<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

передачи товарного знака (уступка или лицензия), объем передаваемых прав (вид
лицензии, территория и срок ее действия; товары, в отношении которых уступается
товарный знак или предоставляется лицензия).
Договор об уступке товарного знака, исходя из статьи 25 Закона, не регистрируется,
если такая уступка может явиться причиной введения в заблуждение потребителя
относительно товара или его изготовителя. В соответствии со статьей 26 Закона
лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров
лицензиара будет не ниже качества товаров лицензиата и что лицензиат будет
осуществлять контроль за выполнением этого условия.
Изменения лицензионного договора также подлежат регистрации в Патентном
ведомстве, в частности, в отношении: определения сторон договора, предмета
договора, вида передачи знака, объема передаваемых прав.
Зарегистрированные в установленном порядке договоры вступают в силу с
даты их регистрации.

Глава 6. Прекращение правовой охраны товарного знака.

Прекращение правовой охраны товарного знака наступает в случае признания
регистрации знака недействительной (статья 28 Закона), а также аннулирования
регистрации (статья 29 Закона).
Регистрация знака может быть признана недействительной полностью или
частично в двух случаях. В первом случае она может быть признана таковой в
течение всего срока ее действия на основании нарушения требований, установленных
пунктом 3 статьи 2 (субъекты права на товарный знак) и статьей 6 (абсолютные
основания для отказа в регистрации) Закона. Во втором случае недействительность
регистрации может быть объявлена в течение пяти лет с даты публикации сведений
о регистрации в официальном Бюллетене по причинам, указанным в статье 7 (иные
основания для отказа в регистрации) Закона.
Возражения против регистрации товарного знака подаются в Апелляционную
палату; они должны быть рассмотрены в течение четырех месяцев с даты их поступления.
Предусмотрена также возможность обжалования решений Апелляционной палаты,
которое реализуется в течение шести месяцев с даты их принятия. Возражение
на такое решение подается в Высшую патентную палату.
Аннулирование регистрации товарного знака осуществляется Патентным ведомством
по следующим причинам:
- в связи с истечением срока ее действия;
- на основании решений Высшей патентной палаты о досрочном прекращении
ее действия вследствие использования коллективного знака на товарах, не обладающих
едиными качественными или иными общими характеристиками; неиспользования товарного
знака, а также в случае превращения товарного знака в обозначение, вошедшее
во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;
- в случае признания ее недействительной;
- в случае отказа от нее владельца товарного знака;
- при ликвидации юридического лица-владельца товарного знака.
Решение вопроса об аннулировании регистрации товарного знака по причине
ликвидации юридического лица принимается на основе привлечения статьи 58 ГК
России "Правопреемство при реорганизации юридического лица" и статей 61-63,
относящихся к ликвидации юридического лица.
В процессе совершенствования Закона планируется внести в статью 29 дополнение
с указанием того, что мотивом для аннулирования регистрации товарного знака
является не только ликвидация юридического лица, но и прекращение предпринимательской
деятельности физического лица-владельца знака без образования правопреемника.

Раздел II. Наименование места происхождения товара.

Глава 7. Наименование места происхождения товара и его правовая охрана.

Понятие наименования места происхождения товара. Как указывалось ранее,
в России впервые введена правовая охрана наименований мест происхождения товаров.
Под наименованием места происхождения товара, исходя из статьи 30 Закона,
понимается название страны, населенного пункта, местности или другого географического
объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно
или главным образом определяются характерными для данного географического
объекта природными условиями и людскими факторами либо природными условиями
и людскими факторами одновременно.
Правовая охрана наименований мест происхождения товаров в России имеет
своей целью усиление заинтересованности изготовителей в поддержании высокого
качества и сохранении особых свойств производимых ими товаров, обеспечение
интересов потребителей, повышение конкурентоспособности отечественной продукции
на внутреннем и внешнем рынках.
