<< Пред. стр.

стр. 22
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

2. Таможенный орган на основании решения суда передает по акту приема-передачи конфискованные товары или транспортные средства соответствующему уполномоченному государственному органу.
 
Конфискация, применяемая в качестве меры административного взыскания, состоит в принудительном безвозмездном обращении в государственную собственность товаров и транспортных средств.
Допуская применение конфискации, Кодекс об административных правонарушениях РК, в отличии от уголовного законодательства, не указывает на возможность применения данного вида наказания лишь в отношении собственника имущества. На практике это означает, что судья может назначить данную меру ответственности в отношении лица, совершившего административное правонарушения в сфере таможенного дела, даже в том случае если орудие или предмет административного правонарушения не принадлежит правонарушителю на праве собственности.
Конфискация назначается только в судебном порядке. Конфискация в качестве меры уголовной и административной ответственности может устанавливаться только Уголовным кодексом РК, КоАП РК, а назначается лишь в случаях прямо предусмотренных санкциями статей Особенной части указанных законодательных актов.
В соответствии с постановлением Правительства РК от 26.07.02 г. № 833, Комитет по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов РК и его территориальные подразделения   определен  уполномоченным органом  по вопросам учету, хранению, оценке и дальнейшему использованию имущества, обращенного в собственность государства. 
 
Статья 487. Порядок обращения в собственность государства товаров и транспортных средств, оформленных в таможенном режиме отказа от товара в пользу государства
 
1. Лицо, перемещающее товары и транспортные средства, заявляет и представляет в таможенный орган таможенную декларацию, оформленную в таможенном режиме отказа от товара в пользу государства.
241.                 2. Товары и транспортные средства, оформленные в таможенном режиме отказа от товара в пользу государства, обращаются в собственность государства по таможенной декларации и акту приема-передачи с момента передачи товаров или транспортных средств соответствующему уполномоченному государственному органу.
242.                  
243.                             В соответствии с главой 29 Таможенного кодекса РК, декларант вправе заявить таможенный режим отказа от товара в пользу государства при соблюдении условий указанного режима.
244.          Отказ от товара в пользу государства – это таможенный режим, при котором иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования, за исключением требований по безопасности товаров.
245.          Использование режима отказа товара в пользу государства напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации иностранного товара на казахстанском рынке. Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа от товара в пользу государства в связи со значительным повышением ставок ввозимых таможенных пошлин. Увеличение таможенных платежей  может сделать товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства. К такому же результату могут привести и непредвиденные длительные транспортные простои при морских и железнодорожных перевозках. Штрафы железной  дороге, портовой администрации ведут к значительному удорожанию товара. Рассчитав рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях (с учетом новых ставок таможенных тарифов, штрафов транспортным организациям и т.д.) импортер может посчитать нецелесообразным реализацию своего товара на казахстанском рынке.
246.          Согласно статье 226 ТК РК помещение товаров под указанный таможенный режим не должен повлечь для таможенных органов какие-либо расходы. Кроме того, перечень товаров не допускаемых к помещению под таможенный режим отказа от товара в пользу государства, регламентирован ТК РК.
247.          После завершения таможенного оформления изменение указанного таможенного режима не допускается.
248.          Товары и транспортные средства, оформленные в таможенном режиме отказа от товара в пользу государства, обращаются в собственность государства по таможенной декларации и акту приема-передачи с момента передачи товаров или транспортных средств соответствующему уполномоченному государственному органу.
249.          В соответствии с постановлением Правительства РК от 26.07.02 г.        № 833, Комитет по работе с несостоятельными должниками МФ РК и его территориальные подразделения   определен  уполномоченным органом  по вопросам учету, хранению, оценке и дальнейшему использованию имущества, обращенного в собственность государства.
 
Глава 65. ПОРЯДОК РАСПОРЯЖЕНИЯ ТОВАРАМИ И ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ОБРАЩЕННЫМИ В СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
 
Статья 488. Распоряжение товарами и транспортными средствами, обращенными в собственность государства
 
Распоряжение товарами и транспортными средствами, обращенными в собственность государства, производится в порядке и на условиях,  определяемых Правительством Республики Казахстан.
 
Распоряжение товарами и транспортными средствами, обращенными в собственность государства, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 июля 2002 года N 833                     » Некоторые вопросы учета, хранения, оценки и дальнейшего использования
имущества, обращенного  (поступившего) в собственность государства по     
отдельным основаниям» ( далее – постановление).
Согласно указанному постановлению утверждены Правила учета хранения, оценки и дальнейшего использования имущества, обращенного  (поступившего) в собственность государства по      отдельным основаниям, а также уполномоченным государственным органом по организации учета, хранению, оценке и дальнейшему использованию имущества, обращенного в собственность государства определен Комитет по работе с несостоятельными должниками МФ РК и его территориальные органы.
Постановка на учет Имущества осуществляется на основании:
1) соответствующих судебных актов;
2) свидетельства о праве государства на наследство, выдаваемого нотариусом;
3) грузовой таможенной декларации, заявленной в соответствии с таможенным режимом отказа в пользу государства после завершения таможенного оформления;
4) иных документов, удостоверяющих возникновение права собственности государства.
Совместным приказом Председателя Комитета  по судебному администрированию при Верховном Суде Республики Казахстан от 24 января 2003 года N 14-П и Председателя Комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов Республики Казахстан от 24 января 2003 года N 3 утвержден Порядок приема-передачи имущества, обращенного (поступившего) в республиканскую собственность по судебным актам.          
 Порядок приема-передачи имущества, обращенного (поступившего) в республиканскую собственность по судебным актам разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 30 июня 1998 года «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» и постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 июля 2002 года   N 833 «Некоторые вопросы учета, хранения, оценки и дальнейшего использования имущества, обращенного (поступившего) в собственность государства по отдельным основаниям»  и устанавливает основные правовые и организационные условия передачи в уполномоченный орган имущества, обращенного (поступившего) в республиканскую собственность по судебным актам».
 
Статья 489. Способы распоряжения товарами и транспортными средствами, обращенными в собственность государства
 
1. Распоряжение товарами и транспортными средствами, обращенными в собственность государства, производится путем их уничтожения, утилизации или реализации.
2. Уничтожение или утилизация таких товаров и транспортных средств осуществляется за счет лица, перемещающего товары, если это лицо не установлено, - за счет их собственника или владельца, а при их отсутствии - за счет средств государственного бюджета, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан в отношении отдельных категорий товаров.
 
