<< Пред. стр.

стр. 20
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

 
1. Таможенный досмотр - действия должностных лиц таможенных органов в отношении товаров и транспортных средств, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.
Таможенный досмотр производится с целью идентификации товаров для таможенных целей, установления достоверности заявляемых сведений либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Республики Казахстан с целью проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.
2. Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при таможенном досмотре товаров и транспортных средств, за исключением случая, установленного пунктом 3 настоящей статьи.
3. По требованию должностных лиц таможенного органа декларант или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители обязаны присутствовать при досмотре товаров и транспортных средств и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.
4. Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей в следующих случаях:
1) при неявке указанных лиц по истечении десяти дней после представления товаров и транспортных средств;
2) при существовании угрозы национальной безопасности, жизни и здоровью человека, окружающей среде, сохранению культурного достояния народов Республики Казахстан и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства;
3) при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;
4) при оставлении на таможенной территории Республики Казахстан товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима.
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств в указанных случаях проводится в присутствии двух понятых и оформляется актом таможенного досмотра по форме, утверждаемой уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
5. Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, то результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации.
6. По результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах. В акте о проведении таможенного досмотра указываются следующие сведения:
1) сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;
2) причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и транспортных средств;
3) результаты таможенного досмотра.
Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, либо его представителю.
 
            В комментируемой статье дано определение одной из основных и важных форм таможенного контроля, регламентированы цели и процедура проведения таможенного досмотра.
            Таможенный досмотр – это действия должностных лиц таможенных органов, которое сводится к фактической проверке товаров и транспортных средств с целью установления законности их перемещения через таможенную границу Республики Казахстан, соответствия контролируемых товаров данным, зафиксированным в таможенных декларациях, представляемых документах, предотвращения фактов незаконного ввоза и вывоза товаров, а также определения характеристик товара или транспортного средства.
            Таможенный досмотр товаров и транспортных средств может, проводится путем:
            - вскрытия грузовых отсеков (емкостей, помещений) транспортных средств, контейнеров и иных мест;
            - вскрытия тары либо упаковки;
            - установления их наименования;
            - подсчета количества товаров и транспортных средств;
            - оценки качества товаров, технических и эксплуатационных особенностей транспортных средств;
            - проверки мест полостей конструктивных особенностей в товарах и  транспортных средствах с целью обнаружения тайников, в которых могут быть скрыты товары и др.
            При этом вскрытие грузовых отсеков (емкостей, помещений) транспортных средств, контейнеров и иных мест по указанию сотрудников таможенных органов производится лицами, перемещающими товары и транспортные средства, либо лицами, обладающими полномочиями в отношении досматриваемых товаров и транспортных средств и предъявляющими их к таможенному контролю, за исключением случаев указанных в комментируемой статье.
Проведение таможенного досмотра осуществляется в следующих видах:
            - идентификационный досмотр, то есть досмотр, проводимый с целью установления фактического соответствия товаров и транспортных средств их наименованию, описанию и количеству, заявленному декларантом, определения страны происхождения, классификации товаров и т.п.;
            - досмотр с пересчетом количества грузовых мест с выборочным вскрытием, с вскрытием всех грузовых мест;
            - досмотр с пересчетом количества товаров в грузовых местах (выборочно или всех);
            - досмотр с замерами и определением характеристик  товаров с взятием проб и образцов или без них;
            - досмотр, нацеленный на выявление тайников, сокрытий, контрабанды.
            При использовании принципа выборочности таможенного контроля, рекомендуется в обязательном порядке проводить таможенный досмотр следующих видов товаров:
            - подакцизных товаров;
            - товаров, подлежащих обложению таможенной пошлиной;
            - товаров, подпадающих под действие нетарифного регулирования;
            - товаров, классификация которых в соответствии с ТНВЭД вызывает сомнение, когда такое сомнение не может быть разрешено без фактического досмотра;
            - товаров, в отношении которых у таможенного органа имеется оперативная информация.
            Кроме этого, в комментируемой статье установлены положения по присутствию декларантов, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств либо их представителей при проведении таможенного досмотра товаров и транспортных средств.
            По окончании таможенного досмотра товаров и транспортных средств в обязательном порядке должен быть составлен акт таможенного досмотра в двух экземплярах, по форме утвержденной Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 21 мая 2003 г.        N226, второй экземпляр которого вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и транспортных средств либо его представителю.
           
Статья 448. Личный досмотр
 
1. Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля проводится по письменному решению руководителя таможенного органа или лица, его замещающего, при наличии достаточных оснований, что физическое лицо, следующее через таможенную границу Республики Казахстан либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и не выдает товары, являющиеся объектами нарушения законодательства Республики Казахстан.
Процедура, связанная с проведением личного досмотра, и порядок оформления личного досмотра определяются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
2. Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано представить физическому лицу решение руководителя таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары.
3. Действия должностного лица таможенного органа при проведении личного досмотра не должны ущемлять честь и достоинство физического лица.
4. Физическое лицо, в отношении которого проводится личный досмотр, имеет право:
1) до начала проведения личного досмотра ознакомиться с порядком проведения и решением о проведении личного досмотра;
2) добровольно выдать скрываемые при себе товары, являющиеся объектами нарушения законодательства Республики Казахстан;
3) делать заявление с обязательным внесением его в протокол о проведении личного досмотра должностным лицом таможенного органа, производящим личный досмотр;
4) знакомиться с результатами проведения личного досмотра и процессуальными документами;
5) обжаловать действия должностных лиц таможенного органа, производящих личный досмотр в соответствии с настоящим Кодексом;
6) пользоваться услугами адвоката.
5. Физическому лицу, в отношении которого проводился личный досмотр, предоставляются копия протокола о проведении личного досмотра, акт об изъятии товаров.
6. Личный досмотр проводится должностными лицами таможенного органа одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование органов тела досматриваемого должно проводиться только врачом-специалистом с использованием при необходимости специальной медицинской техники.
Врач-специалист не вправе уклоняться от исполнения решения руководителя таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
7. О проведении личного досмотра составляется протокол по форме, утверждаемой уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
Протокол подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен досмотр, понятыми, а при обследовании - врачом.
 