Введение правовой охраны наименований мест происхождения товаров в современных
условиях гуманизации межнациональных отношений приобретает особое социальное,
нравственное и даже политическое звучание, поскольку подавляющее большинство
наименований мест происхождения связано с товарами, возникновение и производство
которых отражает историю и культуру народов и национальностей, населяющих
Российскую Федерацию. Правовая охрана этого объекта будет способствовать сохранению
и стимулированию традиционных художественных ремесел и промыслов, а следовательно,
плодотворному развитию самобытной и неповторимой многонациональной культуры
России.
Определение понятия наименования места происхождения товара в Законе,
указанное выше, близко к определениям, данным в статье 2 Лиссабонского соглашения
об охране наименований мест происхождения товаров и их международной регистрации
- (далее Лиссабонское соглашение), действующего в рамках Парижской конвенции,
и Типовом законе для развивающихся стран о наименованиях мест происхождения
и указаниях происхождения, разработанном ВОИС в 1975 г. В этих международно-правовых
актах под наименованием места происхождения понимается географическое название
страны, области или местности, которым обозначаются товары, происходящие из
этой страны, области или местности, обладающие особенностями или свойствами,
обусловленными исключительно или преимущественно географической средой данной
местности, включающей природные и/или людские факторы.
Формулировки, близкие приведенной, включены в национальные законодательства
ряда стран мира (статья I Ордонанса Алжира, статья 38 Закона Болгарии, статья
I Закона Израиля).
В 1966 г. специальной поправкой в Закон Франции 1919 г. было включено
определение, взятое из Лиссабонского соглашения.
Определения понятия наименования места происхождения товара содержатся
не во всех законодательствах стран, охраняющих этот объект, в том числе и
в тех, где его можно зарегистрировать в качестве сертификационного знака (США,
Великобритания).
Единственным в своем роде является определение, данное в статье 162 Декрета-Закона
Кубы, в соответствии с которым наименование места происхождения может применяться
не только в отношении товаров, но и услуг.
Понятие "наименование места происхождения товара" является достаточно
сложным. Оно строится на основе следующих признаков:
а) название определенного географического объекта;
б) природные условия и людские факторы (географическая среда);
в) товар, обладающий особыми свойствами;
г) зависимость особых свойств товара от природных условий и/или людских
факторов.
При этом название географического объекта, использованное в обозначении
товаров, свидетельствует о том, что соответствующие товары имеют отличительные
свойства, наличием которых они обязаны природным условиям и/или людским факторам
(географической среде). На основе этого издавна сложился обычай упоминать
название географического объекта, где произведен товар, в обозначении, его
сопровождающем, чтобы отличать его от аналогичных товаров, происходящих из
другого географического объекта.
Название географического объекта является названием определенной, ограниченной
территории, независимо от ее величины. Это может быть территория целой страны,
ее части любого населенного пункта.
К обозначениям, которые сопровождают товары, обладающие особыми свойствами,
присущими территории целой страны, могут быть отнесены такие, как "русский
квас", "бразильский кофе", "болгарское розовое масло".
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 наименованием места происхождения
товара может являться историческое название географического объекта, к примеру,
такие названия содержат обозначения: "голландские тюльпаны", "хохломская роспись",
"цейлонский чай".
Возможность охраны исторических названий в качестве наименований мест
происхождения товаров предусмотрена положениями ряда национальных законодательств,
появившихся после принятия Типового закона ВОИС. Вместе с тем содержащаяся
в статье I (iа) этого закона формулировка шире той, которая имеется в Законе
России, поскольку понятие наименования места происхождения товара охватывает
любое наименование, в том числе и не относящееся к названию страны, района,
местности, которое также считается географическим, если оно ассоциируется
с конкретным географическим районом и используется на определенных товарах.
Например, названия "Бартидо" и "Вуцулта арриба" запущены в качестве наименований
мест происхождения для сигар, сигарет и табака из Республики Куба, "Монастырское",
"Шушуканы" - для вина из Болгарии (р-н г. Асеновграда), "Между двух морей",
- для вина из Франции.
Следует отметить, что аналогичные по своему содержанию нормы встречаются
в законодательствах ряда стран.
