<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

¦ ¦ ¦ численность ¦ численность ¦
¦ ¦ ¦ ¦ (гр. 2 минус ¦
¦ ¦ ¦ ¦ гр. 3) ¦
+----------------+------------------+------------------+----------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+----------------+------------------+------------------+----------------+
¦ 24 ¦ 570 ¦ - ¦ 570 ¦
+----------------+------------------+------------------+----------------+
¦ 25 (суббота) ¦ 570 ¦ - ¦ 570 ¦
+----------------+------------------+------------------+----------------+
¦26 (воскресенье)¦ 570 ¦ - ¦ 570 ¦
+----------------+------------------+------------------+----------------+
¦ 27 ¦ 576 ¦ - ¦ 576 ¦
+----------------+------------------+------------------+----------------+
¦ 28 ¦ 575 ¦ - ¦ 575 ¦
+----------------+------------------+------------------+----------------+
¦ 29 ¦ 580 ¦ - ¦ 580 ¦
+----------------+------------------+------------------+----------------+
¦ 30 ¦ 580 ¦ - ¦ 580 ¦
+----------------+------------------+------------------+----------------+
¦ 31 ¦ 583 ¦ - ¦ 583 ¦
+----------------+------------------+------------------+----------------+
¦ ¦ ¦ ¦ 4604 ¦
L----------------+------------------+------------------+-----------------

Сумма численности работников списочного состава за июль, подлежащих включению в среднесписочную численность, составила 4604, календарное число дней в июле - 31, среднесписочная численность работников в июле - 149 человек (4604:31).
К вновь созданным организациям не относятся организации, образованные на базе ликвидированных (реорганизованных) юридических лиц, обособленных или несамостоятельных подразделений.
Организации, временно приостановившие работу по причинам производственно-экономического характера, определяют среднесписочную численность работников на общих основаниях.
Если организация работала неполный квартал, то среднесписочная численность работников за квартал рассчитывается путем суммирования среднесписочной численности работников за месяцы работы в отчетном квартале и деления полученной суммы на 3.
Пример. Организация вновь создана и начала работать в марте. Среднесписочная численность работников за март составляла 720 человек. Следовательно, среднесписочная численность работников за I квартал для этой организации - 240 человек (720:3).
Если организация работала неполный год (сезонный характер работы или создана после января), то среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации и деления полученной суммы на 12.
Пример. Организация с сезонным характером работы начала функционировать в апреле и закончила в августе. Среднесписочная численность работников была в апреле - 641 человек, мае - 1254, июне - 1316, июле - 820, августе - 457 человек. Среднесписочная численность работников за год составила 374 человека (641 + 1254 + 1316 + 820 + 457):12.
При ликвидации организации сведения представляются в течение всего срока проведения ликвидации.
Если в отчетном периоде имели место реорганизация, изменение структуры или методологии определения показателей, то данные за соответствующий период прошлого года приводятся по структуре или методологии, принятым в отчетном периоде.
Средняя численность внешних совместителей исчисляется в соответствии с порядком определения средней численности лиц, работавших неполное рабочее время (п. 5.4 Инструкции).
Средняя численность работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, за месяц исчисляется по методологии определения среднесписочной численности. Эти работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы в течение всего срока действия этого договора. За выходной или праздничный (нерабочий) день принимается численность работников за предшествующий рабочий день.
Средняя численность работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев, т.е. на 3, 4, 5... 12.
Если работник, состоящий в списочном составе, заключил договор гражданско-правового характера с этой же организацией, то он не учитывается в средней численности работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
5. При заполнении сведений в формах федерального государственного статистического наблюдения под рабочим временем понимается продолжительность времени, в течение которого работник фактически выполнял работу.
Показатели использования рабочего времени заполняются на основании данных учета об использовании рабочего времени работников.
В количество отработанных человеко-часов входят фактически отработанные работниками часы с учетом сверхурочных и отработанных в праздничные (нерабочие) и выходные (по графику) дни как по основной работе (должности), так и по совмещаемой в этой же организации, включая часы работы в служебных командировках.
В отработанные человеко-часы не входят:
время нахождения работников в ежегодных, дополнительных, учебных отпусках, отпусках по инициативе администрации;
время болезни;
время внутрисменного простоя;
часы перерывов в работе матерей для кормления ребенка;
часы сокращения продолжительности работы работников моложе 18 лет;
время участия в забастовках;
другие случаи отсутствия работников на работе независимо от того, сохранялась за ними заработная плата или нет.
Среднее количество отработанных человеко-часов исчисляется делением общего количества отработанных работниками человеко-часов в отчетном периоде на среднюю численность соответствующей категории работников за тот же период.
В количестве отработанных сверхурочных часов учитываются часы, отработанные сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, включая часы, отработанные в выходные (по графику) и праздничные (нерабочие) дни, если за них не предоставлены другие дни отдыха, а также учитываются часы, отработанные сверх нормального числа рабочих часов за отчетный период при суммированном учете рабочего времени, независимо от наличия разрешения на сверхурочные работы и их оплаты.
Не включается в часы сверхурочной работы время в случае, если по графику в результате сокращенного числа выходов на работу установлена продолжительность рабочего дня, превышающая нормальную. Для работников с суммированным учетом рабочего времени, работающих в организациях отдельных отраслей, в которых невозможно по условиям производства прекращение работы в выходные и праздничные (нерабочие) дни (транспорт, электростанции, водоснабжение и др.), время работы по графику, приходящееся на выходные и праздничные (нерабочие) дни, не является сверхурочными часами и учитывается в количестве отработанного времени.
Число часов, отработанных сверхурочно, для работников с помесячным (суммированным) учетом рабочего времени определяется как разница между фактически отработанными часами за отчетный период и числом часов, которые необходимо отработать по месячной норме рабочего времени. При работе неполный отчетный период месячная норма рабочего времени соответственно уменьшается.
В оплаченные человеко-часы включается количество отработанных работниками человеко-часов и количество неотработанных, но оплаченных человеко-часов (нахождения в ежегодных, дополнительных, учебных отпусках, отпусках по инициативе администрации; выполнения государственных или общественных обязанностей; обучения в системе повышения квалификации; привлечения на сельскохозяйственные и другие работы; льготных для подростков; сокращения продолжительности работы работников моложе 18 лет).
Не включаются человеко-часы неявок по болезни, оформленных листками нетрудоспособности и оплаченных из фонда социального страхования.
Количество человеко-часов, не отработанных работниками (по сравнению с установленной продолжительностью рабочей недели) в связи с переводом их на работу с неполным рабочим временем по инициативе администрации, определяется как сумма часов, не отработанных каждым работником по этой причине в отчетном периоде. Учет неотработанного времени в течение отчетного периода ведется только по дням возможной фактической работы (без ежегодных, учебных и других отпусков, дней неявок по болезни, выходных и праздничных нерабочих дней и т.п.).
Количество человеко-дней отпусков по инициативе администрации рассматривается как сумма дней отпусков каждого работника, находившегося в таком отпуске (без выходных и праздничных нерабочих дней), в отчетном периоде.
6. Коэффициент сменности рабочих определяют путем деления общего числа фактически работавших (явочных) рабочих на число рабочих, работавших в наиболее многочисленной смене. На основании данных документов первичного учета подсчитывают по каждому цеху число рабочих, фактически работавших (явочных) на конкретную дату (как правило, один из последних дней отчетного периода), с распределением их по сменам и суммируют число рабочих, работавших в наиболее многочисленной смене во всех цехах организации.
Пример расчета коэффициента сменности