Личный досмотр - исключительная форма таможенного контроля.
В комментируемой статье предусмотрены основания для проведения личного досмотра: наличие письменного решения руководителя таможенного органа или лица, его замещающего, наличии оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу Республики Казахстан, либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и не выдает товары и предметы, являющиеся объектами нарушения законодательства Республики Казахстан. В качестве таких оснований считаются:
1) соответствующие сведения, содержащиеся:
- в сообщениях и заявлениях казахстанских и иностранных лиц;
- в материалах, поступивших от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций;
- в материалах, поступивших от других таможенных и иных правоохранительных органов Республики Казахстан;
2) непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа любых признаков, прямо или косвенно указывающих на то, что физическое лицо скрывает при себе и не выдает товары либо предметы.
 Не могут быть подвергнуты личному досмотру лица, освобожденные от определенных форм таможенного контроля, в соответствии со статьей 471 Таможенного кодекса, а также лица обладающие иммунитетом на территории Республики Казахстан в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года.
Личный досмотр несовершеннолетнего или недееспособного лица должен проводиться в присутствии его законного представителя или сопровождающего лица.
Решение о проведении личного досмотра определенного физического лица, принятое руководителем таможенного органа (лицом, его замещающим), оформляется в письменной форме, утвержденной приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 12 мая 2003 года N 196. В решении должно быть указано конкретное должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного досмотра. Решение о проведении личного досмотра объявляется досматриваемому лицу под расписку.
Личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа, одного пола с досматриваемым, в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям.
Доступ в помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены.
Обследование органов тела досматриваемого должно проводиться только врачом-специалистом с использованием, при необходимости, специальной медицинской техники.
Личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение личного достоинства и причинение вреда здоровью и неправомерного вреда имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.
В соответствии со статьей 527 Таможенного кодекса лица, подвергнутые досмотру, имеют право на возмещение вреда, причиненного в результате неправомерных действий должностных лиц таможенных органов.
Действия должностных лиц таможенных органов по проведению личного досмотра могут быть обжалованы досматриваемым лицом в порядке, установленном Таможенным Кодексом Республики Казахстан.
В соответствии с данной статьей досматриваемое лицо вправе пользоваться услугами адвоката.
В качестве понятых (в количестве не менее двух) могут быть приглашены любые, не заинтересованные в результатах досмотра совершеннолетние граждане Республики Казахстан (транспортные служащие, пассажиры и другие). Если досматриваемое лицо не владеет государственным или русским языком, для участия в личном досмотре привлекается переводчик.
С согласия досматриваемого допускается привлечение в качестве переводчика сотрудника таможенного органа.
Личный досмотр проводится в три этапа:
первый этап (подготовительный) начинается с объявления физическому лицу, под расписку, решения руководителя таможенного органа (лица, его замещающего) о проведении личного досмотра. Досматриваемому лицу, а также участвующим в производстве личного досмотра лицам, разъясняются их права и обязанности. Досматриваемому лицу предлагается добровольно выдать товары, сокрытые от таможенного контроля.
второй этап - этап непосредственного личного досмотра. Должностное лицо таможенного органа объявляет физическому лицу о начале непосредственного личного досмотра. На данном этапе осуществляется досмотр вещей, одежды и тела физического лица, при необходимости - их исследование.
третий этап - завершающий, на данном этапе осуществляется документальное оформление личного досмотра. Документальное оформление заключается в составлении протокола личного досмотра,  по форме, утвержденной приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 12 мая 2003 года N 196.
            Правила проведения процедуры личного досмотра и порядка его оформления  утверждены приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 12 мая 2003 года N 196.
 
Статья 449. Маркировка товаров специальными марками, нанесение на них идентификационных знаков
 
1. В случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, таможенный контроль осуществляется таможенными органами путем проверки наличия на товарах (их упаковке) специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Республики Казахстан.
2. Отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров рассматривается как ввоз товаров на таможенную территорию Республики Казахстан, осуществленный без производства таможенного оформления и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, декларант либо иное заинтересованное лицо не докажут обратное.
 
Настоящая статья Таможенного кодекса устанавливает осуществление таможенного контроля таможенными органами на основании определенных способов обозначения товаров, позволяющих их идентифицировать, и производить соответствующий государственный контроль за их перемещением.
Так, в соответствии со статьей 549 Налогового кодекса РК от 12 июня 2001 года № 209-II товары – табачные изделия, прочие изделия, содержащие табак и алкогольная продукция, за исключением виноматериала и пива, подлежат маркировке акцизными марками и учетно-контрольными марками в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Казахстан (см. постановление Правительства Республики Казахстан от 27 августа 2003 года № 874 «Об организации работы по внедрению системы контроля за производством и оборотом алкогольной продукции с использованием учетно-контрольных марок», Правила получения, учета, хранения и выдачи, марок акцизного сбора на алкогольную продукцию (кроме пива), табачные изделия и прочие изделия, содержащие табак, утвержденные приказом Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 20 марта 2003 года № 134).
Ответственными за маркировку акцизными марками и учетно-контрольными марками вышеуказанных подакцизных товаров являются изготовители и импортеры подакцизных товаров.
Налоговый орган осуществляет контроль за соблюдением изготовителем подакцизных товаров правил маркировки отдельных видов подакцизных товаров в установленном порядке.
Согласно Правил маркировки отдельных видов подакцизных  товаров марками акцизного сбора, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 августа 1999 года № 1251 маркировка подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным режимом выпуска товаров для свободного обращения, марками акцизного сбора осуществляется за пределами таможенной территории Республики Казахстан за исключением случаев, установленных законодательством.
Кроме того, товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, могут идентифицироваться таможенными органами.
Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и иными способами.
Порядок применения и изготовления средств идентификации, а также их стандарт, формы идентификационных знаков утверждены Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 12 мая 2003 года № 197 «О перемещении товаров под таможенным контролем».
В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, наложенные таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.
Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.
Пунктом 2 данной статьи Таможенного кодекса определено, что отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, рассматривается как ввоз товаров на таможенную территорию РК, осуществленный без производства таможенного оформления и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, декларант либо иное заинтересованное лицо не представит соответствующие документы и сведения, подтверждающие легальность ввоза товаров.
 
Статья 450. Проверка системы учета товаров и транспортных средств и отчетности по ним
 
1. Проверка системы учета товаров и транспортных средств и отчетности по ним как форма таможенного контроля применяется в следующих случаях:
1) при заявлении лица о применении упрощенных процедур таможенного оформления в соответствии с положениями настоящего Кодекса;
2) при условном выпуске товаров, когда такие товары подлежат учету в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан;
3) в отношении лиц, осуществляющих деятельность в качестве таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, а также осуществляющих деятельность в рамках отдельных таможенных режимов и по оказанию таможенных услуг по временному хранению;
4) при проверке участников внешнеэкономической деятельности в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
2. В случаях, не указанных в настоящей статье, проверка системы учета и отчетности может производиться при проведении таможенного контроля с использованием проверки внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.
 
Проверка системы учета товаров и транспортных средств и отчетности по ним как форма таможенного контроля применяется в случаях при заявлении лица о применении упрощенных процедур таможенного оформления в соответствии с положениями Таможенного кодекса (периодическое, временное декларирование, приоритетный порядок таможенного оформления), при условном выпуске товаров, в отношении лиц, осуществляющих деятельность в качестве таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, а также осуществляющих деятельность в рамках отдельных таможенных режимов и по оказанию таможенных услуг по временному хранению, при проверке участников внешнеэкономической деятельности в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
Системы учета товаров и транспортных средств и отчетности по ним установлены Правилами ведения учета и предоставления отчетности по условно выпущенным товарам и транспортным средствам, Правилами ведения учета и отчетности таможенным брокером товаров и транспортных средств, ведения учета и представления таможенному органу отчетности о товарах и транспортных средствах, находящихся на временном хранении, ведения учета перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем и представления отчетности по ним таможенным перевозчиком, а также Правилами учета и представления отчетности о товарах, оформленных в рамках таможенных режимов, утвержденных приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 27.05.2003 года     N 250.
Порядок учета товаров и транспортных средств и отчетности по ним оформленных по процедуре периодического декларирования установлен приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 20.05.2003 года N 221,  оформленных по процедуре временного декларирования приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 20.05.2003 года N 218.
В целях соблюдения и контроля установленного порядка ведения учета товаров и транспортных средств и отчетности по ним и применяется данная  форма таможенного контроля - проверка системы учета товаров и транспортных средств и отчетности по ним.
В случаях, не указанных в пункте 1 комментируемой статьи, проверка системы учета и отчетности производиться при проведении таможенного контроля с использованием проверки внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела согласно главе 59 Таможенного кодекса.
 
