<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

 
Таможенное оформление транзита товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, осуществляется в соответствии с Правилами заполнения временной таможенной декларации и таможенного оформления с использованием процедуры временного декларирования, утвержденными приказом Председателя Агентства Таможенного контроля Республики Казахстан от 20 мая 2003 г. № 218.
            Следует отметить, что согласно статье 55  Таможенного кодекса РК, пункты пропуска товаров, перемещаемых  трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи являются места установки приборов коммерческого учета, согласованные с уполномоченным органом по вопросам таможенного дела, на показаниях которых осуществляется фактический контроль за перемещением товаров через таможенную границу Республики Казахстан.
            Декларирование перетоков электроэнергии сопредельных стран через таможенную территорию Республики Казахстан по межгосударственным линиям электропередачи, равно как и перетоки казахстанской электроэнергии через таможенные территории сопредельных стран по их линиям электропередачи, при параллельной работе энергосистем, производится без представления декларантом временной грузовой таможенной декларации или грузовой таможенной декларации  в таможенном режиме «транзит товаров», путем представления сведений о владельце, об объемах перетоков за расчетный период и условной стоимости электроэнергии.
Декларирование транзита товаров, перемещаемых через таможенную территорию Республики Казахстан магистральными трубопроводами и линиями электропередачи, осуществляется отечественным перевозчиком или таможенным брокером в упрощенном порядке с предоставлением сведений в таможенные органы до начала перемещения товаров по стране отправления, о стране назначения, количестве товара, статистической и фактурной стоимости и указанием пунктов пропуска.
При этом не позднее 30 дней с последнего дня перемещения товаров заполняется ГТД на партию транзитного объема товаров по каждому магистральному трубопроводу и линиям электропередачи за расчетный период.
Для обеспечения достоверности представленных при закрытии полной  грузовой таможенной декларации  сведений об объемах товаров таможенные органы Республики Казахстан:
1) ведут ежедневный учет товаров;
2) получают от всех структурных подразделений перевозчика оперативные сведения о фактических объемах зафиксированных в местах таможенного контроля товаров;
3) ежемесячно снимают показания приборов системы измерения и составляют акты о количестве перемещенных товаров, а также снимают показания с других средств измерения, необходимых для определения объемов товаров;
4) после проверки достоверности всех сведений и реквизитов, содержащихся в актах приема-сдачи товаров и подписей передающей и принимающей стороны, заверяют подписью и личной номерной печатью.
В отличие от общеустановленного правила, рассмотренного при комментировании статьи 214 Таможенного кодекса, при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи документом контроля доставки товаров будет являться экземпляр полной грузовой таможенной декларации, оформленной в режиме транзита товаров.
Таможенный орган Республики Казахстан, осуществляющий контроль за фактическим перемещением товаров, в зоне деятельности которого расположены места таможенного контроля товаров, до 3-го числа месяца следующего за отчетным, направляют оформленные, подписанные и заверенные должностным лицом таможенного органа акты «О снятии показаний счетчиков», в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товаров.
 
Глава 28. УНИЧТОЖЕНИЕ ТОВАРОВ
 
Статья 220. Назначение таможенного режима уничтожения товаров
 
23.                     Уничтожение товаров – таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются, в том числе приводятся в состояние, непригодное для использования, под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.
 
            Под таможенный режим уничтожения товаров могут помещаться:
1) ввозимые иностранные товары и транспортные средства, фактически пересекшие таможенную границу Республики Казахстан;
            2) иностранные  товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Республики Казахстан, и находящиеся в местах временного хранения до помещения их под определенный таможенный режим;
            3) иностранные товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Республики Казахстан и помещенные под таможенные режимы транзита товаров, таможенного склада, свободного склада (для товаров, не подвергшихся переработке), магазина беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, временного ввоза, свободной таможенной зоны, а также условно выпущенные товары.
           
Статья 221. Условия помещения товаров под таможенный режим уничтожения товаров
 
1. Помещение товаров под таможенный режим уничтожения товаров допускается на основании заключения соответствующего уполномоченного государственного органа о возможности уничтожения, в котором указываются способ и место уничтожения.
2. Не допускается помещение под таможенный режим уничтожения товаров:
1) товаров, которые могут быть использованы в качестве изделий и (или) материалов, за исключением лекарственных средств и продуктов питания, признанных непригодными к применению, а также изделий, которые могут причинить вред здоровью человека, окружающей среде;
2) культурных, археологических, исторических ценностей;
3) видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотии и распространения карантинных объектов;
4) товаров и транспортных средств, принятых таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения отношений залога;
24.                     5) изъятых товаров или товаров, на которые наложен арест, в том числе товаров, являющихся вещественными доказательствами, в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
3. Уничтожение товаров осуществляется за счет лица, заявившего данный таможенный режим, и не должно повлечь какие-либо расходы для таможенных и иных государственных органов Республики Казахстан.
4. Уничтожение допускается, если товары, заявляемые к таможенному режиму уничтожения товаров, не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
5. В отношении товаров, хранящихся на таможенном складе, таможенный режим уничтожения товаров может быть заявлен владельцем таможенного склада по согласованию с лицом, поместившим товары на таможенный склад.
 
Вся продукция, выпускаемая, ввозимая и приобретаемая юридическими и физическими лицами, на территории Республики Казахстан должна соответствовать обязательным требованиям нормативных документов по безопасности и качеству, межгосударственных стандартов (ГОСТ), стандартов Республики Казахстан (СТ РК), технических условий Республики Казахстан (ТУ РК), санитарных норм и правил, ветеринарно-санитарных норм, строительных норм и правил.
Если установлено, что ввозимые товары и транспортные средства  не соответствуют установленным нормам, действующим на территории Республики Казахстан, то на эти товары и транспортные средства накладывается арест и таможенному оформлению для целей их использования (потребления) на территории Республики Казахстан не подлежат. Такие товары подлежат вывозу за пределы Республики Казахстан либо определяются к уничтожению.
Недоброкачественность товаров и их несоответствие требованиям и стандартам, предъявляемым законодательством Республики Казахстан при ввозе, транзите на (через) таможенную территорию Республики Казахстан, устанавливается соответствующим уполномоченным органом на этапе, предшествующем представлению документов при декларировании товаров.
Все ввозимые товары, не отвечающие требованиям нормативных документов по безопасности, делятся на два вида:
товары, которые нельзя использовать по назначению, но возможно использовать отходы, полученные в результате уничтожения;
товары, подлежащие уничтожению, как опасные и абсолютно непригодные к употреблению (применению).
Уничтожение товаров и транспортных средств должно производиться с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан об охране окружающей среды.
Для таможенного оформления одновременно с таможенной декларацией в таможенный орган представляются грузовые и товаросопроводительные документы на товары и транспортные средства, а также иные документы, необходимые для производства таможенного оформления  и проведения таможенного контроля.
 Во избежание загрязнения воздушного бассейна, почв, подземных вод и поверхностных водоемов при уничтожении и захоронении опасной продукции в местах, предусмотренных для этих целей, комиссия должна иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы и решение природоохранных органов.
Ответственность перед таможенными органами за правомерность заявления таможенного режима уничтожения товаров, а также за соблюдение условий этого режима несет лицо, перемещающее товары, перевозчик в отношении транспортных средств, или владелец таможенного склада по согласованию с лицом, поместившим товары на таможенный склад.
Норма пункта 3 комментируемой статьи означает, что:
уничтожение товаров производится заинтересованным лицом за собственный счет и не влечет для государства каких-либо расходов;
таможенные органы не возмещают каких-либо расходов, связанных с применением таможенного режима уничтожения товаров;
таможенные органы не возмещают перевозчику, владельцу склада временного хранения (таможенного склада) или иным лицам каких-либо расходов, связанных с транспортировкой, хранением товаров, проведением грузовых и других операций с ним, при производстве таможенного оформления и проведения контроля за этими товарами в таможенном режиме уничтожения товаров.
При таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом уничтожения товаров возврат ранее уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сборов, относящихся к этим товарам, не производится.
 
