<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вести в порядке, установленном федеральными законами, коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профессиональными союзами и их объединениями;
выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей;
предоставлять своим членам информацию о заключенных объединением работодателей соглашениях и тексты этих соглашений;
предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся у объединения работодателей информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;
осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений;
содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями - членами объединения работодателей;
отчитываться перед своими членами о деятельности объединения работодателей в порядке и в сроки, которые предусмотрены уставом объединения работодателей;
оказывать своим членам помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
исполнять иные предусмотренные уставом объединения работодателей обязанности.

Статья 34. Иные представители работодателей

1. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления могут выполнять функции представителя при наличии следующих условий:
представляемые организации являются государственными, муниципальными предприятиями, организациями, финансируемыми из бюджета; представительство определено законом; представительство определено работодателями.
2. В случае представительства, уполномоченного работодателями, последние должны написать письменные доверенности с определением вопросов, по которым представители будут осуществлять их полномочия.
3. Представители работодателей могут оказать помощь работодателям в улучшении организации труда, например, разработать проект правил внутреннего трудового распорядка, трудового договора, описания рабочего места, должностной инструкции, положения о премировании. Разработку проектов всех перечисленных документов можно заказать у консультантов.

Глава 5. Органы социального партнерства

Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

1. Правовую основу формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений определяет Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ.
2. Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ, которые образуют соответствующие стороны Комиссии (далее - стороны).
Правовую основу деятельности Комиссии составляют Конституция РФ, рассматриваемый Федеральный закон, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации.
Комиссия формируется на основе следующих принципов:
1) добровольности участия общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в деятельности Комиссии;
2) полномочности сторон;
3) самостоятельности и независимости каждого общероссийского объединения профессиональных союзов, каждого общероссийского объединения работодателей, Правительства РФ при определении персонального состава своих представителей в Комиссии.
Представительство общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ в составе сторон Комиссии определяется каждым из них самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, рассматриваемым Федеральным законом и уставами соответствующих объединений (см. также Порядок обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утв. постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. N 1229; Состав представителей Правительства РФ в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утв. постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2000 г. N 668 "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений").
Каждое общероссийское объединение профессиональных союзов, общероссийское объединение работодателей, зарегистрированное в установленном порядке, вправе направить одного своего представителя в состав соответствующей стороны Комиссии.
По согласованию с другими членами своей стороны общероссийские объединения работодателей могут увеличить число своих представителей в Комиссии.
Общероссийские объединения профессиональных союзов вправе в пределах установленной численности представителей данной стороны увеличивать число своих представителей в Комиссии пропорционально количеству объединяемых ими членов профсоюза.
Утверждение и замена представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в Комиссии производятся в соответствии с решениями органов указанных объединений, утверждение и замена представителей Правительства РФ - в соответствии с постановлением (распоряжением) Правительства РФ.
Представители сторон являются членами Комиссии. Количество членов Комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек.
Спорные вопросы, касающиеся представительства общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в Комиссии, разрешаются на совещаниях представителей указанных объединений или в суде.
3. Основные цели Комиссии - регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон.
Основные задачи Комиссии:
1) ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения (далее - генеральное соглашение) между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ (см. также Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы);
2) содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;
3) проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;
4) согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;
5) рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;
6) распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии;
7) изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.
4. Комиссия имеет право:
1) проводить с федеральными органами государственной власти в согласованном с ними порядке консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики;
2) разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти в согласованном с ними порядке предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений;
3) согласовывать интересы общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, федеральных органов исполнительной власти при разработке проекта генерального соглашения, реализации указанного соглашения, выполнении решений Комиссии;
4) осуществлять взаимодействие с отраслевыми (межотраслевыми), региональными и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения и иных соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения, реализации указанных соглашений;
5) запрашивать у органов исполнительной власти, работодателей и (или) профессиональных союзов информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций Комиссии по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, организации деятельности отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально- трудовых отношений;
6) осуществлять контроль за выполнением своих решений;
