<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

54.                     Происхождение товаров со свободных складов подтверждается сертификатом о происхождении товара. При отсутствии указанного сертификата товар рассматривается:
1) в целях взимания вывозных таможенных пошлин и применения мер нетарифного регулирования как казахстанский - при вывозе за пределы таможенной территории Республики Казахстан;
2) в целях взимания ввозных таможенных пошлин и налогов, а также применения мер нетарифного регулирования как иностранный - при ввозе на остальную часть таможенной территории Республики Казахстан.
 
            Комментируемая статья определяет особенности таможенно-тарифного регулирования и применения мер нетарифного регулирования при ввозе иностранных и казахстанских товаров на свободный склад, а также ввоза их  со свободного склада на остальную часть таможенной территории Республики Казахстан. Меры нетарифного регулирования заключаются только соблюдением требований по безопасности товаров. При этом, таможенные пошлины и налоги при ввозе иностранных товаров на территорию Республики Казахстан взимаются таможенными органами в зависимости от заявленного таможенного режима, например: выпуск для свободного обращения, таможенный склад, временный ввоз. Так как казахстанские товары ввозятся на территорию свободного склада и вывозятся со склада на остальную территорию РК в упрощенном порядке, без предоставления ГТД (см. комментарий к ст.242), они освобождаются также и от уплаты таможенных сборов.
            Товары, произведенные, отремонтированные, переработанные и вывозимые в другие страны, рассматриваются как иностранные и освобождаются от уплаты таможенных пошлин, взимаемых при таможенном оформлении, а также от применения мер нетарифного регулирования, в случае наличия сертификата  происхождения товаров со свободных складов.
            Товары, произведенные, отремонтированные, переработанные и ввозимые на остальную таможенную территорию Республики Казахстан, рассматриваются как иностранные и не освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов, взимаемых при таможенном оформлении, а также от применения мер нетарифного регулирования, в случае отсутствия сертификата происхождения товаров со свободных складов.
55.               
56.                     Статья 246. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности свободного склада
 
57.                     1. Помещение, предназначенное для учреждения свободного склада, должно отвечать следующим требованиям:
1) находиться в собственности владельца склада либо быть арендовано им на срок не менее трех лет с момента подачи заявления на выдачу лицензии;
2) быть обозначено и огорожено по периметру;
3) на территории свободного склада не должны быть расположены здания (строения) и сооружения, не являющиеся частью склада;
4) иметь в наличии места для досмотра товаров;
5) обустроено и оборудовано для совершения операций по переработке товаров.
58.                     2. Свободные склады должны соответствовать установленным требованиям на протяжении всего срока их функционирования.
59.                      
Среди квалификационных требований, предъявляемых к деятельности свободного склада, в составе которого имеется обособленное помещения для временного хранения товаров, можно отметить требование к ограждению и обозначению. Как правило, таможенные органы придерживаются общего принципа ограждения, а именно: территория склада, включая примыкающие разгрузочные площадки (одно или несколько складских помещений и площадок при условии их местонахождения на единой территории по одному адресу), должна быть, обозначена и огорожена по всему периметру и иметь твердое покрытие, обеспечивающее безопасное передвижение транспортных средств. Ограждение территории склада должно представлять собой непрерывную конструкцию из железобетона, бетона, кирпича, металлоконструкций либо из комбинации данных материалов и быть высотой не менее 2,2 метра, за исключением случаев расположения склада внутри капитального здания (строения), обеспечивающего сохранность товаров.
Порядок обозначения свободного склада, как зона таможенного контроля, регламентируется «Правилами создания, обозначения и допуска в зоны таможенного контроля» утвержденными приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 200.
Обозначение зоны таможенного контроля осуществляется знаками следующих размеров: высота - 50 см, ширина - 100 см. На синем поле знака белыми буквами в три строки на трех языках (казахском, русском и английском) исполнена надпись «Зона таможенного контроля». Размеры букв должны быть по высоте - 10 см, по ширине - 3,7 см.
Как правило, по результатам осмотра помещений и территорий составляется «Заключение на соответствие квалификационным требованиям и условиям», форма которого утверждена приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 21 мая 2003 г. № 226 «Об утверждении форм актов осмотра/ досмотра товаров и транспортных средств, осмотра помещений и территорий и заключения на соответствие квалификационным требованиям и условиям», соответствовать которым свободные склады должны в течение всего периода функционирования.
 
Статья 247. Лицензия на учреждение свободного склада
 
60.                     1. Свободный склад учреждается после получения лицензии, выданной уполномоченным органом по вопросам таможенного дела. Такая лицензия выдается казахстанскому лицу, являющемуся собственником площадей, предназначенных для учреждения свободного склада, или распоряжающемуся ими на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
61.                     2. Отношения, связанные с лицензированием и не урегулированные настоящей главой, регулируются законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
62.                     3. Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела обеспечивает опубликование информации об учрежденных и действующих свободных складах.
63.                     4. Лицензия на учреждение свободного склада передаче другому лицу не подлежит.
 
Отношения, связанные с государственным лицензированием деятельности или определенных действий, подлежащих лицензированию, регулируются Законом Республики Казахстан от 17 апреля 1995 г. № 2200 «О лицензировании». Согласно этого закона наличие лицензии среди видов предпринимательской деятельности требуется для деятельности, осуществляемой в рамках отдельных таможенных режимов, в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан, а также оказание таможенных услуг. По объему деятельности, лицензия на учреждение свободного склада является генеральной, то есть, выдаваемой на занятие определенным видом деятельности, без ограничения срока. Допускается выдача генеральной лицензии на несколько видов деятельности, если они входят в единый технологический комплекс, например: наличие в помещении (месте), предназначенном для учреждения склада временного хранения, изолированной части, предназначенной для временного хранения товаров, также являющейся лицензированным видом деятельности.
По территориальной сфере деятельности действие лицензии на учреждение свободного склада  ограничивается определенной территорией Республики Казахстан. Для сравнения: лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера может быть распространена на всю территорию Республики Казахстан.         
Учет лицензий, а также контроль за соблюдением лицензионных правил осуществляет лицензиар.
            Реестр учрежденных и действующих свободных складов публикуется в печатных изданиях  и на официальном web-сайте КТК МФ  РК.
            Установление запрета на передачу лицензии другому лицу полностью соответствует основным принципам лицензирования, одним из которых является  не отчуждаемость лицензии, то есть не допущение передачи лицензиатом другим физическим или юридическим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами.
 
