<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

 
Таможенное оформление товаров и транспортных средств начинается в момент представления таможенному органу документов в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, – устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Таможенное оформление завершается после совершения таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим, а также исчисления и взимания таможенных платежей и налогов.
            При этом днем заявления товаров под определенный таможенный режим считается дата регистрации таможенной декларации таможенным органом.
Днем помещения товаров под таможенный режим считается дата выпуска товара таможенным органом в порядке, установленном настоящим Кодексом.
 
Статья 369. Отбор проб и образцов товаров
 
1. Пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, могут отбираться лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, их представителями, а также соответствующими уполномоченными государственными органами по согласованию с таможенным органом.
2. Пробы и образцы отбираются в минимальных количествах, обеспечивающих возможность исследования этих проб и образцов. Об отборе проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем, составляется акт по форме, устанавливаемой уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
3. Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители принимают участие при отборе проб и образцов товаров должностными лицами таможенных органов, а также соответствующими уполномоченными государственными органами.
Должностные лица таможенных органов присутствуют при отборе проб и образцов товаров соответствующими уполномоченными государственными органами, а также лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями.
Указанные лица и их представители обязаны оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при отборе ими проб и образцов товаров, в том числе осуществлять за свой счет грузовые и иные операции, необходимые для отбора проб и образцов.
4. Таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб и образцов товаров, отобранных соответствующими уполномоченными государственными органами.
5. Таможенные органы не возмещают расходы, связанные с отбором проб и образцов товаров, отобранных в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
6. Порядок отбора проб и образцов товаров, сроки и порядок их исследования устанавливаются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
 
            Настоящая статья Таможенного кодекса определяет порядок отбора проб и образцов. При этом применяются следующие понятия и определения.
проба – оптимально необходимая часть товара, характеризирующая состав и свойства всего объема исследуемого товара;
образец – единица продукции, полностью описывающая структуру, состав и свойства всей партии (серии) продукции.
Правила отбора проб и образцов и форма акта отбора проб и образцов товаров утверждены Правилами отбора проб и образцов товаров, утвержденными Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 14 мая 2003 года № 205.
Отбор проб и образцов товаров осуществляется в зоне таможенного контроля, а также в других местах (к примеру, на складах получателей грузов), определяемых таможенными органами, где находятся товары.
Перед отбором проб и образцов товаров проверяется по маркировке товара наименование и наличие знаков опасности груза, а также в обязательном порядке производится замер радиационного фона. Далее отбор проб и образцов товаров производится с соблюдением техники безопасности для каждого конкретного товара.
Пробы и образцы товаров отбираются согласно нормативно-технической документации (межгосударственные стандарты – ГОСТы, национальные стандарты Республики Казахстан – СТ. РК и пр.), предусматривающей нормы отбора проб и образцов товаров, в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования.
Отбор проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы оформляется составлением Акта отбора проб и образцов товаров. Акт составляется в трех экземплярах: первый экземпляр остается в таможенном органе и хранится вместе с грузовой таможенной декларацией, второй – вместе с отобранными пробами и образцами направляется в таможенную лабораторию, третий – выдается лицу, обладающему полномочиями по отношению к товару или его представителю.
Пробы и образцы товаров, направляемые на таможенную экспертизу, должны быть упакованы в соответствии со свойствами товаров и опечатаны ярлыком обеспечения сохранности упаковки.
С разрешения таможенного органа отбор проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем, может производиться соответствующими уполномоченными государственными органами и лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, их представителями в присутствии должностных лиц таможенного органа.
Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители принимают участие при отборе проб и образцов товаров должностными лицами таможенных органов и соответствующих уполномоченных государственных органов.
В отсутствии лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, их представителей, в случае их неявки после представления товаров на таможенное оформление по истечении десяти календарных дней, а также при обстоятельствах, не терпящих отлагательства, пробы и образцы товаров могут отбираться таможенными органами, что осуществляется в присутствии двух понятых, с составлением акта об отборе проб и образцов товаров. В таких случаях декларант принимает участие при отборе проб и образцов товаров. Декларант обязан оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при отборе проб и образцов товаров, в том числе осуществлять за свой счет грузовые и иные операции.
Отбор проб и образцов товаров осуществляется должностными лицами соответствующих уполномоченных государственных органов после письменного обращения и получения разрешения таможенных органов.
 
Глава 47. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ
 
Статья 370. Приоритетный порядок таможенного оформления отдельных категорий товаров
 
1. При ввозе на таможенную территорию Республики Казахстан и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, а также скоропортящихся товаров, живых животных, радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, экспресс-грузов, гуманитарной и технической помощи, сообщений и материалов для целей массовой информации и других подобных товаров таможенное оформление производится в приоритетном порядке.
2. Под экспресс-грузами понимаются товары, перемещаемые специализированными транспортно-экспедиционными организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, любым видом транспорта с целью доставки до получателя в течение семидесяти двух часов.
3. Приоритетный порядок таможенного оформления предусматривает подачу в таможенный орган заявления и товаросопроводительных документов, рассматриваемых в качестве временной таможенной декларации, с последующим представлением в таможенный орган полной грузовой таможенной декларации.
В заявлении должны содержаться сведения об отправителях и получателях товаров, странах отправления и назначения товаров, наименование, описание, количество, вес брутто и стоимость товаров, о целях использования товаров, а также о таможенном режиме, под который предполагается поместить декларируемые товары, обязательство о представлении в установленные сроки грузовой таможенной декларации, документов и сведений, необходимых для таможенных целей.
4. Полная грузовая таможенная декларация подается в таможенный орган не позднее тридцати календарных дней с даты условного выпуска товаров.
При таможенном оформлении применяются нормативные правовые акты, действовавшие на день регистрации таможенным органом заявления и товаросопроводительных документов декларанта.
Товары, облагаемые таможенными платежами и налогами, могут оформляться в приоритетном порядке только при условии обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов.
5. Временной таможенной декларацией при поставках электроэнергии при возникновении аварийной ситуации может рассматриваться диспетчерская заявка, подаваемая в таможенные органы в течение трех суток с момента возникновения аварийной ситуации.
 
При приоритетном порядке таможенного оформления заявление составляется в произвольной форме с указанием сведений, установленных пунктом 3 данной статьи.
Товаросопроводительные документы – коммерческие и транспортные документы на товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан.
Коммерческие документы – счета-фактуры, спецификации, отгрузочные и упаковочные листы, а также другие документы, подтверждающие стоимость товаров и используемые в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.
Грузовая таможенная декларация на товары, оформленные в приоритетном порядке подается в течение тридцати календарных дней после условного выпуска товаров, произведенного на основании заявления и товаросопроводительных документов.
При этом под условным выпуском понимается выпуск товаров и транспортных средств с ограничениями и условиями по пользованию и распоряжению ими. Таким образом, условием по пользованию и распоряжению товарами является подача грузовой таможенной декларации не позднее тридцати календарных дней после условного выпуска товаров и обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов.
При условном выпуске товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем.
 
