стр. 1
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Комментарий к Закону Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"

Автор

Еременко В.И. - кандидат юридических наук

Горленко С. - кандидат юридических наук

Сборник "Комментарий к законодательству об охране интеллектуальной собственности" (под общ. ред. Еременко)

М.: Фонд "Правовая культура", 1997

Правообладатель: Фонд "Правовая культура"



Комментарий к Закону РФ "О товарных знаках"

Общие положения
Раздел I Товарный знак и знак обслуживания
Глава 1. Товарный знак и знак обслуживания, их (ст. 1-7)
правовая охрана
Глава 2. Регистрация товарного знака (ст. 8-19)
Глава 3. Коллективный знак (ст. 20-21)
Глава 4. Использование товарного знака (ст. 22-24)
Глава 5. Передача товарного знака (ст. 25-27)
Глава 6. Прекращение правовой охраны товарного (ст. 28-29)
знака
Раздел II Наименование места происхождения товара
Глава 7. Наименование места происхождения това- (ст. 30-31)
ра и его правовая охрана
Глава 8. Регистрация и предоставление права по- (ст. 32-39)
льзования наименованием места происхо-
ждения товара
Глава 9. Использование наименования места (ст. 40-41)
происхождения товара
Глава 10. Прекращение правовой охраны наименова- (ст. 42)
ния места происхождения товара
Раздел III Заключительные положения (ст. 43-48)

Общие положения.

