стр. 1
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Источник: справочная правовая система ЮРИСТ, 21.06.2006 16:22:36

Комментарий Таможенного Кодекса РК
 
Список рабочей группы по разработке комментария к Таможенному кодексу Республики Казахстан 
 
Абдишев Б.Т., Ансарова И.Ы., Абсаметов М.О., Бакенов Е.Б., Баймуханова Т.С., Досмуратова Н.Г., Досымханова Ш.Ш., Ержанов А.К., Есимова М.М., Ефимчук Н.Н., Ибрагимов Б.С., Касымбеков Р.К., Кенчинбаев Р.Р., Мамашева Д.Т., Нургалиева С.М., Омаров Д.М., Рахимжанова А.Д., Сейдалин Б.Б., Сукуров Н.Н., Тен И.В., Шалабаев Б.Ж., Шиганбаев Е.А.
 
Общая часть
 
ПРЕДИСЛОВИЕ
 
5 апреля 2003 года Президентом Республики Казахстан подписан Таможенный кодекс, введенный в действие с 1 мая 2003 года. Конструкция Таможенного кодекса Республики Казахстан представляет собой объединение правовых процессуальных и материальных норм, разделенных на 3 относительно самостоятельных части: Общую, Особенную и Специальную.
Таможенный кодекс Республики Казахстан содержит (в отличие, к примеру, от Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях) Преамбулу, которая задает тон и определяет, по сути, цель принятия этого важного нормативного правового акта. Помимо акцента на правовые, экономические и организационные основы таможенного дела подчеркивается его направленность на защиту суверенитета и экономической безопасности Республики Казахстан. В одном из проектов преамбула содержала более однопорядковые категории, как экономический суверенитет и экономическую безопасность.
Достаточно важным аспектом выступает акцент на активизацию связей казахстанской экономики в системе мировых экономических отношений (МЭО) и происходящую либерализацию внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Действительно, таможенные барьеры могут сами по себе оказаться непреодолимыми для торговли в региональном и глобальном масштабах.           
 Научно-практический Комментарий к Таможенному кодексу Республики Казахстан приведет к более высокому уровню подхода к самому законодательству, лучше учитывать потребности в регулировании таможенных отношений, выявлять возможные пробелы, решать вопросы гармонизации и унификации.
 
 
I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
 
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
Статья 1. Таможенное дело в Республике Казахстан
 
Таможенное дело в Республике Казахстан включает в себя порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан, таможенного оформления и таможенного контроля, применения таможенных режимов, взимания таможенных платежей и налогов, ведения борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела и другие средства реализации таможенной политики, основанные на властных отношениях между государством и лицами, осуществляющими внешнеэкономическую и иную деятельность.
 
Таможенное дело как категория возникает в казахстанском законодательстве в связи с обретением Казахстаном суверенитета и независимости. Первыми законодательными актами, в которых нашло отражение понятие «таможенное дело», были Указ Президента Республики Казахстан «Об образовании Таможенного комитета Республики Казахстан» от 12 декабря 1991 года и Закон Республики Казахстан «О таможенном тарифе и пошлине» от 24 декабря 1991 года. Однако только с принятием в июле 1995 года кодифицированного нормативного правового акта в виде Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона «О таможенном деле в Республике Казахстан» таможенное дело получает определение, структуру и определенный механизм реализации.
Содержание же настоящей статьи получило некоторую корректировку по сравнению с первоначальным содержанием. Уточнение содержания самой статьи коснулось юридически значимых аспектов:
- замена слова (в отношении таможенного дела) «образуют» на слово «включает», что больше отвечает его предназначению;
- сделан определенный акцент на «…ведение борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела»;
- исключено положение об «организационно-правовых основах деятельности таможенных органов»;
- введение в конце статьи оборота «…основанные на властных отношениях между государством и лицами, осуществляющими внешнеэкономическую и иную деятельность». Впервые акцент на «властные отношения» сделан в Налоговом кодексе Республики Казахстан, тем самым в нашем случае просматривается и фискальный интерес государства вкупе с контрольными и правоохранительными задачами специализированной службы.        
Таможенное дело является своеобразным инструментарием для регулирования таможенных правоотношений. Еще Соглашением о Таможенном союзе (1995 года) предусматривались положения об общем таможенном деле. Последующие договоры о Едином экономическом пространстве (1999 года) и Евразийском экономическом сообществе (2000 года) подтвердили это направление. 
 
 
Статья 2. Сфера таможенного дела
 
1. Сфера таможенного дела – область государственного регулирования по применению таможенного дела при реализации таможенной политики Республики Казахстан.
2. Отношения, затрагивающие сферу таможенного дела, не урегулированные настоящем Кодексом, регулируются иными законодательными актами Республики Казахстан.
 
Важность законодательного закрепления категории «сфера таможенного дела» трудно определить. Начиная с 1995 года, этот категориальный оборот был широко представлен в таможенном и ином законодательстве, однако определения не имел. По сути, в статье подчеркивается государственное монопольное ведение дел в таможенной сфере Казахстана. Задачи, стоящие перед суверенным государством, вытекают из Конституции (1995 года) и Стратегии «Казахстан-2030». В Казахстане принят Закон «О национальной безопасности» (1998 года) в соответствие с которым таможенные органы определены (в числе других государственных структур) как служба, несущая ответственность за обеспечение экономической безопасности страны. Тем самым, сфера таможенного дела выражает более отчетливо, чем было ранее в таможенном законодательстве, границы применения и отношение государства к данной области государственного управления.
Часть вторая статьи 2 Таможенного кодекса Республики Казахстан подчеркивает, что нормы таможенного законодательства не могут охватить весь спектр общественных отношений, которые могут быть им урегулированы и поэтому отсылка на иные законодательные акты правильна. К примеру, такими актами являются Гражданский, Уголовный, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный и другие кодексы, законы, указы, постановления и прочее.
 
             
Статья 3. Таможенная политика Республики Казахстан
 
1. В Республике Казахстан осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Казахстан.
2. Таможенная политика относится к ведению центральных исполнительных органов Республики Казахстан в пределах их полномочий.
3. Основными целями таможенной политики Республики Казахстан являются стимулирование развития экономики и защита экономических интересов Республики Казахстан, обеспечение эффективного таможенного контроля и иные цели, установленные законодательными актами Республики Казахстан.
 
Важным моментом в определении и реализации таможенной политики является объявление ее составной частью внутренней и внешней политики государства, а также причастность других, кроме таможенных органов, государственных структур к реализации. Таможенная политика как основополагающая категория также впервые встречается с 1991 года, в частности в законе «О таможенном тарифе и пошлине». В последующем таможенном законодательстве, начиная с 1995 года, речь идет в самом широком смысле о составной части внутренней и внешней политики, причем цели таможенной политики превышали компетенцию и возможности самих таможенных органов (к примеру, - привлечение иностранных инвестиций, содействие структурной перестройке экономики и др.), поэтому актуальной остается проблема более активного и действенного участия центральных государственных органов к их реализации.
В настоящей редакции статьи основные цели определены. Таможенная политика действительно должна иметь направления на стимулирование развития экономики и защиту экономических интересов страны, поскольку таможенные барьеры могут оказаться непреодолимым препятствием для торговли и инвестиций, либо быть адекватными и соответствующими международным стандартам и правилам. Достижение целей таможенной политики должно осуществляться и через механизм таможенного регулирования и администрирования, причем, как правило, экономическими методами. Учитывая изложенное, можно определить таможенную политику как сферу государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, осуществляемого путем создания единой, целенаправленной системы таможенных платежей и применения их к товарам, которые перемещаются через таможенную границу Республики Казахстан.
     
 
Статья 4. Таможенное законодательство Республики Казахстан
 
1. Таможенное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.
 
