<< Пред. стр.

стр. 21
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Данная статья регламентирует обязанность проверяемых лиц предоставления доступа должностным лицам таможенных органов на территории, либо в помещения (кроме жилых) при проведении проверки, а также основания для отказа в таком доступе.
При этом данной статьей определяются действия должностных лиц в случае необоснованного отказа проверяемых лиц в допуске на территории либо помещения.
С учетом ссылки на статью 452 Таможенного кодекса должностные лица таможенных органов имеют право доступа на названные территории и в помещения в случае необоснованного отказа проверяемого лица с пресечением сопротивления и вскрытием запорных устройств.
Порядок действий сотрудников таможенных органов в таких случаях регламентируется указанной статьей.
 
Статья 464. Полномочия должностных лиц таможенного органа при проведении проверки участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела
 
1. При проведении проверки участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела должностные лица таможенных органов вправе:
1) проверять наличие и осуществлять таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
2) проверять документы, относящиеся к внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела;
3) получать от лиц документы, справки, письменные и устные объяснения, касающиеся осуществления внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела;
4) опечатывать помещения, в которых имеются товары и транспортные средства;
5) осуществлять изъятие документов, касающихся внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела и свидетельствующих о совершении правонарушений в сфере таможенного дела, в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан. Изъятие производится после предоставления возможности участнику внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела снятия копий изымаемых документов.
2. Изъятые документы возвращаются в порядке и сроки, которые установлены законодательством Республики Казахстан.
   3. Опечатывание и изъятие осуществляются в исключительных случаях, когда непринятие указанных мер может привести к сокрытию правонарушения в сфере таможенного дела.
 
В случае, если в ходе проверки выявляются документы, свидетельствующие о совершении правонарушения в сфере таможенного дела, должностные лица таможенного органа осуществляют изъятие документов. 
Проверяемый субъект либо его представитель вправе произвести копирование изъятых документов, которые должны быть помещены в дела вместо изъятых оригиналов документов, о чем должностным лицом таможенного органа делается отметка в акте изъятия документов.
Изъятые документы должны быть пронумерованы и прошнурованы.
Акт изъятия документов подписывается должностными лицами территориального подразделения уполномоченного органа по вопросам таможенного дела и проверяемым субъектом либо его законным представителем. В случае отказа проверяемого субъекта либо его законного представителя от подписания акта изъятия документов об этом делается соответствующая запись.
Акт изъятия документов составляется в двух экземплярах, из которых первый экземпляр приобщается к материалам проверки, а второй экземпляр вручается проверяемому субъекту либо его законному  представителю.
Возврат изъятых документов проверяемому лицу либо его законному представителю производится, в порядке установленном статьей 628 КОАП после рассмотрения дела о совершении правонарушения в соответствии с вынесенным постановлением.
При осуществлении плановой проверки субъекта малого предпринимательства  в соответствии с  Законом Республики Казахстан от 19 июня 1997 года № 131-I «О государственной поддержке малого предпринимательства» изъятие и выемка подлинных бухгалтерских и иных документов запрещается. В исключительных случаях они допускаются как мера пресечения совершаемого правонарушения либо в качестве доказательств по уголовному делу.
 
Статья 465. Завершение проверки участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела
 
1. По завершении проверки должностными лицами таможенного органа составляется акт проверки с указанием:
1) места проведения проверки, даты составления акта;
2) должности, фамилии, имени, отчества должностных лиц таможенного органа, проводивших проверку;
3) фамилии, имени, отчества либо полного наименования участника внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела;
4) места нахождения, банковских реквизитов участника внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела;
5) фамилии, имени, отчества руководителя и должностных лиц участника внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, ответственных за ведение таможенной и финансовой отчетности, уплату таможенных платежей и налогов, взимаемых таможенными органами;
6) сведений о предыдущей проверке и принятых мерах по устранению ранее выявленных нарушений таможенного законодательства Республики Казахстан;
7) сведений о документах, представленных участником внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела для проверки;
8) подробного описания выявленных правонарушений в сфере таможенного дела со ссылкой на соответствующие нормы законодательного акта Республики Казахстан;
9) результатов проверки участника внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.
2. Завершением срока проверки считается день вручения участнику внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела акта проверки.
3. В случае, если по завершении проверки не установлены нарушения таможенного законодательства Республики Казахстан, в акте проверки производится соответствующая запись.
4. К акту проверки прилагаются копии документов, расчеты и другие материалы, полученные в ходе проверки.
5. Акт проверки составляется в трех экземплярах, подписанных должностными лицами таможенного органа, проводившими проверку.
6. Акт проверки регистрируется в специальном журнале регистрации актов проверок, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью таможенного органа.
    7. Один экземпляр акта проверки вручается участнику внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела под роспись или иным способом, подтверждающим факт получения акта проверки.
8. В случае несогласия участника внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела с результатами проверки руководителем или уполномоченным должностным лицом участника внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела в акте проверки производится соответствующая запись.
 
Статья 465 регламентирует порядок завершения проверки участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.
Если проверка проводилась по поручению правоохранительных или иных государственных органов, для информирования о результатах проверки органа, назначившего проверку, копия акта проверки, заверенная таможенным органом, направляется этому органу.
Акт проверки регистрируется в Журнале учета актов проверок внешнеэкономической и иной деятельности по установленной форме, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью таможенного органа.
 
