<< Пред. стр.

стр. 21
(общее количество: 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Статья 243. Случаи полной материальной ответственности

1. Полную материальную ответственность по ст. 277 ТК РФ несет руководитель организации за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Статья 277 ТК РФ вступает в противоречие со ст. 243 ТК РФ. По ст. 277 ТК РФ на всех руководителей возложена полная материальная ответственность, а по комментируемой статье материальная ответственность может быть или возложена, или не возложена в трудовом договоре. Несмотря на противоречие, следует считать, что на руководителя организации полная материальная ответственность возлагается с момента назначения его на должность.
2. Полная материальная ответственность может быть возложена на заместителя руководителя организации, главного бухгалтера только на основании трудового договора. При заключении трудового договора они могут отказаться от такой ответственности и в этом случае работодатель может отказать в заключении трудового договора или, если этот руководитель нужен организации, заключить трудовой договор без установления полной материальной ответственности.
3. Если в результате разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), организации причинен материальный ущерб, то работник, разгласивший сведения, несет материальную ответственность в полном размере при наличии следующих условий: 1) работник допущен к тайне; 2) обязанность хранить тайну определена в федеральном законе, например, для ряда государственных служащих.
Обязанность хранить тайну предусмотрена в Законе РФ "О государственной тайне". О Перечне сведений конфиденциального характера сообщено в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188.

Статья 244. Письменные договоры о полной материальной ответственности работников

1. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2002 г. N 823 "О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности" Минтруд России постановлением от 31 декабря 2002 г. N 85 утвердил перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовые формы договоров о полной материальной ответственности.
2. Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (Приложение N 1 к постановлению Минтруда России от 31 декабря 2002 г. N 85) включает следующие позиции.
3. Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности приведена в Приложении N 2 к постановлению Минтруда России от 31 декабря 2002 г. N 85.

Статья 245. Коллективная (бригадная) материальная ответственность за причинение ущерба

1. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2002 г. N 823 "О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности" Минтруд России постановлением от 31 декабря 2002 г. N 85 утвердил перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовые формы договоров о полной материальной ответственности.
2. Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества, установлен в Приложении N 3 к постановлению Минтруда России от 31 декабря 2002 г. N 85.
3. Типовая форма договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности приведена в Приложении N 4 к постановлению Минтруда России от 31 декабря 2002 г. N 85.
4. Организация на основании ст. 8 ТК РФ может разработать и принять Положение о коллективной (бригадной) материальной ответственности за причиненный ущерб.
В разделе "Общие положения" приводятся организационные особенности, которые необходимо учитывать при принятии Положения.
Организация работы с коллективной (бригадной) материальной ответственностью определяется руководителем организации.
Решение работодателя об установлении коллективной (бригадной) материальной ответственности оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации и объявляется коллективу (бригаде) на общем собрании.
Приказ (распоряжение) работодателя об установлении коллективной (бригадной) материальной ответственности прилагается к настоящему договору.
В случае отказа работника от заключения договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности руководитель организации может предложить работнику другую работу, соответствующую его квалификации.
При отсутствии такой работы или отказе работника от предложенной ему другой работы он может быть уволен в порядке, установленном действующим законодательством.
Комплектование вновь создаваемого коллектива (бригады) осуществляется на основе принципа добровольности. При включении в состав коллектива (бригады) новых работников принимается во внимание мнение коллектива (бригады).
Руководство коллективом (бригадой) возлагается на руководителя коллектива (бригадира).
Руководитель коллектива (бригадир) назначается приказом (распоряжением) руководителя организации либо их структурного подразделения. При этом принимается во внимание мнение коллектива (бригады).
При временном отсутствии руководителя коллектива (бригадира) его обязанности возлагаются работодателем на одного из членов коллектива (бригады).
При смене руководителя коллектива (бригадира) или при выбытии из коллектива (бригады) более 50% от его первоначального состава договор должен быть переоформлен.
Договор не переоформляется при выбытии из состава коллектива (бригады) отдельных работников или приеме в коллектив (бригаду) новых работников. В этих случаях против подписи выбывшего члена коллектива (бригады) указывается дата его выбытия, а вновь принятый работник подписывает договор и указывает дату вступления в коллектив (бригаду).
Права и обязанности членов коллектива (бригады) и администрации могут быть следующего содержания:
Члены коллектива (бригады) имеют право:
а) участвовать в приемке ценностей и осуществлять взаимный контроль за работой по хранению, обработке, продаже (отпуску), перевозке или применению в процессе производства ценностей;
б) принимать участие в инвентаризации ценностей, переданных коллективу (бригаде);
в) знакомиться с отчетами о движении и остатках переданных коллективу (бригаде) ценностей;
г) в необходимых случаях требовать от работодателя проведения инвентаризации переданных коллективу (бригаде) ценностей;
д) заявлять работодателю об отводе членов коллектива (бригады), в том числе руководителя коллектива (бригадира), которые, по их мнению, не могут обеспечить сохранность ценностей.
Члены коллектива (бригады) обязаны:
а) бережно относиться к ценностям и принимать меры к предотвращению ущерба;
б) в установленном порядке вести учет, составлять и своевременно представлять отчеты о движении и остатках ценностей;
в) своевременно ставить в известность работодателя о всех обстоятельствах, угрожающих сохранности ценностей.
Работодатель обязан:
а) создавать коллективу (бригаде) условия, необходимые для обеспечения полной сохранности ценностей;
б) своевременно принимать меры к выявлению и устранению причин, препятствующих обеспечению коллективом (бригадой) сохранности ценностей, выявлять конкретных лиц, виновных в причинении ущерба, и привлекать их к установленной законодательством ответственности;
в) знакомить коллектив (бригаду) с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный организации, а также с действующими инструкциями и правилами приемки, хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства ценностей и их учета;
г) обеспечивать коллективу (бригаде) условия, необходимые для своевременного учета и отчетности о движении и остатках переданных ему ценностей;
д) рассматривать вопрос об обоснованности требования членов коллектива (бригады) о проведении инвентаризации ценностей;
е) рассматривать в присутствии работника заявленный ему отвод и в случае обоснованности отвода принимать меры к выводу его из состава коллектива (бригады) и решить вопрос о его дальнейшей работе в соответствии с действующим законодательством;
ж) рассматривать сообщения членов коллектива (бригады) об обстоятельствах, угрожающих сохранности ценностей, и принимать меры к устранению этих обстоятельств.
Порядок ведения учета и отчетности может быть оформлен в следующем виде:
Приемка ценностей, ведение учета и представление отчетности о движении ценностей осуществляется в установленном порядке руководителем коллектива (бригадиром).
Плановые инвентаризации ценностей, переданных коллективу (бригаде), проводятся в сроки, установленные действующими правилами.
Внеплановые инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).
Отчеты о движении и остатках ценностей подписываются руководителем коллектива (бригадиром) и в порядке очередности одним из членов коллектива (бригады).
Содержание отчета объявляется всем членам коллектива (бригады).
Раздел "Возмещение ущерба" может быть оформлен в следующем виде:
Основанием для привлечения членов коллектива (бригады) к материальной ответственности является материальный ущерб, причиненный недостачей, подтвержденной инвентаризационной ведомостью.
Привлечение коллектива (бригады) к материальной ответственности производится работодателем после проведения тщательной проверки причин образования ущерба, с учетом письменных объяснений, представленных членами коллектива (бригады), а в необходимых случаях также заключений специалистов.
Члены коллектива (бригады) освобождаются от возмещения ущерба:
а) если будет установлено, что ущерб причинен не по их вине;
б) если будут установлены конкретные виновники причиненного ущерба из числа членов данного коллектива (бригады).
Определение размера ущерба, причиненного коллективом (бригадой) предприятию, учреждению, организации, а также порядок его возмещения регулируется законодательством РФ.
Подлежащий возмещению ущерб, причиненный коллективом (бригадой) предприятию, учреждению, организации, распределяется между членами данного коллектива (бригады) пропорционально месячной тарифной ставке (должностному окладу) и фактически проработанному времени за период от последней инвентаризации до дня обнаружения ущерба.
Договор вступает в силу с _____________________________________ и действует на весь период работы коллектива (бригады) с переданными ему (ей) ценностями на данной организации.
Договор составлен в двух экземплярах, из которых первый хранится у работодателя, второй - у руководителя коллектива (бригадира).

