<< Пред. стр.

стр. 49
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

конфискации имущество (или на все имущество до вступления приговора в законную
силу) в порядке, предусмотренном ст. 175 УПК.
Конфискация, применяемая в качестве меры административного взыскания,
состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, послужившего орудием
или объектом административного проступка, в собственность государства. В соответствии
со ст. 29 КоАП конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности
нарушителя, если иное не предусмотрено законом. Этим исключением как раз и
является таможенное законодательство, нормы которого предусматривают конфискацию
предметов контрабанды независимо от того, кому они принадлежат.
Особенностью конфискации в административном порядке, отличающей ее от
конфискации как меры уголовной ответственности, является то обстоятельство,
что в собственность государства обращается лишь предмет, явившийся орудием
совершения или непосредственным объектом административного правонарушения,
а не имущество нарушителя вообще.
Если за преступления в таможенной сфере конфискация может быть назначена
только судом, то за административное правонарушение (нарушение таможенных
правил) конфискация может быть применена таможенным органом (об административно-правовой
конфискации см. комментарий к гл. 38).
Постановления о конфискации приводятся в исполнение судебными исполнителями,
а также уполномоченными на то лицами таможенных органов.
В соответствии со ст. 242 ТК за административно-наказуемые нарушения
таможенных правил конфискации подлежат:
- товары и транспортные средства, являющиеся непосредственными объектами
нарушения таможенных правил;
- транспортные средства, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными
объектами нарушения таможенных правил.
Согласно ст. 398 ТК Государственный таможенный комитет наделяется правом
безвозмездно передавать обращенные в федеральную собственность лекарственные
средства, детское питание и другие предметы первой необходимости учреждениям
сферы социального обслуживания, а предметы культа - религиозным организациям.
Что же касается основной массы товаров, обращенных в федеральную собственность,
то они подлежат реализации на таможенных аукционах, товарных биржах или через
торговые предприятия и организации, если иное не предусмотрено российским
законодательством. ТК (ст. 398 ч. 4) запрещает работникам таможенных органов,
таможенных лабораторий, научно-исследовательских и учебных заведений системы
ГТК, а также членам их семей приобретать (в том числе и через посредников)
товары, обращенные в федеральную собственность.
Все расходы по транспортировке, хранению и реализации товаров, обращенных
в федеральную собственность, возмещаются за счет сумм, полученных от их реализации.
Однако, если эти суммы не покрывают расходов таможенных органов, недостающая
часть взыскивается с декларанта или иного лица, ответственного за уплату таможенных
платежей.
Приказом ГТК от 28 декабря 1992 года N 648 "О порядке реализации имущества,
конфискованного и обращенного в собственность государства по решению таможенных
органов" были введены в действие Инструкция "Об условиях организации и порядке
проведения таможенных аукционов", а также Инструкция "О порядке реализации
имущества, конфискованного и обращенного в собственность государства по решениям
таможенных органов России, на товарно-сырьевых биржах". Оба документа были
согласованы с Министерством финансов РФ.

