<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

в случаях, когда пострадавший не может следовать в санаторий самостоятельно, учреждение медико-социальной экспертизы выносит решение о нуждаемости в сопровождающем его лице;
протезировании;
приспособлениях, необходимых для трудовой деятельности и в быту;
транспортных средствах при наличии у пострадавшего установленных показаний;
обучении или переобучении новой профессии.
9.3. Необходимая медицинская помощь (в том числе скорая, амбулаторно-поликлиническая и стационарная) пострадавшему в пределах территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью оплачивается за счет средств обязательного медицинского страхования, средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.
Дополнительная медицинская помощь сверх территориальных программ государственных гарантий оказывается пострадавшему за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинских организациях, расположенных на территории Российской Федерации.
При оказании пострадавшему стационарной медицинской помощи (в рамках территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью) в целях лечения последствий несчастного случая на производстве и профессионального заболевания исполнительный орган Фонда социального страхования РФ оплачивает расходы медицинских организаций (учреждений, предприятий) на лекарственные средства сверх территориальных перечней (формуляров) лекарственных средств. В случае отсутствия последних в пределах территориальных перечней жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств при наличии решения соответствующей клинико-экспертной комиссии, подтвержденного заключением учреждения МСЭ о нуждаемости в их применении. Размер направляемых на эти цели средств не должен превышать 30% от средней расчетной стоимости одного койко-дня в месяц по соответствующему профилю отделения (коек) в данном больничном учреждении.
9.4. Оплата (возмещение) расходов пострадавшему на дополнительное питание осуществляется исполнительным органом Фонда социального страхования РФ ежемесячно в пределах сроков, установленных учреждением МСЭ.
Суточный продуктовый набор дополнительного питания, рекомендованный пострадавшему врачом-диетологом в качестве дополнения к обычному питанию с учетом характера повреждения здоровья в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, назначается ему по решению клинико-экспертной комиссии медицинской организации.
Размер суммы по оплате (возмещению) указанных расходов определяется исполнительным органом Фонда социального страхования РФ на основании суточного продуктового набора дополнительного питания и документов органов местного самоуправления или других уполномоченных органов (государственного управления, государственной статистики) о сложившихся в данной местности ценах на продукты, входящие в указанный набор.
9.5. Пострадавшему оплачиваются (возмещаются) дополнительные расходы на изделия медицинского назначения и лекарственные средства, включенные в территориальные перечни (формуляры) лекарственных средств или, в случае их отсутствия, в территориальные перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, назначенные лечащим врачом по решению клинико-экспертной комиссии при амбулаторно-поликлиническом лечении последствий несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
Оплате (возмещению) подлежат фактически понесенные пострадавшим расходы, определяемые на основании количества требующихся лекарственных средств и изделий медицинского назначения согласно рецептам и справкам медицинских организаций и счетов (товарных, кассовых чеков) аптечных учреждений об их стоимости.
9.6. Пострадавшему также оплачиваются (возмещаются) расходы на посторонний уход (специальный медицинский, постоянный и бытовой).
Оплата (возмещение) расходов на осуществление:
постороннего специального медицинского ухода производится в размере 2 МРОТ;
постороннего постоянного ухода производится в размере 60% от 2 МРОТ;
бытового ухода производится в размере 50% от 1 МРОТ.
В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты, размер оплаты (возмещения) расходов на посторонний уход (специальный медицинский, постоянный и бытовой) определяется с учетом этих коэффициентов.
Пострадавшему, имеющему право по заключению учреждения МСЭ одновременно на посторонний специальный медицинский и посторонний постоянный или посторонний бытовой уход, оплата (возмещение) расходов производится по 2 видам ухода.
Минтруд России, Минздрав России и Фонд социального страхования РФ письмом от 16, 18 января 2001 г. N 305-АО, 2510/562-01-32, 02-08/10-133П разъяснили, что нуждаемость в специальном медицинском уходе выясняется при необходимости выполнения для пострадавшего специальных медицинских и санитарных процедур, постоянного медицинского наблюдения в объеме, предусмотренном должностными обязанностями младшей медицинской сестры по уходу (наложение повязок больным с пролежнями, обработка раневых поверхностей, катетеризация мочевого пузыря с введением дезинфицирующих средств, бужирование мочевыводящего канала при структуре уретры и т.д.). Нуждаемость в постороннем бытовом уходе определяется пострадавшим при необходимости выполнения другим лицом бытовых и гигиенических мероприятий при полном или частичном ограничении самообслуживания и наличии физической зависимости, потребность в которых возникает регулярно на длительное время (приобретение продуктов питания, медикаментов, предметов одежды и обихода, приготовление пищи, уборка жилого помещения, стирка белья, мытье всего тела, оплата обязательных платежей, сопровождение пострадавшего (инвалида) при выходе из жилья и т.п.).
В связи с вышеизложенным учреждением медико-социальной экспертизы рекомендовано в случае необходимости ухода за пострадавшими определять 2 указанных вида ухода.
Для оплаты (возмещения) расходов на осуществление постороннего постоянного ухода за пострадавшим, являющимся инвалидом I группы, соответствующее заключение учреждения МСЭ не требуется.
9.7. Путевка пострадавшему, нуждающемуся по заключению учреждения МСЭ в санаторно-курортном лечении, предоставляется бесплатно не более 1 раза в году.
Оплата отпуска для санаторно-курортного лечения пострадавшего (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно осуществляется страхователем за счет начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке и по правилам, установленным для оплаты ежегодного отпуска.
9.8. Обеспечение пострадавшего протезами, протезно-ортопедическими изделиями и ортопедической обувью, приспособлениями, необходимыми ему для трудовой деятельности и в быту, осуществляется в соответствии с заключением учреждения МСЭ.
Оплата расходов производится по счетам организаций, предприятий и учреждений, расположенных на территории Российской Федерации, имеющих лицензии на данный вид деятельности, в пределах цен, сложившихся на аналогичные изделия в государственных организациях (учреждениях, предприятиях).
В случае помещения пострадавшего, состоящего в трудовых отношениях, в стационар протезно-ортопедического предприятия, ему выдается листок нетрудоспособности за все время пребывания в стационаре и за время проезда в стационар и обратно, с выплатой пособия по временной нетрудоспособности за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Необходимость направления пострадавшего за пределы постоянного места жительства для получения протезно-ортопедической помощи определяется медико-технической комиссией предприятия по месту его постоянного проживания.
9.9. Обеспечение пострадавшего транспортным средством (мотоколяской или автомобилем) осуществляется исполнительным органом Фонда социального страхования РФ либо через органы социальной защиты населения.
Обязательным условием для предоставления или оплаты расходов по предоставлению пострадавшему транспортного средства является заключение учреждения МСЭ о наличии медицинских показаний к его получению и отсутствие противопоказаний к управлению транспортным средством.
Оплата (возмещение) расходов, связанных с текущим ремонтом, техническим обслуживанием, приобретением горюче-смазочных материалов, осуществляется пострадавшему ежегодно в размерах соответствующих денежных компенсаций, установленных органами исполнительной власти субъектов РФ для инвалидов.
В случае самостоятельного приобретения пострадавшим, имеющим показания на получение транспортного средства, автомобиля (в том числе бывшего в эксплуатации) ему выплачивается денежная компенсация в размере фактической стоимости, но не выше стоимости мотоколяски или 60% стоимости базового автомобиля, принятого в субъекте РФ для бесплатной выдачи инвалидам, а в исключительных случаях - стоимости автомобиля определенной модификации.
Предоставление транспортного средства или выплата денежных компенсаций пострадавшему (на приобретение транспортного средства, горюче-смазочных материалов, его текущий ремонт, техническое обслуживание) производится исполнительным органом Фонда социального страхования РФ при представлении справки о неполучении соответствующих видов обеспечения (компенсации расходов) в органах социальной защиты населения и документов, подтверждающих произведенные расходы.
Пострадавшему возмещается 1 раз в течение срока эксплуатации транспортного средства (мотоколяски в течение 5-летнего срока, автомобиля в течение 7-летнего срока со дня выдачи или дня приобретения его самим пострадавшим) стоимость капитального ремонта (на момент проведения) по фактической стоимости ремонта, но в пределах, не превышающих 50% стоимости мотоколяски или 30% стоимости базового автомобиля, принятого в субъекте РФ для бесплатной выдачи инвалидам.
10. Лицам, получившим профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке, а также лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, обеспечение по страхованию производится страховщиком независимо от сроков получения увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья.

