<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1. Помещение или место, предназначенное для учреждения таможенного склада, должно соответствовать следующим требованиям:
1) находиться в собственности владельца таможенного склада либо быть арендовано им на срок не менее трех лет с момента подачи заявления на выдачу лицензии;
2) территория таможенного склада, включая примыкающие разгрузочные площадки (одно или несколько складских помещений и площадок при условии их местонахождения на единой территории по одному адресу), должна быть обозначена и огорожена по всему периметру, иметь твердое покрытие, обеспечивающее безопасное передвижение транспортных средств. Ограждение территории склада должно представлять собой непрерывную конструкцию из железобетона, бетона, кирпича, металлоконструкций либо из комбинации данных материалов и быть высотой не менее 2,2 метра, за исключением случаев расположения склада внутри капитального здания (строения), обеспечивающего сохранность товаров;
3) на территории таможенного склада не должны быть расположены здания (строения) и сооружения, не являющиеся частью склада;
4) иметь в наличии технически исправные подъездные пути, а также крытые досмотровые площадки;
5) соответствовать требованиям пожарной безопасности, санитарным и техническим нормам;
6) иметь в наличии необходимую погрузочно-разгрузочную технику, соответствующую требованиям безопасности и охраны труда;
7) иметь в наличии сертифицированное весовое оборудование, соответствующее характеру товаров и транспортных средств, помещаемых на хранение.
2. Таможенные склады должны соответствовать установленным квалификационным требованиям на протяжении всего срока их функционирования.
 
Важным условием квалификационных требований является владение помещениями и (или) открытыми площадками, пригодными для использования в качестве таможенного склада и отвечающими установленным требованиям. Владение, в данной статье, может выступать элементом правоотношений собственности, но так же оно может быть элементом хозяйственного ведения либо аренды. Государственное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским Кодексом. Так, предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника, т.е. государства (ст. 200 ГК РК).
             По договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение (ст. 581 ГК РК), при этом жестко оговорен срок аренды, который не может быть менее 3 лет.
 Комментируемая статья устанавливает также конкретные требования к обустройству, оборудованию таможенного склада. Помещения и (или) площади, предназначенные для использования в качестве таможенного склада, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы:
1) обеспечить сохранность товаров;
            2) исключить доступ к ним посторонних лиц;
3) обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.
Помещения, используемые в качестве таможенного склада, должны быть оборудованы надежными запорными устройствами, охранной и противопожарной сигнализациями, а также иметь систему и средства пожаротушения, соответствующие требованиям пожарной безопасности; иметь в наличии необходимую погрузочно-разгрузочную технику, соответствующую требованиям безопасности и охраны труда; иметь в наличии сертифицированное весовое оборудование, соответствующее характеру товаров и транспортных средств, помещаемых на хранение.
Пригодность имеющегося помещения к использованию в качестве таможенного склада определяется в соответствии с комментируемой статьей Кодекса таможенными органами, которые проводят обследования после получения лицензии и составляют акты по формам установленным приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 21 мая 2003 г. № 226 «Об утверждении форм актов осмотра/досмотра товаров и транспортных средств, осмотра помещений и территорий и заключения на соответствие квалификационным требованиям и условиям».
 
Статья 131. Обязанности владельца таможенного склада
 
Владелец таможенного склада обязан:
1) обустроить склад надлежащим образом, необходимым для обеспечения таможенного контроля, в соответствии с требованиями, установленными статьей 130 настоящего Кодекса;
2) обеспечить размещение товаров и транспортных средств, прибывших вне времени работы таможенного органа, на складе либо прилегающей к складу территории, являющейся зоной таможенного контроля;
3) обеспечить сохранность товаров и транспортных средств, находящихся на таможенном складе либо прилегающей к нему территории, являющейся зоной таможенного контроля;
4) содействовать осуществлению таможенного контроля;
5) вести учет и представлять таможенным органам отчетность о хранящихся товарах и их обороте в порядке, установленном статьей 132 настоящего Кодекса;
6) исключить доступ посторонних лиц (не являющихся работниками склада и не обладающих полномочиями в отношении товаров) к хранящимся товарам и транспортным средствам без разрешения таможенных органов;
7) соблюдать условия лицензии на учреждение таможенного склада и выполнять требования таможенных органов, включая обеспечение доступа к хранящимся товарам и транспортным средствам должностных лиц таможенных органов и предоставление этим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, помещений, оборудования и средств связи на таможенном складе для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления;
8) в случае хранения товаров, требующих особых условий хранения, обеспечить их выполнение;
9) уплачивать таможенные пошлины и налоги в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 133 настоящего Кодекса;
10) нести все расходы, связанные с процедурой прекращения деятельности таможенного склада.
 
Комментируемая статья устанавливает исчерпывающие обязанности владельца таможенного склада, заключающиеся в обеспечении соответствия таможенного склада квалификационным требованиям, обеспечения сохранности товаров и соответствие производимых с ними операций, исключении доступа к товарам, находящимся под таможенным контролем, соблюдении условий лицензии, предоставлении помещений и оборудования таможенным органам в установленном законодательством порядке, ведении учета и предоставлении отчетности о хранящихся товарах, предоставлении доступа таможенным органам в автоматизированную систему учета товаров и транспортных средств (при ее наличии).
 
 
Статья 132. Учет и отчетность о товарах, обращаемых через таможенный склад
 
1. Товары, обращаемые через таможенный склад в соответствии с таможенным режимом таможенного склада, подлежат учету.
2. При помещении товаров на таможенный склад товары должны быть зарегистрированы владельцем склада в складских документах учета, которые должны содержать следующие сведения:
1) дату помещения товара на склад;
2) наименование товара;
3) количество мест и вес брутто (кг);
4) номер товаросопроводительного документа;
5) номер грузовой таможенной декларации и дату выпуска.
3. Владельцами таможенных складов должна представляться в таможенные органы в форме и порядке, определяемых уполномоченным органом по вопросам таможенного дела, отчетность о товарах, хранящихся на таможенном складе. При этом в систему учета включаются:
1) книга учета;
2) таможенный документ учета.
Таможенным документом учета может являться таможенная декларация.
4. Книга учета ведется в соответствии с установленной формой вне зависимости от автоматизированной системы учета.
5. Таможенный орган вправе производить инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся на таможенном складе.
6. Документы учета товаров и транспортных средств на таможенном складе хранятся пять лет.
 
