стр. 1
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Комментарий к Закону "О банках и банковской деятельности"

Автор

Фомина О.Е.

Настоящие комментарии приведены с учетом поcледних изменений, внесенных автором


Комментарий к Закону "О банках и банковской деятельности"

По мнению французских экономистов Гавалды и Стуфле, основное содержание
профессиональной деятельности банкира складывается из двух составляющих: коммерческой
деятельности и банковского характера производимых операций.
Правовое регулирование банковской деятельности в России осуществляется
на основе ряда законодательных и подзаконных актов, в числе которых - Федеральный
закон "О банках и банковской деятельности". В настоящее время он действует
в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон "О банках и банковской деятельности" от 19 июня 2001 года N 82-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации N 26, 25 июня 2001 года).
В соответствии с данным законодательным актом банк является кредитной
организацией, то есть юридическим лицом, которое для извлечения прибыли как
основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии)
Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции (ст. 1
Закона "О банках и банковской деятельности").
С точки зрения организационно-правовой формы банк представляет собой
хозяйственное общество. Согласно пункту 1 статьи 66 Гражданского кодекса (ГК),
хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным
на доли (вклады) участников уставным капиталом. Имущество, образованное вкладами
участников, а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом
в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
Хозяйственные общества создаются в форме:
- акционерного общества;
- общества с ограниченной ответственностью;
- общества с дополнительной ответственностью.
Их участниками могут быть как граждане, так и юридические лица.
Основные признаки акционерного общества (АО):
1) уставный капитал разделен на определенное число акций;
2) участники АО не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков,
связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия
других акционеров, считается открытым. АО, акции которого распределяются только
среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается
закрытым.
В обществе с ограниченной ответственностью (ООО):
1) уставный капитал состоит из долей определенных учредительными документами
размеров;
2) участники несут риск убытков, связанных с деятельностью общества,
в пределах стоимости внесенных ими вкладов;
3) ограниченное число участников.
Общество с дополнительной ответственностью характеризуется тем, что:
1) его уставный капитал разделен на доли определенных учредительными
документами размеров;
2) участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам
своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.
А особенности правового регулирования деятельности других видов кредитных
организаций (ломбардов и т.д.) остаются вне поля зрения законодателя. Это
не вполне обосновано. Например, уже упомянутые ломбарды характеризуются ограниченными
масштабами кредитных операций, меньшей, в отличие от банков, степенью коммерческого
риска, что могло бы найти отражение в рассматриваемом нормативном акте.
Если обратиться к сравнительноправовому методу исследования, то законодательство
многих развитых стран Великобритании, Франции, США и других предусматривает
упрощенный порядок регистрации предприятий, смежных с банками. Это различие
было и в дореволюционной России. В ныне действующем Законе "О банках и банковской
деятельности" по данному поводу содержится формулировка следующего содержания:
"Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право
осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным
законом.
Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций
устанавливаются Банком России" (ст. 1 Закона).
Банку принадлежит исключительное право осуществлять следующие операции,
именуемые банковскими:
- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Необходимо подчеркнуть, что приведенный перечень является "закрытым"
(исчерпывающим).
Выполняя функцию мобилизации временно свободных денежных средств и превращая
их в капитал, банки аккумулируют денежные доходы и сбережения в форме вкладов.
Вкладчик получает вознаграждение в виде процента или оказываемых банком услуг.
Сконцентрированные во вкладах сбережения превращаются в ссудный капитал,
используемый банками для предоставления кредита предприятиям и предпринимателям.
Заемщики вкладывают полученные денежные средства в расширение производства,
покупку недвижимости, потребительских товаров.
Таким образом, в конечном итоге с помощью банков сбережения превращаются
в капитал.
Законодатель устанавливает три принципа кредитования.
Принцип возвратности банковского кредита означает, что денежные средства,
полученные в виде ссуды, служат для заемщика временным источником финансовых
ресурсов и должны быть возвращены.
Из принципа возвратности вытекает принцип срочности: ссуды подлежат возврату
в определенные сроки, нарушение которых влечет применение соответствующих
предусмотренных правовыми нормами санкций.
