<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

2. Основной объект преступления - общественные отношения, обеспечивающие регламентированный законом порядок отбывания наказания в виде лишения свободы.
3. Объективная сторона состоит в невозвращении лица, осужденного к лишению свободы, которому разрешен выезд за пределы места лишения свободы или предоставлена отсрочка исполнения приговора суда или отбывания наказания по истечении срока выезда или отсрочки.
Уголовно-исполнительное законодательство разрешает краткосрочные выезды осужденных к лишению свободы лиц за пределы исправительных учреждений продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого на дорогу, в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье), а также для решения бытового устройства осужденного после освобождения (ч. 1 ст. 97 УИК).
Краткосрочные выезды за пределы исправительных учреждений могут быть разрешены женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, а осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии, может быть разрешен один краткосрочный выезд в год для свидания с ним (ч. 2 ст. 97 УИК).
Отсрочка исполнения приговора суда или отбывания наказания лицу, осужденному к лишению свободы, может быть предоставлена при:
а) тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, - до его выздоровления;
б) беременности осужденной или наличия у осужденной женщины детей в возрасте до 14 лет - до достижения младшим ребенком 14-летнего возраста, кроме осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности на срок свыше 5 лет;
в) когда немедленное отбывание наказания может повлечь за собой особо тяжкие последствия для осужденного или его семьи ввиду пожара или стихийных бедствий, тяжкой болезни, смерти единственного трудоспособного члена семьи или других исключительных обстоятельств на срок, установленный судом, но не более трех месяцев (ст. 361 УИК).
В случае, если осужденная отказалась от ребенка или продолжает уклоняться от воспитания ребенка после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за поведением осужденной, в отношении которой отбывание наказания отсрочено, суд может по представлению этого органа отменить отсрочку отбывания наказания и направить осужденную для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда (ст. 82 УК).
Под невозвращением в место лишения свободы необходимо понимать неявку лица, осужденного к лишению свободы, в установленный срок в исправительное учреждение с целью уклонения от отбывания наказания. В случае несвоевременного возвращения, когда осужденный не преследует цели уклониться от отбывания наказания, может наступить только дисциплинарная ответственность.
Под лишением свободы подразумевается изоляция осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму, в воспитательную колонию либо в лечебное исправительное учреждение (см. комментарий к ст. 56).
Если лицо не имело реальной возможности прибыть в место лишения свободы в силу уважительных причин (стихийное бедствие, болезнь, социальные конфликты, нарушения графика движения транспорта), не зависящих от его сознания и воли, уголовная ответственность исключается.
Для квалификации содеянного не имеет значения, желает субъект уклониться от отбывания всего срока лишения свободы или лишь на какое-либо время.
По конструкции анализируемый состав является формальным. Преступление считается оконченным с момента истечения срока, установленного для возвращения в исправительное учреждение, и относится к категории длящихся. Оно начинается с момента невозвращения в исправительное учреждение и заканчивается в момент задержания осужденного или его явки с повинной.
4. Субъект преступления специальный:
а) лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание;
б) лицо, которому разрешен краткосрочный выезд за пределы места лишения свободы;
в) осужденные, которым предоставлена отсрочка исполнения приговора суда или отбывания наказания.
5. Субъективная сторона предполагает вину в форме прямого умысла.

Статья 315. Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта

1. Общественная опасность анализируемого преступления заключается в том, что в результате неисполнения приговора суда, решения суда или иного судебного акта подрывается авторитет судебной власти, порядок осуществления правосудия, нарушается принцип общеобязательности судебных актов, а также может быть причинен вред законным интересам граждан, учреждениям и организациям, в пользу которых они вынесены.
2. Основным объектом данного преступления являются интересы правосудия, их нормальная деятельность. В качестве факультативного объекта могут выступать имущественные и иные интересы и права юридических и физических лиц. Предмет преступления - приговор суда, решение суда, иной судебный акт.
3. Объективная сторона выражается в злостном неисполнении вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно в воспрепятствовании их исполнению.
В диспозиции статьи идет речь о неисполнении судебных актов, вынесенных судами РФ. Но в случаях, предусмотренных международными договорами, состав преступления может иметь место и при неисполнении постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей.
Под злостным неисполнением следует понимать сознательно недобросовестное, продолжительное по времени неисполнение судебного акта. Оно может означать также игнорирование неоднократных требований суда исполнить решение, открытый или завуалированный отказ от его выполнения, недобросовестное затягивание решения данного вопроса и т.д. Например, руководитель государственной или коммерческой организации не выполняет решение суда в отношении работника, который лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Или: главный бухгалтер не производит удержание из заработной платы лица, осужденного за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. Отсутствие признака злостности при неисполнении судебного акта исключает ответственность по ст. 315.
Неисполнение виновным указанных процессуальных актов, как правило, представляет собой бездействие должностного лица. Например, должностное лицо не выполняет решение суда об увольнении виновного с занимаемой должности или не прекращает деятельности лица, на которую имеется запрет судебного органа, не допускает на работу восстановленного судом работника и т.д.
Вторая форма объективной стороны согласно диспозиции ст. 315 УК состоит в воспрепятствовании исполнению приговора, решения суда или иного судебного акта.
Под воспрепятствованием необходимо понимать совершение виновным таких действий, в результате которых становится невозможным или затруднительным исполнение судебных актов. В отличие от первой формы поведение виновного выражается в совершении действий, которые направлены на то, чтобы помешать исполнению указанных судебных документов (например, сокрытие или уничтожение копии судебного акта, поступившего в учреждение для исполнения, или фальсификация данных о занимаемой должности, в отношении которого поступило судебное решение, и т.д.).
Если воспрепятствование исполнению приговора, решения суда или иного акта сопровождается насилием или угрозами в адрес судебного пристава или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, то действия виновного необходимо квалифицировать по ст. 296.
Состав анализируемого преступления по конструкции является формальным. Оно считается оконченным с момента неисполнения судебных актов либо воспрепятствования их исполнению.
Неисполнение вступившего в законную силу судебного акта может совершаться путем бездействия и относится к категории длящихся преступлений. Оно начинается с момента получения указанным в статье должностным лицом соответствующего судебного акта, злостного его неисполнения и заканчивается в момент привлечения виновного к ответственности или исполнения предписания.
4. Субъективная сторона характеризуется формой вины в виде прямого умысла.
5. Субъект преступления - специальный. Это лица, указанные в диспозиции статьи, - представители власти, государственные служащие, служащие органа местного самоуправления, служащие государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации (см. комментарии к ст. 201, 285), в служебные функции которых входит совершение действий, обеспечивающих исполнение судебных актов.
Другие лица, уклоняющиеся от исполнения судебных приговоров и решений, в том числе осужденные и должники - физические лица, не подлежат ответственности по ст. 315. Например, лица, осужденные за побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, за уклонение от отбывания лишения свободы, отвечают по ст. 313 или 314.
Уголовная ответственность граждан предусмотрена в специальных нормах - ст. 177, 157. В отличие от ст. 315, где речь идет о неисполнении принятых судебных решений, в указанных статьях предусматривается ответственность за неисполнение определенных видов обязательств. Они имеют существенное отличие от анализируемой статьи не только по субъекту, но также по объекту и ряду элементов объективной стороны.

