<< Пред. стр.

стр. 24
(общее количество: 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Статья 362. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Комментарий к статье 362

1. Работодатели обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные акты о труде, коллективный договор, соглашения и условия трудовых договоров, заключаемых с работниками. Несоблюдение принципа законности в сфере труда, нарушения трудовых прав работников служат основанием для привлечения руководителей и иных должностных лиц организации, работодателей - физических лиц к ответственности (дисциплинарной, материальной, административной, уголовной).
2. Государственным инспекторам труда предоставлено право предъявлять работодателям обязательные предписания о привлечении нарушителей законов и иных нормативных правовых актов о труде к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (ст. 357 ТК).
Привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов о труде осуществляется по правилам, предусмотренным в ст. ст. 192 - 195 ТК (см. коммент. к ним).
3. О материальной ответственности работодателя за ущерб, причиненный работнику, см. гл. 38 ТК и коммент. к содержащимся в ней статьям.
4. Вред, причиненный работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей, возмещается в соответствии с Законом о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (см. ст. 184 и коммент. к ней).
5. За нарушение законодательства о труде и об охране труда ст. 5.27 КоАП предусматривает административную ответственность руководителя или лица, его представляющего, в виде денежного штрафа в размере от 1000 до 5 тыс. руб.; работодателя - физического лица - от 1000 до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до 3 лет.
6. Трудовым кодексом установлена административная ответственность в виде денежного штрафа за следующие правонарушения в сфере труда: уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 54); уклонение от участия в примирительных процедурах и невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры (ст. 416).
Дела об указанных деяниях рассматриваются в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. Так, уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП); непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП); уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32 КоАП) - влечет административный штраф в размере от 1000 до 3 тыс. руб.
За необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения; за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению предусмотрен денежный штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. ст. 5.30, 5.31 КоАП).
Невыполнение соглашения влечет наложение штрафа в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб. (ст. 5.33 КоАП).
За увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки на работодателя налагается административный штраф в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 5.34 КоАП).
Сокрытие должностным лицом страхового случая (ст. 5.44 КоАП) влечет наложение денежного штрафа от 500 руб. до 1000 руб.
Согласно ст. 23.12 КоАП административные взыскания в виде штрафа за указанные выше правонарушения имеют право налагать:
1) главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители; главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации; главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда; руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;
2) руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда.
В соответствии со ст. 23.12, п. 16 ч. 2 ст. 28.3 и ч. 4 ст. 28.3 КоАП Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10 апреля 2006 г. N 60 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах РФ), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (БНА РФ. 2006. N 21).
7. Суммы административных штрафов, взыскиваемые на территории субъекта РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда, используются на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных федеральными, отраслевыми, территориальными целевыми программами улучшения условий и охраны труда (п. 1 Постановления Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда" // СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3095).
Постановлением Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19 утвержден Порядок учета и отчетности об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда (Бюллетень Минтруда России. 2001. N 3).
8. Право привлекать должностных лиц и граждан к административной ответственности предоставлено Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору). КоАП определил круг должностных лиц, наделенных правом налагать денежные штрафы, размер штрафов и конкретные составы правонарушений. Так, административная ответственность установлена за: нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ст. 9.1 КоАП); нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (ст. 9.2 КоАП); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 11.20 КоАП) и др.
За нарушение норм и правил использования атомной энергии, порядка учета ядерных материалов и радиоактивных веществ указанная федеральная служба налагает на руководителей и должностных лиц организаций, работодателей - физических лиц административный штраф в размере от 3 тыс. до 4 тыс. руб. (ст. 9.6 КоАП).
К руководителям и должностным лицам, а также к работодателям - физическим лицам, нарушающим правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, правила пользования топливом и энергией, правила устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки применяется административный штраф в размере от 1000 до 2 тыс. руб. (ст. ст. 9.8, 9.11 КоАП).
9. Властными полномочиями по применению штрафов в области санитарно-эпидемиологического благополучия наделена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая налагает административный штраф в размере от 500 руб. до 1000 руб. на должностных лиц, работодателей - физических лиц, нарушающих действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, не выполняющих санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия (ст. 6.3 КоАП). Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных зданий, сооружений и транспорта влечет административную ответственность должностных лиц в виде штрафа в размере от 1000 до 2 тыс. руб.; лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 2 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 6.4 КоАП).
10. КоАП управомочил судебные органы налагать административные взыскания за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда. В соответствии со ст. 23.1 КоАП судьи рассматривают дела о нарушении законодательства о труде и об охране труда руководителем или иным должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, которое влечет дисквалификацию на срок от одного года до 3 лет.
11. Статья 143 УК предусматривает ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Мерой наказания определен штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до одного года.
Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Статья 145 УК устанавливает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет. Указанные действия влекут наложение денежного штрафа в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо привлечение к обязательным работам на срок от 120 до 180 часов.
Кроме того, установлена уголовная ответственность за: нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, в т.ч. в сфере труда (ст. 136 УК); воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК); нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК); прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1 УК); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК); нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218 УК); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК); нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК).