7) получать от федеральных органов исполнительной власти в установленном Правительством РФ порядке информацию о социально-экономическом положении в Российской Федерации и субъектах РФ, необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения, организации контроля за выполнением указанного соглашения, нормативных правовых актов Российской Федерации, а также проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений;
8) принимать по согласованию с Правительством РФ участие в подготовке разрабатываемых им проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, а по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания - в предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой;
9) принимать по согласованию с общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и федеральными органами государственной власти участие в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений;
10) приглашать для участия в своей деятельности представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов государственной власти, не являющихся членами Комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций;
11) создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов;
12) принимать участие в проведении общероссийских, межрегиональных совещаний, конференций, конгрессов, семинаров по вопросам социально-трудовых отношений и социального партнерства в согласованном с организаторами указанных мероприятий порядке.
Комиссия разрабатывает и утверждает регламент Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - регламент Комиссии), определяет порядок подготовки проекта и заключения генерального соглашения.
Реализация Комиссией определяемых рассматриваемым Федеральным законом прав не препятствует общероссийским объединениям профессиональных союзов и общероссийским объединениям работодателей, представленным в Комиссии, реализовывать свои права в соответствии с федеральными законами.
Решение Комиссии считается принятым, если за него проголосовали все 3 стороны.
Порядок принятия решения каждой стороной определяется регламентом Комиссии.
Члены Комиссии, не согласные с принятым решением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания Комиссии.
Координатор Комиссии назначается Президентом РФ и не является ее членом (см. также Указ Президента РФ от 12 октября 1998 г. N 1216 "О координаторе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений").
5. Координатор Комиссии:
1) организует деятельность Комиссии, председательствует на ее заседаниях;
2) утверждает состав рабочих групп;
3) оказывает содействие в согласовании позиций сторон;
4) подписывает регламент Комиссии, планы работы и решения Комиссии;
5) руководит секретариатом Комиссии;
6) запрашивает у органов исполнительной власти информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций Комиссии по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, организации деятельности отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
7) приглашает для участия в работе Комиссии представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов государственной власти, не являющихся членами Комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций;
8) направляет по согласованию с общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и федеральными органами государственной власти членов Комиссии для участия в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений;
9) проводит в пределах своей компетенции в период между заседаниями Комиссии консультации с координаторами сторон по вопросам, требующим принятия оперативных решений;
10) информирует Президента РФ, федеральные органы государственной власти о деятельности Комиссии;
11) информирует Комиссию о мерах, принимаемых Президентом РФ и Правительством РФ в области социально-трудовых отношений.
Координатор Комиссии не вмешивается в деятельность сторон и не принимает участия в голосовании.
Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны.
Координаторы сторон, представляющих общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей, избираются указанными сторонами.
Координатор стороны, представляющей Правительство РФ, назначается Правительством РФ.
Координатор каждой из сторон вносит координатору Комиссии предложения по проектам планов работы Комиссии, повесткам ее заседаний, персональному составу представителей стороны в рабочих группах, информирует Комиссию об изменениях персонального состава стороны, организует совещания представителей стороны в целях уточнения их позиций по вопросам, внесенным на рассмотрение Комиссии.
Координатор каждой из сторон по поручению стороны вправе вносить координатору Комиссии предложение о проведении внеочередного заседания Комиссии. В этом случае координатор Комиссии обязан созвать заседание Комиссии в течение 2 недель со дня поступления указанного предложения.
Координатор каждой из сторон приглашает для участия в работе Комиссии соответственно представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов государственной власти, не являющихся членами Комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций.
6. Права и обязанности члена Комиссии определяются регламентом Комиссии.
Член Комиссии вправе знакомиться с соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, информационными и справочными материалами.
Члену Комиссии на период осуществления его полномочий выдается удостоверение члена Комиссии. Образец указанного удостоверения устанавливается Правительством РФ.
7. В субъектах РФ приняты законы о социальном партнерстве, например Закон Московской области от 26 апреля 2000 г. N 26/2000-ОЗ "О деятельности объединений работодателей в сфере социального партнерства в Московской области" (Решение Московской областной Думы от 12 апреля 2000 г. N 10/94); Закон г. Москвы от 22 октября 1997 г. N 44 "О социальном партнерстве".
8. Можно назвать следующие отраслевые тарифные соглашения:
Краевое отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства и топливно-энергетического комплекса Алтайского края на 2005-2006 годы от 18 апреля 2005 г. N 38; Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2005-2006 годы (подписано 19 августа 2004 г.);
Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства Российской Федерации на период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2007 г.;
Отраслевое тарифное соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2005-2007 годы;
Отраслевое тарифное соглашение между Министерством здравоохранения РТ и Республиканским комитетом Татарстанской организации профсоюза работников здравоохранения РФ на 2005-2007 годы;
Постановление Администрации г. Костромы от 8 февраля 2005 г. N 342 "О переходе предприятий ЖКХ на "Отраслевое тарифное соглашение по организациям ЖКХ, газификации и эксплуатации газового хозяйства на период с 01.01.2005 г. по 31.12.2007 г." и утверждении тарифной сетки по оплате труда работников предприятий ЖКХ г. Костромы";
и др.