Статья 316. Укрывательство преступлений

1. В качестве основного объекта выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование правосудия в соответствии с задачами их деятельности и отвечающие требованиям закона.
2. Объективная сторона состоит в заранее не обещанном укрывательстве (сокрытии факта) особо тяжкого преступления.
Под заранее не обещанным укрывательством необходимо понимать сокрытие преступления, орудий и средств совершения преступления, следов преступления, предметов, добытых преступным путем, либо совершение других действий, направленных на уничтожение улик.
Укрывательство преступника может выражаться в предоставлении ему жилища или помещения для проживания, одежды, документов, денег, транспортных средств с целью обеспечения сокрытия от розыска или преследования и т.п., сокрытии орудий и средств совершения преступления, предметов, добытых преступным путем, т.е. помещении в труднодоступные места для обнаружения правоохранительными органами, уничтожении, продаже, дарении и т.п.
Уголовный закон предусматривает ответственность по данной статье: во-первых, за сокрытие особо тяжких преступлений, т.е. отнесенных законодателем в соответствии со ст. 15 к указанной категории; во-вторых, за укрывательство преступника, предметов, добытых преступным путем, следов, орудий совершения преступления; в-третьих, за заранее не обещанное укрывательство, т.е. после окончания преступления.
Заранее обещанное укрывательство, т.е. обещанное до или во время совершения преступления, образует соучастие в преступлении и является видом пособничества.
Когда укрывательство выражается в сокрытии или хранении предметов, изъятых из оборота (огнестрельное оружие, взрывчатка, отравляющие, сильнодействующие, ядовитые, наркотические средства, психотропные вещества), содеянное необходимо квалифицировать по совокупности ст. 316 и статей, предусматривающих ответственность за хранение указанных предметов, средств, веществ.
Заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенное должностным лицом путем использования своего служебного положения, надлежит квалифицировать по статьям, предусматривающим ответственность за указанные преступления, и по совокупности - при наличии всех признаков - как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285).
Укрывательство преступлений, относящихся к иным категориям, а также особо тяжких преступлений, совершенных супругом или близкими родственниками, не наказуемо.
Под супругом, не подлежащим уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство, понимается лицо, которое состоит с виновным в юридическом или гражданском браке (п. 4 ст. 5 УПК).
По конструкции данный состав считается формальным и преступление признается оконченным с момента совершения действий, направленных на сокрытие.
3. Субъектом преступления признается лицо, достигшее 16 лет, не являющееся супругом или близким родственником виновного.
4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Глава 32. Преступления против порядка управления

Родовым объектом преступлений против порядка управления выступают общественные отношения, обеспечивающие реализацию государственной власти.
Основной объект - общественные отношения, обеспечивающие конкретные виды государственного управления, на которое посягает преступление. Например, установленный законом порядок комплектования Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ (ст. 328), установленный законом порядок использования государственной символики России (ст. 329). Дополнительным объектом выступают соответствующие личностные ценности и интересы: жизнь, здоровье, честь, достоинство.
В некоторых составах преступления в качестве обязательных признаков указан предмет преступления: пограничный знак; официальные документы, государственные награды; марки акцизного сбора, специальные марки, знаки соответствия (ст. 323, 324, 327.1 УК) и потерпевшие: сотрудник правоохранительных органов, представитель власти, должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа (ст. 317, 318, 320).
С объективной стороны преступления против порядка управления характеризуются активными формами поведения. Большинство преступлений против порядка управления по законодательной конструкции обрисовываются в диспозиции статей как формальные составы преступления. Последствия находятся за рамками конструируемого состава и, как правило, образуют самостоятельные преступления, требующие квалификации по совокупности.
Ряд статей главы сконструированы по типу материальных и предусматривают наступление тяжких последствий (ч. 2 ст. 320, 323 и др.).
Субъективная сторона преступлений против порядка управления характеризуется умышленной формой вины. В преступлениях с материальным составом кроме прямого умысла возможен умысел косвенный (ч. 2 ст. 318, 321, 330). Для некоторых преступлений обязательным признаком является специальная цель (ст. 317, 320, 327) или мотив (ст. 321, 325 и др.).
Субъектом преступления признаются лица, достигшие 16 лет. Исключение составляет преступление, предусмотренное ст. 328, субъектом которого является лицо, подлежащее призыву на военную или альтернативную гражданскую службу (специальный субъект).
Преступления против порядка управления можно классифицировать на следующие группы:
1) посягающие на нормальную управленческую деятельность (ст. 317-321 и др.);
2) посягающие на установленный режим и неприкосновенность Государственной границы (ст. 322, 323, 329);
3) посягающие на установленный порядок обращения официальной документации (ст. 324-327.1).

Статья 317. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно подрывает основы управленческой деятельности в сфере охраны правопорядка и обеспечение общественной безопасности, посягает на жизнь и здоровье сотрудников правоохранительных органов и их близких.
2. Основной объект - общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов власти и их представителей по осуществлению своих полномочий и функций. Дополнительный объект - жизнь и здоровье, личная безопасность представителей власти, их близких и иных лиц.
В качестве потерпевших законодатель указывает: сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, близких им лиц.
Под правоохранительным органом понимается государственный орган, специальной функцией которого является противодействие правонарушениям и обеспечение законности.
Категории лиц, которые могут относиться к правоохранительным органам, определяются не только принадлежностью к тому или иному органу, но и характером выполняемых обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
К военнослужащим относятся лица, проходящие службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
3. Объективная сторона преступления выражается в посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов, военнослужащего или их близких.
Под посягательством на жизнь понимают убийство или покушение на убийство. Покушение на жизнь охватывается полностью ст. 317 и ссылки на ст. 30 не требует.
Под осуществлением законной деятельности сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности понимается выполнение ими своих полномочий и функций, определяемых законами и другими нормативными правовыми актами. В нее включается: несение постовой и патрульной службы на улицах и в общественных местах; поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий; поддержание порядка при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий; предотвращение или пресечение противоправных посягательств.
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего и их близких, совершенное при выполнении ими иных обязанностей, не может быть квалифицировано по данной статье, и ответственность наступает по ст. 105.
В случае установления факта незаконности действий при наличии к тому оснований вопрос о квалификации содеянного виновным следует решать по соответствующей статье об убийстве.
Преступление считается оконченным с момента покушения на жизнь. По конструкции объективной стороны состав преступления - усеченный.
4. Субъект преступления - общий - лицо, достигшее 16 лет. В случае совершения преступления лицом в возрасте от 14 до 16 лет ответственность должна наступать по ст. 105.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны является специальная цель - воспрепятствование законной деятельности лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо месть за такую деятельность.
Месть означает, что посягательство на жизнь потерпевшего осуществляется как за уже выполненные, так и за выполняемые действия по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности.
Посягательство на жизнь указанных лиц, совершенное при выше названных обстоятельствах, но не в целях воспрепятствования законной деятельности, а равно по другим мотивам (корысть, ревность, месть на почве личных неприязненных отношений) исключает квалификацию по ст. 317.

Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти

1. Основной объект преступления - общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов власти по осуществлению своих полномочий и функций. Дополнительный объект - здоровье и неприкосновенность представителей власти и их близких.
В качестве потерпевших в примечании законодатель называет представителей власти - должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, во-первых, наделенное распорядительными полномочиями, во-вторых, полномочия которого распространяются на лиц, не находящихся от него в судебной зависимости.
Например, инспектор безопасности акционерного общества распорядительными функциями наделен не был и не мог быть признан представителем власти, поэтому действия осужденного по применению насилия к потерпевшему (причинение легкого вреда здоровью, вызвавшее кратковременное расстройство) были переквалифицированы с ч. 2 ст. 318 на ст. 115 (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 7. С. 16).
Под распорядительными полномочиями понимается наделение правом лица принимать решения в пределах своей компетенции и установленных функций, обязательные для исполнения другими должностными лицами и гражданами, независимо от их подчиненности и ведомственной принадлежности.
К контролирующим органам относятся работники контрольных органов Президента РФ, главы администраций субъектов РФ, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений: работники таможенных органов, органов государственной налоговой службы, надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, рыбоохраны, государственной лесной охраны, санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионных подразделений Министерства финансов РФ и финансовых органов субъектов РФ, государственного контроля в сфере торговли, качества товаров (услуг) и защиты прав потребителей, осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений и т.д.
Потерпевшими от преступления могут быть и близкие лица, понятие которых рассматривалось ранее.
2. Объективная сторона преступления (ч. 1) выражается в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозе применения насилия (см. комментарий к ст. 161).
Последствия насилия полностью охватываются ч. 1 ст. 318.
3. Часть 2 предусматривает ответственность за применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти или его близких (см. комментарий к ст. 162).
Ответственность за применение насилия наступает по ст. 318 при условии исполнения потерпевшим законной деятельности представителя власти. Применение насилия (или угрозы) вне этой деятельности необходимо квалифицировать по статьям о преступлениях против личности.
Состав - формальный. Преступление считается оконченным с момента применения физического или психического насилия независимо от того, удалось или нет виновному воспрепятствовать исполнению представителем власти своих служебных обязанностей.
4. Субъект преступления - общий, т.е. лицо, достигшее 16 лет. Лица в возрасте от 14 до 16 лет в случае применения насилия, повлекшего тяжкий или средней тяжести вред здоровью, привлекаются к ответственности по ст. 111 или 112.
5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Поскольку законодатель обусловливает насилие в отношении представителя власти исполнением им своих служебных обязанностей, это указывает на обязательность мотива и цели преступления (изменить или прекратить законную деятельность, отомстить за ее осуществление и т.п.).

Статья 319. Оскорбление представителя власти

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно подрывает авторитет органов власти, препятствует осуществлению нормальной деятельности представителя власти.
2. Основной объект - общественные отношения, регулирующие установленную законом деятельность органов власти и ее авторитет. Дополнительный объект - честь и достоинство представителя власти. Потерпевшими при совершении данного преступления являются представители власти (см. комментарий к ст. 318).
3. Объективная сторона выражается в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
Под оскорблением необходимо понимать совершение действий или высказываний, направленных на умышленное унижение чести и профессионального, служебного достоинства представителя власти.
Публичное совершение действий - это совершение их в учреждениях или общественных местах (при большом скоплении народа, улицах, стадионах, площадях и т.п.) с использованием средств массовой информации либо в присутствии хотя бы одного постороннего лица. Оскорбление может быть как в присутствии самого лица, так и в его отсутствие.
Оскорбление, высказанное в адрес государственного органа, организации, учреждения в целом, а не конкретно его представителя, не образует состав ст. 318.
Публичное оскорбление представителя власти на почве личных неприязненных отношений, высказанное в период, когда лицо не исполняло свои обязанности, а равно оскорбление представителя власти, выраженное не публично, не может квалифицироваться по ст. 318. Действия виновного следует квалифицировать по ст. 130.
Оскорбительными признаются лишь действия и высказывания в неприличной форме. Неприличным признается поведение, которое явно выходит за установленные общепринятые в обществе правила взаимного отношения между людьми. Объективные критические замечания, высказанные в адрес представителя власти, сделанные в приличной форме, не образуют рассматриваемого преступления.
Состав - формальный, преступление признается оконченным в момент высказывания публичных оскорблений представителю власти при исполнении им своих служебных обязанностей или в связи с их исполнением. Наступление в результате оскорбления последствий находится за рамками анализируемого состава преступления и может быть учтено при назначении наказания.
4. Субъект преступления - общий, т.е. лицо, достигшее 16 лет.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.

Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно посягает на нормальную деятельность правоохранительных или контролирующих органов, должностных лиц этих органов, а также их близких.
2. Основной объект - общественные отношения, регламентирующие нормальную деятельность органов управления посредством системы мер безопасности. Дополнительный объект - жизнь и здоровье, личные и имущественные интересы.
Предметом выступают сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа либо его близких (нормативный материал см. в комментарии к ст. 311).
Потерпевшими являются должностные лица правоохранительных или контролирующих органов, их близкие (см. комментарий к ст. 311).
3. Объективная сторона преступления заключается в разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении упомянутых лиц.
Рассматриваемое преступление необходимо отграничивать от предусмотренного ст. 311 по объекту посягательства и по кругу лиц, отнесенных законодателем к потерпевшим.
Преступление считается оконченным с момента разглашения соответствующих сведений о мерах, обеспечивающих безопасность лиц, независимо от наступления общественно опасных последствий (формальный состав).
4. Субъект преступления - любое лицо, которому сведения о мерах безопасности стали известны.
5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком является цель - воспрепятствование служебной деятельности должностного лица. Разглашение сведений о мерах безопасности, совершаемое с иной целью, не образует состава ст. 320.
6. Часть 2 предусматривает ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, повлекшее тяжкие последствия (состав материальный). Они могут относиться как к личности потерпевшего, его близким, так и к деятельности правоохранительного или контролирующего органа: причинение смерти; тяжкого вреда здоровью; захват в качестве заложника; причинение значительного материального ущерба и т.п.