Осуществление принципа платности банковского кредитования основывается
на возмездном характере услуг, оказываемых банками при предоставлении кредита.
Как правило, за банковскую ссуду взимается плата в виде процента. Размер процентной
ставки определяется сторонами по кредитному договору самостоятельно.
В условиях рыночных отношений он зависит в конечном итоге от спроса и
предложения денежных средств на кредитном рынке (Финансовое право / Под ред.
Н.И. Химичевой. М., 1995, с. 428-429).
Отечественным финансовым законодательством предусмотрено единственное
ограничение предельного размера процента за пользование банковским кредитом:
при предоставлении коммерческим банком клиенту кредита за счет централизованных
кредитных ресурсов он не должен превышать процентную ставку Банка России более
чем на 3 процента.Это так называемая принудительная маржа (маржа - разница
между процентной ставкой, уплачиваемой банком за кредитные ресурсы, и процентной
ставкой, взимаемой с заемщика) (Большой экономический словарь. М., 1994, с.
222).
В зависимости от экономического содержания и назначения кредитные операции
подразделяются следующим образом:
- ссуды на коммерческие цели:
а) на временные нужды для финансирования текущих потребностей в оборотном
капитале промышленных, торговых, сельскохозяйственных предприятий;
б) для капитальных вложений, расширения и модернизации основного капитала
в различных отраслях;
в) для биржевых спекуляций;
- потребительские или персональные ссуды на жилищное строительство, покупку
потребительских товаров длительного пользования, оплату обучения, лечения
и т.п.
По категориям заемщиков различаются банковские ссуды:
- акционерным компаниям и частным предприятиям (промышленным, торговым,
коммунальным, сельскохозяйственным, брокерским);
- кредитно-финансовым учреждениям (и прежде всего банкам);
- населению;
- правительству и местным органам власти.
Ссуды банка могут быть не обеспеченными ничем (бланковыми) или обеспеченными.
Обеспеченная ссуда предполагает наличие того или иного залога. Обеспечением
ссуды могут служить акции и облигации, векселя и товарораспорядительные документы
(варрант, складское свидетельство, подтверждающее нахождение товара на складе,
железнодорожная накладная, коносамент свидетельство о приеме груза к морской
перевозке и др.), дебиторские счета, закладные под автомобиль или другой вид
движимого имущества или недвижимость (земля, здания).
Обеспечением ссуды может быть также поручительство - договор с односторонним
письменным обязательством поручителя перед банком оплатить при необходимости
задолженность заемщика.
Своеобразным обеспечением ссуды является гарантия другого банка или другой
организации (например, учредителя заемщика) выплатить за гарантируемого проценты
или ссуду в случае невыплаты заемщиком.
По срокам погашения ссуды делятся на ссуды до востребования (онкольные),
погашения которых банк может потребовать в любое время, и срочные ссуды. Последние
подразделяются на краткосрочные (от одного дня до одного года) и долгосрочные
на более продолжительные сроки.
Ссуды банков могут погашаться двумя методами. При первом весь основной
долг по ссуде (без учета процентов) должен быть погашен на одну конечную дату
путем единовременного взноса. Такую ссуду называют прямой.
Второй метод погашения - в рассрочку. Сумма ссуды списывается частями
на протяжении действия кредитного соглашения. Платежи в погашение основной
суммы долга осуществляются, как правило, равными частями периодически (ежемесячно,
ежеквартально, раз в полгода или ежегодно).
Второй метод погашения применяется обычно к долгосрочным ссудам.
Источники погашения ссуд зависят от вида ссуды. Краткосрочные ссуды обычно
погашаются за счет ликвидации тех товарных запасов или дебиторской задолженности,
для финансирования которых заемщик получал ссуду. Долгосрочные ссуды погашаются
за счет прибыли, полученной благодаря использованию ссуды. Проценты по ссуде
могут также уплачиваться единовременно по истечении срока займа либо равномерными
взносами на протяжении действия займа.
В зависимости от особенностей участия в кругообороте капитала банковские
ссуды подразделяются на авансовые и компенсационные.
