<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

3) владение государственным языком в объеме, установленном законом (государство обеспечивает условия для его изучения);
4) наличие законных источников существования.
Каких-либо дополнительных условий вроде принесения клятвы верности, знания Конституции и т.п. Закон не устанавливает (ч. 1 ст. 21).
В этих условиях нет чрезмерности, хотя требования знания языка и наличия источника существования согласно рекомендательному законодательному акту МПА СНГ о принципах регулирования гражданства не должны носить дискриминационного характера, препятствующего приему в гражданство. Но, видимо, эти рекомендации еще не все государства участники СНГ готовы ввести в свое законодательство.
Часть 2 ст. 21 Закона о гражданстве Киргизии устанавливает, что условия пп. 2 и 3 (т.е. самые главные для приема в гражданство) не распространяются на лиц: 1) киргизской национальности, живущих вне Киргизии; 2) имеющих особые заслуги перед республикой; 3) при восстановлении в гражданстве; 4) состоящих в браке с гражданином Кыргызской Республики; 5) родившихся в Киргизии.
Названные условия, облегчающие прием в гражданство, можно назвать весьма передовыми, отвечающими международным стандартам. Среди них - льготы для киргизов по национальности и одновременно - для всех родившихся в Киргизии; облегченные условия восстановления в гражданстве (которого нет во многих других законах государств СНГ); те же льготы предоставлены для супругов гражданина Киргизии.
Существенное снижение требований для приема в гражданство Киргизской Республики, распространенных на широкий круг лиц, позволяет создать условия для нормального включения в жизнь республики всех тех, кто желает сохранить связь с Киргизией как своей родиной. При этих условиях нет и большой необходимости устанавливать особые льготы для граждан бывшего СССР, поскольку установленные условия достаточны для всех желающих вступить в гражданство республики. Большинство из них жители других стран СНГ.
Статья 22 Закона о гражданстве Киргизии устанавливает также принятые в государствах СНГ основания отказа в приеме в гражданство, которые распространяются на лиц:
1) осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления или находящихся под следствием в момент рассмотрения заявления;
2) разжигающих национальную и расовую вражду и ведущих пропаганду войны;
3) призывающих к свержению или изменению закрепленного Конституцией государственного строя; наносящих ущерб государству, государственной безопасности, охране общественного порядка, здоровью и нравственности населения;
4) причастных к террористической деятельности.
Этот перечень заканчивается отсылкой к "другим основаниям, предусмотренным законом".
Следует отметить, что и без такой отсылки перечень оснований отказа в приеме в гражданство чрезмерно широк и не во всем юридически обоснован. Так, если можно согласиться с п. 1, предусматривающим в качестве условия отказа осуждение к лишению свободы за тяжкие преступления, то уже нахождение под следствием не ограничено кругом тяжких преступлений. Такого условия нет в законах других государств - участников СНГ, Киргизия выступает здесь "пионером" его установления. Но не слишком ли жестким является основание для отказа в приеме в гражданство - привлечение к ответственности за незначительные, нетяжкие преступления?
Сомнительна и процедурная сторона: нахождение под следствием "в момент рассмотрения заявления". Если следствие прекращено после такого рассмотрения, то должен ли выдерживаться годичный срок до подачи нового заявления или можно считать, что "возникли обстоятельства, неизвестные заявителю", и оно может быть рассмотрено ранее (см. ч. 3 ст. 34 Закона)?
Что касается других оснований отказа в приеме в гражданство, то они весьма существенны, но носят характер политических условий, не уточненных юридически: не указано, необходимо ли подтверждение названных фактов решением суда или иного органа, общественным мнением.
Закон о гражданстве Украины устанавливает единообразный порядок приема в гражданство иностранцев и апатридов.
Условиями приема в гражданство Украины являются: 1) отказ от иностранного гражданства; 2) постоянное проживание на территории Украины в течение последних пяти лет; 3) владение украинским языком, достаточное для общения; 4) наличие законных источников существования; 5) признание и исполнение Конституции Украины (ст. 17). Эти общие условия в целом не противоречат нормам международного права, но не вполне учитывают опыт передовых стран и рекомендаций МПА СНГ о согласованных принципах регулирования гражданства о неприемлемости ограничений гражданства по признакам языка и отсутствия источника существования (ст. 3 и 5 рекомендательного законодательного акта)<15>.
Условия приема в гражданство Украины не предусматривают никаких льгот, облегчающих прием в гражданство для граждан других республик бывшего СССР. Облегчение требований, предъявляемых при приеме в гражданство Украины, относится ко всем иностранцам и лицам без гражданства и состоит в следующем.
Для лиц, прибывающих на постоянное жительство в Украину и изъявивших желание стать ее гражданами, если они родились на территории Украины или доказали свое происхождение хотя бы от одного из родителей, деда или бабки, родившихся на Украине, и не состоявших в гражданстве других государств, не применяется требование пятилетнего срока проживания.
Для лиц, принимаемых в гражданство за выдающиеся заслуги, все указанные требования могут в исключительных случаях не применяться по решению Президента.
К женам граждан Украины может применяться упрощенный порядок приема в гражданство по их просьбе и при условии отказа от иностранного гражданства. В чем состоит упрощение порядка приема в гражданство в таких случаях, Закон и Положение о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством, не устанавливают.
Признавая правомерность установления подобных условий приема в гражданство для иностранцев и лиц без гражданства, трудно признать их способствующими упрочению добрососедских отношений с народами бывшего Союза ССР, связанными общей исторической судьбой многие столетия.
Закон о гражданстве Украины прямо устанавливает, что в гражданство Украины не принимаются лица, совершившие преступления против человечества или осуществлявшие геноцид, насильственные действия против "национальной государственности" Украины, а также осужденные к лишению свободы за тяжкие преступления (ст. 17). Эти ограничения вполне отвечают требованиям демократизма и международным соглашениям о правах человека. Однако признание лица совершившим преступления против человечества или геноцид, другие насильственные преступления против государственности также возможно только по приговору суда, т.е. рассматриваемое условие применимо лишь к осужденным и отбывающим наказание за эти действия. К сожалению, это существенное демократическое условие к ограничению приема в гражданство в Законе Украины упущено.