Статья 466. Решение по результатам проверки участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела
 
1. По завершении проверки участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела таможенным органом на основе отраженных в акте проверки результатов выносится уведомление о начисленных суммах таможенных платежей, налогов и пени по форме, предусмотренной статьей 350 настоящего Кодекса.
2. Уведомление направляется участнику внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 350 настоящего Кодекса.
3. Участник внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, получивший уведомление о начисленных суммах таможенных платежей, налогов и пени, обязан исполнить его в сроки, установленные статьей 350 настоящего Кодекса.
4. Участник внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела имеет право обжаловать результаты проверки в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
 
Комментируемая статья устанавливает, что по результатам проверки внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела на основе акта проверки результатов, таможенный орган выносит уведомление о начисленных суммах таможенных платежей, налогов и пени. Форма уведомления утверждена Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 7 мая 2003 года N 185 Об утверждении формы уведомления о погашении задолженности и пени
Уведомление должно быть направлено участнику внешнеэкономической и иной деятельности не позднее одного месяца со дня установления факта возникновения задолженности.
Уведомление должно быть вручено участнику внешнеэкономической и иной деятельности лично под роспись или иным способом, подтверждающий факт отправки и получения уведомления.
Срок исполнения требований, содержащихся в уведомлении, составляет не более 10 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения уведомления, за исключением случаев обжалования плательщиком такого уведомления.
Обжалование уведомления производится в порядке и сроки, установленные разделом 15 Таможенного кодекса РК ( см. комментарий к разделу 15) .
 
Статья 467. Аудит в сфере таможенного дела
 
Аудит в сфере таможенного дела осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 
Проведение аудита в сфере таможенного дела осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года № 304-I «Об аудиторской деятельности»
Аудиторская деятельность есть предпринимательская деятельность аудиторов и аудиторских организаций по проведению аудита финансовой отчетности.
Аудит представляет собой проверку финансовой отчетности юридических лиц (далее - аудируемые субъекты) с целью выражения независимого мнения о достоверности и объективности составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан.
Видами аудита являются обязательный аудит и инициативный аудит.
В сфере таможенного дела проводится инициативный аудит.
Инициативный аудит проводится по инициативе аудируемого субъекта с учетом конкретных задач, сроков и объемов аудита, предусмотренных договором на проведение аудита между аудируемым субъектом и аудитором, аудиторской организацией.
 
 
Глава 60. ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
 
Статья 468. Общие понятия и цели применения управления рисками
 
1. Риск - степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства Республики Казахстан, которая может привести к убыткам для государства.
Оценка риска - систематическое определение приоритетов управления риском путем оценки и сравнения уровня риска со стандартами, определенными предварительно.
Управление риском - техника применения профилактических мер, позволяющих определить методы контроля для предупреждения риска.
2. Целями применения управления рисками являются:
1) сосредоточение внимания на сферах повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
2) увеличение возможностей по выявлению правонарушений в сфере таможенного дела;
3) создание участникам внешнеэкономической деятельности, соблюдающим таможенное законодательство Республики Казахстан, благоприятных условий для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан.
 
В соответствии с положениями Киотской конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур 1999 года «Управление рисками – это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню» (Kyoto Convention (1999), General Annex, Chapter 6, Guidelines on Customs Controls, p.36).
Построение таможенного контроля на принципах управления рисками означает, что при проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Республики Казахстан, что позволит таможенным органам:
- сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;
- увеличить возможности по выявлению и прогнозированию  нарушений таможенного законодательства Республики Казахстан;
- оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность с соблюдением таможенного законодательства Республики Казахстан и соблюдающим таможенное законодательство Республики Казахстан;
- ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан;
 
Статья 469. Категории рисков
 
К категориям риска могут относиться следующие объекты:
1) виды товаров;
2) код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
3) страна происхождения товаров;
4) страна отправления товаров;
5) страна назначения товаров;
6) транспортное средство;
7) таможенная стоимость;
8) маршрут перемещения товаров;
9) участник внешнеэкономической деятельности;
10) документы, предъявленные для таможенного оформления.
 
231.                 Категория риска это определенные объекты анализа, изучение которых позволит определить причины и условия возникновения рисков. Использование имеющихся в таможенном органе сведений по каждой категории риска позволит выявить риски, провести оценить последствия, разработать мероприятия направленные на уменьшение рисков.
232.                 Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный. Выявленный риск является фактом, то есть известным риском, когда  нарушение законодательства Республики Казахстан уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте. Потенциальный риск – это риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют.
233.                 Выявление рисков по каждой категории производится на основании индикаторов риска.
234.                 Индикаторы риска это определенные критерии с заданными заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля.
235.                 Например,
236.                 категория риска - виды товаров
237.                 Таким образом, объектом анализа являются определенные виды товаров (продукты питания, мебель, товары народного потребления, оборудование…)
238.                 Таможенным органом проводится сбор информации:
-         по какому виду товаров выявлено наибольшее количество правонарушений;
-         какова величина потерь по таможенным платежам и налогам;
-         каковы основные виды правонарушений по каждому виду товаров и т.д.
239.          Определяются индикаторы риска, то есть те количественно определимые показатели, отклонение от которых указывает на возможность нарушения таможенного законодательства. (например, ввоз одним лицом более чем 3-х видов товаров или предъявление к таможенному оформлению товаров одного вида без сертификатов происхождения, сертификатов соответствия, качества и т.п.).
240.          В зависимости от степени отклонения завозимого товара от установленного индикатора таможенным органом будет применяться та или иная форма таможенного контроля:
-         отсутствие досмотра
-         обязательная экспертиза
-         проведение пост-таможенного контроля
-         обязательное сопровождение
-         и т.д.
 
