<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

6)осуществление  валютного контроля в пределах компетенции таможенных органов;
7)составление торгового и отдельных  статей  платежного  балансов;
8) проведение сопоставительного анализа данных со странами-торговыми партнерами.
В таможенную статистику включаются все товары (в том числе ценности, за исключением валютных ценностей, находящихся в обращении), ввоз и вывоз которых уменьшает или увеличивает материальные ресурсы страны.
            Для формирования таможенной статистики внешней торговли используются следующие показатели, признаки:
–отчетный период;
–направление товаропотока  (ввоз  или вывоз);
–вид  таможенного  режима;
–страна происхождения  при ввозе;
–страна назначения при вывозе;
–страна отправления при ввозе;
–торгующую страну при ввозе;
–статистическая стоимость;
–код и наименование товара;
–вес нетто;
–код  дополнительных  единиц  измерения;
–количество товара в дополнительных единицах измерения;
–характер сделки;
–категория отправителя (получателя) товара;
–регион  (область, г. Алматы, г. Астана)
–вид транспорта на границе,
–вид транспорта внутри страны,
–принадлежность транспортного средства на границе.
Учет ввоза и вывоза товара при водных, железнодорожных, автомобильных, воздушных перевозках ведется по дате разрешения таможенного органа на выпуск товара, проставленной на ГТД.
Статистическая стоимость товара определяется в долларах США по ценам контрактов, приведенным к единому базису.
Оценка стоимости импорта производится на базе цен СИФ-казахстанский порт или СИП-пункт назначения на границе РК.
СИФ (SIF – стоимость, страхование, фрахт) – условие продажи товара, согласно которому в цену товара включается его стоимость и расходы по страхованию и транспортировке товара до порта Казахстана;
СИП (SIP – перевозка и страхование оплачены до) – условие продажи товара, согласно которому  продавец  обязан поставить товар в распоряжение перевозчика в соответствующее место в стране покупателя, а также обеспечить за свой счет страхование груза.
Оценка стоимости экспорта производится на базе цен ФОБ-казахстанский порт или ДАФ-граница РК.
ДАФ (DAF – поставка до границы) – условие продажи товара, согласно которому  продавец  обязан поставить товар в согласованный пункт на границе в установленную дату; при этом продавец оплачивает экспортные формальности, а покупатель – импортные;
ФОБ (FOB – свободно на борту) – условие продажи товаров, согласно которому в цену товара включается его стоимость и расходы по доставке и погрузке товара на борт судна.
Понятие СИФ, ФОБ, ДАФ и СИП определяются в соответствии с «Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс» в редакции  2000 года».
Пересчет в доллары США производится по рыночному курсу обмена валют, определенный в соответствии с законодательством Республики Казахстан на день регистрации ГТД либо на день платежа для таможенных платежей, уплата которых не связана с таможенным оформлением товаров.
Количественный учет товаров ведется таможенной статистикой внешней торговли по весу нетто. Вес нетто (кг) – масса декларируемых товаров с учетом их упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар предоставляется для розничной продажи, или общая масса для наливных и насыпных товаров.
В необходимых случаях для сбора и обработки статистических данных ведется параллельный учет товаров по количеству, выраженному в дополнительных единицах измерения (штуки, литры, кубические метры и другие).
Эти единицы измерения указываются в соответствующей колонке ТН ВЭД «Дополнительные единицы измерения».
221.           
222.          Статистические публикации по таможенной статистике внешней торговли Казахстана содержат основные данные, характеризующие состояние внешней торговли страны:
экспорт и импорт в целом и в разрезе по странам и группам стран;
удельный вес отдельных стран и групп стран во внешней торговле Казахстана;
данные по импорту и экспорту в натуральном и стоимостном выражении по  товарам  в  кодах  ТН ВЭД;
данные по импорту и экспорту в разрезах «товар-страна» и «страна-товар».
Данные таможенной статистики предоставляются в форме ежемесячных, квартальных и годовых публикаций.
223.                 Данные таможенной статистики внешней торговли являются государственной собственностью.
Издание и распространение данных таможенной статистики внешней торговли на коммерческой основе на внутреннем и внешнем рынках производится исключительно с разрешения  Агентства таможенного контроля Республики  Казахстан.
 
Статья 422. Специальная таможенная статистика
 
В целях обеспечения решения задач, определяемых статьей 19 настоящего Кодекса, таможенными органами ведется специальная таможенная статистика.
 
            В соответствии с Таможенным кодексом РК  таможенная статистика состоит из таможенной статистики внешней торговли (ст. 421 Таможенного кодекса РК) и специальной таможенной статистики (ст. 422).
   Специальная таможенная статистика содержит сведения об основных направлениях  деятельности таможенных органов:
статистика по таможенному оформлению в разрезе таможенных режимов;
статистика валютного контроля;
статистика таможенных платежей;
статистика международных перевозок;
статистика правонарушений;
статистика кадрового состава;
статистика экспорта и импорта энергоносителей;
      другие виды деятельности таможенных органов.
 
Статья 423. Документы и сведения, используемые для статистических целей
 
Документы и сведения для статистических целей представляются в соответствии с положениями настоящего Кодекса о порядке производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля.
224.                  
225.                 Исходными данными при формировании таможенной статистики являются сведения, содержащиеся в грузовых таможенных декларациях (ГТД), заполняемых декларантами (формы ТД 1 и ТД 2) при таможенном оформлении товаров.
Информация по внешней торговле, предоставленная таможенным органам  государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, может использоваться исключительно в таможенных целях.
226.                 Конфиденциальной считается информация, содержащая  в грузовых таможенных декларациях: статистические  данные об  экспорте и импорте товаров в натуральном и стоимостном выражениях  в привязке к  отдельным участникам  внешнеэкономической деятельности и конкретным внешнеторговым контрактам,  заключаемым  и  исполняемым  этими  участниками.
227.                 В соответствии с порядком, установленным законодательством, в качестве конфиденциальных  могут быть заявлены также другие данные и показатели, возникающие в процессе формирования таможенной статистики внешней торговли.
Во избежание появления искажений статистической отчетности, вызванных применением режима конфиденциальности, а также в целях сохранения полноты охвата публикуемых данных в таможенной статистике используется  ряд специальных технических приемов, позволяющих не выделять конфиденциальную информацию в общих массивах  публикуемых  данных.
 