Статья 451. Учет товаров и транспортных средств
 
1. В целях обеспечения контроля условно выпущенных товаров и транспортных средств, товаров, на которые установлены меры тарифного и нетарифного регулирования, таможенные органы ведут учет товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, в порядке и форме, установленных уполномоченным органом по вопросам таможенного дела, на основе сведений, предоставляемых лицами при таможенном оформлении и таможенном контроле в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Лица, пользующиеся условно выпущенными товарами и транспортными средствами на территории Республики Казахстан, и иные лица, определяемые настоящим Кодексом, обязаны вести их учет и представлять таможенным органам отчетность в порядке, установленном уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
 
Настоящая статья Таможенного кодекса устанавливает осуществление таможенного контроля за условно выпущенными товарами и транспортными средствами, товарами, на которые установлены меры тарифного и нетарифного регулирования посредством ведения таможенными органами учета товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан на основе сведений, предоставляемых лицами при таможенном оформлении и таможенном контроле. При этом условно выпущенными товарами и транспортными средствами в соответствии со статьей 14 Таможенного кодекса являются товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан, в отношении которых льготы по уплате таможенных платежей и налогов предоставлены при условии соблюдения ограничений либо установлены иные условия и требования, определенные таможенным законодательством, в частности это условия и требования таможенных режимов, определенные разделом 6 Таможенного кодекса. 
При условном выпуске товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем.
Правила ведения учета и предоставления отчетности по условно выпущенным товарам и транспортным средствам, Правила учета и представления отчетности о товарах, оформленных в рамках таможенных режимов утверждены приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 27.05.2003 года N 250. Также, порядок ведения учета и предоставления отчетности о товарах оформленных в рамках отдельных таможенных режимов утвержден Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 7 мая 2003 года  N187 «О таможенном контроле в рамках отдельных таможенных режимов».  
Учет условно выпущенных товаров и транспортных средств, оформленных в определенных таможенных режимах осуществляется таможенным органом Республики Казахстан, производившим таможенное оформление таких товаров.
Учет производится путем регистрации товаров в Журнале учета условно выпущенных товаров и транспортных средств по форме, утвержденной приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 27.05.2003 года N 250.
Журнал учета условно выпущенных товаров и транспортных средств должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен гербовой печатью таможенного органа Республики Казахстан.
Сведения о товарах, зарегистрированных в Журнале учета условно выпущенных товаров и транспортных средств, ежемесячно передаются в территориальные подразделения таможенного инспектирования и пост-таможенного контроля для дальнейшего контроля. Указанные сведения, предоставляются на бумажном и электронном носителях по форме, утвержденной приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 27.05.2003 года N 250.
Таможенные органы Республики Казахстан вправе осуществлять таможенный контроль условно выпущенных товаров по формам, установленным статьей 441 Таможенного кодекса.
Лица, пользующиеся условно выпущенными товарами, ведут учет товаров и представляют таможенным органам Республики Казахстан отчет по форме, утвержденной приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 27.05.2003 года N 250.
Отчет предоставляется ежеквартально, до 10-го числа месяца следующего за отчетным кварталом. В исключительных случаях для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Республики Казахстан таможенные органы Республики Казахстан вправе требовать предоставление отчетов в иные сроки.
Требование о предоставлении отчета по условно выпущенным товарам оформляется в произвольной форме и подписывается руководителем таможенного органа Республики Казахстан.
Отчет должен быть представлен лицом, пользующимся условно выпущенными товарами в течение семи дней со дня предъявления письменного требования таможенного органа Республики Казахстан.
Лица, пользующиеся условно выпущенными товарами несут ответственность за непредставление таможенному органу Республики Казахстан отчетности и несоблюдение порядка ведения учета товаров в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
Должностные лица таможенных органов Республики Казахстан несут ответственность за достоверность и полноту учета условно выпущенных товаров, а также за своевременное принятие мер к лицам, нарушившим таможенное законодательство Республики Казахстан и неправомерно использовавшим условно выпущенные товары в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
 
Статья 452. Осмотр помещений и территорий
 
1. В целях проведения таможенного контроля должностные лица таможенных органов при предъявлении служебного удостоверения и предписания, подписанного руководителем таможенного органа, имеют право доступа (без права проведения досмотра и обыска) на территорию и в помещения, где находятся либо могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
2. В случае отказа доступа на территорию и в помещения должностные лица таможенных органов вправе входить на территорию и в помещения, за исключением жилых помещений, доступ в которые санкционируется прокурором, с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов. Лица, препятствующие доступу должностных лиц таможенных органов на территории и в помещения, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
В случаях, не терпящих отлагательства, действия, требующие санкции прокурора, могут быть произведены без таковой, но с последующим письменным уведомлением его в течение двадцати четырех часов. Получив указанное уведомление, прокурор проверяет законность произведенных действий и в случае их незаконности отменяет или снимает меры запретительно-ограничительного характера своим постановлением.
3. Если законодательными актами Республики Казахстан установлен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ проводится в порядке, определяемом этими законодательными актами.
4. Осмотр помещений и территорий, проводимый с целью подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, производится в местах временного хранения, на таможенных складах, свободных складах, в специальных экономических зонах, помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных настоящим Кодексом. Осмотр помещений и территорий производится при наличии информации об утрате товаров, их отчуждении либо распоряжении ими иным способом в нарушение требований и условий, установленных настоящим Кодексом, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки.
5. Осмотр помещений и территорий у лиц, не указанных в пункте 4 настоящей статьи, может проводиться таможенными органами при наличии информации о нахождении в таких помещениях или на территориях товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Казахстан с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, для проверки такой информации. По результатам осмотра составляется акт по форме, утверждаемой уполномоченным органом по вопросам таможенного дела, второй экземпляр которого вручается лицу, у которого производился осмотр.
6. Таможенными органами также осуществляется осмотр помещений и территорий на соответствие квалификационным требованиям и условиям, установленным статьями 89, 104, 130, 145, 246 настоящего Кодекса. По результатам осмотра составляется заключение по форме, определяемой уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
 