Согласно ст. 15 Закона о гражданстве Молдовы в гражданство Республики Молдова могут быть приняты иностранцы и лица без гражданства, достигшие 18 лет: а) родившиеся, проживающие и имеющие постоянное место жительства в Молдове не менее 10 лет; б) не родившиеся в Молдове, но проживающие постоянно в республике в течение последних 10 лет; в) состоящие в браке с гражданином Республики Молдова не менее трех лет.
Кроме срока постоянного проживания, эти лица должны: а) иметь легальный источник существования на территории Молдовы; б) знать государственный язык Молдовы настолько, чтобы иметь возможность включиться в общественную жизнь республики; в) знать основы Конституции Республики Молдова; г) доказать своим поведением и отношением преданность государству и народу Республики Молдова; д) отказаться от гражданства другого государства, если они в нем состояли; е) принести клятву верности Республике Молдова (содержание клятвы предусматривается, и день дачи клятвы верности считается днем приобретения гражданства).
Эти условия приема в гражданство выглядят более суровыми по сравнению с предусмотренными в Законе о гражданстве Украины, не говоря уже о законах о гражданстве России и Беларуси, других республик участниц СНГ. Во-первых, они относятся только к иностранцам и лицам без гражданства, к которым были отнесены граждане бывшего СССР. А ведь среди них за пределами Молдовы могут оказаться и молдаване или иные граждане бывшей Молдавской ССР, родившиеся за ее пределами либо выехавшие из республики "в течение последних 10 лет". Во-вторых, срок постоянного проживания также чрезмерно жесткий. Он относится даже к родившимся и проживающим в Молдове. Это явно рассчитано на то, чтобы возможно большая часть некоренного населения оказалась за рамками имеющих гражданство Молдовы или по крайней мере почувствовала себя ущемленной в праве на гражданство. Вряд ли это похвально с позиций демократических принципов равноправия независимо от национальности.
То же можно сказать и о требованиях доказательства "своим поведением и отношением" преданности государству и народу Республики Молдова. Трудно сказать, какими могут быть критерии такого поведения. Граждане бывшей Молдавской ССР - постоянные жители страны, проведшие в ней целых 10 лет (по условиям закона), а не приехавшие в страну иностранцы. Власть, которая устанавливает подобные требования, вряд ли может рассчитывать на спокойное принятие их теми, кто с ними не согласен. Что же касается требования знания государственного языка, то, во-первых, оно не учитывает ст. 3 рекомендательного законодательного акта МПА СНГ, а во-вторых, важно, чтобы государство само вело политику расширения употребления государственного языка, обучения детей в школе языку и уважению к культуре коренной нации. Препятствий к этому теперь, с распадом Союза, нет.
Трудно признать юридически точными и демократичными формулировки оснований отказа в приеме в гражданство: оно распространяется на "участвовавших в репрессиях", "сеющих национальную и расовую вражду, распространяющих идеи фашизма, шовинизма или сталинизма", "осуществляющих деятельность, направленную на подрыв государственной безопасности...", "призывающих к насильственному изменению или свержению общественного строя...", "причастных к террористической деятельности" (ст. 20). Конечно, подобные преступления могут служить основанием, препятствующим приему в гражданство, но все эти формулировки можно безбрежно расширять (например, "участие в репрессиях" в качестве солдата, часового или повара тюрьмы). Подобные требования Закона не отвечают международным нормам о праве на гражданство, согласно которым и деятельность, и призывы, и причастность, о которых идет речь в Законе, должны быть установлены судом в демократическом судебном процессе, чтобы человек считался совершившим подобные действия, причастным к терроризму и т.п.
Упоминание пропаганды сталинизма можно было бы признать идеологически оправданным, хотя и не преступным, препятствием для приема в гражданство. Но и оно должно быть подтверждено официальным протоколом, который может быть обжалован перед судом.
Закон о гражданстве Грузии устанавливает условия принятия в гражданство республики, распространяемые на иностранцев и лиц без гражданства (ст. 26). Никаких облегченных условий для бывших граждан СССР законом не предусматривается. Это понятно для закона суверенной Грузии, давно уже провозгласившей восстановление государственной независимости<16>. Однако попытка (правда, пока не реализованная) сразу оборвать гражданственные связи с населением бывшего СССР, среди которых немало грузин, вряд ли оправдана с точки зрения защиты права каждого человека на гражданство.
Условия приема в гражданство Республики Грузия носят весьма жесткий характер. Это: а) постоянное проживание в Грузии в течение последних 10 лет; б) владение грузинским или абхазским языком; в) знание истории и основ Конституции Грузии; г) наличие постоянного места работы или какого-либо недвижимого имущества в Грузии; д) подтверждение своего желания принять гражданство подписанием Декларации гражданина Грузии (ст. 26).
Лишь за особые заслуги перед человечеством или республикой и при наличии государственных интересов лицо может быть принято в гражданство без соблюдения названных условий (ст. 27).
Несомненно, высококультурный человек должен все это знать и владеть языком страны, где живет 10 лет, знать основы ее истории. Но можно ли требовать этого от всякого будущего гражданина? Есть опасения, что Грузия не выиграет от чрезмерности этих требований Закона о гражданстве.
Срок постоянного проживания в течение 10 лет является явно чрезмерным, направленным на ограничение прав значительного числа населения республики. Не являются бесспорными и требования знания установленного минимума грузинского или абхазского языка, знания истории Грузии, наличия места работы или недвижимого имущества (т.е. источников дохода). Теперь, когда Грузия является членом СНГ и участником МПА, для условий приема в ее гражданство приобрели значение соответствующие нормы рекомендательного законодательного акта МПА СНГ (ст.ст. 5 и 6). При этом ст. 6 данного акта рекомендует учитывать постоянное проживание на данной территории граждан других государств и апатридов для приобретения гражданства, а не для ограничения этого права постоянно проживающих в республике столь длительным сроком.
В гражданство Грузии лицо не принимается только при одном условии: если оно осуждалось за преднамеренное (вероятно - умышленное) преступление, предусматривающее лишение свободы свыше трех лет, и судимость с него не снята либо не погашена (ч. 2 ст. 26 Закона).
В Законе о гражданстве Грузии нет никаких иных, обычно весьма политизированных условий для отказа в приеме в гражданство, чем данное положение, что выгодно отличает его от законов о гражданстве других государств - участников СНГ, рассмотренных ранее. Однако требование снятия или погашения судимости не учитывает рекомендации ст. 5 рекомендательного законодательного акта МПА, подчеркивающего, что наличие судимости не должно влиять на решение вопросов гражданства.