Статья 371. Упрощенный порядок таможенного оформления
 
В целях совершенствования таможенного оформления уполномоченный орган по вопросам таможенного дела вправе устанавливать упрощенный порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, предусматривающий выпуск товаров и транспортных средств при представлении минимального объема сведений, необходимых для их идентификации.
 
Правила применения упрощенного порядка таможенного оформления Утверждены Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 29 июня 2003 года № 240 «Об утверждении Правил отнесения участников внешнеэкономической деятельности к категории минимального риска и применения упрощенного порядка таможенного оформления».
Упрощенный порядок таможенного оформления включает в себя:
выпуск товаров при предоставлении минимального объема сведений, необходимых для их идентификации;
проведение осмотра и (или) таможенного досмотра на объектах участников ВЭД, в отношении которых установлен упрощенный порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств.
Упрощенный порядок таможенного оформления применяется при таможенном оформлении товаров, перемещаемых в соответствии с таможенными режимами «экспорт товаров» и «выпуск товаров для свободного обращения».
Таможенное оформление товаров с использованием упрощенного порядка производится без их помещения в места временного хранения.
Идентификация – identification – процесс установления тождества.
В криминалистике – процесс опознания конкретного объекта или личности по совокупности присущих ему общих и частных признаков путем сравнительного их исследования в целях получения судебных доказательств.
Вообще, идентификация устанавливает соответствие распознаваемого предмета своему образцу – предмету, называемому идентификатором.
Транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, и места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, а также товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, могут идентифицироваться таможенными органами.
В качестве средств идентификации таможенными органами могут быть приняты:
1) описание товара, осуществляемое в виде акта осмотра с указанием в нем отличительных признаков товара, таких как: модель, марка, размеры, материал, из которого он изготовлен, наличие и характер маркировки или клеймения, цвет, технические характеристики и свойства, степень износа, наличие повреждений, комплектность и т.п.;
2) технические чертежи, составленные в трех проекциях, с указанием размеров и материала изготовления предмета или объекта;
3) цветные фотографии, исполненные в трех проекциях с масштабом, позволяющим различать основные видимые детали идентифицируемого объекта и их отличительные признаки;
4) копии масштабных изображений или иллюстраций, приведенных в технической документации, каталогах и других официальных печатных изданиях;
5) товаросопроводительные документы с описанием товаров, формуляры, ярлыки, этикетки, счета-фактуры, проформы, коносаменты, накладные, паспорта изделий и т. п.
Все вышеперечисленные средства идентификации применяются отдельно или в произвольном сочетании при условии, что их использование позволяет однозначно определить соответствие им представленного для идентификации товара.
 
            Глава 48. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТОВАРОВ
 
            Статья 372. Товары, подлежащие декларированию
 
Товары подлежат декларированию в таможенном органе при их перемещении через таможенную границу Республики Казахстан, изменении таможенного режима, кроме случаев обращения товара в собственность государства по решению суда.
 
Декларирование – заявление сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан и (или) находящихся под таможенным контролем.
206.          Декларирование производится путем заявления таможенному органу по установленной форме (письменной, устной, конклюдентной, электронной) достоверных сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Конклюдентная форма декларирования – совершение физическим лицом действий, свидетельствующих о том, что в его ручной клади и сопровождаемом багаже не содержатся товары, подлежащие обязательному письменному декларированию.
Правила оформления пассажирской таможенной декларации при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан в упрощенном или льготном порядке, а также Правила декларирования товаров (Правила заполнения грузовой таможенной декларации) утверждены Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 20 мая 2003 г. № 219.
Товары и транспортные средства обращаются в собственность государства на основании:
207.          1) решения суда при применении конфискации по правонарушениям в сфере таможенного дела;
2) таможенной декларации, оформленной в таможенном режиме отказа от товара в пользу государствами и акта приема-передачи товаров или транспортных средств.
Конфискация предметов, явившихся орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения, а также конфискация доходов (дивидендов), денег и ценных бумаг, полученных вследствие совершения административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении их в собственность государства в установленном законодательством порядке.
Товары и транспортные средства обращаются в собственность государства по правонарушениям в сфере таможенного дела со дня вступления решения суда в законную силу.
Таможенный орган на основании решения суда передает по акту приема-передачи конфискованные товары или транспортные средства соответствующему уполномоченному государственному органу (Комитет по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов Республики Казахстан).
 
Статья 373. Место декларирования
 
Декларирование товаров производится в таможенном органе, где осуществляется таможенное оформление товаров, если иное не установлено таможенным законодательством Республики Казахстан.
Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела вправе определить, что декларирование отдельных категорий товаров может производиться только в определенных таможенных органах.
 
Данной статьей Таможенного кодекса РК устанавливается, что декларирование, то есть заявление сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан и (или) находящихся под таможенным контролем, производится в таможенном органе, где осуществляются процедуры по таможенному оформлению.
Нормы Инструкции распространяются на участников внешнеэкономической деятельности, которые отнесены к категории минимального риска в соответствии с Правилами отнесения участников внешнеэкономической деятельности к категории минимального риска, утвержденными Приказом и. о. Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 29 июня 2005 года № 240.
 
Статья 374.  Декларант
 
Декларантами могут быть:
1) казахстанские лица;
2) иностранные физические лица (при перемещении в упрощенном или льготном порядке);
3) иностранные лица, пользующиеся льготами по таможенным платежам в соответствии с гл. 36 настоящего Кодекса;
4)представительства иностранных организаций, зарегистрированные на территории Республики Казахстан в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, транзита, а также выпуска для свободного обращения товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств.
 
Настоящей статьей определен перечень лиц, которые могут выступать в качестве декларанта. При этом используются следующие понятия.
Декларант – лицо, перемещающее товары и транспортные средства, либо таможенный брокер, декларирующий, представляющий и предъявляющий товары и транспортные средства от своего имени.
Казахстанское лицо – гражданин Республики Казахстан, лицо без гражданства, имеющее постоянное место жительства в Республике Казахстан, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Иностранным лицом является лицо, отличное от казахстанского лица.
Льготный порядок перемещения физическими лицами товаров включает полное освобождение от таможенных платежей и налогов
Упрощенный порядок перемещения товаров через таможенную границу Республики Казахстан означает освобождение от применения таможенных процедур при таможенном оформлении товаров в соответствии с порядком, установленным настоящим Кодексом, без освобождения от таможенных платежей, налогов и применения мер нетарифного регулирования.
Гл. 36 Таможенного кодекса регулирует порядок таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций, а также в отношении имущества и личного багажа отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся льготами по таможенным платежам на территории Республики Казахстан.
 