Статья 470. Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками
 
1. Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела производит сбор, обобщение и анализ статистической и оперативной информации о совершении правонарушений в сфере таможенного дела, включая все факты правонарушений, находящихся на стадии производства проверок по ним, а также по которым принято процессуальное решение.
2. Перечни показателей рисков, критерии их определения и применения устанавливаются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
3. Установленные перечни показателей рисков используются таможенными органами при проведении таможенного контроля для применения дифференцированных форм таможенного контроля и не могут являться основанием для ограничения перемещения товаров через таможенную границу Республики Казахстан. Данные перечни являются конфиденциальной информацией.
4. По предложению территориальных подразделений уполномоченного органа по вопросам таможенного дела с учетом сложившейся оперативной обстановки перечни показателей рисков могут изменяться в течение всего времени их действия.
5. Участники внешнеэкономической деятельности могут быть отнесены к категории минимального или максимального риска в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
Порядок отнесения участников внешнеэкономической деятельности к категории минимального риска и применения к ним отдельных видов таможенных процедур и форм таможенного контроля устанавливается на основании предложений, разработанных территориальными подразделениями уполномоченного органа по вопросам таможенного дела совместно с некоммерческими организациями в сфере таможенного дела.
 
Для того, чтобы проводить полновесный анализ с целью выявления  и оценки рисков таможенные органы должны обеспечить сбор и обработку информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан.
Данный элемент предусматривает сбор и обработку всей существующей информации из различных источников о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, в том числе информации:
- статистической о перемещаемых товарах и транспортных средствах через таможенную границу Республики Казахстан, а также сравнение внутренней статистики Республики Казахстан со статистикой стран-контрагентов;
- о производственно-экономическом потенциале стран-контрагентов;
- поступающей от иных правоохранительных и контрольных органов Республики Казахстан, в том числе от таможенных органов иностранных государств;
- о результатах оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, а также специальной статистики о нарушениях таможенных правил;
- о правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела;
- о деятельности таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также таможенных перевозчиков;
- заявляемой при осуществлении таможенных операций;
- о расчетно-платежных отношениях по совершаемым внешнеэкономическим сделкам;
-         о транспортных логистических схемах.
На основании анализа имеющейся информации таможенные органы по специально разработанным методикам, являющимся конфиденциальной (для служебного пользования) информацией, определяют перечни показателей риска, то есть отдельные сгруппированные объекты анализа, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности.
В зависимости от видов совершаемых правонарушений, тенденций развития экономики, изменений методов таможенно–тарифного регулирования таможенно-тарифного законодательства, основных направлений экономической и национальной безопасности государства степень риска по различным категориям будет изменяться. Таким образом, учитывая, что система управления рисками в таможенном деле является системой динамично развивающейся, перечни показателей рисков будут постоянно обновляться. 
Построение таможенного контроля на принципах управления рисками декларирует  партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности, то есть определение для участников внешнеэкономической деятельности упрощенных форм таможенного оформления и  контроля в зависимости от степени его добросовестности или категории риска. Так, для участников, отнесенных к категории минимального риска предусмотрен упрощенный порядок таможенного оформления, который включает в себя:
доставку товаров с приграничных пунктов пропуска Республики Казахстан до таможенных органов назначения без применения мер обеспечения доставки товаров, за исключением случаев перемещения товаров, перемещаемых по территории Республики Казахстан с обязательным обеспечением уплаты таможенных платежей и налогов, в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан;
помещение товаров на собственные (арендованные) склады, территории участника внешнеэкономической деятельности, в отношении которых установлен упрощенный порядок таможенного оформления, с оформлением краткой декларации, содержащей сведения о месте нахождения товара;
проведение таможенного осмотра в целях идентификации товаров на стадии предварительных операций, только по заявлению участника внешнеэкономической деятельности;
осуществление таможенного оформления товаров по процедуре предварительного декларирования по копиям товаросопроводительных документов с последующим предоставлением оригиналов в течение 30-ти календарных дней с момента регистрации;
осуществление проверки документов при основном таможенном оформлении без отбора товаров на независимую экспертизу для определения таможенной стоимости.
Порядок отнесения участников внешнеэкономической деятельности к категории минимального риска и применения к ним отдельных видов таможенных процедур и форм таможенного контроля регламентируется приказом Вице – министра финансов – Председателя Комитета таможенного комитета Республики Казахстан от 29 июня 2003 года № 240 «Об утверждении Правил отнесения участников внешнеэкономической деятельности к категории минимального риска и применения упрощенного порядка таможенного оформления».
В соответствии с данным приказом  упрощенный порядок таможенного оформления применяется при таможенном оформлении товаров, перемещаемых в соответствии с таможенными режимами «экспорт товаров» и «выпуск товаров для свободного обращения».
Участники внешнеэкономической деятельности считаются отнесенными к категории минимального риска с момента их включения в Реестр участников внешнеэкономической деятельности отнесенных к категории минимального риска (Реестр).
Для отнесения  к категории  минимального  риска участник внешнеэкономической деятельности обращается с письменным заявлением, составленным в произвольной форме в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела
Заявление должно содержать следующие сведения: 1)  наименование участника внешнеэкономической деятельности, с указанием его организационно-правовой формы, адрес (юридический и фактический), регистрационный номер налогоплательщика (РНН). Если участник внешнеэкономической деятельности имеет обособленные структурные подразделения, то дополнительно к вышеназванным сведениям указываются  такие же сведения в отношении обособленных структурных подразделений. Если участник внешнеэкономической деятельности – физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя указываются фамилия, имя, отчество, адрес, по которому он постоянно проживает, РНН и сведения о документе, удостоверяющем личность.
2) год, с которого участник внешнеэкономической деятельности осуществляет внешнеэкономическую деятельность;
3) количество внешнеторговых договоров за последние два года.
К заявлению должны прилагаться следующие документы:
копия учетной карточки внешнеэкономической деятельности;
заполненная Анкета.
Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 календарных дней, а при наличии структурных подразделений, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность – не более 60 календарных дней с момента регистрации заявления.
Критериями отнесения к категории минимального риска являются:
своевременная и полная уплата таможенных платежей и налогов в бюджет государства в течение года;
отсутствие нарушений по таможенному и валютному законодательству Республики Казахстан в течение срока исковой давности, установленного для таких правонарушений;
осуществление участником ВЭД внешнеэкономической деятельности более двух лет;
не менее двадцати поставок в год на протяжении последних двух лет, а для отечественных товаропроизводителей – не менее десяти поставок  в год на протяжении последних двух лет;
Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела ежеквартально направляет во все таможенные органы обобщенный реестр участников внешнеэкономической деятельности, отнесенных к категории минимального риска и размещает Реестр на официальном сайте уполномоченного органа по вопросам таможенного дела.
Решение об исключении участника внешнеэкономической деятельности из Реестра оформляется приказом уполномоченного органа, на основании уведомления таможенного органа в следующих случаях:
1) при наличии решения суда либо таможенного органа о признании вины участника внешнеэкономической деятельности по статьям 209, 213, 214, 250, 251, 259 Уголовного кодекса Республики Казахстан, 187, 401-405, 409-413, 415-417, 423, 424, 426-433 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», а также совершение участником внешнеэкономической деятельности иных неоднократных (более двух)  правонарушений в сфере таможенного дела; 
    2) наличия задолженности по таможенным платежам и налогам;
    3) прекращения деятельности или реорганизации участника внешнеэкономической деятельности, включенного в Реестр.
В указанных случаях таможенный орган уведомляет участника внешнеэкономической деятельности в течение 3-х рабочих дней об его исключении из Реестра.
 