Становление казахстанского таможенного законодательства относится к моменту обретения государством суверенитета и независимости. В Казахстане принята Концепция правовой политики (2002 года), в которой таможенному законодательству придается большое значение в рамках всего национального права. В соответствие с иерархией нормативных правовых актов таможенное законодательство состоит из Таможенного кодекса, постановлений Правительства, актов (приказов) Агентства таможенного контроля, в том числе совместных с другими государственными органами. В случае принятия соответствующих актов Президентом страны по вопросам таможенной сферы, естественно, они пополнят таможенное законодательство.
Часть вторая настоящей статьи вытекает из конституционного положения о приоритете международных договоров, которые применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется создание закона. 
 
 
Статья 5. Действие таможенного законодательства Республики Казахстан во времени
 
1. В сфере таможенного дела применяется таможенное законодательство Республики Казахстан, действующее на день регистрации таможенным органом Республики Казахстан таможенной декларации и документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
2. При перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан с нарушением требований, установленных настоящим Кодексом, применяется таможенное законодательство Республики Казахстан, действующее на день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан.
3. Если день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан определить невозможно, применяется таможенное законодательство Республики Казахстан, действующее на день обнаружения правонарушений в сфере таможенного дела.
 
Статья 5 Таможенного кодекса Республики Казахстан регулирует действие нормативного правового акта, судя по названию и содержанию, только во времени, хотя подразумевалось также действие таможенного законодательства в пространстве и по кругу лиц. Этот общетеоретический постулат вытекает, кроме того, из закона «О нормативных правовых актах» (1998 года).
Нормативные правовые акты (кодексы, законы, указы Президента, постановления Правительства) вступают в силу по истечении десяти календарных дней после их первого официального опубликования, если в самих актах или актах о введении их в действие не указаны иные сроки. В главе 73 «Заключительные и переходные положения» Таможенного кодекса Республики Казахстан был определен порядок введения его в действие (ст.529):
Таможенный кодекс Республики Казахстан вводится в действие с 1 мая 2003 года, за исключением подпункта 12) статьи 19 (проведение радиационного контроля как одна из задач таможенных органов – выделено мной), пункта 5 статьи 290 (введение совокупного таможенного платежа – выделено мной), пункта 2 статьи 433 (порядок проведения радиационного контроля – выделено мной), которые вводятся в действие с 1 января 2004 года. В соответствие со статьей 530 Таможенного кодекса Республики Казахстан прежний закон «О таможенном деле в Республике Казахстан» признан утратившим силу с 1 мая 2003 года. До принятия правительственных и ведомственных нормативных правовых актов действуют прежние в части, не противоречащей положениям Таможенного кодекса Республики Казахстан.
Таможенный кодекс Республики Казахстан действует на территории всего Казахстана и распространяется на граждан и юридических лиц Республики Казахстан, а также находящихся на ее территории иностранцев и лиц без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных положениями Таможенного кодекса Республики Казахстан и международными договорами. Статьей 531 Таможенного кодекса Республики Казахстан определяется, что физические и юридические лица, имеющие лицензии на осуществление деятельности в сфере таможенного дела обязаны привести свою деятельность в соответствие с Таможенным кодексом Республики Казахстан в течение шести месяцев со дня введения его в действие (до 1 ноября 2003 года). 
Применение таможенного законодательства осуществляется на день регистрации соответствующим таможенным органом таможенной декларации (грузовой или пассажирской) и иных документов, необходимых для таможенных целей. Исключения из этих правил касаются контрольной и правоохранительной деятельности таможенных органов, изложенные в пунктах 2 и 3 этой статьи, гласящих, что если при перемещении товаров и транспортных средств были нарушены требования Кодекса, то применяется таможенное законодательство, действующее на день фактического перемещения их через таможенную границу; если день фактического перемещения товаров и транспортных средств определить невозможно, то применяется таможенное законодательство, действующее на день обнаружения правонарушения в сфере таможенного дела.
 
 
Статья 6. Таможенная территория и таможенная граница Республики Казахстан
 
1. Таможенную территорию Республики Казахстан составляют сухопутная территория, территориальные воды (море) и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также находящиеся на континентальном шельфе Республики Казахстан искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых Республика Казахстан обладает исключительной юрисдикцией в сфере таможенного дела.
2. Территория специальной экономической зоны, созданная на территории Республики Казахстан, является частью таможенной территории Республики Казахстан.
3. Пределы таможенной территории Республики Казахстан, а также периметры специальных экономических зон являются таможенной границей Республики Казахстан. Таможенная граница – линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы таможенной территории Республики Казахстан.
4. Таможенная граница может совпадать с Государственной границей Республики Казахстан.
 
Как правило, таможенной территорией считается та территория, на которой полностью применяется таможенное законодательство государства, однако некоторые части национальной территории могут исключаться из таможенной территории (напр. свободные или специальные экономические зоны, свободные порты и пр.). Так было и в Казахстане до принятия Таможенного кодекса. Территории специальных таможенных зон рассматривались в таможенном законодательстве как находящиеся вне таможенной территории. Примерно аналогично регулировалось это положение и законодательством о специальных экономических зонах, в соответствие с которым территории таких зон объявлялись свободными таможенными зонами (подразумевался и соответствующий таможенный режим). Отныне территории экономических зон являются в соответствии с Кодексом частью таможенной территории Казахстана.
Впервые в СНГ, да и других странах, в казахстанском таможенном законодательстве получает законодательное закрепление категория «таможенной границы», которая представляет собой линию и проходящую по ней вертикальную поверхность, определяющую пределы таможенной территории Республики Казахстан. Это имеет принципиальное юридическое значение, поскольку в противном случае можно поставить под сомнение правомерность привлечения к ответственности лиц либо нарушающих таможенные правила, либо просто перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Казахстана. Протяженность таможенной границы, как правило, отличается от протяженности государственной границы. Также имеет отличие правовой режим этих границ, обеспечение охраны которых осуществляют различные государственные службы (таможенные и соответственно пограничные службы). Законодательство о государственной границе безусловно обширнее – имеется специальный закон (1993 года). Таможенный кодекс Республики Казахстан отразил возможность совпадения таможенной границы с государственной границей, имеющий собственную инфраструктуру. Инфраструктура таможенной границы должна иметь свою специфику, это наличие возможности обеспечения ее охраны и исключения незаконного перемещения товаров, транспортных средств и лиц в целях обеспечения экономической безопасности и интересов страны.
  