Статья 375. Права декларанта
 
При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций при таможенном оформлении декларант вправе:
1) осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, ввозимыми на таможенную территорию Республики Казахстан, а также отбирать пробы и образцы товаров под контролем таможенного органа до подачи таможенной декларации и документов, необходимых для таможенных целей. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что они будут указаны в таможенной декларации на товары;
2) присутствовать при проведении таможенного контроля должностными лицами таможенных органов, при отборе ими проб и образцов;
3) знакомиться с результатами проведенных исследований отобранных таможенными органами проб и образцов;
3-1) привлекать экспертов в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам таможенного дела;4) обжаловать в порядке, установленном настоящим Кодексом, решения, действия (бездействие) таможенных органов и должностных лиц таможенных органов при нарушении его прав.
 
            Данная статья устанавливает права декларанта. Под грузовыми операциями понимается транспортировка, погрузка, разгрузка, перегрузка, исправление повреждений упаковки, упаковка, переупаковка и принятие для перевозки товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, отбор проб и образцов таких товаров, вскрытие помещений и других мест, где могут находиться указанные товары.
Отбор проб и образцов товаров осуществляется в зоне таможенного контроля, а также в других местах (к примеру, на складах получателей грузов), определяемых таможенными органами, где находятся товары.
Перед отбором проб и образцов товаров проверяется по маркировке товара наименование и наличие знаков опасности груза, а также в обязательном порядке производится замер радиационного фона. Далее отбор проб и образцов товаров производится с соблюдением техники безопасности для каждого конкретного товара.
Пробы и образцы товаров отбираются согласно нормативно-технической документации (межгосударственные стандарты – ГОСТы, национальные стандарты Республики Казахстан – СТ РК и пр.), предусматривающей нормы отбора проб и образцов товаров, в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования.
Отбор проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы оформляется составлением Акта отбора проб и образцов товаров. Акт составляется в трех экземплярах: первый экземпляр остается в таможенном органе и хранится вместе с грузовой таможенной декларацией, второй – вместе с отобранными пробами и образцами направляется в таможенную лабораторию, третий – выдается лицу, обладающему полномочиями по отношению к товару или его представителю.
Пробы и образцы товаров, направляемые на таможенную экспертизу, должны быть упакованы в соответствии со свойствами товаров и опечатаны ярлыком обеспечения сохранности упаковки.
При отборе проб или образцов товаров лицами, обладающими полномочиями в их отношении, их представителями с целью получения информации о свойствах товаров на стадии предварительного решения, оформление акта и ярлыка обеспечения сохранности не требуется.
С разрешения таможенного органа отбор проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем, может производиться соответствующими уполномоченными государственными органами и лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, их представителями в присутствии должностных лиц таможенного органа.
Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители принимают участие при отборе проб и образцов товаров должностными лицами таможенных органов и соответствующих уполномоченных государственных органов.
В отсутствии лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, их представителей, в случае их неявки после представления товаров на таможенное оформление по истечении десяти календарных дней, а также при обстоятельствах, не терпящих отлагательства, пробы и образцы товаров могут отбираться таможенными органами, осуществляться в присутствии двух понятых, с составлением акта об отборе проб и образцов товаров. В таких случаях декларант принимает участие при отборе проб и образцов товаров. Декларант обязан оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при отборе проб и образцов товаров, в том числе осуществлять за свой счет грузовые и иные операции.
По окончании таможенной экспертизы пробы и образцы товара возвращаются декларанту, что отражается в соответствующем журнале, за исключением случаев, когда такие пробы и образцы товаров подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 
Статья 376. Обязанности декларанта
 
Декларант обязан:
1) произвести декларирование товаров и транспортных средств;
2) предъявить декларируемые товары и транспортные средства по требованию таможенного органа;
3) представить таможенному органу документы и сведения, необходимые для таможенных целей;
4) уплатить таможенные платежи и налоги или обеспечить их уплату в соответствии с разделом 8 настоящего Кодекса;
5) выполнять иные требования таможенных органов, предусмотренные настоящим Кодексом.
 
В обязанности декларанта входит осуществление декларирования – заявления сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан и (или) находящихся под таможенным контролем.
208.          Декларирование производится путем заявления таможенному органу по установленной форме (письменной, устной, конклюдентной, электронной) достоверных сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Конклюдентная форма декларирования – совершение физическим лицом действий, свидетельствующих о том, что в его ручной клади и сопровождаемом багаже не содержатся товары, подлежащие обязательному письменному декларированию.
Правила оформления пассажирской таможенной декларации при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан в упрощенном или льготном порядке, а также Правила декларирования товаров (Правила заполнения грузовой таможенной декларации) утверждены Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 20 мая 2003 г. № 219.
            Перечень документов, необходимых для таможенных целей, установлен ст. 382–383 Таможенного кодекса.
Декларантом уплачиваются следующие таможенные платежи и налоги:
1) таможенные платежи, исчисленные и подлежащие уплате в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан;
2) акцизы, налог на добавленную стоимость, взимаемые в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;
3) антидемпинговые, защитные и компенсационные пошлины, кроме вводимых решением Правительства Республики Казахстан в качестве временных мер.
Таможенные пошлины уплачиваются до или в день регистрации таможенной декларации, за исключением случаев изменения сроков уплаты таможенных пошлин.
Если таможенная декларация не была подана в установленные ст. 380 Таможенного Кодекса сроки, то сроки уплаты таможенных пошлин определяются со дня истечения сроков на подачу таможенной декларации.
При использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми было предоставлено освобождение от обложения таможенными пошлинами, сроком уплаты таможенных пошлин считается день, когда лицом были нарушены ограничения по пользованию и распоряжению товарами. Если день нарушения установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин считается дата регистрации таможенной декларации.
Требования таможенных органов и их должностных лиц обязательны для исполнения всеми лицами, в отношении которых предъявляются указанные требования в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.
Неисполнение требований таможенных органов и их должностных лиц, а также другие действия, препятствующие выполнению возложенных на должностных лиц таможенных органов обязанностей, влекут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
 
Статья 377. Ответственность декларанта
 
1. Декларант несет ответственность за:
1) недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации и иных представляемых документах;
2) неуплату таможенных платежей и налогов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
3) несвоевременное представление документов, предусмотренных ст. 382 настоящего Кодекса.
2. Ответственность за неподачу таможенной декларации таможенному органу несет лицо, перемещающее товары, или уполномоченный этим лицом по договору таможенный брокер.
3. При осуществлении таможенным брокером операций по таможенному оформлению представляемое лицо несет ответственность за достоверность сведений и документов, необходимых для таможенных целей, представленных таможенному брокеру.
 
