<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

еще до принятия ТК 1993 года и поэтому урегулировано соответствующими подзаконными
актами Президента РФ и Правительства РФ.
В целях системного рассмотрения порядка использования таможенного режима
выпуска товаров для свободного обращения выделим следующие блоки вопросов:
- тарифное и налоговое регулирование;
- нетарифные ограничения.

Таможенно-тарифное регулирование ввоза товаров. Под тарифным регулированием
понимается комплекс мер (методов), основанных на использовании ценового фактора
воздействия на внешнеторговый оборот. Система таможенно-тарифного регулирования
включает применение ввозных таможенных пошлин, иных налогов, уплата которых
является условием помещения ввозимых товаров под режим выпуска для свободного
обращения.
Порядок применения ввозных (импортных) пошлин регламентируется прежде
всего Законом РФ "О таможенном тарифе", принятом 21 мая 1993 года. Ввозные
таможенные пошлины являются традиционным и по-прежнему одним из наиболее эффективных
способов регулирования внешнеэкономической деятельности.
В России до 15 января 1992 года в отношении ввозимых на ее территорию
товаров формально действовал Таможенный тариф СССР, утвержденный постановлением
Совета Министров СССР от 27 апреля 1981 года N 394. 15 января 1992 года постановлением
Правительства РФ N 32 "О таможенных пошлинах на импортные товары" союзный
таможенный тариф был отменен и введен режим беспошлинного ввоза товаров "в
целях создания условий для насыщения потребительского рынка". Однако, полная
свобода ввоза вместо того, чтобы содействовать стабилизации экономической
ситуации, создала дополнительные трудности для российской экономики. Поэтому
указом Президента РФ от 14 июня 1992 года N 630 в России был введен Временный
импортный таможенный тариф. В марте 1993 года также указом Президента РФ он
был заменен на Импортный таможенный тариф Российской Федерации<14>, в который
в последующем вносились различные изменения и дополнения (в отношении номенклатуры
товаров, ставок таможенных пошлин и т.д.). Постановлением Правительства РФ
от 10 марта 1994 года N 196 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин"<15>
практически полностью были пересмотрены применявшиеся до этого ввозные таможенные
пошлины. Однако импортный таможенный тариф, утвержденный данным постановлением,
практически сразу обнаружил свое несовершенство. Уже через месяц в него были
внесены первые изменения, а за год его применения Правительство РФ выпустило
восемь постановлений, корректирующих величину ставок ввозных таможенных пошлин.
В этом контексте представляется закономерным принятие Правительством РФ постановления
от 28 февраля 1995 года N 190 "О принципах рационального импортного таможенного
тарифа"<16>.
Данным постановлением было признано целесообразным установить максимальные
ставки ввозных таможенных пошлин в размере 30 процентов таможенной стоимости
товаров (за исключением предметов роскоши, табачных изделий, алкогольных напитков,
оружия), а также устанавливать в отношении всех облагаемых ввозными таможенными
пошлинами товаров минимальный уровень ставки в размере 5 процентов. Кроме
того, постановлением предусматривалось сокращение доли не облагаемых пошлинами
товаров на 45-50 процентов к концу 1995 года. Предполагается, что в 1998 году
средневзвешенная ставка импортного тарифа составит 80 процентов от уровня
1995 года, а в 2000 году - 70 процентов.
С учетом положений вышеназванного постановления и накопленного опыта
применения импортного тарифа 6 мая 1995 года было принято постановление Правительства
РФ N 454 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин", которым был одобрен
действующий в настоящее время Импортный таможенный тариф России. На основе
данного постановления был издан соответствующий приказ ГТК от 18 мая 1995
года N330.
В постановлении Правительства РФ N 454 были утверждены новые базовые
ставки ввозных таможенных пошлин, при этом перечень облагаемых товаров, по
сравнению с ранее действовавшим тарифом, был расширен, главным образом из-за
установления различных ставок для товаров, относящихся к одной и той же группе
в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Порядок применения
ставок таможенных пошлин остался прежним.
Базовые ставки ввозных пошлин применяются в отношении товаров, происходящих
из государств, которым Россия предоставляет режим наиболее благоприятствуемой
нации в торгово-экономических отношениях.
Базовые ставки ввозных таможенных пошлин уменьшаются в два раза в отношении
товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей схемой преференций
Российской Федерации. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых
стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации, базовые ставки
не применяются вовсе.