 
 
Глава 61. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ,ОТНОСЯЩИЕСЯ К ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ
 
Статья 471. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля
 
1. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля устанавливается исключительно настоящим Кодексом.
2. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента Республики Казахстан и следующих вместе с ним членов его семьи.
3. Личный багаж Премьер-Министра Республики Казахстан, Председателя Сената Парламента Республики Казахстан, Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Государственного секретаря Республики Казахстан, Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан, Председателя Конституционного Совета Республики Казахстан, Председателя Верховного Суда Республики Казахстан, Генерального прокурора Республики Казахстан, Председателя Национального Банка Республики Казахстан, членов Правительства Республики Казахстан, депутатов Парламента Республики Казахстан освобождается от таможенного досмотра, если указанные лица пересекают таможенную границу Республики Казахстан в связи с исполнением служебных обязанностей или депутатских полномочий.
4. Освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.
 
В комментируемой статье установлена степень освобождения от таможенного досмотра  определенных лиц.
В соответствии с пунктом 2 настоящей статьи таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента Республики Казахстан и следующих вместе с ним членов его семьи.
Пунктом 3 настоящей статьи установлено, что личный багаж Премьер-министра Республики Казахстан, Председателя Сената Парламента Республики Казахстан, Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Государственного секретаря Республики Казахстан, Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан, Председателя Конституционного Совета Республики Казахстан, Председателя Верховного Суда Республики Казахстан, Генерального прокурора Республики Казахстан, Председателя Национального Банка Республики Казахстан, членов Правительства Республики Казахстан, депутатов Парламента Республики Казахстан освобождается от таможенного досмотра, если указанные лица пересекают таможенную границу Республики Казахстан в связи с исполнением служебных обязанностей или депутатских полномочий.
От таможенного досмотра освобождаются иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.
Освобождение от определенных форм таможенного контроля в соответствии с международными договорами Республики Казахстан  осуществляется после ратификации этих договоров.  
Предусмотренные международными договорами случаи освобождения от определенных форм таможенного контроля членов дипломатического персонала представительств иностранных государств рассмотрены в главе 36 «Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц» Таможенного кодекса (см. также Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 года).
 
Статья 472. Сбор таможенными органами информации о лицах при проведении таможенного контроля
 
1. В целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе осуществлять сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, данных об их регистрации, месте нахождения, а также данных о гражданах: фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, пол, место жительства.
2. Участники внешнеэкономической деятельности имеют право на ознакомление с документированной информацией о себе, имеющейся у таможенных органов, и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности.
3. Сбор информации о лицах осуществляется таможенными органами при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, а также посредством получения указанной информации от налоговых органов, органов внутренних дел, органов, осуществляющих государственную регистрацию, и другими способами, не запрещенными законодательством Республики Казахстан.
 
Таможенные органы  вправе располагать данными о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров находящихся под таможенным контролем и являющихся объектами таможенного контроля.
Статьей 381 Таможенного кодекса регламентировано представление документов для целей учета. Документом, подтверждающим категорию участника внешнеэкономической деятельности и учетную регистрацию в таможенных органах, является учетная карточка участника внешнеэкономической деятельности, которая оформляется при постановке на учет в качестве участника внешнеэкономической деятельности.
Учетная карточка участника внешнеэкономической деятельности выдается таможенным органом при представлении следующих документов:
1) юридическими лицами:
нотариально засвидетельствованной копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица или свидетельства об учетной регистрации для его структурного подразделения;
копии статистической карточки, выдаваемой статистическим управлением;
справки из банка об открытии банковского счета юридического лица;
копии свидетельства налогоплательщика, выданного налоговым органом;
2) физическими лицами, намеревающимися осуществлять перемещение товаров через таможенную границу Республики Казахстан, при декларировании которых должна применяться грузовая таможенная декларация:
удостоверения личности физического лица;
копии свидетельства налогоплательщика, выданного налоговым органом;
справки из банка об открытии банковского счета, если физическое лицо имеет счет в банке.
При изменении сведений в документах, представляемых для учета, декларант обязан в течение пятнадцати календарных дней представить таможенному органу, которым выдана учетная карточка участника внешнеэкономической деятельности, документы, подтверждающие измененные сведения.
 
 
Статья 473. Использование технических средств при осуществлении таможенного контроля
 
В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его оптимизации и эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства, перечень и порядок применения которых устанавливаются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
Указанные технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.
 
