<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Кодирование товаров - это технический прием, позволяющий представить какой-либо классифицированный товар, т. е. отнесенный по системе классификации к определенной группировке, в виде знака (группы знаков) по установленным правилам кодирования. Кодовая система классификатора товаров позволяет давать необходимую информацию в форме, удобной для ее сбора, передачи и последующей обработки.
Ведение ТН ВЭД, возлагаемое на таможенные органы, предполагает и другую функцию таможенных органов, заключающуюся в классификации товаров и принятии соответствующего решения об этом. Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными.
Императивный характер таких решений подтверждается положениями Таможенного кодекса Республики Казахстан, согласно которым решения других органов и учреждений по классификации товаров не признаются допустимыми к использованию в таможенных целях, а принимается для сведения. С технической точки зрения классификация товаров, проводимая таможенными органами, осуществляется в соответствии с общими принципами ведения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, правилами ее толкования, принятыми требованиями и условиями классификации.
Приказом Комитета таможенного контроля от 29 сентября 2005 года № 385 установлен порядок принятия и форма решения таможенного органа по классификации товаров.
 
 
Глава 9. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
 
Статья 47. Принятие предварительного решения
 
1. Таможенные органы, кроме таможенных постов и контрольных пропускных пунктов, по заявлению лица (заявителя) принимают предварительное решение относительно классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности в отношении конкретного товара.
2. Таможенные органы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с положениями настоящего Кодекса вправе принять предварительные решения по применению методологии определения страны происхождения и таможенной стоимости товара. Порядок принятия и форма предварительного решения по указанным вопросам определяются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
3. За принятие данного решения взимается плата за предварительное решение в соответствии со статьей 299 настоящего Кодекса.
 
Заинтересованность в получении предварительного решения таможенного органа может возникнуть у участника внешнеэкономической деятельности по целому ряду причин. Так, например, покупая товар,  участник внешнеэкономической деятельности желает удостовериться в подлинности сертификата происхождения товара, от которого зависит предоставление права на таможенно-тарифные льготы и преференции, или уточнить возможность определения таможенной стоимости приобретаемого товара по конкретному способу установления таможенной стоимости в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан и т.д.
В ситуациях, подобных описанным, заинтересованное лицо имеет право обратиться в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела, департаменты таможенного контроля по областям и по городам, а также в таможни (в соответствии с их компетенцией) с запросом о принятии предварительного решения в отношении конкретной поставки внешнеторговых грузов. За принятие такого решения взимается плата, размер которой установлен постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 669 «Об утверждении ставок таможенных сборов, сборов и плат, взимаемых таможенными органами».
В компетенцию Агентства таможенного контроля входит принятие подзаконных актов, регламентирующих порядок принятия отдельных видов предварительных решений. Так, например, приказом Председателя АТК РК от 15 мая 2003 года № 210 утверждены Правила принятия и форм предварительного решения, в котором идет речь о принятии предварительного решения о классификации товара (классификационного решения).
 
 
Статья 48. Заявление о принятии предварительного решения
 
1. Заявитель направляет в таможенный орган, указанный в статье 47 настоящего Кодекса, заявление, составленное в письменной форме.
2. Заявление должно содержать сведения о товаре, необходимые для принятия предварительного решения. Одновременно с подачей заявления представляются описание товаров, их фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие, технические либо иные документы, необходимые для принятия предварительного решения. При возможности заявителем также представляются пробы или образцы товаров, по которым принимаются предварительные решения.
3. Заявление рассматривается таможенным органом, и предварительное решение выдается в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления, если не требуется предоставления иной информации либо проведения экспертизы.
4. Если представленные заявителем сведения недостаточны для принятия предварительного решения, таможенный орган уведомляет лицо о необходимости предоставления дополнительной информации с установлением срока ее предоставления. Если информация не предоставлена в установленный срок, заявление о принятии предварительного решения отклоняется. Общий срок предоставления дополнительной информации не должен превышать один месяц с момента письменного уведомления заявителя.
5. В случае отклонения заявления о принятии предварительного решения таможенный орган обязан в течение семи рабочих дней представить заявителю письменный мотивированный отказ.
Отклонение заявления не препятствует повторному обращению заявителя о принятии предварительного решения при условии устранения причин, послуживших основанием для отклонения заявления.
6. Предварительное решение либо его непринятие таможенными органами в установленные сроки может быть обжаловано в порядке, определенном  настоящим Кодексом.
 
Заинтересованное в принятии предварительного решения лицо направляет запрос в компетентный таможенный орган.
Запрос должен содержать все сведения, необходимые для принятия предварительного решения. К нему обычно прилагаются пробы и образцы товаров, их подробное описание, рисунки, чертежи и т.п. В запросе с максимальной точностью указываются все сведения, которые могут оказать существенное влияние на принимаемое предварительное решение. В некоторых случаях одновременно с запросом в таможенный орган отправляются (передаются) необходимые коммерческие, таможенные и иные документы.
Например, к запросу о подтверждении страны происхождения обязательно прилагается оригинал надлежащим образом оформленного бланка сертификата происхождения товаров.
Запрос на принятие предварительного решения рассматривается в течение 10 дней. Срок исчисляется со дня получения запроса при условии предоставления всех требуемых сведений и документов. Если таможенные органы запрашивают у государственных или общественных организаций, независимой экспертизы, а также у заявителя дополнительные документы в подтверждение предоставленных сведений, то срок рассмотрения запроса исчисляется с даты поступления таких документов.
При невозможности вынесения предварительного решения запрос отклоняется.
Отклонение запроса о принятии предварительного решения обжалованию не подлежит.
 
 
Статья 49. Срок действия предварительного решения
 
Предварительное решение таможенных органов действует в течение трех лет с момента его принятия.
Изменение предварительного решения не продлевает срок его действия.
 
Предварительное решение действует в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в течение трех лет с момента его принятия.
 