Порядок реализации товаров на таможенных аукционах
Предприятия и организации системы ГТК, исходя из наличия в таможенных
органах конфискованного и обращенного в собственность государства имущества,
определяют номенклатуру и осуществляют отбор имущества для представления на
аукционы. С учетом предложений таможенных органов и государственных налоговых
инспекций определяются сроки и место проведения аукционов.
В таможенных учреждениях отбор товаров для продажи на таможенных аукционах
должен производиться с письменным уведомлением налоговой инспекции по месту
нахождения таможни.
После отбора и предварительной оценки имущества таможенные органы передают
его предприятиям или организациям системы ГТК по акту приема-передачи.
Для проведения каждого отдельного аукциона приказом предприятий и организаций
системы ГТК создается аукционная комиссия, назначается председатель и секретарь
комиссии, утверждаются условия проведения аукциона;
Аукционная комиссия обеспечивает:
- заблаговременную информацию населения о времени и месте проведения
аукциона;
- рекламу и предпродажный осмотр товаров покупателями;
- организацию технической проверки, описания представляемого для реализации
на аукционе имущества;
- оценку представляемого для реализации на аукционе имущества (стартовая
цена):
а) на товарно-материальные ценности (отечественные и импортные) - исходя
из свободных (рыночных) цен, сложившихся на них на момент проведения аукциона,
но не ниже учетной цены, включая НДС;
б) на товарно-материальные ценности, на которые установлены государственные
регулируемые цены, - не ниже этих цен;
- подготовку помещения для проведения аукциона и привлечение при необходимости
специалистов аукционной торговли;
- общественный порядок и сохранность товаров на период их предпродажного
осмотра покупателями и аукционного торга;
- соблюдение правил торговли;
- взимание с покупателей-участников аукциона платы за входной билет и
информационные материалы с учетом затрат на их издание и НДС по установленной
ставке;
- документальное оформление принимаемых комиссией решений, аукционных
операций и итогов аукциона за подписью председателя и секретаря комиссии.
Каждый покупатель-участник аукциона по входному билету получает карточку
участника с номером, которая по окончании аукциона возвращается в аукционную
комиссию. Продажа товаров происходит в порядке публичных торгов. На аукционе
не допускается продажа товаров по цене ниже стартовой. Купленные на аукционе
товары обратно от покупателей не принимаются.
На каждый проданный товар выписывается в необходимом количестве экземпляров
товарный чек, в котором указываются наименование и краткое описание товара,
дата продажи, аукционная цена, размер комиссионного сбора и общая сумма к
оплате, номер лота и номер покупателя, заверяемые подписями председателя и
секретаря аукционной комиссии и печатью. Реквизиты чека вносятся в аукционную
опись-ведомость.
Если покупатель не оплачивает покупку в течение 30 минут, товар вновь
поступает на аукционную продажу по стартовой цене, а покупатель лишается права
приобретения товаров на данном аукционе.
Оплата приобретенных на аукционе товаров (лотов) производится частными
лицами наличными деньгами или чеками (расчетной книжкой) Сбербанка России.
Оплата товаров, приобретенных на аукционе по доверенности представителями
предприятий, организаций, учреждений по безналичному расчету, производится
либо по лимитированной чековой книжке, либо платежным поручением в трехдневный
срок с момента покупки. При непоступлении платежа на счет предприятий и организаций
системы ГТК в месячный срок покупка считается несостоявшейся.
Расчеты с иностранными покупателями на любую сумму могут производиться
только в свободно конвертируемой валюте. При этом цены пересчитываются по
курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России и действующему
на дату проведения аукциона, с округлением цен до целых единиц.
После произведенной оплаты покупатель получает приобретенный товар, предъявив
рабочей группе аукциона товарный чек с отметкой "оплачено".
Товары, не проданные на аукционе, могут выставляться на следующем аукционе.
Если они не были реализованы и на следующем аукционе, то в 10-дневный срок
этот товар должен быть передан соответствующей налоговой инспекции для реализации
через комиссионную торговлю.
Никаких гарантийных обязательств по внешнему виду, состоянию, качеству
товаров, их дальнейшей эксплуатации аукционная комиссия не несет. Покупатели
не вправе предъявлять претензии, связанные с состоянием, качеством, внешним
видом и работоспособностью купленных на аукционе товаров.
Жалобы, заявления и предложения покупателей-участников аукциона на действия
аукционной комиссии передаются в предприятия, организации системы ГТК или
в таможенный орган, на базе которого проводился аукцион.
Средства, вырученные от реализации товаров, а также полученные в виде
платы за входные билеты и информационные материалы, за вычетом всех расходов,
связанных с организацией и проведением аукциона, НДС и комиссионного вознаграждения
организаторам аукциона, подлежат зачислению в следующем порядке:
