<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

4) предъявлять иски в суды в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
5) в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или иных правоохранительных органов Республики Казахстан лиц, совершивших правонарушения или подозреваемых в совершении преступления;
6) производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
7) направлять официальных представителей таможенных органов в иностранные государства на основе соответствующих международных договоров Республики Казахстан;
8) разрабатывать, создавать и эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
9) приобретать товары, включая оружие, специальные технические и иные средства для выполнения функций, возложенных на таможенные органы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Основные задачи таможенных органов, начиная с 1995 года, в Таможенном кодексе Республики Казахстан получили дальнейшее совершенствование, и не только по содержанию, но и структурно, отдельные из которых составили самостоятельные блоки. Так, при сохранении статьи о задачах таможенных органов (ст. 19), выделена глава 4 Таможенного кодекса Республики Казахстан «Полномочия таможенных органов» с выделением статьи 23, касающейся прав таможенных органов и статьи 24 «Обязанности таможенных органов».
Закрепляемое право на издание нормативных правовых актов касается, пожалуй, уполномоченного органа по вопросам таможенного дела – Агентства таможенного контроля. Более того, в Положении об Агентстве таможенного контроля, утвержденного постановлением Правительства от 6 сентября 2002 года № 981, выделяются отдельно разработка проектов и издание обязательных на всей территории нормативных правовых актов по вопросам таможенного дела.
Право на запросы и получение от государственных органов и органов иностранных государств, участников таможенных правоотношений необходимых информации, документов, сведений вытекает из предназначения таможенных органов, международно-правового сотрудничества, властных отношений между государством и лицами, осуществляющими внешнеэкономическую и иную деятельность.
Таможенные органы выдают лицензии на учреждение таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, свободного склада, склада временного хранения, на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика и таможенного брокера и контролируют обеспечение лицензионных требований.
Государственные органы, юридические лица или граждане имеют право обратиться в суд с заявлением о защите прав и охраняемых законом интересов других лиц или неопределенного круга лиц, в случаях, предусмотренных законом (из ст. 8 Гражданского процессуального кодекса). В соответствии с положениями гражданского и гражданско-процессуального законодательства суды рассматривают иски по спорам, вытекающим из правоотношений, включая отношения, основанные на властном подчинении одной стороны другой.      
Административное задержание может производиться должностными лицами таможенных органов при нарушении таможенного законодательства в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (ст. 620-622) и соответствующими положениями Уголовно-процессуального Кодекса.. Административное задержание – временное лишение физического лица личной свободы, в частности, свободы действия и передвижения с принудительным содержанием в специальном помещении в течение определенного времени с целью пресечения его противоправных действий.
Таможенные процедуры и отдельные процессуальные действия предполагают производство соответствующего документирования, видео– и звукозаписи, кино– и фотосъемку фактов и событий, используемых исключительно в таможенных целях.
Направление официальных представителей таможенных органов в иностранные государства производится на основании международных договоров и с ведома Министерства иностранных дел.
Автоматизация таможенных органов имеет важное значение для реализации их задач и функций. Целями являются эффективный контроль всех грузопотоков через таможенную границу, контроль за соблюдением правил таможенного оформления, правильностью исчисления и взимания таможенных платежей и налогов, ведения статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики и др. В 2001 году введена в опытную эксплуатацию первая очередь Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС).
Таможенные органы содержатся за счет республиканского бюджета, соответственно потребности решаются после подачи бюджетной заявки в установленном порядке и после рассмотрения и утверждения на заседании бюджетной комиссии при Правительстве. Кроме того, Правительство утверждает Программы развития таможенной службы, в которых определяются конкретные меры и их соответствующее финансирование. 
 
 
Статья 24. Обязанности таможенных органов
 
1. Таможенные органы обязаны:
1) соблюдать законные права участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела и защищать интересы государства;
2) рассматривать жалобы лиц на решения, действия (бездействие) нижестоящего таможенного органа и должностных лиц таможенного органа;
3) содействовать в пределах своих полномочий развитию внешней торговли и экономики Республики Казахстан, способствовать ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Казахстан;
4) осуществлять таможенный контроль за перемещением через таможенную границу Республики Казахстан товаров и транспортных средств; 
5) осуществлять дознание по делам о преступлениях в сфере таможенного дела в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан;
6) рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере таможенного дела и налагать административные взыскания в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
7) оказывать в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической и иной деятельности содействие в реализации их прав;
8) обеспечивать полноту взимания и своевременность перечисления в республиканский бюджет таможенных платежей и налогов;
9) взыскивать суммы таможенных платежей и налогов, не уплаченных в установленные сроки в государственный бюджет, а также пеню по ним в порядке, установленном настоящим Кодексом;
10) принимать решения о выдаче лицензий, решений, разрешений, квалификационных аттестатов на осуществление деятельности в сфере таможенного дела в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан;
11) осуществлять ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики Республики Казахстан;
12) обеспечивать сохранность товаров и транспортных средств, обращенных в собственность государства;
13) обеспечивать в пределах своей компетенции  охрану таможенной границы Республики Казахстан и контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля;
14) обеспечивать безопасность деятельности таможенных органов, защиту должностных лиц таможенных органов и членов их семей от противоправных действий в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
15) проводить работу по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений со стороны должностных лиц таможенных органов в пределах своей компетенции;
16) осуществлять сбор и анализ информации о совершении правонарушений в сфере таможенного дела;
17) исполнять в пределах своей компетенции судебные акты, письменные поручения прокуроров, а также других лиц правоохранительных органов, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;
18) осуществлять во взаимодействии с органами национальной безопасности меры по обеспечению защиты Государственной границы Республики Казахстан;
19) оказывать содействие органам налоговой службы и другим государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении правонарушений в области налогового, валютного и иного законодательства Республики Казахстан;
20) обеспечивать на постоянной основе своевременное информирование участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, в том числе об изменениях и дополнениях в таможенном законодательстве Республики Казахстан в порядке, установленном настоящим Кодексом;
21) обеспечивать своевременное рассмотрение и предоставление ответов или совершение иных действий, вытекающих из поступающих запросов и предложений в сфере таможенного дела;
22) осуществлять безвозмездно консультирование в сфере таможенного дела;
23) осуществлять таможенное администрирование в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан;
Таможенные органы осуществляют иные обязанности, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.
2. При выявлении таможенными органами правонарушений, отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан к компетенции других государственных органов, таможенные органы в сроки, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан, обязаны передать материалы соответствующим государственным органам.
Обязанности таможенных органов, изложенные в статье 24 Таможенного кодекса Республики Казахстан, существенно дополняются другими нормативными правовыми актами. Рассмотрим подробнее отдельные из них.
Законом Республики Казахстан от 13 января 1993 года «О государственной границе Республики Казахстан» определяется компетенция государственных органов в области охраны государственной границы, в числе которых выделяются и таможенные органы (ст. 24). При этом подчеркивается, что охрана государственной границы является неотъемлемой частью общегосударственной системы обеспечения безопасности Республики Казахстан и заключается в осуществлении политических, военных, правовых, организационных, экономических, экологических, технических, оперативных и иных мер (ст. 4). В пунктах пропуска через государственную границу создаются контрольно-пропускные пункты пограничных войск,  таможенные и иные учреждения, осуществляющие контроль на государственной границе (ст. 8). Отметим, что с 1 января 2004 года таможенные органы осуществляют радиационный контроль именно на государственной границе. Законодательное закрепление таможенной границы как самостоятельной категории наряду с государственной границей лишь подчеркивает несколько различный режим, содержание и особенности их пересечения и др.
Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях определяется подведомственность таможенным органам дел об административных правонарушениях, компетенция должностных лиц по рассмотрению дел и наложению административных взысканий (ст. 555).
Уголовно-процессуальным кодексом определяется подследственность таможенным органам уголовных дел по преступлениям, предусмотренным статьями 209, 214 и 250 Уголовного кодекса Республики Казахстан.
Гражданский кодекс (Общая часть) подчеркивает, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим бюджетным отношениям, гражданское законодательство не применяется, за исключением случаев, предусмотренным законодательными актами (ст. 1).
Законодательство о государственной службе устанавливает, что в государственных органах не допускается создание организаций политических партий. Государственные служащие при исполнении должностных обязанностей руководствуются требованиями законодательства и не связаны решениями политических партий, общественных объединений и их органов (ст. 3 Закона «О государственной службе»).         
Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговым кодексом Республики Казахстан) определяется, что таможенные органы в соответствии с этим Кодексом и таможенным законодательством осуществляют взимание налогов и других обязательных платежей в бюджет при перемещении товаров через таможенную границу Республики Казахстан (ст.19). 
Законом «О национальной безопасности» от 26 июня 1998 года таможенная служба в числе иных государственных органов отнесена к силам обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан (ст. 8).
 