Статья 321. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества

1. Общественная опасность преступления заключается в том, что оно подрывает основы системы управления, дезорганизует деятельность уголовно-исполнительных органов, причиняет вред личности как сотрудников этих учреждений, так и осужденных.
2. Основной объект - общественные отношения, регулирующие нормальную деятельность уголовно-исполнительной системы. Дополнительный объект - жизнь и здоровье сотрудников учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, либо осужденных.
Потерпевшими от преступления могут быть сотрудник места лишения свободы или места содержания под стражей, его близкие, а также осужденный.
Сотрудниками уголовно-исполнительной системы являются граждане РФ, проходящие службу в уголовно-исполнительной системе, которым в установленном законом порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава этой системы.
К сотрудникам места содержания под стражей относятся лица рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащие Федеральной службы безопасности РФ (в том числе пограничных войск) и Вооруженных Сил РФ, исполняющие обязанности по обеспечению режима содержания под стражей. На период исполнения обязанностей по обеспечению режима содержания под стражей капитаны морских судов и начальники зимовок, а также уполномоченные ими лица несут обязанности и пользуются правами, предоставленными сотрудникам мест содержания под стражей.
Понятие "близкие" сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей тождественно аналогичному понятию "близкие" сотрудника правоохранительного органа (ст. 317).
Осужденные - это лица, в отношении которых обвинительный приговор вступил в законную силу.
Согласно ст. 74 УИК учреждения, исполняющие наказания в виде ареста, лишения свободы и пожизненного лишения свободы, являются составной частью уголовно-исполнительной системы.
В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения (см. ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"//ВВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1316).
В соответствии с диспозицией ст. 321 преступление может совершаться и в местах содержания под стражей. Местами содержания под стражей являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; органов Федеральной службы безопасности РФ; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы, и гауптвахты.
3. Объективная сторона преступления (ч. 1) выражается в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья осужденного, либо угрозе применения насилия.
О применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, см. комментарий к ст. 161.
Обязательным элементом преступления в отношении осужденного является связь угрозы или насилия с воспрепятствованием его исправлению, а также мотив мести за оказанное содействие администрации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.
Преступление считается оконченным в момент высказывания угрозы независимо от наступления вредных последствий в виде дезорганизации нормальной деятельности уголовно-исполнительной системы либо причинения вреда здоровью осужденного.
4. Часть 2 предусматривает ответственность за применение насилия (см. комментарий к ст. 162), не опасного для жизни или здоровья, либо угрозу применения такого насилия в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей либо его близких.
Обязательным элементом преступления (ч. 2) является связь со служебной деятельностью потерпевшего. Не образуют состав преступления действия виновного, вызванные личными неприязненными отношениями с потерпевшим, не связанные с его законной деятельностью либо спровоцированные его неправомерным поведением. Соответствующие действия должны квалифицироваться как преступления против личности.
5. Часть 3 устанавливает ответственность за квалифицированный вид деяний, совершенных организованной группой (см. комментарий к ст. 35), а также с применением насилия, опасного для жизни или здоровья (см. комментарий к ст. 162).
6. Субъект преступления - специальный, т.е. лицо, содержащееся в местах лишения свободы или местах содержания под стражей, достигшее 16 лет. Лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие деяния, указанные в ст. 321, привлекаются к ответственности за преступления против личности.
7. Субъективная сторона предполагает вину в форме прямого умысла.
Обязательным условием ответственности является наличие специальной цели или специального мотива. Цель - воспрепятствование исправлению осужденного или воспрепятствование служебной деятельности должностного лица. Мотив - месть за оказанное содействие администрации уголовно-исполнительной системы.
Совершение виновным действий, не преследующих указанной цели или по другим мотивам, предполагает квалификацию по статьям о преступлениях против личности.
Угроза применения насилия в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с их законной деятельностью образует состав преступления и квалифицируется по ч. 2 независимо от наличия специальной цели - дезорганизовать нормальную деятельность данных учреждений.
Применение насилия вне связи со служебной деятельностью сотрудников учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, либо в рамках служебной, но незаконной деятельности виновного, необходимо квалифицировать как преступление против личности.

Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно подрывает основы управленческой деятельности, ослабляет установление режима Государственной границы.
2. Основной объект - общественные отношения, регулирующие установленный законом режим обеспечения неприкосновенности Государственной границы РФ (далее - Государственная граница).
Государственная граница - линия и проходимая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ (см. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"//ВВС. 1993. N 17. Ст. 594).
Режим Государственной границы - установленная федеральными законами, международными договорами система правил, включающих в себя: содержание Государственной границы; пересечение Государственной границы; перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных; ведение на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением установленных правил.
Отдельные правила режима Государственной границы, с учетом интересов Российской Федерации и сопредельных государств, могут не устанавливаться, а характер некоторых правил может быть упрощенным.
3. Объективная сторона преступления выражается в пересечении Государственной границы без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ.
Порядок пересечения Государственной границы осуществляется при наличии установленных документов, полученных в соответствии с нормативными правовыми актами и надлежащим образом оформленным разрешением на право выезда или въезда в Российскую Федерацию (Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"//СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029; постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1142 "О реализации отдельных норм Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"//РГ. 1998. 10 окт.; постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. N 2-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1 и 3 ст. 8 Федерального закона от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"//СЗ РФ. 1998. 26 янв.).
Недействительными документами признаются поддельные (полностью или частично), оформленные на других лиц, просроченные, с оттисками устаревших печатей и штампов, без специальных отметок пограничной службы, неправильно оформленные заграничные паспорта и визы, а также иные документы, оформленные согласно специальным правилам пересечения Государственной границы.
Незаконное пересечение Государственной границы будет иметь место, когда оно осуществляется:
а) без действительных документов на право въезда или выезда из Российской Федерации;
б) без надлежащего разрешения, полученного в установленном порядке;
в) при их наличии, но вне установленного места пропуска через Государственную границу.
Отсутствие какого-либо из указанных обязательных условий исключает уголовную ответственность по ст. 322 и влечет применение мер административного воздействия.
Преступление считается оконченным с момента фактического пересечения Государственной границы. Пересечение линии Государственной границы может быть осуществлено любым способом на любом виде транспорта: тайно или открыто, легально (в установленных местах пропуска через границу) и нелегально. Способ пересечения границы не влияет ни на момент окончания преступления, ни на квалификацию содеянного.
4. Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16 лет.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
6. В ч. 2 предусматривается ответственность за квалифицированный состав, а именно совершение деяния: группой лиц по предварительному сговору (см. комментарий к ст. 35); организованной группой (см. комментарий к ст. 35); с применением насилия или с угрозой его применения (см. комментарий к ст. 318).
7. Согласно примечанию к ст. 322 ее действие не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.
Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если лицо: преследуется за пределами Российской Федерации за деяние, признаваемое в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам организации объединенных наций; привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор суда на территории РФ; прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" (РГ. 1997. 3 июня) и Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 746 (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3601).