Статья 248. Документы, необходимые для получения лицензии на учреждение свободного склада
 
1. Для получения лицензии на учреждение свободного склада необходимы следующие документы:
1) заявление лица о выдаче лицензии по установленной форме;
2) подтверждающие соответствие требованиям пожарной безопасности, санитарным и техническим нормам;
3) нотариально засвидетельствованные копии регистрационных документов;
4) подтверждающие уплату сбора за выдачу лицензии;
5) подтверждающие право собственности или владения и пользования в отношении соответствующих помещений или мест;
6) планы, чертежи помещений и территорий, заявляемых в качестве свободного склада.
64.                     2. При изменении сведений, указанных в заявлении и документах, определенных в подпунктах 5) и 6) пункта 1 настоящей статьи, лицензиат уведомляет таможенный орган о соответствующих изменениях не позднее тридцати календарных дней с даты внесения изменений.
 
            Комментируемая статья устанавливает перечень необходимых документов для получения лицензии на учреждение свободного склада.
Одним из документов является заявление лица, форма которого установлена приложением 6 к постановлению Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 1995 г. № 1894.
            Неотъемлемым и обязательным должно быть выполнено условие уплаты таможенного сбора за учреждение свободного склада. Ставки таможенных сборов за выдачу лицензии установлены постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 669 «Об утверждении Ставок таможенных сборов, сборов и платы, взимаемых таможенными органами». Ставки сборов варьируются в зависимости от площади учреждаемого свободного склада – до 1000 кв.м. либо свыше 1000 кв.м.          
           
65.               
66.                     Статья 249. Приостановление действия лицензии на учреждение свободного склада
 
67.                     1. При несоблюдении владельцем свободного склада требований и обязанностей, установленных настоящим Кодексом, действие лицензии может быть приостановлено по решению уполномоченного органа по вопросам таможенного дела на срок до шести месяцев с указанием причины приостановления, за исключением субъектов малого предпринимательства, действие лицензии которых приостанавливается по решению суда.
2. Решение о приостановлении действия лицензии принимается приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела с указанием причин приостановления.
3. Действие лицензии приостанавливается со дня принятия соответствующего решения. При приостановлении действия лицензии помещение товаров на свободный склад не допускается. Товары, помещенные на свободный склад до приостановления лицензии, должны быть перемещены под таможенным контролем на другой свободный склад либо помещены под иные таможенные режимы.
4. Действие лицензии возобновляется после устранения причин, по которым ее действие было приостановлено, со дня принятия уполномоченным органом по вопросам таможенного дела решения о возобновлении действия лицензии.
 
            Комментируемая статья определяет порядок приостановления действия лицензии на учреждение свободного склада, в случае невыполнения установленных статьями  244 и 246 Таможенного кодекса РК. При этом, действие лицензии субъектов малого предпринимательства приостанавливается только по решению суда.
В соответствии со статьей 3 закона Республики Казахстан от 19 июня 1997 года № 131-1 «О государственной поддержке малого предпринимательства» субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя.
Решения о приостановлении действия лицензии и ее возобновлении принимаются приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела после подтверждения об устранении причин, на основании которых было приостановлено действие лицензии, и соответствии квалификационным требованиям, предъявляемым к свободным складам.
68.               
69.                     Статья 250. Отзыв лицензии на учреждение свободного склада
 
1. Лицензия может быть отозвана уполномоченным органом по вопросам таможенного дела в случаях:
1) представления заведомо недостоверных сведений;
2) неисполнения лицензиатом требований, содержащихся в лицензии;
70.                     3) неустранения причин, по которым действие лицензии было ранее приостановлено;
4) запрещения судом лицензиату заниматься деятельностью по оказанию услуг свободного склада.
2. Решение об отзыве лицензии оформляется приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела с обоснованием такого решения.
3. Отзыв лицензии на учреждение свободного склада у владельца, являющегося субъектом малого предпринимательства, производится по решению суда.
4. Отзыв лицензии действует со дня принятия решения об отзыве.
5. При отзыве лицензии владелец свободного склада не позднее пятнадцати календарных дней со дня получения решения об отзыве обязан возвратить лицензию в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела.
6. Повторное заявление о выдаче лицензии на учреждение свободного склада может быть рассмотрено по истечении двух лет со дня вынесения решения об отзыве лицензии при условии устранения причин, послуживших основанием для ее отзыва.
 
Пунктом 6 статьи 23 Закона Республики Казахстан от 17.04.95 г. №2200 «О лицензировании» определено, что законодательными актами, регулирующими отдельные виды деятельности, могут быть предусмотрены и иные основания, и порядок отзыва лицензии.
Комментируемая статья устанавливает следующие случаи отзыва лицензии на учреждение свободного склада:
1)      представления заведомо недостоверных сведений;
2)      неисполнения лицензиатом требований, содержащихся в лицензии;
3)      неустранения причин, по которым  действие лицензии приостановлено;
4)      запрещение судом лицензиату заниматься деятельностью по оказанию услуг свободного склада.
Необходимо отметить, что отзыв лицензии на учреждение свободного склада у владельца, являющегося субъектом малого предпринимательства, проводится по решению суда.
Порядок отзыва лицензии на учреждении свободного склада аналогичен  с порядком отзыва лицензии на учреждения магазина беспошлинной торговли, таможенного склада. (См. комментарий к ст. 139,149 Т. К. РК).
 
Статья 251. Прекращение действия лицензии на учреждение свободного склада
 
1. Лицензия на учреждение свободного склада прекращает свое действие по решению уполномоченного органа по вопросам таможенного дела в случаях:
1) отзыва лицензии;
2) прекращения деятельности свободного склада с представлением в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела письменного заявления владельца свободного склада;
3) реорганизации или ликвидации юридического лица, являющегося владельцем свободного склада.
2. Решение о прекращении действия лицензии на учреждение свободного склада оформляется приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела с указанием причины такого прекращения.
3. При прекращении деятельности свободного склада, реорганизации или ликвидации юридического лица владелец свободного склада обязан в течение пятнадцати календарных дней с момента прекращения действия лицензии возвратить лицензию в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела.
71.                     4. При прекращении деятельности свободного склада товары, помещенные под таможенный режим свободного склада до принятия решения о прекращении действия лицензии, могут быть перемещены на другой свободный склад в порядке, определенном главой 12 настоящего Кодекса, либо в отношении данных товаров действие таможенного режима свободного склада должно быть завершено в течение тридцати календарных дней со дня принятия решения о прекращении действия лицензии.
В случае, если на свободном складе находятся товары, подвергающиеся операциям по переработке, таможенный орган извещает лицо, поместившее данные товары на свободный склад, о его ликвидации.
72.                     При этом таможенный режим свободного склада сохраняется в отношении данных товаров до завершения последней операции переработки.
 
При прекращении действия лицензии на учреждение свободного склада товары,  помещенные под таможенный режим свободного склада, могут быть перемещены под таможенным контролем на другой свободный склад в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита, в порядке и на условиях, согласно комментариев к главе 12 Таможенного кодекса РК.
В целях завершения таможенного контроля после выполнения всех процедур с товарами, помещенными на свободный склад, а также с товарами, подвергающиеся переработке до завершения операций по переработке, владелец таможенного склада представляет окончательный отчет о движении товаров, транспортных средствах и ином оборудовании таможенному органу.
 