Статья 363. Ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда

Комментарий к статье 363

1. Статья 212 ТК обязывает работодателя: а) обеспечивать беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда с целью проверки условий и охраны труда в организации, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; б) выполнять предписания должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
Статья 22 ТК в числе основных обязанностей работодателя закрепляет своевременное выполнение предписаний государственных надзорных и контрольных органов, уплату денежных штрафов, наложенных за нарушение законов, иных нормативных правовых актов о труде.
2. Необоснованное воспрепятствование надзорно-контрольной деятельности органов федеральной инспекции труда, неисполнение в установленный срок предписаний государственных инспекторов труда согласно ст. 25 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей служит основанием для привлечения к ответственности руководителей и иных должностных лиц организаций.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных выше обязанностей руководители (их представители) могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (см. ст. ст. 192, 193 и коммент. к ним).
Угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, содержащие признаки уголовно наказуемого деяния, могут служить основанием для постановки вопроса о привлечении руководителей (их представителей) к уголовной ответственности.

Статья 364. Ответственность государственных инспекторов труда

Комментарий к статье 364

1. Согласно ч. 1 ст. 19 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей государственные инспекторы труда в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность по законодательству РФ (дисциплинарную, материальную, уголовную).
Дисциплинарная и материальная ответственность наступает по нормам ТК (гл. 30 "Дисциплина труда" (ст. ст. 192, 193), гл. 39 "Материальная ответственность работника"), уголовная ответственность - по нормам гл. 30 УК "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления".
2. Государственные инспекции труда ведут учет ненадлежащего исполнения должностными лицами служебных обязанностей, проводят соответствующие служебные расследования и принимают в соответствии с законодательством РФ меры в отношении таких должностных лиц.
О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства РФ должностных лиц, в течение 10 дней со дня принятия таких мер соответствующая государственная инспекция труда обязана сообщить в письменной форме работодателю, права (или) законные интересы которого нарушены (ч. ч. 2, 3 ст. 19 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).
3. Вред, причиненный юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) государственного инспектора труда, признанных в установленном законодательством РФ порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход) за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.
При определении размера вреда, причиненного юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю неправомерными действиями государственного инспектора труда, учитываются расходы юридического лица или индивидуального предпринимателя, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты его деятельности и затраты, которые юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, права и (или) законные интересы которого нарушены, осуществил или должен осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.
Вред, причиненный юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю правомерными действиями государственного инспектора труда, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ст. 22 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).
Государственная инспекция труда, возместившая вред, причиненный государственным инспектором труда, имеет право обратного требования (регресса) к этому должностному лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (ст. 1081 ГК).