-------T--------------------T-------------------------------------------¬
¦ Цех ¦ Всего рабочих, ¦ В том числе смена ¦
¦ ¦ работавших в +--------------T--------------T-------------+
¦ ¦ последний день ¦ первая ¦ вторая ¦ третья ¦
¦ ¦ отчетного периода ¦ ¦ ¦ ¦
+------+--------------------+--------------+--------------+-------------+
¦ А ¦ 100 ¦ 70 ¦ 20 ¦ 10 ¦
+------+--------------------+--------------+--------------+-------------+
¦ Б ¦ 70 ¦ 20 ¦ 40 ¦ 10 ¦
+------+--------------------+--------------+--------------+-------------+
¦ С ¦ 50 ¦ 40 ¦ 10 ¦ - ¦
L------+--------------------+--------------+--------------+--------------

Общее число рабочих по организации в целом, работавших в один из последних дней отчетного периода, составляет 220 (100 + 70 + 50). В цехе А наиболее многочисленной сменой будет первая (70 рабочих), в цехе Б - вторая (40 рабочих) и в цехе С - первая (40 рабочих).
Общее число рабочих, работавших в один из последних дней отчетного периода в наиболее многочисленной смене по организации в целом, исчисляют суммированием числа рабочих в этой смене по всем цехам:
70 + 40 + 40 = 150.
В приведенном примере коэффициент сменности рабочих составит: 220:150 = 1,47.
Примечание. При односменной работе какого-либо цеха всех рабочих этого цеха относят к наиболее многочисленной смене.
7. Движение работников списочного состава характеризуется изменением списочной численности работников вследствие приема на работу и выбытия по различным причинам. Движение работников за отчетный период может быть представлено в виде баланса: списочная численность работников на начало отчетного периода плюс численность принятых за отчетный период минус численность выбывших за отчетный период равняется списочной численности работников на конец отчетного периода.
В численность принятых включаются лица, зачисленные в отчетном периоде в данную организацию приказом (распоряжением) о приеме на работу.
В численность выбывших входят все работники, оставившие работу в данной организации независимо от оснований (расторжение трудового договора по инициативе работника, инициативе администрации, соглашению сторон; призыв или поступление на военную службу; перевод работника с его согласия в другую организацию или переход на выборную должность и др.), уход или перевод которых оформлен приказом (распоряжением), а также выбывшие в связи со смертью.
В численность выбывших по собственному желанию включаются работники, выбывшие из организации по инициативе самого работника, а также в следующих случаях:
избрания на должности, замещаемые по конкурсу;
переезда в другую местность; перевода супруга в другую местность, за границу;
болезни или инвалидности, препятствующих продолжению работы или проживанию в данной местности;
зачисления в образовательное учреждение, аспирантуру или клиническую ординатуру;
увольнения по собственному желанию с наступлением пенсионного возраста или получающих пенсию по возрасту;
необходимости ухода за больными членами семьи или инвалидами I группы;
соглашения сторон;
увольнения по собственному желанию беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, одиноких матерей - при наличии у них ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 16 лет.
В число принятых и выбывших работников списочного состава не входят:
работники, привлеченные на работу по специальным договорам с государственными организациями (военнослужащие и отбывающие наказание в виде лишения свободы);
внешние совместители;
работники, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера.
8. Движение работников характеризуется показателями оборота кадров и показателем постоянства кадров.
Оборот кадров - совокупность принятых на работу (зачисленных в списочный состав) и выбывших работников, рассматриваемая в соотношении со среднесписочной численностью работников за определенный (отчетный) период. Интенсивность оборота кадров характеризуется следующими коэффициентами: общего оборота (отношение суммарного числа принятых и выбывших за отчетный период, к среднесписочной численности работников); оборота по приему (отношение числа принятых за отчетный период к среднесписочной численности работников за тот же период); оборота по выбытию (отношение выбывших за отчетный период к среднесписочной численности за тот же период).
Коэффициент восполнения работников характеризует восполнение работников, выбывших по различным основаниям из организации, вновь принятыми работниками и рассчитывается путем деления численности принятых работников за период на численность работников, выбывших по различным основаниям за этот период.
Коэффициент постоянства кадров - отношение численности работников, состоящих в списочном составе весь отчетный год, к среднесписочной численности работников за отчетный год. Численность работников, находящихся в списочном составе с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. проработавших весь год, определяется следующим образом: из численности работников, состоявших в списках на начало года (на 1 января), вычитаются выбывшие в течение года по всем причинам (кроме переведенных в другие организации), но не исключаются выбывшие из числа принятых в отчетном году, так как в списках организации на 1 января их не было.
Движение рабочих мест характеризуется изменением числа рабочих мест в организации в результате их создания или ликвидации.
Применительно к статистике занятости число рабочих мест выражается фактической численностью работников и числом вакантных рабочих мест.
Число вакантных (свободных) рабочих мест выражается в количестве работников, требующихся в организации, при условии обеспечения их полной занятости.
Число дополнительно введенных рабочих мест выражается численностью работников, которые приняты или могут быть приняты на вновь образованные в отчетном периоде рабочие места в результате расширения, реорганизации производства, увеличения сменности работы и т.п.
9. При распределении работников организации по категориям персонала при заполнении форм по труду следует руководствоваться Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), введенным в действие постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367 с 1 января 1996 г.
ОКПДТР состоит из 2 разделов:
1) профессии рабочих;
2) должности служащих (руководителей, специалистов, других служащих).
К рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др., а также:
управлением, регулированием и наблюдением за работой автоматов, автоматических линий, автоматических приспособлений, непосредственно управлением или обслуживанием машин, механизмов, агрегатов и установок;