Глава 32. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ
 
Статья 252. Назначение специального таможенного режима
 
Специальный таможенный режим - таможенный режим, при котором отдельные категории товаров перемещаются через таможенную границу Республики Казахстан без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
 
            Введение нового таможенного режима прежде всего было продиктовано особенностями перемещения некоторых категорий товаров, перечисленных в статье 253 Таможенного кодекса РК, перемещение которых не является предметом купли-продажи, либо иного возмездного отчуждения, коммерческого использования и потребления.
В подавляющем случае – это расходуемые материалы, но тем не менее помещение их под известные нам таможенные режимы, предполагающие ввоз в Республику Казахстан, вывоз из Республики Казахстан и транзиту через указанную территорию, не совсем корректно и искажали бы статистику внешней торговли Республики Казахстан.
             
Статья 253. Товары, помещаемые под специальный таможенный режим
 
Помещению под специальный таможенный режим подлежат следующие товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан в порядке, установленном уполномоченным органом по вопросам таможенного дела:
1) товары, вывозимые за пределы таможенной территории Республики Казахстан и предназначенные для обеспечения функционирования загранучреждений и иных официальных представительств Республики Казахстан за рубежом;
2) товары, перемещаемые через таможенную границу между воинскими учреждениями Республики Казахстан, дислоцированными на таможенной территории Республики Казахстан и за ее пределами;
3) бортовые запасы и судовые припасы, перемещаемые на транспортных средствах морского, воздушного и железнодорожного видов транспорта, предназначенные для обеспечения нормального функционирования и технического обслуживания указанных транспортных средств, обеспечения жизнедеятельности их экипажа и пассажиров;
4) товары, перемещаемые через таможенную границу и предназначенные для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе товары, предназначенные для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, либо для передачи благотворительным некоммерческим организациям в этих же целях; товары, необходимые для проведения спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ и сил гражданской обороны, участвующих в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
5) образцы сырья либо промышленной продукции, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан для проведения исследований (сертификации) в целях определения возможного спроса данного сырья либо промышленной продукции. При этом под образцом понимается минимальное количество сырья либо промышленной продукции, не имеющее коммерческой ценности, достаточное для проведения таких исследований.
 
Правовое таможенное регулирование при перемещении товаров, заявленных под специальный таможенный режим определяется  Таможенным кодексом РК, «Правилами помещения товаров под специальный таможенный режим», утвержденными приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 2 июля 2003 года № 333 «О порядке помещения товаров под специальный таможенный режим».
            В соответствии с данными Правилами при помещении товаров под специальный таможенный режим необходимо учитывать следующие требования:
1) по товарам, указанным в подпункте 1) комментируемой статьи – письмо-подтверждение государственного органа, имеющего загранучреждение или иное официальное представительство Республики Казахстан за рубежом с указанием конкретного перечня товаров;
2) по товарам, указанным в подпункте 2) комментируемой статьи –  письмо-подтверждение Министерства обороны Республики Казахстан, Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Комитета национальной безопасности Республики Казахстан с указанием конкретного перечня товаров;
73.                     3) по товарам, указанным в подпункте 3) пункта – перечень товаров, заверенный транспортной организацией;
74.                     4) по товарам, указанным в подпункте 4) пункта 2:
75.                     –товаросопроводительные документы с указанием предназначения товара;
76.                     – письмо-подтверждение Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям либо Агентства Республики Казахстан по государственным материальным резервам с указанием конкретного перечня товаров;
            В соответствии с Законом Республики Казахстан от 5 июля 1996 г. № 19-1 «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» понятие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера означает чрезвычайные ситуации, вызванные стихийными бедствиями (землетрясениями, селями, лавинами, наводнениями и другими), природными пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, поражениями сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями, а также чрезвычайные ситуации, вызванные промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях.
77.                     5) по товарам, указанным в подпункте 5) – документы, подтверждающие цель вывоза товаров, а также заключение Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан либо Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан о минимальном необходимом количестве образцов сырья либо промышленной продукции.
 
Раздел 7. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
 
Глава 33. Перемещение транспортных средств
 
Статья 254. Таможенные режимы, применяемые к транспортным средствам
 
Транспортные средства (включая порожние), за исключением случаев, предусмотренных статьями 262, 267 настоящего Кодекса, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан, подлежат таможенному оформлению в упрощенном порядке, предусмотренном настоящей главой, в соответствии с режимами временного ввоза и временного вывоза с полным освобождением от таможенных платежей, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
           
Статья 254 Таможенного кодекса РК устанавливает, что транспортные средства, за исключением транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу в качестве товара, а также временного ввоза и вывоза транспортных средств физическими лицами подлежат таможенному оформлению в упрощенном порядке, предусмотренном главой 33 Таможенного кодекса РК, в соответствии режимами временного ввоза и временного вывоза с полным освобождением от таможенных платежей, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
 
Статья 255. Порядок перемещения транспортных средств
 
1. Транспортные средства, следующие через таможенную границу Республики Казахстан, перемещаются исключительно через пункты пропуска и подлежат остановке и стоянке в них для осуществления таможенных процедур, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Продолжительность стоянки транспортных средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, должна быть минимальной и не превышать для железнодорожного транспорта времени, установленного национальной железнодорожной компанией по согласованию с уполномоченным органом по вопросам таможенного дела и органами пограничного контроля, для автомобильного транспорта - до пяти часов, для морского, внутреннего водного - до одних суток, за исключением случаев, когда начало или завершение таможенных процедур не может быть осуществлено по причинам, не зависящим от таможенных органов.
3. Отправление транспортных средств из мест их стоянки производится после завершения таможенных процедур, предусмотренных главой 10 настоящего Кодекса при въезде на таможенную территорию Республики Казахстан и главой 14 настоящего Кодекса при выезде с таможенной территории Республики Казахстан.
 
Таможенные органы наделяются правом определять места остановки транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, в том числе и в качестве товара для проведения таможенных процедур.
Таможенные процедуры – совокупность действий, совершаемых таможенными органами Республики Казахстан и лицами, в сфере таможенного дела в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
Местами остановки транспортных средств являются в свою очередь пункты пропуска (территория, определенная Правительством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан в пределах автомобильного, железнодорожного вокзала, станции, аэропорта, аэродрома, морского, речного порта либо иного оборудованного места, для пропуска лиц, товаров и транспортных средств через государственную (таможенную) границу Республики Казахстан.
При несоблюдении требования остановить транспортное средство в установленном месте таможенный орган может осуществлять принудительную остановку, используя для этого специальные средства              (наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества). Принудительная остановка применяется к транспортным средствам, в отношении которых имеются основания, что указанное транспортное средство является объектом правонарушения в сфере таможенного дела, а также к транспортным средствам, которые не выполнили требования должностного лица таможенных органов о проведении в отношении него обязательного таможенного контроля в местах пересечения таможенной границы.
Продолжительность стоянки транспортных средств определяется не в одностороннем порядке таможенными органами, а через согласование позиций таможенного органа и перевозчика.
Продолжительность стоянки транспортных средств должна быть юридически закреплена, а именно должна быть регламентирована совместным межведомственным нормативным правовым актом.
При этом таможенный орган, должен учитывать, что длительные простои транспортного средства могут нанести серьезный экономический ущерб участнику ВЭД.
78.                     Отправление находящегося под таможенным контролем транспортного средства либо транспортного средства, перемещаемого через таможенную границу в качестве товара, из места их стоянки без разрешения таможенного органа влечет предупреждение и наложение.
 