Технические средства таможенного контроля это комплекс специальных технических средств, применяемых таможенными органами в процессе таможенного контроля физических лиц, товаров и транспортных средств, с целью проведения надлежащего таможенного контроля, выявления фактов правонарушений в сфере таможенного дела.
Основным правилом применения технических средств таможенного контроля является проведение дистанционного, неразрушающего контроля всех перемещаемых через таможенную границу товаров, транспортных средств и их содержимого. При использовании технических средств необходимо соблюдать нормы и правила указанные в технических паспортах и инструкциях.
Использование технических средств должно быть безопасным для жизни и здоровья человека, животных и растений и не причинять ущерба товарам, транспортным средствам и сопровождающим лицам.
Перечень и порядок применения технических средств таможенного контроля утвержден Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 6 мая 2003 г. N 184. 
 
Статья 474. Использование судов таможенных органов при осуществлении таможенного контроля
 
1. Таможенный контроль товаров и транспортных средств в пределах территориальных вод (моря) и внутренних вод Республики Казахстан, а также на территории, прилегающей к таможенной границе Республики Казахстан, осуществляется с использованием морских, внутренних водных и воздушных судов таможенных органов.
2. При осуществлении таможенного контроля с использованием морских, внутренних водных и воздушных судов таможенные органы вправе:
1) при обнаружении признаков того, что на транспортном средстве незаконно перемещаются товары, подлежащие таможенному контролю, останавливать транспортное средство и производить его досмотр;
2) задерживать находящихся на транспортном средстве лиц, подозреваемых в совершении преступления порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан;
3) преследовать и задерживать за пределами территориальных вод (моря) Республики Казахстан морские, внутренние водные суда, убывшие с таможенной территории Республики Казахстан без разрешения таможенных органов, на территории, прилегающей к таможенной границе Республики Казахстан, до захода их в территориальные воды (море) своей страны или третьего государства, если преследование было начато во внутренних водах, территориальных водах (море) Республики Казахстан после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно;
4) при совершении правонарушений в сфере таможенного дела задерживать транспортные средства для их изъятия в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
5) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производить сопровождение транспортных средств, в том числе с размещением на них должностных лиц таможенных органов.
3. Экипажам судов таможенных органов при исполнении служебных обязанностей предоставляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан право:
1) на пользование водным и воздушным пространством Республики Казахстан, акваторией морских и речных портов, а также аэропортами, аэродромами (посадочными площадками) на территории Республики Казахстан независимо от их принадлежности и предназначения;
2) на пользование входом в порт и выходом из порта в порядке, согласованном с соответствующим уполномоченным государственным органом Республики Казахстан;
3) на безвозмездное получение навигационной, гидрометеорологической, гидрографической и иной информации, необходимой для решения задач, возложенных на таможенные органы.
 
Таможенный контроль товаров и транспортных средств в пределах территориальных вод (моря) и внутренних вод Республики Казахстан, а также на территории, прилегающей к таможенной границе Республики Казахстан, осуществляется с использованием морских, внутренних водных и воздушных судов таможенных органов. В комментируемой статье регламентировано положение по использованию судов таможенных органов при осуществлении таможенного контроля.
 
Статья 475. Грузовые и иные операции с товарами и транспортными средствами, необходимые для таможенного контроля
 
1. По требованию таможенного органа декларант, владелец склада, таможенный брокер и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары.
2. Перевозчик обязан способствовать проведению грузовых и иных операций с товарами, которые он перевозит, и с транспортными средствами.
3. Грузовые и иные операции с товарами и транспортными средствами не должны повлечь для таможенного органа каких-либо дополнительных расходов.
 
Операции, с товарами и транспортными средствами, указанные в комментируемой статье,  таможенное оформление которых не завершено, могут проводиться только по требованию либо с разрешения таможенных органов.
Грузовые операции - транспортировка, погрузка, разгрузка, перегрузка, исправление повреждений упаковки, упаковка, переупаковка и принятие для перевозки товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, отбор проб и образцов таких товаров, вскрытие помещений и других мест, где могут находиться указанные товары.
Пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, могут отбираться лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, их представителями, а также соответствующими уполномоченными государственными органами по согласованию с таможенным органом.
При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций при таможенном оформлении декларант вправе осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, ввозимыми на таможенную территорию Республики Казахстан, а также отбирать пробы и образцы товаров под контролем таможенного органа до подачи таможенной декларации и документов, необходимых для таможенных целей.
Грузовые и иные операции с товарами и транспортными средствами не должны повлечь для таможенного органа каких-либо дополнительных расходов. Это означает, что указанные операции должны проводиться за счет заинтересованных лиц. Возникшие дополнительные расходы при проведении данных операций подлежат возмещению лицами, осуществившими эти операции.
 
Статья 476. Идентификация товаров и транспортных средств, помещений и других мест
 
1. Транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, и места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, а также товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, могут идентифицироваться таможенными органами.
2. Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и иными способами.
3. Порядок применения и изготовления средств идентификации, а также их стандарт устанавливаются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела. В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, наложенные таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.
4. Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.
 