Комментируемая статья устанавливает ответственность за правонарушения декларанта в сфере таможенного дела. В числе названных правонарушений следующие.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях от 30. 01. 01 г. № 155-II, недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, т. е. незаявление по установленной письменной, устной или иной форме либо заявление недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей, за исключением случаев, предусмотренных ст. 409, 413, 414, 424–428, 432 КоАП РК, при отсутствии признаков преступления:
влечет штраф в размере двухсот процентов от суммы неисполненного или исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства с приостановлением действия лицензии, специального разрешения или квалификационного аттестата (свидетельства).
Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, предусмотренного частью первой настоящей статьи, влекут штраф в размере трехсот процентов от суммы неисполненного или исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства с конфискацией товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, или без таковой (ст. 429 КоАП РК).
            При обнаружении признаков иных правонарушений (предусмотренных ст. 409, 413, 414, 424–428, 432 КоАП РК), такие правонарушения могут квалифицироваться по данным статьям, и по ним выносится соответствующее решение.
Неуплата таможенных платежей и налогов в течение установленных сроков:
влечет штраф на физическое лицо в размере от двадцати до сорока, на должностное лицо – в размере от двадцати до сорока месячных расчетных показателей, на юридическое лицо – в размере пятидесяти процентов от суммы неисполненного налогового обязательства, но не менее двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей с приостановлением действия лицензии, специального разрешения или квалификационного аттестата (свидетельства) или без такового (ст. 434 КоАП РК).
Непредставление таможенному органу Республики Казахстан в установленные им сроки таможенной декларации на товары и транспортные средства, а равно необходимых для таможенных целей документов и сведений, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, и при отсутствии признаков преступления -
209.          влечет штраф в размере от пяти до двадцати месячных расчетных показателей, с приостановлением действия лицензии, специального разрешения или квалификационного аттестата (свидетельства) (ст. 414 КоАП РК).
Непредставление таможенному органу в определенном центральным таможенным органом Республики Казахстан порядке установленной отчетности о ввозимых, вывозимых, поступающих, хранящихся, перерабатываемых, изготовляемых, приобретаемых и реализуемых товарах, находящихся под таможенным контролем либо на территории свободных таможенных зон и свободных складов, а равно несоблюдение порядка ведения учета таких товаров, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, и при отсутствии признаков преступления:
влекут штраф в размере от пяти до двадцати пяти месячных расчетных показателей с приостановлением действия лицензии (специального разрешения или квалификационного аттестата (свидетельства) (ст. 415 КоАП РК).
Кроме того, ст. 209 Уголовного кодекса РК от 16 июля 1997 года № 167–1 установлена ответственность за перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Казахстан товаров или иных предметов, за исключением указанных в ст. 250 Уголовного Кодекса, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу.
            Ст. 250 Уголовного кодекса определена ответственность за перемещение через таможенную границу государства, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, военной техники, взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения.
            Согласно ст. 214 Уголовного кодекса РК:
1. Уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, сборов за выдачу лицензии или других таможенных платежей в крупных размерах:
наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. То же деяние, совершенное:
а) неоднократно;
б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
в) организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией):
наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если стоимость неуплаченных таможенных платежей превышает одну тысячу месячных расчетных показателей.
 
Статья 378. Форма декларирования
 
1. Декларирование производится путем заявления таможенному органу по установленной форме (письменной, устной, конклюдентной, электронной) достоверных сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
2. Форма и порядок декларирования товаров в случаях, не урегулированных настоящим Кодексом, определяются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
3. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей и налогов, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Республики Казахстан.
 
Настоящая статья устанавливает формы декларирования.
Применение конклюдентной формы декларирования означает совершение физическим лицом действий, свидетельствующих о том, что в его ручной клади и сопровождаемом багаже не содержатся товары, подлежащие обязательному письменному декларированию.
В исключительных случаях уполномоченный орган по вопросам таможенного дела вправе установить ограничения на применение конклюдентной формы декларирования. Такое решение принимается с учетом оперативной обстановки, сложившейся в пункте пропуска, особенностей какой-либо следующей через таможенную границу Республики Казахстан категории лиц, специфики государств, из которых могут ввозиться либо в которые могут вывозиться товары, запрещенные в соответствии с законодательством Республики Казахстан к ввозу в Республику Казахстан и вывозу из Республики Казахстан.
В случаях, определяемых уполномоченным органом по вопросам таможенного дела, документы, представление которых предусмотрено Таможенным кодексом РК или в определенном им порядке, в том числе таможенная декларация, могут представляться посредством электронных способов обмена информации при соблюдении требований об их документировании, а также иных требований, установленных законодательством Республики Казахстан.
Электронный документ – документ, в котором информация предоставлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи.
Электронная цифровая подпись – набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания.
Проведение таможенных операций осуществляется с использованием информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах передачи информации, а также средств их обеспечения.
Средства электронной цифровой подписи – совокупность программных и технических средств, используемых для создания и проверки подлинности электронной цифровой подписи.
Информационная система – совокупность информационных технологий, информационных сетей и средств их программно-технического обеспечения, предназначенных для реализации информационных процессов.
Внедрение информационных систем и информационных технологий осуществляется с учетом соответствующих международных стандартов и обеспечения требований информационной безопасности Республики Казахстан.
Правила оформления пассажирской таможенной декларации при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан в упрощенном или льготном порядке, а также Правила декларирования товаров (Правила заполнения грузовой таможенной декларации) утверждены приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 20 мая 2003 г. № 219.
Товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан, в отношении которых не применяются меры нетарифного регулирования, за исключением требований по безопасности, а также таможенная стоимость которых менее суммы, эквивалентной девяносто месячных расчетных показателей включительно, декларируются в письменной форме путем предоставления в таможенный орган Республики Казахстан заявления, составленного согласно установленного приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 20 мая 2003 г. № 219 образца и оформления должностным лицом таможенного органа таможенного приходного ордера, являющегося бланком строгой отчетности.
Декларирование товаров с использованием грузовых таможенных деклараций (ГТД) осуществляется в формах письменного заявления сведений, необходимых для таможенных целей, на бланке ТД1 (основной лист ГТД), а при необходимости дополнительно на бланке ТД2 (добавочный лист), а также заявления этих же сведений в виде электронной копии ГТД. Формы основного и добавочного листа ГТД приведены в Правилах декларирования товаров, утвержденных приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 20 мая 2003 г. № 219.
Основной лист ГТД и добавочные листы ГТД состоят из пяти экземпляров сброшюрованных листов, каждый из которых имеет собственное название.
Физическое лицо, перемещающее через таможенную границу Республики Казахстан товары и транспортные средства с применением упрощенного или льготного порядка, предусмотренного Таможенным кодексом, заполняет и представляет таможенному органу документ именуемый пассажирской таможенной декларацией.
            Перечень документов, необходимых для таможенных целей, установлен статьями 382-383 Таможенного кодекса.
 