Статья 365. Взаимодействие федеральной инспекции труда с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями

Комментарий к статье 365

1. Федеральная инспекция труда при организации и проведении проверок осуществляет взаимодействие по следующим вопросам:
1) информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора);
2) определение целей, объема, сроков проведения плановых проверок;
3) информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства РФ в сфере труда и об эффективности государственного контроля (надзора);
4) подготовка в установленном порядке предложений о совершенствовании законодательства РФ в части организации и осуществления государственного контроля (надзора);
5) принятие административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при осуществлении государственного контроля (надзора);
6) повышение квалификации специалистов, осуществляющих государственный контроль (надзор) (ч. 1 ст. 7 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).
2. Совместная работа проводится на основе: соблюдения законности; равенства всех надзорно-контрольных органов; самостоятельности каждого надзорно-контрольного органа в пределах предоставленной ему компетенции; гласности в том объеме, в котором это не противоречит правам и интересам работников, а также государственной, служебной и коммерческой тайне; ответственности руководителей каждого надзорно-контрольного органа за выполнение согласованных решений.
Основными методами взаимодействия надзорно-контрольных органов являются:
обмен информацией о состоянии законности в сфере труда;
разработка мероприятий по проведению совместных проверок;
расследование несчастных случаев на производстве и разработка предложений по их профилактике;
подготовка заключений по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям законов и иных нормативных правовых актов о труде, согласование проектов отраслевых и межотраслевых правил по охране труда и др.
3. Ежегодно Федеральная инспекция труда в порядке, установленном Правительством РФ, осуществляет подготовку доклада об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере труда, об эффективности такого контроля и представляет указанный доклад в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора) и его представление в Правительство РФ (ч. 5 ст. 7 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).

Статья 366. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности

Комментарий к статье 366

1. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3348) признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2001 г. N 841 "Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России" и утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, в соответствии с которым эта служба является органом государственного горного надзора.
2. К функциям Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) отнесены: контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере, в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.
3. На основании федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор:
за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;
за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии);
за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;
за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;
за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике);
за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;
за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;
за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);
за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства РФ в области обращения с радиоактивными отходами;
за своевременным возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и продуктов их переработки в государство поставщика, с которым Российская Федерация заключила международный договор, предусматривающий ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов с целью временного технологического хранения и переработки на условиях возврата продуктов переработки (в пределах своей компетенции);
за горно-спасательными работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений военизированных горно-спасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях;
за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий в области государственной экологической экспертизы с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.
Ростехнадзор осуществляет в соответствии с законодательством РФ лицензирование деятельности в области использования атомной энергии, а также лицензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции службы.
Ростехнадзор выдает разрешения:
на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии;
на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах;
на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений;
на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
на трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции;
на ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ;
на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами.
Ростехнадзор также:
утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
регистрирует опасные производственные объекты и ведет государственный реестр таких объектов;
ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух;
ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации опасных отходов;
проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.
Ростехнадзор согласовывает:
квалификационные справочники должностей руководителей и специалистов (служащих), в которых определяются квалификационные требования к работникам, получающим разрешение на право ведения работ в области использования атомной энергии;
перечни радиоизотопной продукции, ввоз и вывоз которой не требуют лицензий.
Ростехнадзор осуществляет также следующие полномочия:
организует и проводит в порядке, определяемом законодательством РФ, государственную экологическую экспертизу федерального уровня;
организует и обеспечивает функционирование системы контроля за объектами использования атомной энергии при возникновении чрезвычайных ситуаций (аварийное реагирование);
создает, развивает и поддерживает функционирование автоматизированной системы информационно-аналитической службы, в т.ч. для целей единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
руководит в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций деятельностью функциональных подсистем контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами, а также за ядерно и радиационно опасными объектами;
организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Ростехнадзор с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции службы;
проводить в пределах своей компетенции необходимые расследования, организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;
давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы;
осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов службы и подведомственных организаций;
привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в т.ч. межведомственные, в установленной сфере деятельности;
учреждать знаки отличия и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.
Ростехнадзор не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Указанные ограничения не распространяются на полномочия руководителя службы по управлению имуществом, закрепленным за службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности службы.

Статья 367. Государственный энергетический надзор

Комментарий к статье 367

В соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 (СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023) Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г. N 938 "О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации". Функции органов государственного энергетического надзора переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, предусматривающее ее полномочия по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401, см. коммент. к ст. 366.