Основным документом, регулирующим в России правоотношения по поводу товарных
знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, является
Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях
мест происхождения товаров". 23 сентября 1996 г. исполнилось четыре года со
дня принятия этого Закона, который был введен в действие 17 октября 1992 г.
Закон представляет собой комплексный нормативный акт, где наряду с двумя
объектами-близнецами: товарным знаком и знаком обслуживания - содержатся нормы,
относящиеся к самостоятельному объекту промышленной собственности, - наименованию
места происхождения товара. Правовая охрана последнего введена в нашей стране
впервые.
В условиях многообразия форм собственности, развития товарно-денежных
отношений, необходимости насыщения рынка различными товарами названные выше
средства индивидуализации становятся неотъемлемым элементом рыночной экономики.
Рыночный механизм, как известно, четко воспринимает реакцию потребителя
на произведенный продукт. Потребитель либо признает, либо отвергает его. В
этом процессе товарные знаки и наименования мест происхождения товаров, являясь
связующим звеном между изготовителем и покупателем, промышленностью и торговлей,
производством и потреблением, играют роль безмолвного продавца, непременного
участка рыночных отношений.
Сопровождающие продукцию с непосредственной целью ее индивидуализировать
товарные знаки и наименования мест происхождения товаров стимулируют качество
товаров, служат активным средством привлечения к ним внимания покупателей,
позволяют потребителям выбрать необходимые им товары.
В связи с той ролью, которую эти объекты играют при реализации и продвижении
товара на рынке, весьма актуальна проблема обеспечения их правовой охраны.
Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и
наименованиях мест происхождения товара" (далее - Закон) создает необходимый
правовой механизм для охраны прав участников хозяйственной деятельности, изготавливающих
товары, и пресечения неправомерных действий, направленных на дискредитацию
высококачественной продукции.
Возрастание интереса к приобретению прав на товарные знаки подтверждается
статистикой, характеризующей поступление заявок на регистрацию товарных знаков
и знаков обслуживания. Так, если в 1980-1988 гг. число таких заявок составляло
примерно от 5 до 7 тыс. в год, то в последующие годы, с 1989 по 1992 г., оно
равнялось примерно 20-25 тыс., в 1993 г. составило 25 920, в 1994 г. - 23
875, а в 1995 - 21 403 заявки.
Начали подаваться заявки и на регистрацию наименований мест происхождения
товаров; к настоящему времени поступило более 50 заявок.
Приведенные выше данные свидетельствуют о возрастающей эффективности
применения российского Закона, действующего в течение четырех лет.
В преамбуле Закона записано, что настоящим Законом и принимаемыми на
его основе законодательными актами республик в составе Российской Федерации
регулируются отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной
и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест
происхождения товаров. Запись о законодательных актах республик в составе
Российской Федерации сделана для приведения настоящего Закона в соответствие
с конституционными положениями о совместном (Федерации и республик) регулировании
вопросов интеллектуальной собственности.
Вместе с тем следует отметить, что приведенное положение не подлежит
расширительному толкованию, т.е. речь не идет о принятии республиками собственных
законов в данной области или учреждении там патентных ведомств.
В соответствии с Законом (статья 43) полномочиями осуществлять единую
политику в области охраны товарных знаков, знаков обслуживания и наименований
мест происхождения товаров, принимать к рассмотрению заявки на регистрацию
указанных объектов промышленной собственности, проводить по ним экспертизу,
осуществлять их государственную регистрацию, выдавать свидетельства, публиковать
официальные сведения, издавать правила и разъяснения по применению Закона
наделяется Государственное патентное ведомство Российской Федерации (далее
- Патентное ведомство).
Как известно, исходя из структуры федеральных органов исполнительной
власти, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 14 августа
1996 г. N 1177, функции Патентного ведомства возложены на Российское агентство
по патентам и товарным знакам (Роспатент).
За совершение юридически значимых действий в связи с регистрацией товарных
знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров взимаются
пошлины, которые уплачиваются в Патентное ведомство.
Перечень действий, за совершение которых взимаются пошлины, их размеры
и сроки уплаты, а также основания возврата пошлин устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
Следует отметить, что четырехлетний период применения Закона, серьезные
изменения, происшедшие в области гражданского, административного и уголовного
законодательства России, делают актуальной проблему совершенствования отечественной
законодательной базы в области товарных знаков и наименований мест происхождения
товаров.
На процесс дальнейшего совершенствования Закона призваны оказать влияние
не только российские законодательные акты, но и международные соглашения,
участницей которых является или может стать в будущем наша страна.
Речь идет о трансформации в национальное законодательство ряда положений
Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в которой как правопреемница
СССР участвует Российская Федерация.
Так, особый интерес сейчас вызывает создание специального механизма для
выявления и признания товарных знаков "общеизвестными" на территории России,
охрана которых без регистрации предусмотрена статьей 6-bis Конвенции.