Статья 379. Таможенная декларация
 
1. При декларировании товаров применяются следующие виды таможенных деклараций:
1) грузовая таможенная декларация;
2) пассажирская таможенная декларация.
2. Грузовая таможенная декларация – документ, подаваемый декларантом и содержащий сведения о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и другие сведения, необходимые для таможенных целей. Грузовая таможенная декларация подается в случаях, если:
1) таможенная стоимость декларируемой партии товара превышает девяносто месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;
2) в отношении товаров установлены меры нетарифного регулирования, за исключением требований по безопасности товаров;
3) предусмотрены иные случаи в соответствии с настоящим Кодексом.
Грузовая таможенная декларация может применяться при предварительном декларировании, а также в качестве временной, неполной или периодической таможенной декларации.
Случаи применения грузовой таможенной декларации в качестве временной, неполной или периодической таможенной декларации устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями  387-388-1 настоящего Кодекса.
В случаях, установленных настоящим Кодексом, допускается использование в качестве грузовой или временной таможенной декларации заявления, составленного в произвольной форме, и (или) транспортных, коммерческих документов, содержащих сведения, необходимые для идентификации и выпуска товаров. При этом в случае уплаты таможенных пошлин и налогов должностным лицом таможенного органа производится оформление таможенного приходного ордера.
3. Пассажирская таможенная декларация – документ, заполняемый и представляемый таможенному органу физическим лицом, перемещающим через таможенную границу Республики Казахстан товары и транспортные средства с применением упрощенного или льготного порядка, предусмотренного настоящим Кодексом.
4. Формы таможенных деклараций и порядок их заполнения устанавливаются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
 
Настоящей статьей установлены определенные виды таможенных деклараций и условия их применения.
Таможенная декларация – документ, подтверждающий в письменном и (или) электронном виде заявленные декларантом сведения о товарах и транспортных средствах.
Декларирование путем подачи грузовой таможенной декларации (ГТД) осуществляется в формах письменного заявления сведений, необходимых для таможенных целей, на бланке ТД1 (основной лист ГТД), а при необходимости дополнительно на бланке ТД2 (добавочный лист), а также заявления этих же сведений в виде электронной копии ГТД. Формы основного и добавочного листа ГТД приведены в Правилах декларирования товаров, утвержденных приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 20 мая 2003 г. № 219.
Основной лист ГТД и добавочные листы ГТД состоят из пяти экземпляров сброшюрованных листов, каждый из которых имеет собственное название.
Физическое лицо, перемещающее через таможенную границу Республики Казахстан товары и транспортные средства с применением упрощенного или льготного порядка, предусмотренного Таможенным кодексом, заполняет и представляет таможенному органу  пассажирскую таможенную декларацию.
Льготный порядок перемещения физическими лицами товаров включает полное освобождение от таможенных платежей и установление совокупного  таможенного платежа в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 марта  2005 года № 217 .
Упрощенный порядок перемещения товаров через таможенную границу Республики Казахстан означает освобождение от применения таможенных процедур при таможенном оформлении товаров в соответствии с порядком, установленным настоящим Кодексом, без освобождения от таможенных платежей, налогов и применения мер нетарифного регулирования.
Товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан, в отношении которых не применяются меры нетарифного регулирования, за исключением требований по безопасности товаров, а также таможенная стоимость которых менее суммы, эквивалентной девяносто месячных расчетных показателей включительно, декларируются в письменной форме путем предоставления в таможенный орган Республики Казахстан заявления, составленного согласно установленного приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 20 мая 2003 г. № 219 образца и оформления должностным лицом таможенного органа таможенного приходного ордера, являющегося бланком строгой отчетности.
            Таким образом, установлена возможность представления заявления на товары, таможенная стоимость которых менее суммы установленной Кодексом, и  не подпадающих по меры нетарифного регулирования, за исключением требований по безопасности. На товары, подлежащие сертификации на безопасность продукции, представляются документы аналогичные подаче грузовой таможенной декларации: заявление-декларация либо сертификат-соответствия.
           
 
 
 
 
Статья 380. Сроки подачи грузовой таможенной декларации
 
1. Грузовая таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан, подается не позднее тридцати календарных дней включительно со дня представления товаров таможенному органу назначения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Если окончание срока подачи грузовой таможенной декларации приходится на нерабочий день таможенного органа, днем окончания этого срока считается следующий за ним рабочий день таможенного органа.
2. Грузовая таможенная декларация на товары, вывозимые за пределы таможенной территории Республики Казахстан, подается до их фактического вывоза.
3. По мотивированному обращению декларанта таможенный орган продлевает срок подачи грузовой таможенной декларации. Продление сроков подачи грузовой таможенной декларации осуществляется в таможенном органе, где производится таможенное оформление, при условии уплаты либо обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов на ввозимые товары.
4. Продление срока подачи грузовой таможенной декларации не должно приводить к нарушению срока временного хранения товаров.
5. Грузовая таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан с нарушением таможенных правил, подается в течение тридцати календарных дней со дня вступления в законную силу:
1) решения суда о привлечении лица к уголовной (административной) ответственности либо об освобождении от уголовной (административной) ответственности;
2) решения уполномоченного органа (должностного лица) о привлечении лица к административной ответственности либо об освобождении от административной ответственности;
3) решения суда или уполномоченного органа (должностного лица) о прекращении производства по факту нарушения таможенных правил. 
 
 
210.                 Комментируемая статья определяет сроки подачи представления грузовой таможенной декларации.
211.          Грузовая таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан, подается в течение тридцати календарных дней со дня представления товаров таможенному органу назначения.
В целях продления сроков подачи ГТД декларант подает в таможенный орган, в котором производится таможенное оформление, мотивированное обращение с указанием причин по которым сроки подачи ГТД необходимо продлить.
Продление ГТД осуществляется для товаров, по которым произведена уплата причитающихся таможенных платежей и налогов либо обеспечена их уплата.
Срок временного хранения товаров и транспортных средств в местах временного хранения не может превышать два месяца.
212.          В этой связи, фактический срок подачи ГТД с учетом сроков ее продления не может превышать двух месяцев со дня представления товаров таможенному органу назначения.
213.          Кодексом установлен срок подачи ГТД для товаров, являющихся объектами нарушения административного  (уголовного) законодательства. Так, к примеру, по фактам недекларирования товаров, ввезенных на территорию РК, предусматривается ответственность в виде штрафа без конфискации товаров. При этом в соответствии со ст. 60 КоАП, наложение взыскания (в рассматриваемом случае – штраф) не освобождает виновное лицо от исполнения обязательств по таможенному оформлению товаров. Несмотря на истечение основного срока таможенного оформления, Кодексом определен срок подачи  ГТД на товары, ввезенные с нарушением после привлечения к ответственности.
 