Наконец, они увеличиваются в два раза в отношении товаров, происходящих
из стран, которым Россия не предоставляет режим наиболее благоприятствуемой
нации, и товаров, страна происхождения которых не установлена.
Списки стран, которым предоставляются названные выше тарифные преференции,
утверждены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 года N 1057
"Об утверждении перечня стран-пользователей схемой преференций Российской
Федерации и списка товаров, на которые при импорте на территорию Российской
Федерации преференциальный режим не распространяется". Тарифные преференции
в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран,
применялись и до принятия данного постановления. Новым является то, что впервые
была установлена связь между тарифными льготами и товарной номенклатурой ввоза
из стран-пользователей схемой преференций. В приложении к указанному постановлению
дан список товаров, на которые тарифные преференции не распространяются. В
него вошли многие виды товаров, при ввозе которых в Россию требуется представление
подтверждения их соответствия российским стандартам и нормам качества.
Говоря о применении таможенных пошлин к ввозимым в Россию товарам, нельзя
обойти проблему предоставления льгот в данной сфере. В последнее время в соответствии
с принятыми Президентом РФ решениями произошло значительное сокращение ранее
предоставленных льгот по уплате ввозных пошлин. В основном эти льготы (в различных
формах) были предоставлены в индивидуальном порядке отдельным предприятиям
и организациям, что в принципе противоречит основам таможенного и налогового
законодательства. Поэтому их отмена должна рассматриваться не как ужесточение
режима внешнеэкономического регулирования, а как одно из направлений наведения
порядка в данной сфере государственного управления. В этой связи следует отметить
указ Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1199 "О таможенных льготах", в
соответствии с которым принятие федеральными органами исполнительной власти
решений о продлении сроков действия льгот по уплате таможенных платежей и
выплате дополнительных компенсаций признано недопустимым. Помимо подобных
льгот неправового характера, в настоящее время действуют тарифные льготы,
имеющие вполне легальное основание. Общий порядок предоставления тарифных
льгот, а также товары, в отношении которых они могут применяться, установлены
Законом РФ "О таможенном тарифе" (ст. 34-37).
Например, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при ввозе в Российскую
Федерацию товары и имущество, ввозимые в качестве вклада в уставной капитал
предприятия с иностранными инвестициями в течение одного года с момента его
регистрации. Другой пример: в соответствии с указом Президента РФ от 25 января
1995 года N 73 "О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций
в отрасли материального производства Российской Федерации" иностранные инвесторы
могут при соблюдении оговоренных в этом указе условий ввозить в Россию в течение
пяти лет товары (кроме табачных изделий и алкогольных напитков) по ставкам
ввозных таможенных пошлин, уменьшенным в два раза.
В соответствии с двухсторонними соглашениями о свободной торговле, заключенными
между Россией и большинством государств - бывших республик в составе СССР,
товары, происходящие из этих государств и ввозимые на таможенную территорию
России, ввозными таможенными пошлинами не облагаются.
В отношении товаров, помещаемых под режим выпуска для свободного обращения,
действующим законодательством предусматривается уплата не только ввозных таможенных
пошлин, но и иных налогов. В соответствии с Законом РФ от 22 декабря 1992
года "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации
о налогах" был установлен порядок уплаты налога на добавленную стоимость (НДС)
и акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию России. Указанный порядок
был конкретизирован в Инструкции, принятой ГТК и ГНС РФ 30 января 1993 года
(соответственно N 01-20/741 и N 16).
В качестве основных положений, касающихся порядка обложения НДС и акцизами
ввозимых в Россию товаров, можно отметить следующие:
- уплата указанных налогов осуществляется одновременно с уплатой других
таможенных платежей (до или в момент принятия ГТД к таможенному оформлению);
- льготы по уплате НДС, а также акцизов по подакцизным товарам устанавливаются
в соответствующих законодательных актах РФ (например, льготы по уплате НДС
перечислены в Законе РФ "О налоге на добавленную стоимость");
- товары, происходящие с территории государств - участников СНГ, при
ввозе на российскую таможенную территорию НДС и акцизами не облагаются (в
отношении некоторых подакцизных товаров установлены дополнительные требования)<17>.
В отношении ввозимых товаров применяются такие же ставки НДС, что и в
отношении отечественных товаров: единая ставка в размере 20 процентов, а по
продовольственным товарам, товарам для детей и некоторым другим товарами,
перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995
года N 659, применяется ставка в размере 10 процентов. Номенклатура товаров,
облагаемых акцизами при их ввозе на таможенную территорию России, и ставки
акцизов определяются Правительством РФ. Можно отметить, что до 1 августа 1994
года налогооблагаемой базой при уплате акцизов с ввозимых товаров была только
их таможенная стоимость. С 1 августа 1994 года в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 18 июля 1994 года N 863 в отношении некоторых товаров
были введены ставки акцизов в ЭКЮ за единицу товара (например, за сигареты
- за 1000 шт.).
