<< Пред. стр.

стр. 23
(общее количество: 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


1. Правила о социальной защите инвалидов в Российской Федерации определены в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.
Положение о признании лица инвалидом утверждено постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965.
2. Порядок признания граждан инвалидами установлен постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965.
Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, утверждены постановлением Минтруда России и Минздрава России от 29 января 1997 г. N 1/30.
Форма направления детей в возрасте до 16 лет на освидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы N 080/у-97 утверждена приказом Минздрава России и Минтруда России от 25 февраля 1998 г. N 50/18. См. также учетную форму N 088/у-97 "Направление на медико-социальную экспертизу", утв. приказом Минздрава России от 14 мая 1997 г. N 141.
Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид" (см. Классификацию и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, утв. постановлением Минтруда России и Минздрава России от 29 января 1997 г. N 1/30).
Медико-социальная экспертиза гражданина производится в учреждении по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения.
3. Примерное положение об учреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы (далее - Примерное положение) утверждено постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965. Оно регулирует деятельность учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы (далее - учреждения), создаваемых в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в системе органов социальной защиты населения для проведения медико-социальной экспертизы лиц, нуждающихся в этом.
Положения об учреждениях утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ на основании Примерного положения.
К учреждениям относятся бюро медико-социальной экспертизы (далее - бюро) и главное бюро медико-социальной экспертизы (далее - главное бюро).
Основными задачами учреждений являются:
определение группы инвалидности, ее причин (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;
формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих;
участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, медико-социальной экспертизы, реабилитации и социальной защиты инвалидов.
4. Постановлением Минтруда России и Минздрава России от 29 января 1997 г. N 1/30 утверждены Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы.
Инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или анатомических дефектов.
Нарушение здоровья - физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функции организма человека.
Ограничение жизнедеятельности - отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.
Степень ограничения жизнедеятельности - величина отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.
Социальная недостаточность - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты или помощи.
Социальная защита - система гарантированных государством постоянных и (или) долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная помощь - периодические и (или) регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности.
Социальная поддержка - одноразовые или эпизодические мероприятия кратковременного характера при отсутствии признаков социальной недостаточности.
Реабилитация инвалидов - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Цель реабилитации - восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Реабилитационный потенциал - комплекс биологических и психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности.
Реабилитационный прогноз - предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала.
Специально созданные условия трудовой, бытовой и общественной деятельности - специфические санитарно-гигиенические, организационные, технические, технологические, правовые, экономические, микросоциальные факторы, позволяющие инвалиду осуществлять трудовую, бытовую и общественную деятельность в соответствии с его реабилитационным потенциалом.
Профессия - род трудовой деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний, умений и навыков, полученных путем образования, обучения. Основной профессией следует считать выполняемую работу наиболее высокой квалификации или работу, выполняемую более длительное время.
Специальность - вид профессиональной деятельности, усовершенствованной путем специальной подготовки; определенная область труда, знания.
Квалификация - уровень подготовленности мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемый разрядом, классом, званием и другими квалификационными категориями (далее сохранена нумерация постановления N 1/30).
1.2. Классификация нарушений основных функций организма человека включает:
1.2.1. Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
1.2.2. Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания).
1.2.3. Нарушения стато-динамической функции.
1.2.4. Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.
1.3. Классификация основных категорий жизнедеятельности включает:
1.3.1. Способность к самообслуживанию - способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены.
1.3.2. Способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности.
1.3.3. Способность к обучению - способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).
1.3.4. Способность к трудовой деятельности - способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы.
1.3.5. Способность к ориентации - способность определяться во времени и пространстве.
1.3.6. Способность к общению - способность к установлению контакта с людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.
1.3.7. Способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых норм.
1.4. Классификация нарушений функций организма по степени выраженности. Комплексная оценка различных качественных и количественных показателей, характеризующих стойкое нарушение функций организма, предусматривает выделение преимущественно 4 степеней нарушений:
1 степень - незначительные нарушения функций;
2 степень - умеренные нарушения функций;
3 степень - выраженные нарушения функций;
4 степень - значительно выраженные нарушения функций.
1.5. Классификация ограничений жизнедеятельности по степени выраженности представлены следующим образом:
1.5.1. Ограничение самообслуживания:
1 степень - способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;
2 степень - способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) при помощи других лиц;
3 степень - неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц.
1.5.2. Ограничение способности к самостоятельному передвижению:
1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращения расстояния;
2 степень - способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) при помощи других лиц;
3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц.
1.5.3. Ограничение способности к обучению:
1 степень - способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);
2 степень - способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях;
3 степень - неспособность к обучению.
1.5.4. Ограничение способности к трудовой деятельности:
1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;
2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;
3 степень - неспособность к трудовой деятельности.
1.5.5. Ограничение способности к ориентации:
1 степень - способность к ориентации при условии использования вспомогательных средств;
2 степень - способность к ориентации, требующая помощи других лиц;
3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация).
1.5.6. Ограничение способности к общению:
1 степень - способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации;
2 степень - способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) при помощи других лиц;
3 степень - неспособность к общению.
1.5.7. Ограничение способности контролировать свое поведение:
1 степень - частичное снижение способности самостоятельно контролировать свое поведение;
2 степень - способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц;
3 степень - неспособность контролировать свое поведение.

Статья 263. Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за детьми

1. Из содержания комментируемой статьи следует, что льгота, предназначенная лицам, осуществляющим уход за детьми, в виде дополнительного отпуска без сохранения заработной платы может предоставляться только при условии, если она закреплена в коллективном договоре.
2. Ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы предоставляется в удобное для работника время продолжительностью до 14 календарных дней. Этот отпуск может быть присоединен по заявлению работника к ежегодному оплачиваемому отпуску полностью или частично. Однако перенесение дополнительного отпуска на следующий рабочий год не допускается.
3. Ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы может быть установлен и в другом нормативном правовом акте организации.