Подписи:

Работодатель __________________________________

Руководитель Коллектива (бригадир) ____________

Члены Коллектива (бригады) ____________________

5. Приказом Минздрава СССР от 18 декабря 1981 г. N 1283 утвержден перечень работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность, условия ее применения и типовой договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности.
На практике используется перечень работ следующего содержания:
по выполнению кассовых операций;
по приему от населения всех видов платежей и выплате денег не через кассу;
по покупке, продаже, обмену, перевозке, доставке, пересылке, хранению, обработке и применению в процессе производства драгоценных металлов, драгоценных камней, синтетического корунда и изделий из них;
по выращиванию, откорму, содержанию и разведению сельскохозяйственных и других животных;
по приему на хранение, обработке, хранению, отпуску материальных ценностей на складах, базах (нефтебазах), автозаправочных станциях, холодильниках, пищеблоках, хранилищах, заготовительных (приемных) пунктах, товарных и товароперевалочных участках, камерах хранения, кладовых и гардеробах; по экипировке пассажирских судов, вагонов и самолетов;
по приему от населения предметов культурно-бытового назначения и других материальных ценностей на хранение, в ремонт и для выполнения иных операций, связанных с изготовлением, восстановлением или улучшением качества этих предметов (ценностей), их хранению и выполнению других операций с ними; по выдаче напрокат населению предметов культурно-бытового назначения;
по продаже (отпуску) товаров (продукции), их подготовке к продаже, независимо от форм торговли и профиля предприятия (организации);
по приему и обработке для доставки (сопровождения) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных и денежных ценностей, их доставке (сопровождению), выдаче (сдаче);
по сборке, монтажу, регулировке и ремонту электронной радиоаппаратуры, электромеханических и радиотехнических приборов и систем;
по покупке, продаже, обмену, перевозке, доставке, пересылке, хранению, обработке и применению в процессе производства драгоценных металлов, драгоценных камней, синтетического корунда и изделий из них;
по приему, изготовлению, транспортировке, выборке, счету, упаковке, хранению и выдаче денежных знаков, ценных бумаг, их полуфабрикатов;
по изготовлению и хранению всех видов билетов, талонов, абонементов (включая абонементы и талоны на отпуск пищи предприятиями общественного питания) и других знаков, предназначенных для расчетов населения за услуги;
по выращиванию, откорму, содержанию и разведению сельскохозяйственных и других животных.
Приказом Минздрава СССР от 18 декабря 1981 г. N 1283 утверждена форма Типового договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности.
В соответствии со ст. 12 Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г. N 4204-IX, письменный договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности заключается между предприятием, учреждением, организацией и всеми членами коллектива (бригады), достигшими 18-летнего возраста, совместно выполняющими работы, предусмотренные в специальном перечне, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника и заключить с ним договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

Статья 246. Определение размера причиненного ущерба

1. При оценке степени износа имущества ориентируются на балансовую стоимость. Государственным комитетом РФ по статистике и его территориальными органами издается ежемесячный статистический бюллетень "Индексы цен и тарифов". В нем есть раздел "Средние цены на товары и платные услуги населению", которыми можно руководствоваться.
2. Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 утверждены методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 установлены единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР (п. 1). Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1.
3. Амортизация - это исчисленный в денежном выражении износ основных средств (капитала) в процессе их применения. В соответствии со ст. 258 НК РФ определяются амортизационные группы и особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп.
Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств и (или) объект нематериальных активов служат для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями рассматриваемой статьи и на основании классификации основных средств, определяемой Правительством РФ.
Определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на 10 лет (но не более срока деятельности налогоплательщика).
Амортизируемое имущество объединяется в следующие амортизационные группы:
1) все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно;
2) имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;
3) имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;
4) имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;
5) имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;
6) имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;
7) имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно;
8) имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;
9) имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно;
10) имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, определяется Правительством РФ.
Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей.
Имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), включается в соответствующую амортизационную группу той стороной, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга).
Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
Основные средства и (или) нематериальные активы включаются в состав амортизируемого имущества с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были введены в эксплуатацию (переданы в производство).
В соответствии со ст. 259 НК РФ амортизацию (степень износа) начисляют одним из следующих методов с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей: 1) линейным; 2) нелинейным.
Начисление амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования.
При применении линейного метода сумма начисленной за 1 месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества рассчитывается как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, установленной для данного объекта.
При применении линейного метода норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:

К= [1/n] х 100%,

где К - норма амортизации в процентах к первоначальной
(восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;
n - срок полезного использования данного объекта амортизируемого
имущества, выраженный в месяцах.

При применении нелинейного метода сумма начисленной за 1 месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества рассчитывается как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, установленной для данного объекта.
При применении нелинейного метода норма амортизации объекта амортизируемого имущества определяется по формуле:

К= [2/n] х 100%,

где К - норма амортизации в процентах к остаточной стоимости, применяемая
к данному объекту амортизируемого имущества;
n - срок полезного использования данного объекта амортизируемого
имущества, выраженный в месяцах.

При этом с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества достигнет 20% от первоначальной (восстановительной) стоимости этого объекта, амортизация по нему исчисляется в следующем порядке:
1) остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества в целях начисления амортизации фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов;
2) сумма начисленной за 1 месяц амортизации в отношении данного объекта амортизируемого имущества определяется путем деления базовой стоимости данного объекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного объекта.

