<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 12 мая 2003 года № 186 «Об утверждении формы обязательства о вывозе/ввозе товаров и транспортных средств» утверждена форма обязательства об обратном вывозе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами в льготном порядке.
Данная форма является документом контроля нахождения на территории автотранспортных средств.
Таможенный орган, оформивший документ обязательства при въезде автотранспортного средства, устанавливает контроль нахождения автомобиля на территории РК. Контроль снимается после своевременного выезда автомобиля с территории РК через любой приграничный таможенный орган. 
 
 
Статья 268. Декларирование транспортных средств, временно ввозимых и временно вывозимых физическими лицами в льготном порядке
 
1. Декларирование транспортных средств, временно ввозимых и временно вывозимых в льготном порядке, осуществляется путем заполнения пассажирской таможенной декларации и представления в таможенный орган документов, идентифицирующих транспортное средство, подтверждающих право собственности или владения данным транспортным средством, а также документов, подтверждающих страну постоянного проживания лица, его перемещающего.
2. При декларировании временного ввоза транспортного средства таможенными органами производится оформление обязательства об обратном вывозе транспортного средства, форма которого устанавливается уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
3. Временно ввезенные в льготном порядке транспортные средства не могут отчуждаться, передаваться в пользование или распоряжение другим лицам без помещения их под определенный таможенный режим.
 
 В данной статье были рассмотрены вопросы, касающиеся введения на территории государств-участников ЕвраАзЭС  Единой пассажирской декларации, а также вопросы, связанные с декларированием транспортных средств, временно ввозимых и временно вывозимых физическими лицами в льготном порядке. При этом необходимо обратиться к разъяснению в ст. 265 и 267.
 
Статья 269. Перемещение товаров физическими лицами в льготном порядке
 
1. Льготный порядок перемещения товаров через таможенную границу Республики Казахстан предусматривает полное освобождение от таможенных платежей, налогов и неприменение мер нетарифного регулирования, за исключением мер, предусмотренных настоящей статьей.
2. Декларирование товаров, перемещаемых в льготном порядке, осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу Республики Казахстан одновременно с представлением товаров таможенному органу в устной или конклюдентной форме, за исключением случаев, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса.
Выбор формы декларирования товаров, перемещаемых лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, производится лицом, его сопровождающим.
3. При ввозе несопровождаемого багажа на таможенную территорию Республики Казахстан обязательным условием применения льготного порядка перемещения является представление в таможенный орган пассажирской таможенной декларации, подтверждающей факт перемещения физического лица.
4. При устном декларировании физическое лицо заявляет об отсутствии в ручной клади или сопровождаемом багаже товаров, подлежащих письменному декларированию.
5. Физическое лицо вправе по своему желанию письменно декларировать товары, перемещаемые им через таможенную границу Республики Казахстан, не подлежащие обязательному письменному декларированию.
6. В целях возможности декларирования товаров в конклюдентной форме в пунктах пропуска через таможенную границу Республики Казахстан обустраиваются специально обозначенные места для прохода физических лиц. Требования к обустройству таких мест определяются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
7. Перемещение физического лица через специально обозначенное место для прохода лиц, не имеющих в ручной клади или в сопровождаемом багаже товаров, подлежащих письменному декларированию, рассматривается как заявление таможенному органу о том, что указанное лицо не имеет товары, подлежащие письменному декларированию.
8. В исключительных случаях уполномоченный орган по вопросам таможенного дела вправе установить ограничения на применение конклюдентной формы декларирования. Такое решение принимается с учетом оперативной обстановки, сложившейся в пункте пропуска, особенностей какой-либо следующей через таможенную границу Республики Казахстан категории лиц, специфики государств, из которых могут ввозиться либо в которые могут вывозиться товары, запрещенные в соответствии с законодательством Республики Казахстан к ввозу в Республику Казахстан и вывозу из Республики Казахстан.
9. Товары, указанные в подпунктах 1)-11) пункта 2 статьи 265 настоящего Кодекса, пропускаются через таможенную границу Республики Казахстан при условии наличия разрешительных документов соответствующих уполномоченных государственных органов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
10. Товары, перемещаемые в льготном порядке, подлежат выборочному таможенному досмотру.
11. Таможенный орган вправе требовать от лица, перемещающего товары, предъявление документов, подтверждающих соответствие условий, на основании которых предоставлены льготы.
12. При перемещении товаров физическими лицами в льготном порядке таможенные органы предоставляют возможность прохождения таможенных процедур, не покидая транспортные средства, за исключением случаев, когда это необходимо для соблюдения таможенного законодательства Республики Казахстан.
 
Конклюдентная форма декларирования – это, прежде всего, самостоятельный выбор самим физическим лицом формы декларирования путем прохождения через вышеописанные коридоры, в котором необходимо засвидетельствовать о том, что в его ручной клади и сопровождаемом багаже не содержатся товары, подлежащие обязательному письменному декларированию.
Стоимостные и весовые ограничения при перемещении товаров физическими лицами определены постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 марта  2005 года № 217.
В соответствии с льготным порядком перемещения товаров, ввозимых (вывозимых) на таможенную территорию (с таможенной территории) Республики Казахстан физическими лицами, следующими через таможенную границу Республики Казахстан, таможенное оформление производится с полным освобождением от уплаты таможенных платежей и налогов (за исключением сборов за хранение), без применения мер нетарифного регулирования, за исключением товаров, ограниченных к ввозу в Республику Казахстан или вывозу из Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в следующих случаях:
1) при ввозе (вывозе) из государств-участников (в государства-участники) Таможенного союза физическими лицами, постоянно проживающими в данных государствах, товаров, происходящих из этих государств и не предназначенных для производственной или иной предпринимательской деятельности;
2) при ввозе (вывозе) товаров, происходящих из третьих стран (в третьи страны), не предназначенных для производственной или иной предпринимательской деятельности, общая стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 1000 (тысяча) долларов США, в пределах общего веса багажа до 50 (пятьдесят) килограмм на одного человека;
3) при ввозе (вывозе) физическими лицами, переселяющимися на постоянное место жительства в Республику Казахстан (в иностранное государство), товаров, не предназначенных для производственной или иной предпринимательской деятельности.
Декларирование товаров, указанных в подпунктах 1) и 2), производится в устной форме.
Декларирование товаров, указанных в подпункте 3), производится в упрощенной форме, вне зависимости от их стоимости и количества.
 