Кроме того, в отношении подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию
России в соответствии с режимом выпуска для свободного обращения, применяются
специальные меры контроля. Так, приказом ГТК от 22 декабря 1993 года N 549
было установлено обязательное внесение на депозит таможенного органа причитающихся
таможенных платежей при ввозе в Россию подакцизных товаров. Позднее ГТК совместно
с ГНС РФ утвердил Временную инструкцию о порядке маркировки отдельных видов
подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации,
которая введена в действие приказом ГТК от 13 июля 1994 года N 357. Инструкцией
установлен порядок маркировки подакцизных товаров, приобретения и вывоза марок
акцизного сбора, исчисления и уплаты таможенных платежей в отношении товаров,
маркированных маркой акцизного сбора. Кроме того, установлено, что ввоз подакцизных
товаров на территорию России может быть осуществлен только через пункты пропуска
и таможенные посты, перечень которых утвержден приказом ГТК от 13 января 1995
года N 19. В соответствии с указанием ГТК от 10 января 1994 года N 01-12/19
"О временном порядке предоставления льгот по уплате таможенных платежей в
отношении подакцизных товаров, происходящих с территории стран - бывших субъектов
Союза ССР" определены требования, при соблюдении которых в отношении подакцизных
товаров из бывших республик СССР, с которыми у России есть соглашения о свободной
торговле, предоставляются указанные льготы. В соответствии с этими требованиями:
а) таможенному органу должен быть предоставлен сертификат происхождения
товаров;
б) подакцизный товар должен быть приобретен у предприятия или иного лица,
зарегистрированного в установленном порядке в стране происхождения ввозимых
товаров;
в) товар должен быть поставлен (отгружен) в Россию непосредственно из
страны его происхождения.
Указанием ГТК от 26 августа 1994 года N 01-12/926 "О некоторых вопросах
применения таможенного режима выпуска для свободного обращения" разрешено
помещать под режим выпуска для свободного обращения ввозимые на таможенную
территорию России товары российского происхождения, вывезенные ранее с этой
территории в соответствии с режимом экспорта. В случае такого ввоза подлежит
уплате ввозная таможенная пошлина по ставкам, применяемым в отношении товаров,
происходящих из государств, которым Российская Федерация предоставляет режим
наиболее благоприятствуемой нации в торгово-политических отношениях.
Товары российского происхождения, вывезенные до 31 декабря 1991 года
на территории государств - бывших республик СССР и ввозимые обратно в Россию
из этих государств в соответствии с режимом выпуска для свободного обращения,
освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами при условии, что
они не использовались в производственных или иных коммерческих целях за пределами
территории бывшего СССР и это подтверждено "способом, не вызывающим сомнений
у должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности".

Нетарифное регулирование ввоза товаров. Наиболее важное значение среди
нетарифных средств, используемых в России, имеют количественные ограничения,
лицензирование, сертификация качества (контроль за безопасностью) ввозимых
товаров.
В Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности" установлено, что вывоз из России и ввоз товаров в Россию осуществляются
без количественных ограничений (ст. 15). Однако как исключительная мера эти
ограничения могут вводиться Правительством РФ в целях:
-обеспечения национальной безопасности России;
-выполнения международных обязательств России с учетом состояния на внутреннем
товарном рынке;
-защиты внутреннего рынка РФ исходя из национальных интересов.
Количественные ограничения на ввоз товаров в РФ и их лицензирование распространяются
пока в основном на продукцию военного и двойного назначения, наркотические
средства и психотропные вещества, лекарства, химические средства защиты растений
и т.д. Перечни таких товаров определяются в специально принимаемых указах
Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Например, комплекс мер по
контролю за ввозом в Россию товаров военного назначения определен постановлением
Правительства РФ от 4 сентября 1995 года N 879 "О совершенствовании системы
контроля за экспортом и импортом продукции, работ и услуг военного назначения
в Российской Федерации".
Приказом ГТК от 23 мая 1994 года N 217 был утвержден Порядок ввоза на
территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации.
