<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


1. Более 20% всех дорожно-транспортных происшествий в России совершается в связи с неисправностью транспортных средств.
2. Основной объект преступления - безопасность функционирования транспорта. Дополнительным объектом выступают здоровье (ч. 1) и жизнь человека (ч. 2 и 3).
3. Предметом преступления могут быть транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации, связи (авиационные, морские, речные, железнодорожные, автодороги, метро и др.), иное транспортное оборудование. Средства сигнализации - это разнообразные технические устройства, конструктивно созданные для передачи световой, звуковой или иной условной информации (светофоры, семафоры, маяки и др.). К средствам связи относятся телеграфное оборудование, телефонные провода и т.д. Под иным транспортным оборудованием понимаются технические средства, кроме сигнализации и связи, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспортных средств (улавливатели, устраиваемые в железнодорожных и трамвайных тупиках, устройства, обозначающие фарватер реки, и т.д.).
4. Объективная сторона выражается в:
а) недоброкачественном ремонте транспортных средств, путей сообщения, транспортного оборудования;
б) выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.
5. Недоброкачественным признается ремонт указанных предметов, который не соответствует регламентированным техническим требованиям, обеспечивающим безопасность функционирования транспортных средств, а также иных технических средств, обеспечивающих их эксплуатацию (установка непригодных деталей, неустранение всех неисправностей, выполнение работ с отступлением от существующих нормативов и т.д.).
6. Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств означает выдачу разрешения на использование транспортного средства, имеющего техническую неисправность (например, тормозной системы, рулевого управления, контрольных приборов, ходовой части и т.д.). Разрешение может быть как устным, так и облеченным в письменную форму.
7. Преступление может совершаться путем как действия, так и бездействия.
8. Обязательным признаком является наступление общественно опасных последствий - тяжкого вреда здоровью (ч. 1), смерти человека (ч. 2), смерти двух или более лиц (ч. 3). Поэтому столь же обязательной является и причинная связь между недоброкачественным ремонтом или выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими общественно опасными последствиями.
9. Субъект преступления - специальный - лицо, достигшее 16 лет, служебная деятельность которого связана с ремонтом транспорта; или которое отвечает за техническое состояние транспортного средства и (или) имеет полномочия по выпуску их в эксплуатацию; либо владелец или водитель индивидуального транспортного средства, разрешивший другому лицу эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства.
10. Субъективная сторона выражается в неосторожности.

Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

1. Основной объект преступления - безопасность функционирования любого вида транспорта. Дополнительным объектом выступают жизнь, здоровье людей, собственность и др.
По предмету посягательства данное преступление в основном совпадает с деянием, предусмотренным ст. 266. В то же время в ст. 267 называется и дополнительный предмет - транспортные коммуникации, под которыми следует понимать постоянные маршруты движения транспортных средств с соответствующей транспортной инфраструктурой, обеспечивающей безопасность движения.
2. Объективная сторона выражается в разрушении, повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортных средств и других указанных предметов или блокировании транспортных коммуникаций.
Разрушение означает приведение их в негодное для эксплуатации состояние. Повреждение - ухудшение функциональных свойств транспортных средств и др. К другим способам приведения названных предметов в негодное для эксплуатации состояние можно отнести, например, отключение контактной сети электропоездов от источника тока. Блокирование транспортных коммуникаций предполагает создание препятствий для свободного передвижения транспорта (устройство завалов, выгон животных на дорогу, устройство массовых пикетов, митингов и др.).
3. Обязательными признаками объективной стороны являются общественно опасные последствия и причинная связь. К последствиям ст. 267 относит причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба (ч. 1), смерть человека (ч. 2) и смерть двух или более лиц (ч. 3).
Под крупным ущербом следует понимать как имущественный, иной материальный ущерб, так и, например, дезорганизацию работы транспорта. Признание ущерба крупным должно решаться судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
4. Субъект преступления - лицо, достигшее 14 лет.
5. Субъективная сторона выражается в неосторожности.
6. Рассматриваемое деяние отличается от преступлений, предусмотренных ст. 168 и 214, предметом посягательства, а от умышленного уничтожения и повреждения имущества (ст. 167), диверсии (ст. 281) и терроризма (ст. 205) - по субъективным признакам, а также по сфере проявления указанных преступлений.

Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

1. Основной объект преступления - безопасность функционирования любого вида транспорта. Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье человека (людей).
2. Объективная сторона заключается в нарушении правил, обеспечивающих безопасную работу любого вида транспорта. Эксплуатация каждого из них в условиях интенсивности движения предполагает тесное взаимодействие с иными участниками движения: пешеходами, пассажирами, обслуживающим персоналом и др., от которых также требуется соблюдение установленных правил безопасности.
3. Нарушение правил безопасности означает несоблюдение или ненадлежащее соблюдение действующих на всех видах транспорта правил (поведения пешеходов на улицах и дорогах, пользования железнодорожным переездом для гужевого транспорта, поведения пассажира на аэродроме и др.). Диспозиция ст. 268 имеет бланкетный характер, поэтому для установления факта нарушения необходимо обратиться к соответствующему нормативному правовому акту.
Такими нарушениями могут быть, например, срыв стоп-крана без надобности и остановка таким путем железнодорожного состава, нахождение в кабине пилота посторонних, выход пассажира на взлетно-посадочную полосу аэродрома, переход пешеходом улицы в неустановленном месте и др.
4. Преступление может выражаться в форме действия либо бездействия. Обязательными признаками его являются общественно опасные последствия и причинная связь. В ч. 1 в качестве последствия предусмотрены причинение тяжкого вреда здоровью, в ч. 2 - смерть человека, в ч. 3 - смерть двух или более лиц.
5. Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет, участвующее в дорожном движении: пешеход, велосипедист, пассажир и др. В то же время лица, осуществляющие управление транспортным средством или их эксплуатацию, при наличии соответствующих условий должны привлекаться к ответственности по ст. 263 или 264.
6. Субъективная сторона выражается в неосторожности.

Статья 269. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов

1. Трубопровод является достаточно специфическим видом транспорта. Поскольку через него чаще всего транспортируются горючие, легковоспламеняющиеся материалы, нарушение установленных правил безопасности может влечь как человеческие жертвы, значительный имущественный ущерб, так и экологическую катастрофу.
2. Объект преступления - безопасность строительства и эксплуатации трубопроводного транспорта, а предметом являются только магистральные трубопроводы, под которыми понимается комплекс сооружений и технических средств, предназначенных для транспортировки материалов: трубы, запорная арматура, компрессорные и газораспределительные станции, контрольно-измерительная аппаратура и др. Вспомогательные, т.е. ответвляющиеся по потребителям линии и складские, предназначенные для временного или постоянного хранения материалы с целью его последующего использования, трубопроводы не охватываются понятием магистрального трубопровода и поэтому предметом рассматриваемого преступления не являются.
3. Объективная сторона выражается в нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистрального трубопровода. Диспозиция ст. 269 является бланкетной, т.е. отсылающей к специальным правилам, регламентирующим безопасность на данном объекте (например, Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9).
4. Строительство магистрального трубопровода означает проектирование, сооружение, испытание на прочность и его проверку на герметичность и т.д. Эксплуатация - это поддержание его безопасного функционирования. Ремонт направлен на устранение неисправностей магистрального трубопровода. Он может быть текущим, средним и капитальным.
5. Деяние, предусмотренное ст. 269, может совершаться в форме действия или бездействия. Обязательными признаками выступают общественно опасные последствия и причинная связь. В ч. 1 в качестве последствия предусмотрено причинение тяжкого вреда здоровью человека, в ч. 2 - смерть человека, в ч. 3 - смерть двух или более лиц.
6. Субъект преступления специальный - лицо, осуществляющее работы по строительству, эксплуатации или ремонту магистрального трубопровода.
7. Субъективная сторона выражается в неосторожности.

Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

1. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие людям относится к числу конвенционных преступлений, т.е. вытекающих из ряда международных договоров, ратифицированных Россией (Брюссельская конвенция 1910 г. и др.).
2. Основным объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации водного транспорта. Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье людей.
3. Объективная сторона выражается в неоказании помощи людям, терпящим бедствие на море, реке или озере, т.е. в несовершении действий, которые требовалось предпринять капитану судна в конкретной ситуации. Диспозиция ст. 270 носит бланкетный характер, т.е. отсылает к другим нормативным правовым актам, действующим на морском и речном флоте, а также отдельным положениям международных договоров, предписывающим капитану корабля в случае получения сигнала бедствия или обнаружения на воде находящегося в опасности человека, плота, судна принять все возможные меры по оказанию помощи терпящим бедствие, если это не сопряжено с серьезной опасностью для судна, жизни и здоровья находящихся на нем пассажиров и членов экипажа. В то же время оправдывающими неоказание помощи обстоятельствами не могут служить такие ссылки, как срок прибытия в пункт назначения, нарушение графика движения, установленного на судне режима и т.п.
4. Деяние выражается в форме бездействия и заключается в неоказании помощи терпящим бедствие или в неприбытии к месту, где терпит бедствие водное судно. Преступление это - с формальным составом, и потому признается оконченным с момента, когда капитан, узнав о терпящих бедствие на воде людях, воздержался от оказания им помощи.
5. Обязательным признаком состава выступает место совершения преступления. Им является водное пространство, пригодное для судоходства (открытое море, внутренние моря, реки, озера, каналы и др.).
6. Субъект преступления - капитан судна или лицо, выполняющее его обязанности.
7. Субъективная сторона выражается в виде прямого умысла.
8. Невыполнение членами экипажа приказа капитана об оказании помощи терпящим бедствие на воде подлежит квалификации по ст. 125. Таким же образом должно квалифицироваться неоказание помощи капитаном судна, терпящего бедствие, членам своего экипажа или пассажирам. Оставление же погибающего военного корабля командиром, не предпринявшим все необходимые меры для спасения судна и членов экипажа, следует квалифицировать по ст. 345.

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

1. Объект преступления - безопасность движения воздушного транспорта при выполнении международных полетов.
Международным признается полет воздушного судна, который осуществляется в воздушном пространстве двух или более государств. К воздушному транспорту относятся: самолеты, вертолеты, дирижабли и др. независимо от их целевого назначения и принадлежности к тому или иному государству.
2. Объективная сторона выражается в нарушении установленных в соответствующих нормативных правовых актах правил международных полетов. Они предусмотрены как в международных договорах, так и в национальных нормативных правовых актах. В Российской Федерации к ним относятся Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (ВВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594), Воздушный кодекс РФ 1997 г. и др. Поскольку диспозиция ст. 271 носит бланкетный характер, необходимо выяснять, какие конкретные правила были нарушены.
3. К нарушениям правил международных полетов относятся, например: незаконное пересечение государственной границы, полет с просроченным разрешением, в запретных районах или с отклонением от коридора полета либо с отключенными опознавательными знаками, посадка на аэродроме без соответствующего разрешения и др. Однако отклонение от коридора полета или вынужденная посадка в неустановленном месте из-за технической неисправности, плохой метеообстановки, в связи с доставкой раненых и больных и т.п., не образует состава преступления, предусмотренного ст. 271.
4. Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет, независимо от гражданства. Им могут быть как командир воздушного судна или лицо, осуществляющее непосредственное пилотирование, так и пассажир судна, принудивший экипаж к нарушению указанных правил.

Глава 28. Преступления в сфере компьютерной информации

Поскольку компьютеризация фактически используется во всех сферах жизнедеятельности современного общества, это позволяет преступникам значительно расширить свои возможности. Противодействие подобного рода посягательствам непосредственно вытекает из положений доктрины информационной безопасности Российской Федерации 2000 г.
В гл. 28 "Преступления в сфере компьютерной информации" приведены три состава.
Основным объектом является информационная безопасность, т.е. совокупность общественных отношений, обеспечивающих состояние защищенности процессов создания, сбора, хранения, передачи и использования компьютерной информации. В качестве дополнительных объектов могут выступать права и интересы граждан в сфере обеспечения личной, семейной, врачебной тайны, интересы собственности, государственная, банковская тайна и т.п.
Объективная сторона преступлений, как правило, выражается в активных действиях - неправомерном доступе к компьютерной информации, создании либо использовании вредоносных программ для ЭВМ и др. В то же время нарушение установленных правил эксплуатации ЭВМ возможно и путем бездействия. Деяния, предусмотренные ст. 272 и 274, сформулированы как преступления с материальным составом, а создание либо использование вредоносных программ для ЭВМ (ч. 1 ст. 273) - с формальным.
Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет. В ч. 2 ст. 272 и 274 предусмотрен специальный субъект.
Субъективная сторона выражается в виде прямого или косвенного умысла. Преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 273 и 274, характеризуется двумя формами вины.

Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации

1. Компьютерная информация - это информация в оперативной памяти ЭВМ, на иных носителях (как подключенных к ЭВМ, так и на съемных устройствах - дискеты, лазерные и иные диски). Статья 272 предусматривает ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации.
2. Основной объект - информационная безопасность, а предмет - охраняемая законом компьютерная информация. Дополнительным объектом выступают личная, банковская, коммерческая, государственная тайна и т.п.
3. К охраняемой законом компьютерной информации относится любая документированная и недокументированная информация, предусмотренная законом в связи с охраной вещных и обязательственных прав на ЭВМ, компьютерное оборудование, а также с необходимостью охраны тайны связи (см. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"//СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609; Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"//РГ. 1992. 20 окт.).
4. Диспозиция рассматриваемой статьи является бланкетной, поэтому для определения содержания "охраняемой законом компьютерной информации" необходимо обращаться к указанным выше и другим нормативным правовым актам.
5. Деяние выражается в неправомерном доступе к охраняемой законом компьютерной информации, т.е. информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети. Под неправомерным доступом подразумеваются получение или просмотр информации, которые совершаются в обход установленного порядка использования охраняемой законом информации, а также вопреки воле собственника или законного владельца.
6. Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого преступления является наступление предусмотренных в ч. 1 общественно опасных последствий и причинная связь между деянием и этими последствиями. Последние заключаются в уничтожении, блокировании, модификации, копировании информации, нарушении работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.
7. Уничтожение информации заключается в удалении ее с носителя. Блокирование - это создание препятствий правомерному доступу к ней. Модификация информации предполагает любое ее изменение. Копирование - воспроизведение указанной информации на другом носителе. При этом не имеет значения, воспроизводится ли она с помощью технических средств либо вручную. Нарушение работы ЭВМ, их систем или сети означает, что они в результате этого не могут выполнять свои функции, выполнять их на должном уровне, когда значительно уменьшается их производительность.
8. Субъект преступления (ч. 1) - лицо, достигшее 16 лет.
9. Субъективная сторона выражается в виде прямого или косвенного умысла.
10. В ч. 2 предусмотрены два квалифицирующих признака - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с использованием своего служебного положения, а равно лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.
11. О совершении преступления группой лиц по предварительному сговору и организованной группой см. комментарий к ст. 35.
12. Использовать служебное положение могут как служащие государственных или муниципальных органов, коммерческих или некоммерческих организаций, эксплуатирующих компьютерную систему, так и иные лица (например, работник контролирующей организации).
13. Лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, является лицо, которому позволено в силу разрешения их владельца или служебного полномочия получать информацию в компьютерной системе, вводить ее или производить с ней иные операции. Этим понятием охватывается и лицо, осуществляющее техническое обслуживание компьютерного оборудования или имеющее доступ к компьютерной системе по иным основаниям.
14. Рассматриваемое преступное деяние следует отграничивать его от преступления, предусмотренного ст. 274, по признакам объективной стороны, поскольку в этой статье указывается на нарушение эксплуатации ЭВМ, систем ЭВМ или их сети. Кроме того, в ст. 274 предусмотрены иные последствия: существенный вред (ч. 1) и тяжкие преступления (ч. 2).
15. Если неправомерный доступ к компьютерной информации учинен с целью совершения иного преступления (например, хищения, шпионажа и др.), то содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.

Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ

1. Данное преступное деяние является наиболее опасным из всех компьютерных преступлений, что выражается в размере санкций и в конструировании ч. 1 в виде формального состава. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ объективно наносит наибольший вред собственникам, владельцам, иным законным пользователям компьютерных средств и информационных ресурсов.
2. Объект в основном совпадает с объектом преступления, предусмотренного ст. 272.
3. В соответствии со ст. 1 Закона от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (РГ. 1993. 3 авг.) программа для ЭВМ - это объективная форма данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программ для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
4. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется активными действиями в виде создания, использования и распространения вредоносных программ для ЭВМ. Ответственность наступает за сам факт совершения указанных деяний независимо от наступления последствий, предусмотренных ч. 1.
5. Создание вредоносной программы - это разработка совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств, с целью уничтожения, блокирования, модификации, копирования информации, а также с целью нарушения работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.
6. Внесение изменений в существующие программы означает переработку, модификацию созданной ранее программы, в результате которых последняя становится вредоносной и может привести к наступлению указанных в ч. 1 статьи последствий.
7. Использование программы или базы данных - это выпуск в свет, воспроизведение, распространение и иные действия по их введению в хозяйственный оборот, в том числе и в модифицированной форме (см. Закон РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных").
8. Распространение программы предполагает предоставление доступа к воспроизведению в любой материальной форме программы для ЭВМ или базы данных, в том числе сетевыми и иными способами, а также путем продажи, проката, сдачи внаем, предоставления взаймы, включая импорт в этих же целях (ст. 1 вышеупомянутого Закона РФ от 23 сентября 1992 г.).
9. Использование либо распространение машинных носителей с такими программами предполагает указанные выше действия только с устройствами внешней памяти.
10. Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет.
11. Субъективная сторона выражается в виде прямого умысла.
12. В ч. 2 назван квалифицирующий признак - наступление тяжких последствий. Этот состав - материальный, а предусмотренное им преступление характеризуется двойной формой вины, т.е. умыслом по отношению к несанкционированному уничтожению, блокированию и т.д. (ч. 1) и неосторожностью по отношению к тяжким последствиям (ч. 2).
13. Тяжкие последствия - оценочный признак, их наличие устанавливается в каждом случае с учетом всех обстоятельств дела. К ним могут быть отнесены: смерть человека, причинение тяжкого вреда здоровью одного человека или вреда здоровью нескольких лиц, создание опасности технологической военной или иной катастрофы, дезорганизация работы транспорта или связи, причинение крупного имущественного ущерба и др.

Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети

1. Рассматриваемая норма является бланкетной. Поэтому для установления признаков объективной стороны следует обращаться к соответствующим нормативным или иным актам, обязательные предписания которых нарушил виновный (например, приказ уполномоченного лица, технические правила, установленные изготовителем, и др.).
2. Объект в основном совпадает с предусмотренным ст. 272.
3. Объективная сторона может характеризоваться как действием, так и бездействием, сопряженными с нарушением установленных правил. Деяние выражается в несоблюдении, ненадлежащем соблюдении или в прямом нарушении установленных правил, обеспечивающих нормальную эксплуатацию ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (аппаратного обеспечения ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, программного обеспечения, предназначенного для их функционирования).
4. Об охраняемой законом компьютерной информации, ее уничтожении, блокировании и модификации см. комментарий к ст. 272.
5. Обязательный признак состава - наступление общественно опасных последствий: уничтожение, блокирование или модификация охраняемой законом информации ЭВМ, если они связаны с причинением существенного вреда (ч. 1); наступление тяжких последствий (ч. 2). Между нарушением указанных правил и наступившими последствиями должна устанавливаться причинная связь. С момента наступления этих последствий преступление признается оконченным.
6. Признание вреда существенным зависит от ценности и значимости охраняемой информации, характера и размера вреда, причиненного государству, организации, гражданам и др.
7. О тяжких последствиях, предусмотренных ч. 2 ст. 274, см. комментарий к ст. 273.
8. Субъект преступления - специальный: лицо, достигшее 16 лет, имеющее доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети (см. комментарий к ст. 272).
9. Субъективная сторона может выражаться в виде прямого или косвенного умысла (ч. 1). В ч. 2 названо две формы вины, т.е. отношение к последствиям, предусмотренным ч. 1, характеризуется умыслом, а к наступлению тяжких последствий (ч. 2) - неосторожностью.

Раздел Х. Преступления против государственной власти

Глава 29. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

Законодатель, исходя из демократических начал уголовного права и переоценкой в связи с этим приоритетов, в УК РФ сформулировал разд. Х "Преступления против государственной власти", в который включил четыре главы: главы объединены в разд. Х по признаку родового объекта. Преступления, включенные законодателем в название главы, посягают на взаимосвязанные однородные (тождественные) общественные отношения, охраняемые уголовным законом.
Таким образом, объектом анализируемых преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие охрану интересов, стабильность и нормальное, законодательно регламентированное функционирование государственной власти. Преступления гл. 29 подрывают конституционный строй, социально-экономическую и политико-правовую систему государства, его безопасность, ослабляют защищенность жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз.
В некоторых составах самостоятельным признаком выступает предмет посягательства. При шпионаже (ст. 276) им являются сведения, составляющие государственную тайну; при утрате документов, содержащих государственную тайну (ст. 284), - документы, содержащие государственную тайну, а также предметы, сведения о которых составляют государственную тайну.
Объективная сторона преступлений гл. 29 характеризуется активными действиями. Составы преступлений по конструкции - формальные, посягательства считаются оконченными с момента совершения описанных в диспозиции статей действий независимо от наступления общественно опасных последствий. Кроме того, отдельные составы преступлений сформулированы в законе так, что уже сам факт приготовления к совершению тех или иных действий рассматривается как оконченное преступление (например, организация вооруженного мятежа - ст. 279). Такая конструкция составов является показателем повышенной степени общественной опасности анализируемых преступлений. Некоторые преступления (разглашение государственной тайны - ст. 283, утрата документов, составляющих государственную тайну, - ст. 284) с объективной стороны могут характеризоваться как действиями, так и бездействием (материальные составы).
Субъективная сторона большинства преступлений рассматриваемой группы характеризуется только прямым умыслом. В некоторых составах в качестве обязательного признака субъективной стороны законодатель включил специальную цель: прекращение государственной или общественной деятельности потерпевшего (ст. 277), свержение или насильственное изменение конституционного строя РФ (ст. 279), подрыв экономической безопасности и обороноспособности (ст. 281); или мотив: месть за государственную или иную политическую деятельность (ст. 277). Состав утраты документов, содержащих государственную тайну, может быть совершен только с неосторожной формой вины (ст. 284 УК).
Субъект преступлений гл. 29 общий - физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
Некоторые преступления предполагают наличие специального субъекта: гражданин России (государственная измена - ст. 275); иностранный гражданин или лицо без гражданства (шпионаж - ст. 276); лицо, которому государственная тайна была доверена или стала известна ему по службе либо работе (разглашение государственной тайны - ст. 283); лицо, имеющее допуск к государственной тайне (утрата документов, содержащих государственную тайну, - ст. 284 УК).
Все преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, исходя из группового объекта посягательства можно классифицировать следующим образом: посягательства на
1) внешнюю безопасность (ст. 275, 276);
2) внутреннюю безопасность (ст. 277-280);
3) экономическую безопасность и обороноспособность (ст. 281, 283, 284);
4) конституционные основы национальных, правовых и религиозных отношений (ст. 282, 282.1, 282.2).