Статья 222. Сроки уничтожения товаров
 
Уничтожение товаров производится под таможенным контролем в сроки, определенные таможенным органом для фактического уничтожения товаров, исходя из способа уничтожения и места его проведения.
 
Условия проведения по фактическому уничтожению товаров должны исключать возможность изъятия либо изменения состояния (хищения, сокрытия, потребления, подмены, разукомплектования) уничтожаемых товаров в местах их хранения, в пути следования к месту уничтожения и в местах проведения операций по уничтожению.
Уничтожение товаров должно производиться в минимально возможные сроки, необходимые для операций по фактическому уничтожению.
 
Статья 223. Порядок уничтожения товаров
 
1. Уничтожение товаров производится:
1) путем термического, химического, механического либо иного воздействия (сжигание, разрушение, захоронение и другое), в результате которого товары полностью уничтожаются. Способ уничтожения товара должен обеспечивать невозможность его восстановления, приведения в первоначальное состояние для использования по назначению;
2) путем демонтажа, разборки, механического повреждения, включая пробивание отверстий, разрывы, нанесение повреждений иными способами при условии, что такие повреждения исключают последующее восстановление товаров и возможность их использования.
2. В отношении товаров, требующих особых условий хранения, которые в силу технологических причин не могут быть извлечены из мест хранения и быть использованы, уничтожение считается произведенным на основании заключения соответствующего уполномоченного государственного органа о невозможности изъятия товаров из мест хранения и их дальнейшего использования.
3. Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, при возможности их дальнейшего использования должны быть помещены под соответствующий таможенный режим как иностранные товары, находящиеся под таможенным контролем. Порядок таможенного оформления отходов, образовавшихся в результате уничтожения, определяется уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
4. Порядок уничтожения товаров определяется Правительством Республики Казахстан.
 
Порядок уничтожения товаров в настоящее время регламентируется постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 1995 г. № 1891 «Об утверждении Порядка по уничтожению или дальнейшей переработке продукции и товаров в случае признания их непригодными к реализации и употреблению».
            Общепринятые методы, способы и приемы уничтожения товаров перечислены в пункте 1 комментируемой статьи.
            Вместе с тем, при уничтожении некоторых категорий товаров и транспортных средств необходимо руководствоваться отдельными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Как, например, постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 сентября 1999 года № 1336 утверждены «Правила использования, переработки или уничтожения конфискованного и оформленного в режиме отказа в пользу государства этилового спирта и алкогольной продукции», в том числе оформленного в режиме отказа в пользу государства, согласно таможенному законодательству.
            Ядовитые, наркотические лекарственные средства и лекарственные препараты, обладающие одурманивающими и анаболическими действиями, уничтожаются в соответствии с правилами, утвержденными Министерством здравоохранения и Министерством внутренних дел Республики Казахстан. (Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2000 года № 1693 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Республике Казахстан» (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 30.01.2001 г. № 151; от 16.02.01 г. № 247; от 23.05.2001 г. № 695; от 23.01.02 г. № 79; от 03.09.03 г. № 893; от 18.09.03 г. № 947).
            Обязательным условием уничтожения товаров является присутствие сотрудников таможенных органов на всех этапах проведения операций по фактическому уничтожению (погрузка товаров или транспортных средств, транспортировка их до места уничтожения, разгрузка, собственно уничтожение, определение видов отходов уничтожения и их количества).
    При этом таможенное законодательство допускает считать товар уничтоженным на основании заключения соответствующего уполномоченного государственного органа о невозможности изъятия товаров из мест хранения и их дальнейшего использования, ввиду особых условий их хранения, и  которые в силу технологических причин не могут быть извлечены из мест хранения и быть использованы. Например, помещение под таможенный режим уничтожения условно выпущенного геолого-разведочного и бурильного оборудования, в частности обсадных труб, извлечение которых из скважин может быть невозможно.
            Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, при возможности их дальнейшего использования, должны быть помещены под соответствующий таможенный режим как иностранные товары, находящиеся под таможенным контролем.
            Таможенное оформление таких отходов производится в соответствии с заявляемыми режимами, как если бы эти отходы были ввезены в таком состоянии как иностранные товары на таможенную территорию Республики Казахстан.
            Таможенная декларация в отношении отходов уничтожения должна быть подана не позднее 30-ти календарных дней с даты подписания акта об уничтожении.
            С момента образования отходов уничтожения в течение времени, необходимого для производства их таможенного оформления в соответствии с заявляемыми таможенными режимами, эти отходы хранятся в местах, определенных таможенным органом и под таможенным контролем.
            Таможенный орган вправе установить, что отходы уничтожения подлежат помещению на склад временного хранения.
            Таможенный контроль за отходами уничтожения производится с момента их образования до выпуска в соответствии с выбранным таможенным режимом.
 
Статья 224. Завершение таможенного режима уничтожения товаров
 
Таможенный режим уничтожения товаров завершается фактическим уничтожением товаров.
 
            Уничтожение товаров допускается в регионе деятельности таможенного органа, оформившего таможенную декларацию в режиме уничтожения товаров.
Факт уничтожения товаров оформляется актом установленной формы, который подписывается всеми членами комиссии по уничтожению продукции.
            Действие таможенного режима уничтожения товаров завершается выпуском всех отходов уничтожения, за исключением отходов, признанных непригодными для дальнейшего использования.
 
Глава 29. ОТКАЗ ОТ ТОВАРА В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА
 
Статья 225. Назначение таможенного режима отказа от товара в пользу государства
 
Отказ от товара в пользу государства – таможенный режим, при котором иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования, за исключением требований по безопасности товаров.
 
25.                     Использование режима отказа в пользу государства, так же как и режима уничтожения товаров, напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации импортного товара на казахстанском рынке.
Помещению товаров под данный таможенный режим зачастую предшествует нецелесообразность их реализации на внутреннем рынке Республики Казахстан, связанной со значительным повышением ставок ввозных таможенных пошлин, введением акцизного сбора на некоторые виды товаров, непредвиденным длительным транспортным простоем при перевозках, в результате которых, штрафы, уплачиваемые железной дороге, портовой администрации, ведут к значительному удорожанию товара. Определив рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях, импортер может сделать заключение о неконкурентной способности импортного товара с аналогичной продукцией казахстанского производства либо товаров, ввезенных ранее.
26.                     Если вывоз таких товаров с таможенной территории Республики Казахстан оказывается невыгодным, участник внешнеторговой деятельности, смирившись с потерей товаров, стремится свести материальные убытки к минимуму и освободиться от таможенных платежей. Для этого он может выбрать таможенный режим отказа в пользу государства или уничтожение товаров.
Следует помнить, что при выборе режима отказа в пользу государства необходимо учесть требования, предъявляемые к безопасности товаров (в том числе технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные, радиационные, экологические стандарты).
            Выбор таможенного режима отказа в пользу государства выглядит предпочтительно, так как безвозмездная передача товаров в собственность государства может положительно сказаться на деловой репутации импортера. Кроме того, уничтожение товаров производится за счет заинтересованного в этом лица и приводит при прочих равных условиях к дополнительным для него расходам.
            Таможенный режим отказа в пользу государства может заявить лицо, перемещающее товары или транспортные средства, либо по его поручению таможенный брокер.
            В соответствии со статьей 330 Таможенного кодекса РК товары, заявленные к таможенному режиму отказа в пользу государства, освобождаются от обложения таможенными сборами за таможенное оформление.
 