Статья 322.1. Организация незаконной миграции*

1. Проблема миграции приобрела в последние годы особую актуальность в связи с "прозрачностью" границ со странами СНГ, усилившейся внутренней миграцией, появлением массы беженцев, незаконным привлечением иностранной рабочей силы и т.д.
2. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы миграции, помимо Конституции РФ в настоящее время являются законы РФ "О Государственной границе Российской Федерации", "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", "О беженцах", "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Кроме того, действует Концепция государственного регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г. N 256-р (СЗ РФ. 2003. N 10. Ст. 923). В упомянутых актах в целом регламентированы вопросы въезда-выезда, пребывания в России и транзитного проезда через ее территорию. Нарушение установленных правил влечет административную или, в соответствующих случаях, уголовную ответственность.
Под незаконной миграцией понимаются осуществляемые с нарушением установленных правил территориальные перемещения населения, сопровождающиеся изменением места жительства. Различают миграцию добровольную и вынужденную, внешнюю и внутреннюю. Внутренняя миграция - перемещение людей в пределах территории России с целью постоянного или временного изменения места жительства. Внешней признают миграцию, осуществляемую с той же целью, но связанную с перемещением людей из России в другие государства (эмиграция) и из других государств в Россию (иммиграция). Именно о втором виде (внешней эмиграции) идет речь в ст. 322.1.
3. Основным объектом рассматриваемого преступления является нормальная деятельность органов государственного управления в сфере регулирования миграционных процессов, организации последних. Закон называет две категории лиц-мигрантов: иностранные граждане; лица без гражданства. Они являются не субъектами уголовной ответственности по данной статье, а объектами воздействия (организации, перемещения).
4. С объективной стороны деяние выражается в активном поведении: в организации
- незаконного въезда в Российскую Федерацию,
- незаконного пребывания в Российской Федерации,
- незаконного транзитного проезда через территорию России.
Под организацией миграции понимается подбор людей (путем рекламирования, агитации и т.д.) и осуществление незаконных акций по их перемещению на территорию России или из России, либо незаконного транзита через территорию РФ.
5. Состав преступления - формальный. Для наступления уголовной ответственности достаточно совершения альтернативно хотя бы одного из указанных в статье видов поведения. Незаконным будет въезд, например, без визы, документов или с фальшивыми документами. Незаконное пребывание выражается в нахождении на территории России без документов на право жительства, проживание по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации, уклонение от выезда по истечении определенного срока пребывания. Несоблюдение правил транзитного проезда, выражающееся в том, что лицо самовольно остается на территории России либо нарушает сроки остановки, одновременно означает незаконное пребывание на территории РФ.
6. С субъективной стороны это преступление - умышленное, совершаемое как правило из корыстных побуждений.
7. Субъект организации незаконной миграции - лицо, достигшее 16-летнего возраста.
8. Ответственность за данное деяние дифференцирована, повышенная наказуемость по ч. 2 статьи следует, если деяние совершено:
а) организованной группой (см. комментарий к ч. 3 ст. 35 УК);
б) в целях совершения преступления на территории РФ (например, для выполнения роли киллера, совершения террористического акта).

Статья 323. Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации

1. Общественная опасность преступления заключается в том, что оно направлено на подрыв установленного режима Государственной границы.
2. Основной объект - общественные отношения, регулирующие установленный законом режим неприкосновенности Государственной границы.
Предметом преступления являются пограничные знаки. Пограничный знак - это специальный предмет (ясно видимые столбы, пограничные гирлянды, буи и т.п.) для обозначения Государственной границы на местности; описание и порядок установления пограничных знаков определяются международными договорами РФ, решениями Правительства РФ.
3. Объективная сторона состоит в действиях, направленных на противоправное изменение Государственной границы РФ, выраженных в трех альтернативных формах: изъятие, перемещение или уничтожение пограничных знаков.
Под изъятием пограничных знаков понимается активное действие по их устранению с места установки на линии Государственной границы путем вытаскивания, вырывания либо извлечения иным способом.
Перемещение - незаконное, самовольное изменение пространственного положения пограничного знака с установкой его на другом месте вне линии Государственной границы в нарушение действующих международных договоров и национального законодательства.
Уничтожение - ликвидация, истребление, разрушение пограничного знака, которое не позволяет идентифицировать его и использовать по прямому назначению.
Способ изъятия, перемещения и уничтожения для квалификации значения не имеет, за исключением поджога, взрыва или иного общеопасного способа. В этих случаях совершенное деяние требует дополнительной квалификации по совокупности по ч. 2 ст. 167 как умышленное уничтожение или повреждение имущества при квалифицирующих обстоятельствах.
Преступление считается оконченным с момента совершения одного из названных действий, указанных в статье.
4. Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет.
Лицо в возрасте от 14 до 16 лет, уничтожившее или повредившее пограничный знак общеопасным способом или причинившее в результате этого вред в виде тяжких последствий, подлежит ответственности по ч. 2 ст. 167.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью - противоправным изменением Государственной границы.
6. Квалифицированным видом преступления является наступление в результате его совершения тяжких последствий. Под ними следует понимать причинение как материального, так и нематериального ущерба.

Статья 324. Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград

1. Общественная опасность комментируемого преступления заключается в нарушении установленного порядка ведения официального документооборота и награждения государственными наградами.
2. Основной объект - общественные отношения, регулирующие деятельность органов государственного управления, обеспечивающих порядок обращения с официальными документами и государственными наградами.
3. Предмет преступления - официальные документы (см. комментарий к ст. 292) и государственные награды.
Государственные награды РФ - высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, просвещении, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством и народом.
Предметом комментируемого преступления являются только подлинные официальные документы и награды. Приобретение или сбыт поддельных документов или государственных наград не образует состав анализируемого преступления, и ответственность будет наступать за мошенничество, сбыт поддельных документов и т.п.
4. Объективная сторона преступления выражается в незаконном приобретении или сбыте официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград РФ, РСФСР, СССР.
Приобретение или сбыт должны носить незаконный характер, т.е. осуществляться в нарушение установленных нормами правил.
Состав - формальный, и деяние признается оконченным с момента совершения любых незаконных действий по приобретению или сбыту.
5. Субъективная сторона выражается в прямом умысле.
6. Субъект преступления общий - лицо, достигшее 16 лет.