3

Регистрация и оптация как способы приобретения гражданства

Приобретение гражданства в порядке регистрации как особый способ его возникновения наряду с приемом в гражданство, приобретением гражданства по рождению и другими основаниями предусмотрено Законом о гражданстве России, а с 1993 г. также и Законом о гражданстве Беларуси. Признание регистрации особым способом приобретения гражданства не только облегчает прием в гражданство, но и устанавливает особую, упрощенную процедуру приобретения гражданства по сравнению с приемом или восстановлением в гражданстве.
Статья 33 Закона о гражданстве России не относит рассмотрение и разрешение вопросов приобретения гражданства в порядке регистрации (ст. 18 Закона) к числу полномочий Президента Российской Федерации по делам о гражданстве (п. "а" ч. 1 ст. 33). Соответствующие нормы не предусмотрены и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Путем регистрации облегчается приобретение гражданства Российской Федерации, поскольку она осуществляется по упрощенной процедуре Министерством внутренних дел и его компетентными органами - для постоянно проживающих в России либо Министерством иностранных дел, дипломатическими учреждениями Российской Федерации - для лиц, постоянно проживающих за пределами России (п. "д" ч. 1 ст. 35, п. "е" ч. 1 ст. 36). Эти органы осуществляют регистрацию гражданства самостоятельно, без направления соответствующих дел на решение Президента Российской Федерации.
В ст. 18 Закона о гражданстве России перечислен круг лиц, приобретающих гражданство в порядке регистрации. Это: а) лица, супруг или родственник по прямой восходящей линии которых является гражданином Российской Федерации; б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей являлся гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет после достижения ими 18-летнего возраста; в) дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения (т.е. лишения) российского гражданства их родителей. Эти лица могут приобрести гражданство России в течение пяти лет после достижения 18 лет; г) граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие на территорию России после 6 февраля 1992 г., если они до 31 декабря 2000 г. заявят о своем желании; д) лица без гражданства, постоянно проживающие на 6 февраля 1992 г. на территории России или других республик бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., если они в течение одного года после вступления в силу Закона о гражданстве заявят о своем желании вступить в гражданство Российской Федерации; е) иностранцы и лица без гражданства, независимо от места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение года по вступлении в силу Закона заявят о своем желании вступить в гражданство Российской Федерации.
Приведенное содержание ст. 18 Закона о гражданстве России свидетельствует о том, что Российское государство предоставило широкие возможности всем россиянам по рождению или происхождению, а также бывшим гражданам РСФСР, ныне утратившим ее гражданство, наиболее простым путем восстановить свою принадлежность к гражданству России. Возможность обрести гражданство России получили также и другие лица, имеющие родственные или демографические связи с Россией.
Аналогичное российскому Закону приобретение гражданства в порядке регистрации предусмотрено Законом о гражданстве Беларуси. Статья 8 Закона предусматривает приобретение гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации. Существует упрощенная процедура для данного случая: вопросы получения гражданства в порядке регистрации решают органы Министерства внутренних дел - для проживающих постоянно в Беларуси и Министерства иностранных дел - для лиц, постоянного проживающих за границей (ст.ст. 31 и 32).
Установлен также весьма краткий срок для рассмотрения заявлений по вопросам получения гражданства в порядке регистрации - не более двух месяцев (ст. 37 Закона).
Круг лиц, имеющих право на приобретение гражданства в порядке регистрации, определен исходя из стремления дать возможность всем прежним жителям Беларуси, оказавшимся за ее пределами до введения в действие нового Закона о гражданстве от 18 октября 1991 г., стать ее гражданами. Cтатья 17.1 Закона устанавливает, что право на приобретение гражданства в порядке регистрации имеют лица, которые постоянно проживали на территории Беларуси, но выехали за ее пределы до введения в действие настоящего Закона, имеют доказательства своей принадлежности к гражданству бывшего СССР, не имели и не имеют гражданства другого государства. Как можно видеть, здесь принадлежность к гражданству бывшего СССР рассматривается как один из юридических фактов применения порядка регистрации.
В постановлении Верховного Совета Республики Беларусь о введении в действие Закона о гражданстве установлен единый срок для регистрации права на приобретение гражданства в порядке регистрации - до 1 января 1996 г. Этот срок достаточно длителен и дает возможность использовать данное право всем указанным в ст. 17.1 Закона о гражданстве Беларуси лицам.
Рассмотренные положения законодательства о гражданстве Республики Беларусь свидетельствуют о заинтересованности республики в создании условий для возвращения своих бывших граждан и их потомков на родину, причем прежде всего из государств, ранее бывших республиками СССР. Для этого и предусматривается приобретение гражданства в упрощенном порядке регистрации.
Законами о гражданстве других государств - участников СНГ не предусмотрен особый порядок приобретения гражданства путем регистрации с упрощенной подведомственностью и процедурой, осуществляемой органами Министерства внутренних дел или иностранных дел либо Министерства юстиции.
Особым способом приобретения гражданства является выбор гражданства, или оптация, под которой понимается выбор лицами, проживающими на определенной территории, гражданства одного из государств. Чаще всего в нормальных условиях оптация применяется при разрешении территориальных споров, вследствие чего какая-либо часть территории переходит от одного государства к другому. Она используется также при заключении соглашений между государствами и в иных случаях.