Статья 185. Гарантии работникам, направляемым на медицинское обследование

1. Статьи 69, 213 и 266 ТК РФ предусматривают медицинские осмотры (обследования) лиц в возрасте до 18 лет, а также некоторых категорий работников.
Комментируемая статья устанавливает норму о сохранении среднего заработка указанным категориям работников при проведении медицинского обследования.
2. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 августа 2004 г. N 83 утверждены перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок проведения этих осмотров (обследований). О порядке применения настоящего приказа сказано в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13 января 2005 г. N 0100/63-05-32.
Приказом утверждены:
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (Приложение N 1);
Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).

Статья 186. Гарантии и компенсации работникам в случае сдачи ими крови и ее компонентов

1. Существуют следующие виды донорства: доноры крови; доноры эритроцитов; доноры плазмы; доноры иммунной плазмы, в том числе иммунизированные активно; доноры клеток крови (тромбоциты, лейкоциты, эритроциты); доноры редких групп крови (для реципиентов с редкими формами сенсибилизации); доноры с редкой антигенной структурой эритроцитов и установленной антигенной структурой лейкоцитов, дающие кровь малыми дозами для приготовления стандартных эритроцитов и лейкоцитов; доноры эритроцитов - антигена для изоиммунизации; доноры костного мозга. Учреждение, заготавливающее кровь, обязано выдавать Справку донору об освобождении от работы в день кроводачи и предоставлении ему дополнительного дня отдыха (форма N 402/у), подтверждающую взятие крови, плазмы, клеток крови, для представления по месту работы или Справку донору об обследовании с указанием затраченного времени (форма N 401/у).
Форма N 401/у указана в приложении N 3, а форма N 402/у - в приложении N 4 к приказу Минздрава СССР от 7 августа 1985 г. N 1055 "Об утверждении форм первичной медицинской документации для учреждений службы крови".
Справки являются документом строгой отчетности и хранятся в отделах кадров или у уполномоченных лиц на предприятиях (учреждениях, организациях) по месту основной работы доноров.
2. Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов" установлены (ст. 9) права донора - в день сдачи крови донор обеспечивается бесплатным питанием за счет средств бюджета, осуществляющего финансовое обеспечение организации здравоохранения, занимающейся заготовкой донорской крови. Одновременно ст. 6 названного Закона закрепляет обязанности работодателей по содействию донорству крови и ее компонентов. Так, руководители предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности обязаны беспрепятственно отпускать работника, являющегося донором, в организацию здравоохранения в день обследования и сдачи крови и ее компонентов, а также предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством меры социальной поддержки.
3. В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" донору, сдавшему безвозмездно в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном 2 максимально допустимым дозам, предоставляются такие дополнительные меры социальной поддержки (в течение года), как пособие по временной нетрудоспособности при всех видах заболеваний, которое выплачивается в размере полного заработка независимо от трудового стажа, а также первоочередное выделение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" граждане, сдавшие бесплатно кровь 40 и более раз или плазму 60 и более раз, награждаются нагрудным знаком "Почетный донор России" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения, в порядке, установленном Правительством РФ, и имеют право на:
внеочередное лечение в государственных или муниципальных организациях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи;
первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения;
предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время года;
ежегодную денежную выплату в размере 6000 руб. в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Граждане РФ, награжденные знаком "Почетный донор СССР", пользуются всеми мерами социальной поддержки, определенными для граждан, награжденных знаком "Почетный донор России".
Доза кроводачи определяется врачом, проводящим медицинское освидетельствование донора. При этом разовая доза кроводачи не должна превышать 400 мл цельной крови без учета крови, используемой для анализов (до 40 мл), а частота кроводачи - 1 раз через 60 дней.
Объем максимально допустимой крови устанавливается врачом, осуществляющим осмотр донора непосредственно перед ее сдачей, и может составлять от 300 до 450 мл крови и (или) ее компонентов. Таким образом, каждое взятие крови у донора соответствует разовой сдаче им максимально допустимой дозы.
4. В подп. "д" п. 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что не является прогулом использование работником дней отдыха в случае, если работодатель в нарушение предусмотренной законом обязанности отказал в их предоставлении и время использования работником таких дней не зависело от усмотрения работодателя (например, отказ работнику, являющемуся донором, в предоставлении в соответствии с ч. 4 ст. 186 ТК РФ дня отдыха непосредственно после каждого дня сдачи крови и ее компонентов).