Глава 6. Коллективные переговоры

Статья 36. Ведение коллективных переговоров

1. В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-I "О коллективных договорах и соглашениях" инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон.
Сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров от другой стороны, обязана в 7-дневный срок начать переговоры.
От имени работников право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работников, указанным в ст. 2 рассматриваемого Закона.
При наличии в организации на федеральном, отраслевом, профессиональном и других уровнях нескольких представителей работников каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или представляемых им работников.
От имени работодателей право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работодателей, перечисленным в ст. 2 рассматриваемого Закона.
Работодатели, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников.
В течение 3 месяцев до окончания срока действия прежнего коллективного договора, соглашения или в сроки, определенные этими документами, любая из сторон вправе направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора, соглашения.
2. Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей.
Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон.
Сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора, соглашения.
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и представители работодателей должны обеспечивать представителей работников имеющейся у них информацией, необходимой для коллективных переговоров. Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они являются служебной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством.
Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым вопросам или по части этих вопросов, ими составляется протокол разногласий.
Момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий является моментом окончания коллективных переговоров по заключению коллективного договора, соглашения.
3. Перед тем как сесть за стол переговоров, представителям наемных работников необходимо получить информацию об организации, используя для этого свое право.
В отношении заработной платы корпорации сообщают профсоюзам о: среднем количестве работников с разбивкой по роду деятельности и месту работы; операционных затратах, включая затраты на заработную плату, на социальное страхование; пенсионное обеспечение.
На основании этой информации рассчитывается: средняя заработная плата работников; динамика покупательной способности; доля чистого дохода компании, которая выплачена работникам.
Кроме того, до переговоров необходимо получить информацию о: росте или сокращении численности; изменениях в обороте, затратах, рентабельности; уровне капиталовложений; изменениях в финансовой системе.
Необходимо глубоко вникнуть в финансовые отчеты организации: балансовый отчет; отчет о движении денежных средств; информацию о добавленной стоимости; отчет совета директоров; отчет о прибылях и убытках; балансовый отчет; отчет об источниках и расходовании средств.
Необходимо изучить торговую статистику за несколько лет, включая объем продаж в расчете на одного наемного работника и отношение объема продаж к используемому капиталу.
Необходимо также выяснить: сколько работник вкладывает в организацию; сколько получает от нее; увеличилась или уменьшилась за последние годы доля добавленной стоимости, выделяемая работникам.
Полезно определить производительность труда организации по формуле: отношение индекса добавленной стоимости к индексу численности работников.
Необходимо использовать известные правила ведения переговоров при заключении коллективного договора. Переговоры - это диалог, в котором стороны излагают свои цели. Обычно используют следующие правила: а) изучают ситуацию и позицию противоположной стороны; б) избегают спора ради спора; в) предлагают конструктивные варианты; г) предлагают конструктивные выходы из сложных ситуаций.
Идеальный участник переговоров обладает следующими качествами: а) умеет сказать решительное нет; б) способен внушать доверие; в) умеет быть терпеливым слушателем; г) умеет соглашаться, когда позиция противника более сильная; д) имеет чувство юмора; е) умеет логически мыслить; ж) обладает способностями к общению; з) умеет убеждать.
При переговорах используют следующие стили ведения переговоров: а) соревновательный - сильный напор, низкая готовность к сотрудничеству; б) уклончивый - слабое давление, слабое сотрудничество; в) примирительный - слабое давление, высокая степень сотрудничества; г) компромиссный - средняя степень давления, средний уровень готовности к сотрудничеству; д) ориентированный на сотрудничество - высокая степень давления, высокая готовность к сотрудничеству*(15).
4. Начало регулирования международными нормами трудовых и связанных с ними отношений коллективного характера относится к 50-м гг. XX в., когда были приняты Рекомендация N 91 МОТ "О коллективных договорах" (1951 г.), Рекомендация N 92 МОТ "О добровольном примирении и арбитраже" (1951 г.). В них, в частности, впервые дается определение коллективного договора, под которым подразумевается "всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей и, с другой стороны, одной или несколькими организациями представителей работников или, при отсутствии таких организаций, - представителями самих работников, надлежащим образом избранными и уполномоченными".
Порядок ведения коллективных переговоров устанавливается либо законодательством страны, либо соглашением между участвующими сторонами. Рекомендация N 91 определяет место коллективного договора в регулировании трудовых и иных связанных с ними отношений. Принимаемые на основе законодательства коллективные договоры составляют в свою очередь нормативную базу для трудовых договоров. Если последние противоречат коллективному договору, они должны считаться недействительными и автоматически заменяться соответствующими положениями коллективного договора. По смыслу § 5 Рекомендации N 91 действие коллективного договора распространяется на всех работодателей и работников, входящих по производственному и территориальному признакам в сферу действия договора.
Контроль за соблюдением коллективного договора должен, согласно п. 7 Рекомендации N 91, производиться участвующими в нем организациями работодателей и работников или органами трудовых инспекций или же специально создаваемыми для этой цели органами.

Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

1. Коллективные переговоры ведутся по регулированию социально-трудовых отношений*(16).
Стороны свободны в выборе вопросов переговоров. Рамками для них являются социально-трудовые отношения.
2. Рекомендация N 129 МОТ "О связях между администрацией и работниками на предприятии" (1967 г.) предлагает работодателям и работникам признать важность атмосферы взаимопонимания и доверия на предприятии, которая благотворна как для эффективной деятельности предприятия, так и для чаяний работников. Создание такой атмосферы должно облегчаться путем быстрого распространения и обмена возможно более полной и объективной информацией о различных аспектам жизни предприятия и социальных условий работников. В целях создания такой атмосферы администрация должна после консультаций с представителями работников принять соответствующие меры для применения эффективной политики связей с работниками и их представителями.
Эффективная политика связей должна обеспечивать такое положение, чтобы до принятия администрацией решения по важным вопросам об этом давалась информация и между заинтересованными сторонами происходили консультации, поскольку передача такой информации не причиняет ущерба ни одной из сторон.
Методы связей не должны подрывать свободу объединения; наносить ущерб свободно избранным представителям работников или их организациям или ограничивать функции органов, представляющих работников в соответствии с национальным законодательством.
Организации работодателей и работников должны проводить взаимные консультации и обмен мнениями в целях рассмотрения мер, которые следует принять для поощрения и обеспечения политики связей и ее эффективного применения.
Любая политика связей должна быть приспособлена к характеру данного предприятия с учетом его размера, состава и интересов рабочей силы.
В организации должна обеспечиваться подлинная и регулярная двусторонняя связь:
а) между представителями администрации (глава предприятия, начальник цеха, мастер и т.д.) и работниками;
б) между главой предприятия, начальником отдела кадров или любым другим представителем высшего руководящего состава и представителями профсоюзов или другими лицами, на которых в соответствии с законодательством или практикой страны или коллективными договорами возложена задача представлять интересы работников на предприятии.
В случаях когда администрация желает передать информацию через представителей работников, последним, если они согласны это делать, должны предоставляться средства быстрого и полного сообщения такой информации заинтересованным работникам.
Средствами связи, в частности, могут быть:
а) совещания для обмена мнениями и информацией;
б) сообщения, предназначенные для определенных групп работников (например бюллетени мастеров и справочники по вопросам политики в области кадров);
в) массовые средства, например, журналы и газеты предприятия, циркуляры и информационные, ознакомительные листки, доски объявлений, годовые или финансовые отчеты, представляемые в понятной для всех работников форме, письма, посылаемые трудящимся, выставки, посещения предприятия, фильмы, диапозитивы, радио и телевидение;
г) формулирование мнения по вопросам, касающимся деятельности предприятия. Характер информации, подлежащей передаче, и ее форма должны определяться таким образом, чтобы содействовать достижению взаимопонимания сторон относительно проблем, порождаемых сложной деятельностью предприятия.
Предоставляемая администрацией информация должна в зависимости от своего характера быть адресована либо представителям работников, либо работникам и по мере возможности включать все интересующие работников вопросы, относящиеся к работе предприятия и его перспективам, а также к положению работников в настоящее время и в будущем, поскольку передача такой информации не причинит ущерба сторонам.
Администрация должна предоставлять информацию относительно:
а) общих условий занятости, включая условия найма, перевода и увольнения;
б) описания обязанностей, подлежащих исполнению на различных работах, и места конкретной работы в структуре предприятия;
в) возможности профессионального обучения и перспективы продвижения по службе на предприятии;
г) общих условий труда;
д) правил техники безопасности и гигиены труда и инструкции по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
е) процедур, установленных для рассмотрения жалоб, а также правил и практики, регулирующих их применение, и условий, дающих право прибегнуть к ним;
ж) социально-бытового обслуживания персонала (медицинское обслуживание, здравоохранение, столовые, жилищные условия, условия отдыха, условия для хранения сбережений и банковское обслуживание и т.д.);
з) систем социального обеспечения или социальной помощи, существующих на предприятии;
и) положения национальных систем социального обеспечения, распространяющегося на работников в силу того, что они работают на предприятии;
к) общего положения предприятия и перспектив или планов его дальнейшего развития;
л) разъяснения решений, которые могут прямо или косвенно повлиять на положение работников на предприятии;
м) методов консультаций, дискуссий и сотрудничества между администрацией и ее представителями, с одной стороны, и работниками и их представителями - с другой.
3. Принципы МОТ, которыми стороны трудовых отношений руководствуются при коллективных переговорах:
право на коллективные переговоры - основополагающее право в сфере труда;
коллективные переговоры являются, с одной стороны, правом работодателей и их организаций, а с другой - правом организаций трудящихся (низовые профсоюзы, федерации и конфедерации). Только при отсутствии профсоюзов представители заинтересованных трудящихся могут заключать коллективные договоры;
право на коллективные переговоры должно признаваться повсюду - в частном и государственном секторах, и только вооруженные силы, полиция и работники государственной службы, занятые в органах государственного управления, могут быть исключены из этого списка (Конвенция N 98 МОТ "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949 г.);
цель коллективных переговоров - регулирование в широком смысле условий занятости и отношений между сторонами;
коллективные договоры должны иметь обязательный характер. Должна существовать возможность определять условия занятости, которые являются более благоприятными, нежели те, которые установлены законом; предпочтение не должно отдаваться индивидуальным контрактам перед коллективными договорами, за исключением тех случаев, когда в индивидуальных контрактах содержатся более благоприятные условия;
организации трудящихся независимы и неподконтрольны работодателям и организациям работодателей и коллективные переговоры проходят без неоправданного вмешательства властей;
профсоюз, который представляет большинство или значительную часть трудящихся предприятия, ведущего переговоры, может обладать предпочтительными или исключительными правами на ведение переговоров. Однако в случае, когда ни один профсоюз не отвечает этим условиям или такие исключительные права не признаются, организации трудящихся должны иметь возможность заключать коллективный договор от имени своих членов;
под принципом добросовестного ведения коллективных переговоров подразумевается признание представительных организаций, которые стремятся достичь соглашения, ведут искренние и конструктивные переговоры, избегают неоправданных отсрочек в переговорах и взаимно признают принятые обязательства, в полной мере учитывают результаты переговоров;
поскольку добровольная природа коллективных переговоров является основополагающим элементом принципа свободы объединения, процесс коллективных переговоров не может быть навязан, а процедуры поддержки переговорного процесса должны в принципе учитывать его добровольный характер;
уровень переговоров не должен навязываться в одностороннем порядке законом или властями, и проведение переговоров должно быть возможным на любом уровне;
допускается использование в коллективных переговорах процедур примирения и посредничества в соответствии с законом при условии установления разумных временных ограничений. Однако навязывание принудительного арбитража в случае, когда стороны не приходят к согласию, обычно противоречит принципу добровольных коллективных переговоров и допускается только: 1) в жизненно важных службах (где приостановка деятельности создает угрозу жизни, личной безопасности или здоровью всего населения или его части); 2) в отношении государственных служащих, которые заняты в органах государственного управления; 3) там, где после долгих и безрезультатных переговоров становится ясно, что выход из тупика не будет найден без инициативы властей; 4) в случае острого национального кризиса. Арбитраж, который признается обеими сторонами (добровольный арбитраж), всегда легитимен;
вмешательство, осуществляемое законодательными или исполнительными органами власти, результат которого - отмена или изменение содержания свободно заключенных коллективных соглашений, в том числе положений о заработной плате, противоречит принципу добровольных коллективных переговоров. Такое вмешательство включает: приостановку действия и отмену коллективных соглашений по распоряжению властей без согласия сторон; приостановление действия соглашений, по которым уже достигнута договоренность; требование провести повторные переговоры по свободно заключенным коллективным соглашениям; аннулирование коллективных соглашений и принудительное проведение повторных переговоров по действующим соглашениям. Другие виды вмешательства, например обязательное продление действия коллективных соглашений в соответствии с законом, допускаются только в экстренных случаях и на короткое время;
ограничения по содержанию будущих коллективных соглашений, в особенности в отношении заработной платы, навязываемые властями как часть программы экономической стабилизации или структурной перестройки по причинам экономического характера, допускаются только тогда, когда им предшествуют консультации с организациями трудящихся и работодателей и когда соблюдаются следующие условия: ограничения применяются в качестве исключительных мер и только в необходимой степени, действуют в течение разумного периода времени и сопровождаются адекватными гарантиями с целью реально защитить уровень жизни соответствующих групп трудящихся и в особенности тех, кто вероятнее всего пострадает от этого в наибольшей степени*(17).
4. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне".
В соответствии со ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. См. также Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".
Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188. О сведениях, которые не составляют коммерческую тайну, сказано в постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35. Об охране конфиденциальности информации см. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ.