а) средства в рублях: 75 процентов - на счет федерального бюджета Российской
Федерации и 25 процентов - местным органам во внебюджетный фонд для использования
на социальные нужды регионов;
б) средства в иностранной валюте: 80 процентов - на валютный балансовый
счет ГТК и 20 процентов - в доход федерального бюджета Российской Федерации
на специальный валютный счет.
В пользу организаторов аукциона устанавливается комиссионное вознаграждение
в размере 10 процентов от конечной продажной цены товара, которое не включается
в расходы, связанные с организацией и проведением аукциона. Комиссионное вознаграждение,
выраженное в рублях, за вычетом НДС распределяется следующим образом: 15 процентов
перечисляется на благотворительные цели по указанию ГТК; 25 процентов зачисляется
на счет таможенного органа, в зоне деятельности которого проводился аукцион;
50 процентов зачисляется на специальный счет предприятий и организаций системы
ГТК; 10 процентов подлежат распределению в виде премий членам аукционной комиссии.
Комиссионное вознаграждение в иностранной валюте в полном объеме зачисляется
на счет предприятий и организаций системы ГТК и используется для их технического
оснащения.
В случае отмены решения о конфискации имущества возврат его в натуре
или возмещение стоимости владельцу, если оно реализовано, производится предприятиями
или организациями системы ГТК по согласованию с Государственным таможенным
комитетом.
При возмещении стоимости имущества его владельцу выплачивается сумма,
соответствующая оценке имущества на день его реализации, за счет уменьшения
средств, подлежащих перечислению в бюджет от последующего аукциона.
Порядок реализации товаров на товарно-сырьевых биржах
В соответствии с Законом РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" товары
производственно-технического назначения и крупные партии товаров народного
потребления, конфискованные и обращенные в собственность государства по решениям
таможенных органов, наряду с продажей на таможенных аукционах, реализуются
на товарно-сырьевых биржах в соответствии с правилами биржевой торговли.
Биржевая торговля осуществляется по рыночным ценам, складывающимся из
текущего соотношения спроса и предложения, путем совершения сделок биржевым
посредником (брокерскими фирмами, брокерскими конторами, независимыми брокерами)
от имени таможенного учреждения и за его счет.
Средства, вырученные от реализации товаров, за вычетом всех расходов,
связанных с учетом, оценкой, хранением, транспортировкой, и других накладных
расходов, а также комиссионного вознаграждения при осуществлении биржевых
сделок подлежат каждую декаду зачислению на депозитный счет таможенного учреждения
для их последующего перечисления в доход федерального бюджета.
В статье 400 ТК говорится об установлении перечня обращенных в федеральную
собственность товаров и транспортных средств, которые не подлежат реализации.
Так, в соответствии с Инструкцией "Об условиях организации и порядке проведения
таможенных аукционов" (приказ ГТК от 28 декабря 1992 года N 648) запрещается
реализация на таможенных аукционах продовольственных товаров, винно-водочных
изделий, сигарет, табака, товаров для инвалидов и престарелых, вещей и игрушек
для детей в возрасте до 7 лет, золотых и серебряных монет, лома ювелирных
и бытовых изделий, драгоценных металлов в слитках, шлихе, самородках, в полуфабрикатах,
в изделиях производственного и лабораторного назначения, в виде производственных
отходов, драгоценных камней (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, а также природный
жемчуг) в необработанном виде и других конфискованных ценностей. Не подлежат
продаже на таможенных аукционах предметы религиозного культа, а также предметы,
имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность
(предметы старины, антиквариат, произведения искусства). Для отнесения тех
или иных предметов к указанным ценностям они должны быть до передачи предприятиям
и организациям системы ГТК подвергнуты экспертизе специальной комиссией, состоящей
из представителей местной налоговой инспекции, управления (отдела) по делам
культуры органа местного самоуправления, местного архивного органа или местного
музея, а также соответствующих научных учреждений.
Имущество, не подлежащее реализации и/или не проданное на биржах и аукционах,
реализуется в установленном порядке согласно Инструкции Министерства финансов
СССР от 19 декабря 1984 года N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного,
бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству,
и кладов".
Постановлением Правительства РФ от 4 января 1992 года N 10 установлен
порядок, при котором конфискованные бытовые изделия из драгоценных металлов
и драгоценных камней представляются в Комитет драгоценных металлов и драгоценных
камней при Министерстве финансов Российской Федерации<124>.
Указанные ценности пересылаются в Роскомдрагмет через местные отделы
специальной связи Министерства связи в соответствии с пунктом 16 Инструкции
Министерства финансов СССР от 19 декабря 1984 года N 185 "О порядке учета,
оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего
по праву наследования к государству, и кладов".