Статья 256. Таможенное оформление временного ввоза и временного вывоза транспортных средств в упрощенном порядке
 
1. Транспортные средства декларируются перевозчиком при непосредственном прибытии транспортных средств в пункт пропуска через таможенную границу Республики Казахстан путем представления в таможенный орган транспортных документов перевозчика, предусмотренных международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
2. Таможенное оформление временного ввоза или временного вывоза транспортных средств осуществляется путем проставления на представленном перевозчиком транспортном документе соответствующих отметок таможенного органа.
 
Таможенное оформление транспортных средств производится в упрощенном порядке в месте их прибытия на таможенную территорию Республики Казахстан или месте убытия с этой территории.
При таможенном оформлении транспортных средств таможенный орган принимает в качестве выездной или въездной декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами Республики Казахстан в области транспорта, если в них содержатся сведения о транспортном средстве, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, сведения о целя ввоза (вывоза) транспортного средства.
При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть въездной и выездной декларации.
Временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию Республики Казахстан с полным освобождением от уплаты таможенных платежей и налогов допускается при соблюдение следующих условий:
1) если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и на территории иностранного государства;
2) если транспортное средство ввозится на таможенную территорию Республики Казахстан и используется иностранным лицом;
3) если транспортное средство не используется на таможенной территории Республики Казахстан во внутренних перевозках;
4) если транспортное средство после ввоза на таможенную территорию не передается в аренду.
Временный вывоз транспортного средства допускается при условии, что это транспортное средство находится в свободном обращении на таможенной территории республики Казахстан и зарегистрировано за казахстанским лицом.
 
Статья 257. Особенности таможенного оформления автотранспортных средств
 
1. При временном ввозе порожнего автотранспортного средства таможенным органом производится оформление удостоверения ввоза порожнего иностранного автотранспортного средства, форма и порядок заполнения которого устанавливаются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
2. При обратном вывозе с таможенной территории Республики Казахстан автотранспортного средства в таможенный орган должны быть представлены документы, подтверждающие временный ввоз автотранспортного средства на таможенную территорию Республики Казахстан.
 
Согласно правилам контроля доставки товаров и транспортных средств ( с изменениями, внесенными приказом Председателя Агентства таможенного контроля РК от 01.12.03г. № 537), утвержденным приказом Председателя Агентства таможенного контроля РК от 12 мая 2003 года  № 197 при временном ввозе порожнего автотранспортного средства таможенным органом производится оформление удостоверения ввоза порожнего иностранного автотранспортного средства, по установленной форме.
            Удостоверение ввоза является бланком строгой отчетности и оформляется таможенным органом отправления, расположенным в месте ввоза транспортного средства на таможенную территорию республики Казахстан в двух экземплярах (первый выдается владельцу транспортного средства, либо его представителю, второй – остается в таможенном органе).
            Удостоверение ввоза должно быть заверено печатью таможенного органа, также подписью и личной номерной печатью должностного лица этого таможенного органа.
            Таможенный орган устанавливает срок пребывания порожнего транспортного средства на территории Республики Казахстан, исходя из возможностей транспортного средства, намеченного маршрута, но не свыше предельного срока, определяемого из расчета две тысячи километров за один месяц.
            Регистрация Удостоверений ввоза иностранного порожнего транспортного средства производится в журнале по установленной форме.
 
Статья 258. Операции с временно ввезенными и временно вывезенными транспортными средствами
 
1. С временно ввезенными и временно вывезенными транспортными средствами допускается совершать обычные операции по их техническому обслуживанию или ремонту, потребовавшиеся при их нахождении на территории иностранного государства либо использовании на территории Республики Казахстан.
2. При совершении ремонта временно вывезенного транспортного средства, связанного с заменой частей транспортного средства, подлежащих учету в соответствующих уполномоченных государственных органах Республики Казахстан, замененная часть подлежит таможенному оформлению, за исключением случаев осуществления бесплатного ремонта согласно условиям договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, либо осуществления ремонта, необходимого для восстановления транспортного средства после его повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, имевших место за пределами таможенной территории Республики Казахстан. Особенности таможенного оформления частей воздушных судов, замененных при совершении технического обслуживания или ремонта, определяются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела по согласованию с соответствующим уполномоченным государственным органом.
3. Замененные запасные части и оборудование временно ввезенных транспортных средств, которые не были вывезены за пределы таможенной территории Республики Казахстан, или временно вывезенных транспортных средств, которые не были ввезены на таможенную территорию Республики Казахстан, подлежат таможенному оформлению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
4. В случае передачи права пользования и (или) распоряжения либо отчуждения временно ввезенного транспортного средства казахстанскому лицу либо временно вывезенного транспортного средства иностранному лицу лицо, которым фактически осуществлено перемещение транспортного средства через таможенную границу Республики Казахстан, обязано заявить соответствующий таможенный режим.
 
Комментируемая статья Таможенного кодекса РК устанавливает порядок таможенного оформления частей транспортных средств, замененных при совершении технического обслуживания или ремонта, а также определяют порядок таможенного оформления частей временного ввезенных (вывезенных) воздушных судов, замененных при их техническом обслуживании или ремонте.
С временно ввезенными транспортными операциями допускается совершать обычные операции по техническому обслуживанию или ремонту, которые потребовались при их следовании к таможенной территории Республики Казахстан либо использовании на указанной территории.
К примеру: замена моторного масла, охлаждающей жидкости, замена шин, ремней и т.д.
Дополнительное разъяснение в части операции по ремонту, техническому обслуживанию и других подобных операции необходимо к комментарию статьи 260 ТК РК,
Замененные части воздушных судов – части (детали, агрегаты, механизмы и их части), установленные взамен изношенных, пришедших в негодность, а также дополнительные части, установленные в целях поддержания и сохранения технических характеристик изношенных.
Таможенное оформление частей воздушных судов, установленных на воздушных судах при их техническом обслуживании и ремонте, производится таможенными органами Республики Казахстан без их помещения на временное хранение.
Для производства таможенного оформления частей воздушных судов, установленных на воздушных судах при их техническом обслуживании или ремонте, осуществленном во время нахождения казахстанских воздушных судов и судов, арендованных казахстанскими авиапредприятиями, на территории иностранного государства и иностранных воздушных судов на территории Республики Казахстан, в таможенный орган должны быть представлены:
1) грузовая таможенная декларация, заполненная в установленном порядке с учетом следующих особенностей:
2) электронная копия грузовой таможенной декларации;
3) акт выполненных работ – документ, подтверждающий выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту, в результате которых произошла замена частей воздушного судна. В акте выполненных работ должны быть отражены следующие сведения:
название замененных частей (деталей, агрегатов);
чертежные либо серийные номера;
дата замены;
4) инвойсы (счет-фактуры) на работы по техническому обслуживанию или ремонту, в результате которых произошла замена частей воздушного судна, на приобретенные части (детали, агрегаты), предназначенные для замены;
5) сертификат годности или паспорт на приобретенные части (детали и агрегаты).
 