 
Статья 50. Аннулирование или изменение предварительного решения
 
1. Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела вправе аннулировать или изменить предварительное решение, принятое им либо территориальным подразделением уполномоченного органа по вопросам таможенного дела и таможней.
2. Аннулирование предварительного решения производится, если такое решение принято на основе неполной или недостоверной информации, предоставленной заявителем. Аннулирование вступает в силу со дня принятия нового предварительного решения.
3. Изменение предварительного решения производится в случаях:
1)     принятия Всемирной таможенной организацией решений, обязательных для применения в Республике Казахстан;
2)     противоречия предварительного решения международным договорам, участником которых является Республика Казахстан;
3)     изменения таможенного законодательства Республики Казахстан в части принятия предварительного решения;
4)     выявления нарушений, допущенных при принятии предварительного решения.
4. Изменение предварительного решения вступает в силу после получения заявителем уведомления об изменении.
В случае изменения таможенного законодательства Республики Казахстан, в результате которого предварительное решение будет противоречить таможенному законодательству Республики Казахстан, решение таможенных органов признается утратившим силу с момента введения в действие нормативного правового акта Республики Казахстан в сфере таможенного дела.
5. Получателю предварительного решения в указанных случаях направляется письменное уведомление, в котором указываются мотивы аннулирования или изменения.
6. При аннулировании или изменении предварительного решения таможенные сборы за принятие предварительного решения не подлежат возврату, за исключением случаев, когда такое аннулирование или изменение произошло в связи с ошибкой, допущенной таможенным органом.
 
Таможенный орган вправе аннулировать, изменить или отозвать предварительное решение, принятое им самим или нижестоящим таможенным органом. Такое действие таможенного органа не подлежит обжалованию.
Предварительное решение может быть аннулировано или изменено в следующих случаях:
1) принятия Всемирной таможенной организацией решений, обязательных для применения в Республике Казахстан;
2) противоречия предварительного решения международным договорам, участником которых является Республика Казахстан;
3) изменения законодательства Республики Казахстан, имеющего отношение к предварительному решению;
4) выявления нарушений, допущенных при принятии предварительного решения.
Принятое предварительное решение также может быть отменено или изменено вышестоящим таможенным органом в случае, если такое решение было принято на основе неполной или недостоверной информации, предоставленной заявителем.
Предварительное решение считается аннулированным или измененным со дня принятия соответствующего решения. При этом, плата за принятие предварительного решения возвращается, в случае, если предварительное решение аннулировано или изменено  в связи с ошибкой, допущенной должностным лицом таможенного органа.
 
Статья 51. Гласность предварительных решений
 
Предварительные решения, принятые таможенными органами, за исключением информации, являющейся конфиденциальной, могут быть опубликованы и предоставлены по письменному запросу любому лицу.
 
Предварительные решения, принятые таможенными органами, за исключением информации, являющейся конфиденциальной, могут быть опубликованы в средствах массовой информации, а также могут быть предоставлены по письменному запросу любому лицу.
 
Статья 52. Предоставление предварительного решения при таможенном оформлении товара
 
1. Предварительное решение, принятое таможенными органами, указанными в статье 47 настоящего Кодекса, является обязательным для таможенных органов.
2. Предварительное решение предоставляется таможенному органу одновременно с таможенной декларацией.
3. Для целей таможенного оформления и таможенного контроля используется оригинал предварительного решения либо копия, заверенная таможенным органом, указанным в статье 47 настоящего Кодекса, выдавшим такое решение.
4. В случае поставки одного и того же товара, осуществляемого партиями в разное время и (или) в разные таможенные органы, предварительное решение по классификации товара принимается таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление первой партии товара, при этом для оформления последующих партий идентичного товара допускается использование копий предварительного решения, заверенных таможенным органом, принявшим такое решение.
 
При таможенном оформлении товаров предварительное решение представляется таможенному органу одновременно с грузовой таможенной декларацией и другими документами, необходимыми для таможенных целей.
В таможенные органы предоставляется оригинал предварительного решения либо копия, заверенная таможенным органом, который непосредственно принимал данное предварительное решение. Кроме того, если поставка одного и того же товара осуществляется партиями в разное время и (или) в разные таможенные органы, то предварительное решение по классификации товара принимается таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление первой партии товара. Для оформления последующих партий идентичных товаров допускается использование копий предварительного решения, заверенных таможенным органом, который непосредственно принимал указанное решение. 
    
 
Раздел V. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ, ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ И ПРОЦЕДУРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
 
Глава 10. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
 
Статья 53. Порядок осуществления предварительных операций при перемещении товаров и транспортных средств на таможенную территорию Республики Казахстан
 
1. Предварительные операции при перемещении товаров и транспортных средств на таможенную территорию Республики Казахстан осуществляются в следующем порядке:
1) пересечение таможенной границы Республики Казахстан;
2) уведомление таможенных органов о пересечении таможенной границы Республики Казахстан;
3) предварительное таможенное оформление в пункте пропуска через таможенную границу Республики Казахстан;
4) доставка товаров, транспортных средств и документов на них в таможенный орган назначения;
5) уведомление таможенного органа назначения о доставке товаров и транспортных средств;
6) временное хранение товаров и транспортных средств.
2. Порядок осуществления предварительных операций при перемещении товаров на таможенную территорию Республики Казахстан с использованием трубопроводного транспорта и по линиям электропередачи определяется уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
 
Предварительные операции необходимы для осуществления контроля доставки товаров и транспортных средств до таможенного органа назначения в целях соблюдения таможенного законодательства. В настоящей статье определен порядок и последовательность предварительных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан.
Порядок осуществления предварительных операций при перемещении товаров на таможенную территорию Республики Казахстан с использованием трубопроводного транспорта и по линиям электропередачи определяется уполномоченным органом по вопросам таможенного дела. Предварительные операции и таможенные процедуры выделены отдельным разделом в Правилах заполнения временной таможенной декларации и таможенного оформления с использованием процедуры временного декларирования, утвержденных Приказом АТК РК от 20 мая 2003 года № 218.
 
 
Статья 54. Пересечение таможенной границы Республики Казахстан
 
1. Пересечением товаров и транспортных средств таможенной границы Республики Казахстан является фактическое перемещение товаров и транспортных средств на таможенную территорию Республики Казахстан.
2. Пересечение таможенной границы Республики Казахстан допускается в пунктах пропуска, определяемых в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса, во время их работы в соответствии с законодательством Республики Казахстан и влечет за собой обязанность лица, перемещающего товары и транспортные средства, в возможно короткие сроки доставить товары, транспортные средства и документы на них в таможенный орган, расположенный в пункте пропуска.
 
