<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

14. Субъективная сторона ч. 2 характеризуется прямым умыслом.
15. Субъект преступления - лицо, на законном основании допущенное к обладанию соответствующей тайной (руководители коммерческой или иной организации, банкиры, работники налоговых органов, правоохранительных, таможенных и иных органов).
16. В ч. 3 предусмотрены квалифицирующие признаки к ч. 2 статьи: причинение в результате деяния крупного ущерба или совершение его из корыстной заинтересованности. Понятие крупного ущерба дается в примечании к ст. 169.
17. В ч. 4 предусмотрен один особо квалифицирующий признак к преступлениям, указанным в ч. 2 и 3 ст. 183 УК: наступление в результате преступления тяжких последствий. К ним следует относить ликвидацию предприятия, что повлекло безработицу большого количества его бывших работников; прекращение выпуска необходимой для региона продукции; банкротство предприятий или индивидуального предпринимателя; самоубийство обладателя тайны; и т.д.

Статья 184. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов

1. В ст. 184 УК объединены две группы действий:
1) подкуп,
2) незаконное получение вознаграждения указанными в законе лицами - участниками и организаторами профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов.
2. Закон определяет сферы, где совершается это преступление, как профессиональные спортивные соревнования и зрелищные коммерческие конкурсы (конкурсы красоты, кинофестивали и т.п.). При всем различии, профессиональные спортивные и зрелищные коммерческие конкурсы объединяются коммерческим характером; получением в результате выигрыша соревнования или конкурса, помимо морального удовлетворения значительных денежных средств или иных материальных ценностей. Как правило, материальную выгоду получают и организаторы, и устроители подобных мероприятий.
3. Предметом преступления выступает незаконное вознаграждение, которое обещается, передается или принимается субъектами преступления. Оно носит только материальный характер, не предусмотрено нормативными или другими (ведомственными) актами в виде оплаты определенного поведения, действия или бездействия организаторов или участников спортивных соревнований или зрелищных конкурсов и прямо противоречит условиям проведения последних.
4. Виды незаконного вознаграждения:
1) деньги (в любой валюте, в том числе российской);
2) ценные бумаги;
3) иное имущество;
4) услуги имущественного характера.
5. Объективная сторона в ч. 1 заключается в подкупе спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей команд и других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторов или членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов.
6. Под подкупом названных лиц понимают воздействие на них, выражающееся в передаче незаконного вознаграждения в целях оказания влияния на результаты соревнований или конкурсов.
7. Преступление в форме подкупа - передачи (дачи) незаконного вознаграждения считается оконченным, когда другой стороной - спортсменом, судьей, тренером и другими принята хотя бы часть незаконного вознаграждения.
Если незаконное вознаграждение не было принято, содеянное следует квалифицировать как покушение на подкуп, по ст. 30, ч. 1 (или ч. 2) ст. 184 УК.
8. Лиц, подкуп которых наказуем по этой части ст. 184 УК, можно разделить на четыре разные категории:
1) участники соревнований - спортсмены;
2) лица, готовившие участников соревнований, - тренеры, руководители команд;
3) лица, готовившие и оценивающие соревнования и конкурсы, - спортивные судьи, организаторы соревнований и конкурсов, члены жюри;
4) иные лица, могущие оказать воздействие на результаты соревнования или конкурса (например, лица, занимающиеся техническим оснащением соревнования или конкурса, спонсоры соревнований и конкурсов и другие).
9. Субъективная сторона ч. 1 характеризуется только прямым умыслом.
10. Обязательным элементом состава выступает цель подкупа - оказание влияния на результаты соревнований или конкурсов. Лицо может преследовать цель победы конкретного участника, поражение конкретного участника, неприсуждение главного денежного или иного приза и т.п.
11. Субъектом преступления по ч. 1 и ч. 2 может быть любое лицо, достигшее 16 лет: как участники и организаторы профессиональных спортивных соревнований или зрелищных коммерческих конкурсов, так и посторонние лица (например, болельщики).
12. В ч. 2 устанавливается повышенная уголовная ответственность за подкуп, совершенный организованной группой.
13. Объективная сторона ч. 3 и ч. 4 заключается в незаконном получении имущества или в незаконном пользовании виновным услугами имущественного характера.
14. Под получением незаконного вознаграждения или пользованием виновным услугами имущественного характера понимают принятие их виновным. Получение имущества, пользование услугами имущественного характера незаконно, если оно не предусмотрено положениями о проведении соревнований и конкурсов, противоречит им.
15. Преступление считается оконченным с момента принятия виновным хотя бы части предмета преступления, или с момента начала пользования услугами имущественного характера.
16. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Обязательным признаком является осознание виновным цели, с которой ему было передано незаконное вознаграждение: для оказания им влияния на результаты соревнования или конкурса.
17. Субъектами преступления по ч. 3 выступают спортсмены-профессионалы; субъектом по ч. 4 - спортивные судьи, тренеры, руководители команд и другие участники или организаторы профессиональных спортивных соревнований, организаторы или члены жюри зрелищных коммерческих конкурсов.

