<< Пред. стр.

стр. 18
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

3) знакомиться с результатами проведенного таможенным органом исследования (экспертизы) отобранных проб и образцов товаров;
4) проводить исследование (экспертизу) отобранных проб и образцов товаров либо обеспечивать проведение такого исследования (экспертизы) в соответствии с законодательством Республики Казахстан за счет собственных средств или за счет средств представляемого лица;
5) утверждать с согласия таможенного органа список своих работников, имеющих право доступа в зоны таможенного контроля, и иметь на условиях договора имущественного найма (аренды) помещения, необходимые для совершения операций по таможенному оформлению;
6) получать информацию и консультации таможенных органов по таможенным вопросам в соответствии с настоящим Кодексом;
7) в порядке, установленном уполномоченным органом по вопросам таможенного дела, иметь доступ к информационным сетям таможенных органов, используемым им для автоматизированной обработки информации, электронной передачи данных, необходимых для таможенных целей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26 настоящего Кодекса;
8) требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, являющуюся конфиденциальной, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных настоящим Кодексом требований;
9) выступать в качестве поручителя или плательщика перед таможенными органами за представляемое лицо в части обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов при предварительных операциях, иных таможенных процедурах и таможенных режимах;
10) устанавливать в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования по обеспечению исполнения обязательств этого лица в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан;
11) обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в порядке, установленном настоящим Кодексом.
 
            В пункте 1 комментируемой статьи Таможенного кодекса закреплено, что при осуществлении таможенного оформления таможенный брокер обладает такими же правами и выполняет такие же обязанности, как и другие декларанты, как если бы он самостоятельно перемещал товары и транспортные средства через таможенную границу Республики Казахстан.   Таможенный брокер – посредник в таможенном деле, и в этом качестве он вправе от собственного имени совершать операции по таможенному оформлению и выполнять соответствующие функции в сфере таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица. Для осуществления своих функций таможенный брокер наделен определенными правами, которые конкретизированы в пункте 2 данной статьи.
 
Статья 398. Обязанности таможенного брокера
 
1. Обязанностями таможенного брокера являются:
1) декларирование товаров и транспортных средств в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан в сфере таможенного дела;
2) предъявление по требованию таможенного органа декларируемых товаров и транспортных средств;
3) представление таможенному органу документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
4) ведение учета и отчетности в отношении товаров и транспортных средств в порядке, установленном уполномоченным органом по вопросам таможенного дела;
5) своевременное информирование таможенных органов о любом обнаруженном изменении, уничтожении, повреждении или утрате средств таможенной идентификации, повреждении тары и упаковки, несоответствии товаров сведениям о них в транспортных, коммерческих и иных документах, несоответствии сведений о товарах в различных документах и иных обстоятельствах, имеющих отношение к таможенному делу;
6) контроль за соблюдением специалистами по таможенному оформлению, состоящими в штате таможенного брокера, требований, предусмотренных настоящим Кодексом;
7) представление в таможенный орган сведений о специалистах по таможенному оформлению, состоящих в штате таможенного брокера, а также образцов личных номерных печатей и подписей этих лиц;
8) проверка соответствия полученных от представляемого лица документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
9) присутствие по требованию таможенного органа при таможенном оформлении товаров и транспортных средств и оказание содействия должностным лицам таможенных органов в производстве таможенного оформления;
10) осуществление по требованию таможенного органа за счет представляемого лица транспортировки, взвешивания или иного определения количества и качества товаров, погрузки, разгрузки, перегрузки, исправления повреждений упаковки, вскрытия упаковки, упаковка либо переупаковка товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению, а также обеспечение вскрытия помещений, емкостей и других мест, где могут находиться указанные товары и транспортные средства;
11) правильное исчисление таможенных платежей и налогов;
12) уплата таможенных платежей и налогов в отношении декларируемых товаров и транспортных средств, если это предусмотрено договором с представляемым лицом;
13) обеспечение представления в таможенный орган платежных документов, подтверждающих уплату таможенных платежей и налогов;
14) обеспечение соблюдения требований ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля, проводимого государственными органами Республики Казахстан, в отношении декларируемых таможенным брокером товаров и транспортных средств;
15) соблюдение условий и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, до выпуска товаров и транспортных средств либо до их передачи представляемому лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом;
16) ведение реестра заключенных с представляемыми лицами договоров;
17) представление по требованию таможенного органа договоров на оказание брокерских услуг.
2. Обязанности таможенного брокера перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.
3. Обязанности таможенного брокера являются едиными для всех таможенных брокеров. Запрещается предоставление льгот, исключительных (эксклюзивных) прав и иных преимуществ, носящих индивидуальный характер, для отдельных таможенных брокеров.
4. Факт совершения операций по таможенному оформлению не возлагает на таможенного брокера обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действий таможенного режима, а также иных обязанностей, которые в соответствии с настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан в сфере таможенного дела возлагаются только на лицо, перемещающее товары. 
 
    В комментируемой статье определен исчерпывающий перечень обязанностей таможенного брокера. Обязанности таможенного брокера вытекают из установленных таможенным законодательством требований при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств и обязанности его не могут быть ограничены условиями договора с представляемым лицом. Кроме этого, обязанности таможенного брокера являются едиными для всех таможенных брокеров. Закреплен запрет на  предоставление льгот, исключительных (эксклюзивных) прав и иных преимуществ, носящих индивидуальный характер, для отдельных таможенных брокеров.
            Правила ведения учета и отчетности таможенным брокером товаров и транспортных средств утверждены Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 27 мая 2003 года № 250 «О ведении учета и отчетности перед таможенными органами».
            Процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим содержит обязанности по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима. Факт совершения операций по таможенному оформлению не возлагает на таможенного брокера обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действий таможенного режима, а также иных обязанностей, которые в соответствии с Таможенным кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан в сфере таможенного дела возлагаются только на лицо, перемещающее товары. (Например: при таможенном режиме временного вывоза товаров и транспортных средств одним из условий является представление обязательства об обратном ввозе товаров и транспортных средств и, соответственно, временно вывезенные товары и транспортные средства подлежат обратному ввозу (либо должны быть заявлены к иному таможенному режиму). При этом, обязанности по обратному ввозу товаров и транспортных средств возлагаются непосредственно на лицо, перемещающее товары и транспортные средства.    
 