Статья 264. Гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без матери

1. Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без родителей" установлены дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанный Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Для целей рассматриваемого Федерального закона используются понятия:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите;
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке;
опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;
приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) (о приемной семье см. постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829);
полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости;
обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях;
выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения;
дополнительные гарантии по социальной защите - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования.
Рассматриваемый Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без родителей").
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
3. Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), предусмотренные ст. 5 рассматриваемого Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
4. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов образовательных учреждений начального профессионального образования на обучение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
Обучающиеся, воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.
Обучающимся федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере 3-месячной стипендии, а также 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
Размер и порядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, и в муниципальных образовательных учреждениях, устанавливаются законами субъектов РФ и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ.
Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.
Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 руб. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.
Выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом законами субъектов РФ и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ.
При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом 1 раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, а также муниципальных образовательных учреждениях, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда 1 раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы определяется нормативными правовыми актами субъектов РФ.
5. Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание установлены в ст. 7 рассматриваемого Федерального закона.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.
6. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение установлены в ст. 8 рассматриваемого Федерального закона.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на срок пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на время нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди не ниже установленных социальных норм (о мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних см. письма Минобразования России от 20 февраля 1995 г. N 09-М, от 9 июня 1999 г. N 244/26-5).
7. Дополнительные гарантии права на труд установлены в ст. 9 рассматриваемого Федерального закона.
Об оказании содействия в трудоустройстве, признании в установленном порядке безработными, профессиональной подготовке (переподготовке) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выплате им пособия по безработице см. постановление Минтруда России от 10 февраля 1998 г. N 5.
Органы государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.
Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров (контрактов), регулирующих их отношения с гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.
Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организации.
8. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена в ст. 10 рассматриваемого Федерального закона.
За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
9. Ответственность за неисполнение рассматриваемого Федерального закона установлена в ст. 11.
Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений Федерального закона в соответствии с Конституцией РФ, с законодательством Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением рассматриваемого Федерального закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо определяющие такой порядок осуществления этих прав, который значительно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке.
Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных органов государственной власти своих обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без родителей", влечет дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 42. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет

Постановлением ВС РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-I одобрены Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации (далее - Основные направления). Основные направления содержат концептуальные положения, в соответствии с которыми формируется и осуществляется государственная молодежная политика в Российской Федерации. Цели и принципы такой политики являются общими для всех уровней государственной власти и управления. Реализация мер в области государственной молодежной политики в России осуществляется органами государственной власти и управления на основе принимаемых в развитие Основных направлений нормативных актов и программ, исходя из компетенции этих органов.
Государственная молодежная политика - это деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.
Государственная молодежная политика проводится в отношении:
граждан РФ, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;
иностранных граждан, лиц без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет соответствующие обязанности федеральных государственных органов;
молодых семей - семей в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
молодежных объединений.
Государственная молодежная политика осуществляется:
государственными органами и их должностными лицами (Указом Президента РФ 17 мая 2000 г. N 867 Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике упразднен, его функции переданы Министерству образования РФ);
молодежными объединениями, их ассоциациями;
молодыми гражданами.
Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
сочетания государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;
обеспечения правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленного возрастом ограничения их социального статуса;
предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
приоритета общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

Статья 265. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет

1. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, в соответствии со ст. 10 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" утвержден постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163; Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664-97 "Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков", утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 4 апреля 1997 г. N 5.
I. Работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную
Работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную в случае превышения установленных норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную.
II. Горные работы, строительство метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения
Подземные работы
Подземные работы, выполняемые рабочими всех профессий.
Открытые горные работы и поверхность действующих и строящихся шахт и разрезов
Работа в разрезах по добыче угля Коркинского, Вахрушевского и Волчанского угольных месторождений, а также в разрезах (карьерах) по добыче полезных ископаемых глубиной 150 м и более.
Примечания к Перечню тяжелых работ и работ в вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утверждены постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163.
Если в Перечень включены профессии рабочих под общим наименованием, например вальцовщик стана холодного проката труб, сталевар, бурильщик шпуров и т.д., то запрещение применения труда лиц, не достигших 18-летнего возраста, распространяется на подручных, помощников и старших рабочих этих профессий.
Применение труда лиц моложе 18 лет на работах, включенных в Перечень, запрещается во всех организациях независимо от отраслей экономики, а также организационно-правовой формы собственности.
2. При прохождении производственной практики (производственного обучения) учащиеся общеобразовательных и образовательных учреждений начального профессионального образования, студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования, достигшие 16-летнего возраста, могут находиться на работах, включенных в Перечень, не свыше 4 часов в день при условии строгого соблюдения на этих работах действующих санитарных правил и норм и правил по охране труда. Разрешение на прохождение производственной практики не распространяется на отдельные условия и виды работ (работа на высоте, верхолазные, взрывоопасные работы, подземные и подводные работы).
Профессиональная подготовка молодежи на производстве по работам и профессиям, включенным в Перечень, допускается для лиц не моложе 17 лет при условии достижения к моменту окончания обучения 18-летнего возраста. Действие Перечня в отношении продолжительности и условий обучения распространяется на данную форму подготовки.
Выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, закончившие профессиональную подготовку со сроком обучения не менее 3 лет по профессиям, включенным в Перечень, и не достигшие 18-летнего возраста, могут допускаться к работе по этим профессиям на аттестованных рабочих местах при условии строгого соблюдения в этих производствах и на работах действующих санитарных правил и норм и правил по охране труда.
Работодатель может принимать решение о применении труда лиц моложе 18 лет на работах, включенных в Перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта РФ.