изготовлением материальных ценностей вручную с помощью простейших механизмов, приспособлений, инструментов;
строительством и ремонтом зданий, сооружений, монтажем и ремонтом оборудования, транспортных средств;
перемещением, погрузкой или выгрузкой сырья, материалов, готовой продукции;
уходом за машинами, оборудованием, обслуживанием производственных и непроизводственных помещений;
проходкой наземных и подземных горных выработок, бурением, испытанием, опробованием и освоением скважин, геологосъемочными, поисковыми и другими видами геолого-разведочных работ, если их труд оплачивается по тарифным ставкам или месячным окладам рабочих;
на работах по приему, хранению и отправке грузов на складах, базах, в кладовых и других хранилищах.
Кроме того, рабочими считаются:
машинисты, водители, кочегары, дежурные стрелочных постов, обходчики путей и искусственных сооружений, грузчики, проводники, рабочие по ремонту и уходу за транспортными линиями, линиями связи, по ремонту и уходу за оборудованием и средствами передвижения, трактористы, механики, рабочие растениеводства и животноводства;
почтальоны, телефонисты, телеграфисты, радиооператоры, операторы связи, операторы электронно-вычислительных и вычислительных машин;
дворники, уборщики, курьеры, гардеробщики, сторожа.
Руководители - это работники, занимающие должности руководителей организаций и их структурных подразделений. Код категории руководителей в ОКПДТР - 1. К ним, в частности, относятся:
главы администраций, губернаторы, министры, президенты, директора (генеральные директора), руководители, начальники, управляющие, заведующие, председатели, командиры, капитаны, менеджеры, производители работ;
главные специалисты (главный бухгалтер, главный диспетчер, главный инженер, главный механик, главный металлург, главный агроном, главный врач, главный геолог, главный электрик, главный экономист, главный редактор);
государственные инспекторы.
К категории руководителей относятся также заместители по названным выше должностям.
Специалисты - это работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами, в частности, агрономы, администраторы, бухгалтеры, геологи, диспетчеры, инженеры, инспекторы, корректоры, математики, механики, нормировщики, редакторы, ревизоры, психологи, социологи, врачи, преподаватели, учителя, техники, товароведы, физиологи, художники, экономисты, энергетики, юрисконсульты и др.
К категории специалистов относятся также и ассистенты, помощники названных специалистов. Код категории специалистов в ОКПДТР - 2.
Другие служащие - это работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание, в частности, агенты, архивариусы, дежурные, делопроизводители, кассиры, коменданты, контролеры (не относимые к рабочим), копировщики технической документации, секретари-машинистки, смотрители, статистики, стенографистки, табельщики, учетчики, чертежники и имеющие код категории в ОКПДТР - 3.
В статистической практике осуществляется разработка сведений об основном и неосновных видах деятельности (обслуживающим и прочим хозяйствам) организации.
Основной вид деятельности коммерческой и некоммерческой организации определяется в соответствии с принятыми методиками.
Если в организации основным видом деятельности является промышленность, то к персоналу основной деятельности (промышленно-производственному персоналу), в частности, относятся работники:
основных и вспомогательных цехов, включая работников инструментальных, компрессорных, пароводоснабжения и т.п.;
подсобных производств (лесозаготовок, торфоразработок, карьеров, тарных цехов, производства строительных материалов, работники типографий и т.п.);
транспортных подразделений (железнодорожного, автомобильного, водного и других видов транспорта) организаций;
научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских и технологических подразделений, находящихся на балансе организации;
лабораторий, включая работников лабораторий, занятых на опытных, экспериментальных и научно-исследовательских работах, работники нормативно-исследовательских станций, а также занятые в конструкторских отделах (бюро) организации;
обслуживающие электрические и тепловые сети, подстанции (эксплуатация и ремонт), работники производственных служб энергоуправлений;
занятые на погрузочно-разгрузочных работах, работники организаций (проводники), сопровождающие грузы до станции назначения;
занятые производством и наладкой экспериментальных образцов новой продукции;
занятые пусконаладочными работами, а также освоением (подготовкой) производства на новых предприятиях и объектах;
основного производства, занятые рекультивацией земель;
занятые на очистных сооружениях, обсуживающих производство холодильников и узлов связи, состоящих на балансе организации;
информационно-вычислительных центров, вычислительных центров промышленной организации;
всех видов охраны (военизированной, профессиональной пожарной, сторожевой), которые состоят в штате данной организации;
шахтных, рудничных, заводских душей и бань, обслуживающих на производстве только персонал данного предприятия, а также работники заводских прачечных по стирке спецодежды и работники мастерских по починке спецодежды;
аппарата управления организации со всеми отделами и бюро, включая отделы материально-технического снабжения и сбыта, складов сырья, материалов, готовой продукции.
Если в организации промышленности не выполняются строительно-монтажные работы хозяйственным способом, а осуществляется только технический надзор за строительством, то работники отдела или управления капитального строительства (ОКСа, УКСа) учитываются в составе промышленно-производственного персонала*(25);
занятые на капитальном и текущем ремонте оборудования и транспортных средств своей организации, а также занятые капитальным и текущим ремонтом зданий и сооружений производственного назначения;
занятые завозом готовой продукции в розничную торговую сеть (грузчики, диспетчеры, экспедиторы, водители автомобилей) организаций пищевой промышленности;
занятые подготовкой кадров, а также лица, проходящие обучение, учитываются по промышленно-производственному персоналу в тех случаях, когда подготовка кадров производится за счет средств основной деятельности.
В организациях, имеющих основной вид деятельности строительство, различаются следующие группы персонала:
персонал, занятый на строительных и монтажных работах (персонал основной деятельности);
персонал, занятый в подсобных производствах;
персонал, занятый в других неосновных видах деятельности.
К персоналу, занятому на строительных и монтажных работах, в частности, относятся работники:
занятые на работах по строительству зданий и сооружений, монтажу оборудования, капитальному ремонту зданий и сооружений, изготовлению непосредственно на строительной площадке нестандартизированного и котельно-вспомогательного оборудования, на работах по предмонтажной ревизии оборудования и связанному с ней восстановительному ремонту и на пусконаладочных работах;
занятые на гидронамывных, буровзрывных, вскрышных работах и на работах по антисептике, термоизоляционных работах;
занятые на работах по газификации квартир, выполняемых за счет средств населения;
аппарата управления строительно-монтажных организаций (СУ, СМУ, РСУ, управлений механизации и т.д.);
занятые непосредственно на строительной площадке изготовлением бетона, раствора, дозировкой и доставкой к строительным машинам материалов, подогревом бетона;
связи, обслуживающие строительство, работники душевых, кубовых и т.п. подразделений, обслуживающих рабочих непосредственно на строительной площадке;
управлений механизации, передвижных мастерских, занятые техническим обслуживанием строительных машин и механизмов;
всех видов охраны (военизированной, профессиональной пожарной, сторожевой), которые состоят в штате данной организации;
информационно-вычислительных центров, вычислительных центров строительных организаций;
лабораторий, нормативно-исследовательских станций, служб техники безопасности строительных организаций;
управлений производственно-технологической комплектации; контор, складов материально-технического снабжения;
транспортных подразделений, обслуживающих строительство, включая работников, занятых ремонтом транспортных средств;
подразделений проектирования организации работ, проектно-сметных бюро, геодезических служб.
В персонал, занятый в подсобных производствах, включаются работники организационно обособленных подсобных производств и хозяйств:
бетонного и растворного производства;
производства железобетонных и бетонных изделий;
блоков и строительных камней;
кирпичного производства;
карьеров по добыче и переработке камня, щебня, песка;
механических, столярных и других мастерских (кроме авторемонтных мастерских при авто гаражах);
лесопильного производства; лесозаготовок;
электростанций и др.
В сельскохозяйственных организациях различают следующие группы персонала:
персонал, занятый в сельскохозяйственном производстве (персонал основной деятельности);
персонал, занятый в подсобных промышленных производствах;
персонал, занятый в других неосновных видах деятельности.
К персоналу, занятому в сельскохозяйственном производстве, относятся работники:
занятые в растениеводстве и животноводстве (полеводстве, луговодстве, овощеводстве, садоводстве, скотоводстве, свиноводстве, овцеводстве, птицеводстве, рыбоводстве, рыболовстве, звероводстве, кролиководстве и др.);
занятые капитальным и текущим ремонтом зданий и сооружений производственного сельскохозяйственного назначения (хранилищ, ферм, складов и т.п.);
транспорта, обслуживающего сельскохозяйственное производство.
К персоналу, занятому в подсобных промышленных производствах, относятся работники подсобных промышленных подразделений, производств и ремонтных мастерских, состоящих на балансе сельскохозяйственных организаций: мельницы, винодельческие и консервные заводы, подразделения по производству молочной продукции, скотобойные и птицеубойные цехи, лесопилки, столярно-плотничные и деревообрабатывающие мастерские, кирпичные заводы и другие подразделения по производству строительных материалов, лесозаготовки, электростанции, мастерские по ремонту сельскохозяйственной техники, а также работники транспорта, обслуживающего подсобные промышленные подразделения, производства и мастерские.
В аналогичном порядке по организациям других отраслей экономики персоналом основного вида деятельности являются все работники организации (включая административный и технический персонал), кроме работников структурных подразделений других (в отличие от основного) видов деятельности, находящихся на балансе организации. Если организация не имеет на балансе таких подразделений, то при заполнении данных об основном виде деятельности она показывает всех работников организации.
Персоналом, занятым в неосновной деятельности организаций (п. 27, 28 и 31 Инструкции), считаются работники:
транспорта, состоящего на балансе организации и обслуживающего жилищное, коммунальное и другие хозяйства неосновной деятельности организации;
занятые на капитальном ремонте зданий и сооружений непроизводственного назначения, производимом хозяйственным способом;
торговли (магазинов, палаток и др.) и общественного питания (столовых, буфетов и др.);
занятые заготовкой сельскохозяйственных продуктов, а также сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки;
подсобных сельскохозяйственных подразделений (включая работников организационно обособленных тепличных производств);
лесного хозяйства организаций промышленности;
прочих видов деятельности (сбором дикорастущих плодов, ягод, орехоплодных, фруктов, лекарственных трав и их первичной обработкой и др.);
сбора металлолома (лица, работающие в организациях по сбору металлолома и занимающиеся оформлением документов, приемкой и отправкой металлолома, заключением договоров на доставку его из других организаций)*(26);
редакций газет и радиовещаний;
жилищного хозяйства;
коммунальных предприятий и предприятий бытового обслуживания населения: гостиниц и общежитий для приезжих, парикмахерских, бань (кроме работников бань и прачечных, обслуживающих непосредственно на производстве персонал данной организации) и т.п.;
занятые озеленением территории;
учреждений здравоохранения (здравпункты, санатории-профилактории, пансионаты с лечением и т.п.);
оздоровительных учреждений и учреждений отдыха (домов отдыха, пансионатов без лечения и т.п.);
учреждений физической культуры (стадионов, спортивных залов, спортивных баз, спортивных клубов, бассейнов и т.п.);
туризма (туристских баз и т.п.);
образовательных учреждений и курсов;
учреждений дошкольного воспитания (детских садов, яслей);
учреждений культуры (дворцов и домов культуры, клубов, библиотек, кроме технических, и т.п.).
10. Правила оплаты труда устанавливают субъекты РФ, см., например, Закон Воронежской области от 6 декабря 1999 г. N 123-П-ОЗ "О регулировании оплаты труда в Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 25 ноября 1999 г.).
11. Размер оплаты труда адвоката по назначению связывается не с числом подзащитных, а только с количеством занятых дней, затраченных на оказание юридической помощи, как сказано в определении СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2004 г. N 11-004-85.