Глава 55. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
Статья 424. Применение информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения
 
1. Проведение предусмотренных настоящим Кодексом таможенных операций осуществляется с использованием информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах передачи информации, а также средств их обеспечения в соответствии с настоящей главой.
2. Внедрение информационных систем и информационных технологий осуществляется с учетом соответствующих международных стандартов и обеспечения требований информационной безопасности Республики Казахстан.
3. В таможенном деле могут применяться информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения:
1) разрабатываемые, производимые и приобретаемые таможенными органами;
2) находящиеся в собственности лиц, участвующих в решении задач в сфере таможенного дела.
При этом лица, представляющие таможенным органам программные средства, не имеют права на доступ к информационным ресурсам, создаваемым при помощи их программных средств.
4. Информационные системы, информационные технологии, а также средства их обеспечения, разрабатываемые, производимые или приобретаемые таможенными органами, находятся в республиканской собственности и закрепляются за соответствующими таможенными органами.
5. Отношения, связанные с использованием таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, находящихся в собственности лиц, участвующих в решении задач в сфере таможенного дела, могут возникнуть только при условии обеспечения требований информационной безопасности Республики Казахстан и строятся на договорной основе.
6. Применяемые в таможенном деле информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, находящиеся в собственности лиц, участвующих в решении задач в сфере таможенного дела, должны соответствовать требованиям, устанавливаемым уполномоченным органом по вопросам таможенного дела, и быть совместимыми с аналогичной продукцией, используемой таможенными органами при совершении таможенных операций. Проверка на предмет соответствия информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения установленным требованиям осуществляется таможенными органами. При этом оплата расходов, связанных с проведением указанной проверки, возлагается на лицо, обратившееся с просьбой о ее проведении.
7. Возможность использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий, а также средств их обеспечения, порядок и условия применения этой продукции определяются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
 
Правила применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения для таможенных целей, утвержденные Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 22.05.2003 года №227 «Об утверждении Правил применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения для таможенных целей», определяют порядок и условия применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения для таможенных целей.
В Правилах применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения для таможенных целей предусматриваются проверка программных продуктов по  формированию электронных копий таможенных документов на предмет соответствия требованиям, установленным Агентством таможенного контроля Республики Казахстан (далее – АТК РК) и выдача подтверждения по формированию электронных копий таможенных документов.
Для проверки программных продуктов по формированию электронных копий таможенных документов (далее – ЭК ТД) на соответствия установленным требованиям и для получения подтверждения по формированию ЭК ТД, заявитель должен обратиться с заявлением в АТК РК.
Правилами подробно определяются содержание заявления (Приложения 1 и 3  приказа Председателя АТК РК от 22.05.2003 года № 227 «Об утверждении Правил применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения для таможенных целей»), а также те документы, которые должны быть приложены к заявлению.
 
Статья 425. Сертификация информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения
 
Информационные системы, информационные технологии, а также средства их обеспечения подлежат сертификации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
 
Сертификация информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения приводит к повышению качества работы производителей и разработки продуктов. В продуктах прошедших квалификацию уровня безопасности вероятность появления ошибок и изъянов защиты и уязвимостей существенно меньше, чем в обычных продуктах.
В соответствии со ст. 23 Закона Республики Казахстан от 8 мая 2003 года № 412-II “Об информатизации», государственные и негосударственные информационные системы, а также средства их защиты, формируются и используются с применением оборудования и программного обеспечения, сертифицированных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
 Государственные информационные системы, содержащие и обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 
Статья 426. Информационные ресурсы таможенных органов
 
1. Информационные ресурсы таможенных органов формируются на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, а также документов, необходимых для их совершения.
Под информационными ресурсами таможенных органов понимается организованная совокупность документированной информации, включающая в себя базы данных, создаваемых, обрабатываемых и накапливаемых в информационных системах таможенных органов.
2. Информационные ресурсы таможенных органов являются государственной собственностью, включаются в состав имущества и находятся в ведении таможенных органов в соответствии с их компетенцией.
3. В случаях, определяемых уполномоченным государственным органом по вопросам таможенного дела, документы, представление которых предусмотрено настоящим Кодексом или в определенном им порядке, в том числе таможенная декларация, могут представляться посредством электронных способов обмена информации при соблюдении требований об их документировании, а также иных требований, установленных законодательством Республики Казахстан.
4. Положения настоящей статьи не распространяются на случаи формирования государственных информационных ресурсов на основе обязательного предоставления документированной информации по инициативе Правительства Республики Казахстан в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об информации, информатизации и защите информации.
 
В соответствии со  ст. ст. 424, 426 Таможенного Кодекса Республики Казахстан разработан Приказ Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан  от 22.05.2003 года №232 «Об утверждении структур электронных копий таможенных документов», который определяет  структуры электронных копий грузовой таможенной декларации, декларации таможенной стоимости, документа контроля доставки.
Целью приказа является автоматизированная обработка электронных форм таможенных документов с использованием информационных технологий.
Регламент работы с базами данных таможенной информации, утвержден Приказом Председателя АТК РК от 17.02.2004 года №76. Регламент работы с базами данных таможенной информации определяет:
 порядок передачи баз данных электронных копий грузовых таможенных деклараций (далее – ЭК ГТД) из таможенных органов в центральную базу данных АТК РК;
 требований к формированию и корректировке баз данных ЭК ГТД;
 порядок ведения нормативно-справочной информации прикладного программного обеспечения Таможенной автоматизированной информационной системы (ТАИС) РК;
порядок осуществления контроля достоверности ГТД и ее электронной копии и порядок корректировки и аннулирования ЭК ГТД. 
В соответствии со ст. 17 п. 2 Закона Республики Казахстан от 8 мая 2003 года № 412-II «Об информатизации» к государственным информационным системам относятся информационные системы, владельцами которых являются государственные органы или организации.
Государственные информационные системы входят в состав государственного имущества. Государственные информационные ресурсы формируются в целях обеспечения информационных потребностей физических и юридических лиц, государственных органов и организаций.
Государственные информационные ресурсы формируются государственными органами и организациями, которые обеспечивают их использование в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Обновление (актуализация) государственных информационных ресурсов осуществляется государственными органами и организациями в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.
Государственные органы и организации в пределах своей компетенции осуществляют сбор, обработку и хранение государственных информационных ресурсов.
228.               Физические и юридические лица в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан, предоставляют документированную информацию и электронные документы государственным органам.
Перечень видов документированной информации и электронных документов, предоставляемых в обязательном порядке для формирования государственных информационных ресурсов, определяется Правительством Республики Казахстан.
 
Статья 427. Пользование информационными ресурсами
 
1. Информационные ресурсы, находящиеся в ведении таможенных органов, являются открытыми и общедоступными, за исключением случаев, когда доступ к информации ограничен в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
2. Таможенные органы осуществляют публикацию перечня информационных ресурсов, доступных для использования, а также степень доступа к ним.
3. В случае отсутствия ограничения доступа к информации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи запрос на ее получение не требует обоснования.
4. Порядок использования информационных ресурсов, находящихся в ведении таможенных органов, определяется в соответствии с настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
 