Закон о гражданстве России предусматривает оптацию только при изменении государственной границы Российской Федерации (ст. 21). В этом случае лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, определяемые международным договором.
Закрепление такой нормы, соответствующей опыту бывшего Союза ССР и мировому опыту, а также международным конвенциям по вопросам гражданства<17> может иметь немаловажное значение в той ситуации, в которой оказались граждане России в ряде государств "ближнего зарубежья". Однако Закон о гражданстве России не предусматривает оптации в качестве основного способа разрешения вопроса о выборе гражданства для большинства населения страны. В какой-то мере сравнимы с нормами об оптации нормы о выборе гражданства родителями для детей или детьми по достижении определенного возраста при различном гражданстве родителей, о выборе гражданства супругами при заключении брака. Однако все такие нормы касаются особых субинститутов гражданства: приобретения гражданства по рождению и в связи с вступлением в брак. Вряд ли можно сопоставлять такие нормы с выбором гражданства при изменении принадлежности территории к государству.
Законы о гражданстве большинства государств - участников СНГ не предусматривают нормы об оптации (Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины). Однако законы государств, стремившихся выйти из состава бывшего СССР еще в период его существования, предусматривают выбор гражданства. В отличие от России в этих государствах оптации придано широкое значение, направленное против интересов граждан, постоянно проживавших в этих республиках после их присоединения к бывшему СССР.
Закон о гражданстве Молдовы предусмотрел обязательное прохождение оптации для всех лиц, не являющихся гражданами, которые до принятия Декларации о суверенитете Республики Молдова - 23 июня 1990 г. - имели постоянное место жительства на территории республики, а также постоянное место работы или другой законный источник дохода. Эти лица принимают самостоятельное решение о выборе гражданства (ч. 3 ст. 2).
Введение такой нормы сразу разделило население Молдовы на две неравноправные категории. "Старые" жители Молдовы (до 28 июня 1940 г.), а также их потомки и лица, родившиеся на ее территории, остались полноправными гражданами, а "прибывшие из СССР" не были признаны гражданами и должны были пройти процедуру оптации, весьма унизительную для постоянного жителя государства.
По прошествии срока выбора гражданства лица, подавшие до его истечения заявления о выборе гражданства Молдовы в органы внутренних дел по месту жительства, считаются гражданами Молдовы со дня подачи заявления (ч. 2 п. 2 постановления Парламента Республики Молдова о порядке введения в действие и применения Закона о гражданстве от 5 июня 1991 г.). Лица, выбравшие гражданство Молдовы, были освобождены от выполнения условий приема в гражданство: речь шла только о том, чтобы они сами выбрали свою гражданскую принадлежность - оставаться гражданами Молдовы или сохранить за собой тогда еще советское союзное гражданство. Позднее это могло быть гражданство России, Украины, любого другого государства СНГ или "дальнего зарубежья" (Закон о гражданстве Молдовы предусматривал и такой выбор, который был реален для выбора гражданства Румынии). Каждый, кто выбрал гражданство Молдовы, не был обязан ни выдерживать 10-летний срок постоянного жительства в республике, ни сдавать экзамен по языку и выполнять другие требования ст.ст. 15, 16 и 17 Закона, относящиеся к приему в гражданство и к другим субинститутам приобретения гражданства Молдовы. Но лица, не выбравшие в течение года гражданство Молдовы, получили по закону статус иностранца или апатрида, постоянно проживающего в Молдове, но потерявшего многие преимущества граждан Республики. Это значительно ущемляло права "некоренных" жителей при поступлении и сохранении места на работе, при приобретении недвижимости, поступлении в вузы и при решении других жизненно важных вопросов.
Демократическое государство не может не учитывать интересы значительного меньшинства населения страны, тем более если оно составляет национальное меньшинство и ранее пользовалось правами гражданства республики. Для республики бывшего Союза ССР более естественным и гуманным побуждением было бы создание режима наибольшего благоприятствования для бывших граждан СССР, являвшихся и гражданами Молдавской ССР. Они законно и свободно селились в данной республике. В каких-либо грехах высшего руководства простые граждане также не виновны. Поэтому право их гражданства по справедливости должно признаваться.
Подобные ограничения права на гражданство для значительной массы людей, пользовавшихся правом гражданства страны своего постоянного проживания, не соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека, не допускающим произвольного лишения человека своего гражданства (ч. 2 ст. 15), а также принципу сохранения приобретенных прав, признанному в странах Европы. Произвольность подобных ограничений состоит в том, что они вводятся исключительно в политических целях и не учитывают права каждого человека и национальных меньшинств, постоянно проживающих в стране, сохранять и развивать свою самобытность без какой-либо дискриминации и в условиях полного равенства перед законом<18>.
Теперь, когда Республика Молдова заняла прочное место в ряду государств - участников СНГ, встает вопрос о согласовании законодательства о гражданстве Молдовы с принципами регулирования гражданства, включенными в рекомендательный законодательный акт МПА по вопросам гражданства, к которым относятся и учет постоянного проживания на территории государства для приобретения гражданства (ст. 6). Эта рекомендация обращена не к постоянным жителям, обязанным сделать выбор гражданства страны своего проживания или своей этнической родины, а к государству, обязанному обеспечить свободу такого выбора для всех постоянно проживающих на его территории лиц, ранее пользовавшихся приобретенным правом на гражданство данной страны, а также тех, кто по новому закону имеет право на гражданство, проживая за границей.