Статья 266. Медицинские осмотры лиц в возрасте до восемнадцати лет

1. Методические указания МУ 2.4.6.665-97 "Медико-биологические критерии оценки условий труда с целью определения противопоказаний и показаний к применению труда подростков" утверждены приказом Минздрава России от 14 апреля 1997 г. N 7.
Методические указания предназначены для разработки отраслевых списков производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, а также для определения рабочих мест, допустимых для применения труда подростков.
Подростки - особая возрастная и социальная группа, которая определяет перспективы формирования трудового потенциала страны. Важными ее чертами являются: незавершенность морфофункционального развития, психоэмоциональная неустойчивость, повышенная реактивность и чувствительность к действию различных средовых факторов и условий, социальная незрелость. На этом фоне происходят адаптация подростков к обществу, профессиональное самоопределение и начало трудовой деятельности. В целях предупреждения отрицательного влияния производственных факторов на рост, развитие, состояние здоровья, моральное и психическое состояние необходимы ограничения применения труда подростков. Они должны предусматривать запрещение работы в контакте с вредными и опасными веществами, в условиях, связанных с повышенной опасностью травматизма для самого подростка и окружающих, исключение других видов рисков и аварийных ситуаций в результате возможных неадекватных действий в сложных условиях вследствие возрастных особенностей или отсутствия необходимого опыта и квалификации. Специальные ограничения и льготы касаются возрастного ценза приема на работу, введения сокращенной продолжительности рабочей недели, запрета труда в ночных сменах, установления пригодности к определенному виду деятельности на основе обязательного медицинского обследования как предварительного (при поступлении), так и периодического.
Трудовая деятельность подростков на постоянной основе разрешается начиная с 15-летнего возраста. Допускается применение труда лиц, достигших 14 лет, на временных работах в свободное от учебы время при условии выполнения легких работ, не оказывающих негативного влияния на здоровье и не препятствующих обучению. Для лиц, не достигших 18-летнего возраста, запрещаются профессии и виды работ с тяжелыми и вредными условиями. Для отдельных видов работ с особо вредными, экстремальными условиями и высокой степенью ответственности установлены более высокие возрастные ограничения - до 21 года.
В соответствии с комментируемой статьей подростки при поступлении на работу подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию, как предварительному, так и периодическому. Для решения вопроса о возможности постоянной работы подростка, начиная с 15-летнего возраста, и совмещения обучения с работой с 14 лет проводится оценка состояния здоровья, цель которой - определение возможности выполнения данным подростком профессиональных функций без ущерба для его развития и состояния здоровья и исключение прогрессирования имеющихся нарушений.
Проведение экспертной оценки и оформление заключения о состоянии здоровья с рекомендациями по возможному трудоустройству осуществляются в территориальном лечебно-профилактическом учреждении клинико-экспертной комиссией (КЭК). Заключение о возможности работы оформляется на основании результатов медицинского осмотра с обязательным учетом функционального состояния и данных динамического наблюдения. При приеме подростка на работу работодатель обязан руководствоваться заключением, оформленным не более чем за 3 месяца до поступления на работу. За полноту осмотра, правильность и обоснованность заключения несет ответственность председатель КЭК территориального лечебно-профилактического учреждения и лечащий врач (врач-терапевт участковый, подростковый, педиатр), осуществляющий динамическое наблюдение за состоянием здоровья подростка.
При решении вопросов трудоустройства подростков лечащий врач основывается или на результатах ежегодных осмотров, или на медицинском осмотре перед поступлением на работу, который должен быть проведен в полном объеме.
На основании осмотра должны быть установлены:
уровень психического и физического развития, степень соответствия биологического возраста календарному;
развернутый диагноз.
Заключение о пригодности подростка к определенной работе выносится в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков. Перечень абсолютных противопоказаний к приему подростков на работу представлен в приложении 2 Методических указаний МУ 2.4.6.665-97 от 14 апреля 1997 г.
Прием на работу с особо вредными, экстремальными условиями или высокой степенью ответственности лиц в возрасте от 18 лет до 21 года осуществляется в соответствии с приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. N 90.
В целях установления возможного отрицательного влияния выполняемой работы на организм осуществляется динамическое наблюдение за состоянием здоровья работающих подростков. При ухудшении состояния здоровья в процессе трудовой деятельности врач при ежегодном освидетельствовании (или раньше при наличии жалоб) выносит заключение о возможности продолжения работы подростка в данных условиях или по иному рациональному трудоустройству.
Предварительные при поступлении на работу и ежегодные периодические медицинские осмотры для работников в возрасте до 18 лет осуществляются в соответствии с Базовой программой обязательного медицинского страхования населения и в соответствии с комментируемой статьей. Осмотры лиц старше 18 лет осуществляются за счет средств работодателя. Ответственность за прохождение предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников несет работодатель.
Для работающих подростков ст. 92 ТК РФ установлена сокращенная рабочая неделя, составляющая 24 часа для лиц, не достигших 16 лет, и 36 часов - для лиц в возрасте от 16 до 18 лет. При трудоустройстве в свободное от учебы время продолжительность работы должна составлять не более 3 часов в день для лиц до 16 лет и не более 4 часов - для лиц в возрасте от 16 до 18 лет с временем окончания не позднее 9 часов вечера. В каникулярное время продолжительность рабочей недели не должна превышать указанную выше для данной возрастной группы.
При приеме подростка на работу необходимо руководствоваться Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", где указаны ограничения, связанные с режимом и условиями работы. Работодатель обязан рассмотреть вопрос о том, подходит ли конкретный вид профессиональной деятельности подростку с учетом требований законодательства и других документов, определяющих возможность применения труда несовершеннолетних.
В настоящее время действует Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утв. постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163.
Работодатель обязан информировать подростка о льготах, предусмотренных законодательством об охране труда, и неукоснительно их выполнять. Он обеспечивает проведение инструктажа при приеме на работу и обучение как самим рабочим операциям, так и безопасным приемам работы, а также правилам охраны труда и техники безопасности, внутреннего распорядка на данном предприятии, назначает опытного, квалифицированного наставника.
Рабочие места для подростков должны выбираться с таким расчетом, чтобы при наличии вредных и опасных факторов производственной среды (пыли, газов, паров, шума, вибрации, излучений и факторов трудового процесса) уровень их не превышал установленных санитарными нормами и правилами. Станки, оборудование, инструменты, рычаги управления, рабочая мебель по своим параметрам должны соответствовать эргономическим требованиям (Методические указания МУ 2.4.6.665-97 от 14 апреля 1997 г. N 7) с учетом физического развития подростка. Необходимо принятие мер безопасности во избежание возможных повреждений при падении работника или стоящих рядом предметов. Выбор рабочего места для подростка на предприятиях или организациях всех форм собственности должен проводиться с участием представителей центров Госсанэпиднадзора, специалистов по охране труда предприятий или при их отсутствии лиц, уполномоченных работодателем.