 
Приказом председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 27 мая 2003 года № 250 «О ведении учета и отчетности перед таможенными органами» установлены правила учета товаров обращаемых через таможенный склад, где определено, что владельцы таможенных складов ведут учет и предоставляют таможенным органам ежеквартально отчетность о поступающих, хранящихся и вывозимых с таможенного склада товарах и сроках их хранения  по установленным данным приказом формам.
Книги учета товаров, хранящихся на таможенном складе, ведутся вне зависимости от автоматизированной системы учета. Книги учета должны быть предварительно прошиты, пронумерованы и заверены подписью начальника таможенного органа или лицом его замещающим, печатью таможенного органа, в зоне деятельности которого учрежден таможенный склад. Книги учета ведутся по календарным годам.
Владелец таможенного склада должен предоставить доступ должностным лицам таможенных органов к документам учета и предъявлять должностным лицам таможенного органа по первому их требованию.
После внесения последней записи книга учета передается в таможенный орган на проверку, по окончании которой возвращается владельцу на хранение. Внесение дополнительных записей или исправлений после проверки книги учета не допускается.
Документы учета товаров, находящихся на таможенном складе хранятся пять лет с даты выпуска товаров по последней записи в текущем календарном году в книге учета.
Таможенные органы вправе требовать предоставление отчетов вне установленного графика. В этом случае отчет должен быть представлен владельцем таможенного склада в течение трех дней со дня предъявления письменного требования начальника таможенного органа, в зоне деятельности которого расположен таможенный склад.
Если на таможенном складе используется автоматизированная система учета товаров, то его владелец должен предоставить доступ таможенным органам к такой системе.
 
 
Статья 133. Ответственность по уплате таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, обращаемых через таможенный склад
 
1. Ответственность по уплате таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, обращаемых через таможенный склад, несет лицо, поместившее товары под таможенный режим таможенного склада, если иное не установлено настоящим Кодексом.
2. Владелец таможенного склада несет ответственность по уплате таможенных пошлин и налогов в случае утраты товаров либо их выдачи без разрешения таможенного органа.
3. В случае утраты товаров на таможенном складе, владельцем которого является таможенный орган, лицо, поместившее товары под таможенный режим таможенного склада, освобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов.
 
В соответствии с комментируемой статьей в случае утраты товаров либо их выдачи без разрешения таможенного органа владелец таможенного склада, а в иных случаях лицо, поместившее товары на таможенный склад, должны уплатить таможенные пошлины и налоги, которые подлежали  бы уплате при выпуске этих товаров для свободного обращения. Данное положение не касается товаров, которые были помещены на таможенные склады, владельцем которых является таможенный орган.
 
Статья 134. Операции, производимые с товарами при хранении на таможенном складе
 
1. С товарами, помещенными под таможенный режим таможенного склада, с разрешения таможенного органа могут производиться операции по:
1) обеспечению сохранности товаров;
2) подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление, сортировка, упаковка, переупаковка, маркировка, в том числе марками акцизного сбора, проведение операций по улучшению товарного вида);
3) отбору проб и образцов.
2. Все операции, производимые с товарами на таможенном складе, не должны изменять характеристики (качества) этих товаров, связанные с изменением классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
3. Перемещение товаров с одного таможенного склада на другой допускается под таможенным контролем в порядке, определенном главой 12 настоящего Кодекса. При этом действие таможенного режима таможенного склада не прерывается и не приостанавливается.
4. Допускаются отчуждение товаров либо их части, находящихся на таможенном складе, передача в отношении их прав владения, пользования и (или) распоряжения при условии представления новой таможенной декларации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом.
 
 
  
Комментируемая статья определяет операции, которые можно совершать с товарами находящимися на таможенном складе. Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе совершать с товарами, находящимися на таможенном складе, обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии, осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах таможенного склада при условии, что эти операции не повлекут изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и (или) изменения наложенных средств идентификации и данные операции не должны изменять характеристик (качеств) этих товаров, связанных с изменением их классификации по ТН ВЭД. Нельзя путать указанные операции с таможенными операциями. Эти операции представляют собой фактические, физические действия, совершаемые с товарами, в то время как таможенные операции представляют собой юридические действия с товарами.  Указанные действия, а так же все иные разрешенные действия с товаром могут совершаться только лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями с разрешения таможенного органа. Полномочия должны надлежащим образом удостоверяться. То есть необходимо предоставить таможенному органу доверенность и другие документы, установленные гражданским законодательством.
В том случае, если осуществление определенных действий повлечет утрату товаров или изменение их существенных свойств, эти действия не допускаются. 
После помещения товаров под режим таможенного склада и до истечения срока их нахождения под этим режимом они могут быть перемещены с одного таможенного склада на другой таможенный склад без изменения таможенного режима. Такое перемещение осуществляется только под таможенным контролем в порядке, определенном главой 12 Кодекса, т.е. по процедуре внутреннего таможенного транзита. При этом течение срока хранения товаров на таможенном складе не прерывается и не приостанавливается.
Допускается передача права владения, пользования и (или) распоряжения в отношении товаров, находящихся на таможенном складе. При этом в таможенный орган необходимо представить документы, подтверждающие указанные выше условия сделки, для оформления новой таможенной декларации. Совершение этих действий должно производиться лицом, которому перешли права владения, пользования и (или) распоряжения товарами, находящимися на таможенном складе.
 
Статья 135. Взаимоотношения владельца таможенного склада с лицами, помещающими товары на таможенный склад
 
1. Взаимоотношения владельца таможенного склада с лицами, помещающими товары на таможенный склад, строятся на договорной основе.
2. За хранение товаров на таможенном складе, учредителем которого является таможенный орган, взимается таможенный сбор в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
3. В случае утраты товаров на таможенных складах, учрежденных таможенными органами, таможенные органы несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
 
В главе 39 ГК Республики Казахстан определена процедура взаимоотношений лиц при помещении товаров на хранение на товарном складе. Данная процедура полностью регулирует все взаимоотношения возникающие при хранении товаров на таможенных складах, в том числе и таможенных складах, учрежденных таможенными органами.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 669 «Об утверждении Ставок таможенных сборов, сборов и платы, взимаемых таможенными органами» установлены ставки сборов за хранение товаров на таможенных складах, учрежденных таможенными органами.
 