Статья 185. Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг

1. Эмиссия ценных бумаг представляет собой последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Эмитентами могут быть юридические лица или органы исполнительной власти либо местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.
2. Процедура эмиссии, как правило, включает в себя следующие этапы:
1) принятие эмитентом решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
2) утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
3) государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг;
4) размещение эмиссионных ценных бумаг;
5) государственную регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.
В том случае, если эмиссионные ценные бумаги размещаются путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта.
Государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом. Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска.
3. Статья 185 УК распространяется на выпуск не всех ценных бумаг, а только относящихся к эмиссионным. "Эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных федеральным законом формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги" (ст. 2 федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918).
Эмиссионные ценные бумаги могут быть государственными, муниципальными; они могут относится к ипотечным или быть иными. Разные виды эмиссионных ценных бумаг имеют особенности эмиссии, установленные законодательством. Чаще других в качестве эмиссионных бумаг выступают акции и облигации.
4. Объективная сторона преступления заключается в злоупотреблениях при эмиссии ценных бумаг, повлекших крупный ущерб гражданам, организациям, государству. Они могут выразиться в следующих формах:
1) во внесении в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации;
2) в утверждении проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию;
3) в утверждении отчета об итогах выпуска ценных бумаг, содержащего заведомо недостоверную информацию;
4) в размещении эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.
5. Проспект эмиссии должен содержать краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект; краткие сведения об объеме, о сроках, порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг; основную информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска; подробную информацию об эмитенте; сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента; и т.д. Соответственно, недостоверная информация в проспекте эмиссии искажает эти сведения.
6. Проспект ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. Проспект ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждается лицом, осуществляющим функции исполнительного органа эмитента, если иное не установлено федеральными законами. Проспект должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг. Проспект также должен быть подписан аудитором, а в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, независимым оценщиком, подтверждающими достоверность в указанной ими части проспекта. В случаях публичного размещения и (или) публичного обращения эмиссионных ценных бумаг проспект ценных бумаг должен быть подписан финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, подтверждающим тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте, за исключением части, подтверждаемой аудитором и (или) оценщиком. В случае выпуска облигаций с обеспечением лицо, предоставившее обеспечение, обязано подписать проспект, подтверждая тем самым достоверность информации об обеспечении (ст. 22.1 федерального закона "О рынке ценных бумаг").
7. Утверждение проспекта эмиссии с недостоверными сведениями как форма злоупотреблений при эмиссии ценных бумаг представляет собой установленную нормативными актами и описанную выше процедуру одобрения проспекта при осознании участвующих в ней лиц того, что проспект содержит недостоверные сведения.
8. Предметом третьей формы злоупотреблений при эмиссии ценных бумаг выступает содержащий заведомо недостоверную информацию отчет об итогах выпуска ценных бумаг. Отчет должен содержать следующую информацию: дату начала и окончания размещения ценных бумаг; фактическую цену их размещения; количество размещенных ценных бумаг; общий объем поступлений за них. Недостоверная информация в отчете состоит, например, в неверном определении фактической цены размещенных ценных бумаг, в неверном указании количества размещенных ценных бумаг, объема поступлений за них и т.д.
9. Под утверждением отчета об итогах выпуска ценных бумаг понимают установленную нормативными документами процедуру одобрения проведенной эмиссии органом управления эмитента. Виновные осознают, что отчет содержит недостоверные сведения.
10. Четвертая форма заключается в размещении эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.
Для регистрации выпуска эмитент обязан представить в регистрирующий орган: заявление на регистрацию; решение о выпуске ценных бумаг; документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства РФ, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг; сам проспект.
Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации в течение 30 дней с даты получения документов.
11. На основании изложенного под размещением эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, понимают размещение ценных бумаг, в отношении которого:
1) эмитенты не обращались за государственной регистрацией в регистрирующий орган;
2) обратились за государственной регистрацией, но разместили эмиссионные ценные бумаги, не дожидаясь решения регистрирующего органа;
3) получили от регистрирующего органа отказ в регистрации выпуска ценных бумаг.
12. Для оконченного преступления необходимо, чтобы любая из четырех указанных в законе форм деяния повлекла за собой причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству. В соответствии с законом, крупным признается ущерб, превышающий 1 млн. руб.
13. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной.
14. Субъектом преступления выступают руководители эмитентов - юридических лиц, органов исполнительной власти или органов местного самоуправления: члены совета директоров, правления или органов управления эмитента, главные бухгалтеры, аудитор, оценщик, финансовый консультант на рынке ценных бумаг, и др.
15. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрены квалифицирующие признаки.

Статья 185.1. Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах

1. Потерпевшими по составу являются инвесторы и (или) контролирующий орган.
2. Под инвесторами следует понимать физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги.
3. Контролирующим органом на рынке ценных бумаг выступает Федеральная служба по финансовым рынкам (см. Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317//СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2780).
4. Объективная сторона. Деяние представлено следующими формами (см. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"//РГ. 1999. 11 марта):
1) злостное уклонение от предоставления информации, содержащей данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами;
2) предоставление заведомо неполной информации;
3) предоставление заведомо ложной информации.
5. Злостное уклонение от предоставления информации:
1) заключается в умышленном непредставлении информации профессиональным участником рынка ценных бумаг (его представителем) инвестору или контролирующему органу в случаях, когда такое представление обязательно;
2) оно является злостным.
О злостном характере уклонения свидетельствует, например, невыполнение неоднократно предъявлявшихся требований; создание препятствий для контактов с инвесторами или контролирующим органом; и т.д.
6. Предоставление заведомо неполной информации. В этом случае требуемая информация представляется инвестору или контролирующему органу не в полном объеме. Часть информации утаивается, скрывается.
7. Предоставление заведомо ложной информации имеет место тогда, когда инвестору или контролирующему органу представляется сфальсифицированная, не соответствующая действительности информация.
8. Подделка документов, в которых содержится информация, не охватывается составом ст. 185.1 УК и требует дополнительной квалификации по ст. 292 или по ст. 327 УК.
9. Для оконченного преступления необходимо, чтобы любая из указанных в законе форм деяния повлекла за собой причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству. В соответствии с законом крупным признается ущерб, превышающий 1 млн. руб.
10. Субъективная сторона - прямой или косвенный умысел.
11. Субъектом преступления является представитель профессионального участника рынка ценных бумаг. Привлечению к уголовной ответственности подлежат руководители и работники предприятий, учреждений, организаций, осуществляющие указанные виды деятельности.
Субъектом преступления могут быть также владельцы ценных бумаг, владеющие более 20% ценных бумаг одного вида одного эмитента - физические лица и представители юридических лиц; эмитенты - представители юридических лиц или органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Последние лица, признаваемые должностными, могут, при наличии необходимости, дополнительно привлекаться к уголовной ответственности за должностные преступления.

