<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Выпуск товаров в соответствии с условной таможенной оценкой осуществляется при выполнении следующих условий:
1) по товарам, облагаемым таможенными платежами и (или) налогами:
        исчисление таможенных платежей и налогов в соответствии с заявленной декларантом таможенной стоимостью и уплата их в соответствии с требованиями, установленными к порядку обложения таможенными платежами и возврата таможенных платежей;
       обеспечение уплаты таможенных платежей и (или) налогов, сумма которых рассчитывается от разницы между условной таможенной оценкой товаров, произведенной таможенным органом, и таможенной стоимостью, заявленной декларантом. Обеспечение уплаты предоставляется в виде гарантии уполномоченного банка или внесения на депозит таможенного органа Республики Казахстан;
2) по товарам, не облагаемым таможенными платежами и (или) налогами, – предоставления обязательства о предоставлении необходимых документов в срок, установленный таможенным органом.
При этом должностное лицо таможенного органа, осуществляющее уточнение таможенной стоимости, производит в ГТД и ДТС соответствующие отметки.
Внесение на депозит причитающихся сумм и их возврат осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом по вопросам таможенного дела по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан.
Срок хранения на депозите таможенного органа внесенной суммы таможенных платежей и налогов составляет 60 дней, за исключением тех случаев, когда в качестве подтверждающих документов должны быть представлены платежные документы и по условиям сделки срок платежа превышает 60 дней.
После представления декларантом документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, осуществляется возврат (либо зачет) излишне уплаченных сумм таможенных платежей и налогов либо взыскание недоплаченных сумм, с заполнением формы КТС-1.
При непредставлении необходимых документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость по истечении установленного срока, сумма таможенных платежей и налогов, исчисленная с применением условной цены товара, перечисляется в доход бюджета путем заполнения должностным лицом таможенного органа КТС-1, что будет являться окончательным решением в отношении таможенной стоимости товара.
Применение методов 2–6 базируется на использовании статистических данных о ранее имевших место сделках с перемещением товаров через таможенную границу Республики Казахстан. Указанная информация формируется на основе статистических данных контрактов, Грузовых таможенных деклараций (далее  ГТД) и Деклараций таможенной стоимости (далее ДТС), сведений об уровнях цен, прибыли, издержках, применяемых в торговле скидках и иных сведениях, необходимых для определения таможенной стоимости. При этом статистическая информация о перемещаемых товарах должна включать сведения о стране происхождения товара, товаропроизводителе, условиях, сроках и объемах поставки товара, формах и сроках оплаты, гарантийных обязательствах, длительности торговых взаимоотношений между партнерами, а также другие сведения, повлиявшие на цену сделки.
Информация, имеющаяся в таможенных органах, должна предоставляться декларанту по его письменному заявлению. При этом информация, содержащая конфиденциальные сведения, предоставляется таможенными органами декларантам с соблюдением требований, предусмотренных ст. 26 Таможенного кодекса Республики Казахстан.
Критерием выбора информации, используемой в качестве базы для определения таможенной стоимости, является степень ее приближенности к условиям оцениваемой сделки.
Для таможенной оценки товаров и проверки заявленной декларантом таможенной стоимости может быть использована информация, представленная декларантом, если такая информация была ранее принята таможенным органом.
 
 
Глава 40. СРОКИ И ПОРЯДОК УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Статья 322. Плательщики таможенных платежей
 
Плательщиками таможенных платежей являются лица:
1) обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, или декларант;
2) получающие лицензии или квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению.
 
Данной статьей регламентируется, кто  является плательщиком:
лицо, обладающее полномочиями в отношении  товаров  и транспортных средств, – это в данном случае лицо, перемещающее товары,  совершающее внешнеэкономическую сделку от собственного имени либо по поручению другого лица;
лицо, имеющее право пользования и владения на территории Республики Казахстан товарами, находящимися под таможенным контролем, если перемещение товаров через таможенную границу Республики Казахстан осуществляется без совершения внешнеэкономической сделки казахстанским лицом.
Также плательщиком может выступать таможенный брокер, декларирующий, представляющий и предъявляющий товары и транспортные средства от своего имени.
Кроме случаев, когда обязанность по уплате таможенных платежей и налогов возникает при предварительном или основном таможенном оформлении, таможенные платежи уплачиваются при получении лицензий за учреждение таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, свободного склада, склада временного хранения, осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика, осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, а также за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению. В таких случаях плательщиками являются лица, получающие лицензии и аттестат.
 
Статья 323. Сроки уплаты таможенных пошлин
 
1. Таможенные пошлины уплачиваются до или в день регистрации таможенной декларации, за исключением случаев изменения сроков уплаты таможенных пошлин.
2. Если таможенная декларация не была подана в сроки, определяемые в соответствии со ст. 380 настоящего Кодекса, то сроки уплаты таможенных пошлин определяются со дня истечения сроков на подачу таможенной декларации.
3. При использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми было предоставлено освобождение от обложения таможенными пошлинами, сроком уплаты таможенных пошлин считается день, когда лицом были нарушены ограничения по пользованию и распоряжению товарами. Если день нарушения установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин считается дата регистрации таможенной декларации.
 
Данной статьей определяются сроки уплаты таможенных пошлин, они должны уплачиваться до или в день регистрации таможенной декларации (см. комментарий к ст. 384), за исключением случаев предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин (см.комментарий к гл. 42).
Если таможенная декларация не была подана в установленный срок для ее подачи (см. комментарий к ст. 380),  то сроки уплаты таможенных пошлин определяются со дня истечения сроков на подачу таможенной декларации. Например, товары были представлены таможенному органу назначения в определенный день, и в течение тридцати дней  со дня этого представления грузовая таможенная декларация не была подана, тогда независимо от ее подачи наступает срок уплаты таможенной пошлины.
Если условно выпущенные товары используются в иных целях, чем те, в связи с которыми было предоставлено освобождение от обложения таможенными пошлинами, то срок уплаты таможенных пошлин наступает в тот день, когда лицом были нарушены ограничения по пользованию и распоряжению товарами. Если  же этот день установить невозможно, то сроком уплаты таможенных пошлин является дата регистрации таможенной декларации, по которой было предоставлено освобождение от обложения таможенными пошлинами.
 