Статья 136. Лицензия на учреждение таможенного склада
 
1. Таможенный склад учреждается казахстанским лицом после получения лицензии, выданной уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
2. Получения лицензии на учреждение таможенного склада не требуется, если таможенный склад учреждается таможенными органами на основании решения уполномоченного органа по вопросам таможенного дела.
3. Отношения, связанные с лицензированием и не урегулированные настоящей главой, регулируются законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
4. Таможенный орган обеспечивает опубликование информации о действующих таможенных складах.
 
Отношения, связанные с государственным лицензированием деятельности или определенных действий, подлежащих лицензированию, регулируются Законом Республики Казахстан от 17 апреля 1995 г. № 2200 «О лицензировании». По объему деятельности, лицензия на учреждение таможенного склада является генеральной, то есть, выдаваемой на занятие определенным видом деятельности, без ограничения срока. Допускается выдача генеральной лицензии на несколько видов деятельности, если они входят в единый технологический комплекс, например: наличие в помещении (месте), предназначенном для учреждения склада временного хранения, изолированной части, предназначенной для временного хранения товаров, также являющейся лицензированным видом деятельности.
По территориальной сфере деятельности действие лицензии на учреждение таможенного склада  ограничивается определенной территорией Республики Казахстан. Для сравнения, лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера может быть распространена на всю территорию Республики Казахстан.
            Право выдачи лицензий уполномоченным органом по вопросам таможенного дела  на деятельность по осуществлению таможенного режима, оказание таможенных услуг, регламентировано постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 1995 г. № 1894 «О реализации постановления Президента Республики Казахстан от 17 апреля 1995 г. № 2201».
Учет лицензий, а также контроль за соблюдением лицензионных правил осуществляет лицензиар.
            Реестр учрежденных и действующих таможенных складов публикуется в печатных изданиях  и на официальном web-сайте Комитета таможенного контроля МФ РК.
           
Статья 137. Документы, необходимые для получения лицензии на учреждение таможенного склада
 
1. Для получения лицензии на учреждение таможенного склада необходимо представить:
1) заявление лица о выдаче лицензии по установленной форме;
2) нотариально засвидетельствованные копии регистрационных документов;
3) документы, подтверждающие соответствие требованиям пожарной безопасности, санитарным и техническим нормам, выданные соответствующими уполномоченными государственными органами;
4) документы, подтверждающие уплату сбора за выдачу лицензии;
5) документы, подтверждающие право собственности или владения и пользования в отношении соответствующих помещений или мест;
6) планы, чертежи помещений и территорий, заявляемых в качестве таможенного склада;
7) перечень имеющейся погрузочно-разгрузочной техники и весового оборудования, заверенный печатью лица, подавшего заявление о выдаче лицензии;
8) список лиц, осуществляющих хранение товаров при учреждении таможенного склада закрытого типа;
2. При изменении сведений, указанных в заявлении и документах, определенных в подпунктах 5) и 6) пункта 1 настоящей статьи, лицензиат уведомляет таможенный орган о соответствующих изменениях не позднее тридцати календарных дней с даты внесения изменений.
 
Комментируемая статья устанавливает перечень необходимых документов для получения лицензии на учреждение таможенного склада.
Одним из документов является заявление лица, форма которого установлена приложением 6 к постановлению Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 1995 г. № 1894.
            Неотъемлемым и обязательным должно быть выполнено условие уплаты таможенного сбора за учреждение таможенного склада. Ставки таможенных сборов за выдачу лицензии установлены постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 669 «Об утверждении Ставок таможенных сборов, сборов и платы, взимаемых таможенными органами».
 
 
Статья 138. Приостановление действия лицензии на учреждение таможенного склада
 
1. При несоблюдении владельцем таможенного склада требований и обязанностей, установленных настоящим Кодексом, действие лицензии может быть приостановлено по решению уполномоченного органа по вопросам таможенного дела на срок до шести месяцев с указанием причины приостановления, за исключением субъектов малого предпринимательства, действие лицензии которых приостанавливается по решению суда.
2. Действие лицензии может быть приостановлено по мотивированному обращению владельца таможенного склада.
3. Решение о приостановлении действия лицензии принимается приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела с указанием причин приостановления.
4. При приостановлении действия лицензии помещение товаров на таможенный склад не допускается. Товары, помещенные на таможенный склад до приостановления действия лицензии, должны быть перемещены под таможенным контролем на другой таможенный склад либо помещены под иные таможенные режимы.
5. Действие лицензии возобновляется приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела со дня принятия решения о возобновлении действия лицензии после устранения причин, по которым ее действие было приостановлено.
 
Комментируемая статья определяет порядок приостановления действия лицензии на учреждение таможенного склада, в случае невыполнения требований установленных Кодексом. При этом действие лицензии  субъектов малого предпринимательства приостанавливается только по решению суда. Действие лицензии может приостанавливаться и по мотивированному обращению владельца таможенного склада.
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Казахстан от 19 июня 1997 года № 131-1 «О государственной поддержке малого предпринимательства» субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя.
            После получение лицензии в целях соблюдения таможенного законодательства, таможенными органами могут представляться в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела заключение, составленное по результатам осмотра помещений и территорий, на соответствие квалификационным требованиям и условиям, установленным статьей 130  Кодекса по форме установленной приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 21 мая 2003 г. № 226 «Об утверждении форм актов осмотра/ досмотра товаров и транспортных средств, осмотра помещений и территорий и заключения на соответствие квалификационным требованиям и условиям».
Решения о приостановлении действия лицензии и ее возобновлении принимаются приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела после подтверждения об устранении причин, на основании которых было приостановлено действие лицензии, и соответствии квалификационным требованиям, предъявляемым к таможенным складам.
 
Статья 139. Отзыв лицензии на учреждение таможенного склада
 
1. Лицензия может быть отозвана уполномоченным органом по вопросам таможенного дела в случаях:
1) представления заведомо недостоверных сведений;
2) неисполнения лицензиатом требований, содержащихся в лицензии;
3) неустранения причин, по которым действие лицензии было ранее приостановлено;
4) запрещения судом лицензиату заниматься деятельностью по оказанию услуг таможенного склада.
2. Решение об отзыве оформляется приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела с обоснованием такого решения.
3. Отзыв лицензии на учреждение таможенного склада у владельца, являющегося субъектом малого предпринимательства, производится по решению суда.
4. Отзыв лицензии действует со дня принятия решения об отзыве.
5. При отзыве лицензии владелец таможенного склада не позднее пятнадцати календарных дней со дня получения решения об отзыве обязан возвратить лицензию в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела.
6. Повторное заявление о выдаче лицензии на учреждение таможенного склада может быть рассмотрено в установленном порядке при условии устранения причин, послуживших основанием для ее отзыва.
 