Рассматривается возможность введения в Закон специальной нормы, позволяющей
первоначально выносить по результатам рассмотрения заявки на регистрацию товарного
знака "предварительный отказ", а впоследствии - " окончательное решение об
отказе в регистрации". Как известно, подобная процедура предусмотрена Мадридским
соглашением о международной регистрации знаков, а также Протоколом к Мадридскому
соглашению, действующими в рамках Парижской конвенции. Россия участвует в
Мадридском соглашении о международной регистрации знаков и проводит подготовительную
работу для участия в Протоколе к этому соглашению.
В ходе работ по внесению изменений и дополнений в действующий Закон изучаются
и нормы других международных актов, участницей которых Российская Федерация
не является. Среди них - Соглашение Всемирной торговой Организации (ВТО) по
торговым аспектам охраны прав интеллектуальной собственности.
Особого внимания в плане перспективы дальнейшего совершенствования Закона
заслуживает Договор о законах по товарным знакам. Названный Договор разработан
в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Этот
международный акт был принят и подписан 57 странами - членами ВОИС, в том
числе Россией; на Дипломатической конференции в октябре 1994 г. Он вступил
в силу 1 августа 1996 г.
В настоящее время в России проводятся работы, связанные с участием в
названном международно-правовом акте.
Договор о законах по товарным знакам решает задачу гармонизации и упрощения
административных процедур, осуществляемых патентными ведомствами в области
товарных знаков. Это достигается за счет:
- сокращения количества документов, которые должны представляться заявителем
в ведомства (уменьшение количества образцов товарных знаков; запрет в отношении
запроса различных выписок из реестров, уставов предприятий, справок об использовании
товарных знаков; установление приоритета без наличия в заявке описания знака
и т.д.);
- возможности в одном заявлении испросить осуществление нескольких юридически
значимых действий, к примеру: продлить срок действия регистрации товарного
знака и одновременно внести изменения в эту регистрацию; внести изменения
в несколько регистраций, принадлежащих одному владельцу, с помощью одного
заявления; на основе одной заявки испросить регистрацию товарного знака для
товаров, относящихся к нескольким классам международной классификации товаров
и услуг (так называемая многоклассовая заявка);
- включения в процесс осуществления административных процедур типовых
бланков (формуляров), разработанных применительно ко всем юридически значимым
действиям, предусмотренным Договором;
- использования современных средств связи для передачи заявок или заявлений,
а также переписки с Патентным ведомством (при условии представления подлинных
документов в установленные сроки).
С полной уверенностью можно сказать, что многие положения Договора корреспондируются
с основными положениями Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания
и наименованиях мест происхождения товаров" и не потребуют внесения концептуальных
изменений в его текст в случае участия в нем России.
Среди них можно отметить такие, как:
- приравнивание в правовом режиме товарных знаков и знаков обслуживания;
- наличие принципа, в соответствии с которым товары не могут считаться
сходным на том основании, что они отнесены к одному и тому же классу Международной
классификации товаров и услуг;
- запрещение требовать от заявителя на стадии подачи заявки представления
любого документа или выписки из торгового реестра о промышленной или торговой
деятельности заявителя; представления необходимых доказательств о том, что
заявитель осуществляет деятельность, соответствующую товарам, перечисленным
в заявке; доказательств в отношении использования знака;
- обязанность ведомств принимать многоклассовую заявку и производить
по этой заявке одну регистрацию;
- запрещение проводить на стадии продления регистрации товарного знака
экспертизу по существу;
- возможность испрашивания для заявителя установления по заявке конвенционного
и выставочного приоритетов.
Вместе с тем имеется ряд положений Договора, которые хотя и не являются
концептуальными, но в случае участия в нем России должны найти соответствующее
отражение в Законе или документах, из него вытекающих, а также в практике
работы ведомства в области товарных знаков.
Среди таких положений следует выделить следующие:
- возможность разделения заявки и регистрации;
- отказ от представления свидетельства для внесения в него отметок о
продлении срока действия регистрации знака или внесения изменений в регистрацию;
- право заявителя или владельца знака предоставлять патентным поверенным
так называемую генеральную доверенность, предназначенную для текущих и будущих
дел;
- запрещение требовать засвидетельствования, нотариального засвидетельствования,
заверения, легализации или другого удостоверения любой подписи или средств
удостоверения лица. Для отечественной практики обязанность реализации данного
положения уже сегодня вытекает из участия России с 1992 г. в Гаагской конвенции,
отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 5
октября 1961 г. Участниками названной конвенции, как известно, на 1 декабря
1993 г. являлись 44 государства, среди которых Австрия, Белоруссия, Великобритания,
Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция, ФРГ, Япония.
В процессе комментариев к Закону будут излагаться и отдельные возможные
изменения и дополнения, которые могут коснуться отдельных его статей.
Комментируемый Закон состоит из трех разделов:
Раздел I - Товарный знак и знак обслуживания,
Раздел II - Наименование места происхождения товара,
Раздел III - Заключительные положения.

