<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ответственность банка-гаранта перед таможенным органом за неисполнение обязательства (включая, но не ограничиваясь этим, уплату неустойки, процентов, судебных издержек по взысканию долга и других убытков таможенного органа, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства плательщиком);
реквизиты лицензии на проведение банковских операций в иностранной валюте в случае выдачи банками гарантий в иностранной валюте;
подпись первого руководителя и главного бухгалтера банка (или лиц, их замещающих), выступающего гарантом, скрепленные печатью банка.
При выдаче банком гарантии на сумму пятьдесят и более миллионов тенге (или эквивалент указанной суммы в иностранной валюте) в договоре должны быть указаны реквизиты разрешения Национального Банка Республики Казахстан.
Договоры гарантий, составленные на двух и более листах, должны быть пронумерованы, прошиты, скреплены бумажной пломбой и печатью банка.
При неисполнении плательщиком обязательства, обеспеченного банковской гарантией, таможенный орган вправе до истечения срока гарантии предъявить требование к уполномоченному банку-гаранту об исполнении обязательства плательщика в размере выданной гарантии.
Гарантия снимается с контроля, а банк-гарант уведомляется таможенным органом о прекращении действия гарантии в случаях исполнения плательщиком обязательств, во исполнение которых была представлена банковская гарантия.
 
 
Статья 343. Внесение денег на депозитный счет таможенного органа
 
1. Внесение денег на депозитный счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов (далее – депозит) производится в национальной валюте Республики Казахстан или в иностранной валюте.
2. В случае отсутствия у таможенного органа валютного счета внесение депозита производится в национальной валюте Республики Казахстан.
3. При неисполнении обязательства, обеспеченного депозитом, подлежащие уплате суммы таможенных платежей и налогов по истечении пятнадцати дней после уведомления о неисполнении обязательства перечисляются в государственный бюджет из депозита.
 
Внесением денег на депозитный счет таможенного органа (далее – депозитный счет) признается такой вид обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов, когда плательщик вносит на депозитный счет деньги в обеспечение обязательства в размере сумм таможенных платежей и налогов, причитающихся к уплате, в случае неисполнения им обязательства.
Внесение денег в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей и (или) налогов производится на депозитный счет того таможенного органа, который был выбран плательщиком.
Внесение денег на депозитный счет производится плательщиком в национальной или иностранной валюте.
В случае отсутствия у таможенного органа валютного счета внесение денег в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей и (или) налогов на депозитный счет производится в национальной валюте Республики Казахстан.
В платежном документе о перечислении денег на депозитный счет в графе «Назначение платежа» должно быть указано: «Обеспечение уплаты таможенных платежей и (или) налогов в отношении ___________________ в качестве ______________ по контракту № ____ от «___» _________ 200 __ г. по счет-фактуре № __________.
В случае если деньги перечисляются на депозитный счет третьим лицом, то в этой же графе дополнительно должно быть указано, в интересах какого лица вносятся денежные средства.
Деньги, перечисленные на депозитный счет в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов, до фактического исполнения обязательства, обеспеченного депозитом, не подлежат зачету по иным платежам и налогам.
Возврат сумм, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей и (или) налогов, производится только после исполнения обязательства, в обеспечение которого были внесены деньги на депозитный счет.
Фактический возврат суммы обеспечения с депозитного счета производится таможенным органом по письменному заявлению плательщика в срок не более десяти рабочих дней со дня получения заявления.
При этом возврат сумм денег, внесенных юридическими или физическими лицами-нерезидентами Республики Казахстан в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и (или) налогов, производится таможенным органом по письменному заявлению лица-нерезидента Республики Казахстан на счет этого лица, который может быть открыт как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами.
Проведение банковских операций по переводу денег для возврата сумм обеспечения уплаты таможенных платежей и (или) налогов производится за счет переводимых средств.
В случае неисполнения обязательства в установленные Таможенным кодексом сроки, во исполнение которого были внесены деньги на депозитный счет, а также в случае отсутствия заявления плательщика на возврат денег, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов, с депозитного счета таможенные платежи и налоги перечисляются в доход государственного бюджета по истечении пятнадцати календарных дней.
По заявлению плательщика в случае исполнения обязательства, по которому было внесено обеспечение, сумма обеспечения может быть перечислена в бюджет в счет будущих таможенных платежей и налогов в соответствии с действующим таможенным законодательством.
 
Статья 344. Применение договора страхования в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов
 
Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов принимают договоры страхования, заключенные в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
 
Договором страхования признается такой вид обеспечения, в соответствии с которым лицо, осуществляющее страхование (страховщик), обязуется уплатить сумму таможенных платежей и налогов, подлежащих уплате (страховую выплату), при неисполнении обязательства плательщиком (наступлении страхового случая).
В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов таможенные органы принимают договоры страхования, заключенные в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
В договор страхования должны быть включены следующие сведения:
1) наименование, место нахождения и банковские реквизиты страховщика;
2) фамилию, имя, отчество (при его наличии) и местожительства страхователя (если им является физическое лицо) или его наименование, место нахождения и банковские реквизиты (если им является юридическое лицо);
3) указание объекта страхования;
4) указание страхового случая;
5) размеры страховой суммы, порядок и сроки осуществления страховой выплаты;
6) размер страховой премии, порядок и сроки их уплаты;
7) дату заключения и срок действия договора;
8) указания о застрахованном и выгодоприобретателе – таможенном органе, если они являются участниками страхового отношения;
9) номер, серию договора (страхового полиса);
10) случаи и порядок внесения изменений в условия договора.
При наступлении страхового случая сумма страховой выплаты по договору страхования, заключенному между плательщиком и страховой организацией, подлежит перечислению в государственный бюджет.
 