Статья 368. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Комментарий к статье 368

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) наделена функциями контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Она находится в ведении Минздравсоцразвития России.
Указанная федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
2. Роспотребнадзор и его территориальные органы осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический контроль и надзор в субъектах РФ, муниципальных образованиях и на транспорте.
МВД России, Минобороны России, Федеральная служба исполнения наказания, Главное управление специальных программ Президента РФ, Управление делами Президента РФ, ФСБ России, ФСО России, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральное медико-биологическое агентство осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический контроль и надзор соответственно в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях.
Роспотребнадзор и указанные органы, а также федеральные государственные научно-исследовательские учреждения, центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического контроля и надзора в Российской Федерации, составляют единую федеральную централизованную систему государственно-эпидемиологического надзора.
3. В соответствии со ст. 46 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии Правительство РФ Постановлением от 15 сентября 2005 г. N 569 утвердило Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации (СЗ РФ. 2005. N 39. Ст. 3953), возложив в нем организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора на Главного государственного санитарного врача РФ, главных государственных санитарных врачей по субъектам РФ, главных санитарных врачей по городам, районам и на транспорте, а также на главных государственных врачей органов и учреждений, входящих в состав единой федеральной централизованной системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора (см. п. 6 Положения).
4. Правовой статус Роспотребнадзора определен Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 (СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2899). В соответствии с этим Положением Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет следующие полномочия:
1) надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в т.ч.:
государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
2) выдает лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;
3) регистрирует:
впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);
отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
отдельные виды продукции, в т.ч. пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;
лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;
4) устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
5) информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
6) готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов РФ ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством РФ;
7) организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;
8) организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
9) осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров;
10) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
11) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
12) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством РФ срок;
13) обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;
14) организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
15) осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
16) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
17) в установленном законодательством РФ порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, на поставку вакцин, необходимых для реализации национального календаря профилактических прививок, диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, а также на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Службы;
18) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Роспотребнадзор в целях реализации своих полномочий имеет право:
1) организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в т.ч. научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
2) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
3) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;
4) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
5) пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
6) осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
7) создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
8) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
5. Должностными лицами государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от имени органов и учреждений указанной службы, являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов и учреждений указанной службы.
Эти должностные лица вправе:
получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору;
отбирать для исследования пробы и образцы продукции, в т.ч. продовольственного сырья и пищевых продуктов;
проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в т.ч. продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;
отбирать для исследования пробы воздуха, воды и почвы и т.п.
Выявив нарушения санитарного законодательства, должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический контроль и надзор, имеют право давать обязательные предписания:
об устранении выявленных нарушений санитарных правил;
о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции;
о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
о лабораторном обследовании граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинском наблюдении за такими гражданами;
о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний (ст. 50 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии).
Указанные должностные лица несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в порядке, установленном законодательством РФ (п. 10 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации).
6. Работники государственной санитарно-эпидемиологической службы в своей надзорной деятельности руководствуются: Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами. Они независимы от каких-либо других органов в организации и проведении мероприятий по надзору. Взаимодействие государственной санитарно-эпидемиологической службы с другими государственными органами надзора и контроля и с органами общественного контроля осуществляется исключительно на основе принципа равноправия.

Статья 369. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью

Комментарий к статье 369

В целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 (СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023) состоялась передача функций органов, осуществляющих надзор за ядерной и радиационной безопасностью, Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору).
Правовой статус указанной службы определен Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3348), утвердившим Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно п. 1 Положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
Положением определены полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии (см. коммент. к ст. 366).

