<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

дальнейшему развитию законодательства о саморегулируемых организациях, техническом регулировании;
введению административных регламентов, обеспечивающих создание прозрачной системы регулирования процедур предоставления государством услуг организациям и физическим лицам;
проведению анализа влияния принятых решений по снижению административных барьеров в экономике с учетом упразднения избыточных и дублирующих функций государственного регулирования.
2.8. Создавать условия для развития малого предпринимательства, ремесленничества, крестьянских (фермерских) хозяйств, включая совершенствование законодательства в области малого предпринимательства, создание комплексной системы его поддержки, введение упрощенных форм отчетности.
2.9. Способствовать расширению возможностей органов местного самоуправления в области развития сети муниципальных организаций, связанных с оказанием услуг и производством товаров для населения.
2.10. Реализовать в предстоящий период меры, направленные на: дальнейшее разделение социальной ответственности государства, работодателей
и работников, передачу в ходе административной реформы ряда государственных функций саморегулируемым организациям, объединениям работодателей и объединениям профсоюзов;
изучение и внедрение в практику организаций социальной отчетности;
развитие конструктивных отношений организаций и объединений работодателей с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам социального развития, совместной разработки и реализации социальных программ.
2.11. Стороны считают, что реформирование налоговой системы не должно приводить к ухудшению материального положения и качества жизни населения.
В предстоящий период Стороны реализуют меры по:
повышению стабильности законодательства в сфере налоговой политики на среднесрочный период;
направленности налоговой системы на стимулирование роста конкурентоспособности, создание благоприятных условий для инвестирования и развития бизнеса;
упрощению налоговой системы и общему снижению объемов налогов на предпринимательство, в том числе по снижению ставки и усовершенствованию порядка начисления и уплаты налога на добавленную стоимость, обеспечению своевременности возмещения этого налога по экспортным операциям и применению налогового вычета по данному налогу при осуществлении капитальных затрат в том налоговом периоде, в котором данные затраты были произведены.
2.12. Предварительно рассматривать в Российской трехсторонней комиссии подготавливаемые Правительством РФ налоговые законопроекты, затрагивающие интересы работников и работодателей в сфере социально-трудовых отношений, с целью проведения экспертизы возможных социальных последствий их принятия.
2.13. Рекомендовать при заключении отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров использовать дополнительные доходы организаций, образующиеся в результате снижения ставок единого социального налога, на повышение заработной платы работников и погашение имеющейся задолженности по выплате заработной платы.
2.14. По вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) исходить из необходимости обеспечения максимально выгодной для страны интеграции в мировое экономическое пространство и недопущения негативных экономических и социальных последствий членства России в ВТО.
В этих целях Стороны считают необходимым:
при проведении переговоров по присоединению России к ВТО исходить из необходимости защиты интересов товаропроизводителей и поставщиков услуг Российской Федерации, решения общенациональной задачи повышения конкурентоспособности российской экономики и ее отраслей;
регулярно рассматривать в Российской трехсторонней комиссии информацию Правительства РФ о ходе переговоров и об условиях присоединения России к ВТО;
принимать меры, направленные на защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции.
2.15. Провести мониторинг выявления неэффективных (убыточных) организаций, имеющих общегосударственную значимость, с целью их возможной реструктуризации и разработки программ социальной поддержки работников.
3. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения. Стороны считают необходимым в предстоящий период разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы работников в соответствии с количеством и качеством труда, ежегодное увеличение доли фонда оплаты труда в валовом внутреннем продукте, уменьшение масштабов бедности.
В этих целях Стороны обязуются:
3.1. Рекомендовать при заключении отраслевых и региональных соглашений устанавливать минимальные тарифные ставки (оклады) в организациях внебюджетного сектора экономики на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего субъекта Российской Федерации.
3.2. Рассмотреть целесообразность перехода на определение минимальной заработной платы в соответствии с принципами Европейской социальной хартии.
3.3. При определении минимальной тарифной ставки (оклада) работников организаций ориентироваться на оптимальный для современного состояния экономики удельный вес тарифа в заработной плате не менее 50%.
3.4. Российская трехсторонняя комиссия ежегодно, до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, разрабатывает Единые рекомендации по системе оплаты труда работников организаций бюджетной сферы.
3.5. В I квартале 2005 г. определить меры, в том числе связанные с принятием законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение прав работников на своевременную и в полном объеме оплату труда.
3.6. Разработать предложения по совершенствованию механизма реализации положений Трудового кодекса Российской Федерации об основных государственных гарантиях по оплате труда работников и обеспечении повышения уровня реального содержания заработной платы.
3.7. Определить порядок актуализации потребительской корзины.
3.8. Подготовить в 2005 г. и внести предложения по законодательному обеспечению равных условий для выполнения работодателем обязанностей перед работниками по выплате заработной платы и перед государством по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды в случае недостаточной платежеспособности работодателя (за исключением банкротства работодателя).