Статья 345. Возврат обеспечении уплаты таможенных платежей и налогов
 
1. Возврат депозита осуществляется при условии исполнения обязательства, обеспеченного депозитом. Фактический возврат депозита производится таможенным органом по письменному заявлению плательщика в срок не более десяти рабочих дней со дня получения заявления.
2. Заявление о возврате депозита подается в таможенный орган после исполнения обязательства, но не позднее пяти лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства.
3. Депозит возвращается таможенным органом, на счет которого суммы депозита были внесены, либо в случае ликвидации этого таможенного органа – его правопреемником. Возврат депозита производится на банковский счет плательщика в той валюте, в которой производился платеж.
4. Возврат депозита плательщику осуществляется за вычетом задолженности по уплате таможенных платежей, налогов и пени в порядке, предусмотренном ст.  351 настоящего Кодекса.
5. При возврате депозита вознаграждение по нему не выплачивается, суммы не индексируются, тарифы за оказание банковских услуг оплачиваются за счет переводимых средств.
6. Депозит по заявлению плательщика может зачитываться таможенными органами в счет будущих таможенных платежей и налогов либо для обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов по другому обязательству перед таможенными органами.
7. Положения пп. 3–5 настоящей статьи распространяются также на возврат временных антидемпинговых, защитных и компенсационных пошлин.
8. Возврат по залогу имущества производится при нахождении предмета залога:
1) в распоряжении залогодателя с даты исполнения обязательства;
2) в распоряжении таможенного органа не позднее пяти рабочих дней с даты исполнения обязательства.
9. Возврат по банковским гарантиям производится не позднее пяти рабочих дней с даты исполнения обязательства.
10. Прекращение обязательств по страхованию производится не позднее пяти рабочих дней с даты исполнения обязательства.
 
Данной статьей регламентируется порядок возврата обеспечении уплаты таможенных платежей и налогов. Для каждого вида предусмотрен несколько иной порядок. Возврат депозита производится таможенным органом по письменному заявлению плательщика в срок не более десяти рабочих дней со дня получения заявления. Возврат по залогу имущества производится с даты исполнения обязательства либо не позднее пяти рабочих дней с даты исполнения обязательства в зависимости от места нахождения  предмета залога. Возврат по банковским гарантиям производится не позднее пяти рабочих дней с даты исполнения обязательства. Прекращение обязательств по страхованию производится не позднее пяти рабочих дней с даты исполнения обязательства.
 Кроме того, порядок возврата депозита  распространяется также на возврат временных антидемпинговых, защитных и компенсационных пошлин.
 
Глава 44. ВОЗВРАТ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И НАЛОГОВ
 
Статья 346. Возврат излишне уплаченных таможенных платежей и налогов
 
1. Излишне уплаченными суммами таможенных платежей и налогов признается разница между фактически уплаченными и подлежащими к уплате в бюджет суммами таможенных платежей и налогов в соответствии с настоящим Кодексом и налоговым законодательством Республики Казахстан.
2. Излишне уплаченные таможенные платежи и налоги подлежат возврату по заявлению плательщика. Заявление подается в таможенный орган, совершивший таможенное оформление товаров или хранение товаров, таможенное сопровождение товаров и транспортных средств, выдачу лицензий, принятие предварительного решения, не позднее пяти лет со дня их уплаты.
3. Одновременно с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей и налогов должны быть предъявлены копии следующих документов:
1) платежного документа, подтверждающего уплату сумм;
2) таможенной декларации, оформленной таможенным органом, по которой начислялись и вносились таможенные платежи и налоги, представляемой в случае оформления таможенной декларации;
3) других документов, оформленных таможенными органами при хранении товаров, таможенном сопровождении товаров и транспортных средств, выдаче лицензий, принятии предварительного решения, за осуществление которых вносились таможенные платежи, представляемых в случаях, когда уплата таможенных платежей производилась без оформления таможенной декларации.
4. Срок рассмотрения заявления о возврате сумм излишне уплаченных таможенных платежей и налогов не должен превышать пятнадцать рабочих дней со дня подачи заявления о возврате. В случае признания таможенными органами факта излишне уплаченных таможенных платежей и налогов сроки возврата указанных сумм устанавливаются налоговым законодательством Республики Казахстан.
5. При обнаружении факта излишней уплаты после взыскания таможенных платежей и налогов таможенный орган обязан не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта сообщить плательщику о сумме излишне уплаченных таможенных платежей и налогов.
6. При нарушении срока, установленного п. 4 настоящей статьи, начисляется пеня в размере двукратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан за каждый день нарушения срока возврата.
7. Возврат излишне уплаченных таможенных платежей и налогов осуществляется при отсутствии у плательщика задолженности по другим таможенным платежам, налогам и пени по ним в размере излишне уплаченных сумм.
8. Порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей и налогов определяется уполномоченным органом по вопросам таможенного дела по согласованию с соответствующим уполномоченным государственным органом.
 
Данной статьей предусмотрен порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей и налогов.  Непосредственно порядок взаимодействия таможенных и налоговых органов по возврату излишне уплаченных таможенных платежей и налогов предусмотрен приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 27 мая 2003 года № 247 «Об утверждении Правил перечисления таможенных платежей, налогов и пени в государственный бюджет и зачета, возврата излишне уплаченных таможенных платежей, налогов и пени из государственного бюджета»
Зачет или возврат излишне уплаченных сумм таможенных платежей, налогов и пени производится налоговым органом-бенефициаром в соответствии с налоговым законодательством.
Для осуществления зачета или возврата излишне уплаченных сумм таможенных платежей, налогов и пени налоговым органом-бенефициаром плательщик обращается с заявлением в таможенный орган для получения Подтверждения (приложение № 5).
К заявлению прилагаются копии следующих документов:
1) платежного документа, подтверждающего уплату сумм, подлежащих зачету или возврату;
2) таможенной декларации, оформленной таможенным органом, по которой начислялись и были уплачены таможенные платежи, налоги и пеня, предоставляемой в случае оформления таможенной декларации;
3) других документов, оформленных таможенными органами при хранении товаров, таможенным сопровождением товаров и транспортных средств, выдаче лицензий, принятии предварительного решения, за осуществление которых вносились таможенные платежи, представляемых в случаях, когда уплата таможенных платежей производилась без оформления таможенной декларации.
Срок рассмотрения заявления таможенными органами не должен превышать пятнадцати рабочих дней со дня подачи заявления.
Оформление Подтверждения производится таможенными органами на основании Акта сверки.
В случае вынесения решения налоговым органом-бенефициаром о зачете либо возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей, налогов и пени налоговый орган-бенефициар оформляет и передает в Казначейство заключение с указанием реквизитов Подтверждения и платежное поручение на зачет или возврат излишне уплаченных сумм по таможенным платежам, налогам и пеням.
Казначейство после проведения зачета или возврата излишне уплаченных сумм на основании документов, представленных налоговыми органами, один экземпляр заключения возвращает в налоговый орган-бенефициар, второй экземпляр передает в таможенный орган.
 