Статья 226. Условия помещения товаров под таможенный режим отказа от товара в пользу государства
 
1. Отказ от товара в пользу государства не должен повлечь для таможенных органов какие-либо расходы.
2. Не допускается помещение под таможенный режим отказа от товара в пользу государства:
1) вооружения, боеприпасов к нему, военной техники, запасных частей, комплектующих изделий и приборов к ним;
2) специального снаряжения личного состава военизированных организаций и нормативно-технической продукции на их производство и эксплуатацию;
3) взрывчатых веществ, средств взрывания;
4) ракетно-космических комплексов, систем связи и управления военного назначения и нормативно-технической документации на их производство и эксплуатацию;
5) всех видов ракетного топлива, а также специальных материалов и специального оборудования для их производства;
6) боевых отравляющих веществ, средств защиты от них и нормативно-технической документации на их производство и использование;
7) урана, других делящихся материалов и изделий из них;
8) результатов научно-исследовательских и проектных работ, а также фундаментальных поисковых исследований по созданию вооружения и военной техники;
9) шифровальной техники и нормативно-технической документации на ее производство и использование;
10) наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, а также прекурсоров;
11) отходов радиоактивных материалов;
12) отходов взрывчатых веществ;
13) промышленных отходов;
14) электрической, тепловой и иных видов энергии;
15) товаров с просроченным сроком потребления, а также товаров, не соответствующих установленному государственному стандарту в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 
Таможенные органы не возмещают перевозчику, владельцу склада или иным лицам каких-либо расходов, связанных с транспортировкой, хранением товаров и транспортных средств, проведением грузовых и иных операций с ними до помещения этих товаров и транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства.
Под таможенный режим отказа в пользу государства могут помещаться:
   ввозимые товары и транспортные средства, фактически пересекшие таможенную границу Республики Казахстан;
товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Республики Казахстан, и помещенные под иной таможенный режим;
остатки непереработанных иностранных товаров, а также отходы, образовавшиеся в результате переработки, за исключением случая, когда указанные отходы и остатки переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего использования;
условно выпущенные товары.
      Таможенный режим отказа в пользу государства может быть применен и к транспортным средствам.
      Не допускается помещение под указанный таможенный режим в случаях, рассматриваемых пунктом 2 комментируемой статьи.
      Ответственность за правомерность заявления таможенного режима несет декларант.
      Таможенные органы не удовлетворяют каких-либо имущественных требований третьих лиц в отношении товаров и транспортных средств, от которых декларант отказался в пользу государства.
            Согласно требованиями, предъявляемыми к таможенному режиму отказа от товара в пользу государства, обязательно представление таможенному органу оформления заявления-декларации либо сертификата соответствия на безопасность продукции на товары, для которых представление сертификата обязательно.
 
Статья 227. Завершение таможенного режима отказа от товара в пользу государства
 
1. Таможенный режим отказа от товара в пользу государства завершается таможенным оформлением в порядке и на условиях, определенных настоящим Кодексом, при этом после завершения таможенного оформления изменение указанного таможенного режима не допускается.
2. После завершения таможенного оформления товаров, помещенных под таможенный режим отказа от товара в пользу государства, такие товары обращаются в собственность государства в соответствии с главой 64 настоящего Кодекса.
 
Таможенное оформление завершается выпуском товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом, при соблюдении следующих условий:
1) при таможенном оформлении и досмотре товаров таможенными органами не было выявлено правонарушений в сфере таможенного дела, за исключением случаев, когда выявленные нарушения устранены, а товары, являющиеся объектом нарушения, не подлежат изъятию или конфискации либо не могут быть в дальнейшем истребованы в качестве вещественных доказательств в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
2) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан;
3) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с Таможенным кодексом РК;
4) в отношении товаров уплачены таможенные платежи и налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с главами 40 и 43 настоящего Таможенного кодекса РК.
            Лицо, поместившее товары под  таможенный режим отказа в пользу государства не вправе изменить указанный режим на иной.
            Товары и транспортные средства, оформленные в таможенном режиме отказа от товара в пользу государства, обращаются в собственность государства по таможенной декларации и акту приема-передачи с момента передачи товаров или транспортных средств соответствующему уполномоченному государственному органу.  
Распоряжение товарами и транспортными средствами, обращенными в собственность государства, производится в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Казахстан.
В настоящее время организация учета, хранения, оценка и дальнейшее использование имущества, обращенного (поступившего) в республиканскую собственность, возложена на созданные территориальные органы Комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов Республики Казахстан (постановление Правительства Республики Казахстан от 28 ноября 2002 года № 1268 «Отдельные вопросы министерства финансов Республики Казахстан»).
Передача товаров и транспортных средств уполномоченному государственному органу осуществляется в соответствии с «Правилами учета, хранения, оценки и дальнейшего использования имущества, обращенного (поступившего) в собственность государства по отдельным основаниям», утвержденными  постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 июля 2002 года № 833, на основании  акта описи, оценки и приема-передачи имущества, по форме согласно приложения №4.
Акт описи, оценки и приема-передачи имущества составляется в количестве по числу сторон, указанных в Акте описи.
 
Статья 228. Дополнительные положения
 
Обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, помещенных под таможенный режим отказа от товара в пользу государства, прекращает свое действие после завершения таможенного оформления и выпуска товаров.
 
            Комментируемая статья предусматривает возврат таможенных пошлин и налогов, уплаченных плательщиком (импортером) ранее до заявления выбранного иного таможенного режима, при принятии импортером решения помещения товаров под таможенный режим отказа от товара в пользу государства.
            Возврат таможенных платежей и налогов осуществляется по заявлению плательщика не позднее пяти лет со дня их уплаты. Одновременно с подачей заявления в таможенный орган, осуществивший таможенное оформление товаров в указанном режиме, предъявляются копии следующих документов:
1)      платежного документа, подтверждающего уплату сумм;
2)      таможенной декларации, оформленной таможенным органом в таможенном режиме отказа от  товара в пользу государства.
Сроки возврата таможенных платежей и налогов устанавливаются налоговым законодательством Республики Казахстан.
 
Глава 30. СВОБОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЗОНА
 
Статья 229. Назначение таможенного режима свободной таможенной зоны
 
Свободная таможенная зона – это таможенный режим, при котором иностранные и казахстанские товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах специальной экономической зоны без взимания таможенных пошлин, налогов, за исключением взимания акциза на импортируемые товары, без применения мер нетарифного регулирования, кроме требований по безопасности товаров.
 