 
Статья 7. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
 
1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе:
1) выпуск товаров и транспортных средств – действия таможенных органов по разрешению лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами и транспортными средствами в соответствии с условиями определенного таможенного режима;
2) грузовые операции – транспортировка, погрузка, разгрузка, перегрузка, исправление поврежденной упаковки, упаковка, переупаковка и принятие для перевозки товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, отбор проб и образцов таких товаров, вскрытие помещений и других мест, где могут находиться указанные товары;
3) действие непреодолимой силы – чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие, препятствующее совершению определенных действий, предусмотренных таможенным законодательством Республики Казахстан;
4) декларант – лицо, перемещающее товары и транспортные средства, либо таможенный брокер, декларирующий, представляющий и предъявляющий товары и транспортные средства от своего имени;
5) декларирование – заявление сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан и (или) находящихся под таможенным контролем;
6) иностранное лицо – лицо, не указанное в подпункте 8) настоящей статьи;
7) иностранный товар – товар, не указанный в подпункте 9) настоящей статьи;
8) казахстанское лицо – гражданин Республики Казахстан, лицо без гражданства, имеющее постоянное место жительства в Республике Казахстан, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
9) казахстанский товар – товар, полностью произведенный в Республике Казахстан, переработанный в Республике Казахстан в соответствии с критериями достаточной переработки, выпущенный для свободного обращения на территории Республики Казахстан, обращенный в собственность государства в соответствии с настоящим Кодексом;
10) коммерческие документы – счета-фактуры, спецификации, отгрузочные и упаковочные листы, а также другие документы, подтверждающие стоимость товаров и используемые в соответствии с международными договорами Республики Казахстан;
11) консолидированная перевозка – перевозка, когда в одном транспортном средстве одновременно перемещаются товары нескольких отправлений или получателей;
12) лицо – физическое и (или) юридическое лицо;
13) лицо, перемещающее товары, – лицо, совершающее внешнеэкономическую сделку от собственного имени либо по поручению другого лица; лицо, имеющее право пользования и владения на территории Республики Казахстан товарами, находящимися под таможенным контролем, если перемещение товаров через таможенную границу Республики Казахстан осуществляется без совершения внешнеэкономической сделки казахстанским лицом;
14) меры нетарифного регулирования – запреты и ограничения на ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств, квотирование, лицензирование, подтверждение соответствия стандартам и требованиям по безопасности товаров (в том числе технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные, радиационные, экологические стандарты) и иные требования, устанавливаемые законодательными актами Республики Казахстан и (или) нормативными постановлениями Правительства Республики Казахстан;
15) меры тарифного регулирования – установленные Правительством Республики Казахстан меры, обеспечивающие государственное регулирование внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, с использованием таможенного тарифа при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан;
16) налоги – налог на добавленную стоимость и акциз, взимание которых возложено на таможенные органы Республики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан;
17) обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов – установленные настоящим Кодексом способы исполнения обязательств по уплате предусмотренных настоящим Кодексом таможенных платежей и налогов;
18) перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан – совершение действий по ввозу на таможенную территорию Республики Казахстан или вывозу с таможенной территории Республики Казахстан товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи;
19) перевозчик – лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства;
20) получатель товаров – лицо, указанное в товаросопроводительных документах, которому перевозчик обязан доставить товары, находящиеся под таможенным контролем;
21) пункт пропуска – территория (часть территории) в пределах автомобильного, железнодорожного вокзала, станции, аэропорта, аэродрома, морского, речного порта либо иного оборудованного места, определенное Правительством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан, для пропуска лиц, товаров и транспортных средств через государственную (таможенную) границу Республики Казахстан;
22) специализированные таможенные учреждения – государственные учреждения, создаваемые Правительством Республики Казахстан для решения задач в сфере таможенного дела;
23) средства электронной цифровой подписи – совокупность программных и технических средств, используемых для создания и проверки подлинности электронной цифровой подписи;
24) таможенное администрирование – совокупность организационно-правовых и иных действий и мер, осуществляемых таможенными органами Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан;
25) таможенная декларация – документ, подтверждающий в письменном и (или) электронном виде заявленные декларантом сведения о товарах и транспортных средствах;
26) таможенная инфраструктура – здания и сооружения, создающие условия для функционирования таможенных органов, а также предназначенные для социального обслуживания должностных лиц таможенных органов;
27) таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Республики Казахстан по соблюдению таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Республики Казахстан;
28) таможенное оформление – совокупность действий и процедур, совершаемых лицами и таможенными органами Республики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан;
29) таможенные операции – отдельные действия, совершаемые в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан как таможенными органами Республики Казахстан, так и лицами, в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
30) таможенный орган отправления – таможенный орган Республики Казахстан, в котором начинается перевозка товаров и транспортных средств под таможенным контролем;
31) таможенный орган назначения – таможенный орган Республики Казахстан, в котором завершается перевозка товаров и транспортных средств под таможенным контролем;
32) таможенная пошлина – вид таможенного платежа, взимаемый таможенными органами Республики Казахстан при ввозе товара на таможенную территорию Республики Казахстан или вывозе товара с указанной территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза;
33) таможенные процедуры – совокупность действий, совершаемых таможенными органами Республики Казахстан и лицами, в сфере таможенного дела в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
34) таможенные режимы – совокупность установленных настоящим Кодексом норм, определяющих статус товаров и транспортных средств в сфере таможенного дела при перемещении через таможенную границу Республики Казахстан в зависимости от целей перемещения, использования на таможенной территории Республики Казахстан либо за ее пределами;
35) таможенные сборы – виды таможенных платежей, взимаемых таможенными органами Республики Казахстан за таможенное оформление, таможенное сопровождение, а также за хранение товаров и транспортных средств на складах, учреждаемых таможенными органами Республики Казахстан;
36) таможенное сопровождение – сопровождение товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, должностными лицами таможенных органов Республики Казахстан;
37) таможенный тариф – систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Казахстан;   
38) таможенный терминал – специально обустроенное, технически оснащенное и оборудованное место в зоне деятельности таможенного органа Республики Казахстан, предназначенное для совершения таможенного оформления и (или) таможенных операций с товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Республики Казахстан;
39) товар – имущество, перемещаемое через таможенную границу Республики Казахстан, в том числе носители информации, валютные ценности, электрическая, тепловая и иные виды энергии, а также транспортные средства, за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 43) настоящей статьи;
40) товары, находящиеся под таможенным контролем, - товары, в отношении которых осуществляется таможенный контроль в соответствии с настоящим Кодексом;
41) транспортные документы – международная автомобильная накладная, железнодорожная транспортная накладная, багажная ведомость, багажная квитанция, авианакладная, коносамент, а также документы, используемые при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, и иные документы, сопровождающие товары и транспортные средства при перевозках, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан о транспорте и международными договорами Республики Казахстан;
42) товаро-сопроводительные документы – коммерческие и транспортные документы на товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан;
43) транспортное средство – морское, внутренне водное, воздушное судно, механическое транспортное средство, используемые для осуществления международных перевозок и включающие в себя предусмотренные для них техническим паспортом и техническим формуляром запасные части, принадлежности и оборудование, горюче-смазочные материалы и охлаждающие жидкости, содержащиеся в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами;
44) уполномоченный орган по вопросам таможенного дела – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство таможенным делом в Республике Казахстан;
45) условный выпуск – выпуск товаров и транспортных средств с ограничениями и условиями по пользованию и распоряжению ими;
46) участник внешнеэкономической деятельности – лицо, осуществляющее внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
47) электронный документ – документ, в котором информация предоставлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи;
48) электронная цифровая подпись – набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания.
2. Другие специальные понятия таможенного законодательства Республики Казахстан используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.
3. Понятия гражданского и других отраслей законодательства Республики Казахстан, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основные понятия Таможенного кодекса Республики Казахстан объединены в статье 7 Таможенного кодекса Республики Казахстан. Таможенный кодекс Республики Казахстан включает 48 основных понятий в статье 7, а также более 40 понятий, рассредоточенных по соответствующим главам и статьям Таможенного кодекса Республики Казахстан.   
Перечислим эти главы и статьи:
– глава 12 «Внутренний таможенный транзит» (ст. 71);
– глава 13 «Временное хранение» (ст. 87);
– глава 14 «Таможенные процедуры при вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Республики Казахстан» (ст. 112);
– глава 34 «Перемещение товаров и транспортных средств физическими лицами» (ст. 263);
– глава 35 «Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях» (ст. 271);
– глава 36 «Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц» (ст. 278);
– глава 39 «Определение таможенной стоимости товаров» (ст. 305);
– глава 40 «Сроки и порядок уплаты таможенных платежей» (ст. 322);
– глава 41 «Льготы по таможенным платежам» (ст. 329);
– глава 42 «Изменение сроков уплаты таможенных платежей» (ст. 332);
– глава 52 «Основания для защиты прав на объекты интеллектуальной собственности» (ст. 410);
– глава 57 « Формы и порядок проведения таможенного контроля» (ст.445-448);
– глава 60 «Оценка и управление рисками» (ст. 468); также включают понятийный аппарат, касающийся не только положений указанных глав, но и всего таможенного регулирования.
– Глава 69 «Порядок прохождения службы в таможенных органах» (ст.505-506);
Для казахстанского законодательства актуальным является вопрос соответствия категориального аппарата, поскольку зачастую в законах или кодексах, не говоря о других нормативных правовых актах, имеет место несоответствие содержания (определений) применяемых понятий.
Для полноты освещения этой темы приведем остальные понятия, содержащиеся в указанных главах и статьях:
- процедура внутреннего таможенного транзита – установленный настоящим Кодексом и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, порядок перемещения товаров и транспортных средств под таможенным контролем от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения;
- промежуточный таможенный орган – таможенный орган, где производится частичная разгрузка товаров, перемещаемых по процедуре внутреннего таможенного транзита;
- внутренний таможенный транзит – таможенная процедура, при которой товары, находящиеся под таможенным контролем, перемещаются по таможенной территории Республики Казахстан, а также через территорию иностранного государства при соблюдении условий, установленных Кодексом;
- временное хранение – таможенная процедура, при которой ввезенные товары хранятся под таможенным контролем с момента представления таможенному органу назначения и до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо обращения в собственность государства в порядке, установленном Таможенным кодексом Республики Казахстан;
- вывоз товаров и транспортных средств – совершение действий, направленных на перемещение товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Республики Казахстан;
- товары, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, – товары, которые не будут использованы физическим лицом с целью извлечения дохода, а также не соответствуют характеру, периодичности перемещения через таможенную границу Республики Казахстан, количеству и иным критериям, установленным Правительством РК;
- сопровождаемый багаж – товары, непосредственно перемещаемые физическим лицом, следующим через таможенную границу Республики Казахстан;
- несопровождаемый багаж – товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан перевозчиком по договору перевозки (по багажной квитанции, накладной, коносаменту и другим документам), заключенному с физическим лицом, перемещающим товары;
- транспортное средство – авто -, мототранспортное средство, прицеп, морское и внутреннее водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или временном распоряжении физического лица, перемещающего данное транспортное средство через таможенную границу Республики Казахстан;
- конклюдентная форма декларирования – совершение физическим лицом действий, свидетельствующих о том, что в его ручной клади и сопровождаемом багаже не содержатся товары, подлежащие обязательному письменному декларированию;
- международное почтовое отправление – простое или регистрируемое почтовое отправление, принимаемое для пересылки за пределы Республики Казахстан либо поступающее в Республику Казахстан, либо следующее из одного иностранного государства в другое транзитом через территорию Республики Казахстан;
- организация, оказывающая международные почтовые услуги, – юридическое лицо, оказывающее услуги почтовой связи в соответствии с законодательством Республики Казахстан о почте и актами Всемирного почтового союза;
- место международного почтового обмена – подразделение почтовой связи, в функции которого включена обработка входящих и исходящих почтовых отправлений с оформлением международных сопроводительных документов, по которым производится таможенное оформление;
- дипломатическое представительство – представительство иностранного государства, персонал которого аккредитован в Республике Казахстан;
- консульское учреждение – любое генеральное консульство, вице-консульство или консульское агентство, персонал которых аккредитован в Республике Казахстан;
- сотрудники дипломатического представительства – глава представительства и члены персонала представительства;
- члены персонала дипломатического представительства – члены дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала представительства;
- консульское должностное лицо – лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций;
- работники консульского учреждения – консульские должностные лица, консульские служащие (лица, выполняющие административно-технические обязанности) и работники обслуживающего персонала;
- представительства, приравненные к дипломатическим представительствам, – представительства международных организаций, персонал которых аккредитован в Республике Казахстан;
- дипломатическая почта – вид связи между государством и его дипломатическим, консульским представительством за рубежом;
- консульская вализа – один из видов связи консульских учреждений;
- дипломатический курьер – лицо, уполномоченное на перемещение через таможенную границу Республики Казахстан дипломатической почты;
- консульский курьер – лицо, уполномоченное на перемещение через таможенную границу Республики Казахстан консульской вализы;
- таможенная стоимость – стоимость товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Казахстан, определяемая в соответствии с главой 39 Таможенного кодекса Республики Казахстан, используемая в целях: 1) обложения товара таможенными платежами и налогами; 2) применения иных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан;
- плательщиками таможенных платежей являются лица – 1) обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, или декларант; 2) получающие лицензии или квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению;
- льготы по таможенным платежам – льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Казахстан, в виде освобождения от обложения таможенными платежами, а также тарифные преференции;
- изменение сроков уплаты таможенных платежей - перенос установленного Таможенным кодексом Республики Казахстан срока уплаты таможенных пошлин на более поздний срок, но не более чем на три месяца со дня регистрации грузовой таможенной декларации. Изменение сроков уплаты таможенных пошлин производится в форме отсрочки или рассрочки;
- таможенный надзор – визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций;
- осмотр товаров и транспортных средств – внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, наличия таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров;
- таможенный досмотр – действия должностных лиц таможенных органов в отношении товаров и транспортных средств, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары;
- личный досмотр – исключительная форма таможенного контроля, проводимая по письменному решению руководителя таможенного органа или лица, его замещающего, при наличии достаточных оснований, что физическое лицо, следующее через таможенную границу Республики Казахстан либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и не выдает товары, являющиеся объектами нарушения законодательства Республики Казахстан;  
- контрафактные товары – товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, созданные и (или) перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан с нарушением прав правообладателя, охраняемых в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
- правообладатель – лицо, обладающее исключительными правами на объект интеллектуальной собственности в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
- приостановление выпуска – продление таможенными органами срока принятия решения о выпуске товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики в соответствии с избранным таможенным режимом, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными;
- реестр товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности – перечень товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, охраняемые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
- риск – степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства Республики Казахстан, которая может привести к убыткам для государства;
- оценка риска – систематическое определение приоритетов управления риском путем оценки и сравнения уровня риска со стандартами, определенными предварительно;
- управление риском – техника применения профилактических мер, позволяющих определить методы контроля для предупреждения риска;
- служба в таможенных органах – специальный вид государственной службы граждан Республики Казахстан, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации задач, прав и обязанностей таможенных органов, а также функции правоохранительных органов в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
- должностные лица таможенных органов – принятые на службу в таможенные органы дееспособные граждане Республики Казахстан, способные по своим личным, моральным, деловым, профессиональным качествам, состоянию здоровья, физическому развитию и уровню образования выполнять возложенные на них обязанности.           
 