Статья 347. Иные случаи возврата таможенных пошлин и налогов
 
1. Возврат таможенных пошлин и налогов производится также в случаях:
1) отзыва таможенной декларации;
2) восстановления режима наибольшего благоприятствования или тарифных преференций;
3) когда условия таможенных режимов предусматривают возврат уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов при вывозе иностранных товаров за пределы таможенной территории Республики Казахстан или при их уничтожении либо отказе в пользу государства или ввозе казахстанских товаров либо продуктов их переработки на таможенную территорию Республики Казахстан;
4) изменения ранее заявленного таможенного режима на таможенный режим выпуска товаров для свободного обращения или экспорта товаров, если суммы таможенных пошлин и налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранный таможенный режим (таможенный режим выпуска товаров для свободного обращения или экспорта товаров), менее сумм таможенных пошлин и налогов, уплаченных при первоначальном таможенном режиме.
2. Возврат таможенных пошлин и налогов в случаях, указанных в п. 1 настоящей статьи, производится в соответствии со статьей 346 настоящего Кодекса применительно к возврату излишне уплаченных таможенных платежей.
           
Комментируемая статья предусматривает иные случаи возврата таможенных пошлин, налогов, кроме тех, которые установлены в ст. 346 Таможенного Кодекса (Возврат излишне уплаченных таможенных платежей и налогов).
      Данная статья устанавливает, что возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случае:
1) если представленная в таможенный орган таможенная декларация отзывается в соответствии с Кодексом.
2) восстановления режима наибольшего благоприятствования или тарифных преференций в виде возврата уплаченной суммы таможенной пошлины;      
3) если настоящим Кодексом предусматривается возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при вывозе иностранных товаров с таможенной территории Республики Казахстан, или при их уничтожении либо отказе в пользу государства, или при реимпорте товаров;      
   4) изменения с разрешения таможенного органа ранее заявленного таможенного режима, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранный таможенный режим, меньше сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальном таможенном режиме.
Фактический возврат производится в порядке, предусмотренном Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 27 мая 2003 года № 247 «Об утверждении Правил перечисления таможенных платежей, налогов и пени в государственный бюджет и зачета, возврата излишне уплаченных таможенных платежей, налогов и пени из государственного бюджета».
 
Глава 45. ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ПЕНИ
 
Статья 348. Общие положения взыскания задолженности и пени
 
1. В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей и налогов в установленные сроки образуется задолженность. Задолженность взыскивается таможенными органами с плательщиков в порядке, определенном настоящей главой.
2. Для взыскания задолженности таможенными органами осуществляются следующие действия:
1) уведомление плательщика в порядке, предусмотренном ст. 350 настоящего Кодекса;
2) взыскание задолженности за счет излишне уплаченных сумм либо за счет депозита, подлежащего возврату в порядке, предусмотренном ст. 351 настоящего Кодекса;
3) применение следующих способов обеспечения погашения задолженности:
начисление пени на сумму задолженности;
приостановление расходных операций по банковским счетам плательщика; вынесение решения об ограничении в распоряжении имуществом плательщика;
4) применение мер принудительного взыскания в следующем порядке:
за счет денег, находящихся на банковских счетах плательщика;
за счет наличных денег плательщика;
со счетов дебиторов плательщика;
за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества плательщика.
3. Действия, предусмотренные п. 2 настоящей статьи, применяются последовательно, за исключением начисления пени на сумму задолженности.
4. Взыскание задолженности и пени с индивидуального предпринимателя и юридического лица производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Взыскание задолженности и пени с физического лица производится в судебном порядке.
 
Регламентация мер принудительного взыскания таможенных платежей отвечает потребностям таможенной практики и работает на повышение эффективности пополнения доходной части бюджета. Конституционное положение о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, не является абсолютным и не всегда требует обязательного предварительного судебного решения при отчуждении имущества. Принудительное изъятие имущества всегда предполагает охрану прав и свобод каждого от всякого рода произвола посредством обращения в суд в порядке, установленном законами. Пределы несудебного порядка принудительного изъятия имущества, их  характер определяются в законах не произвольно, а в соответствии с требованиями ст. 39 Конституции Республики Казахстан.
При этом Налоговый кодекс устанавливает, что таможенные органы осуществляют взимание налогов и других обязательных платежей в бюджет «в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством РК», т. е. законодатель конкретно определяет два источника действующего права РК, которыми регламентируются полномочия таможенных органов по взиманию налогов (ст. 19 Налогового кодекса). Взыскание задолженности относится к группе имущественных отношений, к которым гражданское законодательство, как правило, не применяется.
Следовательно, гл. 45 Таможенного кодекса содержит обобщенное выражение гл. 8–9 Налогового кодекса РК с учетом специфики принудительного взыскания таможенных платежей.
В этой связи крайне неоправданно устанавливать разные порядки взыскания задолженности для двух государственных органов, имеющих одинаковую цель – наполнение бюджета. По  смыслу п. 4 ст. 1 Налогового кодекса таможенное законодательство является частью налогового законодательства, т. к. регулирует властные налоговые отношения. Единообразный подхода к взысканию задолженности налоговыми и таможенными органами будет соответствовать общему порядку оспаривания решений и действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих, установленному ст. 278–282 ГПК РК и имеющему прямое отношение к деятельности налоговых и таможенных органов.
             Для взыскания задолженности таможенными органами осуществляются следующие действия:
1) уведомление плательщика в порядке, предусмотренном ст. 350 настоящего Кодекса;
2) взыскание задолженности за счет излишне уплаченных сумм либо за счет депозита, подлежащего возврату в порядке, предусмотренном ст. 351 настоящего Кодекса;
3) применение способов обеспечения погашения задолженности;
201.                 4) применение мер принудительного взыскания.
При этом таможенные органы должны действовать последовательно в соответствии с установленным порядком, за исключением начисления пени на сумму задолженности.
202.                 Кроме того, следует обратить внимание, что взыскание задолженности и пени с индивидуального предпринимателя и юридического лица производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, а взыскание задолженности и пени с физического лица производится в судебном порядке.
 
Статья 349. Начисление пени на сумму задолженности
 
1. При возникновении задолженности плательщиком уплачивается пеня.
2. Пеня начисляется за каждый день просрочки уплаты таможенных платежей и налогов, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных платежей и налогов, включая день уплаты, в размере двукратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан за каждый день просрочки.
Пеня начисляется и уплачивается независимо от применения мер принудительного взыскания таможенных платежей и налогов, а также иных мер ответственности, предусмотренных законами Республики Казахстан.
3. Уплата, взыскание и возврат пени осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, применительно к уплате, взысканию и возврату таможенных платежей и налогов.
 
