<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

может быть использована для принятия решения о выдаче лицензии;
- направить прилагаемые к заявлению документы: копии учредительных и
регистрационных документов владельца складских помещений; планы и чертежи
самих помещений; документы, подтверждающие право владения помещением, а также
список работников, имеющих право доступа на склад;
- предоставить банковскую гарантию в отношении уплаты таможенных платежей
на сумму, эквивалентную 50 тыс. долларов США.
Таможня рассматривает поданное заявление в течение 30 дней с момента
его получения. Если таможня запрашивает дополнительные документы и информацию
в подтверждение поданных сведений, то срок рассмотрения заявления может быть
продлен, но при этом не должен превышать двух месяцев.
При отказе в выдаче лицензии таможня письменно извещает об этом заявителя
с изложением причин отказа, в качестве которых могут быть названы:
- несоответствие обустройства помещений техническим требованиям, предъявляемым
к таможенным складам (обособленность, отсутствие необходимого складского оборудования,
погрузочно-разгрузочных механизмов, средств связи и т.п.);
- невозможность для таможни в силу объективных причин осуществлять в
полной мере таможенный контроль за товарами, предполагаемыми для хранения
на складе;
- иные основания, достаточные для отказа.
В случае удовлетворения поданного заявления владелец помещений уплачивает
сбор за выдачу лицензии. Его размеры устанавливаются в зависимости от общей
площади склада и составляют в случае выдачи лицензии на 3 года:
- 1000-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты
труда за площадь до 1000 кв. м;
- 1500-кратный размер минимальной месячной оплаты труда за площадь от
1000 до 2000 кв. м;
- 2000-кратный размер минимальной оплаты труда за площадь свыше 2000
кв. м.
При выдаче лицензии на 6 лет указанные размеры сборов соответственно
удваиваются.
Лицензия аннулируется, если она не могла быть выдана на основании установленного
порядка заявителю либо если она была выдана на основе неполных или недостоверных
сведений, имеющих существенное значение для принятия решения о ее выдаче.
Действие лицензии приостанавливается при наличии достаточных оснований
полагать, что владелец склада злоупотребляет своими правами. Срок приостановления
действия лицензии не должен превышать 3 месяцев. Помещение новых партий товаров
на таможенный склад в это время не допускается.
В случае нарушения владельцем склада таможенного законодательства выданная
ему лицензия отзывается. Отзыв лицензии может быть оформлен как приказом начальника
таможенного органа, так и постановлением о наложении взыскания по делу о нарушении
таможенных правил. В последнем случае отзыв действует с даты обращения постановления
по делу к исполнению.
Аннулирование и приостановление действия лицензии оформляются приказом
начальника таможенного органа с обязательным указанием причин такого решения.
Отзыв и аннулирование лицензии влекут за собой ликвидацию таможенного склада.
С момента ликвидации таможенный склад становится складом временного хранения.
Помещение новых партий товаров на такой склад не допускается. Товары, находившиеся
на хранении к моменту ликвидации, подлежат повторному таможенному оформлению:
при аннулировании - с даты помещения товара на склад; при отзыве лицензии
- с даты решения об отзыве (обращения постановления по делу к исполнению).

Таможенный склад как зона таможенного контроля. Территория таможенного
склада является зоной таможенного контроля, в случае нарушения режима которой
налагаются взыскания в соответствии с действующим таможенным законодательством.
Обустройство таможенного склада должно исключить возможность поступления
товаров и изъятия их со склада помимо таможенного контроля. Территория склада
должна быть огорожена так, чтобы исключать доступ посторонних лиц к товарам,
находящимся под таможенным контролем.
Таможенный орган вправе производить инвентаризацию товаров, хранящихся
на складе. При наличии достаточных оснований таможенный орган может обязать
владельца частного склада представить немедленный отчет о хранящихся товарах
с указанием сроков их хранения. Такой отчет должен быть представлен не позднее
3 дней с момента предъявления письменного требования об этом начальника таможенного
органа или его заместителя.
Таможня, взаимодействуя с владельцем склада при организации таможенного
контроля, руководствуется списком работников, имеющих право доступа на таможенный
склад. В целях обеспечения таможенного контроля таможенный орган вправе требовать
оборудования помещений склада двойными запорными устройствами, одно из которых
находилось бы в ведении таможни.
Владелец склада должен безвозмездно обустроить рабочие места для сотрудников
таможенного органа непосредственно в зоне таможенного контроля (на территории
таможенного склада), выделив им надлежащим образом оборудованные помещения,
необходимые средства связи и транспорта. При этом все операции по оборудованию,
дооборудованию складской зоны таможенного контроля, охране помещений и прилегающей
территории, а также организации пропускного режима осуществляются за счет
владельцев склада.