Статья 187. Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации

1. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (далее - образовательное учреждение повышения квалификации) создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций.
2. Главными задачами образовательного учреждения повышения квалификации являются:
удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;
организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений, государственных служащих, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных специалистов;
организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;
научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю его работы.
Цель повышения квалификации - обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.
3. Повышение квалификации включает следующие виды обучения: краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
4. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов.
Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится.
5. Цель профессиональной переподготовки специалистов - получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.
Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.
В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями повышения квалификации с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.
6. К образовательным учреждениям повышения квалификации относятся: академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
институты повышения квалификации (усовершенствования) - отраслевые, межотраслевые, региональные;
курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.
Типовые положения о структурных подразделениях повышения квалификации образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования: Примерное положение о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования специалистов, организуемых в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, утв. приказом Минобразования России от 25 сентября 2000 г. N 2749; Типовое положение о структурных подразделениях подведомственных высших учебных заведений, осуществляющих дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, утв. приказом Минобразования России от 20 ноября 1996 г. N 344.
7. Образовательные учреждения повышения квалификации создаются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Слушателями образовательного учреждения повышения квалификации являются лица, зачисленные на обучение приказом руководителя образовательного учреждения.
Слушателю на время обучения в образовательном учреждении повышения квалификации выдается справка, свидетельствующая о сроках его пребывания на учебе в данном учреждении.
Права и обязанности слушателей образовательного учреждения повышения квалификации определяются законодательством Российской Федерации, уставом и правилами внутреннего распорядка этого учреждения.
Слушатели образовательного учреждения повышения квалификации имеют право:
участвовать в формировании содержания образовательных программ и выбирать по согласованию с соответствующими учебными подразделениями учреждения дисциплины для факультативной и индивидуальной форм обучения;
пользоваться имеющейся на факультетах, кафедрах и в других структурных подразделениях учреждения нормативной, инструктивной, учебной и методической документацией по вопросам профессиональной деятельности, а также библиотекой, информационным фондом, услугами других подразделений в порядке, определяемом уставом этого учреждения;
принимать участие в конференциях и семинарах, представлять к публикации в изданиях учреждения свои рефераты, аттестационные работы и другие материалы;
обжаловать приказы и распоряжения администрации учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Слушатели имеют также другие права, определенные законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения повышения квалификации.
За слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории Российской Федерации нормам.
Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, а также выплата суточных за время их нахождения в пути осуществляются за счет средств федеральных органов исполнительной власти, предприятий (объединений), учреждений и организаций по месту основной работы слушателей.
На время обучения слушатели обеспечиваются общежитием с оплатой расходов за счет направляющей стороны.
Уровень знаний слушателей образовательного учреждения повышения квалификации оценивается по результатам текущего контроля знаний и итоговой аттестации. Проведение итоговой аттестации слушателей осуществляется специально создаваемыми комиссиями, составы которых утверждаются руководителем образовательного учреждения.
Освоение образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации завершается обязательной итоговой аттестацией.
Для проведения итоговой аттестации по программам профессиональной переподготовки создается государственная аттестационная комиссия, председатель которой утверждается учредителем образовательного учреждения.
Государственные образовательные учреждения повышения квалификации, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:
удостоверение о повышении квалификации - лицам, прошедшим краткосрочное обучение или участвовавшим в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
свидетельство о повышении квалификации - лицам, прошедшим обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
диплом о профессиональной переподготовке - лицам, прошедшим обучение по программе в объеме свыше 500 часов.
Формы документов государственного образца о прохождении повышения квалификации или профессиональной переподготовки разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, и действительны на всей территории Российской Федерации;
диплом о присвоении квалификации - лицам, прошедшим обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.
Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов направляются в кадровые службы по месту их основной работы.
В академиях, институтах повышения квалификации, учебных центрах профессиональной переподготовки, повышения квалификации и обеспечения занятости увольняемых из Вооруженных Сил РФ военнослужащих, межотраслевых региональных центрах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предусматриваются должности преподавателей, а также научных, инженерно-технических и административных работников. Все должности в соответствии с законодательством Российской Федерации замещаются по трудовому договору.
Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ утверждено приказом Минобразования России от 26 ноября 2002 г. N 4114.
Наряду со штатными преподавателями учебный процесс в образовательном учреждении повышения квалификации могут осуществлять ведущие ученые, специалисты и хозяйственные руководители предприятий (объединений), организаций и учреждений, представители федеральных органов исполнительной власти на условиях совместительства или почасовой оплаты труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации проводятся с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. Сроки и формы повышения квалификации устанавливаются образовательным учреждением повышения квалификации в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.
Сроки переподготовки и повышения квалификации государственных служащих установлены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти".
В образовательном учреждении повышения квалификации могут реализовываться различные по срокам, уровню и направленности дополнительные профессиональные образовательные программы.
Дополнительные профессиональные образовательные программы разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательным учреждением повышения квалификации самостоятельно с учетом потребностей заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности). Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования. Порядок разработки и утверждения этих программ определяется уставом образовательного учреждения повышения квалификации. Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ утверждены приказом Минобразования России от 18 июня 1997 г. N 1221.
Для государственных образовательных учреждений повышения квалификации наличие дополнительных профессиональных образовательных программ является обязательным.
Образовательное учреждение повышения квалификации разрабатывает и утверждает учебные планы, в том числе учебные планы индивидуального обучения специалистов. Порядок разработки и утверждения учебных планов определяется уставом этого учреждения.
Учебный процесс в образовательном учреждении повышения квалификации может осуществляться в течение всего календарного года. Нагрузка преподавателей планируется на период учебного года. Продолжительность учебного года определяется уставом этого учреждения.
В образовательном учреждении повышения квалификации устанавливаются следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, семинары по обмену опытом, выездные занятия, стажировка, консультации, курсовые, аттестационные, дипломные и другие учебные работы.
Для всех видов аудиторных занятий продолжительность академического часа - 40-50 минут.
Образовательное учреждение повышения квалификации выполняет научно-методическую работу в целях улучшения качества обучения, построения его на основе достижений отечественной и мировой педагогической практики, осуществляет в установленном порядке издательскую деятельность, выпускает учебные планы и программы, учебно-методическую документацию, конспекты лекций и учебные пособия, проводит научные и методические конференции, семинары и совещания.
Академии, институты повышения квалификации и межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ведут научную работу. Научная деятельность в этих учреждениях осуществляется в порядке, предусмотренном для образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Тематика научных исследований утверждается ученым советом образовательного учреждения повышения квалификации.
10. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 729 установлены размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Порядок и условия командирования федеральных государственных гражданских служащих утверждены Указом Президента РФ от 18 июля 2005 г. N 813 "О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих".
11. О выплатах и надбавках к заработной плате при работе вахтовым методом и за подвижной и разъездной характер работы сказано в разъяснении Федерального дорожного агентства от 19 октября 2004 г.
Положение о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 1 июня 1989 г. N 169/10-87.

Статья 188. Возмещение расходов при использовании личного имущества работника

1. Работник может получить компенсацию только при следующих условиях:
если он использовал личное имущество на работе с согласия или ведома работодателя. При спорах о выплате компенсации работник этот факт должен доказать. Согласие работодателя лучше оформить письменно;
размер возмещения расходов должен быть определен соглашением сторон трудового договора;
факт возмещения должен быть выраженным в письменной форме, например договора, соглашения и т.д.
2. Возмещению подлежат:
компенсация за использование личного имущества;
износ (амортизация) личного имущества;
расходы, связанные с использованием личного имущества.
3. Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92 установлены нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
4. В письме Минфина России от 21 июля 1992 г. N 57 установлены условия выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок.
Предприятия и организации включают в себестоимость продукции (работ, услуг) затраты на компенсацию своим работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок по предельным нормам, указанным в п. 3 комментария к данной статье.
Минфин России разрешил предприятиям и организациям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применять указанные нормы с повышением до 10% в зависимости от конкретных условий эксплуатации легковых автомобилей.
Минфин России установил условия выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок, а также порядок применения предельных норм в бюджетных учреждениях и организациях.
Компенсация выплачивается работникам предприятий, организаций и учреждений за использование ими для служебных поездок личных легковых автомобилей. Выплата производится в тех случаях, когда их работа по роду производственной (служебной) деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями.
Компенсация за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля иностранных марок выплачивается в тех размерах, к какому классу автомобиля по своим техническим параметрам может быть приравнен этот автомобиль.
Основанием для выплаты компенсации работникам, использующим личные легковые автомобили для служебных поездок, является приказ руководителя предприятия, организации и учреждения, в котором предусматриваются размеры этой компенсации.
Конкретный размер компенсации определяется в зависимости от интенсивности использования личного легкового автомобиля для служебных поездок.
В размерах компенсации работнику учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт).
Для получения компенсации работники представляют в бухгалтерию предприятия, учреждения, организации копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке. Работнику, использующему личный легковой автомобиль для служебных поездок по доверенности собственника автомобиля, компенсация выплачивается в порядке, установленном данным письмом.
Компенсация выплачивается 1 раз в месяц независимо от количества календарных дней.
За время нахождения работника в отпуске, командировке, невыхода его на работу вследствие временной нетрудоспособности, а также по другим причинам, когда личный автомобиль не эксплуатируется, компенсация не выплачивается.
Расходы на выплату компенсации работникам бюджетных учреждений и организаций, использующим для служебных поездок личные легковые автомобили, производятся в пределах ассигнований на содержание легковых автомобилей, предусмотренных на эти цели по смете соответствующих предприятий, учреждений, организаций.
Выплата компенсации руководителям бюджетных предприятий, учреждений и организаций производится с разрешения вышестоящих органов управления (организаций).
5. Компенсации педагогическим работникам для обеспечения книгоиздательской продукцией, установленные в ст. 55 Закона РФ "Об образовании", не относятся к виду компенсаций, установленных в ст. 188 ТК РФ. В гл. 28 ТК РФ целесообразно было бы включить еще одну статью, в которой бы указывались другие виды компенсаций, появившиеся в трудовых отношениях.

Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда

Глава 29. Общие положения

Статья 189. Дисциплина труда и трудовой распорядок организации

1. Понятие дисциплины труда. Проблема дисциплины труда включает множество как теоретических научных, так и практических аспектов. Комплексный характер проблемы дисциплины труда предопределяет и необходимость привлечения к ее решению различных наук - права, экономики, социологии, философии, менеджмента, кибернетики, социальной психологии, психологии, медицины и др.
Дисциплиной управляли во все времена, хотя назывался этот процесс по-разному: управление дисциплиной, укрепление дисциплины, обеспечение дисциплины, повышение уровня дисциплины и т.д.
Во многих организациях меры по управлению дисциплинарными отношениями используют неэффективно, что создает организации дополнительные трудности.
В чем причина такого положения? Как представляется, виной всему является неточное представление большинства из нас о существе дисциплины, о задачах и методах ее укрепления. Часто от работы по укреплению трудовой дисциплины ждут большего, чем она может дать, и тем самым упускают другие направления деятельности по совершенствованию производства, организации труда. В связи с этим важно четко понимать, что такое дисциплина труда и дисциплинарные отношения. При каких условиях методы укрепления (управления) трудовой дисциплиной будут эффективны, а при каких, напротив, неэффективны.
Следует признать, что сегодня нет общепризнанного определенного понимания дисциплины труда. При решении проблемы укрепления трудовой дисциплины сложился методологический стереотип, который в известной мере исчерпал свои возможности. Для того чтобы овладеть новейшими технологиями по управлению дисциплинарными отношениями, необходимо уйти от этих стереотипов.
Дисциплина отражает реальные противоречия в организации. Это, например, противоречия плановой деятельности организации и индивидуальности каждого работника и др.
Дисциплина - атрибут любой социальной деятельности. Это - состояние социального управления.
По способу подчинения дисциплина делится на принудительную и добровольную.
Дисциплину можно классифицировать по видам социальных норм, например, экономическую, политическую, финансовую, трудовую и другие виды дисциплины. При более дробной классификации можно определить большее количество видов дисциплины. Так, отношения по поводу соблюдения технологических норм образуют технологическую дисциплину, отношения по поводу соблюдения плановых норм - плановую дисциплину и т.д.
Дисциплина в фирме - показатель уровня ее организации, нравственного здоровья коллектива.
Можно выделить 3 вида дисциплины:
1) исполнительская дисциплина - исполнение каждым работником своих обязанностей. Недостаток этого вида дисциплины, хотя он очень привлекателен, например, для государственной службы, состоит в том, что работнику не предоставляют права и, более того, не хотят, чтобы он их имел и проявлял какую-либо активность;
2) активная дисциплина - использование прав при исполнении обязанностей. Этот вид дисциплины более предпочтителен, так как работник проявляет в своем поведении активность, т.е. активно пользуется своими правами;
3) самодисциплина - это исполнение работником своих обязанностей и исполнение им своих прав на основе самоуправления. Она также включает проявление работником активности большей, чем требует норма права.
Целью управления дисциплинарными отношениями является воспитание не исполнительской дисциплины и даже не активной дисциплины, а самодисциплины!
Можно с достаточной уверенностью утверждать, что в основе всех катастроф в обществе, не связанных с природными катаклизмами, повинен человек, нарушивший дисциплину.
Несмотря на трудности сегодняшнего дня, можно доказать, что помимо прочего в каждой организации существует возможность быстро и без особых материальных затрат повысить уровень дисциплины (государственной, финансовой, трудовой) и тем самым демократическим, законным путем навести порядок в обществе в целом.
Средства эти известны:
изменить взгляд на понятия "дисциплина" и "порядок";
эффективно использовать методы управления дисциплинарными отношениями;
сделать законодательство более доступным для всех работников;
повысить эффективность контроля за исполнением каждым своих обязанностей;
перенести акцент в управлении дисциплиной с принуждения, свойственного командному стилю управления, на поощрение и убеждение, заинтересованность в результатах труда, мотивацию труда;
перенести акцент с исполнительской дисциплины на самодисциплину;
определить эффективность управленческого воздействия на дисциплину по ее уровню, т.е. по конечному результату, постоянно измеряя уровень дисциплины;
рассматривать как нарушение дисциплины не только неисполнение обязанностей, но и превышение прав, причиняющее ущерб правам других людей;
реорганизовать систему контроля, упростив ее и повысив эффективность.
Противоположным по отношению к понятию "дисциплина" нередко рассматривают понятие "хаос" - как полное отсутствие управления, согласованности, порядка.
2. Работник, заключая трудовой договор, вступает во множество отношений разного вида, которые объединяются одним названием - трудовые отношения. В них присутствуют имущественные, управленческие, этические, эстетические отношения, а также отношения по поводу рабочего времени и времени отдыха, по поводу чести и достоинства человека и др.
Дисциплинарные отношения в самом широком смысле регулируются практически всеми отраслями права: государственным, финансовым, административным, трудовым и др.
Важной формой отношений являются правоотношения. Эта форма возникает на основе норм права. Она включает права, обязанности, объект отношения, ответственность сторон.
Дисциплинарные отношения - это вторичная форма трудовых отношений, которая присутствует в любом трудовом отношении, так как это - отношение по поводу исполнения обязанностей и реализации прав, по поводу распределения прав и обязанностей.
По содержанию дисциплинарные отношения делятся на 4 вида:
1) охранительные,
2) поощрительные,
3) воспитательные,
4) организационные.
Содержанием дисциплинарного отношения являются права и обязанности его сторон, их ответственность. Они различаются в зависимости от вида отношений.
Охранительные правоотношения возникают при наличии 1 из 2 юридических фактов: невыполнение обязанности (в том числе некачественное исполнение обязанности), превышение права, причиняющее ущерб другим работникам.
Стороны охранительных отношений - работодатель и работник.
Уточняя систему управления дисциплинарными отношениями, целесообразно использовать примерную модель управления дисциплинарными отношениями*(34).
Содержание правоотношений включает право и обязанность применить к нарушителю меру воздействия. Работник обязан претерпеть меру взыскания.
Поощрительные отношения порождаются проявлением работником активности в том виде, который указан в гипотезе поощрительной нормы. Носитель дисциплинарной власти может, а при определенных условиях обязан поощрить работника (гипотеза - часть нормы права, в которой перечисляются факты, при наличии которых возникают права, обязанности).
Содержание воспитательных отношений включает право и обязанность администрации воспитывать работника, используя, в частности, метод убеждения. Цель развития этих отношений состоит в повышении уровня образования, формировании личности, привитии необходимых навыков и умений, формировании мировоззрения, совершенствовании физического развития человека.
Организационные отношения складываются из деятельности, направленной на создание, поддержание дисциплинарных отношений. Они включают: а) определение прав, обязанностей, ответственности; б) распределение их среди работников и т.д.
Дисциплинарные отношения делят также на властеотношения, или, как отмечал Н.Г. Александров, авторитарные отношения и отношения сотрудничества, возникающие между участниками труда, не связанными отношениями власти и подчинения*(35).
Властная сторона - работодатель - наделена 3 правами: принуждения, поощрения и убеждения по отношению ко второй стороне - работнику. Кроме того, они обязаны организовать эти отношения.