Глава 58. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ

Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений

Комментарий к статье 370

1. Как видно из названия гл. 58 ТК, ее главная цель - закрепить основные формы реализации профессиональными союзами защитных функций по отношению к работникам. При этом законодатель отводит профессиональным союзам особую роль при реализации ими функций защиты трудовых прав и законных интересов работников.
В качестве одного из важнейших правомочий профессиональных союзов законодатель называет право контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. Это представляется вполне оправданным. В настоящее время большинство нарушений прав работников допускается из-за отсутствия эффективных механизмов защиты трудовых прав работников.
Профессиональные союзы занимают особое место в системе органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. В отличие от государственных инспекций и органов прокуратуры, не имеющих возможности осуществлять достаточно эффективный и систематический надзор за соблюдением законодательства в социально-трудовой сфере, профсоюзы ежедневно осуществляют деятельность по представительству и защите интересов работников, имеют возможность оперативно провести консультации с работодателями, разъяснить работникам имеющиеся у них права и соответствующие обязанности работодателя.
Преимущество профессиональных союзов в том и состоит, что они всегда рядом с работником и могут и должны оперативно реагировать на происходящее в организации, используя все предоставленные законом средства и методы, и прежде всего право осуществления профсоюзного контроля.
Представляется, что нормы комментируемой статьи должны усилить правовые позиции профессиональных союзов в сфере осуществления профсоюзного контроля.
Следует отметить, что Законом о профсоюзах также закрепляется право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде.
Так, ст. 19 Закона о профсоюзах устанавливает, что профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в т.ч. по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.
Формулировка ст. 370 расширяет права профессиональных союзов в указанной сфере, т.к. предоставляет профсоюзам право контроля не только за соблюдением законодательства о труде, но и за соблюдением всех иных нормативных правовых актов (в т.ч. и локальных), содержащих нормы трудового о права.
До начала 90-х годов в ведении профсоюзов находились правовая и техническая инспекции профсоюзов, осуществлявшие как государственный, так и профсоюзный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда. Эти инспекции обладали государственно-властными полномочиями и имели право налагать административные штрафы, приостанавливать работу отдельных машин, механизмов, цехов, предприятий и проч.
С созданием Федеральной инспекции труда как централизованной системы государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется, профсоюзы утратили права на осуществление государственного надзора и контроля.
Такое решение представляется вполне оправданным. Профессиональные союзы являются общественной организацией, и в связи с этим не вполне уместно возложение на них функций государственных органов, тем более связанных с применением административных взысканий.
Законодательство предоставляет профсоюзам право создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что законодатель вновь вернулся к наименованиям "техническая" и "правовая" инспекции профсоюзов. Представляется, что эти термины, сложившиеся за многолетнюю практику осуществления профсоюзами контрольных полномочий, вполне соответствуют тем задачам и функциям, которыми наделены эти органы.
Законодательство определяет основные вопросы профсоюзного надзора и контроля: трудовой договор, рабочее время и время отдыха, оплата труда, гарантии и компенсации, предоставление льгот и преимуществ и др.
Кроме того, профсоюзы вправе осуществлять контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством.
Как видим, приведенный перечень не является исчерпывающим, что предоставляет профсоюзам возможность расширять сферы контроля и искать новые пути и способы представительства и защиты трудовых прав своих членов.
Работодатели, должностные лица, в свою очередь, обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.
Особо выделяется законодателем право профессиональных союзов осуществлять контроль за выполнением работодателями и их представителями условий коллективных договоров и соглашений. Это право корреспондирует с нормой ст. 13 Закона о профсоюзах, в соответствии с которой первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.
В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.
2. Закон о профсоюзах устанавливает, что в целях осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.
Комментируемая статья уточняет данный тезис, определяя, что правом создавать профсоюзные инспекции обладают общероссийские профессиональные союзы и их объединения, межрегиональное, а также территориальное объединение профессиональных союзов.
Статья 3 Закона о профсоюзах определяет:
общероссийский профсоюз как добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов РФ либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов как добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов РФ;
межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов как добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов РФ;
территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов как добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта РФ либо на территории города или района.
В качестве основных полномочий профсоюзных инспекций труда законодатель называет право:
беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также работодателей - физических лиц);
осуществлять контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и законодательства о профессиональных союзах, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников данного работодателя;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
получать информацию от руководителей и иных должностных лиц и индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;
направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытанию и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
В соответствии с законодательством профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, т.к. это помогает скоординировать усилия, направленные на защиту трудовых прав работников, и привлечь виновных к установленной законом ответственности.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
В соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утв. Постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 г. N 30 (Бюллетень Минтруда России. 1994. N 5), институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.
В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.
Профсоюз(-ы), иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.
Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее 2 лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.
Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.
Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками, представительными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.
Уполномоченные в своей деятельности должны руководствоваться ТК, законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором или соглашением по охране труда, нормативно-технической документацией предприятия.
Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.
Основными задачами уполномоченных являются следующие:
содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;
осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;
представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.
В соответствии с назначением института уполномоченных и задачами, стоящими перед ними, рекомендуется возложить на уполномоченных следующие функции:
осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда, т.е. за:
а) соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда;
б) правильностью применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке);
участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных нарушений;
участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;
осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;
участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения - оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.
По поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива - участие в расследовании несчастных случаев на производстве;
информирование работников подразделения, в котором они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.
Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:
контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда;
проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда;
получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве;
предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
выдавать руководителям подразделения обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.
Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.
Для вновь избранных уполномоченных рекомендуется организовывать обучение по специальной программе на курсах при территориальных органах по труду, других организациях за счет предприятия (с сохранением среднего заработка обучаемому).
Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение.
Уполномоченным для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.
3. Создание работодателями различного рода препятствий при осуществлении профсоюзами своих прав на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, будет признаваться противоречащим закону, а виновные должностные лица - привлекаться к установленной законом ответственности.

