<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Договор на ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом.
Регистратор может вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа
эмитентов.
Номинальный держатель ценных бумаг - лицо, зарегистрированное в системе
ведения реестра, в том числе являющееся депонентом депозитария и не являющееся
владельцем в отношении этих ценных бумаг.
В качестве номинальных держателей ценных бумаг выступают профессиональные
участники рынка ценных бумаг. Депозитарий может быть зарегистрирован в качестве
номинального держателя ценных бумаг в соответствии с депозитарным договором,
а брокер - в соответствии с договором, на основании которого он обслуживает
клиента.
Данные о номинальном держателе ценных бумаг подлежат внесению в систему
ведения реестра держателем реестра по поручению владельца или номинального
держателя ценных бумаг, если последние зарегистрированы в этой системе ведения
реестра.
Внесение имени номинального держателя в систему ведения реестра, а также
перерегистрация ценных бумаг на его имя не влекут за собой переход права собственности
и/или иного вещного права на ценные бумаги к последнему. Ценные бумаги клиентов
номинального держателя ценных бумаг не подлежат взысканию в пользу кредиторов
последнего.
Операции с ценными бумагами между владельцами ценных бумаг одного номинального
держателя не отражаются у держателя реестра или депозитария, клиентом которого
он является.
Номинальный держатель в отношении именных ценных бумаг, держателем которых
он является в интересах другого лица, обязан:
- совершать все необходимые действия, направленные на обеспечение получения
этим лицом всех выплат, которые ему причитаются по этим ценным бумагам;
- осуществлять сделки и операции с ценными бумагами исключительно по
поручению лица, в интересах которого он является номинальным держателем ценных
бумаг, и в соответствии с договором, заключенным с этим лицом;
- вести учет ценных бумаг, которые он держит в интересах других лиц,
на раздельных забалансовых счетах и постоянно иметь на раздельных забалансовых
счетах достаточное количество ценных бумаг в целях удовлетворения требований
лиц, в интересах которых он держит эти ценные бумаги.
Эмитент, поручивший ведение системы ведения реестра регистратору, один
раз в год может требовать у последнего предоставления реестра за вознаграждение,
не превышающее затраты на его составление, а регистратор обязан предоставить
реестр за это вознаграждение. В остальных случаях размер вознаграждения определяется
договором эмитента и регистратора.
Держатель реестра вправе взимать со сторон по сделке плату, соответствующую
количеству распоряжений о передаче ценных бумаг и одинаковую для всех юридических
и физических лиц. Он также вправе вносить изменения в систему ведения реестра
на основании:
1) распоряжения владельца о передаче ценных бумаг, или лица, действующего
от его имени, или номинального держателя ценных бумаг, который зарегистрирован
в системе ведения реестра;
2) иных документов, подтверждающих переход права собственности на ценные
бумаги в соответствии с гражданским законодательством РФ.
7. Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг - предоставление
услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок
с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность
по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли
на рынке ценных бумаг. Он обязан раскрыть следующую информацию любому заинтересованному
лицу:
- правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;
- правила допуска к торгам ценных бумаг;
- правила регистрации сделок;
- порядок исполнения сделок;
- правила, ограничивающие манипулирование ценами;
- расписание предоставления услуг организатором торговли нарынке ценных
бумаг;
- регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции;
- список ценных бумаг, допущенных к торгам.
Обязательным требованием, предъявляемым к кредитной организации, является
наличие фирменного (полного официального) наименования на русском языке и
печати с этим наименованием (ст. 7 Закона "О банках и банковской деятельности").
Фирменное наименование должно содержать указание на характер деятельности
юридического лица через использование слов "банк" или "небанковская кредитная
организация" и на его организационноправовую форму.
Наряду с фирменным кредитная организация может иметь иные наименования:
- сокращенное наименование;
- наименование на другом языке народов РФ;
- наименование на иностранном языке.
Законодатель запрещает использование одного наименования несколькими
кредитными организациями. Обязанность следить за соблюдением данного запрета
возложена на Банк России.
В статье 8 анализируемого законодательного акта закреплен порядок предоставления
информации о деятельности кредитной организации, банковской группы и банковского
холдинга. В частности, кредитная организация обязана публиковать:
ежеквартально - бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию
об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных
ссуд и иных активов;
ежегодно - бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением
аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности.
Физические и юридические лица вправе требовать от кредитных организаций
предоставления копии лицензии на осуществление банковских операций, копий
иных разрешений (лицензий), если необходимость их получения предусмотрена
федеральными законами, ежемесячных бухгалтерских балансов за текущий год.