4. Развитие рынка труда и содействие занятости населения. Стороны, признавая своей целью на предстоящий период повышение эффективности рынка труда, считают необходимым объединить усилия в решении задач легализации рынка труда и трудовой миграции, предотвращения негативных последствий реструктуризации отраслей экономики, повышения качества и создания новых эффективных рабочих мест, сохранения и развития кадрового потенциала и обязуются:
4.1. Обеспечить контроль за выполнением мероприятий по реализации Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, совместно разработать и реализовать Концепцию действий на рынке труда на 2006-2007 годы в увязке со среднесрочной программой социально-экономического развития на предстоящий период.
4.2. Обеспечить бюджетное финансирование реализации мероприятий по проведению активной политики занятости населения в Российской Федерации, уделив особое внимание реструктурируемым отраслям экономики и регионам с напряженной ситуацией на рынке труда.
Осуществлять разработку и реализацию работодателями социальных планов в организациях реструктурируемых отраслей экономики с участием службы занятости.
4.3. Содействовать осуществлению мер, направленных на создание и сохранение рабочих мест в сельском хозяйстве, в том числе на развитие лизинга техники и оборудования, микрокредитования на селе, стимулирование создания сельскохозяйственных кооперативов, развитие самозанятости населения (народных промыслов и ремесел).
4.4. Предусматривать в федеральном бюджете средства, обеспечивающие своевременную и в полном объеме выплату пособий по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
4.5. Обеспечить проведение социальной экспертизы проектов государственных, отраслевых и региональных социально-экономических программ в части их влияния на создание и сохранение рабочих мест.
4.6. Ежегодно рассматривать в Российской трехсторонней комиссии выполнение мероприятий по содействию занятости населения, осуществлению миграционной политики, проекты финансирования мероприятий по проведению активной политики в области занятости населения в Российской Федерации, регионах и отраслях экономики.
4.7. Способствовать созданию эффективных рабочих мест с достойной заработной платой и безопасными условиями труда и ежегодно проводить их мониторинг.
4.8. Не допускать снижения уровня обеспечения социально-экономических прав граждан при совершенствовании нормативно-правовой базы по проблемам занятости населения.
4.9. Подготовить и рассмотреть в 2005 г. предложения по обязательному социальному страхованию на случай потери работы.
4.10. Правительство РФ ежегодно при формировании федерального бюджета проводит в Российской трехсторонней комиссии консультации по размерам минимальной и максимальной величин пособия по безработице.
4.11. Не допускать превышения уровня общей безработицы, рассчитанного по методологии Международной организации труда, более 7,9% в 2005 г., 7,9% в 2006 г. и 7,8% в 2007 г.
4.12. В целях обеспечения экономики квалифицированной рабочей силой и установления устойчивой связи профессионального образования с рынком труда:
подготовить в 2005 г. предложения по созданию статистической базы и методики прогнозирования потребностей в рабочих и специалистах, выпускниках образовательных учреждений профессионального образования по видам экономической деятельности и в региональном разрезе;
разрабатывать с участием объединений работодателей не реже 1 раза в 3 года прогноз потребностей в рабочей силе в разрезе региональной и профессионально-квалификационной структуры;
осуществить с учетом международных классификаторов разработку общероссийского классификатора профессий, систем профессиональных стандартов и оценки качества работников. Разработать предложения по созданию системы контроля качества образования, направленной на проведение структурной перестройки профессионального образования всех уровней с учетом потребностей экономики и ее отраслей.
4.13. Осуществить меры, в том числе связанные с внесением изменений в действующее законодательство, обеспечивающие:
участие объединений работодателей в организации профессиональной подготовки кадров;
экономическое стимулирование участия работодателей в развитии учебно-материальной базы учреждений профессионального образования, в организации внутрипроизводственного профессионального обучения, в том числе опережающего обучения работников, подлежащих высвобождению в ходе реструктуризации производства, включающего базовое, послевузовское и дополнительное образование.
4.14. Создать систему профессиональной ориентации обучающихся в образовательных учреждениях общего образования с целью повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.
4.15. Разработать мероприятия по содействию трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования и их закреплению на рабочих местах.
4.16. Содействовать совершенствованию механизма временной занятости подростков и молодежи, в том числе в структурах малого и среднего бизнеса.
4.17. Разработать в 2005 г. и внести на рассмотрение Правительства РФ предложения по созданию системы регулирования трудовой миграции, направленной на повышение возможности трудоустройства населения, повышение его информированности о состоянии рынка труда, формирование в этих целях общероссийского банка данных о свободных рабочих местах и вакантных должностях.
4.18. Разработать и осуществить меры по предотвращению нелегального найма иностранных рабочих и усилению контроля за использованием их труда. При определении ежегодных квот для привлечения на работу иностранной рабочей силы проводить консультации с общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей.
5. Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы. В целях создания условий для социальной защиты работающих граждан, реализации их права на достойную и обеспеченную жизнь Стороны принимают на себя обязательства:
5.1. Продолжить совместную работу Сторон по разработке концепции реформирования системы обязательного социального страхования, обеспечив в ходе реформирования:
законодательное утверждение страховых принципов;
определение механизма установления экономически обоснованных (на основе актуарных расчетов) страховых тарифов;
паритетное участие представителей объединений работодателей, объединений профсоюзов и Правительства РФ в управлении страховыми средствами;
поэтапное вовлечение работников в формирование страховых средств;