 
Статья 25. Обязательность исполнения законных требований таможенных органов
 
1. Требования таможенных органов и их должностных лиц обязательны для исполнения всеми лицами, в отношении которых предъявляются указанные требования в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.
2. Неисполнение требований таможенных органов и их должностных лиц, а также другие действия, препятствующие выполнению возложенных на  должностных лиц таможенных органов обязанностей, влекут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Указанные в статье 25 Таможенного кодекса Республики Казахстан требования таможенных органов вытекают из структуры таможенного дела и функций таможенных органов, основанных на властных отношениях между государством и участниками таможенных правоотношений.
Ответственность за неисполнение требований таможенных органов устанавливается в соответствии с административным, уголовным и иным законодательством Республики Казахстан.
 
 
Статья 26. Отношение к информации в сфере таможенного дела
 
1. Сведения, представляемые таможенным органам другими государственными органами,  участниками внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, используются исключительно в сфере таможенного дела в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.
2. Сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальная информация, касающаяся участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, не могут разглашаться, использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях, а также не могут передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
3. Таможенные органы по официальным запросам представляют сведения следующим государственным органам Республики Казахстан: 
1) правоохранительным органам – в целях преследования по закону лиц, совершивших правонарушения в сфере таможенного дела;
2) судам – по их истребованию;
3) субъектам оперативно-розыскной деятельности – по находящимся в их производстве материалам в порядке, определяемом совместными актами уполномоченного органа по вопросам таможенного дела и соответствующих субъектов оперативно-розыскной деятельности;
4) иным государственным органам Республики Казахстан – в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
4. Таможенные органы представляют сведения таможенным или правоохранительным органам других государств и международным организациям в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.
5. Государственные органы обеспечивают конфиденциальность полученной ими информации в соответствии с законами Республики Казахстан.
В отношении сведений следует исходить в первую очередь из информации, содержащейся в документах, представляемых при таможенном оформлении и таможенном контроле, как основных, так и дополнительных.
Таможенный кодекс Республики Казахстан обязывает таможенные органы использовать сведения (включая государственные секреты, коммерческую и иную охраняемую законом тайну) исключительно в таможенных целях, что является своеобразной гарантией конфиденциальности информации.
В статье также перечисляются государственные органы, которым по официальным запросам могут предоставляться имеющиеся сведения, несущим в свою очередь ответственность за их конфиденциальность.
В рамках законодательства и международных договоров таможенные органы представляют сведения компетентным органам иностранных государств имеющиеся сведения (к примеру, при использовании метода «контролируемой поставки» либо в рамках Соглашения о ведении Единой статистики внешней торговли).  
 
Раздел III. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
 
Глава 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
 
 
Статья 27. Взаимодействие таможенных органов с государственными органами
 
1. Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с другими государственными органами в порядке, определяемом законодательными актами Республики Казахстан, а также на основании совместных актов соответствующих государственных органов или по согласованию с указанными органами.
2. Таможенные органы обеспечивают координацию действий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан.
3. Запрещается вмешиваться в деятельность таможенных органов, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Контрольная, фискальная и правоохранительная функции таможенными органами осуществляется самостоятельно. Взаимодействие с другими государственными службами осуществляется в соответствии с положениями Таможенного кодекса Республики Казахстан и нормативными правовыми актами об этих службах. К примеру, к таможенному контролю допускаются товары и транспортные средства, прошедшие соответствующий ветеринарный, фитосанитарный и др. виды государственного контроля. Правоохранительная деятельность также требует взаимодействия с компетентными службами. Фискальная деятельность затрагивает интересы и запросы банковских и налоговых структур.
Специфика таможенного администрирования зачастую требует принятия совместных актов. Примерами могут служить акты, регулирующие вопросы экспортно-импортного валютного контроля (Инструкция об организации экспортно-импортного валютного контроля, утвержденная Национальным банком РК и уполномоченным органом по вопросам таможенного контроля РК от 5 сентября 2001 года), таможенных пошлин (Инструкция о порядке освобождения от обложения таможенной пошлиной отдельных категорий товаров, импортируемых в Республику Казахстан от 25 апреля 2003 года и согласованная с 5 министерствами и ведомствами РК) и др.
Контроль за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу является прерогативой таможенных органов и естественно, что они обязаны при необходимости координировать совместные действия. Наиболее близкими по характеру деятельности могут оказаться совместные действия с Пограничной службой, правоохранительными структурами.
Запрет на вмешательство в деятельность таможенных органов – важный аспект в функционировании этой специальной государственной службы. Понятно, что в порядке надзора могут вмешаться органы прокуратуры в соответствии с законодательством, другие правоохранительные органы в рамках действующего права, Правительство в соответствии с конституционным законом.  
 