Статья 247. Обязанность работодателя устанавливать размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения

1. Размер причиненного организации ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных бухгалтерского учета, исходя из балансовой стоимости (себестоимости) материальных ценностей за вычетом износа по установленным нормам.
Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких работников, устанавливается для каждого из них с учетом степени вины, вида и предела материальной ответственности (п. 13, 14 Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утв. Указом Президиума ВС СССР от 13 июля 1976 г. N 4204-IX).
2. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 23 сентября 1977 г. N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации" в п. 17 разъяснил судам, что при определении размера материального ущерба, причиненного рабочими и служащими самовольным использованием в личных целях технических средств (автомобилей, тракторов, автокранов и т.п.), принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям, с которыми они состоят в трудовых отношениях, надлежит исходить из того, что такой ущерб, как причиненный не при исполнении трудовых (служебных) обязанностей, подлежит возмещению с применением норм гражданского законодательства. В этих случаях ущерб возмещается в полном объеме, включая и не полученные предприятием, учреждением, организацией доходы от использования указанных технических средств (введен постановлением Пленума от 23 сентября 1987 г. N 8).
С 1 марта 1996 г. вопрос об обязательствах вследствие причинения вреда регулируется ГК РФ (гл. 59).

Статья 248. Порядок взыскания ущерба

1. Только в судебном порядке происходит взыскание при наличии следующих юридических фактов:
если месячный срок истек;
работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб;
сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок.
2. В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 марта 1983 г. N 1 "О некоторых вопросах применения судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации" указано, что суды, решая вопрос о способе возмещения работником причиненного им ущерба, должны выяснить, имеется ли у ответчика возможность передать истцу равноценное имущество или исправить поврежденное, а также согласна ли на это администрация.
3. Работодатель не имеет права задержать увольнение работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб. Непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.
4. Приказом ГТК России от 28 февраля 1995 г. N 132 утверждено Положение о порядке возмещения ущерба от хищений, недостач и порчи материальных ценностей.
Начальник таможенного органа наряду с материально ответственными лицами отвечает за сохранность имущества таможенного органа. По каждому факту хищений, недостач и порчи материальных ценностей проводится служебное расследование. Основанием для проведения служебного расследования являются задержание с поличным, результаты инвентаризаций, ревизий, данные, содержащиеся в материалах претензионных, арбитражных и судебных дел, в заявлениях и письмах граждан.
Возмещение материального ущерба производится в следующем порядке:
Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных бухгалтерского учета, исходя из балансовой стоимости материальных ценностей за вычетом износа по установленным нормам.
Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб таможенному органу.
Взыскание с материально ответственных лиц таможенных органов задолженности по мелким хищениям, недостачам в случае увольнения этих работников и выдачи ими обязательств о погашении производится в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариальных органов.
Если должник не согласен с исполнительной надписью нотариального органа, он может в соответствии с действующим законодательством оспорить ее в судебном порядке.
Гражданский иск о возмещении ущерба предъявляется в народный суд лишь в случаях, когда:
взыскивается ущерб, причиненный мелкими хищениями, недостачами, порчей материальных ценностей при отсутствии признаков уголовного преступления;
следственными органами отказано в возбуждении уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления или по другим основаниям;
гражданский иск, заявленный в уголовном деле, был оставлен судом без рассмотрения в связи с оправданием подсудимого за отсутствием состава преступления;
суд при рассмотрении уголовного дела признал за истцами право на удовлетворение иска, но не принял решение за невозможность произвести подробный расчет по иску без отложения разбирательства дела.
При хищении, недостаче, умышленном уничтожении или умышленной порче материальных ценностей ущерб определяется по ценам, действующим в данной местности на день причинения ущерба, и взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном трудовым законодательством.
Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких работников, определяется для каждого из них с учетом степени вины, вида и предела материальной ответственности.
Списание с баланса таможенного органа убытков от порчи материальных ценностей, недостач, списания сверх норм убыли возможно лишь в случаях, если:
во взыскании ущерба отказано судом вследствие необоснованности иска;
ущерб возмещен с виновных лиц в добровольном порядке в соответствии с ТК РФ;
на списание убытков получено разрешение ГТК России.

Статья 249. Возмещение затрат, связанных с обучением работника

1. Обязанность работника возместить понесенные работодателем затраты для его обучения возникают при наличии следующих юридических фактов:
при направлении его на обучение;
при обучении за счет средств работодателя:
у работника есть трудовой договор с работодателем, в котором содержатся обязательства по обучению;
работником заключено соглашение об обучении с работодателем;
работник уволился до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением;
увольнение без уважительных причин.
2. Уважительными можно считать причины, которые делают невозможным продолжение работы. Они изложены в ст. 80 ТК РФ: зачисление в образовательное учреждение; выход на пенсию; установленное нарушение работодателем законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора.
Перечень уважительных причин увольнения может быть установлен по соглашению сторон в договоре.
3. Затраты, понесенные работодателем при направлении работника на обучение, включают все выплаты, которые сделаны работодателем в связи с обучением работника. Это может быть оплата: обучения в образовательном учреждении; проживания обучающегося; питания; одежды; проезда и т.д. Все эти затраты, понесенные работодателем, могут быть возмещены обучающимся.

Статья 250. Снижение органом по рассмотрению трудовых споров размера ущерба, подлежащего взысканию с работника

В п. 21 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 г. N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации" судам предписано иметь в виду, что уменьшение размера ущерба, подлежащего возмещению работником, допустимо в исключительных случаях при наличии указанных в ст. 18 названного Положения условий, которые должны быть подтверждены тщательно проверенными в судебном заседании доказательствами с обязательным изложением в решении мотивов снижения взыскиваемых сумм (Указ Президиума ВС СССР от 13 июля 1976 г. N 4204-IX "Об утверждении Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации". Указ действует в части, не противоречащей ТК РФ).
К конкретной обстановке, при которой был причинен ущерб, следует относить обстоятельства, препятствовавшие работнику выполнить должным образом возложенные на него обязанности, в частности отсутствие нормальных условий хранения, ненадлежащая организация труда. Вместе с тем необходимо учитывать, принимал ли работник зависящие от него меры к предотвращению ущерба.
Предусмотренная ст. 18 Положения возможность уменьшения размера подлежащего возмещению ущерба с учетом степени вины, конкретных обстоятельств и материального положения работника относится ко всем видам материальной ответственности работников. Причинение ущерба работником, находившимся в нетрезвом состоянии, является грубейшим нарушением трудовых обязанностей, и поэтому в силу п. 4 ст. 10 Положения влечет его полную материальную ответственность. Уменьшение размера возмещения за этот ущерб, как правило, не допускается (введен постановлением Пленума от 23 сентября 1987 г. N 8).
Снижение размера ущерба, подлежащего возмещению, не допускается, если ущерб причинен преступлением, совершенным с корыстной целью.