В соответствии с Приказом Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 19.12.2002 года №146 информационные ресурсы, находящиеся в ведении таможенных органов, размещаются на web-сайте Агентства таможенного контроля Республики Казахстан: www.customs.kz.
Информационные ресурсы (согласно ст. 427 Таможенного кодекса Республики Казахстан) – электронные систематизированные массивы информации (информационные базы данных), содержащиеся в информационных системах, объединенные соответствующим программным обеспечением и представляющие интерес для пользователей информации.
Информация с ограниченным доступом – информация, для которой установлен специальный режим сбора, обработки, распространения и использования.
Сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальная информация, касающаяся участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, не могут разглашаться, использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях, а также не могут передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 26 Таможенного Кодекса Республики Казахстан.
В соответствии со ст. 12 Закона Республики Казахстан от 8 мая 2003 года № 412-II «Об информатизации» государственные информационные ресурсы содержат общедоступную информацию и информацию с ограниченным доступом.
Общедоступной является информация, доступ к которой не ограничен в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Информацией с ограниченным доступом являются государственные секреты, коммерческая, служебная, иная охраняемая законом тайна, а также другая информация, доступом к которой обладает ограниченный круг пользователей либо доступ к которой ограничен для отдельных категорий пользователей.
Порядок отнесения информации к категориям доступа, условия хранения и использования общедоступной информации определяются владельцами информационных ресурсов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Порядок отнесения информации к информации с ограниченным доступом, условия хранения и использования такой информации устанавливаются законодательством Республики Казахстан.
В соответствии со ст. 15 Закона Республики Казахстан от 8 мая 2003 года № 412-II «Об информатизации»  физические и юридические лица имеют право на свободный доступ к информационным ресурсам, содержащим сведения о них, а также уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности.
Государственные органы в пределах своей компетенции обеспечивают доступ пользователей к информационным ресурсам, содержащим информацию по вопросам прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, их безопасности и другим вопросам, касающимся их непосредственно или представляющим общественный интерес.
Ограничение доступа физических и юридических лиц к информационным ресурсам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, допустимо по основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан.
Не допускается использование информационных ресурсов, содержащих конфиденциальные сведения о физических и юридических лицах, в целях причинения им имущественного и морального вреда, ограничения реализации прав и свобод, установленных законами Республики Казахстан.
 
Статья 428. Защита информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации
 
1. Защита информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
2. Защита обеспечивается внедрением и использованием специальных программно-технических средств защиты информации, совместимых со средствами обеспечения информационных систем и информационных технологий, подлежащих обязательной сертификации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
3. Уровень защиты информации, обеспечиваемый средством защиты информации, должен соответствовать категории информации. Соответствие уровня защиты информации определенной категории обеспечивается таможенными органами, в ведении которых находятся информационные ресурсы.
4. Контроль за соблюдением требований по защите информации и эксплуатации средств защиты информации осуществляют уполномоченный орган по вопросам таможенного дела и соответствующие уполномоченные государственные органы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 
В соответствии со ст. 21 Закона Республики Казахстан от 8 мая 2003 года №412-II «Об информатизации» защите подлежат государственные и негосударственные информационные ресурсы, неправомерное обращение с которыми может нанести ущерб владельцу, пользователю или иному лицу, участвующему в информационных процессах.
Режим защиты негосударственных информационных ресурсов устанавливается владельцем информационных ресурсов.
Режим защиты государственных информационных ресурсов и контроль за его соблюдением осуществляются соответствующими государственными органами.
Государственные органы и организации, физические и юридические лица, формирующие и (или) использующие государственные информационные ресурсы, обеспечивают защиту информационных ресурсов, содержащих информацию с ограниченным доступом.
 Информационные ресурсы и информационные системы обеспечиваются техническими средствами защиты в целях:
1) информационной безопасности личности, государства и общества;
2) предотвращения утечки, хищения, утраты, искажения, подделки, несанкционированного доступа, использования и распространения информационных ресурсов, причинения вреда, ущерба;
3) предотвращения неправомерного доступа в информационные системы;
4) сохранения конфиденциальности сведений о физических и юридических лицах, содержащихся в информационных ресурсах;
5) нераспространения сведений, доступ к которым в соответствии с законодательством Республики Казахстан ограничен;
6) и иных, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
 Требования к обеспечению защиты информационных ресурсов и информационных систем, а также порядок контроля за соблюдением этих требований устанавливаются государственными органами в пределах компетенции, определенной законодательством Республики Казахстан.
 
Статья 429. Участие таможенных органов в международном информационном обмене
 
Таможенные органы участвуют в международном информационном обмене с таможенными органами иностранных государств, а также международными и иными организациями в порядке и на условиях, определяемых законодательством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан.
 
Международный информационный обмен – это передача информационных продуктов через Государственную границу Казахстана, в том числе с использованием почтовой связи и глобальных информационных сетей.
В соответствии с Протоколом между Агентством таможенного контроля Республики Казахстан и Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан об организации обмена информацией о транзитных товарах, перемещаемых автомобильным транспортом между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан, АТК РК и ГТК РУ ежемесячно обмениваются информациями об отправленных транзитных товарах.
Ежемесячно производится обмен информацией между Агентством таможенного контроля Республики Казахстан и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в соответствии со следующими Протоколами и Соглашением:
               1) Соглашение между Таможенным комитетом Министерства финансов Республики Казахстан и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации об упрощенном порядке таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, ввозимых из Российской Федерации на комплекс «Байконур» и вывозимых с комплекса «Байконур» в Российскую Федерацию от 6 июля 1998 года;
2)            Протокол между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Агентством таможенного контроля Республики Казахстан об организации обмена информацией о перемещении товаров при взаимной торговле между Российской Федерацией и Республикой Казахстан и их таможенном оформлении от 1 июня 2001 года;
               3) Протокол между Таможенным комитетом Министерства государственных доходов Республики Казахстан и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и об организации обмена информацией о перемещении транзитных товаров между Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 16 марта 2001 года.
 
 
           
3. Специальная часть
 
Раздел 12. ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТИРОВАНИЕ
 
Глава 56. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
 
Статья 430. Проведение таможенного контроля
 
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:
1) товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан;
2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах и транспортных средствах, представление которых предусмотрено настоящим Кодексом;
3) деятельности лиц в качестве таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, а также в отношении лиц, осуществляющих деятельность в рамках отдельных таможенных режимов и по оказанию таможенных услуг по временному хранению;
4) соблюдения установленных ограничений на право пользования и распоряжения товарами;
5) исчисления и уплаты таможенных платежей и налогов.
 
            Таможенный контроль – один из главенствующих институтов таможенного права. Таможенный контроль включает в себя совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Республики Казахстан по соблюдению таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль, за исполнением которого возложен на таможенные органы Республики Казахстан.
            Таможенный контроль нацелен на соблюдение физическими и юридическими лицами, участвующими в таможенном деле, действующих таможенных предписаний и процедур. Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обеспечивают соблюдение таможенного законодательства, принимают необходимые меры по защите прав и интересов граждан, предприятий и организаций в сфере таможенного дела, взимают таможенные платежи и налоги, осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль, обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, выполняют ряд других функций, предусмотренных Таможенным кодексом РК.
            В комментируемой статье установлены объекты, предметы и сфера деятельности, в отношении которых должностными лицами таможенных органов должен проводится таможенный контроль.
            Формы и порядок проведения таможенного контроля определен главой 57 Таможенного кодекса РК. Кроме этого, при проведении таможенного контроля необходимо руководствоваться Инструкцией по осуществлению таможенного контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу Республики Казахстан, утвержденной приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 7 июля 2003 года № 335.
 