Комментируемая статья в случае просрочки уплаты таможенных платежей обязывает должника уплатить пени. Пеня — синоним такой категории, как неустойка. В таможенном праве пеня представляет собой меру ответственности за просрочку уплаты таможенных платежей.
Пеня начисляется за каждый день просрочки уплаты таможенных платежей и налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных платежей и налогов, включая день уплаты, в размере двукратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан за каждый день просрочки. Под днем  подразумевается календарный день, т. е. при нарушении сроков уплаты пеня начисляется вне зависимости от того, является ли день рабочим днем.
Пеня начисляется и уплачивается независимо от применения мер принудительного взыскания таможенных платежей и налогов, а также иных мер ответственности, предусмотренных законами Республики Казахстан.
Уплата, взыскание и возврат пени производится в соответствии с Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 27 мая 2003 года № 247 «Об утверждении Правил перечисления таможенных платежей, налогов и пени в государственный бюджет и зачета, возврата излишне уплаченных таможенных платежей, налогов и пени из государственного бюджета».
 
Статья 350. Уведомление о погашении задолженности и пени
 
1. Уведомление о погашении задолженности и пени представляет собой направленное плательщику письменное сообщение таможенного органа о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, налогов и пени, а также об обязанности погашения в установленный этим уведомлением срок неуплаченной суммы таможенных платежей, налогов и пени.
Уведомление должно содержать основания для его оформления, а также сведения о действиях, предусмотренных ст. 348 настоящего Кодекса, которые применяются в случае неисполнения уведомления плательщиком.
2. Уведомление направляется плательщику независимо от привлечения его к административной или уголовной ответственности.
3. Уведомление должно быть направлено плательщику не позднее одного месяца со дня установления факта возникновения задолженности.
4. Уведомление должно быть вручено плательщику лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки и получения уведомления.
5. Обжалование уведомления производится плательщиком в порядке и сроки, которые предусмотрены разделом 15 настоящего Кодекса.
6. Срок исполнения требований, содержащихся в уведомлении, составляет не более десяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения уведомления плательщику, за исключением случаев обжалования плательщиком такого уведомления.
7. При неисполнении требований, содержащихся в уведомлении, в сроки, предусмотренные п. 6 настоящей статьи, за исключением случаев обжалования, таможенные органы предпринимают действия в соответствии со ст. 348 настоящего Кодекса.
8. Форма уведомления устанавливается уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
 
Комментируемая статья определяет порядок выставления уведомления о погашении задолженности и пени. Форма уведомления (приложение № 6) утверждена Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 7 мая 2003 года № 185 «Об утверждении формы уведомления о погашении задолженности и пени».
В соответствии с гл. 66 Таможенного кодекса Республики Казахстан, вы имеете право обжаловать данное уведомление в вышестоящий таможенный орган либо обратиться в суд.
Срок исполнения требований, содержащихся в уведомлении, составляет не более десяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения уведомления, за исключением случаев обжалования уведомления.
При неисполнении требований, содержащихся в уведомлении, за исключением случаев обжалования, таможенным органом предпринимаются действия в соответствии с гл. 45 Таможенного кодекса Республики Казахстан.
Кроме того, в соответствии со ст. 349 Таможенного кодекса Республики Казахстан начисляется пеня за каждый день просрочки уплаты таможенных платежей и налогов, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных платежей и налогов, включая день уплаты, в размере двукратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан за каждый день просрочки.
 
Статья 351. Взыскание задолженности и пени за счет излишне уплаченных сумм либо за счет депозита
 
1. При неисполнении требований, содержащихся в уведомлении, таможенный орган вправе взыскать задолженность и пеню за счет излишне уплаченных сумм либо за счет депозита, подлежащего возврату.
2. О задолженности и пени, взысканных в соответствии с настоящей статьей, таможенный орган письменно сообщает плательщику в течение трех рабочих дней с даты взыскания.
3. Зачет излишне уплаченных сумм в счет погашения задолженности осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом по вопросам таможенного дела по согласованию с соответствующим уполномоченным государственным органом.
 
В соответствии с комментируемой статьей таможенные органы  при неисполнении требований, содержащихся в уведомлении, вправе взыскать задолженность и пеню за счет излишне уплаченных сумм либо за счет депозита, подлежащего возврату. При этом если какая-нибудь сумма  будет взыскана за счет излишне уплаченных сумм либо за счет депозита, подлежащего возврату, об этом должно быть сообщено плательщику в течении 3-х рабочих дней с даты взыскания.
Зачет излишне уплаченных сумм в счет погашения задолженности осуществляется в соответствии с Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 27 мая 2003 года № 247 «Об утверждении Правил перечисления таможенных платежей, налогов и пени в государственный бюджет и зачета, возврата излишне уплаченных таможенных платежей, налогов и пени из государственного бюджета».
 
Статья 352. Приостановление расходных операций по банковским счетам плательщика
 
1. При недостаточности излишне уплаченных сумм либо депозита для погашения задолженности и пени распоряжение таможенного органа о приостановлении расходных операций по банковским счетам индивидуального предпринимателя или юридического лица выносится в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.
2. Приостановление расходных операций по банковским счетам плательщика распространяется на все расходные операции плательщика, кроме операций по погашению задолженности и пени.
3. Распоряжение о приостановлении расходных операций по банковским счетам плательщика выносится по форме, установленной налоговым законодательством Республики Казахстан, и вступает в силу со дня его получения банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций.
4. Распоряжение о приостановлении расходных операций по банковским счетам плательщика подлежит безусловному исполнению банками или организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций.
5. Распоряжение о приостановлении расходных операций по банковским счетам плательщика отменяется таможенным органом, вынесшим такое распоряжение, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем устранения причин приостановления расходных операций по банковским счетам.
 
Данная статья определяет: при недостаточности излишне уплаченных сумм либо депозита для погашения задолженности и пени распоряжение таможенного органа о приостановлении расходных операций по банковским счетам индивидуального предпринимателя или юридического лица выносится Распоряжение о приостановлении расходных операций по банковским счетам плательщика, которое подлежит безусловному исполнению банками или организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций. Форма распоряжения установлена приказом Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 20 марта 2003 г. № 135 «Об утверждении форм распоряжений».
 