Часть четвертая

Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

Глава 40. Общие положения

Статья 251. Особенности регулирования труда

1. Единство и дифференциация трудового законодательства - одно из его свойств. Суть его в том, что в трудовом законодательстве есть нормы, распространяющиеся на всех работающих, и нормы, относящиеся к отдельным категориям работающих.
Норма права - это правило поведения общеобязательного характера. Она предписывает правильный с точки зрения государства и обязательный для каждого человека образ действия. Норма формулирует равные и одинаковые права и обязанности, а также ответственность для всех, кто оказывается в сфере ее действия.
2. Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от различий, которые существуют между людьми: пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Комментируемая статья устанавливает 2 метода особого регулирования труда:
1) частичное ограничение применения общих правил, по существу, ограничение прав и возложение дополнительных обязанностей;
2) закрепление дополнительных правил для отдельных категорий работников.

Статья 252. Случаи установления особенностей регулирования труда

1. Для установления особенностей регулирования труда отдельных категорий работников в ТК РФ введена ч. 4, совпадающая с разд. XII ТК РФ.
Особенности регулирования труда определены для следующих категорий работников:
1) женщин и лиц с семейными обязательствами (гл. 41);
2) в возрасте до 18 лет (гл. 42);
3) руководителей организации и членов коллегиального исполнительного органа организаций (гл. 43);
4) лиц, работающих по совместительству (гл. 44);
5) заключивших трудовой договор на срок до 2 месяцев (гл. 45);
6) занятых на сезонных работах (гл. 46);
7) лиц, работающих вахтовым методом (гл. 47);
8) работающих с работодателем - физическим лицом (гл. 48);
9) надомников (гл. 49);
10) лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (гл. 50);
11) работников транспорта (гл. 51);
12) педагогических работников (гл. 52);
13) направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей (гл. 53);
14) религиозных организаций (гл. 54);
15) работающих в организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу (ст. 349 гл. 55);
16) медицинских работников (ст. 350 гл. 55);
17) творческих работников средств массовой информации (ст. 351 гл. 55);
18) организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений (ст. 351 гл. 55);
19) профессиональных спортсменов (ст. 351 гл. 55).
Перечисленные группы выделены по следующим основаниям: полу; возрасту; должности; виду трудового договора; виду работодателя; категории работников; расположению территории; отраслевому признаку.
2. Согласно комментируемой статье особенности регулирования труда могут быть определены только ТК РФ или иным федеральным законом, т.е. их нельзя устанавливать в подзаконных актах.
3. Особенности регулирования труда частных охранников установлены в ст. 11.1 Федерального закона от 6 июня 2005 г. N 59-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