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
 
Статья 8. Право на ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств
 
1. Все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
2. Законодательными актами Республики Казахстан и (или) нормативными постановлениями Правительства Республики Казахстан могут быть установлены запреты и ограничения на ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств, меры тарифного и нетарифного регулирования в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан.
 
Конституционные положения признания любого законно приобретенного имущества, права на свободу предпринимательской деятельности, свободного использования имущества для любой законной предпринимательской деятельности, права выезда за пределы государства и беспрепятственного возвращения получили соответствующее отражение и в таможенном законодательстве. Специфика такого развития конституционных норм заключается в осуществлении функций и реализации возложенных задач таможенными органами строго в соответствии с законодательством при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Казахстана любыми лицами.
Прежний Закон «О таможенном деле в Республике Казахстан» содержал отдельные самостоятельные статьи о запрещении и ограничении на ввоз / вывоз товаров и транспортных средств. Теперь частью второй статьи 8 Таможенного кодекса Республики Казахстан предусмотрена ссылка на возможность установления и введения запретов и ограничений посредством принятия законов и (или) постановлений Правительства.  Совершенно очевидно, что запрет на ввоз / вывоз товаров и транспортных средств вводится исходя из интересов государственной безопасности, морально-нравственных интересов, защиты жизни и здоровья человека, охраны природной окружающей среды, художественного, исторического и археологического достояния, защиты права собственности, интересов потребителей и других жизненно важных интересов государства.
Интересы экономической и реализации целей таможенной политики, потребностей внутреннего рынка могут также явиться основанием для введения временных ограничений на ввоз / вывоз определенных видов товаров (к примеру, такие ограничения применялись в отношении продовольственных продуктов, мазута, дизельного топлива и пр.).
 