            В комментируемой статье описана процедура проведения таможенного контроля путем осмотра  помещений и территорий.
    Должностные лица таможенных органов на основании служебного удостоверения и предписания, подписанного руководителем таможенного органа, имеют право доступа в любые помещения и на любую территорию, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем.
Если законодательными актами Республики Казахстан установлен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ проводится в порядке, определяемом этими законодательными актами.
    Осмотр помещений и территорий, проводится с целью подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем и проведения в отношении товаров и транспортных средств осмотра, таможенного досмотра, в том числе условно выпущенных, обнаружения в грузовых помещениях транспортных средств тайников и  сокрытий и т.п., и производится непосредственно при таможенном оформлении либо на основе выборочной проверки, в местах временного хранения, на таможенных складах, свободных складах, в специальных экономических зонах, помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных таможенным законодательством. Также, осмотр помещений и территорий может производиться при наличии информации об утрате товаров, находящихся под таможенным контролем, их отчуждении либо распоряжении ими иным способом в нарушение требований и условий, установленных таможенным законодательством. В данных случаях должностные лица таможенных органов могут беспрепятственно входить в указанные помещения и территории.
    Осмотр помещений и территорий может проводиться  и в любых иных местах, не указанных в пункте 4 данной статьи. При этом, такой осмотр территорий и помещений проводиться должностными лицами таможенных органов на основании служебного удостоверения и предписания, подписанного руководителем таможенного органа при наличии информации о нахождении в таких помещениях или на территориях товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Казахстан с нарушением порядка, предусмотренного Таможенным кодексом, для проверки такой информации.
По результатам осмотра помещений и территорий составляется акт по форме, утвержденной Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 21 мая 2003 г. N 226,  второй экземпляр которого вручается лицу, у которого производился осмотр.
            Кроме этого, в соответствии с пунктом 6 комментируемой статьи осмотр помещений и территорий как форма таможенного контроля осуществляется должностными лицами таможенных органов при проведении таможенного контроля в части соблюдения лицензиатами квалификационных требований и условий, установленных статьями 89, 104, 130, 145, 246 Таможенного кодекса (владельцев мест временного хранения, складов временного хранения, таможенных и свободных складов, магазинов беспошлинной торговли). 
Комментируя пункт 6 данной статьи, следует отметить следующее.      В соответствии со ст. ст. 19, 23 Таможенного кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) одной из задач таможенных органов является обеспечение соблюдения таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. При этом таможенные органы вправе осуществлять лицензирование и контроль за деятельностью лицензиатов по обеспечению ими лицензионных требований в пределах компетенции, установленной Таможенным кодексом и законодательством Республики Казахстан о лицензировании.  
            Согласно ст. 430 Кодекса, таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении деятельности лиц в качестве таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, а также в отношении лиц, осуществляющих деятельность в рамках отдельных таможенных режимов (владельцев таможенных и свободных складов, магазинов беспошлинной торговли) и по оказанию таможенных услуг по временному хранению (склады временного хранения) в формах, установленных статьей 441 Кодекса, одной из которых и является осмотр помещений и территорий.
Квалификационные требования к вышеуказанным лицензируемым видам деятельности  в сфере таможенного дела должны соблюдаться на протяжении всего периода их деятельности, и в соответствии со ст. 430 Кодекса таможенными органами осуществляется таможенный контроль за деятельностью лицензиатов, в том числе и путем осмотра помещений и территорий на соответствие квалификационным требованиям и условиям, установленным статьями 89, 104, 130, 145, 246 Кодекса, по результатам которого составляется заключение по форме, утвержденной Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 21 мая 2003 г. N 226.
В свою очередь отдельный порядок проведения проверок участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела регламентирован главой 59 Кодекса. При этом проверка участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела осуществляется таможенными органами при наличии оснований о несоблюдении таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в порядке, установленном уполномоченным органом по вопросам таможенного дела с наличием предписания, зарегистрированного в органах прокуратуры в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В соответствии с п. 2 Правил проведения проверок участников внешнеэкономической деятельности и иной деятельности в сфере таможенного дела, утвержденных приказом Председателя АТК РК от 17.05.03 г. № 213, «под иной деятельностью в сфере таможенного дела» понимается деятельность, осуществляемая в соответствии с полученной лицензией на оказание определенного вида услуг в сфере таможенного дела (таможенный перевозчик, склад временного хранения, таможенный склад, свободный склад, магазин беспошлинной торговли, таможенный брокер). При этом требования, установленные Правилами проведения проверок участников внешнеэкономической деятельности и иной деятельности в сфере таможенного дела, утвержденных приказом Председателя АТК РК от 17.05.03 г. № 213, не распространяются на мероприятия, осуществляемые таможенными органами Республики Казахстан при проведении таможенного контроля в части соблюдения лицензиатами квалификационных требований, установленных Таможенным кодексом.
 
Глава 453. ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА
 
      Статья 453. Назначение таможенной экспертизы
 
1. Целью таможенной экспертизы является проведение исследований для определения качественного состава товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, для их правильной классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
2. Таможенная экспертиза может назначаться таможенными органами при невозможности определения должностными лицами таможенных органов качественного состава товара в случаях:
1) осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;
2) принятия предварительного решения;
3) выявления правонарушений в сфере таможенного дела.
3. Объектами таможенных экспертиз являются товары, сведения о товарах, содержащиеся в таможенных и иных документах, средства идентификации.
4. Таможенная экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий.
Основанием для проведения таможенной экспертизы являются:
1) направление на таможенную экспертизу - на стадии таможенного оформления и таможенного контроля или при принятии предварительного решения, а также по обращениям участников внешнеэкономической деятельности;
2) постановление о назначении таможенной экспертизы - по правонарушениям в сфере таможенного дела.
В направлении либо постановлении указываются:
1) основание для проведения таможенной экспертизы;
2) наименование таможенной лаборатории, где должна быть проведена таможенная экспертиза;
3) вопросы, поставленные перед экспертом;
4) материалы, предоставленные на рассмотрение эксперта.
5. Должностное лицо таможенного органа, назначившее таможенную экспертизу, обязано ознакомить декларанта с направлением либо постановлением о назначении таможенной экспертизы, разъяснить права и обязанности, предусмотренные статьями 375, 376 Таможенного кодекса Республики Казахстан. Отметка об ознакомлении декларанта делается на направлении либо постановлении и подписывается декларантом.
 