             
Статья 431. Товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем
 
1. Товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Республики Казахстан, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Республики Казахстан и до:
1) выпуска для свободного обращения, за исключением условного выпуска в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса;
2) уничтожения;
3) отказа от товара в пользу государства либо обращения в собственность государства;
4) фактического вывоза товаров, транспортных средств за пределы таможенной территории Республики Казахстан.
2. Казахстанские товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем при их вывозе за пределы таможенной территории Республики Казахстан с момента подачи таможенной декларации или совершения иного действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров за пределы таможенной территории Республики Казахстан, и до пересечения таможенной границы Республики Казахстан.
3. Таможенные органы осуществляют таможенный контроль за исполнением лицами обязательств об обратном ввозе казахстанских товаров и транспортных средств либо продуктов их переработки в соответствии с условиями таможенных режимов в порядке, определенном настоящим Кодексом.
 
            В данной статье установлено время нахождения товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РК.
            По общему правилу, товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до завершения в соответствии с выбранным таможенным режимом. Поэтому предельный срок нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем находится в прямой зависимости  от выбранного таможенного режима. Началом таможенного контроля при ввозе товаров и транспортных средств будет являться момент пересечения ими таможенной границы РК и завершается таможенный контроль в случаях указанных в подпунктах 1)-4) пункта 1 данной статьи. Например, если товар декларируется в таможенном режиме уничтожения товаров, то таможенный контроль завершается на момент фактического уничтожения товара, а если товар декларируется в режиме таможенного склада, то в этом случае товары и транспортные средства будут, находится под таможенным контролем на весь срок хранения на таможенном складе, т.е. до выпуска для свободного обращения либо фактического вывоза товаров, транспортных средств за пределы таможенной территории Республики Казахстан.
Следует обратить внимание на исключение, закрепленное в подпункте 1 пункта 1 данной статьи: товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Республики Казахстан, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Республики Казахстан и до выпуска для свободного обращения, за исключением условного выпуска в соответствии со ст. 14 Таможенного кодекса, которая гласит что, товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан, в отношении которых льготы по уплате таможенных платежей и налогов предоставлены при условии соблюдения ограничений либо установлены иные условия и требования, определенные Таможенным кодексом, подлежат условному выпуску. Т. е. если при таможенном оформлении в таможенном режиме «Выпуск товаров для свободного обращения» предоставлены льготы по уплате таможенных платежей и налогов при условии соблюдения ограничений и иных условий, то такие товары считаются условно выпущенными. При условном выпуске товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем.
Также следует отметить, что допускается проведение таможенного контроля и после выпуска товаров и транспортных. Данное положение регламентировано ст. 432 Таможенного кодекса и Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 17 мая 2003 года № 214 «О таможенном контроле после выпуска товаров и транспортных средств».
При выпуске экспортируемых из Республики Казахстан и вывозимых за пределы таможенной территории Республики Казахстан товаров и транспортных средств таможенный контроль начинается с момента подачи таможенной декларации или совершения иного действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров за пределы таможенной территории Республики Казахстан, и завершается в момент пересечения таможенной границы РК.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что таможенные органы осуществляют таможенный контроль за исполнением лицами обязательств об обратном ввозе казахстанских товаров и транспортных средств либо продуктов их переработки в соответствии с условиями таможенных режимов в порядке, определенном Таможенным кодексом (главы 22, 24, 27 Таможенного кодекса). Например, товары и транспортные средства, оформленные в таможенных режимах временного вывоза, транзита через территорию иностранного государства, переработки вне таможенной территории и вывезенные за пределы таможенной территории РК будут  находиться под таможенным контролем, и после пересечения таможенной границы РК. В указанных случаях таможенный контроль завершается, как правило, при обратном ввозе этих товаров либо продуктов переработки.    
 
Статья 432. Таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств
 
Таможенные органы вправе осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств в порядке, установленном уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
 
Выпуск товаров и транспортных средств – действия таможенных органов по разрешению лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами и транспортными средствами в соответствии с условиями определенного таможенного режима (пп.1 п.1 ст. 7 Таможенного кодекса).
Таможенный контроль после выпуска проводится в целях обеспечения соблюдения законодательства Республики Казахстан и международных договоров Республики Казахстан, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Республики Казахстан, при наличии оснований полагать, что указанные законодательство и международные договоры не соблюдаются либо соблюдаются не в полной мере.
Основаниями для проведения таможенного контроля после выпуска являются данные, указывающие на возможные нарушения таможенного законодательства Республики Казахстан. Такие данные могут быть получены в результате осуществления анализа статистической информации, таможенных деклараций и других документов, необходимых для таможенных целей, данных учета участников внешнеэкономической деятельности, либо содержаться в сообщениях и заявлениях казахстанских и иностранных лиц, средствах массовой информации, материалах, поступивших от правоохранительных и иных государственных органов, компетентных органов иностранных государств, международных организаций.
Основанием для проведения таможенного контроля после выпуска является решение руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела (Агентства таможенного контроля РК), руководителя территориального таможенного органа или лиц, их замещающих.
Порядок осуществления таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств утверждены Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 17 мая 2003 года № 214 «О таможенном контроле после выпуска товаров и транспортных средств»
 
Статья 433. Принцип проведения таможенного контроля
 
1. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочноcти и ограничиваются теми формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Республики Казахстан.
2. Порядок проведения радиационного контроля на государственной границе устанавливается уполномоченным органом по вопросам таможенного дела по согласованию с соответствующими уполномоченными государственными органами.
 
Комментируя данную статью, следует отметить, что принцип проведения таможенного контроля исходит из принципа выборочности и подразумевает в себе выборочность форм таможенного контроля, установленных ст. 441 Таможенного кодекса. Это означает, что при проведении таможенного контроля таможенные органы могут использовать те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения таможенного и иного законодательства РК, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. Выбор форм таможенного контроля осуществляется в соответствии с принципом достаточности использования конкретных форм для успешного проведения таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РК. Примером принципа выборочности  таможенного контроля является система «красного» и «зеленого» коридоров при таможенном оформлении физических лиц.
Выборочность таможенного контроля регламентирована ст. 438 Таможенного кодекса.
По пункту 2 данной статьи следует отметить, что одной из задач таможенных органов согласно подпункта 12) ст. 19 Таможенного кодекса является  проведение радиационного контроля на Государственной границе Республики Казахстан. В соответствии со ст. 529 Таможенного кодекса проведение таможенными органами радиационного контроля осуществляется  с 1 января 2004 года.
            На основании этого уполномоченным органом по вопросам таможенного дела по согласованию с соответствующими уполномоченными государственными органами и в соответствии с   Законом Республики Казахстан от 23 апреля 1998 г. № 219-1 «О радиационной безопасности населения» устанавливается порядок проведения радиационного контроля на Государственной границе.
 
Статья 434. Зоны таможенного контроля
 
1. Для целей осуществления таможенного контроля путем осмотра и (или) таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным надзором вдоль таможенной границы Республики Казахстан в местах таможенного оформления, производства предварительных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и таможенного досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем, на таможенных складах, на территории специальных экономических зон, на свободных складах, в магазинах беспошлинной торговли, в местах нахождения таможенных органов создаются зоны таможенного контроля.
2. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае необходимости осуществления осмотра или таможенного досмотра товаров и создаваемыми на время проведения таких операций.
3. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также порядок допуска в зоны таможенного контроля определяются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
4. Допуск лиц в зоны таможенного контроля осуществляется только с разрешения таможенного органа, а для правоохранительных органов и специальных служб разрешается по предъявлении постановления или предписания данных органов.
Осуществление производственной и иной предпринимательской деятельности, перемещение товаров и транспортных средств через границы таких зон и в их пределах допускаются только с разрешения таможенного органа и под его контролем.
 