Статья 275. Государственная измена

1. Общественная опасность деяния состоит в том, что в результате его совершения подрываются основы внешней безопасности, суверенитет, неприкосновенность территории и обороноспособность государства.
2. В качестве основного объекта преступления выступают общественные отношения, регулирующие внешнюю безопасность государства.
3. Внешняя безопасность как объект преступного посягательства означает состояние защищенности жизненно важных интересов общества и государства от внутренних и внешних угроз.
4. Основными составляющими внешней безопасности выступают:
а) суверенитет;
б) территориальная неприкосновенность;
в) обороноспособность.
Под суверенитетом государства понимается верховенство государственной власти внутри страны, полная независимость и самостоятельность государства в проведении своей внутренней и внешней политики, исключающая всякую иностранную власть, а также подчинение государства в сфере международного общения.
Неприкосновенность территории предполагает нерушимость и неделимость, сохранение в целостности территории, находящейся под юрисдикцией России, в пределах Государственной границы Российской Федерации (см. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (ВВС. 1993. N 17. Ст. 594).
Обороноспособность представляет собой совокупность экономического, военного, научного, технического, социально-нравственного потенциала и идеологических возможностей государства и его вооруженных сил, способных надежно обеспечить защиту суверенитета и территориальной неприкосновенности от нападения извне (см. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне"//СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750).
5. Предметом государственной измены являются сведения, составляющие государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством (ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"//СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673).
6. Объективная сторона государственной измены заключается в совершении хотя бы одного из перечисленных в диспозиции ст. 275 деяний: шпионаж, выдача государственной тайны, иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.
7. Государственная измена в форме шпионажа выражается в передаче, собирании, похищении или хранении в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.
Иностранное государство - любое государство, находящееся за пределами России.
Иностранная организация - государственное, межгосударственное, негосударственное, общественное, благотворительное и т.д. объединение, проводящее враждебную деятельность против России или созданное в целях разжигания национальной, расовой, религиозной вражды. К государственным относятся армия, спецслужбы; к межгосударственным - общества, союзы; к частным - концерны, фирмы, картели; к общественным - фонды, движения.
Представитель иностранного государства или иностранной организации - сотрудник органа, сотрудник или член организации либо иное лицо, выполняющее задание этих структур, т.е. официальное или неофициальное лицо, наделенное определенными полномочиями на совершение тех или иных действий в интересах этого государства или организации.
Если подобные действия совершаются иностранным гражданином либо лицом без гражданства, то они квалифицируются по ст. 276 (шпионаж).
8. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны состоит в умышленной передаче иностранному государству, иностранной организации или их представителям в ущерб внешней безопасности России гражданином РФ известных ему сведений, которые были доверены ему по службе или работе, за исключением их собирания либо похищения.
В отличие от шпионажа виновный при выдаче государственной тайны не собирает и не похищает сведения, ее составляющие для передачи иностранному государству, а располагает ими по службе или работе либо они сообщены ему кем-то или случайно находятся в его обладании.
Выдачу образуют любые действия, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей: устные или письменные сообщения, передача через технические каналы связи, передача чертежей, схем, диаграмм, карт, планов, образцов, действующих моделей или приборов и т.д.
Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против России выражается в фактическом содействии названным субъектам. К ним относятся: вербовка агентов для зарубежной специальной службы, предоставление убежища агентам иностранных разведок, подбор явочных и конспиративных квартир, содействие иностранным эмиссарам и кадровым разведчикам в приобретении документов прикрытия, оказание помощи в устройстве на работу, связанную с доступом к сведениям, составляющих государственную тайну, обеспечение средствами передвижения, денежными средствами и продуктами питания и т.д. Определяющей юридической сущностью этих действий является их направленность на причинение вреда внешней безопасности России.
Если российский гражданин для оказания иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении враждебной деятельности против России в ущерб ее внешней безопасности совершит преступление против основ конституционного строя или безопасности государства, например, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), диверсию (ст. 281) или иное преступление, то его действия должны дополнительно квалифицироваться по совокупности.
Шпионаж считается оконченным преступлением с момента совершения любого из действий, образующих его объективную сторону.
Выдача государственной тайны образует оконченный состав государственной измены с момента фактической передачи сведений, составляющих государственную тайну.
Иное оказание помощи в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ считается оконченным преступлением с момента совершения конкретных действий по оказанию реальной помощи враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России.
9. Проведение враждебной деятельности характеризуется направленностью на причинение вреда, ущерба внешней безопасности, включающей в себя:
- создание условий и проведение разведывательно-подрывной и иной деятельности иностранных спецслужб и организаций, организация, содействие или финансирование такой деятельности, вмешательство во внешние и внутренние дела России, подрывающие ее суверенитет и целостность;
- нарушение территориальной неприкосновенности;
- подстрекательство к подрывной, вооруженной или террористической деятельности политического характера, дестабилизации обстановки, насильственное изменение конституционного строя РФ, захват власти.
10. Субъектом государственной измены может быть только гражданин России, достигший 16 лет. Соучастником преступления (кроме исполнителя) могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.
11. Субъективная сторона государственной измены может выражаться только в форме прямого умысла. Лицо осознает, что оно совершает шпионские действия, выдает государственную тайну либо оказывает помощь иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, и желает их совершать.
12. Примечание предусматривает освобождение от уголовной ответственности за государственную измену при выполнении сформулированных в нем условий.