Статья 325. Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия

1. Общественная опасность преступления заключается в том, что оно нарушает установленный законом порядок в сфере обращения официальной документации.
2. Основной объект - общественные отношения, регламентирующие нормальную деятельность органов государственной власти по ведению официальной документации и пользованию официальными документами.
Дополнительный объект - права и законные интересы граждан или организаций.
3. Предметом преступления являются: документы, штампы, печати, марки акцизного сбора, специальные марки или знаки соответствия.
Документ - это материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенных для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного пользования (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов"//СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1).
Штамп - особая разновидность печатной формы, служащая для производства оттиска на документах (выполненных на бумаге), содержащего текстуальную информацию о полном наименовании юридического лица, его адресе, дате отправления документа. Штампы по форме могут быть: прямоугольные, квадратные и треугольные. Они, как правило, ставятся на документах, не являющихся платежными или денежными, в левом углу документа или рядом с подписью лица, удостоверяющего документ.
Печать - печатная форма (прибор), содержащая рельефное или углубленное изображение текста (текста и рисунка) с полным наименованием юридического или физического лица, служащая для производства оттиска на бумаге, сургуче, пластилине и иных материалах. Печать имеет круглую форму и ставится рядом с подписью лица, удостоверяющего документ. Печати бывают гербовые и негербовые. Особо важными являются гербовые печати, которые имеют правильную круглую форму с изображением Государственного герба. Оттиск печати, в отличие от оттиска штампа, не полежит исправлениям и дополнениям.
4. Объективная сторона выражается в различных действиях. По ч. 1 ответственность наступает за совершение любого альтернативного действия в отношении официальных документов, штампов и печатей - похищения, уничтожения, повреждения или сокрытия.
Похищение - противоправное, безвозмездное изъятие и обращение упомянутых предметов в пользу виновного или других лиц. Оно может быть совершено любым способом - тайно или открыто, с насилием или без такового, путем обмана или злоупотребления доверием. В случае применения насилия в процессе похищения в зависимости от его тяжести требуется дополнительная квалификация по соответствующей статье УК.
Под уничтожением следует понимать истребление, приведение предмета в полную негодность, прекращение его физического существования.
Повреждение - приведение указанных предметов в частичную техническую негодность, затрудняющую или делающую невозможной их использование по прямому назначению.
Сокрытие - это утаивание соответствующих предметов, оказавшихся у виновного, без их изъятия и похищения у законного владельца.
Преступление считается оконченным в момент совершения названных в законе действий (уничтожения, повреждения, сокрытия).
5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла и наличием корыстной или иной личной заинтересованности.
6. Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет.
7. Часть 2 предусматривает ответственность за похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа.
Паспорт - официальный документ, удостоверяющий личность гражданина. В Российской Федерации различают следующие виды паспортов: паспорт гражданина РФ; общегражданский заграничный паспорт; служебный заграничный паспорт; паспорт моряка. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14 лет.
Другие важные личные документы:
а) документы, выполняющие функцию паспорта для отдельных категорий граждан РФ: удостоверение личности военнослужащего, военный билет, свидетельство о рождении;
б) документы, выполняющие функцию паспорта в некоторых зарубежных странах, - карточка страхователя, водительское удостоверение и т.п.;
в) иные документы - диплом о высшем образовании, диплом о присуждении ученой степени, аттестат о присвоении ученого звания, служебное удостоверение и т.п.
Похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа и их последующее уничтожение квалифицируются по ч. 2 ст. 325 и дополнительной юридической оценки по другим статьям не требуют.
8. Часть 3 предусматривает ответственность за похищение марок акцизного сбора, специальных марок и знаков соответствия, защищенных от подделок.
Марки акцизного сбора (акцизные марки) - это документ, подтверждающий уплату акцизного сбора на отдельные виды товаров.
Специальная марка, защищенная от подделки, - документ, вводимый в установленном законом порядке для маркировки отдельных видов продукции или услуг.
Знак соответствия, защищенный от подделок, представляет собой знак, зарегистрированный в установленном законом порядке, подтверждающий соответствие маркированной им продукции государственным стандартам.
9. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Для квалификации по ч. 2 и 3 необходимо, чтобы лицо осознавало свойство похищаемых предметов и желало их похитить.
10. Субъект преступления - общий - лицо, достигшее 16 лет.

Статья 326. Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства

1. Общественная опасность преступления заключается в том, что оно посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок документального удостоверения юридически значимых фактов, искажение которых может повлечь вредные последствия для физических и юридических лиц.
2. Основной объект - общественные отношения, регламентирующие порядок управления в сфере государственной регистрации и учета транспортных средств. Факультативный объект - право собственности.
Предметы преступления:
а) идентификационный номер;
б) номер кузова;
в) номер шасси;
г) номер двигателя;
д) государственный регистрационный знак транспортного средства;
е) само транспортное средство.
Идентификационный номер (VIN) - буквенно-цифровой код изделия, присваиваемый транспортному средству предприятием-изготовителем, в котором указываются порядковый номер изделия, его основные конструктивные характеристики.
Номер кузова, шасси и двигателя - порядковый производственный номер, присваиваемый предприятием-изготовителем отдельным узлам и агрегатам транспортного средства.
Государственный регистрационный знак (регистрационный знак) - специальное средство идентификации, устанавливаемое на транспортном средстве по решению ГИБДД МВД России.
Транспортное средство - техническое устройство, предназначенное для перевозки людей и грузов или установленного на нем оборудования. Транспортные средства делятся на водные, воздушные, железнодорожные и автомототранспорт. Государственной регистрации подлежат все виды транспортных средств.
3. Объективная сторона включает альтернативно следующие действия:
а) подделку идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя либо государственного регистрационного знака транспортного средства;
б) уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя;
в) сбыт транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером, номером кузова, шасси, двигателя или с заведомо поддельным государственным регистрационным знаком;
г) сбыт кузова, шасси, двигателя с заведомо поддельным номером.
Подделка выражается в любых изменениях подлинного номера или изготовление (нанесение) полностью фиктивного номера. Подделка может осуществляться различными способами: перебивка, закрашивание, наплавление, спиливание, вытравление, фрезерование отдельных частей, цифр, букв и иным способом, что делает невозможным идентифицировать как данное транспортное средство, так и его агрегаты.
Уничтожение представляет собой ликвидацию подлинного номера, в результате которой полностью утрачивается возможность идентификации транспортного средства в целом или его агрегатов.
Сбыт - это отчуждение транспортного средства, его передача третьим лицам любым способом (обмен, дарение, залог, продажа, аренда и т.п.). Сбыт транспортного средства означает совершение действий только с заведомо поддельными идентификационным номером кузова, шасси, двигателя либо с заведомо поддельным государственным идентификационным номером.
По конструкции преступление формальное и считается оконченным с момента совершения указанных в законе действий независимо от достижения поставленной цели.
4. Субъективная сторона выражается в форме прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является цель - эксплуатация или сбыт транспортного средства.
5. Субъект преступления - общий - лицо, достигшее 16 лет.
6. Часть 2 предусматривает ответственность за деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. комментарий к ст. 35).