Статья 186. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг

1. Предметом преступления выступают:
1) поддельные банковские билеты Центрального банка РФ;
2) поддельная металлическая монета;
3) поддельные государственные или другие ценные бумаги в валюте РФ или в иностранной валюте;
4) поддельная иностранная валюта.
2. Банковские билеты наряду с металлической монетой являются наличными деньгами Российской Федерации, представляют собой безусловное обязательство Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Достоинство банковских билетов и металлической монеты может быть любым.
К металлической монете относятся и монеты, изготовленные из драгоценных металлов, золотые, серебряные, платиновые, если они выпускаются в обращение и не изъяты из него.
3. Понятие ценных бумаг дается в ст. 142 ГК. По составу не имеет значения, кем обеспечивается ценная бумага - государством, какой-либо организацией, частным лицом, и в какой валюте эта бумага выражена - в рублях, долларах и т.д. К ценным бумагам относят государственные облигации, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и др.
4. К иностранной валюте относятся денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем государстве или группе государств, а также изъятые и изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки.
5. Указанные предметы должны обладать совокупностью следующих признаков:
1) подделываться могут только находящиеся в обращении деньги и ценные бумаги, или же изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обязательному обмену на деньги или ценные бумаги, находящиеся в обращении;
2) предметы должны быть поддельными, т.е. фальшивыми, ненастоящими. Способ подделки квалифицирующего значения не имеет;
3) уровень подделки должен быть достаточно высок.
Поддельные деньги, валюта, ценные бумаги должны быть похожими на настоящие по форме, размеру, цвету и другим основным реквизитам настолько, что могут находиться в обращении хотя бы какое-то время.
6. Подделка денег, не находящихся в обращении, а равно имеющих лишь коллекционную ценность, и последующий сбыт их под видом настоящих, не могут быть расценены как фальшивомонетничество и влекут ответственность по ст. 159 УК.
7. Как мошенничество должны расцениваться и случаи сбыта грубо подделанных денежных знаков, когда подделку можно отличить с первого взгляда. В таких случаях виновный рассчитывает, как правило, на индивидуальные особенности лица, которому сбывается подделка (плохое зрение, состояние сильного опьянения) или на особые обстоятельства сбыта подделки (в темное время суток, когда нет возможности разглядеть купюру).
8. Объективную сторону состава преступления составляют две самостоятельные формы:
1) изготовление в целях сбыта;
2) сбыт поддельных денег или ценных бумаг.
9. Под изготовлением понимают полную или частичную подделку предметов преступления.
10. Под сбытом понимают любые формы отчуждения поддельных денег или ценных бумаг.
11. Приобретение заведомо поддельных денег или ценных бумаг в целях их последующего сбыта в качестве подлинных следует квалифицировать по ст. 30 и 186 УК.
12. Преступление считается оконченным, когда с целью последующего сбыта изготовлена хотя бы одна поддельная ценная банкнота или монета, независимо от того, удалось ли осуществить сбыт подделки; сбыт - когда хотя бы один фальшивый денежный знак отчужден.
13. Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Для изготовления должна быть установлена цель сбыта.
14. Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет.
15. В ч. 2 предусмотрен квалифицирующий признак - совершение деяния в крупном размере, понятие которого дано в примечании к ст. 169 УК.
16. В ч. 3 особо квалифицирующим признаком преступлений, указанных в ч. 1 и ч. 2 статьи, признано совершение преступления организованной группой.

Статья 187. Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов

1. Предметом преступления могут быть:
1) поддельные кредитные карты;
2) поддельные расчетные карты;
3) поддельные иные платежные документы, не являющиеся ценными бумагами.
2. Расчетная карта - банковская карта, выданная владельцу средств на банковском счете, использование которой позволяет ее держателю, согласно условиям договора между эмитентом и клиентом, распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете в пределах расходного лимита, установленного эмитентом.
Кредитная карта - банковская карта, использование которой позволяет ее держателю, согласно условиям договора с эмитентом, осуществлять операции в размере предоставленной эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного эмитентом.
3. К платежным документам, не являющимся ценными бумагами, следует относить документы, позволяющие произвести как наличные, так и безналичные расчеты. Примерами могут служить чеки, банковские тратты, платежные поручения и др.
4. По ст. 187 УК платежные документы должны обладать теми же качествами предмета, что и по ст. 186.
5. Объективная сторона состоит в двух самостоятельных формах:
1) изготовлении с целью сбыта поддельных платежных документов;
2) их сбыте.
6. Преступление считается оконченным в момент изготовления хотя бы одного документа или в момент его сбыта.
7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
8. При сбыте поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами, лицом, их не изготавливавшим, необходимо осознание факта поддельности предмета преступления.
9. Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет.
10. В ч. 2 предусмотрено ужесточение уголовного наказания, если деяние совершено организованной группой.
11. Состав не охватывает присвоение средств по поддельным платежным документам и причинение вреда собственнику этих средств. Оно должно дополнительно квалифицироваться как хищение.