Статья 276. Шпионаж

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что в результате совершенного деяния наносится серьезный ущерб экономическим, военным, политическим интересам государства. Шпионаж как общественно опасное преступное деяние создает условия для совершения других преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.
2. Основным объектом рассматриваемого преступления выступают общественные отношения, регулирующие внешнюю безопасность государства.
3. Предмет преступления образуют:
а) сведения, составляющие государственную тайну;
б) иные сведения, не образующие государственной тайны; к ним может быть отнесена любая информация, не составляющая государственной тайны, которую лицо собирает по заданию иностранной разведки для использования ее в ущерб внешней безопасности государства: данные на государственных, общественных деятелей, ученых и специалистов, пробы воды, земли, воздуха, растительного или животного мира в определенной географической точке, снимки и схемы железнодорожных и речных узлов, участков путей сообщения, транспортных развязок, портов и аэродромов, оборонных предприятий, воинских частей, данные о документах, удостоверяющих личность, порядке их получения и замены, условия оформления разрешений, пропусков въезда в особые зоны или районы и т.д.
4. Объективная сторона преступления предусматривает два вида:
а) передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну;
б) передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.
5. Передача означает сообщение сведений, составляющих государственную тайну, любым способом и в любой форме иностранному государству, иностранной организации или их представителям лично или через посредника, включая связных, устно или письменно, с использованием тайников, технических средств связи, почтовых отправлений.
6. Собирание сведений охватывает различные способы получения информации, кроме похищения:
- визуальное наблюдение, включая технические средства выведывания сведений в период общения с секретоносителями;
- подслушивание разговоров, аудио-, видеозапись, фото-, киносъемка;
- копирование документов;
- изъятие образцов почвы, воды, воздуха, растений и т.д.
7. Похищение выражается в любом тайном или открытом безвозмездном изъятии сведений, составляющих государственную тайну, из владения юридического или физического лица вопреки воли законных владельцев либо путем обмана или вымогательства. Похищение сведений - это специфический способ изъятия информации, направленный на получение документов, чертежей, схем, фотографий, технических описаний, технологических карт, специальной литературы, узлов, образцов, изделий, материалов и т.д.
8. Хранение сведений, составляющих государственную тайну, означает любой способ сбережения, обеспечивающий сохранность и неизменность информации. Оно может осуществляться как в помещении, принадлежащем виновному, так и в другом месте.
Ответственность за хранение сведений, составляющих государственную тайну, наступает:
а) в случае получения с целью дальнейшей передачи секретных сведений, добытых или предложенных другим лицом;
б) в случае недоказанности личного получения хранившихся лицом секретных сведений с целью их передачи.
9. Шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну, может осуществляться как по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей, так и по собственной инициативе субъекта.
Преступление считается оконченным с момента сбора, хищения или хранения сведений, составляющих государственную тайну, только при наличии установленной цели передачи этих сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям.
10. Шпионаж, предметом которого являются иные сведения, считается оконченным преступлением с момента собирания или передачи этих сведений.
Собирание или передача сведений, не составляющих государственную тайну, образует объективную сторону шпионажа только при наличии двух условий: если эти действия совершаются по заданию иностранной разведки или если они предназначены для использования в ущерб внешней безопасности РФ.
При инициативном собирании сведений иностранцем либо лицом без гражданства с целью их последующей передачи иностранной разведке, содеянное следует квалифицировать как приготовление к шпионажу.
Проникновение лица на охраняемый объект для собирания или хищения сведений о нем (объекте) или проникновение в помещение, где хранится секретная информация, расцениваются как покушение на шпионаж.
11. Субъект шпионажа - специальный - иностранный гражданин или лицо без гражданства, вменяем, достигшее 16 лет.
Организаторами, подстрекателями и пособниками шпионажа могут выступать и граждане РФ при отсутствии в их действиях признаков государственной измены (см. комментарий к ст. 275).
Гражданин РФ, оказавший помощь иностранному гражданину, лицу без гражданства, занимающемуся шпионажем, советами, указаниями, устранением препятствий, подлежит ответственности за пособничество.
12. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
При собирании или передаче сведений, составляющих государственную тайну, виновный преследует специальную цель: использование указанных сведений в ущерб внешней безопасности РФ. Мотивы шпионажа могут быть различными и на квалификацию преступления не влияют.
13. Лицо, совершившее шпионаж, освобождается от уголовной ответственности за совершенное преступление при наличии оснований, указанных в примечании к ст. 275.

Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

1. Общественная опасность преступления определяется тем, что в результате совершенного деяния дестабилизируется политическая обстановка в стране, обостряются противоречия в политической сфере, подрывается авторитет государства на международной арене.
2. Основным объектом преступления выступают общественные отношения, регулирующие установленные Конституцией основы политической системы России.
Дополнительный объект - жизнь государственного или общественного деятеля.
3. Потерпевшим признается государственный или общественный деятель, т.е. человек, который проявил себя в какой-либо государственной или общественной деятельности.
Государственные деятели - это руководители или иные должностные лица высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (Президент РФ, депутаты Государственной Думы РФ и члены Совета Федерации РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель правительства РФ, министры и т.д.), которые осуществляют государственные и политические функции по реализации в жизнь политики государства.
Под общественными деятелями следует понимать руководителей, активистов политических партий, общественных организаций, массовых движений, профсоюзных, религиозных организаций и иных общественных объединений (см. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"//СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930).
4. Объективная сторона преступления выражается в посягательстве на жизнь, т.е. совершении деяний, непосредственно направленных на убийство государственного или общественного деятеля, или покушении на его убийство. Причинение при этом вреда здоровью потерпевшего охватывается тем же составом преступления и не требует дополнительной квалификации (например, по ст. 111).
Способы убийства на квалификацию не влияют, однако при наличии некоторых факультативных признаков объективной стороны (способ, обстановка, место) ответственность виновного может наступать по совокупности (например, осуществление террористического акта в отношении государственного деятеля путем взрыва на митинге, демонстрации).
Использование при совершении террористического акта находящегося в незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а равно наркотических или психотропных веществ следует квалифицировать по совокупности со ст. 222 или 228.
Посягательство на жизнь рядовых государственных служащих или представителей общественных организаций, а также членов семей, близких родственников государственных и общественных деятелей состав преступления не образует. Совершенные деяния следует квалифицировать по соответствующим статьям в зависимости от характера действия, последствий и т.д.
5. Субъектом террористического акта может быть гражданин России, иностранный гражданин либо лицо без гражданства, достигшее 16 лет.
Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет, совершивший такое преступление, несет за него ответственность как за убийство (ст. 105) или покушение на убийство (ст. 30 и 105).
6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Обязательным признаком субъективной стороны является цель - прекращение государственной или иной политической деятельности путем физического устранения политического противника либо месть за такую деятельность. В большинстве случаев указанные цели совпадают.
В тех случаях, когда убийство совершено с иной целью или по другим мотивам (например, из корыстных, личных или иных побуждений), нежели указанные в ст. 277, содеянное следует квалифицировать по иным статьям, в зависимости от направленности умысла (например, по ч. 2 ст. 105).
В случаях, когда виновный ошибочно убивает не государственного или общественного деятеля, а иное лицо, ответственность наступает по совокупности преступлений - как за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля и убийство иного лица.

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

1. Общественная опасность деяния состоит в том, что в результате его совершения подрываются основы конституционного строя России, система формирования государственной власти.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11 Конституции).
Никто не может присваивать власть в стране. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (ст. 3 Конституции). Единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Любой неконституционный путь прихода к власти и ее удержание является противозаконным.
2. Основным объектом являются общественные отношения, регулирующие установленные Конституцией основы конституционного строя, формирование и функционирование государственной власти. Дополнительный объект - здоровье, физическая неприкосновенность, честь и достоинство лиц, пострадавших от насильственных действий. Насильственный захват власти предполагает неконституционный способ завладения властью с применением насилия. Преступление выражается в создании вооруженных формирований для достижения цели захвата власти, подготовке насильственного устранения лиц, наделенных властными полномочиями, роспуске органов государственной власти и т.д.
Действия, направленные на насильственный захват власти, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо их принудительной изоляции, либо блокировании работы органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Такие действия могут носить как локальный, так и широкомасштабный характер, они могут быть направлены против всех властных структур или одной из них, против деятельности всех центральных органов власти или органов власти субъектов РФ.
Преступление считается оконченным с момента совершения действий независимо от того, получили ли виновные возможность фактического обладания властью или нет.
Причинение лицу вреда здоровью при насильственном захвате власти охватывается признаками данного состава преступления и дополнительной квалификации не требует.
3. Объективная сторона преступления выражается в действиях, направленных на:
а) насильственный захват власти;
б) насильственное удержание власти в нарушение конституционного строя;
в) насильственное изменение конституционного строя.
Насильственное удержание власти в нарушение Конституции заключается в насильственном сохранении виновными власти, ранее принадлежащей им по закону. Виновные препятствуют новым субъектам законной власти осуществлять свои полномочия и функции, насильственными методами и средствами навязывают исполнение своих принятых решений. Действия по насильственному удержанию власти могут выражаться в различных формах: введение чрезвычайного положения, недопущение вновь избранных лиц к осуществлению управленческих функций, ограничение либо лишение свободы и т.д.
4. Преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственное удержание власти, независимо от того, привели они к желаемому результату или нет.
5. Насильственное изменение конституционного строя выражается в упразднении или смене структуры государственной власти, ликвидации прежних институтов власти и создании новых, введении в действие новой Конституции и принятии других законов, изменяющих конституционный строй и демократические начала государственного управления, и т.д.
Состав преступления в данной норме считается оконченным с момента совершения действий.
Если при насильственном захвате власти или насильственном удержании власти совершается убийство или это сопровождается организацией массовых беспорядков, указанные преступления должны квалифицироваться по совокупности. По совокупности квалифицируются и совершенные при насильственном захвате власти или насильственном удержании власти террористические акты (ст. 277).
6. Субъектом анализируемого преступления могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16 лет.
При насильственном удержании власти субъект специальный: им выступает бывший носитель государственной власти, обязанный передать ее другому лицу в соответствии с Конституцией.
Если для совершения преступления создаются организованная группа, преступное сообщество или незаконное вооруженное формирование, действия виновных следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 278 и 205, 208 или 210.
7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
8. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 278 (см. примечание к ст. 275), освобождается от уголовной ответственности при наличии оговоренных в законе условий.