 Комментируемая статья регламентирует следующие способы распоряжения товаров и транспортных средств в собственность государства: уничтожения, утилизация или реализация.
Согласно Правилам учета, хранения, оценки и дальнейшего использования имущества, обращенного (поступившего) в собственность государства по отдельным основаниям, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 июля 2002 года № 833 , продовольственное сырье и пищевые продукты, не соответствующие требованиям нормативных документов к их качеству и безопасности, табачные изделия и прочие изделия, содержащие табак, а также незначительные партии товаров, по которым проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы экономически не целесообразно, уничтожаются комиссией, создаваемой уполномоченным органом в соответствии с законодательством. В необходимых случаях в состав комиссии могут привлекаться работники санитарно-эпидемиологической службы и иные специалисты местных исполнительных органов и других заинтересованных организаций. При этом согласно указанному постановлению уполномоченным государственным органом по организации учета, хранению, оценке и дальнейшему использованию имущества, обращенного в собственность государства определен Комитет по работе с несостоятельными должниками МФ РК и его территориальные органы.
250.           
251.          Статья 490. Реализация товаров и транспортных средств, обращенных в собственность государства по решению суда
252.                  
1. Реализация товаров и транспортных средств, обращенных в собственность государства, осуществляется со дня вступления решения суда в законную силу.
2. Реализация указанных товаров и транспортных средств осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 
Комментируемая статья касается реализации товаров и транспортных средств, обращенных в собственность государства по решению суда.  Порядок приема-передачи имущества, обращенного (поступившего) в республиканскую собственность по судебным актам утвержден совместным Приказом  Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде Республики Казахстан от 24 января 2003 года N 14-П и Комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов Республики Казахстан от 24 января 2003 года N 3. Данный приказ разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 30 июня 1998 года «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» и постановлением  Правительства Республики Казахстан от 26 июля 2002 года N 833 «Некоторые вопросы учета, хранения, оценки и дальнейшего использования имущества, обращенного (поступившего) в собственность государства по отдельным основаниям»
Конфискованные товары и транспортные средства передаются судебным исполнителем в территориальные органы Комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов Республики Казахстан (далее – Уполномоченный орган). Передача оформляется актом описи, оценки и приема-передачи, по форме, утвержденной  постановлением Правительства Республики Казахстан N 833 от 26 июля 2002 года. Срок передачи  установлен в течение двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.
При поступлении исполнительного документа, выданного на основании судебного акта об обращении имущества в республиканскую собственность, судебным исполнителем в установленном законодательством порядке возбуждается исполнительное производство и не позднее 5 дней с момента возбуждения исполнительного производства в адрес Уполномоченного органа направляется письменное уведомление о необходимости принятия Имущества.
В письменном уведомлении указываются:
дата возбуждения исполнительного производства;
наименование суда, вынесшего акт об обращении имущества в республиканскую собственность, с указанием даты;
подробная характеристика предмета конфискации (наименование, количество, местонахождение, характерные признаки, копия справки государственного регистрирующего органа, подтверждающая право собственности на данное имущество и т.д.);
стоимость (в случае установления судом стоимости).
Письменное уведомление подписывает старший судебный исполнитель либо лицо, исполняющее его обязанности.
Уполномоченный орган не позднее тридцати дней с момента получения письменного уведомления судебного исполнителя  принимает меры по  приему предмета конфискации. Для приема Имущества от судебного исполнителя руководителем Уполномоченного органа определяется сотрудник.
На уведомление судебного исполнителя Уполномоченным органом направляется письменное сообщение, по установленной форме с указанием даты и времени приема. Прием-передача Имущества производится по месту нахождения данного имущества.
 Судебный исполнитель после получения от Уполномоченного органа письменного сообщения о дате и времени приема направляет в адрес органа либо лица, у которого на хранении находится данное Имущество (суд, правоохранительные органы, физические и юридические лица) постановление о передаче имущества в Уполномоченный орган, по утвержденной форме. При этом судебный исполнитель обязан выехать по месту хранения, складирования Имущества, где проверяет целостность и сохранность имущества (соответствие Имущества резолютивной части исполнительного документа).
В случае установления факта порчи либо утери, уменьшения стоимости и количества Имущества судебный исполнитель составляет соответствующий акт по установленной форме и незамедлительно сообщает об этом Администратору судов, Уполномоченному органу и в суд, вынесший решение об обращении имущества в республиканскую собственность, при этом прием-передача Имущества от судебного исполнителя в Уполномоченный орган приостанавливается до выяснения обстоятельств, повлекших данные факты.
Судебный исполнитель и сотрудник Уполномоченного органа при составлении акта приема-передачи обязаны:
составить акт описи, оценки и приема-передачи по образцу, утвержденному Постановлением, с указанием подробной характеристики Имущества (наименование, количество, характерные признаки, стоимость установленная судом);
при приеме-передаче, сотрудник Уполномоченного органа вправе привлечь специалиста для описания отдельных характеризующих признаков имущества, установления стоимости;
акт описи, оценки и приема-передачи составляется по количеству сторон, участвующих при приеме-передаче Имущества.
Прием-передача Имущества считается произведенной с момента подписания акта описи, оценки и приема-передачи всеми лицами, принявшими участие в процессе приема-передачи.
 После передачи Имущества Уполномоченному органу исполнительный документ с соответствующей отметкой возвращается в суд, его выдавший, с приложением постановления об окончании исполнительного производства и копии акта описи, оценки и приема-передачи Имущества.
253.           
254.          Статья 491. Реализация товаров и транспортных средств, оформленных в таможенном режиме отказа от товара в пользу государства
255.                  
1. Таможенный орган согласно таможенной декларации, оформленной в таможенном режиме отказа от товара в пользу государства, и акту приема-передачи товаров или транспортных средств передает указанные товары или транспортные средства соответствующему уполномоченному государственному органу в течение трех рабочих дней с даты оформления акта приема-передачи.
2. Реализацию товаров и транспортных средств, оформленных в таможенном режиме отказа от товара в пользу государства, осуществляет соответствующий уполномоченный государственный орган.
 
Реализация  товаров и транспортных средств, обращенных в собственность государства, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 июля 2002 года N 833                     « Некоторые вопросы учета, хранения, оценки и дальнейшего использования
имущества, обращенного  (поступившего) в собственность государства         по      отдельным основаниям» (далее – постановление).
Согласно указанному постановлению утверждены Правила учета хранения, оценки и дальнейшего использования имущества, обращенного  (поступившего) в собственность государства по      отдельным основаниям, а также уполномоченным государственным органом по организации учета, хранению, оценке и дальнейшему использованию имущества, обращенного в собственность государства определен  Комитет по работе с несостоятельными должниками МФ РК и его территориальные органы.
 