Объекты и срок хранения. Таможенный склад может быть использован только
для хранения товаров, помещаемых под режим таможенного складирования. Исключение
допускается для публичных таможенных складов, на которых могут храниться товары,
не находящиеся под этим таможенным режимом.
Объектами хранения на таможенном складе не могут быть:
1) товары, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из Российской
Федерации;
2) отдельные товары, определяемые ГТК (приложение N 3 к Положению о таможенных
складах), перечень которых включает:
-вооружение и военную технику, а также специальные комплектующие изделия
для их производства;
-порох, взрывчатые вещества, пиротехнические средства;
-ядерные материалы и технологии, источники радиоактивного излучения,
включая радиоактивные отходы;
-драгоценные металлы, лом и их отходы; драгоценные камни, жемчуг; изделия
из драгоценных камней и металлов;
-наркотические средства и сильнодействующие ядовитые вещества;
-отдельные виды сырья, материалов и оборудования, используемые при создании
вооружения и военной техники, химического, ядерного и других видов оружия
массового уничтожения;
-химические средства защиты растений;
-промышленные отходы;
-огнестрельное, холодное, пневматическое, газовое оружие и боеприпасы
к нему;
-радиоэлектронные средства.
На таможенный склад товары помещаются в присутствии или с ведома уполномоченных
должностных лиц таможни. При этом в таможенный орган подаются:
1) грузовая таможенная декларация;
2) грузовые и товаросопроводительные документы (накладные, коносаменты,
спецификации, счета-фактуры и др.);
3) иные документы, необходимые для осуществления таможенного оформления
и таможенного контроля.
Для товаров, подлежащих сертификации, при помещении на таможенный склад
представление сертификата не требуется.
На таможенном складе может быть предусмотрено создание так называемых
особых кладовых, представляющих собой специальные помещения на самом складе
или в пристройках к нему, предназначенных для хранения некоторых видов товаров,
которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий складирования
(чай, меха, сельскохозяйственные товары и т.п.).
Срок хранения товаров под режимом таможенного складирования не может
быть менее одного года и по общему правилу не превышает трех лет (ст. 43 ТК).
Максимальный срок может быть ограничен:
а) применительно к отдельным категориям товаров соответствующими решениями
ГТК;
б) применительно к отдельным категориям лиц решениями компетентных таможенных
органов.
Конкретная продолжительность хранения в установленных пределах определяется
лицом, помещающим товар на таможенный склад, совместно с владельцем склада.
Продлить сроки возможно путем заключения нового договора хранения (составления
нового складского свидетельства на публичных таможенных складах).
В случае перемещения товаров с одного таможенного склада на другой без
изменения таможенного режима срок хранения исчисляется с даты их первоначального
помещения на таможенный склад.
По истечении срока хранения товары, не заявленные к иному таможенному
режиму, помещаются на склад временного хранения, владельцем которого является
таможенный орган.