Статья 381. Представление документов для целей учета
 
1. Документом, подтверждающим категорию участника внешнеэкономической деятельности и учетную регистрацию в таможенных органах, является учетная карточка участника внешнеэкономической деятельности, которая оформляется при постановке на учет в качестве участника внешнеэкономической деятельности.
2. Учетная карточка участника внешнеэкономической деятельности выдается таможенным органом в течение одного рабочего дня при представлении следующих документов:
1) юридическими лицами:
нотариально засвидетельствованной копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица или свидетельства об учетной регистрации для его структурного подразделения;
копии статистической карточки, выдаваемой статистическим управлением;
справки из банка об открытии банковского счета юридического лица;
копии свидетельства налогоплательщика, выданного налоговым органом;
2) физическими лицами, намеревающимися осуществлять перемещение товаров через таможенную границу Республики Казахстан, при декларировании которых должна применяться грузовая таможенная декларация:
удостоверения личности физического лица;
копии свидетельства налогоплательщика, выданного налоговым органом;
справки из банка об открытии банковского счета, если физическое лицо имеет счет в банке.
3. При изменении сведений в документах, представляемых для учета, декларант обязан в течение пятнадцати календарных дней представить таможенному органу, которым выдана учетная карточка участника внешнеэкономической деятельности, документы, подтверждающие измененные сведения.
 
Для целей учета и ведения статистики внешней торговли таможенными органами осуществляется учетная регистрация участников внешнеэкономической деятельности.
На основании представленных документов таможенные органы оформляют учетную карточку участника ВЭД, в которой указываются следующие сведения:
наименование таможенного органа;
код ОКПО;
название организации;
адрес;
дата регистрации в статистическом управлении и иные сведения необходимые для целей таможенной статистики.
Один экземпляр учетной карточки остается в таможенном органе, второй - выдается участнику ВЭД.
Сведения, указанные в учетной карточке, используются таможенными органами с целью проверки информации, содержащейся в грузовой таможенной декларации при производстве основного таможенного оформления.
 
Статья 382. Представление документов при декларировании товаров
 
1. Подача грузовой таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии и документов, необходимых для таможенных целей, предусмотренных настоящей статьей.
Структура электронной копии грузовой таможенной декларации устанавливается уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
2. Декларантом могут быть поданы копии документов, подтверждающие заявленные сведения, с представлением в таможенный орган обязательства о представлении соответствующего документа в течение срока проверки таможенной декларации, если документ является обязательным для принятия решения о выпуске товаров.
В случае, когда отдельные документы не могут быть представлены в указанные сроки по мотивированному заявлению декларанта, таможенные органы разрешают подачу их копий с последующим представлением документов в сроки, необходимые для их получения, но не позднее тридцати календарных дней после регистрации таможенной декларации. Декларант несет ответственность за непредставление документов в установленные сроки либо недостоверное заявление сведений в ранее поданных копиях документов.
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, по которым производится таможенное оформление последующих партий товаров, то достаточно представления копий таких документов.
3. В случае, если в делах таможенного органа остаются документы, обязательные для принятия решения о выпуске товара, то для декларанта таможенный орган на копиях этих документов производит запись с указанием таможенного органа, в котором остаются такие документы. Данная запись заверяется личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.
4. Контракты, счета-фактуры (инвойсы), транспортные документы, документы, подтверждающие уплату таможенных платежей и налогов, лицензии Национального Банка Республики Казахстан после выпуска товаров подлежат возврату декларанту и хранятся в течение пяти лет с даты регистрации грузовой таможенной декларации.
При этом для целей таможенного оформления наряду с этими документами должна быть представлена копия, заверенная декларантом.
5. Подача грузовой таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу необходимых документов, на основании которых заполняется грузовая таможенная декларация, подтверждающих:
1) полномочия декларанта на подачу грузовой таможенной декларации от собственного имени, - доверенность физическому лицу, находящемуся в штате декларанта, либо договор на оказание брокерских услуг и квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению;
2) право собственности, распоряжения или пользования на подлежащие таможенному оформлению товары, - внешнеторговый договор (контракт) купли-продажи либо мены, соглашение либо иной документ на право распоряжения или пользования на подлежащие таможенному оформлению товары;
3) перемещение товаров через таможенную границу Республики Казахстан, - транспортные документы;
4) таможенную стоимость товаров, - счет-фактуру (инвойс), счет-проформу, спецификацию и иные документы, предусмотренные для заявления и определения таможенной стоимости товаров в соответствии с главой 39 настоящего Кодекса;
5) происхождение товаров, - декларацию о происхождении товаров либо сертификат о происхождении товаров в соответствии со статьями 39 и 40 настоящего Кодекса;
6) уплату или обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов в зависимости от условий таможенного режима и наличия льгот по уплате таможенных платежей и налогов:
платежное поручение с отметкой банка об исполнении платежа в безналичном порядке или квитанцию к приходному кассовому ордеру таможенного органа, банка - при оплате наличными деньгами. В случае применения процедуры предварительного декларирования указанные документы представляются до выпуска товаров и транспортных средств, а при применении процедуры периодического декларирования в отношении участников внешнеэкономической деятельности, отнесенных к категории минимального риска в соответствии со статьей 470 настоящего Кодекса, - до выпуска товаров и транспортных средств по полной грузовой таможенной декларации;
документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов в соответствии с пунктом 1 статьи 339 настоящего Кодекса;
документы, подтверждающие предоставление льгот по уплате таможенных платежей и налогов в соответствии с главой 41 настоящего Кодекса;
документы, подтверждающие предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость;
7) доставку товаров до места назначения, - документ контроля доставки товаров, предусмотренный главой 12 настоящего Кодекса, либо иные документы в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;
8) соблюдение требований в области валютного контроля, - документы, требуемые в соответствии с валютным законодательством Республики Казахстан;
9) соответствие обязательным требованиям стандартов при ввозе товаров независимо от заявляемых таможенных режимов, - фитосанитарный (карантинный) сертификат, ветеринарный сертификат. Указанные сертификаты представляются только в случаях, установленных нормативными правовыми актами Республики Казахстан для товаров, на которые представление сертификатов обязательно;
10) категорию участника внешнеэкономической деятельности, - учетную карточку участника внешнеэкономической деятельности.
6. Перечень документов, представляемых в соответствии с выбранными таможенными режимами, определен статьей 383 настоящего Кодекса
7. Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела вправе сокращать перечень документов, необходимых для таможенных целей при применении упрощенного порядка таможенного оформления, предусмотренного статьей 371 настоящего Кодекса.
 