Статья 353. Вынесение решения об ограничении в распоряжении имуществом плательщика в счет погашения задолженности и пени
 
1. В случае непогашения задолженности и пени в течение десяти рабочих дней со дня вынесения распоряжения о приостановлении расходных операций по банковским счетам индивидуального предпринимателя или юридического лица производится ограничение в распоряжении имуществом плательщика.
2. Решение об ограничении в распоряжении имуществом плательщика выносится таможенным органом по форме, установленной налоговым законодательством Республики Казахстан.
3. Решение об ограничении в распоряжении имуществом плательщика выносится в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности или хозяйственного ведения, балансовая или рыночная стоимость которого в зависимости от способа определения цены соответствует сумме задолженности и пени.
При вынесении решения об ограничении в распоряжении имуществом плательщика, переданном внаем, включая финансовый лизинг и залог, запрещается передача права собственности на такое имущество арендатору и залогодержателю с момента вынесения таможенным органом решения в отношении этого имущества и до его отмены.
4. На основании такого решения таможенным органом составляется акт описи ограниченного в распоряжении имущества по форме, установленной налоговым законодательством Республики Казахстан, с предупреждением плательщика об ответственности за нарушение условий владения, пользования и распоряжения имуществом.
Опись ограниченного в распоряжении имущества производится с указанием его цены, определяемой на основании данных бухгалтерского учета плательщика или независимой оценки, проводимой в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об оценочной деятельности, и оформляется актом, составленным в двух экземплярах.
5. Таможенный орган обязан вручить плательщику по одному экземпляру решения об ограничении в распоряжении имуществом и акта описи имущества.
6. Решение об ограничении в распоряжении имуществом отменяется таможенным органом, вынесшим такое решение, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем устранения причин ограничения в распоряжении имуществом.
 
Комментируемая статья определяет порядок ограничения в распоряжении имуществом плательщика в случае непогашения задолженности и пени в течение десяти рабочих дней со дня вынесения распоряжения о приостановлении расходных операций по банковским счетам индивидуального предпринимателя или юридического лица. Форма Решения об ограничении в распоряжении имуществом и акт описи ограниченного в распоряжении имущества утверждены Приказом Министра государственных доходов Республики Казахстан от 31 января 2002 г. № 104 «Некоторые вопросы ограничения в распоряжении имуществом в счет налоговой задолженности налогоплательщика»
 
Статья 354. Взыскание задолженности и пени за счет денег, находящихся на банковских счетах плательщика
 
1. При непогашении задолженности и пени плательщиком в течение установленных сроков таможенные органы выносят решение о взыскании денег с банковских счетов индивидуального предпринимателя или юридического лица в бесспорном порядке.
2. Решение о бесспорном взыскании принимается в форме направления в банк, где открыты счета плательщика, инкассового распоряжения таможенного органа на списание со счетов плательщика и перечисление в государственный бюджет необходимых денег.
3. При исполнении банком инкассового распоряжения таможенного органа о взыскании задолженности с одного банковского счета плательщика инкассовые распоряжения, выставленные таможенным органом на другие банковские счета плательщика, открытые им в указанном банке, возвращаются банком в таможенный орган без исполнения с приложением платежного документа, подтверждающего факт исполнения инкассового распоряжения таможенного органа, если такие инкассовые распоряжения выставлены таможенным органом на ту же сумму и вид задолженности.
4. Взыскание задолженности и пени в бесспорном порядке производится со счетов в национальной валюте Республики Казахстан и в иностранной валюте. Взыскание задолженности и пени со счетов в иностранной валюте производится в сумме, эквивалентной сумме подлежащих уплате таможенных платежей, налогов и пени по ним, в национальной валюте Республики Казахстан по рыночному курсу обмена валют, определенному в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
5. Исполнение инкассового распоряжения таможенного органа осуществляется банком в порядке и сроки, которые установлены законодательством Республики Казахстан.
 
При непогашении задолженности и пени плательщиком в течение установленных сроков таможенные органы выносят решение о взыскании денег с банковских счетов индивидуального предпринимателя или юридического лица в бесспорном порядке. Порядок взыскания определен комментируемой статьей
Платежным документом, используемым для изъятия денег с банковских счетов отправителя денег без согласия отправителя денег, является инкассовое распоряжение органов налоговой службы и таможенных органов.
Инкассовые распоряжения таможенных органов предъявляются без исполнительных документов, подтверждающих обоснованность данного взыскания.
В инкассовом распоряжении таможенного органа указываются коды бюджетной классификации, вид операции.
В поле «вид операции» указываются соответственно коды:
05 – инкассовое распоряжение таможенного органа, выставленное на банковский счет налогоплательщика, имеющего задолженность в бюджет.
 
Статья 355. Взыскание суммы задолженности и пени за счет наличных денег
 
1. Взыскание задолженности и пени за счет наличных денег производится в случае отсутствия денег на банковском счете индивидуального предпринимателя или юридического лица.
2. Взысканием задолженности и пени за счет наличных денег признается изъятие таможенным органом наличных денег, также и в иностранной валюте, отраженных по бухгалтерским (кассовым) документам, у плательщика.
Взыскание задолженности и пени за счет наличных денег производится таможенным органом на основании уведомления.
3. Изъятие наличных денег оформляется актом об изъятии по форме, установленной налоговым законодательством Республики Казахстан.
4. Наличные деньги, изъятые у плательщика, не позднее одного рабочего дня со дня изъятия подлежат зачислению в государственный бюджет.
 
В соответствии с комментируемой статьей взыскание задолженности и пени за счет наличных денег производится в случае отсутствия денег на банковском счете индивидуального предпринимателя или юридического лица. При этом таможенным органом направляется уведомления о взыскании задолженности и пени за счет наличных денег. Форма акта об изъятии определена Приказом Министра государственных доходов Республики Казахстан от 28 октября 2001 года № 1464 «Об утверждении формы Акта об изъятии наличных денег в счет погашения налоговой задолженности».
 
Статья 356. Взыскание задолженности и пени плательщика со счетов его дебиторов
 
1. В случае отсутствия денег на банковских счетах и наличных денег у плательщика – индивидуального предпринимателя или юридического лица таможенный орган имеет право в пределах образовавшейся задолженности и пени обращать взыскание на деньги на банковских счетах третьих лиц, имеющих задолженность перед плательщиком (далее – дебиторов). При этом дебиторам направляются уведомления об обращении взыскания на деньги с их банковских счетов в счет погашения задолженности и пени плательщика в пределах сумм, признаваемых дебиторами перед плательщиком, как сумму дебиторской задолженности на текущий момент согласно договорам.
Не позднее двадцати рабочих дней с момента получения уведомления дебитор обязан предоставить в таможенный орган, направивший уведомление, акт сверки взаиморасчетов, составленный совместно с плательщиком на дату получения уведомления.
2. Акт сверки взаиморасчетов между плательщиком и его дебитором должен содержать следующие сведения:
1) наименование плательщика и его дебитора, их регистрационные номера;
2) наименование таможенного органа, где состоят на учете плательщик и его дебитор;
3) реквизиты банковских счетов плательщика и его дебитора;
4) сумму задолженности дебитора перед плательщиком;
5) юридические адреса, печать и подписи плательщика и его дебитора;
6) дату составления акта сверки.
3. На основании акта сверки взаиморасчетов таможенный орган выставляет на банковский счет дебитора инкассовое распоряжение о взыскании задолженности и пени плательщика.
4. Банк или организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций дебитора-плательщика, обязаны исполнить выставленное таможенным органом инкассовое распоряжение о взыскании суммы задолженности и пени плательщика в соответствии с требованиями, определенными ст. 354 настоящего Кодекса.
5. При наличии оформленного в соответствии с настоящей статьей акта сверки взаиморасчетов в течение девяноста рабочих дней с момента вручения уведомления таможенный орган вправе выставить на банковский счет дебитора инкассовое распоряжение о взыскании задолженности и пени.
 