 
Статья 270. Перемещение товаров физическими лицами в упрощенном порядке
 
1. Упрощенный порядок перемещения товаров через таможенную границу Республики Казахстан означает освобождение от применения таможенных процедур при таможенном оформлении товаров в соответствии с порядком, установленным настоящим Кодексом, без освобождения от таможенных платежей, налогов и применения мер нетарифного регулирования.
2. Декларирование товаров, перемещаемых в упрощенном порядке, производится одновременно с представлением товаров таможенному органу путем заполнения пассажирской таможенной декларации, а также предъявления документов, подтверждающих личность лица, перемещающего товары, стоимость товара, страну происхождения, соблюдение мер нетарифного регулирования.
3. Таможенная стоимость товаров при декларировании в упрощенном порядке определяется на основании сведений о цене товара, указанных в кассовых или товарных чеках или иных документах, используемых в розничной купле-продаже и подтверждающих оплату товара.
4. При ввозе несопровождаемого багажа на таможенную территорию Республики Казахстан в таможенную стоимость включаются расходы по доставке товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Республики Казахстан.
5. При отсутствии документов, подтверждающих стоимость товаров, таможенным органом за основу исчисления таможенных платежей и налогов принимается таможенная стоимость товаров, заявленная в пассажирской таможенной декларации.
6. При наличии оснований о недостоверности заявленной таможенной стоимости таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость товаров в соответствии с главой 39 настоящего Кодекса.
7. В отношении товаров, перемещаемых в упрощенном порядке, применяются таможенные платежи и налоги, подлежащие уплате при перемещении товаров в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
8. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, могут быть этикетки, ярлыки, паспорта изделий и иные документы, прилагаемые к товарам, в случае если они содержат информацию о стране происхождения данных товаров.
9. При отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, к товарам, перемещаемым в упрощенном порядке, применяются меры тарифного и нетарифного регулирования, установленные настоящим Кодексом.
10. Таможенные платежи и налоги уплачиваются физическими лицами непосредственно при декларировании товаров. При этом должностным лицом таможенного органа производится оформление таможенного приходного ордера, являющегося бланком строгой отчетности, форма, порядок заполнения и учета которого определяются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
11. Если таможенное оформление ввозимых товаров не может быть немедленно завершено из-за невозможности уплаты физическим лицом таможенных платежей и налогов или отсутствия документов, подтверждающих соблюдение мер нетарифного регулирования, товары по желанию перемещающего их лица могут быть:
1) немедленно вывезены им обратно за пределы таможенной территории Республики Казахстан;
2) помещены на склады временного хранения;
3) доставлены до таможенного органа назначения с соблюдением условий доставки товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита для последующего таможенного оформления в таможенном органе назначения.
12. Товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан в упрощенном порядке, заявляются исключительно к режимам выпуска товаров для свободного обращения, экспорта товаров или транзита товаров.
13. Физические лица вправе отказаться от применения упрощенного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан. В этом случае применяется порядок перемещения товаров через таможенную границу Республики Казахстан в соответствии с настоящим Кодексом.
 
Перемещение через таможенную границу товаров, обычно не используемых в быту (сырье, грузовики и т. д.), дает основание таможенному органу полагать, что такие товары ввозятся (вывозятся) для производственной или иной предпринимательской деятельности.
О коммерческом характере дальнейшего использования товаров может свидетельствовать количество однородного товара (одного наименования, фасона, цвета и т. д.). Периодический ввоз и вывоз одним и тем же лицом однородных товаров также может свидетельствовать о коммерческих целях перемещения товаров, если декларант не докажет обратное.
Стоимостные и весовые ограничения при перемещении товаров физическими лицами определены постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 марта 2005 года № 217 .  Так, указанным постановлением при перемещении товаров через таможенную границу РК физическими лицами в упрощенном порядке таможенные платежи могут уплачиваться в виде совокупного таможенного платежа (17%) при условии, что их таможенная стоимость не превышает 10000 (десять тысяч) долларов США, если:
1) общий вес составляет до 2000 (две тысячи) килограммов включительно;
2) по товарным группам 07 и 08, классифицируемым в соответствии с ТНВЭД ЕврАзЭС общим весом до 5000 (пять тысяч) килограммов включительно.
Таможенная стоимость товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную территорию Республики Казахстан, определяется на основе справок, чеков, счетов, квитанций, товарно-транспортных накладных иностранных торговых организаций, а также багажных чеков или квитанций с учетом фактических расходов, указанных в статьях 306 и 309 Таможенного кодекса Республики Казахстан.
При отсутствии документов, подтверждающих таможенную стоимость, заявленную физическим лицом, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 310 – 314 Таможенного кодекса Республики Казахстан.
При упрощенном порядке таможенного оформления формой декларирования является пассажирская таможенная декларация, заполняемая физическим лицом. На основании сведений пассажирской таможенной декларации должностным лицом таможенного органа заполняется и оформляется таможенный приходный ордер.
Таможенный приходный ордер состоит из трех сброшюрованных листов с типографским порядковым номером, является бланком строгой отчетности.
Правила заполнения и учета таможенного приходного ордера и его форма утверждены приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 23 мая 2003 года № 236 «Об утверждении Правил заполнения и учета таможенного приходного ордера и его формы».
Таможенный приходный ордер  заполняется на государственном или русском языках на печатающем устройстве либо формируется и распечатывается с использованием специального программного обеспечения.
 
Глава 35. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЯХ
 
Статья 271. Основные понятия, используемые в настоящей главе
 
В настоящей главе используются следующие основные понятия:
1) международное почтовое отправление – простое или регистрируемое почтовое отправление, принимаемое для пересылки за пределы Республики Казахстан, либо поступающее в Республику Казахстан, либо следующее из одного иностранного государства в другое транзитом через территорию Республики Казахстан;
2) организация, оказывающая международные почтовые услуги, –юридическое лицо, оказывающее услуги почтовой связи в соответствии с законодательством Республики Казахстан о почте и актами Всемирного почтового союза;
79.                     3) место международного почтового обмена – подразделение почтовой связи, в функции которого включена обработка входящих и исходящих международных почтовых отправлений с оформлением международных сопроводительных документов, по которым производится таможенное оформление.
 
80.                     В данной статье даются основные понятия международного почтового обмена, организации, оказывающей международные почтовые обмены, места международного почтового обмена.
81.                     Это, прежде всего, юридические лица, на которые возложены обязательства по предоставлению общедоступных услуг почтовой и специальной связи, осуществлению финансовой деятельности и финансовых услуг.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года № 386-II «О почте» (с изменениями, внесенными Законом РК от 10. 07. 03 г. № 483-II) законодательство Республики Казахстан о почте основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Закона Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года № 386-II «О почте» (с изменениями, внесенными Законом РК от 10. 07. 03 г. № 483-II) и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
82.                     Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора.
Почтовая деятельность осуществляется на основе соблюдения законности, доступности услуг почтовой связи, соблюдения прав и интересов пользователей, свободы перемещения почтовых отправлений на всей территории Республики Казахстан, в том числе свободы транзита, равенства прав физических и юридических лиц в области почтовой связи и использования результатов этой деятельности, обеспечения прав пользователей на тайну переписки, почтовых и иных сообщений с учетом ограничений, установленных законами Республики Казахстан, обеспечения надежности и устойчивости почтовой сети и управляемости ею, единства правил и требований в области почтовой связи.
 
 
Статья 272. Общие положения, относящиеся к международным почтовым отправлениям
 
1. Положения настоящей главы регулируют порядок таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан в международных почтовых отправлениях.
2. К международным почтовым отправлениям относятся следующие виды:
1) письма – простые, заказные, с объявленной ценностью;
2) почтовые карточки – простые, заказные;
3) бандероли и специальные мешки «М» – простые, заказные;
4) секограммы – простые, заказные;
5) мелкие пакеты – заказные;
6) посылки – обыкновенные, с объявленной ценностью;
7) международные отправления экспресс-почты (ускоренный прием, обработка, доставка международного почтового отправления в соответствии с актами Всемирного почтового союза).
3. Пересылка международных почтовых отправлений должна сопровождаться документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза.
4. Организация, оказывающая международные почтовые услуги, по согласованию с уполномоченным органом по вопросам таможенного дела определяет места международного почтового обмена.
83.                     5. Организация, оказывающая международные почтовые услуги, должна на договорной основе обеспечить таможенные органы в местах международного почтового обмена служебными помещениями для осуществления таможенного контроля.
 