Глава 41. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями

Распоряжением Правительства РФ от 28 июня 2001 г. N 855-р утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы, который включает следующие разделы:
методическое и информационное обеспечение реализации мер, направленных на улучшение положения женщин;
положение женщин на рынке труда, улучшение условий и охраны труда женщин;
охрана здоровья женщин;
развитие системы социального обслуживания женщин, оказание помощи женщинам, пострадавшим от насилия;
укрепление семейных отношений.
Распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. N 1270-р одобрена Концепция демографического развития РФ на период до 2015 г. (далее - Концепция), разработанная Минтрудом России, Минфедерации России, Минздравом России с участием других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ на основе Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации". Она представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов.
Концепция должна служить ориентиром для органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, здоровья, продолжительности жизни, миграции и иных аспектов демографического развития.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации к началу 2001 г. характеризуется следующими особенностями: численность населения Российской Федерации составила около 145 млн. человек; с 1993 г. естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7-0,9 млн. человек в год).
За 1992-2000 гг. численность населения сократилась в 65 из 89 субъектов РФ. Естественный прирост населения в 2000 г. был отмечен лишь в 15 субъектах РФ, в число которых входят некоторые субъекты РФ, расположенные в восточной части страны и на Северном Кавказе, а также Республика Калмыкия.
В 1999 г. превышение числа умерших над числом родившихся составило в целом по стране 930 тыс. человек, в 2000 г. - 958 тыс. человек. Депопуляция (устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся) затронула в разной степени практически всю территорию Российской Федерации и почти все этнические группы.
Одной из причин депопуляции является низкий уровень рождаемости. В 2000 г. родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тыс. человек, или в 1,6 раза, меньше, чем в 1990 г.
Снижение уровня рождаемости началось с конца 60-х гг. Современные параметры рождаемости в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на 1 женщину приходится 1,2 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения.
В ряде регионов, расположенных в центральной части России, суммарный коэффициент рождаемости составляет около 1 рождения на женщину.
Характер рождаемости в Российской Федерации определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.
По сравнению с 1990 г. количество зарегистрированных браков в 2000 г. снизилось почти на треть. Молодые пары все чаще отказываются от официальной регистрации брака. Распространенность юридически не оформленных браков привела к тому, что в 2000 г. каждый четвертый ребенок рождался вне брака.
Причиной депопуляции в Российской Федерации также является высокая смертность. В 2000 г. рост числа умерших отмечался в 78 субъектах РФ.
Общая тенденция динамики смертности населения страны характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста, среди которых около 80% составляют мужчины. Уровень смертности среди мужчин в 4 раза выше, чем уровень смертности среди женщин, и в 2-4 раза выше аналогичного показателя в развитых странах.
Стабильно высокими сохраняются показатели смертности от инфекционных и паразитарных болезней, в том числе от туберкулеза, болезней органов дыхания, системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений и травм (включая отравления алкоголем и автотранспортные травмы), а также в результате убийств и самоубийств.
Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны, которая в настоящее время составляет 65,9 года (в 1992 г. - 68,8 года). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 12 лет ниже, чем продолжительность жизни женщин. При сохранении имеющегося на сегодня уровня смертности населения из числа россиян, достигших в 2000 г. 16 лет, доживут до 60 лет лишь 58% мужчин.
Снижение уровня рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведет к старению общества. В 1998 г. в стране впервые было зарегистрировано людей пенсионного возраста на 110 тыс. человек больше, чем детей и подростков в возрасте до 16 лет. На 1 января 2000 г. лиц пенсионного возраста было больше, чем детей, на 1,1 млн. человек. В 41 субъекте РФ доля детей и подростков составляет менее пятой части населения.
Низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов, а также патологические состояния в период беременности и родов обусловливают высокие показатели материнской (44,2 случая на 100 тыс. родившихся), перинатальной смертности, мертворождаемости (7,2 случая на 1000 родившихся).
Негативные явления в демографической и социальной сферах во многом связаны с ухудшением миграционной ситуации в стране.
В 90-е гг. внешняя миграция играла существенную роль, восполняя численность населения Российской Федерации, равную естественной убыли. Однако в последние годы устойчивое сокращение иммиграции в Россию из государств - участников Содружества Независимых Государств, а также из Латвии, Литвы и Эстонии привело к тому, что в 1995-1999 гг. миграционный прирост населения компенсировал естественную убыль населения только на 45%, а в 2000 г. - менее чем на четверть.
Вследствие изменения внутренних миграционных потоков в течение 90-х гг. сокращалась численность населения северных и восточных регионов России. За 1992-1999 гг. районы Крайнего Севера потеряли за счет миграционного оттока более 1 млн. человек, или 8,5% населения.
Серьезной проблемой с точки зрения национальных интересов Российской Федерации является эмиграция населения. Если до середины 80-х гг. численность выезжающих на постоянное жительство за границу ежегодно составляла 3 тыс. человек, то в 1990 г. она превысила 100 тыс. человек и в последующие годы удерживалась на этом уровне.
Анализ демографической ситуации свидетельствует о наличии в ряде регионов специфических проблем народонаселения, требующих особого подхода к их решению. Так, общее сокращение численности отдельных этнических групп, особенно коренных малочисленных народов, может привести к их полному исчезновению. Из 30 малочисленных народов Крайнего Севера с 1995 г. сократилась численность 21, наблюдаются резкое снижение уровня рождаемости, значительный рост смертности, средняя продолжительность жизни на 10-15 лет ниже, чем в среднем по Российской Федерации.
В сельской местности Центральной России уменьшается численность населения, при этом увеличивается доля лиц старшего возраста.
Сформировавшиеся тенденции в области естественного и миграционного движения населения предопределяют дальнейшее сокращение его численности, а также старение населения. По прогнозам Государственного комитета РФ по статистике, население страны к 2016 г. сократится по сравнению с началом 2001 г. на 10,4 млн. человек, или на 7,2%, и составит 134,4 млн. человек, а численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, почти в 2 раза превысит численность лиц, достигших 16 лет.
Такое изменение возрастной структуры населения требует большей эффективности функционирования учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, принятия соответствующих мер по обязательному социальному страхованию.
Цель демографического развития Российской Федерации - стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту. Задачами демографического развития Российской Федерации являются:
в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:
увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;
улучшение репродуктивного здоровья населения;
улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;
в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
создание предпосылок для повышения рождаемости;
всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
создание условий для самореализации молодежи;
обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка;
в области миграции и расселения:
регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения;
повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития Российской Федерации;
обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения.
В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты:
укрепление здоровья детей и подростков прежде всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также за счет развития физической культуры и спорта и организации досуга;
улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;
улучшение здоровья населения трудоспособного возраста в первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.
Для эффективной профилактической работы необходимы объединение и координация действий органов государственной власти всех уровней, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций по пропаганде здорового образа жизни и возрождению системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке прежде всего средств массовой информации. Благотворительные акции и инициативы в этой области могут стать существенным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения.
Особое внимание должно быть уделено снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма. При этом целесообразно сочетание мер фискальной политики, административных ограничений и информационного воздействия. Эти меры должны включать контроль качества алкогольной продукции, ценовую политику, ориентирующую население на ограничение потребления алкоголя, а также изменение правил продажи алкогольных напитков и действенный контроль за их рекламированием.
В целях улучшения психического здоровья населения необходимо принятие мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети телефонов доверия, совершенствование деятельности врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов и социальных работников.
В области охраны и укрепления здоровья граждан предусматривается совершенствование организации и развитие государственных и негосударственных форм оказания населению специализированной медицинской помощи, включая использование высоких медицинских технологий, в том числе в рамках федеральных целевых программ.
Для оказания медицинской помощи тяжелобольным городским и сельским жителям, включая применение дорогостоящих медицинских технологий, необходимо дальнейшее развитие и укрепление федеральных медицинских учреждений, областных, краевых и республиканских учреждений здравоохранения, а также обеспечение работы в сельских местностях выездных поликлинических бригад, развитие сети реабилитационных (восстановительных) отделений центральных районных, районных больниц, а также больниц и отделений медико-социальной помощи.
В целях своевременного выявления заболеваний и эффективного их лечения необходимо повышать роль первичной медико-санитарной помощи, развивать стационарозамещающие технологии, а также проводить структурно-экономические преобразования в сети учреждений здравоохранения.
Органы управления здравоохранением и органы социальной защиты населения реализуют комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической, наркологической помощи населению, а также по профилактике инфекционных заболеваний, уделяя особое внимание детям и подросткам.
Реализация региональных программ профилактики и раннего выявления онкологических заболеваний создаст реальные предпосылки для снижения количества осложнений и уровня смертности от злокачественных новообразований.
Особого внимания требуют соответствующие программы обеспечения ранней диагностики и качественного лечения нарушений репродуктивного здоровья населения, прежде всего подростков, развития новых подходов к их гигиеническому и нравственному воспитанию, подготовке к семейной жизни.
Мероприятия, направленные на обеспечение охраны и улучшение условий труда, проведение аттестации рабочих мест для выявления и устранения воздействия на здоровье работников неблагоприятных факторов, осуществление сертификационных работ по охране труда, а также на внедрение принципов экономической заинтересованности работодателей, предусматривающих развитие страхования от производственного травматизма, должны стать действенным механизмом, обеспечивающим охрану и укрепление здоровья населения. Законодательство должно предусматривать ответственность работодателей и других должностных лиц за сокрытие информации о риске для здоровья людей, работающих во вредных и тяжелых условиях.
Обеспечение доступности среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями требует дальнейшего развития реабилитационной индустрии, направленной на создание условий для максимального использования потенциала инвалидов.
В целях проведения медико-социальной реабилитации отдельных категорий населения необходимо развитие новых форм медико-социального обслуживания, в том числе развитие сети домов ночного пребывания, в которых предусматривается оказание социально-психологической, юридической помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, не имеющим места жительства и работы.
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты:
формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с 2 детьми и более;
повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;
создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работу с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;
обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей;
повышение воспитательного потенциала семьи;
разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.
Обеспечение условий для улучшения материального положения семей предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, повышение уровня заработной платы.
В целях обеспечения благоприятных условий для укрепления семьи необходимо дальнейшее развитие законодательства, регламентирующего трудовые отношения, а также совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий и обеспечение их адресности. При этом размеры пособий, а также налоговые вычеты должны дифференцироваться с учетом материальных условий семьи и ее социального положения.
Поддержка молодых семей в регионах предполагает улучшение их жилищных условий в случае рождения ребенка, выделение безвозмездных субсидий и использование механизма льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье.