 
Статья 9. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан
 
1. При ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Республики Казахстан условиями перемещения товаров и транспортных средств являются фактическое пересечение таможенной границы и совершение действий, установленных таможенным законодательством Республики Казахстан.
2. При вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории Республики Казахстан условием перемещения является подача таможенной декларации или иное действие, направленное на вывоз товаров и транспортных средств. К иным действиям относятся:
1) вход (въезд) физического лица, выезжающего за пределы Республики Казахстан, в зону таможенного контроля;
2) подача лицом, перемещающим товары и транспортные средства, уведомления о вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории Республики Казахстан;
3) въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через таможенную границу Республики Казахстан с целью выезда с таможенной территории Республики Казахстан;
4) сдача товаров лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере транспорта, либо международных почтовых отправлений организациям, оказывающим международные почтовые услуги для отправки за пределы таможенной территории Республики Казахстан.
3. Перемещение через таможенную границу Республики Казахстан валютных ценностей осуществляется в соответствии с валютным законодательством Республики Казахстан и настоящим Кодексом.
 
Порядок перемещения товаров и транспортных средств по новому таможенному законодательству получил дальнейшее развитие. Содержание статьи 9 Таможенного кодекса Республики Казахстан более обширно регулирует соответствующие отношения при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. 
Условия перемещения при ввозе и вывозе товаров и транспортных средств различны, однако следует заметить, что фактическое пересечение таможенной границы может оказаться, в конечном счете, обязательным в том и другом случаях. Таможенный кодекс Республики Казахстан определяет само перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу как совершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с таможенной территории Казахстана любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи.
Подача декларации (грузовой или пассажирской) при вывозе товаров и транспортных средств становится основным условием установленного порядка, хотя следует заметить, что при заявлении соответствующего таможенного режима и других таможенных целей представляются документы, предусмотренные Таможенным кодексом Республики Казахстан.
Правительством регулярно пересматриваются и утверждаются правила перемещения товаров и транспортных средств физическими лицами в льготном, упрощенном порядке. Данная статья предусматривает основное условие – уведомление таможенных органов о вывозе товаров и транспортных средств.   
Агентством таможенного контроля утверждены формы обязательства о вывозе/ввозе товаров и транспортных средств, правила заполнения и учета таможенного приходного ордера и его форма.
Кроме того, таможенные органы являются органами валютного контроля, основные направления которого заключаются в определении соответствия проводимых операций законодательству, наличия необходимых документов; проверка правомерности, обоснованности платежей, полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям. Таможенные органы обеспечивают контроль за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства; информируют Национальный Банк о движении товаров и транспортных средств через таможенную границу; уведомляют Национальный банк и банки второго уровня о выявленных ими нарушениях валютного законодательства.
  
    
Статья 10. Таможенное оформление
 
Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан, подлежат таможенному оформлению в порядке и на условиях, предусмотренных таможенным законодательством Республики Казахстан.
Таможенное оформление представляет важный блок всего таможенного законодательства и представляет совокупность действий и процедур, совершаемых лицами (декларантами) и таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Законодательство различает основное таможенное оформление, направленное на совершение действий по декларированию товаров и транспортных средств и помещению их под определенный таможенный режим.  
Таможенный кодекс Республики Казахстан регулирует основные и дополнительные положения, относящиеся к таможенному оформлению. К первым относятся: порядок и технология производства оформления; начало и окончание таможенного оформления; место и время совершения операций; документы и сведения; присутствие полномочных лиц и представителей при оформлении; язык, на котором производится таможенное оформление; грузовые и иные операции; условия пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено; отбор проб и образцов товаров. Дополнительные положения предусматривают приоритетный и упрощенный порядок таможенного оформления.
Кроме того, к разделу 9 «Таможенное оформление» в Таможенном кодексе Республики Казахстан отнесены главы, регулирующие вопросы декларирования и выпуска товаров, функционирования таможенного брокера. В отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, Таможенный кодекс Республики Казахстан предусматривает особенности таможенного оформления (раздел 10, глава 53).  
 
 
Статья 11. Выбор и изменение таможенного режима
 
1. По выбору лица товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан, помещаются под определенный таможенный режим в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Таможенный режим товаров и транспортных средств может быть изменен лицом на другой таможенный режим в зависимости от предназначения и цели использования товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таможенный режим предназначен для определения статуса товаров и транспортных средств именно в таможенном отношении. Таможенный кодекс Республики Казахстан предусматривает 17 таможенных режимов (в прежнем законодательстве было представлено 15 режимов), что расширяет возможности при перемещении через таможенную границу, при этом имеют значение цели перемещения и использования товаров и транспортных средств.
Сам по себе выбор лицом таможенного режима носит достаточно конкретный характер и зависит от порядка и условий, предусмотренных Кодексом и иными нормативными правовыми актами. В частности, Таможенным кодексом Республики Казахстан предусматривается раздел 6 «Таможенные режимы» (главы 15-32), регулирующий основные параметры того или иного таможенного режима в зависимости от предназначения и условий помещения товаров и транспортных средств. Агентство таможенного контроля как уполномоченный орган по вопросам таможенного дела определяет правила таможенного оформления по тем или иным таможенным режимам (к примеру, Правила таможенного оформления товаров в таможенном режиме свободной таможенной зоны – утверждены приказом от 7 мая 2003 года № 187).
Если возникает необходимость скорректировать предназначение и цель использования товаров и транспортных средств лицо (декларант) имеет право изменить заявленный таможенный режим на другой. Здесь следует заметить, что после завершения таможенного оформления таможенного режима отказа от товара в пользу государства изменение этого режима не допускается.
  
 
Статья 12. Соблюдение мер нетарифного регулирования при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан
 
1. При перемещении через таможенную границу Республики Казахстан товаров и транспортных средств, подлежащих нетарифному регулированию, декларант обязан представить таможенным органам Республики Казахстан документы, подтверждающие соблюдение мер нетарифного регулирования, в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
2. Запрещенные к ввозу и вывозу товары и транспортные средства подлежат немедленному вывозу за пределы таможенной территории Республики Казахстан либо соответственно возврату на указанную территорию, если законодательными актами Республики Казахстан или международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, не предусмотрена конфискация таких товаров и транспортных средств.
Вывоз или возврат товаров и транспортных средств осуществляется лицом, перемещающим товары и транспортные средства, либо перевозчиком.
3. Товары и транспортные средства, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Республики Казахстан или к вывозу за пределы указанной территории, выпускаются таможенными органами Республики Казахстан при условии соблюдения требований, установленных законодательными актами или международными договорами Республики Казахстан.
 
В первоначально принятом кодифицированном акте (Указ Президента о таможенном деле от 20 июля 1995 года) предусматривалась категория «мера экономической политики», замененная в 1999 году на понятие «меры нетарифного регулирования». Тем самым, общеэкономический аспект таможенного администрирования (регулирования) получил больший управленческий оттенок. Причем меры нетарифного регулирования получили более широкий спектр и диапазон применения, и, в частности, включают – запреты и ограничения на ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств, квотирование, лицензирование, подтверждение соответствия стандартам и требованиям по безопасности товаров (в том числе технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные, радиационные, экологические стандарты) и иные требования, устанавливаемые законодательными актами и (или) нормативными постановлениями Правительства Республики Казахстан. 
Документы в сфере таможенного дела можно разделить на 3 группы: документы для целей учета, документы при декларировании товаров, документы в соответствии с выбранными таможенными режимами, предусмотренными статьями 381-383 Таможенного кодекса Республики Казахстан. Указанные группы документов, представляемые декларантами, в совокупности позволяют разрешать таможенным органам задачи как тарифного, так и нетарифного регулирования.
К запрещенным к ввозу и вывозу товарам и транспортным средствам можно отнести, как и ранее предусмотренные таможенным законодательством, исходя из интересов государственной безопасности, морально-нравственных интересов, защиты жизни и здоровья человека, охраны окружающей природной среды, животных и растений, художественного, археологического и исторического достояния, защиты права собственности и объектов интеллектуальной собственности, защиты интересов потребителей и других жизненно важных интересов государства. Если такие товары и транспортные средства ввезены или соответственно вывезены с совершением правонарушения, в том числе предусматривающего конфискацию товаров и транспортных средств, в таких случаях проводятся в установленном порядке необходимые процессуальные действия. Таможенный кодекс Республики Казахстан предусматривает немедленный вывоз либо соответственно возврат товаров и транспортных средств, запрещенных к ввозу либо вывозу и возлагает ответственность на лицо, перемещающее их либо на перевозчика.
Государство сохраняет право на ограничение к ввозу/вывозу определенных групп товаров и транспортных средств, в соответствии с которым таможенные органы не возмещают дополнительные расходы по их соответственно вывозу/возврату.
 