Статья 399. Ответственность таможенного брокера
 
1. За неуплату таможенных платежей и налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом до или одновременно с подачей таможенной декларации, таможенный брокер несет ответственность в соответствии с договором с представляемым лицом.
2. За несоблюдение требований, установленных настоящим Кодексом, таможенный брокер несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
 
В случае если договором с представляемым лицом предусмотрена уплата таможенных платежей и налогов в отношении декларируемых товаров и транспортных средств  непосредственно таможенным брокером, то соответственно при неуплате таможенных платежей и налогов в таком случае таможенный брокер несет полную ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В то же время, если договором не предусмотрена уплата таможенных платежей и налогов непосредственно таможенным брокером, то он обязан обеспечить уплату таможенных платежей и налогов, предусмотренных таможенным и налоговым законодательством Республики Казахстан в отношении декларируемых товаров и транспортных средств, представляемым лицом.
Таможенный брокер при осуществлении своей деятельности не должен способствовать уклонению от уплаты таможенных платежей и налогов представляемыми лицами, например, путем занижения таможенной стоимости, недекларирования или недостоверного декларирования товаров и транспортных средств, а также путем совершения иных видов правонарушений в сфере таможенного дела, ответственность за которые предусмотрена законами Республики Казахстан.
Несоблюдение таможенным брокером требований, норм и правил, установленных законодательством Республики Казахстан, влечет установленную законодательством административную и уголовную ответственность.
 
Статья 400. Квалификационные требования к деятельности в качестве таможенного брокера
 
Юридические лица для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера должны отвечать следующим квалификационным требованиям:
1) наличие в штате не менее одного специалиста по таможенному оформлению, а при наличии филиала - не менее одного специалиста по таможенному оформлению в каждом филиале деятельности таможенного брокера;
2) наличие программных продуктов, совместимых с программными продуктами, используемыми таможенными органами;
3) наличие договора страхования гражданско-правовой ответственности таможенного брокера за причинение вреда имуществу и интересам представляемых лиц в связи с оказанием посреднических услуг по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан.
 
            В соответствии с Законом Республики Казахстан «О лицензировании» (пп.34 п.1 ст.9) оказание таможенных услуг является лицензируемым видом деятельности. Лицензия на право заниматься лицензируемой деятельностью выдается субъекту, квалификационный уровень которого соответствует предъявляемым требованиям для данного вида деятельности. В комментируемой статье закреплены квалификационные требования, которые необходимы для осуществления деятельности таможенного брокера и соответствие которым является обязательным условием деятельности таможенного брокера.
Правом совершать действия по таможенному оформлению от имени таможенного брокера обладает специалист, имеющий квалификационный аттестат уполномоченного органа по вопросам таможенного дела. Одним из квалификационных требований является наличие в штате специалиста по таможенному оформлению в каждом филиале деятельности таможенного брокера, получившего в установленном порядке квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению.
Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению выдается в соответствии с Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 4 ноября 2003 года № 497 «Об утверждении Положения о Центральной Комиссии Агентства таможенного контроля Республики Казахстан по аттестации специалистов по таможенному оформлению и Инструкции по проведению квалификационных экзаменов на получение квалификации специалиста по таможенному оформлению», а также в соответствии с Правилами аттестации специалистов по таможенному оформлению (утверждены приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 201).
            Наличие у таможенных брокеров программных продуктов, совместимых с программными продуктами, используемыми таможенными органами связано с тем, что декларирование товаров и транспортных средств осуществляется как в письменном, так и в электронном виде. Процедура таможенного оформления и таможенного контроля производится с использованием автоматизированных и информационных систем. Наличие соответствующих установленным параметрам программных продуктов таможенного брокера является необходимым составляющим процесса таможенного оформления и полноты оказания таможенных услуг участникам внешнеэкономической деятельности. Правила применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения для таможенных целей, утверждены Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 22 мая 2003 года № 227 (с изменениями, внесенными приказом Председателя Агентства таможенного контроля РК от 22.07.03 г. № 357).
    Одним из квалификационных требований к деятельности таможенного брокера является наличие договора страхования гражданско-правовой ответственности таможенного брокера за причинение вреда имуществу и интересам представляемых лиц в связи с оказанием посреднических услуг по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан. Основным требованием к вышеуказанному договору страхования, кроме тех, что предусмотрены законодательством о страховании, является установление в них ответственности таможенного брокера, связанная с обязанностью возмещения материального ущерба за вред, причиненный имуществу и интересам представляемых лиц, возникшего в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) своих обязанностей при осуществлении деятельности в качестве таможенного брокера. Так как пределы страховой суммы не установлены, договор страхования может быть заключен на любую сумму по договоренности со страховщиком.
            Квалификационные требования должны соблюдаться на протяжении всего периода деятельности таможенного брокера.
 
Статья 401. Лицензия на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера
 
1. Юридическое лицо вправе начать деятельность в качестве таможенного брокера после получения лицензии, выданной уполномоченным органом по вопросам таможенного дела, на право осуществления такой деятельности.
2. Для получения лицензии необходимо представить:
1) заявление юридического лица по установленной форме;
2) документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении, и соответствие заявителя квалификационным требованиям, а именно:
нотариально засвидетельствованные копии регистрационных документов;
документы, подтверждающие соответствие квалификационным требованиям, установленным ст. 400 настоящего Кодекса;
3) документы, подтверждающие уплату сбора за выдачу лицензии;
3. При рассмотрении заявления о выдаче лицензии уполномоченный орган по вопросам таможенного дела вправе запрашивать документы, подтверждающие достоверность представленных заявителем документов и сведений.
4. Отношения, связанные с лицензированием, не урегулированные настоящей главой, регулируются законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
 