В комментируемой статье используются понятия видов международных почтовых отправлений в соответствии с правилами предоставления услуг почтовой связи:
84.                     письмо – почтовое отправление в виде почтового конверта с письменным сообщением и (или) документами;
85.                     почтовая карточка – почтовое отправление с письменным сообщением на стандартном специальном бланке;
бандероль – почтовое отправление с печатными изданиями, деловыми бумагами и другими предметами, вложение, размеры, масса и способ упаковки которого предусмотрены настоящими Правилами;
86.                     в международном почтовом обмене – почтовое отправление с печатными изданиями, мешок «М»;
87.                     секограмма – почтовое отправление с вложением письменных сообщений, написанных секографическим способом, подаваемых открыто, клише со знаками секографии, звуковые записи, предназначенные исключительно для слепых;
88.                     мелкий пакет – международное заказное почтовое отправление с образцами товаров, мелкими предметами подарочного характера, вложение, размеры, масса и способ упаковки которого предусмотрены настоящими Правилами;
89.                     посылка – почтовое отправление с товарами и другими предметами, вложение, размеры, масса и способ упаковки которого предусмотрены настоящими Правилами.
90.                     В соответствии с Законом Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года № 386-II «О почте» (с изменениями, внесенными Законом РК от 10. 07. 03 г. № 483-II). Национальный оператор почты – юридическое лицо, на которое собственником в лице государства возложены обязательства по предоставлению общедоступных услуг почтовой и специальной связи, осуществлению финансовой деятельности и финансовых услуг;
91.                     Национальный оператор почты – юридическое лицо, единственным учредителем и участником которого является государство.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года № 1386 «О Национальном операторе почты Республики Казахстан» Национальным оператором почты Республики Казахстан определено открытое акционерное общество «Казпочта».
ОАО «Казпочта» по согласованию с уполномоченным органом по вопросам таможенного дела определяет места международного почтового обмена.
92.                     На сегодня местами международного почтового обмена на территории Республики Казахстан являются гг.Алматы, Астана, Уральск.
93.                     В местах международного почтового обмена организация, оказывающая международные почтовые услуги, должна на договорной основе обеспечить таможенные органы служебными помещениями с обозначением зоны таможенного контроля, досмотровой техникой, кабинетами, складскими помещениями, мебелью и т. д. для организации таможенного контроля почтовых отправлений.
 
Статья 273. Особенности перемещения товаров в международных почтовых отправлениях
 
1. Не допускается пересылка в международных почтовых отправлениях товаров:
1) запрещенных к ввозу на таможенную территорию Республики Казахстан и вывозу с этой территории;
2) пересылка которых запрещена в соответствии с актами Всемирного почтового союза.
2. К товарам, ограниченным к ввозу на таможенную территорию Республики Казахстан или соответственно к вывозу с этой территории в соответствии с законодательством Республики Казахстан, применяются меры нетарифного регулирования.
3. Товары, пересылаемые в адрес физического лица и не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, перемещаются через таможенную границу Республики Казахстан с полным освобождением от уплаты таможенных платежей и налогов и без применения к ним мер нетарифного регулирования при соблюдении условий и норм, установленных Правительством Республики Казахстан.
4. Организация, оказывающая международные почтовые услуги, предоставляет для осмотра и таможенного досмотра международные почтовые отправления, за исключением писем, почтовых карточек, секограмм для слепых.
5. Международные почтовые отправления не могут быть выданы организацией, оказывающей международные почтовые услуги, их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории Республики Казахстан без разрешения таможенных органов.
6. Письма с объявленной ценностью, мешки «М», бандероли подлежат таможенному контролю без таможенного оформления сопроводительных документов путем проставления отметок на самих отправлениях.
7. Изъятие товаров, запрещенных к ввозу в Республику Казахстан и вывозу из Республики Казахстан, производится таможенными органами в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.
94.                     8. Организация, оказывающая международные почтовые услуги, за утрату международных почтовых отправлений, за их выдачу получателю без разрешения таможенных органов несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
 
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 июля 2002 года № 798 «О перечне предметов, запрещенных к пересылке по почте» утвержден перечень предметов, запрещенных к пересылке по почте.
Предметами, запрещенными к пересылке через таможенную границу Республики Казахстан в международных почтовых отправлениях из Республики Казахстан, являются:
1. оружие: боевое, ручное. стрелковое и холодное, гражданское, служебное, боеприпасы, специальные технические средства двойного применения, комплектующие для них;
2. наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры;
3. ядерные материалы, радиоактивные, сильнодействующие, едкие, взрывчатые, легковоспламеняющиеся вещества, средства взрывания, пиротехники и другие опасные вещества;
4. яды, ядовитые животные, вещества, растения и семена;
5. иностранная валюта и национальная валюта Республики Казахстан, а также аннулированные ценные бумаги (в экспортных почтовых отправлениях), за исключением денежных знаков, пересылаемых в нумизматических целях;
6. рога, копыта, панты маралов, сайгаков, пятнистых оленей, а также шкуры пятнистого оленя (в экспортных почтовых отравлениях), дериваты животных и растения, занесенные в Красную книгу;
7. печатные издания, изобразительные материалы, кино-, фото-, аудио- и видеоматериалы, содержащие пропаганду или агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости, насилия и порнографии;
8. живые животные, кроме пчел, пиявок и шелковичных червей;
9. предметы, которые по своему характеру или упаковке могут представлять опасность для здоровья и жизни почтовых работников, пачкать или портить другие почтовые отправления и почтовое оборудование;
10. скоропортящиеся продукты питания;
11. монеты, банковские билеты, кредитные билеты или какие-либо ценности на предъявителя, дорожные чеки, драгоценные металлы и камни, а также изделия из них (в письмах и посылках без объявленной ценности);
12. предметы, ввоз или обращение которых запрещается в стране назначения.
Запрещенные к пересылке предметы и вещества, обнаруженные в почтовых отправлениях, изымаются на месте операторами почты в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 марта 2005 года № 217 «Некоторые вопросы перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Республики Казахстан» установлено, что таможенное оформление товаров, не предназначенных для производственной или иной предпринимательской деятельности, пересылаемых в международном почтовом отправлении физическим лицом с таможенной территории Республики Казахстан либо в адрес физического лица на таможенную территорию Республики Казахстан, производится с полным освобождением от таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования при условии, что их вес не превышает 31 (тридцать один) килограмм, а общая стоимость не превышает сумму, эквивалентную 1000 (тысяча) долларов США включительно.
В случае, если международное почтовое отправление не превышает при этом стоимостные и весовые ограничения, у должностного лица имеются достаточные основания (см. критерии определения предназначения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Республики Казахстан, утвержденные вышеуказанным постановлением Правительства, а также комментарий ст. 263 ТК РК), что товары предназначены для предпринимательской цели, то производится таможенное оформление с уплатой причитающихся таможенных платежей и налогов. 
95.                     Таможенное оформление товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, осуществляется таможенным органом, в зоне деятельности которого располагается место международного почтового обмена.
96.                     Все товары, перемещаемые через таможенную границу РК в международных почтовых отправлениях, подлежат таможенному контролю, проводимому должностными лицами таможенных органов РК путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра (включая рентгеновский контроль) и в других формах, предусмотренных таможенным законодательством РК.
97.                     Согласно комментируемой статье международные почтовые отправления не могут быть выданы организациями почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории РК без разрешения таможенного органа.
 