            Специальная экономическая зона представляет собой ограниченную территорию Республики Казахстан, на которой действует особый правовой режим.
Деятельность специальных экономических зон регулируется Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом и иным законодательством Республики Казахстан.
27.                     Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве о специальных экономических зонах, то применяются правила международного договора.
Экономическая «привлекательность» использования таможенного режима свободной таможенной зоны проявляется в связи с созданием в республике разнообразных экономических зон, рассматриваемых как способ стимулирования экономической активности в отдельных регионах или отраслях производства, развития передовых технологий, привлечения иностранных инвестиций.
Целью создания СЭЗ, как правило, является интегрирование в мировое хозяйство, участие в международном разделении труда и т.п. Основными условиями деятельности СЭЗ обычно провозглашаются развитие международного экономического сотрудничества, наращивание экспортного потенциала, использование высоких технологий, привлечение иностранных инвестиций, организация передовых форм управления производством, решения социальных проблем и т.п.
            Применение таможенного режима свободной таможенной зоны дает возможность накопить опыт в администрировании территориальных образований с особым таможенно-экономическим статусом, а также создает благоприятные условия иностранным инвесторам для выбора наиболее эффективных форм участия в реализации своих проектов на территории Республики Казахстан.
            Специальная экономическая зона создается на определенный срок Указом Президента Республики Казахстан по представлению Правительства Республики Казахстан, основанному на предложении местных представительных и исполнительных органов, или соответствующего центрального исполнительного органа по согласованию с местными представительным и исполнительным органами административно-территориальной единицы, на территории которой создается специальная экономическая зона.
Положение о специальной экономической зоне утверждается Указом Президента Республики Казахстан о создании специальной экономической зоны.
            На таможенной территории Республики Казахстан действовали следующие СЭЗ: Лисаковская СЭЗ (г. Лисаковск, Костанайская область), Кызылординская СЭЗ (г. Кзыл-Орда), Жайрем-Атасуйская СЭЗ (пос. Шалгинский, Жезказганская область). Все они упразднены Указом Президента Республики Казахстан от 31 марта 1999 года № 104 «Некоторые вопросы специальных экономических зон в Республике Казахстан». Далее, СЭЗ – г. Ас-
тана (упразднена Указом Президента Республики Казахстан от 28 июля 2000 года № 421 «Об упразднении специальной экономической зоны города Астаны»).
            В настоящее время функционируют три специальные экономические зоны:
            1) СЭЗ «Астана – новый город» (г. Астана), созданная в целях ускоренного развития левобережья реки Ишим путем привлечения инвестиций и использования передовых технологий в строительстве, а также создания современной инфраструктуры;
            2) СЭЗ «Мортпорт Актау» (территории морского торгового порта, а также на части территории в пределах административно-территориальных границ города Актау Мангистауской области),  созданная в целях ускоренного развития региона для активизации вхождения экономики республики в систему мировых хозяйственных связей, создания высокоэффективных, в том числе высокотехнологичных и экспортоориентированных производств, освоения выпуска новых видов продукции, привлечения инвестиций, совершенствования правовых норм рыночных отношений, внедрения современных методов управления и хозяйствования, а также решения социальных проблем;
            3) СЭЗ «Парк информационных технологий» (территория пос. Алатау Медеуского района города Алматы и прилегающих земель Алматинской области), созданная в целях развития отрасли информационных технологий; активизации вхождения экономики Республики Казахстан в систему мировых хозяйственных связей; создания высокоэффективных, в том числе высокотехнологичных и экспортоориентированных производств современных информационных технологий, освоения выпуска новых видов продукции информационных технологий, привлечения инвестиций.
            4)СЭЗ «Онтустик» (Южно-казахстанская область) в целях развития хлопкового и текстильного кластера.
            Правовое регулирование применения таможенного режима свободной таможенной зоны нашло свое выражение кроме статей 229 – 237 Таможенного кодекса РК  в положениях нормативных актов, определяющих условия и цели создания и деятельности отдельных специальных таможенных зон.
            В целях таможенного администрирования, таможенным законодательством установлено, что территория СЭЗ, созданная на территории Республики Казахстан, является частью таможенной территории Республики Казахстан. Кроме этого, периметры СЭЗ являются таможенной границей Республики Казахстан.
 
Статья 230. Товары, допускаемые к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны
 
На территорию специальной экономической зоны под таможенный режим свободной таможенной зоны допускается помещение товаров, необходимых для достижения цели создания специальной экономической зоны, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.
Перечень товаров, необходимых для достижения цели создания специальной экономической зоны, устанавливается положением о специальной экономической зоне, утверждаемым в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
 
            Как уже отмечалось в комментариях к статье 229 для каждой из созданных СЭЗ на территории Республики Казахстан, положениями о СЭЗ устанавливается отдельный перечень товаров, допускаемых к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны на территорию конкретной СЭЗ.
Так, на территорию СЭЗ «Парк информационных технологий» допускается помещение под таможенный режим «СТЗ» следующих товаров, необходимых для достижения целей создания СЭЗ:
– машины, оборудование, товары и материалы, необходимые для строительства и ввода объектов в эксплуатацию на территорию СЭЗ, в соответствии с проектно-сметной документацией;
– товары, предназначенные для переработки (за исключением подакцизных товаров), в соответствии с критериями достаточной переработки товаров;
– машины и механизмы, оборудование, автомобили специального назначения, материалы, товары и полуфабрикаты, необходимые для обеспечения производства, в соответствии с основными видами деятельности, указанными в пункте 3 Положения о СЭЗ «Парк информационных технологий»;
– товары и материалы, необходимые для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и производства в сфере информационных технологий.
            При этом номенклатура товаров утверждается Правительством Республики Казахстан в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
            На территорию СЭЗ «Мортпорт Актау»  под таможенный режим свободной таможенной зоны допускается помещение следующих товаров:
– машины, оборудование, товары и материалы, необходимые для строительства и ввода объектов в эксплуатацию на территории СЭЗ в соответствии с проектно-сметной документацией;
– товары, предназначенные для переработки (за исключением подакцизных товаров) в соответствии с критериями достаточной переработки товаров;
– машины и механизмы, оборудование, автомобили специального назначения, материалы, товары и полуфабрикаты, необходимые для обеспечения производства продукции в соответствии с технологической документацией организации.
            На территорию СЭЗ «Астана – новый город» допускается помещение под таможенный режим «СТЗ» следующих категорий товаров:
–   машин и оборудования, предназначенного для строительства;
– товаров, полностью потребляемых в процессе строительства на территории специальной экономической зоны;
– товаров и оборудования, необходимых для строительства и ввода объектов в эксплуатацию в соответствии с ведомостью потребности материалов, составленной на основании проектно-сметной документацией.
            Исключением являются товары, помимо  указанных в перечнях товаров, необходимых для достижения цели создания вышеперечисленных специальных экономических зон, запрещенные к ввозу, вывозу и транзиту через таможенную территорию Республики Казахстан, а также не прошедшие радиационный контроль.
 
Статья 231. Операции, производимые с товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны
 
С товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны, совершаются операции по перечню, установленному положением о специальной экономической зоне.
 
            Таможенные органы обязаны регулировать вопросы осуществления производственных и иных операций с товарами, помещенными в специальных экономических зонах, применительно к каждому конкретно случаю. Так, в соответствии с положениями функционирующих специальных экономических зон:
28.                     1) на территории СЭЗ «Астана - новый город» допускается совершение следующих операций с товарами:
по обеспечению сохранности этих товаров;
по подготовке товаров к транспортировке: дробление партий, сортировка, погрузка, выгрузка, перегрузка, а также перемещение товаров и транспортных средств (с разрешения таможенного органа) в пределах выделенных участков застроек с целью рационального размещения и потребления в процессе строительства;
29.                     по выполнению требований технологии строительного производства при возведении зданий, строений и сооружений.
            2) на территории СЭЗ «Парк информационных технологий» допускается совершение операций по обеспечению сохранности, эксплуатации, переработке и использованию товаров и оборудования, необходимых для достижения целей создания СЭЗ, в соответствии с основными видами деятельности, перечисленными в Положении о СЭЗ «Парк информационных технологий».
            Особо отмечается, что на территории СЭЗ запрещена деятельность, связанная с производством подакцизной продукции, перечень которой приведен в статье 257 Налогового кодекса РК.
            3) на территории СЭЗ «Морпорт Актау» с товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны, допускается совершение операций:
по обеспечению сохранности товаров;
по переработке товаров;
по эксплуатации и использованию товаров и оборудования, необходимых для достижения целей создания СЭЗ согласно положению о СЭЗ;
по подготовке товаров к продаже и транспортировке;
по выполнению требований технологии строительного и промышленного производства.
           