Статья 188. Контрабанда

1. Статья 188 УК предусматривает два вида контрабанды: менее опасный, включенный в ч. 1 ст. 188 УК, и более опасный, который определяется ч. 2 этой статьи. Разграничение между названными видами контрабанды происходит по предмету - незаконно перемещаемым через границу ценностям, и по одному из элементов объективной стороны - размеру этих ценностей. По ч. 1 деяние должно быть совершено в крупном размере; для более опасного вида контрабанды это не является обязательным условием.
2. Предметом контрабанды, наказуемой по ч. 1, выступают любые товары и иные предметы, кроме тех, которые указаны в ч. 2 статьи. Чаще других в качестве контрабанды перевозятся валюта, ювелирные ценности, часы, техника различного назначения и др.
3. Предметом контрабанды, наказуемой по ч. 2, выступают предметы, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через границу РФ: наркотические средства; вещества психотропные; сильнодействующие; ядовитые; отравляющие; взрывчатые; радиоактивные; и т.д.
4. Объективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 188 УК, совпадает полностью, за исключением одного признака - размера перемещаемых ценностей, и заключается в незаконном перемещении предметов преступления через таможенную границу Российской Федерации. По ч. 1 перемещение должно происходить в крупном размере.
5. Формы незаконного перемещения:
1) перемещение помимо таможенного контроля;
2) перемещение с сокрытием от таможенного контроля;
3) перемещение с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;
4) перемещение, сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
6. Местом совершения преступления признаются таможенная территория и таможенная граница.
7. Субъективная сторона контрабанды характеризуется прямым умыслом.
8. Субъектом контрабанды может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
9. Часть 3 содержит квалифицирующие признаки к обоим видам контрабанды:
1) совершение деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения - п. "б" ч. 3 ст. 188 УК;
2) совершение деяния с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, - п. "в" ч. 3 ст. 188 УК.
10. В ч. 4 предусмотрено ужесточение наказания, если контрабанда совершена организованной группой.

Статья 189. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники

1. Объективная сторона преступления заключается в одном из следующих действий:
1) незаконном экспорте сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации;
2) передаче лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю упомянутых предметов;
3) незаконном выполнении этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя;
4) незаконном оказании услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 188 и 275 УК).
2. Две первые формы преступления объединяются предметом преступного посягательства. В качестве него выступают: сырье; материалы; оборудование; технологии; научно-техническая информация.
Все эти предметы должны одновременно обладать следующими признаками:
1) они могут быть использованы при создании вооружения и военной техники (ч. 1 ст. 189 УК) или оружия массового поражения, средств его доставки (ч. 3 ст. 189 УК);
2) в отношении них должен быть установлен экспортный контроль.
3. Сырье представляет собой вещества и материалы естественного происхождения, служащие основным компонентом при создании вооружения и военной техники или оружия массового поражения, средств его доставки.
4. Материалы объединяют остальные компоненты создаваемого вооружения и военной техники или оружия массового поражения, средств его доставки.
5. Оборудование есть специально созданные системы и приспособления, позволяющие перерабатывать исходные компоненты (сырье и материалы) с использованием соответствующих технологий в конечный продукт - вооружение и военную технику или оружие массового поражения, средства его доставки.
6. Под технологиями понимают всю совокупность специальной информации, которая требуется для разработки, производства и использования (применения) любого вида вооружения и военной техники или оружия массового поражения, средств его доставки.
7. Научно-техническая информация включает материальные носители информации (чертежи, копии, оригиналы различных документов, опытных образцов, схемы, диаграммы, модели и др.) о любых стадиях разработки, производства и использовании вооружения и военной техники или оружия массового поражения, средств его доставки.
8. Экспортный контроль представляет собой комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законодательством России порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле"//СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774).
Номенклатура подпадающих под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и наиболее опасных видов оружия, определяется списками и перечнями, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ (см., например: Указ Президента РФ от 8 августа 2001 г. N 1005 "Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль"//РГ. 2001. 11 авг. С. 13-14).
9. Под экспортом понимаются любые виды вывоза сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, оружия массового поражения, средств его доставки, с таможенной территории России за границу без обязательства об обратном ввозе.
10. По всем видам предмета преступления незаконным считается экспорт без лицензии на него и в нарушение порядка экспортного контроля.
11. Под передачей лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации следует понимать незаконные действия в любой форме, результатом которых стало обладание указанными предметами иностранной организацией или ее представителем. В данном случае вывоз предметов преступления, как правило, отсутствует; передача осуществляется на территории РФ. В то же время под передачу подпадает и временный вывоз сырья, материалов, и т.п. за пределы России, без признаков экспортной операции.
12. Для квалификации преступления не имеет значения характер иностранной организации и то, в каком именно государстве она находится. Под представителями иностранной организации следует понимать ее руководителей или лиц, уполномоченных совершать действия от имени организации.
13. Незаконное выполнение работ для иностранной организации или ее представителя - это производство любых работ, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, оружия массового поражения, средств его доставки. К таким работам относится, например, создание, дооборудование и модернизация объектов, предназначенных для производства, размещения, ремонта, эксплуатации и боевого применения и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники, и т.п. Работы незаконны, поскольку производятся в нарушение установленного законом порядка их производства.
14. Незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю состоит в незаконной предпринимательской деятельности в виде обучения, мероприятий по повышению квалификации, практической подготовки кадров, консультирования, проверки работы, ремонта, модернизации указанных выше оружия, техники, средств их доставки. В военно-техническом сотрудничестве к услугам могут быть отнесены, например, обучение разработке, производству, эксплуатации, боевому применению, ремонту, модернизации и обслуживанию вооружения и военной техники; подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств; услуги инвестиционного, маркетингового, рекламного и иного характера; и т.д.
15. В деянии виновного не должны присутствовать признаки преступлений, предусмотренных ст. 188 и 275 УК.
16. Преступление считается оконченным в момент совершения любого из указанных в диспозиции статьи деяний.
17. Субъективная сторона выражается в прямом умысле.
18. Субъект преступления - лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
19. В ч. 2 статьи предусмотрен квалифицирующий признак - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору.
20. В ч. 3 статьи содержится квалифицирующий признак к деяниям, предусмотренным ч. 1, - организованная группа, и описанные в ч. 1 деяния, если они совершены в отношении предметов, работ или услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль.

Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран

1. Нормативный материал: Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (РГ. 1993. 15 мая); Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" (СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1799); постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 1999 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 г. "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации"" (СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3989); постановление Правительства РФ от 11 марта 2001 г. N 174 о мерах по реализации упомянутого выше Федерального закона от 15 апреля 1998 г. (СЗ РФ. 2001. N 12. Ст. 1102) и др.
2. Предметами ст. 190 УК являются особо ценные объекты культурного наследия народов РФ и зарубежных стран, перечисленные в диспозиции статьи, а именно предметы художественного, исторического, археологического достояния - возвращение которых обязательно на территорию России в соответствии с законодательством.
3. К предметам художественного достояния закон относит художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные культурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; и др.
4. Предметы исторического достояния - это исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства).
5. Предметами археологического достояния закон считает предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок.
6. В качестве предмета преступления могут выступать и предметы, которые могут быть вывезены за пределы Российской Федерации, и предметы, вывоз которых запрещен (кроме случаев временного вывоза).
7. Обязательному возвращению в Россию безусловно подлежат следующие законно вывезенные за ее пределы предметы культурного достояния:
1) движимые предметы, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия РФ, независимо от времени их создания;
2) движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ;
3) культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ;
4) культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено законом.
Указанные предметы лишь на определенное время могут быть вывезены за пределы Российской Федерации.
8. В соответствии с порядком вывоза культурных ценностей из Российской Федерации и возвращения их обратно заявленные к вывозу или временному вывозу с территории РФ культурные ценности подлежат обязательной экспертизе. Экспертиза осуществляется по заявлению собственника культурных ценностей либо уполномоченного им лица, представляемому в Федеральное агентство по культуре и кинематографии.
9. Объективная сторона преступления заключается в невозвращении в установленный срок на территорию России указанных выше предметов.
Под невозвращением культурных ценностей понимают оставление их на территории иностранного государства по истечении обусловленного договором срока. Срок этот устанавливается в свидетельстве на право вывоза и в договоре о возврате временно вывезенных культурных ценностей, который заключается между организацией или лицом, вывозящими ценности, и их владельцами (государством в лице его учредителей, организацией, другим владельцем). Интересы владельца представляет федеральная служба по сохранности культурных ценностей.
10. Преступление окончено с момента несовершения действий, которые лицо должно было совершить.
11. Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом.
12. Если лица, ответственные за возвращение ценностей, еще до их вывоза преследовали цель присвоения ценностей на территории иностранного государства, ответственность наступает за хищение.
13. Субъектом преступления может быть любое лицо (частное, руководитель организации), ответственное за возвращение предметов культурного достояния в Россию.

Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга

1. Нормативный материал к статье: Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463), Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859).
2. Предмет преступления:
1) драгоценные металлы;
2) природные драгоценные камни;
3) жемчуг.
3. О понятии драгоценных металлов см. комментарий к ст. 181.
4. Драгоценные камни - это алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном Правительством РФ (см. разд. VII Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55//СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 482).
Природные драгоценные камни могут находиться в сыром необработанном виде; в сыром необработанном виде, но после классификации или аттестации, по итогам которых они отсортированы и оценены; в обработанном виде - в виде ограненных вставок для ювелирных изделий, которые еще не сертифицированы, в виде полуфабрикатов и изделий технического назначения; в рекуперированном (извлеченном из инструмента) виде; и т.д.
Ограненные природные драгоценные камни, прошедшие сертификацию, к предмету преступления, предусмотренного ст. 191 УК, не относятся.
5. Ювелирными изделиями, которые исключены из понятия природных драгоценных металлов и камней, а также жемчуга, являются украшения различных видов и предназначения (кольца, серьги, браслеты, цепи, броши, колье и т.п.). Бытовые предметы, также не выступающие по составу предметом преступления, это - предметы, предназначенные для сервировки стола, украшения помещений (курительные, парфюмерные и бритвенные принадлежности), денежные знаки, находящиеся в обращении на территории России или других стран, часы, зубные протезы и диски для зубопротезирования; предметы культа, предназначенные для проведения различных религиозных обрядов и ритуалов, юбилейные и иные знаки и медали и т.п.
Под ломом ювелирных и бытовых изделий понимают непригодные в силу каких-либо дефектов для использования по прямому назначению подобные изделия.
6. Объективная сторона заключается в незаконном обороте предмета преступления. Оборот признается незаконным, если нарушает порядок владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, установленный законами и другими нормативными актами, и противоречит установленному порядку их хранения, перевозки или пересылки.
7. Деяние может выражаться:
1) в совершении сделки, связанной с предметами преступления;
2) в их незаконном хранении;
3) в их незаконной перевозке;
4) в их незаконной пересылке.
8. Добыча и производство драгоценных металлов и драгоценных камней могут осуществляться только юридическими лицами. Соответственно сделки с драгоценными металлами или драгоценными камнями, добытыми или произведенными физическим лицом, всегда незаконны. Так же решается вопрос о сделках, совершенных с драгоценными металлами или драгоценными камнями, добытыми или произведенными юридическими лицами, не имеющими лицензии на эти действия.
Преступны также сделки с сырьем, содержащим драгоценные камни или металлы; с драгоценными металлами, не прошедшими аффинаж, с необработанными несортированными драгоценными камнями и т.д.
Возможно привлечение виновных лиц к ответственности по анализируемой статье, если сделки совершены в нарушение приоритетного порядка пополнения государственных фондов драгоценных камней и драгоценных металлов Российской Федерации и ее субъектов и приоритетного порядка, установленного для продажи уникальных самородков драгоценных металлов, не подлежащих переработке, и уникальных драгоценных камней.
9. Подчас под видом бриллиантов продаются полудрагоценные искусственные фианиты и цирконы или чешское свинцовое стекло, а под видом драгоценного металла - медь и т.п. Поскольку продавец сознает, что продаваемые им под видом драгоценных камень или металл не являются таковыми, он привлекается к уголовной ответственности по ст. 159 УК за мошенничество. Покупатель несет ответственность по правилам о фактической ошибке: по ст. 30, ст. 191 УК (покушение на незаконную покупку природного драгоценного камня).
10. Незаконные хранение, перевозка или пересылка предмета преступления являются формами незаконного оборота драгоценных металлов или драгоценных камней, если они совершаются лицами, незаконно владеющими указанными предметами.
11. Под хранением понимают любые действия виновного, связанные с нахождением у него предмета преступления.
Согласно правилам учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, хранение перечисленных ценностей осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена сохранность их при производстве, переработке, использовании, эксплуатации и транспортировке. Хранение осуществляется в помещениях, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ.
12. Под перевозкой драгоценных металлов и камней следует понимать их перемещение любым видом транспорта с одного места на другое при непосредственном участии виновного.
13. Пересылка предметов преступления также предполагает их перемещение с одного места на другое; однако виновный уже не участвует в этом перемещении, используя средства связи и сообщения.
14. Преступление считается оконченным с момента совершения деяния.
15. Субъективная сторона выражается в прямом умысле.
16. Субъектом преступления может выступать любое лицо, достигшее 16 лет, в том числе руководители организаций, осуществляющих добычу, производство, аффинаж драгоценных металлов и драгоценных камней.
17. Хищение драгоценных металлов или драгоценных камней требует дополнительной квалификации, если после хищения был совершен незаконный оборот названных предметов.
18. Часть 2 устанавливает повышенную ответственность, если преступление совершено: в крупном размере; группой лиц по предварительному сговору, организованной группой.
19. Понятие крупного размера дано в примечании к ст. 169 УК.