4

Восстановление и сохранение гражданства

Нормы о восстановлении и сохранении гражданства установлены законами почти всех государств региона.
Общепринятой нормой о восстановлении гражданства является правило примерно следующего содержания: "Лицу, которое ранее состояло в гражданстве Республики... может быть по его заявлению (или ходатайству) восстановлено гражданство Республики в соответствии с требованиями Закона" (см. законы о гражданстве: Азербайджана - ст. 17; Беларуси - ст. 21; Грузии - ст. 29; Казахстана - ст. 18; Молдовы - ст. 17; России - ст. 20; Таджикистана - ст. 17; Туркменистана - ст. 20; Узбекистана - ст. 18).
В законах о гражданстве Азербайджана, Таджикистана, Украины такое правило не содержит каких-либо уточняющих условий. В Беларуси речь идет о восстановлении гражданства лишь тех лиц, которые были лишены его до введения в действие настоящего Закона, и требуется ходатайство либо согласие данного лица на восстановление (ст. 21 Закона). Закрепление такой нормы буквально означает, что в Беларуси после введения нового Закона о гражданстве в действие для восстановления гражданства всякое лицо, утратившее его, должно проходить полную процедуру приема в гражданство и соответствовать всем его условиям. В Узбекистане восстановление гражданства происходит на условиях и по процедуре, равнозначным приему в гражданство: "в соответствии с требованиями настоящего Закона" (ст. 18 Закона). По Закону о гражданстве Таджикистана прямо предусмотрено, что восстановление в гражданстве происходит с соблюдением порядка приема в гражданство (ст. 17).
Статья 20 Закона о гражданстве Туркменистана предусматривает восстановление в гражданстве, если лицо, подавшее ходатайство об этом, проживает на территории Туркменистана либо имеет намерение поселиться там. Для восстановления гражданства сохраняется наличие условий знания государственного языка Туркменистана и соблюдения и уважения Конституции, предусмотренных для приема в гражданство (пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 18 Закона).
Из ст. 20 Закона о гражданстве Туркменистана вытекает также, что лицо, утратившее гражданство вследствие приобретения его представлением заведомо ложных сведений или подложных документов (п. 2 ст. 23), не может быть восстановлено в гражданстве на условиях, предусмотренных ст. 20. В данной статье указаны только пп. 1 и 3 ст. 23.
В названных выше республиках отсутствуют какие-либо иные нормы о восстановлении в гражданстве. Однако законы других государств - участников СНГ содержат различные, иногда весьма сложные специальные нормы, закрепляющие порядок восстановления гражданства.
В России такие нормы закрепляют прежде всего облегченный порядок восстановления гражданства в порядке регистрации, распространенный на случаи восстановления, которые установлены: а) для лиц, у которых гражданство прекратилось в связи с усыновлением либо установлением опеки или попечительства; б) для лиц, у которых прекратилось гражданство в связи с изменением гражданства родителей в течение пяти лет после достижения ими 18 лет (ч. 1 ст. 20 Закона). Особый, привилегированный порядок восстановления в гражданстве установлен для бывших граждан России, лишенных гражданства без их свободного волеизъявления. Такие лица считаются восстановленными в гражданстве России, если они не заявят о своем отказе от него (ч. 2 ст. 20). Это правило распространено Указом Президента России от 24 октября 1994 г. и на бывших граждан РСФСР, выехавших из России до 6 февраля 1992 г., утративших гражданство без их свободного волеизъявления и возвратившихся после этого срока на постоянное жительство в Россию (п. 2 Указа).
Другим лицам, ранее состоявшим в гражданстве РСФСР, гражданство может быть восстановлено по их ходатайству. В отличие от регистрации восстановления гражданства (как и других случаев приобретения гражданства в порядке регистрации), осуществляемой в упрощенном порядке органами внутренних дел и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями России за границей (ст. 37 Закона о гражданстве России), восстановление в гражданстве для лиц, не подпадающих под действие ч. 1 и 2 ст. 20 Закона, осуществляется Президентом Российской Федерации в порядке, установленном для приема в гражданство (ст. 19 Закона). При этом для восстановления гражданства бывшим гражданам СССР предусмотрена возможность облегчения условий приема (п. "а" ч. 3 ст. 19), а для бывших граждан Российской Федерации такой возможности не предусматривается. Сейчас этот вопрос может приобрести большую актуальность, чем в начале 1992 г., когда был введен в действие Закон о гражданстве Российской Федерации.
В Законе о гражданстве Беларуси ст. 17 предусматривает сохранение права на приобретение гражданства Беларуси. Но право на гражданство не означает наличия самого гражданства. Такое право сохраняется за лицами, постоянно проживавшими на территории Беларуси, но принудительно выселенными из нее или выехавшими из республики до введения в действие Закона, за их потомками, а также за этническими белорусами и идентифицирующими себя как белорусы и их детьми, родившимися за пределами современной Беларуси.
Гражданство таким лицам предоставляется по их желанию и при наличии условий для приема в гражданство (ст. 13), кроме срока проживания.
Хотя в ст. 17 говорится о сохранении "права на гражданство", а не о восстановлении гражданства, в ней речь идет о праве на восстановление гражданства для указанных лиц, ранее связанных с Беларусью как родиной. Тем самым здесь, как и в Законе о гражданстве России, речь идет о возможности упрощенного восстановления гражданства Беларуси.
Восстановление гражданства Грузии предусмотрено ст. 29 Закона о гражданстве в двух случаях:
а) если гражданство было прекращено в результате неправомерной утраты гражданства. В этом случае Закон не предусматривает никаких особых условий и не приравнивает порядок восстановления в гражданстве к порядку приема в гражданство;
б) если гражданство было прекращено выходом из гражданства или выбором родителей. Восстановление может иметь место лишь для лица, постоянно проживающего в Грузии, владеющего грузинским языком, знающего в пределах установленного минимума историю и Конституцию Грузии, при отсутствии у него препятствий к приему в гражданство (п. "б" ст. 29 Закона).
Согласно данной норме восстановление в гражданстве для лиц, вышедших из гражданства и проживающих постоянно в Грузии, не требуется условий о 10-летнем сроке такого проживания, а также о наличии места работы и недвижимого имущества, предусмотренных для приема в гражданство (пп. "а" и "г" ст. 26 Закона). Это существенная льгота при восстановлении в гражданстве. Однако такая льгота не будет касаться тех, кто в детстве утратил гражданство Грузии по выбору родителей, если даже родился в Грузии и является этническим грузином, но проживает в других государствах СНГ. Вряд ли такое ограничение для восстановления в гражданстве оправдано.
Для лиц, постоянно проживающих в Грузии, но не знающих грузинского языка и истории страны, данная норма порождает и иное последствие: согласно п. "б" ст. 29 Закона о гражданстве такие лица, вышедшие из гражданства Грузии, должны будут при его восстановлении проходить почти всю процедуру приема в гражданство, освобождаясь лишь от условий срока проживания, наличия места работы и недвижимого имущества.