 
Статья 13. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами
 
1. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами до их выпуска осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами после их выпуска осуществляются в соответствии с условиями заявленного таможенного режима.
  
Законодательство различает порядок пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами до и после их выпуска. Общий порядок не допускает пользование и распоряжение ими до завершения таможенного оформления. В то же время, Таможенным кодексом Республики Казахстан предусматривается приоритетный порядок таможенного оформления товаров, необходимых для ликвидации стихийных бедствий, аварий, катастроф, скоропортящихся товаров, живых животных, радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, экспресс-грузов, гуманитарной и технической помощи, сообщений и материалов для целей массовой информации. Также можно отметить упрощенный порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, предусматривающий их выпуск при представлении минимального объема сведений, необходимых для идентификации.
Порядок и условия пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами определяются в соответствии с выбранным таможенным режимом (главы 16-32 Таможенного кодекса Республики Казахстан).   
 
Статья 14. Условный выпуск
 
Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан, в отношении которых льготы по уплате таможенных платежей и налогов предоставлены при условии соблюдения ограничений либо установлены иные условия и требования, определенные настоящим Кодексом, подлежат условному выпуску.
При условном выпуске товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем.
Таможенный кодекс Республики Казахстан предусматривает льготы по таможенным платежам (глава 41) в отношении товаров, предоставляемых в виде освобождения от обложения таможенными платежами и тарифных преференций.
В настоящей статье законодатель, очевидно, имел в виду под «льготами по уплате таможенных платежей и налогов» изменение сроков их уплаты. Под изменением сроков понимается перенос уплаты таможенных пошлин на более поздний срок, но не более чем на три месяца, производимых в форме отсрочки или рассрочки. Лицам, имеющим задолженность по уплате таможенных платежей и налогов либо уклоняющимся от их уплаты, а также в отношении, которых возбуждена процедура банкротства, отсрочка или рассрочка не предоставляется.
Общий порядок в сфере таможенного дела гласит, что таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Казахстана. Условный выпуск товаров и транспортных средств не освобождает от осуществления таможенного контроля.
 
 
Статья 15. Таможенный контроль
 
Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан, подлежат таможенному контролю.
Таможенный контроль осуществляется таможенными органами Республики Казахстан в порядке и формах, установленных настоящим Кодексом.
Таможенный контроль проводится не только в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Это касается также: таможенной декларации, документов и сведений о товарах и транспортных средствах; деятельности лиц в качестве таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, а также в отношении лиц, осуществляющих деятельность в рамках отдельных таможенных режимов и по оказанию таможенных услуг по временному хранению; соблюдения установленных ограничений на право пользования и распоряжения товарами; исчисления и уплаты таможенных платежей и налогов.
Порядок проведения таможенного контроля предусматривается в конкретных формах контроля, каковыми являются (их 11): проверка таможенной декларации, документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенный надзор; осмотр товаров и транспортных средств; таможенный досмотр товаров и транспортных средств; личный досмотр; маркировка товаров специальными марками либо нанесение на них идентификационных знаков в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и налоговым законодательством; проверка системы учета товаров и транспортных средств и отчетности по ним; учет товаров и транспортных средств; осмотр помещений и территорий.
 
 
Раздел II. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
 
Глава 3. СТРУКТУРА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
 
Статья 16. Таможенные органы Республики Казахстан
 
Таможенные органы Республики Казахстан - государственные органы, в пределах своей компетенции участвующие в реализации таможенной политики и непосредственно осуществляющие таможенное дело в Республике Казахстан, а также выполняющие иные полномочия, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.
Таможенные органы входят в систему органов исполнительной ветви единой государственной власти. Это положение вытекает из конституционного закона «О Правительстве Республики Казахстан» от 18.12.1995 года, настоящего Кодекса и положения об Агентстве таможенного контроля от 06 сентября 2002 года.
Статья 23 закона о Правительстве определяет статус и круг полномочий центрального исполнительного органа, не входящего в состав Правительства. Положением об Агентстве таможенного контроля определяется статус этого органа, осуществляющего, в целях обеспечения экономической безопасности Республики Казахстан, непосредственное руководство, межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные, разрешительные функции в сфере таможенного дела. Подчеркивается, что Агентство таможенного контроля является правоохранительным органом. Наряду с правоохранительными функциями таможенных органов выделим контрольную функцию и функцию фискального характера, что позволяет в пределах компетенции участвовать в реализации таможенной политики с использованием таможенного дела как инструмента государственного регулирования.          
 
 
Статья 17. Система таможенных органов
 
1. Единую систему таможенных органов Республики Казахстан (далее – таможенные органы) составляют:
1) уполномоченный орган по вопросам таможенного дела;
2) территориальные подразделения уполномоченного органа по вопросам таможенного дела по областям (городам республиканского значения, столице) (далее – территориальные подразделения уполномоченного органа по вопросам таможенного дела);
3) таможни;
4) таможенные посты;
5) контрольно-пропускные пункты на таможенной границе Республики Казахстан;
6) специализированные таможенные учреждения.
2. Для решения задач в сфере таможенного дела  уполномоченным органом по вопросам таможенного дела по решению Правительства Республики Казахстан создаются таможенные лаборатории, кинологические, учебные, вычислительные центры и другие специализированные таможенные учреждения.
3. Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела является юридическим лицом и действует на основании положения, утверждаемого Правительством Республики Казахстан.
4. Территориальные подразделения уполномоченного органа по вопросам таможенного дела и таможни являются юридическими лицами и действуют на основании положений, утверждаемых уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
5. Таможенные посты и контрольно-пропускные пункты не являются юридическими лицами и действуют на основании положений, утверждаемых уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
6. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений уполномоченного органа по вопросам таможенного дела осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
7. Структура и штатная численность таможенных органов утверждается уполномоченным органом по вопросам таможенного дела в пределах лимита штатной численности, утвержденного Правительством Республики Казахстан.
8. Таможенные органы и находящиеся в их распоряжении морские и внутренние водные суда имеют опознавательный флаг и опознавательный знак таможенных органов. На автотранспортных средствах и воздушных судах, находящихся в распоряжении таможенных органов, размещается опознавательный знак таможенных органов. Описание и порядок применения опознавательного флага и опознавательного знака таможенных органов утверждаются Правительством Республики Казахстан.
 