К примеру, Ордонанс Алжира (пункт 2 статьи I) предусматривает, что любое
наименование, даже не являющееся названием страны, района, местности, но связанное
с определенными товарами, может также рассматриваться в качестве географического
наименования места происхождения товара.
Закон Бельгии о торговой практике 1971 г. содержит в статье 14 положение,
позволяющее Королю по предложению Министра:
- определять наименования, которые будут рассматриваться в качестве наименований
мест происхождения товаров, применяющихся на бельгийских товарах;
- устанавливать условия, которым должны отвечать товары для того, чтобы
производиться, предлагаться к продаже или продаваться под данным наименованием
места происхождения.
Другой признак определения понятия наименования места происхождения товара
- наличие природных условий и/или людских факторов (географической среды),
характерных для конкретного географического объекта.
При этом природные условия могут включать: климат, конфигурацию местности,
состав почвы, консистенцию и температуру воды, степень влажности, количество
солнечных дней в году, географическую широту, место производства, выше или
ниже уровня океана и т.д., а людские факторы: профессиональный опыт, культуру,
производственные традиции, мастерство, специфические технологии, этнографические
особенности и т.д.
Третий признак определения наименования места происхождения товара -
наличие особых свойств в товаре.
Совокупность особых свойств определенного товара обусловливает его уникальность
и элитарность в отличие от аналогичных товаров. При этом вовсе не обязательно,
чтобы товар был лучше товаров такого же рода из других географических объектов,
важно, чтобы он отличался от них рядом свойств, обусловленных местом его происхождения.
Особые свойства товара должны быть стабильными и представлять собой постоянную
константную характеристику. Наличие особых свойств устанавливается априори
и доказывается соответствующими компетентными органами страны происхождения.
Последний признак понятия "наименование места происхождения товара" определяемость
(зависимость) особых свойств товара от природных условий и/или людских факторов
(географической среды) географического объекта.
В одних случаях на формирование особых свойств товара воздействие оказывают
только природные факторы. Они формируют группу так называемых в мировой практике
естественных наименований мест происхождения товаров. Эти наименования связаны
с минералами, минеральными водами, сырьем, лекарственными травами и т.д. Например,
"донецкий уголь", "армянский туф", "хисарская вода", "карельская береза",
"уральский малахит", " волынские топазы", "уральские самоцветы", "якутские
алмазы", " боржоми", "джермук", "арзни" сформировались под воздействием природных
условий.
В других случаях особые свойства товаров определяются только людскими
факторами, т.е. долголетним опытом и производственными традициями людей. Например,
"шведская сталь", "эстонские рояли". Подобные наименования мест происхождения
товаров могут быть неустойчивыми и при определенных условиях легко превращаются
в видовые обозначения (одеколон, пражская ветчина, камамбер).
В подавляющем большинстве случаев особые свойства товаров обусловливаются
одновременными действиями природных условий и людских факторов. Причем специфические
природные условия служат решающей предпосылкой возникновения и утверждения
особых производственных технологий, опыта и традиций. Именно они способствуют
возникновению так называемых в мировой практике "классических" наименований
мест происхождения товаров. В данном случае функциональная зависимость проявляется
двояко: с одной стороны - между свойствами товара и географической средой,
а с другой - между производственными традициями и природными условиями.
Так, характерные свойства чукотских резных изделий из кости определяются
производственными традициями, навыками, национальным колоритом резчиков, а
также природными условиями, позволяющими им использовать для обработки изделий
китовый ус, моржовый клык, а свойства таких грузинских вин, как "Мукузани",
"Цинандали" и "Гурджаани", - качеством винограда, произрастающего в селениях
Цинандали, Мукузани и Гурджаани, и технологией изготовления этих вин, основанной
на производственном опыте и традициях виноделов.
Известно, что не только от глины зависят замечательные свойства дулевского
фарфора. Решающее воздействие на них оказывают навыки, квалификация, технологический
опыт, мастерство людей, передающих его из поколения в поколение.