Подросток должен получить профессиональное образование в специализированном учебном заведении или необходимое обучение в условиях производства прежде, чем ему будет поручено самостоятельное обслуживание машин и механизмов. С подростком должен быть проведен инструктаж как в отношении собственно работы на данном рабочем месте, так и потенциальных опасностей для здоровья и жизни, связанных с производственным процессом на участке и в цехе, с учетом имеющихся у подростков возрастных особенностей и отсутствия необходимых навыков, опыта. При этом необходимо иметь в виду, что для подростков характерна недооценка потенциально опасных ситуаций и поэтому внимание подростка на этих моментах должно быть акцентировано. Программы обучения по производственной гигиене и санитарии должны согласовываться с врачами-гигиенистами.
В Методических указаниях приведены определенные критерии отнесения работ к категории запрещенных для применения труда подростков. Труд подростков допускается в условиях, которые не оказывают отрицательного воздействия на рост, развитие и состояние здоровья в ближайшем и отдаленном периоде, т.е. условия труда должны быть оптимальными или допустимыми в соответствии с существующей классификацией труда по показателям вредности, тяжести и напряженности. Классы условий труда, относящихся к оптимальным и допустимым, характеризуются тем, что факторы производственной среды на рабочих местах не превышают уровни, безопасные для населения (1 класс), или отвечают гигиеническим регламентам для взрослых (2 класс), или для подростков и вызывают в течение рабочего дня обратимые функциональные сдвиги. Превышение действующих нормативов или присутствие вредных факторов, с которыми работы подростков запрещены, являются основанием для исключения применения труда подростков. В соответствии с этим запрещенными для подростков являются работы и условия, определяемые по следующим критериям:
К показателям вредности (производственные факторы химической, биологической и физической природы) относятся:
присутствие веществ 1-2 класса опасности;
присутствие веществ, способных вызывать аллергические заболевания в производственных условиях, а также обладающих канцерогенным и тератогенным свойствами; присутствие аэрозолей с высокой фиброгенной активностью (ПДК в воздухе рабочей зоны до 5 мг/куб. м);
присутствие в воздухе рабочей зоны вредных веществ 3-4 класса опасности в концентрациях, превышающих предельно допустимые для рабочих помещений;
контакт с лекарственными средствами, применяемыми в противоопухолевой терапии, гормональными средствами и наркотическими анальгетиками;
контакт с патогенными микроорганизмами;
присутствие микроорганизмов-продуцентов, препаратов, содержащих живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты в концентрациях, превышающих предельно допустимые для рабочих мест;
наличие шума на рабочих местах, превышающего установленные для подростков нормативы - ПДУ 70 дБА. При превышении шума время работы ограничивается в соответствии с Методическими указаниями;
наличие на рабочем месте общей и локальной вибрации, превышающей допустимые уровни;
наличие инфразвука с общим уровнем звукового давления, превышающего допустимые нормы;
наличие воздушного ультразвука выше допустимых уровней звукового давления, наличие контактного ультразвука;
все виды электромагнитных излучений, превышающие допустимые по санитарным нормам. Все работы с лазерами 2-го, 3-го, 4-го класса опасности;
параметры микроклимата, превышающие допустимые величины для воздуха рабочей зоны;
естественная и искусственная освещенность рабочих мест ниже нормативов, принятых для работ выполняемого класса точности. Работа в помещениях без естественного освещения, в помещениях подвального типа (допускаются исключения для бесфонарных зданий);
все виды работ с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений;
работа при повышенном атмосферном давлении (в кессонах, барокамерах, водолазные работы и др.).
К показателям напряженности трудового процесса относятся:
Работы и виды деятельности, характеризуемые повышенными показателями напряженности трудового процесса:
осуществляемые в условиях дефицита времени и информации;
связанные с повышенным напряжением внимания (длительность сосредоточенного наблюдения превышает 50% рабочего времени или число объектов одновременного наблюдения составляет более 10);
в процессе выполнения которых существует необходимость восприятия и переработки значительного количества световых, звуковых сигналов и сообщений (частота свыше 176 сигналов в час).
Работы, связанные со значительными эмоциональными нагрузками:
с повышенной ответственностью;
при наличии риска для жизни и безопасности (своей и других людей);
с непосредственной ответственностью за сохранность оборудования и материальных ценностей, за качество работы коллектива (группы, бригады и т.д.) и за возможность нарушения технологического процесса.
Работа, связанная с повышенной нагрузкой на слуховой анализатор (прием и переработка слуховых сигналов, сообщений, разборчивость которых менее 70%).
Работы, связанные с высокой степенью монотонности (при продолжительности операций 10 с и менее, если они выполняются в навязанном темпе, создающем высокую интенсивность труда).
Виды деятельности с повышенными нагрузками на зрительный анализатор, которые должны ограничиваться по времени:
зрительно напряженная работа при величине объектов различения от 5 до 1 мм должна занимать не более 50% рабочей смены, при величине объектов менее 1 мм - до 25% рабочей смены;
работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.д.) не должна превышать 50% рабочего времени;
наблюдение за экранами видеотерминалов не должно продолжаться более 2 часов в день для подростков до 16 лет и 3 часов - для подростков от 16 до 18 лет.
К категории опасных для подростков должны быть отнесены виды работ и условия, которые характеризуются потенциальной опасностью травматизма из-за возможных неадекватных действий подростка, обусловленных его психологическими особенностями и отсутствием достаточного профессионального опыта, а также работы, которые могут отрицательно влиять на моральное и психическое состояние подростков.
Условия, где превышаются указанные выше критерии по вредности, тяжести и напряженности, отрицательно влияют на функциональное состояние и работоспособность подростков, приводят к развитию выраженного утомления и к ухудшению состояния здоровья.
2. В Методических указаниях МУ 2.4.6.665-97 дан Перечень основных видов работ и профессий, на которых запрещается использование труда подростков, не достигших 18-летнего возраста (в отдельных случаях - 21 года).
Для использования труда подростков запрещаются профессии и виды работ, где условия труда характеризуются наличием факторов химической, физической природы, тяжестью и интенсивностью трудовых процессов, превышающих гигиенические нормативы, и соответствуют по своим параметрам 3-4 категории работ по вредности и опасности с учетом приведенных выше критериев для подростков, а работники пользуются льготами за работу в указанных условиях (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, льготное пенсионное обеспечение).