Статья 259. Сроки временного ввоза и временного вывоза транспортных средств
 
1. Обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства должен быть осуществлен незамедлительно после завершения перевозочных операций, для осуществления которых оно было ввезено на таможенную территорию Республики Казахстан, с учетом сроков доставки товаров и транспортных средств, предусмотренных статьей 79 настоящего Кодекса.
При невозможности вывоза временно ввезенного транспортного средства в установленные сроки по причинам, не зависящим от лица, осуществившего его ввоз, срок обратного вывоза транспортного средства может быть продлен таможенным органом без предоставления права его эксплуатации до начала фактического вывоза транспортного средства с территории Республики Казахстан. Общий срок временного ввоза транспортного средства с учетом продления не должен превышать один год.
2. Обратный ввоз временно вывезенного транспортного средства осуществляется в сроки, не превышающие одного года с момента его фактического вывоза с таможенной территории Республики Казахстан.
 
Комментируемая статья устанавливает, что обратный вывоз временного ввезенного транспортного средства должен осуществляться незамедлительно после завершения транспортной операции, для совершения которой оно было временно ввезено.
При этом, сроки доставки товаров до таможенных органов назначения при внутреннем таможенном транзите устанавливается таможенным органом отправления в соответствии с обычными сроками доставки, исходя из возможностей транспортного средства, установленного маршрута и других условий перевозки, но не свыше предельно срока, определяемого из расчета две тысячи километров за один месяц.
В исключительных случаях в целях осуществления таможенного контроля таможенный орган вправе устанавливать срок временного ввоза транспортного средства исходя из заявления перевозчика и с учетом всех обстоятельств, связанных с осуществлением предполагаемой транспортной операции.
По мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает первоначальный срок.
 
Статья 260. Обратный ввоз и обратный вывоз транспортных средств
 
1. До истечения сроков, установленных статьей 259 настоящего Кодекса, временно вывезенные транспортные средства должны быть возвращены на таможенную территорию Республики Казахстан, а временно ввезенные транспортные средства должны быть вывезены за пределы таможенной территории Республики Казахстан либо заявлены к иному таможенному режиму, предусмотренному для товаров.
При этом заявление таможенного режима экспорта товаров либо временного вывоза товаров допускается без фактического представления временно вывезенного транспортного средства таможенному органу.
2. Обратный вывоз и обратный ввоз транспортных средств осуществляются в упрощенном порядке с полным освобождением от таможенных платежей, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
 
При обратном ввозе на таможенную территорию Республики Казахстан временно вывезенного транспортного средства таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если транспортное средство не подвергалось за пределами таможенной территории Республики Казахстан операциям по переработке, за исключением:
            - операции по ремонту, техническому обслуживанию и других подобных операций, необходимых для обеспечения его сохранности и эксплуатации (замена моторного масла, охлаждающей жидкости, замена шин, ремней и т.д.)
            - операции по ремонту, осуществляемых бесплатно согласно договора (может быть гарантийное обслуживание);
            - операции по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортного средства после его повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории Республики Казахстан.
            Если транспортное средство, в отношении которого производилось операции по ремонту и другие операции за пределами Республики Казахстан, не подлежит освобождению от уплаты таможенных платежей и налогов.
 
Статья 261 Перемещение через таможенную границу водных и воздушных судов, не используемых для международных перевозок
 
            1. Морские, внутренние водные суда, временно вывозимые за пределы таможенной территории Республики Казахстан, в целях их использования для промысла водных биологических ресурсов, разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, лоцманской проводки, поисковых, спасательных и буксирных операций, подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, санитарного, карантинного и другого контроля, защиты и сохранения морской среды, проведения морских научных исследований, учебных, спортивных и культурных целей, а также в иных целях, связанных с торговым мореплаванием, перемещаются через таможенную границу Республики Казахстан  при их временном вывозе и обратном ввозе применительно к порядку и на условиях, установленной настоящей главой, за исключением транспортных средств, перемещаемых физическими лицами.
            2.  Воздушные суда, за исключением военных воздушных судов, не используемые для международных перевозок товаров и пассажиров, перемещаются через таможенную границу Республики Казахстан при их временном вывозе и обратном ввозе в порядке, предусмотренном настоящей главой.
 
            Данной статьей устанавливается порядок таможенного контроля водных и воздушных судов, перемещаемых через таможенную границу для целей не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
            Таким образом, перемещение указанной категорией транспортных средств через таможенную границу осуществляется по правилам, установленными  главой 33.  
 
Статья 262. Перемещение транспортных средств в качестве товара
 
1. Транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан и вывозимые с таможенной территории Республики Казахстан, в связи с их передачей во временное или постоянное пользование, владение или распоряжение подлежат таможенному оформлению в соответствии с таможенными режимами.
2. Транспортные средства, перемещаемые через таможенную территорию Республики Казахстан транзитом, в связи с их передачей во временное или постоянное пользование, владение или распоряжение от одного иностранного лица другому иностранному лицу подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в соответствии с таможенным режимом транзита товаров.
3. Транспортные средства, ввозимые на территорию Республики Казахстан для осуществления внутренних перевозок (перевозок между пунктами загрузки и разгрузки либо посадки и высадки пассажиров, находящихся на таможенной территории Республики Казахстан), а также перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан для целей переработки, подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению в соответствии с таможенными режимами, применяемыми к товарам.
 
Комментируемая статья четко устанавливает, что транспортные средства, ввозимые на территорию Республики Казахстан как товар, с целью постоянного использования, распоряжения и потребления подлежат таможенному оформлению в соответствии с таможенными режимами.
 