В настоящей статье перечислены случаи, на основании которых принимается решение об отзыве лицензии. Отзыв лицензии производится на основании заключения на соответствие квалификационным требованиям и акта осмотра помещений и территорий составленными таможенным органом, в зоне деятельности которого находится таможенный склад. Решение об отзыве лицензии  оформляется приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела. В отношении субъектов малого предпринимательства, отзыв лицензии на учреждения таможенного  склада, согласно п. 1-1 ст. 16 Закона РК №131-1 «О государственной поддержке малого предпринимательства» может  производиться только в судебном порядке. При отзыве лицензии на учреждение таможенного склада, его владелец обязан возвратить лицензию в течении 15 дней в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела. Отзыв лицензии прекращает действие лицензии. Порядок прекращения действия лицензии определяется в соответствии со статьей 140 Кодекса.
 
Статья 140. Прекращение действия лицензии на учреждение таможенного склада
 
1. Лицензия на учреждение таможенного склада прекращает свое действие по решению уполномоченного органа по вопросам таможенного дела в случаях:
1) отзыва лицензии на учреждение таможенного склада;
2) прекращения деятельности по оказанию услуг таможенного склада с представлением в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела письменного заявления владельца таможенного склада;
3) реорганизации или ликвидации юридического лица, имеющего лицензию на учреждение таможенного склада.
2. Решение о прекращении действия лицензии на учреждение таможенного склада оформляется приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела с указанием причины такого прекращения.
3. При прекращении деятельности по оказанию услуг таможенного склада, реорганизации или ликвидации юридического лица владелец таможенного склада обязан не позднее пятнадцати календарных дней возвратить лицензию в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела.
4. При прекращении деятельности по оказанию услуг таможенного склада товары, помещенные под таможенный режим таможенного склада, до принятия решения о прекращении действия лицензии могут быть перемещены на другой таможенный склад в порядке, определенном главой 12 настоящего Кодекса, либо в отношении данных товаров действие таможенного режима таможенного склада должно быть завершено в течение тридцати календарных дней со дня принятия решения о прекращении действия лицензии.
5. Таможенный орган обязан уведомить о предстоящей ликвидации таможенного склада, учрежденного таможенным органом, лиц, поместивших товары на хранение, не позднее чем за один месяц до такой ликвидации.
6. При выдаче товаров в связи с прекращением деятельности по оказанию услуг таможенного склада, учрежденного таможенным органом, данный таможенный орган возвращает лицу, поместившему товары на хранение, часть уплаченных сумм таможенных сборов за хранение в зависимости от отношения фактического срока хранения к сроку, определенному при помещении товаров на хранение.
7. Расходы, возникшие у лица в связи с прекращением деятельности по оказанию услуг таможенного склада, учрежденного таможенным органом, возмещаются таможенными органами в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 
Настоящей статьей определены случаи прекращения действия лицензии на учреждение таможенного склада. Прекращение действия лицензии оформляется приказом уполномоченного органа по вопросам таможенного дела. При этом сбор за выдачу лицензии возврату не подлежит.
 
Глава 19. МАГАЗИН БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ
 
Статья 141. Назначение таможенного режима магазина беспошлинной торговли
 
Магазин беспошлинной торговли – таможенный режим, при котором товары реализуются физическим лицам без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования, за исключением требований по безопасности товаров, при условии последующего вывоза товаров с таможенной территории Республики Казахстан.
 
Специфика данного таможенного режима проявляется при сравнении с другими таможенными режимами, например режимом таможенного склада. Отличие состоит в том, что под режим магазина беспошлинной торговли товары помещаются не для постоянного хранения, а для реализации товаров под таможенным контролем с их последующим вывозом за пределы таможенной территории Республики Казахстан.     
Продажа указанных товаров в магазинах беспошлинной торговли осуществляется под таможенным контролем на таможенной территории РК в пунктах пропуска через таможенную границу Республики Казахстан.
Под таможенный режима магазина беспошлинной торговли могут помещаться как иностранные так и казахстанские товары.
 
Статья 142. Условия помещения товаров под таможенный режим магазина беспошлинной торговли
 
1. Под таможенный режим магазина беспошлинной торговли могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Республику Казахстан, вывозу из Республики Казахстан, изъятых из гражданского оборота на территории Республики Казахстан, а также иных товаров, определенных Правительством Республики Казахстан.
2. Товары, реализация которых на территории Республики Казахстан ограничена, реализуются в таможенном режиме магазина беспошлинной торговли при условии соблюдения требований, установленных законодательством Республики Казахстан.
3. Товары, используемые для обеспечения функционирования магазина беспошлинной торговли, помещению под таможенный режим магазина беспошлинной торговли не подлежат.
 
Под комментируемый таможенный режим могут помещаться любые товары, т.е. не только «ввезенные», но и казахстанские, за исключением товаров, запрещенных к помещению под данный таможенный режим. Такой перечень определен постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2003 года № 681 «Об утверждении запретов на ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств, перечней товаров, запрещенных к помещению под некоторые таможенные режимы, а также запретов и ограничений на проведение операций с товарами, помещенными под отдельные таможенные режимы» и включает следующие товары:
1. Оружие всякого рода военных образцов, боеприпасов к нему и военное снаряжение, наркотические и психотропные вещества, а также приспособления для их употребления.
2. Печатные и изобразительные материалы, направленные на подрыв государственного и общественного строя, пропагандирующие войну, терроризм, насилие, расизм, а также материалы порнографического содержания.
3. Товары производственного и военно-технического назначения.
4. Тяжеловесные товары (весом более 20 кг) и громоздкие товары (при сумме размеров по длине, ширине и высоте более 200 см).
5. Все виды спирта.
Товары, предназначенные для функционирования самого магазина беспошлинной торговли (например, канцелярские принадлежности, оргтехника, холодильные шкафы, стойки, торговое оборудование и т. д.), помещению под данный таможенный режим не подлежат.
 
Статья 143. Реализация товаров в магазине беспошлинной торговли
 
1. Реализация товаров в магазине беспошлинной торговли осуществляется физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Республики Казахстан, с обязательным применением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью.
2. Товары, реализуемые в магазине беспошлинной торговли, должны иметь специальную маркировку, согласованную с таможенным органом, и быть предварительно упакованы для продажи.
3. Реализация товаров в магазинах беспошлинной торговли производится под таможенным контролем на таможенной территории Республики Казахстан в пунктах пропуска через таможенную границу Республики Казахстан.
 