Статья 492. Средства, полученные от реализации товаров и транспортных средств, обращенных в собственность государства
 
Средства, полученные от реализации товаров и транспортных средств, обращенных в собственность государства, поступают в соответствующий бюджет.
 
В соответствии с  Правилами учета, хранения, оценки и дальнейшего использования имущества, обращенного (поступившего) в собственность государства по отдельным основаниям, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 июля 2002 года № 833, средства, вырученные  от реализации имущества, зачисляются в полном объеме в доход государственного бюджета в установленном законодательством порядке.
Согласно статье 7 Закона  Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года           N 357-1 « О бюджетной системе» поступления от реализации конфискованного имущества, имущества, безвозмездно перешедшего в установленном порядке в республиканскую собственность, в том числе товары и транспортные средства, оформленные в таможенном режиме отказа в пользу государства зачисляются я в республиканский бюджет.
            Расходы, связанные с оценкой, хранением, пересылкой, организацией продаж и иными затратами по дальнейшему использованию имущества, осуществляется в соответствии со статей 9 Закона  Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года N 357-1 « О бюджетной системе» за счет средств республиканского бюджета.
 
 
Раздел 15. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ПО НЕЙ
 
Глава 66. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЙ ( бжалование решения, действий (бездействия) таможенного
органа и должностного лица таможенного органа
 
 
Статья 493. Право на обжалование
 
1. Любое лицо, а также его представители вправе обжаловать в таможенные органы, в том числе в вышестоящий таможенный орган либо уполномоченный орган по вопросам таможенного дела и (или) в суд, решение, действия (бездействие) таможенного органа и (или) должностного лица таможенного органа, если таким решением и (или) действиями (бездействием) нарушены права и интересы этого лица, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность.
2. Нормативные правовые акты Республики Казахстан в сфере таможенного дела, изданные уполномоченным органом по вопросам таможенного дела, могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалобы, направляемой в суд, определяется в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
4. Подача жалобы в суд приостанавливает исполнение решения по жалобе.
 
            Комментируемая статья закрепляет право физических и юридических лиц на обжалование решений, действий (бездействие)  таможенного органа и (или) должностного лица таможенного органа. Институт обжалования служит гарантией соблюдения, восстановления и поддержания законности в процессе осуществления  таможенного дела. Указанное право может быть реализовано ими посредством обращения с жалобой в вышестоящий таможенный орган либо уполномоченный орган по вопросам таможенного дела и (или) в суд.
Право любого человека и гражданина обратиться в суд за защитой и восстановлением нарушенных прав и свобод гарантируется статьей 13 Конституции РК.
В стандартных  правилах 10.1 и 10.2  Генерального приложения  Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской Конвенции) 1973 г. в редакции от 29 мая 1999г. регламентировано, что национальное законодательство предусматривает право на обжалование по таможенным вопросам, а также , что любое лицо, права и интересы которого непосредственно затрагиваются решением или бездействием таможенной службы, имеет право на обжалование.
Согласно Указа  Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 19 июня  1995 года N 2340 « О порядке рассмотрения обращений граждан» (далее – Указ), под жалобой понимается обращение о нарушении прав, свобод и законных интересов граждан, невыполнении решений, принятых по обращениям, неправомерных действиях должностных лиц.
Кроме того, в соответствии со статьей 43 Указа, законность  нормативных правовых актов обеспечивается следующими мерами:
1) приведением нормативного правового акта в соответствие с Конституцией и законом;
2) приостановлением в установленном порядке действия нормативного правового акта;
3) проверкой на соответствие законам при государственной регистрации нормативных правовых актов.
 В соответствии с компетенцией, установленной Конституцией Республики Казахстан и другими законодательными актами, органами и должностными лицами государства, обеспечивающими законность нормативных правовых актов, являются:
1) Конституционный совет Республики Казахстан;
2) суды;
3) Генеральный прокурор Республики Казахстан и подчиненные ему прокуроры;
4) Министерство юстиции Республики Казахстан и его территориальные органы;
5) государственные органы - в отношении нормативных правовых актов, принятых нижестоящими органами.
    в соответствии с пунктом 2 статьи 76 Конституции Республики Казахстан, статьями 278 и 279 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - ГПК) гражданами и юридическими лицами могут быть оспорены в суде коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 27 ГПК, при обязательном наличии совокупности следующих условий:
1) спор вытекает из публично-правовых правоотношений (отношений власти и подчинения);
2) оспариваемыми решениями, действиями (бездействием):
нарушены права, свободы и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц;
созданы препятствия гражданину к осуществлению его прав и свобод, а также юридическому лицу - его прав и охраняемых законом интересов;
на гражданина или юридическое лицо незаконно наложена какая-либо обязанность, либо они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 19 декабря 2003 г. N 10 «О применении судами законодательства об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих», требования граждан и юридических лиц о признании неправомерными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих и связанные с ними исковые требования (например, иски о возмещении имущественного или морального вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц; о возврате незаконно изъятого имущества и т.п.) подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
Под государственными органами понимаются государственные учреждения, уполномоченные Конституцией, законами, иными нормативными правовыми актами на осуществление от имени государства функций по:
1) изданию актов, определяющих общеобязательные правила поведения;
2) управлению и регулированию социально-значимых общественных отношений;
3) контролю за соблюдением установленных государством общеобязательных правил поведения (пункт 2 статьи 1 Закона Республики Казахстан «Об административных процедурах»).
В соответствии с главой 27 ГПК подлежат рассмотрению споры по поводу решений, являющихся актами индивидуального применения.
Согласно статье 4 Закона Республики Казахстан «Об административных процедурах» правовой акт государственных органов относится к актам индивидуального применения, если он:
1) рассчитан на одноразовое либо иное ограниченное применение;
2) (или) распространяется на определенное лицо либо иной определенный круг лиц в рамках законодательно регламентированной ситуации;
3) (или) устанавливает, изменяет, прекращает или приостанавливает права и обязанности определенного лица или иного ограниченного круга лиц.
Подача гражданином или юридическим лицом заявления вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган не является основанием для отказа в принятии заявления к производству суда.
 