развитие системы негосударственного социального страхования.
5.2. Российской трехсторонней комиссии принять участие в разработке законопроектов по социальному страхованию, направленных на реализацию страховых принципов обязательного социального страхования, исходя из того, что норма, касающаяся выплаты пособий по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые дни нетрудоспособности за счет средств работодателя, является нормой, действующей только в 2005 г.
5.3. Ежегодно, до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, рассматривать в Российской трехсторонней комиссии законопроекты о бюджетах Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Пенсионного фонда РФ на очередной год, а также предложения по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Заслушивать информацию государственных внебюджетных фондов о поступлении и расходовании страховых средств за предыдущий год.
5.4. Способствовать повышению уровня пенсионного обеспечения граждан, эффективности проводимой пенсионной реформы. В этих целях:
Ежегодно рассматривать в Российской трехсторонней комиссии вопросы:
о ходе проведения пенсионной реформы;
о состоянии инвестирования средств пенсионных накоплений;
о развитии дополнительного пенсионного страхования работников;
о формировании профессиональных пенсионных систем.
На основе реформирования системы обязательного социального страхования наемных работников обеспечивать сохранение (повышение) уровня замещения заработной платы застрахованных лиц и приближение его к рекомендуемым международным нормам.
Определить меры, направленные на повышение эффективности гарантий по обеспечению устойчивости финансовой системы обязательного пенсионного страхования, реализации права работников на пенсионное обеспечение.
Содействовать переводу системы льготных (досрочных) пенсий в связи с особыми условиями труда на финансирование через профессиональные пенсионные системы.
5.5. Организовать работу по согласованию уровня и объемов базовых социальных услуг и социальных гарантий, в том числе льгот, гарантий и компенсаций, установленных для работников бюджетной сферы, при подготовке соответствующих нормативных правовых актов.
5.6. Обеспечить при реформировании обязательного медицинского страхования соблюдение конституционных гарантий равного права граждан на медицинскую помощь.
5.7. Предусмотреть в программе государственных гарантий оказания медицинской помощи социально незащищенным группам населения оплату лекарств в объеме 50% при амбулаторном лечении.
При стационарном лечении гарантировать обеспечение лекарственными средствами, предусмотренными клинико-экономическими стандартами.
5.8. Ежегодно рассматривать в Российской трехсторонней комиссии вопросы организации санаторно-курортного лечения и оздоровления работающих и членов их семей, отдыха и оздоровления детей и подростков.
5.9. Разработать и реализовать комплекс мер, направленных на обеспечение охраны материнства и детства, социальную поддержку женщин и лиц с семейными обязанностями.
5.10. Рассмотреть предложения по внесению в действующее земельное законодательство изменений, предусматривающих обеспечение равных возможностей для государственных, муниципальных и негосударственных учреждений социально-культурной сферы (детских оздоровительных лагерей, учреждений культуры, физической культуры и спорта) в части предоставления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
5.11. Провести совместную работу по подготовке проекта Концепции формирования системы государственных минимальных социальных стандартов.
5.12. Разработать (в дополнение к ипотечному кредитованию) системы обеспечения доступным жильем групп населения с различным уровнем доходов.
5.13. Реализовать меры, обеспечивающие повышение доступности для граждан кредитных ресурсов в форме ипотечных, образовательных, потребительских кредитов и качества финансовых услуг.
5.14. Обеспечивать полноту и своевременность финансирования передачи в установленном порядке объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность.
5.15. Ежегодно рассматривать на заседаниях Российской трехсторонней комиссии обоснованность величины стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, устанавливаемого Правительством Российской Федерации.
5.16. Подготовить предложения по разработке порядка присвоения почетных званий, знаков отличий и грамот в целях поощрения работников за особые трудовые заслуги и предпринимателей за достижения в сфере развития социально ответственного бизнеса.
5.17. Принимая во внимание Свод практических правил Международной организации труда по вопросу "ВИЧ-СПИД в сфере труда", разработать механизм, регулирующий действия социальных партнеров в данной области.
6. Защита трудовых прав, охрана труда, промышленная и экологическая безопасность. Рассматривая защиту трудовых прав, охрану труда, промышленную и экологическую безопасность в качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества, Стороны обязуются:
6.1. Определить меры, в том числе по разработке и принятию нормативных правовых актов, с целью совершенствования механизма реализации норм Трудового кодекса Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасных условий труда и охраны труда.
6.2. Сформировать систему и методологию технического регулирования в части разработки и применения обязательных требований к продукции и процессам производства, безопасным для труда, здоровья и жизни работников.
6.3. Разработать организационно-правовые основы социального аудита в организациях крупного, среднего и малого бизнеса.
6.4. Разработать предложения по внесению изменений в законодательство, направленные на:
совершенствование системы установленных законодательством компенсаций за особые условия труда на основе проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
повышение экономической заинтересованности работодателей в проведении мероприятий по охране труда и здоровья работников;
усиление ответственности работодателей за создание надлежащих условий труда и работников за соблюдение правил безопасности труда, применение средств индивидуальной и коллективной защиты.
6.5. Совершенствовать налоговую политику, призванную стимулировать работодателя к проведению мер по повышению эффективности производственной среды и внедрению современных безопасных производственных технологий.