Юридическое лицо, претендующее на получение лицензии, на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера, обращается в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела  с заявлением, форма которого  утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 1995 г. № 1894 (приложение №5). В заявлении на выдачу лицензии на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера должны быть указаны: сведения об организации, форма собственности, год создания, реквизиты свидетельства о государственной регистрации юридического лица, юридический и фактический адрес, расчетный счет, местонахождение и реквизиты филиалов, представительств,  сведения о сфере предполагаемой деятельности в качестве таможенного брокера, определенные категориями товаров в соответствии с ТНВЭД, видами транспорта и регионом, перечень прилагаемых документов. Заявление должно быть подписано руководителем организации и заверено печатью.
            Заявление на выдачу лицензии на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера, должно сопровождаться представлением документов подтверждающих сведения, указанные в заявлении, и соответствие заявителя квалификационным требованиям, а именно:
1)      нотариально засвидетельствованные копии регистрационных документов:
–        свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство об учетной регистрации его структурного подразделения, выдаваемых органами юстиции;
–        устав и/или учредительный договор;
–        статистическая карточка, выданная статистическим управлением;
–        свидетельство налогоплательщика, выданное налоговым органом;
–        справка банка об открытии и наличии банковского счета юридического лица;
2)      документы, подтверждающие соответствие квалификационным требованиям, установленным статьей 400 Таможенного кодекса:
 – копии   квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению, копии индивидуальных трудовых договоров данных специалистов по таможенному оформлению, заключенных с юридическим лицом, претендующим на получение лицензии, на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера либо выписку из приказа о приеме на работу специалиста по таможенному оформлению, имеющего квалификационный аттестат в штат данного юридического лица;
– подтверждение уполномоченного органа по вопросам таможенного дела на формирование электронных копий таможенных документов, выдаваемое в соответствии с Правилами применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения для таможенных целей, утвержденных Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 22 мая 2003 года № 227 (с изменениями, внесенными приказом Председателя Агентства таможенного контроля РК от 22.07.03 г. № 357);
– оригинал либо нотариально засвидетельствованную копию договора  страхования гражданско-правовой ответственности таможенного брокера за причинение вреда имуществу и интересам представляемых лиц в связи с оказанием посреднических услуг по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан;
3)      документы, подтверждающие уплату сбора за выдачу лицензии:
 – квитанцию либо платежное поручение об уплате сбора за выдачу лицензии на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера, по ставке утверждаемой Правительством Республики Казахстан, на соответствующий код бюджетной классификации, ежегодно устанавливаемого Министерством экономики и бюджетного планирования (Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 669 «Об утверждении ставок таможенных сборов, сборов и платы, взимаемых таможенными органами, код бюджетной классификации «105402»);
Заявление о выдаче лицензии подлежит рассмотрению не позднее месячного срока, а для субъектов малого предпринимательства – не позднее десятидневного срока со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
    При рассмотрении заявления о выдаче лицензии уполномоченный орган по вопросам таможенного дела  вправе запрашивать документы, подтверждающие достоверность представленных заявителем документов и сведений.
    Отношения, связанные с лицензированием, не урегулированные положениями Таможенного кодекса, регулируются законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
 
Статья 402. Приостановление действия лицензии на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера
 
1. В случае неисполнения таможенным брокером требований и обязанностей, предъявляемых к деятельности в качестве таможенного брокера, а также при наличии достаточных оснований полагать, что таможенный брокер злоупотребляет своими правами, действие лицензии может быть приостановлено по решению уполномоченного органа по вопросам таможенного дела на срок до шести месяцев с указанием причин приостановления, за исключением субъектов малого предпринимательства, действие лицензии которых приостанавливается по решению суда.
2. Решение о приостановлении действия лицензии принимается уполномоченным органом по вопросам таможенного дела самостоятельно либо на основании представления таможенного органа в форме приказа с обоснованием такого решения.
3. Действие лицензии приостанавливается со дня принятия соответствующего решения.
4. Действие лицензии возобновляется приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела со дня принятия решения о возобновлении действия лицензии после устранения причин, по которым ее действие было приостановлено.
5. Действие лицензии может быть приостановлено по мотивированному обращению таможенного брокера.
 
В случае неисполнения таможенным брокером требований установленных таможенным законодательством к его деятельности, неисполнения своих обязанностей (ст. 398 Таможенного кодекса), нарушения условий содержащихся в лицензии, несоблюдения квалификационных требований (ст.  400 Таможенного кодекса), а также при злоупотреблении своими правами (ст. 397 Таможенного кодекса) действие лицензии может быть приостановлено по решению уполномоченного органа по вопросам таможенного дела (Агентства таможенного контроля РК) на срок до шести месяцев с указанием причин приостановления, за исключением субъектов малого предпринимательства, действие лицензии которых приостанавливается по решению суда. В то же время, согласно Закону РК «О лицензировании» приостановление действия лицензии субъекта малого предпринимательства без судебного решения допускается в исключительных случаях, установленных законодательством Республики Казахстан, на срок не более 3 дней, с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд. При этом акт о приостановлении действует до вынесения судебного решения.
Решение о приостановлении действия лицензии принимается уполномоченным органом по вопросам таможенного дела самостоятельно при обнаружении соответствующих фактов либо на основании представлений или заключений и материалов территориальных таможенных органов в форме приказа с обоснованием такого решения.
Приостановление действия лицензии может также применяться в качестве вида взысканий, налагаемых за правонарушения в сфере таможенного дела в соответствии с КоАП РК.
При приостановлении действия лицензии таможенный брокер, в отношении которого принято такое решение, не вправе представлять к таможенному оформлению товары и транспортные средства, работники таможенного брокера не имеют права доступа в зоны таможенного контроля и к информационным сетям таможенных органов, совершать иные действия в качестве таможенного брокера. Контроль за приостановлением действия лицензии таможенного брокера производится как уполномоченным органом по вопросам таможенного дела , так и территориальными таможенными органами.
Приостановление действия лицензии не освобождает таможенного брокера от ответственности перед таможенными органами за уплату таможенных платежей и налогов, совершенных им до принятия решения о приостановлении.
Решение о приостановлении действия лицензии вручается таможенному брокеру непосредственно либо направляется ему почтовым отправлением.
Действие лицензии может быть возобновлено в любой момент до истечения предельного шестимесячного срока ее приостановления  приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела (АТК РК) после устранения причин, по которым ее действие было приостановлено.
Кроме этого, действие лицензии может быть приостановлено и по мотивированному заявлению таможенного брокера, при его желании приостановить лицензируемый вид деятельности.
 
Статья 403. Отзыв лицензии на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера
 
1. Лицензия может быть отозвана уполномоченным органом по вопросам таможенного дела в случаях:
1) представления заведомо недостоверных сведений;
2) неоднократного в течение года совершения административных правонарушений в сфере таможенного дела;
3) пользования услугами специалиста, не имеющего квалификационного аттестата, специалиста, квалификационный аттестат которого отозван, или специалиста, действие квалификационного аттестата которого приостановлено либо лишенного права заниматься этой деятельностью по решению суда;
4) неустранения причин, по которым действие лицензии было ранее приостановлено;
5) запрещения судом лицензиату заниматься деятельностью по оказанию брокерских услуг.
2. Решение об отзыве оформляется приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела с обоснованием такого решения либо на основании мотивированного представления таможенного органа.
3. Отзыв лицензии действует со дня принятия решения об отзыве.
4. При отзыве лицензии таможенный брокер не позднее пятнадцати календарных дней со дня получения решения обязан возвратить ее уполномоченному органу по вопросам таможенного дела.
5. Повторное заявление о выдаче лицензии на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера может быть рассмотрено по истечении двух лет со дня вынесения решения об отзыве лицензии при условии устранения причин, послуживших основанием для ее отзыва.
6. Отзыв лицензии на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера, являющегося субъектом малого предпринимательства, производится по решению суда.
 