Статья 279. Вооруженный мятеж

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что в результате насильственных действий с использованием вооруженных формирований свергается законно установленная власть, происходит изменение конституционного строя, нарушается территориальная целостность России.
2. Основной объект преступления - основы конституционного строя, внешняя безопасность и территориальная целостность России.
Дополнительный объект - жизнь и здоровье граждан, собственность.
3. Объективную сторону преступления образуют действия: организация вооруженного мятежа либо активное участие в вооруженном мятеже.
Под организацией вооруженного мятежа следует понимать процесс организационной подготовки, создание преступного сообщества в форме одного или нескольких вооруженных формирований, а также использование законно созданных вооруженных формирований, отказавшихся подчиниться органам власти и имеющих целью свержение существующей законной власти, либо совершение насильственных действий, направленных на изменение конституционного строя России или нарушение территориальной целостности.
Действия по организации вооруженного мятежа могут выражаться в самых разнообразных формах: планирование вооруженного мятежа, его материальное обеспечение, налаживание управления и связи между мятежниками, подготовка программных документов, призванных объединить членов, руководство вооруженными формированиями в ходе осуществления планируемых операций, создание организованных структур для вооруженных действий, других действиях по идеологическому или организационному обеспечению мятежа.
Обязательным признаком состава преступления является вооруженность, т.е. наличие у участников мятежа оружия или устройств и предметов, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели и имеющих реальную возможность его применения (о понятии "оружие" см. комментарий к ст. 222). Вооруженность участников мятежа значительно повышает характер и степень общественной опасности содеянного.
Организация вооруженного мятежа будет считаться оконченным преступлением с момента совершения организационных действий независимо от того, выразились они в фактическом вооруженном выступлении в виде вооруженного мятежа или были пресечены.
4. Активное участие в вооруженном мятеже состоит в совершении участниками мятежа совместных насильственных умышленных действий с применением или попыткой применения оружия, направленных против законных органов власти. Оно означает совершение противоправных действий по вооруженному захвату власти, оказание вооруженного сопротивления законным представителям власти, применение насилия, репрессий к должностным лицам, неподчинение требованиям органов власти, воинским и правоохранительным органам, призванным восстановить правопорядок, и т.д.
Активное участие в вооруженном мятеже включает в себя как само активное участие в мятеже, так и активное участие в оказании помощи лицам, организовавшим мятеж, руководство действиями мятежников и т.д.
Активное участие в вооруженном мятеже считается оконченным преступлением с момента совершения участниками описанных выше действий независимо от фактического достижения целей или наступления иных последствий.
5. Организаторы и активные участники вооруженного мятежа, совершающие нападение на граждан или организации, совершающие террористический акт или убийство, привлекаются к ответственности по совокупности ст. 279 и 209, 205 или 105.
Вооруженный мятеж следует отличать от массовых беспорядков (ст. 212). В первом случае объектом выступают основы конституционного строя, территориальная целостность. Это спланированное, организованное выступление против конституционных органов власти. Во втором случае объектом является общественная безопасность. Массовые беспорядки носят неорганизованный, локальный характер.
Вооруженный мятеж отличается от насильственного захвата власти главным образом по признакам объективной и субъективной стороны. Преступление, предусмотренное ст. 278, предполагает масштабность совершения действий, тогда как вооруженный мятеж может носить и локальный характер. Цель насильственного захвата власти или удержания власти не является нарушением территориальной целостности, целью же вооруженного мятежа не является удержание власти. Вооруженный мятеж предполагает обязательное вооружение участников или их части, а насильственные действия по захвату и удержанию власти могут быть и не вооруженными.
Если вооруженный мятеж является средством насильственного захвата власти, содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст. 278 (или 208, если в нем принимало участие созданное незаконное вооруженное формирование).
6. Субъектом преступления могут быть только лица, достигшие 16 лет, осуществляющие организацию вооруженного мятежа или принимающие в нем активное участие.
При отсутствии признака активного участия лица несут ответственность за те преступления, которые они совершили, участвуя в вооруженном мятеже (например, за убийство, уничтожение или повреждение имущества, незаконное хранение оружия, участие в незаконном вооруженном формировании и т.д.)
7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью:
а) свержение конституционного строя;
б) насильственное его изменение;
в) нарушение территориальной целостности.

Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

1. Общественная опасность преступления состоит в посягательстве на политическую систему, установленный конституционный порядок формирования и функционирование органов власти и ее законных представителей.
2. Основной объект преступления - политическая система РФ, нормальное функционирование конституционных органов власти.
3. Объективную сторону преступления образуют публичные призывы, направленные на осуществление экстремистской деятельности.
Публичность означает осуществленный в присутствии публики, открытый, доступный для понимания, характер призыва, обращенный к широкому кругу лиц. Оценивать публичность в каждом конкретном случае необходимо с учетом всех обстоятельств дела: время, место, обстановка содеянного. Публичность призывов будет иметь место и в том случае, когда ознакомление с их содержанием происходит спустя некоторое время (например, если агитационные плакаты или листовки распространяются в отсутствие граждан).
Призывы должны содержать требования об осуществлении экстремистской деятельности и быть конкретными и целенаправленными. Виновный побуждает именно к насильственному захвату или удержанию власти, насильственному изменению конституционного строя, что с неизбежностью порождает применение мер принудительного воздействия, использование силы для достижения поставленной цели. Призывы к смене власти ненасильственным путем состава преступления не содержат.
По форме призывы могут быть устными, письменными, с использованием технических средств связи. Смысл призывов должен быть понятен как по их целям, так и в части средств достижения этих целей.
Экстремистская деятельность - это:
1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- подрыв безопасности Российской Федерации;
- захват или присвоение властных полномочий;
- создание незаконных вооруженных формирований;
- осуществление террористической деятельности;
- возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
- унижение национального достоинства;
- осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
- пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;
4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.
Экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей Национал-социалистской рабочей партии Германии, Фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы (ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"//СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031).
Под насильственными действиями понимается разрушение, уничтожение, повреждение каких-либо объектов, вооруженное восстание, физическая ликвидация определенных лиц.
4. Преступление имеет формальный характер и признается оконченным с момента публичного призыва, содержащего указанные побуждения. Для квалификации действий виновного не требуется установления факта восприятия призывов или достижения ими поставленной цели воздействия на сознание граждан.
5. Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16 лет.
6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
7. Квалифицированный состав характеризуется публичным призывом к осуществлению экстремистской деятельности с использованием средств массовой информации.
Под средствами массовой информации необходимо понимать любой современный коммуникативный канал доведения информации до населения.