Товары и транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, могут идентифицироваться таможенными органами.
Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и иными способами.
Порядок применения и изготовления средств идентификации, а также их стандарт, формы идентификационных знаков утверждены Приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 12 мая 2003 года № 197 «О перемещении товаров под таможенным контролем».
 Печати и пломбы не налагают на грузовые отделения транспортных средств при доставке тяжеловесных и громоздких грузов, а также животных и иных товаров, к которым необходим доступ во время осуществления перевозки.
При доставке под контролем товаров, в том числе тяжеловесных и громоздких, в открытых транспортных средствах или в транспортных средствах, средства идентификации по решению должностного лица таможенного органа могут налагаться на отдельные грузовые места, либо в качестве средств идентификации могут использоваться описание товаров, чертежи, масштабные изображения, фотографии, иллюстрации.
Указанные документы заверяются должностным лицом таможенного органа отправления и прилагаются к документу контроля доставки товаров. Товаросопроводительные документы (в том числе счета-фактуры или счета-проформы) являются средствами таможенной идентификации.
Сведения о наложенных или применимых средствах идентификации указываются в документе контроля доставки товаров.
Пломбы применяются при перевозках товаров, находящихся под таможенным контролем. К пломбировочным устройствам и приспособлениям относятся:
1) контрольные свинцовые (либо их сплав) пломбы, которые служат для наложения на сумки и мешки, емкости с образцами и пробами, на таможенные затворы, почтовые посылки, на затворы технического оборудования, а также для опечатывания складов и служебных помещений.
2) пломбираторы с плашками, на которых имеется индивидуальный номер, при необходимости - логотип либо другие отличительные символы. Диаметр плашек должен быть равен 10 мм.
Идентификационные знаки являются одним из средств идентификации товаров и документов в период их доставки под таможенным контролем.
Идентификационные знаки, используемые при доставке товаров, изготовляются на самоклеющейся основе из материала со светоотражающим покрытием, представляют собой изображение эмблемы таможенных органов Республики Казахстан с надписями, образованных путем аббревиатуры от слов названия таможенного органа Республики Казахстан, «ПОД ТАМОЖЕННЫМ КОНТРОЛЕМ» и наклеиваются таможенным органом отправления на грузовые места после идентификационного досмотра товаров.
Идентификационные знаки, используемые для идентификации документов, представляют собой надпись «ПОД ТАМОЖЕННЫМ КОНТРОЛЕМ» и наклеиваются на свободное место на лицевой стороне или на оборотной стороне документов.
В качестве средств идентификации таможенными органами Республики Казахстан применяются печати и штампы, проставляемые в документах для таможенных целей.
Все установленные средства идентификации применяются отдельно или в произвольном сочетании, при условии, что их использование позволяет однозначно определить соответствие им только представленного для идентификации товара.
В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, наложенные таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.
Пунктом 4 комментируемой статьи закреплено положение, при котором средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.
 
Статья 477. Инвентаризация товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем
 
Таможенные органы вправе в любое время проводить инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи и налоги или предоставлены льготы по таможенным платежам и налогам.
 
Инвентаризацией называется проверка в натуре товарно-материальных ценностей, денежных средств, основных средств и прочего имущества, а также сверка расчетов с дебиторами и кредиторами предприятия или организации.
Таможенные органы вправе в любое время составлять опись имущества, товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи и налоги или предоставлены льготы по таможенным платежам и налогам.
В результате инвентаризации проводимой таможенными органами для целей таможенного контроля, устанавливается фактическое наличие товаров и транспортных средств на определенный момент времени. Инвентаризация обязательно заканчивается сличением фактических данных с учетными.
 
Статья 478. Соблюдение лицами требований о минимальном периоде времени проведения таможенного контроля
 
Лица обязаны соблюдать требования о минимальном периоде времени, необходимом для проведения таможенного контроля. Вред, причиненный лицу вследствие несоблюдения им таких требований, возмещению не подлежит.
 
Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу, а также лица обладающие полномочиями в отношении таких товаров и транспортных средств, и  их представители обязаны соблюдать требования о минимальном периоде времени, необходимом для проведения таможенного контроля, в целях сокращения времени проведения таможенного контроля и таможенного оформления и повышения его оптимизации и эффективности таможенными органами, а также оказывать содействие при проведении таможенного контроля.
 
Статья 479. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля
 
При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, владельцам магазинов беспошлинной торговли и иным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.
 
Комментируемая статья  предусматривает недопустимость причинения неправомерного вреда указанным в статье лицам, их товарам и транспортным средствам.
Должностные лица таможенных органов, причинившие неправомерный вред, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 В соответствии со статьей 527 Таможенного кодекса лица, имеют право на возмещение вреда, причиненного в результате неправомерных действий должностных лиц таможенных органов.
Действия должностных лиц таможенных органов могут быть обжалованы в порядке, установленном Таможенным Кодексом Республики Казахстан.
 
 
Раздел 13. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ВАЛЮТНОГО И ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
 
Глава 62. ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
 
Статья 480. Функции таможенных  органов в области валютного контроля
 
Таможенные органы в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за соблюдением валютного законодательства Республики Казахстан при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан.
 
Валютный контроль осуществляется в Республике Казахстан в рамках реализации денежно-кредитной политики.
Контроль за соблюдением валютного законодательства со стороны таможенных органов Республики Казахстан осуществляется в отношении полноты и своевременности поступления экспортной валютной выручки и обоснованности платежей на цели импорта товаров. Поскольку валютный контроль это, прежде всего контроль за перемещением валюты и валютных ценностей значительную роль в осуществлении валютного контроля играют Национальный банк Республики Казахстан как орган валютного контроля и банки второго уровня как агенты валютного контроля. Поэтому валютный контроль в отношении экспортно-импортных операций, связанных с перемещением товаров через границу является совмещенным таможенно-банковским валютным контролем.
Порядок осуществления такого контроля утверждается постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан.
Основным документом, на основании которого осуществляется валютный контроль, является Паспорт сделки, который оформляется экспортером/импортером заблаговременно до наступления обязательств по экспортным и импортным контрактам.
Открытие Паспорта сделки начинается экспортером/импортером в таможенном органе по месту юридической регистрации экспортера/импортера и завершается в банке, в котором открыт валютный счет экспортера/импортера и через который будут производится денежные расчеты по данной сделке.
 
Статья 481. Полномочия таможенных органов в сфере валютного контроля
 
В целях соблюдения валютного законодательства Республики Казахстан таможенные органы:
1) обеспечивают контроль за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства Республики Казахстан;
2) информируют Национальный Банк Республики Казахстан о движении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам таможенного дела по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан;
3) уведомляют Национальный Банк Республики Казахстан и банки второго уровня о нарушениях валютного законодательства Республики Казахстан, выявленных таможенными органами.
 