Правовое регулирование взаимоотношений владельца склада и лица, помещающего
товар на хранение. Складское свидетельство. Взаимоотношения между владельцем
склада и лицом, помещающим товары на хранение, строятся на договорной основе.
Реальный характер договора хранения предполагает вступление его в силу с момента
передачи товара на хранение, регистрируемого в книге учета товаров, хранящихся
на таможенном складе, с соответствующей отметкой таможенного служащего. Обязательства
по договору считаются выполненными с момента выдачи товара, который может
наступить после уплаты таможенных платежей в соответствии с заявленным таможенным
режимом. Выдача товара также должна свидетельствоваться таможенным служащим.
На публичном таможенном складе договор хранения оформляется в виде складского
свидетельства, первый экземпляр которого хранится на таможенном складе и служит
основанием для выдачи товара; второй передается лицу, поместившему товар на
хранение; третий экземпляр используется для финансовых расчетов. От имени
таможенного органа складское свидетельство подписывается заведующим складом
(его заместителем), заместителем главного бухгалтера таможни, а также должностным
лицом, занимающим материально ответственную должность и непосредственно осуществляющим
помещение товара на склад. В складском свидетельстве помимо прочей необходимой
информации должна содержаться оценка стоимости помещенных на хранение товаров,
полученная из свободной рыночной цены. Она используется при определении объема
возмещаемого ущерба за утрату, недостачу или повреждение хранящегося на таможенном
складе имущества в том случае, если ущерб причинен по вине владельца склада.

Правовой статус владельца склада. Владелец таможенного склада обязан:
1) исключить возможность изъятия с таможенного склада находящихся на
хранении товаров помимо таможенного контроля;
2) не затруднять осуществление таможенного контроля;
3) выполнять условия лицензии на учреждение таможенного склада;
4) соблюдать требования, содержащиеся в процедуре использования таможенного
склада (режим работы на складах, формы учета товаров, сроки предоставления
отчетности о товарах, хранящихся на складах, требования к обустройству склада
и др.). Аналогичные сведения, касающиеся публичных таможенных складов, содержатся
в регламенте склада. Процедура использования и регламент склада утверждаются
начальником таможни, в зоне деятельности которой находятся складские помещения;
5) выполнять все законные требования таможенных органов, в том числе
обеспечивать доступ должностных лиц этих органов к товарам, хранящимся на
складах;
6) вести учет и представлять отчетность о хранящихся на складе товарах;
7) в случае аннулирования или отзыва лицензии обеспечить сохранность
товаров и выполнение процедуры ликвидации таможенного склада.
К основным правам владельца таможенного склада следует отнести:
1) право требовать вознаграждение за предоставленные услуги по таможенному
складированию;
2) производить определенные законодательством операции с хранящимися
на складе товарами.
При хранении товаров на частных таможенных складах размер уплачиваемого
вознаграждения устанавливается на договорной основе и имеет гражданско-правовую
природу регулирования. Наряду с этим при помещении товара под режим таможенного
склада взимается сбор за таможенное оформление в российских рублях в размере
0,1 процента таможенной стоимости товаров и в иностранной валюте, курс которой
котируется Банком России, в размере 0,05 процента таможенной стоимости.
За хранение товаров на публичных таможенных складах уплачивается таможенный
сбор, имеющий административно-правовую природу. Его размер определяется ГТК
исходя из средней стоимости оказанных услуг. В Правилах учреждения таможенных
складов таможенными органами и использования таких складов (приказ ГТК от
22 февраля 1994 года N 72) устанавливается, что сборы за хранение уплачиваются
в размере суммы, эквивалентной 0,02 ЭКЮ за 1 кг брутто в сутки, а за хранение
в специально приспособленных помещениях (особый температурный режим и т.п.)
- 0,03 ЭКЮ. Исходя из конъюнктуры рынка услуг по таможенному складированию,
местонахождения самого склада и других факторов, возможно установление дифференцированных
размеров таможенных сборов за хранение. Для каждого таможенного склада порядок
исчисления таможенных сборов за хранение определяется в регламенте склада.
Если владелец товара вывозит его с таможенного склада ранее установленного
в складском свидетельстве срока, перерасчет уплаченного за хранение таможенного
сбора не предусматривается.
Операции, которые могут производиться с товарами, находящимися под режимом
таможенного склада, условно могут быть подразделены на:
а) операции по обеспечению сохранности этих товаров;
б) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке.
Конкретный перечень и порядок совершения указанных операций определяются
ГТК (ст. 44 ТК). При этом должно соблюдаться условие, в соответствии с которым
все операции, производимые с товарами, хранящимися на таможенном складе, не
должны менять характеристик этих товаров, могущих изменить их классификацию
по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) на уровне
девятого знака цифрового кода.
К операциям первой группы относятся чистка, проветривание, сушка, создание
оптимального температурного режима хранения, помещение в защитную упаковку,
нанесение защитной смазки и консервантов и др. Среди операций второй группы
следует выделить такие, как дробление партий, сортировка, упаковка и переупаковка,
формирование отправок, маркировка, погрузка, выгрузка и перегрузка, простые
операции, связанные с приведением товара в рабочее состояние, перемещение
товара в пределах склада с целью его рационального размещения, расположение
товаров на демонстрационных стендах и т.п. Все операции по подготовке товаров
к продаже и транспортировке могут производиться только с разрешения таможенного
органа.
Особое место при определении правового статуса владельца таможенного
склада занимает блок вопросов, связанных с ответственностью за уплату таможенных
платежей (ст. 50 ТК).
Ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов и внесение иных
таможенных платежей несет:
а) при складировании на публичном таможенном складе лицо, помещающее
товары на склад;
б) при складировании на частном таможенном складе владелец таможенного
склада.
В последнем случае ответственность за уплату таможенных платежей может
быть возложена на лицо, помещающее товары на таможенный склад, но для этого
необходимо получить согласие таможенного органа.