Статья 274. Таможенное оформление международных почтовых отправлений
 
1. Таможенное оформление международных почтовых отправлений начинается с проверки документов и сведений, осмотра, осуществляемого с помощью средств технического контроля, а при необходимости – таможенным досмотром со вскрытием упаковки на досмотровом столе операторами организации, оказывающей международные почтовые услуги, и предъявлением вложения должностному лицу таможенного органа.
2. Таможенное оформление товаров, в отношении которых Правительством Республики Казахстан предусмотрен льготный порядок перемещения через таможенную границу Республики Казахстан, осуществляется таможенным органом, в зоне деятельности которого располагается место международного почтового обмена.
3. Таможенное оформление товаров, в отношении которых представляется грузовая таможенная декларация, осуществляется таможенным органом, в зоне деятельности которого располагается подразделение почтовой связи, являющееся конечным пунктом доставки либо начальным пунктом отправления международного почтового отправления.
4. Международные отправления экспресс-почты подлежат таможенному оформлению в приоритетном порядке.
5. Таможенное оформление аудио-, видеозаписи и информации на магнитных и иных носителях осуществляется после таможенного контроля с применением технических средств контроля при наличии сведений о типе электронной вычислительной машины и операционной системе, с использованием которых произведена запись. При отсутствии таких сведений получателю предоставляется возможность расшифровки данной информации. В случае невозможности расшифровки носитель информации возвращается отправителю.
6. Таможенное оформление праха умершего производится в упрощенном порядке при наличии документа медицинского учреждения и документов, выдаваемых соответствующими уполномоченными государственными органами, о подтверждении смерти. Емкость с прахом пломбируется должностным лицом таможенного органа с обязательным проставлением отметки об отсутствии иных вложений.
98.                     7. Государственные награды (ордена, медали, знаки, именные предметы) допускаются к пересылке через таможенную границу Республики Казахстан только по документам о награждении, подтверждающим право собственности лица, перемещающего такие товары в международных почтовых отправлениях с объявленной ценностью.
99.                      
100.                 Пункты 1–5 данной статьи излагают установленные таможенным законодательством формы проведения таможенного контроля международных почтовых отправлений необходимых для таможенных целей. Определенные разъяснения по проведению таможенного оформления даны в ст. 273.
101.                 Таможенное оформление умерших при вывозе за пределы таможенной территории Республики Казахстан производится при наличии санитарных удостоверений медицинских учреждений и документов, подтверждающих кончину и выдаваемых уполномоченными органами.
102.                 Прах, как правило, находится в урнах, опломбированных или опечатанных в присутствии должностного лица таможенного органа Республики Казахстан. При этом должностное лицо таможенного органа на обратной стороне санитарного удостоверения проставляет отметку об отсутствии посторонних вложений и заверяет ее личной номерной печатью и подписью.
 
Статья 275. Декларирование международных почтовых отправлений
 
1. При наличии всех сведений, необходимых таможенным органам, содержащихся в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления, представления грузовой таможенной декларации не требуется, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Декларирование международных почтовых отправлений путем подачи грузовой таможенной декларации требуется в случаях, если:
1) международные почтовые отправления пересылаются юридическими лицами при условии, что:
таможенная стоимость декларируемой партии товара превышает девяносто месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;
в отношении данных товаров установлены меры нетарифного регулирования;
2) стоимость товаров превышает нормы, установленные Правительством Республики Казахстан для перемещения товаров физическими лицами в международных почтовых отправлениях;
3) товары предназначены для производственной и иной предпринимательской деятельности в соответствии с критериями определения предназначения товаров, установленными Правительством Республики Казахстан, пересылаемые физическим лицом с таможенной территории Республики Казахстан либо в адрес физического лица на таможенную территорию Республики Казахстан.
 
103.         Данная статья регулирует порядок таможенного оформления международных почтовых отправлений с обязательным оформлением грузовой таможенной декларации в случаях:
1. Если почтовые отправления поступают в адрес юридических лиц:
 при этом таможенная стоимость декларируемой партии товара превышает девяносто месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;
104.         в отношении данных товаров установлены меры нетарифного регулирования. 
105.         (Применение мер нетарифного регулирования можно отнести к случаям, перемещения через таможенную границу Республики Казахстан в международных почтовых отправлениях  отдельных видов, где необходимо учесть допуск с разрешения иных государственных органов. К примеру, растения, продукты растительного происхождения перемещаются с разрешения органов фитосанитарного контроля, животные, продукты животного происхождения – с разрешения органов ветеринарного надзора, радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства – с разрешения уполномоченного органа в области связи и Комитета национальной безопасности РК, образцы лекарственных средств, незарегистрированных на территории РК при их ввозе на таможенную территорию РК – с разрешения Министерства здравоохранения РК);
106.         2. если  почтовые отправления поступают в адрес физических лиц и их таможенная стоимость превышает в эквиваленте 1000 (тысячу) долларов США и (или) вес которых 31 килограмм;
3. если международное почтовое отправление не превышает стоимостные и весовые ограничения, но при этом у должностного лица имеются достаточные основания (см. критерии определения предназначения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Республики Казахстан, утвержденные вышеуказанным постановлением Правительства, а также комментарий к ст. 263 ТК РК), что товары предназначены для коммерческих и предпринимательских целях.
107.                  
 
Статья 276. Таможенный контроль международных почтовых отправлений
 
1. Товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях через таможенную границу Республики Казахстан, находятся под таможенным контролем.
2. При пересылке товаров в международных почтовых отправлениях на территорию Республики Казахстан таможенный контроль начинается с момента пересечения таможенной границы Республики Казахстан и завершается в момент выпуска товаров.
3. При пересылке товаров в международных почтовых отправлениях за пределы территории Республики Казахстан таможенный контроль начинается с момента предъявления таможенным органам товаров и завершается в момент пересечения таможенной границы Республики Казахстан.
4. Контроль доставки международного почтового отправления в подразделение почтовой связи, являющееся конечным пунктом доставки, осуществляется таможенными органами в порядке, установленном уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
5. При проведении осмотра и таможенного досмотра международных почтовых отправлений таможенные органы в максимальной степени используют технические средства таможенного контроля.
6. Международные почтовые отправления, поступившие в место международного почтового обмена в поврежденном виде, с расхождением в весе, с испорченным вложением или без необходимых сопроводительных документов, предъявляются таможенным органам с приложением акта, оформленного организацией, оказывающей международные почтовые услуги.
7.      При расхождении в количестве и при несоответствии вложения,
108.          выявленных при таможенном досмотре международного почтового отправления, должностным лицом таможенного органа совместно с сотрудником организации, оказывающей международные почтовые услуги, составляется акт таможенного досмотра.
109.                  
110.                 Комментируемая статья устанавливает порядок проведения таможенного контроля  международных почтовых отправлений.
111.                 Таможенный контроль за перемещением через таможенную границу международных почтовых отправлений – одна из важнейших функций, входящих в задачи таможенных органов, выраженная в совокупности мер, осуществляемых таможенными органами РК в целях обеспечения соблюдения законодательства РК и международных договоров.
112.                 Таможенный контроль за перемещением почтовых отправлений нацелен на соблюдение физическими и юридическими лицами, участвующими в таможенном деле, действующих таможенных предписаний и процедур.
Товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях через таможенную границу Республики Казахстан, находятся под таможенным контролем. При пересылке товаров в международных почтовых отправлениях на территорию Республики Казахстан, таможенный контроль начинается с момента пересечения таможенной границы Республики Казахстан и завершается в момент выпуска товаров. При пересылке товаров в международных почтовых отправлениях за пределы территории Республики Казахстан таможенный контроль начинается с момента предъявления таможенным органам товаров и завершается в момент пересечения таможенной границы Республики Казахстан.
Контроль доставки международного почтового отправления в подразделение почтовой связи, являющееся конечным пунктом доставки, осуществляется таможенными органами под таможенным обеспечением, наложенным таможенным органом.
Почтовые отправления, поступившие в место международного почтового обмена в поврежденном виде, с расхождением в весе, с испорченным вложением или без документов, предъявляются к таможенному досмотру с приложением акта, составленного почтовым работником в месте международного почтового обмена за подписями лиц, установивших дефект.
На расхождение в количестве и на другие документы, выявленные в процессе таможенного досмотра поступивших из-за рубежа почтовых отправлений, работниками предприятия связи составляется акт в двух экземплярах.
Первый экземпляр акта вкладывается внутрь почтового отправления, второй экземпляр остается в месте международного почтового обмена.
Товары, ввозимые в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию РК, досматриваются должностными лицами таможенного органа без нарушения фирменной внешней оболочки, за исключением случаев обоснованного подозрения в перемещении контрабанды.
 