Данная статья регламентирует, что в случае отсутствия денег на банковских счетах и наличных денег у плательщика – индивидуального предпринимателя или юридического лица таможенный орган в пределах образовавшейся задолженности и пени обращает взыскание на деньги на банковских счетах третьих лиц, имеющих задолженность перед плательщиком (далее – дебиторов). При этом дебиторам направляются уведомления об обращении взыскания на деньги с их банковских счетов в счет погашения задолженности и пени плательщика в пределах сумм, признаваемых дебиторами перед плательщиком как сумму дебиторской задолженности на текущий момент согласно договорам.
203.                 На основании акта сверки взаиморасчетов таможенный орган выставляет на банковский счет дебитора инкассовое распоряжение о взыскании задолженности и пени плательщика.
 
Статья 357. Взыскание задолженности и пени за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества плательщика
 
1. Таможенные органы имеют право без согласия плательщика обратить взыскание на ограниченное в распоряжении имущество индивидуального предпринимателя или юридического лица в пределах задолженности и пени в случаях отсутствия денег на его банковских счетах, наличных денег и денег на банковских счетах его дебиторов.
2. Плательщик обязан обеспечить сохранность и надлежащий уход ограниченного в распоряжении имущества до снятия ограничения. В случае неисполнения указанных обязанностей плательщик обязан возместить затраты по подготовке ограниченного в распоряжении имущества к аукциону и несет ответственность за незаконные действия в отношении указанного имущества в соответствии с законами Республики Казахстан.
3. Реализация ограниченного в распоряжении имущества производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
4. В случае, если задолженность и пеня не погашены после реализации ограниченного в распоряжении имущества плательщика, таможенный орган направляет информацию налоговому органу по месту регистрации плательщика о наличии задолженности и пени, а также о принятых мерах по взысканию, предусмотренных настоящим Кодексом.
 
В соответствии с данной статьей применяется одна из последних мер, принимаемых таможенными органами по принудительному взысканию задолженности и пени. В случаях отсутствия денег на его банковских счетах, наличных денег и денег на банковских счетах его дебиторов таможенные органы имеют право без согласия плательщика обратить взыскание на ограниченное в распоряжении имущество индивидуального предпринимателя или юридического лица в пределах задолженности и пени
Плательщик обязан обеспечить сохранность и надлежащий уход ранее ограниченного в распоряжении имущества до снятия ограничения. В случае неисполнения указанных обязанностей плательщик обязан возместить затраты по подготовке ограниченного в распоряжении имущества к аукциону и несет ответственность за незаконные действия в отношении указанного имущества в соответствии с Кодексом «Об административных правонарушениях».
В случае, если задолженность и пеня не погашены после реализации ограниченного в распоряжении имущества плательщика, таможенным органом направляется информация  в налоговый орган по месту регистрации плательщика о наличии задолженности и пени, а также о принятии исчерпывающих мер по взысканию задолженности и пени, предусмотренных  гл. 45 Таможенного Кодекса.
 
Статья 358. Порядок погашения задолженности и пени
 
Очередность погашения задолженности и пени определяется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
 
Учитывая, что порядок погашения налоговой задолженности регулируется Налоговым кодексом, комментируемая статья отсылает к налоговому законодательству. В соответствии со ст. 33 Налогового кодекса с первого января 2004 года установлен следующий порядок погашения задолженности:
1) начисленные пени;
2) начисленные штрафы;
       3) сумма недоимки.
 
Раздел 9. ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
 
Глава 46. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ
 
Статья 359. Сфера применения настоящей главы
 
Правила, требования и условия, предусмотренные настоящей главой, распространяются на все таможенные операции, связанные с оформлением документов для таможенных целей в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан.
 
Настоящей статьей устанавливается область применения гл. 46 Таможенного кодекса, распространяющаяся на сферу таможенного оформления. При этом применяются следующие понятия и определения.
Таможенное оформление – совокупность действий и процедур, совершаемых лицами и таможенными органами Республики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан.
Таможенные операции – отдельные действия, совершаемые в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан как таможенными органами Республики Казахстан, так и лицами, в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
 
Статья 360. Порядок производства таможенного оформления
 
1. Таможенное оформление производится в порядке, определяемом настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами в сфере таможенного дела.
2. В соответствии с международными договорами Республики Казахстан в целях упрощения и ускорения таможенного оформления могут применяться таможенные документы других государств, используемые для таможенного оформления.
 
Данная статья регламентирует проведение таможенного оформления в определенном порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами.
В целях упрощения и совершенствования производства таможенного оформления уполномоченным органом по вопросам таможенного дела  разработана и внедрена в действие трехэтапная форма таможенного оформления.
Основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим предшествуют предварительные операции, изложенные в разделе 5 Таможенного кодекса РК.
Под основным таможенным оформлением понимаются действия по декларированию товаров и транспортных средств и помещению их под определенный таможенный режим.
Основное таможенное оформление товаров и транспортных средств включает в себя:
1 этап – прием, регистрация и учет таможенных деклараций, их электронных копий. Контроль за правильностью помещения под определенный таможенный режим, а также соблюдения мер нетарифного регулирования, контроль за полнотой и достоверностью сведений, заявленных в таможенной декларации, проверка наличия денежных средств на лицевом счете участника ВЭД;
2 этап – контроль за полнотой и достоверностью сведений, заявленных в таможенной декларации, для целей идентификации товара за правильностью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД и страны происхождения, валютный контроль и контроль таможенной стоимости, контроль таможенных платежей;
3 этап – досмотр товара, проверка прохождения предыдущих этапов таможенного оформления и контроля, выпуск товара.
Инструкция по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, устанавливающая вышеназванную трехэтапную форму таможенного оформления, утверждена Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 3 сентября 2003 года № 416.
Кроме того, в целях упрощения и ускорения таможенного оформления для таможенного оформления могут использоваться таможенные документы других государств в соответствии с условиями, установленными международными договорами Республики Казахстан. К примеру, ст. 5 Соглашения об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами-участниками Таможенного союза от 24 сентября 1999 г. (ратифицировано в соответствии с Законом РК от 05. 07. 2000 г. № 68-II), определено, что «Совет руководителей таможенных служб государств-участников Таможенного союза принимает меры по унификации правил таможенного оформления товаров, взаимному признанию документов, сведений и результатов таможенного оформления и таможенного контроля».
 