В соответствии с установленным порядком осуществления контроля за безопасностью
товаров, ввозимых на территорию России, иностранные товары должны соответствовать
требованиям безопасности, которые устанавливаются ГОСТами России. Перечни
товаров, при ввозе которых обязательно предъявление подтверждения безопасности,
даны в приложениях к приказу ГТК от 14 августа 1995 года N 498.

В настоящее время действует перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации
при ввозе на таможенную территорию РФ, утвержденный приказом ГТК РФ от 14
августа 1996 г. N 496

Подтверждение безопасности ввозимых товаров осуществляется путем предъявления
таможенному органу, осуществляющему таможенное оформление, сертификата качества.
Установление соответствия ввозимых товаров требованиям безопасности может
осуществляться:
-по правилам российской системы сертификации и выдачи соответствующего
документа (сертификата) уполномоченными на то органами (организациями) в России;
-на основе сертификата, выданного экспортеру за рубежом, при условии,
что такое подтверждение признается в России.
Для ввоза в Россию некоторых товаров требуется предъявление при их таможенном
оформлении специальных разрешений либо дополнительных документов. Например,
в соответствии с разъяснениями ГТК от 15 сентября 1994 года N 01-13/10630
ввоз в Россию некоторых моделей радиотелефонов допускается только на основании
разрешения Главгоссвязьнадзора РФ. Указанием ГТК от 6 сентября 1994 года N
01-12/973 "О порядке ввоза на территорию Российской Федерации кино-видеофильмов"
были усложнены правила ввоза видеопродукции, созданной в странах, не входящих
в СНГ. При ввозе такой продукции помимо ГТД необходимо предъявлять в таможенные
органы письменное заявление с подробным описанием ввозимой продукции, а также
документы, подтверждающие право на их распространение и демонстрацию. О порядке
ввоза на российскую таможенную территорию товаров и транспортных средств физическими
лицами (см. комментарий ст. 107-109 ТК).

Глава 5. Реимпорт товаров (ст.32-34)

Содержание режима и условия его предоставления. Таможенный режим реимпорта
регламентирован в следующих правовых актах:
-Таможенном кодексе РФ (гл. 5);
-приказе ГТК от 9 декабря 1993 года N 525, утвердившем Положение о таможенном
режиме реимпорта товаров;
- письме ГТК от 4 января 1994 года N 01-13/25 "О применении Положения
о таможенном режиме реимпорта".
В соответствии с ТК при таможенном режиме реимпорта российские товары,
вывезенные с таможенной территории России в соответствии с таможенным режимом
экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин,
налогов (НДС, акцизов), а также без применения к товарам мер экономической
политики (квотирования, лицензирования).
"Методом исключения" можно сразу же обозначить сферу применения режима.
К товарам, которые не могут помещаться под режим реимпорта, относятся:
-иностранные товары;
-российские товары, вывезенные с таможенной территории России в соответствии
с иными, чем режим экспорта, видами таможенных режимов;
-российские товары, которые хотя и были вывезены в соответствии с режимом
экспорта, но обратный ввоз которых осуществляется по истечении установленных
предельных сроков для реимпорта;
-товары, запрещенные к ввозу в Россию и вывозу за ее пределы в соответствии
с нормами российского законодательства.
Дополнительные требования, ограничивающие сферу применения режима, определяют,
что помещаемые под режим реимпорта товары должны быть:
-товарами, вывезенными в соответствии с режимом экспорта с территории
и за ее пределы: до 31 декабря 1991 года - бывшего Союза ССР, или с 1 января
1992 года - Российской Федерации;
-российскими товарами до момента их экспорта, то есть российскими ("советскими"
до 31 декабря 1991 года) по "происхождению", либо иностранного происхождения,
но выпущенными на таможенной территории России (бывшего СССР) для свободного
обращения с уплатой всех таможенных платежей;
-товарами, ввозимыми обратно на российскую таможенную территорию в течение
десяти лет с момента ввоза, при этом моментом вывоза считается день принятия
таможенной декларации (при ее отсутствии - день пересечения таможенной границы),
а датой ввоза считается день принятия таможенным органом последнего документа,
необходимого для таможенных целей;
- находящимися в том же состоянии, в котором они были в момент вывоза.
Допускается изменение состояния реимпортируемых товаров, произошедшее
вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях их транспортировки,
хранения, а также в результате проводимых с ними операций по обеспечению сохранности
товаров, мелкому ремонту и т.д., но при условии, что стоимость данных товаров,
определяемая на момент вывоза, не увеличилась в результате таких операций.