Статья 232. Сроки нахождения товаров под таможенным режимом свободной таможенной зоны
 
Товары могут находиться под таможенным режимом свободной таможенной зоны без ограничения сроков при условии функционирования специальной экономической зоны.
При упразднении специальной экономической зоны товары, ранее помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, должны быть заявлены к иному таможенному режиму в течение срока осуществления процедуры упразднения специальной экономической зоны, определенного законодательством Республики Казахстан, за исключением товаров, подвергшихся операциям по переработке и использованных для достижения цели создания специальной экономической зоны.
 
            Комментируемая статья определяет общее условие нахождения товаров под таможенным режимом свободной таможенной зоны, которая ограничивается только временными рамками функционирования СЭЗ. Например, в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 18 августа 2003 года № 1166 «О создании специальной экономической зоны «Парк информационных технологий» данная СЭЗ имеет фиксированный срок функционирования – до 1 октября 2013 года. Следовательно, предельный срок нахождения в данном случае ограничен сроком действия СЭЗ.
            В данной статье также определены условия, при соблюдении которых заявление иного таможенного режима, отличного от таможенного режима свободной таможенной зоны, не требуется.
            Законом РК «О специальных экономических зонах РК» установлено, что порядок и сроки осуществления процедуры упразднения специальной экономической зоны определяются Положением о ней.
            Кроме того, в случае невозможности достижения целей создания специальной экономической зоны Указом Президента Республики Казахстан специальная экономическая зона может быть упразднена досрочно.
            В целях единообразия толкования и применения  таможенного и иного законодательства положениями всех функционирующих СЭЗ на территории Республики Казахстан установлены единые условия принимаемых мер при упразднении СЭЗ, в том числе, и при ее досрочном упразднении.
    А именно, в целях обеспечения соблюдения требований таможенного законодательства, физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории СЭЗ, обязаны в месячный срок после упразднения СЭЗ, а в случае досрочного упразднения – не позднее чем в шестимесячный срок, переоформить ранее помещенные товары на территорию СЭЗ под таможенным режимом свободной таможенной зоны в ином таможенном режиме, за исключением товаров, подвергшихся операциям по переработке и использованных для достижения цели создания СЭЗ.
            Законодательство Республики Казахстан, определяющее правовые нормы СЭЗ, защищает интересы хозяйствующих лиц, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории СЭЗ, заключающиеся в следующем:
            - в случае изменения правового режима специальной экономической зоны или ее досрочного упразднения, включая изменение границ ее территории, хозяйствующим субъектам, осуществляющим инвестиционную деятельность на ее территории, гарантируется право продолжения такой деятельности на условиях, соответствующих моменту вложения инвестиций, до окончания срока, на который создается специальная экономическая зона, но не более десяти лет. Срок исчисляется со дня отмены или изменения правового режима специальной экономической зоны;
            - гарантии, предоставленные статьей 6 закона РК «О специальных экономических зонах», распространяются на изменения в законодательстве Республики Казахстан по вопросам таможенного регулирования в отношении ввоза товаров, предназначенных для переработки (за исключением спирта) в соответствии с критериями достаточной переработки товаров, установленными таможенным законодательством Республики Казахстан, а также оборудования.
 
Статья 233. Меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Республики Казахстан в специальных экономических зонах
 
Таможенные органы осуществляют таможенный контроль за товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны, находящимися на территории специальной экономической зоны.
 
            Как выше уже отмечалось, периметры СЭЗ являются таможенной границей. Территория специальной экономической зоны является зоной таможенного контроля. В связи с этим, за перемещением товаров на территорию СЭЗ либо с территории СЭЗ за ее пределы с нарушением установленного таможенным законодательством порядка, предусматривается ответственность, установленная Кодексом РК об административных правонарушениях. Порядок создания, обозначения зон таможенного контроля и допуска в зоны таможенного контроля регламентируется приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 200 «О зонах таможенного контроля».
В соответствии с данным приказом перемещение товаров и транспортных средств в пределах зоны таможенного контроля, а также осуществление производственной и иной предпринимательской деятельности допускается с разрешения таможенного органа Республики Казахстан, за исключением случаев, когда условиями таможенного режима предусматривается совершение определенных операций с товарами.
Перемещение товаров и транспортных средств в пределах зоны таможенного контроля, а также через ее границу, несовпадающую с государственной границей (за исключением случаев перемещения через таможенную границу Республики Казахстан) хозяйствующими субъектами, находящимися в зоне таможенного контроля, физическими лицами, постоянно в ней проживающими, производится по документам, удостоверяющим личность и по специальным пропускам на транспортные средства.
Таможенным законодательством также регламентируется осуществление таможенного контроля должностными лицами таможенных органов  в отношении лиц, осуществляющих деятельность в рамках отдельных таможенных режимов, в том числе – свободной таможенной зоны, а также в отношении соблюдения ими установленных ограничений  на право пользования и распоряжения товарами. Таможенные органы, как правило, осуществляют контроль после выпуска товаров и транспортных средств в порядке, установленном «Правилами осуществления таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств», утвержденными приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 17 мая 2003 года № 214 «О таможенном контроле после выпуска товаров и транспортных средств».
   
Статья 234. Учет товаров, находящихся в специальных экономических зонах
 
Лица, осуществляющие деятельность в специальных экономических зонах, ведут учет товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и операций с ними и представляют таможенным органам отчетность о них в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
 
            Порядок предоставления отчетности таможенным органам определен приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 7 мая 2003 года № 187 «О таможенном контроле в рамках отдельных таможенных режимов».
30.                     Лица, заявившие таможенный режим СТЗ, ведут учет товаров и представляют таможенным органам отчет о них. Любые изменения, происходящие с товарами, должны отражаться в учетных документах. Форма учета товаров и отчета по ним, устанавливается исходя из особенностей цели создания, обустройства и организации работы СЭЗ таможенным органом, в зоне деятельности которого создана СЭЗ, по согласованию с уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
Отчетность предоставляется ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
31.                     Лица, в распоряжении которых находятся товары, заявленные в таможенном режиме СТЗ, несут ответственность в соответствии с законодательством за непредставление таможенному органу Республики Казахстан отчетности и несоблюдением ведения учета товаров, предусмотренной статьей   415  КоАП РК.
 