В комментируемой статье дается определение пересечения таможенной границы Республики Казахстан. Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 6 Таможенного кодекса Республики Казахстан, пределы таможенной территории Республики Казахстан, а также периметры специальных экономических зон являются таможенной границей Республики Казахстан. Таможенная граница – линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы таможенной территории Республики Казахстан.
Таможенную территорию Республики Казахстан составляют сухопутная территория, территориальные воды (море) и внутренние воды, а также находящиеся на континентальном шельфе Республики Казахстан искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых Республика Казахстан обладает исключительной юрисдикцией в сфере таможенного дела.
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан территория Республики Казахстан в существующих границах является целостной, неприкосновенной и неотчуждаемой. Закон Республики Казахстан от 13 января 1993 года № 1872-XII «О Государственной границе Республики Казахстан» устанавливает и закрепляет правовые основы охраны Государственной границы Республики Казахстан.
В настоящей статье под пересечением таможенной границы Республики Казахстан подразумевается фактическое пересечение товаров и транспортных средств Государственной границы Республики Казахстан. Пересечение таможенной границы Республики Казахстан вне пунктов пропуска влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 426 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».
Согласно статье 22 Таможенного кодекса Республики Казахстан время работы таможенных органов определяется уполномоченным органом по вопросам таможенного дела в соответствии с законодательством Республики Казахстан с учетом условий. Так, время работы таможенных органов в портах, аэропортах, железнодорожных станциях и иных пунктах пропуска через таможенную границу Республики Казахстан должно быть согласовано со временем работы других контролирующих органов и служб в этих местах. Время работы таможенных органов в пунктах пропуска через таможенную границу Республики Казахстан по возможности должно совпадать со временем работы таможенных органов иностранных государств, имеющих совместную таможенную границу с Республикой Казахстан.
В силу того, что не все таможенные органы располагаются на Государственной границе Республики Казахстан и пункт пропуска товаров и транспортных средств через таможенную границу отдален от Государственной границы, то на лицо, перемещающего товары и транспортные средства накладывается обязательство по обеспечению доставки товаров, транспортных средств и документов на них в пункт пропуска в кратчайшие сроки.
 
Статья 55. Определение пункта пропуска
 
Пунктом пропуска товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан является для товаров, перемещаемых:
1) воздушным транспортом, – аэропорт назначения или первый аэропорт на таможенной территории Республики Казахстан, в котором воздушное судно, перевозящее товары, совершает посадку и производит разгрузку товаров;
2) морским транспортом, – первый порт разгрузки или порт перегрузки на таможенной территории Республики Казахстан;
3) другими видами транспорта, – первый таможенный орган в пути следования;
4) трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, - места установки приборов коммерческого учета, согласованные с уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
 
В комментируемой статье определены виды пунктов пропуска в зависимости от вида транспорта, на котором перевозятся товары. Все товары и транспортные средства, пересекающие таможенную границу Республики Казахстан должны перемещаться через определенные пункты пропуска.
При перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи - места установки приборов коммерческого учета определены приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 20.05.2003г. № 218 «Об утверждении правил заполнения временной таможенной декларации и таможенного оформления с использованием процедуры временного декларирования».
Кроме того, постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 30.10.92 г. № 906 «О пунктах пропуска в Республике Казахстан», а также постановлениями Правительства Республики Казахстан от 03.07.2003 г. № 648 «Об утверждении перечня железнодорожных пунктов пропуска на Государственной границе Республики Казахстан» и от 27.02.2004 г. № 238 «Об утверждении Перечня пунктов пропуска автотранспортных средств через Государственную границу Республики Казахстан и постов транспортного контроля на территории Республики Казахстан» определены воздушные, автомобильные и железнодорожные пункты пропуска.
 
Статья 56. Уведомление таможенных органов о пересечении таможенной границы Республики Казахстан
 
1. Перевозчик либо лицо, перемещающее товары, обязаны уведомить таможенный орган, расположенный в пункте пропуска, о пересечении таможенной границы Республики Казахстан.
2. Уведомление таможенных органов о пересечении таможенной границы Республики Казахстан – это информирование таможенного органа, расположенного в пункте пропуска через таможенную границу Республики Казахстан, о факте пересечения границы.
3. При пересечении таможенной границы Республики Казахстан уведомление таможенного органа производится путем представления товаров, транспортных средств и товаросопроводительных документов на них таможенному органу, расположенному в пункте пропуска через таможенную границу Республики Казахстан.
4. Должностные лица таможенного органа не вправе отказать в принятии документов, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
 
При пересечении таможенной границы Республики Казахстан товаров и транспортных средств на перевозчика налагаются определенные обязательства, первым из которых является уведомление таможенного органа расположенного в пункте пропуска на таможенной границе Республики Казахстан.
Комментируемая статья дает определение уведомления. Так, согласно пункту 2 настоящей статьи уведомление – это информирование таможенного органа, расположенного в пункте пропуска через таможенную границу Республики Казахстан, о факте пересечения границы.
Уведомление производится путем предоставления таможенному органу товаров, транспортных средств и товаросопроводительных документов на них таможенному органу, расположенному в пункте пропуска. При предоставлении документов таможенному органу, должностное лицо таможенного органа не вправе отказать в принятии документов. Уведомление производится перевозчиком либо лицом, перемещающим товары.
Не уведомление при ввозе товаров и транспортных средств о пересечении таможенной границы Республики Казахстан влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 401 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».
 
Статья 57. Предварительное таможенное оформление в пункте пропуска через таможенную границу Республики Казахстан
 
1. Предварительным таможенным оформлением в пункте пропуска через таможенную границу Республики Казахстан являются действия, предшествующие основному таможенному оформлению и осуществляемые для недопущения перемещения на таможенную территорию Республики Казахстан запрещенных товаров.
2. При предварительном таможенном оформлении в пункте пропуска через таможенную границу Республики Казахстан допускаются:
1) осуществление погрузочно-разгрузочных операций с товарами и транспортными средствами в местах, специально выделенных и оборудованных для производства погрузочно-разгрузочных операций, расположение которых согласовано с таможенными органами;
2) по запросу лица, осуществляющего погрузочно-разгрузочные операции с товарами и транспортными средствами, нахождение товаров в местах производства таких операций без помещения в места временного хранения в течение срока, необходимого для осуществления погрузочно-разгрузочных операций. Общий срок хранения этих товаров не может превышать установленный настоящим Кодексом срок для временного хранения товаров. При этом в случае утраты товаров либо передачи их другим лицам без разрешения таможенных органов указанные лица несут ответственность по уплате таможенных платежей и налогов.
3. Основное таможенное оформление товаров может производиться в пункте пропуска через таможенную границу Республики Казахстан при наличии условий, необходимых для таможенного оформления, либо в другом таможенном органе в соответствии с настоящим Кодексом.
 