 
Статья 324. Сроки уплаты таможенных сборов
 
1. Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются:
1) до или в день регистрации таможенной декларации;
2) если таможенная декларация не была подана в сроки, определяемые в соответствии со ст. 380 настоящего Кодекса, то сроки уплаты истекают со дня истечения сроков на подачу таможенной декларации;
3) при использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми было предоставлено освобождение от обложения таможенными сборами за таможенное оформление, сроком уплаты указанных сборов считается день, когда лицом были нарушены ограничения по пользованию и распоряжению товарами. Если день нарушения установить невозможно, сроком уплаты считается дата регистрации таможенной декларации.
2. Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются после принятия таможенным органом решения о таможенном сопровождении, но не позднее начала организации таможенного сопровождения.
3. Таможенный сбор за хранение товаров на таможенных складах и складах временного хранения, учрежденных таможенными органами, уплачивается в день вывоза товаров с территории таких складов.
 
            Таможенные сборы  за таможенное оформление уплачиваются в такие  же сроки, что таможенная пошлина, за исключением того, что по уплате таможенных сборов отсрочка и рассрочка не предоставляется.
Сроки уплаты  таможенных сборов за таможенное сопровождение и за хранение товаров на складах, учрежденных таможенными органами, имеют свои особенности, связанные с действиями, за проведение которых они взимаются.
 
Статья 325. Сроки уплаты сборов и платы за предварительное решение
 
Сборы за выдачу лицензий и квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, а также плата за предварительное решение уплачиваются до или в день принятия таможенными органами документов и необходимых сведений, установленных настоящим Кодексом для оформления лицензий и квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, а также для принятия предварительного решения.
 
Данной статьей регламентируются сроки уплаты  сборов за выдачу лицензий и квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, а также платы за предварительное решение.
 
Статья 326. Порядок уплаты таможенных платежей
 
1. Таможенные платежи уплачиваются в наличном и безналичном порядке.
2. Уплата таможенных платежей может осуществляться плательщиком либо третьим лицом с указанием плательщика, за которого вносятся таможенные платежи. Таможенные платежи уплачиваются в национальной валюте Республики Казахстан.
3. Таможенные платежи перечисляются в государственный бюджет в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам таможенного дела по согласованию с соответствующим уполномоченным государственным органом.
 
Данная статья устанавливает порядок уплаты таможенных платежей. Во исполнение данной статьи утвержден Приказ Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 27 мая 2003 года № 247 «Об утверждении Правил перечисления таможенных платежей, налогов и пени в государственный бюджет и зачета, возврата излишне уплаченных таможенных платежей, налогов и пени из государственного бюджета».
Таможенные платежи, в том числе вносимые авансом, уплачиваются плательщиками либо третьим лицом по поручению плательщика в национальной валюте Республики Казахстан на счета органов Казначейства, расположенных на территории областей, городов Астаны и Алматы, где находится таможенный орган, осуществляющий взимание таможенных платежей, налогов и пени (далее – таможенный орган).
Уплата таможенных платежей производится по соответствующему коду доходов Единой бюджетной классификации доходов Республики Казахстан (далее – коды бюджетной классификации) в соответствии с видом таможенного платежа.
Уплата таможенных платежей, налогов и пени производится плательщиками через банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, имеющих лицензию Национального Банка Республики Казахстан. В платежных документах на уплату таможенных платежей, налогов и пени плательщиком указываются реквизиты налогового органа, находящегося по месту регистрации таможенного органа (далее – налоговый орган-бенефициар).
При уплате таможенных платежей третьими лицами по поручению плательщика в назначении платежа платежного документа дополнительно указываются полное наименование плательщика, за которого производится уплата таможенных платежей, а также его регистрационный номер налогоплательщика.
Плательщик имеет право вносить таможенные платежи авансом в счет предстоящих обязательств по таможенным платежам. Внесение таможенных платежей авансом по их видам производится по кодам бюджетной классификации доходов.
В случаях, когда начисление, доначисление таможенных платежей производится таможенным органом, плательщику выдается Акт к оплате, на основании которого им производится уплата таможенных платежей.
Формы отчетности поступлений по кодам бюджетной классификации доходов, утвержденной Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 7 сентября 1999 года № 484 «Об утверждении Инструкции по кассовому исполнению государственного бюджета Республики Казахстан», зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 сентября 1999 года за № 900, ежедневно предоставляемые органами Казначейства таможенному органу и налоговому органу-бенефициару, являются для вышеуказанных органов подтверждением уплаты плательщиком или третьим лицом в счет плательщика таможенных платежей в государственный бюджет, за исключением случаев, предусмотренных ниже.
При уплате плательщиком таможенных платежей с использованием платежных карточек через электронные терминалы, установленные в зданиях таможенных органов, подтверждением уплаты таможенных платежей в государственный бюджет является чек, выдаваемый указанным электронным терминалом.
При уплате плательщиком или третьим лицом в счет плательщика таможенных платежей через кассы банков второго уровня, расположенных непосредственно в зданиях (помещениях) таможенного органа, подтверждением уплаты таможенных платежей в государственный бюджет являются квитанции указанных касс банков второго уровня.
 
Статья 327. Срок исковой давности
 
Срок исковой давности по требованиям плательщиков о возврате или зачете излишне уплаченных сумм таможенных платежей и налогов устанавливается в пять лет.
 
            Срок исковой давности  определен данной статьей, т. е. плательщики  таможенных платежей и налогов имеют право на возврат или зачет излишне уплаченных таможенных платежей и налогов в течение пяти лет.
 
Статья 328. Контроль за уплатой таможенных платежей и налогов
 
Контроль за правильностью исчисления и своевременностью внесения в бюджет таможенных платежей и налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, осуществляется таможенными органами.
Порядок учета поступлений в бюджет таможенных платежей и налогов определяется уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
 
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью и полнотой поступления таможенных платежей, налогов и пени в доход государственного бюджета от плательщика или от третьего лица в счет плательщика путем сверки каждого вида таможенного платежа или налога, и пеню по ним, исчисленных (начисленных, доначисленных) к уплате в соответствии с  таможенным и налоговым законодательством Республики Казахстан, с данными форм отчетности поступлений по кодам бюджетной классификации доходов, ежедневно предоставляемых органами Казначейства таможенному органу.
Порядок учета поступлений в бюджет таможенных платежей и налогов определен приказом АТК (дополнить после прохождения приказа государственной  регистрации).
 
Глава 41. ЛЬГОТЫ ПО ТАМОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖАМ
 
Статья 329. Льготы по таможенным платежам
 
1. Под льготами по таможенным платежам понимаются льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Казахстан, в виде освобождения от обложения таможенными платежами, а также тарифные преференции.
2. Льготы по таможенным платежам предоставляются в порядке внесения изменений и дополнений в настоящий Кодекс и не могут носить индивидуальный характер, за исключением случаев, предусмотренных ст. 330 и 331 настоящего Кодекса.
3. Запрещается предоставление льгот по таможенным платежам другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
 
Данной статьей  определено понятие льгот по таможенным платежам, к льготам относится  освобождение от обложения таможенными платежами, а также тарифные преференции. Льготы по таможенным платежам могут быть представлены только настоящим Кодексом и не могут носить индивидуальных характер, кроме случаев, предусмотренных  ст. 330 и 331Таможенного кодекса, а также согласно ст. 4 Таможенного кодекса в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Льготы по таможенным платежам, за исключением случая, указанного выше, могут быть предоставлены только в соответствии с Таможенным кодексом, т.   е.если каким-нибудь нормативным правовым актом будут предусмотрены льготы по таможенным платежам, они не будут иметь законной силы.
 