При этом естественность износа (убыли) и нормальные условия транспортировки
и хранения определяются стандартами и иными действующими в России нормативными
актами, относящимися к данной категории товаров, а для сравнения стоимости
товаров на момент вывоза и их стоимости на дату ввоза используется соответствующее
выражение их цены в долларах США.
В случае повреждения либо иного ухудшения товаров вследствие аварии или
действия непреодолимой силы такие товары также могут быть помещены под режим
реимпорта. Однако при этом необходимо подтверждение факта аварии и действия
непреодолимой силы, причем "способом, не вызывающим сомнений у должностных
лиц таможенного органа в подлинности и достоверности" (п. 2.5. Положения о
таможенном режиме реимпорта товаров) (см. комментарий к ст. 141 ТК).
Аналогичным способом должны быть установлены (подтверждены) идентичность
товаров, вывезенных ранее в соответствии с режимом экспорта, и товаров, помещаемых
под режим реимпорта, факт и момент их вывоза, а также то, что товары являются
российскими. Обязанность доказывания этих обстоятельств возлагается на заинтересованное
лицо.
Как правило, подтверждением указанных обстоятельств, в частности факта
и момента вывоза товаров, служит таможенная декларация. При ее отсутствии
и при неподтверждении даты вывоза "не вызывающим сомнений способом" моментом
вывоза товара российского происхождения (до 31 декабря 1991 года - Союза ССР)
считается день изготовления товара. В случае отсутствия документов, в которых
указан день изготовления товара, может быть произведена экспертиза.
Особый интерес для предпринимателя представляют такие условия предоставления
режима реимпорта, как допустимость использования за пределами России реимпортируемых
товаров в производственных или иных коммерческих целях, а также возможность
помещения товаров под режим реимпорта любым лицом, вне зависимости от того,
кто вывозил ранее эти товары.
Помещаемые под таможенный режим реимпорта товары должны пройти таможенное
оформление. Оно проводится в таможенном органе, в регионе деятельности которого
находится получатель товаров либо его структурное подразделение. Помимо грузовой
таможенной декларации, заполняемой в соответствии с порядком, установленным
в приложении к Положению о таможенном режиме реимпорта товаров, при декларировании
должны быть представлены следующие документы:
-экземпляр ГТД, по которой реимпортируемые товары ранее были вывезены
в соответствии с режимом экспорта, либо иные документы, подтверждающие факт
и момент их вывоза с территории России (СССР);
-разрешение иных государственных органов, если реимпортируемые товары
подлежат контролю этих органов (например, сертификат качества);
-другие документы, необходимые для производства таможенного оформления.
В случае, если при нахождении товаров за пределами России их состояние
изменилось, декларант должен оформить соответствующий документ, который становится
приложением и неотъемлемой частью ГТД, по которой проводится таможенное оформление
реимпортируемых товаров. В этом документе декларантом сообщаются все основные
сведения о товарах и относящихся к ним документах (дата вывоза, стоимость,
технические характеристики, номера экспортных ГТД или иных документов и др.),
а должностным лицом таможенного органа делаются отметки о разрешении помещения
данных товаров под режим реимпорта.
За таможенное оформление помещаемых под режим реимпорта товаров взимаются
таможенные сборы в общем порядке (0,1 процента таможенной стоимости товаров
в российских рублях и 0,05 процента - в иностранной валюте).

Таможенные пошлины и налоги, взимаемые при реимпорте товаров. Законодательством
предусматривается, что при обратном ввозе товаров на территорию России в соответствии
с режимом реимпорта подлежат возврату суммы вывозных таможенных пошлин и налогов.
Кроме указанных сумм, в случаях, определяемых Правительством РФ, взимаются
также проценты по ставкам, устанавливаемым Банком России по предоставляемым
им кредитам.
Как уже отмечалось, при обратном ввозе товаров в соответствии с режимом
реимпорта, таможенные пошлины и налоги не взимаются (ст. 32). Данное условие
практически полностью воспроизводится в п. 3.7 Положения о таможенном реимпорте
товаров, но с той лишь разницей, что в этом пункте отсутствует упоминание
налогов. В пунктах 3.8 - 3.9 Положения устанавливается порядок уплаты (возврата)
НДС и акцизов в случае, если реимпортируемые товары были вывезены с территории
России после 1 января 1992 года, то есть даты, когда был установлен порядок
обложения ввозимых (вывозимых) товаров. Об этом более подробно говорилось
выше, когда речь шла о таможенном режиме выпуска для свободного обращения.