Статья 38. Урегулирование разногласий

1. Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров производится в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
Названный Федеральный закон устанавливает правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в Российской Федерации в ходе разрешения коллективного трудового спора.
Установленные рассматриваемым Федеральным законом нормы распространяются на всех работников, работодателей, а также на объединения работников и работодателей и их полномочные органы.
Разрешение коллективных трудовых споров, возникающих в связи с коллективной защитой индивидуальных трудовых прав работников, не является предметом рассматриваемого Федерального закона.
2. Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" могут быть установлены иной порядок разрешения коллективных трудовых споров и ограничения реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2.1. Правом выдвижения требований обладают работники и их представители. Требования работников организации, филиала, представительства выдвигаются на собрании (конференции) работников большинством голосов. Вместе с выдвижением требований работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.
Представители работников выдвигают требования в порядке, установленном уставом или решением собрания (конференции) работников, образовавшего представительный орган.
Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его проведению.
При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников они вправе сформировать единый орган для участия в разрешении данного коллективного трудового спора.
Требования излагаются в письменной форме и направляются работодателю.
Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть направлена в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров (далее - Служба). В этом случае Служба обязана проверить получение требований другой стороной.
Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о своем решении представителю работников в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня получения требований.
2.2. Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника или к рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
В поддержку своих требований в ходе разрешения коллективных трудовых споров работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соответствии с законодательством.
Каждая из сторон в любой момент после начала коллективного трудового спора вправе обратиться в Службу для уведомительной регистрации спора.
Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.
Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, Служба обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.
Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные ст. 6-8 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.
2.3. Примирительная комиссия создается в срок до 3 рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе.
Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.
Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.
Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа о ее создании.
Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.
При недостижении согласия по поводу использования примирительных процедур после рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией стороны должны приступить к созданию трудового арбитража.
2.4. По соглашению сторон для рассмотрения коллективного трудового спора может быть приглашен посредник независимо от Службы или по ее рекомендации.
Если стороны в срок до 3 рабочих дней с момента обращения в Службу не достигнут соглашения относительно кандидатуры посредника, он назначается Службой.
Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется посредником по соглашению со сторонами коллективного трудового спора.
Посредник имеет право запрашивать и получать от работодателя необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора.
Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до 7 календарных дней с момента его приглашения (назначения) и завершается принятием согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.
2.5. Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами коллективного трудового спора и Службой в срок не позднее 3 рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.
Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон в составе 3 человек из числа трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами коллективного трудового спора.
В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон коллективного трудового спора.
Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и Службы.
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до 5 рабочих дней со дня его создания.
Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.
Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам в письменной форме и приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении.
Члены примирительной комиссии, посредники, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 месяцев в течение года.
Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.
В случаях уклонения работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж.
В случаях уклонения работодателя от создания трудового арбитража, рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, а также выполнения его рекомендаций (если достигнуто соглашение об их обязательности) работники могут приступить к проведению забастовки.
Служба - государственный орган, содействующий разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.
Служба:
осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;
проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;
формирует список посредников и трудовых арбитров;
проводит подготовку посредников и трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;
выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;
оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров;
организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;
организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Служба действует в соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и Положением о службе по урегулированию коллективных трудовых споров.
Работники Службы пользуются правом беспрепятственного (при предъявлении удостоверения установленного образца) посещения организаций, филиала, представительства в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти конфликты.
Соглашение, достигнутое сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его исполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора.
2.6. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.
Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.
Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством.
Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Статья 39. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах

1. В соответствии с Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях" лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, а также специалисты, приглашенные для участия в этой работе, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 месяцев в течение года. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением.
Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и местного самоуправления, работодателями, их объединениями, иными уполномоченными работодателями органами.
2. Представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации.
Если представитель работников, участвующий в коллективных переговорах, совершил нарушение трудовой дисциплины, то администрация обязана обратиться письменно в представительный орган с просьбой дать его согласие на применение дисциплинарного взыскания. В обращении должны быть приведены доказательства нарушения трудового законодательства.