 
Статья 28. Взаимодействие таможенных органов с участниками внешнеэкономической и иной деятельности, общественными объединениями и иными заинтересованными лицами в сфере таможенного дела
 
1. В целях совершенствования таможенного дела в Республике Казахстан и внедрения эффективных методов таможенного администрирования таможенные органы взаимодействуют с участниками внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, в целях сотрудничества и взаимодействия по внедрению эффективных методов решения задач в сфере таможенного дела.
2. Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела вправе привлекать к участию в разработке нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической и иной деятельности, общественные объединения и иных заинтересованных лиц в сфере таможенного дела. 
3. Участники внешнеэкономической и иной деятельности, общественные объединения и иные заинтересованные лица в сфере таможенного дела могут выступать в качестве лиц, обеспечивающих исполнение обязательств в соответствии с требованиями, установленных главой 43 настоящего Кодекса.  
Участники внешнеэкономической и иной деятельности, как правило, объединяются в ассоциации, союзы и др. общественные объединения (к примеру, Казахстанский союз таможенных декларантов, Казахстанская ассоциация таможенных брокеров и др.), которые представляют интересы участников таможенных отношений. Однако это не исключает возможностей взаимодействия таможенных органов непосредственно с конкретными их участниками и декларантами. Взаимодействие происходит по инициативе этих лиц или по инициативе таможенных органов в целях, указанных в настоящей статье.
При Агентстве таможенного контроля РК действует Консультативный совет по таможенной политике, Положение и Регламент о котором утверждены приказом от 5 января 2003 года № 1. На заседаниях рассматриваются вопросы совершенствования таможенной системы и текущие аспекты таможенного администрирования. 
Аналогичные советы созданы при всех территориальных подразделениях (таможенных управлениях), в состав которых включены активные участники внешнеэкономической и иной деятельности, их объединения, ученые и специалисты. 
Участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам таможенного дела является важным элементом для совершенствования законодательства и правоприменительной практики. Принятию Таможенного кодекса предшествовала полуторагодичная совместная работа, в ходе его подготовки поступило более 2800 предложений, участвовали более 150 экспертов. Участники таможенных отношений участвуют в разработке и подзаконных нормативных правовых актов в развитие положений Кодекса.
Участники таможенных отношений могут выступать в качестве лиц, обеспечивающих исполнение обязательств, и, в частности, уплаты таможенных платежей и налогов. Такое обеспечение применяется при осуществлении деятельности в качестве таможенного перевозчика; перевозке транспортных средств по процедуре внутреннего таможенного транзита; временном хранении; при переработке товаров вне таможенной территории; реэкспорте подакцизных товаров; транзите товаров; условном выпуске; изменении сроков уплаты таможенных пошлин; продлении сроков подачи ГТД.
 
Статья 29. Сотрудничество таможенных органов с таможенными и иными органами иностранных  государств и международными организациями
 
Таможенные органы при осуществлении своих функций сотрудничают с таможенными и иными  органами иностранных государств и международными организациями в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.  
Настоящая статья несколько сужает возможности и фактическое положение дел по вопросам сотрудничества таможенных органов с компетентными службами иностранных государств и международных организаций. Казахстан с 1992 года представлен во Всемирной таможенной организации (ВТО) и уполномоченный орган по вопросам таможенного дела регулярно участвует в работе этой Организации и ее органов. 
Сотрудничество может касаться интересов сопредельных государств по вопросам приграничной торговли и обеспечения контроля на таможенной границе, выполнения других функций и задач (к примеру, использование метода «контролируемой поставки»).
 
Глава 6. ИНФОРМИРОВАНИЕ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА.
 
Статья 30. Информирование в сфере таможенного дела
 
1. Информирование в сфере таможенного дела осуществляется путем официального опубликования уполномоченным органом по вопросам таможенного дела нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере таможенного дела в периодических печатных изданиях в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 
2. Информирование в сфере таможенного дела осуществляется также с использованием устных объявлений и объявлений, информационных стендов, табло, буклетов и иных печатных материалов, а также видео-, аудио- и других технических средств, применяемых для распространения информации, в том числе для общедоступного и бесплатного ознакомления в следующих местах:
1) пунктах пропуска через таможенную границу Республики Казахстан;
2) аэропортах, железнодорожных и автомобильных станциях, водных портах;
3) на борту автотранспортных средств, воздушных и водных судов, выполняющих международные перевозки;
4) зонах таможенного контроля, определяемых настоящим Кодексом, а также иных местах, определяемых таможенными органами.
3. Таможенные органы обеспечивают беспрепятственный доступ участникам внешнеэкономической и иной деятельности к информации о нормативных правовых актах в сфере таможенного дела с использованием информационных технологий в порядке, установленном уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
Настоящая глава развивает принцип гласности, на котором строится деятельность таможенных органов. Информирование путем официального опубликования нормативных правовых актов в сфере таможенного дела означает обеспечение доступности законодательной базы всех участников таможенных отношений. Средствами такого обеспечения являются периодические печатные издания (к примеру, газеты «Казахстанская правда», специализированные издания: газета «Кеден-CUSTOMS», журнал «Таможенный вестник», «Вестник ВЭД» и др.), в местах пропуска и таможенного оформления, зонах таможенного контроля, местах нахождения таможенных органов с использованием других средств обеспечения информацией. Практика пошла по пути информирования и размещения проектов нормативных правовых актов с использованием информационных технологий. Также формируются, обновляются и рассылаются электронные классификаторы и справочники Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, единиц измерения, стран мира, экономических сообществ, валют и условий поставок, преференций и льгот, категорий участников ВЭД, перечни таможенных складов, складов временного хранения, таможенных брокеров и др.                
 