Закон о гражданстве Казахстана предусматривает восстановление в гражданстве Республики Казахстан лица, которое ранее состояло в гражданстве Республики. Восстановление в гражданстве происходит по ходатайству такого лица в соответствии с требованиями настоящего Закона (ст. 18). Никаких особых условий для восстановления в гражданстве Казахстана Закон не предусматривает. Порядок рассмотрения вопросов о восстановлении в гражданстве и порядок приема в гражданство аналогичны, предусмотрены одними и теми же нормами (ст. 29, 33, 34, а также другие статьи гл. 5 и 6 Закона, устанавливающие общие нормы для рассмотрения и разрешения всех вопросов гражданства).
Исходя из этих положений, следует считать, что порядок восстановления в гражданстве Казахстана не предусматривает каких-либо льгот или облегченной процедуры для восстановления в гражданстве по сравнению с приемом в гражданство. Между тем при восстановлении в гражданстве речь идет чаще всего о соотечественниках, а не об иностранцах или лицах без гражданства, не имевших прежде связи с государством.
Закон о гражданстве Киргизии также использует формулу о возможности восстановления гражданства республики "с соблюдением установленного законом порядка приема в гражданство" (ст. 26). Однако сам этот порядок предусмотрел существенные упрощения условий приема "при восстановлении в гражданстве": в этом случае не требуется ни пятилетнего срока проживания в республике, ни владения государственным языком.
Вопросы восстановления гражданства разрешаются Президентом Кыргызской Республики в индивидуальном порядке.
Нормы о сохранении гражданства содержатся во всех законах о гражданстве. Для большинства государств, входящих ныне в состав СНГ, характерна единая система норм субинститута сохранения гражданства. В законах о гражданстве всех названных государств признается сохранение гражданства республики для ее граждан, проживающих за границей (ст. 6 Закона Азербайджана, ст. 15 Закона Беларуси, ст. 7 Закона Грузии, ч. 1 ст. 7 Закона Казахстана, ст. 6 Закона Киргизии, ст. 4 Закона России, ст. 6 Закона Таджикистана, ст. 17 Закона Туркменистана, ст. 7 Закона Узбекистана, ст. 7 Закона Украины). В Законе о гражданстве Молдовы правила о сохранении гражданства для лиц, проживающих за границей, дифференцированны. Согласно ст. 14 Закона за лицами, высланными из республики или покинувшими ее начиная с 1940 г., сохраняется право на гражданство республики. Статья 25 Закона Молдовы устанавливает для этих лиц обязательное обращение в течение года с момента вступления Закона в силу с заявлением о сохранении права получить гражданство. За другими выходцами из Молдовы признается гражданство республики, если они переезжают в республику на постоянное место жительства (ч. 2 ст. 14). Таким образом, за гражданами Молдовы, высланными из нее или покинувшими ее, сохраняется право на гражданство, а не само гражданство Молдовы. Другие же бывшие граждане Молдовы, проживающие за границей, признаются гражданами по их возвращении на родину. Такой подход может вызываться прежде всего желанием предоставить возможность всем выходцам из Молдовы беспрепятственно (без всяких условий) получить гражданство своей родины по возвращении в нее. Но прямое признание в Законе их гражданами Молдовы могло бы вызвать помимо их желания ситуацию двойного гражданства, что осложнило бы их положение в стране пребывания. Правило ч. 2 ст. 14 Закона Молдовы избавляет их от возможной потери гражданства страны пребывания.
Законами о гражданстве почти всех государств региона предусматриваются также условия сохранения гражданства супругов и детей при заключении и расторжении брака либо при изменении гражданства одного из супругов. Формулировки при этом могут применяться разные, при одинаковых юридических последствиях.
1. Гражданство супругов не изменяется при заключении или расторжении ими брака.
2. Изменение гражданства одного из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга.
С некоторыми вариациями подобные условия предусмотрены законами Азербайджана (ст.ст. 5, 16), Беларуси (ч. 1 ст. 14), Грузии (ст. 25), Казахстана (ч. 2 ст. 7), Киргизии (ст. 7), Молдовы (ст. 18), России (ч. 1 и 2 ст. 6), Таджикистана (ст. 7), Туркменистана (ст. 16), Узбекистана (ст. 6), Украины (ст. 6). Лишь в законах о гражданстве Беларуси, Казахстана и Молдовы отсутствует вторая из приведенных формул. Это было бы оправдано, если бы названные законы предусматривали специальные правила регулирования гражданства при изменении гражданства одним из супругов. Однако подобных правил названные законы не содержат.
Законы государств - участников СНГ предусматривают также сохранение гражданства при вступлении в брак гражданина республики с лицом без гражданства. Возможности выбора другого гражданства при этом не возникает, но именно поэтому сохранение гражданства республики предотвращает возникновение безгражданства.
По Закону о гражданстве Молдовы общая норма о сохранении гражданства супругами при вступлении и расторжении брака (ст. 18) сопровождается оговоркой: "если иное не вытекает из международных договоров, заключенных Республикой..." Однако никакой международный договор не может, не нарушив прав человека на гражданство, предусмотреть "иное", т.е. не сохранение, а изменение гражданства одного супруга без его согласия, если изменил гражданство другой супруг. Речь может идти лишь о каких-либо дополнительных льготах на приобретение гражданства, о допущении двойного гражданства.
Законами о гражданстве России (ч. 3 ст. 6) и Грузии (ч. 3 ст. 25) предусмотрено общее правило: расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке детей или усыновленных детей. Такого общего правила не предусматривают законы о гражданстве других государств, ограничиваясь установлением специальных правил на приобретение и сохранение гражданства детьми в случаях изменения гражданства родителей, лишения родительских прав, усыновления или установления над детьми опеки или попечительства (ст.ст. 23, 25, 27 Закона Азербайджана; ст.ст. 25, 27 Закона Беларуси; ст.ст. 16, 17, 19, 21, 22, ч. 3 ст. 25 Закона Грузии; ст.ст. 24, 26, 27, 28 Закона Казахстана; ст.ст. 17, 18 Закона Киргизии; ст.ст. 12, 13 Закона Молдовы; ч. 3 ст. 25, ч. 2 ст. 26, ч. 1 ст. 29 Закона России; ст.ст. 22, 24, 26 Закона Таджикистана; ч. 3 ст. 24, ст.ст. 26, 28, 29 Закона Туркменистана; ст.ст. 23, 25, 27 Закона Узбекистана; ст.ст. 23, 25, 27 Закона Украины).
Такие нормы весьма существенны для защиты интересов детей, их прав на гражданство, в том числе и на выбор гражданства в случаях, предусмотренных законом.
Рекомендательный законодательный акт МПА СНГ "О согласованных принципах регулирования гражданства" закрепляет рекомендацию о том, что заключение или расторжение брака с лицом, принадлежащим к другому гражданству, как правило, не влечет за собой изменения гражданства (ст. 11). Однако в рекомендательном законодательном акте нет норм о сохранении гражданства при изменении гражданства одним из супругов и гражданства детей при изменении гражданства родителей.