Товары, реализуемые в магазине беспошлинной торговли должны продаваться исключительно физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории. В случае, если в зоне таможенного контроля происходит смешение потоков въезжающих и выезжающих физических лиц, магазин беспошлинной торговли должен обеспечивать продажу товаров  выезжающим пассажирам путем сверки билетов и данных, получаемых от транспортных организаций.
Обязательное применение в магазине беспошлинной торговли контрольно-кассовых машин с фискальной памятью обусловлено требованием статьи 546  Налогового кодекса Республики Казахстан. Требование о нанесении специальной маркировки обусловлено в целях осуществления  таможенного контроля за реализацией товаров в магазине беспошлинной торговли.                                                    
 
Статья 144. Учет и отчетность о товарах, поступающих и реализуемых в магазине беспошлинной торговли
 
1. Товары, помещенные под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, подлежат обязательному учету владельцем магазина беспошлинной торговли.
2. Форма учета и отчетности товаров, поступающих и реализуемых в магазине беспошлинной торговли, определяется уполномоченным органом по вопросам таможенного дела. При этом учет товаров производится с обязательным ведением:
1) книги учета;
2) таможенного документа учета.
Таможенными документами учета может являться грузовая таможенная декларация.
3. Помимо книги учета, предусмотренной подпунктом 1) пункта 2 настоящей статьи, владелец магазина беспошлинной торговли вправе использовать другие системы учета, в том числе автоматизированные.
4. Таможенный орган вправе производить инвентаризацию товаров, находящихся в торговых залах, подсобных помещениях и на складе магазина беспошлинной торговли.
 
Приказом председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 27 мая 2003 года № 250 «О ведении учета и отчетности перед таможенными органами» установлены правила учета товаров обращаемых через магазин беспошлинной торговли, где определено, что:
Владельцы магазинов беспошлинной торговли  ведут учет и предоставляют таможенным органам ежеквартально отчетность о поступающих и реализуемых товарах в магазине беспошлинной торговли по установленным данным приказом формам.
Книги учета товаров, поступающих и реализуемых товарах в магазине беспошлинной торговли, ведутся вне зависимости от автоматизированной системы учета.
Владелец магазина беспошлинной торговли должен предоставить доступ должностным лицам таможенных органов к документам учета и предъявлять должностным лицам таможенного органа по первому их требованию.
 После внесения последней записи книга учета передается в таможенный орган на проверку, по окончании которой возвращается владельцу на хранение. Внесение дополнительных записей или исправлений после проверки книги учета не допускается.
 Документы учета товаров, находящихся в магазине беспошлинной торговли, хранятся пять лет с даты выпуска товаров по последней записи в текущем календарном году в книге учета.
 Таможенные органы вправе требовать предоставление отчетов вне установленного графика. В этом случае отчет должен быть представлен владельцем магазина беспошлинной торговли в течение трех дней со дня предъявления письменного требования начальника таможенного органа, в зоне деятельности которого расположен магазин беспошлинной торговли.
 
Статья 145. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности магазина беспошлинной торговли
 
1. Помещение, предназначенное для учреждения магазина беспошлинной торговли, должно соответствовать следующим требованиям:
1) находиться в собственности владельца магазина либо арендовано им на срок не менее трех лет;
2) торговый зал должен находиться за пределами места, определенного для производства таможенного оформления товаров, вывозимых физическими лицами при их следовании через таможенную границу Республики Казахстан;
3) соответствовать требованиям пожарной безопасности, санитарным и техническим нормам.
2. На территории магазина беспошлинной торговли должны быть места, предназначенные для осуществления торговых операций, а также операций по обеспечению сохранности товаров и подготовке товаров к продаже (вскрытие упаковки, освобождение от тары и другое).
Для этих целей на территории магазина беспошлинной торговли должны быть огороженные места:
1) торговый зал (торговые залы);
2) склад (склады) магазина беспошлинной торговли.
3. Торговый зал и склад магазина беспошлинной торговли должны использоваться исключительно в соответствии с требованиями таможенного режима магазина беспошлинной торговли. Использование указанных мест в иных целях не допускается.
 
Важным условием квалификационных требований является владение помещениями и (или) открытыми площадками, пригодными для использования в качестве магазина беспошлинной торговли и отвечающими установленным требованиям. Под владением понимается нахождение (закрепленность) помещения у определенного лица или коллектива, т. е. господство над ним. Владение, в данной статье, может выступать элементом правоотношений собственности, но так же оно может быть элементом хозяйственного ведения либо в аренды. Государственное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским Кодексом. Так, предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника, т.е. государства (ст. 200 ГК РК).
             По договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение (ст. 581 ГК РК), при этом жестко оговорен срок аренды, который не может быть менее 3 лет.
 Комментируемая статья устанавливает также конкретные требования к обустройству, оборудованию магазина беспошлинной торговли.
 Территория магазина беспошлинной торговли должна состоять из отдельных помещений, предназначенных для:
  а) торгового зала (торговых залов);
  б) склада магазина беспошлинной торговли.
 Торговые залы магазина беспошлинной торговли должны располагаться таким образом, чтобы была исключена возможность доступа в эти залы физических лиц, въезжающих на территорию Республики Казахстан.
 Помещения и (или) площади, предназначенные для использования в качестве таможенного склада, должны быть обустроены и оборудованы таким образом чтобы:
1) обеспечить сохранность товаров;
            2) исключить доступ к ним посторонних лиц;
3) обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.
Пригодность имеющегося помещения к использованию в качестве магазина беспошлинной торговли определяется в соответствии с комментируемой статьей Кодекса таможенными органами, которые после получения лицензии проводят обследования и составляют акты по формам установленными приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 21 мая 2003 г. № 226 «Об утверждении форм актов осмотра/ досмотра товаров и транспортных средств, осмотра помещений и территорий и заключения на соответствие квалификационным требованиям и условиям».
 