Глава 34. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ  ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
 
Статья 263. Понятия, применяемые в настоящей главе
 
Для целей применения настоящей главы используются следующие понятия:
1) товары, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, – товары, которые не будут использованы физическим лицом с целью извлечения дохода, а также не соответствуют характеру, периодичности перемещения через таможенную границу Республики Казахстан, количеству и иным критериям, установленным Правительством Республики Казахстан;
2) сопровождаемый багаж – товары, непосредственно перемещаемые физическим лицом, следующим через таможенную границу Республики Казахстан;
3) несопровождаемый багаж – товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан перевозчиком по договору перевозки (по багажной квитанции, накладной, коносаменту и другим документам), заключенному с физическим лицом, перемещающим товары;
4) транспортное средство – авто-, мототранспортное средство, прицеп, морское и внутреннее водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или временном распоряжении физического лица, перемещающего данное транспортное средство через таможенную границу Республики Казахстан;
5) конклюдентная форма декларирования – совершение физическим лицом действий, свидетельствующих о том, что в его ручной клади и сопровождаемом багаже не содержатся товары, подлежащие обязательному письменному декларированию.
           
Критерии определения предназначения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Республики Казахстан в настоящее время установлены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 марта 2005 года № 217  .
Товары рассматриваются как предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, если:
1. Частота перемещения товаров превышает 1 (один) раз в месяц;
2. Характер товаров соответствует одной из следующих категорий:
транспортные средства и их части, в том числе подлежащие учету в органах дорожной полиции, кроме мототранспорта и легковых автомобилей, частота перемещения которых не превышает одного раза в год;
подакцизные товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан свыше норм, предусмотренных настоящим постановлением;
профессиональное оборудование (оборудование, используемое в качестве средств труда для осуществления производственной или иной предпринимательской деятельности);
станки;
сырье;
полуфабрикаты;
сельскохозяйственная техника;
строительные материалы;
комплектующие изделия;
2) их количество превышает следующие показатели:
одежда - 2 (два) предмета одного наименования, размера и фасона на человека (за исключением бывших в употреблении);
головные уборы - 2 (два) предмета одного наименования, размера и фасона на человека (за исключением бывших в употреблении);
обувь - 2 (два) предмета одного наименования, размера и фасона на человека (за исключением бывших в употреблении);
продукты питания - 10 (десять) килограмм на человека;
туалетные принадлежности и парфюмерно-косметические изделия - 3 (три) предмета одного наименования на человека (за исключением бывших в употреблении);
мебель - 1 (один) комплект или гарнитур на человека;
кухонная бытовая посуда и приборы - 2 (два) комплекта или сервиза одного вида на человека;
постельные принадлежности - 2 (два) комплекта одного вида на человека;
фото-, аудио-, видео-, оргтехника, бытовая техника и электрические приборы - 1 (один) предмет каждого наименования на человека;
ювелирные изделия - 6 (шесть) предметов на человека;
музыкальные инструменты - 1 (один) предмет на человека;
спортивный инвентарь - 1 (один) комплект на человека;
лекарственные средства - 500 грамм на человека;
печатные издания, видео-, аудиокассеты, компакт диски, фотопленки - 10 (десять) штук каждого наименования на человека;
велосипеды - 2 (два) штуки на человека;
детские игрушки - 2 (два) комплекта и модели на человека;
детские коляски - 1 штука на человека;
другие, не перечисленные выше предметы, используемые в домашнем хозяйстве или быту - 2 (два) предмета каждого наименования на человека.
Необходимо отметить, что под комплектом понимается полный набор, состав чего-либо. Состав (комплектность) товара должен быть представлен в информации для потребителя (этикетки, ярлыки, вкладыши, паспорт, формуляр, руководство по применению) в виде перечня с наименованием «Состав» или «Комплектность».
       Кроме того, указанные количественные показатели не применяются в отношении мебели, печатных изданий, видео-, аудиокассет, компакт дисков, фотопленок, детских игрушек, фото-, аудио-, видео-, оргтехники, бытовой техники и электрических приборов, постельных принадлежностей, кухонной бытовой посуды и приборов, если данные товары являются бывшими в употреблении и перемещаются физическими лицами, переселяющимися на постоянное место жительства в/из Республики Казахстан.
Конклюдентная форма декларирования - это усовершенствованная форма прохождения таможенных процедур в международных пунктах пропуска на государственной границе. Данная форма, прежде всего, отвечает международным стандартам в части упрощения правил таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами, следующими через международные пункты пропуска на таможенной границе Республики Казахстан, а именно в международных аэропортах, речных портах, железнодорожных вокзалах и т.д.
       Порядок прохождения процедур по «зеленому» и «красному» коридорам регламентируется соответствующим нормативным правовым актом, издаваемым уполномоченным таможенным органам по вопросам  таможенного дела
Конклюдентная форма декларирования это, прежде всего самостоятельный выбор самим физическим лицом формы декларирования путем прохождения через вышеописанные коридоры, в котором необходимо засвидетельствовать о том, что в его ручной клади и сопровождаемом багаже не содержатся товары, подлежащие обязательному письменному декларированию.
К примеру: В аэропорту следования авиапассажира по «зеленому коридору» означает декларирование в конклюдентной форме, без декларирования в письменной и устной форме (без заполнения пассажирской таможенной декларации). К ним и товарам, перемещаемым ими, не применяется досмотр и контроль с использованием технических средств таможенного контроля.
В случае если должностное лицо таможенного органа имеет основания полагать, что авиапассажир при себе либо в своем багаже имеет товары, подлежащие обязательному письменному декларированию, должностные лица таможенного органа могут использовать в «зеленом коридоре» соответствующие формы таможенного контроля, предусмотренные Таможенным кодексом РК.
В «зеленом» коридоре также может проводиться выборочный таможенный контроль.
            Перечень товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию регламентирован  статьей 265 Таможенном кодекса РК..
 
 
Статья 264. Порядок перемещения товаров физическими лицами
 
1. Товары, за исключением запрещенных к ввозу в Республику Казахстан или вывозу из Республики Казахстан, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, при соблюдении условий и норм, установленных Правительством Республики Казахстан, перемещаются физическими лицами через таможенную границу Республики Казахстан в льготном порядке, предусмотренном настоящей главой.
2. Товары в пределах весовых и стоимостных норм, установленных Правительством Республики Казахстан, в отношении которых не предусмотрен льготный порядок, могут перемещаться физическими лицами через таможенную границу Республики Казахстан в упрощенном порядке, предусмотренном настоящей главой.
3. Персонал дипломатической службы Республики Казахстан, срок непрерывного пребывания которого в иностранных государствах составляет более шести месяцев, по окончании работы в загранучреждениях Республики Казахстан имеет право ввозить без уплаты таможенных пошлин товары из страны пребывания, предназначенные для личного пользования, в пределах суммы заработной платы, полученной за весь период работы за пределами таможенной территории Республики Казахстан.
4. К товарам, в отношении которых не предусмотрен упрощенный или льготный порядок перемещения через таможенную границу Республики Казахстан, применяется общий порядок таможенного оформления, установленный настоящим Кодексом.
 