Статья 330. Освобождение от обложения таможенными платежами
 
1. От обложения таможенными пошлинами освобождаются:
1) транспортные средства, осуществляющие регулярные международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения, снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимые для их эксплуатации во время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенные за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;
2) предметы материально-технического снабжения, снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимые за пределы таможенной территории Республики Казахстан для обеспечения производственной деятельности казахстанских или арендованных (зафрахтованных) казахстанскими лицами морских судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на территорию Республики Казахстан;
3) национальная и иностранная валюта (кроме используемой в нумизматических целях), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
4) товары, кроме подакцизных, ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан или вывозимые с таможенной территории Республики Казахстан в качестве гуманитарной помощи;
5) товары, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан или вывозимые с таможенной территории Республики Казахстан по линии государств, правительств, международных организаций в качестве безвозмездной помощи, на благотворительные цели, включая оказание технического содействия;
6) товары в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях;
7) сырье, ввозимое Национальным Банком Республики Казахстан и его филиалами, представительствами и организациями для производства денежных знаков;
8) товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан в рамках таможенных режимов, предусматривающих освобождение от обложения таможенными пошлинами;
9) товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан физическими лицами по нормам беспошлинного ввоза и вывоза товаров, установленным Правительством Республики Казахстан;
10) товары, освобождаемые от обложения таможенными пошлинами в соответствии с законодательством Республики Казахстан о миграции;
11) товары, приобретаемые за счет средств грантов, предоставленных по линии государств, правительств государств, а также международных организаций, определенных в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;
12) товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан или вывозимые с этой территории в рамках миротворческих или иных учений, проводимых для выполнения международных обязательств Республики Казахстан, в соответствии с нормативными постановлениями Правительства Республики Казахстан;
13) товары, ввозимые и вывозимые для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, не являющихся гражданами Республики Казахстан, в соответствии с международными договорами Республики Казахстан;
14) товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан персоналом дипломатической службы Республики Казахстан в соответствии со ст. 264 настоящего Кодекса;
15) акцизные марки иностранного производства, ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан для маркировки подакцизной продукции, предназначенной для последующего экспорта с таможенной территории Республики Казахстан.
2. От обложения таможенными сборами за таможенное оформление освобождаются:
1) товары, перечисленные в подпунктах 1)–5), 7), 9)–13) пункта 1 настоящей статьи;
2) товары, заявленные к таможенному режиму отказа товаров в пользу государства.
3. Порядок представления документов для освобождения от обложения таможенными пошлинами и таможенными сборами за таможенное оформление товаров, указанных в настоящей статье, определяется Правительством Республики Казахстан.
 