Глава 21. Заработная плата

Статья 133. Установление минимальной заработной платы

1. В Рекомендации N 135 МОТ "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран" (1970 г.) содержится ряд правил, помогающих определить минимальную заработную плату.
Установление минимальной заработной платы должно быть одним из элементов политики, направленной на борьбу с нищетой и на обеспечение удовлетворения потребностей всех трудящихся и их семей.
Основной целью установления минимальной заработной платы должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты в отношении минимально допустимых уровней заработной платы.
При определении уровня минимальной заработной платы необходимо принимать во внимание, в числе других, следующие критерии:
а) потребности трудящихся и их семей;
б) общий уровень заработной платы в стране;
в) стоимость жизни и изменения в ней;
г) пособия по социальному обеспечению;
д) сравнительный уровень жизни других социальных групп;
е) экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.
При установлении минимальной ставки целесообразно консультирование по вопросам:
а) отбора и применения критериев для определения уровня минимальной заработной платы;
б) определения ставки или ставок минимальной заработной платы;
в) регулирования время от времени ставки или ставок минимальной заработной платы;
г) возникающим при проведении в жизнь законодательства о минимальной заработной плате;
д) сбора данных и проведения исследований для информирования органов власти, занимающихся установлением минимальной заработной платы.
2. Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" было установлено на 2004 г. расчетное соотношение между среднегодовой величиной минимального размера оплаты труда и среднегодовым прожиточным минимумом трудоспособного населения в размере 22%.
3. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2003 г. N 609 утверждены Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, вводимые в действие с 1 октября 2003 г.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 902 с 1 января 2005 г. размеры тарифных ставок (окладов), предусмотренные приложением к настоящему постановлению, повышены в 1,2 раза для работников федеральных государственных учреждений. Действие постановления не распространяется на работников, занятых в воинских частях и учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная и приравненная к ней служба (за исключением Федеральной таможенной службы и Федеральной миграционной службы).
Правительство РФ постановлением от 18 августа 2005 г. повысило с 1 сентября 2005 г. в 1,11 раз размеры тарифных ставок (окладов), предусмотренные приложением к постановлению Правительства РФ от 2 октября 2003 г. N 609 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" для работников федеральных государственных учреждений.
4. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 137-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" создал правовую основу для определения прожиточного минимума и его учета при установлении гражданам РФ государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты.
Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.
Основные социально-демографические группы населения - трудоспособное население, пенсионеры, дети.
Среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) - совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.
Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации устанавливается (ст. 2) для:
оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
формирования федерального бюджета.
Прожиточный минимум в субъектах РФ предназначается для:
оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ;
оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
формирования бюджетов субъектов РФ.
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется не реже 1 раза в 5 лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов (ст. 3), которые утверждаются Правительством РФ.
Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192.
О порядке разработки указанных методических рекомендаций см. постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 214.
Потребительская корзина в целом по Российской Федерации предусмотрена Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. N 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".
В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ по представлению органов исполнительной власти субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения при наличии заключения экспертизы, проводимой в порядке, определяемом Правительством РФ.
Об экспертизе проектов потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах РФ см. постановление Правительства РФ от 5 июля 2000 г. N 494.
Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации утверждена постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 г. N 36/34.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Государственного комитета РФ по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, в субъектах РФ - органами исполнительной власти субъектов РФ.
Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Федерации, является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
Минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсии по старости в Российской Федерации поэтапно повышаются до величины прожиточного минимума. Соотношение между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации см. Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ.
Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной поддержки.
Условия и порядок предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям (гражданам) определяются в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) предусматривается федеральным законом.
О государственной социальной помощи см. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ.
Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи установлен в Федеральном законе от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ.
Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ публикуются ежеквартально в официальных изданиях Правительства РФ и официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ.
5. Среди нескольких международно-правовых актов, регулирующих процесс установления минимальной заработной платы, выделяется прежде всего Конвенция N 131 МОТ "Об установлении минимальной заработной платы" (1970 г.). Она содержит обязанность ратифицировавшей ее страны ввести систему определения минимальной заработной платы (далее - МЗП). В Конвенции говорится о том, что МЗП имеет силу закона и не подлежит понижению при установлении размера оплаты труда работодателем конкретным работникам. Национальное законодательство должно содержать санкции уголовного и иного порядка в отношении ответственных лиц, допустивших нарушение данного предписания.
Сопровождающая ее Рекомендация N 135 указывает на возможность введения единой общеприменимой МЗП в рамках страны или ряда МЗП для определенных групп работников. При этом должно быть сведено к минимуму число категорий работников по найму, не охваченных системой установления МЗП. Само установление МЗП может проходить посредством законодательства, решения компетентного исполнительного органа, совета или комиссии по вопросам заработной платы, трудового суда или трибунала и наконец коллективного договора. В зависимости от изменения уровня стоимости жизни и других экономических условий МЗП должна периодически пересматриваться.
6. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда:
с 1 июля 2000 г. в размере 132 руб. в месяц;
с 1 января 2001 г. в размере 200 руб. в месяц;
с 1 июля 2001 г. в размере 300 руб. в месяц;
с 1 мая 2002 г. в размере 450 руб. в месяц;
с 1 октября 2003 г. в размере 600 руб. в месяц;
с 1 января 2005 г. в размере 720 руб. в месяц;
с 1 сентября 2005 г. в размере 800 руб. в месяц;
с 1 мая 2006 г. в размере 1100 руб. в месяц.
7. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 105 установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за IV квартал 2004 г. в расчете на душу населения 2451 руб., для трудоспособного населения - 2690 руб., пенсионеров - 1849 руб., детей - 2394 руб.
8. Постановлением Правительства г. Москвы от 24 мая 2005 г. N 354-ПП установлена величина прожиточного минимума в г. Москве за I квартал 2005 г. в расчете на душу населения в размере 4101 руб. 43 коп., трудоспособного населения - 4733 руб. 14 коп., пенсионеров - 2793 руб. 36 коп., детей - 3718 руб. 25 коп.
9. В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005-2007 годы (г. Москва, 29 декабря 2004 г.) Стороны взяли на себя обязательства:
рекомендовать при заключении отраслевых и региональных соглашений устанавливать минимальные тарифные ставки (оклады) в организациях внебюджетного сектора экономики на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего субъекта Российской Федерации;
рассмотреть целесообразность перехода на определение минимальной заработной платы в соответствии с принципами Европейской социальной хартии.

Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

1. Индексация - установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации - поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.).
2. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005-2007 годы (г. Москва, 29 декабря 2004 г.) включает Перечень социально-экономических показателей, подлежащих обсуждению в рамках проведения Сторонами консультаций на первой стадии.
В качестве одного из основных социально-экономических показателей проекта федерального бюджета и прогноза социально-экономического развития, подлежащих обсуждению в рамках проведения Сторонами консультаций на первой стадии, предлагается индексация оплаты труда работников федеральных государственных учреждений.
3. Индексация может быть предусмотрена в трудовом договоре. Работник может предложить работодателю включить индексацию заработной платы исходя из официального уровня инфляции.
4. Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" утвердил федеральный бюджет на 2005 г. по расходам в сумме 3 047 929,3 млн. руб. и по доходам в сумме 3 326 041,1 млн. руб. исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 18 720 млрд. руб. и уровня инфляции (потребительских цен) 7,5-8,5% (декабрь 2005 к декабрю 2004 г.).

Статья 135. Установление заработной платы

1. Основными формами оплаты труда являются сдельная и повременная. Сдельная форма заработной платы устанавливает зависимость заработка от количества произведенных единиц продукции с учетом их качества.
Сдельная расценка определяется путем деления часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую (дневную) норму выработки, а также путем умножения тарифной ставки на установленную норму времени в часах или днях.
Существуют следующие виды сдельной формы оплаты труда:
прямая сдельная форма - оплата труда повышается в прямой зависимости от количества изделий на основе твердых расценок;
сдельно-премиальная - предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки;
аккордная - указывается предельный срок выполнения задания;
сдельно-прогрессивная - оплата продукции в пределах нормы производится по одним расценкам, а оплата продукции, выпущенной сверх нормы, - по другим, более высоким;
косвенно-сдельная - применяется для оплаты работников, обслуживающих оборудование. Их оплата зависит от того, какое количество продукции произведено на их оборудовании.
Повременная оплата труда устанавливает размер оплаты труда в зависимости от количества затраченного времени с учетом квалификации работника и условий труда.
Повременная оплата труда имеет следующие формы:
простая повременная оплата труда - не зависит прямо от количества произведенной продукции;
повременно-премиальная - включает оплату за отработанное время, а также за работу, выполненную сверх плана.
Широкое распространение в организациях получила бестарифная система оплаты труда.
2. Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 18 октября 2004 г. N 49 утвержден Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности".
3. Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367) установлены 7 систем оплаты труда: 1) сдельная; 2) прямая; 3) сдельно-премиальная; 4) прогрессивная; 5) повременная; 6) простая; 7) повременно-премиальная.
4. В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005-2007 годы (г. Москва, 29 декабря 2004 г.) Стороны взяли на себя обязательства при определении минимальной тарифной ставки (оклада) работников организаций ориентироваться на оптимальный для современного состояния экономики удельный вес тарифа в заработной плате не менее 50%.
5. Постановлением Губернатора Новосибирской области от 15 февраля 2005 г. N 81 в целях совершенствования оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, повышения результативности их труда, оптимизации трудового процесса и штатной численности в соответствии со ст. 135 ТК РФ с 1 февраля 2005 г. минимальная часовая оплата труда устанавливается в размере 17 руб. за интенсивную и производительную работу.