Глава 36. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ  ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ
 
Статья 277. Сфера применения настоящей главы
113.                  
114.                 Настоящая глава регулирует порядок таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций, а также в отношении имущества и личного багажа отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся льготами по таможенным платежам на территории Республики Казахстан.
 
115.                 Комментируемая статья регламентирована в соответствии с Венской конвенцией 1961 года о дипломатических сношениях.
            Дипломатические, консульские и иные официальные представительства иностранных государств, международные организации, персонал этих представительств и организаций пользуются функциональными привилегиями и иммунитетами, действующими на время исполнения служебных обязанностей.
            Руководящие должностные лица международных организаций пользуются, как правило, значительным объемом привилегий и иммунитетов, близким или равным объему дипломатических привилегий и иммунитетов.
116.                             Льготы по таможенным платежам определены статьями Венской конвенцией 1961 года о дипломатических сношениях и описаны в комментариях ниже.
Многосторонними или двухсторонними международными договорами определены таможенные льготы для международных организаций и их представительств на территории Республики Казахстан.
 
Статья 278. Понятия, используемые в настоящей главе
 
Основные понятия, используемые в настоящей главе:
1) дипломатическое представительство – представительство иностранного государства, персонал которого аккредитован в Республике Казахстан;
2) консульское учреждение – любое генеральное консульство, консульство, вице-консульство или консульское агентство, персонал которых аккредитован в Республике Казахстан;
3) сотрудники дипломатического представительства – глава представительства и члены персонала представительства;
4) члены персонала дипломатического представительства – члены дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала представительства;
5) консульское должностное лицо – лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций;
6) работники консульского учреждения – консульские должностные лица, консульские служащие (лица, выполняющие административно-технические обязанности) и работники обслуживающего персонала;
7) представительства, приравненные к дипломатическим представительствам, – представительства международных организаций, персонал которых аккредитован в Республике Казахстан;
8) дипломатическая почта – вид связи между государством и его дипломатическим, консульским представительством за рубежом;
9) консульская вализа – один из видов связи консульских учреждений;
10) дипломатический курьер – лицо, уполномоченное на перемещение через таможенную границу Республики Казахстан дипломатической почты;
117.                 11) консульский курьер – лицо, уполномоченное на перемещение через таможенную границу Республики Казахстан консульской вализы.
 
118.                 Основные понятия, используемые в Таможенном кодексе РК, описаны в ст. 7 ТК РК.
119.                 Понятия, используемые в настоящей статье, определены Венской конвенцией 1961 года о дипломатических сношениях в целях применения единого мнения по вопросу о том, на какие организации, лица и товары распространяются дипломатические иммунитеты.
120.                  
Статья 279. Перемещение товаров дипломатическими представительствами иностранных государств
 
Дипломатические представительства иностранных государств на территории Республики Казахстан могут ввозить в Республику Казахстан и вывозить из Республики Казахстан товары, предназначенные для официального пользования представительств, с освобождением от уплаты таможенных платежей и налогов, а также при осуществлении хранения товаров на складах временного хранения или таможенных складах таможенных органов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.
 
121.         Согласно Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях существует классификация только глав дипломатических представительств. По своему назначению дипломатические представительства  в качестве государственных органов внешних сношений можно подразделить на три категории: постоянные дипломатические представительства в других государствах, постоянные представительства при международных организациях и непостоянные представительства, так называемые специальные миссии (различного рода делегации, направляемые со специальной целью для участия в переговорах, конференциях, торжественных церемониях, а также лица, выполняющие особо важное поручение своего правительства, – послы по особым поручениям).
122.         В соответствии с установившейся практикой постоянные дипломатические  представительства в других государствах подразделяются на посольства, дипломатические миссии и соответствующие им представительства Ватикана.
Для того чтобы обеспечить дипломатическим представительствам возможность эффективно осуществлять предусмотренные международным правом функции без контроля со стороны властей государства пребывания (что вытекает из принципа суверенного равенства государств), представляются дипломатические привилегии и иммунитеты
 
 
Статья 280. Перемещение товаров главой дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала представительства
 