Лицензирование банковской деятельности

Согласно статье 13 Закона "О банках и банковской деятельности", осуществление
банковских операций возможно лишь при наличии соответствующего разрешения
Банка России - лицензии, где указываются банковские операции, которые может
совершать кредитная организация, и используемая при этом валюта. Лицензия
выдается кредитной организации после ее государственной регистрации в Центральном
банке. Банк России ведет реестр выданных лицензий, публикуемый в "Вестнике
Банка России" не реже одного раза в год. Срок ее действия законом не ограничен.
Для государственной регистрации и получения лицензии требуются определенные
документы, перечисленные в ст. 14 комментируемого закона:
1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации
и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;
2) учредительный договор, если его подписание предусмотрено федеральным
законом;
3) устав;
4) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной
организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения
об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения
на должности руководителя и главного бухгалтера кредитной организации;
5) свидетельство об уплате государственной пошлины;
6) копии свидетельств о государственной регистрации учредителей юридических
лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также
подтверждения органами МНС РФ выполнения учредителями юридическими лицами
обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными
бюджетами за последние три года;
7) документы (по перечню, установленному нормативными актами Банка России),
подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями-физическими
лицами в уставный капитал кредитной организации;
8) анкеты кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера,
его заместителей как в отношении кредитной организации, так и ее филиала.
Анкеты заполняются кандидатами собственноручно и должны содержать сведения,
установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:
Решение о лицензировании должно быть принято в срок, не превышающий шести
месяцев с момента представления указанных документов, после чего Центральный
банк в трехдневный срок доводит до сведения учредителей кредитной организации
соответствующее уведомление с требованием произвести оплату 100 процентов
ее объявленного уставного капитала в месячный срок и выдает свидетельство
о государственной регистрации.
Для оплаты уставного капитала Банк России открывает кредитной организации
корреспондентский счет. Лицензия на осуществление банковских операций может
быть получена в течение трех дней после предъявления документов, подтверждающих
оплату.
Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет
взыскание всего полученного в их результате, а также штрафа в двукратном размере
этой суммы. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, федерального
органа исполнительной власти или Банка России. Кроме того, Центральный банк
вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации такого юридического лица.
Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии
на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям:
1) несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителя
кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей,
квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми
в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Под несоответствием
квалификационным требованиям понимаются:
отсутствие высшего юридического или экономического образования и опыта
руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, деятельность
которых связана с осуществлением банковских операций, либо отсутствие двухлетнего
опыта руководства таким отделом, подразделением;
наличие судимости за совершение преступлений в сфере экономики;
совершение в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк
России документов для регистрации кредитной организации, административного
правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в
законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об
административных правонарушениях;
наличие в течение двух лет, предшествовавших дню подачи в Банк России
документов для регистрации кредитной организации, фактов расторжения с указанными
лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации на основаниях,
предусмотренных пунктом 2 статьи 254 Кодекса законов о труде РФ;
предъявление в течение трех лет, предшествовавших дню подачи в Банк России
документов для регистрации кредитной организации, к кредитной организации,
в которой каждый из указанных кандидатов находился на должности руководителя
кредитной организации, требования о замене его в качестве руководителя кредитной
организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России);
наличие иных оснований, установленных федеральными законами;
2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации
или неисполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами
субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года;
3) несоответствие документов, поданных в Банк России для государственной
регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских
операций, требованиям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними
нормативных актов Банка России;
4) несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов совета
директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям, установленным
федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами
Банка России, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономики.
Решение об отказе в государственной регистрации сообщается учредителям
в письменной форме и должно быть мотивировано. Отказ в регистрации, а также
непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут
быть обжалованы в арбитражный суд.
Банк России вправе отозвать лицензию кредитной организации.
Государственная регистрация и лицензирование кредитных организаций с
иностранными инвестициями, а также филиалов иностранных банков имеют определенные
особенности.
1. Для их проведения от иностранного юридического лица требуется представление
дополнительных документов:
- решения о его участии в создании кредитной организации на территории
РФ или об открытии филиала банка;
- документа, подтверждающего регистрацию юридического лица, и балансов
за три предыдущих года, подтвержденных аудиторским заключением;
- письменного согласия соответствующего контрольного органа страны его
местопребывания на участие в создании кредитной организации в РФ или на открытие
филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству
страны его местопребывания;
- подтверждения первоклассным (согласно международной практике) иностранным
банком платежеспособности этого лица.
2. Размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе
РФ устанавливается федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному
с Банком России. Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капитала,
принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными
инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному
капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ.
Банк России прекращает выдачу лицензий на осуществление банковских операций
банкам с иностранными инвестициями, филиалам иностранных банков при достижении
установленной квоты.
Кредитная организация обязана получить предварительное разрешение Банка
России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентом,
на отчуждение (в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов,
а участники кредитной организации - резиденты - на отчуждение принадлежащих
им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов. Указанные сделки
по отчуждению акций (долей) нерезидентам, совершенные без разрешения Банка
России, являются недействительными.
Банк России имеет право наложить запрет на увеличение уставного капитала
кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей)
в пользу нерезидентов, если результатом указанного действия является превышение
квоты участия иностранного капитала в банковской системе РФ.
Заявление о намерении увеличить уставный капитал кредитной организации
за счет средств нерезидентов и об отчуждении акций в пользу нерезидентов рассматривается
Банком России в двухмесячный срок со дня подачи заявления. Результатом его
рассмотрения является разрешение на проведение операции или мотивированный
отказ в письменной форме. Если Банк России не сообщил о принятом решении в
течение установленного срока, операция считается разрешенной.
Центральный банк вправе по согласованию с Правительством РФ вводить для
кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков
ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных
государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских
банков применяются ограничения в их создании и деятельности. Он также вправе
устанавливать дополнительные требования к рассматриваемым субъектам относительно
обязательных нормативов, порядка представления отчетности, утверждения состава
руководства, перечня осуществляемых банковских операций, минимального размера
уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций с иностранными
инвестициями и минимального размера капитала вновь регистрируемых филиалов
иностранных банков.