            Зона таможенного контроля – это специально выделенная и обозначенная территория, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля и обеспечения соблюдения таможенного и иного законодательства РК, контроль за которыми возложен на таможенные органы.
            Зоной таможенного контроля являются места таможенного оформления, производства предварительных операций, перегрузки товаров, их осмотра и таможенного досмотра, места временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих товары, находящихся под таможенным контролем, таможенные склады, территории специальных экономических зон, свободные склады, магазины беспошлинной торговли и места нахождения таможенных органов Республики Казахстан. Пределы зон таможенного контроля ограничиваются условной линией.
            В обязательном порядке постоянные зоны таможенного контроля создаются в пунктах пропуска через таможенную границу РК, в местах таможенного оформления, нахождения таможенных органов РК. Постоянная зона таможенного контроля, создаваемая в пункте пропуска через таможенную границу РК, должна включать участки территории пункта пропуска, на которых непосредственно расположены подразделения таможенного органа и залы таможенного оформления, осуществляются досмотровые операции, таможенное оформление товаров и транспортных средств, размещаются ожидающие таможенного оформления и задержанные транспортные средства, а также находятся места проведения грузовых операций с товарами, подлежащими таможенному контролю. При этом необходимо учитывать факторы, обеспечивающие соблюдение режима, установленного в пункте пропуска, а также интересы всех государственных органов, участвующих в осуществлении контроля в пункте пропуска.
При создании зоны таможенного контроля в морском (речном) пункте пропуска в нее может включаться часть акватории порта, в том числе причальные сооружения и места якорных стоянок, определенные портовыми правилами для постановки судов загранплавания.
            При создании специальных экономических зон, при выдаче уполномоченным органом по вопросам таможенного дела лицензий на учреждение складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов и магазинов беспошлинной торговли, при выдаче таможенными органами решений о признании мест временного хранения - территории  специальных экономических зон,  территории и помещения указанных складов и магазинов беспошлинной торговли, мест временного хранения приобретают статус зон таможенного контроля, которые являются постоянными зонами таможенного контроля.
В случае необходимости осуществления осмотра или таможенного досмотра товаров вне постоянных зон таможенного контроля создаются временные зоны таможенного контроля на время проведения таких операций. Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на территориях, в помещениях, на транспортных средствах (в т.ч. морских и воздушных судах, железнодорожных поездах), где находятся либо могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, если при проведении такого контроля требуется определить зону таможенного контроля, исходя из необходимости  обеспечения сохранности таких товаров и транспортных средств, а также беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций. При создании временных зон таможенного контроля необходимо учитывать, что основной целью создания таких зон в первую очередь является обеспечение осуществления мероприятий оперативного характера, таких, как таможенный досмотр, проведение превентивных рейдов и связанные с этим взятие проб и образцов, контрольные замеры, проверка целостности упаковки и наложенных средств таможенного обеспечения, следственные действия и дознание, изъятие товаров и транспортных средств с последующим их временным размещением в такой зоне.
Порядок создания, обозначения постоянных и временных зон таможенного контроля регламентирован приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 13 мая 2003 года N 200 «О зонах таможенного контроля».
 Допуск лиц в зоны таможенного контроля осуществляется только с разрешения таможенного органа, а для правоохранительных органов и специальных служб разрешается по предъявлении постановления или предписания данных органов.
Осуществление производственной и иной предпринимательской деятельности, перемещение товаров и транспортных средств через границы таких зон и в их пределах допускаются только с разрешения таможенного органа и под его контролем. При этом перемещение товаров и транспортных средств, осуществление производственной и иной предпринимательской деятельности не допускается, если их совершение не соответствует назначению и режиму работы зоны таможенного контроля.
За нарушение режима зоны таможенного контроля предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 400 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан.
Случаи допуска в зоны таможенного контроля, осуществления производственной и иной предпринимательской деятельности с разрешения таможенного органа установлены в развитие пунктов 3, 4 комментируемой статьи и были утверждены приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 200 «О зонах таможенного контроля».
 
Статья 435. Обязательность представления документов и сведений, необходимых для таможенного контроля
 
1. Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу Республики Казахстан либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в устной и (или) письменной, и (или) в электронной формах.
2. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в письменной и (или) в электронной формах.
3. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством Республики Казахстан от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, сведения и справки о денежных операциях по осуществляемым экспортным и (или) импортным сделкам.
4. В целях осуществления таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами и транспортными средствами, а в отношении товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Республики Казахстан, также и к последующим операциям с данными товарами и транспортными средствами, у декларанта или любого иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами и транспортными средствами или владеющего указанными документами и сведениями.
5. Правоохранительные органы, органы налоговой службы и иные контролирующие органы Республики Казахстан, банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, органы, осуществляющие регистрацию организаций, нотариусы обязаны по запросу таможенных органов информировать их об имеющихся сведениях, необходимых для таможенного контроля, в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
6. Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами не менее пяти лет с момента окончания нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем в соответствии со статьей 431 настоящего Кодекса. Таможенные брокеры и иные лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, должны хранить документы в течение пяти лет после года, в течение которого проводились таможенные операции с такими товарами.
 
Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу Республики Казахстан либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля. Данная норма нашла свое закрепление в ряде других статей Таможенного кодекса. Так, согласно статье 364 Таможенного кодекса при производстве таможенного оформления предусматривается обязанность представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенных целей. Такие документы и сведения могут представляться и в электронном виде. Таможенные органы вправе требовать документы и сведения, необходимые для обеспечения соблюдения требований законодательства Республики Казахстан, контроль, за исполнением которого возложен на таможенные органы.
Кроме этого, согласно статье 376 декларант обязан представить таможенному органу документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в соответствии со статьей 382 подача грузовой таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, необходимых для таможенных целей. Перечень документов, необходимых для таможенных целей, и сроки их представления установлены ст. ст. 382, 383 Таможенного кодекса.
Таким образом, в комментируемой статье закрепляется обязательность представления документов и сведений, необходимых для таможенного контроля, а также право таможенного органа запросить документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, а также дополнительные сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации, представленных документах.
Порядок реализации права таможенных органов требовать документы и сведения также регламентирован  Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 3 сентября 2003 года № 416 «Об утверждении Инструкции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан».
Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет право таможенных органов получать в соответствии с законодательством Республики Казахстан от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, сведения и справки о денежных операциях по осуществляемым экспортным и (или) импортным сделкам. Данная норма корреспондируется с пунктом 6 статьи 50  Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан».
Пункт 4 комментируемой статьи предусмотрен в развитие и для целей осуществления положений ст. 432 Таможенного кодекса. При этом, порядок запроса о предоставлении документов и сведений для проведения                    таможенного контроля после выпуска установлен Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 17 мая 2003 года № 214 «О таможенном контроле после выпуска товаров и транспортных средств».
В соответствии с пунктом 5 данной статьи таможенные органы могут получать информацию, необходимую в целях таможенного контроля, от других правоохранительных, налоговых и иных контролирующих органов. Последние обязаны передавать такую информацию таможенным органам по их соответствующему запросу, в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
В пункте 6 установлен срок хранения документов, необходимых для таможенного контроля, лицами, осуществляющими деятельность в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем и таможенными органами. При этом, срок хранения документов соответствует  сроку исковой давности по налоговому законодательству РК.
 