В настоящей статье дано определение предварительного таможенного оформления. Предварительным таможенным оформлением в пункте пропуска через таможенную границу Республики Казахстан являются действия предшествующие основному таможенному оформлению и осуществляемые для недопущения перемещения на таможенную территорию Республики Казахстан товаров, запрещенных к ввозу и транзиту. Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 10.07.2003 г. № 681 «Об утверждении запретов на ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств, перечней товаров, запрещенных к помещению под некоторые таможенные режимы, а также запретов и ограничений на проведение операций с товарами, помещенными под отдельные таможенные режимы» утвержден перечень товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию:
1) оружие всякого рода военных образцов и боеприпасы к нему, оружие массового поражения, а также материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения;
2) наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, а также приспособления для их употребления;
3) озоноразрушающие вещества;
4) товары, если они содержат озоноразрушающие вещества;
5) печатные и изобразительные материалы, направленные на подрыв государственного и общественного строя, пропагандирующие войну, терроризм, насилие, расизм, а также материалы порнографического содержания.
Ввоз указанных товаров, за исключением товаров подпункта 5 вышеназванного перечня, может быть осуществлен в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан или решениями Правительства Республики Казахстан.  
Также на территорию Республики Казахстан запрещен ввоз товаров, которые могут нанести вред здоровью населения. Так в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.12.2002 г. № 361-II «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не допускаются к ввозу на территорию Республики Казахстан опасные грузы и товары, в отношении которых при проведении санитарно-карантинного контроля установлено, что их ввоз на территорию Республики Казахстан создаст угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний и отравлений.
Кроме того, статьей 7 Закона Республики Казахстан от 10.07.2002 г. № 340-II «О профилактике и ограничении табакокурения» запрещается ввоз, выпуск и продажа табачных изделий, превышающих предельно допустимые уровни содержания никотина и смолистых веществ, определяемые постановлением Правительством Республики Казахстан от 11.07 2003 г. № 687 «Об утверждении предельно допустимых уровней содержания никотина и смолистых веществ в отдельных видах табачных изделий».
При предварительном таможенном оформлении в пункте пропуска допускается проведение грузовых операций. Все грузовые операции производятся с разрешения таможенного органа. В соответствии со статьей 434 Таможенного кодекса Республики Казахстан места проведения грузовых операций являются зоной таможенного контроля. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также порядок допуска в зоны таможенного контроля определяются приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 13.05.2003 г. № 200 «О зонах таможенного контроля».
Допускается производство основного таможенного оформления непосредственно в пункте пропуска, либо в другом таможенном органе. Место основного таможенного оформления определяется согласно сведениям, указанным в товаросопроводительных документах.
 
Статья 58. Доставка товаров, транспортных средств и документов на них в таможенный орган назначения
 
1. Доставка товаров, транспортных средств и документов на них осуществляется в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита, предусмотренной главой 12 настоящего Кодекса. 
2. Перевозчик обязан доставить товары, транспортные средства и документы на них в определенные таможенным органом места и сроки в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.
В соответствии с настоящей статьей доставка товаров и транспортных средств осуществляется в соответствии с главой 12 Таможенного кодекса РК по процедуре внутреннего таможенного транзита. Под внутренним таможенным транзитом понимается таможенная процедура, при которой товары, находящиеся под таможенным контролем, перемещаются по таможенной территории Республики Казахстан.
На перевозчика возлагается обязательство доставки товаров и транспортных средств в таможенный орган назначения в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях хранения и транспортировки. Естественная убыль – недостача массы грузов, возникающая вследствие естественных свойств, присущих соответствующим грузам: усушка, утруска и т.п.
При перевозке грузов железнодорожным транспортом необходимо применять нормы естественной убыли массы, предусмотренные статьей 24 Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС), ратифицированным постановлением Кабинета Министров РК от 04.05.1994 г. № 474.
Обязательным условием доставки товаров для перевозчиков является доставка товаров и транспортных средств в таможенный орган назначения в установленные таможенным органом отправления сроки. Срок доставки товаров определен статьей 79 настоящего Кодекса.
При недоставлении в определенное таможенным органом Республики Казахстана место товаров и транспортных средств, а также несоблюдение установленного таможенным органом РК срока их доставки влечет собой административную ответственность, предусмотренную статьей 405 КоАП РК.
 
Статья 59. Уведомление о доставке товаров и транспортных средств в таможенный орган назначения
 
При доставке товаров и транспортных средств в таможенный орган назначения перевозчиком или лицом, перемещающим товары и транспортные средства, производится уведомление о доставке товаров путем представления:
1) документов контроля доставки;
2) транспортных и коммерческих документов;
3) ввезенных товаров и транспортных средств.
Одной из предварительных операций при доставке товаров, транспортных средств и документов на них является представление их таможенному органу назначения.
При доставке товаров и транспортных средств перевозчик или лицо, перемещающее товары, обязан поместить товары и транспортные средства в места временного хранения и в кратчайшие сроки уведомить о данном помещении таможенный орган назначения.
В случае прибытия товаров вне времени работы таможенного органа назначения перевозчик или лицо, перемещающее товары, обязан уведомить таможенный орган на следующий день после наступления времени начала работы таможенного органа. 
 
Статья 60. Меры, принимаемые при аварии или действии непреодолимой силы
 
1. В случаях аварии или действия непреодолимой силы, а также если морское, внутреннее водное либо воздушное судно делает вынужденную остановку или посадку на территории Республики Казахстан, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств и незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и месте нахождения товаров.
2. Таможенный орган, получивший уведомление о происшествии, определяет меры, необходимые для обеспечения таможенного контроля, в зависимости от характера происшествия, степени потери качества товара и технического состояния транспортного средства.
3. Расходы, возникшие у перевозчиков в связи с соблюдением требований настоящей статьи, таможенными органами не возмещаются.
 