В этой связи может возникнуть вопрос о соответствии указанного порядка
уплаты НДС и акцизов, который установлен в Положении, нормам ТК, предусматривающим
освобождение реимпортируемых товаров от налогов. Необходимо обратить внимание
на то, что установленное в ТК освобождение реимпортируемых товаров от налогов
распространяется на НДС и акцизы, уплачиваемые в связи с ввозом на таможенную
территорию России. В Положении же предусматривается не уплата, а "обратное
изъятие" сумм НДС и акцизов, которые были возвращены либо от которых товары
были освобождены в связи с их экспортом. При этом подлежащие возврату суммы
НДС и акцизов уплачиваются по ставкам, действовавшим на момент вывоза товаров,
а таможенная стоимость для исчисления указанных сумм определяется на день
принятия ГТД, в соответствии с которой товары помещаются под режим реимпорта.
В ТК предусмотрено, что при реимпорте товаров лицо, перемещающее товары,
возвращает суммы, полученные в качестве выплат или в результате иных льгот,
предоставленных при вывозе товаров (ст. 34). Данное требование, безусловно,
экономически полностью оправданно. С этой точки зрения установленный в Положении
порядок уплаты НДС и акцизов соответствует комментируемым положениям ТК, устанавливающим
возврат сумм, полученных в результате льгот, предоставляемых при вывозе товаров.
Согласно ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" экспортируемые
товары включены в перечень товаров, которые освобождаются от уплаты НДС.
Дополнительные разъяснения, касающиеся уплаты (возврата) сумм налогов,
были даны в письме ГТК от 4 января 1994 года N 01-13/25. С учетом данных разъяснений
следует отметить, что льготы по уплате НДС, предоставляемые исключительно
в отношении ввозимых на российскую таможенную территорию товаров, не применяются
к реимпортируемым товарам. В случае, если реимпортируемые товары при их вывозе
были освобождены от уплаты НДС по основаниям, установленным законодательством
(кроме освобождения в связи с экспортом), НДС не применяется при условии,
что декларант докажет факт применения к товарам такого освобождения. Если
реимпортируемые товары являются подакцизными, в базу для исчисления НДС включается
и новая сумма акциза, исчисленная по ставкам, применяемым в отношении ввозимых
в Россию товаров.
Согласно ст. 34 ТК при реимпорте товаров возвращаются ранее уплаченные
при экспорте суммы вывозных таможенных пошлин, налогов. В данном случае содержание
понятия "налоги" несколько иное. Оно не касается пограничных уравнительных
налогов (НДС, акцизов). Речь идет о специальных экспортных налогах, которые
взимаются только с внешнеторговых поставок и по своему характеру близки к
вывозным таможенным пошлинам. Таким образом, в соответствии с режимом реимпорта
товаров возврату подлежат не только суммы вывозных (экспортных) таможенных
пошлин, но и налога на экспорт, который существовал в бывшем СССР в соответствии
с Законом СССР от 14 июня 1990 года "О налогах с предприятий, объединений
и организаций". Возврат уплаченных сумм этих платежей осуществляется таможенным
органом только при одновременном соблюдении следующих условий:
-обратный ввоз в Россию реимпортируемых товаров осуществляется в течение
трех лет с момента их вывоза;
-товары вывозились и ввозятся одним и тем же лицом, уплатившим вывозную
пошлину или налог на экспорт либо в интересах которого такие платежи были
осуществлены. При этом данное лицо должно до истечения одного года с даты
принятия ГТД, по которой товары помещаются под режим реимпорта, подать в таможенный
орган заявление о возврате указанных сумм;
-в таможенный орган представлен экземпляр экспортной таможенной декларации,
на основании которой начислялись и уплачивались вывозные таможенные пошлины
и налог на экспорт, а также письменное подтверждение таможенного органа, которому
уплачивались эти платежи (или его правопреемника), об их фактическом поступлении
на счета таможенных органов или непосредственно в бюджет;
-налог на экспорт был уплачен таможенным органам, расположенным на территории
России.
При соблюдении данных условий заинтересованное лицо может рассчитывать
на возврат указанных сумм. При этом возврату подлежат только фактически уплаченные
суммы пошлин и налогов. Возврат сумм штрафных санкций (пени, плата за просрочку
и др.) не производится. Возвращаемые суммы не индексируются, проценты с них
не начисляются (выше уже отмечалось, что случаи, когда с указанных сумм должны
взиматься проценты, должны быть определены Правительством РФ). Выплата возвращаемых

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>