6.6. Совершенствовать системы медико-социальной защиты и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
6.7. Совершенствовать систему компенсаций за неблагоприятные условия труда с учетом показателей вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, а также экономической заинтересованности работников и работодателей.
6.8. Разработать предложения по совершенствованию системы государственной экспертизы условий труда и сертификации работ по охране труда, по законодательному закреплению порядка аккредитации организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда, участию в этой работе представителей соответствующих объединений работодателей и объединений профсоюзов.
6.9. Совершенствовать систему аттестации рабочих мест по условиям труда.
6.10. Совершенствовать систему статистического учета и отчетности производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и трудопотерь вследствие временной и стойкой утраты трудоспособности на основе требований и рекомендаций МОТ.
Разработать методологические основы формирования национального регистра профессиональных заболеваний и внедрить их на базе Российской академии медицинских наук и Центра профессиональной патологии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
6.11. Сформировать основные направления экологической политики на основе Экологической доктрины Российской Федерации.
7. В области социально-экономических проблем северных регионов России. Стороны договорились, что Соглашение должно быть направлено на сохранение производственного потенциала северных регионов, развитие производительных сил районов Крайнего Севера, осуществление комплекса мер по стимулированию инвестиционной деятельности и обеспечение социальных гарантий гражданам. В этих целях:
7.1. Разработать предложения по совершенствованию государственной политики в области социально-экономического развития северных регионов России с целью ориентации ее на модернизацию и диверсификацию структуры экономики северных территорий страны, дальнейшее развитие инфраструктуры.
7.2. Провести консультации по вопросу определения критериев и методологических подходов районирования северных регионов.
7.3. Подготовить предложения по развитию программ содействия занятости работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией градообразующих предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
7.4. Разработать мероприятия по обеспечению гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера, широкого доступа к качественным образовательным, транспортным, культурным, медицинским и другим социальным услугам.
7.5. Разработать предложения по усилению государственной политики в сфере регулирования миграционных процессов с целью преодоления негативных демографических тенденций в северных регионах.
7.6. Подготовить предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 29 ноября 2003 г. N 154-ФЗ "Об увеличении базовой части трудовой пенсии для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", направленных на сохранение северянам повышенной базовой части трудовой пенсии при их выезде из районов Крайнего Севера.
8. Социальное партнерство и координация действий Сторон Соглашения. Стороны считают необходимым обеспечить в предстоящий период дальнейшее развитие системы социального партнерства, повышение его эффективности, непосредственного воздействия на решение социально-экономических проблем развития России.
8.1. В этих целях Стороны обязуются проводить трехсторонние консультации по вопросам формирования и проведения социально-экономической политики.
Правительство РФ разрабатывает и вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, принимает нормативные правовые акты по этим вопросам с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии. Решения Российской трехсторонней комиссии, а при наличии неурегулированных разногласий - мнения сторон Российской трехсторонней комиссии - в обязательном порядке доводятся до сведения Правительства РФ, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения, проводят консультации с соответствующими общероссийскими профсоюзами (объединениями профсоюзов) и общероссийскими объединениями работодателей.
8.2. Стороны обязуются продолжить совместную работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства, включающую в себя:
совершенствование механизма распространения соглашений всех уровней на работодателей и работников;
внесение изменений в трудовое, административное, уголовное законодательство Российской Федерации в части повышения ответственности работодателей за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективных договоров и соглашений, решений комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, умышленные действия по воспрепятствованию деятельности профсоюзов, ликвидации профсоюзных организаций;
разработку предложений о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, касающихся правового регулирования социального партнерства в бюджетной сфере в части уточнения функций и форм представительства органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
продолжение работы по подготовке к ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной);
разработку нормативных правовых актов в развитие положений Трудового кодекса Российской Федерации.
8.3. Стороны, исходя из необходимости более четкого разделения своей ответственности за формирование и проведение эффективной социально-экономической политики, обязуются провести консультации и в 2-месячный срок после заключения Соглашения подписать в дополнение к нему протокол о сферах социальной ответственности за реализацию Соглашения каждой из Сторон, в том числе:
Правительства Российской Федерации:
за своевременную разработку нормативной правовой базы, необходимой для реализации положений Соглашения, регламентирующих участие и учет мнения Сторон в ходе ее разработки, и контроль за выполнением;
за проведение политики, стимулирующей экономический рост (создание благоприятной среды для ведения бизнеса, условий для роста инвестиционной привлекательности России);
за регулярное информирование социальных партнеров о показателях деятельности субъектов бюджетного планирования (федеральных министерств, служб и агентств, руководство которыми осуществляется Правительством Российской Федерации) по вопросам качества и уровня жизни, регулирования трудовых и социальных отношений.