Статья 253. Работы, на которых ограничивается применение труда женщин

1. Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда установлены в ст. 10 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе 18 лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья.
Перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе 18 лет, утверждаются Правительством РФ с учетом консультаций с общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профессиональных союзов.
Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержден постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163.
2. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержден постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162. Он составлен в соответствии со ст. 10 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и соответствует комментируемой статье.
Чтобы ориентироваться в этом Перечне, полезно использовать классификатор, который делит работы на разделы, состоящие из пунктов, имеющих сквозную нумерацию.
3. Работодатель может принимать решение о применении труда женщин на работах (профессиях, должностях), включенных в рассматриваемый Перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта РФ (примечание 1 к Перечню).
4. Перечень должностей руководителей, специалистов и других работников, связанных с подземными работами, на которых разрешается, в виде исключения, применение женского труда (примечание 2 к Перечню):
генеральный директор, директор, начальник, технический руководитель, управляющий, главный инженер шахт и рудников на добыче угля, рудных и нерудных ископаемых подземным способом, на строительстве метрополитена, тоннелей, шахтостроительных и шахтопроходческих управлений, строительных и строительно-монтажных управлений и строительств и других подземных сооружений, их заместители и помощники; начальник, главный инженер горных цехов и участков, их заместители и помощники; старший инженер, инженер, техник, другие руководители, специалисты и служащие, не выполняющие физической работы; инженер, техник, лаборант, другие специалисты и служащие, не выполняющие физической работы и с непостоянным пребыванием под землей; главный маркшейдер, старший маркшейдер, маркшейдер рудника, шахты, маркшейдер; главный геолог, главный гидрогеолог, главный гидролог, геолог рудника, шахты, геолог, гидрогеолог рудника, шахты, гидрогеолог, гидролог;
работники, обслуживающие стационарные механизмы, имеющие автоматический пуск и остановку и не выполняющие других работ, связанных с физической нагрузкой; работники, проходящие курс обучения и допущенные к стажировке в подземных частях организаций;
работники научных и образовательных учреждений, конструкторских и проектных организаций;
врач, средний и младший медицинский персонал, буфетчик и другие работники, занятые санитарным и бытовым обслуживанием.
5. Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждены постановлением Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105.
Нормы установлены в целях обеспечения здоровых и безопасных условий труда для женщин, работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм и видов собственности.
Указанные нормы обязательны для применения с момента их утверждения при разработке проектной документации проектными, конструкторскими и технологическими организациями.
Контроль за внедрением этих норм возложен на Государственную экспертизу условий труда РФ.
6. Постановлением ВС РСФСР от 1 ноября 1990 г. N 289/3-I "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" запрещено:
с 1 января 1992 г. привлечение женщин в возрасте до 35 лет к выполнению операций в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве и звероводстве с применением ядохимикатов, пестицидов и дезинфицирующих средств. До 1 января 1992 г. к выполнению названных видов работ привлекать женщин только с их согласия;
с 1 января 1991 г. применение труда беременных женщин в растениеводстве и животноводстве с момента выявления беременности. Сохранить за ними средний заработок по новому месту работы на весь период беременности. В целях использования труда беременных женщин создать специализированные участки при предприятиях. Шире использовать надомный труд;
с 1 января 1991 г. обучение и с 1 января 1992 г. прием на работу женщин трактористами-машинистами, водителями грузовых автомашин.
Этим же постановлением установлены с 1 января 1991 г. для женщин, работающих в сельской местности:
продолжительность ежегодного основного отпуска не менее 28 календарных дней;
1 дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.
36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (41 час);
пособие по месту работы матери, отца или опекуна по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет ежемесячно в размере минимальной заработной платы на первого ребенка с увеличением пособия на 50% на каждого последующего;
для лиц, проживающих в районах и местностях, где введены районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с применением коэффициентов. Если в данном районе действуют разные коэффициенты к заработной плате, то применяются коэффициенты, установленные к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей народного хозяйства;
повышенная на 30% оплата труда женщин на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более 2 часов);
беременным женщинам и кормящим матерям бесплатная выдача продуктов питания, производимых хозяйством. Нормы выдачи определяются трудовым коллективом;
возмещение за счет средств хозяйств кредита, выданного молодым семьям на строительство собственного жилого дома, не менее 2 тыс. руб. при рождении первого, не менее 3 тыс. руб. - второго и не менее 5 тыс. руб. - третьего ребенка.
7. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 1990 г. N 6 "О некоторых вопросах, возникающих при применении судами законодательства, регулирующего труд женщин" установлено следующее.
При рассмотрении трудовых споров женщин и, в частности, работающих матерей, а также других лиц, фактически осуществляющих уход за детьми, судам необходимо руководствоваться не только общими, но и специальными нормами трудового законодательства, регулирующими труд указанных работников, а также положениями коллективного договора данного предприятия, учреждения, организации и индивидуального соглашения между администрацией и работником, если они не снижают гарантий, предоставленных законом этим лицам.
Судам, в частности, подведомственны требования:
а) матери (отца) либо бабушки (деда) или другого родственника, фактически осуществляющего уход за ребенком, не достигшим возраста 3 лет, о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;
б) матери (отца) или другого родственника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, не достигшим 3-летнего возраста, об установлении неполного рабочего времени или режима работы на дому;
в) рабочих и служащих, находившихся в отпуске по уходу за ребенком и возвратившихся на работу до истечения указанного отпуска, о предоставлении прежней работы, а также требования названных лиц о предоставлении неиспользованной части указанного отпуска до достижения ребенком возраста 3 лет, поскольку такие работники вправе использовать этот отпуск по своему усмотрению полностью либо по частям;
г) о предоставлении в соответствии с медицинским заключением беременной женщине более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы с сохранением среднего заработка по прежней работе;
д) беременной женщины, а также женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида - до 16 лет), в том числе находящегося на ее попечении, женщины, осуществляющей в соответствии с медицинским заключением уход за больным членом семьи, об установлении неполного рабочего времени;
е) женщины, имеющей ребенка в возрасте до 1,5 лет, о предоставлении другой работы с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком 1,5 лет в случае невозможности выполнения в этот период времени прежней работы;
ж) мужчины, жена которого находится в отпуске по беременности и родам, о предоставлении ежегодного отпуска в период отпуска жены;
з) одного из родителей (опекуна или попечителя), воспитывающего ребенка-инвалида, о предоставлении 4 дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц;
и) женщины, работающей в сельской местности, о предоставлении 1 дополнительного выходного дня в месяц без сохранения заработной платы;
к) женщины, работающей в сельской местности на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более 2 часов), о взыскании повышенной на 30% оплаты труда;
л) женщины, работающей в сельской местности, об уменьшении продолжительности рабочей недели до 36 часов (если законодательством не предусмотрена меньшая продолжительность рабочей недели) с выплатой заработной платы в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (40 часов);
м) беременной женщины или кормящей матери, работающей в сельской местности, об обеспечении бесплатной выдачи продуктов питания, производимых хозяйством, по нормам, установленным трудовым коллективом;
н) беременной женщины о взыскании среднего заработка за период прохождения обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях.