В то же время работник имеет право использовать метод убеждения по отношению к администрации, другому работнику, общему собранию и т.д. Работник также может участвовать в выработке стратегии по укреплению дисциплины, в принятии решений, контроле и других функциях управления дисциплиной. Такая активность может повысить его доход за счет повышения прибыли организации.
3. Объектом дисциплинарных отношений является поведение человека. Выделяют 3 вида поведения человека:
1) активное, когда работник не только исполняет свои обязанности, но и использует свои права и, кроме того, проявляет большую активность, чем предусмотрено нормой, исходя из принципа "разрешено все, что не запрещено";
2) правомерное - исполнение обязанностей, использование прав;
3) отклоняющееся, или неисполнение обязанностей, превышение прав, причиняющее ущерб другим людям, коллективу.
К объекту дисциплинарных отношений относится и уровень трудовой дисциплины, отражающий количественную и качественную оценку поведения.
4. Трудовые правоотношения - это отношения, представленные в виде прав и обязанностей, ответственности сторон. Право - средство, которым пользуется человек, организация для достижения своих целей. Право - мера дозволенного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями.
В правах закрепляется свобода человека. Если эту свободу чрезмерно организовать, ограничить, то человека можно сделать послушным и управляемым, но в этом случае у работника возникают чувства беспокойства, ущербности, подавленности, безразличия и враждебности.
При определении свободы работника в организации нередко исходят из 2 противоположных принципов:
1) что хорошо для организации - хорошо для человека, - в данном случае интересы организации ставятся выше, чем интересы работника;
2) что хорошо для человека - хорошо для организации, - в этом случае интересы человека ставятся выше или наравне с интересами организации.
Права можно разделить по юридической силе.
Первый вид права - это право, которое человек реализует только своими действиями, без участия других лиц. Например, право подать заявление в комиссию по трудовым спорам (ст. 386 ТК РФ), право работника отказаться от выполнения работы (ст. 379 ТК РФ).
Второй вид права - право, которым можно воспользоваться лишь при условии, если другая обязанная сторона выполнит свою обязанность. Таких прав большинство в трудовых отношениях. Например, только своими действиями нельзя реализовать право на оплату труда, на получение отпуска и т.д.
Третий вид права - право, реализация которого возможна лишь в консенсуальном порядке, т.е. по соглашению сторон на договорной основе. Например, в соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в выходной день может быть компенсирована по соглашению сторон предоставлением другого дня отдыха или в денежной форме, но не менее чем в двойном размере. Стороны должны выбрать устраивающий их вариант.
Четвертый вид права отличается от других тем, что юридическая сила его еще более ослаблена, так как это право можно реализовать при наличии двух важнейших юридических фактов. Это - выполнение обязанной стороной своей обязанности и признание правомерности этих действий должностным лицом или органом управления (санкционирование таких действий).
Существуют 3 способа определения свободы человека в организации.
Первый способ - необходимо установить сферу запрещенного поведения, тогда все остальные виды будут разрешены. В данном случае действует правило "разрешено все, что не запрещено".
Второй способ - сферу свободы предоставляют в виде прав.
Третий способ состоит в установлении сферы запрещенного поведения и одновременно определения прав человека. Кроме того, при этом действует принцип "все, что не запрещено, - разрешено".
Обязанность - разновидность необходимого поведения. Необходимость - это то, что обязательно должно произойти при данных условиях. Это правило неумолимо действует в природе, но в общественных отношениях люди могут не исполнять свои обязанности. Юридическая обязанность - мера необходимого поведения, которой лицо должно следовать в соответствии с требованиями человека, наделенного правом в целях удовлетворения его интересов. Таким уполномоченным в организации является администрация. Юридические обязанности устанавливаются людьми, поэтому они носят объективно-субъективный характер.
Выделяют 3 вида юридических обязанностей:
1) обязанность активного поведения;
2) обязанность пассивного поведения - воздерживаться от действий;
3) обязанность претерпеть меру дисциплинарного принуждения. Обязанности также можно классифицировать следующим образом: постоянные обязанности, которые нужно выполнять постоянно, например, добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, возложенные на работника трудовым договором, выполнять установленные нормы труда (ст. 21 ТК РФ) и т.д.;
обязанности, исполнение которых связано с каким-то определенным событием, например незамедлительно сообщить работодателю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (ст. 21 ТК РФ);
обязанность, которую выполняют по требованию правомочного лица (лица, наделенного правом), например своевременно и точно реагировать на распоряжения администрации и т.д.
Важной обязанностью работника является достижение установленных администрацией результатов труда, включая показатели качества работы.
С помощью уточнения видов прав и обязанностей администрация может значительно повысить эффективность труда.
5. Дисциплинарная власть - важное условие управления коллективом, дисциплинарными отношениями, она определяется эффективным использованием влияния, лидерства, власти.
Влияние - это любое поведение человека, вносящее изменение в поведение другого человека.
Лидерство - способность оказывать влияние на личность, группу, направляя их на достижение целей организации, способность добиться поставленной задачи при помощи других людей.
Власть нередко определяют как возможность влиять на поведение других людей.
Власть определяют и как способность и реальную возможность оказывать радикальное и всеобъемлющее влияние на деятельность, поведение, сознание и помыслы людей, распоряжаться их судьбами.
Современная власть, по мнению Э. Тоффлера*(36) состоит из 3 элементов, источников: 1) знания, которое, по словам Ф. Бэкона, является силой; 2) насилия; 3) богатства.
Выделяют 3 вида власти: низкокачественную, основанную только на насилии; среднего качества, основанную на богатстве, и высокого качества, основанную на знании. Этот вид власти предполагает эффективность - достижение цели с минимальными источниками власти. Знания часто используются для того, чтобы заставить другую сторону полюбить вашу последовательность операций при выполнении действий. Они могут даже убедить человека в том, что он сам придумал эту последовательность.
В своем неприкрытом виде власть использует насилие, богатство и знания для того, чтобы заставить человека действовать определенным образом.
В современном мире стало казаться, что в нем стало меньше насилия. Это произошло потому, что насилие приобрело форму закона. Закон, по мнению Э. Тоффлера, - это очищенное насилие. Эту же мысль лаконично выразил французский президент Шарль де Голль: "Закон должен иметь силу на своей стороне". Корпорации стали меньше применять насилие и потому, что обнаружили лучший инструмент управления людьми - деньги. Деньги стали главной мотивацией для рабочей силы и основным орудием управления в обществе на три индустриальных столетия.
Дисциплинарная власть - это право, возможность, основанная на законе, давать обязательные указания подчиненному, устанавливать правила поведения для подчиненных, поощрять, наказывать их, распределять обязанности, права, ответственность.
Руководитель, менеджер наделен властью. Объем власти обусловлен степенью зависимости одного человека от другого. В то же время подчиненный может иметь реальную, неофициальную власть над своим руководителем. Руководитель постоянно зависит от своих подчиненных. Фактически в организации устанавливается следующий баланс власти. Власть подчиненных частично проявляется в реальном осуществлении больших полномочий, чем предусмотрено в официальном внутреннем трудовом распорядке.
6. Формы власти в коллективе. Нередко рассматриваются 5 видов власти:
1) власть, основанная на законе. Нередко ее называют традиционной властью. Человек, подчиняющийся такой власти, уверен и согласен с тем, что руководитель имеет право принимать решения, отдавать приказы, распоряжения, командовать подчиненными. Законная власть основывается на иерархической структуре организации, при которой люди расставлены по ступеням организации.
Считается, что культура Запада тысячелетия укрепляла власть начальства. И потому подчинение человека человеку, занимающему определенную должность, принимается как должное, как нормальный порядок существования общества. Постепенно в обществе зародилась соответствующая традиция.
Отрицательной чертой этого вида власти является отчуждение системы управления от человека, бюрократизация власти. Человек подчиняется должности, а не человеку. Соответственно вознаграждения предоставляются прежде всего тем, кто лучше всего подчиняется организации, а не тому, кто лучше работает, более компетентен, но одновременно и более независим. Это оборотная сторона всеобщей покорности.
Проявлением порядка, основанного на традиции, является распределение наград не за результаты труда, а за трудовой стаж;
2) власть, основанная на принуждении. Сила этого вида власти состоит в страхе, который внушает обладающий властью руководитель. Этот страх зиждется на следующих полномочиях обладателя власти: расторгнуть договор, применить меру наказания, лишить премии и других материальных благ. Этот вид власти эффективен при соблюдении определенных правил, независимо от того, нуждается или не нуждается человек явно в каких-либо благах.
Кроме того, отрицательная эмоция, возникающая только при мысли о возможных мерах наказания, также способствует действенности этого метода. Как указывают многие специалисты, именно страх - та причина, которая заставляет человека соглашаться с влиянием, властью других.
Различают множество страхов - потерять работу, надбавку, льготы, доверие руководителя и т.д.
Способами вызвать, активизировать страх руководители пользуются очень часто. Использование руководителями разных уровней такого способа вызвать страх, как унижение, заставляет подчиненных работать более полноценно и эффективно. Например, руководитель может перевести в менее удобный кабинет, перевести на непрестижную должность, громогласно указать на некомпетентность и т.д.
Нельзя не признать, что власть, основанная на страхе, имеет негативную сторону. Соответствующие исследования показали, что организация, руководство которой работает по этому принципу, характеризуется менее высокой производительностью труда и более низким качеством продукции, работ, услуг.
Принуждение, хотя и вызывает внешнюю покорность, нередко сопровождается чувствами скованности, страха, отчуждения, желанием мести, низкой производительностью, текучестью кадров, неудовлетворенностью работой, стремлением сознательно обманывать руководство организации.
Этот метод неудобен и тем, что его основа - это эффективная система контроля, которую создать нелегко, да и она слишком дорога для любой организации. Не случайно во многих компаниях, сравнив затраты на создание системы контроля и убытки от мелких хищений, например, отказываются от создания такой системы, так как затраты на нее значительно превосходят убытки, на которые предпочитают просто закрывать глаза;
3) власть, основанная на вознаграждении, на поощрении. Работник выполняет свои обязанности в этом случае потому, что верит в возможность удовлетворить свои потребности с помощью поощрения. Это влияние основано на положительных эмоциях, связанных с так называемым пряником.
Недостатком этого вида власти является довольно сложная система применения - нужно определить главные потребности работников, чтобы предложить им те формы поощрения, которые удовлетворяют их потребности. Другой недостаток - ограниченность средств, которые организация может выделить на поощрение;
4) экспертная власть. Рекомендации экспертов выполняются потому, что эксперты знают решение проблем, различных вопросов, пути достижения целей. Власть эксперта - это влияние через разумную веру;
5) эталонная власть. Это власть, основанная на влиянии примера. Этот вид власти основан на силе личных качеств, способностей лидера. Последователи такого лидера испытывают потребность в принадлежности к его группе, уважении этой группы. В специальной литературе перечисляются типичные характеристики такой личности:
умение говорить, убеждать;
уверенная и достойная манера держаться;
способность внушить чувство восхищения своей личностью;
способность как бы излучать энергию;
обладание внушительной внешностью;
обладание независимым характером.
В большинстве случаев отделы кадров, подыскивая руководителей разных рангов, ориентируются на перечисленные качества, присущие лидерам.
Идеальный вариант управления состоит в попытке комплексно использовать все эти 5 видов власти для повышения эффективности работы организации;
6) власть путем убеждения - самый эффективный способ влияния. Убеждение - это наиболее эффективная передача своего мнения, решения.
Все рассмотренные виды власти можно сгруппировать несколько по-другому. Такие виды, как власть, основанная на принуждении, на вознаграждении, на убеждении, включаются в содержание законной власти. В то же время каждый вид власти может существовать обособленно. Например, один из работников организации, даже не обладая законной (легитимной) властью, с помощью убеждения может влиять на поведение всей организации, а кто-то из сотрудников может попросту запугать коллег и приобрести в организации определенную власть.
Лица, обладающие иными видами власти в коллективе, кроме законной, всегда интересовали отделы персонала, так как с ними необходима очень большая работа для того, чтобы они не мешали работе организации, а, наоборот, использовали свое влияние ей на пользу;
7) влияние через участие в управлении. В данном случае поведение человека мотивируется потребностями высокого уровня: во власти, компетентности, успехе, самовыражении, лидерстве.
При применении этого вида власти объединяются власть руководителя и власть исполнителя.
Этот вид власти подходит не всем. Так, он не подходит для работников, которые не любят ясности, не склонны к индивидуализму и которым нравится ситуация, когда за них все решают другие.
Источники власти. На чем основана власть? К источникам власти обычно относят: 1) силу, которая порождает у других людей уступчивость и смирение; 2) богатство, дающее возможность обеспечить людям средства существования; 3) занимаемое положение; 4) владение информацией; 5) организация, которая мобилизует ресурсы и способна проводить в жизнь решения.
7. Современные проблемы власти. Мы живем в условиях перемен и поэтому важно как можно быстрее адаптироваться к стремительным переменам, считает Э. Тоффлер. XXI век - это век глобальной битвы за власть. Современная структура власти зиждется уже не на мускульной силе, богатстве или насилии. Ее пароль - интеллект. Распространение новой экономики, основанной на знании, обеспечивает новый этап соревнования развитых стран.
Упрощение рабочих мест, сведение работы к простейшим операциям для человека (для роботов это рационально), неусыпный контроль. Это все продолжение традиции в управлении организацией, которой положил начало Ф. Тейлор. Такой подход в управлении рассматривается как дань малообразованному прошлому, а не наступающему будущему. Сегодня экономика движется к суперсимволическому производству. Новая идеология управления основана на том, что производительность и доходы организации пойдут вверх в следующих случаях:
1) работа, не требующая интеллекта, будет сведена к минимуму или будет выполняться роботами;
2) будет сделан переход на высокие технологии;
3) станет эксплуатироваться весь потенциал наемного работника;
4) будет осуществляться переход на высокооплачиваемую рабочую силу;
5) численность работающих будет постоянно сокращаться;
6) даже те операции, которые требуют физического труда, будут интеллектуализироваться (использование компьютеров и другой техники).
8. В целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе и впредь до принятия федеральных законов о видах государственной службы был принят Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих".