Статья содержит перечень случаев предоставления льгот по таможенной пошлине и таможенным сборам за таможенное оформление. Порядок предоставления документов для освобождения от обложения таможенными пошлинами и таможенными сборами за таможенное оформление товаров в случаях, предусмотренных данной статьей, утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 июля 2003 года № 675 «Об утверждении Правил представления документов для освобождения от обложения таможенными пошлинами и таможенными сборами за таможенное оформление товаров».
Документы, на основании которых предоставляются освобождения от обложения таможенными пошлинами и таможенными сборами за таможенное оформление товаров, представляются одновременно с подачей грузовой таможенной декларации в сроки, определяемые ст. 380 Таможенного кодекса, в таможенный орган, производящий таможенное оформление товаров.
В случае, когда отдельные документы не могут быть представлены в указанные сроки по мотивированному заявлению декларанта, таможенные органы разрешают подачу их копий с последующим представлением документов в сроки, необходимые для их получения, но не позднее тридцати календарных дней после регистрации таможенной декларации.
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, по которым производится таможенное оформление последующих партий товаров, то достаточно представления копий таких документов.
Товаросопроводительные документы после выпуска товаров подлежат возврату декларанту и хранятся в течение пяти лет с даты регистрации грузовой таможенной декларации.
При этом для целей таможенного оформления наряду с этими документами должна быть представлена копия, заверенная декларантом.
При этом товары, кроме подакцизных, ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан или вывозимые с таможенной территории Республики Казахстан в качестве гуманитарной помощи в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, освобождаются от обложения таможенными пошлинами и таможенными сборами за таможенное оформление при представлении следующих документов:
1) товаросопроводительные документы и/или подтверждение дипломатических или приравненных к ним представительств о ввозе или вывозе товаров, с указанием статуса товаров, в качестве гуманитарной помощи;
2) документы, в том числе составленные на иностранных языках, подтверждающие факт безвозмездной передачи товаров;
3) обязательство получателя о целевом использовании товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Казахстан в качестве гуманитарной помощи, составленное по установленной указанным постановлением форме.
Товары, кроме подакцизных, за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей, ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан или вывозимые с таможенной территории Республики Казахстан по линии государств, правительств, международных организаций в качестве безвозмездной помощи, на благотворительные цели, включая оказание технического содействия, освобождаются от обложения таможенными пошлинами и таможенными сборами за таможенное оформление при представлении следующих документов:
1) для товаров, ввозимых или вывозимых в благотворительных целях по линии государств, правительств и международных организаций:
товаросопроводительные документы и/или подтверждение дипломатических или приравненных к ним представительств с указанием статуса товаров;
соответствующие соглашения, договоры, устанавливающие ввоз или вывоз товаров в благотворительных целях;
для юридических лиц – копии учредительного договора, устава, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, подтверждающие регистрацию юридического лица как некоммерческой организации, заверенные юридическим лицом;
2) для товаров, ввозимых или вывозимых в качестве технического содействия:
товаросопроводительные документы и/или подтверждение дипломатических или приравненных к ним представительств, в которых должны быть указаны наименование программы и реквизиты проекта (контракта по техническому содействию), для выполнения которого осуществляется ввоз или вывоз товаров;
копия проекта (контракта по техническому содействию), для выполнения которого поставляются товары.
При этом компетентный орган с казахстанской стороны, контролирующий выполнение программы технического содействия, представляет информацию об исполнении проекта в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела Республики Казахстан.
В целях обеспечения идентификации ввозимых или вывозимых товаров, товарам, предусмотренным к ввозу или вывозу в представленных проектах, перечень товаров в данных проектах должен быть указан отдельно.
Освобождение от обложения таможенными пошлинами согласно Закону Республики Казахстан от 8 января 2003 года «Об инвестициях» предоставляется при импорте оборудования и комплектующих к нему, ввозимых для реализации инвестиционного проекта в соответствии с контрактом, заключенным между Комитетом по инвестициям Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан и инвестором.
При этом Комитет по инвестициям Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан направляет в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела уведомление о принятом решении, которое должно содержать: наименование инвестора, дату и номер заключенного контракта, список оборудования и комплектующих к нему, по которым предоставлено освобождение от уплаты таможенных пошлин, а также сроки действия указанной инвестиционной преференции.
Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела направляет вышеуказанные сведения таможенным органам, где будут проводиться таможенное оформление и контроль ввозимых товаров.
Инвестором для применения освобождения от обложения таможенными пошлинами в таможенный орган представляется нотариально засвидетельствованная копия контракта.
Сырье, ввозимое Национальным банком Республики Казахстан (далее – Национальный банк) и его филиалами, представительствами и организациями (далее – подразделения) для производства денежных знаков, освобождается от обложения таможенными пошлинами и таможенными сборами за таможенное оформление при представлении следующих документов:
1) подтверждения Национального банка о предназначении ввозимого сырья для производства денежных знаков;
2) обязательства Национального банка либо его подразделения о целевом использовании ввозимого сырья для производства денежных знаков по установленной постановлением форме;
3) товаросопроводительных документов с указанием получателя Национального банка либо его подразделения.
При импорте товаров, освобождаемых от обложения таможенными пошлинами и таможенными сборами за таможенное оформление в соответствии с Законом Республики Казахстан «О миграции», представляются следующие документы:
1) подтверждение уполномоченного органа по вопросам миграции населения о том, что конкретное физическое лицо переселяется в Республику Казахстан на постоянное местожительство по утвержденной в соответствии с законодательством Республики Казахстан квоте иммиграции оралманов;
2) удостоверение оралмана;
3) обязательство получателя о целевом использовании ввозимых товаров исключительно для личного пользования, составленное по установленной постановлением форме.
Для освобождения от обложения таможенными пошлинами и таможенными сборами за таможенное оформление при ввозе товаров, приобретенных за счет средств грантов, предоставленных по линии государств, правительств государств, а также международных организаций, определенных в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2001 года № 1753 «Об утверждении Перечня международных и государственных организаций, зарубежных неправительственных общественных организаций и фондов, предоставляющих гранты», представляются следующие документы:
1) копия международного договора Республики Казахстан (при его наличии), заключенного с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией, включенной в  указанный перечень;
2) в случае предоставления гранта международной организацией без заключения международного договора – подтверждение международной организации об импорте товаров за счет средств предоставленного ею гранта, зарегистрированного в Министерстве экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан;
3) товаросопроводительные документы с наличием ссылки на международный договор (в случае его заключения);
4) подтверждение бенефициара (грантополучателя) о ввозимом товаре.
Для освобождения от обложения таможенными пошлинами товаров, ввозимых персоналом дипломатической службы Республики Казахстан, представляются следующие документы:
1) подтверждение Министерства иностранных дел Республики Казахстан о непрерывности пребывания сотрудника или работника дипломатической службы в иностранных государствах более шести месяцев;
2) справка загранучреждения Республики Казахстан о сумме заработной платы сотрудника или работника дипломатической службы, полученной за весь период работы за пределами таможенной территории Республики Казахстан;
3) обязательство получателя о целевом использовании ввозимых товаров исключительно для личного пользования по установленной постановлением форме.
При ввозе акцизных марок иностранного производства на таможенную территорию Республики Казахстан для маркировки подакцизной продукции, предназначенной для последующего вывоза с таможенной территории Республики Казахстан, для освобождения от обложения таможенными пошлинами представляются следующие документы:
1) копия контракта (договора) на экспорт подакцизных товаров, подлежащих маркировке ввозимыми акцизными марками иностранного производства;
2) обязательство об обратном вывозе акцизных марок, составленное по установленной постановлением форме.
По ввозимым/вывозимым товарам, определенным в подпунктах 1) –3), 8), 9), 12), 13) пункта 1 комментируемой статьи Таможенного кодекса, освобождение от обложения таможенными платежами применяется непосредственно в соответствии с Таможенным кодексом.
 
Статья 331. Тарифные преференции
 
1. Под тарифными преференциями понимаются специальные преимущества в области внешнеэкономической деятельности, предоставляемые Республикой Казахстан государствам в форме освобождения либо снижения ставок таможенной пошлины или установления квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров.
Тарифные преференции предоставляются по решению Правительства Республики Казахстан.
2. Товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан и происходящие из государств, образующих с Республикой Казахстан таможенный союз или зону свободной торговли, а также товары, вывозимые с таможенной территории Республики Казахстан в указанные государства и происходящие из Республики Казахстан, освобождаются от обложения таможенными пошлинами.
3. Товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан и происходящие из развивающихся государств, пользующихся национальной системой преференций Республики Казахстан, облагаются таможенными пошлинами по сниженным ставкам. Перечень таких государств и товаров, а также уровень снижения ставок таможенных пошлин определяются Правительством Республики Казахстан.
4. Товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан и происходящие из наименее развитых государств, пользующихся национальной системой преференций Республики Казахстан, освобождаются от обложения таможенными пошлинами. Перечень таких государств и товаров определяется Правительством Республики Казахстан.
5. Тарифные преференции, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются при соблюдении условий, предусмотренных главой 7 настоящего Кодекса.
 
Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара. Если товар происходит из страны, в торгово-политических отношениях Республики Казахстан с которой действует режим наибольшего благоприятствования (РНБ), применяются ставки ввозных пошлин, установленные Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 ноября 1996 г. № 1389 «О ставках таможенных пошлин на ввозимые товары».
Ставки ввозных таможенных пошлин уменьшаются вдвое при обложении товаров, происходящих из развивающихся стран, которые являются пользователями национальной системой преференций Республики Казахстан. Перечень таких стран и товаров утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 ноября 1996 г. № 1389 «О ставках таможенных пошлин на ввозимые товары».
В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран пользователей национальной системой преференций Республики Казахстан, ввозные таможенные пошлины вообще не применяются. Перечень таких стран и товаров утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 ноября 1996 г. № 1389 «О ставках таможенных пошлин на ввозимые товары»
Не облагаются ввозными таможенными пошлинами и товары, происходящие из государств-участниц СНГ, с которыми Республикой Казахстан заключены двусторонние соглашения о свободной торговле. Сейчас такими государствами являются  Российская Федерация, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Кыргызская республика, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина.
    