При разрешении трудовых споров женщин и других лиц, осуществляющих уход за детьми, необходимо учитывать, что установленные для них законодательством дополнительные льготы подлежат предоставлению независимо от того, на основе какой формы собственности используется их труд (частной, государственной, муниципальной, а также собственности общественных объединений или организаций).
При рассмотрении иска беременной женщины о предоставлении в соответствии с медицинским заключением более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы или о снятии дисциплинарного взыскания, примененного к ней в связи с отказом от продолжения работы, обусловленной трудовым договором, суду следует иметь в виду, что до решения вопроса о предоставлении беременной женщине более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы администрация обязана освободить женщину от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни.
Если при рассмотрении иска беременной женщины о предоставлении в соответствии с медицинским заключением более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы либо иска женщины, имеющей ребенка в возрасте до 1,5 лет, о предоставлении другой работы в связи с невозможностью выполнения прежней суд признает заявленные требования обоснованными, он вправе вынести решение о переводе истицы на другую работу с указанием срока, на который изменяются условия трудового договора.
Поскольку труд беременных женщин, работающих в сельской местности, в растениеводстве и животноводстве, запрещен с момента выявления беременности, администрация обязана освободить женщину от такой работы (с сохранением среднего заработка по новому месту работы) на основании справки о наличии беременности. Специального медицинского заключения о необходимости предоставления более легкой работы в указанном случае не требуется (ст. 2.2 постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. N 298/3-I "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе").
Учитывая, что привлечение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет, к работам в ночное время, к сверхурочным работам, к работам в выходные дни и направление в командировки не допускается, отказ ее от такой работы не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины независимо от характера трудовых обязанностей (например, выполнение трудовых функций вне места постоянной работы).
Принимая во внимание, что закон не связывает запрещение ночных работ для беременной женщины и женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет, с выполнением этих работ в течение всего рабочего дня, отказ от работы в ночное время не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и в том случае, когда на ночное время приходится только часть рабочей смены.
Имея в виду, что привлечение к сверхурочным работам и направление в командировку женщины, имеющей детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов - до 16 лет), допустимы только с ее согласия, отказ такой женщины от выполнения указанных работ либо от выезда в командировку является правомерным и не влечет возможность наложения дисциплинарного взыскания.
Поскольку привлечение женщин в возрасте до 35 лет, работающих в сельской местности, к выполнению операций в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве и звероводстве с применением ядохимикатов, пестицидов и дезинфицирующих средств до 1 января 1992 г. допустимо только с согласия женщины, а после 1 января 1992 г. полностью запрещено, отказ женщины в возрасте до 35 лет от выполнения указанных видов работ нельзя рассматривать в качестве дисциплинарного проступка (ст. 2.1 постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г.).
При рассмотрении дел о восстановлении на работе лиц, уволенных за нарушение трудовой дисциплины, о снятии дисциплинарных взысканий либо о взыскании оплаты за сверхурочную работу необходимо иметь в виду, что работа женщин в сельской местности свыше 36-часовой рабочей недели (если законодательством не установлена ее меньшая продолжительность) является сверхурочной, привлечение к которой допустимо лишь в исключительных случаях, указанных в ст. 99, 152 ТК РФ.
Учитывая это, отказ женщины, работающей в сельской местности, от работ сверх 36-часовой рабочей недели (если законодательством не предусмотрена ее меньшая продолжительность), к которой она была привлечена администрацией без соблюдения требований ст. 99 ТК РФ, является правомерным и не может служить основанием для применения к ней дисциплинарного взыскания (ст. 1.3 постановления Верховного Совета РСФСР "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе").
Разрешая спор, возникший между администрацией и отцом либо дедом (бабушкой) или другим родственником малолетнего ребенка, о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, суду необходимо проверять, является ли истец родственником ребенка и действительно ли он фактически осуществляет уход за этим ребенком. При этом следует иметь в виду, что закон не связывает возможность предоставления такого отпуска со степенью родства и совместным проживанием родственника ребенка с его родителями (родителем).
При рассмотрении спора об установлении неполного рабочего времени или режима работы на дому, возникшего между администрацией и работником, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, следует учитывать, что нахождение работника в указанном отпуске не является препятствием для работы по его желанию на условиях неполного рабочего времени или на дому.
Разрешая спор, возникший между администрацией и отцом либо дедом (бабушкой) или другим родственником малолетнего ребенка, о предоставлении частично оплачиваемого отпуска до достижения ребенком возраста 1,5 лет или дополнительного отпуска до достижения ребенком 3 лет, суду необходимо проверять, является ли истец родственником ребенка, не достигшего указанного выше возраста, и действительно ли он фактически осуществляет уход за этим ребенком. При этом следует иметь в виду, что закон не связывает возможность предоставления таких отпусков со степенью родства и совместным проживанием родственника ребенка с его родителями (родителем).
При рассмотрении спора об установлении неполного рабочего времени или режима работы на дому, возникшего между администрацией и работником, находящемся в частично оплачиваемом либо в дополнительном отпуске по уходу за ребенком, следует учитывать, что нахождение работника в одном из указанных отпусков не является препятствием для работы по его желанию на условиях неполного рабочего времени или на дому.
При разрешении споров об увольнении или переводе в связи с высвобождением работника, вызванным прекращением деятельности предприятий, учреждений, организаций либо сокращением численности или штата работников, суду необходимо тщательно проверить обоснованность доводов истицы о том, что действительной причиной увольнения (перевода) явилась незаинтересованность или нежелание администрации предоставлять женщине определенные льготы по труду. Суду следует также выяснять, обеспечивала ли предоставляемая в порядке трудоустройства работа возможность сочетать труд с материнством, предлагалось ли истице пройти переобучение новым профессиям (специальностям) и имелась ли возможность такого переобучения с предоставлением соответствующей работы.
Рассматривая требование о восстановлении на работе женщины, трудовой договор с которой был расторгнут по инициативе администрации в период нахождения ее в состоянии беременности, суду надлежит удовлетворить иск независимо от того, было ли администрации при увольнении известно о беременности и сохранилась ли она на время рассмотрения дела.
Необходимо иметь в виду, что желание женщины уволиться в период беременности либо до достижения ребенком, в том числе находящимся на попечении, возраста 14 лет (ребенком-инвалидом - 16 лет), является уважительной причиной для расторжения срочного трудового договора.
При разрешении трудовых споров лиц, занимающихся воспитанием детей без матери, необходимо учитывать, что в силу действующего трудового законодательства на отцов, воспитывающих детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях), а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних распространяются льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством (ограничение труда на ночных, сверхурочных работах, привлечения к работам в выходные дни и направления в командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие льготы, установленные действующим законодательством).
При этом следует иметь в виду, что предоставление льгот по труду лицам, занимающимся воспитанием детей без матери, в указанных выше случаях является обязанностью администрации и не зависит от ее усмотрения.
Рекомендовать судам обсуждать вопрос о необходимости вынесения частных определений в случаях, когда при рассмотрении дел данной категории будут установлены факты нарушения должностными лицами прав женщин и других лиц, осуществляющих уход за ребенком, гарантированных им трудовым законодательством; систематически обобщать и анализировать практику применения законодательства, регулирующего труд указанной категории работников, используя результаты изучения практики для устранения имеющихся недостатков.