Общероссийских объединений работодателей:
за выполнение работодателями налоговых обязательств, трудового законодательства, прежде всего в части полной и своевременной выплаты заработной платы, соблюдения условий и охраны труда в соответствии с установленными нормативами;
за развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений;
за выработку механизма, обеспечивающего повышение ответственности объединений работодателей и их членских организаций за реализацию положений Соглашения.
Общероссийских объединений профсоюзов:
за проведение политики, отвечающей реалиям экономического положения и интересам граждан России и социально-экономического развития страны;
за формирование активной позиции трудящихся в сфере развития социально-трудовых отношений, их подготовку и адаптацию к работе в условиях проводимой реструктуризации экономики, социального реформирования;
за развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, разрешение коллективных трудовых споров путем переговоров и консультаций.
8.4. Стороны обязуются:
содействовать повышению эффективности заключаемых соглашений на отраслевом, региональном, межрегиональном и территориальном уровнях. Проводить мониторинг, обобщение опыта заключения соглашений на отраслевом, региональном, межрегиональном и территориальном уровнях и работы органов социального партнерства;
способствовать формированию соответствующих объединений работодателей;
содействовать распространению принципов социального партнерства в организациях с участием иностранного капитала, организациях малого предпринимательства;
содействовать развитию связей Российской трехсторонней комиссии с трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации. В этих целях:
разработать и внедрить систему обмена информацией между Российской трехсторонней комиссией и трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации о ходе и результатах проводимой работы;
разработать и внедрить на всех уровнях социального партнерства комплексную систему обмена информацией о соглашениях и коллективных договорах;
ежегодно формировать информационную базу отраслевых соглашений на федеральном уровне и региональных соглашений и направлять в трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации;
провести на трехсторонней основе в год 100-летия профсоюзов России научно-практическую конференцию "О развитии социального партнерства в России";
содействовать организации конкурсов профессионального мастерства на федеральном уровне.
8.5. В целях распространения принципов социального партнерства Стороны договорились:
провести консультации в Российской трехсторонней комиссии по выработке рекомендаций по вопросу разработки механизма стимулирования деятельности объединений работодателей и профсоюзов путем отнесения части затрат на содержание указанных объединений к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, а также возможном освобождении от уплаты налога на не используемое в коммерческих целях имущество профсоюзов и их объединений;
содействовать развитию правового механизма досудебного и судебного порядка разрешения трудовых споров, в том числе созданию и деятельности специализированных трудовых судов, а также трудовых арбитражных судов;
рассмотреть целесообразность и подготовить предложения о включении в государственный стандарт высшего профессионального образования дисциплин "Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства" и "Основы социального государства";
рассмотреть вопрос о частичном финансировании за счет средств федерального бюджета Академии труда и социальных отношений и Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов - базовых научных и учебно-методических профсоюзных центров в сфере социально-трудовых отношений. Обсудить программу деятельности указанных организаций исходя из задач Российской трехсторонней комиссии.
8.6. Стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров, возникающих в области социально-трудовых отношений.
8.7. Правительство Российской Федерации и общероссийские объединения работодателей:
гарантируют невмешательство в деятельность профсоюзов, соблюдение прав профсоюзов в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Трудовым кодексом Российской Федерации, не препятствуют созданию и функционированию профсоюзов в организациях;
признают необходимым обеспечить перечисление профсоюзных взносов одновременно с выплатой заработной платы.
8.8. Стороны считают необходимым:
рассмотреть в Российской трехсторонней комиссии вопросы, связанные с ратификацией Российской Федерацией конвенций МОТ согласно приложению N 3;
провести с участием специалистов МОТ комплексное исследование с целью выработки согласованного плана ратификации Российской Федерацией конвенций МОТ и необходимых для этого мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации и практики его применения.
8.9 Правительство Российской Федерации регулярно проводит мониторинг качества и уровня жизни населения по согласованному Сторонами перечню показателей и раз в полугодие информирует Российскую трехстороннюю комиссию о тенденциях изменения социально-экономических показателей согласно приложению N 4.
8.10. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации 1 раз в полугодие представляет в Российскую трехстороннюю комиссию материалы по итогам проведения Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы.
8.11. Федеральная служба государственной статистики и ее территориальные органы представляют профсоюзным объединениям и объединениям работодателей статистическую информацию, необходимую для проведения переговоров, на бесплатной основе в объемах и в сроки, предусмотренные федеральным планом статистических работ на очередной год.
8.12. В целях освещения деятельности Российской трехсторонней комиссии и хода реализации Соглашения Стороны обеспечивают регулярную публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в России.
8.13. Каждая из Сторон в 3-месячный срок после подписания Соглашения разрабатывает и представляет в Российскую трехстороннюю комиссию план мероприятий, необходимых для реализации принятых обязательств, с указанием конкретных сроков и ответственных за исполнение членов Российской трехсторонней комиссии.