Таможенная экспертиза -  это исследование товаров, сведений о товарах, содержащиеся в таможенных и иных документах, средств  идентификации в таможенных целях экспертами таможенных лабораторий, обладающими специальными познаниями  в области науки, техники и т.д.
В соответствии с пунктом 1 настоящей статьи  целью таможенной экспертизы является проведение исследований для определения качественного состава товара. Качественный состав товара  означает  его компонентный состав, т.е. из каких компонентов состоит товар (например: химический состав). Таким образом, в случаях когда качественный состав товара не определён, а это является важным аспектом для  классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности,  назначается таможенная экспертиза.
Объектами таможенной экспертизы  являются товары, сведения о товарах, содержащихся в таможенных и иных документах, средства идентификации.   В соответствии со статьей 7 Таможенного кодекса Республики Казахстан товар  - это   имущество, перемещаемое через таможенную границу Республики Казахстан, включающее и транспортные средства, за исключением транспортных средств, предназначенных для международных перевозок. Сведения о товарах представляют собой документы, в которых указываются количество, наименование товаров и прочее.  К средствам идентификации относятся  запорно-пломбировочные устройства, индикаторные  пломбы, печати, штампы, маркировочные обозначения, логотипы и прочее.
Проведение таможенной экспертизы  поручается экспертам таможенных лабораторий,  обладающих  соответствующими знаниями для разрешения возникших вопросов.  Решение должностного лица таможенного органа  о назначении таможенной экспертизы в процессе таможенного оформления и таможенного контроля  товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, а также при  принятии предварительного решения относительно классификации товаров оформляется в виде направления. При выявлении правонарушений в сфере таможенного дела основанием для проведения таможенной экспертизы является постановление о назначении экспертизы. Направление или постановление о назначении таможенной экспертизы оформляется по форме, утвержденной приказом Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 14 мая 2003 года № 205. Направление или постановление  адресуется   таможенной лаборатории. Руководитель таможенной лаборатории  определяет эксперта, обладающего достаточной компетенцией (познаниями) для решения поставленных вопросов.
Качество заключения эксперта и оперативность выполнения экспертизы зависят от правильного отбора проб и образцов товаров и представления таможенных и иных документов в полном объеме, а также правильной постановки вопросов на разрешение экспертизы
В связи с чем,  для  назначения экспертизы должностное лицо таможенного органа должно подготовить необходимые материалы и осуществить отбор проб и образцов с соблюдением требований  Правил  отбора проб и образцов, утвержденных Приказом Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 14 мая 2003 года № 205.
 
Статья 454. Порядок проведения таможенной экспертизы
 
1. Таможенная экспертиза проводится как в помещении таможенной лаборатории, так и вне, если это необходимо по характеру исследования либо в силу невозможности доставить объект исследования на экспертизу. Эксперт приступает к производству таможенной экспертизы только по письменному распоряжению руководителя таможенной лаборатории.
2. По результатам таможенной экспертизы выдается заключение эксперта.
      3. Порядок проведения таможенной экспертизы в таможенных лабораториях и форма заключения утверждаются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
Статья 454 Таможенного кодекса Республики Казахстан определяет порядок проведения таможенной экспертизы.
Исследования, проводимые в таможенных целях, могут осуществляться как в помещениях таможенных лабораторий, так и в других местах.
Например, в случае, когда в таможенных лабораториях не имеется необходимых технических средств исследование проводится в других экспертных учреждениях, а также когда товар не может быть доставлен в таможенную лабораторию (не позволяют его габариты или другие характеристики).
Эксперту поручается проведение экспертизы только по письменному распоряжению руководителя таможенной лаборатории.
   В соответствии со статьей 392 Таможенного кодекса Республики Казахстан выпуск товаров может производиться до получения результатов таможенной экспертизы при условии, что декларантом предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения таможенной экспертизы. Выпуск товаров не производится только в случае обнаружения таможенными органами признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться меры нетарифного регулирования и декларантом не представлены доказательства, подтверждающие их соблюдение.
Выводы  экспертов оформляются в виде  заключения эксперта по форме,  утвержденной приказом Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 14 мая 2003 года №205.  Порядок оформления заключения эксперта регламентируется статьей 456 Таможенного кодекса  Республики Казахстан.
Порядок, сроки проведения таможенной экспертизы в таможенных  лабораториях установлены в Правилах проведения таможенной экспертизы в таможенных  лабораториях, утвержденных приказом Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 14 мая 2003 года №205.
 
Статья 455. Права и обязанности эксперта
 
1. Эксперт вправе:
1) отказаться от проведения экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне его компетенции;
2) отказаться от дачи ответов на вопросы, не входящие в его компетенцию;
3) заявить ходатайство о предоставлении дополнительных материалов, необходимых для проведения таможенной экспертизы.
2. Эксперт обязан:
1) знакомиться с материалами, относящимися к таможенной экспертизе;
2) давать консультации участникам внешнеэкономической деятельности по вопросам таможенной экспертизы;
3) включать в заключение выводы об обстоятельствах, имеющих значение для дела, по поводу которых не были поставлены вопросы;
4) проводить исследования представленных на таможенную экспертизу проб и образцов товаров и представлять заключение на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований;
5) являться для разъяснения или дополнения данного им заключения по вызову лица, в производстве или рассмотрении которого находится дело о правонарушениях в сфере таможенного дела;
6) не разглашать сведения, полученные в результате таможенной экспертизы.
3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей эксперт несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
 
Нормами   настоящей статьи регламентируются права, обязанности и ответственность таможенных экспертов в процессе проведения ими таможенных экспертиз.
 За нарушение сроков проведения экспертизы и недобросовестного отношения к служебным обязанностям, не влекущее уголовной ответственности, эксперт может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
 
Статья 456. Заключение эксперта
 
1. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.
2. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования и обоснованные ответы на поставленные вопросы.
3. В случаях необходимости производства сложных экспертных исследований по решению руководителя таможенной лаборатории проводится комиссионная экспертиза, которая поручается нескольким экспертам одной специальности. При разногласиях между экспертами каждый из них или часть экспертов вправе представить отдельное заключение.
4. При необходимости проведения таможенной экспертизы экспертами различных специальностей в пределах своей компетенции назначается комплексная экспертиза. Каждый эксперт подписывает ту часть заключения, по которой проводил таможенную экспертизу.
5. При невозможности дачи заключения по представленным материалам эксперт письменно сообщает об этом таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу, с указанием мотивов отказа.
 
 Настоящая статья определяет порядок оформления заключения эксперта. Заключение эксперта составляется в письменной форме от имени эксперта, проводившего экспертизу. В заключении должна быть изложена суть проведенных исследований, сделанные на основании результатов исследований выводы и обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы.
Эксперт обязан включать в заключение выводы об обстоятельствах, имеющих значение для дела, по поводу которых не были поставлены вопросы.
Заключение эксперта, как правило, состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов. В вводной части указываются:  наименование, вид экспертизы; основания для проведения экспертизы (направление, постановление таможенных органов, обращение участника внешнеэкономической деятельности); представленные  на экспертизу материалы; вопросы, поставленные перед экспертом. В исследовательской части дается описание процесса проведения экспертизы и его результатов, научное обоснование установленных фактов, применение методов и технических приемов.  В заключительной части в выводах эксперта должны даваться конкретные ответы на поставленные вопросы и последовательность ответов должна соответствовать последовательности вопросов. В случаях невозможности ответа на поставленные вопросы, должны быть указаны причины. Выводы должны излагаться четко и ясно во избежание их двойственного толкования.
Назначение нескольких экспертов (комиссии)  для проведения экспертизы возможно  при большом количестве исследуемых объектов, образцов, особой сложности исследований. При наличии единого комиссионного мнения  эксперты  дают  одно общее заключение, при отсутствии единого вывода – каждый свое заключение.
Разрешение вопросов, относящихся к нескольким отраслям  науки, техники одновременно, может быть поручено нескольким экспертам различных специальностей. Такая экспертиза является комплексной.
В случаях, когда по представленным  материалам  проведение экспертизы не возможно, эксперт уведомляет об отказе таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу.
 