Глава 55. Использование средств, полученных в соответствии
с настоящим кодексом (ст. 401-403)

Комментируемая глава ТК непосредственно связана с гл. 19 ТК раздела III
"Таможенные платежи". В статье 110 ТК был дан перечень таможенных платежей,
в который вошли:
а) таможенные платежи налоговой природы (таможенная пошлина, акцизы и
НДС);
б) таможенные платежи, взимаемые в виде различных таможенных сборов (таможенные
сборы за хранение товаров, за таможенное оформление, за таможенное сопровождение
и т.д.);
в) таможенные платежи в виде платы за различные услуги (плата за информирование
и консультирование, плата за принятие предварительного решения и т. д).
В главе 55 ТК закреплены основные принципы использования средств, поступающих
в виде таможенных платежей, средств, полученных от реализации товаров транспортных
средств, обращенных в федеральную собственность, штрафов и т.д.
Согласно ст. 401 ТК средства, полученные от взимания таможенных пошлин,
НДС и акцизов, т.е. таможенных платежей налогового характера, подлежат зачислению
в доход федерального бюджета. В соответствии с плановым заданием по перечислению
таможенных платежей в доход федерального бюджета за 9 месяцев 1995 года в
бюджет должно было поступить таможенных платежей на общую сумму 27,299 трлн.
рублей, в том числе:
- вывозной таможенной пошлины 13,821 трлн. рублей;
- ввозной таможенной пошлины 7,6086 трлн.рублей;
- НДС 5,228 трлн.рублей;
- специального налога 0,700 трлн. рублей;
- акцизов 0,3416 трлн.рублей<125>.
За 9 месяцев 1995 года российскими таможенными органами было взыскано
в доход федерального бюджета таможенных платежей на общую сумму 28,94 трлн.
рублей, что составило 104,7 процента от установленного на этот период планового
задания.
Что касается средств, поступающих таможенным органам в виде платы за
информирование и консультирование, то они в соответствии со ст.402 ТК идут
на улучшение условий оплаты труда работников таможенных органов, таможенных
лабораторий, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений системы
ГТК.
Статья 403 ТК предусматривает создание внебюджетного Фонда развития таможенной
системы Российской Федерации. Положение об этом фонде было утверждено постановлением
Правительства РФ от 28 февраля 1994 года N 173.
Фонд развития таможенной системы предназначен для финансирования мероприятий,
связанных с разработкой и реализацией таможенной политики России. Средства
Фонда являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении
и распоряжении ГТК. Эти средства входят в состав федерального бюджета с сохранением
их целевого назначения и использования и изъятию не подлежат.
Фонд развития таможенной системы формируется за счет:
а) таможенных сборов за таможенное оформление, хранение товаров и транспортных
средств, а также таможенное сопровождение товаров;
б) сборов за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия
таких лицензий, сборов за выдачу квалификационного аттестата специалиста по
таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, сборов за включение
банков и иных кредитных учреждений в реестр учреждений, гарантирующих уплату
таможенных платежей;
в) средств, полученных от реализации товаров, транспортных средств и
иных предметов, обращенных в установленном порядке в федеральную собственность
по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, нарушения
таможенных правил;
г) средств, полученных от реализации товаров и транспортных средств,
являвшихся предметом залога;
д) штрафов и стоимости товаров и транспортных средств, применяемых в
качестве меры взыскания за нарушение таможенных правил, за совершение административных
правонарушений, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов;
е) взысканий, налагаемых таможенными органами за нарушения валютного
законодательства, являющиеся одновременно нарушениями таможенных правил либо
административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность
таможенных органов;
ж) доходов от размещения и хранения денежных средств на счетах в банках
и иных кредитных учреждениях;
з) доходов от хозрасчетной деятельности предприятий, учреждений и организаций
системы ГТК, остающихся в их распоряжении после уплаты причитающихся налогов
и сборов;
и) платежей за участие в таможенных аукционах, комиссионных вознаграждений
и иных поступлений в связи с реализацией товаров, транспортных средств и других
предметов, обращенных в федеральную собственность, на таможенных аукционах,
товарных биржах и через торговые предприятия и организации;
к) платежей за принятие предварительного решения;
л) сумм, возмещения материального ущерба, иных сборов, пени и других
сумм, предусмотренных таможенным законодательством;
м) прочих поступлений по согласованию с Министерством финансов РФ.
Средства Фонда используются на укрепление материально-технической базы
и социальной сферы таможенных органов, таможенных лабораторий, научно-исследовательских
учреждений и учебных заведений ГТК, в том числе на увеличение фондов материального
поощрения и социально-культурных мероприятий. В соответствии с п. 7 Положения
о внебюджетном Фонде развития таможенной системы РФ не более 75 процентов
утвержденного фонда оплаты труда расходуется на пополнение фондов материального
поощрения и социально-культурных мероприятий таможенных органов, учреждений
и организаций системы ГТК. Порядок расходования средств указанных фондов утверждает
ГТК. Пять процентов средств Фонда направляются на образование резерва денежных
средств ГТК, расходуемого в порядке, согласованном с Министерством финансов
РФ.