Финансовая отчетность кредитной организации

Кредитная организация обязана вести бухгалтерский учет (ст. 40 Закона
"О банках и банковской деятельности"), представлять в Банк России годовой
отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) после подтверждения
его достоверности аудиторской организацией.
Годовой отчет кредитной организации (включая бухгалтерский баланс и отчет
о прибылях и убытках) публикуется в открытой печати.

Аудиторская проверка

В соответствии со ст. 42 Закона "О банках и банковской деятельности"
отчетность кредитной организации подлежит ежегодной аудиторской проверке.
По результатам проверки составляется аудиторское заключение, содержащее
сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении
ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления,
состоянии внутреннего контроля и т.п. Данное заключение направляется в Центральный
банк в трехмесячный срок со дня представления годовых отчетов.
Статья 9 комментируемого закона посвящена взаимоотношениям кредитной
организации и государства. По общему правилу, зафиксированному в части 1 этой
статьи, кредитная организация и государство не отвечают по обязательствам
друг друга.
В части II ст. 9 особо регламентируются отношения между кредитной организацией
и Банком России. Каждый из названных субъектов самостоятельно несет ответственность
по своим обязательствам, за исключением случаев, когда Банк России принимает
на себя обязательства той или иной кредитной организации.
Вместе с тем Центральный банк является органом банковского регулирования
и надзора за деятельностью кредитных организаций, что установлено статьей
55 Закона "О Центральном банке РФ (Банке России)". Он формулирует обязательные
для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения
бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической
отчетности; регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации
кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление
банковских операций и отзывает их.
Банк России вправе в соответствии с федеральными законами предъявлять
квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также
к главному бухгалтеру кредитной организации. Приобретение в результате одной
или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой
юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо
группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению
друг к другу, более 5 процентов долей (акций) кредитной организации требует
уведомления Банка России, а более 20 процентов - предварительного согласия
Банка России, который не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает
заявителю в письменной форме о своем решении согласии или отказе. Отказ должен
быть мотивирован.
Если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока,
сделка купли-продажи долей (акций) кредитной организации считается разрешенной.
Центральный банк вправе запрашивать и получать информацию о финансовом
положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации
в случае приобретения ими более 20 процентов долей (акций) кредитной организации.
Банк России имеет право отказать в даче согласия на совершение сделки
купли-продажи более 20 процентов долей (акций) кредитной организации при установлении
неудовлетворительного финансового положения приобретателей долей (акций),
нарушении антимонопольных правил и т.п.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может
устанавливать им обязательные нормативы:
1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных
организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих
кредитных организаций.
Согласно Указанию Центрального банка РФ от 24 июня 1999 года N 586-У
(с последующими изменениями и дополнениями) минимальный размер уставного капитала
создаваемого банка, за исключением дочернего банка иностранного банка, должен
быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн.евро; минимальный размер уставного
капитала создаваемой небанковской кредитной организации, за исключением дочерней
небанковской кредитной организации иностранного банка, должен быть не менее
суммы, эквивалентной 500 тыс.евро; минимальный размер уставного капитала создаваемой
дочерней кредитной организации иностранного банка должен быть не менее суммы,
эквивалентной 10 млн.евро; минимальный размер собственных средств (капитала)
банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление
банковских операций, должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн.евро.
Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала, необходимого
для создания кредитной организации, и минимального размера собственных средств
(капитала) действующего банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии
на осуществление банковских операций, определяется Банком России ежеквартально,
до 5 числа первого месяца квартала на основании курса евро по отношению к
российскому рублю, установленного Банком России по состоянию на последний
рабочий день последнего месяца предшествующего квартала.
2) предельный размер неденежной части уставного капитала;
3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных
заемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и
дочерними. Этот норматив устанавливается в процентах от собственных средств
кредитной организации. При определении размера риска учитываются вся сумма
кредитов, выданных кредитной организацией данному заемщику или группе связанных
заемщиков, а также гарантии и поручительства, предоставленные кредитной организацией
одному заемщику (группе связанных заемщиков). При расчете используется следующая
формула:
Крз
Н6 = ---------- * 100% , где
К
Крз - совокупная сумма требований кредитной организации к заемщику или
группе взаимосвязанных заемщиков по кредитам, размещенным депозитам, учтенным
векселям, займам, по кредитам и депозитам в драгоценных металлах и суммы,
не взысканные банком по своим гарантиям;
Н6 - размер риска;
К - собственные средства банка;
4) максимальный размер крупных кредитных рисков. Он устанавливается как
процентное соотношение совокупной величины крупных кредитных рисков и собственных
средств кредитной организации.
Крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств
в пользу одного клиента в размере свыше 5 процентов собственных средств кредитной
организации. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать
25 процентов собственных средств кредитной организации. Банк России вправе
вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций.
5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) устанавливается
как процентное соотношение величины вклада или полученного кредита, полученных
гарантий и поручительств данной кредитной организации, остатков по счетам
одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств
кредитной организации:
6) нормативы ликвидности кредитной организации. Под ликвидностью понимается
способность кредитной организации обеспечивать своевременное выполнение своих
обязательств. В целях контроля за состоянием ликвидности устанавливаются нормативы
ликвидности (текущей, мгновенной и долгосрочной).
Нормативы ликвидности кредитных организаций определяются как:
- соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов
активов и пассивов и других факторов;
- соотношение ликвидных активов (наличные денежные средства, требования
до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легко реализуемые активы)
и суммарных активов;
7) нормативы достаточности капитала определяются как предельное соотношение
общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы ее активов,
взвешенных по уровню риска. Согласно инструкции ЦБ РФ от 1 октября 1997 года
N 1 (с последующими изменениями и дополнениями) активы банка в зависимости
от степени риска вложений и их возможного обесценения подразделяются на 5
групп, для которых устанавливаются следующие коэффициенты риска:

Коэффициент риска

(в процентах)

I группа

- средства на корреспондентском и депозитном счетах в Банке
России, за исключением сумм, на которые наложен арест, коды 8912,
8921 0
- обязательные резервы, перечисленные в Банк России, сч.:
30202, 30204 0
- средства банков, внесенные для расчетов чеками, за
исключением сумм, на которые наложен арест, код 8922 0
- касса и приравненные к ней средства, драгоценные металлы в
хранилищах и в пути, сч.: 202 (20302... 20308)А2*(1), 204А 2
- счета расчетных центров ОРЦБ в учреждениях Банка России,
сч.30106 0
- средства на накопительных счетах при выпуске акций, сч.
30208 0
- счета кредитных организаций по кассовому обслуживанию
филиалов, сч.30210 0
- вложения в облигации Центрального банка Российской
Федерации (Банка России), не обремененные обязательствами, код
8900 0
- вложения в государственные долговые обязательства стран из
числа "группы развитых стран", не обремененные
обязательствами, код 8901 0
- денежные средства Уполномоченных банков, имеющих разрешение
на открытие и ведение специальных счетов типа "С", депонируемые в
Банке России, сч.30224 0

II группа

- ссуды, гарантированные Правительством РФ, в части, под
которую получены гарантии, код 8973 10
- ссуды под залог драгоценных металлов в слитках, в части,
равной их рыночной стоимости, код 8975 10
- средства участников расчетных центров ОРЦБ, за исключением
сумм, на которые наложен арест, код 8929 10
- вложения в государственные долговые обязательства и
облигации внутреннего и внешнего валютных займов Российской
Федерации, не обремененные обязательствами, код 8902 10
- вложения в государственные долговые обязательства стран, не
входящих в число "группы развитых стран", не обремененные
обязательствами, код 8903 10
- ссуды и прочие средства, предоставленные банком
Министерству финансов РФ, сч.441А, 460А 10
- векселя, эмитированные и авалированные органами федеральной
власти, сч.(51201... 51207)А 10

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>