Статья 494. Порядок подачи жалобы
 
1. Жалоба на решение, действия (бездействие) должностного лица таможенного органа подается в таможенный орган, в котором проходит службу должностное лицо, принявшее такое решение или совершившее действия (бездействие), либо в вышестоящий таможенный орган. Жалоба на решение, действия (бездействие) таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган либо уполномоченный орган по вопросам таможенного дела.
2. Если жалоба подлежит рассмотрению вышестоящим таможенным органом, то в его адрес в течение трех рабочих дней со дня регистрации направляются жалоба, а также материалы по ней (при их наличии) с уведомлением лица, подавшего жалобу.
3. Вышестоящий таможенный орган, в который подана жалоба, не позднее трех рабочих дней со дня ее регистрации запрашивает заключение и материалы на обжалуемые решение, действия (бездействие) таможенного органа или запрашивает заключение и материалы таможенного органа на его должностное лицо, решение, действия (бездействие) которого обжалуются.
 
Комментируемая статья регламентирует порядок подачи жалобы на решение, действия (бездействие) таможенного органа и должностного лица таможенного органа.
            Жалоба, независимо от того, адресована ли она таможенному органу, в котором проходит службу должностное лицо, принявшее такое решение или совершившее действия (бездействие), либо в вышестоящий таможенный орган, подается через подразделение документационного обеспечения таможенного органа.
            Указом Президента РК от 19 мая 1995 года № 2340   предусмотрено, что делопроизводство по обращениям граждан ведется отдельно от других видов делопроизводства в установленном законодательством порядке.
 
Статья 495. Сроки подачи жалобы
 
1. Жалоба на решение, действия (бездействие) таможенного органа и должностного лица таможенного органа может быть подана в срок до одного года:
1) со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав в сфере таможенного дела, создании препятствий к их реализации либо возложении какой-либо обязанности, не предусмотренной таможенным законодательством Республики Казахстан;
2) со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или должностным лицом этого органа предусмотренного таможенным законодательством Республики Казахстан решения.
2. Жалоба на уведомление таможенного органа о взыскании задолженности и пени должна быть подана в срок до десяти дней.
3. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен в судебном порядке на основании письменного заявления лица, обратившегося с жалобой.
 
Жалоба на решение, действия (бездействие) таможенного органа и должностного лица таможенного органа подается в сроки, установленные статьей 495 Таможенного кодекса РК.  Исключение составляют жалобы на уведомление таможенного органа  о взыскании задолженности и пени, которые подаются в срок до десяти дней.
 
Статья 496. Форма и содержание жалобы
 
1. Жалоба подается в письменной форме.
2. В жалобе должны быть указаны:
1) дата подачи жалобы;
2) наименование таможенного органа или должность, фамилия, имя и отчество должностного лица таможенного органа (если они известны), решение, действия (бездействие) которого обжалуются;
3) фамилия, имя, отчество или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения;
4) существо обжалуемого решения, действий (бездействия) таможенного органа и (или) должностного лица таможенного органа;
5) обстоятельства, на основании которых лицо считает, что обжалуемыми решением, действиями (бездействием) таможенного органа и (или) должностного лица таможенного органа нарушены его права, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность.
3. В жалобе могут быть указаны и иные сведения, имеющие значение для существа жалобы.
4. Жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем.
5. К жалобе прилагаются документы и (или) материалы (при их наличии), подтверждающие неправомерность решения, действий (бездействия) таможенного органа и (или) должностного лица таможенного органа.
 
Комментируемая статья предусматривает, что жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа и (или) его должностного лица  подается в письменной форме  и должна быть подписана лицом, подавшим жалобу либо его представителем.
Определяя форму жалобы, статья 496 устанавливает определенные требования относительно ее содержания. Вместе с тем, комментируемая статья предоставляет возможность указывать в жалобе иные сведения, имеющие значения для существа жалобы.
Лицо, обратившееся с жалобой, может к жалобе приложить документы и (или) материалы (при их наличии), подтверждающие неправомерность решения, действий (бездействия) таможенного органа и (или) должностного лица таможенного органа.
 
Статья 497. Последствия подачи жалобы
 
Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемых решения, действий (бездействия) таможенного органа и (или) должностного лица таможенного органа, за исключением случаев:
1) когда вышестоящий таможенный орган или уполномоченный орган по вопросам таможенного дела, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые решение, действия (бездействие) таможенного органа и (или) должностного лица таможенного органа не соответствуют таможенному законодательству Республики Казахстан;
2) обжалования уведомления о взыскании задолженности и пени.
 
Комментируемая статья  регламентирует, что подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемых решений обжалуемых решения, действия (бездействие).
Вместе с тем, при наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемое решение, действие (бездействие) не соответствует таможенному законодательству РК, вышестоящий таможенный орган или уполномоченный орган по вопросам таможенного дела, рассматривающий жалобу вправе приостановить исполнения обжалуемого решения, действия (бездействие) таможенного органа и (или) должностного лица таможенного органа.
Кроме того, подача жалобы приостанавливает исполнение обжалуемого решения, действий (бездействия) таможенного органа и (или) должностного лица таможенного органа в случае обжалования уведомления о взыскании задолженности и пени.
 
Глава 67. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ НА РЕШЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА И ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА
 
Статья 498. Органы, рассматривающие жалобы
 
1. Жалоба на решение, действия (бездействие) таможенного органа рассматривается вышестоящим таможенным органом либо уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
2. Жалоба на решение, действия (бездействие) должностного лица таможенного органа рассматривается таможенным органом, в котором проходит службу это должностное лицо, или вышестоящим таможенным органом, а на решение, действия (бездействие) руководителя таможенного органа вышестоящим таможенным органом, уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
3. От имени таможенного органа решение по жалобе принимает руководитель этого таможенного органа или лицо, его замещающее. При этом рассмотрение жалобы не может производиться должностным лицом таможенного органа, принимавшим решение, совершившим действия (бездействие), или нижестоящим по отношению к нему должностным лицом.
4. Жалоба лица подлежит обязательной регистрации в соответствующем органе в день ее поступления. Таможенный орган не вправе отказать в регистрации жалобы.
 