Статья 457. Дополнительная и повторная таможенная экспертиза
 
1. Дополнительная таможенная экспертиза назначается по вновь открывшимся обстоятельствам. Производство дополнительной таможенной экспертизы может быть поручено эксперту, выполнявшему первичную экспертизу, или другому эксперту.
2. Повторная таможенная экспертиза назначается для исследования тех же объектов и решения тех же вопросов в случаях, когда предыдущее заключение было обжаловано декларантом. В направлении или постановлении при назначении повторной таможенной экспертизы должны быть указаны мотивы несогласия с результатами предыдущей экспертизы.
3. Производство по повторной таможенной экспертизе осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
 
В случаях недостаточной ясности и полноты результатов экспертизы таможенными органами может назначаться дополнительная экспертиза объекта, по которому уже проводилась экспертиза.  Проведение такой экспертизы может быть поручено тому же  или другому эксперту. 
230.                  Если заключение эксперта недостаточно обосновано либо его правильность вызывает сомнение, для исследования тех же объектов и решения тех же вопросов может быть назначена повторная экспертиза, производство которой поручается другому эксперту либо  комиссии экспертов, в которую не входит эксперт (эксперты), проводивший (проводившие) предыдущую (первоначальную) экспертизу.
При проведении повторной экспертизы  первоначальное заключение эксперта аннулируется, о чем письменно уведомляется лицо, назначившее повторную экспертизу.
 
Статья 458. Отбор проб и образцов товаров
 
1. Таможенные органы вправе отбирать пробы и образцы товаров с целью проведения экспертизы в таможенных лабораториях.
2. Пробы и образцы отбираются в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования согласно нормативно-технической документации, предусматривающей нормы отбора проб и образцов. Об отборе проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем, составляется акт по форме, установленной уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
3. Декларант принимает участие при отборе проб и образцов товаров должностными лицами таможенных органов. Декларант обязан оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при отборе проб и образцов товаров, в том числе осуществлять за свой счет грузовые и иные операции, необходимые для отбора проб и образцов.
В отсутствие декларанта пробы и образцы товаров могут отбираться таможенными органами в случае его неявки по истечении десяти календарных дней после представления товаров, а также при обстоятельствах, не терпящих отлагательства. В таких случаях отбор проб и образцов товаров осуществляется в присутствии двух понятых с составлением акта об отборе проб и образцов товаров.
4. По окончании таможенной экспертизы пробы и образцы возвращаются декларанту, за исключением случаев, когда такие пробы и образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 
В целях проведения исследования товара физико-химическими методами необходимо правильно осуществить отбор проб или образцов товаров,  обладающих  характеристиками всей партии товара.
Порядок отбора проб и образцов товаров для проведения исследований установлен  Правилами отбора проб и образцов товаров, утвержденными приказом Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 14 мая 2003 года № 205.
   Проба - оптимально необходимая часть товара, характеризирующая состав и свойства всего объема исследуемого товара.
Образец - единица продукции, полностью описывающая структуру, состав и свойства всей партии (серии) продукции.
Количество отбираемых для проведения экспертизы проб и образцов определяется  нормативными документами по стандартизации на исследуемый  товар. Под нормативными документами по стандартизации  в соответствии с Законом Республики Казахстан «О техническом регулировании» подразумеваются стандарты: международные, региональные государственные, национальные. 
Отбор проб  и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы осуществляется должностными лицами таможенных органов.
Декларант  участвует при  отборе проб и образцов товаров. Он обязан оказывать содействие  должностным лицам таможенных органов при процедуре отбора проб и образцов: осуществлять за свой счет распаковку товаров, взвешивать товары и осуществлять другие необходимые операции.
В случае неявки декларанта по истечении десяти дней после представлении товара таможенному органу, либо при обстоятельствах, не терпящих отлагательства,  допускается  отбор проб и образцов в его отсутствие с обязательным присутствием двух понятых, незаинтересованных в результатах таможенной экспертизы. В обязанность понятых входит наблюдение за совершаемыми операциями с последующим удостоверением в акте отбора проб и образцов товаров самого факта их осуществления, содержания произведенных действий. Понятые могут   в процессе отбора проб и образцов товаров делать замечания, заявления, которые отражаются  в акте отбора.
К обстоятельствам, не терпящим отлагательства, относятся угроза национальной безопасности, жизни и здоровью человека, животным и растениям, окружающей природной среде и т.п.
Пробы и образцы товаров возвращаются декларанту, если они полностью не были израсходованы при исследовании. О возврате проб и образцов товаров делается отметка в специальном журнале.
 
 
 
 
Глава 59. ПРОВЕРКА УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
 
Статья 459. Проверка участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела
1. Проверка участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела - проверка, осуществляемая таможенными органами, исполнения таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы. Проверки участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела подразделяются на виды и производятся по основаниям, предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения проверок участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела определяется уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
2. При необходимости проверка участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела может проводиться таможенными органами с привлечением других государственных органов.
3. Проверки внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела подразделяются на следующие виды:
1) плановая - заранее запланированная проверка конкретного участника внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела. Плановая проверка назначается по следующим основаниям:
предоставление и подтверждение статуса отнесения участника внешнеэкономической деятельности к категории минимального риска в соответствии со статьей 470 настоящего Кодекса;
соблюдение ограничений и условий по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;
соблюдение условий и требований таможенных режимов;
соблюдение валютного законодательства Республики Казахстан;
соблюдение условий лицензий, выданных уполномоченным органом по вопросам таможенного дела;
официальные обращения органов государственного контроля (надзора);
применение профилактических мер для предупреждения риска;
2) внеплановая - проверка, назначаемая по следующим основаниям:
получение сведений, свидетельствующих о нарушении требований таможенного законодательства Республики Казахстан, представленных органами государственного контроля (надзора), а также по результатам анализа информации, содержащейся в базах и банках данных уполномоченного органа по вопросам таможенного дела и органов государственного контроля (надзора);
проверка сведений, полученных в результате информационного обмена с налоговыми, таможенными и правоохранительными органами иностранных государств;
случаи, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан;
3) рейдовая - проверка, осуществляемая правоохранительными и иными государственными органами Республики Казахстан совместно с таможенными органами;
4) встречная - проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении проверок у таможенных органов возникает необходимость в получении дополнительной информации, связанной с указанными лицами, с целью подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым субъектом;
5) документальная - проверка, не требующая оформления предписания и осуществляемая непосредственно таможенными органами на основе изучения и анализа сведений, содержащихся в грузовых таможенных декларациях, товаросопроводительных и иных документах, представленных участниками внешнеэкономической деятельности при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Документальная проверка осуществляется непосредственно по местонахождению таможенного органа.
 