Статья 136. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы

1. В соответствии со ст. 13 Конвенции N 95 МОТ "Об охране заработной платы" (1949 г.) выплата заработной платы, когда она производится в деньгах, должна происходить только в рабочие дни и в самом месте работы или поблизости от него, если национальное законодательство, коллективный договор или решение арбитражного органа не предусматривают иного или если другие известные трудящимся способы не признаются более целесообразными.
2. Запрещается производить выплату заработной платы в кафе или других подобных заведениях, а также, если необходимо предотвратить злоупотребления, в магазинах розничной торговли и в местах увеселения, за исключением тех случаев, когда заработная плата выплачивается работающим в таких учреждениях лицам.
3. День выплаты заработной платы определяется правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором.
4. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Работодатель не имеет права изменить это правило даже с согласия работника. Выплата заработной платы 1 раз в месяц является грубым нарушением трудового законодательства, так как для большинства работников заработная плата является единственным источником существования.
5. В международных нормах Конвенции N 95 обращается внимание на необходимость выплаты заработной платы непосредственно заинтересованному работнику, за исключением случая, когда он согласен на другой вариант выплат.
6. Очередность предоставления отпусков устанавливается графиком отпусков, который составляется не позднее чем за 2 недели до наступления календарного года (ст. 123 ТК РФ).
О времени начала отпуска работник должен быть предупрежден не позднее чем за 2 недели (14 календарных дней) до его начала.
Для того чтобы работник мог использовать отпуск по своему усмотрению, работодатель обязан оплату отпуска произвести не позднее чем за 3 дня до его начала.
Если работодатель не выполнил свою обязанность: не предупредил о начале отпуска или не произвел оплату отпуска, то отпуск по соглашению с работником переносится на другой срок, удобный для работника. Перенос отпуска является обязанностью работодателя.

Статья 137. Ограничение удержаний из заработной платы

1. В соответствии со ст. 81 СК РФ установлено, что при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на 1 ребенка - 1/4, на 2 детей - 1/3, на 3 и более детей - 1/2 заработка и (или) иного дохода родителей. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 81 СК РФ, определяются Правительством РФ.
Статья 83 СК РФ устанавливает взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме.
При отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов на несовершеннолетних детей и в случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок и (или) иной доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях (в соответствии со ст. 81 СК РФ) и в твердой денежной сумме.
Размер твердой денежной суммы устанавливается судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Если при каждом из родителей остаются дети, размер алиментов с одного из родителей в пользу другого, менее обеспеченного, определяется в твердой денежной сумме, взыскиваемой ежемесячно и назначаемой судом в соответствии с п. 2 ст. 81 СК РФ.
2. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 установлен перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.
Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (национальной или иностранной валюте) и натуральной форме, в том числе:
а) с суммы, начисленной по тарифным ставкам, должностным окладам, по сдельным расценкам, или в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ и оказания услуг) и т.п.;
б) со всех видов доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам (за работу в опасных условиях труда, в ночное время, занятым на подземных работах, за квалификацию, совмещение профессий и должностей, временное заместительство, допуск к государственной тайне, ученую степень и ученое звание, выслугу лет, стаж работы и т.п.);
в) с премий (вознаграждений), имеющих регулярный или периодический характер, а также по итогам работы за год;
г) с оплаты за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни;
д) с заработной платы, сохраняемой за время отпуска, а также с денежной компенсации за неиспользованный отпуск, в случае соединения отпусков за несколько лет;
е) с сумм районных коэффициентов и надбавок к заработной плате;
ж) с суммы среднего заработка, сохраняемого за время выполнения государственных и общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством о труде (кроме выходного пособия, выплачиваемого при увольнении);
з) с дополнительных выплат, установленных работодателем сверх сумм, начисленных при предоставлении ежегодного отпуска в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ;
и) с суммы, равной стоимости выдаваемого (оплачиваемого) питания, кроме лечебно-профилактического, выдаваемого в соответствии с законодательством о труде;
к) с суммы, равной стоимости оплачиваемого проезда транспортом общего пользования к месту работы и обратно;
л) с комиссионного вознаграждения (штатным страховым агентам, штатным брокерам и др.);
м) с оплаты выполнения работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством;
н) с суммы авторского вознаграждения, в том числе выплачиваемого штатным работникам редакций газет, журналов и иных средств массовой информации;
о) с сумм исполнительского вознаграждения;
п) с доходов, получаемых от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе;
р) с доходов, получаемых физическими лицами от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний.
Удержание алиментов производится:
а) со всех видов пенсий и компенсационных выплат к ним, с ежемесячных доплат к пенсиям, за исключением надбавок, установленных к пенсии на уход за пенсионером, а также компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу на период осуществления ухода за пенсионером;
б) со стипендий, выплачиваемых обучающимся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, слушателям духовных учебных заведений;
в) с пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице только по решению суда и судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов;
г) с сумм, выплачиваемых на период трудоустройства уволенным в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата;
д) с доходов физических лиц, осуществляющих старательскую деятельность;
е) с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
ж) с доходов от передачи в аренду имущества;
з) с доходов по акциям и других доходов от участия в управлении собственностью организации (дивиденды, выплаты по долевым паям и т.д.);
и) с сумм материальной помощи, кроме материальной помощи, оказываемой гражданам в связи со стихийным бедствием, с пожаром, хищением имущества, увечьем, а также с рождением ребенка, с регистрацией брака, со смертью лица, обязанного уплачивать алименты, или его близких родственников.
Удержание алиментов производится с денежного довольствия (содержания), получаемого военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел и другими приравненными к ним категориями лиц, а также с денежной компенсации военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и другим приравненным к ним категориям лиц взамен продовольственного пайка (письмо Минюста России от 7 апреля 1997 г. N 06-25-05-97; письмо Госкомналогслужбы России от 31 июля 1997 г. N КУ-6-19/559):
а) с военнослужащих - с оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок (доплат) и других дополнительных выплат денежного довольствия, имеющих постоянный характер;
б) с сотрудников органов внутренних дел, налоговой полиции и работников таможенной системы - с оклада по штатной должности, оклада по специальному званию, процентных надбавок (доплат) за выслугу лет, ученую степень и ученое звание и других денежных выплат, имеющих постоянный характер;
в) с военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел - с единовременного и ежемесячного пособий и иных выплат при увольнении с военной службы, со службы в органах внутренних дел.
Алименты взыскиваются из сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством.
С осужденных к исправительным работам взыскание алиментов по исполнительным документам производится из всего заработка без учета удержаний, произведенных по приговору или постановлению суда. С осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, колониях-поселениях, тюрьмах, воспитательных колониях, а также лиц, находящихся в наркологических отделениях психиатрических диспансеров и стационарных лечебных учреждениях, алименты взыскиваются из всего заработка и иного дохода без учета отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях.
3. Указанием ФСЗ России от 30 марта 1993 г. N П-7-10-307 "О порядке удержания алиментов по исполнительным документам, переданным для производства взыскания органом государственной службы занятости" установлен порядок удержания алиментов по исполнительным документам, переданным для производства взыскания органам государственной службы занятости.
По достижении ребенком совершеннолетия и при отсутствии задолженности по алиментам исполнительный лист возвращается в суд, вынесший решение. При наличии задолженности у безработного исполнительный лист остается в центре занятости до ее погашения.
4. Порядок обращения взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника определен в гл. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскание на заработную плату и иные виды доходов должника производится при исполнении решений о взыскании периодических платежей, взыскании суммы, не превышающей 2 МРОТ, при отсутствии у должника имущества или недостаточности имущества для полного погашения взыскиваемых сумм.
Размер удержаний из заработной платы и иных видов доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов (ст. 65 Закона).
Порядок обращения взыскания на пособия по социальному страхованию установлен в ст. 68 Закона.
Взыскание из пособий по социальному страхованию (при временной нетрудоспособности, по беременности и родам, уходу за ребенком в период частично оплачиваемого отпуска и др.), а также пособий по безработице производится только по решению суда, судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов или по решению суда о возмещении вреда, причиненного здоровью, и возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца.
Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам установлен в ст. 70 рассматриваемого Федерального закона.
Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам определяется СК РФ.
Порядок взыскания алиментов при выезде должника в иностранное государство на постоянное жительство, работу или для прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях определен в ст. 71 рассматриваемого Федерального закона.
Порядок взыскания алиментов с должника при выезде его в иностранное государство на постоянное жительство определяется СК РФ. В таком же порядке взыскиваются алименты с должника при выезде его в иностранное государство на работу или для прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.
Порядок исполнение наказаний в виде штрафа и конфискации имущества определяется в ст. 72 рассматриваемого Федерального закона.
Порядок исполнения наказания в виде штрафа и порядок исполнения приговора суда о конфискации имущества закреплен УПК РФ.
5. В ст. 8 Конвенции N 85 МОТ "Об охране заработной платы" (1949 г.) записано, что вычеты из заработной платы разрешаются только при соблюдении условий и в размерах, определяемых законодательством страны или устанавливаемых коллективными договорами или арбитражными решениями. Прямо запрещены отчисления из зарплаты в пользу работодателя, его представителя или посредника, предоставляющие прямое или косвенное вознаграждение в целях получения или сохранения работы (ст. 9 Конвенции).