Статья 327. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков

1. Общественная опасность преступления заключается в том, что оно посягает на установленный порядок документального удостоверения юридически значимых фактов, причиняя тем самым вред порядку управления, а также физическим и юридическим лицам.
2. Основной объект - общественные отношения, регламентирующие установленный законом порядок обращения документов, имеющих юридическое значение, а также государственных наград. Дополнительный объект - права и законные интересы граждан и организаций, интересы правосудия.
Предметом преступления являются: удостоверение, иной официальный документ, государственная награда, штамп, печать, бланк.
Удостоверение - официальный документ, выдаваемый гражданину уполномоченным на то органом и содержащий сведения о его владельце в целях удостоверения его личности (паспорт, военный билет, удостоверение личности, водительское удостоверение, служебное удостоверение, удостоверение ветерана труда и др.).
О том, что является официальным документом, государственной наградой, штампом, печатью, - см. комментарии к ст. 324, 325.
Бланк - лист бумаги с оттиском углового или центрального штампа либо с напечатанным любым способом текстом штампа или иным текстом (текстом и рисунком), используемый для составления документа. Выделяют так называемые бланки строгой отчетности, содержащие номер (серию), зарегистрированные в установленном порядке, имеющие специальный режим использования.
3. Объективная сторона преступления заключается в совершении альтернативных действий:
а) подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей в целях его использования;
б) сбыт такого документа;
в) изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград РФ, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.
Изготовление государственных наград зарубежных стран не образует состав анализируемого преступления и поэтому не может быть квалифицировано по ст. 327.
По конструкции состав преступления формальный, и оно признается оконченным с момента выполнения любого из названных в диспозиции статьи действий независимо от наступления последствий.
4. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла, а также специальным признаком - наличием цели использования либо сбыта.
5. Субъект преступления - общий - лицо, достигшее 16 лет.
Подделка официальных документов должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации при наличии всех необходимых признаков состава преступления должна квалифицироваться по ст. 292 или ст. 201.
6. Часть 2 предусматривает ответственность за деяния, совершенные с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение. Виновный, осуществляя подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, ставит перед собой цель скрыть либо уже совершенное, либо подготавливаемое преступление - как свое собственное, так и совершенное другим лицом.
Если виновный осуществляет подделку документа в интересах другого лица, его действия при наличии оснований должны квалифицироваться помимо ч. 2 ст. 327 как соучастие в преступлении, совершенном иным лицом.
Ответственность за преступление наступает независимо от того, удалось ли виновному достичь поставленной цели - скрыть другое преступление или облегчить его совершение. Состав преступления будет в любом случае, независимо от тяжести преступления, которое скрывается виновным путем подделки официального документа.
7. Часть 3 предусматривает самостоятельный состав преступления - использование заведомо подложного документа.
Использование - применение по прямому назначению заведомо подложного документа виновным в собственных интересах или интересах других лиц. Ответственность за использование подложных документов наступает при условии, что виновный не участвовал в подделке используемого документа.
Использование заведомо подложного документа не требует дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 327, если это действие входит в качестве конструктивного признака в состав другого преступления (например, ч. 2 ст. 188, 339).
Преступление признается оконченным с момента представления или предъявления подложного документа по назначению независимо от достижения поставленной цели.
8. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.
9. Субъект преступления - общий - лицо, достигшее 16 лет.

Статья 327.1. Изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование

1. Общественная опасность преступления заключается в том, что оно посягает на установленный законом порядок управленческой деятельности во внешнеэкономической сфере.
2. Основной объект - общественные отношения, регламентирующие установленный законом порядок изготовления и реализации акцизных и других обязательных сборов, а также соответствия конкретного товара стандартам качества.
Предметом преступления являются марки акцизного сбора, специальные марки или знаки соответствия (см. комментарий к ст. 325).
3. Объективная сторона выражается в изготовлении в целях сбыта или сбыте упомянутых предметов. Изготовление марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок, является монополией государства. Их незаконное изготовление образует состав преступления, предусмотренного данной статьей.
Состав по конструкции - формальный. Преступление признается оконченным с момента изготовления или сбыта хотя бы единичного экземпляра марки акцизного сбора, специальной марки или знака соответствия, подлежащих защите.
4. Часть 2 предусматривает ответственность за использование заведомо поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок.
Под использованием следует понимать их размещение на соответствующих товарах (упаковках), в рекламе, печатных изданиях, вывесках.
Изготовление в целях сбыта или сбыт марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия одновременно с их использованием образует совокупность преступлений ч. 1 и 2 ст. 327.1.
Преступление будет окончено с момента размещения указанных предметов на товарах.
5. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и специальной целью (сбыт). Мотив - корыстный.
6. Субъект преступления - общий - лицо, достигшее 16 лет.

Статья 328. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно посягает на установленный порядок комплектования Вооруженных Сил РФ, в результате чего причиняется ущерб обороне страны.
2. Основной объект - общественные отношения, обеспечивающие установленный законом порядок комплектования Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ.
3. Объективная сторона (ч. 1) выражается в уклонении от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее.
Основание, порядок формирования и прохождения воинской службы в Вооруженных Силах РФ определяет Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475). Необходимость исполнения воинской обязанности гражданами Российской Федерации установлена также Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750).
Под уклонением от призыва на военную службу понимается неявка в установленный срок по повестке военного комиссара без уважительных причин на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии для определения годности к военной службе или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также из военного комиссариата для отправки к месту прохождения военной службы.
Состав преступления является формальным и считается оконченным с момента неявки лица по повестке в установленное время, в указанное место для призыва на военную службу.
Уклонение от постановки на воинский учет, обязательной подготовки к военной службе, прохождения военной службы по призыву, призывов на военные сборы и прохождения военных сборов в период пребывания в запасе не образует состав анализируемого преступления.
4. Субъект преступления - специальный. Ответственности подлежат граждане РФ мужского пола призывного возраста (от 18 до 27 лет), в соответствии с законом подлежащие призыву на военную службу.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
6. Объективная сторона (ч. 2) выражается в уклонении от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы.
Гражданин РФ в случае, если его убеждения или вероисповедание противоречат несению военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (см. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе"//СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030).
Преступление считается оконченным с момента неприбытия в установленное время к месту прохождения альтернативной гражданской службы либо с момента умышленного неисполнения обязанностей в связи с прохождением такой службы (см. Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. N 256//РГ. 2004. 2 июня).
7. Субъект преступления - специальный: лицо, которое имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в установленном законом порядке.
8. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Статья 329. Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что в результате его совершения подрывается авторитет государственной власти, достоинство РФ, оскверняются официальные символы, олицетворяющие суверенитет государства.
2. Основной объект - общественные отношения, регулирующие установленный законом порядок использования государственной символики России.
3. Предмет преступления - Государственный герб РФ и Государственный флаг РФ.
Государственный герб РФ - официальный отличительный знак. Эмблема государства изображается на бланках и печатях государственных органов, на денежных знаках государства.
Государственный герб РФ помещается на бланках государственных органов и воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, а также на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти. Он помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями.
Государственный герб РФ помещается на фасадах зданий, перечисленных в ст. 5 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" (СЗ РФ. 2000. N 52 (ч. I). Ст. 5020).
Кроме того, Государственный герб РФ помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, штандарте (флаге) Президента РФ, знаменах, денежных знаках, государственных наградах РФ и документах к ним, знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования.
Допускается размещение Государственного герба РФ на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе, а также использование его в качестве геральдической основы геральдических знаков - эмблем федеральных органов исполнительной власти. В других случаях использование Государственного герба РФ устанавливается Президентом РФ.
Государственный флаг РФ является официальным государственным символом РФ. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
В указанном Законе подробно регламентированы места и правила поднятия (вывешивания) Государственного флага РФ.
4. Объективная сторона преступления заключается в надругательстве над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ. Под надругательством следует понимать совершение оскорбительных, грубо издевательских, кощунственных действий, направленных на осквернение установленной государственной символики. Оно характеризуется активными действиями, свидетельствующими о неуважительном, пренебрежительном отношении к ним. Надругательство может выражаться в срывании, уничтожении или повреждении герба и флага, загрязнении, учинении на них оскорбительных, циничных надписей или рисунков.
Надругательство над символикой иных государств и субъектов РФ, а также общественных организаций и партий, городов не может квалифицироваться по ст. 329. При определенных условиях содеянное может быть квалифицировано по ст. 213 или 214.
При тайном похищении герба или флага, с намерением обратить их в свою собственность и не сопряженное с надругательством, состав преступления, предусмотренного ст. 329, отсутствует, содеянное должно квалифицироваться как кража.
Состав по конструкции - формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из указанных действий, выражающих надругательство над государственной символикой.
5. Субъект преступления - общий - лицо, достигшее 16 лет.
6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотив и цель надругательства на квалификацию не влияют и могут быть различными: политические, хулиганские или иные.