Виды работ, характеризующиеся значительными физическими нагрузками, при которых, как правило, превышаются предельно допустимые для подростков величины показателей тяжести трудового процесса (погрузочно-разгрузочные работы, земляные работы, работы в карьерах, лесоразработка, лесосплав, монтажные работы в строительстве и др.).
Интенсивные виды деятельности, не поддающиеся по своему характеру регламентации:
по тяжести (когда нельзя уменьшить вес поднимаемого и переносимого груза или уменьшить работу по переносу тяжести до одной трети рабочего дня);
по темпу (высокий темп конвейерных работ, аварийные условия, требующие максимальной концентрации сил и психической нагрузки, работа в бригадах со взрослыми, выполняющими аккордные задания со специальной оплатой, и др.).
Работы с высокой степенью эмоционального напряжения и ответственности:
профессии операторского типа, требующие принятия срочных решений в условиях дефицита времени или информации, а также ответственных решений, связанных с безопасностью людей, ходом производственных процессов;
профессии водительского типа, связанные с управлением различными видами транспортных средств (автомобили, транспорт городской, речной, морской, портовый, воздушный, железнодорожный, дорожно-строительные и строительные машины, техника на карьерах по добыче полезных ископаемых и строительных материалов, валке леса и т.д.);
работы, выполняемые в аварийных или экстремальных условиях;
аварийно-спасательные службы (работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);
работы по охране банковских структур и других ведомств, инкассация и другие виды деятельности, где разрешено ношение огнестрельного оружия;
работы, выполняемые в одиночестве в вечернее время, ранние утренние часы, связанные с риском нападения (работа вахтерами, работа в торговых точках, предприятиях общественного питания);
работы, связанные с ответственностью за жизнь, здоровье и безопасность детей (обслуживающий персонал домов ребенка, детских дошкольных учреждений, детских домов, интернатов, обслуживание аттракционов и др.);
работы, связанные с материальной ответственностью;
работа по обслуживанию подъемных механизмов для транспортировки людей (производственные лифты, открытые подъемники, канатные и подвесные дороги, эскалаторы и др.);
работа по подготовке и укладке парашютов и других спасательных средств;
работы, связанные с обработкой драгоценных камней и металлов, по изготовлению денежных знаков и других ценных бумаг.
Работы на гидрометеорологических станциях, сооружениях связи, расположенных в полярных, высокогорных, пустынных, таежных и других отдаленных районах в сложных климатических условиях (за исключением местных жителей, достигших 16 лет, которые могут быть приняты на работу, соответствующую их возрасту и квалификации).
Работы, выполняемые по организованному набору в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также пустынных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах.
Работы, опасные по травматизму:
связанные с производством, применением, транспортировкой взрывчатых и горючих материалов, работы во взрыво- и пожароопасных производствах, пиротехнические работы, охрана взрывных работ;
связанные с обслуживанием сосудов под давлением; работы в кессонах, барокамерах; водолазные работы;
на высоте, верхолазные работы;
подземные работы;
ремонтно-строительные и другие работы, выполняемые на железнодорожных, путях трамвайных путях и других транспортных магистралях;
у механизмов с открытыми движущимися частями (трансмиссии, транспортеры, лебедки, цепи, шкивы);
связанные с опасностью поражения электротоком;
земляные и другие работы, связанные с опасностью завалов (рытье траншей, выравнивание откосов колодцев, работы в зернохранилищах и на токах, складирование сыпучих материалов);
в пониженных и других местах, связанные с возможностью скопления газа или дефицита кислорода (колодцы кабельных сетей, силосные башни, силосные траншеи, гаражи и др.);
выполняемые в ограниченных пространствах, емкостях, резервуарах, тоннелях, включая работы в отсеках судов;
связанные с возможностью падения на скользких поверхностях;
с механизированным открытым режущим, рубящим оборудованием (например, кожевенное оборудование);
с открытыми циркулярными и цепными пилами (деревообработка, мебельное производство, ремизо-бердочное производство, производство изделий из камня и др.);
со штамповочным и прессовочным оборудованием (в черной и цветной металлургии, производстве и переработке резины, в машиностроении и металлообработке, в кабельном производстве, текстильной, пищевой промышленности и др.);
связанные с резкой стекла и изделий из стекла;
термически опасные работы в черной, цветной металлургии и в машиностроении, работы по обжигу сырья и изделий из него, производство фаянсовых и фарфоровых изделий, в хлебопечении и др.;
по уходу за дикими и хищными животными, быками и жеребцами-производителями в сельском хозяйстве, заказниках, зоопарках, цирках.
Работы, связанные с опасностью заражения:
с инфицированным материалом и материалами, зараженными паразитами;
со вторичным сырьем, грязным бельем и спецодеждой в прачечных, в санпропускниках, по уборке банных помещений;
с биосредами (кровь, моча и др.), возбудителями инфекционных заболеваний, включая работу в инфекционных больницах, лепрозориях, санаториях для туберкулезных больных, с больными животными в сельском хозяйстве;
научно-исследовательские работы - виварии, инсектарии, боксы;
в канализационном хозяйстве, на свалках бытового и промышленного мусора, предприятиях по утилизации отходов;
на сортировке лесоматериалов, зараженных плесенью и другими грибками.
Работы, которые отрицательно влияют на психическое и моральное состояние:
с трупами, трупным материалом (в больницах, моргах, крематориях, кладбищах и других учреждениях ритуальных услуг, изготовление влажных учебных пособий из трупного материала, утилизация трупов животных и др.);
по убою скота и птицы, отлову и уничтожению животных;
в психиатрических и психоневрологических больницах, интернатах, диспансерах, включая отделения для лечения наркологических больных, в аналогичных отделениях других лечебных учреждений, работа в учреждениях для детей с дефектами в умственном развитии, работа в отделениях реанимации и интенсивной терапии, в геронтологических, онкологических отделениях и клиниках, в хосписах;
в казино, ночных клубах, барах, магазинах по продаже предметов интимного ассортимента, печатной, кино-, видео- и иной продукции эротического содержания, включая участие в производстве такой продукции (съемки, печать и др.);
связанные с производством и применением психотропных и наркотических препаратов;
производство этилового спирта и алкогольной продукции, торговля этой продукцией;
переработка табачного сырья и производство табачно-махорочной продукции.
3. В приложении 1 к Методическим указаниям МУ 2.4.6.665-97 изложен объем необходимых медицинских исследований при определении пригодности подростка к работе.
4. В приложении 2 к Методическим указаниям дан Перечень абсолютных противопоказаний к приему подростков на работу.
5. В приложении 3 к Методическим указаниям по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков (утв. приказом Минздрава РФ от 14 апреля 1997 г. N 7) определена длительность работы подростков в условиях производственного шума непрерывного или прерывистого характера.
6. В приложении 4 к Методическим указаниям МУ 2.4.6.665-97 представлен примерный перечень отраслей промышленности, производств и областей хозяйственного комплекса, в которых гигиенические условия по большинству профессий не отвечают требованиям для труда подростков.
7. В постановлении Минтруда России от 7 апреля 1999 г. N 7 "Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную" даны нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную.