В случае несвоевременного поступления валютной выручки на счета экспортеров, а также несвоевременного импорта товаров, после осуществленного импортером авансового платежа таможенные органы принимают меры, предусмотренные действующим законодательством об административных правонарушения, а также уведомляют об этом Национальный банк Республики Казахстан и банки второго уровня.
При поступлении экспортной валютной выручки на валютные счета в банках второго уровня таможенные органы проверяют полноту ее поступления в соответствии с условиями контракта и в случае выявления нарушений также принимают меры, предусмотренные действующим законодательством об административных правонарушениях, а также уведомляют об этом Национальный банк Республики Казахстан и банки второго уровня.
 
 
 
 
 
Глава 63. ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
 
Статья 482. Таможенные органы как органы экспортного контроля
 
1. Таможенные органы осуществляют регулирование в сфере экспортного контроля в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела определяет функции и полномочия таможенных органов путем издания нормативных правовых актов в сфере экспортного контроля в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 
Список продукции, подлежащей экспортному контролю, утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 августа 2000 года N 1282 «Об утверждении списка продукции, подлежащей экспортному контролю в Республике Казахстан»  (далее-Список).
Продукция, входящая в указанный Список подлежит контролю при оформлении в таможенных режимах экспорт товаров, реэкспорт товаров, выпуск товаров для свободного обращения, реимпорт товаров, транзит товаров и переработка товаров вне таможенной территории.
При этом, согласно разъяснения Министерства индустрии и торговли РК от 30 июля 2003 года № ДСА-2-2/5-9898, описание товара в соответствии с кодом ТН ВЭД СНГ требуется для оперативного поиска товара в Списке, а принадлежность товара к продукции двойного назначения определяется в соответствии с техническими и качественными параметрами 5-ти значного кода Европейского Союза контрольного Списка. 
Заключение об отнесении продукции к продукции, подлежащей экспортному контролю, выдает уполномоченный государственный орган Республики Казахстан по экспортному контролю (Министерство индустрии и торговли РК – далее Уполномоченный орган).
Ввоз и таможенное оформление продукции, подлежащей экспортному контролю, производится на основании лицензии, выдаваемой Уполномоченным органом.
После осуществления экспортером (импортером) поставки всего объема Продукции указанный в лицензии таможенный орган, в котором находится оригинал лицензии, в 10-дневный срок направляет в Уполномоченный орган копию лицензии с соответствующей отметкой о ее исполнении, заверенную печатью и подписью первого руководителя соответствующего таможенного органа.
Оформление обязательств по использованию ввозимой в Республику Казахстан продукции, подлежащей экспортному контролю, и проверок их исполнения, осуществляется согласно правилам, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 декабря 1999 года N 1919 «Об утверждении Правил осуществления экспортного контроля в Республике Казахстан и Правил оформления обязательств по использованию ввозимой в Республику Казахстан продукции, подлежащей экспортному контролю, и проверок их исполнения».
Указанные Правила регулируют отношения, возникающие в связи с осуществлением импорта и конечного использования продукции, подлежащей экспортному контролю, и регулируют порядок осуществления государственными органами Республики Казахстан разрешительных и контрольных функций в этой сфере.
Согласно указанным Правилам, при импорте товаров, Уполномоченным органом производится оформление импортного сертификата конечного пользователя, а также  контроль за конечным использованием продукции на территории РК по контрольным спискам страны – экспортера.
Выдача импортного сертификата конечного пользователя осуществляется Уполномоченным органом.
Импортный сертификат конечного пользователя выдается импортеру в случае, если законодательством страны-экспортера предусмотрено предоставление такого документа.
Уполномоченный орган осуществляет выдачу импортного сертификата конечного пользователя после согласования гарантийного обязательства заявителя с заинтересованными государственными органами Республики Казахстан по следующей номенклатуре:
- ядерные материалы, оборудование, установки, технологии, источники ионизирующего излучения, специальные неядерные материалы, продукция, оборудование и соответствующие технологии двойного назначения (контролируемые Группой ядерных поставщиков) - с государственным органом в области использования атомной энергии;
- вооружение и военная техника, специальные комплектующие изделия для их производства, работы и услуги в области военно-технического сотрудничества - с государственными органами в области обороны и оборонной промышленности;
- ракетная техника, двигатели, их компоненты, оборудование, материалы и технологии, применяемые при создании ракетной техники (контролируемые Режимом контроля ракетных технологий) - с государственным органом в сфере аэрокосмической деятельности;
- возбудители заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененные формы, фрагменты генетического материала, оборудование и технологии, которые могут быть использованы при создании бактериологического (биологического) и токсического оружия (контролируемые Австралийской группой) - с государственными органами в сфере здравоохранения и сельского хозяйства;
- химикаты, оборудование и технологии двойного назначения, которые могут быть использованы при создании химического оружия (контролируемые Австралийской группой) - с государственным органом в сфере охраны окружающей среды;
- товары, оборудование и технологии двойного назначения (контролируемые Вассенаарскими договоренностями) - с органом национальной безопасности Республики Казахстан и при необходимости с другими заинтересованными государственными органами;
-  иные виды оружия (не относящиеся к обычному оружию) - с заинтересованными государственными органами, определяемыми Уполномоченным органом.
При вывозе продукции из Республики Казахстан контроль за конечным использованием товаров (представления сертификата конечного пользователя, использование в заявленных целях, реэкспорт товаров) производится по спискам, утвержденным постановлением Правительством Республики Казахстан от 18 августа 2000 года № 1282.
Импортный сертификат конечного пользователя оформляется на бланках установленной формы, в двух экземплярах, один экземпляр хранится в Уполномоченном органе, второй выдается импортеру для представления в государственные органы страны экспортера.
К таможенному оформлению представляется копия импортного сертификата конечного пользователя, заверенная Уполномоченным органом.
* Импортный сертификат конечного пользователя - обязательство Республики Казахстан, выданное уполномоченным государственным органом по экспортному контролю, о том, что продукция, подлежащая экспортному контролю, будет использоваться для нужд страны и не будет реэкспортирована в третьи страны без разрешения уполномоченного государственного органа страны - экспортера (происхождения).
* Продукция - товары, технологии, оборудование, работы, услуги, информация, подпадающие под действие экспортного контроля.
конечный пользователь - юридическое или физическое лицо, использующее ввезенную продукцию на территории Республики Казахстан.
* Сертификат подтверждения доставки - документ, подтверждающий доставку груза на территорию Республики Казахстан, оформленный таможенными органами Республики Казахстан.
 Действие настоящих Правил распространяется на физические и юридические лица, независимо от форм собственности, осуществляющие импорт и конечное использование продукции, подлежащей экспортному контролю на территории Республики Казахстан.
На продукцию, подлежащую экспортному контролю, ввезенную в Республику Казахстан в соответствии с настоящими Правилами, распространяется установленный в Республике Казахстан режим экспортного контроля. Она не может быть реэкспортирована в третьи страны иначе как в порядке, определенном для экспорта продукции, подлежащей экспортному контролю, при наличии официального согласия государственного органа страны-экспортера на реэкспорт.
Оформление сертификата подтверждения доставки производится на продукцию, импортируемую в Республику Казахстан, в случае, если в лицензии на импорт продукции, указано о выдаче импортного сертификата конечного пользователя. При этом в лицензии указывается номер и дата выдачи импортного сертификата конечного пользователя*.
·                   Импортный сертификат конечного пользователя и сертификат подтверждения доставки оформляются на бланках установленной формы утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от «14» декабря 1999 года N 1919.
Таможенный орган направляет в Уполномоченный орган сертификат подтверждения доставки в течение 10 дней со дня фактической поставки груза.
Транзит товаров, подлежащих экспортному контролю в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан при наличии разрешения Уполномоченного органа.
Вывоз (реэкспорт) из Республики Казахстан импортированной Продукции осуществляется в порядке, установленном для экспорта Продукции.
 