 
Статья 31. Консультирование в сфере таможенного дела
 
1. Консультированием в сфере таможенного дела является разъяснение таможенными органами участникам внешнеэкономической и иной деятельности положений таможенного законодательства Республики Казахстан.
2. Консультирование в сфере таможенного дела осуществляется по месту расположения таможенных органов и в период рабочего времени таможенных органов.
3. Консультирование таможенными органами производится в письменной форме при получении письменного обращения участников внешнеэкономической и иной деятельности, в том числе с использованием информационных технологий. Поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в таможенных органах. Срок рассмотрения письменного обращения не должен превышать десяти дней со дня его регистрации, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи. 
4. В отношении обращений, требующих представления дополнительных документов и материалов для достоверности и объективности оказываемой консультации, а также в случае необходимости обращения таможенных органов к другим государственным органам и иным организациям для получения информации, имеющей существенное значение для рассмотрения данного обращения, срок предоставления консультации не должен превышать тридцать дней со дня регистрации письменного обращения. 
Таможенным законодательством (период 1995-99 гг.) предусматривалась плата за информирование и консультирование и определялась постановлением Правительства в размере 5 экю. Впоследствии, изменениями от 16 июля 1999 года в таможенное законодательство, указанная плата была исключена.
В таможенных органах открыты информационно-консультативные пункты для разъяснения участникам внешнеэкономической и иной деятельности интересующих положений таможенного законодательства. В настоящей статье делается акцент на письменную форму консультирования соответствующего таможенного органа при получении письменного обращения от участников таможенных отношений, в том числе с использованием информационных технологий. Регистрация таких обращений и конкретные сроки рассмотрения являются важными условиями обеспечения этой процедуры. В зависимости от необходимости разрешения поставленных вопросов с получением необходимой информации от других государственных органов, сроки рассмотрения могут быть увеличены, но не свыше тридцати календарных дней со дня регистрации обращения. Настоящая статья также обеспечивает принцип гласности в деятельности таможенных органов.  
  
 
Статья 32. Ответственность за недостоверную информацию и консультацию в сфере таможенного дела
 
Должностные лица таможенных органов за предоставление неполной или заведомо ложной информации либо неправомерный отказ в предоставлении информации в сфере таможенного дела несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Должностные лица таможенных органов несут в первую очередь административную и дисциплинарную ответственность. В частности, Кодексом об административных правонарушениях предусматривается ответственность за дачу заведомо ложных сведений средствам массовой информации (ст. 347), издание и применение незаконного нормативного правового акта (ст. 353), нарушение правил государственной регистрации нормативных правовых актов (ст. 354).
В отношении неполной информации вопрос несколько спорный, очевидно законодатель имел в виду также аспект заведомо ложной информации. Неправомерный отказ в предоставлении информации также имеет определенные законодательством пределы, поскольку речь может идти о конфиденциальной информации и использовании ее исключительно в таможенных целях без права передачи третьим лицам и т.д. 
 
II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
 
Раздел VI. СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ. ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКО  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
 
Глава 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ
 
Статья 33. Определение страны происхождения товара
 
1. Страна происхождения товара определяется с целью применения мер тарифного и нетарифного регулирования, в том числе антидемпинговых, компенсационных и защитных мер по ввозу товара на таможенную территорию Республики Казахстан и вывоза товара с этой территории.
2. Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки, установленными статьей 35 Таможенного кодекса Республики Казахстан. Для целей применения мер тарифного и нетарифного регулирования страной происхождения товара могут считаться группа стран и таможенные союзы стран.
 
Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности, т.е. ввоза товара на таможенную территорию Республики Казахстан и вывоза товара с этой территории.
Под страной происхождения товара понимается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с критериями достаточной переработки, установленными статьей 35 Таможенного кодекса Республики Казахстан. При этом под страной происхождения может пониматься группа стран и таможенные союзы стран.
 
 
Статья 34. Товары, полностью произведенные в данной стране
 
Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:
1) полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальных водах (морях) или на ее континентальном шельфе;
2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;
3) живые животные, родившиеся и (или) выращенные в данной стране;
4) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;
5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны либо арендованным (зафрахтованным) ею;
7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте 6) настоящей статьи;
8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориальных вод (моря) данной страны при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;
9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;
10) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендованных (зафрахтованных) ею;
11) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах 1)-10) настоящей статьи;
12) электроэнергия, выработанная на территории данной страны.
 
Данный перечень товаров, которые считаются полностью произведенными в данной стране, за исключением пункта 12) соответствует Правилам определения страны происхождения товаров, утвержденным Решением глав правительств государств-участников Содружества Независимых Государств от 30 ноября 2000 года.
Согласно пункту 12) статьи 34 Таможенного кодекса Республики Казахстан страной происхождения электроэнергии, будет считаться та страна, на территории которой была выработана данная электроэнергия.
Для определения страны происхождения товара, изготовленного в государстве-участнике Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, применяется кумулятивный принцип, который определяет происхождение того или иного товара при его последовательной обработке/переработке. Этот принцип заключается в следующем.
Если в производстве конечного товара в одном из государств-участников Соглашения используется сырье или материалы, происходящие из других государств-участников Соглашения и подвергаемые поэтапной последующей обработке в других государствах-участниках Соглашения, то страной происхождения такого товара считается страна, где он в последний раз был подвергнут обработке/переработке.
Критерий достаточной переработки при использовании кумулятивного принципа может быть игнорирован, если товар подвергался поэтапной последующей обработке/переработке:
– только в государствах-участниках Соглашения;
– с использованием сырья и материалов, происходящего из этих государств, что подтверждено сертификатами о происхождении товаров по форме СТ-1.
 