Статья 267. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет

1. Отпуск работникам в возрасте до 18 лет также включается в график отпусков в то время, которое укажет подросток. Этот отпуск также может быть разделен на части по правилам ст. 125 ТК РФ.
2. Не допускается отзыв из отпуска работников в возрасте до 18 лет (ст. 125 ТК РФ).
3. Замена отпуска денежной компенсацией работникам в возрасте до 18 лет на основании ст. 126 ТК РФ не допускается.
4. Работодатель обязан работникам в возрасте до 18 лет предоставлять отпуск ежегодно (ст. 124 ТК РФ). Запрещено переносить отпуск на другой год работникам в возрасте до 18 лет.
5. Первый отпуск работник в возрасте до 18 лет имеет право получить через 6 месяцев работы (ст. 122 ТК РФ).
По заявлению работника работодатель обязан предоставить ему оплачиваемый отпуск до истечения 6 месяцев непрерывной работы.
6. Если работнику исполнилось 18 лет, то продолжительность его отпуска исчисляется следующим образом: за каждый месяц работы в возрасте до 18 лет из расчета продолжительности отпуска 31 календарных дня; за месяц работы в возрасте после 18 лет из расчета отпуска в 28 календарных дня.

Статья 268. Запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет

1. Запрет направления в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до 18 лет означает, что даже при согласии работника о направлении в командировку работодатель не имеет права этого делать.
2. В соответствии со ст. 96 ТК РФ к работе в ночное время не допускаются работники, не достигшие возраста 18 лет. Ночным считается время с 22 часов до 6 часов.
3. Служебной командировкой, согласно ст. 166 ТК РФ, считается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
4. Сверхурочная работа - работа, производимая по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа часов за учетный период (ст. 99 ТК РФ).
Сверхурочной работой для работников в возрасте от 15 до 16 лет будет работа сверх 5 часов в день. Для подростков в возрасте от 16 до 18 лет сверхурочной работой будет работа сверх 7 часов в день.
Для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет сверхурочной работой будет считаться работа продолжительностью более 2,5 часа день, а для работников в возрасте от 16 до 18 лет - за пределами 3,5 часа в день.