"Классические" наименования являются очень устойчивыми. Производство
товаров, обозначенных такими наименованиями, нельзя перенести из одного географического
объекта в другой.
Подобные попытки предпринимались в том числе и в России, но всегда заканчивались
неудачей. В этой связи можно привести пример с "Цимлянским игристым". Этот
напиток, известный с петровских времен, удостоен более чем 20 золотых и серебряных
международных наград. Напиток экспонировался на многих международных выставках.
Попытки высаживать лозу винограда, из которого изготавливается, и делать аналогичное
вино в Крыму, Армении, Грузии не дали ожидаемых результатов. Получалось замечательное,
но совсем другое вино, ничего общего не имевшее по своим специфическим особенностям
и неповторимым свойствам с подлинным "Цимлянским игристым", родиной которого
является донская, а точнее цимлянская земля.
Таким образом, невозможно производить оренбургские пуховые платки, вологодские
кружева, рижский бальзам, бухарский каракуль, ломоносовский фарфор, гжель,
палех, майсенский фарфор, пльзеньское пиво, брюссельские кружева, мадейру,
хере, рокфор и многие другие товары в иной местности, чем та, географическая
среда которой обусловила наличие в указанных товарах неповторимых свойств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона не признаются наименованием
места происхождения товара так называемые видовые (родовые) обозначения, хотя
и представляющие собой или содержащие название географического объекта, но
вошедшие в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара
определенного вида, не связанное с местом его изготовления.
В упомянутой норме речь идет об обозначениях, ставших видовыми, в результате
их многократного, неконтролируемого использования изготовителями, находящимися
в разных географических объектах.
Результатом указанного процесса является разрыв связи с сознании потребителя
между обозначением и товаром, происходящим из соответствующей местности.
К примеру, постепенно потеряли способность указывать на так называемую
географическую первоначальность широко известные в прошлом во всем мире наименования,
связанные с местом происхождения товаров, такие, как "ямайский ром", "чилийская
селитра", "английский пластырь", "берлинская лазурь", "камамбер", "жигулевское
пиво", "полтавская" и "эстонская" колбасы и др.
В России этот негативный процесс коснулся ряда обозначений, в том числе:
тверская художественная вышивка, курские, орловские и тамбовские игрушки,
владимирские, пензенские и ярославские гончарные изделия и др.
Следует отметить, что норма, согласно которой не охраняются в качестве
наименований мест происхождения обозначения, являющиеся родовыми понятиями
товаров (причем считаются они родовыми с момента, когда к такому выводу приходят
эксперты и широкая публика), имеется в Типовом законе ВОИС (статья 5 (с)).
Аналогичный подход просматривается и в законодательствах Алжира, Болгарии,
Бельгии и Кубы.
Согласно статье 31 российского Закона возникновение правовой охраны наименования
места происхождения товара зависит либо от его регистрации, либо от международных
договоров России в данной области.
Подобные основания предусмотрены в Ордонансе Алжира (статья 3), Декрете-Законе
Кубы (статья 165), в законодательствах Болгарии, Израиля, Мексики.
В США и Великобритании правовая охрана наименования места происхождения
товара может возникать на основе подачи заявки и регистрации наименования
места происхождения товара в качестве сертификационного знака. В большинстве
же стран охрана возникает в силу факта использования наименования места происхождения
товара на рынке либо на основании специальных декретов органов исполнительной
власти (Франция, Италия, Бельгия).
Большое распространение в мире получила практика заключения международных
(многосторонних и двусторонних) соглашений по охране наименований мест происхождения
товара.
В числе многосторонних международно-правовых актов следует назвать Парижскую
конвенцию (статьи 1 (2), 9 и 10) и два соглашения, действующих на ее основе:
Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний
происхождения на товарах (1891 г.) и упоминавшееся ранее Лиссабонское соглашение
об охране наименований мест происхождения товаров и их международной регистрации
(1958 г.). В двух последних соглашениях Российская Федерация не участвует.