Статья 281. Диверсия

1. Общественная опасность преступления заключается в том, что в результате диверсии причиняется значительный ущерб экономике страны, ослабляется обороноспособность РФ.
2. Основным объектом выступают общественные отношения, регулирующие экономическую безопасность и обороноспособность Российской Федерации, дополнительным - жизнь и здоровье населения.
Предмет преступления - предприятия (заводы, фабрики), сооружения (мосты, плотины, туннели, электростанции), пути и средства сообщения, железнодорожный, водный, воздушный транспорт, средства связи, объекты жизнеобеспечения населения (системы водоснабжения, продуктопроводы, склады с продовольствием и горюче-смазочными материалами) и т.д.
3. Объективная сторона выражается в совершении взрыва, поджога, иных действий, направленных на разрушение или повреждение упомянутых предметов.
Разрушение - полное выведение объекта из строя, приведение его в негодность, когда оно не подлежит восстановлению либо его восстановление признается экономически невыгодным.
Повреждение - частичное выведение объекта из строя, в результате чего в некоторой степени снижается хозяйственная значимость и экономическая ценность, однако при определенных затратах восстановление возможно и экономически целесообразно.
Под иными действиями понимается использование различных химических, бактериологических и тому подобных средств, способных вызвать аналогичные последствия.
Под предприятием понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления хозяйственной деятельности. К предприятиям относятся заводы, фабрики, комбинаты и другие промышленные объекты.
Сооружения - построенные объекты, строения, имеющие различное хозяйственное назначение. Под сооружениями понимаются электростанции, водонапорные башни, плотины, мосты, тоннели, дамбы, каналы, склады и т.д.
Пути и средства сообщения - транспортные средства всех видов, объекты железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта, предназначенные для приема, выдачи груза, его транспортировки, обслуживания пассажиров.
Средства связи - технические средства, используемые для формирования, обработки, передачи или приема сообщений электросвязи либо почтовых отправлений, телефонная или телеграфная связь, радиосвязь, телевидение и т.д.
Объекты жизнеобеспечения населения - любые народнохозяйственные объекты, обеспечивающие бесперебойную, нормальную деятельность населения (водоснабжение, энерго- и газоснабжение, продовольственное и промтоварное снабжение, медицинское обслуживание и т.д.).
Диверсия признается оконченным преступлением с момента выполнения действий, указанных в диспозиции статьи независимо от наступления или ненаступления преступного результата. Реальное причинение вреда на квалификацию содеянного не влияет, но учитывается при назначении наказания.
4. Субъектом диверсии может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16 лет.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Субъект действует со специальной целью - подрыв экономической безопасности и обороноспособности России.
По субъективной стороне состав диверсии отличается от иных преступлений, которые также выражаются в умышленном уничтожении или повреждении имущества, приведении в негодность транспортных средств и путей сообщения, но они не имеют цели подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ. Их отличие от диверсий заключается также в том, что они наносят ущерб другим сферам общественных отношений (объектам).
Отличие терроризма (ст. 205) от диверсии необходимо проводить по направленности совершения общеопасных действий. Цели терроризма: нарушение общественной безопасности; устрашение населения; оказание воздействия на принятие решений органами власти.
Под экономической безопасностью понимается состояние защищенности и гарантированности жизненно важных экономических интересов РФ, слаженная и бесперебойная работа отдельных звеньев экономики как единого хозяйственного комплекса.
6. Квалифицирующим признаком является совершение диверсии организованной группой лиц (см. комментарий к ст. 35).

Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

1. Основной объект анализируемого преступления - общественные отношения в сфере обеспечения конституционных основ гарантированности национальных, расовых и религиозных интересов. Дополнительный объект - честь и достоинство граждан.
2. Объективная сторона состава преступления характеризуется следующими видами деяний:
а) действиями, направленными на возбуждение ненависти, вражды;
б) действиями, направленными на унижение достоинства человека;
в) пропагандой исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19 Конституции).
Действия, направленные на возбуждение ненависти или вражды, характеризуются публичным распространением различных антигуманных идей, взглядов, мнений, которые провоцируют состояние неприязни, разжигают чувство ненависти между значительными группами лиц. Указанные действия должны носить общий характер и распространяться на значительное число лиц (например, призывы к депортации, расправе или причинение насилия, воспрепятствование проведению национальных и религиозных обрядов, применение дискриминационных мер).
Действия, направленные на унижение достоинства человека, - дискредитация, негативное отношение дискриминационного характера к определенной нации, выраженное в неприличной, унизительной форме. Подобные действия могут выражаться в унижении, оскорблении, показе неполноценности, непригодности, ограниченности, ущербности отдельного гражданина.
Общим для них и обязательным признаком является совершение действий публично или с использованием средств массовой информации. Публичность означает, что взгляды, идеи, возбуждающие национальную, расовую, религиозную ненависть, вражду, распространяются открыто, в присутствии публики, т.е. широкого круга лиц (например, на митинге, собрании). Использование средств массовой информации предполагает распространение указанных взглядов, идей с помощью радио, телевидения, газет, журналов и т.д.
Преступление считается оконченным в момент совершения указанных действий независимо от наступления последствий (формальный состав).
Комментируемые преступления следует отличать от деяний, предусмотренных ст. 280. Отличие заключается в содержании призывов. Если в действии виновного имеется двойная направленность, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений (ст. 280, 282).
Если совершенные деяния, обрисованные в ст. 282, привели к возникновению массовых беспорядков, вооруженному мятежу или иным преступлениям и их совершение охватывалось умыслом виновного, то такие действия необходимо квалифицировать по совокупности преступлений (ст. 282, 212, 279).
3. Субъектом преступления могут быть граждане РФ, иностранные граждане, лицо без гражданства, достигшие 16 лет.
4. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотивы и цели могут быть самыми различными и на квалификацию не влияют. Мотив преступления чаще всего носит националистическую, расовую или религиозную окраску.
5. Часть 2 предусматривает в качестве квалифицирующих признаков те же деяния, совершенные:
а) с применением насилия или угрозой его применения;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) организованной группой.
Под применением насилия понимаются любые насильственные действия, за исключением случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, которые квалифицируются по совокупности.
Угроза имеет квалифицирующее значение, если есть основания опасаться реализации этой угрозы (см. комментарий к ст. 119).
Использование лицом своего служебного положения предполагает наличие у него не только полномочий, но и служебного положения, которые предоставлены ему по роду службы или работы или в связи с занимаемой должностью.
Понятие и признаки организованной группы даются в ст. 35 УК.

Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества

1. Общественная опасность деяния состоит в том, что в результате его совершения подрываются основы конституционного строя и безопасности общества, нарушается целостность государства.
2. Основной объект - основы конституционного строя, безопасность и целостность общества и государства. Дополнительный объект - права и законные интересы человека и гражданина.
3. Объективная сторона преступления выражается в следующих действиях:
а) создании экстремистского сообщества;
б) руководстве экстремистским сообществом;
в) создании объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества.
В соответствии с ч. 1 под экстремистским сообществом законодатель понимает организованную группу лиц для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений, предусмотренных ст. 148, 149, ч. 1 и 2 ст. 213, ст. 214, 243, 244, 280 и 282 (преступления экстремистской направленности).
Создание экстремистского сообщества означает активное поведение виновного по объединению людей (группы лиц), имеющих общие цели и интересы, и приверженность к крайним взглядам и мерам при решении политических и других вопросов (т.е. для занятия экстремистской деятельностью, подготовки преступлений экстремистской направленности).
О том, что понимается под экстремистской деятельностью, см. комментарий к ст. 280.
По смыслу комментируемой статьи не требуется, чтобы экстремистское сообщество возникло и функционировало в какой-либо организационно-правовой форме, т.е. было зарегистрировано в установленном законном порядке. Достаточно того, чтобы созданная организованная группа (устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений) руководствовалась мотивами идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, подготавливала или совершала любое преступление экстремистской направленности.
Руководство экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями означает деятельность виновного, выражающуюся в совершении действий по определению и разработке тактических и стратегических направлений созданного формирования, как-то: разработка текущих и перспективных планов деятельности преступного сообщества экстремистской направленности, распределение или перераспределение обязанностей между членами сообщества или его структурными подразделениями, организация системы материального, финансового, кадрового обеспечения деятельности сообщества, контроль и проверка функционирования всех звеньев и структур экстремистского преступного сообщества, поддержание необходимой дисциплины и порядка среди его членов.
Создание объединения организаторов, руководителей либо иных представителей части или структурных подразделений экстремистского сообщества включает в себя активное поведение виновного по координации действий нескольких преступных сообществ в единую системообразующую общность, интеграции деятельности в направлении объединения людских, материальных, финансовых ресурсов в целях повышения их эффективности и результативности, выработки мер по противодействию правоохранительным органам.
Объединение может быть постоянно действующим или создаваться для решения каких-либо конкретных вопросов. Членами объединения могут быть организаторы и руководители, представители организованных групп, в том числе и рядовые члены (неформальные авторитеты, лидеры и т.д.).
Преступление считается оконченным с момента фактического создания экстремистского сообщества. Руководство таким сообществом или входящими в него структурными подразделениями осуществляется, как правило, с момента создания экстремистского сообщества, его подразделений или объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп.
По смыслу комментируемой статьи не требуется, чтобы руководство было возложено на лицо, которое принимало участие в создании организованных групп. В данном случае преступление следует признавать оконченным с момента принятия виновным на себя обязанностей по руководству преступной организацией, ее подразделениями или объединениями организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп.
4. Субъектом преступления (ч. 1, 2) может быть любое лицо, достигшее 16 лет.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Обязательным признаком субъективной стороны преступления является мотив: идеологическая, политическая, расовая, национальная или религиозная ненависть либо вражда в отношении какой-либо социальной группы.
При этом не обязательно, чтобы каждый участник экстремистского сообщества руководствовался всеми указанными в диспозиции мотивами, достаточно того, чтобы виновный осознавал, что основой созданного общества является любой из этих мотивов.
6. Часть 2 предусматривает ответственность за участие в экстремистском сообществе.
Участие предполагает вхождение в состав сообщества и выполнение действий в соответствии с целями, задачами и руководствуясь мотивами экстремистской направленности сообщества, ради которых оно создано.
Участие может быть физическим, имущественным или интеллектуальным и выражаться в различных формах: финансирование преступной деятельности, оказание помощи в проведении контрпропагандистских мероприятий, подготовке и распространении экстремистских материалов и т.д.
7. В ч. 3 формулируется ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 или 2, совершенные лицом с использованием своего служебного положения. В данном случае законодатель устанавливает ответственность лица, наделенного определенными властными или служебными полномочиями, которыми оно располагает в связи с занимаемым служебным положением и использует его в целях создания благоприятных условий для организации или руководства экстремистским сообществом.
Использование служебного положения повышает опасность совершаемого преступления. Поскольку деяние, предусмотренное ч. 3, посягает еще на дополнительный объект, в качестве субъекта данного преступления должны рассматриваться не только должностные лица (см. примечание 1 к ст. 285), но и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации (см. примечание 1 к ст. 201).
8. Лицо, добровольно прекратившее участие в экстремистском сообществе, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Статья 282.2. Организация деятельности экстремистской организации

1. Общественная опасность деяния состоит в том, что оно подрывает основы конституционного строя, целостность и безопасность страны, попираются идеи равноправия людей независимо от их социальной, идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной принадлежности.
2. Основной объект - основы конституционного строя, безопасности и целостности общества и государства. Дополнительный объект - права и законные интересы человека и гражданина, интересы правосудия.
3. Объективная сторона выражается в:
а) организации деятельности (ч. 1);
б) участии в деятельности (ч. 2) общественного или религиозного объединения либо иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Лицо, вопреки судебному запрету, воссоздает ранее существовавшую организацию либо создается формально новая структура, основанная на базе и идейной основе организации, запрещенной (ликвидированной) судом.
Решение суда о ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации, а равно запрещении деятельности общественного или религиозного объединения, которое не является юридическим лицом, за осуществление экстремистской деятельности может быть инициировано заявлением Генерального прокурора РФ или подчиненного ему соответствующего прокурора, федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции или его соответствующего территориального органа либо федерального органа исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
До рассмотрения судом указанного заявления деятельность общественного или религиозного объединения решением суда может быть приостановлена, равно как и реализация определенного периодического издания, тиража аудио- или видеозаписи программы либо выпуск соответствующей теле-, радио-, видеопрограммы.
Преступление считается оконченным с момента совершения действий, указанных в диспозиции статьи, независимо от наступления общественно опасных последствий (формальный состав).
Под организацией деятельности необходимо понимать активное поведение виновного лица, выражающееся в объединении и разработке тактических и стратегических планов экстремистской организации, определении характера преступной деятельности, создании и укреплении кадрового, финансового, материально-технического потенциала этой организации.
Экстремистская деятельность (экстремизм) включает в себя определенную систему противоправных деяний, запрещаемых федеральным законом (см. комментарий к ст. 281.1).
Под участием в деятельности экстремистской организации понимается активное содействие виновного лица этой структуре и в проводимых мероприятиях по пропаганде идей экстремизма или подготовке и распространению экстремистских материалов.
Информационные материалы признаются экстремистскими только судом, направляются в федеральный орган исполнительной власти в сфере юстиции для формирования федерального списка экстремистских материалов и подлежат периодическому опубликованию в средствах массовой информации.
4. Субъект преступления - общий - лицо, достигшее 16 лет, организовавшее деятельность запрещенной (ликвидированной) организации либо активно участвующее в ее деятельности.
Лицу, участвующему в осуществлении экстремистской деятельности, в соответствии с решением суда могут быть установлены ограничения в доступе к государственной или муниципальной службе, военной службе по контракту либо службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях или занятию частной, детективной (охранной) деятельностью.
Лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности упомянутого общественного или религиозного объединения либо иной организации, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления (см. комментарий к ст. 281.1).
5. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

1. Общественная опасность преступления определяется тем, что в результате разглашения государственная тайна может стать достоянием иных государств и быть использована ими для подрыва или ослабления обороноспособности, внешней безопасности и других интересов России.
2. В качестве основного объекта рассматриваемого преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок сохранности государственной тайны, нарушение которого может причинить ущерб безопасности страны.
Предметом анализируемого преступления являются сведения, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 275).
Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне утверждена постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1050 (СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4987).
Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне утверждено постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. N 1003 (СЗ РФ. 1998. N 35. Ст. 4407) (см. комментарий к ст. 275 УК).
Сведения, составляющие государственную тайну, необходимо отличать от иной, охраняемой в РФ информации, в частности от конфиденциальных сведений.
3. Объективная сторона преступления предполагает:

<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>