Статья 483. Компетенция таможенных органов в области экспортного контроля
 
1. Таможенные органы осуществляют таможенный контроль за товарами, подпадающими под экспортный контроль, при перемещении их через таможенную границу Республики Казахстан.
2. Таможенные органы участвуют в формировании нормативной правовой базы в сфере экспортного контроля, предупреждают и пресекают незаконное перемещение через таможенную границу Республики Казахстан продукции, подлежащей экспортному контролю.
 
Согласно статье 4 Закона Республики Казахстан от 18 июня 1996 года N 9-1 «Об экспортном контроле», (далее-Закон), действие настоящего Закона распространяется на экспорт, реэкспорт, импорт, реимпорт и транзит продукции, указанной в статье 6 Закона, а также на деятельность участников внешнеэкономической деятельности (заявителей).
Таможенные органы Казахстана предупреждают и пресекают незаконное перемещение через таможенную границу Республики Казахстан продукции, подлежащей экспортному контролю (статья  5-2 Закона).
 
Статья 484. Соблюдение конфиденциальности информации
 
Должностные лица таможенных органов, уполномоченные осуществлять экспортный контроль, обязаны соблюдать конфиденциальность информации, полученной ими от участников внешнеэкономической деятельности и иных соответствующих уполномоченных государственных органов.
 
Комментируемая статья устанавливает, что должностные лица обязаны соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной ими при проведении экспортного контроля.
 
 
Раздел 14. ОБРАЩЕНИЕ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА
 
Глава 64. ОБРАЩЕНИЕ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА
 
Статья 485. Обращение товаров и транспортных средств в собственность государства
 
Товары и транспортные средства обращаются в собственность государства на основании:
1) решения суда при применении конфискации по правонарушениям в сфере таможенного дела;
2) таможенной декларации, оформленной в таможенном режиме отказа от товара в пользу государствами и акта приема-передачи товаров или транспортных средств.
 
В статье 485 Таможенного кодекса РК перечислены основания обращения товаров и транспортных средств в собственность государства:
1) товары и транспортные средства, конфискованные по делам о преступлениях в сфере таможенного дела и административных правонарушений в сфере таможенного дела в соответствии с Уголовным кодексом РК и Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях;
 2) товары и транспортные средства, от которых лицо отказалось в пользу государства в соответствии с главой 29  Таможенного кодекса РК.
            В соответствии со статьей 51 Уголовного кодекса РК под конфискацией  имущества понимается принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного.
            За совершение преступлений  в сфере таможенного дела товары и транспортные средства конфискуются в соответствии со статьей 209 Уголовного кодекса РК.
            Перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда, регламентирован в приложении 1 к Уголовно-исполнительному кодексу РК.
            Согласно статье 45 Кодекса РК об административных правонарушениях одним из видов  административного взыскания является  конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, доходов, денег и ценных бумаг, полученных вследствие совершения административного правонарушения.
             За административные правонарушения в сфере таможенного дела  конфискация товаров и транспортных средств может быть применена в соответствии со статьями 405,410,416,421,423,424,426-430  Кодекса РК об административных правонарушениях.
            Конфискация товаров и транспортных средств может быть назначена только по решению суда. Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 7 Таможенного кодекса РК товар, обращенный в собственность государства, является казахстанским товаром. Кроме того,  в соответствии со статьей 372 Таможенного кодекса РК данные товары не подлежат декларированию. В связи с этим, конфискованные товары не облагаются таможенными платежами и налогами.
            Второй случай обращения в собственность государства товаров производится на основании заявления декларантом  таможенного режима отказ в пользу государства. Порядок и условия  применения указанного режима регламентирован Главой 29 Таможенного кодекса РК.
           
Статья 486. Порядок обращения товаров и транспортных средств в собственность государства по решению суда
 
1. Товары и транспортные средства обращаются в собственность государства по правонарушениям в сфере таможенного дела со дня вступления решения суда в законную силу.

<< Пред. стр.

стр. 21
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>