Раздел I. Товарный знак.

При общей оценке содержания I раздела Закона следует отметить, что в
нем отсутствует принцип, обязывающий предприятия проставлять на продукции
обозначения, зарегистрированные в установленном порядке в качестве товарных
знаков. Этот принцип содержался в Положении о товарных знаках, ранее действовавшем
на территории СССР. Такая обязанность не отвечала бы новым условиям хозяйствования
и не предусмотрена законодательствами ведущих стран мира. Простановка товарного
знака и его регистрация стали правом, а не обязанностью предприятий.
Принципиальным является также приравнивание в правовом режиме товарных
знаков и знаков обслуживания, что вытекает из статьи 1 Закона. Как известно,
правовое равенство этих объектов определено статьей 6-sexies Парижской конвенции.
Обязательство принимать заявки на регистрацию знаков обслуживания предусмотрено
и Мадридским соглашением.
Наша страна как правопреемница СССР участвует еще в одном международно-правовом
акте, заключенном в рамках Парижской конвенции, касающемся не только товарных
знаков, но и знаков обслуживания, - Ниццком соглашении о международной классификации
товаров и услуг. Учрежденная данным соглашением Международная классификация
товаров и услуг (далее - МКТУ) является обязательным инструментом при подаче
и рассмотрении международных заявок, подаваемых на основе упомянутого выше
Мадридского соглашения. В названной Классификации товары отнесены к 1-34-му
классам, а услуги к 35-42-му классам. Включенные в Классификацию услуги охватывают,
в частности, транспортировку грузов, хранение, строительство, страхование,
банковские операции, сдачу помещений внаем, информационное обслуживание, рекламу,
радиовещание и телевидение, "индустрию увеселений", гостиницы, рестораны,
ремонт, чистку, здравоохранение, адвокатские услуги и многое другое.
В соответствии со статьей 16 Договора о законах по товарным знакам, участницей
которого, как отмечалось выше, готовится стать Российская Федерация, любая
Договаривающаяся сторона применяет к знакам обслуживания соответствующие положения
Парижской конвенции по охране промышленной собственности в отношении товарных
знаков и регистрирует их.

Глава 1 Товарный знак и знак обслуживания.