Таможенный кодекс Республики Казахстан, определяя систему таможенных органов, увеличил число входящих звеньев и наименования отдельных из них. 
Уполномоченным органом по вопросам таможенного дела является Агентство таможенного контроля. Впервые такой орган был предусмотрен в таможенном законодательстве в 1999 году, но он не входил в систему таможенных органов, осуществляя при этом общее руководство таможенным делом (Министерство государственных доходов), которому подчинялся центральный таможенный орган – Таможенный комитет.
Следующим звеном выступают территориальные подразделения уполномоченного органа по вопросам таможенного дела, что также является относительным изменением по сравнению с прежним законодательством, предусматривающим только таможенные управления. Таможни и таможенные посты не изменили статуса и места в системе.
Существенным дополнением этой системы стало введение новых структур – контрольно-пропускных пунктов и специализированных таможенных учреждений. (На 1 августа 2003 года в системе по-прежнему функционируют 16 таможенных управлений, 12 таможен и 161 таможенный пост).
В соответствии с Таможенным кодексом Республики Казахстан к числу специализированных таможенных учреждений отнесены таможенные лаборатории, кинологические, учебные и вычислительные центры. Функционируют центральная лаборатория с дислокацией в г. Астана, региональная лаборатория в г. Алматы, отдел таможенных экспертиз и исследований в таможенных управлениях по Восточно-Казахстанской области и по Атырауской области. Созданный кинологический центр обслуживает все правоохранительные структуры страны, учебно-методический центр обеспечивает первоначальную подготовку и переподготовку сотрудников. Повышение подведомственных структур (в отличие от прежнего законодательства) до статуса специализированных таможенных учреждений, безусловно, должен позволить лучше решать задачи таможенной системы в целом.    
Агентство таможенного контроля, территориальные подразделения и таможни являются в соответствии с законодательством юридическими лицами. Агентство в соответствии с Положением о нем вносит предложения в Правительство о создании, реорганизации и ликвидации таможенных управлений, таможен и некоторых специализированных таможенных учреждений.
Таможенные посты и контрольно-пропускные пункты не являются юридическими лицами, положения о которых утверждает Агентство таможенного контроля.
Агентство таможенного контроля в пределах лимита штатной численности, определяемого Правительством, утверждает структуру и штатную численность таможенных органов.
Таможенные органы как специализированная государственная служба имеют опознавательный знак (эмблему) и опознавательный флаг, описание и порядок применения, которых были утверждены постановлением Правительства от 6 июня 1997 года № 932.
Опознавательный знак представляет собой 8-гранную золотую звезду, внутри которой изображен золотой шанырак на голубом фоне. Внутри звезды на золотом фоне над шаныраком – надпись белым шрифтом «Кеден» и под шаныраком – «Gustoms». Опознавательный знак (эмблема) применяется на всех видах транспортных средств, находящихся в распоряжении таможенных органов, а также используется в качестве отличительного знака на форменной одежде.
Опознавательный флаг таможенных органов представляет собой полотнище, верхняя часть которого голубого цвета, а нижняя часть зеленого. Голубой цвет олицетворяет национальный флаг Казахстана, зеленый цвет – общепринятый международный знак таможенных границ. Соотношение голубого и зеленого цветов составляет пропорцию 50:50. В центре расположен белый круг, в котором находится золотая 8-гранная звезда, олицетворяющая нашу планету, и в ней – золотой шанырак с тонкой золотистой каймой. Внутри звезды, сверху на золотом фоне надпись «Кеден» и снизу – «Customs» белым шрифтом. Отношение ширины флага к его длине – 1:1,5.
 
 
Статья 18. Принципы деятельности таможенных органов
 
Деятельность таможенных органов строится на принципах:
1) законности;
2) обеспечения прав на защиту и равенства перед законом, уважения и соблюдения прав участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела;
3) гласности.
 
Функционирование таможенной системы в целом (начиная с 1991 года) получило наконец законодательное закрепление принципов деятельности таможенных органов, что является подтверждением государственной и общественной важности таможенной сферы Казахстана.
Принцип законности заключается в обеспечении требований соблюдения и исполнения законов, как самими таможенными органами, так и всеми участниками таможенных правоотношений. Служба в таможенных органах является специальным видом государственной службы (ст. 505 Таможенного кодекса Республики Казахстан), поэтому принципы государственной службы (ст. 3 Закона «О государственной службе» от 23 июля 1999 года) также распространяются и на указанные органы. Принципы, выделяемые в настоящей статье, практически полностью отражаются в указанном Законе.
Принцип обеспечения прав на защиту и равенства перед законом, уважения и соблюдения прав участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела заключается в обязанностях таможенных органов (ст. 24 Таможенного кодекса Республики Казахстан) соблюдать законные права участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела; рассматривать жалобы на решения, действия (бездействие) нижестоящего таможенного органа и его должностных лиц; оказывать в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической и иной деятельности содействие в реализации их прав; обеспечивать на постоянной основе своевременное информирование в том числе об изменениях и дополнениях в таможенном законодательстве; обеспечивать своевременное рассмотрение и представление ответов или совершение иных действий, вытекающих из поступающих запросов и предложений; осуществлять безвозмездно консультирование в сфере таможенного дела.
Принцип гласности заключается в открытости деятельности и также находит отражение в законодательно закрепленных нормах и положениях о деятельности таможенных органов. Задачи и полномочия таможенных органов, взаимодействие с участниками таможенных правоотношений, информирование и консультирование в сфере таможенного дела в достаточной степени гарантируют реализацию этого принципа. Практика деятельности таможенных органов, в частности Агентства таможенного контроля и территориальных его подразделений, пошла по пути создания и активного функционирования консультативных советов при этих органах, в состав которых включаются участники внешнеэкономической и иной деятельности, общественные организации, ученые в сфере таможенного дела, должностные лица.
 