 
Глава 42. ИЗМЕНЕНИЕ СРОКОВ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН
 
Статья 332. Понятие и условия изменения сроков уплаты таможенных пошлин
 
1. Под изменением сроков уплаты таможенных пошлин признается перенос установленного настоящим Кодексом срока уплаты таможенных пошлин на более поздний срок, но не более чем на три месяца со дня регистрации таможенным органом грузовой таможенной декларации. Изменение сроков уплаты таможенных пошлин производится в форме отсрочки или рассрочки.
При этом отсрочкой является продление срока уплаты таможенных пошлин, а рассрочкой – продление срока уплаты таможенных пошлин на дополнительный период, в течение которого необходимая сумма должна быть уплачена частями.
2. Решение об изменении сроков уплаты таможенных пошлин принимается территориальными подразделениями уполномоченного органа по вопросам таможенного дела и таможнями.
3. Отсрочка или рассрочка по уплате таможенной пошлины предоставляется на импортируемые сырье и материалы, за исключением подакцизных, предназначенные для промышленной переработки.
4. Отсрочка или рассрочка может предоставляться в отношении всей суммы таможенной пошлины, подлежащей уплате, либо ее части.
5. Отсрочка или рассрочка предоставляется при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин в порядке, предусмотренном гл. 43 настоящего Кодекса.
6. Лицам, имеющим задолженность по уплате таможенных платежей и налогов либо уклоняющимся от их уплаты, а также в отношении, которых возбуждена процедура банкротства, отсрочка или рассрочка по уплате таможенной пошлины не предоставляется.
 
Данная статья регламентирует общие условия изменения срока уплаты таможенных пошлин. Следует обратить внимание, что по другим видам таможенных платежей изменение сроков уплаты не производится. Согласно комментируемой  статье плательщик имеет право изменить срок уплаты таможенных пошлин на более поздний срок, но не более чем на три месяца со дня регистрации таможенным органом грузовой таможенной декларации. Данное право осуществляется при наличии на то оснований, которые будут рассмотрены в последующих статьях.  
     При этом под  изменением срока уплаты  подразумевается перенос установленного ст. 323 Таможенного кодекса  срока уплаты  таможенной пошлины (до или в день регистрации ГТД) на более поздний срок.  Данное изменение сроков уплаты таможенных пошлин производится в форме отсрочки или рассрочки. Отсрочка или рассрочка предоставляется на основании Решения  об изменении сроков уплаты таможенных пошлин, принимаемого таможенными органами, производящими таможенное оформление. Следует отметить, что уполномоченный орган  по вопросам таможенного дела, таможенные посты и контрольно-пропускные пункты на таможенной границе Республики Казахстан не выносят  решений  об изменении сроков уплаты таможенных пошлин.
Отсрочка или рассрочка  уплаты таможенной пошлины не предоставляется на все товары, а только на импортируемые сырье и материалы, предназначенные для промышленной переработки, кроме того, отсрочка или рассрочка уплаты таможенной пошлины  не предоставляется в отношении подакцизных сырья и материалов.
 Учитывая, что не всегда есть необходимость предоставления отсрочки или рассрочки на всю сумму таможенной пошлины, подлежащей уплате, предусматривается предоставление отсрочки или рассрочки в отношении определенной ее части, на уплату которой не хватает денег.
Отсрочка или рассрочка уплаты таможенной пошлины предоставляется при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин. Согласно подпункту 17) ст. 7 Таможенного кодекса обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов – это установленные Таможенным кодексом способы исполнения обязательств по уплате таможенных платежей и налогов. Обеспечение уплаты таможенной пошлины производится в порядке, предусмотренном гл. 43 «Обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов» Таможенного кодекса.
            Также отмечены обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки или рассрочки. При наличии данных оснований плательщик не наделяется правом изменения срока. Отсрочка и рассрочка уплаты таможенной пошлины не  предоставляется,   если лицо, претендующее на предоставление отсрочки или рассрочки, имеет задолженность по уплате любого вида таможенного платежа или налога (взимание которого возложено на таможенные органы)  или уклоняется  от  уплаты таможенных платежей и налогов,  либо в отношении него возбуждена процедура банкротства.
    
Статья 333. Промышленная переработка
 
Для целей настоящей главы под промышленной переработкой понимается использование сырья и (или) материалов в производстве для получения продукта (товара), код которого по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности отличается от кода использованных сырья и (или) материалов на уровне любого из первых четырех знаков. Независимо от изменения кода продукта (товара) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из четырех знаков к промышленной переработке не относятся:
1) простые сборочные операции (клепка, сварка, склеивание, сборка и другие подобные операции);
2) переработка продуктов питания организациями общественного питания;
3) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, упаковка, переупаковка);
4) смешивание товаров, компонентов без придания полученной продукции характеристик, отличающих ее от исходных составляющих на уровне любого из первых четырех знаков по коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
 
Данная статья раскрывает одно из основных требований при предоставлении отсрочки и рассрочки – промышленную переработку. Раскрытие этого понятия позволяет однозначно определить, могут ли использоваться импортируемые сырье и материалы в целях  промышленной переработки.
Промышленной переработкой является использование сырья и (или) материалов в производстве для получения продукта (товара), код которого по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, применяемой в Республике Казахстан, отличается от кода использованных сырья и (или) материалов на уровне любого из первых четырех знаков.
Несмотря на изменение кода продукта (товара) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков, к промышленной переработке не относятся:
189.                 1) простые сборочные операции (клепка, сварка, склеивание, сборка и другие подобные операции);
2) переработка продуктов питания организациями общественного питания;
3) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, упаковка, переупаковка);
4) смешивание товаров, компонентов без придания полученной продукции характеристик, отличающих ее от исходных составляющих на уровне любого из первых четырех знаков по коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
 
Статья 334. Основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных пошлин
 
 
1. Отсрочка или рассрочка по уплате таможенной пошлины предоставляется на основании письменного заявления плательщика в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление ввозимых сырья и (или) материалов.
2. Вместе с заявлением плательщик представляет следующие документы:
1) учетную карточку участника внешнеэкономической деятельности;
2) внешнеторговый договор (контракт) на поставку ввозимых сырья и (или) материалов;
3) документ об обеспечении уплаты таможенной пошлины;
4) технологическую схему производства (фрагмента производства) с использованием в качестве сырья и (или) материалов ввозимых товаров, подписанную индивидуальным предпринимателем или должностными лицами юридического лица, которые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и учредительными документами осуществляют текущее руководство и ведение дел;
5) нотариально засвидетельствованную копию лицензии на право переработки сырья и (или) материалов, если переработка ввозимых сырья и (или) материалов относится к лицензируемым видам деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
3. Для подтверждения права на предоставление отсрочки или рассрочки по уплате таможенных пошлин таможенные органы имеют право производить осмотр производственных мощностей.
 