Согласно статье 7 Таможенного кодекса Республики Казахстан под действием непреодолимой силы – понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие, препятствующее совершению определенных действий, предусмотренных таможенным законодательством Республики Казахстан. В таких случаях в соответствии с комментируемой статьей перевозчик обязан:
– принять все необходимые меры для сохранности товаров и транспортных средств;
– незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган.
При возникновении реальной угрозы уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров, и в зависимости от действия непреодолимой силы, перевозчик должен обратиться в таможенный орган, в зоне действия которого произошло происшествие. 
При составлении акта о случившемся происшествии допускается привлечение компетентных государственных органов, независимых экспертов и прочих лиц.
 
Глава 11. ТАМОЖЕННЫЙ ПЕРЕВОЗЧИК
 
Статья 61. Таможенный перевозчик
 
Таможенным перевозчиком может быть казахстанское лицо, владеющее транспортными средствами на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке товаров за плату или по найму, имеющее соответствующую лицензию, выданную в установленном порядке соответствующим уполномоченным государственным органом, и получившее лицензию уполномоченного органа по вопросам таможенного дела на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика.
В настоящей статье дается понятие таможенного перевозчика.
Согласно статье 7 Таможенного кодекса Республики Казахстан казахстанское лицо – гражданин Республики Казахстан, лицо без гражданства, имеющее постоянное место жительства в Республике Казахстан, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 
Статья 62. Деятельность таможенного перевозчика
 
1. Деятельность таможенного перевозчика заключается в перевозке товаров, находящихся под таможенным контролем, с соблюдением норм, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Отношения таможенного перевозчика с лицом, перемещающим товар, регулируются договором.
В комментируемой статье раскрывается суть деятельности таможенного перевозчика, основная обязанность которого заключается в том, чтобы перевозить товары, находящиеся под таможенным контролем до таможенного органа назначения.
Согласно пункту 2 статьи 74 Таможенного кодекса Республики Казахстан перемещение товаров и транспортных средств является одной из мер обеспечения доставки товаров и транспортных средств, что само собой накладывает определенную ответственность на таможенного перевозчика.
Взаимоотношение между таможенным перевозчиком и лицом, перемещающим товар, строится на договорной основе.
 
Статья 63. Квалификационные требования к деятельности таможенного перевозчика
 
Для осуществления деятельности в качестве таможенного перевозчика казахстанское лицо должно соответствовать следующим квалификационным требованиям:
1) наличие лицензии на перевозку товаров, выданной в установленном порядке соответствующим уполномоченным государственным органом;
2) обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов в порядке, предусмотренном главой 43 настоящего Кодекса, на сумму в размере десятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;
3) наличие оборудованных транспортных средств в соответствии с требованиями, установленными статьей 81 настоящего Кодекса;
4) обеспечение ведения учета перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и отчетов по ним.
Комментируемая статья устанавливает основные требования для осуществления деятельности в качестве таможенного перевозчика:
1. Иметь лицензию на перевозку товаров, выданную Комитетом транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и его территориальными органами в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.01.2005 г. № 29 «Об утверждении Правил лицензирования в сфере автомобильного транспорта, в том числе квалификационных требований к лицензиатам»;
2. Предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов на сумму в размере 10 000-кратного месячного расчетного показателя, предусмотренного пунктом 1 статьи 338 Таможенного кодекса Республики Казахстан.
В соответствие со статьей 339 Таможенного кодекса Республики Казахстан обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов может представляться в виде: залога; банковской гарантии; внесения денег на депозитный счет таможенного органа; договора страхования.
Порядок применения обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов таможенными органами определяется приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 13.05.2003 г. № 199 «Об утверждении Правил применения обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов таможенными органами».
3. Иметь в наличии оборудованные транспортные средства в соответствии со статьей 81 Таможенного кодекса Республики Казахстан.
4. Наличие учета и отчетности перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем. Порядок и формы ведения учета и отчетности установлены приказом Председателя Агентства таможенного контроля от 27.05.2003 г. № 250 «О ведении учета и отчетности перед таможенными органами».
 
Статья 64. Порядок выдачи лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика
 
1. Для получения лицензии необходимо:
1) заявление лица на получение лицензии по установленной форме;
2) нотариально засвидетельствованные копии регистрационных документов;
3) документы, подтверждающие уплату сбора за выдачу лицензии;
4) документы, подтверждающие соответствие квалификационным требованиям, установленным статьей 63 настоящего Кодекса.
2. Заявление рассматривается уполномоченным органом по вопросам таможенного дела в течение десяти рабочих дней со дня его регистрации.
3. В случае приостановления, отзыва или прекращения действия лицензии на перевозку товаров соответствующий уполномоченный государственный орган в срок не более десяти календарных дней информирует об этом уполномоченный орган по вопросам таможенного дела.
4. Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела ведет реестр таможенных перевозчиков и осуществляет его опубликование в печатных изданиях.
 
Комментируемая статья перечисляет документы, которые необходимо представить таможенному перевозчику для получения лицензии.
Лицензии являются неотчуждаемыми, то есть непередаваемыми лицензиатом другим физическим или юридическим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Согласно постановлению Правительства от 08.07.2003 г. № 669 сбор за выдачу лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика составляет 5000 евро.
Для получения лицензии заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела заявление на получение лицензии, оформленное в соответствии с приложением 5 постановления Правительства РК от 29.12.1995 г. № 1894, а также предоставляет все необходимые документы в соответствии пунктом 1 настоящей статьи. Заявление должно рассматривается уполномоченным органом по вопросам таможенного дела в течение десяти дней со дня его поступления и регистрации в качестве входящего документа.
При приостановлении, отзыве или прекращения действия лицензии на перевозку товаров, выданной Комитетом транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и его территориальными органами в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.01.2005 г. № 29 «Об утверждении Правил лицензирования в сфере автомобильного транспорта, в том числе квалификационных требований к лицензиатам», орган транспортного контроля обязан информировать об этом уполномоченный орган по вопросам таможенного дела в срок не более десяти календарных дней.
Согласно положениям данной статьи уполномоченный орган по вопросам таможенного дела обязан вести реестр таможенных перевозчиков и опубликовывать его в средствах массовой информации и размещать на официальном сайте уполномоченного органа по вопросам таможенного дела.
 