Если на первой стадии кругооборота ссуды опережают собственные средства,
то они носят авансовый характер. Это объясняется тем, что с этих ссуд начинается
формирование платежного оборота по обязательствам хозяйственно-финансовой
деятельности. При использовании ссуд на возмещение собственных средств, вложенных
в хозяйственный оборот, они носят компенсационный характер.
Если в условиях развитой рыночной экономики предприятия производят конкурентоспособную
продукцию и занимают стабильное положение на рынке, то банки предоставляют
им авансовые кредиты, принимая на себя ответственность за организацию платежного
оборота и кругооборот капитала.
В этой ситуации возвратность кредита гарантируется регулярным поступлением
выручки от реализации готовой продукции. Такая роль банков присуща, например,
всем странам "большой семерки" США, Англии, Канады, Японии, ФРГ, Франции и
Италии.
В нашей стране рыночная экономика только начинает развиваться, и предоставление
авансовых кредитов без учета положения предприятия на рынке может вызвать
хроническую просроченную задолженность и операционные убытки. В таких случаях
ответственность за организацию платежного оборота возложена на предприятия.
Это значит, что все платежи производятся с их расчетных счетов, а банковские
ссуды только восполняют собственные средства, вложенные в кругооборот капитала.
По такой модели кредитуются все предприятия сферы материального производства,
включая промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь.
Предприятия сферы обращения получают ссуды в форме авансовых кредитов,
предоставляемых для оплаты счетов за товары и услуги.
Такая модель кредитования введена потому, что торговые организации наделены
символическими средствами и образование товарных запасов происходит за счет
банковских ссуд. С помощью собственных капиталов товары оплачиваются только
у новых хозяйственных структур - акционерных, совместных, малых и кооперативных
торгово-закупочных предприятий. Наряду с этим данные предприятия широко пользуются
денежными средствами банков.
Главными организационно-экономическими условиями выдачи авансовых и компенсационных
кредитов служат специальные и простые ссудные счета.
Первые открываются на весь период кредитования и используются для систематической
выдачи платежных кредитов на оплату счетов за товары и услуги, вторые - для
кредитования отдельных хозяйственных мероприятий с дискретным предоставлением
заемных средств.
Основная часть кредитов коммерческих банков России предоставляется под
запасы материальных ценностей, поскольку в себестоимости товарной продукции
такие ценности составляют более 75 процентов. Это производственные запасы,
незавершенное производство, готовая продукция и товары, отгруженные покупателям.
В такой последовательности они отражаются во втором и третьем разделах актива
баланса, которые называются "Запасы и затраты" и "Денежные средства в расчетах".
Производственные запасы включают: в промышленности - металл, синтетические
материалы, древесину, сельскохозяйственное сырье и продукты его первичной
переработки; в сельском хозяйстве семена, корма, молодняк животных на откорме,
удобрения, запасные части для ремонта техники, горючесмазочные материалы:
в торговле - товары текущего товарооборота, досрочного завоза, сезонного накопления,
временного хранения и т.д.
Другая часть ссуд коммерческих банков предоставляется в форме платежных
кредитов для оплаты долговых требований поставщиков.
Такие кредиты получают организации оптовой и розничной торговой сети
для расчетов с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями по поставкам
соответствующих видов ценностей.
Третья часть ссуд предназначена для покрытия текущих производственных
затрат, связанных с подготовкой товарной продукции. В промышленности это расходы
по подготовке новых производств, затраты на содержание оборудования и персонала
в межсезонные периоды, сезонные разрывы в образовании амортизации и накоплений;
в сельском хозяйстве - затраты по посеву и обработке посевных площадей и обслуживанию
техники: в торговле - расходы предприятий по выработке продовольственных товаров,
полуфабрикатов и блюд для предприятий общественного питания.
Наряду с этим существует группа целевых кредитов коммерческих банков,
связанных с отдельными хозяйственными операциями. Это ссуды на: выставление
аккредитивов и покупку чековых книжек; выплату заработной платы рабочим и
служащим; прирост оборотного капитала в данном году; завершение зачетов встречных
платежей и т.д.