Статья 330. Самоуправство

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что в результате его совершения нарушается нормативно установленный порядок деятельности государственных органов, существенно затрагиваются права граждан и юридических лиц по защите их законных интересов.
2. Основной объект - общественные отношения, обеспечивающие законно установленный порядок реализации гражданами и юридическими лицами своих прав и обязанностей. Дополнительный объект - жизнь и здоровье гражданина.
Предмет преступления факультативен, им может быть вещь, имущество, являющееся объектом спора.
Потерпевшими могут быть физические и юридические лица, которым причинен существенный вред.
3. Объективная сторона характеризуется совершением действий, выражающихся в самовольном, вопреки установленному законом или иным нормативным актом порядку, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред.
Для наличия состава преступления требуется установление следующих признаков:
а) самовольное совершение каких-либо действий;
б) оспаривание правомерности этих действий другим гражданином или юридическими лицами;
в) причинение указанными действиями существенного вреда.
Самовольное совершение действий означает осуществление с нарушением установленного законом или иным нормативным правовым актом порядка реализации своих прав.
Под признаки состава подпадает совершение самоуправных действий лицом при наличии у него:
а) законного права, если оно нарушает установленный порядок его реализации;
б) предполагаемого права, которое в действительности ему не принадлежит, однако оно ошибочно считает, что обладает им.
Состав преступления отсутствует, если:
а) права и обязанности реализуются самовольно, но их правомерность третьими лицами не оспаривается;
б) действия лица оспариваются, но реализация прав и обязанностей осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами.
Оспаривание правомерности представляет собой несогласие, возражение, выраженное в любой форме гражданином или организацией, о нарушении своего либо чужого действительного или предполагаемого права, вызванное самоуправными действиями лица.
Обязательным признаком самоуправства является причинение существенного вреда организациям или гражданам.
Признание вреда существенным зависит от оценки значимости ущерба потерпевшим физическим или юридическим лицом, от их фактического имущественного положения или финансового состояния. Существенный вред может выражаться в причинении материального, имущественного, финансового ущерба, нарушении конституционных прав и свобод и т.д.
Состав по конструкции материальный. Между самовольными действиями и причинением существенного вреда должна быть причинная связь.
4. Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет. При совершении преступления специальным субъектом - должностным лицом с использованием своего служебного положения, его действия могут быть квалифицированы по ст. 285 или 286 как злоупотребление должностными полномочиями или их превышение.
5. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.
6. Часть 2 предусматривает квалифицирующий признак - применение насилия или угрозы его применения. Насилие по своему характеру может быть как опасным, так и не опасным для жизни и здоровья потерпевшего.
Под применением насилия понимается причинение вреда любой степени тяжести за исключением причинения потерпевшему тяжкого вреда здоровью или смерти.
Самоуправство, связанное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, причинением побоев, легкого вреда здоровью и вреда средней тяжести, полностью охватывается комментируемой нормой, и дополнительной квалификации по ст. 112, 115, 116, 119 не требуется.

Раздел ХI. Преступления против воинской службы

Глава 33. Преступления против военной службы

Согласно ч. 1 ст. 59 Конституции защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. В целях защиты Отечества устанавливается воинская обязанность и военная служба.
Важным правовым средством обеспечения защиты Отечества является правовое регулирование порядка прохождения военной службы, исполнения военнослужащими обязанностей военной службы и ответственности за нарушение этого порядка.

Статья 331. Понятие преступлений против военной службы

1. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой по призыву или контракту гражданами РФ (а по контракту и иностранными гражданами), а также гражданами РФ, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов в Вооруженных cилах РФ, а также в других войсках, воинских формированиях и органах.
2. Под Вооруженными cилами РФ понимается система формирований, предназначенных для отражения агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ. Вооруженные силы составляют основу обороны страны. Под другими войсками подразумеваются пограничные органы и пограничные войска Федеральной службы безопасности РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, войска гражданской обороны и др.
3. Уголовная ответственность за воинские преступления, предусмотренные в гл. 33, наступает лишь в случаях совершения их в мирное время. Основания и пределы уголовной ответственности за воинские преступления, совершенные в военное время и в боевой обстановке, должны определяться специальным федеральным законом военного времени.
4. Под военным временем понимается объявленный в соответствии с Конституцией период, в течение которого страна переходит на специальный режим жизнедеятельности, а Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы переходят на порядок военной службы в режиме военного времени.
5. Родовым объектом преступлений против военной службы является установленный на мирное время федеральными законами от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475), от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "Об обороне" (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 799), от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331), а также Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 (СЗ РФ. N 38. Ст. 4534), Общевоинскими Уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и различными наставлениями, регулирующими особенности исполнения обязанностей военной службы.
6. Основным объектом отдельных преступлений против военной службы являются те или иные стороны либо элементы установленного порядка прохождения и несения обязанностей военной службы.
7. В случаях совершения военнослужащим преступления, не посягающего на установленный порядок прохождения и несения обязанностей военной службы, он несет уголовную ответственность по статьям УК, предусмотренным в других его разделах и главах.
8. С объективной стороны преступления против военной службы могут проявляться либо в активных действиях (ст. 333-336, 346), либо в бездействии (ст. 332, 337-344, 348-352), а иногда как в форме действия (деятельности), так и бездействия (ст. 347). Большинство составов преступлений против военной службы по своей конструкции являются материальными (ст. 332, 340-342 и др.), другие сформулированы в качестве формальных составов (ст. 336-339, 345).
9. Когда в диспозиции статьи предусматривается наступление определенного последствия, военнослужащий несет ответственность за это последствие при условии, если оно находится в необходимой причинной связи с нарушением им установленных правил прохождения или несения обязанностей военной службы.
10. С субъективной стороны преступления против военной службы могут совершаться как умышленно (ст. 333-335, 337-339 и др.), так и по неосторожности (ч. 3 ст. 340, ст. 341-342). При наличии условий, предусмотренных ст. 27, преступление признается совершенным умышленно.
11. Субъектом преступлений гл. 33 может быть военнослужащий, проходящий военную службу по призыву или по контракту. Начальным моментом службы считается день убытия из военного комиссариата к месту прохождения службы по призыву, а для поступающих на военную службу по контракту - день вступления в силу контракта. Днем окончания военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава части или места службы. Субъектом преступлений в ряде случаев могут признаваться только военнослужащие, приведенные к военной присяге (ст. 340-344, 348-352). Однако и не приведенный к присяге военнослужащий может быть субъектом преступлений, предусмотренных ст. 332-339 и 345-347. Лицо, призванное на военную службу с нарушением закона, не может признаваться субъектом гл. 33.

<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>