Статья 138. Ограничение размера удержаний из заработной платы

1. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Согласно ст. 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскание не может быть обращено на денежные суммы, выплачиваемые:
1) в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также в возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;
2) лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
3) в связи с рождением ребенка; многодетным матерям; одиноким отцу или матери; на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; пенсионерам и инвалидам I группы по уходу за ними; потерпевшим на дополнительное питание, санаторно-курортное лечение, протезирование и расходы по уходу за ними в случае причинения вреда здоровью; по алиментным обязательствам;
4) за работу с вредными условиями труда или в экстремальных ситуациях, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф или аварий на АЭС, и в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях;
5) организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака, а также на выходное пособие, выплачиваемое при увольнении работника.
2. Согласно ст. 66 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при исполнении исполнительного документа с должника может быть удержано не более 50% заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач до полного погашения взыскиваемых сумм.
При удержании из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено 50% заработка.
3. Ограничения размера удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач, установленные п. 1 и 2 ст. 66 вышеназванного Федерального закона, не применяются при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, и возмещении за ущерб, причиненный преступлением.
В этих случаях размер удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач не может превышать 70%.
4. Правила, установленные ст. 138 ТК РФ, применяются также при обращении взыскания на причитающиеся должнику стипендии, пенсии, вознаграждения за использование автором своего авторского права, права на открытие, изобретение, на которые выданы авторские свидетельства, а также за рационализаторское предложение и промышленный образец, на которые выданы свидетельства.
Согласно § 1 Рекомендации N 85 МОТ "Об охране заработной платы" (1949 г.) необходимые меры должны приниматься в целях ограничения удержаний из заработной платы до такого предела, который считается необходимым для обеспечения содержания работника и его семьи.

Статья 139. Исчисление средней заработной платы

1. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. N 213 утверждены особенности порядка исчисления средней заработной платы.
См. также разъяснение Министерства труда и социального развития РФ от 24 декабря 2003 г. N 5 "Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году", утв. постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24 декабря 2003 г. N 89; письмо ЦБР от 1 сентября 2003 г. N 129-Т; письма Фонда социального страхования РФ от 5 мая 2003 г. N 02-18/05-2788, от 18 января 2005 г. N 02-18/07-306 (далее приводится нумерация пунктов документа).
1. Положение определяет особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных ТК РФ (далее - средний заработок).
2. Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат, к которым относятся:
а) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;
б) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;
в) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;
г) заработная плата, выданная в неденежной форме;
д) денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности;
е) начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;
ж) заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки (учитывается в размере одной десятой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);
з) разница в должностных окладах работников, перешедших на нижеоплачиваемую работу (должность) с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы (должности);
и) заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении календарного года, обусловленная системой оплаты труда (учитывается в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);
к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), выслугу лет (стаж работы), особые условия государственной службы, ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой;
л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>