 
Статья 35. Критерии достаточной переработки товара
 
1. Если в производстве товаров участвуют две и более страны, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки в соответствии с положениями настоящей статьи.
2. Критериями достаточной переработки товара в данной стране являются:
1) изменение кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;
2) выполнение производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товара считалась страна, где эти операции имели место;
3) изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).
3. Критерии достаточной переработки, указанные в подпунктах 2) и 3) пункта 2 настоящей статьи, в отношении конкретных товаров устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
4. В случае если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются:
1) для импортированных товаров – по таможенной стоимости этих товаров при их ввозе в страну, где осуществляется производство конечной продукции, или в случае, если происхождение импортированных товаров неизвестно, – по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, где осуществляется производство конечной продукции;
2) для конечной продукции – по цене завода (склада) продавца, не включающей расходы на погрузку, таможенное оформление и вывоз товара из страны экспорта (цена на условиях «франко-завод»).
5. Не отвечающими критериям достаточной переработки товара в данной стране считаются:
1) операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки;
2) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
3) простые сборочные операции, под которыми понимается сборка компонентов товара с помощью крепежного материала (винтов, гаек, болтов и другое) либо клепкой, сваркой, пайкой или путем склеивания;
4) смешивание товаров (компонентов), происходящих из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров;
5) убой скота;
6) комбинация двух или большего числа указанных выше операций.
6. Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны, которой Республика Казахстан предоставляет тарифные преференции, особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Казахстан, особо не оговариваются, применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.
1.                 
2.                      Определение страны происхождения конечного товара осуществляется также на основании критерия достаточной обработки/переработки. Это один из принципов определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым товар, если в его производстве участвуют две и более стран, считается  происходящим из страны, где он был подвергнут существенной последней обработке/переработке или изготовлению товаров, достаточной для придания товару его характерных свойств.
В соответствии со статьей 35 Таможенного кодекса Республики Казахстан критериями достаточной переработки товара в данной стране являются:
1) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности применяемой в Республике Казахстан на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате обработки/переработки товара;
2) выполнение производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место (трудоемкие, долгосрочные и т.п.);
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 октября 2003 года № 1054 «Об утверждении критериев достаточной переработки товаров» в отношении конкретных товаров установлен критерий достаточной переработки.
3) изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара, т.е. конечной продукции (правило адвалорной доли).
В случае если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются: для импортированных товаров – по таможенной стоимости этих товаров при их ввозе в страну, где осуществляется производство конечной продукции, или в случае, если происхождение импортированных товаров неизвестно – по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, где осуществляется производство конечной продукции;
для конечной продукции – по цене завода (склада) продавца, не включающей расходы на погрузку, таможенное оформление и вывоз товара из страны экспорта (цена на условиях «франко-завод»).
3.  При определении страны происхождения товаров не отвечающими критериям достаточной переработки товара в данной стране считаются:
1) операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки;
2) операции по подготовке товаров к розничной продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
Например, расфасовка импортированного в 50 килограммовых мешках чая в 250 граммовые картонные упаковки.
3) простые сборочные операции, под которыми понимается сборка компонентов товара с помощью крепежного материала (винтов, гаек, болтов и другое) либо клепкой, сваркой, пайкой или путем склеивания;
4) смешивание товаров (компонентов), происходящих из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров;
5) убой скота;
6) комбинация двух или большего числа указанных выше операций.
Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны, которой Республика Казахстан предоставляет тарифные преференции, особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Казахстан, особо не оговариваются, применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.
      
Статья 36. Определение страны происхождения товаров, поставляемых в разобранном или несобранном виде
 
1. При определении страны происхождения товары в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями, если по производственным или транспортным условиям невозможна их отгрузка одной партией, а также в случаях, если партия товаров разбита на несколько партий в результате ошибки, рассматриваются как единый товар.
2. Положения пункта 1 настоящей статьи применяются при соблюдении следующих условий:
1) предварительное уведомление таможенного органа о товарах в разобранном или  несобранном виде, поставляемых партиями, с указанием причин такой поставки и представление спецификации каждой партии с указанием кодов товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию. В случаях разбивки товара на несколько партий в результате ошибки или неверной адресации дополнительно представляется документальное подтверждение ошибочности разбивки товара;
2) поставка всех партий товаров из одной страны одним поставщиком в рамках одного контракта;
3) декларирование всех партий товаров в одном таможенном органе;
4) ввоз на таможенную территорию Республики Казахстан всех партий товаров в срок, не превышающий шести месяцев со дня принятия грузовой таможенной декларации таможенным органом в отношении первой партии товаров. По мотивированному заявлению декларанта в случае невозможности поставки товаров по причинам, не зависящим от получателя товаров, срок ввоза остальных партий товара может быть продлен таможенным органом. При этом указанное продление не может превышать один год с даты ввоза первой партии товара.
 
При определении страны происхождения товары в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями, если по производственным или транспортным условиям невозможна их отгрузка одной партией, а также в случаях, если партия товаров разбита на несколько партий в результате ошибки, рассматриваются как единый товар.
Для этого должны быть выполнены следующие условия:
1) таможенный орган, производящий таможенное оформление, должен быть предварительно уведомлен о разбивке разобранного или несобранного товара, с указанием причин такой поставки и представление спецификации каждой партии с указанием кодов товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию. В случаях разбивки товара на несколько партий в результате ошибки или неверной адресации дополнительно представляется документальное подтверждение ошибочности разбивки товара;
2) поставка всех партий товаров должна производиться из одной страны одним поставщиком в рамках одного контракта;
3) декларирование всех партий товаров должны осуществляться в одном и том же таможенном органе;
4) ввоз на таможенную территорию Республики Казахстан всех партий товаров должен осуществляться в срок, не превышающий шести месяцев со дня принятия грузовой таможенной декларации таможенным органом в отношении первой партии товаров. По мотивированному заявлению декларанта в случае невозможности поставки товаров по причинам, не зависящим от получателя товаров, срок ввоза остальных партий товара может быть продлен таможенным органом. При этом указанное продление не может превышать один год с даты ввоза первой партии товара.
 
 
Статья 37. Особенности при определении страны происхождения товаров
 
1. При определении страны происхождения товаров происхождение используемых для их производства или переработки энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.
2. Приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, если приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и продаются в комплекте с вышеуказанными машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами и в количестве, указанном в сопроводительном техническом паспорте, техническом формуляре и других технических документах.
3. Упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию Республики Казахстан, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключением случаев, когда упаковка в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности рассматривается отдельно от товара. В этих случаях страна происхождения упаковки определяется отдельно от страны происхождения товара.
4. Для целей определения страны происхождения товара, в том числе при применении правила адвалорной доли, если упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию Республики Казахстан, считается происходящей из той же страны, что и товар, учитывается только та упаковка, в которой товар реализуется в розничной торговле.
 
Для определения страны происхождения товаров происхождение используемых для их производства или переработки энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.
Приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, если приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и продаются в комплекте с вышеуказанными машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами и в количестве, указанном в сопроводительном техническом паспорте, техническом формуляре и других технических документах.
3. Упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию Республики Казахстан, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключением случаев, когда упаковка в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности рассматривается отдельно от товара. В этих случаях страна происхождения упаковки определяется отдельно от страны происхождения товара.
4. Для целей определения страны происхождения товара, в том числе при применении правила адвалорной доли, если упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию Республики Казахстан, считается происходящей из той же страны, что и товар, учитывается только та упаковка, в которой товар реализуется в розничной торговле.
 
 
Статья 38. Подтверждение страны происхождения товара
 
Подтверждением страны происхождения товара является сертификат о происхождении товара либо декларация о происхождении товара.
 
Сведения о стране происхождения товара заявляются в грузовой таможенной декларации. Эти сведения могут подтверждаться любыми коммерческими, транспортными и товаросопроводительными документами: контрактом, упаковочными листами, техническим паспортом изделия и пр. Однако таможенный орган вправе потребовать предъявления специального документа, подтверждающего происхождение товаров – сертификат о происхождении товара.
 