Статья 190. Порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка организации

1. Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ).
Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) организации - локальный нормативный правовой акт организации, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации.
Для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, утверждаемые Правительством РФ в соответствии с федеральными законами.
До 25 сентября 1992 г. действовали ПВТР 3 видов: типовые, отраслевые и ПВТР конкретного предприятия, учреждения, организации.
Согласно ст. 189 ТК РФ ныне существует один вид правил - те, которые разрабатывает и принимает сама организация.
Правила внутреннего трудового распорядка в обязательном порядке должна иметь каждая организация.
Внутренний трудовой распорядок организации регулируется следующими нормативными актами: ПВТР; техническими правилами и инструкциями; должностными инструкциями и т.д.
Правила принимаются в следующем порядке:
1) работодатель разрабатывает проект правил;
2) проект направляется представительному органу работников организации для выяснения их мнения;
3) работодатель, согласно ст. 190 ТК РФ, утверждает правила, которые вступают в силу с момента их утверждения.
Правила внутреннего трудового распорядка целесообразно постоянно совершенствовать, рассматривая их как важнейший нормативный акт - инструмент совершенствования организации труда и трудовых отношений. В них можно включить разделы по оплате труда, о коммерческой тайне, о страховании, а также правила по охране труда.
2. Текст ПВТР вывешивается в организациях на видных местах.
Приведем разработанные нами ПВТР, в которые включены пункты правил разных организаций.

Правила внутреннего трудового распорядка

3. Измерение уровня трудовой дисциплины. Для управления дисциплиной необходимо прежде всего научиться ее измерять, для того чтобы можно было определить, как те или иные меры, факторы, условия воздействуют на дисциплину, на чем нужно остановить внимание, какое звено в этой работе выделить прежде всего. Измерение уровня необходимо и для того, чтобы можно было сравнить дисциплину в различных структурных подразделениях коллектива.
4. Управление дисциплинарными отношениями - особый вид профессиональной деятельности. Управленческий процесс включает: осознание коллективом, субъектом управления задач по управлению дисциплиной; планирование мероприятий по решению этих задач; организацию работы по их исполнению; измерение уровня дисциплины; контроль за работой по управлению дисциплиной и исполнению обязанностей, соблюдению прав; учет нарушений и т.д.
Управление дисциплиной - это изменение ее уровня, т.е. процесса исполнения обязанностей и использования прав до такого состояния, которое необходимо предприятию на данном этапе его развития и достижимо в силу сложившихся условий в данной организации.
Как и в любом управленческом процессе, в процессе управления можно выделить три состояния: стабильный уровень дисциплины; развитие дисциплины от простых форм к сложным (в этом случае происходит развитие дисциплины - ее уровень повышается); от принудительной дисциплины к самодисциплине; деградация - переход дисциплины от высокого уровня к низкому, от самодисциплины к принудительной дисциплине.
Конечной целью работы по управлению дисциплинарными отношениями является развитие самодисциплины. Это задача и трудового законодательства, которую ставит законодатель, регулируя трудовые отношения.
Во всех организациях общими задачами являются следующие.
1. Изучение условий, способствующих неисполнению обязанностей, превышению прав различными категориями работников, сведение этих условий до минимума. Одним из условий является безнаказанность нарушителя. Чем чаще повторяются на глазах коллектива безнаказанные нарушения дисциплины, тем слабее убеждение в необходимости соблюдать дисциплину.
2. Систематическая работа по управлению дисциплинарными отношениями.
3. Изучение убеждений в коллективе и вытеснение предубеждений.
4. Развитие самодисциплины.
5. Развитие правовой, трудовой активности.
6. Создание условий, препятствующих нарушениям.
7. Обеспечение применения мер воздействия за каждое без исключения нарушение.
8. Учет всех случаев неисполнения обязанностей, превышения прав, проявления активности.
9. Поощрение всех работников, проявивших активность и достигших положительных результатов.
10. Создание экономических условий.
11. Создание организационных условий для нормальной работы коллектива.
12. Создание необходимого уровня самоуправления.
Другая группа задач отражает конкретную специфику условий предприятия, учреждения, организации, объединения и разрабатывается на месте в организации.
Вопросы дисциплины труда целесообразно включить в коллективный договор (если такой договор заключается) в виде самостоятельного раздела.
Проблема закономерностей управления трудовой дисциплиной давно привлекает внимание исследователей. Разумеется, заманчиво, вскрыв закономерности, научиться эффективно управлять дисциплиной. Например, еще в 1914 г. П. Сорокин, основоположник теории социальной стратификации и социальной мобильности, сделал попытку вывести основные теоремы мотивационного влияния наказания и наград на поведение людей.
В этих теоремах было немало верных тенденций. Приведем некоторые из них.
При прочих равных условиях награда и наказание тем сильнее влияют на поведение, чем ближе момент их выполнения.
Отдаленные во времени кара и награда не влияют на поведение.
Кара и награда тем сильнее, чем сильнее верит в их неизбежность человек.
Награда и кара тем сильнее, чем больше данный человек нуждается в этой награде для удовлетворения своих потребностей или чем большее благо, более необходимое, отнимет у него кара.
Эффективность кары и награды зависит от того, насколько поведение, требуемое ими, совпадает или противоречит тому поведению, которое данный индивид считает более справедливым.
Чем большее число раз повторяются безнаказанные нарушения на глазах у человека, тем слабее становятся убеждения человека в необходимости соблюдать норму поведения.
Из двух наград более желательная, приятная, нужная - более эффективна.
5. План работы отдела персонала по управлению дисциплинарными отношениями, как правило, составляется отделом персонала. Планирование - это сложная многогранная деятельность. Прежде всего это организация трудовых отношений и определение трудовой функции работников в виде прав, обязанностей, ответственности. При решении этой задачи особое значение имеют три документа: правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция и трудовой договор. Обязанности работника должны быть исчерпывающе изложены в документах, иначе они не имеют юридической силы. Так как организация труда постоянно меняется вместе с условиями труда, то все перечисленные документы целесообразно постоянно пересматривать вслед за изменившимися обстоятельствами.
Другое направление деятельности - создание систем контроля за постановкой задач и исполнением обязанностей. Идеальный вариант реализации этой задачи состоит в заведении на каждого работающего информационной карточки, в которой бы отмечались все случаи нарушений дисциплины и проявления активности, а также фиксировались уровни периодической оценки его деятельности.
Следующее направление деятельности - это организация применения мер воздействия во всех случаях неисполнения обязанностей, превышения прав, при проявлении работником активности.
Необходимо также наладить оценку работы всех работающих и на ее основе проводить систематическую корректировку поведения.