Комментируемая статья определяет основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных пошлин. Для получения отсрочки или рассрочки  плательщику необходимо представить письменное заявление в таможенный орган, где будет производиться таможенное оформление ввозимых сырья и (или) материалов.
Также вместе с заявлением должны быть обязательно представлены следующие документы:
1) учетная карточка участника внешнеэкономической деятельности;
190.                 2) внешнеторговый договор (контракт) на поставку ввозимых сырья и (или) материалов;
3) документ об обеспечении уплаты таможенной пошлины;
4) технологическая схема производства (фрагмента производства) с использованием в качестве сырья и (или) материалов ввозимых товаров, подписанная индивидуальным предпринимателем или должностными лицами, руководителями юридического лица;
Нотариально засвидетельствованная копия лицензии на право переработки сырья и (или) материалов предоставляется в случаях, если переработка ввозимых сырья и (или) материалов относится к лицензируемым видам деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
Дополнительно для подтверждения права на предоставление отсрочки или рассрочки по уплате таможенных пошлин сотрудники таможенных органов имеют право произвести осмотр производственных мощностей.
 
Статья 335. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки
 
1. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате таможенной пошлины либо решение об отказе в ее предоставлении принимается не позднее пяти рабочих дней со дня получения заявления плательщика и документов, предусмотренных ст. 334 настоящего Кодекса.
2. Решение составляется в письменной форме в двух экземплярах и подписывается руководителем соответствующего таможенного органа или лицом, его замещающим. Первый экземпляр решения остается в таможенном органе. Второй экземпляр решения не позднее окончания дня, следующего за днем принятия таможенным органом решения, направляется плательщику.
3. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки должно содержать следующие сведения:
1) регистрационный номер решения;
2) срок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенной пошлины;
3) способ обеспечения уплаты таможенной пошлины, указанный в заявлении плательщика;
4) дату, номер внешнеторгового договора (контракта) на поставку ввозимых сырья и (или) материалов, наименование получателя сырья и (или) материалов по такому договору (контракту);
191.                 5) наименование и количество сырья и (или) материалов, в отношении которых предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты таможенной пошлины;
6) размер таможенной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка.
4. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате таможенной пошлины должно содержать мотивы такого отказа.
 
Комментируемая статья регламентирует порядок принятия  Решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, порядок доведения до сведения плательщика, обратившегося с заявлением. Кроме того, подробно освещены сведения, которые должны быть в Решении.
Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки  по уплате таможенной пошлины должно быть мотивированным.
      
Статья 336. Сроки погашения сумм предоставленных отсрочек или рассрочек
 
1. Погашение таможенной пошлины при изменении сроков уплаты таможенной пошлины производится плательщиком либо третьим лицом соответственно:
1) при предоставлении отсрочки не позднее окончания дня истечения срока отсрочки;
2) при предоставлении рассрочки не позднее согласованных дней внесения сумм рассрочки по графику, утвержденному таможенным органом совместно с плательщиком.
2. В случае несвоевременного погашения суммы таможенной пошлины плательщиком таможенные органы принимают меры к взысканию всей суммы таможенной пошлины в порядке, предусмотренном гл. 45 настоящего Кодекса.
 
Данной статьей регламентируются сроки погашения сумм предоставленных отсрочек и рассрочек. Погашение сумм может производиться плательщиком либо третьим лицом.
По отсрочкам  отсроченная сумма таможенной пошлины  должна быть погашена плательщиком не позднее дня истечения срока отсрочки, по рассрочкам – не позднее согласованных дней внесения сумм рассрочки по графику, утвержденному таможенным органом совместно с плательщиком. Значит, при предоставлении рассрочки плательщик совместно с таможенным органом, предоставившим рассрочку, составляет график уплаты таможенной пошлины (периодические платежи) и их размер при каждом погашении.
Таким образом, плательщик, получивший отсрочку или рассрочку, обязан не позднее последнего дня предоставленной отсрочки или рассрочки погасить  сумму отсроченной (рассроченной) таможенной пошлины. Нарушение сроков погашения сумм представленных отсрочек и рассрочек влечет взыскание задолженности в порядке, предусмотренном гл. 45 «Взыскание задолженности и пени» Таможенного Кодекса.
      За время задолженности, возникшей в результате неуплаты или несвоевременной уплаты отсроченных или рассроченных сумм, таможенными органами взыскивается пеня. Пеня начисляется за каждый день просрочки уплаты, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты, включая день уплаты, в размере двукратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан за каждый день просрочки.
 
Статья 337. Прекращение действия решений таможенных органов о предоставлении отсрочки или рассрочки
 
Действие решений таможенных органов о предоставлении отсрочки или рассрочки прекращается:
1) по истечении установленного в нем срока действия отсрочки или рассрочки;
2) при досрочном погашении всей суммы таможенной пошлины;
3) при реализации товаров без промышленной переработки.
 
192.                 Ст. 337 определяются случаи прекращения действия решений таможенных органов о предоставлении отсрочки или рассрочки. Решение прекращает действие при наступлении одного из случаев:
-         истекли сроки действия  отсрочки или рассрочки;
-         плательщиком или третьим лицом досрочно погашена вся сумма
193.                 отсроченной (рассроченной) таможенной пошлины;
-         товары реализованы без промышленной переработки.
194.                  
 
Глава 43. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И НАЛОГОВ
 
Статья 338. Общие условия обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов
 
1. Обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов применяется:
1) при осуществлении деятельности в качестве таможенного перевозчика в соответствии со ст. 63 настоящего Кодекса;
2) при перевозке транспортных средств по процедуре внутреннего таможенного транзита в соответствии со ст. 74 настоящего Кодекса;
3) при временном хранении товаров в соответствии со ст. 91, 94 и 95 настоящего Кодекса;
4) при переработке товаров вне таможенной территории в соответствии со ст. 174 настоящего Кодекса;
5) при реэкспорте подакцизных товаров в соответствии со ст. 210 настоящего Кодекса;
6) при транзите товаров в соответствии с гл. 27 настоящего Кодекса;
7) при условном выпуске товаров, облагаемых таможенными платежами и налогами, с применением ценовой информации, имеющейся в таможенных органах, в соответствии со ст. 321 настоящего Кодекса;
8) при изменении сроков уплаты таможенных пошлин в соответствии со ст. 332 настоящего Кодекса;
9) при продлении сроков подачи грузовой таможенной декларации в соответствии со ст. 380 настоящего Кодекса.
2. Обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов производится до выпуска товаров, помещаемых под таможенные режимы, либо до осуществления действий, предусмотренных п. 1 настоящей статьи.
3. Обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов производится плательщиком либо третьим лицом.
 