На сегодняшний день Россия не заключила ни с одной страной мира двустороннего
соглашения по охране наименований мест происхождения товаров. Это объясняется
тем, что, как уже отмечалось, правовая охрана данного объекта промышленной
собственности введена в нашей стране впервые и малый срок применения законодательства
еще не позволил накопить необходимый опыт в этой области.
Согласно пункту 3 статьи 31 Закона России наименование места происхождения
товара может быть зарегистрировано одним или несколькими юридическими или
физическими лицами, которые получают право пользования им, если производимый
ими товар отвечает требованиям определения наименования места происхождения
товара.
Анализ специфики наименования места происхождения товара как объекта
промышленной собственности свидетельствует о том, что наименование не может
быть объектом исключительного права отдельных юридических или физических лиц
в его классическом понимании (как, например, исключительное право на товарный
знак). Другими словами, никто не может добиться монополии на использование
какого-либо наименования места происхождения товара.
В круг лиц, имеющих право на подачу заявки на право пользования наименованием
места происхождения товара, входят юридические и физические лица, осуществляющие
хозяйственную деятельность в конкретном географическом объекте, при условии,
что особые свойства производимых ими товаров определяются природными условиями
и/или людскими факторами этого географического объекта.
Таким образом, государство предоставляет производителям товаров право
пользования наименованием на основании его регистрации, и это право носит
коллективный характер.
В Законе определен круг так называемых вторичных субъектов, т.е. лиц,
подающих заявки на право пользования уже зарегистрированным наименованием
места происхождения товара. В соответствии с пунктом 3 статьи 31 такое право
может быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, находящемуся
в том же географическом объекте и производящему товар с теми же свойствами.
Аналогичный подход к определению субъектов права на пользование наименованием
места происхождения товара демонстрируют и другие страны, имеющие регистрационную
систему.
Говоря о специфике законодательств отдельных стран, можно отметить Ордонанс
Алжира (статья 10), в соответствии с которым право на подачу заявки, кроме
юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность в
данной местности, имеют и учреждения, а также компетентные государственные
органы, управомоченные на осуществление подобных действий.
Максимально полный перечень лиц, пользующихся правом на подачу заявки,
назван в Декрете-Законе Кубы (статья 167). Это органы центральной государственной
и местной власти, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, кооперативы.
При этом Законом из числа субъектов исключены физические лица.
Интересен принцип, заложенный в Законе Мексики (статья 162), в соответствии
с которым владельцем наименований мест происхождения товаров является правительство
Мексики, а разрешение на их использование выдает Секретариат торговли и промышленного
развития.

Глава 8. Регистрация и предоставление права
пользования наименованием места происхождения товара.

Оформление прав на наименование места происхождения товара
В соответствии с Законом Российской Федерации в Патентное ведомство может
быть подана заявка на регистрацию и предоставление права пользования наименованием
места происхождения товара или заявка на предоставление права пользования
уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара (статья 32,
пункты 1-3). Заявка должна содержать:
- заявление о регистрации и предоставлении права пользования наименованием
места происхождения товара или о предоставлении права пользования уже зарегистрированным
наименованием места происхождения товара с указанием заявителя (заявителей),
а также его (их) местонахождения или местожительства;
- заявляемое обозначение;
- вид товара, для обозначения которого испрашивается регистрация и предоставление
права пользования наименованием места происхождения товара или предоставление
права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения
товара, с указанием места его производства (границ географического объекта);
- описание особых свойств товара.
К заявке должны быть приложены:
- заключение компетентного органа о том, что заявитель находится в указанном
географическом объекте и производит товар, особые свойства которого определяются
характерными для данного географического объекта природными условиями или
людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно;
- для иностранного заявителя - документ, подтверждающий его право на
заявленное наименование места происхождения товара в стране происхождения
товара;
- документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере.
Вышеизложенные требования к заявочной документации просматриваются в
законодательствах Болгарии (статья 39) и Алжира (статья 39).
Отличительной особенностью Закона Израиля является расписанный детально
порядок подачи международных заявок в соответствии с процедурой Лиссабонского
соглашения.
Законодательства же большинства других стран определение этого порядка
возлагают на ведомства.