 
 
 
 
Статья 436. Привлечение специалистов и экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля
 
1. Таможенные органы вправе привлекать в соответствии с законодательством Республики Казахстан специалистов государственных органов, а также на договорной основе специалистов и экспертов иных организаций для оказания содействия в проведении таможенного контроля.
2. Привлекаемые специалисты и эксперты из государственных органов и иных организаций обязаны не разглашать сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальную информацию, касающуюся участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.
 
При проведении таможенного контроля с использованием отдельных форм таможенного контроля в отношении некоторых видов товаров и транспортных средств (сырья, минералов, специальной техники, предметов содержащих историческую, культурную, археологическую ценность и т.п.) требуются специальные знания в различных областях науки и техники.            Не всегда сотрудники таможенных органов располагают необходимыми специальными познаниями, поэтому существует необходимость обращения к услугам профессионалов (экспертов, специалистов) в соответствующей области. 
В пункте 1 комментируемой статьи таможенные органы наделяются правом привлекать для оказания содействия в проведении таможенного контроля специалистов других государственных органов, а также на договорной основе специалистов и экспертов иных организаций. Такими специалистами и экспертами могут быть специалисты в определенных областях, а также юристы, экономисты, финансисты, медицинские работники, программисты, товароведы, нотариусы, специалисты налоговой, банковской и страховой службы и др.
В пункте 2 оговаривается обязанность привлекаемых специалистов и экспертов о неразглашении сведений, составляющих государственные секреты, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальную информацию, касающуюся участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.
 
Статья 437. Товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю
 
1. Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан.
2. Таможенные органы вправе останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать морские, внутренние водные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию Республики Казахстан без разрешения таможенного органа. При этом действия по задержанию (возвращению) иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств, проводятся в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
 
229.                 В соответствии с комментируемой статьей объектом таможенного контроля являются все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Таможенного кодекса товар – имущество, перемещаемое через таможенную границу Республики Казахстан, в том числе носители информации, валютные ценности, электрическая, тепловая и иные виды энергии, а также транспортные средства, за исключением транспортных средств, указанных в п.п. 43) п. 1 ст. 7, где под транспортным средством понимается – морское, внутреннее водное, воздушное судно, механическое транспортное средство, используемые для осуществления международных перевозок и включающие в себя предусмотренные для них техническим паспортом или техническим формуляром запасные части, принадлежности и оборудование, горюче-смазочные материалы и охлаждающие жидкости, содержащиеся в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами. Т. е. транспортные средства, используемые в иных целях, чем те которые указаны в пп. 43) п.1 ст. 7 Таможенного кодекса подлежат таможенному контролю в качестве товара.
На таможенные органы возлагается обязанность организовать контроль за всеми видами товаров, следующих через таможенную границу. Специфика предмета таможенного контроля в ряде случаев обуславливает существенные особенности в организации самого таможенного контроля. Так, контролируя перемещение через таможенную границу валюты и валютных ценностей, таможенные органы, наряду с другими органами (налоговыми органами, банками и т.д.) участвуют в процессе валютного контроля.
В зависимости от специфичности отдельных товаров, таких как, например, нефть, газ, различные нефтепродукты, электрическая, тепловая и иные виды энергии, при механизме таможенного контроля (Приказ Председателя Агентства Таможенного контроля Республики Казахстан от 20 мая 2003 г.         N218 «Об утверждении Правил заполнения временной таможенной декларации и таможенного оформления с использованием процедуры временного декларирования») необходимо учитывать особенности не только самого товара, но и способа его транспортировки (трубопроводным транспортом, по линиям электропередачи и т.п.). 
В пункте 2 комментируемой статьи таможенные органы при осуществлении таможенного контроля наделяются правом принудительно останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать морские, внутренние водные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию Республики Казахстан без разрешения таможенного органа.
Гарантией права таможенного органа, закрепленного в пункте 2 комментируемой статьи, и для его реализации Таможенным кодексом предусмотрена глава 70, в соответствии с которой должностные лица таможенных органов в указанных целях могут применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
 
            Статья 438. Выборочность таможенного контроля
 
1. При проведении таможенного контроля таможенные органы используют те формы таможенного контроля, установленные статьей 441 настоящего Кодекса, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Республики Казахстан и международных договоров Республики Казахстан.
2. При выборе форм таможенного контроля используются оценка и управление рисками, предусмотренные главой 60 настоящего Кодекса. Неприменение других форм таможенного контроля либо освобождение от них не должно означать, что лица освобождаются от обязанности соблюдения положений настоящего Кодекса.
3. При необходимости таможенные органы могут использовать все формы таможенного контроля, установленные в настоящем Кодексе, за исключением случаев, указанных в статье 471 настоящего Кодекса.
 
Комментируя данную статью, следует отметить, что выборочность таможенного контроля подразумевает в себе выборочность форм таможенного контроля, установленных статьей 441 Таможенного кодекса. Это означает, что при проведении таможенного контроля таможенные органы могут использовать те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения таможенного и иного законодательства РК, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. Выбор форм таможенного контроля осуществляется в соответствии с принципом достаточности использования конкретных форм для успешного проведения таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РК. Достаточность отдельных форм таможенного контроля также определяется на основании оценки и управлении рисками, предусмотренными главой 60 Т            аможенного кодекса, а также в соответствии с международными договорами, участником которых является Казахстан (например, Конвенция МДП). Также примером выборочности таможенного контроля является система «красного» и «зеленого» коридоров при таможенном оформлении физических лиц.
Если принцип достаточности применения определенных форм таможенного контроля не определен в нормативных правовых актах, то вопрос  о достаточности избираемых форм таможенного контроля решается должностными  лицами таможенного органа по собственному усмотрению. Например, на этапе осмотра выясняется целесообразность проведения таможенного досмотра, то есть принимается решение о недостаточности одной только проверки внешнего вида товаров и транспортных средств без вскрытия грузовых помещений, тары, упаковки. 
Выборочность форм таможенного контроля не должна наносить ущерб интересам государства. При этом принцип достаточности таможенного контроля не должен нарушать права и свободы человека. Поэтому личный досмотр определяется согласно статье 448 Таможенного кодекса как исключительная форма таможенного контроля.
В пункте 2 данной статьи устанавливается, что неприменение других форм таможенного контроля либо освобождение от них  не освобождает лиц от обязанности соблюдения законодательства Республики Казахстан и международных договоров Республики Казахстан. Это положение является юридической гарантией реализации принципа законности деятельности таможенных органов.
В тоже время, обеспечивая реализацию задач таможенной службы, таможенные органы могут использовать все формы таможенного контроля, установленные ст. 441 Таможенного кодекса, за исключением случаев, указанных в статье 471 Таможенного кодекса, где предусмотрено  освобождение от проведения таможенного досмотра.
 