Статья 65. Обязанности таможенного перевозчика
 
Таможенный перевозчик обязан:
1) соблюдать условия и требования, установленные настоящим Кодексом;
2) вести учет перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенным органам отчет о перевозке таких товаров;
3) не перевозить одновременно с товарами, находящимися под таможенным контролем, иные товары;
4) предъявлять товары и документы на них таможенному органу назначения;
5) помещать товары в зону таможенного контроля;
6) поддерживать транспортные средства в надлежащем техническом состоянии и обеспечивать их соответствие требованиям к оборудованию транспортных средств для перевозок товаров под таможенным контролем согласно статье 81 настоящего Кодекса;
7) соблюдать установленные таможенным органом отправления сроки доставки товаров и документов на них и маршрут движения;
8) доставлять товары и транспортные средства в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, без использования в каких-либо иных целях;
9) после доставки товаров без разрешения таможенного органа назначения не оставлять их без присмотра, не изменять первоначальное местонахождение товаров, не вскрывать упаковку, не упаковывать и не переупаковывать товары, а также не изменять, не удалять и не уничтожать средства таможенной идентификации;
10) уплачивать таможенные платежи и налоги при утрате товаров либо их передаче другим лицам без разрешения таможенных органов;
11) при прекращении деятельности в качестве таможенного перевозчика возвратить в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела лицензию в течение пятнадцати рабочих дней.
 
Настоящей статьей установлены обязанности таможенного перевозчика, которые необходимы для обеспечения контроля деятельности таможенного перевозчика, а также для соблюдения таможенного и иного законодательства Республики Казахстан. 
В обязанность перевозчика входит вести учет перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем. Порядок учета регламентируется приказом Председателя Агентства таможенного контроля от 27.05.2003 г. № 250 «О ведении учета и отчетности перед таможенными органами» путем предоставления таможенному органу книги учета перевозимых товаров под таможенным контролем. Книга ведется по календарному году согласно установленной форме. Отчет таможенным органам представляется ежеквартально.
Непредставление таможенному органу Республики Казахстан отчетности и несоблюдения порядка ведения учета влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 415 КоАП РК.
Обязанности, предусмотренные подпунктами 3)-10) комментируемой статьи необходимы для осуществления процедуры доставки таможенным перевозчиком товаров, транспортных средств и документов на них таможенному органу назначения в том же количестве и состоянии в каком они были при оформлении в таможенном органе отправления.
В случае прекращения деятельности в качестве таможенного перевозчика, он обязан возвратить выданную лицензию в течение 15 дней в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела.
 
Статья 66. Приостановление действия лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика
 
1. Действие лицензии может быть приостановлено уполномоченным органом по вопросам таможенного дела на срок до шести месяцев с указанием причины приостановления, за исключением субъектов малого предпринимательства, действие лицензии которых приостанавливается по решению суда:
1) на основании заявления лица о временном прекращении деятельности в качестве таможенного перевозчика;
2) на основании заключения таможенного органа, где зарегистрирован таможенный перевозчик, в случаях невыполнения таможенным перевозчиком своих обязанностей, предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса;
3) при приостановлении действия лицензии на перевозку товаров, выданной соответствующим уполномоченным государственным органом.
2. При приостановлении действия лицензии лицо не вправе осуществлять деятельность в качестве таможенного перевозчика. Приостановление лицензии действует с даты принятия приказа о приостановлении деятельности в качестве таможенного перевозчика.
3. Действие лицензии возобновляется соответствующим приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела после устранения причин, по которым оно было приостановлено.
 
В настоящей статье указывается, что действие лицензии таможенного перевозчика может быть приостановлено уполномоченным органом по вопросам таможенного дела на срок до шести месяцев с указанием причины приостановления. Действие лицензии таможенного перевозчика выданных субъектам малого предпринимательства, приостанавливается по решению суда. В соответствии с Законом РК от 19.06.1997 г. № 131-1 «О государственной поддержке малого предпринимательства» субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя.
Комментируемая статья устанавливает следующие основания для приостановления лицензии на осуществление деятельности таможенного перевозчика:
1) заявление лица о временном прекращении своей деятельности в качестве таможенного перевозчика;
2) заключение таможенного органа, где зарегистрирован таможенный перевозчик, в случаях невыполнения таможенным перевозчиком своих обязанностей, предусмотренных статьей 65 ТК РК;
3) при приостановлении действия лицензии на перевозку, выданной уполномоченным государственным органом.
Учитывая, что одним из квалификационных требований для осуществления данного вида лицензионной деятельности, является наличие лицензии на перевозку товаров выданной Комитетом транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и его территориальными органами, в случае  приостановлении ее действия, соответственно приостанавливается и лицензия для осуществления деятельности таможенного перевозчика, при этом в соответствии с пунктом 3 статьи 64 ТК РК соответствующий уполномоченный государственный орган в срок не более 10 календарных дней должен уведомить уполномоченный орган по вопросам таможенного дела.
При приостановлении действия лицензии таможенный перевозчик не вправе осуществлять перевозки грузов, находящихся под таможенным контролем и использовать наименование «таможенный перевозчик» в своей коммерческой деятельности в течение срока приостановления в качестве таможенного перевозчика. Административная ответственность за незаконное осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика предусмотрена статьей 437 КоАП РК.
Действие лицензии может быть возобновлено при устранении причин, по которым она приостановлена. Приостановление и возобновление лицензии действует с момента подписания руководителем уполномоченного таможенного органа соответствующего приказа.
Таможенный орган, в регионе деятельности которого зарегистрирован таможенный перевозчик, вправе проводить проверку его деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 450 ТК РК.
 
Статья 67. Отзыв лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика
 
1. Лицензия отзывается уполномоченным органом по вопросам таможенного дела в следующих случаях:
1) отзыва лицензии на перевозку товаров, выданной соответствующим уполномоченным государственным органом;
2) выдачи лицензии на основе недостоверных сведений, представленных таможенным перевозчиком;
3) несоблюдения условий, определенных настоящей главой;
4) неустранения причин, по которым действие лицензии ранее было приостановлено, в течение срока, установленного статьей 66 настоящего Кодекса.
2. Решение об отзыве лицензии оформляется приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела с обоснованием такого решения.
3. Отзыв лицензии на право осуществления деятельности в качестве таможенного перевозчика, являющегося субъектом малого предпринимательства, производится по решению суда.
 
В настоящей статье перечислены случаи, на основании которых принимается решение об отзыве лицензии. Решение об отзыве лицензии оформляется приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела. В отношении субъектов малого предпринимательства, отзыв лицензии на право осуществления деятельности качестве таможенного перевозчика» может производиться только в судебном порядке.
 