Анализ содержания упомянутых выше приложений к заявке на регистрацию
и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара
или предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием
свидетельствует о том, что в отношении отечественных и иностранных заявителей
они различны.
Отсутствие условия о необходимости для иностранного заявителя представлять
заключение компетентного органа объясняется тем, что ввиду специфики объекта
только национальный орган страны происхождения товара способен оценить содержание
заключения компетентного органа собственной страны (точность названия географического
объекта и указание его границ, описание особых свойств товара, обозначенного
наименованием места происхождения) на основании проведенной экспертизы, принять
решение о признании обозначения наименованием места происхождения товара и
выдать заявителю соответствующий охранный документ.
Как свидетельствует мировая практика, регистрация наименований мест происхождения
товаров для иностранных заявителей по национальной и международной процедурам
всегда базируется на национальной регистрации этого объекта и осуществляется
"по доверию". Так, исходя из Лиссабонского соглашения, под охрану могут быть
поставлены только обозначения, признанные как наименования мест происхождения
товаров в стране происхождения. В соответствии с Правилами к указанному Соглашению
заявка на международную регистрацию, подаваемая в Международное бюро ВОИС,
должна, в частности, содержать название и дату законодательного или административного
документа или судебного решения, признающего охрану наименования места происхождения
товара в стране, посылающей заявку. При этом ВОИС не требует от заявителя
представления заключения компетентного органа. Такой подход к получению правовой
охраны и регистрации наименований мест происхождения товаров проявлен в другом
документе, разработанном ВОИС, - Типовом законе о наименованиях мест происхождения
товаров и указаниях происхождения. В названном документе содержится рекомендация
ВОИС (статья 4), позволяющая регистрировать иностранные наименования мест
происхождения товаров на основе охранных документов, выданных компетентными
органами стран происхождения.
Помимо указанных выше требований к заявке законодательства некоторых
стран предусматривают и другие. Так, например, в Законе Болгарии (статья 39)
содержится требование об указании соответствующего класса МКТУ, к которому
относится товар, для обозначения которого предназначено наименование места
происхождения товара.
Требования к заявке на регистрацию наименования места происхождения в
достаточной степени детализированы в Типовом законе ВОИС.
Таким образом, требования к заявке, определенные в Законе России, в целом
аналогичны тем, которые установлены законодательствами большинства стран.
При этом формально "первичные" и "вторичные" заявители, как правило, не различаются.
В некоторых зарубежных законодательствах, однако, требования к заявке изложены
менее подробно, и этот вопрос передается на усмотрение ведомства.
Существенные отличия в заявочной документации содержатся в Законе Мексики,
в котором называются два вида документации, подаваемой в Секретариат торговли
и промышленного развития. Один - заявка на издание так называемой Общей декларации
об охране наименования места происхождения товара, другой - заявка на получение
разрешения на пользование этим объектом, в отношении которого уже издана Общая
декларация.
В тех странах, где отсутствует система подачи заявки и нет специальных
законодательств, регулирующих правоотношения в связи с наименованиями мест
происхождения товаров, эти проблемы решаются на основе нормативных актов,
касающихся охраны конкретных наименований или наименований для отдельных категорий
товаров. Зачастую это имеет место в отношении вин, сыров, водок и некоторых
других сельскохозяйственных продуктов.
Известны в этой связи декреты президентов Франции и Италии. К примеру,
один из декретов президента Италии касается официального признания в качестве
наименований мест происхождения товаров обозначений некоторых видов сыров.
Декрет резервирует эти обозначения только для сыров, отвечающих определенным
требованиям в отношении географических границ их производства и качественных
характеристик. Интересно отметить, что в связи с винами имеется другой Декрет
президента Италии (N 930 (1963)), который устанавливает "простые наименования
происхождения", "контролируемые наименования происхождения", а также "контролируемые
и гарантированные наименования происхождения". В отношении двух последних
категорий наименований происхождения вин, а также географических границ их
производства действует определенный порядок. Этот порядок утверждается специальными

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>