Глава 8. Магазин беспошлинной торговли (ст.52-57)

Особенности режима. Развитие международной торговли привело к появлению
ряда новых таможенных режимов, одним из которых является магазин беспошлинной
торговли. Использование такого режима позволяет продать иностранный товар
под таможенным контролем на таможенной территории данной страны без взимания
таможенных налогов и применения к товарам мер экономической политики.
Специфика беспошлинной торговли отчетливо проявляется в сравнении с другими
таможенными режимами. От таможенного склада магазин беспошлинной торговли
отличается прежде всего целью помещения под таможенный режим не для хранения
товаров в течение определенного срока, а для его скорейшей продажи. Тот факт,
что товар иностранного производства реализуется на российской таможенной территории
без взимания таможенных платежей и применения мер экономической политики,
составляет основное отличие таможенного режима магазина беспошлинной торговли
от режима импорта.
Потенциальных покупателей привлекает в таких магазинах в первую очередь
то, что товары продаются в них по ценам, в которые не включены таможенные
налоги. Последние значительно увеличивают цену по сравнению с аналогичными
отечественными товарами, особенно в отношении подакцизных товаров, что существенно
влияет на конкурентоспособность продаваемого товара.
В качестве объекта данного таможенного режима могут выступать как товары
иностранного производства, так и отечественные. Как те, так и другие предназначаются
для продажи только физическим лицам и только выезжающим за пределы таможенной
территории Российской Федерации. Таким образом, вывоз товаров, приобретенных
в магазине беспошлинной торговли, за пределы российской таможенной территории
- непременное условие применения этого режима. С целью контроля за его соблюдением
работники такого магазина делают отметки о покупке товаров в проездных документах
своих клиентов. Форма отметки определяется владельцем магазина по согласованию
с таможенным органом.
В отношении данного режима деятельность таможенных органов сводится к
контролю:
а) за соблюдением таможенного законодательства в процессе торговли;
б) за фактическим вывозом товаров, приобретенных в магазине беспошлинной
торговли.
Как правило, магазины беспошлинной торговли открываются в залах ожидания
для пассажиров, отъезжающих за границу, а также для транзитных пассажиров
в крупных аэропортах, портах, открытых для международного пассажирского сообщения,
в пунктах пропуска через государственную границу, предназначенных для пересечения
границы физическими лицами. Торговые залы должны находиться обязательно за
линией таможенного контроля, т.е. за пределами места, отведенного для производства
таможенного оформления товаров, вывозимых физическими лицами при их следовании
через российскую таможенную границу. В то же время расположение торговых залов
должно исключать возможность доступа в них лиц, въезжающих на территорию Российской
Федерации.
Обустройство торговых залов, подсобных помещений и склада магазина должно
исключить возможность поступления и изъятия товаров помимо таможенного контроля
и гарантировать невозможность доступа к ним посторонних. Таможня, в зоне деятельности
которой находится магазин беспошлинной торговли, имеет право устанавливать
конкретные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений
магазина.
Местом производства таможенного оформления товаров, помещаемых под режим
магазина беспошлинной торговли, может быть только склад магазина. Туда товары
помещаются в присутствии или с ведома уполномоченных должностных лиц таможенного
органа. При помещении товара под режим магазина беспошлинной торговли взимаются
сборы за таможенное оформление в российских рублях в размере 0,1 процента
таможенной стоимости товаров и дополнительный сбор в иностранной валюте, курс
которой котируется Банком России, в размере 0,05 процента этой стоимости.
Следует отметить, что сбор за таможенное оформление уплачивается и в случае
помещения под режим магазина беспошлинной торговли российских товаров.
В российском таможенном законодательстве режим магазина беспошлинной
торговли впервые появился с принятием в 1993 году ТК (ст. 52-57). В развитие
соответствующих норм ТК в июне 1994 года было принято специальное Положение
о магазинах беспошлинной торговли, утвержденное приказом ГТК от 9 июня 1994
года N 256 (с изменениями, внесенными приказом ГТК от 5 июля 1994 года N 343).