Статья 371. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа

Комментарий к статье 371

1. Законодатель в Трудовом кодексе определил круг вопросов для принятия решений, по которым работодатель учитывает мнение профсоюзного органа, а именно:
о введении и об отмене режима неполного рабочего времени (ст. 74);
о привлечении работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 (ст. 99);
определение перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101);
о разделении рабочего дня на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации (ст. 105);
об определении порядка и условий выплаты работникам (за исключением работников, получающих оклад или должностной оклад) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, дополнительного вознаграждения (ст. 112);
о привлечении работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113 (ст. 113);
об установлении с учетом производственных и финансовых возможностей работодателя дополнительных отпусков для работников (ст. 116);
об утверждении графика отпусков (ст. 123);
о введении системы оплаты и стимулирования труда, в т.ч. повышении оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу (ст. 135);
об утверждении формы расчетного листка (ст. 136);
об установлении конкретных размеров повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147);
об установлении конкретных доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153);
об установлении конкретных размеров заработной платы в ночное время (ст. 154);
о введении и применении систем нормирования труда (ст. 159);
о принятии локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162);
о введении мер, предотвращающих массовые увольнения работников (ст. 180);
об утверждении правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190);
об определении форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждении перечней необходимых профессий и специальностей (ст. 196);
об утверждении инструкций по охране труда для работников (ст. 212);
об установлении норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221);
об утверждении порядка применения вахтового метода (ст. 297);
об увеличении продолжительности вахты до 3 месяцев (ст. 299);
об утверждении графика работы на вахте (ст. 301);
об установлении надбавки за вахтовый метод работы (ст. 302);
об определении размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 325);
об определении размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 326).
Обращает на себя внимание, что в ст. ст. 101, 135, 136, 147, 153, 154, 159, 162, 190, 196 ТК упоминаются представительные органы работников.
При применении названных норм на практике может возникнуть вопрос о том, требуется ли учет мнения соответствующего выборного профсоюзного органа в том случае, если закон предусматривает принятие решения с учетом мнения представительного органа работников, и наоборот.
В соответствии со ст. 29 ТК представителями работников являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками.
При этом предусматривается, что работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст. 30 ТК).
При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю (ст. 31 ТК).
Иными словами, правом представлять и защищать интересы работников в соответствии с законодательством и сложившейся практикой обладают прежде всего профессиональные союзы. При недостаточной представительности профсоюза (менее половины работающих в организации) или при принятии соответствующего решения работниками, не являющимися членами профсоюза, создаются выборные представительные органы работников.
Международная практика исходит из того, что права представительных органов - как профсоюзных, так и непрофсоюзных - равны.
Исходя из этого рассматриваемый вопрос должен быть решен следующим образом. В тех случаях, когда в соответствии с ТК требуется учет мнения представителей работников, соответствующие консультации должны быть проведены с любым представителем, уполномоченным работниками - профессиональным союзом или иным органом, избранным работниками.
Правоту данного вывода подтвердил и законодатель, который указал, что процедура учета мнения представительного органа работников и выборного органа первичной профсоюзной организации едина и определяется ст. 372 ТК.
2. Помимо случаев, определенных ТК, коллективным договором или локальными нормативными актами, могут быть установлены и иные вопросы, при решении которых необходим учет мнения соответствующего профсоюзного органа. Кроме того, ст. 8 ТК устанавливает, что коллективный договор (соглашение) может предусмотреть принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников.
Это означает, что могут быть определены случаи, когда требуется не учет мнения, а согласие профсоюза на принятие того или иного локального нормативного акта, затрагивающего существенные права и интересы работников. Отсутствие такого согласования влечет недействительность принятого акта.

Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

Комментарий к статье 372

1. Нормами ст. 372 закрепляется порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющего интересы работников. Законодательство о труде, действовавшее до принятия ТК, не определяло порядок ни получения согласия, ни учета мнения органов профессиональных союзов при принятии работодателем решений, затрагивающих существенные интересы работников. Сложилась интересная ситуация: предоставляя профсоюзам право на участие в принятии почти всех решений, принимаемых работодателем, законодатель не выработал механизмов его реализации.
Пользуясь существующим пробелом, профсоюзы могли блокировать принятие работодателем решения, что затрудняло предпринимательскую деятельность, создавало препятствия для реализации собственником предоставленных ему законом прав.
По сути, профсоюз мог отклонить любое решение, предлагаемое работодателем, даже не мотивируя причины несогласия с его действиями.
Последний даже не имел права обжаловать подобное решение профсоюза. Это решение во всех случаях должно было быть выполнено.
Сложившееся положение побуждало работодателя нарушать законодательство о труде, ущемлять права профессиональных союзов.
2. Учитывая подобную практику, законодатель подробно регламентировал порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
Прежде всего, законодательно установлено, что далеко не каждое решение, принимаемое работодателем, должно обсуждаться с профсоюзами или иными представительными органами работников, а только то, которое прямо названо в законе или коллективном договоре (см. коммент. к ст. 371).
Работодатель в предусмотренных законодательством случаях перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников данного работодателя.
Статья 3 Закона о профсоюзах определяет первичную профсоюзную организацию как добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.
Выборный орган первичной профсоюзной организации (далее - профсоюзный орган) - это орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации.
Процедура учета мнения профсоюзного органа предусматривает не только направление соответствующего акта представительному органу, но и представление обоснования необходимости принятия как подобного акта, так и содержащихся в нем положений.
Профсоюзный орган не позднее 5 рабочих дней с момента получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
Профсоюзный орган обязан рассмотреть обращение работодателя коллегиально, с соблюдением кворума, необходимого для принятия решения. В противном случае решение такого органа может быть признано нелегитимным.
При необходимости уточнения всех значимых обстоятельств выборный профсоюзный орган вправе обсуждать обращение работодателя с участием его представителей и специалистов, разрабатывавших проект локального нормативного акта.
Данные лица могут дать пояснения, необходимые для принятия профсоюзным органом взвешенного и грамотного решения.
Законодатель устанавливает достаточно жесткие сроки рассмотрения проекта локального нормативного акта - 5 рабочих дней.
В случае если мотивированное мнение профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения.
Законодатель обязывает профсоюзный орган обосновать свою позицию, дать развернутое заключение по представленному локальному нормативному акту.
Это означает, что профсоюзный орган должен письменно выразить как свое мнение, так и его мотивировку.
При обосновании своего мнения профсоюзному органу необходимо ссылаться на положения законодательства, коллективный договор, локальные нормативные акты, уже действующие в организации, положения трудовых договоров, заключенных с работниками, на положения генерального, отраслевого тарифного и иных соглашений, на сложившиеся в данной сфере, отрасли, местности и правовые обыкновения.
Отсутствие мотивировки может быть расценено работодателем как уклонение профсоюзного органа от согласования позиций, и он вправе принять локальный акт в той редакции, которая предлагалась профсоюзному органу для получения мотивированного мнения.
Дальнейшие действия профсоюзного органа по обжалованию или отмене безмотивно отклоненного решения должны быть признаны впоследствии неправомерными.
Мотивированными должны быть и предложения по совершенствованию представленного проекта.
Именно мотивация решения профсоюзного органа и станет предметом дополнительных переговоров и консультаций.
Возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, который может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Кроме того, выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в установленном законом порядке.
Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана в течение месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.
Такое предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке, т.к. только суд в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством может провести полную, всестороннюю и объективную проверку всех обстоятельств дела, с учетом позиций и доводов сторон, защиты их законных прав и интересов.
3. Важным дополнением, внесенным Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, является то, что законодатель прямо распространяет порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, установленный комментируемой статьей, на случаи, когда учитывается мнение выборного представительного органа работников. Так, например, правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов (ст. 190 ТК).
Такое решение, как уже указывалось, представляется крайне важным, т.к. устраняет несогласованность, существовавшую ранее в законодательстве, усиливает правовую защищенность работников.