1. Глава дипломатического представительства иностранного государства и члены дипломатического персонала представительства, а также проживающие вместе с ними члены их семей, если они не являются гражданами Республики Казахстан, могут ввозить в Республику Казахстан товары, предназначенные для их личного пользования, включая товары для первоначального обзаведения, и вывозить из Республики Казахстан товары, предназначенные для их личного пользования, с освобождением от уплаты таможенных платежей и налогов, а также при осуществлении хранения товаров на складах временного хранения или таможенных складах таможенных органов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования
123.         2. Личный багаж главы дипломатического представительства иностранного государства, членов дипломатического персонала представительства, а также проживающих вместе с ними членов их семей, если они не являются гражданами Республики Казахстан, освобождается от таможенного досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит товары, не предназначенные для личного пользования, или товары, ввоз или вывоз которых запрещен либо регулируется законодательством Республики Казахстан о карантине растений. Такой досмотр товаров должен проводиться только в присутствии данного лица или его уполномоченного представителя.
124.                  
125.                  
126.         Таможенные льготы для дипломатических представительств иностранных государств представляют собой разновидность дипломатических иммунитетов.
127.         Такими товарами обычно являются автотранспортные средства, мебель, оргтехника, строительные материалы, канцелярские товары. Предназначение этих товаров для официальных нужд дипломатического представительства подтверждается соответствующими письмами, письменными обращениями, направляемыми дипломатическим представительством в адрес таможенного органа, производящего таможенное оформление.
128.         Предназначение товаров может оговариваться в контракте или обозначаться иным способом. Количество автотранспортных средств, которое может быть ввезено дипломатическими представительствами иностранных государств, международных организаций для официального (служебного) пользования.
129.         Таможенные льготы, предусмотренные комментируемой статьей, распространяются на главу дипломатического представительства, членов дипломатического персонала, а также на проживающих вместе членов их семей.
130.         В Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях под главой представительства понимается лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве (ст. 1).
131.         В соответствии со ст. 14 этой Конвенции главы представительств подразделяются на три класса:
132.         1) класс послов и нунциев, аккредитованных при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга;
133.         2) класс посланников интернунциев, аккредитованных при главах государств;
134.         3) класс поверенных в делах, аккредитованных при министрах иностранных дел. 
            Членами дипломатического персонала являются те члены представительства, которые имеют дипломатический ранг: советники, торговые представители, военные, военные морские и военные воздушные атташе, первые, вторые и третьи секретари, атташе дипломатические и атташе-представители ведомств (по науке и технике, сельскому хозяйству и т. д.)
            В Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях употребляется термин «дипломатический агент». Под ним понимается как глава дипломатического представительства, так и члены дипломатического персонала.
            Ст. 280 Таможенного кодекса РК распространяет предусмотренные таможенные льготы на членов семьи главы дипломатического представительства и членов дипломатического персонала. Комментируемая норма соответствует правилам, закрепленным в п. 1 ст. 37 Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях: «Члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания, привилегиями и иммунитетами, указанными в ст. 29-36» (таможенные льготы закреплены).  Бесспорно можно сказать то, что в семью входит супруг, несовершеннолетние дети, возможно, лица, состоящие на иждивении дипломата.
Суть таможенной льготы, устанавливаемой в ст. 280 Таможенного кодекса состоит: 
1) в предоставлении дипломатическим агентам и проживающим вместе с ними членам их семей права перемещать через казахстанскую таможенную границу товары, предназначенные для их личного пользования, с освобождением от таможенных платежей;
2) в освобождении личного багажа дипломатических агентов и проживающих вместе с ними членов их семей от таможенного досмотра.
В соответствии с принципом законности данные таможенные льготы предоставляются при условии соблюдения установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу.
С помощью ст. 280 Таможенного кодекса РК в казахстанское законодательство вносятся правила, закрепленные в ст. 36 Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях. В п. 1 ст. 36 Конвенции устанавливается:
«государство пребывания в соответствии с принятыми им законами и правилами, разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобного рода услуги:
а) предметы, предназначенные для официального пользования представительства;
b) предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи, живущих вместе с ним, включая предметы, предназначенные для его обзаведения».
            Таким образом, как и в случае с товарами, предназначенными для официального пользования дипломатических представительств, товары для личного пользования дипломатического агента и членов его семьи, включая товары для первоначального обзаведения, освобождаются от уплаты таможенных платежей. Данная льгота не касается сборов за хранение таможенных сборов, за таможенное оформление товаров вне установленных для этого мест и вне времени работы таможенных органов.
            При анализе нормы, освобождающей от таможенного досмотра личный багаж дипломатического агента и членов семьи, проживающих совместно с ним, прежде всего следует определить само понятие «личный багаж». «Личным багажом» является багаж, который содержит вещи личного пользования дипломата. Обычно личный багаж перевозится при дипломатическом агенте.
            Освобождение личного багажа от таможенного досмотра не является абсолютным. Ст. 280 (ч. 2) Таможенного кодекса РК воспроизводит положение ст. 36 (п. 2) Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях, в соответствии с которой личный багаж дипломата или членов его семьи может быть досмотрен на таможне, если есть «серьезные основания» предполагать, что в багаже находятся товары, не предназначенные для личного пользования, или товары, ввоз и вывоз которых запрещен законодательством РК, международными договорами либо регулируется карантинными и иными специальными правилами. Ни в тексте Венской конвенции 1961 года, ни в Таможенном кодексе  РК не дается толкование понятия «серьезные основания». На практике неопределенность этого выражения сдерживает таможенные органы от необоснованных досмотров. Если в ходе досмотра товары, не предназначенные для личного пользования, или товары, ввоз и вывоз которых запрещен, не обнаружены, то, значит, не было и  «серьезных оснований» для досмотра личного багажа дипломата.
             Сотрудник таможенного органа может не только опросить дипломата, но и предложить ему заполнить таможенную декларацию, а также произвести досмотр ручной клади и багажа.  Таможенный досмотр личного багажа дипломата санкционируется начальником таможни либо лицом, его замещающим. В случае если в результате досмотра багажа товаров, не предназначенных для личного или официального пользования или запрещенных к ввозу и вывозу, не обнаружено, дипломат, скорее всего, направит в МИД ноту протеста в связи с нарушением ст. 36 (п. 2) Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.
            Ни при каких обстоятельствах личный багаж дипломата не может быть досмотрен на таможне в отсутствие владельца или его уполномоченного представителя.
 
 
Статья 281. Перемещение товаров членами административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства
 
135.                 Члены административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства и проживающие вместе с ними члены их семей, если они не являются гражданами Республики Казахстан, могут ввозить в Республику Казахстан и вывозить из Республики Казахстан товары, предназначенные для их личного пользования, включая предметы для обзаведения, с освобождением от уплаты таможенных платежей и налогов, а также при осуществлении хранения товаров на складах временного хранения или таможенных складах таможенных органов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.
136.                  
137.                  
138.                 Комментируемая статья определяет таможенные льготы, предоставляемые административно-техническому персоналу дипломатического представительства. В соответствии со ст. 1 Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях «членами персонала представительства являются члены дипломатического персонала, административно-технического и обслуживающего персонала представительства». Административно-технический персонал составляют лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства. Обычно к ним относятся референты, заведующие канцелярией, бухгалтеры, переводчики, секретари, машинистки и т. д.  На данную категорию сотрудников распространяются в соответствии со ст. 37 Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях льготы в отношении освобождения от таможенных платежей, налогов и сборов на предметы первоначального обзаведения.
139.                 Льготы по освобождению от таможенного досмотра к лицам административного персонала дипломатического представительства не применяются.
 
Статья 282. Перемещение товаров членами обслуживающего персонала дипломатического представительства иностранного государства
 
140.                 На основе ратифицированного международного договора с иностранным государством льготы по таможенным платежам, предоставляемые настоящим Кодексом членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, могут быть распространены на сотрудников обслуживающего персонала этого дипломатического представительства, а также на членов их семей, если они не являются гражданами Республики Казахстан, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства.
141.                  
142.                 К обслуживающему персоналу относятся члены персонала дипломатического представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства. Обслуживающий персонал составляют шоферы, повара, уборщики, садовники, дворники и т. д.
143.                 Распространение таможенных льгот на весь персонал дипломатического представительства обязательно оформляется соответствующим двусторонним соглашением, являющимся юридическим основанием для изменения таможенного режима для лиц, составляющих административно-технический персонал представительства.
144.                 Таможенные льготы, предусмотренные ст. 282 Таможенного кодекса РК, не могут быть представлены сотрудникам административно-технического и обслуживающего персонала и членам их семей, постоянно проживающим в Республике Казахстан.
 
Статья 283. Перемещение товаров консульскими учреждениями иностранных государств и их работниками
 
1. Консульским учреждениям иностранных государств, консульским должностным лицам, включая главу консульского учреждения, и консульским служащим, а также членам их семей, если они не являются гражданами Республики Казахстан, предоставляются льготы по таможенным платежам, предусмотренные настоящим Кодексом для дипломатических представительств иностранных государств, а также членов дипломатического и административно-технического персонала дипломатического представительства иностранных государств.
2. На основе ратифицированного международного договора с иностранным государством на работников обслуживающего персонала консульского учреждения, а также на членов их семей, если они не являются гражданами Республики Казахстан, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства, могут быть распространены льготы по таможенным платежам, предоставляемые настоящим Кодексом членам обслуживающего персонала дипломатического представительства иностранного государства.
 
145.              Основным источником международного права, регулирующим порядок предоставления таможенных льгот консульским представительствам и их персоналу, является Венская конвенция 1963 года о консульских сношениях. Представление таможенных льгот консульствам и их персоналу может быть урегулировано и через принятие двусторонних консульских конвенций.
146.                 Комментируемая статья Таможенного кодекса РК распространяет на консульские представительства и их сотрудников, а также членов их семей те же таможенные льготы, что были представлены соответствующим категориям персонала дипломатического представительства.
 