Статья 269. Дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора

1. Увольнение подростка должно сопровождаться его трудоустройством, что должна решить Государственная инспекция труда и комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78 утверждено Положение о федеральной инспекции труда.
Федеральная инспекция труда - единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.
3. Приказом Минтруда России от 29 февраля 2000 г. N 65 утверждено положение о государственной инспекции труда в субъекте РФ.
Государственная инспекция труда в субъекте РФ (далее - государственная инспекция труда), являющаяся территориальным органом Министерства труда и социального развития РФ по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, образована в соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1035 "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда" на базе государственной инспекции труда по субъекту РФ, подведомственной Рострудинспекции.
Государственная инспекция труда входит в состав федеральной инспекции труда - единой федеральной централизованной системы государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.
4. В соответствии со ст. 4 Закона г. Москвы от 27 апреля 2001 г. N 20-ЗК "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав составляют:
Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
окружные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; районные комиссии, по делам несовершеннолетних и защите их прав.
5. Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ изложил Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" в новой редакции.
В соответствии со ст. 8 рассматриваемого Закона подростки имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю (организация (юридическое лицо) либо физическое лицо, с которым гражданин вступает в трудовые отношения), или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.
Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора (контракта) между работодателем и лицом, принимаемым на работу.
Порядок и условия заключения трудовых договоров при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации. Положение о порядке оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности утверждено постановлением Минтруда России от 21 июля 1997 г. N 41.
6. Подростки имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. К ним относятся выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).
7. В соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" органы образования по запросу органов службы занятости представляют им информацию о профессионально-квалификационной структуре выпуска и численности выпускников, нуждающихся в трудоустройстве.
Государство гарантирует безработным, в том числе и подросткам:
выплату пособия по безработице, а также в период временной нетрудоспособности безработного;
выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
возможность участия в оттачиваемых общественных работах;
возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.
Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.
Все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в соответствии с федеральным законом.
В период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости гражданам выплачивается стипендия:
уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) - в размере 75% от их среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке, и не ниже 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке. При этом минимальный размер стипендии не должен быть ниже 100 руб.;
стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва, ищущим работу впервые (ранее не работавшим), а также уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель - в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан. При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендия, установленная в размере не выше 100 руб., увеличивается на величину районного коэффициента;
утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания - за счет средств соответствующих организаций в размере 100% среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке, и не ниже 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке. При этом минимальный размер стипендии не должен быть ниже 100 руб.
При наличии у гражданина, проходящего профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости, лиц, находящихся на его содержании, размер его стипендии повышается на 10% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке, но не менее чем 50 руб. на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер повышения стипендии не может превышать 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке.
Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, при прохождении ими профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости в указанных районах и местностях средняя заработная плата для начисления стипендии рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.
Гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку, стипендия начисляется с первого дня их обучения.
Размер стипендии может быть уменьшен на 25% сроком на 1 месяц или выплата ее может быть приостановлена на срок до 1 месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.
Все виды удержаний из стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости, производятся в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.
Органы службы занятости при необходимости могут оплачивать стоимость проезда (до места обучения и обратно) и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.
8. Об оказании содействия в трудоустройстве, признании в установленном порядке безработными, профессиональной подготовке (переподготовке) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выплате им пособия по безработице сказано в постановлении Минтруда России от 10 февраля 1998 г. N 5 "Об утверждении Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Статья 270. Нормы выработки для работников в возрасте до восемнадцати лет

1. Нормы выработки - это количество единиц продукции определенного вида в деталях, штуках, метрах и других единицах, которое должно быть изготовлено одним работником в единицу рабочего времени: час, смену, месяц, иную единицу в данных организационно-технических условиях. Норма выработки устанавливается при наличии возможностей количественного учета и контроля продукции, изготовленной работником, если одна и та же работа выполнятся систематически в течение рабочей смены.
Статья устанавливает два вида сокращения норм выработки: а) пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени; б) пониженные нормы выработки молодым специалистам.
2. Пониженные нормы выработки могут определяться организацией в локальном нормативном правовом акте.

Статья 271. Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы

1. Оплата труда подростков определяется по труду без доплат, хотя доплаты могут устанавливаться в организации, например, в коллективном договоре или в положении об оплате труда.
2. Заработная плата подростка зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальный размер ее не ограничен.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека (ст. 133 ТК РФ).