Статья 439. Место проведения таможенного контроля
 
Таможенный контроль осуществляется в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.
 
Проведение таможенного контроля осуществляется в зонах таможенного контроля, которые могут быть постоянными либо временными. Положения о зонах таможенного контроля регламентированы статьей 434 Таможенного кодекса.
Кроме этого, таможенный контроль за товарами и транспортными средствами в соответствии с Инструкцией по осуществлению таможенного контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу Республики Казахстан, утвержденной приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 7 июля 2003 года № 335 может производиться в дневное и ночное время на территории Республики Казахстан таможенными нарядами непосредственно вдоль таможенной границы по рубежу дислокации приграничных таможенных постов и пунктов пропуска (на прилегающих объездных и проселочных дорогах). При этом  конкретные направления осуществления таможенного контроля и количества таможенных нарядов определяется начальником территориального таможенного органа Республики Казахстан.
 
            Статья 440. Сроки проверки таможенной декларации и иных документов и таможенного досмотра товаров при таможенном оформлении
 
1. При таможенном оформлении, предварительных операциях и иных таможенных процедурах таможенные органы совершают действия, необходимые для проверки достоверности оформления таможенной декларации и соответствия представленных документов требованиям, установленным таможенным законодательством Республики Казахстан.
2. Проверка таможенной декларации, документов и таможенный досмотр товаров и транспортных средств, а при предварительном, временном декларировании товаров проверка грузовой таможенной декларации и документов осуществляются таможенным органом не позднее двух рабочих дней с даты регистрации таможенным органом таможенной декларации при представлении всех необходимых документов для выпуска товаров.
3. Продление указанного срока до десяти рабочих дней, а при перемещении товаров морским, внутренним водным транспортом до двадцати рабочих дней с момента принятия грузовой таможенной декларации допускается с письменного разрешения руководителя таможенного органа с указанием причин продления, которое вручается декларанту.
4. До выпуска товаров таможенные органы совершают операции, необходимые для установления соответствия наименования, происхождения, количества и стоимости товаров сведениям, указанным в грузовой таможенной декларации и документах, используемых для таможенных целей. Если представляются товары различных видов и наименований, содержащиеся в одной товарной партии, и в отношении таких товаров не произведено их разделение на отдельные упаковочные места, на упаковку товаров не нанесена маркировка и сведения об упаковке и маркировке не указаны в товаросопроводительных документах на товары, что не позволяет таможенным органам произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них, срок таможенного досмотра таких товаров при необходимости продлевается с письменного разрешения руководителя таможенного органа на время, необходимое для разделения товарной партии на отдельные товары с учетом требований статьи 478 настоящего Кодекса.
5. При проведении таможенного контроля товаров, подлежащих контролю других государственных органов, таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и их одновременное проведение.
 
Данной статьей регламентированы сроки проверки таможенной декларации и иных документов и cроки таможенного досмотра товаров при таможенном оформлении.
При таможенном оформлении, предварительных операциях и иных таможенных процедурах таможенные органы совершают действия, необходимые для проверки достоверности оформления таможенной декларации и соответствия представленных документов установленным таможенным законодательством требованиям.
Проверка таможенной декларации, документов и таможенный досмотр товаров и транспортных средств, а при предварительном, временном декларировании товаров проверка грузовой таможенной декларации и документов осуществляются таможенным органом не позднее двух рабочих дней с даты регистрации таможенным органом таможенной декларации при представлении всех необходимых документов для выпуска товаров.
Продление указанного срока до десяти рабочих дней, а при перемещении товаров морским, внутренним водным транспортом до двадцати рабочих дней с момента принятия грузовой таможенной декларации допускается с письменного разрешения руководителя таможенного органа с указанием причин продления, которое вручается декларанту.
В этой связи, под определением «не позднее двух рабочих дней с даты регистрации таможенным органом таможенной декларации» следует рассматривать следующее: к примеру, если ГТД зарегистрирована в 15 часов 30 минут, то первый день проверки ГТД истекает в 15 часов 30 минут следующего рабочего дня.
До выпуска товаров таможенные органы совершают операции, необходимые для установления соответствия наименования, происхождения, количества и стоимости товаров сведениям, указанным в грузовой таможенной декларации и документах, используемых для таможенных целей. Если представляются товары различных видов и наименований, содержащиеся в одной товарной партии, и в отношении таких товаров не произведено их разделение на отдельные упаковочные места, на упаковку товаров не нанесена маркировка и сведения об упаковке и маркировке не указаны в товаросопроводительных документах на товары, что не позволяет таможенным органам произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них, срок таможенного досмотра таких товаров при необходимости продлевается с письменного разрешения руководителя таможенного органа на время, необходимое для разделения товарной партии на отдельные товары.
При этом лица обязаны соблюдать требования о минимальном периоде времени, необходимом для проведения таможенного контроля. Вред, причиненный лицу вследствие несоблюдения им таких требований, возмещению не подлежит.
При проведении таможенного контроля товаров, подлежащих контролю других государственных органов, таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и их одновременное проведение.
 
 
Глава 57. ФОРМЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
 
Статья 441. Формы таможенного контроля
 
Формами таможенного контроля являются:
1) проверка таможенной декларации, документов и сведений;
2) устный опрос;
3) получение объяснений;
4) таможенный надзор;
5) осмотр товаров и транспортных средств;
6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
7) личный досмотр;
8) маркировка товаров специальными марками либо нанесение на них идентификационных знаков в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и налоговым законодательством Республики Казахстан;
9) проверка системы учета товаров и транспортных средств и отчетности по ним;
10) учет товаров и транспортных средств;
11) осмотр помещений и территорий.
 
В комментируемой статье определены формы таможенного контроля, необходимые для применения совокупности мер, осуществляемых таможенными органами Республики Казахстан по соблюдению таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль, за исполнением которого возложен на таможенные органы Республики Казахстан.
Данная статья содержит описание форм таможенного контроля. Указанные формы таможенного контроля могут быть применены в отношении участников внешнеэкономической деятельности, лиц, перемещающих товары и транспортные средства, физических лиц, пересекающих таможенную границу РК, деятельности лиц в качестве таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, владельцев таможенных и свободных складов, складов временного хранения, магазинов беспошлинной торговли, а также непосредственно в отношении перемещаемых через таможенную границу РК товаров и транспортных средств.
            Установленные формы контроля являются мерами, которые можно применить  в отношении товаров, транспортных средств и лиц до или по прибытию, убытию или во время прохождения таможенных процедур до их завершения.
            Далее, в последующих статьях главы 57 Таможенного кодекса подробно описаны указанные формы таможенного контроля и порядок их применения.
 