Согласно подпункту 17) ст. 7 Таможенного кодекса обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов –  это установленные Таможенным Кодексом способы исполнения обязательств по уплате предусмотренных настоящим Кодексом таможенных платежей и налогов. Способы  исполнения обязательств уплаты таможенных платежей представляют собой специальные меры имущественного характера, стимулирующие надлежащую (т. е. в предусмотренные законом сроки и в определенном законом порядке) уплату таможенных пошлин, НДС, акцизов и иных таможенных платежей путем установления дополнительных гарантий удовлетворения требований государства.
Обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов применяется  в строго определенных случаях, когда необходимы гарантия исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов и стимулирование обязанного лица к необходимому поведению.
 С обеспечением уплаты таможенных платежей законодатель связывает осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика, перевозку транспортных средств по процедуре внутреннего таможенного транзита, временного хранения товаров в определенных случаях, переработку товаров вне таможенной территории, реэкспорт подакцизных товаров, транзит товаров, условный выпуск товаров, облагаемых таможенными платежами и налогами, с применением ценовой информации и т. д. в соответствии с комментируемой статьей.
      Следовательно, реализация и применение рассматриваемого института возможна лишь в случаях, указанных в Таможенном кодексе.
 Обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов производится до выпуска товаров, помещаемых под таможенные режимы, либо до осуществления действий, для которых  и обеспечивается уплата таможенных платежей и налогов. 
Возлагается обязанность по обеспечению уплаты таможенных платежей и налогов на плательщика либо на третьих лиц в пользу плательщика.
      
Статья 339. Виды обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов
 
1. Обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов может представляться в виде:
1) залога;
2) банковской гарантии;
3) внесения денег на депозитный счет таможенного органа;
4) договора страхования.
2. Лицо вправе выбрать любой вид обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов, указанных в п. 1 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. Порядок применения обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов таможенными органами определяется уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
 
В целях предотвращения либо уменьшения размера негативных последствий, которые могут наступить в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, такая обязанность может быть обеспечена одним из видов, предусмотренных Таможенным кодексом. К ним относятся залог, банковская гарантия, внесение денег на депозитный счет таможенного органа и договор страхования. Заметим, что в отличие от действующего гражданского законодательства, перечень способов обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов, приведенный в комментируемой статье, является исчерпывающим (закрытым).
       Все указанные способы обеспечения различаются по степени воздействия на обязанное лицо и методам достижения цели — побудить осуществить платеж надлежащим образом и в установленный срок. Поэтому от оптимального выбора способа обеспечения во многом будет зависеть и поведение плательщика.
      В общем, способы обеспечения уплаты таможенных платежей можно определить как специальные меры, в достаточной степени гарантирующие надлежащую уплату пошлин и налогов путем установления дополнительных средств стимулирования желательного и необходимого поведения плательщика.
      В отличие от положений Закона РК «О таможенном деле в Республике Казахстан» в Таможенном кодексе РК вводится новый вид обеспечения – договор страхования.
        Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 199 утверждены  Правила применения обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов таможенными органами.
 
Статья 340. Определение сумм обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов
 
1. Сумма обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов не может быть меньше сумм таможенных платежей и налогов, подлежащих уплате:
1) как при заявлении таможенного режима выпуска товаров для свободного обращения в отношении следующих товаров и транспортных средств:
перевозимых по процедуре внутреннего таможенного транзита;
по которым разрешено временное хранение на складах получателя, а также на транспортных средствах;
помещаемых под таможенный режим реэкспорта товаров;
ввозимых для перемещения через таможенную территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным режимом транзита товаров;
при определении таможенной стоимости которых осуществляется условный выпуск товаров с применением ценовой информации;
по которым изменены сроки уплаты таможенной пошлины;
по которым произведено продление сроков подачи грузовой таможенной декларации;
2) как при заявлении таможенного режима экспорта товаров в отношении следующих товаров:
помещаемых под таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории;
вывозимых для перемещения через таможенную территорию иностранного государства в соответствии с таможенным режимом транзита товаров.
2. Сумма обеспечения, необходимая для обеспечения соответствия квалификационным требованиям к деятельности в качестве таможенного перевозчика, определяется в соответствии со ст. 63 настоящего Кодекса.
 
В целях защиты интересов плательщиков, в целях ограничения произвольного вмешательства в их хозяйственную деятельность со стороны таможенных органов, а также исключения потерь государственного бюджета определены размеры обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов и установлен порядок их расчета. Размер обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов не может быть меньше сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта, за исключением суммы обеспечения, необходимой для обеспечения соответствия квалификационным требованиям к деятельности в качестве таможенного перевозчика, которая определяется в соответствии со ст. 63 Таможенного Кодекса.
       Таким образом,  в основном размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется исходя из сумм таможенных платежей и налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта.              
 