Статья 272. Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет

1. Приказом Минобразования России и Минтруда России от 4 октября 1999 г. N 462/175 установлены меры по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда.
2. Статьей 63 ТК РФ регламентируется возраст, с которого допускается заключение трудового договора (16 лет).
3. Лица, достигшие 15 лет, могут заключать трудовой договор в случаях получения основного общего образования либо оставления общеобразовательного учреждения в соответствии с федеральным законом.
4. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 27 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" работникам моложе 18 лет предоставляются льготы по квотированию рабочих мест для трудоустройства.
5. Рекомендации МОТ по трудоустройству молодежи содержатся в Резолюции МОТ "О занятости молодежи" (1998 г.).
6. Согласно ст. 12, 13 Закона Амурской области от 28 июня 2005 г. N 26-ОЗ "О государственной молодежной политике в Амурской области" (в настоящем Законе понятия "молодежь", "молодые граждане" - лица в возрасте от 14 до 30 лет) в целях содействия занятости молодежи используются следующие меры и средства:
бесплатная консультация и бесплатное предоставление молодым гражданам информации органами службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения;
бесплатное оказание молодым гражданам услуг по профессиональному ориентированию, профессиональной подготовке и переподготовке государственными и муниципальными учреждениями профессионального образования, органами службы занятости в соответствии с законодательством Российской Федерации и области;
квотирование рабочих мест для молодых граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и области;
использование экономических стимулов в форме налоговых льгот, бюджетных дотаций, субсидий и иных стимулов, повышающих заинтересованность предприятий, учреждений и организаций в трудоустройстве и в расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке, в производственном обучении и переподготовке молодых граждан.
В целях содействия трудоустройству молодых специалистов в высших и средних профессиональных учебных заведениях могут быть организованы службы содействия трудоустройству.
На территории области поощряются труд и инициатива молодых граждан в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, науки и техники, культуры и искусства, предоставления социальных услуг и в других сферах, способствующих развитию области и обеспечению законных интересов граждан, в порядке, установленном законодательством области.
Органами государственной власти области и органами местного самоуправления может предусматриваться система мер по социально-экономической, организационной и правовой поддержке молодежных организаций и предпринимательской деятельности молодежи.
Для поддержки предпринимательской деятельности молодежи органами государственной власти области предусматриваются следующие направления:
разработка областных программ поддержки молодежного предпринимательства;
содействие обучению молодежи основам предпринимательской деятельности;
определение в соответствии с законодательством условий предоставления субсидий для поддержки разработанных в интересах молодежи проектов и предложений, носящих новаторский характер.
Государственная поддержка может оказываться субъектам молодежного предпринимательства при условии осуществления видов деятельности, поддерживаемых в области в соответствии с основными направлениями молодежной политики.

Глава 43. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организаций

Статья 273. Общие положения

1. Трудовой кодекс использует общее понятие - "руководитель организации", раскрывая его содержание.
Особенностью правового положения руководителя является то, что он сочетает осуществление функции представителя организации в гражданско-правовых отношениях и, как сторона трудовых отношений, - функции руководства организации. Поскольку согласно ст. 53 ГК РФ юридические лица приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы, ст. 273 относит руководителя к числу таких органов, выделяя главную его функцию единоличного исполнительного органа.
Законодательство, в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица, использует различные наименования единоличного исполнительного органа (руководителя).
Так, законодательство об акционерных обществах использует по отношению к единоличному исполнительному органу наименования "директор" или "генеральный директор" (ст. 69 Федерального закона "Об акционерных обществах"), законодательство об обществах с ограниченной ответственностью - наименования "генеральный директор", "президент", "исполнительный директор" и др. (ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). В случае если функции председателя коллегиального исполнительного органа ООО исполняет единоличный исполнительный орган, должность руководителя может именоваться "председатель правления".
При этом нормативные правовые акты не исключают возможности использования и иных наименований должностей руководителей, в любом случае речь идет о руководителе организации.
Трудовой кодекс, используя понятие "организация", не дает его определения, в отличие от других сфер законодательства.
Так, в налоговом законодательстве организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
В гражданском законодательстве под организациями понимаются юридические лица, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде.
Вместе с тем совершенно очевидно, что ТК РФ под организациями также понимает только юридические лица, не относя к организациям филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения юридических лиц.
Полномочия руководителя определяются законами или учредительными документами организации.
2. Положения гл. 43 ТК РФ распространяются на регулирование труда всех руководителей за исключением 2 случаев:
когда руководитель является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества. Руководитель в отношениях с собственником имущества организации может сам выступать в качестве наемного работника на основании трудового договора. В случае же, когда руководитель является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества, заключение трудового договора становится невозможным. В этом случае руководитель осуществляет функцию единоличного исполнительного органа на основании закрепленного в учредительных документах соответствующего положения;
когда управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим). Такое управление осуществляется на основании гражданско-правового договора. Трудовой договор при этом не заключается.

Статья 274. Правовые основы регулирования труда руководителя организации

Комментируемая статья, определяя правовые основы регулирования труда руководителя организации, рассматривает его в качестве субъекта трудовых отношений. В случае, когда руководитель организации выступает в качестве наемного работника по отношению к собственнику имущества организации, он заключает с ним трудовой договор, приобретая статус работодателя по отношению к работникам организации.
Однако правовое положение руководителя в области трудовых отношений определяется не только трудовым договором, но и законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также учредительными документами организации. Все перечисленные акты в той или иной степени определяют права и обязанности руководителей.
Основной объем прав и обязанностей руководителя как работника закреплен в ст. 21 ТК РФ, как работодателя - в ст. 22 ТК РФ. Также права и обязанности руководителя предусмотрены в других статьях ТК РФ (ст. 59, 70, 81, 145, 181, 195, 228, 234-237, 247, 273-281).
Особенностью правового положения руководителя организации является то, что он одновременно рассматривается как наемный работник в отношениях с собственником имущества организации и как работодатель в отношениях с наемными работниками организации. Совокупность прав и обязанностей руководителя как работника и как работодателя составляет общий объем его прав и обязанностей как руководителя организации.
Права и обязанности руководителя организации как органа юридического лица закрепляются в ГК РФ, федеральных законах (таких как Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", федеральные законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об общественных объединениях", "О некоммерческих организациях"), указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах федеральных органов исполнительной власти, законодательных и иных нормативных правовых актах органов власти субъектов РФ.
Важная роль в регулировании прав и обязанностей руководителя отведена трудовому договору, в котором могут предусматриваться специфические права и обязанности, такие как заключение договоров, в том числе трудовых, открытие в банках расчетных и других счетов, утверждение штатного расписания, применение к работникам организации мер дисциплинарного взыскания и поощрения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, утверждение положения о представительствах и филиалах, уставов дочерних организаций.
Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 11 декабря 2003 г. N 6946-р утвержден Примерный трудовой договор с руководителем федерального государственного унитарного предприятия.

<< Пред. стр.

стр. 23
(общее количество: 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>