Статья 146. Лицензия на учреждение магазина беспошлинной торговли
 
1. Магазин беспошлинной торговли учреждается казахстанским лицом после получения лицензии, выданной уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
2. Отношения, связанные с лицензированием и не урегулированные настоящей главой, регулируются законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
 
Отношения, связанные с государственным лицензированием деятельности или определенных действий, подлежащих лицензированию, регулируются Законом Республики Казахстан от 17 апреля 1995 г. № 2200 «О лицензировании». Согласно этого закона наличие лицензии среди видов предпринимательской деятельности требуется для деятельности, осуществляемой в рамках отдельных таможенных режимов, в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан, а также на оказание таможенных услуг. По объему деятельности, лицензия на учреждение магазина беспошлинной торговли является генеральной, то есть, выдаваемой на занятие определенным видом деятельности, без ограничения срока. По территориальной сфере деятельности действие лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли ограничивается конкретным пунктом пропуска через таможенную границу Республики Казахстан.
Учет лицензий, а также контроль за соблюдением лицензионных правил осуществляет лицензиар.
            Реестр учрежденных и действующих магазинов беспошлинной торговли  публикуется в печатных изданиях  и на официальном web-сайте КТК МФ РК.
 
Статья 147. Документы, необходимые для получения лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли
 
1. Для получения лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли необходимо представить:
1) заявление лица о выдаче лицензии по установленной форме;
2) нотариально засвидетельствованные копии регистрационных документов;
3) документы, подтверждающие соответствие требованиям пожарной безопасности, санитарным и техническим нормам, выданные соответствующими уполномоченными государственными органами;
4) документы, подтверждающие уплату сбора за выдачу лицензии;
5) документы, подтверждающие право собственности или владения и пользования в отношении соответствующих помещений;
6) планы, чертежи помещений, заявляемых в качестве магазина беспошлинной торговли.
2. При изменении сведений, указанных в заявлении и документах, определенных в подпунктах 5) и 6) пункта 1 настоящей статьи, лицензиат уведомляет таможенный орган о соответствующих изменениях не позднее тридцати календарных дней с даты внесения изменений.
 
Комментируемая статья устанавливает перечень необходимых документов для получения лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли.
Одним из документов является заявление лица, форма которого установлена приложением 6 к постановлению Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 1995 г. № 1894.
            Неотъемлемым и обязательным должно быть выполнено условие уплаты таможенного сбора за учреждение магазина беспошлинной торговли. Ставки таможенных сборов за выдачу лицензии установлены постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 669 «Об утверждении Ставок таможенных сборов, сборов и платы, взимаемых таможенными органами».
 
Статья 148. Приостановление действия лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли
 
1. В случаях неисполнения владельцем магазина беспошлинной торговли своих обязанностей и требований, предъявляемых к деятельности магазина беспошлинной торговли, действие лицензии может быть приостановлено по решению уполномоченного органа по вопросам таможенного дела на срок до шести месяцев с указанием причины приостановления, за исключением субъектов малого предпринимательства, действие лицензии которых приостанавливается по решению суда.
2. Решение о приостановлении действия лицензии принимается приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела с указанием причин приостановления.
3. Действие лицензии приостанавливается со дня принятия соответствующего решения. При приостановлении действия лицензии помещение товаров под таможенный режим магазина беспошлинной торговли не допускается. Товары, помещенные под таможенный режим магазина беспошлинной торговли до приостановления действия лицензии, должны быть помещены под иной таможенный режим.
4. Действие лицензии возобновляется приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела со дня принятия решения о возобновлении действия лицензии после устранения причин, по которым ее действие было приостановлено.
 
Комментируемая статья определяет порядок приостановления действия лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли, в случае не выполнения требований установленных Кодексом. При этом действие лицензии  субъектов малого предпринимательства приостанавливается только по решению суда. Действие лицензии может приостанавливаться и по мотивированному обращению владельца таможенного склада.
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Казахстан от 19 июня 1997 года № 131-1 «О государственной поддержке малого предпринимательства» субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя.
Решения о приостановлении действия лицензии и ее возобновлении принимаются приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела после подтверждения об устранении причин, на основании которых было приостановлено действие лицензии, и соответствии квалификационным требованиям, предъявляемым к магазину беспошлинной торговли.
 
Статья 149. Отзыв лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли
 
1. Лицензия может быть отозвана уполномоченным органом по вопросам таможенного дела в случаях:
1) предоставления заведомо недостоверных сведений;
2) неисполнения лицензиатом требований, содержащихся в лицензии;
3) неустранения причин, по которым действие лицензии было ранее приостановлено;
4) запрещения судом лицензиату заниматься деятельностью по оказанию услуг магазина беспошлинной торговли.
2. Решение об отзыве оформляется приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела с обоснованием такого решения.
3. Отзыв лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли у владельца, являющегося субъектом малого предпринимательства, производится по решению суда.
4. Отзыв лицензии действует со дня принятия решения об отзыве.
5. При отзыве лицензии владелец магазина беспошлинной торговли не позднее пятнадцати календарных дней со дня получения решения об отзыве обязан возвратить лицензию в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела.
6. Повторное заявление о выдаче лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли может быть рассмотрено в установленном порядке при условии устранения причин, послуживших основанием для ее отзыва.
 
В настоящей статье перечислены случаи, на основании которых принимается решение об отзыве лицензии. Отзыв лицензии производится на основании заключения на соответствие квалификационным требованиям и акта осмотра помещений и территорий, составленным таможенным органом, в зоне деятельности которого магазин беспошлинной торговли. Решение об отзыве лицензии  оформляется приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела.
В отношении субъектов малого предпринимательства, отзыв лицензии на учреждения магазина беспошлинной торговли, согласно п. 1-1 ст. 16 Закона РК №131-1 «О государственной поддержке малого предпринимательства» может  производиться только в судебном порядке. При отзыве лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли его владелец обязан возвратить лицензию в течении 15 дней в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела. Отзыв лицензии прекращает действие лицензии. Порядок прекращения действия лицензии определяется в соответствии со статьей 150 Кодекса.
 