Глава 30. Дисциплина труда

Статья 191. Поощрения за труд

1. Поощрение как метод управления дисциплинарными отношениями - это признание заслуг работника перед коллективом путем предоставления ему льгот, преимуществ, публичного оказания почета, повышения его престижа. У каждого человека есть потребность в признании (в материальных ценностях). На реализацию этой потребности и направлено поощрение. Несправедливым применением поощрения можно рассорить весь коллектив. Поэтому при применении мер поощрения целесообразно учитывать правила эффективности поощрения.
Первое правило - поощрение следует применять при каждом проявлении трудовой активности работника с положительным результатом.
Второе правило - поощрение должно быть значимым, поднимать престиж добросовестного труда.
Все преимущества и льготы в области социально-культурного и жилищно-бытового обслуживания должны предоставляться добросовестным работникам. Только так можно поднять престиж добросовестного труда.
Третье правило - гласность поощрения.
Четвертое правило (дополняет правило третье) - при применении поощрения необходимо использовать ритуал, обычаи, традиции.
Пятое правило - отрицательные традиции должны быть вытеснены только положительными традициями, а не приказом.
Шестое правило - чем ближе момент получения поощрения, тем активнее человек работает.
Седьмое правило - доступность поощрения.
Как показывает практика, целесообразно установить показатели, при достижении которых работник получает юридическое право на поощрение. Таким образом формируются очевидные, доступные дополнительные цели в труде для каждого работника, и эти цели являются еще одним эффективным средством управления трудом и дисциплиной в коллективе.
2. В дисциплинарном правоотношении администрация может применять поощрения ко всем работникам. Объектами поощрения являются: оказание работнику почета, уважения; материальные награждения; предоставление льгот и преимуществ, орденов, медалей, почетных званий, знаков, грамот и т.д.
Виды поощрения установлены в ст. 191 ТК РФ, а также в Правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР). К ним относятся:
объявление благодарности;
выдача премии;
награждение ценным подарком;
награждение Почетной грамотой;
представление к званию лучшего по профессии.
Многие организации вводят и такой вид поощрения, как присвоение звания "кадровый работник", и др.
Каждая организация, принимая ПВТР на собрании трудового коллектива, может принять дополнительные меры поощрения. Нередко и справедливо в ПВТР устанавливают, что работника можно поощрить за продолжительный и безупречный труд. Но ответ на вопрос, сколько нужно проработать, чтобы человека поощрили, не дают. Поэтому целесообразно внести в ПВТР норму, устанавливающую права работника на поощрение при достижении определенных показателей или за работу без нарушений в течение определенного времени. Например, через каждые 5 лет при условии отсутствия нарушений работник поощряется, причем поощрения можно применять в той последовательности, которая установлена в ст. 191 ТК РФ. Целесообразно включить и другие меры поощрения в ПВТР, например, установление почетного звания "Кадровый работник", "Ветеран труда", "Почетный ветеран труда", "Заслуженный работник" и т.д. Целесообразно ввести и юбилейное поощрение при достижении работником юбилейных дат: например, 20-летия, 30-летия, 40-летия, 55-летия, 60-летия и т.д. Для объединения всех видов поощрения, которые введет коллектив, можно разработать Кодекс трудовой чести организации. Практика разработки таких кодексов широко распространена во многих организациях страны.
В ст. 191 ТК РФ установлено, что правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, уставом или положением о дисциплине могут быть предусмотрены и другие поощрения. Это дополнительные оплаты, повышение по службе, присвоение разнообразных званий, предоставление особого статуса и более комфортных условий на работе. Все эти меры доказали свою эффективность.
Дополнительные виды поощрения могут применяться руководителями на основе принятых правил, за выполнение заранее установленных показателей или самостоятельно. В первом случае за работником закрепляется право на поощрение, во втором - поощрение является лишь правом администрации при отсутствии права на поощрение у работника. Например, работа в известной фирме "Макдоналдс", предприятия которой представлены в 52 странах мира, привлекает молодежь порядком, культурой производства, хорошими отношениями, поощрениями, стимулированием труда (прогулки на корабле, бесплатные билеты в театр, участие в аукционах, возможности продвижения по служебной лестнице, внимание менеджеров и т.д.).
Кроме перечисленных ранее, существует немало других правил эффективности поощрения, которые разрабатываются в разных организациях, например:
1) вознаграждение необходимо увязывать с производительностью труда;
2) вознаграждение полезно выражать публично людям, чьи результаты выше средних;
3) человек должен получать свою долю от повышения производительности труда, а значит, и прибыли;
4) поощрение работника - это участие вместе с руководителем в разработке целей какой-либо деятельности;
5) особое внимание и помощь руководитель организации должен уделять руководителям среднего звена;
6) интересы сотрудников не должны входить в противоречие с целями повышения доходов организации;
7) нельзя поощрять того, кто этого не заслужил;
8) не должно быть разрыва между декларацией руководителя о системе поощрения и реальной системой вознаграждения;
9) не рекомендуется поддерживать систему привилегий для руководителей, которая расширяет разрыв в доходах работников;
10) целесообразно активно использовать систему внутреннего вознаграждения, которое дает само содержание работы;
11) выяснить, что работник считает ценным для себя, и на этой основе строить систему поощрения данного работника;
12) система поощрения должна быть индивидуальной для каждого работника;
13) у работника должна быть возможность заработать второй оклад на своем рабочем месте.
За особые трудовые заслуги работники представляются в вышестоящую организацию к поощрению, награждению орденами, медалями, почетными грамотами, нагрудными значками и к присвоению почетных званий и звания лучшего работника по данной профессии (ст. 191 ТК РФ).
Президент РФ в 1994 г. Указом от 2 марта 1993 г. N 442 утвердил Положение о государственных наградах Российской Федерации.
Государственные награды России являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством и народом.
Для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с государственными наградами, Президент РФ образует Комиссию по государственным наградам при Президенте РФ.
Ходатайства о награждении государственными наградами возбуждаются в организациях, в коллективах предприятий, учреждений, организаций частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности либо в органах исполнительной власти районов, городов или органов местного самоуправления.
Руководители предприятий, учреждений, организаций после согласования с органами исполнительной власти районов, городов направляют ходатайства о награждении в органы исполнительной власти субъектов РФ или по согласованию с ними в федеральные органы исполнительной власти.
Указом Президента РФ от 25 ноября 1994 г. N 2119 "Об утверждении форм наградного листа для представления к награждению государственными наградами Российской Федерации" утверждены формы наградного листа.
Согласно этим формам на представляемого к награждению работника заполняется наградной лист, в котором отмечаются его трудовая деятельность, анкетные данные, характеристика с указанием конкретных заслуг.
Кандидатура может быть рекомендована к награждению собранием коллектива или его советом, органом местного самоуправления сельского поселения. Документ подписывается руководителями организации, а также председателем собрания коллектива или его совета.
Содержание наградного листа согласовывается с руководителем органа местного самоуправления.
Ходатайство о награждении и наградной лист после этого направляются в соответствующие органы власти субъектов РФ или по согласованию с ними в федеральные органы государственной власти.
Представления к награждению государственными наградами вносятся Президенту РФ:
руководителями федеральных органов государственной власти по согласованию с соответствующими главами республик, главами администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;
главами республик, главами администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов по согласованию с соответствующими федеральными органами государственной власти.
Полномочный представитель Президента РФ в регионе Российской Федерации согласовывает представления к награждению государственными наградами, направляемые органами государственной власти субъекта (субъектов) РФ, находящимися в соответствующем регионе, в федеральные органы государственной власти.
Согласования должны быть документально оформлены до внесения представлений к награждению государственными наградами.
Прежде чем заполнить наградной лист, нужно вначале ознакомиться со статусом награды. Например, орденом Почета награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной деятельности, за заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров и т.д.
Медалью за заслуги перед Отечеством награждаются за осуществление конкретных полезных для страны дел в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т.д.
Почетные звания Российской Федерации, положения о почетных званиях и описание нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации установлены Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 г. N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описании нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации".

Описание нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации

3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2004 г. N 84 установлены знаки отличия в сфере образования и науки, а также наградной лист, список печатных трудов представляемого к награждению медалью К.Д. Ушинского.

Статья 192. Дисциплинарные взыскания

<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>