Статья 361. Технология производства таможенного оформления
 
1. Порядок и технология производства таможенного оформления дифференцированы в зависимости от:
1) категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан;
2) вида транспорта, используемого для такого перемещения;
3) лиц, перемещающих товары.
2. Таможенные процедуры одинаково применяются независимо от страны происхождения, отправления и назначения товаров.
 
Комментируемая статья устанавливает возможность дифференциации (различий) в порядке и технологии, механизме производства таможенного оформления при перемещении различных категорий товаров, различными видами транспорта, а также в зависимости от лиц, перемещающих товары.
Особенности таможенного оформления и таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, регламентированы гл. 53 Таможенного кодекса РК.
Нормы Инструкции распространяются на участников внешнеэкономической деятельности, которые отнесены к категории минимального риска в соответствии с Правилами отнесения участников внешнеэкономической деятельности к категории минимального риска.
Перечень отдельных категорий товаров также определен Инструкцией.
            Кроме того, при перемещении товаров различными видами транспорта: авиатранспортом, железнодорожным транспортом, автомобильным, трубопроводным транспортом и др., также может устанавливаться различный порядок производства таможенного оформления
            Особенности таможенных процедур при перемещении товаров через таможенную границу Республики Казахстан трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи установлены ст. 387 Таможенного кодекса РК, а также приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 20 мая 2003 г. № 218 «Об утверждении Правил заполнения временной таможенной декларации и таможенного оформления с использованием процедуры временного декларирования».
Порядок и технология перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц (сотрудниками дипломатических представительств, консульских учреждений) изложены в гл. 36 Таможенного кодекса РК.
Особенности таможенного оформления при перемещении товаров физическими лицами регламентированы в гл. 34 Таможенного кодекса РК.
 
Статья 362. Начало и завершение таможенного оформления
 
1. Таможенное оформление товаров и транспортных средств начинается в момент представления таможенному органу документов в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, – устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
2. Таможенное оформление в отношении товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и другим видам государственного контроля, может быть завершено только после согласования с соответствующими уполномоченными государственными органами, осуществляющими такой контроль.
3. Таможенное оформление завершается после совершения таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом, для помещения товаров под таможенный режим, а также исчисления и взимания таможенных платежей и налогов.
 
204.          Данной статьей определены общие принципы начала и завершения таможенного оформления.
При этом под иными действиями, свидетельствующими о намерении лица осуществить таможенное оформление, понимается:
1) вход (въезд) физического лица, выезжающего за пределы Республики Казахстан, в зону таможенного контроля;
2) подача лицом, перемещающим товары и транспортные средства, уведомления о вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории Республики Казахстан;
3) въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через таможенную границу Республики Казахстан с целью выезда с таможенной территории Республики Казахстан;
4) сдача товаров лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере транспорта либо международных почтовых отправлений, организациям, оказывающим международные почтовые услуги, для отправки за пределы таможенной территории Республики Казахстан.
Соответствие обязательным требованиям стандартов независимо от заявляемых таможенных режимов подтверждается представлением фитосанитарных (карантинных) сертификатов, ветеринарных сертификатов. Указанные сертификаты представляются только в случаях, установленном нормативными правовыми актами Республики Казахстан для товаров, на которые представление сертификатов обязательно.
Фитосанитарный сертификат – документ, удостоверяющий карантинное состояние экспортной подкарантинной продукции (Закон Республики Казахстан от 11 февраля 1999 года № 344-1).
Ветеринарные документы – ветеринарно-санитарное заключение, ветеринарное свидетельство, ветеринарный сертификат, ветеринарная справка, выдаваемые ветеринарными инспекторами на объекты государственного ветеринарного надзора в порядке, установленным уполномоченным государственным органом в области ветеринарии (Закон Республики Казахстан от 10 июля 2002 года № 339-II «О ветеринарии»).
 
Статья 363. Место и время совершения операций по основному таможенному оформлению товаров и транспортных средств
 
1. Под основным таможенным оформлением понимаются действия по декларированию товаров и транспортных средств и помещению их под определенный таможенный режим.
2. Таможенные операции по основному таможенному оформлению товаров совершаются в месте нахождения таможенных органов и во время их работы.
3. По мотивированному запросу декларанта таможенные операции по основному таможенному оформлению товаров могут совершаться вне места нахождения таможенных органов и вне времени работы в соответствии со ст. 20-22 настоящего Кодекса.
 
    Настоящая статья определяет понятие основного таможенного оформления, места и времени осуществления операций по основному таможенному оформлению.
Места нахождения таможенных органов определяются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов и (или) участников внешнеэкономической и иной деятельности.
Таможенные органы в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, могут располагаться на территории и (или) в помещениях, принадлежащих лицам, осуществляющим деятельность в качестве таможенного брокера, таможенного перевозчика, владельцам складов временного хранения, таможенных и (или) свободных складов, а также на территории и (или) в помещениях таможенных терминалов, аэропортов, портов, железнодорожных и автомобильных станций, вокзалов и участников внешнеэкономической деятельности.
205.          В таких случаях необходимые территории и (или) помещения таможенным органам предоставляются на договорной основе в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Республики Казахстан.
Время работы таможенных органов определяется уполномоченным органом по вопросам таможенного дела в соответствии с законодательством Республики Казахстан с учетом следующих условий:
1) время работы таможенных органов в портах, аэропортах, железнодорожных станциях и иных пунктах пропуска через таможенную границу Республики Казахстан должно быть согласовано со временем работы других контролирующих органов и служб в этих местах.
2) время работы таможенных органов в пунктах пропуска через таможенную границу Республики Казахстан по возможности должно совпадать со временем работы таможенных органов иностранных государств, имеющих совместную таможенную границу с Республикой Казахстан.
 