Статья 150. Прекращение действия лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли
 
1. Лицензия на учреждение магазина беспошлинной торговли прекращает свое действие по решению уполномоченного органа по вопросам таможенного дела в случаях:
1) отзыва лицензии;
2) прекращения деятельности магазина беспошлинной торговли с представлением в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела письменного заявления владельца магазина беспошлинной торговли;
3) реорганизации или ликвидации юридического лица, имеющего лицензию на учреждение магазина беспошлинной торговли.
2. Решение о прекращении действия лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли оформляется приказом руководителя уполномоченного органа по вопросам таможенного дела с указанием причины такого прекращения.
3. При прекращении деятельности магазина беспошлинной торговли, реорганизации или ликвидации юридического лица владелец магазина беспошлинной торговли обязан в течение пятнадцати календарных дней возвратить лицензию в уполномоченный орган по вопросам таможенного дела.
4. При прекращении деятельности магазина беспошлинной торговли товары, помещенные под таможенный режим магазина беспошлинной торговли до принятия решения о прекращении действия лицензии, подлежат помещению под иной таможенный режим в течение тридцати календарных дней со дня принятия решения о прекращении действия лицензии.
5. Владелец магазина беспошлинной торговли обязан не позднее трех календарных дней со дня уведомления о прекращении деятельности магазина беспошлинной торговли представить в таможенный орган отчетность о товарах в соответствии со статьей 144 настоящего Кодекса.
6. При прекращении деятельности магазина беспошлинной торговли таможенный орган не позднее семи календарных дней после представления отчета владельцем магазина беспошлинной торговли производит инвентаризацию товаров.
 
Настоящей статьей определены случаи прекращения действия лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли. Прекращение действия лицензии оформляется приказом уполномоченного органа по вопросам таможенного дела. При этом сбор за выдачу лицензии возврату не подлежит.
 
Статья 151. Обязанности владельца магазина беспошлинной торговли
 
Владелец магазина беспошлинной торговли обязан:
1) соблюдать квалификационные требования, предъявляемые к деятельности магазина беспошлинной торговли;
2) обеспечивать сохранность товаров, находящихся в помещении магазина беспошлинной торговли;
3) исключить доступ посторонних лиц к товарам, находящимся на складе, в подсобных помещениях;
4) обеспечивать доступ в торговые залы только физических лиц, выезжающих за пределы территории Республики Казахстан;
5) вести учет и представлять таможенным органам отчетность о поступающих и реализуемых товарах в соответствии со статьей 144 настоящего Кодекса;
6) уплатить таможенные пошлины и налоги в случае утраты иностранных товаров либо их использования в иных целях, чем реализация в магазине беспошлинной торговли.
 
Данная статья Кодекса закрепляет основные обязанности и ответственность владельца магазина беспошлинной торговли.
Владелец магазина беспошлинной торговли обязан соблюдать требования, предъявляемые к таможенному режиму магазина беспошлинной торговли.  Владелец магазина беспошлинной торговли обязан также соблюдать требования к обустройству и оборудованию магазина беспошлинной торговли.
Важное значение имеет также обязанность исключить возможность использования товаров, поступающих в магазин беспошлинной торговли для реализации, в других целях.
Владелец магазина беспошлинной торговли обязан вести учет поступления в магазин беспошлинной торговли и реализации в указанном магазине товаров и представлять в таможенные органы отчетность.
Владелец магазина должен хранить товары, помещенные под таможенный режим беспошлинной торговли, только на складах магазина беспошлинной торговли.
Кроме того, владелец обязан уплачивать таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, в случае утраты иностранных товаров либо их использования в иных целях, чем продажа в магазине беспошлинной торговли в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Республики Казахстан, в соответствии с требованиями и условиям, предусмотренными настоящим законодательством.
Владелец магазина беспошлинной торговли обязан соблюдать санитарные правила, нормы складирования, правила товарного соседства и режима хранения, обязательные требования государственных стандартов, выполнять иные требования и условия, установленные законодательством Республики Казахстан, регулирующие отношения в сфере торговли.
      
 
Глава 20. ПЕРЕРАБОТКА ТОВАРОВ НА ТАМОЖЕННОЙ
ТЕРРИТОРИИ
 
Статья 152. Назначение таможенного режима переработки товаров на таможенной территории
 
1. Переработка товаров на таможенной территории - таможенный режим, предназначенный для того, чтобы использовать для переработки на таможенной территории Республики Казахстан иностранные товары без применения мер нетарифного регулирования и без взимания таможенных пошлин и налогов с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории Республики Казахстан.
2. В случаях, установленных настоящей главой, допускается замена иностранных товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории, казахстанскими товарами.
 
 При анализе понятия, употребленного в комментируемой статье можно сделать несколько выводов, отличающих данный вид таможенного режима от других режимов, а также определить сущность содержания данного таможенного режима. Во-первых, товар может быть ввезен на таможенную территорию Республики Казахстан под данным режимом только с целью переработки.
Во-вторых, лицо, которое ввозит товар для переработки, освобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов, но наделяется обязанностью вывоза данного товара в переработанном виде либо помещены под иной таможенный режим с соблюдением всех требований, предъявляемых к выбранному таможенному режиму.
В Кодексе уплата таможенных пошлин и налогов производится только в том случае, если продукты переработки остаются на территории Республики Казахстан в соответствии с таможенным режимом выпуска товаров для свободного обращения, таким образом,  не отвлекаются денежные средства участника ВЭД при переработке.
Возможность замены иностранных товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории, казахстанскими товарами приведена в соответствии с положением специального приложения F к Киотской конвенции.
 
Статья 153. Условия помещения товаров под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории
 
1. Помещение товаров под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории допускается при условии:
1) предоставления заключения соответствующего уполномоченного государственного органа об условиях переработки товаров на таможенной территории в порядке, определенном статьей 157 настоящего Кодекса. Предоставления указанного заключения не требуется, если целью переработки является ремонт;
2) идентификации иностранных товаров в продуктах переработки таможенными органами, за исключением случая, когда таможенный режим завершается вывозом продуктов переработки, эквивалентных товаров в соответствии со статьей 160 настоящего Кодекса.
2. Не допускается использование таможенного режима переработки товаров на таможенной территории, если товары запрещены к помещению под таможенный режим переработки по перечню, определяемому Правительством Республики Казахстан.
3. Таможенный режим переработки товаров на таможенной территории может быть заявлен лицом, которое может выступать в качестве декларанта в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
4. При осуществлении операций по переработке иностранных товаров могут использоваться казахстанские товары.
 
В данной статье рассматриваются условия помещения товаров под таможенный режим.
Одним из условий заявления таможенного режима переработки товаров на таможенной территории является предоставление заключение  уполномоченного органа об условиях переработки. Данное положение обусловлено тем, что нормы выхода продуктов переработки, точное количество сырья  устанавливаются  уполномоченным государственным органом (например, Министерство энергетики и минеральных ресурсов или же Министерство индустрии и торговли). Предоставление указанного заключения не требуется, если целью переработки является ремонт.
В соответствии с Кодексом эквивалентными являются товары, совпадающие по своему описанию, качеству и техническим характеристикам с ввезенными товарами. Требование об идентификации товаров  установлены статьей 160 Кодекса.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2003 года № 681 «Об утверждении запретов на ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств, перечней товаров, запрещенных к помещению под некоторые таможенные режимы, а также запретов и ограничений на проведение операций с товарами, помещенными под отдельные таможенные режимы» определено, что все виды спирта не подлежат помещению под таможенный режим переработки на таможенной территории.
 