Статья 341. Залог
 
1. Предметом залога в целях обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов могут быть любые товары и имущество, свободные от имущественных прав третьих лиц, за исключением:
1) имущества, изъятого из гражданского оборота;
2) товаров, запрещенных к ввозу в Республику Казахстан либо вывозу из Республики Казахстан;
3) электрической, тепловой и иных видов энергии;
4) скоропортящихся товаров;
5) имущественных прав;
6) имущества, находящегося за пределами Республики Казахстан;
7) имущества, возможность реализации которого ограничена.
2. Рыночная стоимость предмета залога в целях обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов не может быть ниже размера обязательства по таможенным платежам и налогам, уплата которых обеспечивается предметом залога, включая расходы по его реализации.
195.                 3. При залоге предмет залога остается у залогодателя, если таможенный орган не примет иного решения.
Залогодатель не вправе распоряжаться предметом залога до исполнения обязательства, принятого плательщиком, в обеспечение которого оформлен залог.
196.                 4. Оформление залога осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
197.                 5. Обращение взыскания на предмет залога производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 
Залогом признается такой способ обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов, в силу которого таможенный орган (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения плательщиком (залогодателем) обеспеченного залогом обязательства в сроки, установленные таможенным законодательством, взыскать таможенные платежи и налоги, подлежащие уплате, из стоимости заложенного имущества.
Предметом залога в целях обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов могут быть любые товары и имущество, свободные от имущественных прав третьих лиц, за исключением товаров и имущества, перечисленных в п. 1 комментируемой статьи  Таможенного кодекса. Например, товаров, запрещенных к ввозу в Республику Казахстан либо вывозу из Республики Казахстан, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2003 года № 681 «Об утверждении запретов на ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств, перечней товаров, запрещенных к помещению под некоторые таможенные режимы, а также запретов и ограничений на проведение операций с товарами, помещенными под отдельные таможенные режимы».
Обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов на товары и транспортные средства, подлежащие сертификации или контролю других государственных органов, может представляться в виде залога товаров и имущества при условии наличия сертификата или прохождения ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля.
198.                 Рыночная стоимость предмета залога в целях обеспечения таможенных платежей и налогов не может быть ниже размера обязательства по таможенным платежам и налогам, уплата которых обеспечивается предметом залога, включая расходы по его реализации.
Залогодателем может быть лицо, которому предмет залога принадлежит на праве собственности либо с согласия собственника, лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения.
При залоге предмет залога остается у залогодателя, если таможенный орган не примет иного решения.
В случае если заложенное имущество остается во владении у залогодателя, таможенный орган Республики Казахстан вправе:
1) проверять по документам и фактически наличие, размер, состояние и условия хранения предмета залога;
2) требовать от залогодателя принятия мер, необходимых для сохранения предмета залога.
При залоге с оставлением предмета залога у залогодателя не допускаются продажа, иное отчуждение, аренда и другие виды передачи во владение или пользование третьему лицу предмета залога, за исключением передачи в распоряжение таможенным органам для принятия решения в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
При наличии обстоятельств или причин, в силу которых таможенный орган не имеет достаточных гарантий о надлежащей сохранности предмета залога, таможенный орган принимает решение о необходимости передачи предмета залога в свое владение (далее – заклад). В этом случае предмет заклада помещается на склад временного хранения, учредителем которого является таможенный орган.
Срок исполнения обязательства, обеспеченного закладом, не должен превышать сроков временного хранения товаров, определяемого в соответствии с Таможенным кодексом.
При отсутствии возможности помещения на склады предмет залога может быть оставлен у залогодателя под замком, пломбой и печатью таможенного органа. Предмет залога может быть оставлен во владении залогодателя с нанесением знаков, свидетельствующих о залоге (далее – твердый залог). Залогодатель при твердом залоге не вправе пользоваться предметом залога.
199.                 При закладе имущества таможенный орган не осуществляет страхование предмета заклада и не извлекает из предмета заклада доходы и иные имущественные выгоды в интересах залогодателя.
При этом таможенный орган должен:
принимать меры, необходимые для сохранения предмета заклада;
известить залогодателя о возникновении угрозы утраты или повреждения предмета заклада;
не позднее, чем в пятидневный срок после исполнения залогодателем обязательства, известить о возможности предоставления предмета залога во владение залогодателя.
200.                 В случае если предмет залога остается во владении залогодателя, он должен страховать за свой счет переданный в залог предмет залога на его полную стоимость на случаи утраты, недостачи или повреждения предмета залога вследствие аварии или обстоятельств непреодолимой силы, совершения иными государственными органами действий и принятия ими актов, прекращающих хозяйственную деятельность залогодателя либо препятствующей ей, а также ликвидации или признания несостоятельным.
Залог товаров и имущества в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов подлежит государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.
Взаимоотношения таможенного органа Республики Казахстан и залогодателя строятся на основе договора о залоге, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
Договор о залоге составляется в письменной форме и должен содержать следующие сведения:
1) наименование и реквизиты сторон;
2) наименование и количество предметов залога;
3) рыночная стоимость предмета залога и размер обеспечиваемого залогом обязательства;
4) срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом;
5) вид залога (ипотека, заклад или твердый залог);
6) основания обращения взыскания на предмет залога;
7) порядок вступления в силу (в случае государственной регистрации залога с момента государственной регистрации договора залога).
От имени таможенного органа договор залога подписывается начальником или лицом, его замещающим, и главным бухгалтером таможенного органа.
Последующий залог товаров и транспортных средств, заложенных для обеспечения обязательств перед таможенными органами, не допускается.
Если товары и транспортные средства, переданные таможенному органу в качестве предмета заклада, после исполнения обязательства, обеспеченного закладом, не будут востребованы залогодателем в течение пяти рабочих дней со дня направления ему соответствующего уведомления, таможенный орган помещает такие товары и транспортные средства на склад временного хранения, учрежденного частным лицом.
В случае частичного исполнения плательщиком обязательства, обеспеченного залогом, залог сохраняется в первоначальном объеме до полного исполнения плательщиком всех своих обязательств перед таможенными органами.
В момент наступления срока исполнения обязательств перед таможенными органами, если эти обязательства не будут исполнены, таможенный орган приобретает право обратить взыскание на предмет залога в судебном порядке.
 
Статья 342. Банковская гарантия
 
Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов принимают банковские гарантии, выданные в соответствии с законами Республики Казахстан.
 
Банковской гарантией признается такой вид обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов, в силу которого банк второго уровня (далее – банк), выступающий гарантом, обязывается перед таможенным органом уплатить причитающиеся таможенные платежи и налоги при неисполнении плательщиком своих обязательств, в обеспечение которых была представлена банковская гарантия.
Банки осуществляют выдачу банковских гарантий (как в тенге, так и в иностранной валюте) на основании лицензий Национального Банка Республики Казахстан в соответствии с нормами Гражданского кодекса Республики Казахстан и с учетом требований нормативных правовых актов Национального Банка Республики Казахстан, регулирующих порядок проведения указанных операций.
Банковские гарантии в иностранной валюте принимаются таможенными органами только при наличии у банка лицензии на проведение банковских операций в иностранной валюте.
Договор гарантии, заключенный между банком и плательщиком, представляется плательщиком таможенному органу. Гарантия банка является безотзывной.
Договор гарантии должен содержать следующее:
номер и дата выдачи гарантии;
наименование, место нахождения банка, выступающего гарантом;
наименование, место нахождения (жительства) третьего лица (если договор заключен с ним), с которым заключен договор гарантии (юридического или физического лица), регистрационный номер налогоплательщика (далее – РНН), код общего классификатора предприятий и организаций (далее – код ОКПО), банковский идентификационный код (далее – БИК), номер корреспондентского счета;
наименование, место нахождения (жительства) плательщика (юридического или физического лица), регистрационный номер налогоплательщика (далее – РНН), код общего классификатора предприятий и организаций (далее – код ОКПО), банковский идентификационный код (далее – БИК), номер корреспондентского счета;
наименование и место нахождения банка, в котором обслуживается плательщик;
наименование таможенного органа, которому предоставляется банковская гарантия;
дата возникновения обязательства плательщика;
размер (сумма) гарантии;
срок действия гарантии;
условия прекращения действия гарантии;

<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>