 
Статья 19. Задачи таможенных органов
 
Задачами таможенных органов являются:
1) участие в разработке и реализации таможенной политики Республики Казахстан;
2) обеспечение в пределах своей компетенции экономического суверенитета и экономической безопасности Республики Казахстан;
3) обеспечение соблюдения таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль, за исполнением которого возложен на таможенные органы;
4) обеспечение соблюдения мер тарифного и нетарифного регулирования, установленных законодательством Республики Казахстан в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан;
5) защита прав и законных интересов участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела;
6) борьба с правонарушениями в сфере таможенного дела в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
7) осуществление и совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Казахстан;
8) осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;
9) обеспечение выполнения международных обязательств Республики Казахстан и участие в разработке международных договоров Республики Казахстан в сфере таможенного дела; осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями по вопросам  таможенного дела;
10) участие в реализации единой бюджетной политики, развитии материально-технической и социальной базы таможенных органов;
11) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;
12) проведение радиационного контроля на государственной границе Республики Казахстан;
13) выполнение иных задач, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Задачи таможенных органов в ходе совершенствования таможенного законодательства несколько менялись, однако они продолжают нести ответственность за разработку и реализацию таможенной политики, совершенствование инструментария таможенного дела, обеспечение функциональных обязанностей и др.
Участие в разработке и реализации таможенной политики была и остается ключевой задачей, прежде всего уполномоченного органа по вопросам таможенного дела – Агентства таможенного контроля. Влияя на сферу государственного регулирования внешнеэкономической и иной деятельности путем применения инструментария таможенного дела, таможенная политика как составная часть внутренней и внешней политики государства должна получить адекватное отражение в Концепции таможенной политики страны и принимаемых управленческих решениях.   
Обретение Казахстаном суверенитета и независимости естественно нуждается в укреплении государственности. Новые области государственного регулирования и управления обеспечивают национальную безопасность. В Казахстане принят Закон «О национальной безопасности» от 26 июня 1998 года, в соответствие с которым таможенные органы выполняют задачи и несут ответственность за обеспечение экономической безопасности государства. В Преамбуле этого Закона отмечается, что обеспечение национальной безопасности является главным условием развития Республики Казахстан как независимого суверенного государства. Экономическая безопасность – состояние защищенности национальной экономики от внутренних и внешних условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и экономическую независимость. Таможенные органы должны обеспечивать охрану таможенной границы, а в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Республики Казахстан и государственной границы, контролировать перемещение товаров и транспортных средств физическими и юридическими лицами.
Задача обеспечения таможенными органами соблюдения таможенного законодательства достаточно понятна. Что касается обеспечения соблюдения иного законодательства, контроль, за исполнением которого возложен на таможенные органы, то можно выделить соответствующие нормы административного, уголовного, финансового, валютного, налогового, гражданского законодательства, законодательства о национальной безопасности, внешнеэкономической деятельности, об экспортном и радиационном контроле, международного права (международных договоров).   
Меры тарифного и нетарифного регулирования обеспечиваются таможенными органами всеми законодательно закрепленными средствами (инструментарием) таможенного дела, компетенцией и функциями таможенных органов.
Задача защиты прав и интересов участников внешнеэкономической и иной деятельности определена не случайно, хотя необходимо напомнить о «властных отношениях между государством и указанными лицами» (см. ст. 1 Таможенного кодекса Республики Казахстан.
Борьба с правонарушениями в сфере таможенного дела осуществляется в соответствии с административным и уголовным/уголовно-процессуальным законодательством. Правонарушения состоят, как известно, из административных проступков (нарушений) и преступлений. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях содержит главу 26 «Административные правонарушения в сфере таможенного дела», включающую ст.ст. 400–438. В то же время важно отметить, что таможенные органы рассматривают также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 140 (часть 1) «Нарушение правил вывоза или отправки сырья, продовольственных и промышленных товаров за пределы Республики Казахстан», 141 «Нарушение правил приема сырья, продовольственных и промышленных товаров для отправки за пределы Республики Казахстан» Таможенного кодекса Республики Казахстан. Из административных правонарушений в сфере таможенного дела не все подведомственны таможенным органам, а только статьи 400-404, 405 (части 2 и 3), 406-408, 411, 412, 420, 422, 425, 431, 435, 436 (часть 1), 438 Таможенного кодекса Республики Казахстан.
Уголовное законодательство Республики Казахстан состоит исключительно из Уголовного кодекса и предусматривает составы таможенных преступлений, содержащихся в статье 209 «Экономическая контрабанда», статье 214 «Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов», статье 250 «Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено».
Таможенные органы осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль в рамках действующего таможенного законодательства, задача совершенствования которых должна быть направлена на ускорение товарооборота путем упрощения таможенных процедур, сокращения сроков оформления, документооборота.
Осуществление валютного контроля таможенными органами заключается в надзоре и контроле за валютными операциями и исполнением нормативных правовых актов, составляющих валютное законодательство. В частности, это касается Инструкции об экспортно-импортном валютном контроле, утверждаемой Национальным банком, которая проходит процедуру согласования с уполномоченным органом по вопросам таможенного дела – Агентством таможенного контроля. Таможенные органы информируют Национальный банк и банки второго уровня о движении товаров и транспортных средств через таможенную границу и уведомляют их о нарушениях валютного законодательства.
Задача обеспечения выполнения международных обязательств Республики Казахстан вытекает из содержания соответствующих международных договоров. Таможенные органы в лице Агентства таможенного контроля участвуют в разработке международных договоров в сфере таможенного дела. Из наиболее значимых можно назвать Соглашение о Таможенном союзе (1995 года), Договор о создании Таможенного союза и Едином экономическом пространстве (1999 года), Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (2000 года) и др. Осуществление сотрудничества с таможенными органами и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями происходит в рамках договоренностей и соглашений. Так, Республика Казахстан является членом Всемирной таможенной организации (ВТО) с 1992 года.   
Участие таможенных органов в реализации единой бюджетной политики заключается в выполнении функции фискального характера. Таможенные платежи и налоги составляют существенную долю доходной части государственного бюджета. Материально-техническая и социальная база таможенных органов решается в рамках программ развития таможенной службы, утверждаемых Правительством.
Меры по защите национальной безопасности базируются на системе безопасности и полномочиях таможенных органов, деятельность которых должна отвечать их предназначению. Задачи защиты жизни и здоровья человека и охраны окружающей среды связаны с осуществлением таможенными органами контрольной функции. Задача проведения радиационного контроля ставится, начиная с 1 января 2004 года, причем не только на таможенной границе, но и на государственной границе. Необходимо до этого срока решить проблемы технического оснащения контрольно-пропускных пунктов и таможенных постов, находящихся непосредственно на границе.
Иные задачи таможенных органов могут вытекать из законодательных актов Республики Казахстан.
 
 
Статья 20. Места нахождения таможенных органов
 
1. Места нахождения таможенных органов определяются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов и (или) участников внешнеэкономической и иной деятельности.
2. Таможенные органы располагаются в помещениях, принадлежащих непосредственно таможенным органам, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
3. Таможенные органы в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, могут располагаться на территории и (или) в помещениях, принадлежащих лицам, осуществляющим деятельность в качестве таможенного брокера, таможенного перевозчика, владельцам складов временного хранения, таможенных и (или) свободных складов, а также на территории и (или) в помещениях таможенных терминалов, аэропортов, портов, железнодорожных и автомобильных станций, вокзалов и участников внешнеэкономической деятельности.
В таких случаях необходимые территории и (или) помещения таможенным органам предоставляются на договорной основе в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Республики Казахстан.
4. Земельные участки для таможенных органов предоставляются в землепользование в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан.
 
Территориальные подразделения уполномоченного органа по вопросам таможенного дела – таможенные управления располагаются в областных центрах (городах Алматы и Астана). Таможни находятся в основном на казахстанско-китайской таможенной границе. Расположение таможенных постов и контрольно-пропускных пунктов непосредственно на таможенной границе со статусом приграничных достаточно понятно, хотя место - нахождение первых определено и со статусом внутренних, а также располагающихся в аэропортах, железнодорожных станциях. В целом, на места нахождения таможенных органов оказывают влияние объемы пассажирских и грузовых потоков, развития регионального внешнеэкономического потенциала, запросы участников внешнеэкономической и иной деятельности.
Помещения, в которых функционируют таможенные органы, могут им принадлежать, либо они могут располагаться на территориях или в помещениях иных структур на договорной основе.
Земельные участки, предоставленные таможенным органам в землепользование, остаются в государственной собственности (ст. 26 Земельного кодекса Республики Казахстан). Земельный кодекс Республики Казахстан подчеркивает, что не могут находиться в частной собственности земельные участки, занятые для таможенных нужд. При этом государственные землепользователи осуществляют хозяйствование, а также реализуют другие права землепользователя с учетом целевого назначения данного участка и уставных целей деятельности землепользователя (ст. 39 Земельного кодекса Республики Казахстан).     
 
 
Статья 21. Места проведения таможенных процедур
 
Таможенные процедуры с товарами и транспортными средствами осуществляются в зонах таможенного контроля, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
 
Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, допуска в них определяет Агентство таможенного контроля. Таможенный кодекс Республики Казахстан определяет, что зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае необходимости осуществления осмотра или таможенного досмотра товаров и создаваемых на время проведения таких операций.
 
Статья 22. Время работы таможенных органов
 
1. Время работы таможенных органов определяется уполномоченным органом по вопросам таможенного дела в соответствии с законодательством Республики Казахстан с учетом условий,  предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
2. Время работы таможенных органов в портах, аэропортах, железнодорожных станциях и иных пунктах пропуска через таможенную границу Республики Казахстан должно быть согласовано со временем работы других контролирующих органов и служб в этих местах. 
3. Время работы таможенных органов в пунктах пропуска через таможенную границу Республики Казахстан по возможности должно совпадать со временем работы таможенных органов иностранных  государств, имеющих совместную таможенную границу с Республикой Казахстан.
 
Время работы должностных лиц и самих таможенных органов определяется в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан. В то же время Таможенный кодекс Республики Казахстан, с учетом особенностей законодательства о государственной службе и функционирования других служб, предусматривает согласование со временем работы иных контролирующих органов и служб в портах, аэропортах, железнодорожных станциях и пунктах пропуска через таможенную границу Казахстана. Режим рабочего времени в пунктах пропуска должен совпадать на совместной таможенной границе со временем работы таможенных органов сопредельных государств.
 
Глава 4. ПОЛНОМОЧИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
 
Статья 23. Права таможенных органов
 
Таможенные органы вправе:
1) в пределах своих полномочий издавать нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Кодексом;      
2) запрашивать и получать от государственных органов и органов иностранных государств, участников внешнеэкономической и иной деятельности необходимую информацию, документы, сведения, относящиеся к сфере таможенного дела;
3) осуществлять лицензирование и контроль за деятельностью лицензиатов по обеспечению ими лицензионных требований в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан о лицензировании;

стр. 1
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>