В последнее время стали активно развиваться кредиты, стимулирующие приватизацию
государственных предприятий. К ним относятся ссуды на аренду и выкуп имущества,
которые предоставляются трудовым коллективам по решению приватизационных комиссий
при местных органах власти.
Вступление хозяйства в рыночную экономику вызвало появление товарных
и фондовых бирж и специализированных биржевых банков.
Биржевые банки приступили к кредитованию товарного оборота и ценных фондовых
бумаг акций предприятий и облигацийгосударственных займов.
Важнейшая проблема кредитования биржевого оборота стимулирование развития
рыночных хозяйственных структур в сфере материального производства. (Общая
теория денег и кредита / Под ред. Е.Ф. Жукова. М., 1995).
В процессе кредитования банки осуществляют контроль за возвратом предоставленных
ссуд. Для кредитования выбираются предприятия с достаточным уровнем имущества
и рентабельности, способные вести эффективную хозяйственно-финансовую деятельность.
В залог ссуд принимается имущество предприятий, а в необходимых случаях гарантии
сторонних организаций и банков в сумме предоставленных средств.
Взаимоотношения кредитора и заемщика определяются кредитным договором.
Кредитный договор - это письменное соглашение между банком или иной кредитной
организацией (кредитором) и заемщиком, по которому кредитор обязуется предоставить
денежные средства (кредит) заемщику на согласованную сумму, в определенный
срок и за установленную плату. А на заемщика возлагается обязанность возвратить
полученную ссуду и уплатить проценты за нее.
Данный договор должен быть заключен в письменной форме. В противном случае
он считается ничтожным, то есть недействительным с момента подписания (ст.
820 ГК).
Примерная структура кредитного договора
1. Преамбула (наименование договаривающихся сторон и описание цели кредита).
2. Объем и сроки погашения ссуды (объем кредита, порядок его получения,
ссудный процент, срок кредита, условия погашения).
3. Отчет и гарантии (характеристика состояния дел предприятиязаемщика,
подтверждение факта соответствия финансовых отчетов, положенных в основу получения
кредита, действительности).
4. Условия кредита.
5. Описание обеспечения. В качестве обеспечения возвратности кредитов
могут выступать залог недвижимого и движимого имущества, банковская гарантия
и др.
6. Обязательства заемщика.
Особую группу кредитных отношений составляет "международный кредит" -
договор, в котором хотя бы один из его участников является иностранным лицом
(по отношению к другим). При этом "иностранное лицо" следует понимать как
нерезидента данной страны согласно ее правилам.
В мировой практике статус резидента для юридических лиц обычно определяется
как место регистрации компании, главный производственный центр, местонахождение
центральной конторы; для физических лиц - местонахождение постоянного жилища,
центра жизненных и экономических интересов, место привычного проживания и
т.д.
В последнем абзаце ст. 1 содержится понятие иностранного банка, то есть
"банка, признанного таковым по законодательству иностранного государства,
на территории которого он зарегистрирован". Данное определение базируется
на тесте инкорпорации: принадлежность юридического лица к той или иной стране
устанавливается на основе факта регистрации (образования) на ее территории.
Вообще же правила определения российского резидентства закреплены в Законе
РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". В пункте 5 ст. 1 названного
законодательного акта указывается, что резидентами РФ являются:
а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе
временно находящиеся за пределами РФ;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ,
с местом нахождением в РФ;
в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные
в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;
г) дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся
за пределами РФ;
д) находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства, указанные
в пунктах "б" и "в".
В пункте 6 этой же статьи определен круг лиц, не входящих в число российских
резидентов, - нерезидентов РФ. К ним относятся:
а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ,
в том числе временно находящиеся в РФ;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных
государств, с местонахождением за пределами РФ;
в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные
в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением
за пределами РФ;
г) находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства,
а также международные организации, их филиалы и представительства;
д) находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов, указанных
в пунктах "б" и "в".
Банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации,
а также филиалы и представительства иностранных банков (ст. 2 Закона "О банках
и банковской деятельности").
Центральный банк Российской Федерации - Банк России возглавляет отечественную
банковскую систему. Его правовой статус регламентируется Федеральным законом
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
С точки зрения собственности на капитал Банк России - государственный
банк, так как его капитал принадлежит государству.
"Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной
собственностью... Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию
и распоряжению имуществом Банка России..." - гласит ст. 2 Федерального закона
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
В целях защиты и обеспечения устойчивости рубля, развития и укрепления
национальной банковской системы, обеспечения эффективного и бесперебойного
функционирования системы расчетов Центральный банк РФ выполняет следующие
функции:
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую
государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение
устойчивости рубля;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций,
организует систему рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского
учета и отчетности для банковской системы;
6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает
и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии
с федеральными законами;
9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все
виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка
России;
10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке
и продаже иностранной валюты, определяет порядок осуществления расчетов с
иностранными государствами;
11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно,
так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ;
12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует
составление платежного баланса РФ;
13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование
состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных,
валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы
и статистические данные (ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)").
Данный перечень неисчерпывающий. Федеральный законодатель имеет право
включать в него дополнительные элементы.
Банк России подотчетен Государственной Думе - нижней палате российского
парламента.
Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:
назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой
по представлению Президента Российской Федерации Председателя Банка России;
назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой
членов Совета директоров Банка России;
представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового
отчета, а также аудиторского заключения;
определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской
проверки Банка России;
проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием
его представителей;
доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности
Банка (два раза в год - при представлении годового отчета и основных направлений
единой государственной денежно-кредитной политики).
Его уставный капитал составляет 3 млрд. рублей.
За счет своей прибыли банк создает резервы и фонды различного назначения
в размерах, необходимых для осуществления им своих функций, а также, независимо
от прибыли и убытков, фонд переоценки по операциям с валютными ценностями.
Порядок образования и использования резервов и фондов определяется Советом
директоров.
Это высший орган Центрального банка, функционирующий на началах коллегиальности.
Он осуществляет руководство и управление банком. В Совет директоров входят
Председатель Банка России (назначается на должность и освобождается от должности
Государственной Думой по представлению Президента РФ сроком на четыре года)
и 12 членов, назначаемых на свои должности и освобождаемые от них Государственной
Думой по собственному усмотрению тоже на четырехлетний срок.
Центральный банк вправе издавать нормативные акты.
К ним относятся:
а) инструкции (Инструкция ЦБ РФ от 28 декабря 2000 года N 96-И "О специальных
счетах нерезидентов типа "С"; Инструкция ЦБ РФ от 30 ноября 2000 года N 94-И
"О порядке определения массы драгоценных металлов и драгоценных камней и исчисления
их стоимости в Банке России и кредитных организациях"; Инструкция ЦБ РФ от
12 октября 2000 года N 93-И "О порядке открытия уполномоченными банками банковских
счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по
этим счетам" и др.);
б) приказы (Приказ Минфина РФ N 8н, ЦБ РФ N ОД-27 от 24 января 2001 года
"О внесении изменений в Положение о порядке осуществления новации по государственным
краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным
и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 года
и выпущенных в обращение до заявления Правительства Российской Федерации и
Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 1998 года путем замены
по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой
денежных средств"; Приказ ЦБ РФ от 3 ноября 1999 года N ОД-418 "О внесении
изменений в Приказ Банка России от 01.10.97 N 02-429 "О введении в действие
Инструкции Банка России "О составлении финансовой отчетности" и т.д.
Нормативные акты Банка России носят подзаконный характер и, следовательно,
не должны противоречить предписаниям законодательных актов РФ.
Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального
опубликования в официальном издании банка "Вестнике Банка России" - и подчиняются
правилу ретроактивности (то есть не имеют обратной силы).
В отечественной нормотворческой практике нередки случаи принятия "совместных"
подзаконных актов, авторами которых выступают несколько органов федеральной
исполнительной власти.
В таком "коллективном правотворчестве" участвует и Центральный банк.
Примером могут служить Приказ Минфина РФ N 111н, МНС РФ N ВГ-3-02/442,
ЦБ РФ N ОД-636 от 19 декабря 2000 года "О нормах и нормативах на представительские
расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной
основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов
на себестоимость оказываемых банками и другими кредитными организациями услуг";

стр. 1
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>