8.14. Рабочие группы Российской трехсторонней комиссии 1 раз в полугодие готовят на основе представляемой сторонами информации и анализа реализации Соглашения информацию о ходе выполнения Соглашения, вносят предложения о рассмотрении информации на заседаниях Комиссии. Российская трехсторонняя комиссия ежегодно рассматривает ход выполнения положений Соглашения.
8.15. По предложению одной из Сторон в Соглашение могут быть внесены изменения в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации.
Переговоры Сторон о внесении изменений в Соглашение должны быть проведены в течение 1 месяца. Изменения в Соглашение вносятся по решению Российской трехсторонней комиссии.
8.16. Соглашение заключено на 2005-2007 гг. и действует до заключения нового Соглашения.
8.17. Текст Соглашения с комментариями координаторов Сторон публикуется в "Российской газете" в 2-недельный срок после его подписания.
Соглашение с Протоколом разногласий (приложение N 5) подписано 29 декабря 2004 г. в 4 подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу (г. Москва).
В Протоколе разногласий по Генеральному соглашению между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы указано, что в ходе коллективных переговоров не было достигнуто согласия по вопросу включения в Генеральное соглашение следующих предложений со стороны Комиссии, представляющей общероссийские объединения профсоюзов:
в 2002 г. установить минимальный размер заработной платы и тарифную ставку 1-го разряда ETC не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения;
при подготовке проекта федерального бюджета ежегодно вырабатывать согласованные предложения о включении в консолидированный бюджет объемов финансирования государственных гарантий в целях реализации Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
9. В 2005 г. действуют в том числе следующие соглашения:
Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 18 марта 2005 г. N 749-ТЗ "Уведомление о регистрации Отраслевого соглашения по атомной энергетике, промышленности и науке на 2005-2007 годы";
Соглашение от 14 января 2005 г. между Краевым советом профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Администрацией Алтайского края на 2005-2006 годы;
Республиканское трехстороннее соглашение между Правительством Кабардино-Балкарской Республики, Федерацией профессиональных союзов и региональным объединением работодателей Кабардино-Балкарской Республики на 2005-2007 годы от 24 марта 2005 г.;
Соглашение между Правительством Свердловской области, Федерацией профсоюзов Свердловской области и Свердловским областным Союзом промышленников и предпринимателей на 2005-2006 годы от 1 января 2005 г.;
Московское трехстороннее соглашение на 2005 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) (Москва, 29 декабря 2004 г.);
Республиканское соглашение о социальном партнерстве между Кабинетом Министров Чувашской Республики, объединениями работодателей Чувашской Республики и Чувашским республиканским объединением организаций профсоюзов "Чувашрессовпроф" на 2005-2007 годы (Чебоксары, 22 февраля 2005 г.);
Отраслевое соглашение по атомной энергетике, промышленности и науке на 2005-2007 годы;
Постановление Мэра г. Томска от 28 мая 2004 г. N 255 "О реализации трехстороннего Соглашения о социальном партнерстве на 2004-2005 годы";
Соглашение о социальном партнерстве между Администрацией г. Томска, объединениями работодателей и Федерацией профсоюзных организаций Томской области на 2004-2005 годы;
Территориальное соглашение от 4 февраля 2005 г. между администрацией Раменского района, Ассоциацией профсоюзов Раменского района и работодателями Раменского района на 2005-2006 годы (зарегистрировано в ГУ по труду и социальным вопросам Московской области 14 февраля 2005 г. N 3/05);
Трехстороннее территориальное соглашение между Администрацией, профсоюзами и работодателями Ленинского района Московской области на 2005-2007 годы от 2 февраля 2005 г. (зарегистрировано в ГУ по труду и социальным вопросам Московской области 2 февраля 2005 г. N 1/05);
Соглашение между Администрацией г. Подольска, Координационным Советом профсоюзов и работодателями на 2005-2006 годы от 3 декабря 2004 г. (зарегистрировано в ГУ по труду и социальным вопросам Московской области 3 декабря 2004 г. N 27/04);
Трехстороннее территориальное соглашение между Администрацией Химкинского района, Химкинским координационным Советом профсоюзов и объединением работодателей Химкинского района на 2004-2006 годы (зарегистрировано в ГУ по труду и социальным вопросам Московской области 21 июня 2004 г. N 20/04);
Макет федерального отраслевого (межотраслевого) соглашения, согласованный Минтрудом России 9 октября 2003 г. Включает следующие разделы: общие положения, оплата труда, охрана труда, режим труда и отдыха, развитие кадрового потенциала, содействие занятости, создание условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа, контроль за выполнением соглашения, ответственность сторон, заключительные положения.
10. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашений: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое) тарифное, профессиональное тарифное, территориальное и иные (ст. 18 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях").
Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ.
Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение определяет нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).
Профессиональное тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий.
Территориальное соглашение определяет условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.
Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двусторонние и трехсторонние.
Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти.
11. Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 15 апреля 2005 г. N 240 установлена организация уведомительной регистрации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства. В нем приводятся:
приложение N 1. Журнал регистрации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства;
приложение N 2. Уведомление о регистрации Соглашения, в котором не выявлены условия, ухудшающие положение работников по сравнению с Трудовым кодексом РФ;
приложение N 3. Уведомление о регистрации Соглашения, в котором выявлены условия, ухудшающие положение работников по сравнению с Трудовым кодексом РФ.