Раздел XIII Обжалование и рассмотрение решений, действий
или бездействия таможенных органов российской
федерации и их должностных лиц

Глава 56. Общие положения об обжаловании (ст. 404-406)

Глава 57. Первоначальное обжалование (ст. 407-415)

Глава 58. Вторичное обжалование (ст. 416-417)

Глава 59. Рассмотрение решений, действий или бездействия
таможенных органов российской федерации и их должностных
лиц в связи с протестом прокурора, а также
в порядке контроля (ст. 418-419)

Право граждан и организаций обжаловать акты субъектов власти - атрибут
демократического государственного строя. Оно вытекает из особенностей административно-правовых
и иных, построенных на началах неравенства сторон, отношений. Акты субъектов
власти могут оказаться дефектными в силу различных причин: выбор не самого
лучшего варианта решения; небрежность, пристрастность, некомпетентность должностного
лица, принимающего управленческое решение; злоупотребление правом и др.<126>
Поэтому право одной стороны использовать власть должно быть уравновешено
правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра.
Жалоба представляет обращение в государственные или иные официальные
органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса
гражданина (граждан)<127>.
Жалобу следует отличать от предложения, под которым понимается привлечение
внимания на несовершенство организации, деятельности или регулирования в той
или иной области и указания на пути их совершенствования. Жалоба отличается
и от заявления.
Заявление - это обращение гражданина по поводу реализации права или законного
интереса, не связанного с его нарушением.
Жалобы представлены:
а) жалобами, рассматриваемыми в административном (внесудебном) порядке
(административные жалобы);
б) жалобами, рассматриваемыми в процессе отправления правосудия (судебные
жалобы).
В свою очередь среди административных жалоб различают общие и специальные
жалобы.
Порядок рассмотрения общих жалоб регулируется указом Президиума Верховного
Совета СССР от 2 февраля 1988 года, Законом РФ от 27 апреля 1993 года "Об
обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Путем подачи общей жалобы могут быть обжалованы акты и действия любого
органа и должностного лица. Жалоба подается в те органы или тем должностным
лицам, которым непосредственно подчинены орган, учреждение или должностное
лицо, действие которых обжалуется. Запрещается передача жалобы на рассмотрение
того органа или должностного лица, на действие которых подана жалоба.
Круг лиц, имеющих право подать общую жалобу, не ограничен. Запрещается
рассмотрение анонимных заявлений и жалоб.
Право на жалобу не ограничивается по содержанию и по форме.
Предмет жалобы - не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные
деяния. В жалобах может идти речь о неправильном использовании "свободы усмотрения",
несправедливом решении вопросов, бестактности должностных лиц, невнимании
к критическим замечаниям граждан<128>.
По форме общая жалоба может быть письменной или устной, индивидуальной
или коллективной.
Общий срок рассмотрения жалоб граждан - один месяц. Установлены исключения
из этого правила (для жалоб, не требующих дополнительного изучения и проверок,
- до 15 дней, для жалоб военнослужащих и членов их семей и т.д.).
Специальная жалоба отличается рядом особых признаков:
1) установлением особого порядка ее рассмотрения;
2) специальными основаниями для обжалования, сформулированными в законе;
3) четким определением субъектов права; признанием в качестве субъектов