В комментируемой статье описаны и закреплены основания для отзыва уполномоченным органом по вопросам таможенного дела лицензии таможенного брокера.
Решение об отзыве лицензии таможенного брокера принимается уполномоченным органом по вопросам таможенного дела (АТК РК) самостоятельно при наличии указанных в пункте 1 данной статьи случаев либо на основании мотивированного представления или заключения и материалов территориального таможенного органа в форме приказа с обоснованием такого решения. Отзыв лицензии субъекта малого предпринимательства по основаниям указанным в пункте 1 данной статьи производится судом по заявлению лицензиара, а также территориальных таможенных органов.
Лицензия таможенного брокера может быть также отозвана в качестве меры взыскания за правонарушения в сфере таможенного дела в соответствии с КоАП РК.
Отзыв действует со дня принятия решения об отзыве, а при отзыве лицензии  в качестве меры взыскания за административные правонарушения в сфере таможенного дела – со дня обращения постановления суда к исполнению.
Решение об отзыве лицензии вручается таможенному брокеру непосредственно либо направляется ему почтовым отправлением.
 
Статья 404. Прекращение действия лицензии на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера
 
1. Лицензия прекращает свое действие в случаях:
1) отзыва лицензии;
2) реорганизации или ликвидации юридического лица, имеющего лицензию на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера;
3) при прекращении таможенным брокером деятельности по оказанию таможенных услуг с представлением в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела соответствующего заявления в письменной форме.
2. При прекращении действия лицензии на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера юридическое лицо обязано выполнить все обязательства, принятые им до прекращения деятельности в качестве таможенного брокера.
3. Решение о прекращении действия лицензии на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера оформляется приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела с указанием причины прекращения действия лицензии.
При прекращении действия лицензии на право осуществления деятельности юридического лица в качестве таможенного брокера в связи с отзывом лицензии отдельный приказ о прекращении действия лицензии не издается.
Лицензия при прекращении ее действия подлежит возврату в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела в течение пятнадцати календарных дней со дня принятия решения о прекращении действия лицензии.
 
В данной статье конкретизированы положения и порядок прекращения действия лицензии таможенного брокера.
            При отзыве лицензии, реорганизации либо ликвидации юридического лица, имеющего лицензию, а также в случаях когда юридическое лицо по собственному желанию хочет прекратить лицензируемый вид деятельности, в частности деятельность в качестве таможенного брокера, действие лицензии подлежит прекращению.   
 
Статья 405. Дополнительные положения к деятельности таможенного брокера
 
1. При изменении сведений о таможенном брокере, указанных в заявлении на получение лицензии, которые не вносятся в лицензию, таможенный брокер обязан в месячный срок с момента происшедших изменений письменно уведомить об этом уполномоченный орган по вопросам таможенного дела.
2. В случае изменения наименования, места нахождения таможенного брокера, указанного в лицензии, он обязан в течение месяца подать заявление о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.
Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела в течение десяти дней со дня подачи таможенным брокером соответствующего письменного заявления переоформляет лицензию посредством выдачи новой лицензии в установленном порядке.
3. В случае принятия решения таможенным брокером о расширении ограниченной сферы деятельности, указанной в лицензии, необходимо получение новой лицензии в соответствии с установленным порядком ее получения. Действие ранее выданной лицензии прекращается с момента выдачи новой лицензии.
4. При утрате лицензии таможенный брокер имеет право на получение дубликата в течение десяти дней со дня обращения за ним. За выдачу дубликата уплачивается лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности в порядке и размере, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан.
5. Решения таможенных органов, связанные с лицензированием деятельности в качестве таможенного брокера, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
6. Отношения между таможенным брокером и представляемыми лицами в случае прекращения, отзыва и приостановления лицензии регулируются законодательством Республики Казахстан.
 
При изменении любых сведений о таможенном брокере, указанных в заявлении на получение лицензии, которые не вносятся в лицензию, таких как, например: сведения об организации, форме собственности, составе учредителей, перерегистрации юридического лица, фактическом адресе, банковских счетах, местонахождении и реквизитов филиалов, представительств, сведений о специалистах по таможенному оформлению, работающих в штате таможенного брокера и других подобных сведений, таможенный брокер обязан в месячный срок с момента  изменений письменно уведомить об этом уполномоченный орган по вопросам таможенного дела.
В случае изменения наименования таможенного брокера, в том числе изменения организационно-правовой формы (например, при перерегистрации из ТОО в АО без осуществления реорганизации юридического лица), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, места нахождения (юридического адреса), указываемого в лицензии,  таможенный брокер в течение месяца подает заявление в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.
Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела  в течение десяти дней со дня подачи таможенным брокером письменного заявления переоформляет лицензию посредством выдачи новой лицензии в установленном порядке, с указанием измененных сведений о наименовании, места нахождении (юридического адреса) таможенного брокера.
            При переоформлении лицензии и выдаче указанного документа уплачивается лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности в порядке и размере, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан (постановление Правительства Республики Казахстан от 24 января 2002 года № 100 «Об утверждении ставок лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности» .
В случае принятия решения таможенным брокером о расширении ограниченной сферы деятельности (расширении региона деятельности, расширении категорий товаров в соответствии с ТН ВЭД, видов транспорта, в рамках которых таможенный брокер ранее осуществлял свою деятельность) указанной в лицензии, необходимо получение новой лицензии в соответствии с установленным ст. 401 Таможенного кодекса порядком ее получения. Выдача новой лицензии осуществляется с  уплатой сбора за выдачу лицензии на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера. При этом действие ранее выданной лицензии прекращается с момента выдачи новой лицензии.
 
Статья 406. Реестр таможенных брокеров
 
Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела ведет реестр таможенных брокеров и обеспечивает его ежемесячную публикацию, в том числе с использованием информационных технологий.
 
    Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела ведет реестр таможенных брокеров, в котором указывается наименование таможенных брокеров, их реквизиты, соответствующие номера лицензий, их юридические и фактические адреса и ежемесячно публикует данный реестр в средствах массовой информации и на официальном web-сайте КТК МФ Республики Казахстан.
 