Статья 364. Документы и сведения
 
1. При производстве таможенного оформления лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенных целей.
2. Таможенные органы вправе требовать документы и сведения, необходимые для обеспечения соблюдения требований законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
Перечень документов, необходимых для таможенных целей, и сроки их представления устанавливаются настоящим Кодексом.
3. Таможенные органы не вправе отказать в принятии документов из-за наличия опечаток, технических или грамматических ошибок, которые не изменяют содержащиеся в документах основные данные, влияющие на принятие решений таможенных органов при таможенном оформлении.
4. В таможенные органы могут представляться в электронном виде документы, необходимые для таможенных целей. Условия представления и хранения этих документов определяются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
 
Комментируемая статья устанавливает обязательность представления таможенным органам документов и сведений, необходимых для таможенных целей.
Перечень документов, необходимых для таможенных целей, определен ст. 381-383 Таможенного кодекса Республики Казахстан.
Грузовая таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан, подается не позднее тридцати календарных дней включительно со дня представления товаров таможенному органу назначения.
Если окончание срока подачи грузовой таможенной декларации приходится на нерабочий день таможенного органа, днем окончания этого срока считается следующий за ним рабочий день таможенного органа.
Грузовая таможенная декларация на товары, вывозимые за пределы таможенной территории Республики Казахстан, подается до их фактического вывоза.
По мотивированному обращению декларанта таможенный орган продлевает срок подачи грузовой таможенной декларации. Продление сроков подачи грузовой таможенной декларации осуществляется в таможенном органе, где производится таможенное оформление, при условии обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов на ввозимые товары.
Продление срока подачи грузовой таможенной декларации не должно приводить к нарушению срока временного хранения товаров.
Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу Республики Казахстан либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля.
Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для таможенного контроля.
Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством Республики Казахстан от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, сведения и справки о денежных операциях по осуществляемым экспортным и (или) импортным сделкам.
В целях осуществления таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами и транспортными средствами, а в отношении товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Республики Казахстан, также и к последующим операциям с данными товарами и транспортными средствами, у декларанта или любого иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами и транспортными средствами или владеющего указанными документами и сведениями.
Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами не менее пяти лет с момента окончания нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем в соответствии со ст. 431 настоящего Кодекса. Таможенные брокеры и иные лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, должны хранить документы в течение пяти лет после года, в течение которого проводились таможенные операции с такими товарами.
При осуществлении таможенного контроля таможенный орган вправе запросить у лиц в письменном виде необходимые документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации.
 
Статья 365. Присутствие полномочных лиц и их представителей при таможенном оформлении.
 
 Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители вправе присутствовать при таможенном оформлении.
2. По мотивированному требованию таможенного органа лица, указанные в п. 1 настоящей статьи, и их представители обязаны присутствовать при таможенном оформлении и оказывать содействие должностным лицам таможенных органов в его производстве.
           
Настоящей статьей регламентировано присутствие лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, при осуществлении таможенного оформления и проведении таможенных процедур.
Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители принимают участие при отборе проб и образцов товаров должностными лицами таможенных органов, а также соответствующими уполномоченными государственными органами.
Должностные лица таможенных органов присутствуют при отборе проб и образцов товаров соответствующими уполномоченными государственными органами, а также лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями.
Указанные лица и их представители обязаны оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при отборе ими проб и образцов товаров, в том числе осуществлять за свой счет грузовые и иные операции, необходимые для отбора проб и образцов.
В зоне таможенного контроля осмотр товаров и транспортных средств может производиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при осмотре.
По результатам осмотра товаров и транспортных средств должностными лицами таможенных органов составляется акт по установленной форме (форма акта осмотра товаров и транспортных средств утверждена Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 21 мая 2003 г. № 226), если результаты такого осмотра будут использованы в таможенных целях.
По требованию лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, должностные лица таможенного органа обязаны составить акт. Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и транспортных средств.
Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при таможенном досмотре товаров и транспортных средств.
По требованию должностных лиц таможенного органа декларант или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители обязаны присутствовать при досмотре товаров и транспортных средств и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.
 
Статья 366. Язык, на котором производится таможенное оформление
 
Таможенное оформление, включая заполнение документов для таможенных целей, производится на государственном и русском языках.
Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела вправе определять случаи, когда таможенные органы могут принимать и использовать для таможенных целей документы и сведения, составленные на иностранных языках.
 
Настоящей статьей Таможенного кодекса закреплены конституционные нормы по применению в сфере таможенного оформления государственного и русского языков.
В соответствии со ст. 7 Конституции РК в Республике Казахстан государственным является казахский язык.
В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским языком официально употребляется русский язык.
Случаи использования в таможенных целях документов и сведений, составленных на иностранном языке, установлены Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 15 мая 2003 года № 208 «Об использовании в таможенных целях документов и сведений, составленных на иностранном языке»:
1) при уведомлении таможенных органов о пересечении таможенной границы Республики Казахстан, а также о доставке товаров и транспортных средств в таможенный орган назначения;
2) при признании представляемых документов таможенным органом в качестве документа контроля доставки, если таковое предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;
3) при подаче краткой декларации, если в данных документах имеются сведения, необходимые для заполнения краткой декларации;
4) при перемещении товаров физическими лицами в льготном или упрощенном порядке при предоставлении документов, соответствующих международным стандартам;
5) при подаче грузовой таможенной декларации, предоставлении документов, соответствующих международным стандартам.
В отношении документов, соответствующих международным стандартам, при таможенном оформлении товаров и транспортных средств требование перевода сведений, содержащихся в представляемых (подтверждающих) документах, не допускается.
 
 
 
Статья 367. Грузовые и иные операции с товарами
 
Грузовые и иные операции с товарами могут производиться только с разрешения таможенных органов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и не должны повлечь каких-либо дополнительных расходов для таможенного органа.
 
            Данная статья устанавливает: грузовые операции, отбор проб и образцов товаров, перемещаемых через таможенную границу, осуществляются только под таможенным контролем и с разрешения таможенного органа.
Грузовые операции – транспортировка, погрузка, разгрузка, перегрузка, исправление повреждений упаковки, упаковка, переупаковка и принятие для перевозки товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, отбор проб и образцов таких товаров, вскрытие помещений и других мест, где могут находиться указанные товары.
Пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, могут отбираться лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, их представителями, а также соответствующими уполномоченными государственными органами по согласованию с таможенным органом.
Таможенные органы не возмещают расходы, связанные с отбором проб и образцов товаров, отобранных в соответствии с требованиями Таможенного Кодекса РК.
При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций при таможенном оформлении декларант вправе осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, ввозимыми на таможенную территорию Республики Казахстан, а также отбирать пробы и образцы товаров под контролем таможенного органа до подачи таможенной декларации и документов, необходимых для таможенных целей.
 
Статья 368. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено
 
Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>