Статья 442. Проверка таможенной декларации, документов и сведений
 
1. Таможенные органы проверяют таможенную декларацию, документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, с целью установления подлинности документов и достоверности сведений.
2. Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными законодательством Республики Казахстан.
3. При осуществлении таможенного контроля таможенный орган вправе запросить у лиц в письменном виде необходимые документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации.
4. Допускается проверка документов и сведений таможенными органами на основе выборочной проверки.     
 
В комментируемой статье описана проверка таможенной декларации, документов и сведений. Фактически это документальный таможенный контроль, осуществляемый путем проверки документов, представляемых при таможенном оформлении.
В основу организации проведения таможенного контроля положена таможенная декларация. Процедура таможенного контроля грузовой таможенной декларации регламентирована Инструкцией по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, утвержденную Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 3 сентября 2003 года № 416.
В ходе документального таможенного контроля изучаются документы и сведения, необходимые для таможенных целей, на предмет установления их подлинности, соответствия предписаниям действующего таможенного законодательства, а также полноты и правильности оформления.
При осуществлении документальной проверки устанавливается наличие всех необходимых реквизитов документа, устанавливается правильность произведенных арифметических подсчетов, верность отраженных операций, соответствие наименования, происхождения, количества и стоимости товаров и других сведений, сведениям, указанным в таможенной декларации и документах, используемых для таможенных целей. При проверке документов, используемых в таможенных целях, кроме случаев указанных в пункте 2 комментируемой статьи, могут применяться встречные проверки и взаимный контроль документов.
Осуществляя документальную проверку с использованием метода взаимного контроля документов, контролирующий орган сопоставляет два или несколько первичных документов, связанных между собой в рамках одной финансово-хозяйственной, внешнеторговой операции.
Встречная проверка применяется, когда на предприятиях и организациях, либо у иных лиц, связанных между собой какими-либо операциями, имеются различные экземпляры одного и того же документа либо разные документы, отражающие  одну и ту же операцию.
В то же время, допускается проверка документов и сведений таможенными органами на основе выборочной проверки.       
 
Статья 443. Устный опрос
 
При производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, предварительных операциях и иных таможенных процедурах должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос лиц без оформления результатов такого опроса указанных лиц в письменной форме.
 
Данная форма таможенного контроля активно используется при контроле за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РК, при предварительных операциях и осуществлении иных таможенных процедур. При пересечении физическими лицами таможенной границы РК в пунктах пропуска устный опрос используется как упрощенная форма декларирования. Должностное лицо таможенного органа опрашивает лицо, пересекающее таможенную границу РК, перемещающее товары и транспортные средства, о целях перемещения, маршруте движения, о наличии товаров и их количестве и т.д. и т.п.
Опрос сотрудниками таможенных органов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Республики Казахстан, должен начинаться с приветствия. Беседа должна осуществляться в вежливой и корректной форме, по возможности, на понятном им языке. Не допускается ведение бесед с лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу Республики Казахстан, на отвлеченные темы, не относящиеся к процессу таможенного контроля товаров и транспортных средств, а также не должны допускаться высказывания, унижающие честь и достоинство лиц, их национальную или социальную принадлежность, вероисповедание и т.п. 
 
Статья 444. Получение объяснений
 
Получение объяснений – получение должностными лицами таможенного органа от декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информации в сфере таможенного дела.
Объяснения оформляются в письменной форме. Уведомление о вызове лица для получения объяснений подписывается руководителем соответствующего таможенного органа и вручается вызываемому лицу под роспись.
  
Данная форма таможенного контроля необходима для письменного закрепления информации, имеющей значение для осуществления таможенного контроля, получаемой от декларантов и иных лиц, которая впоследствии может быть использована для целей таможенного контроля либо использована для дальнейших процессуальных действий таможенных органов.
 
Статья 445. Таможенный надзор
           
Таможенный надзор – визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.
 
Таможенный контроль путем визуального наблюдения за транспортными средствами и товарами, перемещаемыми через таможенную границу Республики Казахстан, при совершении погрузки, выгрузки, перегрузки товаров и иных операций, в том числе и вне мест расположения таможенных органов Республики Казахстан, производится должностными лицами таможенных органов (таможенными нарядами) в целях выявления следующих товаров:
1) ввозимых/вывозимых в/из Республику(и) Казахстан с нарушением таможенного законодательства Республики Казахстан;
2) не представленных в установленные сроки в таможенный орган назначения;
3) оформленных с нарушением установленных нормативными правовыми актами правил;
4) подакцизных, подлежащих маркировке акцизными марками, перевозимых без таких марок, либо с марками не установленного образца;
5) иных товаров, являющихся непосредственными объектами таможенных правонарушений.
Таможенный надзор за товарами и транспортными средствами как форма таможенного контроля в соответствии с Инструкцией по осуществлению таможенного контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу Республики Казахстан, утвержденной приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 7 июля 2003 года № 335, может производиться в дневное и ночное время на территории Республики Казахстан таможенными нарядами по рубежу дислокации приграничных таможенных постов и пунктов пропуска, в том числе непосредственно вдоль таможенной границы (на прилегающих объездных и проселочных дорогах). Конкретные направления осуществления таможенного надзора и количества таможенных нарядов определяется начальником территориального таможенного органа Республики Казахстан.
 
Статья 446. Осмотр товаров и транспортных средств
 
1. Осмотр должностными лицами таможенного органа товаров и транспортных средств, в том числе международных почтовых отправлений, багажа физических лиц, осуществляется с целью получения подтверждения сведений о характере, происхождении, состоянии, количестве товаров, находящихся под таможенным контролем, о наличии на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации.
2. Осмотр товаров и транспортных средств - внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, наличия таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров.
3. В зоне таможенного контроля осмотр товаров и транспортных средств может производиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при осмотре.
4. По результатам осмотра товаров и транспортных средств должностными лицами таможенных органов составляется акт по установленной форме, если результаты такого осмотра будут использованы в таможенных целях. По требованию лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, должностные лица таможенного органа обязаны составить акт. Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и транспортных средств.
 
            В комментируемой статье определена сущность осмотра товаров и транспортных средств как самостоятельной формы таможенного контроля, цели и процедура проведения осмотра товаров и транспортных средств.
            Осмотр товаров и транспортных средств – это действия должностных лиц таможенных органов, заключающееся в проверке  внешнего вида товаров, багажа, транспортных средств, грузовых емкостей, наличия таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации без вскрытия транспортного средства, его грузовых отсеков (помещений), тары либо упаковки. Такой осмотр может проводиться как в отсутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств так и при их присутствии.
            По результатам такого осмотра должностными лицами составляется акт по форме, утвержденной Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 21 мая 2003 г. N226, если результаты такого осмотра будут в дальнейшем использованы для целей таможенного контроля либо производства процессуальных действий. По требованию лица, обладающего полномочиями в отношении осматриваемых товаров и транспортных средств, должностное лицо обязано составить такой акт, второй экземпляр которого вручается данному лицу.
            При использовании принципа выборочности таможенного контроля, проведение фактического контроля может быть ограничено использованием осмотра товаров и транспортных средств, без проведения таможенного досмотра, либо результаты такого осмотра служат основанием для обязательного проведения таможенного досмотра.
 
Статья 447. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств

<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>