Статья 407. Специалист по таможенному оформлению
 
1. Правом совершать действия по таможенному оформлению от имени таможенного брокера обладает специалист, имеющий квалификационный аттестат уполномоченного органа по вопросам таможенного дела.
Отношения таможенного брокера и специалиста по таможенному оформлению строятся на основе индивидуального трудового договора, заключаемого в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Специалист по таможенному оформлению вправе осуществлять действия по таможенному оформлению от имени таможенного брокера с момента заключения индивидуального трудового договора с таможенным брокером. При расторжении такого договора таможенный брокер обязан в течение трех дней уведомить уполномоченный орган по вопросам таможенного дела.
2. Осуществление деятельности по таможенному оформлению одним специалистом в штате двух и более юридических лиц одновременно не допускается.
3. Таможенный брокер не может ограничить обязанности специалиста по таможенному оформлению перед таможенными органами.
4. Порядок рассмотрения заявлений и выдачи квалификационного аттестата, порядок проведения аттестации специалистов по таможенному оформлению, а также требования к ним определяются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела. Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела ведет реестр специалистов по таможенному оформлению.
 
Специалистом по таможенному оформлению может быть физическое лицо, дееспособное в полном объеме, имеющее образование не ниже среднего специального и сдавшее квалификационный экзамен на получение аттестата специалиста по таможенному оформлению.
Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению выдается уполномоченным органом по вопросам таможенного дела в соответствии с Правилами аттестации специалистов по таможенному оформлению, утвержденных приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 201, а также согласно Инструкции по проведению квалификационных экзаменов на получение квалификации специалиста по таможенному оформлению, утвержденной приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 4 ноября 2003 года № 497, после успешной сдачи квалификационного экзамена, проводимого уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
Квалификационный экзамен проводится по следующим предметам:
таможенное право и таможенное дело;
внешнеэкономическая деятельность и ее государственное регулирование; основы конституционного, гражданского, административного, уголовного, трудового, международного права;
основы налогового, валютного законодательства;
современные автоматизированные информационные технологии взаимодействия таможенного брокера с таможенными органами при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.
Квалификационные экзамены проводятся в соответствии с требованиями, установленными к аттестации специалистов по таможенному оформлению.
Перечень вопросов для проведения квалификационного экзамена утверждается Центральной комиссией уполномоченного органа по аттестации специалистов по таможенному оформлению.
Для получения аттестата в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела подаются следующие документы:
заявление о выдаче аттестата по установленной форме;
квитанция об оплате сбора за выдачу аттестата.
Вместе с аттестатом специалисту выдается именной бейдж специалиста по таможенному оформлению по установленной форме, номер которого должен соответствовать регистрационному номеру аттестата, и личная номерная печать специалиста.
            Аттестация специалистов проводится по истечении каждых трех лет с момента выдачи аттестата и в случае существенного изменения правового регулирования таможенного дела. Решение о существенном изменении правового регулирования таможенного дела принимается уполномоченным органом и опубликовывается в средствах массовой информации.
Специалист осуществляет свою деятельность в соответствии с Таможенным кодексом Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Специалист вправе совершать действия по таможенному оформлению от имени таможенного брокера, в штате которого он состоит. Права и обязанности специалиста по таможенному оформлению соответствуют правам и обязанностям таможенного брокера, установленным статьями 397, 398 Таможенного кодекса. Таможенный брокер не вправе устанавливать дополнительные права и обязанности специалиста по таможенному оформлению, касающиеся его деятельности, а также не может ограничить обязанности специалиста по таможенному оформлению перед таможенными органами. 
Отношения таможенного брокера и специалиста строятся на основе индивидуального трудового договора, заключаемого в соответствии с Законом РК «О труде в РК».
Специалист вправе осуществлять действия по таможенному оформлению от имени таможенного брокера с момента заключения индивидуального трудового договора с таможенным брокером. При расторжении такого договора таможенный брокер обязан уведомить уполномоченный орган по вопросам таможенного дела в трехдневный срок.
Осуществление деятельности по таможенному оформлению одним специалистом в штате двух и более таможенных брокеров одновременно не допускается.
Соответствующий реестр специалистов по таможенному оформлению ведется уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
Основной контроль за деятельностью специалиста по таможенному оформлению со стороны таможенных органов осуществляется непосредственно в процессе осуществления специалистом своей деятельности.
 
Статья 408.  Приостановление и отзыв квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению
 
1. Действие аттестата может быть приостановлено уполномоченным органом по вопросам таможенного дела на срок до двух месяцев:
1) при неподтверждении специалистом в месячный срок соответствия своих знаний новым требованиям в случае существенного изменения правового регулирования таможенного дела;
2) если при проведении аттестации в месячный срок в целях подтверждения соответствия специалиста предъявляемым требованиям специалист не аттестован.
2. Решение о приостановлении действия аттестата принимается уполномоченным органом по вопросам таможенного дела в форме приказа и действует со дня его принятия.
3. Действие аттестата возобновляется приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела после прохождения аттестации в порядке, предусмотренном уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
4. Решение о существенном изменении правового регулирования таможенного дела и о приостановлении действия аттестатов по указанному основанию принимается уполномоченным органом по вопросам таможенного дела и подлежит опубликованию.
5. Таможенный орган, обнаруживший нарушения в деятельности специалиста, являющиеся основанием для приостановления действия аттестата, незамедлительно информирует об этом уполномоченный орган по вопросам таможенного дела.
6. Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению может быть отозван уполномоченным органом по вопросам таможенного дела в случае, если:
1) специалистом по таможенному оформлению неоднократно допущено нарушение требований настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов в сфере таможенного дела в течение шести месяцев;
2) аттестат выдан на основе неполных или недостоверных сведений, предъявленных заявителем, которые имели существенное значение для принятия решения о выдаче аттестата, а также если аттестат выдан заявителю с нарушением порядка выдачи.
7. Повторное заявление о выдаче квалификационного аттестата может быть рассмотрено по истечении шести месяцев со дня его отзыва при условии устранения причин, послуживших основанием для этого.
8. Решение об отзыве, признании недействительным или приостановлении действия квалификационного аттестата может быть обжаловано в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 
В комментируемой статье закреплены положения по приостановлению действия квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, а также случаи, при которых производится их отзыв.  
Решение о приостановлении действия квалификационного аттестата либо его отзыва принимается уполномоченным органом по вопросам таможенного дела самостоятельно при обнаружении соответствующих фактов либо на основании представлений или заключений и материалов территориальных таможенных органов в форме приказа с обоснованием такого решения.
Территориальный таможенный орган, выявивший факты в деятельности специалиста, являющиеся основанием для отзыва квалификационного аттестата, немедленно информирует об этом уполномоченный орган по вопросам таможенного дела.
Решение об отзыве аттестата или его приостановлении сообщается уполномоченным органом по вопросам таможенного дела в письменной форме таможенным органам, специалисту и таможенному брокеру, в штате которого он состоит.
Действие квалификационного аттестата может быть также приостановлено либо отозвано в качестве меры взыскания за правонарушения в сфере таможенного дела в соответствии с КоАП РК. При этом таможенные органы уведомляют об этом уполномоченный орган по вопросам таможенного дела с представлением соответствующего решения суда.
 