В соответствии с ТК РК перемещение товаров физическими лицами является специальной таможенной процедурой, которой посвящена отдельная глава. Положения комментируемой статьи сформулировано достаточно четко и лаконично, согласно которым товары, предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности могут перемещаться физическими лицами в упрощенном, льготном порядке.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим некоторые вопросу перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Республики Казахстан, является постановление Правительства Республики Казахстан от 9 марта 2005 года № 217.
     Постановление предусматривает утверждение определенных условий перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу республики, а именно:
1) критериев определения предназначения товаров;
2) перечней товаров, временный ввоз/вывоз которых допускается с полным освобождением от таможенных платежей, налогов и без применения мер нетарифного регулирования;
3) совокупного таможенного платежа на товары, ввозимые в упрощенном порядке;
4) весовых и стоимостных норм перемещения товаров в упрощенном порядке;
5) условий и норм перемещения товаров в льготном порядке;
6) норм импорта подакцизных товаров, не облагаемых акцизами;
7) условий и норм перемещения товаров в международных почтовых отправлениях.
Товары, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу Республики Казахстан, рассматриваются как предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, если они не соответствуют критериям определения предназначения товаров. При этом такие показатели не применяются в отношении товаров, бывших в употреблении при их перемещении физическими лицами, переселяющимися на постоянное местожительство в/из Казахстан.
Перечень товаров, временный ввоз/вывоз которых допускается с полным освобождением от таможенных платежей, налогов и без применения мер нетарифного регулирования, полностью соответствует международным нормам в сфере таможенного дела («Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (Киотская конвенция), Специальное приложение J, Стандартное правило 20).
Условия и нормы перемещения товаров в международных почтовых отправлениях соответствуют международным нормам, определенным в Конвенции и соглашениях всемирного почтового союза (Пекин. 1999 г.).
Основным вопросом, интересующим физические лица, является льготный и упрощенный порядки. В соответствии с Таможенным кодексом РК льготный порядок перемещения товаров предусматривает полное освобождение от таможенных платежей, налогов и неприменение мер нетарифного регулирования, а упрощенный порядок - освобождение от применения таможенных процедур при таможенном оформлении товаров (заполнение физическим лицом лишь пассажирской таможенной декларации) без освобождения от таможенных платежей, налогов и применения мер нетарифного регулирования.
В то же время физическое лицо может уплачивать таможенные платежи и налоги в виде совокупного таможенного платежа (СТП).
Постановлением ставка СТП определена в размере 17 % от таможенной стоимости.
Введение СТП позволит упростить и облегчить процедуры таможенного оформления и контроля, сэкономить физическому лицу по оплате услуг таможенного брокера и сборов за таможенное оформление.
Тем не менее физическое лицо вправе самостоятельно отказаться от применения СТП в упрощенном порядке и осуществить таможенное оформление в общеустановленном порядке.
Увеличение весовых норм до 1000 кг, перемещаемых физическими лицами в упрощенном порядке, для товаров, относимых к 07 и 08 товарным группам (овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды, съедобные плоды (фрукты) и орехи; кожура и корки цитрусовых или бахчевых культур), связано с тем, что провоз данной продукции весом до 200 кг не оправдывает накладные расходы, связанные с транспортировкой товаров и оформлением грузовой таможенной декларации.
Таможенная стоимость товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную территорию Республики Казахстан, определяется на основе справок, чеков, счетов, квитанций, товарно-транспортных накладных иностранных торговых организаций, а также багажных чеков или квитанций, с учетом фактических расходов, указанных в статьях 306 и 309 Таможенного кодекса Республики Казахстан.
При отсутствии документов, подтверждающих таможенную стоимость, заявленную физическим лицом, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 310, 311, 312, 313 и 314 Таможенного кодекса Республики Казахстан.
 
 
Статья 265. Обязательное письменное декларирование товаров физическими лицами
 
1. При перемещении физическим лицом, пересекающим таможенную границу Республики Казахстан, товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, заявление о них производится путем заполнения пассажирской таможенной декларации, за исключением случаев, когда товары подлежат таможенному оформлению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
2. Обязательному декларированию товаров в письменной форме подлежат следующие товары:
1) оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества;
2) наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры;
3) вывозимые произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат, представляющие историческую, художественную, научную или культурную ценность для государства;
4) ядовитые и сильнодействующие вещества;
5) радиационные материалы;
6) высокочастотные устройства и радиоэлектронные средства связи, использование которых на территории Республики Казахстан подлежит контролю со стороны государственных органов Республики Казахстан;
7) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, их части и полученная из них продукция;
8) валютные ценности, в отношении которых валютным законодательством Республики Казахстан установлены ограничения или условия их ввоза в Республику Казахстан и вывоза из Республики Казахстан;
9) драгоценные металлы и камни, за исключением личных ювелирных изделий, в отношении которых Правительством Республики Казахстан установлен льготный порядок перемещения через таможенную границу Республики Казахстан;
10) подакцизные товары, ввозимые на территорию Республики Казахстан свыше норм, установленных Правительством Республики Казахстан;
11) фармацевтическая продукция, за исключением лекарственных средств, предназначенных только для личного пользования лиц, пересекающих таможенную границу Республики Казахстан, в пути следования либо для проведения лечения;
12) товары, классифицируемые в товарных позициях 9018-9022 по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
13) товары, предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности;
14) товары, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, количество или стоимость которых превышает нормы, установленные Правительством Республики Казахстан;
15) товары, перемещаемые в несопровождаемом багаже;
16) временно ввозимые (вывозимые) товары, в отношении которых не предусмотрено льготное перемещение товаров при их ввозе и вывозе;
17) транспортные средства;
18) товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан в связи с переселением физического лица на постоянное место жительства в Республику Казахстан из иностранного государства либо в иностранное государство из Республики Казахстан.
3. Форма пассажирской таможенной декларации определяется уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
4. Письменное декларирование товаров, перемещаемых лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, осуществляется лицом, его сопровождающим.
5. В отношении товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже, пассажирская таможенная декларация должна быть подана в течение пятнадцати календарных дней со дня представления товаров таможенному органу при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Казахстан и одновременно с представлением товаров таможенному органу при их вывозе.
6. Товары, содержащиеся в несопровождаемом багаже, могут декларироваться лицом, перемещающим товары, или другим лицом, действующим по доверенности лица, перемещающего товары. Ответственность за достоверность сведений, заявляемых таможенному органу, несет лицо, декларирующее товары.
7. Товары, содержащиеся в несопровождаемом багаже лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, подлежат декларированию его родителями или опекунами либо лицами, действующими по доверенности родителей или опекунов.
 