Статья 235. Взимание таможенных пошлин, налогов и применение мер нетарифного регулирования
 
1. При помещении иностранных товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны таможенные пошлины и налоги не взимаются, за исключением взимания акциза на импортируемые товары, и меры нетарифного регулирования не применяются, кроме требований по безопасности товаров. При вывозе указанных товаров с территории специальных экономических зон на остальную часть таможенной территории Республики Казахстан таможенные пошлины и налоги взимаются и меры нетарифного регулирования применяются в соответствии с условиями заявленного таможенного режима.
2. При ввозе казахстанских товаров на территорию специальных экономических зон с соблюдением условий и требований таможенного режима свободной таможенной зоны с остальной части таможенной территории Республики Казахстан, а также вывозе с территории специальной экономической зоны на остальную часть таможенной территории Республики Казахстан таможенные пошлины и налоги не взимаются и меры нетарифного регулирования не применяются. Вывоз указанных товаров за пределы таможенной территории Республики Казахстан осуществляется в соответствии с условиями выбранного таможенного режима.
3. Товары, помещаемые под таможенный режим свободной таможенной зоны на территории специальной экономической зоны, рассматриваются в целях взимания таможенных платежей и налогов как находящиеся вне таможенной территории Республики Казахстан.
4. Происхождение товаров с территории специальных экономических зон подтверждается сертификатом о происхождении товара. При отсутствии указанного сертификата товар рассматривается:
1) в целях взимания вывозных таможенных пошлин и применения мер нетарифного регулирования как казахстанский - при вывозе за пределы Республики Казахстан;
2) в целях взимания ввозных таможенных пошлин и налогов, а также применения мер нетарифного регулирования как иностранный - при ввозе на остальную часть таможенной территории Республики Казахстан.
 
Комментируемая статья определяет особенности таможенно-тарифного регулирования и применения мер нетарифного регулирования при ввозе товаров на территорию СЭЗ, а также вывоза, как за пределы данной территории, так и за пределы таможенной территории Республики Казахстан.
Как это следует из самого определения рассматриваемого     таможенного режима, при помещении иностранных и казахстанских товаров на территорию СЭЗ в таможенном режиме свободной таможенной зоны, таможенные пошлины и налоги не взимаются, за исключением взимания акциза на импортируемые товары. Когда товары, не приобретенные статуса казахстанских,  вывозятся  с территории СЭЗ на остальную территорию Республики Казахстан, таможенные пошлины и налоги подлежат уплате, а также к ним применяются меры нетарифного регулирования. На казахстанские товары, указанные требования не распространяются.
Однако, при вывозе иностранных или казахстанских товаров, ранее помещенных та территорию СЭЗ в таможенном режиме свободной таможенной зоны, за пределы таможенной территории Республики Казахстан взимание таможенных пошлин и налогов, применение мер нетарифного регулирования осуществляется таможенными органами в зависимости от требований и условий выбранного таможенного режима.
При этом при вывозе казахстанских товаров за пределы республики не следует проводить аналогию с вывозом иностранных товаров. Иностранные товары вывозятся в соответствии с таможенным режимом реэкспорта. Казахстанские товары – в режимах, предусматривающие вывоз за пределы таможенной территории Республики Казахстан.
Особо следует отметить, что при основном таможенном оформлении в таможенном режиме свободной таможенной зоны товары не освобождаются от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление. При оформлении как иностранных, так и казахстанских товаров взимается таможенный сбор по ставкам, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 669.
            Примечание:  Под данное условие  не подпадает  помещение казахстанских товаров на территорию СЭЗ «Астана - новый город» без получения льгот,  предусмотренных положением о СЭЗ, а также их вывоз за пределы этой территории, оформленных по упрощенной форме декларирования.
            Товары, произведенные в СЭЗ и вывозимые в другие страны, рассматриваются как казахстанские и не освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов, взимаемых при таможенном оформлении, а также от применения мер нетарифного регулирования, в случае отсутствия сертификата  происхождения товаров с территории СЭЗ.
            Товары, произведенные в СЭЗ и ввозимые на остальную таможенную территорию Республики Казахстан, рассматриваются как иностранные и не освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов, взимаемых при таможенном оформлении, а также от применения мер нетарифного регулирования, в случае отсутствия сертификата происхождения товаров с территории СЭЗ.
 
Статья 236. Особенности таможенного оформления товаров в таможенном режиме свободной таможенной зоны
 
1. Товары, ввозимые на территорию специальной экономической зоны и помещаемые под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также товары, в отношении которых изменяется таможенный режим свободной таможенной зоны, подлежат таможенному оформлению в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
2. В случае изменения таможенного режима свободной таможенной зоны на иной таможенный режим таможенное оформление иностранных товаров, применение мер нетарифного регулирования, уплата таможенных пошлин и налогов производятся в соответствии с условиями и требованиями выбранного таможенного режима. При этом таможенная стоимость товаров определяется в отношении используемых (эксплуатируемых) товаров с учетом установленных налоговым законодательством Республики Казахстан норм амортизации за время использования (эксплуатации) в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.
 
            Как следует из определения рассматриваемого таможенного режима, таможенному оформлению в таможенном режиме СТЗ при пересечении границ СЭЗ подлежат иностранные и казахстанские товары, ввозимые на территорию СЭЗ и необходимые для достижения цели создания СЭЗ. В соответствии с Таможенным кодексом РК товары подлежат декларированию в таможенном органе при их перемещении через таможенную границу Республики Казахстан, в понятие которой входят и периметры СЭЗ.
Помещение товаров под таможенный режим СТЗ допускается лицами, зарегистрированными в установленном законодательством Республики Казахстан порядке в налоговом органе, функционирующем на территории СЭЗ либо в органе, уполномоченном осуществлять административное управление на территории СЭЗ.
Иностранные товары, ранее помещенные под таможенный режим СТЗ, вывозятся за пределы Республики Казахстан в соответствии с таможенным режимом реэкспорта товаров.
32.                     Вывоз таких товаров осуществляется в соответствии с требованиями, установленными к доставке товаров под таможенным контролем в соответствии со статьей 113 Таможенного кодекса РК.
33.                     Таможенное оформление товаров, помещенных под таможенный режим СТЗ, при их заявлении в ином таможенном режиме, за исключением таможенного режима таможенного склада, таможенного режима свободного склада, помещении товаров в иную СЭЗ, производится в таможенном органе, осуществлявшем таможенное оформление таких товаров в таможенном режиме СТЗ.
34.                     В случае если товары, оформленные ранее в таможенном режиме СТЗ, заявляются под таможенный режим таможенного склада, таможенный режим свободного склада, находящегося в зоне деятельности иного таможенного органа, либо в случае осуществления вывоза товаров на территорию другой СЭЗ, то таможенное оформление таких товаров в соответствии с избранными таможенными режимами производится в таможенном органе, в зоне деятельности которого находятся таможенные склады, свободные склады или территория другой СЭЗ. При этом перемещение товаров производится в соответствии с требованиями, установленными к доставке товаров под таможенным контролем в соответствии с главой 12 Таможенного кодекса РК.
35.                     Как уже отмечалось в комментариях статьи 235, помещение казахстанских товаров на территорию СЭЗ допускается по упрощенной форме декларирования. Так, при ввозе таких товаров на территорию СЭЗ «Астана – новый город», на декларации упрощенной формы проставляются отметки таможенного органа о фактически ввезенных/вывезенных товарах. В случае вывоза товаров в количестве, отличном от ввезенного, лицо, перемещающее товар, указывает в декларации упрощенной формы фактическое количество вывозимого товара, заверенное печатью.
36.                     Помещение товаров под таможенный режим СТЗ, ранее ввезенных на территорию СЭЗ с применением упрощенной процедуры таможенного оформления, допускается без фактического предъявления указанных товаров при условии их использования и подвергнувшимся операциям для достижения целей создания СЭЗ.
 
 
Статья 237. Завершение таможенного режима свободной таможенной зоны
 
Таможенный режим свободной таможенной зоны завершается:
1) таможенным оформлением товаров в ином таможенном режиме;
2) в случае совершения с товарами операций по переработке и использованию полученных товаров для достижения целей создания специальной экономической зоны.
 