Статья 409. Отношение таможенного брокера к информации, полученной от представляемого лица
 
Информация, полученная таможенным брокером от представляемого лица, может использоваться исключительно в таможенных целях.
Не допускается причинение вреда правам и охраняемым законом интересам представляемого лица.
Конфиденциальная информация представляемого лица не может разглашаться, использоваться таможенным брокером в собственных целях, передаваться третьим лицам, а также государственным органам Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
 
Комментируемая статья содержит правило, в соответствии с которым любая информация, полученная таможенным брокером и его работником от представляемого лица, может использоваться исключительно для таможенных целей. Данная норма соответствует норме содержащейся в статье 26 «Отношение к информации в сфере таможенного дела» Таможенного кодекса РК.
Утрата документов, содержащих сведения, охраняемые законом, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.
 
            Раздел 10. ЗАЩИТА ПРАВ НА ОБЪКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
 
Глава 52. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
 
Статья 410. Основные понятия, используемые в настоящем разделе
 
В настоящем разделе используются следующие основные понятия:
1) контрафактные товары – товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, созданные и (или) перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан с нарушением прав правообладателя, охраняемых в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
2) правообладатель – лицо, обладающее исключительными правами на объект интеллектуальной собственности в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
3) приостановление выпуска – продление таможенными органами срока принятия решения о выпуске товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан в соответствии с избранным таможенным режимом, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными;
4) реестр товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (далее – реестр), – перечень товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, охраняемые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
 
В ст. 7 Таможенного кодекса систематизирован понятийный инструментарий, используемый в Таможенном кодексе РК. Пунктом 2 ст. 7 Таможенного кодекса закреплено, что другие специальные понятия таможенного законодательства РК используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Таможенного кодекса.
В связи с этим, в комментируемой статье определены основные понятие, используемые в разделе 10 «Защита прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами»
 
Статья 411. Защита прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами
 
Таможенные органы в пределах своей компетенции принимают меры по защите прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности в порядке, установленном настоящим Кодексом.
 
       Комментируемая статья закрепляет, что таможенные органы в пределах своей компетенции принимают меры по защите прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности. Действующими законодательными, нормативными и иными актами, регулирующими вопросы защиты прав интеллектуальной собственности в Республике Казахстан, прямо или косвенно затрагивающими вопросы перемещения товаров через таможенную границу, являются:
     –  Таможенный кодекс Республики Казахстан от 05.04.2003 г. № 401-II;
–        Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 01.07.1999 года №409-1;
–        Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167;
–        Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30.01.2001 г. №155-II;
–        Закон Республики Казахстан от 10.06.1996 года № 6-1 «Об авторском  праве и смежных правах»;
–        Закон республики Казахстан от 24.06.2002 года № 330 «О комплексной предпринимательской   лицензии (франчайзинге).  Регистрация и защита комплексных прав;
–        Закон Республики Казахстан от 16.07.1999 года № 427-1 «Патентный закон Республики Казахстан»;
–        Закон Республики Казахстан от 26.07.1999 года № 456-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
–        Закон Республики Казахстан от 13.07.1999 года № 422-1 «Об охране селекционных достижений»;
–        Закон Республики Казахстан от 29.06.2001 года № 271 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;
–        Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 мая 2002 года № 591 « Об утверждении Программы по реализации Концепции охраны прав интеллектуальной собственности»;
–        Постановление Правительства Республики Казахстан  от 11.09.1999 года  № 233. Вопросы Министерства Юстиции Республики Казахстан;
–        Приказ МВД Республики Казахстан от 29.02.2000 года № 119, Приказ Министерства Юстиции Республики Казахстан от 29.02.200 года № 23, Приказ МГД Республики Казахстан от 01.03.2000 года № 168 « О мерах по обеспечению имущественных интересов  авторов произведений и обладателей, смежных прав». 
       Также хочется отметить, что составной частью правовой системы Республики Казахстан являются международные конвенции и соглашения, в частности, такие как Бернская конвенция, об охране литературных и художественных произведений 1886 года, Женевская всемирная конвенция об авторском праве  1952 года,  Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 года, а также Соглашение о сотрудничестве по пресечению нарушений в области интеллектуальной собственности 1998 года, Правила таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, утвержденные решением Совета глав правительств СНГ 28.09.2001 г.
 
Статья 412. Порядок ведения реестра
 
1. В целях таможенного контроля уполномоченный орган по вопросам таможенного дела ведет реестр и обеспечивает его публикацию.
2. Порядок ведения реестра и его доведения до таможенных органов и заявителей определяется уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
 
 
Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 201 «О некоторых вопросах таможенного контроля» утверждены Правила ведения реестра товаров, содержащих объекты  интеллектуальной собственности и доведения его до таможенных органов и заявителей. Здесь же в  Правилах определена форма Реестра.
 Реестр содержит такие сведения как порядковый номер, наименование товара, содержащего объекты интеллектуальной собственности, реквизиты правообладателя (адрес и т.д.), вид, наименование объекта интеллектуальной собственности, регистрационный номер, наименование производителя, номер свидетельства, сведения об исключении из Реестра. Публикация  Реестра в средствах массовой информации производится не реже одного раза в квартал. 
 