 
Статья 39. Сертификат о происхождении товара
 
1. Сертификат о происхождении товара – документ, удостоверяющий страну происхождения товара и выданный органом, уполномоченным данным государством или государством вывоза, если в государстве вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товара.
2. При вывозе товаров с таможенной территории Республики Казахстан, а также с территории свободного склада на остальную часть таможенной территории Республики Казахстан сертификат о происхождении товара выдается соответствующим уполномоченным государственным органом, если указанный сертификат необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза товара или если наличие указанного сертификата предусмотрено международными договорами Республики Казахстан.
Соответствующий уполномоченный государственный орган, выдавший данный сертификат, обязан хранить его копию и иные документы, на основании которых удостоверено происхождение товаров, не менее трех лет со дня их выдачи.
3. Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товара основаны на иных критериях достаточной переработки, чем те, которые применяются в Республике Казахстан, страна происхождения товара определяется в соответствии с критериями, указанными в статье 35 Таможенного кодекса Республики Казахстан.
 
Сертификат о происхождения товара однозначно свидетельствует о стране происхождения товара и выдается органом государства-экспортера, уполномоченным в соответствии с национальным законодательством.
При вывозе товаров с территории Республики Казахстан, а также с территории свободного склада на остальную часть таможенной территории Республики Казахстан сертификат о происхождения товара выдается территориальными подразделениями Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан. При этом следует отметить, что положение о выдаче сертификата происхождения товара свидетельствующее о том, что данный товар произведен на территории свободного склада скорреспондировано с положениями статьи 245 Таможенного кодекса Республики Казахстан и п.п. 17 статьи 225 Налогового кодекса Республики Казахстан, которая предусматривает освобождение оборотов по реализации казахстанских товаров произведенных на территории свободного склада от налога на добавленную стоимость. Перечень таких товаров утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2005 года № 355.
Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товара основаны на иных критериях достаточной переработки, чем те, которые применяются в Республике Казахстан, страна происхождения товара определяется в соответствии с критериями, указанными в статье 35 Таможенного кодекса Республики Казахстан.
 
 
Статья 40. Декларация о происхождении товара
 
1. Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товара, сделанное изготовителем или продавцом на товаросопроводительном документе, имеющем отношение к товару.
2. Если в декларации о происхождении товара сведения о стране происхождения товара основаны на иных критериях достаточной переработки, чем те, которые применяются в Республике Казахстан, страна происхождения товара определяется в соответствии с критериями, указанными в статье 35 Таможенного кодекса Республики Казахстан.
 
Сведения о стране происхождения товара, заявленные в грузовой таможенной декларации (за исключением случаев, когда для подтверждения страны происхождения требуется обязательное представление сертификата о происхождении товара) подтверждаются декларацией о происхождении товара. Декларацией о происхождении товара могут быть любые коммерческие, транспортные и товаросопроводительные документы: контракт, упаковочные листы, технические паспорта изделия и пр.
Если в декларации о происхождении товара сведения о стране происхождения товара основаны на иных критериях достаточной переработки, чем те, которые применяются в Республике Казахстан, страна происхождения товара определяется в соответствии с критериями, указанными в статье 35 Таможенного кодекса Республики Казахстан.
 
 
Статья 41. Условия представления сертификата о происхождении товара
 
1. При ввозе товара на таможенную территорию Республики Казахстан сертификат о происхождении товара представляется в случаях, если:
1) стране происхождения данного товара в соответствии с международными договорами, участником которых является Республика Казахстан, предоставляются тарифные преференции;
2) у таможенного органа имеются обоснованные предположения о том, что товар происходит из стран, ввоз товаров из которых регулируется мерами нетарифного регулирования;
3) это предусмотрено международными договорами, участником которых является Республика Казахстан.
2. В случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, сертификат о происхождении товара представляется по определенной форме, предусмотренной международными договорами, участником которых является Республика Казахстан.
3. Вне зависимости от положений подпункта 1) пункта 1 настоящей статьи представления сертификата о происхождении товара не требуется, если:
1) ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан товары освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с условиями выбранного таможенного режима;
2) таможенная стоимость ввозимой партии товаров не превышает суммы, эквивалентной девятистам месячным расчетным показателям, установленным законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, за исключением многоразовых поставок в рамках одного контракта, а также повторяющихся поставок одного и того же товара одним отправителем в адрес одного и того же получателя по различным контрактам;
3) соблюдаются нормы и условия, установленные Правительством Республики Казахстан на товары, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу Республики Казахстан;
4) это предусмотрено международными договорами Республики Казахстан.
4. Оригинал сертификата о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, необходимыми для осуществления таможенного оформления, за исключением случаев, когда таможенное оформление товара производится по процедуре предварительного и временного декларирования. При утрате сертификата принимается официально заверенный его дубликат.
5. Происхождение товаров устанавливается таможенными органами после идентификации сведений, указанных в сертификате, со сведениями, содержащимися в товаросопроводительных документах. Расхождение между фактически поставленным количеством товара и указанным в сертификате не должно превышать пять процентов, за исключением случаев утраты, недостачи товаров. При этом документами, подтверждающими факт утраты, недостачи товара, являются акт (заключение) независимой экспертизы и акт таможенного досмотра. В иных случаях сертификат о происхождении товара считается неправильно оформленным.
6. В случае возникновения сомнений относительно подлинности сертификата или содержащихся в нем сведений таможенный орган может обратиться к уполномоченному государством органу страны происхождения товара, удостоверившему сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения, включая осуществление выборочной проверки сертификатов. При этом товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены документы, подтверждающие его происхождение.
7. Условием принятия таможенными органами сертификатов о происхождении товаров является наличие в таможенных органах образцов бланков, оттисков печатей, подписей лиц, а также адресов органов, уполномоченных заверять и выдавать сертификаты о происхождении товаров,  официально переданные через уполномоченный орган по вопросам  таможенного дела.
8. Если представления сертификата о происхождении товара не требуется, то страна происхождения товара подтверждается декларацией о происхождении товара.
 