Статья 154. Идентификация иностранных товаров в продуктах переработки
 
1. В целях установления факта переработки ввезенных товаров производится идентификация ввезенных товаров в продуктах переработки с использованием одного из следующих способов:
1) наложение таможенного обеспечения в виде пломб на складские помещения, участки технологических линий, выполняющих определенные технологические операции, с целью недопущения использования в производственном процессе товаров, не указанных в заключении, выданном соответствующим уполномоченным государственным органом;
2) проставление декларантом, переработчиком или должностными лицами таможенных органов печатей, штампов, цифровой и другой маркировки на исходные иностранные и (или) казахстанские товары, предназначенные для переработки;
3) описание товаров для переработки, включая сведения о сырье, материалах и комплектующих изделиях, используемых в производстве;
4) фотографирование, изображение в масштабе товаров для переработки;
5) сопоставление предварительно отобранных проб, образцов товаров с продуктами переработки;
6) использование имеющейся маркировки товаров в виде заводских номеров (двигателей, частей кузова и другое).
2. Идентификации товаров в продуктах переработки не требуется, если:
1) для переработки используется технологический процесс, относящийся к непрерывным циклам производства;
2) переработчик использует уникальный технологический процесс, исключающий производство идентичных продуктов переработки на территории Республики Казахстан.
Перечень указанных технологических процессов определяется соответствующим уполномоченным государственным органом.
 
 Для того чтобы товар был ввезен на таможенную территорию Республики Казахстан, необходимо выполнить ряд условий, одно из них рассматривается в данной статье — это идентификация товаров в продуктах их переработки. Для идентификации ввезенных товаров в продуктах их переработки могут использоваться различные способы, но определение, каким способом будет производиться идентификация, зависит от качественных характеристик товара в каждом конкретном случае. Также необходимо отметить, что заинтересованные лица в более эффективной и быстрой идентификации могут предоставить подробные сведения о сырье, материалах и комплектующих, которые используются в производстве, а также о технологии производства продуктов.
 
Статья 155. Операции по переработке товаров на таможенной территории
 
1. Операции по переработке товаров включают:
1) переработку или обработку товаров, при которой иностранные товары теряют индивидуальный характер, с сохранением в продуктах переработки характеристик, позволяющих идентифицировать ввезенные товары в продуктах переработки, когда идентификация является обязательным условием переработки;
2) изготовление товаров, включая монтаж, сборку и подгонку, при котором сохраняются основные характеристики ввезенных товаров;
3) ремонт товара, включая его восстановление, замену составных частей;
4) использование в качестве сырья товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки. Данная операция должна быть выполнена одновременно с одной из операций, указанных в подпунктах 1)-3) настоящего пункта.
2. К операциям по переработке товаров не относятся:
1) операции по обеспечению сохранности товаров, по подготовке к продаже и транспортировке;
2) получение приплода, выращивание и откорм животных, птиц, рыб, а также выращивание ракообразных и моллюсков;
3) выращивание деревьев и растений;
4) добыча полезных ископаемых;
5) лов рыбы, ракообразных и моллюсков;
6) охота;
7) сбор грибов и растений;
8) копирование и размножение информации, аудио- и видеозаписей на любые виды носителей информации;
9) использование иностранных товаров как вспомогательных средств в технологическом процессе (оборудование, станки, приспособления и другое).
 
Комментируемая статья устанавливает исчерпывающий перечень операций по переработке товаров на таможенной территории, а также перечень операций, которые не могут считаться операциями по переработке.
Следует отметить, что при рассмотрении операций по переработке товаров нельзя применять критерии достаточной переработки для заявления таможенного режима переработки товаров на таможенной территории. Критерии достаточной переработки являются актуальными для определения страны происхождения товаров и не влияют на выполнение условий данного таможенного режима.
 
Статья 156. Сроки переработки товаров на таможенной территории
 
1. Переработка товаров на таможенной территории производится в сроки, определяемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, но не более трех лет со дня помещения товаров под таможенный режим.
2. Срок переработки определяется декларантом или лицом, осуществляющим переработку, и включает в себя:
1) продолжительность производственного процесса переработки товаров;
2) время, необходимое для фактического вывоза продуктов переработки.
3. Для решения вопроса об увеличении срока переработки товаров в пределах трех лет декларант не позднее пятнадцати рабочих дней до истечения срока переработки представляет в таможенный орган, осуществляющий контроль, заявление о необходимости такого продления с приложением заключения соответствующего уполномоченного государственного органа о целесообразности увеличения срока переработки.
4. Срок рассмотрения заявления об увеличении срока переработки не может превышать десять рабочих дней с даты получения заявления.
5. В увеличении срока переработки может быть отказано в случае, если такое увеличение срока признано нецелесообразным соответствующим уполномоченным государственным органом, а также в случае совершения декларантом нарушения таможенных правил.
6. Решение таможенного органа об увеличении срока переработки товаров на таможенной территории Республики Казахстан доводится до сведения заявителя в письменной форме.
7. В случае отказа в продлении срока переработки товары, помещенные под таможенный режим переработки на таможенной территории, подлежат заявлению к иному таможенному режиму.
 
Не менее важным обстоятельством отличающим данный режим от других, является срок. Согласно таможенному  праву срок — это период времени, в течение которого должно быть совершено какое-либо действие. При определении должны учитываться продолжительность процесса переработки товаров и время, необходимое для распоряжения продуктами переработки, а также другие обстоятельства, которые могут повлиять на процесс переработки. При этом установленный срок может быть продлен по заявлению заинтересованного лица, но не более трех лет. Также нужно отметить, что течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенный режим переработки на таможенной территории, а при ввозе товаров отдельными товарными партиями — со дня помещения первой партии товаров.
Срок переработки товаров определяется контрактом на переработку. В случае, если контракт на переработку содержит достаточно продолжительные сроки, более трех лет, то необходимо предусмотреть, чтобы заключение об условиях переработки содержало то количество сырья, которое возможно переработать в установленные таможенным законодательством сроки.  Таким образом, на последующие три года необходимо получение нового заключения об условиях переработки.
 

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>