Статья 413. Порядок внесения товара, содержащего объект интеллектуальной собственности, в реестр и исключения такого товара из реестра
 
1. Включение в реестр осуществляется уполномоченным органом по вопросам таможенного дела по заявлению правообладателя на объекты интеллектуальной собственности.
2. Правообладатель или иное лицо, представляющее интересы правообладателя (далее – заявитель), имеющее достаточные основания полагать, что при перемещении товаров через таможенную границу Республики Казахстан нарушены или могут быть нарушены его права на объект интеллектуальной собственности, вправе подать письменное заявление о защите прав на объекты интеллектуальной собственности в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела.
3. В заявлении должны содержаться следующие сведения:
1) обращение заявителя о защите прав на объекты интеллектуальной собственности;
2) сведения о заявителе;
3) информация о соответствующих объектах интеллектуальной собственности, о сроке, в течение которого, по мнению правообладателя, ему потребуется содействие таможенных органов в защите его прав; описание товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности; подробные сведения о товарах, являющихся, по мнению правообладателя, контрафактными, позволяющие таможенным органам выявить такие товары;
4) обязательство заявителя о возмещении вреда декларанту и иным лицам, а также затрат таможенных органов, которые могут возникнуть в связи с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, в случаях, если будет установлено, что товары не являются контрафактными.
4. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие и принадлежность права интеллектуальной собственности (патент, свидетельство, лицензионный договор или иные документы) и доверенность, выданная правообладателем лицу, представляющему его интересы, договор страхования ответственности заявителя за причинение вреда другим лицам. При этом страховая сумма не может быть менее тысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Одновременно с подачей заявления представляется описание отличительных признаков контрафактного товара.
При возможности также представляются образцы товара, содержащего объект интеллектуальной собственности, и контрафактного товара.
5. Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела рассматривает заявление в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня его поступления, и принимает решение о внесении товара в реестр.
В целях проверки достоверности представленных заявителем сведений уполномоченный орган по вопросам таможенного дела вправе запрашивать у третьих лиц, а также у соответствующих государственных органов документы, подтверждающие заявленные сведения. Указанные лица обязаны в течение десяти календарных дней со дня получения запроса представить запрашиваемые документы.
При наличии достаточных оснований уполномоченный орган по вопросам таможенного дела вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем до трех месяцев.
Решение уполномоченного органа по вопросам таможенного дела о включении товаров в реестр оформляется приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела.
Решение об отказе внесения товаров в реестр принимается в случае представления заявителем недостоверных сведений, а также при невозможности подтверждения признаков контрафактности товаров.
О решении уполномоченного органа по вопросам таможенного дела заявитель уведомляется в письменной форме.
 
6. В случае изменения сведений, указанных в заявлении либо в прилагаемых к нему документах, заявитель обязан сообщить об этом в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела не позднее пятнадцати календарных дней.
7. Товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, могут быть исключены из реестра:
1) по обращению заявителя;
2) при представлении неполных или недостоверных сведений при включении в реестр;
3) при несообщении в установленный срок об изменении сведений, указанных в заявлении;
4) при прекращении действия права на соответствующие объекты интеллектуальной собственности;
5) при несоблюдении заявителем положений настоящего раздела.
8. Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела в течение трех рабочих дней письменно уведомляет заявителя об исключении товаров из реестра.
9. В случае прекращения прав на объекты интеллектуальной собственности правообладатель обязан в течение трех рабочих дней уведомить об этом уполномоченный орган по вопросам таможенного дела.
 
       Согласно статье 961 раздела 5 Гражданского кодекса Республики Казахстан к объектам права интеллектуальной собственности относятся:
– результаты интеллектуальной творческой деятельности;
– средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг.
 К результатам интеллектуальной творческой деятельности относятся:
– произведения науки, литературы и искусства;
– исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания;
– изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
– селекционные достижения;
– топологии интегральных микросхем;
– нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау);
– другие результаты интеллектуальной творческой деятельности в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными законодательными актами.
К средствам индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг относятся:
– фирменные наименования;
– товарные знаки (знаки обслуживания);
– наименования мест происхождения (указания происхождения) товаров;
      – другие средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательными актами.
 
Статья 414. Срок защиты прав
 
Срок защиты прав правообладателя таможенными органами устанавливается уполномоченным органом по вопросам таможенного дела при принятии решения о внесении товара, содержащего объект интеллектуальной собственности, в реестр с учетом сроков, указываемых заявителем, но не более двух лет со дня включения указанного товара в реестр.
Указанный срок продлевается уполномоченным органом по вопросам таможенного дела при наличии обращения заявителя об этом.
Срок защиты прав не может превышать срок действия права правообладателя на соответствующий объект интеллектуальной собственности.
 
Продление срока защиты прав правообладателя  производится по мотивированному обращению правообладателя либо лица его представляющего. Заявление составляется в произвольной форме.  Срок действия права правообладателя  на защиту объектов интеллектуальной собственности определяется  в Свидетельстве Комитета  по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК на товарный знак.          
 
Глава 53. ОСОБЕННОСОСТИ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
 
Статья 415. Таможенное оформление и таможенный контроль
 
Таможенное оформление и таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, осуществляются с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
 
В случаях, когда таможенные органы выявляют контрафактную продукцию, либо имеют все основания подозревать, что перемещаемый товар может быть контрафактным, выпуск таковых приостанавливается на 10 дней, с возможным продлением еще на 10 дней, после чего таможенными органами осуществляется выпуск задержанного товара,  в соответствии с выбранным таможенным режимом, либо в отношении данного товара начинается судебное разбирательство.  
 
Статья 416. Приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
 
1. Если при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, внесенных в реестр, таможенный орган обнаруживает признаки того, что товары являются контрафактными, то выпуск таких товаров приостанавливается.
2. Решение о приостановлении выпуска товаров сроком до десяти рабочих дней принимает руководитель таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление, либо лицо, его замещающее. По запросу заявителя указанный срок может быть продлен, но не более чем на десять рабочих дней.
3. Таможенный орган в срок не позднее одного рабочего дня с даты принятия решения о приостановлении выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, уведомляет заявителя и декларанта о приостановлении и его причинах, а также сообщает декларанту наименование и адрес заявителя, а заявителю – наименование и адрес декларанта.
4. При представлении доказательства о возбуждении дела по иску о нарушении прав на интеллектуальную собственность сроки приостановления выпуска товаров, установленные пунктом 2 настоящей статьи, а также сроки временного хранения товаров продлеваются до вступления в законную силу решения по иску.
 
Положениями данной статьи четко регламентированы сроки приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, а также сроки уведомления правообладателя о приостановлении контрафактной продукции.
В случаях, когда таможенные органы обнаруживают признаки  контрафактной продукции, выпуск товаров приостанавливается на 10 дней, с возможным продлением еще на 10 дней при условии представления правообладателем доказательств о возбуждении дела по иску. В случае непредставления доказательств в течении первых 10 дней после принятия решения о приостановлении выпуска, таможенный орган осуществляет выпуск задержанного товара  в соответствии с выбранным таможенным режимом.  
   Таможенные органы в порядке, предусмотренном настоящей главой, принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, на основании заявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара (далее – правообладатель). Предусмотренные настоящей главой меры принимаются при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.
Меры, принимаемые таможенными органами в соответствии с настоящей главой, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 
Статья 417. Возмещение затрат таможенных органов
 
Возмещение затрат таможенным органам производится:
1) декларантом – в случае признания товаров контрафактными;
2) заявителем – в случае признания товаров, не являющихся контрафактными.
 