            Одной из основных задач возложенных на таможенные органы является  проведение полноценного таможенного контроля.
Одной из форм таможенного контроля является проверка таможенной декларации, документов и сведений после выпуска товара, а также    точности и достоверности сведений, указанных в таможенных декларациях, путем изучения бухгалтерских книг, счетов, систем бизнеса и всех относящихся к делу коммерческих данных, имеющихся у того или иного лица или компании.
Таможенными органами также проводится проверка иной   деятельности, контроль за исполнением которой возложен на таможенные органы. К иной деятельности относится  деятельность, подлежащая лицензированию в сфере таможенного дела, включая: оказание услуг по хранению товаров на складах временного хранения, таможенных и свободных складах, по перевозке товаров под таможенным контролем, совершении действий по таможенному оформлению, предварительным операциям и другим посредническим действиям в сфере таможенного дела, а также деятельность магазинов беспошлинной торговли.
Учитывая, что таможенные органы обеспечивают не только соблюдение таможенного законодательства, но и иного законодательства (налоговое, лицензионное, инвестиционное  и т.д.), осуществляют радиационный, экспортный, валютный, экологический  контроль, обеспечивают в пределах своей компетенции суверенитет и экономическую безопасность Республики Казахстан, а также меры по защите национальной безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды, к проведению проверок таможенные органы могут привлекать иные государственные органы.
До начала проверки таможенные органы проводят подготовительную работу по сбору предварительной информации об участниках внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела и при наличии оснований о несоблюдении таможенного и иного законодательства Республики Казахстан осуществляют проверку. Для определения объекта проверки таможенные органы исходят из принципа выборочности таможенного контроля, а также используют оценку и управление рисками, предусмотренными главой 60 настоящего Кодекса.
При анализе предварительной информации  используются следующие сведения:
-- неоднократное заявление таможенной стоимости товара, существенно отличающейся от сложившегося среднего уровня цен на такие товары в конкретном таможенном органе, с учетом количества в партии, условий поставки, марки, производителя и т.д.;
-         нарушение таможенных правил Республики Казахстан, в том числе:
не соблюдение ограничений и условий по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;
-   несоблюдение условий и требований таможенных режимов;
-   несоблюдение валютного законодательства Республики Казахстан;
- несоблюдение условий лицензий, выданных уполномоченным органом по вопросам таможенного дела;
-- информация о выявленных рисках на основе анализа системы управления рисками;
- наличие информации о несоблюдении лицом таможенного законодательства и иного законодательства от иных государственных и контролирующих органов.
 
Данной статьей регламентированы виды проверок:
- плановая
- внеплановая
- рейдовая
- встречная
-         документальная
За исключением документальной проверки все другие виды проверок  проводятся на территории проверяемого объекта.
Пунктом 3 настоящей статьи регламентированы основания для проведения того или иного вида проверки. Никакие другие причины не могут являться основанием для проведения проверки участников внешнеэкономической и иной деятельности.
 
Статья 459-1. Периодичность проведения проверок участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела
1. Проверки участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела осуществляются таможенными органами со следующей периодичностью:
1) плановые - не чаще одного раза в год в отношении конкретного участника внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела;
2) рейдовые - в соответствии со сроками, установленными правоохранительными и иными государственными органами Республики Казахстан.
2. Ограничения не предусматриваются в следующих случаях:
1) при проведении внеплановых проверок - указанные проверки назначаются: при получении сведений, свидетельствующих о нарушении требований таможенного законодательства Республики Казахстан, представленных органами государственного контроля (надзора), а также по результатам анализа информации, содержащейся в базах и банках данных уполномоченного органа по вопросам таможенного дела и органов государственного контроля (надзора); для проверки сведений, полученных в результате информационного обмена с налоговыми, таможенными и правоохранительными органами иностранных государств, а также в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан;
2) при проведении встречных проверок - указанные проверки затрагивают отдельные вопросы взаимосвязи проверяемого субъекта и третьего лица;
3) при проведении документальных проверок - указанные проверки осуществляются таможенными органами путем повторной проверки таможенной декларации и документов, предъявленных для целей таможенного оформления, находящихся в распоряжении таможенного органа.
3. Периодичность проверок участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, являющихся субъектами малого предпринимательства, определяется в соответствии с законодательством Республики
 
 
В данной статье регламентирована периодичность проведения плановых проверок. В соответствии с положениями данной статьи в отношении конкретного участника внешнеэкономической и иной  деятельности можно в год проводить только одну плановую проверку.
В отношении других видов проверки ограничения по периодичности не установлены.
Так,
- рейдовые проверки проводятся по инициативе иных государственных и правоохранительных органов Республики Казахстан, с привлечением сотрудников таможенных органов.
     - внеплановая проверка проводится оперативно для проверки поступающей оперативной информации, данных полученных в результате информационного обмена, аналитической обработки данных, сведений, поступающих от иных государственных  органов, в целях исполнения постановлений о проведении проверок от иных правоохранительных органов.
     - встречную проверку запланировать невозможно, так как необходимость проведения встречной проверки определяется только на этапе проведения проверки другого лица с целью дополнительной проверки полученных сведений. Здесь необходимо отметить, что встречную проверку возможно назначить не только в отношении участника внешнеэкономической деятельности, но и иного лица, связанного с проверяемым лицом хозяйственными связями для выяснения достоверности сведений, представленных проверяемым субъектом.
     - документальная проверка проводится в соответствии с системой анализа и управления рисками (гл. 60 настоящего Кодекса) на постоянной основе в отношении категорий риска, установленных статьей 469 настоящего Кодекса.
В отношении субъектов малого предпринимательства периодичность  проведения проверок определяется постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 июня 2003 года № 572 «Об утверждении Правил проведения государственными органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства». Так, в соответствии  с пунктом 8-1 статьи 2 данного постановления:
Субъекты малого предпринимательства численностью до 10 человек могут проверяться государственными контролирующими органами не чаще одного раза в три года, за исключением налоговых органов, а также по возбужденным уголовным делам.
Проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства производятся уполномоченными государственными органами не чаще одного раза в год, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.
Критерии отнесения предпринимателя к субъектам малого предпринимательства регламентированы Законом Республики Казахстан от 19 июня 1997 года № 131-I «О государственной поддержке малого предпринимательства».
Так, в соответствии  со статьей 3 названного Закона:
Субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя.
Субъектами малого предпринимательства могут быть индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, а также юридические лица в следующих организационно-правовых формах:
полное товарищество;
коммандитное товарищество;
товарищество с ограниченной ответственностью;
товарищество с дополнительной ответственностью;
производственный кооператив.
Субъекты малого предпринимательства, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота.
Субъектами малого предпринимательства не могут быть признаны физические лица без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие:
деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции (кроме производства ювелирных изделий из золота, платины, серебра);
деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса;
деятельность в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и управления качеством;
банковскую деятельность и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.
 