Настоящая статья определяет случаи, когда сертификат о происхождении товара предъявляется в обязательном порядке.
Согласно данной статье сертификат о происхождении товара должен быть предъявлен таможенным органам в случаях, если:
1) стране происхождения данного товара в соответствии с международными договорами, участником которых является Республика Казахстан, предоставляются тарифные преференции;
4. 2) у таможенного органа имеются обоснованные предположения о том, что товар происходит из стран, ввоз товаров из которых регулируется мерами нетарифного регулирования;
3) это предусмотрено международными договорами, участником которых является Республика Казахстан.
Форма сертификатов о происхождении товара могут быть различными, так как каждое государство согласно своему национальному законодательству устанавливает свою форму сертификата. Но для предоставления тарифных преференции таможенным органам Республики Казахстан необходимо сертификаты о происхождении товара формы СТ-1 и А, принятые международными соглашениями, участницей которых является Республика Казахстан.
Как правило, любой сертификат о происхождении товара должен содержать:
а) письменное заявление отправителя о том, что данный товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения;
б) письменное удостоверение компетентного органа страны вывоза, выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.
5. Вне зависимости от положений подпункта 1) пункта 1 статьи 41 Таможенного кодекса Республики Казахстан представления сертификата о происхождении товара не требуется, если:
1) ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан товары освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с условиями выбранного таможенного режима;
2) таможенная стоимость ввозимой партии товаров не превышает суммы, эквивалентной девятистам месячным расчетным показателям, установленным законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, за исключением многоразовых поставок в рамках одного контракта, а также повторяющихся поставок одного и того же товара одним отправителем в адрес одного и того же получателя по различным контрактам;
3) соблюдаются нормы и условия, установленные Правительством Республики Казахстан на товары, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу Республики Казахстан;
4) это предусмотрено международными договорами Республики Казахстан.
Сертификат о происхождении товара оформляется, как правило, на каждую отдельную партию товара, поставка которой осуществляется:
– одним или несколькими транспортными средствами;
– одному и тому же грузополучателю;
– от одного и того же грузоотправителя.
Происхождение товаров устанавливается таможенными органами после идентификации сведений, указанных в сертификате, со сведениями, содержащимися в товаросопроводительных документах. Расхождение между фактически поставленным количеством товара и указанным в сертификате не должно превышать пять процентов. Исключение из данного правила допускается только в случаях факта утраты или недостачи товара, подтвержденные актом (заключением) независимой экспертизы и актом таможенного досмотра. То есть в любом случае, если поставлено товара более чем на 5% количества указанного в сертификате - он считается неправильно оформленным, но в то же время, в случае если поставлено товара меньше чем указано в сертификате и факт утраты или недостачи подтвержден актом таможенного досмотра и актом (заключением) независимой экспертизы, которым к примеру может быть акт Торгово- Промышленной Палаты, то сертификат признается действительным.
В случае возникновения сомнений относительно подлинности сертификата или содержащихся в нем сведений таможенный орган может обратиться к органам, выдавшим сертификат, или компетентным организациям страны, указанной в качестве страны происхождения товара, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения, включая осуществление выборочной проверки сертификатов. При этом товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены документы, подтверждающие его происхождение
Государства обмениваются образцами сертификатов о происхождении товаров, печатей органов и подписей лиц, уполномоченных удостоверять сертификаты. Без представления указанных образцов сертификаты считаются недействительными. То есть таможенный орган не принимает у участника внешнеэкономической деятельности сертификат о происхождении товара, если в его распоряжении отсутствует образец бланка сертификата конкретной страны, печатей и подписей лиц, уполномоченных его удостоверять.
 
Статья 42. Основания для отказа в выпуске товара по мотивам происхождения товара
 
1. Таможенный орган отказывает в выпуске товаров в том случае, если страной происхождения товара является страна, товары которой не подлежат ввозу в Республику Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан или международными договорами, участником которых является Республика Казахстан. Данный отказ таможенным органом предоставляется декларанту в письменной форме.
2. Представление неправильно оформленного сертификата о происхождении товара или декларации о происхождении товара либо их непредставление не является основанием для отказа их в выпуске, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
3. В случаях, если страна происхождения товара не подтверждена, то в отношении таких товаров применяются ставки таможенных пошлин, увеличенные вдвое.
4. В отношении товаров, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, применяется (восстанавливается) преференциальный режим или режим наибольшего благоприятствования при условии получения таможенным органом подтверждения страны происхождения данных товаров до истечения одного года со дня регистрации таможенной декларации.
 
Настоящая статья определяет случаи, когда сертификат о происхождении товара может быть не принят таможенным органом.
Сертификат о происхождении товара может быть не принят таможенным органом так же, когда в сертификате:
– имеются подчистки, помарки или незаверенные исправления;
– отсутствуют необходимые подписи и печати;
– сведения не позволяют установить их отношение к декларируемым товарам;
– неоднозначно указаны страна происхождения товаров либо критерии, на основании которых сделан вывод о стране происхождения товаров;
– содержатся недостоверные сведения.
Согласно пункту 2 настоящей статьи таможенный орган обязан выпустить товар независимо от того, принят ли сертификат или нет. Просто таможенная пошлина будет взиматься по базовой ставке, без предоставления каких-либо преференций по таможенной пошлине.
В случае если у участника внешнеэкономической деятельности отсутствуют документы, подтверждающие сведения о стране происхождения товара, заявленного в грузовой таможенной декларации, в отношении этого товара будут применяться базовые ставки таможенной пошлины увеличенные вдвое.
 
Статья 43. Дополнительные положения, относящиеся к определению страны происхождения товара
 
1. Тарифные преференции Республики Казахстан предоставляются при условии соблюдения правила «прямая отгрузка». В случаях, установленных международным договором, участником которого является Республика Казахстан, в качестве условия предоставления тарифных преференций для стран-участниц такого договора необходимо выполнение правила «непосредственная закупка».
2. Под правилом «прямая отгрузка» понимается поставка товара из страны его происхождения в Республику Казахстан без перевозки (транспортировки) товара через территорию иного государства, за исключением случаев, когда товары перемещаются через территорию одной или нескольких стран вследствие экономических, географических, технических или транспортных причин при условии, что данные товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании или нахождении на таможенном складе на территории этих стран, находятся под таможенным контролем.
3. К правилу «прямая отгрузка» относятся также товары, закупленные на выставках или ярмарках, при выполнении следующих условий:
1) товары были поставлены с территории страны их происхождения на территорию страны проведения выставки или ярмарки и оставались под таможенным контролем при их проведении;
2) товары с момента их отправки на выставку или ярмарку не использовались в каких-либо иных целях, кроме демонстрационных;
3) товары ввозятся в Республику Казахстан в том же состоянии, в котором они были поставлены на выставку или ярмарку, с учетом изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения.
4. К правилу «непосредственная закупка» относится перемещение товаров через таможенную границу Республики Казахстан на основании договора между казахстанским лицом и резидентом страны-участницы международного договора, участником которого является Республика Казахстан.
 