Нормативными правовыми актами в сфере таможенного дела не определено понятие вышестоящего таможенного органа. Однако исходя из системы подчиненности таможенных органов, установленной Положениями о департаментах таможенного контроля по областям, городам Астана и Алматы, таможням и таможенным постам, можно сделать вывод, что вышестоящий таможенный орган- это таможенный орган, в непосредственном подчинении у которого находится таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется.
Согласно статье 17 Таможенного кодекса РК единую систему таможенных органов составляют:
1) уполномоченный орган по вопросам таможенного дела;
2) территориальные подразделения уполномоченного органа по вопросам таможенного дела по областям (городам республиканского значения, столице) (далее - территориальные подразделения уполномоченного органа по вопросам таможенного дела);
3) таможни;
4) таможенные посты;
5) контрольно-пропускные пункты на таможенной границе Республики Казахстан;
6) специализированные таможенные учреждения. 
            Согласно Указу  Президента Республики Казахстан от 28 августа 2002 года N 931 и постановления Правительства Республики Казахстан от 6 сентября 2002 года N 981 уполномоченным органом по вопросам таможенного дела является Агентство таможенного контроля РК.
            От имени таможенного органа жалоба рассматривается руководителем  этого органа либо лицом его замещающим. При этом представляется, что жалоба не может быть предана на рассмотрение должностному лицу, принявшему обжалуемое решение, совершившему действие (бездействие), либо нижестоящему по отношению к нему должностному лицу.
Жалобы, поданные в порядке, установленном Таможенным кодексом РК, подлежат обязательной регистрации и рассмотрению. Отказ в регистрации жалобы запрещается.
           
Статья 499. Рассмотрение жалобы
 
1. Жалоба лица, зарегистрированная в установленном порядке, рассматривается соответствующим таможенным органом по существу жалобы.
2. Жалоба не рассматривается по существу в случаях, когда:
1) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока либо заявление о восстановлении пропущенного срока отклонено;
2) жалоба не подписана или подписана лицом или его представителем, надлежащим образом не подтвердившим свои полномочия;
3) предметом жалобы являются решение, действия (бездействие) иного органа, не правомочного в сфере таможенного дела.
3. Повторная жалоба, в которой не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, не подлежит рассмотрению, если по ней имеется исчерпывающий материал и лицу, обратившемуся с жалобой, в установленном порядке предоставлен ответ.
4. Уведомление об отказе в рассмотрении жалобы направляется в письменной форме лицу, обратившемуся с жалобой, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации с указанием причин отказа.
 
В соответствии со статьей 499 Таможенного кодекса РК таможенный орган  отказывает в рассмотрении жалобы, если не соблюдены  установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока либо заявление о восстановлении пропущенного срока отклонено; если  жалоба не подписана или подписана лицом или его представителем, надлежащим образом, не подтвердившим свои полномочия, а также в случае, когда предметом жалобы являются решение, действия (бездействие) иного органа, не правомочного в сфере таможенного дела.
Комментируемая статья закрепляет обязанность уведомить лицо об отказе в рассмотрении жалобы. Данное уведомление оформляется в письменной форме  и направляется лицу, обратившемуся с жалобой, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации с указанием причин отказ.
 
Статья 500. Отзыв жалобы
 
1. Лицо, обратившееся с жалобой, может отозвать ее на любой стадии до принятия решения по жалобе.
2. Отзыв оформляется в письменной форме с указанием мотивов, послуживших основанием для отзыва жалобы.
 
Данная статья регламентирует вопросы отзыва жалобы. Отзыв жалобы оформляется в письменной форме с обязательным указанием мотивов, послуживших основанием для отзыва жалобы.
 
Статья 501. Сроки рассмотрения жалобы
 
1. Жалоба должна быть рассмотрена и по ней должно быть принято решение в срок не позднее пятнадцати дней начиная с даты регистрации жалобы, за исключением жалоб, требующих дополнительного изучения и (или) проверки.
2. Жалоба, требующая дополнительного изучения и (или) проверки, должна быть рассмотрена в срок до одного месяца со дня ее регистрации.
 
Комментируемая статья устанавливает сроки рассмотрения жалобы на решения, действие (бездействие) таможенного органа и (или) его должностного лица.
Срок рассмотрения жалобы составляет пятнадцать дней и исчисляется со дня регистрации жалобы, исключение составляют жалобы, требующих дополнительного изучения и (или) проверки.
            Согласно статье 6 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 19 июня 1995 года № 2340 «О порядке рассмотрения обращений граждан», обращения граждан рассматриваются и по ним принимаются решения в срок до одного месяца со дня поступления в органы, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительной проверки, сроки могут быть продлены руководителем соответствующего органа, но не более чем на один месяц, о чем сообщается заявителю.
 
Статья 502. Решение по жалобе
 
1. По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий таможенный орган или уполномоченный орган по вопросам таможенного дела:
1) признает решение, действия (бездействие) таможенного органа или должностного лица таможенного органа правомерными;
2) признает неправомерными решение, действия (бездействие) таможенного органа или должностного лица таможенного органа полностью либо частично и обязывает принять в пределах его компетенции новое решение в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Если вышестоящий таможенный орган или уполномоченный орган по вопросам таможенного дела, рассматривающий жалобу, признает это необходимым, то по одной жалобе может быть принято несколько решений, указанных в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи, не исключающих друг друга.
3. Орган, рассматривающий жалобу, при признании неправомерными решения, действий (бездействия) должностного лица таможенного органа или ненадлежащего исполнения этим лицом возложенных на него должностных обязанностей принимает меры по привлечению должностного лица к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
4. Решение вышестоящего таможенного органа или уполномоченного органа по вопросам таможенного дела, рассматривающего жалобу, принимается в письменной форме и должно содержать:
1) наименование органа, рассмотревшего жалобу;
2) должность, фамилию и инициалы должностного лица органа, принявшего решение по жалобе;
3) фамилию и инициалы или наименование лица, обратившегося с жалобой;
4) краткое существо жалобы;
5) принятое по жалобе решение;
6) доводы и основания принятого решения;
7) принятые меры в отношении должностного лица, допустившего нарушение в сфере таможенного дела;
8) сведения о порядке обжалования принятого решения.
5. В сроки, установленные статьей 501 настоящего Кодекса, лицу, обратившемуся с жалобой, направляется копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы.
 
            Статья 502 Таможенного кодекса РК предусматривает письменную форму решения вышестоящего таможенного органа или уполномоченного органа по вопросам таможенного дела, рассматривающего жалобу. Комментируемая статья устанавливает требования относительно ее содержания.
По результатам рассмотрения жалобы таможенный орган принимает одно из следующих решений:   
    1) признает решение, действия (бездействие) таможенного органа или должностного лица таможенного органа правомерными;
2) признает неправомерными решение, действия (бездействие) таможенного органа или должностного лица таможенного органа полностью либо частично и обязывает принять в пределах его компетенции новое решение в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Представляется, что в случае необходимости по одной жалобе может быть принято несколько из указанных решений, не исключающих одно другое.
Комментируемая статья закрепляет обязанность уведомить лицо, обратившемуся с жалобой, путем направления ему копии решения, принятого по результатам рассмотрения.
 