Статья 68. Учет перевозимых таможенным перевозчиком товаров, находящихся под таможенным контролем
 
Таможенный перевозчик ведет учет перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представляет отчетность по ним в порядке, установленном уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
 
Порядок ведения учета деятельности таможенного перевозчика регламентирован приказам АТК РК от 27.05.2003 г. № 250 «О ведении учета и отчетности перед таможенными органами». Приказ содержит норму, предусматривающую ведение таможенным перевозчиком книги учета перевозимых товаров под таможенным контролем согласно установленной форме. Данная книга должна быть прошита, пронумерована и скреплена подписью начальника таможенного органа. Книга ведется по календарному году. Таможенный перевозчик представляет ежеквартальный отчет в таможенный орган, в регионе деятельности которого он зарегистрирован. Книга учета должна предоставляться таможенным органам по их требованию.
 
Статья 69. Ответственность таможенного перевозчика
 
1. При утрате товаров либо выдаче их без разрешения таможенного органа таможенный перевозчик несет ответственность по уплате таможенных платежей и налогов.
2. В случае недоставки товаров, транспортных средств и документов на них в таможенный орган назначения таможенный перевозчик несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
 
При утрате товаров либо выдаче их без разрешения таможенного органа таможенный перевозчик должен уплатить таможенные платежи и налоги, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под определенный таможенный режим.
В случае незаконного осуществления деятельности в качестве таможенного перевозчика либо нарушении условий такой деятельности, таможенный перевозчик несет ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РК.
 
Статья 70. Прекращение действия лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика
 
1. Действие лицензии прекращается в случаях:
1) отзыва лицензии на перевозку товаров, выданной соответствующим уполномоченным государственным органом;
2) отзыва лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика;
3) подачи заявления таможенным перевозчиком о прекращении деятельности;
4) реорганизации или ликвидации таможенного перевозчика, являющегося юридическим лицом.
2. При прекращении действия лицензии лицо обязано в течение пятнадцати рабочих дней представить в таможенный орган, ведущий учет перевозимых товаров под таможенным контролем, отчет о перевозках, выполненных им в качестве таможенного перевозчика.
3. Прекращение действия лицензии оформляется приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела с указанием причин прекращения деятельности в качестве таможенного перевозчика.
 
В настоящей статье перечислены случаи прекращения действия лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика. При прекращении действия лицензии таможенный перевозчик обязан в течение 15 рабочих дней представить в таможенный орган, в зоне деятельности которого он находится, отчет о производимых им перевозок товаров под таможенным контролем. Кроме этого, согласно статье 65 Таможенного кодекса РК таможенный перевозчик обязан возвратить в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика.
 
Глава 12. ВНУТРЕННИЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТРАНЗИТ
 
Статья 71. Понятия, используемые в настоящей главе
 
Используемые в настоящей главе понятия означают следующее:
1) процедура внутреннего таможенного транзита – установленный настоящим Кодексом и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, порядок перемещения товаров и транспортных средств под таможенным контролем от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения;
2) промежуточный таможенный орган – таможенный орган, где производится частичная разгрузка товаров, перемещаемых по процедуре внутреннего таможенного транзита.
 
Статьей 71 ТК РК даны понятия процедуры внутреннего таможенного транзита и промежуточного таможенного органа.
К международным договорам относится Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (Женева, 14 ноября 1975 г.), ратифицированная Указом Президента РК от 12 мая 1995 г. № 2275.
Под таможенным органом отправления понимается таможенный орган, с которого начинается процедура внутреннего таможенного транзита.
Под таможенным органом назначения понимается таможенный орган, в котором завершается процедура внутреннего таможенного транзита.
 
Статья 72. Общие положения
 
Положения настоящей главы применяются во всех случаях перемещения по таможенной территории Республики Казахстан или по территории иностранного государства товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, включая перемещение между местами временного хранения, свободными и таможенными складами, специальными экономическими зонами.
Положения настоящей главы не распространяются на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, а также на товары, перевозимые воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения регулярного международного рейса в месте прибытия товаров совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной разгрузки товаров.
 
В комментируемой статье законодателем акцентируются случаи применения процедуры внутреннего таможенного транзита в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередач осуществляется  в соответствии со статьей 387 Таможенного кодекса РК и Правилами заполнения временной таможенной декларации и таможенного оформления с использованием процедуры временного декларирования, утвержденными приказом Председателя АТК РК от 20.05.2003 г. № 218.
 
Статья 73. Внутренний таможенный транзит
 
1. Внутренний таможенный транзит – таможенная процедура, при которой товары, находящиеся под таможенным контролем, перемещаются по таможенной территории Республики Казахстан, а также через территорию иностранного государства при соблюдении условий, установленных настоящей главой.
2. При внутреннем таможенном транзите товары перемещаются от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под ответственность перевозчика и (или) лица, перемещающего товары и транспортные средства.
3. Допускается перемещение товаров железнодорожным транспортом по процедуре внутреннего таможенного транзита с использованием средств идентификации, пломбы перевозчиков и отправителей.
4. Перемещение через таможенную границу Республики Казахстан транзитных товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита осуществляется при соблюдении одной из мер, указанных в пункте 2 статьи 74 настоящего Кодекса.
 
В настоящей статье дается понятие внутреннего таможенного транзита.
В соответствии с пунктом 2 комментируемой статьи товары и транспортные средства перемещаются по процедуре внутреннего таможенного транзита под ответственность перевозчика и (или) лица перемещающего товары и транспортные средства, которые несут ответственность по уплате таможенных платежей и налогов, предусмотренных пунктом 3 статьи 84 Таможенного кодекса РК.
Допускается перемещение товаров железнодорожным транспортом по процедуре внутреннего таможенного транзита с использованием средств идентификации, пломб перевозчиков или отправителей. Под средствами идентификации здесь понимается наложение запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), налагаемых при перевозке железнодорожным транспортом.
 