Статья 254. Перевод на другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет

1. Резкое изменение демографической ситуации в стране, выразившееся прежде всего в росте младенческой и материнской смертности, снижении уровня воспроизводства населения, ухудшении состоянии здоровья женщин детородного возраста, работающих в различных, в том числе вредных и опасных условиях труда, ведет к уменьшению численности трудоспособного населения и в конечном счете к падению экономического потенциала государства (Гигиенические рекомендации к рациональному трудоустройству беременных женщин (далее - Гигиенические рекомендации), утв. приказом Госкомсанэпиднадзора России, Минздрава России 21, 23 декабря 1993 г.).
Решение указанной проблемы путем оптимизации гигиенической обстановки на производстве при соблюдении требований, изложенных в Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации" позволяет, с одной стороны, повысить индекс здоровья матерей и их потомства, а с другой - восстановить трудовые ресурсы страны.
В соответствии со ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья.
В основу Гигиенических рекомендаций положен перспективный методологический подход по разработке оценочных критериев благополучия условий труда, которые могут быть использованы при гигиенической оценке любого рабочего места. Основой критериального подхода являются оптимальные величины химических и физических производственных факторов. Это предполагает либо исключение неблагоприятного воздействия на здоровье работающих и их потомства опасных и вредных производственных факторов, либо соответствие уровням, принятым в качестве безопасных для населения. Такой подход должен дать медицинский, социальный и в конечном счете экономический эффект.
Гигиенические рекомендации предназначены для администраций предприятий, организаций, учреждений всех видов собственности, органов страховой медицины, профсоюзных органов, специалистов по охране и научной организации труда, врачей акушеров-гинекологов, цеховых врачей, санитарных врачей по гигиене труда центров Госсанэпиднадзора при решении вопросов трудоустройства беременных женщин с нормально протекающей беременностью, а также при осуществлении контроля за условиями их труда и отдыха.
Основная цель разработки и применения Гигиенических рекомендаций состоит в оказании помощи при создании условий гигиенически рационального трудоустройства беременных работниц, т.е. оптимальной величины рабочей нагрузки (физической, нервно-эмоциональной) и оптимальных условий производственной среды, которые у практически здоровых женщин не должны вызывать отклонений в организме в период беременности и не сказываться отрицательно на течении родов, после родового периода, лактации, на состоянии внутриутробного плода, на физическом и психическом развитии и заболеваемости рожденных детей.
Оценка условий и характера труда беременных женщин проводится специалистами центров Госсанэпиднадзора, службой охраны труда и работниками НОТ предприятий ежемесячно.
При наличии на рабочих местах нескольких факторов оптимальными условиями труда считаются такие, когда все без исключения факторы (показатели) производственной среды по своему воздействию являются оптимальными. В случае когда среди оптимальных уровней имеется 1 фактор и более с допустимым уровнем, такие условия следует относить к допустимым.
Беременным работницам устанавливается дифференцированная норма выработки со снижением в среднем до 40% от постоянной нормы с сохранением среднего заработка по прежней работе.
Беременных женщин не привлекают к сверхурочным работам, командировкам, работам в вечернее время, выходные и праздничные дни.
2. В Гигиенических рекомендациях к рациональному трудоустройству беременных женщин изложены гигиенические критерии технологических операций, оборудования, производственной среды. Технологические процессы и оборудование, предназначенные для труда беременных женщин, не должны быть источником повышенных уровней физических, химических, биологических и психофизиологических факторов (ГОСТ 12.0.003-74). При выборе технологических операций следует учитывать оптимальные величины физических нагрузок для труда женщин в период беременности (табл. 1).
Беременные женщины не должны выполнять операции, связанные с подъемом предметов труда выше уровня плечевого пояса, с подъемом предметов труда с пола, с преобладанием статического напряжения мышц ног и брюшного пресса, вынужденной рабочей позой (на корточках, на коленях, согнувшись, упором животом и грудью в оборудование и предметы труда), наклоном туловища более 15°, а также работы на оборудовании с управлением с помощью ножной педали. Для беременных работниц должны быть также исключены операции на конвейере с принудительным ритмом и работы, сопровождающиеся нервно-эмоциональным напряжением.
Технологические операции, подходящие для выполнения женщинами в период беременности, выбираются из числа имеющихся на данном предприятии при условии, что они удовлетворяют профессиографическим критериям оптимальной трудовой нагрузки (табл. 2). В отдельных случаях возникает необходимость в использовании технологических процессов, не свойственных данному предприятию.
В качестве работ, рекомендуемых для выполнения женщинами в период беременности, могут быть использованы легкие сборочные, сортировочные, упаковочные операции с учетом гигиенических критериев трудового процесса, производственной среды и организации рабочего места.
При оценке параметров производственной среды следует руководствоваться гигиеническими критериями оптимальных условий производственной среды:
беременные женщины не должны допускаться до работ в условиях применения на производстве потенциально опасных химических веществ, в том числе аллергено- и канцерогенных и в плане влияния на репродуктивную функцию (приложение 1);
запрещается использование труда беременных женщин в условиях воздействия других химических веществ, а именно:
- чрезвычайно и высокоопасных (I и II класс опасности);
- обладающих отталкивающими, отвратительными запахами;
- не имеющих токсикологической оценки;
беременные женщины не допускаются к выполнению работ, связанных с воздействием возбудителей инфекционных, паразитарных и грибковых заболеваний;
беременные женщины, работающие на производстве, должны быть обеспечены оптимальными параметрами температуры, влажности и подвижности воздуха (табл. 3) (в соответствии с ГОСТ 12.1.005-88);
беременные женщины не должны трудиться в условиях воздействия инфракрасного излучения, особенно направленного на область живота и таза. Температура нагретых поверхностей оборудования и ограждений в рабочей зоне не должна превышать 35°C;
противопоказаны виды деятельности, связанные с намоканием конечностей, одежды и обуви, на сквозняке;
в период беременности (со дня установления) женщин необходимо переводить на рабочие места без воздействия вибрации, ультразвука, ионизирующего излучения;
интенсивность шума на рабочих местах беременных женщин не должна превышать 50-60 дБА (табл. 3);

<< Пред. стр.

стр. 21
(общее количество: 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>