 
Глава 68. УПРОЩЕННЫЙ ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА И ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА
 
Статья 503. Упрощенный порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенного органа и должностного лица таможенного органа
 
1. Лицо вправе в упрощенном порядке обжаловать решение, действия (бездействие) таможенного органа руководителю вышестоящего таможенного органа, а действия (бездействие) должностного лица таможенного органа руководителю таможенного органа или лицу, его замещающему, где проходит службу должностное лицо, чьи действия (бездействие) обжалуются.
2. В упрощенном порядке могут быть обжалованы решение, действия (бездействие) таможенного органа и должностного лица таможенного органа, если стоимость товаров и транспортных средств, в связи с перемещением которых было принято решение, совершены действия (бездействие), а также иные действия, обжалуемые лицом и повлекшие, по мнению лица, к неправомерным расходам, не превышают ста месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
3. Рассмотрение в упрощенном порядке жалобы на решение, действия (бездействие) таможенного органа и должностного лица таможенного органа и принятие по ней решения не являются препятствием для подачи жалобы в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
 
            Статья 503 Таможенного кодекса РК предусматривает возможность упрощенного порядка обжалования  решения, действия (бездействия) таможенного органа и должностного лица таможенного органа.
В упрощенном порядке могут быть обжалованы решения, действия (бездействия) таможенного органа и должностного лица таможенного органа с перемещением через таможенную границу   товаров и транспортных средств, стоимость которых не  превышает ста месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий год.  
При этом, комментируемая статья  регламентирует, что рассмотрение в упрощенном порядке жалобы на решение, действия (бездействие) таможенного органа и должностного лица таможенного органа и принятие по ней решения не являются препятствием для подачи жалобы в порядке и сроки, установленные Таможенным кодексом РК.
 
Статья 504. Порядок обжалования и принятия решения в упрощенном порядке
 
1. Упрощенный порядок обжалования решения, действий (бездействия) таможенного органа и должностного лица таможенного органа заключается в обращении лица с письменной жалобой к руководителю таможенного органа.
2. Жалоба, поданная в упрощенном порядке, подлежит и незамедлительному рассмотрению, и решение по ней должно быть принято в день подачи жалобы.
3. При рассмотрении жалобы в упрощенном порядке руководителем таможенного органа, рассматривающим жалобу, составляется акт о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке, в котором указываются сведения о лице, обратившемся с жалобой, краткое содержание жалобы и принятое решение.
4. Акт о рассмотрении жалобы подписывается руководителем таможенного органа, рассматривающим жалобу, и лицом, обратившимся с жалобой. Копия акта о рассмотрении жалобы вручается лицу, обратившемуся с жалобой.
 
            Упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) таможенного органа или должностного лица таможенного органа заключается в обращении лица с письменной жалобой руководителю таможенного органа.
            Рассмотрение жалобы, поданной в упрощенном порядке, осуществляется безотлагательно и решение по ней принимается  незамедлительно.
            По результатам рассмотрения жалобы, поданной в упрощенном порядке,  оформляется акт, который   подписывается руководителем таможенного органа, рассматривающим жалобу, и лицом, обратившимся с жалобой. Копия акта о рассмотрении жалобы вручается лицу, обратившемуся с жалобой.
 
 
Раздел 16. ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
 
Глава 69. ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
 
Статья 505. Служба в таможенных органах
 
1. Служба в таможенных органах является специальным видом государственной службы граждан Республики Казахстан, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации задач, прав и обязанностей таможенных органов, а также функции правоохранительных органов в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
2. Порядок прохождения службы в таможенных органах регулируется настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан о государственной службе и труде в части, не противоречащей настоящему Кодексу.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан «О государственной службе» под государственной службой понимается деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти.
Согласно нормам указанной статьи «государственный служащий - гражданин Республики Казахстан, занимающий  в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов, либо из средств Национального банка Республики Казахстан должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства».
Перечень основных задач таможенных органов Республики Казахстан указан в статье 19 Таможенного Кодекса Республики Казахстан. Права и обязанности таможенных органов определены статьями 23 и 24 Таможенного кодекса Республики Казахстан.
Помимо требований статей Таможенного кодекса Республики Казахстан, порядок прохождения службы в таможенных органах регулируется законодательством Республики Казахстан о государственной службе и о труде, в части не противоречащей Таможенному кодексу Республики Казахстан: законами «О государственной службе», «О труде», «О борьбе с коррупцией», другими законодательными актами, а также указами Президента и постановлениями Правительства Республики Казахстан.
Таможенные органы, как органы, осуществляющие функции правоохранительных органов, в своей деятельности также руководствуются требованиями Уголовного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
 
Статья 506. Прием на службу в таможенные органы
 
1. Должностными лицами таможенных органов являются принятые на службу в таможенные органы дееспособные граждане Республики Казахстан, способные по своим личным, моральным, деловым, профессиональным качествам, состоянию здоровья, физическому развитию и уровню образования выполнять возложенные на них обязанности.
2. Для приема на службу в таможенные органы необходимо:
1) наличие медицинского заключения о пригодности к службе;
2) наличие обязательной специальной проверки;
3) соответствие квалификационным требованиям, установленным уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
3. При поступлении на службу в таможенные органы устанавливается испытательный срок до трех месяцев без присвоения специального звания.
4. Не могут быть приняты на службу в таможенные органы лица по основаниям, определяемым законодательством Республики Казахстан о государственной службе, а также уволенные по отрицательным мотивам с государственной службы.
5. Военнообязанные, принятые на службу в таможенные органы, снимаются в установленном порядке с воинского учета и состоят на специальном учете в таможенных органах.
 