Статья 460. Предписание для проведения проверки участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела
1. Проверка участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела проводится с представлением предписания, выданного уполномоченным органом по вопросам таможенного дела или территориальным подразделением уполномоченного органа по вопросам таможенного дела либо таможней.
2. Предписание должно быть подписано руководителем таможенного органа или лицом, его замещающим, заверено гербовой печатью, зарегистрировано в специальном журнале в соответствии с порядком, установленным уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
3. Предписание должно быть зарегистрировано в органах прокуратуры в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
4. Предписание таможенного органа должно содержать следующие реквизиты:
1) дату и номер регистрации предписания в таможенном органе;
2) наименование таможенного органа, вынесшего предписание;
3) полное наименование участника внешнеэкономической и иной деятельности;
4) регистрационный номер налогоплательщика;
5) цель проверки;
6) должность, фамилию, имя, отчество проверяющих лиц таможенного органа;
7) срок проведения проверки;
8) проверяемый период.
5. На основании одного предписания может проводиться только одна проверка участника внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.
6. В случае продления сроков проверки, предусмотренных пунктом 2 статьи 462 настоящего Кодекса, оформляется дополнительное предписание, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего предписания.
 
По завершении подготовительной работы территориальное подразделение уполномоченного органа по вопросам таможенного дела составляет план проверки, на основании которого оформляется предписание на проведение проверки.
Если проверка осуществляется структурными подразделениями уполномоченного органа по вопросам таможенного дела, то предписание подписывается руководителем уполномоченного органа по вопросам таможенного дела либо лицом его замещающим. Если проверка осуществляется территориальными таможенными органами, предписание на проведение проверки подписывается первым руководителем, либо лицом, его замещающим.
Предписание должно быть заверено гербовой печатью и зарегистрировано в специальном журнале регистрации предписаний на проведение проверок, оформленном согласно приказа Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 17 мая 2003 года № 213 «О проверках участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела»
Предписание необходимо для проведения всех видов проверок  за исключением документальных. Документальная проверка не требует оформления предписания и осуществляется непосредственно по местонахождению таможенного органа.
Далее предписания регистрируются в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее-КПСиСУ) и (или) его территориальных органах в соответствии с Приказом Генерального прокурора РК от 1 марта 2004 года № 12 «Об утверждении Инструкции о представлении, регистрации и ведении информационных учетных документов всех проверок деятельности хозяйствующих субъектов». Предписание на проведение проверки представляется в КПСиСУ в двух экземплярах (оригинал и копия). После его регистрации оригинал предписания незамедлительно возвращается таможенному органу. Копия акта остается в КПСиСУ. Одновременно с предписанием о назначении проверки в КПСиСУ представляется оформленная надлежащим образом карточка ф.1-П.
Сотрудник таможенного органа должен иметь при себе необходимые нормативные правовые акты, имеющие отношения к проверке и подтверждающие полномочия органа, назначившего проверку.
В соответствии с названным Приказом в КПСиСУ регистрируются все документы (постановление, предписание, приказ, задание, направление и так далее), контролирующего органа, являющейся основанием для проведения проверки деятельности хозяйствующего субъекта.
 В случае продления сроков проверки в соответствии с пунктом 2 статьи 462 Таможенного кодекса, таможенным органом оформляется дополнительное предписание, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего предписания.
 
Статья 461.Начало проведения проверки участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела
 
1. Началом проверки считается момент вручения участнику внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела предписания с обязательным предъявлением служебного удостоверения.
2. Отказ участника внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела от получения предписания, оформленного в соответствии с законодательством Республики Казахстан, не является основанием для отмены проверки.
3. В период осуществления проверки не допускается внесение участником внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела изменений и дополнений в проверяемые документы.
 
Предписание вручается участнику внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, либо его законному представителю. В случае отказа проверяемого субъекта либо его законного представителя в принятии предписания, должностным лицом территориального подразделения уполномоченного органа по вопросам таможенного дела в произвольной форме составляется акт об отказе в принятии предписания проверяемым субъектом либо его представителем, в присутствии двух понятых.
В случае продления сроков проверки в соответствии с пунктом 2 статьи 462 Таможенного кодекса, проверяемый субъект или его законный представитель уведомляется в течение 3 рабочих дней о продлении сроков проверки.
Уполномоченное лицо проверяемого лица вправе отказаться от подписания акта об отказе, дав письменное объяснение о причине отказа. Отказ от получения предписания о назначении проверки не является основанием для отмены проверки.
При осуществлении плановой проверки субъекта малого предпринимательства  в соответствии с  Законом Республики Казахстан от 19 июня 1997 года № 131-I «О государственной поддержке малого предпринимательства» о начале плановой проверки таможенный орган обязан известить субъект малого предпринимательства, подлежащий проверке в срок не позднее двух недель до начала проверки.
 
Статья 462. Сроки проведения проверок участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела
 
1. Срок проведения проверок участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, указываемый в предписании, не должен превышать тридцать рабочих дней с момента вручения предписания, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
2. При проведении проверок участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, имеющих структурные подразделения за пределами зоны деятельности таможенного органа, осуществляющего проверку, сроки проведения проверок могут быть продлены до шестидесяти рабочих дней.
3. Срок проведения проверки участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела приостанавливается на периоды времени между моментами вручения участнику внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела требований таможенного органа о представлении документов и представления им запрашиваемых документов, а также на момент получения сведений и документов по запросу таможенного органа.
 
Срок проведения проверки указывается в предписании на проведение проверки. Срок проверки не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания и может быть продлен до шестидесяти рабочих дней, если проверяемое лицо имеет структурные подразделения (филиалы, представительства и т.п.) за пределами зоны деятельности таможенного органа, либо на период времени, необходимый проверяемому лицу для предоставления таможенному органу требуемых для проведения проверки документов. Такой период времени фиксируется с даты вручения проверяемому лицу, либо его представителю соответствующего требования таможенного органа до даты получения им документов по данному требованию.
При осуществлении плановой проверки субъекта малого предпринимательства  в соответствии с  Законом Республики Казахстан от 19 июня 1997 года № 131-I «О государственной поддержке малого предпринимательства» срок проведения проверок, указываемый в предписании о назначении  проверок, не должен превышать 15 календарных дней.
 
Статья 463. Допуск должностных лиц таможенного органа на территорию или в помещение для проведения проверки участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела
 
1. Участник внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела обязан обеспечить допуск должностных лиц таможенного органа на территорию или в помещение (кроме жилых помещений) в соответствии со статьей 452 настоящего Кодекса.
2. При отказе обеспечить доступ должностных лиц таможенного органа, проводящих проверку, на указанные территории или в помещения (кроме жилых помещений) составляется протокол.
3. Протокол подписывается должностными лицами таможенного органа, проводящими проверку, и участником внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела в присутствии двух понятых. При отказе от подписания указанного протокола участник внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела обязан дать письменное объяснение о причине отказа.
4. Участник внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела имеет право отказать должностным лицам таможенного органа в допуске на территорию или в помещение для проведения проверки либо не представлять им документы в случаях, если:
1) предписание не вручено либо не оформлено в установленном порядке;
2) сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли;
3) данные должностные лица таможенных органов не указаны в предписании;
4) должностные лица не имеют специального допуска на территорию или в помещения, если для доступа на территорию или в помещения, подлежащие проверке, согласно законодательству Республики Казахстан, он необходим;
5) запрашиваемая документация не относится к проверяемому периоду.
 

<< Пред. стр.

стр. 20
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>