Глава 7. Коллективные договоры и соглашения

Статья 40. Коллективный договор

1. Кроме ТК РФ правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей устанавливает Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях".
Действие Закона распространяется на всех работодателей, работников, представителей работодателей и представителей работников, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Согласно ст. 2 рассматриваемого Закона коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства (далее - работники организации) с работодателем.
Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии.
Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.
Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.
Статья 3 Закона устанавливает соотношение законодательства и коллективного договора, соглашения, трудового договора (контракта).
Условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которые они распространяются.
Условия коллективных договоров или соглашений, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны.
Запрещается включать в трудовые договоры (контракты) условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями.
К основным принципам заключения коллективных договоров и соглашений, установленным в ст. 4 рассматриваемого Закона, относятся:
соблюдение норм законодательства;
полномочность представителей сторон;
равноправие сторон;
свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений;
добровольность принятия обязательств;
реальность обеспечения принимаемых обязательств;
систематичность контроля и неотвратимость ответственности.
2. В соответствии со ст. 10 указанного Закона РФ решение о необходимости заключения коллективного договора с работодателем вправе принимать представители работников или общее собрание (конференция) работников организации.
3. В соответствии со ст. 11 рассматриваемого Закона РФ сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представителей и работодатель, в необходимых случаях представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации, иным правовым актом лицом.
4. Запрещается всякое вмешательство, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению, со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений, работодателей при заключении, пересмотре и выполнении коллективных договоров и соглашений.
Не допускается ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством.
Не допускаются ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими работодателей.
5. При ликвидации организации претензии работников по коллективному договору удовлетворяются из имущества ликвидируемой организации в соответствии с действующим гражданским законодательством. Размер средств, направляемых на удовлетворение претензий работников, определяется и распределяется по подразделениям и среди работников ликвидационной комиссией по согласованию с представителем работников, подписавшим коллективный договор с приложениями.

Статья 41. Содержание и структура коллективного договора

1. Исходя из содержания комментируемой статьи работодателям, работникам и профсоюзным комитетам можно предложить следующую структуру коллективного договора.
Раздел 1 - формы, системы и размеры оплаты труда.
Раздел 2 - минимальная оплата труда.
Раздел 3 - выплата пособий, компенсаций.
Раздел 4 - механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции.
Раздел 5 - занятость, переобучение, условия высвобождения работников.
Раздел 6 - рабочее время и время отдыха.
Раздел 7 - вопросы предоставления и продолжительности отпусков.
Раздел 8 - улучшение условий и охраны труда работников.
Раздел 9 - улучшение условий и охраны молодежи.
Раздел 10 - соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья.
Раздел 11 - экологическая безопасность работников на производстве.
Раздел 12 - гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением.
Раздел 13 - оздоровление и отдых работников и членов их семей.
Раздел 14 - контроль за выполнением коллективного договора.
Раздел 15 - порядок внесения в коллективный договор изменений и дополнений.
Раздел 16 - ответственность сторон коллективного договора.
Раздел 17 - охрана здоровья работников на производстве.
Раздел 18 - обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников.
Раздел 19 - отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора.
Раздел 20 - улучшение условий и охраны труда женщин.
Раздел 21 - механизм регулирования оплаты труда с учетом выполнения показателей, определенных коллективным договором.
Раздел 22 - льготы и преимущества, условия труда для работников более благоприятные по сравнению с установленными законодательством.
Раздел 23 - медицинское обслуживание работников.
Раздел 24 - социально-бытовое обслуживание работников.
Раздел 25 - улучшение жилищных условий.
Раздел 26 - льготы неработающим пенсионерам.
Раздел 27 - создание условий для развития культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы.
Раздел 28 - борьба с бедностью в организации.
Раздел 29 - заключительные положения.
К коллективному договору добавляются приложения:
Приложение 1. Соглашение по охране труда.
Приложение 2. Перечень профессий работников, имеющих право на сокращенный рабочий день.
Приложение 3. Перечень профессий рабочих, которым установлена доплата на работах с тяжелыми и вредными условиями труда.
Приложение 4. Программа природоохранных мероприятий.
Перечень профессий и должностей работников, которым обеспечивается лечебно-профилактическое питание.
Приложение 5. Перечень работников, обеспечивающихся спецодеждой.
Приложение 6. Перечень работников, которые обеспечиваются чаем.
Приложение 7. Положение о порядке предоставления работникам займов на покупку жилья.
Приложение 8. Положение о поощрении работников при прекращении трудовой деятельности в связи с выходом на пенсию.
Приложение 9. Перечень работников, которым устанавливается режим ненормированного рабочего дня.
Приложение 10. Положение о поощрении работников в честь юбилейных дат.
Приложение 11. Положение о порядке выделения беспроцентных займов молодым семьям на хозяйственное обзаведение.
Приложение 12. Положение о выплате единовременного пособия на хозяйственное обзаведение гражданам, уволенным в запас из Вооруженных Сил РФ.
Приложение 13. Положение о порядке расчетов ежемесячной выплаты неработающим пенсионерам.
Приложение 14. Правила внутреннего трудового распорядка.
2. Требования к содержанию и структуре коллективного договора содержатся и в ст. 13 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях".
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.
В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:
1) форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;
2) механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
3) занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
4) продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков;
5) улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков)*(18);
6) добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;
7) соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья;
8) экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
9) льготы для работников, совмещающих работу с обучением;
10) контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования представителей работников;
11) отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении.
В коллективном договоре с учетом экономических возможностей организации могут содержаться и другие, в том числе и более льготные трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством и соглашениями (дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию, компенсация транспортных и командировочных расходов, бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве и их детей в школах и дошкольных учреждениях, иные дополнительные льготы и компенсации).
В коллективный договор включаются нормативные положения, если в действующих законодательных актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.
3. Рекомендации по примерному содержанию раздела обязательств работодателя и работника по условиям и охране труда в трудовом договоре*(19) разработаны в целях более полного учета требований Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, касающихся обязанностей работодателя и работника по обеспечению охраны труда в организации и созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве.
По усмотрению работодателя и работника в раздел трудового договора (контракта) по условиям и охране труда могут включаться дополнительные пункты, расширяющие их взаимные обязательства в этой области, не противоречащие требованиям действующих законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.
4. Рекомендации по примерному содержанию раздела "Условия и охрана труда" в коллективном договоре организации разработаны в целях более полного учета требований Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, касающихся обязанностей работодателя перед трудовым коллективом по обеспечению охраны труда в организации и созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве (приложение 2 к письму Департамента охраны труда Минтруда России от 23 января 1996 г. N 38-11).
По усмотрению работодателя и трудового коллектива раздел "Условия и охрана труда" может включать дополнительные пункты, расширяющие обязательства работодателя в области охраны труда, не противоречащие требованиям действующих законодательных и нормативных правовых актов по охране труда".
5. Минтрудом России 6 ноября 2003 г. разработан макет коллективного договора, носящий рекомендательный характер для сторон, участвующих в разработке и заключении коллективного договора.