Статья 192. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней

1. Предмет преступления - драгоценные металлы и драгоценные камни. Эти ценности могут быть: добыты из недр; получены из вторичного сырья; подняты и найдены.
2. Добытыми из недр драгоценными металлами признаются извлеченные из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений металлы в виде концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.
Добытые из недр драгоценные камни - это камни, извлеченные из коренных, россыпных и техногенных месторождений.
3. Вторичное сырье - это лом и отходы переработки минерального сырья, содержащие драгоценные камни и металлы.
4. Под поднятыми и найденными драгоценными металлами и драгоценными камнями понимают самородки драгоценных металлов и драгоценных камней.
5. Объективная сторона преступления - это деяние, выражающееся в двух самостоятельных формах: уклонение от обязательной сдачи предмета преступления на аффинаж; уклонение от обязательной продажи государству предмета преступления.
Деяние в обеих формах должно быть совершено в крупном размере.
6. Предметом первой формы преступного деяния могут выступать только драгоценные металлы, поскольку аффинаж представляет собой процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам.
7. Уклонение от обязательной сдачи на аффинаж нарушает установленный законодательством порядок производства драгоценных металлов. Он состоит в следующем: добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ.
8. Уклонение совершено в крупном размере, если стоимость драгоценного металла, не сданного на аффинаж, превышает 250 тыс. руб. (примечание к ст. 169).
9. Вторая форма преступления, предусмотренного ст. 192 УК, - уклонение от обязательной продажи государству драгоценных металлов или драгоценных камней, с вступлением в силу Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (30 апреля 1998 г. - день официального опубликования Закона) утратила свое значение, поскольку современное законодательство не устанавливает обязательности продажи добытых, произведенных, поднятых или найденных драгоценных металлов или драгоценных камней государству.
10. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
11. Субъект преступления - руководитель организации, добывающей или производящей в установленном законом порядке драгоценные металлы или драгоценные камни.

Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

1. Предметом преступления выступают средства в иностранной валюте, которые подлежат в соответствии с законодательством обязательному перечислению на счета в уполномоченный российский банк.
К иностранной валюте относятся:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые и изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
2. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, филиалы, представительства и иные подразделения вышеуказанных юридических лиц, находящиеся за пределами территории РФ (резиденты), могут иметь счета в иностранной валюте. Порядок открытия и ведения счетов в иностранной валюте устанавливает Центральный банк РФ.
3. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты (или валюты Российской Федерации), причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
4. Объективная сторона состава заключается в невозвращении в крупном размере валютной выручки из-за границы, неперечислении их в российский банк.
5. Для квалификации преступления не имеет значения, каким образом предприятие распоряжалось валютной выручкой за пределами России.
Хищение средств в иностранной валюте не охватывается составом, предусмотренным ст. 193 УК.
6. Деяние наказуемо в уголовном порядке, если совершено в крупном размере, т.е. если сумма невозвращенных средств превышает 5 млн. руб.
7. Преступление окончено с момента невозвращения средств.
8. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
9. Субъект преступления - руководитель организации.

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

1. Предметом преступления выступают таможенные платежи, к которым относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
5) таможенные сборы.
2. Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом. Сроки уплаты платежей определены в Таможенном кодексе РФ.
В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей, решение о которой принимается таможенным органом РФ, производящим таможенное оформление.
3. Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Она определяется декларантом самостоятельно на основе достоверной и документально подтвержденной информации (см., например: приказ Государственного таможенного комитета РФ от 19 мая 2004 г. N 590 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения пассажирской таможенной декларации"//РГ. 2004. 23 июня).
4. Объективная сторона состава состоит в уклонении от уплаты таможенных платежей в крупном размере.
5. Уклонение состоит в умышленной неуплате таможенных платежей по истечении установленных на это сроков. Формы уклонения могут быть различными (занижение таможенной стоимости перемещаемых товаров, прямой отказ от уплаты, перемена места жительства, игнорирование уведомлений о необходимости уплаты и т.д.).
6. Крупный размер налицо, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 500 тыс. руб.
7. Преступление считается оконченным в момент совершения деяния.
8. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
9. Субъектом преступления выступает как физическое лицо, обязанное уплачивать таможенные платежи, так и представители (руководители и главные бухгалтеры) организации, с которой взимаются таможенные платежи.
10. В ч. 2 предусмотрено ужесточение наказания за то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (более 1,5 млн. руб.).

