного срока (для классификационного решения и решения о подтверждении
страны происхождения-30 дней). Срок исчисляется со дня получения запроса при
условии предоставления всех требуемых сведений и документов. Если таможенные
органы запрашивают у государственных или общественных (например, Торгово-промышленной
палаты) организаций дополнительные документы в подтверждение предоставленных
сведений, то срок рассмотрения запроса исчисляется с даты поступления таких
документов. При этом общий срок рассмотрения запроса не должен превышать (
в случае с классификационным решением и решением о подтверждении страны происхождения)
трех месяцев.
При невозможности вынесения предварительного решения запрос отклоняется.
Отклонение запроса о принятии предварительного решения обжалованию не подлежит.
Части 3 и 4 комментируемой статьи не предусматривают для участников внешнеэкономической
деятельности юридических гарантий от возможных проявлений административного
произвола таможенных органов, которые по своему усмотрению могут определять
ситуации, когда "вынесение предварительного решения не представляется возможным".

Юридическое значение предварительного решения (ст. 395)
В ТК закрепляется обязательный характер предварительных решений для таможенных
органов. В подзаконных актах ГТК уточняется: предварительное решение, принятое
ГТК, обязательно для исполнения всеми таможенными органами; решение, принятое
региональным таможенным управлением, обязательно для исполнения всеми таможенными
органами, находящимися в районе его деятельности; решение, принятое таможней,
обязательно для исполнения в районе ее деятельности. Предварительное решение
действует в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в течение
одного года с момента его выдачи.

Аннулирование, изменение или отзыв предварительного решения (ст. 396)
Таможенный орган вправе аннулировать, изменить или отозвать предварительное
решение, принятое им самим или нижестоящим таможенным органом. Такое действие
таможенного органа не подлежит обжалованию. Плата за принятие предварительного
решения не возвращается, если заявитель уже воспользовался этим решением либо
предоставил неполную или недостоверную информацию.

Предварительное решение может быть аннулировано или изменено в следующих
случаях:
1) принятие решения на основе неполной или недостоверной информации,
предоставленной заявителем;
2) изменение российского законодательства, имеющего отношение к предварительному
решению.
Предварительное решение считается аннулированным или измененным со дня
принятия соответствующего решения.
В отношении отзыва предварительного решения ТК предоставляет таможенным
органам возможность действовать по собственному усмотрению. "Предварительное
решение может быть отозвано, если имеются достаточные основания для этого",
- закреплено в ч.3 ст.396. Являются ли основания достаточными для отзыва предварительного
решения, устанавливают сами таможенные органы, реализуя тем самым свои дискреционные
полномочия в этой сфере. Решение об отзыве вступает в силу по прошествии двух
месяцев со дня его принятия.

Раздел XII Распоряжение товарами и транспортными
средствами и использование полученных средств

Глава 54. Распоряжение товарами и транспортными
средствами (ст. 397-400)

В соответствии со ст. 397 ТК в федеральную собственность обращаются товары
и транспортные средства, конфискованные за нарушения таможенного законодательства,
а также товары и транспортные средства, от которых лицо отказалось в пользу
государства. Таким образом, товары и транспортные средства обращаются в федеральную
собственность, во-первых, если такие товары и транспортные средства подлежат
безвозмездному изъятию у собственника по приговору суда или постановлению
таможенного органа в виде санкции за преступление в сфере таможенного дела
или нарушение таможенных правил и, во-вторых, в результате выбора таможенного
режима отказа в пользу государства, предусмотренного ст. 105, 106 ТК.
За совершение преступлений в таможенной сфере товары и транспортные средства
конфискуются в соответствии со следующими статьями УК: ст. 78 (контрабанда);
ст. 78.1 (незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг,
используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового поражения);
ст. 78.2 (невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного,
исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и
зарубежных стран); ст. 162.6 (уклонение от уплаты таможенных платежей); ст.
169.1 (нарушение таможенного законодательства Российской Федерации).
В уголовном праве под конфискацией понимают принудительное безвозмездное
изъятие всего или части имущества, являющегося личной собственностью осужденного
(ст. 35 УК). Закон устанавливает три вида конфискации:
1) полную, когда изымается все имущество, принадлежащее осужденному;
2) частичную, когда изымается часть имущества, точно указанная в приговоре;
3) специальную, заключающуюся в изъятии у осужденного определенных предметов,
добытых в результате совершения преступления или являвшихся орудиями либо
средствами совершения преступления (ст. 169.1 ч. 1 - конфискация перемещаемых
предметов или иных предметов, ст. 78.2 - конфискация невозвращенных предметов).
Исполнение конфискации обеспечивается наложением ареста на подлежащее

<< Пред. стр.

стр. 48
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>