Статья 284. Перемещение дипломатической почты и консульской вализы иностранных государств через таможенную границу Республики Казахстан
 
1. Дипломатическая почта иностранных государств, перемещаемая через таможенную границу Республики Казахстан, не подлежит ни вскрытию, ни задержанию таможенными органами и подвергается лишь внешнему осмотру. Все места, составляющие дипломатическую почту, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и они должны содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные исключительно для официального пользования.
2. Консульская вализа иностранных государств, перемещаемая через таможенную границу Республики Казахстан, не подлежит ни вскрытию, ни задержанию таможенными органами и подвергается лишь внешнему осмотру. Все места, составляющие консульскую вализу, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и должны содержать только официальную корреспонденцию и документы или предметы, предназначенные исключительно для официального пользования.
При наличии оснований о содержании в консульской вализе предметов, не предназначенных исключительно для официального пользования, таможенный орган вправе требовать вскрытия консульской вализы уполномоченными лицами представляемого иностранного государства в присутствии должностных лиц таможенного органа. В случае, если власти представляемого государства откажутся от вскрытия, консульская вализа возвращается в место отправления.
3. Дипломатическая почта и консульская вализа могут быть вверены капитану судна или командиру воздушного судна, направляющимся в порт или аэропорт, прибытие в который разрешено. Капитан судна или командир воздушного судна должны быть снабжены официальным документом с указанием числа мест, составляющих дипломатическую почту и консульскую вализу, при этом они не считаются дипломатическими или консульскими курьерами.
4. Дипломатическое представительство или консульское учреждение может направить одного из своих сотрудников принять дипломатическую почту и консульскую вализу непосредственно и беспрепятственно от капитана судна или командира воздушного судна.
147.                 5. Если дипломатическая почта или консульская вализа доставляется автотранспортным средством иностранного государства непосредственно в представительство или учреждение, находящееся в зоне деятельности другого таможенного органа, то дипломатическая почта и консульская вализа оформляются пограничным таможенным органом.
148.                  
149.                 Международное право и российское таможенное законодательство устанавливают особый режим перемещения дипломатической и консульской почты.
150.                 Дипломатическая и консульская почта неприкосновенна. Этот общепризнанный принцип современного международного публичного права гарантирует обеспечение свободы сношений дипломатических представительств с представляемым государством. При помощи дипломатической почты доставляются официальная корреспонденция, документы и предметы, предназначенные для служебного пользования. Они упаковываются в дипломатическую вализу, под которой понимается закрытое и опечатанное печатью или опломбированное в установленном порядке вместилище (сумка, мешок пакет, конверт и т. п.) имеющие видимые внешние знаки, указывающие на его характер.
151.                 В соответствии с принятыми в нашей стране правилами пропуска через границу дипломатической почты каждое место диппочты должно быть опечатано сургучными печатями или опломбировано свинцовыми пломбами отправителя и иметь наклейку с надписью. Вес пересылаемой дипломатической почты не подлежит ограничению.
152.                 В п. 2 ст. 35 Венской конвенции 1963 года устанавливается, что официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к консульскому учреждению и его функциям.
153.                 В п. 3 той же статьи закрепляется, что консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. В тоже время, когда компетентные органы государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в консульской вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов, предназначенных исключительно для официального пользования, они могут потребовать, чтобы консульская вализа была вскрыта в их присутствии  уполномоченными лицами представляемого государства. В случае отказа от вскрытия консульская вализа возвращается в место отправления.
154.                  
Статья 285. Перемещение товаров иностранными дипломатическими и консульскими курьерами
 
1. Иностранные дипломатические и консульские курьеры могут ввозить в Республику Казахстан и вывозить из Республики Казахстан товары, предназначенные для их личного пользования, с освобождением от уплаты таможенных платежей и налогов, а также при осуществлении хранения товаров на складах временного хранения или таможенных складах таможенных органов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.
2. Дипломатические и консульские курьеры должны быть снабжены официальным курьерским листом, в котором указывается их статус и число мест, составляющих дипломатическую почту и консульскую вализу. Курьерский лист подписывается и скрепляется печатью учреждения, отправляющего дипломатическую почту и консульскую вализу.
3. Дипломатическая почта и консульская вализа могут быть также вверены временному дипломатическому или консульскому курьеру, назначенному для перевозки только данной дипломатической почты или консульской вализы и снабженному курьерским официальным листом.
4. Временному дипломатическому или консульскому курьеру предоставляются льготы по таможенным платежам, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи. Такие льготы прекращаются с момента доставки дипломатической почты и консульской вализы по назначению.
155.          
156.         Дипломатический (консульский) курьер – это лицо, которому поручается доставка дипломатической (консульской) почты. Должность дипломатического курьера упоминается в ст. 27 Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях, а консульского курьера в ст. 35 Венской конвенции 1963 года о консульских сношениях.
157.         Различают постоянных дипломатических (консульских) курьеров и временных (курьеров), назначенных для перевозки только данной дипломатической почты.  Последние пользуются таможенными льготами лишь на срок исполнения своих служебных обязанностей. Дипломатическая почта может быть вверена командиру экипажа гражданского самолета. В этом случае дипломатическое (консульское) представительство может направить одного из своих сотрудников принять дипломатическую почту (консульскую вализу) непосредственно и беспрепятственно от командира самолета. Сам командир экипажа в подобных ситуациях не считается дипломатическим курьером.
158.         Основанием для признания за соответствующим лицом статуса дипломатического курьера является выдаваемый ему курьерский лист. В курьерском листе определяется статус дипломатического курьера и сообщается о предоставлении ему права на беспрепятственный провоз через границу указанного в этом документе количества мест дипломатической почты.
Личный багаж дипломатического (консульского) курьера освобождается от таможенного досмотра. Однако при наличии серьезных оснований полагать, что в багаже содержаться товары, не предназначенные для личного пользования курьера, или товары, ввоз и вывоз которых запрещен, ограничен либо регулируется специальными правилами, личный багаж курьера может быть досмотрен на таможне в присутствии самого дипкурьера или его полномочного представителя.
 
Статья 286. Перемещение товаров представителями и членами делегаций иностранных государств
 
159.                 Представителям иностранных государств, членам парламентских и правительственных делегаций, а также на основе взаимности сотрудникам делегаций иностранных государств, которые приезжают в Республику Казахстан для участия в межгосударственных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальными поручениями, предоставляются льготы по таможенным платежам, предусмотренные настоящим Кодексом для членов дипломатического персонала представительства иностранного государства. Такие же льготы предоставляются членам их семей, сопровождающим указанных лиц.
160.                  
161.                 В международном праве под специальной миссией понимается разновидность временных зарубежных органов внешних сношений, состоящих из представителей, направляемых одним государством в другое для выполнения характерных задач, определяемых по соглашению между данными государствами.
162.                 Особую роль в современных условиях играет такой вид дипломатии специальных миссий, как дипломатия на высшем уровне, упоминающаяся в ст. 21 Конвенции о специальных миссиях 1969 года.
163.                 В соответствии со  ст. 286 Таможенного кодекса РК таможенные льготы распространяются на представителей иностранных государств, членов парламентских и правительственных делегаций, а также на основе взаимности на сотрудников делегаций иностранных государств, прибывающих в Республику Казахстан для участия в межгосударственных переговорах, международных конференциях или с другими официальными поручениями. Льготы распространяются и на членов семей, сопровождающих указанные лица.
164.                 Для участников специальных миссий и сопровождающих их членов семей таможенным законодательством устанавливается режим, аналогичный тому, что действует в отношении дипломатических агентов представительства иностранного государства. 
 