Настоящей статьей регламентируются нормы по представлению документов, сопровождающих представление грузовой таможенной декларации.
Декларирование путем подачи грузовой таможенной декларации (ГТД) осуществляется в формах письменного заявления сведений, необходимых для таможенных целей, на бланке ТД1 (основной лист ГТД), а при необходимости дополнительно на бланке ТД2 (добавочный лист), а также заявления этих же сведений в виде электронной копии ГТД. Формы основного и добавочного листа ГТД приведены в Правилах декларирования товаров, утвержденных приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 20 мая 2003 г. № 219.
Основной лист ГТД и добавочные листы ГТД состоят из пяти экземпляров сброшюрованных листов, каждый из которых имеет собственное название.
Вместе с ГТД предусмотрено представление ее электронной копии.
Правила применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения для таможенных целей утверждены
приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан (далее – Агентство) от 22 мая 2003 года № 227.
Программный продукт по формированию электронных копий таможенных документов – информационная технология, информационная система, либо компонент информационной системы, предназначенные для электронной обработки информации;
Программные продукты подлежат применению при условии соответствия следующим требованиям:
1) обеспечивать форматно-логический контроль заполнения таможенных документов, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами;
2) нормативно-справочная информация, содержащаяся в программном продукте должна обновляться из электронных справочников, размещаемых на Web-сайте Агентства.
Перечень и форматы электронных справочников определяются Агентством и размещаются на Web-сайте Агентства;
3) электронные копии таможенных документов, формируемые программным продуктом, должны соответствовать форматам, установленным нормативными правовыми актами Агентства.
В целях получения подтверждения Агентства на формирование электронных копий таможенных документов, участник внешнеэкономической деятельности непосредственно осуществляющий формирование электронных копий таможенных документов, либо юридическое лицо, претендующее на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера, представляет в Агентство следующие документы:
1) заявление, оформленное по установленной приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 22 мая 2003 года № 227 форме;
2) нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, выданную органами юстиции или документ, удостоверяющий личность, для физического лица;
3) нотариально заверенную копию договора на приобретение и использование программного продукта, соответствующего требованиям по формированию электронных копий таможенных документов.
Электронные копии таможенных документов подлежат применению при условии соответствия требованиям к электронным копиям таможенных документов. Структура электронной копии грузовой таможенной декларации утверждена приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 22 мая 2003 года № 232 «Об утверждении структур электронных копий таможенных документов».
Информацию о программных продуктах, соответствующих требованиям, установленным Правилами, а также информацию об изменениях требований к программному продукту, КТК МФ РК размещает на своем Web-сайте .
Одновременно с подачей таможенной декларации и ее электронной копии в таможенный орган предоставляются документы, подтверждающие заявленные в ней сведения. Перечень основных документов содержится в п. 5 комментируемой статьи. К таким документам законодателем отнесены:
доверенность физическому лицу, находящемуся в штате декларанта, либо договор на оказание брокерских услуг и квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению;
внешнеторговый договор (контракт) купли-продажи либо мены, соглашение либо иной документ на право распоряжения или пользования на подлежащие таможенному оформлению товары;
транспортные документы – международная автомобильная накладная, железнодорожная транспортная накладная, багажная ведомость, багажная квитанция, авианакладная, коносамент, а также документы, используемые при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, и иные документы, сопровождающие товары и транспортные средства при перевозках, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан о транспорте и международными договорами Республики Казахстан.
Информация для определения таможенной стоимости товаров по какому-либо из применяемых методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, должна быть подготовлена способом, соответствующим принципам бухгалтерского учета Республики Казахстан.
Сертификат о происхождении товара – документ, удостоверяющий страну происхождения товара и выданный органом, уполномоченным данным государством или государством вывоза, если в государстве вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товара.
Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товара, сделанное изготовителем или продавцом на товаросопроводительном документе, имеющем отношение к товару.
Новеллой ТК РК является норма пп. 6 п. 5 ст. 382, согласно которой в случае применения процедуры предварительного декларирования платежные документы, в частности платежное поручение с отметкой банка об исполнении платежа в безналичном порядке или квитанцию к приходному кассовому ордеру таможенного органа, банка – при оплате наличными деньгами, предоставляются до выпуска товаров и транспортных средств. Такая норма позволит участникам внешнеэкономической деятельности производить оплату таможенных платежей по прибытию товаров и транспортных средств на таможенную территорию Республики Казахстан, то есть до истечения тридцати календарных дней со дня оформления предварительной декларации.
Для участников внешнеэкономической деятельности, отнесенных к категории минимального риска упрощен порядок предоставления платежных документов при периодическом декларировании. Такие документы предоставляются до выпуска товаров и транспортных средств по полной грузовой таможенной декларации.      
Изменение сроков уплаты таможенных пошлин производится в форме отсрочки или рассрочки. Под изменением сроков уплаты таможенных пошлин признается перенос установленного настоящим Кодексом срока уплаты таможенных пошлин на более поздний срок, но не более чем на три месяца со дня регистрации таможенным органом грузовой таможенной декларации.
При этом, отсрочкой является продление срока уплаты таможенных пошлин, а рассрочкой – продление срока уплаты таможенных пошлин на дополнительный период, в течение которого необходимая сумма должна быть уплачена частями.
Решение об изменении сроков уплаты таможенных пошлин принимается территориальными подразделениями уполномоченного органа по вопросам таможенного дела и таможнями.
Решение составляется в письменной форме в двух экземплярах и подписывается руководителем соответствующего таможенного органа или лицом, его замещающим.
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки должно содержать следующие сведения:
1) регистрационный номер решения;
2) срок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенной пошлины;
3) способ обеспечения уплаты таможенной пошлины, указанный в заявлении плательщика;
4) дату, номер внешнеторгового договора (контракта) на поставку ввозимых сырья и (или) материалов, наименование получателя сырья и (или) материалов по такому договору (контракту);
5) наименование и количество сырья и (или) материалов, в отношении которых предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты таможенной пошлины;
6) размер таможенной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка.
Документ контроля доставки товаров (ДКД) – документ, содержащий сведения о товарах, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, необходимый для осуществления таможенными органами контроля доставки товаров до таможенного органа назначения.
Документ контроля доставки товаров оформляется на каждую партию товаров, перевозимых по одному или нескольким товаросопроводительным документам. При консолидированной перевозке товаров документ контроля доставки оформляется на каждого отправителя или получателя отдельно.
Документ контроля доставки товаров заполняется декларантом, а при отсутствии декларанта – должностным лицом таможенного органа.
Правила контроля доставки товаров и транспортных средств утверждены приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 12 мая 2003 года № 197.
После оформления документа контроля доставки, второй и третий экземпляры ДКД вручаются перевозчику для предоставления вместе с товаром в таможенный орган назначения, первый экземпляр – остается в таможенном органе отправления на контроле (контрольный лист), четвертый экземпляр вместе с копиями товаротранспортных документов (счет-фактура, транспортная накладная и другие) – отправляется в таможенный орган назначения оперативными видами связи.
Первый экземпляр ДКД, с копиями товаросопроводительных документов хранится в отдельной папке таможенного органа отправления.
Документы валютного контроля и требования к их оформлению установлены в соответствии с требованиями Инструкции об организации экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан, утвержденными постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 5 сентября 2001 года № 343.
214.          При этом, документом валютного контроля, представляемым одновременно с ГТД является оформленный таможенным органом и подписанный уполномоченным банком паспорт сделки по экспорту/импорту и дополнительные листы к нему.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 11 февраля 1999 года № 344-1 «О карантине растений» фитосанитарный сертификат –документ, удостоверяющий карантинное состояние экспортной подкарантинной продукции; импортное карантинное разрешение – документ, разрешающий ввоз в республику, а также транзит подкарантинной продукции на условиях, определяемых уполномоченным органом Республики Казахстан (Министерство сельского хозяйства РК).
Правила выдачи ветеринарных документов (ветеринарно-санитарное заключение, ветеринарное свидетельство, ветеринарный сертификат, ветеринарная справка) ветеринарными инспекторами на объекты государственного ветеринарного надзора утверждены приказом Заместителя Премьер - Министра Республики Казахстан – Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 15 ноября 2002 год № 372.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 ноября 1999 года № 1716 «Об утверждении Протокола о едином порядке применения технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства-участники соглашений о Таможенном союзе» установлены перечни товаров, подпадающие под соответствующие виды государственного контроля.
            Порядок выдачи учетной карточки участника внешнеэкономической деятельности регламентирован статьей 381 Таможенного кодекса РК.
            Согласно п. 7 комментируемой статьи КТК МФ РК наделен правом сокращать установленные ТК РК перечни документов и сведений, необходимых для таможенных целей при применении упрощенного порядка таможенного оформления, предусмотренного статьей 371 ТК РК. 
            Приказом КТК МФ РК от 29 июня 2005 года № 240 «Об утверждении Правил отнесения участников внешнеэкономической деятельности к категории минимального риска и применения упрощенного порядка таможенного оформления» сокращен перечень документов, необходимых для таможенных целей, для участников внешнеэкономической деятельности, отнесенных к категории минимального риска.
 