Статья 195. Неправомерные действия при банкротстве

1. Под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (см. ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве")//СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190).
Неспособность удовлетворить требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате налицо, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены гражданином или юридическим лицом в течение определенного срока с момента наступления даты их исполнения. Для того чтобы банкротом был признан гражданин (в том числе индивидуальный предприниматель), кроме выше указанного, необходим еще один признак: сумма обязательств гражданина должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества.
2. Деяния (ст. 195 УК) совершаются при банкротстве, если оно состоялось, подтверждено в установленном законом порядке арбитражным судом. Решение о признании должника банкротом и, одновременно, об открытии конкурсного производства, принимается арбитражным судом по результатам рассмотрения дела о банкротстве.
3. Деяния совершаются в предвидении банкротства, если наличествуют обстоятельства, очевидно свидетельствующие о том, что должник будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) осуществить уплату обязательных платежей в установленный срок. В этом случае должник вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом.
Общим для всех видов должников (кроме кредитных организаций) признаком банкротства является неисполнение им каких-либо своих обязательств в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. О ситуации "предвидение банкротства", таким образом, можно вести речь до истечения этих трех месяцев. В любом случае для наличия возможной уголовной ответственности необходимо осознание должником того факта, что они не смогут выполнить свои обязательства в установленный срок.
4. Объективная сторона преступления по ч. 1 может быть выражена в следующих формах:
1) сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе;
2) передача имущества в иное владение;
3) отчуждение имущества;
4) уничтожение имущества;
5) сокрытие документов, отражающих экономическую деятельность;
6) их уничтожение;
7) их фальсификация.
Все они должны причинить крупный ущерб.
5. Предметом неправомерных действий при банкротстве, относящихся к имуществу, имущественным обязательствам, сведениям об имуществе, выступают:
1) имущество;
2) имущественные обязательства;
3) сведения либо информация об имуществе.
К имуществу относятся вещи, включая деньги, валютные ценности, ценные бумаги, и имущественные права.
К имущественным обязательствам следует относить обязательства, по которым определенное действие (передача имущества, выполнение работы, уплата денег и т.п.) должно быть совершено в пользу предприятия-должника (банкрота). Ими считаются договоры купли-продажи, мены, дарения, возмездного оказания услуг, перевозки, заема и кредита и т.д.
Сведения либо информация об имуществе могут касаться размера, местонахождения, состояния, идентификационных знаков и т.д. имущества и быть выражены в устной форме, в кино-, фото-, видеоматериалах; они могут храниться в компьютерной сети и т.п.
6. Под сокрытием имущества, имущественных обязательств, сведений об имуществе понимают их утаивание различными способами.
7. Передача имущества в иное владение - это временная переуступка права пользования им.
8. Отчуждение имущества включает в себя все формы возмездного и безвозмездного от него избавления (продажу, обмен, дарение и т.д.).
9. Под уничтожением имущества понимают приведение его в полную негодность, или в такое состояние, когда восстановление имущества экономически нецелесообразно.
10. Предметом неправомерных действий при банкротстве могут выступать бухгалтерские и иные учетные документы, отражающие экономическую деятельность: балансы предприятий, приходно-расходные кассовые ордера, ведомости, доверенности, кассовые книги, расписки, акты инвентаризаций, платежные поручения, план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и другие. Неправомерные действия здесь могут выражаться в сокрытии названных документов, в их уничтожении или фальсификации.
11. Обязательным элементом любых неправомерных действий при банкротстве по ч. 1 ст. 195 УК является крупный ущерб. Его понятие дано в примечании к ст. 169 УК.
12. Субъективная сторона по ч. 1 характеризуется прямым и косвенным умыслом.
13. Если лицо, скрывая имущество, преследует цель его присвоения, его действия должны квалифицироваться как хищение.
14. Субъект преступления по ч. 1 - руководитель или собственник организации-должника либо индивидуальный предприниматель.
15. Часть 2 объединяет два самостоятельных преступных деяния, причинивших крупный ущерб:
1) неправомерное удовлетворение несостоятельным должником имущественных требований отдельных кредиторов заведомо в ущерб другим кредиторам;
2) принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении несостоятельным должником в ущерб другим кредиторам.
16. Оба преступления посягают на порядок удовлетворения требований кредиторов, которые подлежат удовлетворению в следующей очередности: в первую очередь - требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о взыскании алиментов для индивидуальных предпринимателей; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, по выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего должнику имущества; в четвертую - погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в пятую - производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности взысканной суммы для полного удовлетворения всех требований кредиторов соответствующей очереди эти требования удовлетворяются пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению (см. ст. 25, 64 ГК).
17. Неправомерное удовлетворение требований кредиторов может выражаться в различных действиях, в зависимости от того, возбуждено или нет производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
В первом случае вводится наблюдение, затем - финансовое оздоровление, управление, конкурсное производство. Все сделки по удовлетворению требований отдельных кредиторов, совершаемые на этих этапах руководителем или собственником организации-должника или индивидуальным предпринимателем, преступны при наличии крупного ущерба.
Если производство по делу о несостоятельности (банкротстве) еще не возбуждено, преступными, при наличии других признаков, являются:
1) нарушение очередности удовлетворения требований кредиторов или игнорирование требований привилегированных кредиторов с поочередным удовлетворением требований всех остальных и т.д.;
2) нарушение пропорциональности удовлетворения требований кредиторов одной очереди;
3) нарушение законодательного положения об удовлетворении требований кредиторов следующей очереди после полного погашения требований предыдущей очереди и др.
18. По составу должно быть установлено, что деяние совершается в ущерб другим кредиторам, поскольку конкурсной массы недостаточно для удовлетворения требований кредиторов всех очередей.
19. В результате совершения преступления должен быть причинен крупный ущерб. Его понятие дано в примечании к ст. 169 УК.
20. Преступление считается оконченным с момента причинения ущерба.
21. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной.
22. Субъект преступления здесь совпадает с субъектом ч. 1 ст. 195 УК.
23. Принятие неправомерного удовлетворения имущественных требований кредитором означает различные формы получения исполненного обязательства одним из кредиторов несостоятельного должника (зачисление денег на счет кредитора, принятие им имущества в счет долга и т.п.).
24. Субъектом в этом случае выступает кредитор несостоятельного должника.