При предоставлении тарифных преференций Республики Казахстан немаловажную роль играет соблюдение правил «прямая отгрузка» и «непосредственная закупка».
Под правилом «прямая отгрузка» понимается, когда отгрузка товара осуществляется непосредственно из страны его происхождения в Республику Казахстан.
Указанное правило также считается выполненным в случае, когда:
товары транспортируются транзитом через территорию третьих стран в силу географических, транспортных и экономических причин;
товары находились при временном складировании или на таможенном складе под таможенным контролем на территории этих стран;
К правилу «прямая отгрузка» относятся также товары, закупленные на выставках или ярмарках, при выполнении следующих условий:
1) товары были поставлены с территории страны их происхождения на территорию страны проведения выставки или ярмарки и оставались под таможенным контролем при их проведении;
2) товары с момента их отправки на выставку или ярмарку не использовались в каких-либо иных целях, кроме демонстрационных;
3) товары ввозятся в Республику Казахстан в том же состоянии, в котором они были поставлены на выставку или ярмарку, с учетом изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения.
К правилу «непосредственная закупка» относится перемещение товаров через таможенную границу Республики Казахстан на основании договора между казахстанским лицом и резидентом страны-участницы международного договора, участником которого является Республика Казахстан.
 
 
Глава 8. ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ    
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Статья 44. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
 
1. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности – классификатор товаров, включающий в себя товарные группы, позиции, субпозиции, подсубпозиции в виде цифрового знака или группы цифровых знаков (кодов). Неотъемлемой частью Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности являются примечания к позициям на любом уровне классификации, а также основные правила интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности применяется для тарифного и нетарифного регулирования, ведения таможенной статистики Республики Казахстан.
3. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Правительством Республики Казахстан.
4. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, применяемая в Республике Казахстан, соответствует Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной  таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
 
Товарная номенклатура многоцелевая классификационная система, используемая для публикации таможенных тарифов, ведения статистики внешней торговли, организации экспортно-импортных операций и т.д.
Система классификации – это распределение товаров, их группировка по каким-либо признакам и в соответствии с установленными правилами и принципами.
Система классификации, используемая в Номенклатуре гармонизированной системы, охватывает все обращающиеся в международной торговле товары, группируя их в шесть блоков: разделы, группы, подгруппы, товарные позиции, субпозиции и подсубпозиции.
Основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД), применяемой в Республике Казахстан является Гармонизированная система описания и кодирования товаров вместе и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (далее - ТН ВЭД СНГ).
В настоящее время согласно Закону Республики Казахстан от 3 февраля 2004 года № 525-II «О присоединении Республики Казахстан к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и Протоколу о внесении поправки в Международную конвенцию о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров» Республика Казахстан присоединилась к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
Длина кодового обозначения товара применяемая в ТН ВЭД составляет 10 цифровых знаков: разряды 1-6 соответствуют кодовому обозначению, принятому в Номенклатуре гармонизированной системы, разряды 7-8 соответствуют кодам КНЕС, 9-й разряд соответствует ТН ВЭД СНГ, 10-ый разряд предназначен для выделения традиционных товаров в ЕврАзЭС.
В статье 44 Таможенного кодекса Республики Казахстан установлено, что ТН ВЭД, используемая в Республике Казахстан определяется Правительством Республики Казахстан, исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2003 года № 567 «Об утверждении Соглашения об общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического сообщества» утверждена ТН ВЭД ЕврАзЭС которая введена в действие в Республике Казахстан с 1 января 2004 года.
Непосредственное ведение и совершенствование Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности осуществляется таможенными органами, являясь одной из основных их функций.
В соответствии с Соглашением об общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического сообщества от 20 сентября 2002 года ведение ТН ВЭД ЕврАзЭС возложено на таможенную службу Российской Федерации.
 
Статья 45. Ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности
 
Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела осуществляет ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела:
1) представляет казахстанскую сторону в международных организациях в части разработки, изменения, дополнения, толкования и применения международной основы;
2) обеспечивает слежение за изменениями и дополнениями международной основы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, международными пояснениями и решениями по толкованию этой основы;
3) вносит предложение в Правительство Республики Казахстан по приведению Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в соответствие с ее международной основой;
4) обеспечивает подготовку предложений с заинтересованными государственными органами о разработке, изменениях и дополнениях Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
5) разрабатывает и поддерживает в актуализированном состоянии эталонный экземпляр Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
6) обеспечивает опубликование Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, международных пояснений и решений по толкованию международной основы;
7) разрабатывает, утверждает и обеспечивает опубликование обязательных для исполнения решений по классификации отдельных товаров;
8) осуществляет иные функции, необходимые для ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
 
Положения Таможенного кодекса Республики Казахстан, посвященные вопросам ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД), связаны с использованием таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Ведение ТН ВЭД является одной из основных функций таможенных органов.
Комментируемая статья регламентирует основные элементы, совокупность которых составляет указанную функцию таможенных органов. Ведение ТН ВЭД заключается в том, что Комитет таможенного контроля Республики Казахстан:
– представляет казахстанскую сторону в международных организациях в части разработки, изменения, дополнения, толкования и применения международной основы, то есть представляет на Сессии Комитета по Гармонизированной системе ВТО казахстанскую таможенную службу, участвует на обсуждениях, по внесению изменений и дополнений в Номенклатуру гармонизированной системы.
– обеспечивает слежение за изменениями и дополнениями Гармонизированной системы и единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ, а также международными пояснениями и другими решениями по толкованию этой основы;
– приводит ТН ВЭД в соответствие с ее международной основой;
– обеспечивает опубликование ТН ВЭД;
– разрабатывает и утверждает пояснения и другие решения по толкованию ТН ВЭД и обеспечивает их опубликование, анализирует принятые таможенными органами классификационные решения, в случае необходимости принимает обязательные для исполнения классификационные решения;
– осуществляет иные функции, необходимые для ведения указанной номенклатуры.
 
Статья 46. Классификация товаров
 
1. Товары при их декларировании подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется код (коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
2. В случае неверного указания кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности при их декларировании декларантом таможенный орган вправе самостоятельно классифицировать такие товары.
Порядок принятия и форма решения таможенного органа по классификации товаров определяется уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
3. Решения таможенных органов по классификации товаров являются обязательными. Решения таможенных органов могут быть обжалованы в порядке, установленном Таможенным кодексом Республики Казахстан.
4. При классификации товаров таможенные органы используют коды товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Сведения, указываемые в товаросопроводительных документах, а также заключения, справки, акты экспертиз, выдаваемые экспертными организациями, носят вспомогательный (информационный) характер и принимаются во внимание при классификации товаров.
5. По запросу лица таможенный орган принимает предварительное решение по классификации товара в соответствии с настоящим разделом.
  

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>