Понятие товарного знака. Согласно статье 1, товарным знаком и знаком
обслуживания признаются обозначения, способные отличать соответственно товары
и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг
других юридических и физических лиц. Принимая во внимание, что товарные знаки
и знаки обслуживания приравниваются Законом в правовом режиме (равенство условий
и последствий их регистрации), в данном Комментарии в основном будут употребляться
термины "товарный знак" и " товар".
В определении понятия товарного знака проявлена основная функция данного
объекта промышленной собственности - способность отличать, индивидуализировать
продукцию конкретного изготовителя и выделять ее из массы однородной продукции.
Указанное определение полностью корреспондируется с положениями статьи 138
Гражданского кодекса Российской Федерации, где, в частности, товарный знак
и знак обслуживания отнесены к средствам индивидуализации продукции, выполняемым
работам или услугам.
Действующие в мире законодательства в области товарных знаков, как правило,
не содержат определения понятия товарного знака. Чаще всего в них устанавливаются
условия, которым должен соответствовать этот объект. Вместе с тем, в них обычно
определяется способность обозначения индивидуализировать товар и, следовательно,
выделять его среди однородных товаров, производимых другими изготовителями
(Австрия, Испания, Швейцария, Франция, Япония и др.).
К примеру, по Закону Австрии (статья 1(1)) товарными знаками могут быть
особые обозначения, служащие для того, чтобы отличать в торговом обороте товары
или услуги одного предприятия от однородных товаров или услуг других предприятий.
Закон Великобритании установил в статье I, что товарный знак - это любое обозначение,
которое обладает способностью отличать товары и услуги одного изготовителя
от товаров и услуг других.
Подобные положения содержатся в законах Испании, Италии, Германии, Франции.
В соответствии с Законом США (статья 45) товарный знак - это любые слова,
имена, символы или обозначения или любые их комбинации, признанные и используемые
производителем или торговцем для обозначения своих товаров и отличия их от
таких же товаров, производимых и продаваемых другими лицами.
Основания для предоставления правовой охраны товарного знака в Российской
Федерации определены в статье 2 Закона. Исходя из пункта первого данной статьи,
такая охрана предоставляется на основании государственной регистрации товарного
знака. Иными словами, факт регистрации знака имеет правоустанавливающий характер.
Наряду с этим, правовая охрана может быть предоставлена в силу международных
договоров Российской Федерации. Это, в частности, относится к так называемым
"общеизвестным товарным знакам", льготный режим охраны которых предусмотрен
статьей 6-bis Парижской конвенции. Руководствуясь названной статьей, страны
Союза обязуются отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать
применение товарного знака, который по определению компетентного органа страны
регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным
в качестве знака лица, пользующегося преимуществами настоящей Конвенции, и
используется для идентичных или подобных продуктов.
Законодательства по товарным знакам разных стран мира не обнаруживают
единого подхода в регулировании вопроса о возникновении права на знак. Основаниями
для этого в подавляющем большинстве стран является регистрация знака в патентном
ведомстве или применение (фактическое использование) знака в хозяйственном
обороте.
К первой группе стран, в которых установлен "принцип регистрации", следует
отнести Францию, Италию, Австрию, Швецию, Испанию, Португалию, Грецию, Турцию,
Латиноамериканские страны и др. Ко второй группе, где действует принцип "первого
использования" ("преждепользования"), - США, Канаду, Индию, Пакистан, Великобританию,
Ливан, Тунис, Марокко и другие страны.
Приверженность подавляющего числа стран к регистрационной системе объясняется
рядом ее преимуществ перед системой преждепользования. В числе таких преимуществ
можно выделить следующие:
1. Регистрация является актом, фиксирующим объект охраны и перечень товаров,
для обозначения которых зарегистрирован знак, что весьма важно в случае возникновения
спора по товарным знакам. При коллизии положение владельца товарного знака,
его зарегистрировавшего, является более прочным и выгодным в суде, так как
бремя доказывания нарушения полностью лежит на другой стороне. При системе
преждепользования это бремя ложится на обе спорящие стороны;
2. Регистрация является средством оповещения (информирования) производителей
и потребителей об установлении на знак исключительного права. Такое оповещение
осуществляется через публикацию в официальном бюллетене патентного ведомства.
Это имеет значение для предупреждения возможных правонарушений, служит гарантией
защиты прав владельца товарного знака и интересов потребителей. Кроме этого,
информирование через публикацию помогает разработчикам знаков создавать обозначения,
обладающие оригинальностью и новизной, т.е. отвечающие требованиям, предъявляемым
законодательством к товарным знакам;
3. Регистрация товарного знака в стране происхождения - обязательное
условие, предусмотренное Мадридским соглашением, для подачи заявки на регистрацию
товарного знака по международной процедуре;
4. Подача заявки на регистрацию товарного знака позволяет заявителю пользоваться
правом конвенционного приоритета в силу статьи 4С (1) Парижской конвенции;
5. Подача заявки или регистрация товарного знака в стране происхождения
является обязательным требованием законодательств некоторых стран для регистрации
на их территории иностранных товарных знаков (Швейцария, Италия, Испания,
Дания и др.).
Субъекты права на товарный знак названы в пункте 3 статьи 2 Закона -
это юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность, т.е. те лица, которые производят товары, оказывают услуги или
занимаются посреднической или иной деятельностью в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Речь идет о статье 23 Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее ГК РФ).
Ограничение правоспособности физических лиц, предусмотренное российским
Законом, направлено на предотвращение случаев регистрации товарных знаков
в спекулятивных целях лицами, не производящими товаров и не оказывающими услуг.
Подобная регистрация может привести к возникновению препятствий для использования
сходных товарных знаков на рынке, усложнению экспертизы по заявкам на товарные
знаки в связи с перегрузкой фондов зарегистрированных товарных знаков, к внесению
в реестры товарных знаков, в частности в Государственный реестр товарных знаков
Российской Федерации "мертвых" товарных знаков.
Признание правомочия лица, занимающегося предпринимательской деятельностью
(промышленной, коммерческой), - характерное требование, содержащееся в законодательствах
многих ведущих стран мира (Германия, Япония, Италия, Швейцария и др.).
На зарегистрированный товарный знак в силу положений статьи 3 Закона
выдается свидетельство (охранный документ) на товарный знак. Свидетельство
удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на
товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
Права и обязанности владельца товарного знака. Положение об исключительном
праве владельца товарного знака закреплено в пункте 1 статьи 4 Закона. Оно
изложено как в позитивной, так и в негативной форме: владелец знака имеет
право пользоваться и распоряжаться знаком, а также запрещать его использование
другими лицами. За лицом, обладающим исключительным правом на товарный знак,
признаются все правомочия, которыми наделяется собственник материальных объектов.
Сущность юридической охраны товарного знака состоит в том, чтобы предоставить
его владельцу возможность неограниченного использования знака, исключая из
числа пользователей всех других лиц. Таким образом, право на товарный знак
является абсолютным. За владельцем закрепляется право запрещать любому третьему
лицу применять зарегистрированное на его имя обозначение. Никто, кроме управомоченного
лица, не может пользоваться знаком. Любое использование знака другими лицами
без согласия владельца в какой-либо форме составляет правонарушение.
При этом сфера действия права на знак ограничивается:
перечнем товаров, указанных в свидетельстве;
территорией страны регистрации;
сроком, на который данный товарный знак зарегистрирован.
Пункт 2 статьи 4 определяет действия, которые могут быть квалифицированы
как нарушения прав владельца товарного знака. Нарушением признается несанкционированное
изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение
в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара,
обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения,
в отношении однородных товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона в качестве товарных знаков
могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие
обозначения или их комбинации. При этом:
к словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный
характер, сочетания слов, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания.
к изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов,
природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен,
фигур на плоскости.
к объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации
линий, фигур.
к комбинациям обозначениям относятся комбинации элементов разного характера,
изобразительных, словесных, объемных и т.д.
к другим обозначениям, предусмотренным пунктом 1 статьи 5 Закона, относятся,
например, звуковые, световые, движущиеся и иные обозначения.
Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Содержание указанной статьи свидетельствует о том, что по российскому
Закону на регистрацию в качестве товарного знака может быть заявлен достаточно
широкий (по форме выражения) перечень обозначений.
Наибольшее распространение в нашей стране получили изобразительные знаки,
зарегистрированные на имя отечественных заявителей. Это знаки встречаются
в виде изображений животных, людей, птиц, растений, орнамента и т.д.
В настоящее время лидирующее положение среди действующих в мире знаков
занимают словесные. Такие знаки могут быть представлены в виде имен существительных,
фамилий, названий предметов. Ими могут быть и вымышленные, так называемые
"фантазийные" слова.
В некоторых странах допускается регистрация не всех из перечисленных
видов знаков. К примеру, по законодательству США, Канады, Японии, Швеции,
Австралии установлены ограничения на использование в качестве товарных знаков
фамилии, поскольку это может препятствовать другим лицам с такой же фамилией
пользоваться ею в хозяйственном обороте.
Далеко не во всех странах охраняются объемные (трехмерные, пространственные)
знаки. К объемным знакам отнесены формы самих товаров или их упаковки. Различительная
способность этого вида знака определяется оригинальностью его выполнения.
Однако форма товара или его упаковки не должна обусловливаться их функциональным
назначением. Наиболее распространенными объемными знаками являются разнообразные
упаковки товаров, среди которых преобладают бутылки, флаконы, коробки; оригинальные
формы самих изделий, например шоколада, мыла в виде различных фигур зверей,

стр. 1
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>