Порядок открытия и ликвидации. Магазины беспошлинной торговли в Российской
Федерации могут учреждаться только российскими лицами. Условием, необходимым
и достаточным для открытия магазина, является наличие специальной лицензии,
выдаваемой ГТК. Срок действия такого разрешения составляет 3 года, и за его
выдачу взимается сбор, составляющий 5000-кратный размер минимальной месячной
оплаты труда.
Для получения лицензии владелец торговых помещений подает в ГТК заявление,
в котором указывает свои основные юридические и финансовые реквизиты (юридическое
наименование заявителя, его юридический и фактический адрес, номер свидетельства
о государственной регистрации, номера банковских рублевых и валютных счетов
и др.). В заявлении должен содержаться перечень видов товаров, предполагаемых
для реализации, а также необходимая информация о помещениях, выделяемых под
магазин. Сведения должны быть подтверждены документально (копии учредительных
и регистрационных документов владельца помещений; планы и чертежи помещений,
предназначенных для хранения и реализации товаров в соответствии с режимом
магазина беспошлинной торговли; копии документов, подтверждающих право владения
помещениями, и др.).
"Пограничный" характер расположения магазина предполагает необходимость
получения специального разрешения на его открытие от органов пограничных войск
либо от транспортной организации по согласованию с погранвойсками. В документе
должно подтверждаться, что учреждение магазина беспошлинной торговли совместимо
с режимом, установленным в данном пункте пропуска через государственную границу
Российской Федерации.
Таможня, в зоне деятельности которой предполагается учредить магазин,
выдает по письменному ходатайству владельца помещений (не позднее чем за 30
дней со дня его получения) письменное отношение, в котором подтверждает сведения,
представляемые заявителем, и дает заключение о возможности и целесообразности
выдачи лицензии. Полученное от таможни отношение также прилагается к заявлению,
направляемому в ГТК.
Срок рассмотрения в ГТК заявления о выдаче лицензии не должен превышать
2 месяцев (с учетом времени, необходимого для проверки предоставленной и получения
дополнительной информации). Лицензия оформляется в двух экземплярах. Первый
остается в ГТК и используется для ведения общего реестра магазинов беспошлинной
торговли. Второй экземпляр вручается владельцу магазина.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии могут быть: а) неполный характер
или недостоверность заявленных сведений; б) несоответствие заявителя и его
помещений требованиям таможенного законодательства; в) несоответствие учреждения
магазина беспошлинной торговли в каждом конкретном случае интересам экономической
политики России; г) иные случаи, "когда имеются достаточные основания для
отказа" (п. 2.8 Положения). Очевидно, что два последних случая наделяют таможню
широкими полномочиями действовать в данном вопросе по собственному усмотрению.
В случае отказа в выдаче лицензии ГТК письменно извещает об этом заявителя
с изложением причин отказа. Решение ГТК, отказывающее в выдаче лицензии, может
быть обжаловано в порядке, установленном ТК (ст. 404-419). Повторное заявление
о выдаче лицензии может быть рассмотрено не ранее чем через 6 месяцев со дня
принятия решения об отказе при условии устранения причин, послуживших основанием
для отказа.
При наличии достаточных оснований полагать, что владелец магазина беспошлинной
торговли злоупотребляет своими правами, действие лицензии ГТК может быть приостановлено
на срок до 3 месяцев. В этом случае продажа товаров в магазине не разрешается.
Основаниями для ликвидации магазина беспошлинной торговли могут служить:
а) соответствующее волеизъявление владельца магазина;
б) истечение срока действия выданной ГТК лицензии;
в) аннулирование лицензии;
г) отзыв лицензии.
При наличии одного из перечисленных оснований магазин беспошлинной торговли
превращается в склад временного хранения, товары на котором хранятся в соответствии
с нормами ТК (ст. 145-156) и Положения о временном хранении, утвержденного
приказом ГТК от 7 октября 1993 года N 388.
Лицензия на учреждение магазина аннулируется, если она была выдана на
основе неполных или недостоверных сведений, имевших существенное значение
для принятия решения о ее выдаче.
Лицензия может быть отозвана в следующих случаях:
а) если владелец магазина нарушает правила пользования таможенным режимом
магазина беспошлинной торговли либо если в качестве меры взыскания за нарушение
таможенных правил решением компетентного органа ему определена мера взыскания
в виде отзыва лицензии;
б) если продолжение действия выданной лицензии более не соответствует
экономической политике Российской Федерации.
Аннулирование, отзыв, а также приостановление действия лицензии оформляются
соответствующим распоряжением заместителя председателя ГТК с обязательным
указанием причин такого решения. При отзыве лицензии в качестве меры взыскания
такое решение оформляется в виде постановления о наложении взыскания по делу
о нарушении таможенных правил.
Решение об аннулировании лицензии действует с даты выдачи лицензии. Отзыв
действует с даты принятия решения об отзыве, а при отзыве лицензии в качестве
меры взыскания - с даты обращения постановления по делу к исполнению.