Статья 42. Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения

1. В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-I "О коллективных договорах и соглашениях" инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон (см. ст. 36 ТК РФ и комментарий к ней).
Порядок ведения переговоров (см. ст. 36 ТК РФ и комментарий к ней).
Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров производится в соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, а также специалисты, приглашенные для участия в этой работе, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 месяцев в течение года. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением.
Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и местного самоуправления, работодателями, их объединениями, иными уполномоченными работодателями органами.
Представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации.
Порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав комиссии, предусмотренной ст. 7 Закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", место проведения и повестка дня переговоров определяются сторонами и оформляются приказом по организации и решением представителей работников.
Дата издания согласованного с соответствующим представителем работников приказа о формировании комиссии, предусмотренной ст. 7 рассматриваемого Закона, является моментом начала коллективных переговоров.
Если со стороны работников выступают одновременно несколько представителей, ими в течение 5 календарных дней формируется единый представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора.
Единый проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению работниками в подразделениях предприятия и дорабатывается с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений. Доработанный единый проект утверждается общим собранием (конференцией) работников организации и подписывается со стороны работников всеми участниками единого представительного органа.
При недостижении согласия в едином представительном органе или в случае, когда такой орган не создан, общее собрание (конференция) работников организации может принять наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручить представителю работников, разработавшему этот проект, на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор от имени работников организации.
Если единый представительный орган не создан, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор от имени представляемых работников или предлагать принять приложение к единому коллективному договору, защищающее специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку. Приложение - неотъемлемая часть коллективного договора и имеет равную с ним юридическую силу.
Работодатель обязан обеспечить представителям работников возможность доведения разработанных ими проектов коллективного договора до каждого работника, предоставлять имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, множительную и иную оргтехнику, помещения для проведения в нерабочее время собраний, консультаций, места для размещения стендов.
Подписанный сторонами коллективный договор с приложениями в 7-дневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации.
2. Перед тем как сесть за стол переговоров, представителям наемных работников необходимо получить информацию об организации, используя для этого свое право (см. ст. 36 ТК РФ и комментарий к ней).

Статья 43. Действие коллективного договора

1. Согласно ст. 14 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" коллективный договор заключается на срок от 1 года до 3 лет.
Коллективный договор вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективном договоре, и действует в течение всего срока.
По истечении установленного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий.
Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения состава, структуры, наименования органа управления организацией, расторжения трудового договора (контракта) с руководителем организации.
При реорганизации организации коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации, затем может быть пересмотрен по инициативе одной из сторон.
2. При смене собственника имущества организации действие коллективного договора сохраняется в течение 3 месяцев. В этот период стороны вправе начать переговоры о заключении нового коллективного договора или сохранении, изменении и дополнении действующего.
В ходе пересмотра коллективного договора должен быть решен вопрос о возможности сохранения льгот для работников и выполнения других условий, предусмотренных прежним коллективным договором.
При ликвидации организации в порядке и на условиях, установленных законодательством, коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации.
3. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора несколько раз, например 3 раза, но на общий срок не более 3 лет.