права, как правило, лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и
их законных представителей;
4) четким определением адресата жалобы;
5) специальными сроками подачи жалоб;
6) процедурными особенностями в производстве по конкретным видам жалоб;
7) специальными, более краткими сроками рассмотрения жалоб.
Жалоба, предусмотренная разделом XIII ТК,- это разновидность специальной
жалобы.
Положения раздела XIII ТК распространяются на все случаи обжалования
решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц.
Обжаловать можно, например, решения таможенного органа об установлении страны
происхождения товара, его таможенной стоимости, приравнивании товара к конкретной
позиции ТН ВЭД, отказ в выдаче лицензии на учреждение таможенного склада,
магазина беспошлинной торговли и т.д. Правовые нормы, содержащиеся в разделе
XIII ТК, не применяются при обжаловании мер административной и уголовной ответственности.
В ст. 405 ТК при формулировке права на обжалование выделены следующие
основные моменты.
1. Право на обжалование принадлежит любому лицу (как физическому, так
и юридическому).
Право на обжалование могут реализовать и недееспособные лица, чьи права
защищают их родители, усыновители, опекуны или попечители либо иные представители
(адвокаты). Лица, чьи права нарушены одним и тем же актом (действием или бездействием),
могут объединиться и подать коллективную жалобу. Этот вопрос применительно
к искам решен в ст. 35 ГПК РСФСР.
2. Через обжалование актов, действий или бездействия таможенных органов
можно защищать не только основные (конституционные), но и отраслевые права
и свободы.
Право на обжалование позволяет защищать права, закрепленные в Конституции
РФ и законодательных актах, но и в подзаконных актах.
3. Объектом обжалования могут быть решения, действия и бездействие.
Под решениями таможенных органов следует понимать как нормативные, так
и правоприменительные акты. В частности, можно обжаловать нормативные приказы
ГТК, когда они, по мнению лица, в конкретной ситуации нарушили его права или
свободы.
Решения в форме правоприменительных актов- это различные ненормативные
приказы, распоряжения и иные правовые акты, издаваемые таможенными органами
в пределах своей компетенции. Неправомерные действия могут предприниматься
на основе решений таможенных органов или должностных лиц, нигде не зафиксированных
(нарушение правил таможенного досмотра грузов, личного досмотра пассажира
и т.д.)
Под бездействием в ТК (ст. 387) понимается несовершение действия или
непринятие решения в течение трехмесячного срока. Этот срок исчисляется со
дня получения таможенным органом или его уполномоченным должностным лицом
просьбы о принятии решения или совершения действия. К обращению с такой просьбой
приравнивается подача лицом таможенной декларации, поскольку за этим должно
последовать принятие решения или совершение действия должностным лицом таможенного
органа.
Бездействие может выразиться, например, в нерассмотрении заявления о
выдаче таможенным органом лицензии (на учреждение склада временного хранения,
таможенного склада и т.п.), в нерассмотрении жалобы на должностное лицо таможенного
органа и т.д.
4. Лицо имеет право на обжалование, если считает свои права и законные
интересы ущемленными. В жалобе должно быть указано, в чем гражданин видит
неправомерность направленных против него решений или действий. Превышение
полномочий служит основанием для обжалования, если это повлекло нарушение

<< Пред. стр.

стр. 49
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>