Положения данной статьи означают, что по решению суда товар, перемещаемый через таможенную границу РК и приостановленный таможенными органами по подозрению в контрафактности, признается контрафактным либо лицензионным  после чего декларанту либо заявителю необходимо возместить затраты таможенных органов (например: стоимость хранения товаров и транспортных средств на складах временного хранения в период разбирательств по данному факту).
 
Статья 418. Предоставление информации. Отбор проб и образцов
 
1. Таможенный орган предоставляет заявителю и декларанту информацию об обнаруженных признаках контрафактности товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска.
2. Информация, полученная заявителем или декларантом в соответствии с настоящей статьей, является конфиденциальной и не должна ими разглашаться, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан.
3. С разрешения таможенного органа заявитель и его представители имеют право отбирать под таможенным контролем пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска по признакам контрафактности, и проводить их исследование.
 
Положения данной статьи четко регламентируют порядок предоставления информации о контрафакном товаре заинтересованным государственным учреждениям, а также правообладателю. Кроме того,  порядок отбора проб и образцов товаров  предусмотрен ст. 369 Таможенного кодекса Республики Казахстан.
С разрешения таможенного органа правообладатель и декларант (их представители) могут брать под таможенным контролем пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.
По запросу правообладателя (его представителя) таможенный орган может предоставить информацию о признаках контрафактности товара, которая может понадобиться правообладателю для доказывания нарушения его прав, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан .
Информация, полученная правообладателем (его представителем) или декларантом в соответствии с настоящей статьей, является конфиденциальной и не должна им разглашаться, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
 
Статья 419. Отмена решения о приостановлении выпуска
 
1. Решение о приостановлении выпуска подлежит отмене, если в течение срока действия решения о приостановлении выпуска:
1) в таможенный орган поступит заявление от заявителя об отмене решения о приостановлении выпуска;
2) объект интеллектуальной собственности будет исключен из реестра в соответствии со статьей 413 настоящего Кодекса;
3) заявителем в сроки приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не представлены доказательства о возбуждении дела по иску о нарушении прав на интеллектуальную собственность, связанного с фактом перемещения задержанных товаров через таможенную границу.
В указанных случаях товары подлежат незамедлительному таможенному оформлению и выпуску в порядке, определенном настоящим Кодексом.
2. Отмена решения о приостановлении выпуска осуществляется руководителем таможенного органа, принявшим такое решение, либо лицом, его замещающим.
3. Выпуск товаров не может служить препятствием для обращения правообладателя о защите своих прав на объекты интеллектуальной собственности в соответствующий уполномоченный государственный орган.
 
Данной статьей четко регламентирован порядок отмены решения о приостановлении таможенного оформления товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности в следующих  случаях, если:
в таможенный орган поступит заявление от заявителя об отмене решения о приостановлении выпуска;
объект интеллектуальной собственности будет исключен из реестра в соответствии со статьей 413 настоящего Кодекса;
заявителем в сроки приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не представлены доказательства о возбуждении дела по иску о нарушении прав на интеллектуальную собственность, связанного с фактом перемещения задержанных товаров через таможенную границу.
В указанных случаях товары подлежат незамедлительному таможенному оформлению и выпуску в порядке, определенном настоящим Кодексом.
 
Статья 420. Объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых не применяются меры по защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами
 
Меры по защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами не применяются в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан:
1) физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях, если такие товары не предназначены для производственной или иной предпринимательской деятельности;
2) в соответствии с таможенным режимом транзита товаров.
 
В случае перемещения физическими лицами товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, меры по защите прав интеллектуальной собственности не применяются  таможенными органами при условии, что данные товары перемещаются не для продажи, а для собственных нужд. т.е. меры, связанные с приостановлением выпуска товаров в соответствии с настоящей главой, не применяются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд.
Кроме того, меры по защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами не применяются в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан в соответствии с таможенным режимом транзита товаров.
Раздел 11.ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
Глава 54. ВЕДЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ
 
Статья 421. Таможенная статистика внешней торговли
 
1. В целях обеспечения государственных органов Республики Казахстан информацией о состоянии внешней торговли Республики Казахстан, контроля за поступлением в государственный бюджет таможенных платежей и налогов, валютного контроля, анализа состояния, динамики и тенденций внешней торговли Республики Казахстан, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу, а также в соответствии с законодательством Республики Казахстан представляют и публикуют данные таможенной статистики.
Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела представляет данные таможенной статистики международным организациям в соответствии с международными договорами Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан.
2. Таможенная статистика внешней торговли Республики Казахстан ведется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области государственной статистики.
3. Таможенная статистика внешней торговли ведется в соответствии с методологией, обеспечивающей сопоставимость данных взаимной торговли Республики Казахстан и ее внешнеторговых партнеров.
 
Согласно ст. 24 Таможенного кодекса РК в обязанности таможенных органов относится  ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики Республики Казахстан.
 До 2004 года формирование показателей статистики внешней торговли осуществлялось Агентством Республики Казахстан по государственной статистике. В реализацию ст. 421 Таможенного кодекса РК ведение данной функции постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 февраля 2004 года № 126 закреплено за Агентством таможенного контроля РК.
Приказом председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 15 января 2004 года №18 утверждена Методология таможенной статистики внешней торговли, которая разработана на основе рекомендаций Статистической Комиссии Организации объединенных наций,  «Единой Методологии таможенной статистики».
К задачам таможенной статистики внешней торговли относятся:
     1) обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте Казахстана;
     2) анализ основных тенденций, структуры и динамики, внешнеторговых товаропотоков Республики Казахстан в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации;
     3) информационное обеспечение:
подготовки актов законодательства Республики Казахстан в области таможенной политики  и государственного регулирования внешней торговли;
подготовки межгосударственных торговых переговоров и оперативно-коммерческой работы:
                 органов государственной власти при принятии ими решений в области таможенной политики  и государственного регулирования  внешней торговли, а также органов исполнительной власти – при принятии ими решений в соответствии со своими функциями и компетенцией;
      4) анализ конъюнктуры  казахстанского рынка;
5) контроль за поступлением таможенных платежей в государственный бюджет;

<< Пред. стр.

стр. 18
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>