В настоящее время на территории ЕвраАзЭс при декларировании товаров и транспортных средств, физическими лицами действует Единая пассажирская декларация. Форма Единой пассажирской декларации была введена в целях реализации Соглашения об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств-участников ЕвраАзЭС и беспрепятственного перемещения ими товаров и валют от 21.11.98г. и утверждена решением Интеграционного Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан от 05.03. 99г. № 24. Данная форма пассажирской декларации введена в целях унификации таможенного законодательства ЕвраАзЭС.
В указанную форму внесены перечисленные в данной статье товары, подлежащие обязательному декларированию товаров в письменной форме.
Порядок заполнения пассажирской декларации регламентирован Приказом АТК РК от 20.05.03г № 219 «Правила оформления пассажирской таможенной декларации при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан в упрощенном или льготном порядке»
 
Статья 266. Временный ввоз и временный вывоз товаров физическими лицами
 
1. Товары, перечень которых определяется Правительством Республики Казахстан, могут временно вывозиться физическими лицами, постоянно проживающими на территории Республики Казахстан, на срок их временного пребывания в иностранном государстве с полным освобождением от таможенных платежей, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
2. Товары, перечень которых определяется Правительством Республики Казахстан, могут временно ввозиться физическими лицами, постоянно проживающими за пределами территории Республики Казахстан, на срок их временного пребывания в Республике Казахстан с полным освобождением от таможенных платежей, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
3. Правительством Республики Казахстан могут быть установлены ограниченные сроки временного ввоза в льготном порядке в отношении отдельных категорий товаров, временно ввозимых на таможенную территорию Республики Казахстан физическими лицами.
4. Временно ввозимые и временно вывозимые в льготном порядке товары декларируются в письменной форме путем заполнения пассажирской таможенной декларации, за исключением случаев, когда в отношении перемещения данных товаров предусмотрено устное декларирование.
5. Временно ввозимые и временно вывозимые товары подлежат обратному вывозу и обратному ввозу в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли.
6. Товары могут обратно вывозиться и обратно ввозиться через любой таможенный орган.
7. Обратно вывозимые и обратно ввозимые товары освобождаются от таможенных платежей, налогов и применения мер нетарифного регулирования при условии наличия сведений об этих товарах в пассажирской таможенной декларации, оформленной при ввозе и вывозе соответственно.
 
Физические лица, постоянно проживающие за пределами Республики Казахстан, могут временно ввозить без уплаты таможенных платежей (за исключением автотранспортных средств), необходимые этим лицам для личного пользования на территории Республики Казахстан в течении срока их временного пребывания.
Такие товары не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение и распоряжение другим лицам. В случае невыполнения указанных условий, а также в случае, если товары не вывозятся за пределы таможенной территории Республики Казахстан по истечении установленного срока, в отношении таких временно ввозимых товаров взимаются пошлины и налоги.
Физические лица, постоянно проживающие в Республике Казахстан, могут временно вывозить в упрощенном порядке товары, необходимые этим лицам для личного пользования в стране временного пребывания в течении их временного выезда.
Временный ввоз (вывоз) товаров физическими лицами в льготном, упрощенном порядке допускается таможенным органом с учетом целей и всех иных обстоятельств поездки (продолжительность, сезон и т.д.) и на срок, не превышающий время фактического пребывания лица на территории Республики Казахстан (в стране временного пребывания).
Относительно 1 и 2 пункта данной статьи определен перечень товаров, временный ввоз (вывоз) которых допускается без уплаты таможенных платежей и налогов, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 марта  2005 года № 217.
1. Одежда, головные уборы, обувь.
2. Туалетные принадлежности, за исключением расходуемых товаров.
3. Личные ювелирные украшения.
4. Фото-, кино-, видеокамеры и принадлежности к ним.
5. Переносные слайды и кинопроекторы и принадлежности к ним.
6. Переносные видеомагнитофоны и принадлежности к ним.
7. Переносные музыкальные инструменты.
8. Переносные проигрыватели с грампластинками.
9. Переносная звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура (включая диктофоны) с пленками.
10. Переносные радиоприемники.
11. Переносные телевизоры.
12. Переносные пишущие машинки.
13. Переносные калькуляторы.
14. Переносные персональные компьютеры.
15. Бинокли.
16. Детские коляски.
17. Коляски для инвалидов.
18. Спортивные оборудование и принадлежности.
19. Переносные диализаторы и аналогичные медицинские приборы.
20. Мобильные телефоны сотовой связи.
21. Легковые автомобили, в том числе мототранспорт и прицепы к ним.
 
Статья 267. Временный ввоз и временный вывоз транспортных средств физическими лицами
 
1.  Физические лица, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, вправе временно вывозить и обратно ввозить принадлежащие либо переданные им во временное пользование, распоряжение транспортные средства, зарегистрированные в Республике Казахстан, с полным освобождением от таможенных платежей, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
2. Физические лица, постоянно проживающие за пределами территории Республики Казахстан, вправе временно ввозить и обратно вывозить принадлежащие либо переданные им во временное пользование, распоряжение транспортные средства, зарегистрированные в иностранных государствах, с полным освобождением от таможенных платежей, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
3. Срок временного вывоза в льготном порядке транспортных средств не должен превышать сроки временного пребывания лица, осуществившего вывоз транспортного средства, в иностранном государстве.
Срок временного ввоза в льготном порядке транспортных средств не должен превышать в совокупности шесть месяцев в любом последовательном двенадцатимесячном периоде.
При невозможности вывоза транспортного средства в установленные сроки по причинам, не зависящим от лица, осуществившего его ввоз, срок временного ввоза транспортного средства может быть продлен таможенным органом на один месяц без предоставления права его эксплуатации до начала фактического вывоза транспортного средства с территории Республики Казахстан.
4. До истечения установленных сроков временно ввезенные транспортные средства должны быть вывезены за пределы таможенной территории Республики Казахстан либо заявлены к одному из таможенных режимов, предусмотренных для товаров.
5. Транспортные средства могут обратно вывозиться и обратно ввозиться через любой таможенный орган.
6. При вывозе ранее временно ввезенного транспортного средства обязательство об обратном вывозе транспортного средства остается в таможенном органе, через который осуществляется вывоз транспортного средства.
7. При выполнении условий пункта 4 настоящей статьи таможенный орган, осуществляющий оформление транспортного средства в таможенном режиме, предусмотренном для товаров, или таможенный орган, через который осуществляется его вывоз, уведомляет таможенный орган, оформивший обязательство об обратном вывозе транспортного средства, о факте таможенного оформления либо вывоза транспортного средства с таможенной территории Республики Казахстан.
 
Физические лица, постоянно проживающие за пределами Республики Казахстан, могут временно ввозить на таможенную территорию Республики Казахстан без уплаты таможенных платежей и налогов автомобили, зарегистрированные в иностранном государстве. Срок временного ввоза в льготном порядке транспортных средств не должен превышать в совокупности шесть месяцев в любом последовательном двенадцатимесячном периоде.
Такие автомобили не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение или распоряжение другим лицам. В случае невыполнения указанных условий, а также в случае, если автомобили не вывозятся за пределы таможенной территории Республики Казахстан по истечении установленного срока, в отношении таких временно ввезенных автомобилей взимаются таможенные пошлины и налоги.
Временный ввоз автомобилей физическими лицами, постоянно проживающими в Республике Казахстан, без уплаты таможенных платежей и налогов не допускается.

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>