 
 
Статья 287. Перемещение товаров членами дипломатического персонала, консульскими должностными лицами, представителями и членами делегаций иностранных государств, следующими транзитом через таможенную территорию Республики Казахстан
 
1. Членам дипломатического представительства и консульским должностным лицам иностранных государств, членам их семей, а также лицам, указанным в ст. 286 настоящего Кодекса, следующим транзитом через таможенную территорию Республики Казахстан, предоставляются льготы по таможенным платежам, предусмотренные настоящим Кодексом для членов дипломатического персонала представительства иностранного государства.
165.                 2. Багаж вышеназванных лиц, а также следующих с ними членов их семей освобождается от таможенного досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит товары, ввоз или вывоз которых запрещен либо регулируется законодательством Республики Казахстан о карантине растений. Такой досмотр товаров должен проводиться только в присутствии данного лица или его уполномоченных представителей.
166.                  
167.                  Комментируемая статья регламентирована в соответствии со ст. 40 Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях, в соответствии  с которой дипломатический агент, проезжающий через территорию третьего государства или находящийся на этой территории, следуя для занятия своего поста или возвращаясь на этот пост либо в свою страну, получает от этого третьего государства все иммунитеты (в том числе таможенные), какие могут потребоваться для обеспечения его проезда или возвращения.
168.                 Действие этой нормы распространяется и на членов семьи дипломатического агента, сопровождающих его или следующих отдельно, чтобы присоединиться к нему или возвратиться в свою страну.
 
Статья 288. Порядок оформления товаров, перемещаемых дипломатическими и приравненными к ним представительствами, консульскими учреждениями и их сотрудниками
 
1. Товары, предназначенные для официального пользования дипломатического и приравненного к ним представительства, консульского учреждения, подлежат таможенному оформлению путем представления таможенным органам грузовой таможенной декларации в соответствии с выбранным таможенным режимом.
169.                 2. Несопровождаемый личный багаж сотрудников дипломатического представительства и приравненных к ним лиц, работников консульского учреждения, а также проживающих вместе с ними членов их семей подлежит таможенному оформлению путем представления таможенным органам таможенной декларации в соответствии с выбранным таможенным режимом.
170.                  
171.                 В соответствии со ст. 437 Таможенного кодекса РК таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу.
172.                 Правила, требования и условия, предусмотренные Таможенным кодексом РК, распространяются на все таможенные операции, связанные с оформлением документов для таможенных целей в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РК.
173.                 Таможенное оформление производится в порядке, определяемом Таможенным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами в сфере таможенного дела.
 
Статья 289. Особенности таможенного оформления отдельных категорий товаров
 
1. Обязательному таможенному оформлению и учету в таможенных органах в соответствии с заявленным таможенным режимом подлежат следующие товары, предназначенные для официального и личного пользования лиц, аккредитованных в Республике Казахстан:
1) транспортные средства всех видов;
2) персональные компьютеры и принадлежности к ним;
3) теле-, радио-, видеоаппаратура с сателлитовыми принадлежностями;
4) кинокамеры и кинопроекторы с проявленными слайдами и фильмами;
5) мебель всех разновидностей;
6) электробытовые приборы, спортивные снаряжения, музыкальные инструменты стоимостью свыше ста месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;
7) личные ювелирные украшения из драгоценных металлов и драгоценных камней.
2. Передача прав собственности вышеназванных товаров другому лицу, не имеющему льготы по таможенным платежам на территории Республики Казахстан, подлежит обязательному таможенному переоформлению с уплатой всех причитающихся таможенных платежей и налогов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Для официального пользования дипломатические и приравненные к ним представительства, консульские учреждения могут ввозить в Республику Казахстан без применения мер нетарифного регулирования пять тысяч штук различных табачных изделий (сигар, сигарет и др.), сто литров вина и ликероводочной продукции в квартал.
4. Иностранные товары, имеющие культурно-историческую ценность, и документы на них представляются в таможенный орган для таможенного оформления и таможенного контроля.
174.                 5. Товары, имеющие культурно-историческую ценность и приобретенные в Республике Казахстан, могут быть вывезены за пределы территории Республики Казахстан только на основании разрешения соответствующего уполномоченного государственного органа.
175.                  
Данная статья устанавливает перечень товаров, предназначенных для официального и личного пользования лиц, аккредитованных в Республике Казахстан, и подлежащих обязательному таможенному оформлению и учету в таможенных органах.
Принимая во внимание, что товары, ранее оформленные в таможенном отношении дипломатическими представительствами иностранных государств на территории Республики Казахстан в льготном режиме, не могут передаваться (продажа, дарение и т. д.) без изменения таможенного режима и уплаты таможенных платежей и налогов.
 
Раздел 8. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ
 
Глава 37. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
Статья 290. Таможенные платежи и налоги
 
1. В Республике Казахстан действуют следующие таможенные платежи:
1) таможенные пошлины;
2) таможенные сборы;
3) сборы;
4) плата за предварительное решение.
2. Плательщики, порядок исчисления, уплаты, возврата и взыскания таможенных платежей, а также льготы по таможенным платежам определяются настоящим Кодексом.
3. Таможенные органы в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан, взимают антидемпинговые, защитные и компенсационные пошлины.
4. Плательщики, порядок исчисления и уплаты налогов определяются налоговым законодательством Республики Казахстан.
5. При перемещении товаров физическими лицами в упрощенном порядке таможенные платежи и налоги могут уплачиваться в виде совокупного таможенного платежа, устанавливаемого Правительством Республики Казахстан.
 
В данной статье приведен окончательный  и систематизированный перечень всех платежей и налогов,  взимаемых таможенными органами Республики Казахстан.
Это, во-первых, таможенные платежи, которые включают в себя  таможенные пошлины, таможенные сборы, сборы и плату за предварительное решение;
во-вторых, антидемпинговые, защитные и компенсационные пошлины;
в-третьих, налоги: налог на добавленную стоимость и акциз, взимание которых возложено на таможенные органы Республики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан.
Предусматривается возможность, установления Правительством РК, для упрощения таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами, совокупного таможенного платежа, который будет включать в себя таможенные платежи и налоги. Они не являются самостоятельными таможенными платежами, поскольку рассматриваются как способ перечисления таможенных платежей, а не как их вид.
Все перечисленные платежи и налоги объединяет то, что все они взимаются таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу либо в других случаях, предусмотренных Таможенным кодексом.
При этом другими нормативными актами не могут вводиться новые виды таможенных платежей, не предусмотренные Таможенным и Налоговым кодексами (ст. 1 и п. 3 ст. 2 Налогового кодекса). В соответствии с Налоговым кодексом другие обязательные платежи в бюджет – это обязательные отчисления денег (сборы, пошлины, платы и платежи) в бюджет, производимые в определенных размерах. Налоговый кодекс определенно регламентирует в перечне видов налогов и других обязательных платежей в бюджет таможенные платежи и их виды (ст. 64, 515–516 Налогового кодекса). 
Также определены отсылочные нормы  относительно законодательства  регулирующего порядок взимания платежей и налогов. Например, антидемпинговые пошлины  регулируются Законом Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. № 421-1 «Об антидемпинговых мерах».
 
Статья 291. Виды ставок таможенных платежей
 
Ставки таможенных платежей подразделяются на:
1) адвалорные – начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
2) специфические – начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
3) комбинированные – сочетающие оба названных вида ставок таможенных платежей.
 
            Ставки, применяемые для расчета  таможенных платежей, подразделяются на три вида. Рассмотрим формулы расчета по каждой ставке на примере таможенной пошлины. 
176.                 Расчет суммы таможенной пошлины, исчисляемой по адвалорной (процентной) ставке, производится по формуле
                         ТС х АС = ТП,
 где: ТС – таможенная стоимость товаров, определяемая в соответствии с действующим таможенным законодательством; АС – адвалорная ставка таможенной пошлины; ТП – сумма таможенной пошлины.
Расчет суммы таможенной пошлины, исчисляемой по специфической ставке, производится по формуле

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>