В соответствии с таможенным законодательством, таможенное оформление товаров, оформленных в таможенном режиме свободной таможенной зоны, в ином таможенном режиме не означает полного завершения таможенного контроля, если не применены следующие таможенные режимы:
1)      выпуск товаров для свободного обращения (кроме условного);
2)       уничтожение товаров;
3)      отказ от товара в пользу государства;
4)      таможенные режимы, предусматривающие фактический вывоз товаров за пределы таможенной территории Республики Казахстан без обязательства об обратном ввозе.
5) в случае совершения с товарами операций по переработке и использованию полученных товаров для достижения целей создания специальной экономической зоны.
Комментируемая статья устанавливает случаи завершения таможенного режима и таможенного контроля за товарами, оформленными в таможенном режиме свободной таможенной зоны, только в контексте самого таможенного режима.
 
Глава 31. СВОБОДНЫЙ СКЛАД
 
Статья 238. Назначение таможенного режима свободного склада
 
Свободный склад - таможенный режим, при котором иностранные и казахстанские товары размещаются и используются в соответствующих помещениях (местах), признанных в качестве свободного склада, без взимания таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования, за исключением требований по безопасности товаров.
 
В комментируемой статье дается общее определение содержания режима свободного склада. Данное определение носит общий характер, поскольку ограничивается указанием лишь на существенную особенность, как и в случае применения таможенного режима свободной таможенной зоны: его применение допускает помещение иностранных и казахстанских товаров на достаточно льготных условиях в специально отведенные места, расположенные на таможенной территории Республики Казахстан. При этом в отношении товаров предусмотрено освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования, за исключением мер, предъявляемым по безопасности товаров.          
            Как и в случае применения таможенного режима свободной таможенной зоны, свободный склад можно рассматривать как составную часть хозяйственного комплекса страны, специально выделяемую на данном этапе из общего экономического контекста в качестве приоритетной, обеспечивающую распределение и производство общественного продукта, включая иностранный продукт, для достижения при этом определенной конкретной цели в социально-экономическом развитии страны. 
            Остальные условия применения указанного таможенного режима, в частности, касающиеся ограничений его использования в отношении определенных товаров и операций, действия отдельных принципов таможенного  регулирования в рамках этого таможенного режима и т.п., содержатся в иных статьях той же главы, конкретизирующих порядок использования режима свободного склада.
 
Статья 239. Товары, допускаемые к помещению на свободный склад
 
Под таможенный режим свободного склада допускается помещение товаров, предназначенных для переработки, а также товаров, с помощью которых осуществляются операции по переработке товаров, за исключением товаров, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
 
            По общему правилу, под рассматриваемый таможенный режим могут быть помещены товары, не запрещенные к ввозу на казахстанскую таможенную территорию и вывозу из нее. Перечень товаров, на которые установлен запрет на ввоз в Республику Казахстан и вывозу из нее, определен постановлением Правительства РК от 10 июля 2003 года № 681.
            Комментируемая статья допускает помещение на свободный склад также товаров, необходимых для осуществления производственных и иных операций, способствующих переработке товаров, ремонту, изготовления (обработки) другого товара. Сюда можно отнести: производственные линии, оборудование, станки и механизмы, разгрузочно-погрузочная техника и т.п.
37.               
38.                     Статья 240. Операции, производимые с товарами на свободных складах
 
1. На свободных складах допускается совершение следующих операций:
1) по обеспечению сохранности этих товаров - чистка, проветривание, сушка (в том числе с созданием притока тепла), создание оптимального температурного режима хранения (охлаждение, замораживание, подогрев), помещение в защитную упаковку, нанесение защитной смазки и консервантов, нанесение антикоррозийного покрытия, введение предохранительных присадок;
39.                     2) по подготовке товаров к продаже и транспортировке - дробление партий, формирование отправок, сортировка, упаковка, переупаковка, маркировка, погрузка, разгрузка, перегрузка, простые операции, связанные с доукомплектованием или приведением в рабочее состояние, перемещение товаров в пределах склада с целью рационального размещения, размещение товаров на демонстрационных стендах, тестирование;
3) по переработке - изготовление (обработка) другого товара, включая монтаж, сборку и подгонку, при котором сохраняются основные характеристики ввезенных товаров, собственно переработка товара, при которой иностранные товары теряют индивидуальный характер с сохранением в продуктах переработки характеристик, позволяющих идентифицировать ввезенные товары в продуктах переработки, когда идентификация является обязательным условием переработки, ремонт товаров, включая их восстановление, использование некоторых товаров, предназначенных для облегчения производства продуктов переработки, с их полным или частичным потреблением в процессе переработки;
40.                     4) по использованию товаров в качестве технологического оборудования и запасных частей к нему, погрузочно-разгрузочной техники, иных технических средств, эксплуатируемых на свободном складе.
41.                     2. Операции с товарами, помещенными на свободный склад, указанные в подпунктах 1) и 2) пункта 1 настоящей статьи, производятся с уведомления таможенного органа и не должны изменять код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
С товарами, находящимися на временном хранении на свободном складе, могут производиться операции, указанные в подпункте 1) пункта 1 настоящей статьи.
При осуществлении на свободном складе операций по переработке иностранных товаров допускается использование казахстанских товаров в качестве добавок, дополнительных компонентов для целей производства продуктов переработки.
В целях обеспечения соблюдения законодательства Республики Казахстан и осуществления таможенного контроля Правительство Республики Казахстан вправе устанавливать отдельные запреты и ограничения на проведение операций с товарами на свободных складах.
 
            Комментируемая статья полностью и детализировано устанавливает перечень операций, допускаемых с товарами на свободном складе.
            Кроме этого, допускается устанавливать отдельные запреты и ограничения на проведение операций с товарами на свободных складах только Правительством Республики Казахстан. В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2003 года № 681, запрещается проведение операций по переработке товаров, при проведении которых продуктами переработки являются все виды спирта.
 
Статья 241. Сроки нахождения товаров на свободных складах
 
42.                     Товары могут находиться на свободных складах без ограничения сроков при условии функционирования свободного склада.
43.                      
Как следует из определения данной статьи товары находятся на свободном складе без ограничения сроков при условии, что лицензия на учреждение свободного склада не отозвана, либо не прекращена деятельность свободного склада или не реорганизовано или не ликвидировано юридическое лицо, являющееся владельцем свободного склада.
44.                     При осуществлении контроля за сроками хранения товаров на свободном складе, таможенным органам  следует обращать внимание только на сроки хранения товаров и транспортных средств, находящихся в части свободного склада, используемого для временного хранения товаров до последующего помещения под таможенный режим свободного склада.
            Для таких товаров сроки хранения установлены статьей 91 Таможенного кодекса РК.
45.               
46.                     Статья 242. Таможенный контроль и таможенное оформление товаров, помещаемых под таможенный режим свободного склада
 
47.                     Таможенный контроль и таможенное оформление товаров, помещаемых на свободные склады, а также вывозимых из свободных складов, осуществляются в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
 