Статья 196. Преднамеренное банкротство

1. Объективная сторона преступления состоит в преднамеренном банкротстве, т.е. в создании или увеличении неплатежеспособности, причинившем крупный ущерб.
2. Формы деяния заключаются в:
1) создании неплатежеспособности;
2) увеличении имеющейся неплатежеспособности.
3. Формы и способы создания или увеличения неплатежеспособности могут быть различными.
Лицо может, например, досрочно погасить все свои кредиторские и иные задолженности, или, напротив, представить кредиты или имущество в аренду физическим или юридическим лицам, которые заведомо не собираются его возвращать. Возможен перевод средств на счета других предприятий, с которых они снимаются. Преднамеренное банкротство может выразиться в получении кредитов под ведение какой-либо деятельности и в неосуществлении ее, и др.
4. В результате преступления должен быть причинен крупный ущерб. Понятие последнего дано в примечании к ст. 169 УК.
5. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной.
6. Обязательный элемент субъективной стороны - личные интересы или интересы других лиц.
7. Субъектом преднамеренного банкротства является руководитель или собственник коммерческой организации или индивидуальный предприниматель.
8. Понятие субъекта преднамеренного банкротства сформулировано уже понятия субъекта неправомерных действий при банкротстве. Здесь не может быть субъектом не только руководитель или собственник некоммерческой организации в форме общественных или религиозных объединений, но и в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.
9. Хищение составом ст. 196 не охватывается и требует дополнительной квалификации.

Статья 197. Фиктивное банкротство

1. Объективная сторона преступления заключается в фиктивном банкротстве. Под ним понимают заведомо ложное объявление о несостоятельности, причинившее крупный ущерб.
2. Объявление о несостоятельности заключается в подаче заявления в арбитражный суд.
3. Оно должно быть ложным, т.е. не соответствовать действительности. Лицо на самом деле должно быть платежеспособным.
4. Платежеспособность предприятия (равно как и неплатежеспособность) устанавливается на основе анализа баланса предприятия по коэффициентам:
а) текущей ликвидности;
б) обеспеченности собственными средствами;
в) восстановления (утраты) платежеспособности.
5. При расследовании дела по анализируемой статье необходимо проведение бухгалтерской или комплексной экспертизы.
6. В результате совершения деяния должен быть причинен крупный ущерб. Его понятие дано в примечании к ст. 169 УК.
7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. При этом преследуется одна из двух указанных в диспозиции статьи целей:
1) введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся им платежей, или скидки с долгов; либо
2) неуплата долгов.
При стремлении к первой цели виновный хочет отложить платежи, сделать более льготным порядок их уплаты, уменьшить их размер. Во втором случае виновный вовсе не собирается их производить.
8. Субъектом деяния может быть руководитель или собственник коммерческой организации и индивидуальный предприниматель.

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

1. Предметом преступления выступают: налоги; сборы.
2. Под налогом понимают обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ч. 1. ст. 8 НК РФ).
3. В ст. 198 УК имеются в виду федеральные и региональные налоги, которые уплачиваются физическими лицами, - налог на доходы физических лиц, акцизы, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог с продаж, транспортный налог, налог на игорный бизнес и др.
4. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ч. 2 ст. 8 НК).
5. Объективная сторона преступления заключается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, совершенном в крупном размере.
6. Уклонение представляет собой невыполнение виновным определенных норм налогового законодательства; действия и бездействие лица, подтверждающие его нежелание вносить обязательные платежи в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды.
7. Уголовно наказуемыми способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов закон называет:
1) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным;
2) включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.
8. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (ч. 1. ст. 80 НК).
9. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде.
10. Декларация по налогу на доходы физических лиц представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В случае прекращения существования источников доходов до конца налогового периода налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде в 5-дневный срок со дня прекращения их существования.
В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода. При этом налоговым периодом признается календарный год (ст. 216 НК). Налоговая декларация подается также по налогу на добычу полезных ископаемых (ст. 345 НК).
11. Понятие иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, в законе не определено. Перечень этих документов зависит от вида налога или сбора.
12. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов путем непредставления декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, имеет место, когда лицо умышленно с целью неуплаты налогов (сборов) по истечении законодательно установленных сроков не подало декларацию или иные документы в соответствующий орган.
13. Включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений состоит в умышленном указании в них любых не соответствующих действительности сведений, например, о размерах доходов и налоговых вычетов или льгот, о наличии факта государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, о наличии лицензии на природопользование, и т.д.
Сведения должны быть заведомо ложными, а не искаженными. Тем самым подчеркивается наличие достаточных для криминализации деяния (криминообразующих) признаков.
14. Обязательным условием привлечения лица к уголовной ответственности является крупный размер уклонения. Его понятие дано в примечании к ст. 198. Можно выделить две разновидности крупного размера налогов и (или) сборов:
1) превышающая 300 тыс. руб. Граница в 300 тыс. руб. безусловно свидетельствует о совершении лицом налогового преступления независимо от времени, в течение которого происходило уклонение (оно может быть и менее трех финансовых лет), и той доли, которую реально составляют эти 300 тыс. руб. от всей суммы налогов и (или) сборов, подлежащих уплате;
2) превышающая 100 тыс. руб. В этом случае, однако, необходимо, чтобы уклонение продолжалось подряд в течение трех финансовых лет и доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.
Следует отметить, что диспозиция настоящей статьи такова, что вполне позволяет сделать и другие выводы из ее содержания, что должно быть сочтено недостатком законодательной техники.
15. Преступление считается оконченным с момента фактической неуплаты налогов и (или) сборов за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством. Общая сумма налога на доходы физических лиц уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
16. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
17. Субъектом преступления выступает физическое лицо, достигшее 16 лет, имеющее облагаемый налогом доход и обязанное уплачивать с него налоги и (или) сборы. В том числе субъектом преступления может быть и индивидуальный предприниматель.
18. В ч. 2 предусмотрено ужесточение наказания за то же деяние, если оно совершено в особо крупном размере, а именно:

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>