Глава IV

Прекращение гражданства

1

Основания прекращения гражданства

Законы о гражданстве государств - участников СНГ предусматривают следующие единообразные основания прекращения гражданства:
а) выход из гражданства;
б) утрата гражданства;
в) лишение гражданства;
г) иные основания, предусмотренные законом или международным договором.
Законами о гражданстве Беларуси (ст. 18), Грузии (ст. 32), Казахстана (ст. 19), Киргизии (ст. 23), России (ст. 22), Туркменистана (ст. 21), Узбекистана (ст. 19), Украины (ст. 19) установлены выход из гражданства, его утрата, а также (кроме Закона Казахстана) возможность иных оснований прекращения гражданства, предусматриваемых законом или международными договорами. Но лишения гражданства в законах названных государств нет. В дополнение к названным общим основаниям Закон о гражданстве России предусматривает, что гражданство прекращается также вследствие отмены решения о приеме в гражданство и путем выбора гражданства другого государства при оптации (пп. "б" и "в" ч. 1 ст. 22). Эти основания вполне реальны. Но поскольку они уже урегулированы другими субинститутами гражданства, вряд ли правильно выделять их отдельной строкой в перечне; они как раз вписываются в число "иных оснований, предусмотренных законом". Не случайно в общем перечне названные основания ни в одном из законов о гражданстве стран региона больше не повторяются.
Законы о гражданстве Азербайджана, России и Узбекистана предусматривают также особый случай прекращения гражданства республики (автономной республики), входящей в состав государства, вследствие прекращения гражданства данного государства в целом (ч. 3 ст. 18 Закона Азербайджана; ч. 2 ст. 22 Закона России; ч. 2 ст. 19 Закона Узбекистана).
Упомянутое в Законе о гражданстве Азербайджана прекращение гражданства Союза ССР ныне фактически утратило силу (ч. 2 ст. 18).
Законы о гражданстве Азербайджана (ст. 18) и Таджикистана (ст. 18) наряду с названными выше основаниями прекращения гражданства предусматривают еще лишение гражданства. В остальном система оснований совпадает по этим законам с системой, принятой в законах других стран СНГ. Закон о гражданстве Молдовы предусматривает только два основания прекращения гражданства: 1) выход из гражданства, 2) лишение гражданства (ст. 21).

2

Выход из гражданства

Под выходом из гражданства имеется в виду прекращение гражданства по волеизъявлению гражданина или его представителей (для несовершеннолетних).
Выход из гражданства предусмотрен законами всех государств - участников СНГ. Все рассматриваемые законы, как правило, устанавливают следующие нормы.
Большинство законов о гражданстве государств СНГ закрепляет право лица выйти из гражданства формулой: "Выход из гражданства Республики... осуществляется (разрешается, может иметь место) по ходатайству лица в установленном законом порядке" (ч. 1 ст. 19 Закона Азербайджана; ч. 1 ст. 19 Закона Беларуси; ч. 1 ст. 20 Закона Казахстана; ч. 1 ст. 23 Закона России; ч. 1 ст. 19 Закона Таджикистана; ч. 1 ст. 22 Закона Туркменистана; ст. 20 Закона Украины).
Конечно, такая норма дает возможность осуществить гражданину свое право выхода из гражданства, однако ее формулировка ориентирована не на само право человека, а на порядок, установленный государством. Эта формула - несомненное наследие законодательства советского периода.
Норма законов о гражданстве Грузии (ч. 1 ст. 31), Киргизии (ч. 1 ст. 24) и Молдовы (ч. 1 ст. 22) прямо закрепляет: "Гражданин имеет право выхода из гражданства в порядке, установленном законом". Такая формулировка данной нормы, несомненно, более современна и отвечает принципам демократии.
Выход из гражданства обычно обусловлен двумя ограничениями: а) условиями отказа в выходе из гражданства и б) условиями недопущения выхода из гражданства. Иногда эти условия объединены вместе.
К условиям отказа в выходе из гражданства относятся: наличие неисполненных обязательств перед государством (в том числе - обязательств военной службы, а также обязательств, с которыми связаны существенные интересы граждан, предприятий и общественных организаций (законы о гражданстве: Азербайджана - ч. 2 ст. 19; Грузии - ч. 2 ст. 31; Казахстана - ч. 2 ст. 20; России - ч. 2 ст. 23; Таджикистана - ч. 2 ст. 19; Узбекистана - ч. 2 ст. 20; Украины - ч. 2 ст. 20)).
В Законе о гражданстве России названные условия препятствуют выходу из гражданства только в том случае, если гражданин намерен поселиться в стране, не связанной с Россией договорами о правовой помощи (ч. 2 ст. 23).
В названных законах, наряду с условиями отказа в выходе из гражданства, предусмотрены также условия, при которых выход из гражданства не допускается (или ходатайство об этом может быть отклонено). Типичными для этого основаниями отказа являются: призыв на срочную военную службу или альтернативную службу (ст. 23 Закона о гражданстве России); привлечение обвиняемого к уголовной ответственности или наличие вступившего в силу приговора суда, подлежащего исполнению (ч. 3 ст. 19 Закона Азербайджана; ч. 3 ст. 31 Закона Грузии; ч. 3 ст. 20 Закона Казахстана; ч. 3 ст. 23 Закона России; ч. 3 ст. 19 Закона Таджикистана; ч. 2 ст. 22 Закона Туркменистана; ч. 3 ст. 20 Закона Узбекистана). В некоторых из названных законов предусмотрено такое условие: если выход из гражданства противоречит интересам государственной безопасности республики (законы Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана).
Законом о гражданстве России (п. "б" ч. 1 ст. 23) установлен особый упрощенный порядок выхода из гражданства путем регистрации для лиц, у которых хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, и если заявитель приобретает соответствующее гражданство, а также отсутствуют препятствия к отклонению ходатайства о выходе или условия, при которых выход из гражданства не допускается.
В законах о гражданстве Беларуси (ч. 2 ст. 19), Киргизии (ч. 2 ст. 24) и Туркменистана (ч. 2 ст. 22) основания отказа и недопущения выхода из гражданства объединены в одной норме и являются общими (привлечение ходатайствующего лица к уголовной ответственности или наличие не исполненного до конца приговора суда, а также непогашенные долги и другие обязательства перед республикой, ее гражданами или организациями). Из этого перечня в Законе о гражданстве Беларуси выпали обязательства перед гражданами или организациями.
Закон о гражданстве Молдовы не устанавливает условий отказа в выходе из гражданства, а лишь отсылает к установленному законодательством республики порядку и праву обжаловать такой отказ в Верховный суд республики (ч. 2 ст. 22). Аналогичная норма о праве обжаловать отказ в выходе из гражданства в Верховный суд республики установлена ч. 3 ст. 24 Закона о гражданстве Киргизии, где приведены основания недопущения выхода из гражданства. Законы о гражданстве Беларуси, Грузии, Казахстана, России, Украины в статьях о выходе из гражданства не устанавливают права судебного обжалования, поскольку возможность такого обжалования определена общей нормой. Закон о гражданстве России обязывает полномочный орган мотивировать любые отклонения ходатайства о выходе из гражданства.
По законам о гражданстве Азербайджана, Казахстана, Таджикистана и Туркменистана решения по вопросам гражданства, принятые Президентом, могут обжаловаться только самому Президенту. В статьях об отказе в выходе из гражданства также не оговорено судебное обжалование. Следовательно, вторичный отказ Президента на жалобу по тому же вопросу является окончательным.
Таким образом, содержание норм законов о гражданстве государств - участников СНГ о выходе из гражданства хотя и различается в деталях и формулировках, все же в целом находится в рамках общепринятых норм международного права и демократических принципов правового государства. Единственным отклонением от этих норм и принципов среди условий недопущения выхода из гражданства в рассмотренных выше законах является указание в абстрактной форме на противоречие выхода из гражданства интересам государственной безопасности. В такой форме сохранение данного условия открывает простор для произвольного лишения лица права на изменение своего гражданства, предусмотренного ст. 15 Всеобщей декларации прав человека. Возможны более конкретные формулировки, указывающие на наличие обязательств лица перед государством, не совместимых с выходом из гражданства по соображениям государственной безопасности, до истечения срока таких обязательств. При этом правомерность решения о недопустимости выхода из гражданства заявитель должен иметь возможность обжаловать в суде.