Статья 46. Содержание и структура соглашения

1. Согласно ст. 21 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" содержание соглашений определяется сторонами.
Соглашениями могут предусматриваться положения:
Об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха.
О механизме регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением.
О доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством.
О содействии занятости, переобучении работников.
Об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве.
О специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей.
О соблюдении интересов работников при 7приватизации государственных и муниципальных предприятий.
О льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков).
О развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, порядке внесения изменений и дополнений в соглашение, присоединения к нему, о содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, об укреплении трудовой дисциплины.
В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащие законодательству.
2. Макет федерального отраслевого (межотраслевого) соглашения, согласованный Минтруда России 9 октября 2003 г., имеет следующую структуру.
Предисловие.
I. Общие положения.
II. Оплата труда.
III. Охрана труда.
IV. Режимы труда и отдыха.
V. Развитие кадрового потенциала.
VI. Содействие занятости.
VII. Создание условий для осуществления деятельности выборного, профсоюзного органа.
VIII. Контроль за выполнением соглашения.
IX. Ответственность сторон. Заключительные положения.

Статья 47. Порядок разработки проекта соглашения и его заключения

1. Согласно ст. 20 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией, предусмотренной ст. 7 Закона, и оформляются ее решением.
При наличии на соответствующем уровне нескольких представителей работников состав комиссии со стороны работников определяется по согласию между этими представителями.
Проект соглашения разрабатывается комиссией и подписывается представителями сторон.
Если согласие не достигнуто в 7-дневный срок, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать соглашение от имени представляемых ими работников.
Подписанное сторонами соглашение с приложениями в 7-дневный срок направляется представителями работодателей - участниками соглашения, заключенного на федеральном уровне, в Министерство труда РФ, а соглашения, заключенного на уровне субъекта РФ, - в орган по труду субъекта РФ для уведомительной регистрации.
При осуществлении уведомительной регистрации двустороннего соглашения орган по труду (не являющийся участником соглашения) выявляет условия соглашения, противоречащие законодательству о труде, и сообщает сторонам соглашения о выявленных противоречиях.
Такой же порядок действует в случае внесения изменений или дополнений в соглашение.
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения создается постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".
Порядок обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утвержден постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. N 1229.
Состав представителей Правительства РФ в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утвержден постановлением Правительства РФ от 18 июня 2004 г. N 297.
О координаторе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений сказано в Указе Президента РФ от 31 мая 2004 г. N 70.
2. На федеральном уровне участниками соглашений могут выступать:
генерального - общероссийские объединения профсоюзов; общероссийские объединения работодателей; Правительство РФ;
отраслевого (межотраслевого) тарифного - соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения; общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; Министерство труда РФ;
профессионального тарифного - соответствующие профсоюзы и их объединения; соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган по труду.
На уровне субъектов РФ и административно-территориальных образований в составе субъектов РФ участниками соглашений могут выступать:
регионального - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган исполнительной власти субъекта РФ;
отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган по труду субъекта РФ;
территориального - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган местного самоуправления.
генерального - общероссийские объединения профсоюзов; общероссийские объединения работодателей; Правительство РФ;
отраслевого (межотраслевого) тарифного - соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения; общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; Министерство труда РФ;
профессионального тарифного - соответствующие профсоюзы и их объединения; соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган по труду.
На уровне субъектов РФ и административно-территориальных образований в составе субъектов РФ участниками соглашений могут выступать:
регионального - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган исполнительной власти субъекта РФ;
отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган по труду субъекта РФ;
территориального - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган местного самоуправления.

Статья 48. Действие соглашения

Согласно ст. 22 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении.
Срок действия соглашения и порядок контроля за его выполнением определяются сторонами в соглашении. Срок действия соглашения не может превышать 3 лет.
Действие соглашения распространяется на работников, работодателей, орган исполнительной власти, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени.
В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашения.
В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, профессиональное тарифное соглашение, в сферу действия которого включается не менее чем 50% работников отрасли (отраслей), профессии, министр труда РФ имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей с момента получения предложения.

Статья 49. Изменение и дополнение соглашения

Согласно ст. 23 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" изменения и дополнения соглашения производятся по взаимному согласию сторон в порядке, определенном в соглашении, а если он не определен, то в порядке, установленном этим Законом для его заключения.
Изменения и дополнения соглашений позволяют обеспечить его эффективность и учитывать в них все происходящие изменения. Изменение соглашений может осуществляться в следующем порядке:
1) сторона, решившая внести изменение или дополнение, должна сформулировать изменение, аргументировать изменение, указав пользу, которую получит от изменения каждая сторона соглашения;
2) проект изменения направляется в письменной форме другой стороне, которая должна аргументированно ответить в течение 7 дней;
3) в случае отказа стороны соглашения от изменения сторона, внесшая проект изменения, имеет право:
а) отказаться от своего предложения;
б) настаивать на внесении изменений;
4) в случае если сторона настаивает на изменении, создается согласительная комиссия, решение которой по вопросу может быть окончательным.

Статья 50. Регистрация коллективного договора, соглашения

1. Если в коллективный договор стороны включили положения, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, то эти положения недействительны и стороны не имеют права ими руководствоваться, даже если эти правила являются вынужденными из-за ухудшающегося положения организации.
2. Такими ухудшающими положение работников условиями, которые не должны применяться, могут быть: увеличение продолжительности рабочей недели, сокращение продолжительности отпуска, увеличение количества сверхурочных часов, введение штрафов за производственные упущения, придание статуса конфиденциальности размерам заработной платы, отказ работников от части своих прав в трудовых отношениях.
3. Положение о Регистре соглашений и коллективных договоров, утв. постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 68.

Статья 51. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

1. Согласно ст. 17 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами и их представителями, а также органами по труду.
При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.
Стороны, подписавшие единый коллективный договор, ежегодно или в сроки, предусмотренные в коллективном договоре, отчитываются о его выполнении на общем собрании (конференции) работников организации.
Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду.
При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.
2. Лица, представляющие работодателя, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения, или нарушившие срок, установленный ч. 2 ст. 6 рассматриваемого Закона, или не обеспечившие работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, подвергаются штрафу в размере до 50 МРОТ, налагаемому в судебном порядке.
Лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении или невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, подвергаются штрафу в размере до 50 МРОТ, налагаемому в судебном порядке.
По требованию представителей работников собственник обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора.
Лица, представляющие работодателей, виновные в непредоставлении информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, несут дисциплинарную ответственность или подвергаются штрафу в размере до 50 МРОТ, налагаемому в судебном порядке.
Порядок и сроки рассмотрения дел о наложении штрафов, предусмотренных рассматриваемым Законом, регламентируются законодательством.
Дела, указанные в ч. 1 ст. 6, рассматриваются по заявлению представителей работников соответствующих органов по труду либо по инициативе прокурора.