Статья 44. Изменение и дополнение коллективного договора

1. Согласно ст. 15 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" изменения и дополнения коллективного договора в течение срока его действия производятся только по взаимному согласию сторон в порядке, определенном в коллективном договоре, а если он не определен, то в порядке, установленном рассматриваемым Законом для его заключения.
2. После вступления ТК РФ в силу появились новые возможности по развитию коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях.
Целесообразно, опираясь на ТК РФ и исходя из новых подходов к содержанию коллективного договора, дополнить его новыми разделами, например такими, как минимальная заработная плата, борьба с бедностью и др. Необходимо учитывать, что коллективно-договорное регулирование имеет тенденцию к увеличению количества регулируемых вопросов. В то же время новый ТК РФ позволяет внести существенные изменения в уже существующие разделы коллективного договора.

Статья 45. Соглашение. Виды соглашений

1. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы (г. Москва, 29 декабря 2004 г. (далее - Соглашение)) установило общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне в 2005-2007 гг. и совместные действия Сторон Соглашения (далее - Стороны) по их реализации.
Стороны в числе приоритетных целей Соглашения ставят проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право работников на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, резкое сокращение масштабов бедности на основе повышения эффективности отечественной экономики, увеличения валового внутреннего продукта.
Стороны намерены развивать свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.
2. Стороны считают, что в предстоящий период экономическая политика государства должна быть ориентирована на инновационное обновление структуры российской экономики, создание условий, обеспечивающих повышение ее конкурентоспособности и динамичное развитие.
В этих целях Стороны считают необходимым:
2.1. Провести совместную работу по разработке и реализации проектов программ социально-экономического развития отраслей отечественной экономики, направленных на повышение их конкурентоспособности, рост производства, обеспечение социальных гарантий работникам.
2.2. Реализовать меры, обеспечивающие улучшение инвестиционного климата, в том числе за счет:
проведения кредитно-финансовой политики, направленной на повышение стабильности банковской системы, расширение возможностей использования сбережений и пенсионных накоплений граждан на цели инвестиций;
совершенствования системы и механизмов стимулирования организаций, осуществляющих капитальные вложения в модернизацию и развитие производства;
совершенствования института защиты прав интеллектуальной собственности, развития системы стимулов для венчурного инвестирования.
2.3. Обеспечить содействие техническому перевооружению организаций за счет снижения (отмены) ввозных таможенных пошлин на не производимое в России оборудование.
2.4. Осуществить в 2005 г. подготовку нормативных правовых актов, направленных на:
рациональное использование и охрану природных ресурсов, оптимизацию платежей за природные ресурсы с целью увеличения доходной части бюджетов всех уровней для решения социально-экономических задач развития Российской Федерации;
ужесточение мер по предотвращению расхищения и бесконтрольной торговли природными ресурсами, в том числе лесосырьевыми, рыбными и др.
2.5. В области бюджетной политики Стороны исходят из необходимости формирования эффективной бюджетной системы, ее ориентации на стимулирование экономического роста и снижение социального неравенства, повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов.
Стороны принимают на себя обязательства проводить консультации в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Российская трехсторонняя комиссия) по основным социальным параметрам прогноза социально-экономического развития и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год (в соответствии с согласованным Сторонами перечнем социально-экономических показателей согласно приложениям N 1 и 2) до рассмотрения их в Правительстве РФ.
Разработать и реализовать меры, направленные на обеспечение своевременного бюджетного финансирования выполнения работ (услуг) по государственному оборонному заказу, недопущение задолженности по выплате заработной платы в организациях, выполняющих работы (услуги) по государственному оборонному заказу.
Рассмотреть вопрос о порядке финансирования из федерального бюджета расходов на отчисления на основании коллективных договоров денежных средств на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу для федеральных государственных учреждений, не имеющих средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Провести мониторинг соблюдения норм трудового законодательства организациями, выполняющими работы (услуги) по реализации федеральных целевых программ.
2.6. В области тарифной политики Стороны исходят из необходимости соблюдения баланса, обеспечивающего как эффективное функционирование субъектов естественных монополий, так и стимулирование снижения энерго- и ресурсоемкости экономики, поддержание конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, минимизацию негативного влияния изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий на инфляционные процессы и уровень жизни населения.
Стороны считают необходимым:
обеспечить информирование социальных партнеров и проведение консультаций в Российской трехсторонней комиссии по вопросам формирования прогнозных тарифов на топливно-энергетические ресурсы и услуги транспорта;
предусматривать установление предельных уровней изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий синхронно с подготовкой проекта федерального бюджета на очередной год, с определением мер по адресной социальной поддержке низкодоходных групп населения;
рассматривать в Российской трехсторонней комиссии социальные последствия, связанные с проведением реформ в сфере естественных монополий.
2.7. Определять и реализовывать меры, обеспечивающие повышение гарантий прав собственности, устранение избыточного влияния государства на механизмы формирования отношений, складывающихся внутри рынка, в том числе по:

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>