Статья 373. Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя

Комментарий к статье 373

1. Статья 82 ТК предусматривает, что в установленных законом случаях трудовой договор с работниками прекращается с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя.
При принятии решения о возможном расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профсоюза, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК - расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников; п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК - расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК - расторжение трудового договора по инициативе работодателя вследствие неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, - работодатель обязан направить в выборный орган первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
2. Комментируемая статья прямо предписывает, какие документы должны быть представлены работодателем выборному органу первичной профсоюзной организации при решении вопроса об учете мнения профсоюзного органа об увольнении работника. Это проект приказа об увольнении, а также копии документов, давших работодателю основания для принятия такого решения.
В случае прекращения трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК работодатель обязан представить помимо проекта соответствующего приказа следующие документы:
обоснование необходимости проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников;
штатное расписание, действующее на момент принятия решения о сокращении численности или штата работников;
проект нового штатного расписания;
копию письменного уведомления работника о предстоящем сокращении его должности;
копию уведомления органов занятости;
доказательства того, что работнику разъяснялось его право расторгнуть трудовой договор без предупреждения об увольнении за 2 месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере 2-месячного среднего заработка;
доказательства того, что работнику предлагался перевод на другие вакантные должности в данной организации, которые работник может занять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья;
доказательства отсутствия у работника преимущественного права на оставление на работе согласно ст. 179 ТК.
При прекращении трудового договора в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК работодатель обязан представить выборному профсоюзному органу:
положение об аттестации;
копию проекта приказа об увольнении;
протоколы аттестации;
доказательства того, что работнику предлагался перевод на другие вакантные должности в данной организации, которые работник может занять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 82 ТК в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от выборного органа первичной профсоюзной организации.
При расторжении трудового договора по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК работодатель обязан представить выборному органу первичной профсоюзной организации:
копию проекта приказа об увольнении;
копии приказов о привлечении работника к дисциплинарной ответственности;
копии объяснений работника;
копии актов об отказе дать объяснение;
копии документов, фиксирующих факт совершения работником дисциплинарного проступка.
Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме.
При этом мнение, не представленное в 7-дневный срок, или немотивированное мнение работодателем не учитывается.
В случае если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение 3 рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.
Если в ходе таких консультаций взаимоприемлемое соглашение сторонами так и не было достигнуто, работодатель по истечении 10 рабочих дней со дня направления в выборный профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение по своему усмотрению. Данное решение может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, т.е. возникает индивидуальный трудовой спор, в ходе разбирательства которого суд, рассмотрев дело по существу, восстановит нарушенное право работника или оставит решение работодателя в силе (т.е. откажет работнику в иске о восстановлении на работе).
Право принятия окончательного решения об увольнении предоставляется работодателю.

<< Пред. стр.

стр. 24
(общее количество: 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>