Глава 8. Участие работников в управлении организацией

Статья 52. Право работников на участие в управлении организацией

1. Участие в управлении осуществляется на разных уровнях организации: участке, отделе, другом структурном подразделении, на уровне всей организации.
Участие в управлении - это участие в управленческом процессе на любой его стадии: постановке задач, планировании деятельности, организации исполнения планов, регулировании деятельности и контроле за деятельностью.
Функции управления в организации выполняют руководители (менеджеры) разного уровня: руководитель организации и его заместители, руководители структурных подразделений и их заместители.
Участие наемных работников в управлении организацией может объединить интересы работодателя и работников, а может их разъединить.
С помощью привлечения работников к управлению организацией можно существенно повысить прибыли организации. Эта цель (повышение прибыли) объединяет интересы работодателя и наемных работников при условии, что повышение прибыли будет сопровождаться повышением доходов работников. Например, работодатель совместно с наемными работниками составил программу развития персонала, в которой запланировал рост прибыли на период до 2015 г. по каждому году. Одновременно запланирован рост доходов наемных работников в зависимости от роста прибыли. Участие работников в выработке согласованной программы будет одной из эффективных форм участия работников в управлении организацией.
2. Статья устанавливает две формы участия работников в управлении организацией: непосредственную и через представителей. Формами непосредственного участия являются: письменное или устное обращение к руководителю по вопросам производства; участие в работе собраний, совещаний; участие в работе кружков качества.
3. С помощью участия работников в управлении в организации появляется возможность находить более эффективные управленческие решения.
Участие в управлении предполагает совместную деятельность администрации и наемных работников по управлению организацией. Участие в управлении может осуществляться на разных уровнях организации: бригады, участка, отдела, цеха, всей организации.
Одной из форм участия работников в управлении организацией является составление работодателем и работниками программы повышения конкурентоспособности организации, реализация которой позволяет поднять доходы собственника и заработные платы работников.
4. От участия в управлении следует отличать участие персонала в капитале, участие персонала в прибылях. Формой участия является покупка наемными работниками акций.
5. Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства согласно ст. 55 Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией, участие профсоюзных представителей в работе иных представительных органов работников в организации не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза.

Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией

1. В соответствии со ст. 31 ТК РФ при отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.
Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.
2. В соответствии со ст. 36 ТК РФ представители работников участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективных договоров и имеют право проявлять инициативу по проведению таких переговоров.
Правила внутреннего трудового распорядка организации в соответствии со ст. 190 ТК РФ утверждаются с учетом мнения представительного органа работников организаций.
3. Руководитель организации обязан учесть мнение представительного органа работников в случаях, перечисленных в статьях ТК РФ: 59, 73, 99, 105, 113, 117, 123, 135, 136, 139, 144, 147, 153, 154, 160, 162, 180, 190, 196, 212, 253, 265, 268, 282, 299, 301, 350, 371. Формой учета мнения может быть производственное соглашение, заключенное между руководителем и представительным органом наемных работников.
Производственное соглашение может быть выработано двусторонней комиссией представителей администрации и наемных работников.
4. В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Эти нормы обязательны для наемных работников. Поэтому представительные органы работников имеют право высказать свое мнение и предложения по содержанию этих правил.

Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства

Статья 54. Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения

1. В гл. 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) устанавливается административная ответственность за нарушение трудового законодательства.
Согласно ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.
2. Согласно ст. 5.28 КоАП РФ за уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки взыскивается административный штраф в размере от 10 до 30 МРОТ.
3. Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, является административным правонарушением в соответствии со ст. 5.29 КоАП РФ. Это правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ.
4. Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ.
5. За уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции (ст. 5.32 КоАП РФ)), взыскивается административный штраф в размере от 10 до 30 МРОТ.

Статья 55. Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения

1. Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ.
2. За невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры (ст. 5.33 КоАП РФ), взыскивается административный штраф в размере от 20 до 40 МРОТ.
3. Рассмотрение дела об административном правонарушении предусмотрено гл. 29 КоАП РФ. Перечислим основные стадии рассмотрения дел.
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении (ст. 29.1 КоАП РФ).
Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:
1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
6) имеются ли ходатайства и отводы.
Следует учитывать, что существуют обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом (ст. 29.2 КоАП РФ).
Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:
1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;
2) лично, прямо или косвенно, заинтересовано в разрешении дела.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
2) о вызове лиц, указанных в ст. 25.1-25.10 КоАП РФ, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
3) об отложении рассмотрения дела;
4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.
При наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.
Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица (ст. 29.5 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.33, 5.34, 6.10, 20.22 КоАП РФ, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ст. 29.6 КоАП РФ).
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на 1 месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.
Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
4. Статьей 29.7 КоАП РФ установлен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ;
9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ.
При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашаются протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 29.8 КоАП РФ).
В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:
1) дата и место рассмотрения дела;
2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;
3) событие рассматриваемого административного правонарушения;
4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;
5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;
7) документы, исследованные при рассмотрении дела.
Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.
5. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление (ст. 29.9 КоАП РФ):
1) о назначении административного взыскания;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:
1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ;
2) объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ;
3) передачи материалов дела в соответствующие органы для решения вопроса о привлечении лица к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ;
4) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:
1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным налагать административные взыскания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (ст. 29.13 КоАП РФ).
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1-25.5, 30.1 КоАП РФ:
1) вынесенное судьей - в вышестоящий суд;
2) вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, - в районный суд по месту рассмотрения дела.
В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.
По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными гл. 30 КоАП РФ.

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>