При приеме на службу в таможенные органы к кандидатам  предъявляются ряд требований в соответствии с Таможенным кодексом Республики Казахстан и законодательством о государственной службе.
Так, при поступлении на службу в таможенные органы на кандидатов распространяются требования статьи 13 Закона Республики Казахстан «О государственной службе», согласно которой лица, поступающие на государственную службу должны отвечать следующим требованиям:
1)обладать гражданство Республики Казахстан;
2)быть не моложе восемнадцати лет, если иное в отношении соответствующих должностей не установлено законодательством Республики Казахстан:
3)обладать необходимым образованием, уровнем профессиональной подготовки и соответствовать установленным квалификационным требованиям.
Согласно указанной статье лица при поступлении на службу в таможенные органы обязаны предоставить в органы налоговой службы сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющимися объектом налогообложения.
Подпункты 1), 2) и 3) пункта 2 комментируемой статьи  устанавливают следующие необходимые требования при приеме на службу в таможенные органы:
1) годность к службе в таможенных органах по состоянию здоровья определяется военно-врачебными комиссиями органов внутренних дел согласно Расписанию болезней и физических недостатков, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 24 декабря 1998 года № 470;
2) прием на службу в таможенные органы и занятие соответствующей должности осуществляется после прохождения гражданами обязательной специальной проверки. Материалы для проведения специальной проверки направляются в органы национальной безопасности по специальной форме (форма № 53);
3) Квалификационные требования к должностным лицам таможенных органов Республики Казахстан определены приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстане 14 мая 2003 года № 202 «О некоторых вопросах кадровой работы в таможенных органах Республики Казахстан». Следует отметить, что Квалификационные требования к должностным лицам таможенных органов разработаны с учетом Типовых квалификационных требований к административным государственным служащим. 
Уволенные с государственной службы по отрицательным мотивам не могут быть приняты на службу в таможенные органы. К кандидатам распространяются также другие требования и ограничения, предусмотренные Законом Республики Казахстан «О государственной службе».
Для отбора кандидатов на службу в таможенные органы проводятся тестирование и собеседование. Тестируемые в зависимости от квалификационных требований, предъявляемых к категории конкретной должности, должны ответить на 120 или 60 вопросов, выбираемых для тестируемого из базовых 500 вопросов с помощью компьютерной программы методом отбора случайных чисел, установленных для каждого теста. Правила проведения тестирования кандидатов, назначаемых на должности в таможенных органах Республики Казахстан утверждены приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 27 мая 2003 года № 248.
Отбор кандидатов является завершенным после формирования личного дела кандидата в соответствии с требованием Правил оформления и ведения личных дел должностных лиц таможенных органов Республики Казахстан, утвержденных приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 18.06.2003г. № 308.
Прием на службу в таможенные органы оформляется приказом руководителя таможенного органа или лица, его замещающего, в соответствии с полномочиями, определенными ему Агентством таможенного контроля Республики Казахстан.
Указанные требования при приеме на службу в таможенные органы в равной степени соответствует принципам государственной службы и правам государственного служащего, закрепленными, соответственно, статьями 3 и 8 Закона Республики Казахстан «О государственной службе», а именно, принципам равного права граждан на доступ к государственной службе и продвижение по государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, добросовестного исполнения своих служебных обязанностей, на стимулирование и оплату труда в зависимости от занимаемой должности, качества, опыта работы и иных, установленных законодательством Республики Казахстан о государственной службе, оснований.
В третьем пункте комментируемой статьи законодательством устанавливается 3-х месячный испытательный срок при поступлении на службу в таможенные органы, при котором специальные звания не присваиваются.
Во время прохождения испытательного срока вновь принятые на службу лица выполняют обязанности и пользуются правами должностных лиц таможенных органов.
Порядок прохождения испытания при поступлении в таможенные органы изложен в Инструкции о порядке и условии прохождения испытательного срока вновь принятых должностных лиц в таможенные органы Республики Казахстан, утвержденной приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 12 января 2004 года № 10.  
Военнообязанные, принятые на службу в таможенные органы, снимаются с воинского учета и состоят на специальном учете в таможенных органах в соответствии с порядком, определенным приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 06 июня 2003 года № 282 «О специальном учете должностных лиц таможенных органов». Данным приказом также определен порядок снятия должностных лиц таможенных органов со специального учета при увольнении в запас или отставке.
 
Статья 507. Прием молодых специалистов на службу в таможенные органы
 
Молодые специалисты, поступившие на службу в таможенные органы, проходят обязательную стажировку на таможенных постах, в таможнях и территориальных подразделениях уполномоченного органа по вопросам таможенного дела в порядке, установленном уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
 
            Цель стажировки – ускорение процесса повышения уровня квалификации специалиста, воспитание качеств, необходимых для должного исполнения обязанностей.
            Порядок прохождения стажировки молодыми специалистами, поступившими на службу в таможенные органы, определен приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 14 мая 2003 года № 202 «О некоторых вопросах кадровой работы в таможенных органах Республики Казахстан».
На время стажировки за вновь принятым должностным лицом закрепляется наставник из числа опытных и передовых должностных лиц подразделений (порядок организации наставнической работы подробно изложен в Положении о наставнической работе, утвержденной приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 12 января 2004 года № 10).
 
Статья 508. Порядок назначения
 на должность и освобождения от должности
 
1. Руководитель уполномоченного органа по вопросам таможенного дела назначается на должность и освобождается от должности Правительством Республики Казахстан.
2. Заместители руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Республики Казахстан по представлению руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела.
3. Другие должностные лица таможенных органов назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
4. Должностным лицам таможенных органов выдаются удостоверения и личные номерные печати в порядке, установленном уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
 
Вице – министр финансов - Председатель Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, его заместители отнесены к категории политических государственных служащих и назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Республики Казахстан.
Другие должностные лица таможенных органов назначаются на должность и освобождаются от должности приказами руководителей таможенных органов и специализированных учреждений в соответствии с Номенклатурой должностей Вице – министра финансов - Председателя Комитета таможенного контроля Республики Казахстан и территориальных таможенных органов Республики Казахстан и специализированных учреждений (утверждены приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстане 14 мая 2003 года № 202 «О некоторых вопросах кадровой работы в таможенных органах Республики Казахстан»).
При соответствии кандидатов на назначение Квалификационных требованиям к должностным лицам таможенных органов Республики Казахстан (утверждены приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстане 14 мая 2003 года № 202 «О некоторых вопросах кадровой работы в таможенных органах Республики Казахстан»), проводится тестирование и собеседование кандидатов. Правила проведения тестирования кандидатов, назначаемых на должности в таможенных органах Республики Казахстан утверждены приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 27 мая 2003 года № 248.
Назначение на должность или освобождение от должности  оформляется приказом Вице – министра финансов – Председателем Комитета или начальником территориального таможенного органа, руководителем специализированного учреждения на основании представления либо рапорта.
Подготовка проектов соответствующих приказов и других необходимых документов осуществляется кадровыми службами.
Должностным лицам таможенных органов выдаются удостоверения.
Удостоверение должностного лица таможенных органов Республики Казахстан является официальным документом, подтверждающим его прохождение службы в таможенных органах в присвоенном звании и разрешающим в установленном порядке хранение и ношение огнестрельного оружия. Удостоверения дают право входа во все административные здания таможенных органов. Удостоверения выдаются должностным лицам, имеющим специальные звания. Порядок выдачи удостоверений регламентирован Правилами выдачи удостоверений должностным лицам таможенных органов Республики Казахстан, утвержденных приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 14 мая 2003 года № 203.
Порядок выдачи личных номерных печатей определен Инструкцией о порядке учета, хранения, применения, уничтожения и оснащения личными номерными печатями», утвержденной приказом Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 20 мая 2003 года № 216.
 