Территория свободного склада является зоной таможенного контроля.
Основанием для признания территории свободного склада зоной таможенного контроля является решение о признании мест временного хранения и лицензии на учреждение свободного склада. (приказ Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 200 «О зонах таможенного контроля»).
За нарушение режима зоны таможенного контроля предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 400 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан.
 В случае признания части свободного склада местом временного хранения, в соответствующую часть склада могут помещаться товары в целях их временного хранения в соответствии с процедурой временного хранения для последующего помещения под таможенный режим свободного склада.
Помещение иностранных товаров на свободный склад осуществляется на основании грузовой таможенной декларации.
Иностранные товары, помещенные под таможенный режим свободного склада, вывозятся за пределы таможенной территории Республики Казахстан в соответствии с таможенным режимом реэкспорта товаров.
Контроль над фактическим вывозом таких товаров осуществляется в соответствии с требованиями, установленными к доставке товаров под таможенным контролем в соответствии со статьей 113 Таможенного кодекса РК.
Помещение казахстанских товаров на свободный склад, а также вывоз казахстанских товаров со свободного склада на территорию Республики Казахстан производятся по упрощенной форме путем представления таможенному органу товаросопроводительных документов. Должностное лицо таможенного органа, производящее таможенное оформление, указывает на товаросопроводительных документах регистрационный номер по книге учета и заверяет его подписью и личной номерной печатью.
Свободный склад может быть местом производства таможенного оформления товаров, помещаемых под таможенный режим свободного склада. При этом владелец свободного склада обязан предоставлять таможенным органам в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, помещения, оборудование и средства связи на свободном складе для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления.
После таможенного оформления товаров в таможенном режиме свободного склада товары, находящиеся в изолированной части свободного склада, используемой в качестве места временного хранения, подлежат перемещению на остальную часть свободного склада.
Перемещение товаров, находящихся на временном хранении в местах временного хранения (кроме свободного склада), с целью помещения на свободный склад производится на основании оформленной грузовой таможенной декларации в соответствии с таможенным режимом свободного склада.
При вывозе товаров со свободного склада владелец склада предварительно в произвольной форме уведомляет таможенный орган о данном намерении.
48.               
49.                     Статья 243. Учет товаров, находящихся на свободных складах
 
1. Владельцы свободных складов ведут учет товаров, помещаемых на свободные склады, а также операций, производимых с такими товарами, и представляют таможенным органам отчетность о них в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
2. Для учета товаров, находящихся на свободном складе, и операций с ними могут использоваться документы, применяемые для ведения бухгалтерского учета и отчетности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, при условии, что в таких документах отражаются наименование и идентификационные признаки товаров, их количество, сведения о перемещении товаров в пределах свободного склада, любые изменения, происходящие с ними на свободном складе.
 
            Товары, обращаемые через свободный склад, подлежат обязательному учету. Таможенные органы ведут учет товаров, помещаемых на свободный склад и вывозимых с него, по таможенным документам учета. В качестве таможенного документа учета используется грузовая таможенная декларация.
Казахстанские товары подлежат обязательной регистрации в книге учета. В качестве таможенного документа учета используются товаросопроводительные либо иные документы.
Владельцы свободных складов ведут учет и предоставляют таможенным органам отчетность о ввозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых, реализуемых и вывозимых со склада товарах не реже одного раза в квартал.
Любые изменения, происходящие с товарами на свободном складе, должны отражаться в учетных документах.
Форма учета товаров, находящихся на свободном складе, определяется таможенным органом по согласованию с владельцем склада. При этом в систему учета включаются:
1) книга учета товаров, ввозимых на свободный склад;
2) книга учета товаров, вывозимых со свободного склада;
3) таможенный документ учета.
Книги учета ведутся раздельно для иностранных и казахстанских товаров в соответствии с установленной «Правилами таможенного контроля и таможенного оформления товаров, помещаемых под таможенный режим свободного склада», утвержденными  приказом Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 7 мая 2003 года № 187 «О таможенном контроле в рамках отдельных таможенных режимов», формой вне зависимости от использования других систем учета, в том числе автоматизированной. Порядок ведения книг учета определяется таможенными органами.
Записи в книги учета вносятся в следующем порядке:
1) о помещаемых товарах – в момент помещения товаров на свободный склад, но не позднее суток с момента ввоза товаров на свободный склад;
2) о вывозимых товарах – непосредственно при вывозе товаров со свободного склада.
Для учета товаров, хранящихся, изготавливаемых и перерабатываемых на свободном складе, могут использоваться документы, применяемые для ведения бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством Республики Казахстан, при условии, что в таких документах отражаются: наименование и идентификационные признаки товаров, их количество, сведения о перемещении товаров и транспортных средств в пределах свободного склада, любые изменения, происходящие с ними на свободном складе.
Таможенные органы применяют формы таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Республики Казахстан.
Если в месте временного хранения и на свободном складе используется автоматизированная система учета товаров и транспортных средств, то его владелец обязан предоставить доступ таможенным органам в такую систему.
В соответствии со статьей 477 Таможенного кодекса РК, таможенный орган вправе производить инвентаризацию товаров, хранящихся в местах временного хранения и на свободных складах.
Документы учета товаров, обращаемых через свободный склад, ведутся по календарным годам и хранятся пять лет с даты выпуска товаров, для книги учета - с даты выпуска товаров по последней записи в книге учета.
 
Статья 244. Обязанности владельца свободного склада
 
Владелец свободного склада обязан:
1) обеспечить соответствие свободного склада установленным требованиям на протяжении всего срока функционирования свободного склада;
2) обеспечить сохранность товаров и соответствие производимых с ними операций требованиям таможенного законодательства Республики Казахстан;
3) содействовать осуществлению таможенного контроля;
4) обеспечить, чтобы товары, находящиеся на складе, не могли быть изъяты, помимо таможенного контроля;
5) соблюдать условия лицензии на учреждение свободного склада и выполнять требования таможенных органов, включая обеспечение доступа к товарам;
50.                     6) предоставлять таможенным органам в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, помещения, оборудование и средства связи на свободном складе для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления;
7) вести учет и представлять таможенным органам отчетность о товарах, помещенных на свободный склад и произведенных с ними операциях, в порядке, установленном статьей 243 настоящего Кодекса.
 
            В соответствии со статьей 88 Таможенного кодекса РК свободные склады являются местами временного хранения, так как специально предназначены  для помещения в них товаров и транспортных средств в соответствии с таможенным режимом свободного склада, часть которого используется для временного хранения.
            Комментируемая статья устанавливает обязанности владельца свободного склада, заключающиеся в обеспечении соответствия свободного склада квалификационным требованиям, обеспечения сохранности и соответствие производимых с ними операций, исключении доступа к товарам, находящихся под таможенным контролем, соблюдения условий лицензии, предоставлении помещений и оборудования таможенным органам в установленном законодательстве порядке, ведении учета и предоставлении отчетности о ввозимых, вывозимых, перерабатываемых и изготовляемых товарах, предоставлении доступа таможенным органам в автоматизированную систему учета товаров и транспортных средств (при ее наличии).
51.               
52.                     Статья 245. Взимание таможенных пошлин, налогов и применение мер нетарифного регулирования
 
53.                     При помещении иностранных и казахстанских товаров на свободные склады таможенные пошлины и налоги не взимаются и меры нетарифного регулирования не применяются, за исключением требований по безопасности товаров. При ввозе товаров со свободных складов на остальную часть таможенной территории Республики Казахстан таможенные пошлины и налоги взимаются и меры нетарифного регулирования применяются в соответствии с условиями заявленного таможенного режима, за исключением ввоза казахстанских товаров.
При вывозе товаров со свободных складов за пределы таможенной территории Республики Казахстан таможенные пошлины и меры нетарифного регулирования не применяются к товарам:
1) иностранным;
2) произведенным на свободных складах;
3) подвергшимся переработке на свободных складах.

<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>