3

Утрата гражданства

Под утратой гражданства в законах государств - участников СНГ имеется в виду прекращение гражданства независимо от воли гражданина или даже вопреки его воле.
Наиболее типичными основаниями утраты гражданства по законам государств - участников СНГ являются: а) поступление на военную или иную государственную службу другого государства без ведома или разрешения своего государства; б) нарушение сроков постановки на консульский учет за границей; в) приобретение гражданства по заведомо ложным сведениям и фальшивым документам. Эти основания утраты гражданства закреплены в законах о гражданстве Азербайджана (ст. 20), Беларуси (ст. 20), Грузии (ст. 32), Таджикистана (ст. 20), Узбекистана (ст. 21), Украины (ст. 21).
В Законе о гражданстве Туркменистана предусмотрены те же основания утраты гражданства и наряду с ними признаются основания, предусмотренные международными договорами республики. Международным договором может быть разрешена служба в органах иностранного государства. Нарушение сроков постановки на консульский учет по Закону о гражданстве Туркменистана не является основанием утраты гражданства. Закон о гражданстве Грузии признает также основанием утраты гражданства Грузии принятие гражданства другого государства.
Закон о гражданстве Киргизии признает в качестве оснований утраты гражданства поступление на военную службу и в разведслужбу другого государства без разрешения органов Кыргызстана, а также невыполнение правила постановки на консульский учет в течение трех лет. Гражданство утрачивается со времени наступления указанных фактов (чч. 1 и 2 ст. 25).
По основанию приобретения гражданства в результате представления подложных документов ч. 3 ст. 25 Закона предусматривает не утрату гражданства, а признание его недействительным с момента приобретения.
Подобная санкция представляется чрезмерной. По нормам других государств СНГ за те же действия моментом утраты гражданства считается момент регистрации утраты полномочными органами или принятия решения Президентом (см. указанные выше статьи законов Азербайджана, Беларуси, Грузии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины). Придание этой норме "обратной силы" может нанести больший вред детям или супругу гражданина, чем ему самому.
Закон о гражданстве Казахстана не устанавливает срока, с которого утрачивается гражданство, а также и указанного выше третьего условия. Частью 1 ст. 21 Закона третьим условием утраты гражданства признаются основания, предусмотренные международными договорами. Часть 2 той же статьи устанавливает специальные условия выхода из гражданства для детей, усыновленных иностранцами.
Закон о гражданстве Молдовы вообще не предусматривает норм об утрате гражданства в указанном выше смысле.
Вместо утраты гражданства Законом о гражданстве России предусмотрена отмена решения о приеме в гражданство, если оно приобретено на основании ложных документов, что должно быть установлено в судебном порядке. При этом подчеркивается, что от ответственности за подлог лицо не освобождается (ч. 1 ст. 24).
Вместе с тем Закон о гражданстве России устанавливает гарантию нераспространения отмены решения о приеме в гражданство на супруга и детей лица, совершившего подлог документов о приеме в гражданство, если они не знали об этом и приобретали гражданство вместе с ним и если их осведомленность не доказана (ч. 2 ст. 24).
В этой гарантии все верно и демократично, но следует учесть, что такой вопрос не может возникнуть в отношении детей до 16 лет, поскольку они не подлежат уголовной ответственности за недонесение о преступлениях, совершенных путем подлога (ст. 10 УК РСФСР), как и за большинство других преступлений.

4

Лишение гражданства

Ранее в Советской России и других союзных республиках лишение гражданства считалось обязательным атрибутом законодательства о гражданстве, что оставляло властям свободу чинить незаконные репрессии. Теперь этот субинститут все более уходит из действующего законодательства стран СНГ. Так, лишение гражданства отсутствует ныне в законах о гражданстве Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана.
В законах о гражданстве Беларуси (ст. 4), Грузии (ч. 2 ст. 2), России (ч. 2 ст. 1), Таджикистана (преамбула), Туркменистана (ст. 4), Узбекистана (ч. 2 ст. 1) прямо закреплено, что никто не может быть лишен гражданства. В тексте таджикского закона сохранено слово "произвольно", а в тексте других названных законов речь идет о невозможности лишения гражданства вообще.
Однако в текст Закона о гражданстве Таджикистана вкралась одна досадная ошибка: при наличии запрета лишения гражданства сохранился п. 3 ст. 18 "вследствие лишения гражданства Таджикской ССР" в перечне оснований прекращения гражданства.
В Законе о гражданстве Азербайджана сохранилась непоследовательность, перешедшая к нему от Закона о гражданстве бывшего СССР: в ст. 1 воспроизводится формула "никто произвольно не может быть лишен гражданства или права изменить гражданство", а ст. 21 допускает лишение гражданства "в исключительном случае" за совершение действий, нанесших существенный ущерб государственным интересам и безопасности.
В отличие от названных "случайных отклонений" от запрета лишать своих граждан гражданства Закон государства Молдова не устанавливает самого принципа "никто не может быть лишен своего гражданства". В нем прямо содержатся нормы, предусматривающие основания и порядок лишения гражданства (ст.ст. 23 и 28 Закона о гражданстве Молдовы). Тем самым нельзя констатировать признания Молдовой ст. 15 Всеобщей декларации прав человека.
Правда, набор оснований лишения гражданства в данном законе в принципе не отличается от оснований утраты гражданства, о которых шла речь раньше. Лишь некоторый "антисоюзный" акцент можно увидеть в таких формулах, как "лицо, завербовавшееся в вооруженные силы иностранного государства" (п. 3 ч. 1 ст. 23), "вступившие в общественную должность другого государства" (п. 4 ч. 1 ст. 23), среди оснований лишения гражданства Молдовы.

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