Статья 509. Присяга должностного лица таможенного органа
 
Должностное лицо таможенного органа принимает присягу на верность народу Казахстана в порядке, установленном уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
           
            Присягу принимают лица, впервые поступившие на службу в таможенные органы Республики Казахстан - только после присвоения специального звания, курсанты, слушатели высших специальных учебных заведений, ранее не принимавшие присяги – не позднее двух месяцев после зачисления на учебу и должностные лица таможенных органов Республики Казахстан, ранее по каким-либо причинам не принявшие присягу. 
Порядок принятия присяги определен Правилами принятия присяги должностными лицами таможенных органов Республики Казахстан, утвержденных приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 14 мая 2003 года № 203. Этим же приказом утвержден текст присяги.
 
Статья 510. Специальные звания должностного лица таможенного органа
 
1. Должностному лицу таможенного органа в соответствии с занимаемой должностью и выслугой лет в установленном порядке присваиваются следующие специальные звания:
1) младший начальствующий состав:
прапорщик таможенной службы;
старший прапорщик таможенной службы;
2) средний начальствующий состав:
младший лейтенант таможенной службы;
лейтенант таможенной службы;
старший лейтенант таможенной службы;
капитан таможенной службы;
3) старший начальствующий состав:
майор таможенной службы;
подполковник таможенной службы;
полковник таможенной службы;
4) высший начальствующий состав:
генерал-майор таможенной службы;
генерал-лейтенант таможенной службы.
2. Должностные лица таможенных органов, которым присвоены специальные звания, бесплатно обеспечиваются форменной одеждой. Образцы формы одежды и знаки различия, нормы обеспечения ею утверждаются Правительством Республики Казахстан. Порядок ношения форменной одежды устанавливается уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
3. Положения настоящей статьи применяются также к руководителям и специалистам специализированных таможенных учреждений.
 
В пункте 1 настоящей статьи определен перечень специальных званий, присваиваемых должностным лицам таможенных органов в соответствии с занимаемой должностью и выслугой лет.
            Перечень форменной одежды и знаков различия должностных лиц таможенных органов Республики Казахстан утвержден одноименным постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 августа 2000 года № 1247.
            Правила обеспечения и ношения форменной одежды и знаков различия должностными лицами таможенных органов Республики Казахстан утверждены приказом Агентства таможенного контроля Республики Казахстан 20 мая 2003 года № 217.
В соответствии со статьей 17 Таможенного кодекса Республики Казахстан специализированные таможенные учреждения входят в единую систему таможенных органов Республики Казахстан и для решения задач в сфере таможенного дела уполномоченным органом по вопросам таможенного дела создаются по решению Правительства Республики Казахстан.
В настоящий момент в структуре таможенных органов функционируют Центральная таможенная лаборатория, Кинологический центр, Учебно-методический центр по г. Алматы и Учебно-методический центр по г. Атырау, как специализированные таможенные учреждения.
 
 
Статья 511. Порядок присвоения специальных званий должностным лицам таможенных органов
 
1. Специальные звания, присваиваемые должностному лицу таможенного органа, подразделяются на первое и очередное.
2. Специальные звания высшего начальствующего состава присваиваются Президентом Республики Казахстан.
3. Специальные звания младшего, среднего, старшего начальствующего состава присваиваются руководителем уполномоченного органа по вопросам таможенного дела.
4. Специальные звания присваиваются должностным лицам таможенных органов в соответствии с занимаемыми должностями.
5. Лицу, принятому на должность старшего начальствующего состава, может быть присвоено первое специальное звание не выше подполковника таможенной службы, если он не имел более высокого классного чина, специального или воинского звания.
6. Для должностных лиц таможенных органов Республики Казахстан, которым первое специальное звание - лейтенант таможенной службы присвоено по окончании учебного заведения со сроком обучения четыре года и более и которые проходят службу в таможенных органах по полученной в учебном заведении или родственной специальности, сроки выслуги в звании лейтенанта таможенной службы устанавливаются в один год.
7. Первое специальное звание младшего лейтенанта таможенной службы присваивается:
1) должностным лицам таможенных органов, состоящим в должностях младшего начальствующего состава, окончившим среднее специальное учебное заведение и назначенным на должности среднего начальствующего состава;
2) гражданам, окончившим средние специальные учебные заведения по родственной специальности и назначенным на должности среднего начальствующего состава.
8. Специальное звание лейтенанта таможенной службы присваивается:
1) младшим лейтенантам таможенной службы по истечении установленного срока выслуги лет в специальном звании, окончившим высшие учебные заведения, независимо от срока выслуги лет в этом звании;
2) гражданам, имеющим высшее образование и назначенным на должности среднего и старшего начальствующего состава.
9. Очередное специальное звание должностного лица таможенного органа присваивается в последовательном порядке при соответствии указанного звания занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги лет в предыдущем специальном звании.
10. Должностному лицу таможенного органа, имеющему ученую степень или ученое звание, очередное специальное звание может быть присвоено на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, до полковника таможенной службы включительно.
11. Очередное специальное звание на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по занимаемой должности, присваивается по истечении не менее полутора сроков выслуги лет в предыдущем специальном звании от присваиваемого.
12. Должностным лицам таможенных органов в соответствии с занимаемой должностью могут быть присвоены следующие предельные специальные звания:
1) в уполномоченном органе по вопросам таможенного дела:
Председатель - генерал-лейтенант таможенной службы;
заместитель Председателя - генерал-лейтенант таможенной службы;
начальники департамента и самостоятельного управления генерал-майор таможенной службы;
заместители начальника департамента и самостоятельного управления, начальник управления в составе департамента - полковник таможенной службы;
заместитель начальника управления в составе департамента, начальник отдела - подполковник таможенной службы;

<< Пред. стр.

стр. 22
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>