Обязанности владельца. Спецификой таможенных правоотношений, являющихся
властеотношениями, объясняется то обстоятельство, что правовой статус владельца
магазина беспошлинной торговли устанавливается через определение его основных
обязанностей. Характер закрепленных в ТК (ст. 55) основных обязанностей владельца
магазина обусловлен, во-первых, спецификой предпринимательской деятельности
в условиях режима беспошлинной торговли, а во-вторых, предписаниями законодательства,
направленными на соблюдение режима зоны таможенного контроля. Основными требованиями
к владельцу магазина являются:
1) исключение возможности изъятия помимо таможенного контроля товаров,
поступающих в магазин беспошлинной торговли;
2) ведение учета поступающих и реализуемых товаров и предоставление таможенным
органам отчетности обо всех операциях, совершенных под действием режима магазина
беспошлинной торговли.
В этих целях владелец магазина обязан вести книгу учета, которую он хранит
в течение трех лет после внесения последней записи. Книга учета ведется в
обязательном порядке даже тогда, когда в магазине используются автоматизированные
системы учета. Она предъявляется должностным лицам таможни по первому требованию.
Отчетность о товарных операциях, подготавливаемая по установленной ГТК
форме, представляется владельцем магазина в соответствующий таможенный орган
не реже одного раза в три месяца;
3) соблюдение условий лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли
и выполнение всех требований таможенных органов, связанных с реализацией данного
таможенного режима. С учетом мнения владельца магазина и по согласованию с
ГТК таможня, в зоне деятельности которой учрежден магазин, утверждает процедуру
использования магазина беспошлинной торговли (требования таможни к обустройству
помещений магазина, режим работы, порядок замены и обмена товаров и др.).
В таможенно-тарифных отношениях владелец магазина несет ответственность
перед таможенными органами за полную и своевременную уплату таможенных платежей
в полном объеме.

Особенности совершения торговых операций. Объектом правового регулирования
при режиме магазина беспошлинной торговли являются торговые операции, осуществление
которых в свою очередь регулируется целым рядом правовых норм административного
и финансового характера. Строгое соблюдение этих юридических предписаний -
необходимое условие для положительного рассмотрения вопроса о предоставлении

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 51)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>