Статья 383. Представление документов в соответствии с требованиями выбранных таможенных режимов
 
В соответствии с требованиями выбранных таможенных режимов дополнительно к документам, указанным в статье 382 настоящего Кодекса, представляются следующие документы:
1) таможенный режим выпуска товаров для свободного обращения:
сертификат соответствия на безопасность продукции на товары, для которых представление сертификата обязательно в соответствии с законодательством Республики Казахстан или заявление-декларация по форме, устанавливаемой соответствующим уполномоченным государственным органом;
 
разрешения соответствующих уполномоченных государственных органов и иные документы в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан;
лицензия – для товаров, подлежащих лицензированию и экспортному контролю в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) таможенный режим экспорта товаров:
разрешения соответствующих уполномоченных государственных органов и иные документы в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан;
лицензия - для товаров, подлежащих лицензированию и экспортному контролю в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) таможенный режим реимпорта товаров:
грузовая таможенная декларация, подтверждающая вывоз товара с таможенной территории Республики Казахстан;
сертификат соответствия на безопасность продукции на товары, для которых представление сертификата обязательно в соответствии с законодательством Республики Казахстан или заявление-декларация по форме, устанавливаемой соответствующим уполномоченным государственным органом;документ, подтверждающий уплату вывозных таможенных пошлин, для обеспечения возврата вывозных таможенных пошлин;
разрешение на товары, подлежащие экспортному контролю в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
4) таможенный режим транзита товаров:
документы, подтверждающие допуск транспортного средства (контейнера) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
разрешение на транзит товаров, подлежащих экспортному контролю в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
5) таможенный режим таможенного склада – договор с владельцем таможенного склада на хранение товаров;
6) Исключен в соответствии с Законом РК от 20.06.05 г. № 62-III;
7) таможенный режим переработки товаров на таможенной территории – заключение соответствующего уполномоченного государственного органа об условиях переработки товаров;
8) таможенный режим переработки товаров для свободного обращения – заключение соответствующего уполномоченного государственного органа об условиях переработки товаров;
9) таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории:
заключение соответствующего уполномоченного государственного органа об условиях переработки товаров;
разрешение на товары, подлежащие экспортному контролю в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
10) таможенный режим временного ввоза товаров и транспортных средств:
обязательство о вывозе товаров и транспортных средств;
сертификат соответствия на безопасность продукции на товары, для которых представление сертификата обязательно в соответствии с законодательством Республики Казахстан или заявление-декларация по форме, устанавливаемой соответствующим уполномоченным государственным органом за исключением товаров (экспонатов), предназначенных для проведения выставок без последующей реализации;;11) таможенный режим временного вывоза товаров и транспортных средств – обязательство о ввозе товаров и транспортных средств;
12) таможенный режим свободной таможенной зоны – сертификат соответствия на безопасность продукции на товары, для которых представление сертификата обязательно в соответствии с законодательством Республики Казахстан или заявление-декларация по форме, устанавливаемой соответствующим уполномоченным государственным органом;13) таможенный режим свободного склада:
договор с владельцем свободного склада на хранение товаров;
технологическая документация предприятия, подтверждающая возможность проведения операций по переработке с использованием декларируемых товаров;
сертификат соответствия на безопасность продукции на товары, для которых представление сертификата обязательно в соответствии с законодательством Республики Казахстан или заявление-декларация по форме, устанавливаемой соответствующим уполномоченным государственным органом;
14) таможенный режим реэкспорта товаров:
грузовая таможенная декларация, оформленная при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Казахстан, либо краткая декларация при заявлении товаров, находящихся в местах временного хранения;
разрешение на товары, подлежащие экспортному контролю в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
разрешение уполномоченного органа страны происхождения товара на реэкспорт товаров в случаях, когда международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, реэкспорт допускается при наличии указанного разрешения;
15) таможенный режим уничтожения товаров – заключения соответствующих уполномоченных государственных органов;
16) таможенный режим отказа от товара в пользу государства – сертификат соответствия на безопасность продукции на товары, для которых представление сертификата обязательно в соответствии с законодательством Республики Казахстан или заявление-декларация по форме, устанавливаемой соответствующим уполномоченным государственным органом;
17) специальный таможенный режим:
перечень товаров, заверенный соответствующим уполномоченным государственным органом по товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Казахстан, указанным в подпунктах 1) и 2)статьи 253 настоящего Кодекса;
перечень товаров, заверенный транспортной организацией по товарам, указанным в подпункте 3) статьи 253 настоящего Кодекса;

<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>