Статья 74. Условия перемещения товаров и транспортных средств в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита
 
1. Перемещение товаров и транспортных средств в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита допускается при соблюдении следующих условий:
1) товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию Республики Казахстан, к вывозу с таможенной территории Республики Казахстан и транзиту через территорию Республики Казахстан;
2) оформлении документа контроля доставки в соответствии со статьей 76 настоящего Кодекса;
3) соблюдении одной из мер обеспечения доставки товаров и транспортных средств в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
2. К мерам обеспечения доставки товаров и транспортных средств в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита относятся:
1) предоставление гарантийного обязательства получателя товаров о доставке в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи;
2) обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов в любом таможенном органе;
3) перемещение товаров таможенным перевозчиком;
4) таможенное сопровождение товаров.
Перевозчик и (или) лицо, перемещающее товары и транспортные средства, вправе выбрать любую из перечисленных мер.
3. При перемещении товаров в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита железнодорожным транспортом положения подпунктов 1) и 4) пункта 2 настоящей статьи не применяются.
4. Меры обеспечения доставки товаров и транспортных средств при внутреннем таможенном транзите не применяются при перемещении товаров в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, и при транспортировке воздушным транспортом.
5. Перечень товаров, перемещаемых по территории Республики Казахстан с обязательным обеспечением уплаты таможенных платежей и налогов, утверждается Правительством Республики Казахстан.
6. Гарантийное обязательство о доставке товаров заполняется получателем и регистрируется таможенным органом назначения, и направляется по средствам связи в таможенный орган отправления. Форма и порядок регистрации гарантийного обязательства о доставке товаров устанавливаются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
 
Статья 74 Таможенного кодекса РК устанавливает условия, при соблюдении которых товары и транспортные средства допускаются к перемещению по процедуре внутреннего таможенного транзита:
товары не запрещены к ввозу либо к вывозу на/с таможенной территории РК и транзиту;  
оформление документа контроля доставки;
соблюдение одной из мер обеспечения доставки товаров и транспортных средств в соответствии пунктом 2 комментируемой статьи.
К мерам обеспечения доставки товаров и транспортных средств относится:
1) предоставление гарантийного обязательства получателя товаров о доставке.
Согласно Правил контроля доставки товаров и транспортных средств, утвержденных Приказом АТК от 12.05.2003 г. № 197, для регистрации гарантийных обязательств, получатель товаров должен обратиться с заявлением в таможенный орган назначения. К заявлению прилагаются следующие документы:
– два заполненных бланка гарантийных обязательств;
– карточка участника внешнеэкономической деятельности;
– копии внешнеторговых договоров (при их наличии);
– копии договоров с владельцами складов (при их наличии).
2) обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов в соответствии главой 43 настоящего Кодекса;
3) перемещение товаров таможенным перевозчиком в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса;
4) таможенное сопровождение товаров в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
При перемещении товаров железнодорожным транспортом в качестве мер обеспечения доставки применяется обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов, либо перемещение товаров таможенным перевозчиком, при наличии лицензии в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса.
Кроме того, постановлением Правительства РК от 4 июня 2003 года № 524 установлен перечень товаров, перемещаемых по территории Республики Казахстан только при условии обязательного обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов.
 
 
Статья 75. Документы, представляемые для применения внутреннего таможенного транзита
 
1. Для производства оформления документа контроля доставки товаров в таможенный орган отправления перевозчик представляет товаросопроводительные документы.
2. Представленные документы заверяются должностным лицом таможенного органа отправления с указанием регистрационного номера документа контроля доставки.
 
Согласно подпункта 42 пункта 1 статьи 7 Таможенного кодекса РК под товаросопроводительными документами понимаются коммерческие и транспортные документы на товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РК. 
Коммерческие и транспортные документы это документы, которые содержат основные сведения о перемещаемых товарах (вес, стоимость, количество и наименование товара). Например, при перевозке товаров железнодорожным транспортом в соответствии со статьей 7 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении применяется международная железнодорожная накладная установленной формы. В качестве коммерческих документов обычно используется счет-фактура (инвойс), в котором обычно указывается стоимость товара за единицу измерения (штуки, кг, литры и т.д.) и его общая стоимость. 
В соответствии с приказом АТК РК от 12.05.03 г. № 197 «О перемещении товаров под таможенным контролем» при перевозке товаров по процедуре внутритаможенного транзита на всех экземплярах документа доставки товара и на всех экземплярах товаросопроводительных документов (грузовые накладные, счет-фактуры, инвойсы, коносаменты и т.д.) проставляется соответствующий штамп, который заверяется личной номерной печатью и подписью должностного лица таможенного органа, производившего оформление перевозки по процедуре внутреннего таможенного транзита.
Утрата или недоставление принятых для вручения таможенному органу РК документов, влечет административную ответственность, предусмотренную пунктом 2 статьи 405 КоАП РК.               
                                                                          
 
Статья 76. Документ контроля доставки товаров
 
1. Документ контроля доставки товаров – документ, содержащий сведения о товарах, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, необходимый для осуществления таможенными органами контроля доставки товаров до таможенного органа назначения.
2. Документ контроля доставки товаров оформляется на каждую партию товаров, перевозимых по одному или нескольким товаросопроводительным документам. При консолидированной перевозке товаров документ контроля доставки оформляется на каждого отправителя или получателя отдельно.
3. Документ контроля доставки товаров заполняется декларантом либо перевозчиком, экспедитором, а при отсутствии указанных лиц - должностным лицом таможенного органа
Документ контроля доставки товаров заполняется декларантом, а при отсутствии декларанта – должностным лицом таможенного органа.
4. Документ контроля доставки товаров является документом строгой отчетности, форма и порядок заполнения которого определяются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
5. В случаях, предусмотренных международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, в качестве документа контроля доставки товаров используются документы, определенные такими договорами.
 
6. Комментируемая статья дает понятие документа контроля доставки – документ, содержащий сведения о товарах, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, необходимый для осуществления таможенными органами контроля доставки товаров до таможенного органа назначения.
Данный документ оформляется на каждую партию товаров, перевозимых по одному или нескольким товаросопроводительным документам. При консолидированной перевозке товаров документ контроля доставки оформляется на каждого отправителя или получателя отдельно.
При этом необходимо отметить, что при грузовых перевозках товаров железнодорожным транспортом согласно параграфа 7 статьи 7 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении отправителем или получателем груза может быть только одно физическое или юридическое лицо.
Документ контроля доставки является документом строгой отчетности, форма и порядок заполнения которого предусмотрен Правилами контроля доставки товаров и транспортных средств, утвержденных Приказом АТК РК от 12.05.2003 г. № 197. Документ контроля доставки заполняется на бланках грузовой таможенной декларации в четырех экземплярах:
– первый экземпляр остается в таможенном органе отправления на контроле;

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>